Мой интерес связать с природой

Экология детства, или Как подружиться с природой и украсить мир

Ребенок на прогулке в парке и за городом — советы специалиста по домашней педагогике.

Татьяна Николаева педиатр-невролог высшей категории

Обращая внимание малыша на живой мир и природу вокруг, мы имеем поистине неограниченные возможности развить и воспитать в нем лучшие человеческие черты, вовремя обнаружить и поддержать таланты. Специалист по домашней педагогике, мама четырех детей Татьяна Николаева делится опытом, как благоустроить мир вокруг своих детей — и как направить энергию ребенка в созидательное русло.

Малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова — хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему действительно по пояс, цветы поднимают свои венчики к самым его глазам, а рядом с собакой он чувствует себя так же, как мы — рядом с коровой, если б она обладала клыками и могла рычать или оглушительно лаять. Но и клубы выхлопных газов плывут малышу прямо в лицо, и груды мусора из контейнера угрожающе нависают над головой.

Ребенок и природа

. Квартиры в молодежном жилом комплексе достались нам нелегко. Мы отпахали серьезную трудовую программу штатными штукатурами и малярами, годами проводили выходные дни на субботниках, в итоге перекидав горы строительного мусора и переделав еще массу всякой неквалифицированной работы. И вот, наконец, молодые управленцы, инженеры, технологи вернулись на свои обычные рабочие места и — сказка! — получили ордера на собственное жилье.

Новый дом быстро оброс приметами обжитого: занавески на окнах, лыжи на балконах и. мусор на газонах под окнами! Да, я не верила своим глазам: молодые образованные горожане, новоселы прекрасного дома в хорошем районе, бросали мусор не в мусоропровод, до которого каждому жильцу нужно было пройти всего несколько шагов, а. в окна! Количество, периодичность и широта разброса свидетельствовали о том, что это явление массовое. Между тем в квартирах царил порядок.

В чем же причина такой аномалии? Мне кажется, она кроется в некоей враждебности людей к окружающему миру, в хроническом раздражении и недовольстве, которое для очень многих горожан стало постоянным настроением, эмоциональным фоном жизни. Думаю, со мной согласится каждый: нелегко жить с таким негативом в душе, как нелегко живется и рядом с таким человеком.

Как же помочь детям избежать этого стереотипа и настроиться на дружелюбное, радостное восприятие окружающего?

Ищем красоту повсюду

Как известно, главное в нашем общении с детьми — личный пример. Начинаем день с взгляда за окно. Прекрасно, если за ним простирается парк или сквер, в любом случае отыщем возможность увидеть кусочек неба и растительности. Порадуемся вместе с малышом хорошей погоде, обратим внимание ребенка на приметы сезона, отметим особенную красоту именно этого момента — молодую листву или пушистый снег на ветках, игру света в облаках, ясный цвет травы в лучах солнца.

Даже в тоскливую сырую погоду находим чему удивиться или порадоваться. При полном, казалось бы, отсутствии оснований для радости — «притягиваем их за уши»: после дождей грибы хорошо растут; почва напитается влагой и даст хороший урожай; можно, наконец, в резиновых сапогах по лужам походить, кораблики попускать!

И очень хорошо, если в наших высказываниях не будет ощущения того, что от природы исходит какая-то угроза: не запугивайте ребенка ветром, холодом и прочим. Природа — друг! Если эта мысль станет главным мотивом наших бесед с малышом, то будет совсем нетрудно научить его не сорить на полянках и дорожках, не убивать жуков и лягушек. Более того, он с удовольствием и энтузиазмом станет наблюдать, исследовать природные явления, и это вторая интереснейшая ступень «экологического воспитания» нашего малыша.

С какого возраста его начинать? Да хоть с рождения! Именно так получилось у нас со вторым сыном: кормушка за окном в любое время года привлекала, веселых синиц, малыш с удовольствием наблюдал их суету, и неудивительно, что и первым его словом стало слово «птички».

Среди книг ребенка обязательно должны быть и рассказы о животных, и хорошо иллюстрированные справочные издания на эту тему, и книги об интересных явлениях природы. А с каким удовольствием малыш будет слушать рассказы о ваших походах и путешествиях, рыбалке, о том, какая норовистая корова была когда-то у бабушки или как курица соседа по даче высиживала цыплят!

Прогулка с ребенком в лесу, парке, деревне

В свое время мы с маленьким сыном просто садились в выходной день на загородный автобус и ехали в ближайшую деревню: погулять и посмотреть на коров, лошадей, кур.

