Может ли животные преобразовать окружающий мир

Конспект по окружающему миру на тему «Как животные воспринимают мир»

Цель: формирование представлений о том, как животные воспринимают мир.

Задачи: — обобщить представления об органах чувств животных;

— развивать навыки внимания;

— формирование умений анализировать;

— обеспечить усвоение учащимися понятий о том, как животные воспринимают звуки, прикосновения, и уметь их анализировать.

Планируемые результаты (на основе задач):

Предметные УУД: учащиеся научатся различать органы чувств животных

— сравнение критериев разных групп животных, насекомых, птиц, рыб и выделение их отличительных особенностей;

Познавательные УУД

— развитие наблюдательности при работе с иллюстрацией в учебнике;

— актуализация знания детей о животных, их составляющих;

— расширение кругозора учащихся по теме данной теме, путём создания условий для осознания и усвоения нового материала.

Регулятивные УУД

— анализ при выделении критерий сравнивания групп органов чувств;

— группирование при сравнении отличительных признаков;

— способствовать формированию коммуникативных навыков;

— создание условия для воспитания бережного отношения к животным.

— воспитывать доброе отношение к животным и показать скрытую от наших глаз великую роль в жизни на Земле.

Оборудование: компьютер, колонки, раздаточный материал.

Ход урока

Этапы и структурные

компоненты урока

Деятельность

Деятельность учащихся

I . Мотивационно-целевой

Организация начала урока

Здравствуйте ребята, меня зовут Екатерина Сергеевна, и сегодняшний урок проведу у вас я.

Посмотрите на изображения, как вы думаете чьи это глаза?

А как вы поняли, что это собака? Правильно.

Ребята а у вас есть домашние животные, если есть то какие?

А вы наблюдаете за ними, как они себя ведут, что интересного или особенного в их поведении?

Как животные реагируют на резкие звуки, запахи, прикосновения?

Чем чувствуют запахи, или как ощущают прикосновения?

А вы знаете, что все это называются органами чувств?

Потому что она лохматая, пасть длинная, нос приплюснутый и черный.

Бегают ночью, глаза светятся.

Кошки не любят резкие запахи.

Животные любят когда их гладят.

Постановка темы и целей урока

Вот сегодня мы с вами поговорим об органах чувств. Наша сегодняшняя тема звучит так: «Как животные воспринимают окружающий мир.»

Слушают тему занятия.

Проверка домашнего задания

Подготовка к основному этапу урока (Актуализация знаний)

Воспринимать окружающий мир животным, как и человеку, помогают органы зрения, слуха, обоняния, осязания, и вкуса.

Слушают за объяснением учителя.

Усвоение новых знаний и способов действий

Сейчас я вам загадаю загадку, слушайте внимательно.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел —

Он вспорхнул и улетел.

Кто над нами вверх ногами
Ходит — не страшится,
Упасть не боится,
целый день летает,
Всем надоедает?

Молодцы, бабочка, муха, кузнечик – это насекомые.(4)

Органы зрения –глаза — состоят из большого числа маленьких глазков. Каждый глазок видит только небольшую часть окружающего пространства. А вместе они воспринимают изображение, составленное ,как мозаика, из маленьких частей.(5)

По бокам головы находятся большие фасеточные глаза.

Усики мухи используются как органы обоняния, а не как органы осязания. Они способны определять запахи на большом расстоянии.

Муха имеет три пары лапок. Лапка мухи состоит из пяти «суставов».

Последний сустав лапки имеет два коготка и тончайшие волоски, а также железы, выделяющие клейкое вещество, состоящее из смеси углеводов и жиров.

Органы слуха хорошо развиты у тех насекомых, которые сами издают звуки, например у кузнечика. (7)

Кузнечик (8) (все бегали летом и слышали как он поет)

У него ножки исполняют роль ушей, и при помощи них он может совершать прыжки длиной, в двадцать раз превышающей его длину тела. Даже звуки они издают при помощи ножек или крылышек.

