Методика организации прогулок в природу



Методика организации и проведения учебных экскурсий в природу

Учебная экскурсия в природу – сложная в методическом и организационном отношении форма занятий с учащимися, требующая тщательной подготовки учителя и учащихся.

Методика организации и проведения учебных экскурсий довольно полно раскрыта в работах Герасимовой Т.П., Никоновой М.А., Чернова Е.А, Бибик А.Е. и др.

Изучение литературы показало, что организация каждой экскурсии включает в себя три этапа:

  1. Подготовка к ней учителя и учащихся
  2. Проведение экскурсии
  3. Оформление полученного материала

Подготовка учителя к проведению учебной экскурсии в природу включает:

  1. Формулировку цели и задачи экскурсии
  2. Выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение природы района экскурсии и его достопримечательностей
  3. Определение количества и местоположения остановок во время экскурсии, составление индивидуальных и бригадных домашних заданий
  4. Отбор содержания и методов подготовки учащихся к экскурсии
  5. Определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках географии.

Формируя цель и задачи экскурсии, учитель исходит, прежде всего, из требований школьной программы по географии. Необходимо учитывать время проведения экскурсии, так как этим определяется подготовленность учащихся к самостоятельной работе при выполнении практических заданий, а также возможность сбора краеведческого материала для тем курса, подлежащих изучению в дальнейшем.

Для проведения экскурсии в природу выбирается район, расположенный вблизи школы и знакомый учащимся. Район должен отвечать следующим требованиям:

1. Быть разнообразным в физико-географическом отношении и в то же время типичным для природной зоны, в которой живут учащиеся
2. Иметь доступный для изучения пересечённый рельеф, хорошие обнажения горных пород, разнообразный почвенно-растительный покров и наличие водных объектов (источников, рек)
3. Должен быть вполне доступен для прохождения (исключаются труднопроходимые болота, не обеспеченные переправой глубокие реки, осыпи, обрывы и прочие объекты, опасные для здоровья и жизни учащихся).

В случае отсутствия подобного района вблизи школы выбирают место более удалённое, но с минимальной затратой времени на проезд.

Знакомясь с маршрутом на местности, учитель уточняет географическое положение остановок, содержание объяснений и заданий учащимся, форму и объём записей, а также выполняет эскизы рисунков, которые должны будут сделать школьники. Необходимо также заранее выбрать оптимальный вариант расстановки бригад.

На экскурсии надо стремиться к тому, чтобы как можно меньше рассказывать и как можно больше показывать, заставлять детей мыслить и делать соответствующие выводы. Таким образом, экскурсия станет новой формой работы со школьниками.

Когда выбранная территория и объекты на ней с позиции требований программы оценены, что будет изучаться обзорно, а что детально, к выходу в поле готовятся учащиеся. Успех планируемой учебной экскурсии во многом зависит от готовности школьников к ней.

Подготовка учащихся к учебным экскурсиям предполагает, прежде всего, повторение физико-географических знаний, которые учащиеся должны применить на экскурсии, знакомясь с особенностями природы на выбранном объекте экскурсии. Необходимость опорных знаний-непременная основа усвоения нового материала на экскурсии в полевых условиях. В подготовительный период учащиеся знакомятся с методикой исследования физико-географических объектов и явлений: наблюдением, описанием местности, учатся зарисовывать и фотографировать, изучаются инструкции и памятки.

Методика проведения учебной экскурсии зависит от её цели и задач, которые ставит учитель, от выбранных для изучения краеведческих объектов. К организации учебных экскурсий предъявляется некоторые общие требования по физической географии. Так Чернов Б.А. в число таких требований включает:

1. Вводная беседа учителя. Её начинают с обзора окружающей местности (напоминание учащимся цели и задачи экскурсии), краткой характеристики природных особенностей местности и отдельных краеведческих объектов. Учитель рассказывает, как выделить простейшие природные комплексы и дать им характеристику, повторяет методику их описания в дневнике, напоминает правила поведения в природе.
2. Самостоятельная работа бригад (звеньев) по изучению природных объектов по намеченному плану (каждая бригада изучает отдельный объект или все звенья идут по замкнутому полигону от объекта к объекту).
3. Заключительная беседа, на которой обобщаются результаты наблюдений и проведённых исследований, проверяется правильность выполнения заданий, напоминается ход выполнения работы дома: оформления собранных материалов, завершение записей в дневниках, оформление отчётов – индивидуальных и всей бригады (звена).

Анализ содержания проводимых учителями географии экскурсий показывает, что при их проведении не всегда учитывается важная мировоззренческая идея взаимодействия природы и общества.

Представляется целесообразным на учебных экскурсиях по физической географии ориентировать деятельность учащихся на изучение изменённой человеком природы, на установление взаимосвязи в системе “природа – общество – природа”, т.е. отразить на этих экскурсиях связи с вопросами социальной и экономической географии. Учёт взаимодействия природы и общества открывает возможность учителю наглядно, ярко, убедительно показать взаимосвязь между природными и производственными комплексами даже на примерах небольших территорий. Эти объекты доступны для непосредственного наблюдения и именно на них можно раскрывать учащимся взаимосвязь природы и общества, подчёркивая при этом правильное использование природы и неверное, приводящее к её разрушению.

