Наблюдение за представителями живой природы

Наблюдение за представителями живой природы

Цель: Закрепить представление детей о солнце, его значении для всех живых существ на земле. Установить причинно- следственные связи. Проверить с помощью эксперимента степень нагретости предметов. Развивать наблюдательность.Активизировать словарь: солнце, золотое яблоко, красное солнышко.

Ход:Воспитатель загадывает детям загадки: Днём нам с неба налитое

Светит яблоко златое,

Посылая всем в оконце

Тёплый лучик! Это -. (солнце)

Удивилась очень Катя,

Посмотрев в оконце —

Почему-то на закате

Стало красным … (солнце)

Беседа по вопросам:

— Почему ребята вы решили, что ответ на мои загадки это наше солнце? -Какое оно? Проводится игра «Подбери больше определений» -А нужно ли нам солнце? -Почему всему живому нужно солнце? -Всегда ли солнце находится на одном месте? — В какой части дня солнце греет сильнее?

Опыт: Предложить детям разложить на солнышке разные по цвету предметы. И определить какие из них быстрее нагреются.

2. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕРЕВОМ (БЕРЕЗА).

Развивать умение детей замечать изменения в жизни деревьев: лопаются почки, появляются листочки, береза цветет. Формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.Активизировать словарь: почки, сережки, листочки нежные, молодые.

Ход: Воспитатель читает стишок о березке

У задумчивой березки

На ветвях висят сережки.

Ты, березка, не грусти,

Почки в листья распусти.

Красавицей русских лесов называют берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Предложить детям подойти к березе и рассказать, какие изменения они заметили. Что появляется весной на ветках березы? Объяснить детям, что из почек на ветках березы появились молодые зеленые листочки, обратить внимание на ствол березы.

Какой ствол у березы — толстый или тонкий? Где ствол у березы широкий, а где — узкий? Покажите ветки. Какие они — толстые или тонкие? Какого цвета? Какого цвета листья у березы?

Дидактическая игра «Такой листок, лети ко мне» Учить находить предметы по сходству.

3. НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПТИЦЕЙ (СКВОРЕЦ)

Формировать умение детей узнавать и называть перелетных птиц: скворца (птица с очень красивыми перьями, с темно- фиолетовым отливом туловища и зеленоватой головой) Познакомить с образом жизни и поведения этой птицы (перелетная, певчая, живет в скворечнике, питается насекомыми)

Воспитывать у детей любовь, внимание, заботу к животным, птицам.

Активировать словарь: скворец, перелетная птица, скворечник.

Ход: Ребята, чтобы узнать, о чём мы сегодня с вами поговорим,я предлагаю вам отгадать загадку:

У них есть крылья, голова,

Две лапки, клюв и перья.

Все появляются с яйца,

Слышны их песенки с деревьев. (Птицы.)

Воспитатель предлагает детям обратить внимание на птиц, прилетевших на участок. Кто знает, что эта за птица? Откуда она к нам прилетела? Как называются птицы, которые прилетают с теплых краев? Почему они туда улетают? С приходом весны к нам возвращаются наши пернатые друзья. Как вы думаете, почему их так называют. Тело птицы покрыто перьями, поэтому они пернатые, а друзья – потому что они питаются насекомыми, тем самым приносят пользу человеку и поэтому люди заботясь о скворцах строят им домики – скворечники. Обратить внимание на оперение скворца, рассказать детям, что он красиво поет.

Прочитать стихотворение С. Погореловского «Наши гости»

Мы вставали ночью даже,

Из окна смотрели в сад.

Ну когда же. Ну когда же

Гости наши прилетят?

Ну когда же звонкой стаей

Защебечут у окна?

Может быть, они не знают,

Что вернулась к нам весна!

Что скворечник ждёт их новый,

Что проснулись луг и сад…

Всех гостей встречать готовы.

Что же гости не летят?

А сегодня поглядели –

На ольхе сидит скворец.

Подвижная игра «Птички на дереве»

4. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕБОМ (В ПАСМУРНЫЙ ДЕНЬ)

Привлекать детей к наблюдению за явлением неживой природы: небо пасмуроне, затянуто облаками, тучами. Определить цвет неба в пасмурную погоду. Объяснить, как погода влияет на наше состояние, настроение. Воспитывать внимание и наблюдательность, эстетическое чувство восприятия.Активировать слова: небо пасмурное, печальное, мрачное, серое, холодное, облачное; тучи, серого цвета, затянуто.

Воспитатель читает стихотворение

Небо грустное с утра,

Черной тучей хмурится,

Но не боится детвора,

Вновь бежит на улицу.

— Дождик, дождик припусти!

По дороге босиком

Небо хмурилось сперва,

Но не удержалось

И сквозь тучи, облака

О чем говорится в стихотворении? (ответы детей) Правильно о небе. Давайте мы посмотрим на небо и ответим на мои вопросы.

— Какая сегодня погода?

-Посмотрите, какого оно цвета?

— А если небо серое, то день какой? (Пасмурный, печальный)

— Скажите если небо голубое-голубое, то день какой? (Ясный, солнечный)

— А как называется небо, если мы видим облака?

