Мостик между живой и неживой природой

Антропогенные воздействия на литосферу

На состояние литосферы в первую очередь оказывает влияние хозяйственная деятельность человека. Она приводит к значительному загрязнению почвы и даже нижележащих слоев. Рассмотрим, как происходит загрязнение литосферы и что может произойти из-за этого.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Сыровацкой Ольгой Викторовной.

Опыт работы учителем географии — 35 лет.

Как происходит загрязнение

Наибольшему загрязнению подвергается верхний слой литосферы – почва. От количества плодородной почвы зависит жизнь растений, животных и человека. Основными источниками загрязнения литосферы являются:

  • бытовой мусор;
  • сельское хозяйство;
  • промышленные отходы.

Установлено, что на одного человека в год, в среднем приходится около тонны разнообразного мусора. Часть его – это неразлагаемый мусор. Населенные пункты вывозят мусор на свалки. Как его оттуда утилизировать – до сих пор нерешенная задача. Сжигание мусора приводит к выделению большого количества токсичных веществ. Закапывание мусора – это загрязнение почвы и подземных вод.

Рис. 1. Свалки – источник загрязнения литосферы

Наиболее токсичными являются отходы различных отраслей промышленности:

  • металлургическая – соли тяжелых металлов;
  • машиностроительная – цианиды;
  • производство пластмассы – фенол и бензол;
  • производство резины – полимерные сгустки, пыль.

Остро стоит проблема утилизации старых шин и других резиновых деталей. Эти вещи практически не разлагаются, но легко загораются с образованием удушливого дыма.

Огромным загрязнителем почвы является нефть и ее производные. Нефть нерастворима в воде и при попадании на землю обволакивает почву, делая ее липкой. На этих участках погибают все растения.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Литосфера
  • 2. Киотский протокол
  • 3. Загрязнение гидросферы
  • 4. Земельные ресурсы России

Сельское хозяйство загрязняет литосферу путем внесения в почву минеральных удобрений и ядохимикатов. Ежегодно в мире выпускается около миллиона тонн пестицидов. Все они попадают в почву. Это приводит не только к ее загрязнению, но и к ухудшению качества выращиваемых культур. Из минеральных удобрений наиболее опасными являются нитратные и фосфатные.

Наиболее опасный источник загрязнения – это захоронение радиоактивных отходов. На атомных станциях около 98% ядерного топлива выбрасывается в виде отходов. Их закапывают глубоко в землю в стальных контейнерах.

Рис. 2. Захоронение радиоактивных отходов – наиболее опасный вид загрязнения

Вопрос 6. Антропогенное воздействие на литосферу

Антропогенное воздействие на литосферу вызывает деградацию почвы — это постепенное ухудшение ее свойств, которое сопровождается уменьшением содержания гумуса и снижением плодородия. Как известно, почва один из важней­ших компонентов окружающей природной среды, непосред­ственно связанный с приповерхностной частью литосферы. Ее образно называют «мостом между живой и неживой природой». Почва обеспечивает существование биосферы, является ее ос­новой, она — биологический адсорбент и нейтрализатор заг­рязнений.

Следует учитывать, что почва практически невозобновимый природный ресурс. Все основные ее экологические функции за­мыкаются на одном обобщающем показателе —почвенном пло­дородии. Отчуждая с полей основной (зерно, корнеплоды, ово­щи и др.) и побочный урожай (солома, листья, ботва и др.), человек размыкает частично или полностью биологический кру­говорот веществ, нарушает способность почвы к саморегуля­ции и снижает ее плодородие. Эти процессы ведут к весьма опасной по своим далеко идущим последствиям дегумификации

— потере гумуса. Дегумификация возрастает и за счет не­умеренного внесения в почву минеральных удобрений. За последнее столетие почвы Черноземья потеряли от трети до половины содержания гумуса. Но даже частичная потеря гуму­са и, как следствие, снижение плодородия не дает почве воз­можность выполнить в полной мере свои экологические функ­ции, и она начинает деградировать, т.е. ухудшать свои свой­ства.