От наблюдений ребенок естественным образом переходит к исследованию тех или иных явлений природы, и тут у нас есть богатейшие возможности развивать исследовательский талант малыша. Жизнь растений, насекомых, домашних и даже некоторых диких животных, удивительные свойства обыкновенной воды, почва, минералы — перечислять интереснейшие темы можно бесконечно, выбирайте то, что интересует вас самих, и ребенок обязательно разделит ваши интересы. А если вы вместе найдете ракушечник на склоне оврага, доказывающий, что в незапамятные времена здесь был океан, или обнаружите кусок метеорита в куче щебенки (а это действительно возможно), то поверьте, ребенок запомнит такое на всю жизнь. А сколько впечатлений подарят ему фонарик, бинокль, микроскоп, телескоп!

Многие считают, что для воспитания доброты и душевности в ребенке нужно завести дома какое-нибудь животное. Осмелюсь подвергнуть эту установку сомнению, и вот почему. Само по себе присутствие хомячка или кошки в доме ничему малыша не учит. Учит наше отношение к животному. Если я забочусь о кошке или собаке, рассказываю ребенку, что и как нужно делать, и привлекаю его к посильному участию в этой увлекательной и приятной для меня заботе о брате меньшем — это одно. Если прогулка с собакой или чистка клетки хомячка или черепахи для меня обуза, если я обязываю это делать ребенка под лозунгом «Ты просил собачку?! Вот сам и ухаживай!» — это совсем другое.

Раздражаясь и требуя, мы лишь провоцируем еще одну волну раздражения — на этот раз от ребенка к зверьку. Ребенок мал, он не может гарантировать, что его интерес к тому или иному явлению (в том числе и к воспитанию собачки) будет стойким. И это совершенно нормально!

Вот здесь и нужен наш взрослый подход. Заводя дома животное, принимаем как данность, что ответственность за него лежит на нас. Возможно, что нам удастся вырастить у малыша стойкий интерес к этому занятию, но только добром и личным примером. Но очень вероятно, что этого не получится, — ребенок потеряет интерес к зверьку так же быстро, как к новой машинке или кубикам. Тогда ответственность и все заботы о животном останутся на наших плечах. Ну а если мы все же заставляем ребенка «через не хочу» выполнять необходимое, то воспитываем, возможно, не доброту и душевность, а совсем, совсем другое. Мне, например, слишком много раз приходилось слышать, с какой усталой ненавистью в голосе симпатичный мальчик или девочка кричали на свою «любимую» собачку, уныло выгуливая ее на площадке.

А между тем всегда можно смоделировать нужную нам ситуацию в необременительном варианте: кормить птиц; подкармливать дворовое животное; навещать знакомых, которые держат какое-либо животное; систематически посещать зоопарк; завести, наконец, не слишком притязательных аквариумных рыбок.

Источник радости

Картины природы — сильнейшее эстетическое средство воздействия на душу ребенка, и его значение невозможно переоценить. Надо честно признать, что чаще всего наш городской пейзаж является стрессовым фактором для малыша. Да что там — признайтесь, и вас не устраивает и этот уродливый дом напротив, и без конца дымящие трубы, и то, что за унылым массивом домов никогда не видно горизонта. Мне, честно говоря, просто стыдно перед малышом, когда вывожу его гулять в тесный и некрасивый городской двор, где и зелени-то почти нет. Самое обидное, что ребенок неизбежно впитывает представление, что это и есть норма жизни! Да-да, вот эта убогая архитектура, кривой бетонный забор и слегка прикрытые мусорные ящики становятся для него эталоном бытовой эстетики! Приятно, что во многих городах теперь реально занялись благоустройством дворов и детских площадок.

А в свое время я решила сама как-то изменить ситуацию, благоустроить и украсить мир вокруг своих детей. Со старшими сыновьями мы выбрали на опушке ближайшего парка дикие кусты с неглубоко залегающей корневой системой и занялись пересадкой их к нашему дому. Рассудили: чтобы посадки не были тут же вытоптаны в нашем густонаселенном дворе, их нужно сажать плотными «кучками» на хорошем расстоянии одна от другой. Помнится, лопату попросили у дворника, возили саженцы на детской коляске и под каждой группой кустов сеяли васильки.

Работа кипела весь сезон и принесла нам два подарка.

Как подружить ребенка с природой и украсить мир

Первый — половина посадок прижилась, и нужно слышать, с каким восторгом уже взрослый сын сообщает спустя много лет:

— Сегодня проезжал мимо нашего бывшего дома — как здорово наши кусты разрослись!

Второй подарок — дети реально примерили на себя роль созидателя и утвердились в ней. Именно в детстве, когда инициатива и энергия ребенка, кажется, бьют через край, имеет смысл направить ее в созидательное, творческое русло полезных дел. А общение с природой дает для этого бесконечные возможности.

. Я много слышала об этом уникальном минеральном источнике, и вот наконец-то удалось добраться до него по извилистой горной дороге. Крутые поросшие лесом склоны, звонкая живая тишина, блистающая на солнце струя целебной воды.