— Какое небо вам больше всего нравиться и почему?

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

5. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ТРУДОМ СТАРШИХ ДЕТЕЙ

Привлекать детей к наблюдению за трудом старших. Объяснить значимость труда. Воспитывать любовь к труду, желание помогать.Активизировать слова: скворечник, доски, молоток, гвозди, трудятся.

Дети подготовительной группы мастерят скворечники. Предложить детям посмотреть, как трудятся старшие дошкольники. Объяснить, что они мастерят скворечники для наших друзей – птиц. Объяснить, что скворечники нужны скворцам для того, чтобы там жить и выводить птенцов.

Беседа по вопросам:

Что нужно для того чтобы сделать скворечник?

Чем пользуются дети подготовительной группы?

Чтение стихотворения «Птичий дом»

Мы скворечник с папой строим.

Мама хвалит: «Молодцы!»

В нём поселятся весною

На высокую осину

Мы повесим птичий дом,

Чтобы рыжий кот Василий

Не достал его потом.

Пусть скворец-хозяин папа

В дом приносит червячков,

А хозяйка дома мама

Нянчит маленьких птенцов.

Знать, не зря старались с папой,

Очень славный вышел дом!

И теперь друзей пернатых

С нетерпением мы ждём.

6. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА БОЖЬЕЙ КОРОВКОЙ

Закрепить представление о внешнем виде некоторых насекомых, значение их в природе. Воспитывать бережное отношение к насекомым, развивать наблюдательность.Активировать слова: насекомые, польза, помощники, божья коровка.

Рассказ воспитателем истории

Маленькому, маленькому Пете нравились жучки — божьи коровки. Они такие красивые с черными точками. Петя собирал их повсюду и сажал в коробку. Но однажды мама сказала «Куда делись мои помощники?»

О ком говорила мама? Почему она назвала их помощниками? Каких еще помощников вы знаете?

Я вам предлагаю стать исследователями, давайте поищем насекомых на нашем участке, рассмотрим их расскажем какие они.

За какими насекомыми мы с вами сегодня наблюдали? Какие они были? Чего боятся насекомые и можно ли их обижать?

Подвижная игра «Медведь и пчелы»

7. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОБЛАКАМИ.

Цель: Уточнить знания детей об облаках, какие бывают видов. Развивать интерес к наблюдению. Познакомить с различными природными явлениями.

Предварительная работа: Просмотр видеозаписи «Путешествие капельки или круговорот воды в природе».Активировать слова: кучевые, перистые, тучи.

Обратить внимание на небо, спросить у детей какого оно цвета?

Как можно назвать такое небо?

Как образуются облака? Предложить детям вспомнить историю с капелькой, как вода превратилась в водяной пар, и потоком холодного ветра сбивается в облака. Объяснить детям, какие виды облаков бывают. Кучевые — белые пушистые, перистые — прозрачные, легкие, тучи — темные, грозные. Прочитать детям стих

Если по небу бегут облака,

Значит, их ветер спустил с поводка.

Лёгкие лапы, уши и хвост.

Легче пушинки каждый барбос.

Если вы так от природы легки,

Здорово бегать На-пе-ре-гон-ки!

О чем стих? (об облаках)

Я сегодня видел сам:

Слон гулял по небесам!

Не в тропических лесах,

А у нас, над нашей сушей

Слон слонялся в небесах.

В синеве он важно плыл

Даже солнце заслонил.

А о чем этот стих? (о тучке)

Игра «На что похожа?»

8. НАБЛЮДЕНИЕ В ЦВЕТНИКЕ

Закрепить представление детей о первых весенних цветах, формировать навыки описания внешнего вида, способах размножения. Воспитывать эстетический вкус, умение замечать красоту, любить природу.Активировать слова: луковица, семена, лепесток, пестик.

Почему в народе говорят, март водою, апрель с травою, а май с цветами, июнь с плодами? Какие цветы появляются первыми в саду? В лесу? На поляне? Предложить детям послушать стихотворение.

Греет теплыми лучами,

Снег сбежал с горы ручьями.

Нет мороза потеплело

И весна взялась за дело.

Кисть зеленую взяла

Сразу травка проросла…

Как сделать так, чтобы все лето цвели цветы в саду? Показать детям, способы размножения (луковицами, семенами). Предложить посадить цветы в группе на рассаду. Рассмотреть картинки с цветами и найти отличия, описать их.

Подвижная игра «Я садовником родился»

9. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВОРОБЬЯМИ.

Уточнить и закрепить знания о внешнем виде, повадках. Воспитывать у детей интерес к наблюдению.

Активировать слова: воробей, крохи, подкормка.

В сером армячишке

По двору шныряет,

Как можно отличить воробья от других птиц?

Что вы знаете о жизни воробьев?

Как они передвигаются?

Улетают ли они в теплые края?

Как люди могут помочь им перезимовать зиму?

Предложить детям описать воробья, его внешний вид, способ передвижения, чем занимается. Прочитать детям стих «Где обедал воробей?

Где обедал, воробей?

В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы.

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Подвижная игра «Птички на дереве».

10. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДОЖДЕМ.

Цель: Уточнить знания детей о круговороте воды в природе, закрепить значение дождя для всего живого.

Загадать детям загадк:

Он всюду: в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Что такое дождь? Рассказать детям о дожде. Под воздействием солнечного тепла вода с поверхности озер, рек, морей, океанов и ручьев испаряется, превращаясь в пар. Пар очень легкий, он поднимается вверх, в воздух, где мельчайшие водяные капельки собираются в облака и тучи. Водяные капельки столь малы, что парят в воздухе. Если становится теплее, облако может совсем исчезнуть, раствориться — капельки испаряются и делаются невидимыми. Если же холодает, капельки сливаются — сотни тысяч их образуют одну полновесную каплю. Такие капли становятся уже слишком тяжелыми для того, чтобы продолжать свое парение в небе, они падают на землю — идет дождь.

Какой бывает дождик?

Если мы выйдем в дождь на улицы, что с нами произойдет?

Что нужно с собой брать?Послушайте какие есть потешки:

Дай дойти до дому

Дождик, дождик, поливай —

Будет хлеба каравай.

Дождик, дождик, припусти —

Дай капусте подрасти.

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!

«День Поэзии живой»«День Поэзии живой» 21 марта 1999 года в Париже на конференции ЮНЕСКО было решено отмечать Всемирный день поэзии. И в этот весенний день, мы с ребятами решили.

Макеты как средство ознакомления детей с живой природойМакеты как средство ознакомления детей с живой природой Для обогащения развивающей предметно-пространственной среды группы я изготовила несколько наглядно-игровых пособий в форме макетов: «Домашние.

Досуг в подготовительной группе «Живой язык» Вед1.:-Здравствуйте,дорогие ребята! В рамках недели «Живого языка» мы предлагаем вам принять участие в увлекательной викторине «Вопросы.

Конспект НОД в старшей группе Тема: Рассказывание из личного опыта — «Наш живой уголок» Гольская Оксана Геннадьевна Конспект НОД в старшей группе Тема: Рассказывание из личного опыта – «Наш живой уголок» Автор – составитель:.

Конспект занятия Тема: «Весенние изменения в живой и не живой природе». Тема: «Весенние изменения в живой и не живой природе». Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны. Задачи:.

Наблюдение за живой природойНаблюдение за живой природой Наблюдение в природе занимает огромную роль в жизни каждого ребенка. С помощью наблюдения ребенок познает мир, все его хорошие и плохие.

Открытое занятие в младшей группе по ознакомлению детей с живой и неживой природой Тема: «Камни, камушки»Открытое занятие в младшей группе по ознакомлению детей с живой и неживой природой Тема: «Камни, камушки» Открытое занятие в младшей группе по ознакомлению детей с живой и неживой природой Тема: «Камни, камушки» Программное содержание 1. Познакомить.

Перспективные планы наблюдений за живой и неживой природой в старшей группе Старшая группа Наблюдения за неживой природой СЕНТЯБРЬ № п/и Тема наблюдения Цель 1 неделя Наблюдение за росой — где оседает, на что похожа,.

Проект «Центр наблюдений за живой природой «Мы — друзья птиц» Сведения об инновационном комплексном проекте дошкольной образовательной организации 1. Название проекта Филиал Студии эвристического развития.

Экологические макеты как средство ознакомления детей с живой природойЭкологические макеты как средство ознакомления детей с живой природой Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным. «Животный мир» является одним из основных.

Источник



Материалы для занятий

Snimok_1.PNG

♦ Наблюдения за ветром (по каким признакам можно узнать, есть ли ветер:

качаются ветви деревьев, бегут облака). Предложить детям побегать

против ветра и в ту сторону, куда он дует, и сделать вывод, когда бежать

легче и почему. Игры с флажками, султанчиками, вертушками.

♦ Наблюдения за облаками. В тихий солнечный день облака плывут

медленно, а в ветреный — быстро. Сравнить облака по цвету в солнечный

и пасмурный дни. Предложить детям представить, на что похожи облака,

каким окажется облако, если его потрогать.

♦ Наблюдения за дождем. Дожди идут часто, ввести понятие «моросящий

дождь». Предложить детям сравнить, какой дождь холоднее — летний

♦ Наблюдения в живой природе. Наблюдения за деревьями и кустарниками.

Обратить внимание на то, что цвет листьев на деревьях и кустарниках

постепенно меняется: береза желтеет, клен краснеет, а дуб и тополь пока

Читайте также:  Естественные враги белки в природе

остаются зелеными. Сравнить кустарники шиповника и сирени: сирень

еще зеленая, а шиповник желтеет. Подвести детей к выводу о том, что

деревья и кустарники постепенно готовятся к зиме. Рассмотреть растения

на клумбе, вспомнить, какие растения цвели летом. Уточнить с детьми,

почему цветущих растений почти не стало. Привлечь детей к сбору семян

в цветнике, научить их делать это аккуратно, не сминая стебли.