Собранный учащимися краеведческий материал на учебных экскурсиях, а также во время предварительной теоретической подготовки, оформляется в виде стендов, альбомов, схем, таблиц. Как правило, после учебной экскурсии учащиеся представляют индивидуально – групповой отчёт, в котором раскрывают содержание выполненных заданий (исследований) каждым учащимся и группой в целом.

Кратко остановимся на содержании и организации учебной экскурсии по географии в 6-м классе. При изучении конкретных объектов целесообразно дать задания учащимся по описанию объектов (овраг, источник и др.) Высший тип работы на экскурсии – это разрешение несложных географических задач самими учениками под руководством учителя. При этом, по существу, работа шестиклассников приобретает исследовательский характер.

Подготовка к осенней экскурсии начинается с первого урока (отводится по 7-10 мин). Перед проведением выделяется урок для проверки оборудования, знакомства учащихся с маршрутом и планом. На первом уроке учащиеся знакомятся с целями и задачами осенней экскурсии, приносят тетради для заполнения полевого дневника, где на каждой странице записывают задания (они приведены ниже), а результаты, полученные в ходе выполнения, заносятся на экскурсии. Экскурсия начинается во дворе школы. Общая продолжительность экскурсии от 2 час 30 мин до 3 час.

Источник

Прогулка как метод экологического воспитания дошкольников

Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать.

Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки.

Прогулки имеют большое воспитательно — образовательное значение:

— они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, предполагают активную деятельность.

Именно на прогулке воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывают любовь к родной природе, любознательность, наблюдательность.

На прогулках целесообразнее знакомить детей с теми явлениями природы или с теми признаками объектов, представления о которых могут сложиться лишь в течение длительного времени – в процессе наблюдений, игр, труда. При этом детей знакомят с повседневными изменениями природы, например таянием снега, набуханием почек и т. д. Более полные представления о повадках птиц дети также получают во время наблюдений и подкормки пернатых на прогулках.

В воспитательно-образовательной работе с детьми на прогулках и экскурсиях существует тесная связь: представления, которые накапливаются у детей в процессе повседневного ознакомления с природой на прогулках, обобщаются и уточняются на экскурсиях, а знания, полученные на экскурсиях, закрепляются на прогулках.

2. Структурные компоненты прогул ки

структурными компонентами прогулки являются:

– трудовые действия самих детей,

– подвижные игры и игровые упражнения.

— самостоятельная игровая деятельность.

При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей (группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально). Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений, обогащают детские эстетические представления.

Таким образом, наблюдение – один из главных компонентов прогулки.

Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется, когда детей знакомят с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых, с новым видом труда на участке, показывают новый способ действия. При проведении коллективных наблюдений используются те же приемы, что и на занятиях: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, художественное слово и т. д. На прогулках можно наблюдать погоду, небо (движение облаков, радугу, закат солнца и др.). Наблюдения эти обычно кратковременны, но за одним и тем же объектом или явлением природы они повторяются многократно. Так же на прогулках следует обращать внимание детей на характерные сезонные изменения в жизни растений и животных и с помощью вопросов помогать детям устанавливать связь между изменениями в живой и неживой природе, например: стало холодно – насекомые спрятались под корой деревьев, улетели птицы, опали листья. Во время наблюдений хорошо использовать стихотворения, загадки, поговорки, полезно вспомнить народные приметы.

Во время прогулок ведутся индивидуальные наблюдения. Важно будить самостоятельную мысль детей, приучать замечать новое, привлекать имеющийся опыт. Для этого следует поддерживать самостоятельные наблюдения, задавать вопросы, давать пояснения, а иногда учить наблюдать.

Трудовая деятельность.

Посильные трудовые действия детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого, за живыми объектами окружающей среды. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают растения и т. д. В силу собственной активности дети стремятся включиться в совместный со взрослым трудовой процесс, мере усвоения трудовых навыков они выступают в роли равноправного партнера, а затем уже по собственной инициативе увлеченно действуют с разнообразным природным материалом, испытывая радость от полученных результатов. Выполняя одновременно и трудовые и дидактические задания, дети заняты интересным и полезным делом. Именно в этой непринужденной обстановке каждый воспитанник приобретает положительные черты личности и навыки правильного взаимоотношения со сверстниками.

Вследствие новых видов деятельности на прогулке возникают ситуации, вызывающие новые отношения ребенка со взрослым и ее сверстниками. Идет интенсивное формирование личностных качеств каждого ребенка.

Таким образом, трудовые действия детей следует также считать одним из самостоятельных компонентов в структуре прогулки.

Дидактические игры и задания.

Читайте также:  Тема жизни природы пришвин

На прогулках воспитатель организует игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Так, например, дети узнают, что вода бывает холодной и теплой, в ней тонут камни, что сухой снег рассыпается, а из мокрого можно лепить и т. д. Для таких игр на участке следует иметь оборудование (песочные дворики, ящики с песком, бассейн). Формочки, сосуды, совочки, печатки периодически выносятся на прогулки. Кроме этого, широко используются разнообразные игровые упражнения на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам и следам и т. д., игры с игрушками, приводимыми в движение ветром.