Ну а вокруг как всегда: бутылки, осколки, рваные пакеты. Приехавшие сюда раньше нас на отдых подростки, казалось, не замечали этого диссонанса. Признаюсь, минуты три терпела и я. А потом задала себе вопрос: а почему бы не сделать так, как мне хочется? И вот уже мы с моими ребятами собираем мусор в две кучи: на закапывание и сжигание. Веселые подростки как-то притихли, и я вдруг понимаю почему: они, как и я несколько минут назад, находятся в замешательстве, потому что СТЕСНЯЮТСЯ своих добрых порывов. Догадка оказалась верной: с каким удовольствием и даже вроде бы облегчением ребята выполняли мои простые просьбы — дотянуться туда, куда мне не по силам, проследить за костром.

Читайте также:  Стол для дня рождения на природе летом

Иначе говоря, когда мы на природе, она как бы сама подталкивает нас быть не просто людьми, а хорошими людьми.

Вот потому-то в один прекрасный день мы взяли в охапку четверых своих детей и более чем на десять лет уехали из города в «домик в деревне». Правда, деревню, а точнее станицу, выбрали уникальную: с прекрасной гимназией и вузом (есть в России и такие!).

Дача или деревня, лес, сад, речка, прохладная трава и горячий песок, запах трав и пение птиц — это должно обязательно быть среди детских впечатлений наших малышей. Общение с природой оказывает на детей не только психологическое, эстетическое воздействие, но и укрепляет их здоровье. Чистый воздух, натуральные продукты, ненавязчивое закаливание — что может быть лучше?!

. Мы первый день на новом месте. Пока я готовлю еду, хозяйка дома угостила моих ребят парным молоком. Когда я наконец зову их за стол, то слышу в ответ:

— Да потом, мы сытые!

Оказалось, от чашки нормального, «живого» молока можно полдня ходить сытым даже на свежем воздухе!

А как часто именно логика природы помогает нам найти ответ на сложные вопросы, в том числе и связанные со здоровьем малыша! Мы будто обретаем своеобразное чутье, помогающее нам отличать истинное от неестественного и надуманного.

Вот только один пример. Не меньше полувека слышу я рекомендации, повторяющиеся слово в слово: малыш, едва встав на ноги, обязательно должен ходить в обуви, хорошо фиксирующей стопу, желательно с супинатором. Иначе возможно развитие плоскостопия!

Но присмотримся: обутая ножка малыша постоянно перегрета, слегка распарена, в результате мышцы ее расслаблены. В таком состоянии супинатор и формирует нужную форму свода стопы. Но! Нога ребенка растет очень быстро, туфли большую часть времени ему чуть маловаты или чуть великоваты. Какой же сформируется стопа?

Кстати, я пока не встречала человека, которого такая методика избавила бы от боли в ногах при врожденном плоскостопии. А вот питание по принципам натуральной гигиены и хождение босиком помогают. Проверено на себе. Действительно: натуральное питание оберегает нас от многих неприятностей, в том числе от воспалительных процессов, хождение босиком способствует естественному формированию правильной стопы и закаливает. Ведь мышцы босой ноги постоянно мобилизованы, стопа все время естественным образом массируется: вот паркет, а вот циновка, вот травка, а вот песок под ногами.

. Мой младший засыпал в коляске под цветущей черешней. Кизил или ежевику к ужину мы с ребятами собрали в лесу — в него упирается наша улица. А выходные проведем в палатке на берегу моря — до него ехать всего-то два часа.

Мне кажется, мы сделали детям очень важный подарок: вот эту радость выбегать босиком из дома на траву бродить по чистому, живому, любимому лесу, строить домики в ветвях развесистых деревьев и шалаши в кустах на краю огорода, есть в изобилии все, что растет и зреет на деревьях и грядках, — словом, по-настоящему красивую жизнь, потому что вокруг действительно пронзительная красота в любое время года — эти склоны, этот лес, это небо.

Источник



Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников. Консультация для воспитателей

Когда у Виталия Бианки спрашивали, почему он пишет про леса, поля, зверей и птиц, он вспоминал детство, зоологический музей, куда его водил отец. Человечество сейчас борется за то, чтобы земля не превратилась в огромный зоологический музей, и чтобы каждое последующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.

Природа — не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей. Это необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Заботливое отношение к животному и растительному миру прививают для развития более сложных нравственных чувств. Гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка противоречиво. Положительно относясь к природе, дети совершают отрицательные поступки — рвут цветы и тут же бросают их, мучают животных.

Необходимо руководство взрослого, чтобы внешне эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагало активную, действенную позицию ребенка. У детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребёнок может не обидеть одинокого котенка, но и не поможет ему, не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные.

В связи с этим перед воспитателем, знакомящим дошкольников с природой,становятся следующие задачи:

воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;

• развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края. О природном разнообразии страны;

• формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять ее от разрушения, а при необходимости восстанавливать.