♦ Наблюдения за пауками и насекомыми. Предложить ребятам поискать

насекомых и сделать вывод о том, что насекомых стало мало. В

солнечный день обратить внимание на нежные ниточки паутины на

кустах, в воздухе. Понаблюдать с детьми за паучком, как он на паутинке

перебирается с места на место. Объяснить детям, что паучок свернется

под засохшим листом и проспит всю зиму. Рассказать, что пауки полезны,

они уничтожают мух — разносчиков болезней.

♦ Наблюдения за птицами. Прислушаться на прогулке к голосам птиц. Дети

заметят, что их не слышно. Вспомнить летние наблюдения за птицами, как

они ловили в воздухе мух, комаров. Теперь насекомых нет, они спрятались:

кто под кору дерева, кто в землю, кто в засохшую листву. Птицам нечего

есть, они улетают на юг, где тепло и много корма.

Опыт. Выявление зависимости состояния почвы от погодных условий. В

солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать рукой,

какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руке), цвет

(светло-коричневый). Полить землю из лейки (как будто прошел дождь),

предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она

стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность — она

стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала

холоднее, как от холодного дождя. Вывод: изменение погодных условий при-

водит к изменению состояния почвы.

Продолжать отмечать состояние погоды, наблюдать за солнцем,

ветром, небом, осадками (солнце менее теплое, светит реже; ветер

холодный, иногда порывистый; небо чаще пасмурное, серое, низкое,

затянуто тучами; идет моросящий холодный дождь). Отметить

резкое сокращение светового дня (дети приходят в детский сад,

когда на улице еще темно, а уходят домой, когда уже темно).

Сравнить с прошлым месяцем и сделать вывод о том, что день стал

♦ Продолжить наблюдения за контрастными по окраске листьев

деревьями, ввести понятия «листопад», «золотая осень». Провести

длительное наблюдение за «любимой веточкой». Длительное

наблюдение за гроздьями рябины (как постепенно меняется

♦ Определить с детьми, какое дерево осыплется раньше остальных,

какие деревья долго не осыпаются. По возможности наблюдать за

Наблюдения за небом (более хмурое, чем в октябре, пасмурных дней

больше, чем солнечных; солнце только светит, но не греет; дуют

сильные ветры). Объяснить детям понятие «пронизывающий ветер»

(продувает насквозь). Ветер сдувает с листьев последние листочки.

♦ Наблюдения за первым выпавшим снегом (первый снег выпадает, но

быстро тает). Обсудить с детьми, почему он тает.

♦ Наблюдения за льдом (предложить детям пройти по краю лужи,

послушать, как хрустит лед). Закрепить представление, что лед

прозрачный. Для этого провести исследовательские действия: в

прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и

положить на ночь за окно. Утром рассмотреть с детьми, какие

предметы видны через лед.

♦ Наблюдение за инеем. Объяснить детям, что такое иней, и чем он

отличается от снега.

♦ Обратить внимание на перемены в одежде людей, с чем они

Наблюдения за живой природой. На участке провести наблюдение: кого мы

можем увидеть на прогулке (подвести детей к выводу, что из диких

животных можно увидеть только птиц). В уголке природы отметить

изменения в жизни растений глубокой осенью: растения не цветут, у

некоторых облетают листья.

♦ Провести опыты по выявлению потребности растений во влаге. Цель

опытов: подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений.

Содержание опытов: 1. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с

водой. 2. Проследить изменение во внешнем виде комнатного растения до

поливки и после нее.

  • Наблюдения за снегом (рассмотреть снежинки, уточ-

нить, что они разной формы). Через элементарную поисковую деятельность

знакомить детей со свойствами снега: холодный, рассыпчатый, липкий,

белый, грязный. Устанавливается зависимость свойства снега от

♦ Опыт. В морозный день предложить детям вылепить снежки. Принести

снег в помещение и вновь предложить вылепить снежки. Выяснить,

почему снег стал липким.

♦ Показать детям превращение воды в лед и обратный процесс и закрепить

представление о том, что превращение воды в лед зависит от температуры

воздуха. С этой целью с помощью формочек сделать с детьми ледяные

игрушки, в том числе и елочные. Закрепить представления о том, что лед

бывает хрупкий, а бывает прочный, толстый. Объяснить, почему.

♦ На улице рассмотреть следы птиц (по возможности воробья и вороны),

сравнить, что общего и чем отличаются. Наблюдать за поведением птиц у

♦ В уголке природы понаблюдать за поведением животных: активность

падает, животные много спят, мало бегают, меньше едят. Обсудить с

детьми, почему это происходит.

♦ Опыт. Выяснить потребность растений в свете. Два одинаковых растения

поместить: одно — в темное место, другое — в светлое.

Наблюдения за птицами. На каждой прогулке наблюдать за

повадками и внешним видом птиц, кто где любит находиться:

вороны — на толстых ветках деревьев, воробьи — на ветках кустов,

голуби — на карнизах жилищ. Устанавливать связи между

поведением птиц и состоянием погоды: в мороз птицы сидят

нахохлившись, крупные птицы прячут клюв под крыло.

Познакомить детей с народной приметой — если вороны сидят на

верхней ветке и нахохлившись — это к морозу.

