Млекопитающие уголка живой природы в детском саду

Млекопитающие уголка живой природы в детском саду

  • Методическая работа

Главная />Живой уголок />Рекомендации по содержанию и кормлению мелких млекопитающих в уголках живой природы

Рекомендации по содержанию и кормлению мелких млекопитающих в уголках живой природы

Данный материал предназначается для педагогов дополнительного образования, учителей биологии и экологии ставит задачи оказания практической помощи при организации уголков живой природы в образовательных учреждениях.

СОДЕРЖАНИЕ ЖИВОТНЫХ. Наиболее подходящими животными для содержания в живом уголке является группа так называемых лабораторных животных, т. е. выведенных искусственно для проведения различных экспериментов. К ним относятся белые и цветные (линейные) мыши, белые крысы, хомячки (сирийский, золотистый, крысовидный, возможно даурский), морские свинки, кролики. Менее желательно содержание в живом уголке «диких» грызунов, таких как белки, бурундуки, ондатры и т. д., поскольку эти животные могут представлять определенную опасность. Если эти животные попадают в живой уголок непосредственно из дикой природы, они обязательно должны пройти карантин в течение 30 суток, т. е. должны содержаться отдельно от других животных. Кроме того, следует учитывать, что эти животные, при неосторожном обращении с ними, могут нанести учащимся довольно серьезные травмы.
Нежелательно содержание в уголках живой природы хищных млекопитающих (ласки, горностаи, колонки, хонорики, енотовидные собаки). Содержание этих животных возможно только при наличии специально подготовленных и проинструктированных учащихся, всегда одних и тех же, т. к. в этом случае животные довольно быстро привыкают к ухаживающим за ними людьми и значительно снижается вероятность получения очень серьезных травм.
В виду почти неизбежного травматизма даже со стороны лабораторных животных, уголок живой природы должен быть оснащен аптечкой, содержащей линимент стрептоцида или синтомицина, йод, р-р бриллиантовой зелени, перекись водорода, марганцевокислый калий, бинты, вату, лейкопластырь. Хорошо так же иметь ранозаживляющие аэрозоли типа «Пантенола».

КОРМЛЕНИЕ для кроликов, морских свинок, хомячков, крыс и мышей.
ЗЕРНОВЫЕ КОРМА. Кроликам и свинкам дают овес, ячмень, просо, вику, чечевицу, горох, кукурузу. Очень охотно животные поедают смесь из двух – трех видов этих кормов. Лучшими кормами являются овес и ячмень, но в виду того, что ячмень вызывает ожирение, его скармливают в небольшом количестве. Крысам и мышам дают овес, просо, ячмень, пшеницу, конопляное и подсолнечное семя. Причем овес является основной частью рациона. Обязательной составной частью рациона мышей и крыс должна быть пшеница.
ОТХОДЫ И ПРОДУКТЫ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. Хорошим кормом для кроликов и свинок служат пшеничные отруби, используемые в смеси с корнеплодами. Подсолнечные и конопляные жмыхи рекомендуется давать кроликам и свинкам вместе с отрубями. Крысам и мышам дают пшеничный хлеб и сухари. Ржаной хлеб обладает большей кислотностью и неохотно поедается грызунами, нередко вызывая у них поносы. Для крыс и мышей рекомендуется готовить густые каши из пшенной, перловой и овсяной крупы.
СОЧНЫЕ КОРМА. Кроликам и свинкам дают красную морковь, кормовую и столовую свеклу, репу, турнепс, картофель, кормовую тыкву и топинамбур. Особенно важно скармливать животным корне — и клубнеплоды в осенне-зимний период, когда в рационе отсутствует зеленый корм. Они способствуют правильному пищеварению, усиливают молокоотделение у кормящих самок и ускоряют рост молодняка. Ценное преимущество красной моркови по сравнению с другими корнеплодами заключается в большом содержании в ней витамина А. Для кормления крыс и мышей используют также яблоки, помидоры. Рекомендуется включать в кормовой рацион крыс вареную свеклу и картофельное пюре.
ЗЕЛЕНЫЙ КОРМ. Богатым источником витаминов являются свежескошенная трава и овощная зелень. Зеленая трава — незаменимый корм кроликов и свинок, как взрослых, так и молодых, т. к. на их рост зеленый корм оказывает особенно благоприятное влияние.
В холодное время года особенно рекомендуется проращивать зерна овса, пшеницы и ячменя с целью обогащения кормового рациона витаминами, а также для улучшения вкусовых качеств и перевариваемости кормов. Для выращивания зелени из проращенного зерна его рассыпают тонким слоем (0,5 – 0,7 см) в ящики или лотки на дно которых кладут древесные опилки и выдерживают в теплом месте до тех пор, пока зелень достигнет 7 – 10 см. длины, после чего её обрезают. Так повторяют два –три раза. Быстрее всего прорастает овес.
В качестве зеленого корма используют также дикорастущие травы. К ним относятся: мышиный горошек, клевер, овсяница, тимофеевка и др. трава с сухих лугов, в состав которой входят клевер, одуванчик, люцерна, чина и разнотравье также охотно поедается кроликами и свинками. Лесные травы – белорус, зубровка, вейники и т. п. животные едят плохо. Не рекомендуется давать траву с заболоченных лугов при содержании в ней в большом количестве канареечника, осок, щучки. Зеленым кормом для крыс и мышей служат также подорожник, одуванчик, люцерна, салат, шпинат, морковная ботва.
Перед раскладкой зеленой травы необходимо смотреть, нет ли ядовитых растений (см. список). Ядовитыми считаются также плоды, листья и кора косточковых деревьев, проросший картофель, ботва и зелень фасоли, луковичные всех видов (лук, чеснок, черемша и др.)

ПАСЛЕНОВЫЕ
НОРИЧНИКОВЫЕ
МОЛОЧАЙНЫЕ
АРОИДНЫЕ
ЗЛАКИ
ЛИЛЕЙНЫЕ
ХВОЩИ Борец, лютики, ветреницы, калужница болотная, челлебор, живокость (дельфиниум).

Чистотел, мак-самосейка.
Горчица, редька полевая.
Куколь, звездчатка.
Вех (цикута), омежник, болиголов, собачья петрушка, бутень, поручейник.