К деградации почв (земель) ведут и другие причины, пре­имущественно антропогенного характера: эрозия, загрязнение, вторичное засоление, заболачивание, опустынивание. В наи­большей степени деградируют почвы агроэкосистем, причина неустойчивого состояния которых в их упрощенном фитоцено­зе, не обеспечивающем оптимальную саморегуляцию. Огром­ный экологический ущерб почвам наносит эрозия.

Эрозия почв (от лат. erosio — разъедание) — разрушение и снос верхних, наиболее плодородных горизонтов и подстилаю­щих пород ветром (ветровая эрозия) или потоками воды (вод­ная эрозия). Земли, подвергшиеся разрушению в процессе эро­зии, называют эродированными.

По аналогии выделяют также промышленную эрозию (раз­рушение почв при строительстве и при разработке карьеров), военную эрозию (воронки, траншеи), пастбищную эрозию (при интенсивной пастьбе скота), ирригационную (разрушение почв при прокладке каналов и нарушении норм поливов) и др.

Однако настоящим бичом земледелия у нас в стране и в мире остаются ветровая эрозия (ей подвержены 34% суши) и водная эрозия, активно действующая на 31% поверхности су­ши. В засушливых районах мира эродировано 60% от общей площади, из них 20% — сильно эродированы.

Интенсивность ветровой эрозии (дефляции) зависит от ско­рости ветра, устойчивости почвы, наличия растительного по­крова, особенностей рельефа и от других факторов. Огромное влияние на ее развитие оказывают антропогенные факторы. На­пример, уничтожение растительности, нерегулируемый выпас скота, неправильное применение агротехнических мер резко ак­тивизируют эрозионные процессы.

При очень сильных и продолжительных ветрах возникают пыльные бури. Они способны развеять за несколько часов до 500 т почвы с 1 га пашни и безвозвратно уносят самый плодо­родный верхний слой почв. Пыльные бури загрязняют атмо­сферный воздух, водоемы, отрицательно влияют на здоровье человека. В нашей стране пыльные бури неоднократно возни­кали в Нижнем Поволжье, на Северном Кавказе, в Башкирии и др.

В настоящее время крупнейший источник пыли — Арал. На космических снимках видны шлейфы пыли, которые тя­нутся в стороны от Арала на сотни километров. Общая масса переносимой ветром пыли в районе Арала достигает 90 млн т/г. Другой крупный пылевой очаг — Черные земли Калмыкии.

Почвенные горизонты почв легко загрязняются. Основные загрязнители почвы: пестициды (ядохимикаты); минеральные удобрения; отходы и отбросы производства; газодымовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу; нефть и нефтепродукты.

В мире производится более миллиона тонн пестицидов

. По данным ВОЗ, отравлению пестицидами в мире каждый год подвергаются до 2 млн человек, из них 40 тыс. – с летальным исходом. Можно констатировать, что общий экологический вред от использования загрязняющих почву пестицидов многократно превышает пользу от их примене­ния.

Почвы загрязняются и минеральными удобрениями, если их используют в неумеренных количествах, теряют при транс­портировке и хранении. Из различных удобрений в почву в боль­ших количествах мигрируют нитраты, сульфаты, хлориды и другие соединения.

К интенсивному загрязнению почв приводят отходы и от­бросы производства. В стране ежегодно образуется свыше мил­лиарда тонн промышленных отходов, из них более 50 млн т особо токсичных. Огромные площади земель заняты свалка­ми, золоотвалами, хвостохранилищами и др., которые интен­сивно загрязняют почвы, способность которых к самоочище­нию, как известно, ограничена.

Огромный вред для функционирования почв представляют газодымовые выбросы промпредприятий. Почва способна на­капливать весьма опасные для здоровья человека загрязняю­щие вещества, например, тяжелые металлы, радионуклиды и радиоизотопы, оседающие из этих выбросов.