Органы обоняния находятся у насекомых на усиках. С их помощью некоторые насекомые, например бабочки, могут различать запахи на расстоянии 3 км (это примерно как от вьезда до магнита). (9) Бабочка (10)

По всему телу насекомых расположены чувствительные

волоски- органы осязания. (11)

Многие насекомые, например бабочки, муравьи, пчёлы, различают вкус пищи. (12)

Какие органы чувств развиты у насекомых?

Молодцы, следующая загадка:

В воде она живет,

Нет клюва, а клюет. (Рыба.) (13)

Отлично сейчас мы узнаем, какие органы чувств есть у рыб.

У рыб крупные органы зрения. Но из-за воды глаза рыб могут различать форму и цвет предметов лишь на небольшом расстоянии.(14)

Вода хорошо проводит звуки, поэтому рыбы хорошо слышат.

Их органы слуха воспринимают звуки, издаваемые не только в

воде ,но и на берегу. (15)

На голове расположены ноздри отверстия , которые ведут в орган обоняния. Некоторые рыбы ,например акулы, могут улавливать запахи на расстоянии 500 метров. (как от автовокзала ) (16)

В коже по бокам рыб находятся особые органы, благодаря которым они чувствуют направление и силу течения воды. Есть у рыб и органы вкуса. (17)

Какой орган чувств у рыб хорошо развит?

Рыбы- ежи охотятся и ночью , поскольку они имеют очень острое зрение .

Шипы рыбы — ежа — это сильно видоизмененные чешуйки, способны двигаться, они образуют нечто похожее на защитную кольчуг .

Жители одного тихоокеанского острова из высушенной кожи рыб — ежей совершали военные шлемы.

Хорошо, еще одна загадка:

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица — почтальон,

Пролетит любой маршрут. (Голубь)

Во дворе я — королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна. (Ворона)

Каким одним словом их можно назвать? (19)

Птицы отличаются превосходным зрением . Они видят на большом

Читайте также:  Кайнозойская эра условия неживой природы развитие растительного и животного мира

расстоянии , хорошо различают цвета и их оттенки. (20)

У многих птиц, особенно у певчих, отличный слух. (21)

Хороший слух и у птиц, ведущих ночной образ жизни, например у совы. Органы обоняния у птиц слабые. (22)

Какой орган чувств у птиц хорошо развит?

Великолепно, новая загадка, слушайте внимательно:

Через зарослей заслон

Шел по джунглям толстый .

В заплатках шея и бока,

На всех он смотрит свысока.

Ответ: Жираф (24)

Органы зрения у зверей слабее ,чем у птиц .Наиболее острое зрение имеют те из них, которые обитают на открытой местности, например зебра, жираф .В отличие от птиц, они различают не все цвета.(25)

У всех зверей очень хороший слух. Только они имеют наружное ухо ушную раковину, которая улавливает звуки. (26)

Многие звери обладают тонким обонянием. Таких животных легко узнать по острой, вытянутой вперёд морде. (27)

Органы осязания млекопитающих- длинные жёсткие волосы .Больше всего таких волос на морде. Поэтому их часто называют усами. (28)

Источник



Как видят мир животные

Мы настолько привыкли к тому, как мы видим мир, что нам даже не приходит в голову, что кто-то может увидеть его по-другому. Конечно, теоретически мы знаем, как животные видят, например, что змеи видят тепло или что красная ткань не провоцирует быка. Но мы знаем только в теории, а как это выглядит на самом деле.

1. Мышь
Грызуны хорошо видят только на небольшом расстоянии. При этом они лучше различают движущиеся объекты, а неподвижные могут увидеть только вблизи. Например, резкий взмах руки грызун заметит даже за 10–15 м и быстро убежит, а вот неподвижно сидящего человека не распознает, пока буквально не уткнется в него носом.

2. Змея
Змеи хорошо различают тепло и холод. Это позволяет им в любое время суток находить себе пропитание. Но у них два вида зрения: дневное, которое реагирует на движение, и ночное, ориентированное на тепло. Так что если потенциальный «обед» замрет и не будет двигаться, днем змея просто проползет мимо.