♦ В уголке природы. Понаблюдать движение листьев растений к свету

(бегония клиновидная или герань). Подвести к выводу о

потребностях растений в свете. При наличии животных в уголке

отметить особенности их поведения в этот период.

♦ Наблюдения за снегом. Во время снегопада рассмотреть снежинки

через увеличительное стекло, определить форму, сосчитать лучи,

полюбоваться красотой снежинок, придумать, на что они похожи. В

морозный день послушать, как скрипит снег, определить, в какую

погоду снег скрипит. Подвести к выводу, что снег скрипит в мороз.

Полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду. Подвести к

выводу, что он блестит в солнечную погоду при ярком свете, в

пасмурный день не блестит.

♦ Познакомить детей с понятием оттепели, выявить свойства снега во

время оттепели: липкий, мокрый. Подвести к выводу о связи

свойств снега с температурой воздуха. Обратить внимание на

сосульку во время оттепели, предложить детям подумать, откуда

появилась сосулька. (Снег растаял, превратился в воду, а ночью

ударил мороз, и вода снова замерзла — превратилась в сосульку.)

Рассмотреть сосульку — твердая, холодная, хрупкая, прозрачная.

♦ Наблюдения в неживой природе. Февраль — месяц частых метелей и

сильных ветров. Во время метели понаблюдать, как снег поднимается с

земли, переносится в другое место, с силой бьет в окно. Предложить

прислушаться, как завывает ветер. Объяснить, что это метет метель. Если

ветер поднимает снег над землей, закручивает его в столбики — это явление

называется вьюгой. Рассмотреть сугробы, которые намело около забора

детского сада, а в открытых местах снега почти нет. Обсудить с детьми,

почему так получилось. Охарактеризовать погоду: снежная, вьюжная,

холодная. Ветер злой, ледяной, колючий. Объяснить, что именно из-за такой

погоды февраль называют «лютым». Определить с детьми состояние земли

под снегом (замерзла, твердая), вода превратилась в лед. Сделать вывод, что

растениям зимой не хватает тепла, воды, но они живые и зимой как бы спят.

♦ Продолжать подкормку птиц, наблюдая за их поведением, повадками.

Подчеркнуть, как важно помочь птицам в самый холодный месяц.

♦ Опыт. Цель: закрепить представления о том, что растения зимой живые.

Провести опыты по проращиванию срезанных веток. Определить

проявление жизни по набуханию почек и появлению листьев. Показать

детям движение листьев по направлению к свету на примере комнатных

Неживая природа. В ежедневных наблюдениях за погодой отметить, что

стало немного теплее. Солнце не только светит, но уже греет. Отметить

прибавление дня (выходим на вечернюю прогулку, а солнце еще светит.

Вспоминаем, как было зимой). Снег часто идет с дождем, но небо бывает

голубым. Снег на земле становится серым, грязным. Рассмотреть с детьми

ледяную корочку, которая покрывает снег, объяснить, что она называется

наст, обсудить, почему образуется наст. Рассмотреть сосульки и

вспомнить, как они образуются. Обратить внимание, что с разных сторон

крыши сосульки разной формы: со стороны, которая освещается солнцем,

— острые и тонкие, на теневой стороне — сосулек меньше и они другой

формы. Обсудить, почему так происходит. Понаблюдать, где быстрее тает

снег и сосульки. Путем этих наблюдений подвести детей к пониманию

того, что первыми признаками весны в неживой природе являются

повышение температуры воздуха, таяние снега, увеличение светового дня.

♦ Наблюдения за растениями. Обратить внимание на то, что солнце сквозь

ветки проникает медленнее и поэтому под деревьями снега больше, чем на

открытых местах, но около стволов всюду появились воронки. Обсудить с

детьми это явление: теплая нижняя часть ствола нагрелась от солнца и

растопила снег вокруг себя. В конце месяца предложить найти первую

проталину и пробившуюся травку. Обратить внимание, что с появлением

тепла оттаяла почва и появилась мать-и-мачеха. Подвести к выводу, что

изменения в неживой природе приводят к пробуждению растений.

♦ Наблюдения за птицами. Воробьи собираются в стаи, чирикают громче.

Вороны чаще чистят оперение, купаются в лужах. Гомон птиц становится

слышнее: они чувствуют весну.

  1. Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений:

внести корневище мать-и-мачехи в группу, понаблюдать, где скорее

зацветет: в группе или на улице (спросить, с чем это связано).

Предложить ребятам потрогать воду в луже. Сделать вывод, что вода еще

очень холодная, поэтому растения только просыпаются после зимы, но не

Апрель

♦ Продолжать наблюдения за пробуждением растений (мать-и-мачеха,

первая травка). Отметить, что растения появляются в тех местах, где

сильнее греет солнышко и высыхает почва (у заборов, у стен домов).

Рассмотреть почки на ветках, уточнить их форму и размеры. Отметить,

что они с каждым днем набухают. Рассмотреть, как они расположены на

ветке. Сделать вывод, что у всех деревьев и кустов есть почки и они

Обратить внимание на поведение птиц: они стали звонко щебетать, летать

парами, высматривать места для гнезд, собирать и носить в клюве веточки,

пушинки (обсудить с детьми, зачем они это делают). По возможности

отметить прилет грачей, скворцов.