Одной из серьезных экологических проблем России стано­вится загрязнение земель нефтью и нефтепродуктами в та­ких нефтедобывающих районах, как Западная Сибирь, Повол­жье и др. Причины загрязнения: аварии на нефтепроводах, не­совершенство технологии нефтедобычи, аварийные и техноло­гические выбросы и т.д. В Западной Сибири свыше 20 тыс. га загрязнены нефтью толщиной слоя не менее 5 см. На Тюмен­ском Севере площади оленьих пастбищ уменьшились на 12,5% (6 млн га), замазученными оказались 30 тыс. га.

В процессе хозяйственной деятельности человек может уси­ливать природное засоление почв. Такое явление носит назва­ние вторичного засоления и развивается оно при неумеренном поливе орошаемых земель в засушливых районах. Во всем ми­ре процессам вторичного засоления и осолонцевания подвер­жено около 30%, в России — 18% общей площади орошаемых земель. Засоление почв ослабляет их вклад в поддержание био­логического круговорота веществ. Исчезают многие виды рас­тительных организмов, появляются новые — растения галофиты (солянка и др.). Уменьшается генофонд наземных популя­ций в связи с ухудшением условий жизни организмов, усили­ваются миграционные процессы.

Читайте также:  Время вечернего клева рыбы

Заболачивание почв наблюдается в сильно переувлажнен­ных районах, например, в Нечерноземной зоне России, на За­падно-Сибирской низменности, в зонах вечной мерзлоты. Оно сопровождается деградационными процессами в биоценозах, накоплением на поверхности неразложившихся остатков. За­болачивание ухудшает агрономические свойства почв и снижа­ет производительность лесов.

Одним из глобальных проявлений деградации почв, да и всей окружающей природной среды в целом, является опус­тынивание. Опустынивание — это про­цесс необратимого изменения почвы и растительности и сни­жения биологической продуктивности, который в экстремаль­ных случаях может привести к полному разрушению биосфер­ного потенциала и превращению территории в пустыню. На тер­ритории СНГ опустыниванию подвержено Приаралье, Прибал­хашье, Черные земли в Калмыкии и Астраханской области и некоторые другие районы. Все они относятся к зонам экологи­ческого бедствия.

Непродуманная хозяйственная деятельность на этих терри­ториях привела к необратимым деградационным изменениям природной среды и, что особенно опасно, ее эдафической час­ти. Например, там, где по условиям рельефа, качеству почвы, мощности травостоя можно было выпасать только одну овцу, выпасалось в десятки раз больше. В результате пастбища пре­вратились в эродированные земли. Это привело к резкому сни­жению биоразнообразия и разрушению природных экосистем. Многие экологи считают, что в списке злодеяний против окру­жающей среды на второе место после гибели лесов можно по­ставить «опустынивание».

Недрами называют верхнюю часть земной коры, в преде­лах которой возможна добыча полезных ископаемых. Эколо­гические и некоторые другие функции недр как природного объ­екта достаточно многообразны. Являясь естественным фунда­ментом земной поверхности, недра активно влияют на окру­жающую природную среду.

В этом состоит их главная эколо­гическая функция.

Основное природное богатство недр — минерально-сырье­вые ресурсы, т.е. совокупность полезных ископаемых, заклю­ченных в них. Добыча (извлечение) полезных ископаемых с целью их переработки — главная цель пользования недрами.

Важно подчеркнуть также, что в наши дни недра должны рассматриваться не только в качестве источника полезных ис­копаемых или резервуара для захоронения отходов, но и как часть среды обитания человека в связи со строительством мет­рополитенов, подземных городов, объектов гражданской обо­роны и т.д.

Экологическое состояние недр определяется прежде всего силой и характером воздействия на них горнодобывающей, стро­ительной и иной деятельности. В современный период масшта­бы антропогенного воздействия на земные недра огромны. Толь­ко в России действуют несколько тысяч карьеров для открытой разработки полезных ископаемых, из них самые глубокие — Коркинские угольные карьеры в Челябинской области (более 500 м). Глубина угольных шахт нередко превышает 1500 м.

Недра нуждаются в постоянной экологической защите, в первую очередь от истощения запасов сырья, а также от за­грязнения их вредными отходами, сточными водами и т.д. С другой стороны, разработка недр оказывает вредное воздейст­вие практически на все компоненты окружающей природной среды и ее качество в целом.