Подвижные игры.

Дети постоянно и довольно разнообразно двигаются на участке. Увлеченно двигаясь по участку, активно участвуя в подвижных играх, занимая интересной самостоятельной деятельностью, ребенок достигает хороших результатов без приложения сверх усилий, как бы само собой. Подвижные игры, игровые упражнения являются основным обязательным компонентом каждой прогулки.

Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания.

Становится очевидным, что подвижные игры и игровые упражнения также являются обязательным компонентом каждой прогулки.

Выв од: Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано взрослым в конкретной прогулке.

Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. В зависимости от сезонных и погодных условий, объекта наблюдений, настроя детей эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности. Например, в пасмурный морозный день дети, выйдя на прогулку, сразу же включаются в подвижную игру, что неизменно поднимает их эмоциональной тонус.

Главное – каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание, в формирование личностных качеств дошкольников.

Целевые прогулки

Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки по участку и с выходом за его пределы. Учитывая природное окружение детского сада, наиболее яркие сезонные явления природы, возможности детей, проведенную с ними работу, воспитатель решает, куда пойти и что посмотреть. На такой прогулке выделяется основная задача:

– ознакомление детей с явлением или объектом природы для расширения и уточнения детских впечатлений.

Целевые прогулки кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона, например гнездованием грачей, листопад и др. Проводятся целевые прогулки к водоему, на луг, в лесопарк и т. д. Кроме того, организуются прогулки, познавательное содержание которых ограничено (сбор ягод, цветов).

Целевые прогулки могут носить познавательный характер.

3. Заключе ние

Следует отметить, что полноценное общение с природой, насыщенное познавательным интересом и приятными переживаниями, вызывает у ребёнка общее состояние гармонии, душевного равновесия. А это – ничто иное, как психическое здоровье, который укрепляет организм в целом и является основой физического здоровья.

Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимо для его здоровья. Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря.

Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников «Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников» Экологическое воспитание детей – современное направление педагогики,.

Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста Целью моей работы является – содействие развитию у ребенка основ экологической культуры через метод проектов. Задачи: 1. Расширять представления.

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников Актуальность исследования экологического воспитания дошкольников обусловлена развитием двух параллельных процессов – усугублением экологической.

Дидактическая игра как средство экологического воспитания старших дошкольников Тема: «Дидактические игры как средство экологического воспитания старших дошкольников». В наши дни, когда мир находится на грани экологической.

Игра как метод экологического воспитания в ДОУ В условиях, когда увеличивается число регионов экологического неблагополучия, проблема воспитания экологической культуры у подрастающего.

Игровые технологии как средство экологического воспитания дошкольниковИгровые технологии как средство экологического воспитания дошкольников Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста. Как нам известно, человек всегда существовал в тесной.

Игровые технологии как средство экологического воспитания дошкольниковИгровые технологии как средство экологического воспитания дошкольников Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста. Как нам известно, человек всегда существовал в тесной.

Использование дидактической игры как средства экологического воспитания дошкольников Использование дидактической игры, как средства экологического воспитания дошкольников В жизни детей дошкольного возраста игра является.

Опыт работы «Развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания дошкольников» Уважаемые коллеги, я, Казакова Анна Викторовна, представляю вашему вниманию инновационный педагогический опыт работы на тему: «Развитие.

Прогулка как метод развития двигательной активности дошкольников «В сказочном лесу»Прогулка как метод развития двигательной активности дошкольников «В сказочном лесу» Цель: укрепление здоровья детей через оптимизацию движений на прогулке. Задачи: образовательная: — создать условий для развития двигательной.

Источник

Методика организации и проведения прогулок

Прогулка– форма активного отдыха детей, являющаяся важной составляющей их жизнедеятельности.

К числу основных задач прогулки относятся оздоровление учащихся с особенностями психофизического развития, снятие усталости после продолжительной учебной деятельности, физическая подготовка и закалка организма детей. Данные задачи решаются в процессе организации подвижных и спортивных игр, выполнения физических упражнений, игровых заданий. Педагогическая ценность прогулок не исчерпывается двигательным содержанием. Во время прогулки идет интенсивное обогащение разнообразной информацией: учащиеся знакомятся с окружающим миром путем непосредственных наблюдений, общаются с товарищами и воспитателем. Усвоенные во время прогулки представления и понятия обычно по своей значимости не уступают тем, что приобретены на экскурсии, и со временем могут быть использованы детьми с особенностями психофизического развития в качестве иллюстраций к определенным занятиям. Кроме того, прогулки способствуют развитию общественно-ценных качеств личности, формированию осознанного нравственно-эстетического отношения, интереса к окружающему миру.

Существует много видов прогулок, что дает возможность разнообразить их в течение всего учебного года. В процессе внеурочной работы можно использовать ниже перечисленные виды прогулок.