Май

♦ Неживая природа. В теплый солнечный день описать состояние природы

и погоды. Спросить детей, почему они так легко одеты, с чем это связано.

Отметить цвет неба, закрепить названия облаков (кучевые), какой дует

ветерок (подобрать определения: теплый, ласковый, шаловливый,

♦ Наблюдение за первой весенней грозой. Уточнить, что после грозы бурно

♦ Наблюдение за появлением одуванчиков. Сравнить с мать-и-мачехой (у

одуванчиков первыми появляются листья, а у мать-и-мачехи — стебель).

На что похож одуванчик? Как он раскрывается и закрывается, с чем это

связано. Длительное наблюдение за одуванчиком в течение месяца. Отме-

тить его изменения.

♦ Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками на участке

(рассказать о народной примете: когда цветет черемуха — это к холодам).

В течение месяца наблюдать за распусканием почек, появлением и ростом

листьев (использовать прием «любимая веточка»). Учить детей видеть

красоту ярких красок весны.

♦ С повышением температуры воздуха выползают первые насекомые.

Понаблюдать, как они двигаются. Закрепить знания о строении

насекомых. Предложить детям дать кусок сахара или конфету муравьям.

Понаблюдать за их поведением.

♦ По возможности отметить прилет ласточек, стрижей. Объяснить, почему

Источник

Картотека наблюдений за объектами природы. картотека по окружающему миру (средняя группа) на тему

Объекты и явления живой и неживой природы весной: описание наблюдений

После холодной зимы, все с нетерпением ждут тепленьких деньков. Буквально с первых же дней весны, начинают пригревать солнечные лучи, а вместе с тем и появляются цветочки, трава зеленеет, деревья распускают пучки, начинают петь птички. Другими словами Земля снова оживает и просыпается.

  • Первый признак – это тает снег. Сосульки тают и понемногу исчезают красивые узоры с окон.
  • День становится дольше.
  • Если зимой часто бывают свинцовые тучи, а небо серое и тусклое, то весной небо уже становится светлее, тучи расходятся и небо становится чистым и ясным.
  • Растения также реагируют на приход весны и демонстрируют это появлением зеленых листиков, почек, ели и ольхи распускают молодые шишки. Постепенно распускаются цветочки, появляются пчелы и другие насекомые.

Весной природа оживает

Весной природа оживает

  • Также весна ассоциируется с пушистыми «котиками» вербы, их несут в церковь на Вербное Воскресенье. Также, одним из самых важных праздников весны является 8 марта. Это международный женский день, а символом считаются такие цветы, как тюльпаны.
  • Птицы прилетают снова домой, и это слышно по прекрасному пению. Ласточки начинают вить гнезда и заводить потомство.
  • Животные меняют свой теплый наряд на более легкий. Вместе с тем, и окрас самой шерсти.
  • Люди также, меняют свой гардероб, шубы, теплые шапки и сапоги прячут до следующей зимы.

Веной также, есть увлекательнее занятия, например, ближе к майским праздникам, многие отравляются на рыбалку, за грибами, начинают жарить шашлыки и много отдыхать на природе, наслаждаясь прекрасной природой.

Осенние признаки осени в живой и неживой природе: список

Для многих школьников осень ассоциируется с началом нового учебного года, в это время ребятишки встречаются со своими друзьями и одноклассниками, и одевшись в школьную форму идут получать новые знания.

Существуют такие признаки наступления осени:

  • Наверняка детишки заметили при наступлении осени, куда-то делось солнышко, а небо затянули тучки. Даже при солнечной погоде, уже не так тепло на улице (можно понять по том, как начинают одеваться люди). Легкие футболки и платья сменяются на жакеты и джинсы, а с наступлением октября-декабря многие одевают пальто и курточки.
  • Несмотря на то что лето жаркое, конечно, бывает ветреная погода. Но она больше радует, ведь когда дует тепленький ветерок — он освежает. А вот сильные порывы ветра в осеннее время, уже не такие приятные, ведь дует холодный ветер с такой силой, что срывает листья с деревьев.
  • Осень характерна частыми туманами, и мамы начинают следить за переменами погоды, ведь осенью часто меняется погода, а правильно одеваться очень важно в такое время, т.к. заболеть очень легко. Кстати, с переменой климата многие детки начинают болеть простудными заболеваниями, чего редко встретишь летом.
  • Наступившую осень можно увидеть по растениям, например, как краснеет виноград или смородина, желтеет каштан и многие другие деревья и кустарники. В сентябре уже можно собирать опавшие листья клена. Часто из них делают аппликацию или различные букеты. А вот по хвойном деревьям определить наступление осеннего период невозможно, Ведь такие деревья зеленые и летом и зимой.
Читайте также:  Чуковский о природе для детей