3. Муха
У всех насекомых с фасеточными глазами острота зрения напрямую зависит от количества фасеток (от 3 000 до 25 000 у разных насекомых). Например, у мухи около 4 000 фасеток в глазах, но, несмотря на это, видит она гораздо хуже человека. Для нее мир состоит из кусочков мозаики, ведь каждая фасетка воспринимает только часть изображения. Зато муха хорошо различает мелькание света с частотой вплоть до 300 Гц. Для сравнения: предельная частота для человеческого глаза — 50 Гц. Так что, когда вы пытаетесь ударить муху газетой, она успевает рассмотреть вас в замедленной «съемке» и спокойно отойти. Нам жаль.

4. Бабочки и пчелы
Бабочки в целом видят не очень хорошо, зато отлично воспринимают невидимый для человека ультрафиолет. То же самое могут и пчелы. Благодаря этому они могут видеть узоры на цветках растений, которые не замечаем мы.

Источник

Мир глазами животных

Мы видим мир вокруг и, нам кажется, что он именно такой. Сложно даже представить, что кто — то видит его по-другому, в черно — белых тонах, или без синего и красного. Сложно поверить, что для кого — то наш привычный мир совсем другой.

Но это именно так.

Давайте посмотрим на окружающий мир глазами животных, разберемся, как животные видят, в каких цветах они воспринимают мир.

Итак, для начала разберем, что такое зрение и какие функциональные способности оно включает.

Что такое зрение?

Зрение — процесс обработки изображения объектов окружающего мира.

  • осуществляется зрительной системой
  • позволяет получать представление о величине, форме и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними

Зрительный процесс включает:

  • проникновение светового потока через преломляющие среды глаза
  • фокусировка света на сетчатке
  • трансформация световой энергии в нервный импульс
  • передача нервного импульса от сетчатки в головной мозг
  • обработка информации с формированием увиденного образа
  • светоощущение
  • восприятие движущих объектов
  • поля зрения
  • острота зрения
  • цветовое восприятие

Светоощущение — способность глаза воспринимать свет и определять различную степень его яркости.

В глазу содержатся два типа светочувствительных клеток (рецепторов): высокочувствительные палочки, отвечающие за сумеречное (ночное) зрение, и менее чувствительные колбочки, отвечающие за цветное зрение.

Процесс приспособления глаза к различным условиям освещения называется адаптацией. Различают два вида адаптации:

  • к темноте — при понижении уровня освещенности
  • и к свету — при повышении уровня освещенности

Светоощущение является основой всех форм зрительного ощущения и восприятия, особенно в темноте. На светоощущение глаза также влияют такие факторы как:

  • распределение палочек и колбочек (у животных центральный участок сетчатки в25 ° состоит, преимущественно, из палочек, что улучшает ночное восприятие)
  • концентрация светочувствительных зрительных веществ в палочках (у собак чувствительность к свету палочек 500-510нм, у человека 400нм)
  • наличие тапетума (tapetum lucidum) — особый слой сосудистой оболочки глаза (тапетум направляет назад прошедшие на сетчатку фотоны, заставляя их ещё раз воздействовать на рецепторные клетки, повышая светочувствительность глаза, что в условиях малого освещения такая оказывается весьма ценно) у кошек глаз отражает в 130 раз больше света, чем у человека (Paul E. Miller, DVM, and Christopher J. Murphy DVM, PhD )
  • форма зрачка — форма, размер и положение зрачка у различных животных (зрачок бывает круглый, щелевидный, прямоугольный, вертикальный, горизонтальный)
  • форма зрачка может рассказать относится ли животное к хищникам или жертвам (у хищников зрачок сужается в вертикальную полоску, у жертв в горизонтальную — эту закономерность ученые обнаружили, сравнив формы зрачков у 214 видов животных)
Читайте также:  Животные живого уголка примеры

Итак, какие бывают формы зрачков:

    • Щелевидный зрачок — (у хищных животных, таких как домашние кошки, крокодилы, ящерицы гекконы, змеи, акула) позволяет точнее подстроить глаз под количество света вокруг, так, чтобы и в темноте видеть, и на полуденном солнце не ослепнуть
      • Круглый зрачок- (у волков, собак, больших кошек — львов, тигров, гепардов, леопардов, ягуаров; птиц) т.к. они избавлены от необходимости хорошо видеть в темноте
        • Горизонтальный зрачок (травоядные) позволяет глазу хорошо видеть, что происходит у земли и охватывает довольно широкую панораму глаз защищён от прямого попадания солнечных лучей сверху, которые могли бы ослепить животное

        Как животные воспринимают движущие объекты?