Что можно сделать

Каковы пути решения экологической проблемы? Прежде всего нужно сократить количество выделяемого мусора и промышленных отходов. Вторым путем решения является снижение уровня загрязнения промышленными предприятиями.

  • На сегодняшний день бытовой мусор предлагается уничтожать путем сжигания над расплавленным металлом. Считается, что так выделение токсичных веществ происходит в меньшей степени. Решением проблемы утилизации резиновых шин является вторичная их переработка.
  • Ведется разработка низкотоксичных пестицидов и минеральных удобрений.
  • Радиоактивные отходы не закапывают, а хранят в специальных контейнерах в виде азотнокислой жидкости. По истечению срока эксплуатации контейнера радиоактивную жидкость помещают в новый.
  • Все отходы, которые возможно, подвергают вторичной переработке.
  • Рассматривается вопрос о переводе всех заводов на безотходное производство.

Каждый человек может помочь снизить загрязнение литосферы. Для этого достаточно помещать мусор в специально отведенные контейнеры.

Связь между объектами живой и неживой природой — примеры, схема и фото

Всё, что мы видим вокруг, кроме предметов, созданных человеком, является частью живой или неживой природы. Камни, животные, вода, люди, планеты, растения и прочие тела и организмы сосуществуют бок о бок, постоянно так или иначе взаимодействуя друг с другом. В этой статье мы расскажем о связи живой и неживой природы.

Объекты живой природы

Всё, что рождается, живет определённый период времени, а затем умирает, является частью живой природы. Каждый организм за отведенный ему жизненный цикл обычно проходит несколько стадий: рождение, рост, развитие, размножение, смерть. При этом он питается, дышит и двигается.

Некоторые стадии у отдельных особей могут не присутствовать. Например, не все организмы успевают воспроизвести потомство или просто не способны это сделать по каким-то причинам. Кроме того, у некоторых из них отсутствует возможность передвигаться, в частности у растений и грибов. Тем не менее, они являются частью живого мира, поскольку большая часть процессов с ними происходит.

Среди объектов живой природы можно выделить 5 групп:

  • микроорганизмы,
  • растения,
  • грибы,
  • животные,
  • человек.

Микроорганизмы

Микроорганизмы — самые маленькие представители живой природы. У них настолько микроскопические размеры, что увидеть их невооружённым глазом практически невозможно. На нашей планете их несколько десятков тысяч видов, при этом большая часть из них состоит всего из 1 клетки. К этой группе организмов относятся: бактерии, археи, вирусы, простейшие и низшие плесневые грибы.

Растения

Растения — многочисленная группа организмов, объединённая по ряду признаков в отдельное биологическое царство. В основном растения характеризуется сложной многоклеточной структурой, но есть среди них и одноклеточные виды, такие как хлорелла и хламидомонада. Всего в мире насчитывается более 300 тысяч видов растений, среди которых мхи, плауны, некоторые виды водорослей, папоротники, цветковые растения и другие.

Грибы

Грибы — объекты живой природы, имеющие признаки и растений, и животных. В отдельное царство грибы были отнесены лишь к 1970-м годам, ранее они считались растениями. И сейчас у ученых возникают сложности с их систематикой, поскольку в ходе современных исследований открываются все новые факты об этих удивительных организмах. Но в любом случае не вызывает сомнений тот факт, что грибы — часть живого мира.

Животные

Животные — биологическое царство, насчитывающее более 1,6 млн. видов. Все его представители многоклеточные. Им свойственна гетеротрофность, т. е. способность употреблять в пищу только готовые органические соединения. Кроме того, большинство животных обладает умением передвигаться, чего лишены, например, растения. К этой группе организмов относятся насекомые, черви, моллюски, паукообразные, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, млекопитающие и другие.

Человек

Человек также относится к царству животных, но изучением его происхождения, развития и другими аспектами существования занимается целый ряд отдельных научных дисциплин. Человеку присущи способности мыслить, строить планы, принимать решения, нести ответственность за поступки, проявлять эмоции, мечтать, спорить, шутить, любить и т. д. Ни одно животное или растение на подобное не способно.