Дурман, белена, паслен, беладонна.
Наперстянка, авран аптечный.
Пролеска, молочай, зимовник, черемица.
Аражник, белокрыльник.
Плевел опьяняющий.
Ландыши майский и Кейске, вороний глаз.
Хвощ болотный.

Перед дачей зелень освобождают от остатков земли, тщательно промывают кипяченой водой и рубят. Для предупреждения желудочно-кишечных заболеваний зеленый корм рекомендуется давать животным сначала в подсушенном виде и постепенно переходить к скармливанию зеленых растений в свежем виде.
ГРУБЫЕ КОРМА. Этот вид кормов – обязательная составная часть рациона кроликов и свинок: они поедают их в большом количестве. Наилучшим кормом является вовремя убранное сено с суходольных лугов. Кролики и свинки значительно хуже других животных переваривают грубую клетчатку и поэтому траву на сено надо скашивать не позднее начала её цветения. Сено не следует пересушивать, т. к. при продолжительной сушке каротин, из которого в организме животных образуется витамин А, разрушается, поэтому рекомендуется теневая сушка.
Питательная ценность сена зависит прежде всего от входящих в него растений: чем больше в нем злаковых и бобовых растений, тем оно питательнее. Сено, собранное в заболоченных лугах не может быть использовано для корма. Крысам и мышам в зимнее время можно давать муку из сена люцерны и клевера и в качестве подстилки – мелкое сено (желательно теневой сушки).
К грубым кормам относятся также древесный (веточный) корм, охотно поедаемый кроликами и менее охотно – свинками. Для крыс, хомяков и мышей веточный корм необходим для равномерного стачивания резцов. Заготовка веточного корма производится примерно с 15 июня по 15 июля, когда листья содержат небольшее количество каротина. Сушить веточный корм необходимо в помещении или под навесом. Лучший древесный корм – ветки липы, клена, березы, осины, тополя, ивы. Не следует давать животным дубовые ветки, т. к. в них содержится дубильная кислота, приводящая к частым запорам и гибели животных. Нельзя заготавливать ветки косточковых растений, содержащих сильную кислоту.
КОРМА ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ. Эти корма содержат больше питательных веществ, чем растительные, и лучше перевариваются животными. Из кормов этого рода для животных используется обычное молоко, молочные продукты, мясо — костную и кровяную муку.
МИНЕРАЛЬНЫЕ КОРМА. Включают поваренную соль, мел, костную муку.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРМЛЕНИЯ. Наиболее часто животные в уголках живой природы гибнут от желудочно-кишечных заболеваний, возникающих в большинстве случаев от несоблюдения правил гигиены при кормлении.
Эти правила следующие:
1. Корма должны быть проверены. Доброкачественность определяется по состоянию здоровья животных. При расстройстве желудка (понос, запор) или отравление (слюнотечение, понос, упадок сердечной деятельности, синеватая окраска слизистых оболочек) корм бракуют.
2. Концентрированные корма перед раздачей животным следует обеззараживать путем кратковременного нагревания в течение 10 – 15 мин. при температуре 950 С.
3. Перед раздачей кормов необходимо промывать кормушки горячей водой.
4. Применяемая для поения животных вода должна быть свежей, чистой и обязательно кипяченой.
5. Необходимо постоянно следить за пищеварением животных, обращая внимание на цвет кала, его форму и консистенцию. При запорах кал твердой консистенции, покрытый пленкой, при поносах – расплывчатый, тягучий, зловонный.
В качестве диетического корма при запоре в рацион животных включается сочный витаминный корм (трава и корнеплоды); при поносах, наоборот, из рациона исключают травы и корнеплоды и больное животное кормят исключительно концентрированными и мягкими кормами. В качестве лекарственных средств при поносах рекомендуется: рисовый отвар, отвар дубовой коры, дисульфон.
При запорах и вздутии живота рекомендуется глауберова соль в водном растворе, касторовое масло. При воспалении желудка и кишечника рекомендуется салол.
6. Нельзя допускать использование недоброкачественного корма (заплесневелого, пыльного, слежавшегося и др.)
7. В качестве подстилки в клетках следует использовать для кроликов солому, а для свинок, крыс, хомячков и мышей – мелкое сено или сухие опилки, желательно лиственных пород.

РЕЖИМ КОРМЛЕНИЯ ЖИВОТНЫХ. Правильный режим кормления обеспечивает полноценную усвояемость корма и хорошее состояние организма. Под режимом кормления понимают время и количество кормовых дач, а также количественное и качественное распределение корма в течение суток. Решающее значение в режиме питания имеет дача корма в строго установленном времени, благодаря чему создаются определенные промежутки между приемами пищи.
В связи с этим к моменту очередного кормления пищеварительный тракт оказывается вполне подготовленным к приему корма. Морские свинки встают на задние ноги, высоко поднимают голову, и усиленно бормочут от нетерпения. У кроликов стремление к еде выражается в том, что они стучат передними ногами о металлическую сетку. Кормление не в установленные часы приводит к тому, что животные мало реагируют на дачу им корма.
Не менее важное значение для правильного кормления животных имеет также количество кормовых дач в течение суток. В период разведения (случка, беременность и т. д.) животные должны получать корм не менее 4-х раз в день, в так называемом поддерживающем состоянии (вне периода размножения) – 3 раза. Молодые животные получают корм 5 раз и более. Не следует сокращать количество кормовых дач, так как в этом случае пищеварительный тракт перегружается большим количеством корма. Имеет существенное значение весовое распределение кормового рациона в течение суток. Так, например, при 4-х кратном кормлении в летнее время года правильнее всего кормовой рацион распределить следующим образом: утром – 25 % суточной нормы, днем – 20 % и вечером – 35 %.
Необходимо всегда иметь точное представление о режиме кормления.

СУТОЧНЫЕ КОРМОВЫЕ НОРМЫ ДЛЯ МОРСКИХ СВИНОК

№ Наименование корма Количество в гр.