        Восприятие движения имеет жизненно важное значение, т.к. движущиеся объекты являются сигналами либо опасности, либо потенциальной пищи и требуют быстрого соответствующего действия, в то время как неподвижные объекты могут быть игнорированы.

        Например, собаки могут распознать движущиеся объекты (благодаря большому количеству палочек) на расстоянии 810 до 900 м, а неподвижные объекты только на расстоянии 585 м.

        Как животные реагируют на мелькающий свет (например, в телевизоре)?

        Реакция на мелькающий свет дает представление о функции палочек и колбочек.

        Человеческий глаз способен улавливать колебания 55 герц, а собачий глаз улавливает колебания на частоте 75 герц. Поэтому, в отличие от нас, собаки, скорее всего, видят лишь мерцание и большая часть из них на изображение в телевизоре не обращают внимание. Изображения предметов в обоих глазах проецируются на сетчатке и передаются в кору головного мозга, где происходит их слияние в одно изображение.

        Какие у животных поля зрения?

        Поле зрения — пространство, воспринимаемое глазом при неподвижном взгляде. Можно выделить два основных типа зрения:

        • бинокулярное зрение — восприятие окружающих предметов двумя глазами
        • монокулярное зрение — восприятие окружающих предметов одним глазом

        Бинокулярное зрение имеется далеко не у всех видов животных и зависит от строения и взаиморасположения глаз на голове. Бинокулярное зрение позволяет совершать тонкие координированные движения передними конечностями, прыжки, легко передвигаться.

        Хищникам бинокулярное восприятие объектов охоты помогает правильно оценить расстояние до намеченной жертвы и выбрать оптимальную траекторию нападения. У собак, волков, койотов, лисиц, шакалов угол бинокулярного поля равен 60-75°, у медведей 80-85°. У кошек 140°(зрительные оси обоих глаз почти параллельны).

        Монокулярное зрение с большим полем позволяет потенциальным жертвам (сурки, суслики, зайцы, копытные и т. п.) вовремя заметить опасность. достигает у грызунов 360°, у копытных 300-350°, у птиц достигает более 300°. Хамелеоны и морские коньки умеют смотреть сразу в двух направлениях, т.к. их глаза двигаются независимо друг от друга.

        Острота зрения

        • способность глаза воспринимать две точки, расположенные на минимальном расстоянии друг от друга, как отдельные
        • минимальное расстояние, при котором две точки будут видны раздельно, зависит от анатомо-физиологических свойств сетчатки

        От чего зависит острота зрения?

        • от размеров колбочек, рефракции глаза, ширины зрачка, прозрачности роговицы, хрусталика и стекловидного тела (составляют светопреломляющий аппарат), состояния сетчатой оболочки и зрительного нерва, возраста
        • диаметр колбочки определяет величину максимальной остроты зрения (чем меньше диаметр колбочек, тем больше острота зрения)

        Угол зрения -универсальная основа для выражения остроты зрения. Предел чувствительности глаза большинства людей в норме равен 1. У человека для определения остроты зрения используют таблицу Головина-Сивцева, содержащую буквы, цифры или знаки различной величины. У животных остроту зрения определяют с помощью (Ofri ., 2012):

        • поведенческого теста
        • электроретинографии

        Острота зрения собак оценивается в 20-40% от остроты зрения людей, т.е. собака узнает объект с 6 метров, тогда как человек — с 27 м.

        Почему собака не обладает остротой зрения человека?