Объекты неживой природы

Для того, чтобы понять, какие объекты, окружающие нас, являются неживыми, достаточно «лишить» их тех умений, которыми обладают живые тела. Получится несколько общих признаков:

  • Отсутствие необходимости дышать и питаться.
  • Неспособность перемещаться. Под воздействием внешних факторов неживое тело может поменять свое местоположение, к примеру, песок от сильного ветра улетит с берега в море. Но самостоятельно оно этого никогда бы не сделало.
  • Неспособность размножаться. Неживое тело не производит на свет себе подобных. Камень может от удара расколоться на несколько частей, но это будет все то же тело, просто принявшее другую форму.
  • Вечность или бессмертие. Все объекты неживой природы, появившись однажды, никуда не исчезают. Они всегда находятся в твердом, жидком или газообразном состоянии. Хоть при этом они могут изменять форму и переходить из одного состояния в другое, но все равно остаются существовать на Земле. К примеру, вода способна превращаться в лёд или становится паром, и делает она это бесконечное количество раз под воздействием окружающей среды.

К объектам неживой природы относятся: почва, космические тела, камни, вода, воздух, ветер и другие.

Взаимосвязь живой и неживой природы + схема

Все элементы природы тесны связаны друг с другом. Способы их взаимодействия удобнее рассмотреть на конкретных примерах.

  1. Цветок растёт в почве, получая из неё необходимые питательные вещества. Для роста и развития ему также нужны: солнечный свет, тепло, вода и воздух. Многие растения размножаются семенами, которые распространяет ветер.
  2. Бегемот живёт на суше и в воде, дышит воздухом, греется на солнце, питается травой. К местам кормежки он добирается всегда по одной и той же тропе, которая под тяжестью животного очень скоро превращается в глубокую и широкую канаву.

Понятно, что без воздуха, воды и тепла ни цветок, ни бегемот не смогут существовать. Если ветер не развеет семена цветка по земле, то они упадут рядом с растением. Также, если бегемот не станет ходить по тропе на кормёжку, то почва на ней не окажется вытоптанной. Эти примеры ярко характеризуют взаимосвязанность организмов и неживых тел в природе, если убрать или изменить всего 1 элемент, то и все вокруг станет другим.

 

Читайте также:  Время вечернего клева рыбы

«Как связана живая и неживая природа? Связи внутри живой природы»

 

– Сегодня мы продолжаем изучать экологию. Проверьте готовность к уроку.

II. Повторение изученного на прошлом уроке.

– На прошлом занятии мы с вами познакомились с живой и неживой природой и узнали, что такое экология.

 

– Давайте вспомним, что относится к живой природе?

(Ответы детей: Люди, животные, растения – все, что дышит, питается, растет и размножается – живая природа.)

– Что можно отнести к неживой природе?

(Ответы детей: Земля, воздух, вода – неживая природа)

– А, что обозначает пожатие рук на схеме?

(Ответы детей: Живая и неживая природа связаны между собой)

– Так что же изучает экология?

(Ответы детей: Экология – это наука о связи живых существ со средой обитания)

– Проверим ваши ответы. Давайте все вместе прочитаем то, что написано на слайде.

 

III. Постановка темы и целей урока.

– Сегодня мы узнаем, какая связь существует между живой и неживой природой, и посмотрим, какие связи существуют внутри живой природы.

– Давайте прочитаем тему сегодняшнего занятия на слайде.

(Читает хорошо читающий ученик)

IV. Физкультурная пауза.

– Все встали, давайте немножечко отдохнем.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше!

V. Работа над новой темой.

– Скажите мне, пожалуйста, деревцо относится к живой или неживой природе? И почему?

(Ответы детей: Деревцо – это живая природа, потому, что оно растет, дышит, питается и размножается)

– А ветер, к какой природе относится?

(Ответы детей: Ветер – это неживая природа, потому, что оно не растет, не дышит, не питается и не размножается)

– Скажите, а как связаны между собой деревцо и ветер?