· Ознакомительные прогулки направлены на изучение детьми окрестностей школы, предполагают постоянное изменение маршрутов движения, прохождение которых обогащает пространственную ориентировку учащихся.

· Прогулки-наблюдения за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного мира, жизнью домашних и диких животных, различными видами труда и отдыха людей проводятся в саду, парке, лесу и т.д. Наблюдения разнохарактерны, сопровождаются краткими пояснениями воспитателя.

· Во время прогулки-поиска учащиеся получают задание отыскать лекарственные травы, семена деревьев, природный материал для гербария, коллекции и т.д.

· Туристические прогулки – мини-походы, предусматривающие ориентирование на местности, развивающие у детей выносливость, дисциплинированность, внимательность и др.

· Прогулка-фантазия (творческая прогулка) предоставляет учащимся возможности выполнения зарисовок, изготовления поделки из природного материала, плетения венка, корзины, составления букета из листьев, цветов, веток. Творческие задания активизируют познавательную деятельность детей.

· Прогулка-показ направлена на ознакомление учащихся с различными предметами, объектами и явлениями (местными достопримечательностями, памятниками, редкими цветами, деревьями, кустарниками и др.), разнообразными их свойствами, признаками.

· Прогулка, содержащая спортивные элементы, предусматривает проведение эстафеты, подвижных игр, использование велосипедов или лыж, санок и т.п. Направлена на укрепление здоровья детей, развитие у них быстроты, ловкости, смекалки и др.

· Прогулки с заданиями общественного значения предполагают посещение памятных мест с возложением цветов, уборкой вокруг памятника и т.д.

· Прогулки-практикумы актуализируют знания правил поведения, формируют у детей умения культурного поведения в общественных местах.

· Комбинированная прогулка включает подвижные и спортивные игры, трудовую деятельность, экскурсионную работу и др.

Условия, определяющие характер прогулок: особенности режима дня, время проведения прогулки, особенности микрорайона, местные сезонные и климатические условия. Содержание каждой прогулки зависит от погоды, конкретных задач, поставленных воспитателем, общей атмосферы в детском коллективе, интересов и настроения детей и т.д.

Требования к маршруту прогулки: безопасность движения; наличие объектов познавательного характера, мест для кратковременного отдыха; возможность возвращения обратно другой дорогой.

На каждой прогулке независимо от ее вида и определенных условий нужно отводить время для развлечений учащихся.

Продолжительность физических упражнений и подвижных игр на прогулках для детей младшего школьного возраста – 35–45 минут, старшего – 45–60 минут. Двигательную активность детей следует снижать в конце прогулки (за 10–15 минут до ее окончания, чтобы обеспечить спокойный переход к следующему режимному моменту).

Перечислим некоторые подвижные игры, которые можно использовать на прогулках: «Слепой кот», «Сова», «Чье звено быстрее построится», «Найди себе пару», «Придумай фигуру», «Кого назвали — тот и ловит», «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Перелет птиц», «Медведь и пчелы», «Хитрая лиса», «Летает – не летает», «Жмурки», «Море волнуется». Методика проведения подвижных игр ранее нами охарактеризована.

Прогулка проводится до самоподготовки и может длиться 1,5 часа. В течение дня возможно проведение двух прогулок (утром перед обедом и вечером после ужина), каждая длительностью около одного часа в зависимости от возраста детей и от погоды.

Подготовка воспитателя включает: анализ ранее проведенных прогулок; определение цели, задач, вида прогулки; оценка временных затрат, протяженности прогулки, расстояния между объектами для наблюдений, местами отдыха; определение видов деятельности детей, разработка соответствующих заданий. Подчеркнем, что к каждой прогулке воспитатель заранее определяет задачи (воспитательные, коррекционно-развивающие, оздоровительного и образовательного характера).

При организации прогулки следует проследить, чтобы одежда и обувь учащихся соответствовали погоде и характеру деятельности; сообщить детям цель прогулки и рассказать о заданиях, видах деятельности на прогулке; провести инструктаж по технике безопасности; назначить ответственных (при необходимости); наблюдать за самочувствием учащихся.

Структуру комбинированной прогулкиможно представить следующим образом:

· организационный момент (после контролируемого воспитателем одевания детей – сбор в назначенное время в назначенном месте, вызывание интереса к прогулке);

· инструктаж о задачах, планах, маршруте, времени прогулки, правилах поведения;

· распределение конкретных поручений;

· наблюдение за сезонными изменениями, рассматривание природных объектов;

· подвижные игры, игровые задания, предусматривающие двигательную активность детей;

· общественно полезная трудовая деятельность детей (должна занимать непродолжительное время);

· индивидуальная работа с учащимися (индивидуальные беседы с детьми, выполнение ими индивидуальных заданий с целью познавательного развития, развития речи и т.п.);

Читайте также:  Правовая природа административного принуждения это

· свободная, самостоятельная деятельность учащихся;

· краткое подведение итогов (воспитатель отмечает наиболее значимое на прогулке, объявляет благодарность детям или указывает на какие-либо недочеты).

После прогулки учащиеся вместе с воспитателем возвращаются в школу, затем следует переодевание, организуются гигиенические процедуры.