Следовательно, знакомя детей с природой, воспитатель должен не только сообщать им конкретные сведения о том или ином объекте, но и пробуждать в душе каждого ребенка гуманные и эстетические чувства. В. А.Сухомлинский писал: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий«.

Эмоциональное отношение заканчивается с элементарных определений «нравится», «не нравится», «приятно» и постепенно доходит до овладения целым рядом эстетических оценок.

Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и описывая его, ребёнок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках. Встречи с природой возбуждают фантазию, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.

Задача воспитания эмоционально-положительного отношения к природе тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого и глубокого интереса к ней. Это имеет большое значение для подготовки детей к будущей созидательной деятельности.

Красота родной природы, раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Поэтому так важно показать детям, как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озера, поля и реки.

Любовь к природе определяется, прежде всего, действенным, бережным отношением к ней. У детей дошкольного возраста это выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений.

Знакомя дошкольников с природой, воспитатель должен учитывать возрастные особенности детей и организовывать их деятельность так, чтобы они активно общались с природой, овладевая новыми навыками и умениями.

Интерес к природе появляется уже в младшем дошкольном возрасте. Малыш удивляется, встречая новый цветок, незнакомое животное, необычное явление (первый снег, бегущие ручейки) Его вопросы — первые ростки радостного чувства познания природы, интереса к ней, и это нужно укреплять, поддерживать.

С детьми трёх-четырёх лет проводят целевые прогулки, Они кратковременны, эпизодичны,но уже довольно разнообразны по тематике: особенности погоды, наблюдения за растениями, животными.

Постепенно границы наблюдений расширяются: участок детского сада, знакомая улица, речка, поле. Воспитатель не только сообщает детям первые знания о природе,но дает пример элементарных оценок наблюдаемых явлений: «Это луг, смотрите, какой он красивый, сколько разных цветов растет здесь, желтых, красных и т. д. «, «Выглянуло солнышко и всем сразу стало весело, только сосульки заплакали — им не хочется таять!

Малышам доступно рассказывают, что нам дарит природа, (сколько морковки выросло) Какая широкая чистая речка — в ней дети купаются и т. д., рассказывают об элементарных правилах бережного отношения бережного отношения к ней (не поставили сорванный цветок в воду — он завял) Малыши должны знать, чтобы сохранить растения здоровыми и красивыми за ними нужно ухаживать, поливать. Воспитатель учит детей правильно поливать растения, кормить птиц, рыб. Эти первые трудовые поручения в уголке природы или на огороде формируют у малышей заботливое отношение ко всему живому.

Полезно организовывать наблюдения за трудом старших дошкольников. Это воспитывает такие нравственные качества, как трудолюбие, заботливость, чуткость.

Дети еще очень малы, поэтому целевые прогулки сопровождаются играми, забавам, весельем. Воспитатель не должен забывать и о принесенном с прогулки природном материале.

В старшем дошкольномвозрасте перед педагогом стоят более сложные задачи: развивать у детей любовь к природе, формировать умение выражать чувство в делах, в образном слове, в рисунке, воспитывать отрицательное отношение к бессмысленному уничтожению живой природы, пониманию недопустимости жестокого обращения с животными.

В старшем возрасте при ознакомлении детей с природой по-прежнему основными являются методы непосредственного общения с ней: прогулки, экскурсии, наблюдения. Воль должен помнить, что объекты, отобранные для наблюдения, должны быть интересными и содержать элементы новизны.

Умелое руководство педагога помогает ребенку заметить удивительное в природе, описать ее элементы. Детей старшего возраста необходимо приучать к тому, чтобы не рвать растения, топтать их, составлять из них большие букеты, т. к. сорванное растение не дает семян, и из них не будет других растений, а многое из них является пищей для животных и лекарством для человека и животных. Необходимо, чтобы воспитатель заботился об эмоциональном разнообразии встреч ребенка с природой. Дети любуются цветовой гаммой летнего луга, сравнивают запахи различных цветов и трав. Очень привлекают их пение птиц в лесу, в парке.

В старшем дошкольном возрасте проводят беседы о рациональном труде людей по преобразованию природы. Эти занятия несут большую воспитательную нагрузку, так как учат детей бережно и заботливо относиться к окружающей среде. Детям рассказывают об охране природы, о создании заповедников, для чего они нужны.

Читайте также:  Читать сказку о природе пришвина

Детям предлагают рассказать о животных, которые живут у них дома, как они за ними ухаживают, придумать рассказ, Здесь задача развития речи должна связываться с задачами нравственного воспитания.

Для решения данной задачи также используется художественная литература. Воспитатель использует как положительные примеры, так и отрицательные, где дети делают самостоятельные умозаключения.

Также детям этого возраста доступны и довольно сложные, эмоционально насыщенные стихотворные произведения. Чтение стихов вызывает у детей эмоциональный отклик в душе ребенка.