(Ответы детей: Ветер дует и поэтому деревцо наклоняется все ниже и ниже)

VI. Работа с учебником-тетрадью.

– Откройте учебники-тетради на с. 5. Прочитайте, что написано, синим шрифтом. (Читает хорошо читающий ученик) Рассмотрите картинки, подумайте, что на этих картинках относится к живой природе, а, что к неживой, и какая между ними существует связь?

– Что делает девочка на первой картинке?

(Ответы детей: Девочка поливает цветок)

– К какой природе относится цветок, а к какой вода, которой его поливают?

(Ответы детей: Цветок – живая природа, вода – неживая природа)

– Какая связь между цветком и водой?

(Ответы детей: Цветок не может жить без воды)

– На второй картинке мы видим крота показавшегося из-под земли. К какой природе относится крот, а к какой земля?

(Ответы детей: Крот – живая природа, земля – неживая природа)

– Как они связаны между собой?

(Ответы детей: Крот живет под землей)

– Что вы видите на третьей картинке?

(Ответы детей: Медведь пьет воду)

– Какая существует связь?

(Ответы детей: Животные не могут жить без воды)

– Попробуйте сделать вывод, как сосуществует живая и неживая природа?

(Ответы детей: Живая и неживая природа связаны между собой)

– Приведите свои примеры связей живой и неживой природы?

(Ответы детей: Цветок не сможет расти без солнечного света)

– Давайте зарисуем наш ответ на правой страничке под первым заданием.

VII. Физкультурная пауза.

– Все встали, давайте немножечко отдохнем.

Дима шел, шел, шел
Земляничку нашел.
Ах, какая ягода!

VIII. Продолжение изучения темы урока по учебнику-тетради.

– Прочитайте, следующую запись написанную синим шрифтом на с. 5. (Читает хорошо читающий ученик)

– Внутри живой природы также существуют связи. Давайте попробуем установить эти связи по картинкам в ваших учебниках.

– Что изображено на первой картинке?

(Ответы детей: Белочка сидит на дереве и ест орехи)

– К какой природе относятся белочка, дерево и орех?

(Ответы детей: Белочка, дерево и орех относятся к живой природе)

– Какая связь между белочкой и растениями?

(Ответы детей: Белочка живет в дупле и питается растительной пищей)

– Что изображено на второй картинке?

(Ответы детей: Корова ест траву)

– К какой природе относятся корова и трава?

(Ответы детей: Корова и трава относятся к живой природе)

– Какая связь между коровой и травой?

(Ответы детей: Корова питается растительной пищей)

– Что изображено на третьей картинке?

(Ответы детей: Дятел сидит на дереве и клюет личинки)

– К какой природе относятся дятел и личинки?

(Ответы детей: Дятел и личинки относятся к живой природе)

– Какая связь существует здесь?

(Ответы детей: Дятел питается личинками, а значит животной пищей)

– Так можем мы сделать вывод, что внутри живой природы также существуют связи?

(Ответы детей: Да, можем)

 

– Попробуйте привести свои примеры связей внутри живой природы.

(Ответы детей: Червячок ест яблоко. Куры клюют зерно. Лягушка ловит мошек и т.д)

– Давайте зарисуем наши ответы на правой страничке под вторым заданием.

IX. Итог занятия

– Какие связи мы устанавливали сегодня на занятии?

(Ответы детей: Связи между живой и неживой природой и связи внутри живой природы)

– Можем мы утверждать, что все в природе взаимосвязано?

(Ответы детей: Да, можем)

– А теперь я хочу посмотреть, насколько вам понравилось и запомнится сегодняшнее занятие. Если вам просто понравилось занятие, поднимите одну руку, а если вам очень понравилось и вы запомнили все, о чем мы сегодня говорили, поднимите две руки.

Из опыта работы «Формирование правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы у дошкольников»

Главное звено в ознакомлении детей с окружающим миром — формирование обобщенного и правильного представления о том, что явления и объекты окружающей действительности подчиняются закономерностям. А для этого необходимо формировать познавательную активность, стремление к познанию окружающей действительности.