В заключение отметим, что непременное условие проведения прогулок – сбалансирование требований воспитателя с желаниями воспитанников.

Методика подготовки и проведения экскурсий

Экскурсияявляется формой общественно-просветительной работы, в ходе которой экскурсанты под руководством экскурсовода изучают объекты или явления в естественной обстановке. Экскурсия– одна из форм познания окружающего мира, состоящая из двух важнейших элементов: показа заранее подобранных объектов в природе, окружающей действительности, в помещении; рассказа о них, выступающего как пояснение зрительного ряда.

Классификация экскурсий

По содержанию выделяют экскурсииобзорные (многоплановые) и тематические.

Обзорные обычно многотемны и строятся на показе различных объектов, могут включать исторический и современный материал. В обзорной экскурсии одна из подтем особо значима и становится ведущей. Какая-либо подтема при необходимости может стать темой для самостоятельной экскурсии.

Тематические раскрывают одну тему, характеризуют одно значимое событие или явление. Виды тематических экскурсий:культурно-просве-тительские, искусствоведческие, архитектурные, литературные, исторические, военно-исторические, социально-бытовые, производственные, природоведческие, краеведческие, экскурсии по изучению окружающей среды.

По составу участников: для детей (школьные экскурсии), для взрослых, для студентов, для военнослужащих, для приезжих, для местных жителей (организованные группы, одиночное посещение).

По месту проведения: городские, музейные, загородные, производственные.

По способу передвижения: пешеходные, с использованием различных видов транспорта.

В специальных школах, школах-интернатах часто проводятся экскурсии по ознакомлению детей с их ближайшим окружением, экскурсии-прогулки в лес, парк (сочетание отдыха с осмотром достопримечательностей), заочные экскурсии (путешествия).

Кроме того проводятся и такие экскурсии как текущая или сопутствующая (организуется в ходе изучения темы или тематического блока в рамках определённого предмета); предварительная (первичное ознакомление с какими-либо объектами, явлениями); заключительная (проводится после теоретического изучения темы); комплексная экскурсия (по нескольким предметам). Такого рода экскурсии организуются совместно учителем (учителями) и воспитателем.

Экскурсииспособствуют развитию у детей осознанного отношения к окружающему; формированию знаний и представлений об общественной жизни, окружающей действительности, природных явлениях, истории родной страны, особенностях различных видов и жанров искусства; развитию мыслительных операций, умений целенаправленно изучать различные объекты и явления, выделять их существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; активизируют речевое развитие, зрительное восприятие; развивают социальную, эмоциональную, интеллектуальную активность; воспитывают любовь к Родине, интерес к культуре и истории родной страны, эстетический вкус, интерес к изобразительному искусству, уважение к труду людей и др.

Когда ребенок только начинает посещать школу, большое значение имеет экскурсионная работа по его ориентировке в ближайшем окружении, т.е. первичное ознакомление со школой, улицей, на которой находится образовательное учреждение, пришкольным участком, расположенными рядом учреждениями культурно-бытового назначения, парком; посещение школьной библиотеки, кабинета врача и т.п. Постепенно тематика экскурсий расширяется. Предлагаются следующие темы: «Правила дорожного движения», «Зоопарк», «На стройке», «Цирк», «Театр», «Природа осенью» (зимой, весной, летом), «Магазин» (игрушек, продовольственный и др.). Во 2–3-х классах проводятся экскурсии в аптеку, различные магазины, на почту, в музеи (краеведческий, художественный и др.) и т.д. В 4–5-х классах дети посещают памятные места города, выставки, разнообразные музеи, агрокомплексы, предприятия и др.

В течение каждого учебного года широко проводятся экскурсии в природу. Нужно подчеркнуть, что для проведения природоведческой экскурсии с детьми с нарушениями зрения выбирается участок, не засоренный природным и другим мусором, свободный от ям, оврагов, пней, острых веток сухостоя, поваленных деревьев, т.е. всего того, что мешает передвижению, ориентировке и соблюдению техники безопасности. На выбранной территории должны быть четкие ориентиры, которые помогут незрячим и слабовидящим в пространственной ориентировке: направляющие тропинки, отдельно стоящие молодые деревца и кустарники, старые деревья, небольшой общий склон или возвышение участка и т.п. Учитывая состояние зрения учащихся и их определенные трудности в передвижении, место для экскурсии, по возможности, выбирается недалеко от школы. Для лучшей ориентации в пространстве, соблюдения техники безопасности, взаимопомощи и творческого сотрудничества детей объединяют в пары.

Важно, чтобы воспитатель предусмотрел безопасность движения учащихся во время экскурсии, заранее наметил места для кратковременного отдыха. Движение осуществляется в колонне. Во время экскурсии детей сопровождают, как минимум, двое взрослых.

Источник

Методические рекомендации: «Методика организаций и проведений экскурсий в природу»

Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в одной роли, которую часто недооценивают: она – наша учительница и воспитательница. Она влияет на наше духовное развитие.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

В нашей стране проблема охраны природы и рационального использования ее ресурсов находится под пристальным вниманием. В целях совершенствования природопользования важно воспитывать у подрастающего поколения с первых лет жизни любовь к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней.