1 Овес или отруби 30
2 Корнеплоды 100
3 Крупы 100
4 Трава луговая (летом) 500
5 Сено (зимой) 60
6 Молоко цельное 30
7 Рыбий жир 0.4
8 Дрожжи кормовые 0.2
9 Аскорбиновая кислота (вит. С) 0.05
10 Соль поваренная (NaCl) 0.3
11 Хлеб 80

Читайте также:  Социальная природа человека вторична или первична по отношению

СУТОЧНЫЕ КОРМОВЫЕ НОРМЫ ДЛЯ КРОЛИКОВ (в гр.)

№ Наименование корма Взрослые Молодняк
1 Трава луговая 800.0 500.0
2 Концентрированный корм 120 80
3 Сено 150 110
4 Корнеплоды 150 110
5 Рыбий жир 0.5 0.2
6 Дрожжи кормовые 0.4 0.2
7 Мясо — костная мука 1.0 0.2
8 Соль поваренная 0.5 0.2

СУТОЧНЫЕ КОРМОВЫЕ НОРМЫ ДЛЯ ХОМЯКОВ

№ Наименование корма Кол-во в гр.
1 Отруби или овес 5
2 Корнеплоды 20
3 Крупа 20
4 Хлеб 3
5 Молоко 25
6 Творог 7
7 Мясо, рыба 2,5
8 Соль 0,2
9 Дрожжи 0,2
10 Рыбий жир 0,2
11 Мука костная 0,2
Литература
1. Живой уголок, В.Г. Гусеев. Москва изд. «Лесная промышленность» 1977г.
2. Зоопарк дома, А.П. Лесняк, П.М. Короткий. Алма-Ата изд. «Кайнар» 1973г.
3. Болезни ваших питомцев, С. Братюха, И. Нагорный. Киев «Альтерпрес» 1995г.
4. Советы натуралисту любителю, Изд. «Московский рабочий» 1965г.
5. Друзья нашего дома, Э.Г. Самусенко. Минск «Полымя» 1993г.

Источник



Презентация на тему: «Млекопитающие в детском саду»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Камышловский педагогический колледж» «Млекопитающие в детском саду» Работу выполнили: Темяковская К. Мелехина Д. Мартьянова Ю. Клементьев Н. Тринос Е. Студенты 3 ДО группы Руководитель: Семенова А.В.

Млекопита́ющие (лат. Mammalia) — класс позвоночных животных, основной отличительной особенностью которых является вскармливание детёнышей молоком. Млекопитающие имеют морфологические признаки: — тело покрыто шерстью (волосами), что очень важно для терморегуляции; — кожа богата железами (потовые, сальные, пахучие, млечные); — зубы дифференцированы на резцы, клыки, коренные.

Внешний облик этих животных разнообразен, он находится в прямой зависимости от условий среды и образа жизни. Чаще всего встречаются наземные четвероногие звери. Они имеют хорошо развитые конечности, высоко поднятое над землей тело, хорошо развитый шейный отдел.

Конечно, нельзя познакомить ребенка с природой только с помощью красивых фотографий или чтения книг. В любом правильно организованном детском дошкольном учреждении должен быть зооуголок. В первую очередь общение с животными принесет ребенку массу положительных эмоций. Это и радость, и удивление, и трепет первых открытий. Благодаря наличию зооуголка дети с малых лет учатся бережному отношению к животному миру и братьям нашим меньшим. У них появляются чувство ответственности, стремление оберегать более слабых существ и заботиться о них. Уход за животными в зооуголке дисциплинирует детей, позволяет им приобрести простейшие навыки трудовой деятельности. Кроме того, постоянное общение с животными раскрывает творческий потенциал ребенка, что облегчает художественное и эстетическое воспитание подрастающего поколения.

Цель зооуголка: развитие у детей представления о многообразии животного мира. При этом необходимо учитывать некоторые требования к обитателям живого уголка. 1. Все животные должны иметь яркую окраску, чтобы удержать неустойчивое внимание детей, заинтересовать их. 2. Необходимо, чтобы в живом уголке содержалось несколько экземпляров одного вида животных, что позволит увидеть не только сходство между ними, но и индивидуальные различия. Такие наблюдения помогут сформировать у детей целостные представления о многообразии животного мира. 3. Важно помнить, что все животные должны быть безопасны для детей. 4. Животные зооуголка не должны требовать для своего содержания сложного оборудования, уход за ними должен быть сравнительно прост, соответствовать силам детей и наличию у них свободного времени. 5. При размещении обитателей зооуголка необходимо учитывать их биологические особенности. Так, террариум с черепахой следует ставить на солнечное место, а аквариум с амфибиями — в прохладное и затененное.

Морские свинки — растительноядные животные, в природе пи таются травой, корнями и листьями кустарников, различными семенами и плодами, живут в норах. Свинки плодовиты: приносят 2-3 детенышей. Они покрыты шерстью, у них открыты глаза. В 5-6 месяцев они становятся взрослыми и сами могут приносить потомство. Продолжительность их жизни — 6-8 лет.

В клетке у них должны быть домик-укрытие, опилки в качестве подстилки и коробочка-туалет. Свинки едят сырые овощи, траву, "геркулес", грызут сухари, корки черного хлеба, ветки деревьев. Из клетки время от времени их надо выпускать, чтобы они свободно побегали в помещении под присмотром детей. Это достаточно умные животные: если с ними постоянно и доброжелательно общаться, они легко приручаются: понимают свою кличку, могут играть, обследовать помещение и предметы, дают потомство.

Сирийский золотистый хомячок — маленький грызун, в природе обитает в предгорных степях и на обработанных полях стран Ближнего Востока. Ведет сумеречно-ночной образ жизни. Питается семенами, подземными частями растений, иногда -насекомыми. Хомячок хорошо приспособлен к запасанию корма: имеет защечные мешки, в которых переносит в большом количестве зерно с полей в свои кладовые. Зимой он спит, изредка просыпается, чтобы подкормиться запасами.

Хомяк — норное животное, поэтому ему необходимо укрытие. Цветочный горшок, положенный на бок, заменит ему грот-нору, в которой он сам себе устроит гнездо. Корм для хомяков: сырые нарезанные овощи, фрукты, кусочки хлеба, крутые каши, "геркулес", летом добавляются травы.