        Мир глазами животных

        У собак, как и у всех других млекопитающих, за исключением обезьяны и человека, отсутствует центральная ямка сетчатки (область максимальной остроты зрения). Большинство собак слегка дальнозорки (гиперметропия: +0,5 Д), т.е. они могут различать мелкие предметы или их детали на расстоянии не ближе 50-33 см; все предметы, расположенные ближе, кажутся расплывчатыми, в кругах рассеивания. Кошки близоруки, то есть они не видят дальние объекты также хорошо. Способность хорошо видеть вблизи больше подходит для охоты на добычу. Лошадь имеет невысокую остроту зрения и относительно близорука. Хорьки близоруки, что является, без сомнения, реакцией на их адаптацию к норному образу жизни и поиску добычи по запаху. Близорукое зрение хорьков является таким же острым как и наше и, может быть, даже немного острее.

        орел 20/5 Reymond
        сокол 20/8 Reymond
        человек 20/20 Ravikumar
        лошадь 20/30–20/60 Timney
        голубь 20/50 Rounsley
        собака 20/50–20/140 Odom
        кошка 20/100–20/180 Belleville
        кролик 20/200 Belleville
        корова 20/460 Rehkamper
        слон 20/960 Shyan-Norwalt
        мышь 20/1200 Gianfranceschi

        Таким образом,самое острое зрение у орла, затем в порядке убывания: сокол, человек, лошадь, голубь, собака,кошка,кролик,корова, слон,мышь.

        Цветовое зрение

        Цветовое зрение — это восприятие цветового многообразия окружающего мира. Вся световая часть электромагнитных волн создает цветовую гамму с постепенным переходом от красного до фиолетового (цветовой спектр). Осуществляется цветовое зрение колбочками. В сетчатке глаза человека есть три вида колбочек:

        • первый воспринимает длинноволновые цвета – красный и оранжевый
        • второй тип лучше воспринимает средневолновые цвета – жёлтый и зелёный
        • третий тип колбочек отвечает за коротковолновые цвета – синий и фиолетовый

        Трихромазия — восприятие всех трех цветов
        Дихромазия — восприятие только двух цветов
        Монохромазия — восприятие только одного цвета

        Источник

        Как животные воспринимают мир. Начальная школа. Окружающий мир. Презентация
        презентация к уроку по окружающему миру на тему

        Кто видит лучше? Почти у всех птиц прекрасное зрение. Оно позволяет им обнаруживать добычу с большой высоты. Орёл может заметить зайца на расстоянии около четырёх километров.

        Кто видит лучше? А вот кроту зрение не нужно, ведь он живёт под землёй. Глаза у крота есть, но развиты они очень плохо.

        Кто видит лучше? Рыбы – тоже «близорукие» животные. Они видят на расстоянии не более одного метра, хотя цвета различают хорошо. Это помогает им охотиться и замечать опасность.

        Кто видит лучше? Звери семейства кошачьих (львы, леопарды, пантеры, домашние кошки) всё могут рассмотреть очень хорошо даже в темноте. Поэтому они охотятся ночью.

        Кто лучше видит? А вот куры в темноте почти слепые. Да и зачем им зрение ночью? Про людей, кто плохо видит с наступлением сумерек, говорят, что у них «куриная слепота».

        Для чего нужен слух? О том, что происходит вокруг, многие животные узнают с помощью слуха. У рыб сбоку есть особый орган слуха, позволяющий улавливать в воде движения других животных.

        Для чего нужен слух? Ежу слух нужен, чтобы отыскивать пищу. Он внимательно слушает шорох лесной травы и по звукам определяет, где находится его добыча – черви, слизни, лягушата.

        Для чего нужен слух? Про летучих мышей говорят, что они «видят ушами».Их тонкий слух позволяет не только ловить добычу в полной темноте, но и чувствовать препятствия, встречающиеся на их пути.

        Для чего нужен слух? Тонкий слух и у совы. Если этой птице завязать глаза, то это не помешает ей поймать мышь или лягушку. Слух помогает сове найти и схватить свою добычу.