Осенние мотивы

Осенние мотивы

  • Определить перемену погоды можно наблюдая за животными. Например, большинство птиц прячутся от холодов, улетая теплые края. Конечно, есть и такие, которым не страшен холод – это голуби, вороны и воробьи. А вот теплолюбивые птицы, учуяв наступления дождливой осени сразу же со своими птенцами улетают далеко на юг.
  • Есть звери, которые впадают в спячку, такие как – медведь, енот, барсук, еж и многие другие, особенно те, которые живут в норках. Заяц, лисица и белочки меняют свой окрас, таким образом им легче маскироваться от хищников. Как известно, белочки очень запасливы – поэтому на зиму подготавливают много орешков и желудей, чем будут кормиться на протяжении всех холодов. А собирают еду именно осенью, когда поспевают орехи и желуди. Это также можно наблюдать.
  • Надоедливые мухи, комары и многие насекомые также прячутся с наступлением малейших холодов.
  • А почему стал денек короче? Это также характеризует осень. Если солнышко садиться раньше обычного, то стоит ожидать наступление холодных деньков. Это признак осени в неживой природе.
  • Все ближе к зиме можно по утрам наблюдать иней. Это маленькие частички росы, которая замерзла на листьях и поверхности неровным колючим слоем.
  • Встречается осенью даже гололед, это бывает зачастую в конце ноября, когда температура воздуха показывает минусовые значения. К этому времени люди уже носят шапки, перчатки и шарфики. Погода сулит о том что зима уже «на носу».

Осень – это очень яркое и красивое время года, дороги укрыты золотым «одеялом», можно наблюдать прекрасные пейзажи и над тем как птицы ключом улетают в теплые края. Несмотря на то, что осенью царит дождливая погода, это дает нам возможность наблюдать за красотой природы.

Явления природы осенью

Неживая природа

В неживой природе в это время года происходят следующие изменения: после летнего зноя приходит прохлада, а ближе к концу осени начинаются заморозки, нередко выпадает первый снег. Световой день становится заметно короче, все чаще наблюдает пасмурная и дождливая погода.

Живая природа

Представители живой природы воспринимают осень как время для подготовки к зиме. Деревья меняют окраску листвы, а затем и вовсе сбрасывают её. Некоторые животные занимаются поисками убежища, где можно будет пережить зимние холода, многие из них активно готовят съестные припасы впрок. Перелетные птицы сбиваются в стаи и отправляются в тёплые края. Многие лесные животные, в том числе зайцы, лисы и белки линяют, меняют свои шкурки на более тёплые.

Объекты и явления живой и неживой природы летом: описание наблюдений

По учебнику «Окружающий мир» детки начиная уже со второго класса, могут ознакомиться с различными аномалиями и изменениями окружающей среды. Все эти перемены плавно меняются вместе с сезонами года, поэтому их часто называют сезонными.

Основными из объектов и явлений, которые можно встретить летом это:

  • Жаркая погода
  • Сильные порывы теплого ветра
  • Дожди, после которых можно собирать грибочки
  • Гром – звуковое явление, которое часто сопровождается молнией
  • Град
  • После дождя появляется радуга
  • По утрам можно наблюдать такое явление как роса
  • Растения одеты в зеленые лепестки, пахнет цветами, а плоды поспевают
  • Слышно пение птиц, жужжание пчел и звон сверчков
  • День длиннее ночи, и можно наблюдать за прекрасными звездами сквозь прозрачное и чистое небо.

Прекрасная природа

Прекрасная природа
Каждый сезон года по своему уникален и прекрасен:

  • Осенью вся природа, растения, животные и люди готовятся к холодам. Деревья желтеют и скидывают листья, животные делают запасы на зиму, меняют окрас, а некоторые готовятся к зимней спячке. Птицы улетают в более теплые края, а насекомые прячутся. Люди достают теплую одежду и зонты, собирают поспевшие плоды и ждут заморозков.
  • Зима же – это пора белоснежной сказки, и веселых игр на снегу. Вся поверхность земли покрыта толстым слоем снега и льда. Детишки и взрослые с началом зимы с нетерпением ждут новогодних праздников.
  • Весной земля просыпается от зимнего сна, все вокруг расцветает, а в воздухе парит свежий аромат. Птицы возвращаются, животные также меняют свои шубки и выползают со своих норок и продолжают свое потомство. Уже можно встретить насекомых, птиц и мошек. А люди потихоньку сажают огороды, сады и подготавливаются к жаркому лету.
  • Лето – любимое время года, т.к. начинаются долгожданные каникулы. Наконец-то, можно насладиться теплыми деньками, понежиться на солнце и покупаться на море. Уже в начале лета можно посмаковать вкусными ягодками и плодами. Летом можно собирать грибочки, ездить в лес за цветами и отдыхать на свежем воздухе.

Другие удивительные явления природы

В мире иногда происходят необычные и порой загадочные явления природы. Приведем примеры некоторых из них.

Шаровая молния

По свидетельствам очевидцев, это редкое явление представляет собой некий светящийся шар, перемещающийся в воздухе по непредсказуемой траектории. В научном мире до сих пор нет единого мнения, что такое шаровая молния и каким образом она возникает.