Кролики Единственный вид зайцеобразных, который был одомашнен человеком и дал большое разнообразие пород. Для содержания в детском саду лучше всего подойдут кролики небольших размеров. Например, очень красивы кролики породы шиншилла, серебристо-серый мех которых похож на мех одноименного грызуна.

Кроликов лучше всего содержать в металлических прямоугольных клетках с выдвижными поддонами. Оптимальная температура в помещении – 14–18 °C. Влажность воздуха не должна превышать 25%. Сквозняки и прямые солнечные лучи нежелательны. Питание должно быть разнообразным. Его основу составляют свежая трава или сено в зависимости от времени года. Необходимо добавлять в рацион корнеплоды (морковь, свеклу), овес, ячмень, подсолнечник.

Источник

Живые уголки природы для детей разных групп — животные

Большой интерес для детей представляют наблюдения за животными. Постоянными обитателями уголка природы явля­ются аквариумные рыбки. В качестве аквариумных рыбок могут быть использованы как рыбы местных водоемов (малый пру­довой карась, красноперка, вьюн, верхоплавка и т.д.), так и неприхотливые виды экзотических рыб, выходцы из тропиков, так называемые теплолюбивые рыбы (гуппи, меченосец, скаля­рия и т.д.). Наблюдения за рыбками разнообразны, а труд вполне доступен детям (кормление, уборка аквариума, частич­ная смена воды и т.д.).

Хорошо, если в уголке природы есть птицы. При правильном уходе за ними они прекрасно себя чувствуют, поют и даже размножаются. Уход за птицами вызывает у детей большой интерес, воспитывает бережное и заботливое отношение к жи­вотным. В уголке природы обычно содержатся канарейки и волнистые попугайчики — птицы, ставшие домашними.

Из пресмыкающихся можно содержать только черепах — болотную и степную.

Из многочисленного и разнообразного по составу класса мле­копитающих требованиям подбора отвечают прежде всего пред­ставители отряда грызунов — кролик, хомячок, морская свин­ка. Неприхотливость к пище, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав и вместе с тем разнообразие по­вадок делают этих животных желанными обитателями уголка природы.

Животные могут содержаться и на участке. Хорошо иметь семейство кур, утку с утятами, козленка, щенка или других мелких домашних животных (кролика также лучше всего со­держать на участке).

Наряду с животными, которые живут в уголке природы круглый год, сюда следует помещать и временных обитателей. Наблюдения за ящерицами, лягушками, жуками и бабочками вызывают живой интерес у дошкольников, дают богатую пищу для удовлетворения детской любознательности. Проводятся они начиная с весны и до поздней осени.

Животные уголка природы младших групп

Животные очень оживляют уголок природы. Наблюдая за ними, дети учатся узна­вать и различать их по внешним признакам: движущимся частям тела, характеру движения, издаваемым звукам и т. д.

Для малышей уже во второй группе раннего возраста в уголок природы помещают аквариум с рыбкой. Рыбку следует подо­брать ярко окрашенную, ведущую активный образ жизни в течение большей части года, охотно поедающую корм и т. д. Таким требованиям отвечают обыкновенная золотая рыбка, зо­лотистый или серебристый карась.

Начиная с младших групп можно содержать певчих птиц. Желательно, чтобы птичка имела также яркое оперение, весе­лый нрав, была бы неприхотлива к пище, легко приспосабли­валась к жизни в неволе. Этим требованиям, например, отвечает канарейка.

Млекопитающие, даже мелкие, требуют к себе значительно большего внимания, чем другие животные: ведь их надо обильно и часто кормить, ежедневно убирать за ними клетки и т. д. Поэтому содержать млекопитающих постоянно в уголке млад­ших групп вряд ли целесообразно (за исключением летнего периода, когда можно содержать кролика на участке, привлекая к уходу за ним детей старшего дошкольного возраста). Клетки с кроликом, белкой, хомячком или морской свинкой изредка на один-два дня можно приносить в группу малышей для эпизоди­ческого кратковременного наблюдения.

Животные уголка природы средней группы

Знакомясь с животными, дети отмечают своеобразие их внешнего строения, движения, способа питания. Устанавливают и первые связи: зависимость характера движения от особенностей строения ко­нечностей.

Ухаживая вместе с воспитателем за обитателями уголка, дети овладевают несложными умениями: мытье поилки и кормушки животных, кормление.

В средней группе полезно содержать в аквариуме два вида рыбок, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медли­тельного прудового карася и юркую, подвижную верхоплавку, — или содержать в аквариуме разновидности золотой рыбки: вуа­лехвоста, телескопа и одновременно (в другом аквариуме) рыбку из местного водоема.

Различия во внешнем виде и повадках названных рыбок достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при на­блюдении.

Из птиц для уголка природы средней группы следует оста­новиться на той, которую рекомендовали для малышей, — ка­нарейке.

Постоянными обитателями в уголке природы средней группы могут быть млекопитающие. Дети этого возраста вполне овла­девают навыками ухода за некоторыми из них. Так, целесо­образно поместить очень интересных по повадкам морскую свинку и хомячка. Они относятся к одному отряду — у них есть и сходство, и большое различие, своеобразие. Уход за этими животными прост; они дружелюбны; у них легко вы­рабатываются рефлексы на разнообразные сигналы, время, об­становку.

Животные уголка природы старшей группы

Подбор живот­ных в старшей группе должен обеспечить возможность форми­рования первоначальных знаний детей об особенностях приспо­собления животных к условиям среды обитания. Эти приспособ­ления самые разнообразные. Они находят отражение как в образе жизни, так и во внешнем строении (форма тела, покров, органы передвижения), в способе питания и т. д.

В уголке природы старшей группы хорошо содержать тепло­любивых живородящих и икромечущих рыб (гуппи, меченосец, скалярия и т. д.). Глядя на жизнь обитателей аквариума, обретая навыки правильного содержания этих рыбок, дети будут пони­мать, как эти рыбки живут на воле, в природе и как важно сохранять естественную среду их обитания.

Интерес у детей вызовет и наблюдение за вьюном. Эта ма­ленькая рыбка местных водоемов — своеобразный барометр. Перед наступлением ненастной погоды она возбужденно плавает, как бы предсказывая погоду.