Одной из наиболее эффективных форм ознакомления детей с природой являются экскурсии.

Виды, содержание экскурсий в природу и их структура

Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает «вылазку», — посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом случае под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой обучающиеся воспринимают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними. Т.е. экскурсия обеспечивает знакомство с реальными предметами и явлениями в их естественном окружении.

Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в практике изучения некоторых наук (география, биология, экология) большое место занимают экскурсии в природу. Систематическое проведение экскурсий – необходимое условие формирования естественнонаучных знаний.

Экскурсия выполняет ряд существенных дидактических функций:

с помощью экскурсии реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их обучающиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;

экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой, способствуют изучению явлений и процессов в реальности, взаимосвязи и взаимозависимости, формированию научного мировоззрения;

формированию познавательных и коллективистических интересов, положительных качеств личности.

Организация каждой экскурсии включает в себя три этапа:

Подготовка к ней педагога и обучающихся

Оформление полученного материала

Подготовка педагога к проведению учебной экскурсии в природу включает:

Формулировку цели и задачи экскурсии

Выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение природы района экскурсии и его достопримечательностей

Определение количества и местоположения остановок во время экскурсии, составление индивидуальных и бригадных домашних заданий

Отбор содержания и методов подготовки обучающихся к экскурсии

Определение возможностей использования материалов экскурсии на занятиях

Формируя цель и задачи экскурсии, педагог исходит, прежде всего, из содержания программы обучения. Необходимо учитывать время проведения экскурсии, так как этим определяется подготовленность ребят к самостоятельной работе при выполнении практических заданий, а также возможность сбора краеведческого материала для тем занятий, подлежащих изучению в дальнейшем.

Для проведения экскурсии в природу выбирается район, расположенный вблизи учреждения и знакомый ребятам. Район должен отвечать следующим требованиям:

1. Быть разнообразным в физико-географическом отношении и в то же время типичным для природной зоны, в которой живут обучающиеся
2. Иметь доступный для изучения пересечённый рельеф, хорошие обнажения горных пород, разнообразный почвенно-растительный покров и наличие водных объектов (источников, рек)
3. Должен быть вполне доступен для прохождения (исключаются труднопроходимые болота, не обеспеченные переправой глубокие реки, осыпи, обрывы и прочие объекты, опасные для здоровья и жизни обучающихся).

В случае отсутствия подобного района вблизи учреждения выбирают место более удалённое, но с минимальной затратой времени на проезд.

Знакомясь с маршрутом на местности, педагог уточняет географическое положение остановок, содержание объяснений и заданий обучающимся, форму и объём записей, а также выполняет эскизы рисунков, которые должны будут сделать воспитанники. Необходимо также заранее выбрать оптимальный вариант расстановки бригад.

На экскурсии надо стремиться к тому, чтобы как можно меньше рассказывать и как можно больше показывать, заставлять детей мыслить и делать соответствующие выводы. Таким образом, экскурсия станет новой формой работы с обучающимися.

Когда выбранная территория и объекты на ней с позиции требований программы оценены, что будет изучаться обзорно, а что детально, к выходу в поле готовятся обучающиеся. Успех планируемой экскурсии во многом зависит от готовности обучающихся к ней.

Подготовка обучающихся к экскурсиям предполагает, прежде всего, повторение физико-географических знаний, которые учащиеся должны применить на экскурсии, знакомясь с особенностями природы на выбранном объекте экскурсии. Необходимость опорных знаний-непременная основа усвоения нового материала на экскурсии в полевых условиях. В подготовительный период обучающиеся знакомятся с методикой исследования физико-географических объектов и явлений: наблюдением, описанием местности, учатся зарисовывать и фотографировать, изучаются инструкции и памятки.

Методика проведения учебной экскурсии зависит от её цели и задач, которые ставит педагог, от выбранных для изучения краеведческих объектов.

К организации экскурсий предъявляется некоторые общие требования по физической географии. В число таких требований включается:

1. Вводная беседа педагога. Её начинают с обзора окружающей местности (напоминание учащимся цели и задачи экскурсии), краткой характеристики природных особенностей местности и отдельных краеведческих объектов. Педагог рассказывает, как выделить простейшие природные комплексы и дать им характеристику, повторяет методику их описания в дневнике, напоминает правила поведения в природе.
2. Самостоятельная работа бригад (звеньев) по изучению природных объектов по намеченному плану (каждая бригада изучает отдельный объект или все звенья идут по замкнутому полигону от объекта к объекту).
3. Заключительная беседа, на которой обобщаются результаты наблюдений и проведённых исследований, проверяется правильность выполнения заданий, напоминается ход выполнения работы дома: оформления собранных материалов, завершение записей в дневниках, оформление отчётов – индивидуальных и всей бригады (звена).

Анализ содержания проводимых педагогами краеведческих экскурсий показывает, что при их проведении не всегда учитывается важная мировоззренческая идея взаимодействия природы и общества.