Показателем эмоционально-положительного отношения к природе является интерес детей к организации выставок «Природа и фантазия» С большим удовольствие дети делают из природного материала забавные игрушки, композиции, сувениры.

Решение данной задачи, зависит и от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.

Большое внимание имеют программы телепередач «В мире животных». Хорошо, если родители просматривают передачу, фиксируют внимание детей на том материале, который будет им интересен. Необходимо заинтересовывать родителей. Проводя разнообразные формы работы с ними.

Формирование экологического сознания дошкольников как средство воспитания основ патриотизма в условиях реализации ФГОС Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства. Дошкольное детство.

Консультация для педагогов «Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст — это начальный этап формирования ценностной ориентации в окружающем мире, именно в этот период закладывается позитивное.

Консультация для родителей «Труд как средство воспитания дошкольников» Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные.

Консультация для родителей «Труд как средство воспитания дошкольников» Консультация для родителей: «Труд как средство воспитания дошкольников» Подготовила воспитатель средней группы Вьюгина Надежда Вячеславовна.

Консультация для воспитателей «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств» Консультация для воспитателей Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего.

Консультация для воспитателей «Литературное произведение как средство нравственного воспитания дошкольника» МБДОУ ЦРР детский сад «Солнышко» Консультация «Литературное произведение как средство нравственного воспитания дошкольника».

Презентация «Труд как средство экологического воспитания дошкольников» Труд, как средство экологического воспитания дошкольников Слайд 2 Радость труда — могучая сила. В годы детства ребенок должен глубоко.

Экологические игры как средство экологического воспитания дошкольников Экологическое воспитание детей – современное направление педагогики, сменившее традиционно представленное ознакомление детей с природой.

Экологический уголок как средство экологического воспитания дошкольников старшего возраста Экологическое воспитание следует начинать с дошкольного детства, т. к. в этом возрасте закладывается основа представлений о природе, формируются.

Источник

Флора и фауна: 4 занятия, которые помогут наладить контакт с природой

Фото проекта FLOWGARDENZ, объединяющего вокруг себя любителей природы

instagram @flowgardenz

Наверняка в детстве вы пробовали сушить цветы и листья, а может быть, у вас даже был гербарий юного натуралиста: хрупкие засушенные цветы, аккуратно закрепленные на листах картона, приносили в школу в сентябре как напоминание о лете. Поверьте, сейчас собрать гербарий будет не менее увлекательно, а еще он может стать отличным украшением интерьера наравне с постерами и картинами.

Чтобы правильно собрать и засушить растения, вам понадобятся гербарная папка-сетка и пресс. Их можно сделать самостоятельно, а можно купить готовые — например, разные варианты любительского оборудования для гербариев делает марка из Санкт-Петербурга Plant Press . Чтобы подойти к сбору чуть более научно и дополнить экземпляр правильной этикеткой, воспользуйтесь определителем растений: сейчас его можно найти на разных сайтах для любителей флоры в виде приложений или старомодных, но очень точных книг-ключей .

Наблюдайте за птицами

DeAgostini/Getty Images

Бердвотчинг — то есть наблюдение за птицами, или любительская орнитология — занятие крайне популярное: в Европе и Америке существует множество клубов, посвященных бердвотчингу, выходят специализированные журналы, организовываются туры в национальные парки. И пусть в России это хобби еще не настолько массовое, потенциал огромен: например, в Москве обитает больше 200 видов птиц, и во многих парках можно найти информационные стенды о них.

Наблюдать за птицами — дело неспешное, требующее терпения, но увлекательное, а главное — это можно делать даже с балкона собственного дома. Лучше обзавестись биноклем, чтобы рассмотреть маленьких обитателей ближайших ветвей подробнее — подойдет и самый простой (может, советский бинокль найдется даже на антресолях). Но чаще всего птиц удается не увидеть, а услышать. На сайте, посвященном птицам России, можно послушать записи голосов разных пернатых, чтобы понять, кого именно удалось встретить на прогулке или чье пение разбудило вас рано утром.

Вырастите зелень

instagram.com/ikea_rus
instagram.com/ikea_rus

Огород на подоконнике — уже давно не удел пенсионеров, а новая городская реальность. Во‑первых, это свежая зелень для вашего домашнего меню. Во‑вторых, это совсем несложно. И наконец, это приятно выглядит.

Вам понадобится любая емкость, земля и семена. Подойдут и пластиковые контейнеры из-под любых продуктов: проделайте несколько дырочек снизу, чтобы влага не застаивалась в почве, насыпьте туда земли и посадите семена. Для их успешного прорастания сделайте подобие парника при помощи пищевой пленки (или купите специальную мини-теплицу ), а затем обеспечивайте зелени своевременный полив и присутствие солнечного света и наслаждайтесь урожаем. Начать проще всего с пряных трав — базилика, петрушки, кинзы, но в домашнем огороде также можно вырастить овощи, например маленькие перцы и помидоры.