Читайте также:  Природа и человек в философии фомы аквинского

Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство (канарейка, волнистый попугайчик). Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве — ценней­ший материал для наблюдения старших детей. Не следует при этом забывать о том, что забота о беспомощных растущих птен­цах — источник добрых и гуманных чувств, бережного отноше­ния ко всему живому.

В уголок природы старшей группы надо поместить черепаху. Обычно черепаха впадает зимой в непродолжительную спячку. Если она живет в уголке несколько лет, то спячки может и не быть, но черепаха становится вялой, неохотно берет корм. По­нять причину такого состояния и создать соответствующие ус­ловия для жизни животного могут только старшие дошкольни­ки. Из млекопитающих следует поместить хомячка и морскую свинку.

Животные уголка природы подготовительной к школе груп­пы

В уголке природы хорошо содержать в аквариуме разнооб­разных рыбок из местного водоема, а также теплолюбивых рыбок (живородящих и икромечущих).

Как и в старшей группе, в уголке природы содержат птиц, выводящих потомство. На участке летом можно завести семей­ство кур или уток.

В уголке природы подготовительной к школе группы могут содержаться многие млекопитающие. Дети ухаживают за кроль­чатником на участке детского сада.

Содержание млекопитающих

Морская свинка

Это доверчивое и миролюбивое животное. Тело свинки небольшое, вытянутое. Окраска шерсти разнообразная: черная, белая, ры­жая, желтая и коричневая. Хвоста нет. Мордочка вытянутая, глаза выпуклые, как пуговки, подвижные усы. Ноги короткие, с разным количеством пальцев на передних и задних лапах: на передних — четыре пальца, на задних — три.

Для содержания свинки в неволе нужен просторный ящик или сетчатая клетка размером 70x50x40 см, но обязательно с металлическим выдвижным дном, с бортиками высотой 4 см, чтобы можно было насыпать опилки. Чтобы шерстка не пач­калась в опилках, над металлическим дном кладется дере­вянная решетка с просветом в 1,5 см (таких решеток долж­но быть две, чтобы ежедневно менять, а грязную мыть и сушить). В одной половине клетки необходимо создать свинке темный угол, в котором она будет спать и прятаться. Морская свинка — травоядное животное. В ее меню входят овощи, коренья, трава, зерно.

Она охотно ест морковь, свеклу, капусту, петрушку, помидоры, листья одуванчика и разные травы. Надо давать свинке и корочки черствого хлеба, ветки, сухари, чтобы она могла их иногда погрызть. Ест свинка и картофельное пюре (кормить сырым картофелем нельзя). У свинки, как и у всех грызунов, постоянно растут зубы. Чтобы животное могло их стачивать, в клетке надо держать несколько деревянных чурок. Кормят свинку три раза в день в определенное время. Под выходной день хорошо класть в клетку вымытую неочи­щенную свеклу и сухую горбушку хлеба. Посуда для пищи должна быть низкой и тяжелой. Вместе с зеленью не обяза­тельно ставить воду. Беременным и кормящим свинкам нужно давать жидкость: молоко, чистую воду, особенно при сухом корме.

Свинка может размножаться 2—3 раза в год. Рождается от одного до четырех детенышей. Детеныши появляются на свет в шерсти и зрячие. Через 3—4 дня малыши самостоятельно пи­таются кормом, который ест мать, хотя еще в течение 30 дней сосут ее молоко. В первый день после родов ни самку, ни детенышей трогать нельзя. Самца следует посадить в другую клетку. Морская свинка любит, когда ее чистят маленькой щеткой. У свинки быстро отрастают коготки, и время от времени их надо осторожно подстригать. Морскую свинку надо оберегать от сквозняков, давать ей больше света.

Хомячок

Это ночное животное, относится к отряду гры­зунов. Зверек небольшого размера, имеет короткое туловище, маленькие хвост и ноги, шерсть рыжеватого цвета. У хомячка есть защечные мешки, куда он прячет пищу.

Содержать хомячка можно в металлической клетке или де­ревянном ящике, обитом изнутри жестью, аквариуме размером 70x50x40 см. Дно ящика должно быть застелено опилками или сухим чистым песком слоем в 3—4 см. В клетке хомячок ведет себя аккуратно: один угол клетки использует для жилья — «спальня», «кладовая», другой — как «туалет». Для туалета можно использовать ящичек с опилками и приучить к нему хомячка, тогда отпадет надобность засыпать все дно клетки опилками. В клетке следует устроить домик. Внутри домика из тряпок, сена хомячок устраивает теплое гнездо. В клетке можно сделать жердочки, подвесить кольцо, чтобы хомячок мог бегать, лазать.

Питаются хомячки семечками подсолнуха, овса, проса. Охот­но едят хлеб, кашу, творог, кусочки яблока, морковь, капусту, свеклу, картофель, стручки гороха, листья одуванчика. Надо давать и белковую пищу: мучных червей, несоленое сало, не­множко мясного фарша. Хомячки с удовольствием пьют молоко, зимой им полезно давать несколько капель рыбьего жира. Его обычно добавляют к молоку или на кусочек хлеба (один раз в неделю). В клетке всегда должны быть минеральная подкормка (мел) и чистая вода. Кормят животных два раза в день. Время от времени нужно проверять запасы в «кладовой» и удалять заплесневевший корм.

Хомячки размножаются в неволе почти круглогодично. Ког­да появляются детеныши, самца нужно убрать из клетки, а самку реже беспокоить. Малыши появляются слепые, голенькие и совершенно беспомощные. Новорожденных не надо трогать, потому что на них останутся посторонние запахи и самка может загрызть своих детей. Прозревают хомячки только через 13—15 дней. С шестидневного возраста они охотно поедают корм, принесенный матерью, — кусочки картофеля, капусты, свеклы, моркови, печенья, хлеб, смоченный в молоке. Самца можно пустить в клетку не раньше как через месяц после прозревания малышей.