Главное не формальная ориентировка на достижение ребенком конкретного результата, а возможность активного его включения в познавательную деятельность, воспитание его самостоятельности и инициативности при выполнении любых заданий, что приводит к развитию самой деятельности ребенка. Только благодаря активной эмоциональной включенности дошкольника в познавательную деятельность новая информация становится для него подлинным знанием, которое в дальнейшем сможет обеспечить его жизнедеятельность в любых ситуациях и обстоятельствах.

Наблюдение сезонных изменений в природе — одно из важных направлений всего образовательного процесса, эффективное средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, способствующее развитию восприятия, мышления.При этом происходит:

Читайте также:  Время вечернего клева рыбы

— знакомство детей с временами года и их названиями;

формирование первоначальных представлений о состояниях и явлениях неживой природы в разные времена года (например, о том, что такое тепло, холодно, ветер, дождь, снегопад, таяние снега, сосульки);

— знакомство с биологическим циклом растений в разные времена года (изменение растений, появление почек, листьев, цветов.);

— знакомство с животными и их детёнышами, насекомыми, птицами;

— обобщение всех полученных знаний и их использование в практической деятельности (игры, детские праздники, рисование, аппликация);

— организация наблюдений за природными явлениями;

— воспитание любви к родной природе, эмоционально значимого отношения к каждому времени года;

— организация подвижных игр детей в различные времена года.

К концу года дети научились:

—различать объекты живой и неживой природы;

—вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;

—выражать свои чувства по отношению к наблюдаемым явлениям и объектам;

—устанавливать с помощью педагога простейшие причинно-следственные связи наблюдаемых природных явлений;

формулировать свое отношение к наблюдаемому и уметь объяснять, чем вызваны те или иные чувства;

— знать и называть основные признаки разных времен года, уметь выразительно их описывать.

Основной метод ознакомления детей с явлениями и объектами живой и неживой природы — наблюдение. Оно позволяет детям усвоить важнейшие закономерности природы. Метод наблюдения применяется в ряде занятий, проводимых в детском саду, на экскурсиях, на развивающих прогулках.

В дошкольном образовательном процессе при организации наблюдения важно использовать натуральные объекты окружающей действительности.

Так, например, мы с детьми рассматривали сосульки в морозный день и в день оттепели. В процессе наблюдения я обратила внимание детей на ее форму (сосулька конусообразная, цвет (прозрачная).Дала им попробовать сосульку на ощупь: для определения характера поверхности (гладкая, скользкая, температурных ощущений (холодная).

В младшем возрасте много внимания уделяется знакомству детей с комнатными растениями. Наблюдая за ростом растений дети знакомятся с особенностями внешнего вида, строения, учатся выполнять трудовые действия по уходу за ними. Говорю детям о том, что растения растут, пьют воду, значит они живые. Комнатные растения — обязательные обитатели уголка природы. Все растения достаточно разнообразны и интересны для наблюдения, не требуют сложного ухода, что является обязательным условием при работе с детьми младшего дошкольного возраста.

С первых дней пребывания детей в детском саду я осматривала растения и ухаживала за ними: поливала, протирала листья, рыхлила почву.При этом я наблюдала за детьми: было видно, что им тоже хочется поучаствовать в процессе. В последующие разы, я давала ребёнку или леечку, или палочку, объясняла и показывала, как и что ему нужно делать. На первых порах держала руку ребёнка с лейкой, ободряла похвальными словами, тем самым привлекая и остальных детей. Не беда, если вначале у них не очень хорошо получается. Подчёркиваю их старание, поддерживаю интерес к уходу за растениями.