Постройте отель для насекомых

Еще одни представители фауны, доступные для наблюдения каждому городскому жителю, — это насекомые. И мы сейчас не о паразитах вроде мух и тараканов — в эту обширную группу животных входят, например, пчелы, которые играют ключевую роль во всех наземных экосистемах. Чтобы полезных насекомых в городе было больше, им можно помочь, сделав домик-убежище.

Так называемый отель для насекомых — это совокупность субстратов, где разным видам будет комфортно построить свои гнезда. Такая конструкция поддержит локальное биоразнообразие, а за его обитателями занятно наблюдать. Если у вас есть дача или вы живете в частном доме, то можете построить большой полноразмерный «отель» (видеотьюториал можно найти тут или тут ), в черте города стоит ограничиться миниатюрной версией — можно купить готовую или сделать самостоятельно. И конечно, это хобби вряд ли подойдет тем, кто боится насекомых.

Источник

Экология детства, или Как подружиться с природой и украсить мир

Ребенок на прогулке в парке и за городом — советы специалиста по домашней педагогике.

Татьяна Николаева педиатр-невролог высшей категории

Обращая внимание малыша на живой мир и природу вокруг, мы имеем поистине неограниченные возможности развить и воспитать в нем лучшие человеческие черты, вовремя обнаружить и поддержать таланты. Специалист по домашней педагогике, мама четырех детей Татьяна Николаева делится опытом, как благоустроить мир вокруг своих детей — и как направить энергию ребенка в созидательное русло.

Малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова — хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему действительно по пояс, цветы поднимают свои венчики к самым его глазам, а рядом с собакой он чувствует себя так же, как мы — рядом с коровой, если б она обладала клыками и могла рычать или оглушительно лаять. Но и клубы выхлопных газов плывут малышу прямо в лицо, и груды мусора из контейнера угрожающе нависают над головой.

Ребенок и природа

. Квартиры в молодежном жилом комплексе достались нам нелегко. Мы отпахали серьезную трудовую программу штатными штукатурами и малярами, годами проводили выходные дни на субботниках, в итоге перекидав горы строительного мусора и переделав еще массу всякой неквалифицированной работы. И вот, наконец, молодые управленцы, инженеры, технологи вернулись на свои обычные рабочие места и — сказка! — получили ордера на собственное жилье.

Новый дом быстро оброс приметами обжитого: занавески на окнах, лыжи на балконах и. мусор на газонах под окнами! Да, я не верила своим глазам: молодые образованные горожане, новоселы прекрасного дома в хорошем районе, бросали мусор не в мусоропровод, до которого каждому жильцу нужно было пройти всего несколько шагов, а. в окна! Количество, периодичность и широта разброса свидетельствовали о том, что это явление массовое. Между тем в квартирах царил порядок.

В чем же причина такой аномалии? Мне кажется, она кроется в некоей враждебности людей к окружающему миру, в хроническом раздражении и недовольстве, которое для очень многих горожан стало постоянным настроением, эмоциональным фоном жизни. Думаю, со мной согласится каждый: нелегко жить с таким негативом в душе, как нелегко живется и рядом с таким человеком.

Как же помочь детям избежать этого стереотипа и настроиться на дружелюбное, радостное восприятие окружающего?

Ищем красоту повсюду

Как известно, главное в нашем общении с детьми — личный пример. Начинаем день с взгляда за окно. Прекрасно, если за ним простирается парк или сквер, в любом случае отыщем возможность увидеть кусочек неба и растительности. Порадуемся вместе с малышом хорошей погоде, обратим внимание ребенка на приметы сезона, отметим особенную красоту именно этого момента — молодую листву или пушистый снег на ветках, игру света в облаках, ясный цвет травы в лучах солнца.

Даже в тоскливую сырую погоду находим чему удивиться или порадоваться. При полном, казалось бы, отсутствии оснований для радости — «притягиваем их за уши»: после дождей грибы хорошо растут; почва напитается влагой и даст хороший урожай; можно, наконец, в резиновых сапогах по лужам походить, кораблики попускать!

И очень хорошо, если в наших высказываниях не будет ощущения того, что от природы исходит какая-то угроза: не запугивайте ребенка ветром, холодом и прочим. Природа — друг! Если эта мысль станет главным мотивом наших бесед с малышом, то будет совсем нетрудно научить его не сорить на полянках и дорожках, не убивать жуков и лягушек. Более того, он с удовольствием и энтузиазмом станет наблюдать, исследовать природные явления, и это вторая интереснейшая ступень «экологического воспитания» нашего малыша.