Содержание птиц

В уголке природы дошкольных учрежде­ний можно содержать только «одомашненных» птиц (голубь, канарейка, волнистый попугайчик). При содержании птиц не­обходимо правильно подобрать клетки: они должны отвечать потребностям данного вида. При выборе клеток надо подходить к каждому виду птиц индивидуально, но в любом случае клетка должна быть правильной формы, без всяких лишних украше­ний. Объем ее зависит от величины и подвижности птиц. Мак­симальный объем клетки для большинства наших птиц не дол­жен превышать в длину 50 см, в ширину — 30 см, а в высоту — 40 см. Каждая клетка должна иметь двойное дно: нижнее не­подвижное, а верхнее выдвижное.

На выдвижное дно клетки насыпают сухой песок.В клетке должны быть кормушка, ча­шечка с водой для питья. Ежедневно по утрам на некоторое время в нее помещают посуду для купания птицы.В клетке укрепляют несколько жердочек. Жердочки надо разместить так, чтобы, сидя на верхних, птица не пачкаланижние, не засоряла кормушку и поилку. Клетку с птицей надо повесить на высоте около 2 м от пола, на светлой стене, не очень далеко от окна; против клетки не должно быть форточек. Кроме клеток, птиц содержат в вольерах. Они представляют собой очень высокую большую клетку, занимающую часть комнаты.В вольеры поме­щают помногу птиц как одного, так и разных видов, которые могут жить вместе. Кроме обыкновенных жердочек, в вольеры помещают небольшие деревца и кустарники.

Следующим условием содержания птиц является правильная организация их кормления. Кормить их лучше всего в ранние утренние часы. Зерноядным птицам корм дается один раз в сутки. Корма птицам нужно давать столько, чтобы хватало с момента их пробуждения до вечера. Пища должна быть по возможности приближена к естественной, свежей, разнообразной и богатой витаминами. Разные виды сухих кормов желательно класть в разные кормушки или в разные отделения одной кор­мушки. Всем птицам следует давать зеленый овес, побеги тра­ десканции, аспарагуса, минеральные корма — марганцовокис­лый калий (давать 2—3 раза в месяц, опустив маленький крис­таллик в воду для питья), немного дробленого древесного угля, поваренной соли (давать один раз в месяц, опустив маленький кристаллик в воду для питья), толченую скорлупу яиц, особенно тем птицам, которые размножаются в неволе. Норму кормов необходимо устанавливать опытным путем, помня, что лучше всего давать несколько больше корма, чем его может съесть птица. В среднем для птиц суточная норма смеси кормов состав­ляет 20—40 г.

Чистота клетки — одно из главных условий сохранения здоровья птицы. Кормушку и поилку необходимо вычищать и вымывать ежедневно. Раз в неделю производится чистка клетки со сменой загрязненного песка. Один раз в месяц надо делать полную чистку клетки с обвариванием крутым кипятком или же горячим табачным отваром. Жердочки также необходимо чаще очищать от грязи. В клетке у птицы сильно отрастают коготки. Время от времени их подрезают острыми ножницами. Подрезать коготки нужно ниже кровеносного сосуда (на свету внутри коготка видна красная полоска — кровеносный сосуд).

Как уберечь птиц от заболеваний?

Насморк

Возникает от сквозняков, холодной воды. У птицы течет слизь из носовых отверстий, она трясет головой, щурит глаза. Необходимо смазать носовые отверстия раститель­ным маслом и налить в поилку подсахаренную воду.

Расстройство пищеварения (понос или запор)

Мо­жет быть от недоброкачественной пищи, грязной воды, избытка корма без зелени. При поносе дается рисовый отвар с добавле­нием 1—2 капель кагора (вместо воды). При запоре дают зеленый корм, ягоды, в воду добавляют 3—5 капель растительного масла.

Ожирение

Вызывается избытком корма, особенно кор­млением коноплей, малой подвижностью птицы. Необходимо включать в питание зелень, ягоды, тертую морковь, давать возможность птице летать по комнате.

Болезнь глаз

Промыть глаза теплой водой или раство­ром борной кислоты (чайная ложка на стакан воды).

Вошь, клещ

Птица сидит нахохлившись, чешется. Пти­цу необходимо отсадить в другое помещение, промыть клетку кипятком, жердочки и щели смазать керосином.

Болезнь ног (подкожный клещ). Ноги распухают, чешуйки, покрывающие плюсну и пальцы, поднимаются. Необхо­димо смазать ноги 3—4 раза (с промежутком в 2—3 дня) мине­ральным маслом (машинное, веретенное). Птицу из клетки пере­селить. Клетку обработать.

Источник

  • Методическая работа

Главная />Живой уголок />Рекомендации по содержанию и кормлению мелких млекопитающих в уголках живой природы

Рекомендации по содержанию и кормлению мелких млекопитающих в уголках живой природы

Данный материал предназначается для педагогов дополнительного образования, учителей биологии и экологии ставит задачи оказания практической помощи при организации уголков живой природы в образовательных учреждениях.

СОДЕРЖАНИЕ ЖИВОТНЫХ. Наиболее подходящими животными для содержания в живом уголке является группа так называемых лабораторных животных, т. е. выведенных искусственно для проведения различных экспериментов. К ним относятся белые и цветные (линейные) мыши, белые крысы, хомячки (сирийский, золотистый, крысовидный, возможно даурский), морские свинки, кролики. Менее желательно содержание в живом уголке «диких» грызунов, таких как белки, бурундуки, ондатры и т. д., поскольку эти животные могут представлять определенную опасность. Если эти животные попадают в живой уголок непосредственно из дикой природы, они обязательно должны пройти карантин в течение 30 суток, т. е. должны содержаться отдельно от других животных. Кроме того, следует учитывать, что эти животные, при неосторожном обращении с ними, могут нанести учащимся довольно серьезные травмы.
Нежелательно содержание в уголках живой природы хищных млекопитающих (ласки, горностаи, колонки, хонорики, енотовидные собаки). Содержание этих животных возможно только при наличии специально подготовленных и проинструктированных учащихся, всегда одних и тех же, т. к. в этом случае животные довольно быстро привыкают к ухаживающим за ними людьми и значительно снижается вероятность получения очень серьезных травм.
В виду почти неизбежного травматизма даже со стороны лабораторных животных, уголок живой природы должен быть оснащен аптечкой, содержащей линимент стрептоцида или синтомицина, йод, р-р бриллиантовой зелени, перекись водорода, марганцевокислый калий, бинты, вату, лейкопластырь. Хорошо так же иметь ранозаживляющие аэрозоли типа «Пантенола».