Представляется целесообразным на экскурсиях по краеведению ориентировать деятельность обучающихся на изучение изменённой человеком природы, на установление взаимосвязи в системе “природа – общество – природа”.

Учёт взаимодействия природы и общества открывает возможность учителю наглядно, ярко, убедительно показать взаимосвязь между природными и производственными комплексами даже на примерах небольших территорий. Эти объекты доступны для непосредственного наблюдения и именно на них можно раскрывать обучающимся взаимосвязь природы и общества, подчёркивая при этом правильное использование природы и неверное, приводящее к её разрушению.

Читайте также:  Беседы о природе бывают

Собранный обучащиюмися краеведческий материал на экскурсиях, а также во время предварительной теоретической подготовки, оформляется в виде стендов, альбомов, схем, таблиц. Как правило, после экскурсии обучающиеся представляют индивидуально – групповой отчёт, в котором раскрывают содержание выполненных заданий (исследований) каждым ребенком и группой в целом.

Таким образом, исследования убедительно показывают, что на экскурсиях создаются благоприятные условия для всестороннего развития детей.

Основные виды наблюдений и практических работ обучающихся во время экскурсий

Адресная и физико-географическая привязка. Местоположение объекта экскурсии наносит­ся на карту и обозначается номером. В полевых дневниках или бланках фиксируется время и тек­стовое описание географического положения, а так же схематическая зарисовка положения точки или объекта по отношению к ближайшим ориентирам.
Геологические наблюдения производятся в основном на специализированных точках — естественных обнажениях (по крутым берегам долин рек и ручьев, в оврагах и реже в балках), либо в антропогенных комплексах (карьерах, свежевырытых канавах и ямах). Ребята про­изводят описание выходов пород, их составы и условия залегания, делают зарисовки в полевом дневнике, а также фото- и видеосъемку.

Примерный план геологического изучения местности с обучающимися: рассмотреть геологическое строение местности, характер залегания
и состав горных пород, условия образо­вания, показать их влияние на формы рельефа; показать, как следует описывать и зарисовывать обнажения горных пород; объяснить влияние состава горных пород на формирование релье­фа; дать характеристику хозяйственного исполь­зования горных пород; показать, как собирать минералогическую коллекцию и оформлять ее; формулирование выводов; отбор и оформление материалов отчета.

Геоморфологические наблюдения нацелены на ознакомление с основными формами рельефа разного происхождения, рассмотренными ранее на уроках и дополнительных занятиях по текс­товым характеристикам и картам. В дневнике записывают общий вид тех или иных форм рель­ефа, параметры размеров, характер и крутизну склонов, по возможности, и состав слагающих их пород (для отрицательных форм рельефа). Наряду с фотографированием и видеосъемкой, можно делать контурные и штриховые зарисов­ки, выразительно и полно изображающие рель­еф: характер эрозионного расчленения, форма склонов, террасированность поверхности и дру­гие особенности.

Микроклиматические наблюдения. При изу­чении климата собирают и отмечают в поле­вом дневнике или в метеорологических блан­ках данные о температуре воздуха, количестве осадков, состоянии облачности, направлении и силе ветра, средних показателях температур и осадков по месяцам, по сезонам и за год, изме­нениях высоты Солнца. Характеристика погоды и микроклимата в различных геоморфологических и геоботанических условиях должна включаться в описание маршрутов на экскурсиях и в похо­дах. По данным метеорологических наблюдений устанавливают, воздействию каких воздушных масс подвержена по сезонам года изучаемая территория.

Гидрологические наблюдения во время экскурсий интереснее проводить на малых естественных гидрологических объектах. В ручьях и небольших речках замеряют скорость течения и расход, записывают сведения о шири­не и глубине водотоков, отмечают следы подъема вод в половодье, характер донных наносов, нали­чие и видовой состав водных растений. Для озер записывают форму и глубину, донные отложения и растительность. Во всех случаях фиксируют цвет, запах, мутность, вкусовые качества воды. Разумеется, что водный объект нельзя «выни­мать» из окружения. Поэтому его характеристику дополняют краткими сведениями о берегах и прилегающей территории, а также о прямом или косвенном антропогенном воздействии.

Изучение и описание почв производятся по почвенным разрезам: ямам (шурфам), полуямам, прикопкам. Можно описывать почву также по естественному обнажению обрывистого берега реки, склона оврага или края карстовой воронки. Рекомендуется осматривать и описывать свежие искусственные выемки — силосные ямы, тран­шеи, канавы под фундамент различных построек. В полевом дневнике или бланке обучающиеся дела­ют схематическую зарисовку почвенного профи­ля (желательно с натуральными мазками из всех горизонтов). Горизонты индексируют, записыва­ют их мощность (глубину верхней и нижней границ от поверхности почвы в сантиметрах) и другие показатели в следующем порядке: цвет (окрас­ка), влажность, механический состав, структура, плотность, сложение, новообразования, включе­ния, наличие и обилие корней растений, граница и характер перехода в нижележащий горизонт. Следует обратить внимание на степень деграда­ции почв и земель.