Читайте также:  Как обитатели мира природы могут помогать людям

С какого возраста его начинать? Да хоть с рождения! Именно так получилось у нас со вторым сыном: кормушка за окном в любое время года привлекала, веселых синиц, малыш с удовольствием наблюдал их суету, и неудивительно, что и первым его словом стало слово «птички».

Среди книг ребенка обязательно должны быть и рассказы о животных, и хорошо иллюстрированные справочные издания на эту тему, и книги об интересных явлениях природы. А с каким удовольствием малыш будет слушать рассказы о ваших походах и путешествиях, рыбалке, о том, какая норовистая корова была когда-то у бабушки или как курица соседа по даче высиживала цыплят!

Прогулка с ребенком в лесу, парке, деревне

В свое время мы с маленьким сыном просто садились в выходной день на загородный автобус и ехали в ближайшую деревню: погулять и посмотреть на коров, лошадей, кур.

От наблюдений ребенок естественным образом переходит к исследованию тех или иных явлений природы, и тут у нас есть богатейшие возможности развивать исследовательский талант малыша. Жизнь растений, насекомых, домашних и даже некоторых диких животных, удивительные свойства обыкновенной воды, почва, минералы — перечислять интереснейшие темы можно бесконечно, выбирайте то, что интересует вас самих, и ребенок обязательно разделит ваши интересы. А если вы вместе найдете ракушечник на склоне оврага, доказывающий, что в незапамятные времена здесь был океан, или обнаружите кусок метеорита в куче щебенки (а это действительно возможно), то поверьте, ребенок запомнит такое на всю жизнь. А сколько впечатлений подарят ему фонарик, бинокль, микроскоп, телескоп!

Многие считают, что для воспитания доброты и душевности в ребенке нужно завести дома какое-нибудь животное. Осмелюсь подвергнуть эту установку сомнению, и вот почему. Само по себе присутствие хомячка или кошки в доме ничему малыша не учит. Учит наше отношение к животному. Если я забочусь о кошке или собаке, рассказываю ребенку, что и как нужно делать, и привлекаю его к посильному участию в этой увлекательной и приятной для меня заботе о брате меньшем — это одно. Если прогулка с собакой или чистка клетки хомячка или черепахи для меня обуза, если я обязываю это делать ребенка под лозунгом «Ты просил собачку?! Вот сам и ухаживай!» — это совсем другое.

Раздражаясь и требуя, мы лишь провоцируем еще одну волну раздражения — на этот раз от ребенка к зверьку. Ребенок мал, он не может гарантировать, что его интерес к тому или иному явлению (в том числе и к воспитанию собачки) будет стойким. И это совершенно нормально!

Вот здесь и нужен наш взрослый подход. Заводя дома животное, принимаем как данность, что ответственность за него лежит на нас. Возможно, что нам удастся вырастить у малыша стойкий интерес к этому занятию, но только добром и личным примером. Но очень вероятно, что этого не получится, — ребенок потеряет интерес к зверьку так же быстро, как к новой машинке или кубикам. Тогда ответственность и все заботы о животном останутся на наших плечах. Ну а если мы все же заставляем ребенка «через не хочу» выполнять необходимое, то воспитываем, возможно, не доброту и душевность, а совсем, совсем другое. Мне, например, слишком много раз приходилось слышать, с какой усталой ненавистью в голосе симпатичный мальчик или девочка кричали на свою «любимую» собачку, уныло выгуливая ее на площадке.

А между тем всегда можно смоделировать нужную нам ситуацию в необременительном варианте: кормить птиц; подкармливать дворовое животное; навещать знакомых, которые держат какое-либо животное; систематически посещать зоопарк; завести, наконец, не слишком притязательных аквариумных рыбок.

Источник радости

Картины природы — сильнейшее эстетическое средство воздействия на душу ребенка, и его значение невозможно переоценить. Надо честно признать, что чаще всего наш городской пейзаж является стрессовым фактором для малыша. Да что там — признайтесь, и вас не устраивает и этот уродливый дом напротив, и без конца дымящие трубы, и то, что за унылым массивом домов никогда не видно горизонта. Мне, честно говоря, просто стыдно перед малышом, когда вывожу его гулять в тесный и некрасивый городской двор, где и зелени-то почти нет. Самое обидное, что ребенок неизбежно впитывает представление, что это и есть норма жизни! Да-да, вот эта убогая архитектура, кривой бетонный забор и слегка прикрытые мусорные ящики становятся для него эталоном бытовой эстетики! Приятно, что во многих городах теперь реально занялись благоустройством дворов и детских площадок.

А в свое время я решила сама как-то изменить ситуацию, благоустроить и украсить мир вокруг своих детей. Со старшими сыновьями мы выбрали на опушке ближайшего парка дикие кусты с неглубоко залегающей корневой системой и занялись пересадкой их к нашему дому. Рассудили: чтобы посадки не были тут же вытоптаны в нашем густонаселенном дворе, их нужно сажать плотными «кучками» на хорошем расстоянии одна от другой. Помнится, лопату попросили у дворника, возили саженцы на детской коляске и под каждой группой кустов сеяли васильки.