При изучении живых объектов природы мы с группой ходили на прогулки, экскурсии в парк. Зимой подкармливали птиц зёрнами растений. Весной мы наблюдали за насекомыми (бабочки, гусеницы, и др.). На прогулках наблюдали за тем, как пробивается первая травка, пригретая теплым, весенним солнышком, политая дождиком. Обсуждая наблюдаемые объекты природы, я объяснила детям, что для того, чтобы росла трава, цветы, деревья, их должно греть солнышко, поливать дождик. При ознакомлении с неживой природой детей, приучала видеть красоту природных явлений: воздух чистый, тёплый; солнце светит ярко, от снега земля стала белой, деревья стоят пушистые. Знания о предметах и явлениях неживой природы закрепляла,уточняла и углубляла на разных занятиях: так, на занятиях по лепке, закрепляли знания о свойствах глины. На занятиях с дидактическими играми и рассматривании картин или иллюстраций — о состоянии изображенных объектов в природе, воды в реках и озёрах; об изменениях, которые происходят в разные времена года. Например, знакомясь с признаками разных времён года, я начинала не с простого ознакомления, что пришла, скажем, зима, стало холодно, а обращать внимание на то, что солнце появляется реже и реже, греет мало, стало холодно, выпал снег – вот и пришла зима. Такая последовательность даёт возможность подвести младших дошкольников к установлению причинно – следственных связей в природных явлениях.

Раскрывая признаки неживого (не растёт, не живёт, не дышит, я сравнивала объекты неживой и живой природы: все животные, растения требуют ухода – они растут, живут. Во время прогулок обращала внимание детей на внешний вид цветов, деревьев или других растений, на изменения, которые происходят с ними.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я понимала, что процесс этот длительный и сложный, требующий большой целенаправленной работы. Поэтому я использовала не только наблюдения и наглядные методы, но и словесные методы (беседу, рассказ, чтение прозаических и стихотворных произведений о природе, которые не только расширяют знания детей о явлениях и объектах, но и воспитывают эмоционально положительное отношение к окружающему миру. При знакомстве с сезонными явлениями природы я использовала игру: «Когда это бывает?» На занятиях, прогулках и в свободное время с детьми проводила дидактические игры.

К концу года дети младшей группы стали различать явления и объекты живой и неживой природы. Они стали понимать,что: растению на окне нужна вода, воробьям зимой-крошки хлеба. Дети осознанно рассказывают о том, что живые и неживые объекты связаны между собой и нашей жизнедеятельностью. Научились бережно относиться к окружающей их среде.

«Знакомство с объектами живой и неживой природы». Конспект занятия Форма деятельности: Совместная деятельность взрослого и детей. Программное содержание: Учить различать природу и не природу, называть объекты.

Доклад «Уголок живой природы, как основная форма экологического образования дошкольников» Я работаю в детском саду № 13 города Новозыбкова. В нашем ДОУ функционирует 11 групп. Весь воспитательно-образовательный процесс выстроен.

Конспект занятия по ознакомлению с объектами живой и неживой природы «Дом и его части» Дом и его части Тема: «Дом под крышей голубой». Программное содержание: Образовательные задачи: дать детям понять, что природа – это наш.

Формирование любви к малой Родине у дошкольников (из опыта работы) 1-4. Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет.

Формирование правильного произношения звука [л] у дошкольников «Формирование правильного произношения звука [л] у дошкольников» Звук [л] Артикуляция звука: 1. Согласный – воздушная струя.

Формирование эмоционального отношения к явлениям общественной жизни Уже в дошкольном возрасте закладываются ценностные основы, отношения к общественной жизни. Эти основы представлены следующими ценностями:.

Выступление на РМО «Формирование основ правильного питания у дошкольников посредством дидактических игр»Выступление на РМО «Формирование основ правильного питания у дошкольников посредством дидактических игр» Фотоотчет выступления на районном методическом объединении на тему «Формирование основ правильного питания у дошкольников посредством дидактических.

Мастер-класс по изучению живой и неживой природы с элементами экспериментирования для детей дошкольного возрастаМастер-класс по изучению живой и неживой природы с элементами экспериментирования для детей дошкольного возраста Тема: Кто такие насекомые? Цель: Расширять представления детей о насекомых, основных признаках, отличающих их от животных, развивать знания.

Обобщение педагогического опыта работы «Формирование у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью» «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Опыт работы «Развитие любознательности дошкольников при ознакомлении с объектами и явлениями живой и неживой природы» Актуальность Все дети от природы любопытны. От рождения им дано одно очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий.