Музыку на тему природа зима

Конспект НОД «Музыка зимы»

Конспект НОД «Музыка зимы»

ЦЕЛЬ: Создать условия для воспитания чувства любви к музыке о природе.

Проблема: Как о зиме рассказывают композиторы, поэты, художники.

Грамотно и эмоционально разбирать муз. произведение, уметь слушать музыку. Продолжить освоение музыкального языка, его выразительных средств. Ввести детей в звучание окружающего мира, через музыку.

Воспитательные. Воспитывать культуру слушания, исполнения, способность эмоционально откликаться на музыкальное произведение. Укреплять интерес к музыке. Продолжить учить вслушиваться, всматриваться, вдумываться в музыку.

Развивать навыки определения настроения музыки. Умение и навыки интонационного чистого и ритмически точного пения.

Предварительная работа: знакомство детей с творчеством И. Шишкина, стихами Пушкина, разучивание мелодии и текста песни «Русская зима» Л. Олифировой.

ТСО: Музыкальный центр, диски, проектор

I. вводная часть

2. Беседа о зиме (вопросы, просмотр картин И. Шишкина.

3. Слушание музыки П. Чайковского.

II. Исполнение песни. Слушание стихов А. Пушкина.

III. Итог занятия.

Оборудование и материалы :

1. Презентация с картинами Шишкина. Портрет композитора П. Чайковского.

2. Магнитофон, диск, фонограммы на USB-носителе.

Дети входят в музыкальный зал под музыку (Звучит начало пьесы «На тройке» П. Чайковского)

Приветствие: «Здравствуйте!» (C-dur)

Музыкальный руководитель читает стихи «Чародейкою Зимою» Федора Тютчева

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой.

Музыкальный руководитель. Догадались, о чем сегодня мы будем говорить? (слайд)

Тема: «Музыка Зимы»

Какой вы представляли, себе зиму, слушая стихи?

Какие звуки можно услышать зимой? (Ответы детей: скрип снега, звон льда, шум ветра, вой вьюги)

Какими красками можно нарисовать зиму? (Ответы детей: сверкающими, солнечными, серыми, мягкими)

-Поднимите руку те, кто любит зиму?

-А теперь посмотрите, как художники изобразили зиму. (Показ слайдов с изображением зимы) Эти картины нарисовал русский художник И. Шишкин.

Музыкальный руководитель. Картины захватывают своей широтой, размахом, радостным цветением красок. Небо на всех картинах и одинаковое, и разное. Оно почти бесцветное, серое, серо – голубое.. Деревья одеты в шубы и шапки.

Художник мастерски изобразил состояние природы. Беловато-серый снег, свинцово-серое небо.

Изображая то или иное состояние природы, художник тем самым выражает свое отношение. Он не просто слепо копирует увиденное. Через картину он передает свое внутреннее состояние.

-Какими выразительными средствами пользовались художники?

-На первый взгляд природа зимой однообразна все снег да холод. А какой зимний день разный, то сверкающий, солнечный, звонкий, то студёный.

-Пожалуй, зима самое волшебное время года. Она дарит нам самые любимые праздники, самые веселые забавы, самые интересные сказки долгими таинственными вечерами.

Жил в Росси такой замечательный человек – композитор Петр Ильич Чайковский.. Каждому времени года он написал музыку. Мало того, каждому месяцу времени года соответствует своя музыкальная пьеса. Прежде, чем мы начнем слушать музыку, я хочу напомнить вам, что музыка – это особая страна, не каждому дано войти в ее прекрасный волшебный мир. Только самому внимательному слушателю она откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки. Перед прослушиванием музыкия хочу настроить вас на лирический лад: «Вечер зимний в небе синем звезды яркие зажёг. Ветви сыплют снег пушистый на подсиненный снежок. Сказка тихо в дверь стучится. Ты впусти ее, дружок!» Представьте же себе тихий зимний вечер в уютном доме. Чуть слышно потрескивают дрова в камине. Тепло разливается по всей комнате. Ласковый, негромкий голос рассказывает сказку, умную и добрую. Мягкая и нежная мелодия уводит нас за собой, в волшебный мир сказки.

Первой пьесе альбома «Январь» П. И. Чайковский дал ещё одно название «У камелька». (слайд — изображение камина с огнём)

«Камелёк» – уютное, ласковое слово. Слушаешь неторопливое звучание мелодии и видишь перед собой огонь, угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как тепло от горячих углей разливается по комнате. Тепло, уютно, тихо. В комнате полутемно, вечереет. Музыка «Января» вначале спокойная, неторопливая. Похоже, что ласковый негромкий голос рассказывает о чём-то. А может быть, просто мечтает человек, сидя у затухающего камина. Но вот рояль зазвучал тревожно и таинственно.

*Звучит пьеса П. Чайковского из цикла «Времена года». «У камелька» «Январь»

— Какое настроение музыки? Что вы представили под эту музыку?

— Какую картину нарисовал нам композитор? (ответы детей) Какие «краски» использовал? Какие средства музыкальной выразительности использовал? (ответы детей). Какие музыкальные инструменты звучали? (ответы детей)

Музыкальный руководитель. Зимой холодно. Много пословиц и поговорок сложили люди о зимнем времени года. Вот одна из них. «Мороз невелик, да стоять не велит». Вот и мы подвигаемся, чтобы зимой не замерзнуть.

Физминутка. А на улице мороз, ну-ка взялись все за нос. Не хотим мы бить баклуши, ну-ка взялись все за уши. Покрутили, повертели, вот и уши отогрели. Ручками похлопаем, ножками потопаем. Топ – топ, топ-топ, хлоп-хлоп. А потом, потом, потом от мороза все бегом. (сели на стулья)

Музыкальный руководитель. Красота природы, смена времен года, а каждое из них — осень, зима, весна и лето — неповторимое, особенное, они всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников! Вот как разные люди, художник и композитор, по-разному увидели и изобразили одно и то же время года.

II часть. Поэты тоже своё отношение к зиме выразили через слово. И я хочу прочесть стихи А. Пушкина. Идет волшебница-зима.»

Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.

Музыкальный руководитель. Ребята, какие игры и забавы есть зимой? (игра в снежки, катание на санках, на лыжах) Да, обо всем этом мы споем песню о зиме и постараемся выразить свое отношение к ней.

Исполнение песни «Русская зима». Музыка и слова Людмилы Олифировой.

Музыкальный руководитель. Расскажите, с каким настроением вы исполнили песню (ответы детей: песню пели весело, задорно, плясали в хороводе)

Каждый человек в душе — художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию, или картину. Используя музыкальные краски, композиторы создают музыкальные картины, поэты рисуют рифмой свои образы зимы, а художники — свои, поэтому мы находим в произведениях сходства и различия. Все творчество, произведения искусства – это творение рук человека.

-Какие произведения о зиме прозвучали сегодня? («У камелька» П. Чайковского)

-Назовите поэтов, художников, композиторов, чьи творения мы сегодня узнали.

Зимушка — зима приготовила для вас «зимние»слова: метель, кружится, хрустальный, зима, белый, вьюга, снежинки, завывает, холод, уснули, злится. Придумайте одно предложение, посвященное зиме, используя эти слова.

Читайте также:  Формы взаимодействия природы и общества презентация

Наше занятие, посвященное прекрасному времени года закончилось. Когда вы будете идти домой, то посмотрите на природу глазами поэта Пушкина, композитора Чайковского, художника Шишкина. Спасибо.

Прикреплённые файлы:

Конспект логоритмического занятия «Проказы Зимы» МБДОУ Краснозерский детский сад № 6 Логоритмическое занятие по теме: «Проказы Зимы» в подготовительной группе детского сада в логопункте.

Конспект НОД «Музыка внутри и вокруг нас» Програмное содержание: Формировать умение и навыки детей, связанные со слушанием музыки. Показать детям, что они сами могут созда- вать.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Платье для Зимы» Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе «Платье для Зимы» Цели: закреплять умение украшать силуэт с помощью орнамента.

Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Признаки зимы» Цель: Отметить характерные признаки зимы в природе; учить видеть красоту зимней природы, красоту зимы, описанную поэтами в стихах. Ход.

Конспект НОД в подготовительной группе «Проводы русской зимы».Конспект НОД в подготовительной группе «Проводы русской зимы». Цель: закреплять знание пословиц, поговорок, примет, фольклорных стихов; познакомить с историей русского народного праздника «Масленица»;.

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием ИКТ «В царстве Зимушки-зимы» Задачи: 1. Формировать у детей представление о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и птиц в природе, их приспособленности.

Конспект спортивного зимнего праздника «Проводы русской зимы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47» Физкультурный праздник «Проводы русской зимы» (Спортивный.

Конспект занятия «Признаки зимы» Ход занятия: Загадка: Снег на полях, Лёд на реках, Ветер гуляет. Когда это бывает? Молодцы, вы легко догадались, что сегодня мы будем говорить.

Конспект занятия по рисованию «Частичка зимы в творчестве детей» Цель. Отрабатывать навыки изображения линией декоративных элементов узора, развивать эстетическое восприятие и эмоционально-чувственное.

Конспект занятия по развитию речи «Зимы прекрасные мгновения» Тема: «Зимы прекрасные мгновенья…» (подготовительная группа) ЗАДАЧИ: • продолжать учить составлять отдельные предложения и аргументировано.

Источник



Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

музыкальные произведения о природе

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые композиторы умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

антонио вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

«Времена года» Й. Гайдна

йозеф гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – золотому ходу валторн. Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

«Времена года» П. И. Чайковского

Пётр Чайковский

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Камиль Сен-Санс

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Единственный номер цикла, опубликованный и исполнявшийся публично при жизни Сен-Санса, – знаменитый «Лебедь», ставший в 1907 году и шедевром балетного искусства в исполнении великой Анны Павловой.

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Николай Римский-Корсаков

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Модест Мусоргский

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

Читайте также:  Задание по кубановедению 1 класс опиши свой любимый уголок природы

Перечислить все известные классические музыкальные произведения, в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.

Источник

Природа и музыка: Зима

Природа и музыка: Зима

Программное содержание. Воспитывать в детях чувство красоты природы, музыки.

П е д а г о г. Зимой природа так красива! Все вокруг белеет и серебрится. Деревья наряжаются в пушистые белые снежные одежды:

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
(А. С. Пушкин)

У замечательного итальянского композитора Антонио Вивальди есть четыре концерта для скрипки с оркестром, которые называются «Времена года». Эти концерты имеют названия: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Каждый концерт состоит из трех частей. Давайте послушаем одну из частей другого концерта – «Зима». Какая зима видится вам при звуках этой музыки? (Звучит вторая часть концерта.)

Д е т и. Красивая, сверкают снежинки.

П е д а г о г. А какая музыка по характеру?

Д е т и. Нежная, светлая.

П е д а г о г. Да. В оркестре слышны отрывистые звуки, которые мерцают, светятся, словно волшебный зимний наряд природы. На этом фоне тепло, нежно, задушевно поют скрипки. (Звучит фрагмент.) У русского поэта Сергея Есенина есть стихотворение, в котором с нежностью, любовью, восхищением говорится о русской березке зимой. Когда слушаешь эту часть концерта А. Вивальди, вспоминаешь строки:

Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать характер музыкальных произведений, имеющих близкие названия.

П е д а г о г. Вы слушали одну из частей концерта А. Вивальди «Зима». Какая музыка по настроению? (Звучит фрагмент.)

Д е т и. Нежная, светлая, красивая, словно снежинки мелькают на солнце.

П е д а г о г. Эта музыка написана для оркестра и солирующей скрипки. Сейчас вы услышите два произведения с похожими названиями. Одно из них — для фортепиано. Это пьеса Р. Шумана «Зимой». Другое — для голоса с фортепиано. Это песня русского композитора Ц. Кюи на стихи поэта Е. Баратынского «Зима». Какое настроение передано в этих произведениях? (Исполняются оба произведения.) Как звучит песня Ц. Кюи?

Д е т и. Грустно, печально, жалобно.

П е д а г о г. Картина суровой зимы вызывает уныние, сожаление о лете: ручей застыл подо льдом, дует злой ветер, природа оцепенела. (Исполняется песня.) А пьеса Р. Шумана, какая? (Исполняет ее.)

Д е т и. Тоже грустная, жалобная.

П е д а г о г. Да, эти произведения очень близки по настроениям. Одно из них вокальное, другое — фортепианное. В пьесе Р. Шумана лишь в средней части настроение светлеет. Кажется, что проглядывает солнышко или мелькают, переливаясь, снежинки. (Исполняет фрагмент.) Но вот снова возвращаются печальные, жалобные интонации (звучит фрагмент). Как созвучно этой музыке стихотворение поэта Афанасия Афанасьевича Фета!

Еще вчера, на солнце млея,
Последним лес дрожал листом,
И озимь, пышно зеленея,
Лежала бархатным ковром.
Сегодня вдруг исчезло лето;
Бело, безжизненно кругом,
Земля и небо — все одето
Каким-то тусклым серебром.
Поля без стад, леса унылы,
Ни скудных листьев, ни травы.
Не узнаю растущей силы
В алмазных призраках листвы.
Как будто в сизом клубе дыма
Из царства злаков волей фей
Перенеслись непостижимо
Мы в царство горных хрусталей.

Нарисуйте дома картину зимы, которая представлялась вам, когда вы слушали музыку Ц. Кюи, Р. Шумана и А. Вивальди.

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки в произведениях.

П е д а г о г. Вы слушали разные произведения о зиме — светлый, нежный концерт А. Вивальди, его вторую часть (звучит фрагмент), грустную, заунывную пьесу Р. Шумана «Зимой» (исполняет фрагмент) и похожую на нее по характеру печальную, жалобную песню Ц. Кюи (исполняет фрагмент). Иногда зимой в непогоду дует сильный ветер, завывает вьюга:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
(А. С. Пушкин)

Или у Сергея Есенина есть такие строки:

Заметает пурга белый путь.
Хочет в мягких снегах потонуть.
Ветер резвый уснул на пути;
Ни поехать в лесу,
Ни пройти.

В первой части концерта А. Вивальди «Зима», с которой вы сейчас познакомитесь, изображается картина суровой зимы, ненастной, вьюжной. (Звучит первая часть.)
Вы слышали в начале равномерные отрывистые аккорды, надоедающие звуки вьюги, резкие короткие порывы ветра; метет снег, сыплются колкие снежинки. Природа, скованная стужей, застыла в оцепенении (звучит фрагмент).

На этом таинственном фоне пронзительно, тревожно, смятенно, жалобно поёт скрипка (звучит фрагмент). Порывы ветра, вьюга внезапно налетают. Настойчиво, взволнованно яростно звучит музыка (исполняется фрагмент и вся часть целиком).

Сам Антонио Вивальди написал к этой музыке такие стихи:

Закоченев над свежими снегами,
Под резким ветром, дующим в дуду,
Бежать, притопывая сапогами.
И ежась, и дрожа на холоду.

(Могут быть использованы репродукции картин, созвучные и контрастные по настроению музыке.)

Презентация

В комплекте:
1. Презентация — 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
А. Вивальди. Времена года — Зима. 1-я часть, mp3;
А. Вивальди. Времена года — Зима. 2-я часть, mp3;
Ц. Кюи. Зима (в исполнении детского хора «Гармония»), mp3;
Ц. Кюи. Зима. Соло, mp3;
Р. Шуман. Зима (в фортепианном исполнении), mp3;
Р. Шуман. Зима (в симфоническом исполнении), mp3;
3. Сопроводительная статья — конспект занятия, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Источник

Интегрированное занятие "Волшебные звуки зимы"

Материал и оборудование: искусственная елочка (зеленая, с белым напылением), белая искусственная ёлочка с колокольчиками на веточках; портрет композитора А.Вивальди; иллюстрация с изображением скрипки; экран, проектор, ноутбук, видеопрезентация “Волшебные звуки Зимы”, “Зимние узоры”; аудиозапись 1-й и 2-й части концерта “Зима”, А Вивальди; аудиозапись “шум метели”, “Танец феи Драже”, музыка П.И.Чайковского; султанчики с серебристым дождиком (по 2 на каждого ребёнка); доска, ватман (нежно-голубого цвета), белая краска – гуашь, 2 тазика с водой, салфетки.

Читайте также:  Рисунок для раскраски природа и человек

Дети заходят в зал, музыкальный руководитель приветствует их.

Музыкальный руководитель (далее М.р.)

Снег пушистый серебрится,
Мягким стелется ковром.
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом!

А на нашей ёлочке –
Острые иголочки!
И зимой, и летом
Ёлка так одета!

Ёлочка с нетерпением ждала, когда вы придете в зал. Давайте с ней поздороваемся музыкально – песенкой! Сочините своё музыкальное приветствие на слова: “Здравствуй, ёлочка!”

Музыкальное приветствие “Здравствуй, ёлочка!” (импровизация)

В лесу зима, в лесу бело,
Вокруг сугробы намело.
У ёлочек макушки
В серебряной опушке.
Давайте покажем, какие елочки в лесу!

Стихотворение с движениями “Ёлка” [9]. Приложение 1

М.р. Ребята, скоро Новый год! Приедет Дед Мороз, у нас будет веселье вокруг ёлки, танцы, смех! Какой же танец можно исполнить у ёлочки?

Предполагаемый ответ детей. Хоровод, польку, вальс!

М.р. Вокруг ёлочки пойдём, хоровод мы заведём!

Хоровод “Ёлочка”, музыка С.Насауленко [5]. Приложение 2

М.р. А сейчас садитесь на стульчики (Дети садятся на стульчики.), удобно располагайтесь и приготовьтесь слушать…

Зима удивить собралась,
Раскрыть нам свою красоту!
В песец и парчу убралась,
Стыдливо прикрыв наготу.

В мохнатые шапки одев,
Пригорки, кусты и дома,
Деревья, как сказочных дев,
Укутала в шали зима.

В сиянии лунном горят
Снежинки, слетаются в круг.
Сверкает богатством наряд,
И всё замирает вокруг…

Какие замечательные слова подобрал поэт, чтобы рассказать о зимней красоте. А в музыке композиторы изображают, рисуют зимнюю картину музыкальными звуками!

У замечательного итальянского композитора Антонио Вивальди (показывает портрет композитора) есть четыре концерта для скрипки с оркестром, которые, как вы знаете, называются “Времена года”. Каждый концерт имеет своё название. Вспомните, пожалуйста, какое?

Предполагаемый ответ детей. “Весна”, “Лето”, “Осень”, “Зима”.

М.р. Правильно, молодцы, ребята! Каждый из концертов состоит из 3-х частей. На прошлом занятии мы наслаждались прекрасной музыкой, рассказывающей о зиме.

В 1-й части концерта А. Вивальди “Зима”, которую вы сейчас услышите, изображается картина суровой зимы, ненастной, вьюжной!

Слушание музыки – Первая часть концерта “Зима”, музыка А. Вивальди

М.р. Вы услышали 1-ю часть концерта. Какая музыка по настроению?

Предполагаемый ответ детей. Взволнованная, тревожная, вьюжная, беспокойная, метельная…

М.р. Верно. Ребята, вы слышали, в начале равномерные отрывистые аккорды? Это резкие, короткие порывы ветра; метёт снег, сыплются колкие снежинки. Природа скована стужей, застыла в оцепенении. Сам Антонио Вивальди написал к этой музыке такие слова: (на фоне музыки – первой части концерта “Зима”, музыка А. Вивальди)

Конечно, любит зима морозы трескучие, но бывают и оттепели. Поэтому и зимние дни такие разные – то сверкающие, солнечные, звонкие, то серые, ненастные, колючие.

Давайте послушаем 2-ю часть концерта “Зима”, совсем не похожую не 1-ю по характеру. Какая зима вам видится при звуках этой части?

Слушание музыки и просмотр видеопрезентации “Волшебные звуки Зимы”. Приложение 3

(Вторая часть концерта “Зима”, музыка А. Вивальди)

М.р. О какой зиме рассказывает нам музыка в этой части?

Предполагаемый ответ детей. О красивой, спокойной, светлой, сверкающей.

М.р. А какая музыка по характеру?

Предполагаемый ответ детей. Нежная, светлая, ласковая, легкая, прозрачная, мягкая, мечтательная…

М.р. Да, в оркестре слышны отрывистые звуки, которые мерцают, светятся, словно волшебный зимний наряд природы. На этом фоне нежно, тепло, задушевно поют скрипки. (Показывает иллюстрацию с изображением скрипки.)

Звучит небольшой фрагмент второй части концерта “Зима”, музыка А. Вивальди

М.р. (на фоне музыки). Когда слушаешь эту музыку, испытываешь такое чувство, как восхищение. Вот какой разной изобразил Антонио Вивальди зиму!

А сейчас закройте глаза и слушайте…

Звучит фонограмма “Зимняя вьюга” (шумовой эффект)

М.р. Ребята, как вы думаете, что вы слушали? Может быть, это легкий летний ветерок?

(Зимняя вьюга, метель)

Выходите на ковер, становитесь врассыпную. Давайте подуем на свою руку, чтобы ветер был холодным. А теперь спойте так, звук был похожим на завывание метели, и покажите рукой, как завывает метель.

Упражнение на развитие речевого дыхания и звуковысотного слуха “Метель”:

(Показ волнообразных движений рукой, менять высоту голоса)

М.р. Ой, как неуютно стало, даже страшно от такого ветра! (Показывает на ёлочку, на которой развешаны колокольчики.)

Ребята, посмотрите, бывшие дождинки замёрзли на зимнем ветру и превратились колокольчики-льдинки. Возьмите колокольчики и сымпровизируйте: сыграйте так, чтобы получилось воздушное, прозрачное звучание. Звуки извлекать нужно очень осторожно, и тогда у вас получится настоящая, добрая волшебная сказка.

Импровизация “Льдинки” — игра на колокольчиках (“Танец феи Драже”, музыка П.И.Чайковского)

М.р. Давайте украсим нашу ёлочку этими волшебными колокольчиками-льдинками. (Дети развешивают колокольчики на ёлочку). А сами садитесь на ковер и послушайте загадку.

Не рисовала ни я, ни ты –
Откуда ж на окне цветы?
Пока ты спал, пока ты спал,
Кто на окне нарисовал?
Льдинкой росписи нанёс
Ну, конечно, …

Просмотр презентации “Зимние узоры”. Приложение 4

М.р. Я предлагаю вам нарисовать снежные узоры, как Дед Мороз, при помощи ваших рук и волшебных серебряных султанчиков.

(Дети берут султанчики и становятся вокруг ёлочки)

Песня – загадка “Дед Мороз”, музыка М.Николаевой [4]. Приложение 5

М.р. Спели вы замечательно, и узоры рисовали хорошо. А сейчас нарисуйте на ковре “зимние узоры” — выложите узор из серебряных султанчиков.

Игра на развитие воображения “Зимние узоры”

Дети выкладывают на ковре “зимние узоры” из серебряных султанчиков.

М.р. Как красиво получилось! Я просто очутилась в волшебной сказке. Соберите султанчики. (Дети собирают султанчики.)

Мне захотелось с вами поиграть! Представьте, что к вам на ладошку упала снежинка; чтобы снежинка не растаяла, нужно быстро назвать какую-нибудь примету зимы. Если вы не сможете назвать примету – я забираю снежинку (она тает), а если скажете, то я оставляю снежинку вам.

М.р. Молодцы, ребята! Какая красивая природа зимой? Не зря зимушку называют волшебницей, лишь она способна за одну ночь создать совершенно новую картину в природе. Как раз об этом и поётся в песне “Ах, снежок!”

Хоровод “Ах, снежок!”, музыка Е.Гольцовой [6]. Приложение 6

М.р. На занятии мы вспомнили, как воспевали зиму поэты, композиторы, художники.

Сегодня я хочу вам сделать сюрприз. Мы будем “рисовать” прекрасную музыку зимы.

Сейчас будет звучать 2-я часть концерта “Зима”, А. Вивальди. Передайте настроение музыкального произведения, “нарисуйте” свои впечатления от услышанной музыки пятнами, линиями на бумаге.

Под 2-ю часть концерта “Зима”, А. Вивальди дети выполняют коллективную работу “Волшебные звуки Зимы”. Приложение 7

Затем рассматривают, обсуждают результаты работы.

М.р. Как красиво! Можно назвать эту картину “Волшебные звуки Зимы”!

Увидев эту картину, мне захотелось прочесть вам стихотворение, которое передаёт всю красоту вашей работы, вашего творчества!

Источник