        Зачем животным обоняние? Как и другие чувства, обоняние животных зависит от условий их жизни. Хорошо обоняние развито у рыб. Акула, чувствуя издалека запах раненого животного, с лёгкостью находит свою добычу.

        Зачем животным обоняние? Каждый из нас замечал, что почти у всех зверей прекрасное обоняние. Потерявшаяся кошка может найти по запаху свой дом за много километров.

        Зачем животным обоняние? Человек использует эту особенность животных в своих интересах. Например, служебные собаки, с которыми работают милиционеры, по запаху могут находить человека, потерянные вещи, различные вещества.

        Зачем животным обоняние? А вот у большинства птиц обоняние развито слабо. Они находят своих детёнышей по голосу.

        Зачем слону уши? Оказывается, уши слон использует ещё и как веер. Постоянно размахивая ушами, слон выводит из своего организма лишнее тепло. Так слон защищает себя от жары.

        Если быстро бегать… Скорость бегущего зайца – 50 километров в час. Интересно от кого он убегает? Тигр способен пробежать за один день до 100 километров. Зачем ему так много бегать?

        Если быстро бегать… Косули не только быстро бегают, но и прекрасно прыгают. Они могут перепрыгнуть овраг, ширина которого три метра. Почему другие животные не умеют так прыгать?

        Если быстро бегать… Гепард – самый быстрый зверь на Земле. Его скорость – 100 км в час. Умение гепарда быстро бегать использовалось с давних лет. Обученный охоте гепард делал её удачной, легко догоняя любую добычу.

        Зачем животным нужны хвосты? Говорят, корове нужен хвост для того, чтобы отгонять мух. А лисе – чтобы заметать следы. Птицам хвост служит рулём. И не только птицам.

        Зачем животным нужны хвосты? Тушканчик, убегая от врага, так быстро несётся на своих длинных ногах, что его всё время заносит то вправо, то влево. Вот тут ему хвост и помогает выруливать.

        Зачем животным нужны хвосты? А у оленей на хвосте есть белое пятно, которое оленята видят издалека и потому не теряют своих родителей. Это пятно называют «зеркалом».

        Ящерице – круглоголовке хвост служит сигнальным флажком: стоя на песчаном гребне, она то раскручивает хвост, то закручивает его, обнажая каждый раз пёстрый низ хвоста. Так она подаёт другим круглоголовкам сигнал о своём присутствии. Зачем животным нужны хвосты?

        Желаю успехов в учёбе! Автор презентации: учитель начальных классов МОУ СОШ № 102 города Волгограда Доронина Н. Г.

        По теме: методические разработки, презентации и конспекты

        Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Птицы и звери-позвоночные животные» по программе «Начальная школа 21 века»

        Конспект урока и презентация по предмету «Окружающий мир». 3 класс. Программа «Школа ХХ1 века». Тема урока: «Птицы и звери — позвоночные животные».Урок способствует формированию ключевых к.

        Презентация. Краткое описание и фотографии животных, живущих в наших лесах. Для уроков Окружающий мир в начальной школе.

        Разработала, внедрила и реализовала: ИКТ — ПРОЕКТ «Карнавал животных» для учащихся начальной школы

        Клуб выходного дня:1. ИКТ — Проект «Карнавал животных» в рамках авторского интегрированного курса «Радуга жизни». Музыкальные приложения:1. http://yadi.sk/d/8g_ZefqOHKfZL.

        Викторина о животных для учащихся начальной школы

        Викторина содержит интересные вопросы, проверяющие знания детей о мире животных.

        УМК «Начальная школа 21 века»Презентация урока по окружающему миру. 3 класс. Тема: «Разнообразие растений на Земле»

        Разнообразие растений на Земле. Одноклеточные, многоклеточные.

        Урок окружающий мир в 4 классе по теме «Дыхательная система человека», УМК «Начальная школа 21 век». Презентация «Дыхательная система человека».

        На уроке обучающиеся получат возможность сформировать знания о дыхательной системе человека, о значении чистого воздуха для организма человека, о гигиене дыхания, узнают о правилах применения здоровог.

        Насекомые степей. Презентация. Начальная школа. Окружающий мир

        Источник