Работа кипела весь сезон и принесла нам два подарка.

Как подружить ребенка с природой и украсить мир

Первый — половина посадок прижилась, и нужно слышать, с каким восторгом уже взрослый сын сообщает спустя много лет:

— Сегодня проезжал мимо нашего бывшего дома — как здорово наши кусты разрослись!

Второй подарок — дети реально примерили на себя роль созидателя и утвердились в ней. Именно в детстве, когда инициатива и энергия ребенка, кажется, бьют через край, имеет смысл направить ее в созидательное, творческое русло полезных дел. А общение с природой дает для этого бесконечные возможности.

. Я много слышала об этом уникальном минеральном источнике, и вот наконец-то удалось добраться до него по извилистой горной дороге. Крутые поросшие лесом склоны, звонкая живая тишина, блистающая на солнце струя целебной воды.

Ну а вокруг как всегда: бутылки, осколки, рваные пакеты. Приехавшие сюда раньше нас на отдых подростки, казалось, не замечали этого диссонанса. Признаюсь, минуты три терпела и я. А потом задала себе вопрос: а почему бы не сделать так, как мне хочется? И вот уже мы с моими ребятами собираем мусор в две кучи: на закапывание и сжигание. Веселые подростки как-то притихли, и я вдруг понимаю почему: они, как и я несколько минут назад, находятся в замешательстве, потому что СТЕСНЯЮТСЯ своих добрых порывов. Догадка оказалась верной: с каким удовольствием и даже вроде бы облегчением ребята выполняли мои простые просьбы — дотянуться туда, куда мне не по силам, проследить за костром.

Иначе говоря, когда мы на природе, она как бы сама подталкивает нас быть не просто людьми, а хорошими людьми.

Вот потому-то в один прекрасный день мы взяли в охапку четверых своих детей и более чем на десять лет уехали из города в «домик в деревне». Правда, деревню, а точнее станицу, выбрали уникальную: с прекрасной гимназией и вузом (есть в России и такие!).

Дача или деревня, лес, сад, речка, прохладная трава и горячий песок, запах трав и пение птиц — это должно обязательно быть среди детских впечатлений наших малышей. Общение с природой оказывает на детей не только психологическое, эстетическое воздействие, но и укрепляет их здоровье. Чистый воздух, натуральные продукты, ненавязчивое закаливание — что может быть лучше?!

. Мы первый день на новом месте. Пока я готовлю еду, хозяйка дома угостила моих ребят парным молоком. Когда я наконец зову их за стол, то слышу в ответ:

— Да потом, мы сытые!

Оказалось, от чашки нормального, «живого» молока можно полдня ходить сытым даже на свежем воздухе!

А как часто именно логика природы помогает нам найти ответ на сложные вопросы, в том числе и связанные со здоровьем малыша! Мы будто обретаем своеобразное чутье, помогающее нам отличать истинное от неестественного и надуманного.

Вот только один пример. Не меньше полувека слышу я рекомендации, повторяющиеся слово в слово: малыш, едва встав на ноги, обязательно должен ходить в обуви, хорошо фиксирующей стопу, желательно с супинатором. Иначе возможно развитие плоскостопия!

Но присмотримся: обутая ножка малыша постоянно перегрета, слегка распарена, в результате мышцы ее расслаблены. В таком состоянии супинатор и формирует нужную форму свода стопы. Но! Нога ребенка растет очень быстро, туфли большую часть времени ему чуть маловаты или чуть великоваты. Какой же сформируется стопа?

Кстати, я пока не встречала человека, которого такая методика избавила бы от боли в ногах при врожденном плоскостопии. А вот питание по принципам натуральной гигиены и хождение босиком помогают. Проверено на себе. Действительно: натуральное питание оберегает нас от многих неприятностей, в том числе от воспалительных процессов, хождение босиком способствует естественному формированию правильной стопы и закаливает. Ведь мышцы босой ноги постоянно мобилизованы, стопа все время естественным образом массируется: вот паркет, а вот циновка, вот травка, а вот песок под ногами.

. Мой младший засыпал в коляске под цветущей черешней. Кизил или ежевику к ужину мы с ребятами собрали в лесу — в него упирается наша улица. А выходные проведем в палатке на берегу моря — до него ехать всего-то два часа.

Мне кажется, мы сделали детям очень важный подарок: вот эту радость выбегать босиком из дома на траву бродить по чистому, живому, любимому лесу, строить домики в ветвях развесистых деревьев и шалаши в кустах на краю огорода, есть в изобилии все, что растет и зреет на деревьях и грядках, — словом, по-настоящему красивую жизнь, потому что вокруг действительно пронзительная красота в любое время года — эти склоны, этот лес, это небо.

Источник