Описание растительности зависит от харак­тера сообщества. Для луговой или болотной рас­тительности принятый размер описания бота­нической площади 100 м 2 или 10×10 м; для леса описание производится на площади от 400 м 2 (20×20 м). При описании травянистой расти­тельности составляется список растений, в кото­ром обычно сначала перечисляются злаки, потом осоки, бобовые, разнотравье. Далее записывает­ся высота, обилие, проективное покрытие, характер распределения. Описание видового состава в лесу дают по ярусам. При описании определяют формулу древостоя с учетом обилия (по 10-балльной системе); сред­нюю высоту; средний диаметр ствола на высоте 1,3 м; высоту прикрепления крон; общую сомк­нутость крон. Вносится оценка класса бонитета. После описания всех ярусов древостоя в полевой дневник или бланк заносятся сведения о подрос­те, о кустарниковом и травяно-кустарничковом ярусах (название видов, обилие, высота, жизненность, распределение). Отмечают также общий характер, облик. Проективное пок­рытие для каждого из ярусов. При описании куль­турных посевов в дневнике и бланке дают назва­ние культуры, жизненность и особо перечень сорняков с указанием степени засорен­ности культур. Изучая растительность, ребята также знакомятся с биоиндикационными метода­ми изучения состояния ландшафта.

Зоогеографические наблюдения. В ходе экскурсии рекомендуется отмечать не только животных, птиц и других представителей фауны, встреченных на точках наблюдения или по мар­шруту, но и следы их пребывания. Например, пятна раз­рытой кабанами земли, выбросы крота, гнезда птиц и т.д.

Маршрутные наблюдения между точками описаний дополняют последние и фиксируются в дневнике. По своему содержанию и объему они могут быть очень различными в зависимости от масштаба и целевого назначения экскурсии или похода. На маршруте следует отмечать направ­ление движения, основные ориентиры, вести маршрутную глазомерную съемку.

В начале экскурсионного маршрута или во время исследовательской работы перед обучающимся должны быть поставлены вопросы геоэкологического характера, на которые они могут найти ответы во время наблюдений в природе.

Экологическая тропа – как одна из форм учебно-воспитательного процесса

Любовь к природе у детей не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Дети школьного возраста, включая старшеклассников, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе не дидактически назидательного, а непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.

Что касается связи воспитания с отдыхом, то где, как не на природе, можно показать ее красоту, а порой просто общительность.

Само название «экологическая тропа природы» можно понимать как «мы изучаем природу» и как «природа учит нас». Другими словами, прежде всего цель создания тропы заключается в обучении и воспитании посетителей.

С одной стороны, задачей тропы является своеобразный «природоведческий ликбез», т. е. расширение у экскурсантов элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. В конечном итоге главная задача экологических троп, — способствовать воспитанию экологической культуры поведения человеком как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе.

Особенно широко тропы природы позволяют развернуть экологическое образование и воспитание среди молодежи. Хорошо известно, что далеко не всегда родителям удается привить детям любовь к природе, желание ее беречь и, что еще сложнее, возбудить у каждого будущего гражданина «чувство» ответственности за ее судьбу.

Оборудование тропы не должно быть самоцелью, это одна из форм работы в системе экологического образования и воспитания подрастающего поколения.

Если ее правильно организовать, то это позволит раскрыть детям свои творческие способности, сочетать умственный и физический труд по изучению, оценке состояния и охране окружающей природной среды, что в свою очередь даст возможность применить знания детей, почерпнутые из школьного курса и занятий в творческих объединениях. А самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального начал в обучающихся. В итоге рождается важнейшее свойство личности – убежденность беречь природу, опираясь не только на знания, полученные из книг, но и на личный опыт ребенка. В процессе общения с природой у него вырабатываются навыки правильного поведения, разумного, сознательного отношения к природе, и особенно этому помогает экскурсионное обслуживание тропы самими обучающимися. А ситуации, в которых обучающиеся становятся организаторами, «педагогами» и пропагандистами, не только повышают их экологическую грамотность, но и формируют многие свойства их личности.

В целях сохранения природной среды и обеспечения комфортности отдыха других посетителей каждый участник на тропе обязан подчиняться определенным правилам :

запрещается срывать любые наземные и водные растения, а не только охраняемые;

с тропы нельзя выносить никакие сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п., с тропы можно выносить только знания, впечатления и фотоснимки;

в зоне тропы категорически запрещена любая охота;

на топливо идут только сухостой и валежник, а на растопку – мелкие сухие ветки или сухая береста (но не с живых деревьев);

разводить костры можно только в специально отведенных местах;

движение по тропам должно проходить по возможности без лишнего шума, чтобы не вызывать беспокойства у животных, поэтому нельзя брать с собой радиоприемники и магнитофоны;

по той же причине не стоит брать с собой собак;

после себя не оставлять никакого мусора.

Нельзя засорять водоемы:

Правильная организация тропы, позволяет обучающимся многогранно раскрыть свои творческие способности, сочетать умственный труд с физическим, развивать высокую активность.

Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности обучающихся. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе — значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина своей Родины.

Источник