Читайте также:  Эстетическая природа литературы это

КОРМЛЕНИЕ для кроликов, морских свинок, хомячков, крыс и мышей.
ЗЕРНОВЫЕ КОРМА. Кроликам и свинкам дают овес, ячмень, просо, вику, чечевицу, горох, кукурузу. Очень охотно животные поедают смесь из двух – трех видов этих кормов. Лучшими кормами являются овес и ячмень, но в виду того, что ячмень вызывает ожирение, его скармливают в небольшом количестве. Крысам и мышам дают овес, просо, ячмень, пшеницу, конопляное и подсолнечное семя. Причем овес является основной частью рациона. Обязательной составной частью рациона мышей и крыс должна быть пшеница.
ОТХОДЫ И ПРОДУКТЫ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. Хорошим кормом для кроликов и свинок служат пшеничные отруби, используемые в смеси с корнеплодами. Подсолнечные и конопляные жмыхи рекомендуется давать кроликам и свинкам вместе с отрубями. Крысам и мышам дают пшеничный хлеб и сухари. Ржаной хлеб обладает большей кислотностью и неохотно поедается грызунами, нередко вызывая у них поносы. Для крыс и мышей рекомендуется готовить густые каши из пшенной, перловой и овсяной крупы.
СОЧНЫЕ КОРМА. Кроликам и свинкам дают красную морковь, кормовую и столовую свеклу, репу, турнепс, картофель, кормовую тыкву и топинамбур. Особенно важно скармливать животным корне — и клубнеплоды в осенне-зимний период, когда в рационе отсутствует зеленый корм. Они способствуют правильному пищеварению, усиливают молокоотделение у кормящих самок и ускоряют рост молодняка. Ценное преимущество красной моркови по сравнению с другими корнеплодами заключается в большом содержании в ней витамина А. Для кормления крыс и мышей используют также яблоки, помидоры. Рекомендуется включать в кормовой рацион крыс вареную свеклу и картофельное пюре.
ЗЕЛЕНЫЙ КОРМ. Богатым источником витаминов являются свежескошенная трава и овощная зелень. Зеленая трава — незаменимый корм кроликов и свинок, как взрослых, так и молодых, т. к. на их рост зеленый корм оказывает особенно благоприятное влияние.
В холодное время года особенно рекомендуется проращивать зерна овса, пшеницы и ячменя с целью обогащения кормового рациона витаминами, а также для улучшения вкусовых качеств и перевариваемости кормов. Для выращивания зелени из проращенного зерна его рассыпают тонким слоем (0,5 – 0,7 см) в ящики или лотки на дно которых кладут древесные опилки и выдерживают в теплом месте до тех пор, пока зелень достигнет 7 – 10 см. длины, после чего её обрезают. Так повторяют два –три раза. Быстрее всего прорастает овес.
В качестве зеленого корма используют также дикорастущие травы. К ним относятся: мышиный горошек, клевер, овсяница, тимофеевка и др. трава с сухих лугов, в состав которой входят клевер, одуванчик, люцерна, чина и разнотравье также охотно поедается кроликами и свинками. Лесные травы – белорус, зубровка, вейники и т. п. животные едят плохо. Не рекомендуется давать траву с заболоченных лугов при содержании в ней в большом количестве канареечника, осок, щучки. Зеленым кормом для крыс и мышей служат также подорожник, одуванчик, люцерна, салат, шпинат, морковная ботва.
Перед раскладкой зеленой травы необходимо смотреть, нет ли ядовитых растений (см. список). Ядовитыми считаются также плоды, листья и кора косточковых деревьев, проросший картофель, ботва и зелень фасоли, луковичные всех видов (лук, чеснок, черемша и др.)

ПАСЛЕНОВЫЕ
НОРИЧНИКОВЫЕ
МОЛОЧАЙНЫЕ
АРОИДНЫЕ
ЗЛАКИ
ЛИЛЕЙНЫЕ
ХВОЩИ Борец, лютики, ветреницы, калужница болотная, челлебор, живокость (дельфиниум).

Чистотел, мак-самосейка.
Горчица, редька полевая.
Куколь, звездчатка.
Вех (цикута), омежник, болиголов, собачья петрушка, бутень, поручейник.

Дурман, белена, паслен, беладонна.
Наперстянка, авран аптечный.
Пролеска, молочай, зимовник, черемица.
Аражник, белокрыльник.
Плевел опьяняющий.
Ландыши майский и Кейске, вороний глаз.
Хвощ болотный.

Перед дачей зелень освобождают от остатков земли, тщательно промывают кипяченой водой и рубят. Для предупреждения желудочно-кишечных заболеваний зеленый корм рекомендуется давать животным сначала в подсушенном виде и постепенно переходить к скармливанию зеленых растений в свежем виде.
ГРУБЫЕ КОРМА. Этот вид кормов – обязательная составная часть рациона кроликов и свинок: они поедают их в большом количестве. Наилучшим кормом является вовремя убранное сено с суходольных лугов. Кролики и свинки значительно хуже других животных переваривают грубую клетчатку и поэтому траву на сено надо скашивать не позднее начала её цветения. Сено не следует пересушивать, т. к. при продолжительной сушке каротин, из которого в организме животных образуется витамин А, разрушается, поэтому рекомендуется теневая сушка.
Питательная ценность сена зависит прежде всего от входящих в него растений: чем больше в нем злаковых и бобовых растений, тем оно питательнее. Сено, собранное в заболоченных лугах не может быть использовано для корма. Крысам и мышам в зимнее время можно давать муку из сена люцерны и клевера и в качестве подстилки – мелкое сено (желательно теневой сушки).
К грубым кормам относятся также древесный (веточный) корм, охотно поедаемый кроликами и менее охотно – свинками. Для крыс, хомяков и мышей веточный корм необходим для равномерного стачивания резцов. Заготовка веточного корма производится примерно с 15 июня по 15 июля, когда листья содержат небольшее количество каротина. Сушить веточный корм необходимо в помещении или под навесом. Лучший древесный корм – ветки липы, клена, березы, осины, тополя, ивы. Не следует давать животным дубовые ветки, т. к. в них содержится дубильная кислота, приводящая к частым запорам и гибели животных. Нельзя заготавливать ветки косточковых растений, содержащих сильную кислоту.
КОРМА ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ. Эти корма содержат больше питательных веществ, чем растительные, и лучше перевариваются животными. Из кормов этого рода для животных используется обычное молоко, молочные продукты, мясо — костную и кровяную муку.
МИНЕРАЛЬНЫЕ КОРМА. Включают поваренную соль, мел, костную муку.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРМЛЕНИЯ. Наиболее часто животные в уголках живой природы гибнут от желудочно-кишечных заболеваний, возникающих в большинстве случаев от несоблюдения правил гигиены при кормлении.
Эти правила следующие:
1. Корма должны быть проверены. Доброкачественность определяется по состоянию здоровья животных. При расстройстве желудка (понос, запор) или отравление (слюнотечение, понос, упадок сердечной деятельности, синеватая окраска слизистых оболочек) корм бракуют.
2. Концентрированные корма перед раздачей животным следует обеззараживать путем кратковременного нагревания в течение 10 – 15 мин. при температуре 950 С.
3. Перед раздачей кормов необходимо промывать кормушки горячей водой.
4. Применяемая для поения животных вода должна быть свежей, чистой и обязательно кипяченой.
5. Необходимо постоянно следить за пищеварением животных, обращая внимание на цвет кала, его форму и консистенцию. При запорах кал твердой консистенции, покрытый пленкой, при поносах – расплывчатый, тягучий, зловонный.
В качестве диетического корма при запоре в рацион животных включается сочный витаминный корм (трава и корнеплоды); при поносах, наоборот, из рациона исключают травы и корнеплоды и больное животное кормят исключительно концентрированными и мягкими кормами. В качестве лекарственных средств при поносах рекомендуется: рисовый отвар, отвар дубовой коры, дисульфон.
При запорах и вздутии живота рекомендуется глауберова соль в водном растворе, касторовое масло. При воспалении желудка и кишечника рекомендуется салол.
6. Нельзя допускать использование недоброкачественного корма (заплесневелого, пыльного, слежавшегося и др.)
7. В качестве подстилки в клетках следует использовать для кроликов солому, а для свинок, крыс, хомячков и мышей – мелкое сено или сухие опилки, желательно лиственных пород.

РЕЖИМ КОРМЛЕНИЯ ЖИВОТНЫХ. Правильный режим кормления обеспечивает полноценную усвояемость корма и хорошее состояние организма. Под режимом кормления понимают время и количество кормовых дач, а также количественное и качественное распределение корма в течение суток. Решающее значение в режиме питания имеет дача корма в строго установленном времени, благодаря чему создаются определенные промежутки между приемами пищи.
В связи с этим к моменту очередного кормления пищеварительный тракт оказывается вполне подготовленным к приему корма. Морские свинки встают на задние ноги, высоко поднимают голову, и усиленно бормочут от нетерпения. У кроликов стремление к еде выражается в том, что они стучат передними ногами о металлическую сетку. Кормление не в установленные часы приводит к тому, что животные мало реагируют на дачу им корма.
Не менее важное значение для правильного кормления животных имеет также количество кормовых дач в течение суток. В период разведения (случка, беременность и т. д.) животные должны получать корм не менее 4-х раз в день, в так называемом поддерживающем состоянии (вне периода размножения) – 3 раза. Молодые животные получают корм 5 раз и более. Не следует сокращать количество кормовых дач, так как в этом случае пищеварительный тракт перегружается большим количеством корма. Имеет существенное значение весовое распределение кормового рациона в течение суток. Так, например, при 4-х кратном кормлении в летнее время года правильнее всего кормовой рацион распределить следующим образом: утром – 25 % суточной нормы, днем – 20 % и вечером – 35 %.
Необходимо всегда иметь точное представление о режиме кормления.

СУТОЧНЫЕ КОРМОВЫЕ НОРМЫ ДЛЯ МОРСКИХ СВИНОК

№ Наименование корма Количество в гр.

1 Овес или отруби 30
2 Корнеплоды 100
3 Крупы 100
4 Трава луговая (летом) 500
5 Сено (зимой) 60
6 Молоко цельное 30
7 Рыбий жир 0.4
8 Дрожжи кормовые 0.2
9 Аскорбиновая кислота (вит. С) 0.05
10 Соль поваренная (NaCl) 0.3
11 Хлеб 80

СУТОЧНЫЕ КОРМОВЫЕ НОРМЫ ДЛЯ КРОЛИКОВ (в гр.)

№ Наименование корма Взрослые Молодняк
1 Трава луговая 800.0 500.0
2 Концентрированный корм 120 80
3 Сено 150 110
4 Корнеплоды 150 110
5 Рыбий жир 0.5 0.2
6 Дрожжи кормовые 0.4 0.2
7 Мясо — костная мука 1.0 0.2
8 Соль поваренная 0.5 0.2

СУТОЧНЫЕ КОРМОВЫЕ НОРМЫ ДЛЯ ХОМЯКОВ

№ Наименование корма Кол-во в гр.
1 Отруби или овес 5
2 Корнеплоды 20
3 Крупа 20
4 Хлеб 3
5 Молоко 25
6 Творог 7
7 Мясо, рыба 2,5
8 Соль 0,2
9 Дрожжи 0,2
10 Рыбий жир 0,2
11 Мука костная 0,2
Литература
1. Живой уголок, В.Г. Гусеев. Москва изд. «Лесная промышленность» 1977г.
2. Зоопарк дома, А.П. Лесняк, П.М. Короткий. Алма-Ата изд. «Кайнар» 1973г.
3. Болезни ваших питомцев, С. Братюха, И. Нагорный. Киев «Альтерпрес» 1995г.
4. Советы натуралисту любителю, Изд. «Московский рабочий» 1965г.
5. Друзья нашего дома, Э.Г. Самусенко. Минск «Полымя» 1993г.

Источник