Северное сияние

Это явление характерно не только для Земли, оно происходит и на других планетах Солнечной системы, обладающих магнитосферой. Люди воспринимают его как быстро изменяющееся разноцветное свечение в небе в темное время суток. Образуется оно в результате взаимодействия верхних слоёв атмосферы с заряженными частицами солнечного ветра.

Снежная гроза

Это необычное явление происходит в холодное время года. Чаще наблюдается у морского побережья или над крупным озером, изредка случается в городе. Для него характерно выпадение осадков в виде сильного снега или ледяного дождя, при этом процесс сопровождается громом и молниями.

Смерч

Данное разрушительное природное явление возникает в грозовом облаке. Столб воздуха, совершая вихревые движения и образуя воронку, спускается к земле. Его диаметр может составлять десятки и даже сотни метров. В нижней части смерча всегда наблюдается облако из пыли, грязи и предметов, поднятых с земли, либо водяные брызги, если торнадо образовался над водой.

Цветущая пустыня Атакама в Чили

Это место считается одним из самых засушливых на Земле. Но раз в несколько лет на эту территорию обрушиваются ливневые дожди, благодаря которым пустыня покрывается цветущими травами. Учёные насчитали здесь примерно 200 видов растений, немалая часть которых – эндемики. В период бурного цветения пустыни наблюдается также активное размножение ящериц, птиц и насекомых.

Природа Мира

Остались вопросы? Пиши! Мы с радостью на них ответим!

Явления природы зимой

Неживая природа

С приходом самого холодного времени года явления неживой природы дают о себе знать очень ощутимо. Температура воздуха существенно понижается, увеличивается количество морозных дней. Землю покрывает снег, и он продолжает падать весь сезон. Нередко случаются снежные бури, вьюги и метели. На водоёмах устанавливается сплошной ледяной покров. Всё чаще возникают гололед и гололедица, на многих зданиях образуются опасные сосульки. На земле, деревьях и различных уличных предметах появляется иней, на окнах можно увидеть необычные узоры.

Живая природа

Живой мир на время зимы также изменяется. Растения погружаются в состояние покоя, отдыхают, чтобы набраться сил к следующему вегетационному периоду. У кустарников и деревьев замедляется обмен веществ и прекращается видимый рост. Некоторые животные впадают в спячку, например, медведи и ежи, другие – продолжают вести активный образ жизни, но добывать пищу им становится все сложнее. Многие оседлые птицы, не улетающие зимовать в тёплые страны, в поисках корма временно перебираются в города, среди них сороки, снегири и синицы.

Весенние признаки весны в живой и неживой природе: список

Весна ассоциируется с новой жизнью, ведь в этот период земля просыпается от зимней спячки, природа начинает расцветать, появляются первые еще совсем зеленые лепесточки и пучки. Это самое прекрасное время, яснее солнышко и небо чистое, а в воздухе парит свежесть.

Понять когда именно начинается весна, можно очень легко, есть большое количество явлений и процессов которые характеризуют такой сезон, например:

  • Появляются первые зеленые цветочки
  • Животные просыпаются от зимней спячки
  • Зайчики, белочки и лисички снова меняю окрас шубки, таким образом они маскируются под окружающую среду. Многие животные начинают линять
  • Появляются почки, а из них — цветочки
  • Слышно пение птиц, которые возвращаются с теплых краев
  • Весна – это время для рождения нового поколения у животных
  • Птицы начинают вить гнезда

Весной все оживает

Весной все оживает
Из неживой природы:

  • Первое – это таяние снега
  • Начинают журчать ручейки
  • Зимой грозы практически не бывает, а вот весной можно столкнуться с таким явлением
  • Ледоход – это явление происходит, потому что лед начинает таять и плавно перемещается по реках

Если проследить за тем что люди делают, то также можно увидеть изменения. Весна считается временем уборки, ведь после зимы стоит очистить свой дом. Также, идет подготовке к посадке огорода, особенно если человек живет в сельской местности.

Явления природы летом

Неживая природа

Неживая природа в это время года радует жаркой, сухой погодой. Сильно греет Солнце, температура воздуха повышается до максимальных значений. Дожди и грозы также случаются, иногда возникает град. После выпадения осадков на небе часто можно наблюдать радугу. Ближе к утру в тихую погоду на земле, растениях и различных предметах, находящихся на улице, образуется роса.

Живая природа

В живой природе летом также происходят изменения. У растений наступает время активного цветения и плодоношения. В конце лета приходит пора грибов и ягод, в лесах созревают орехи. Животные в это время года растят свое потомство, учат детенышей добывать себе пропитание и защищаться в случае опасности. Насекомые летом очень активны, некоторые из них (комары, мухи, мошки и другие) начинают досаждать людям. Также активизируются и опасные паукообразные, в том числе ядовитые пауки и энцефалитные клещи.

Зимние признаки зимы в живой и неживой природе: список

В ожидании Нового Года, многие детки знают, что наступила роскошное время года – зима. Подарки, праздник и Дед Мороз со Снегурочкой — это далеко не все показатели того что пришла зима. Конечно наступает она на месяц раньше – 1-го декабря. Это сказочное время, когда можно играть в снежки и лепить Снеговую бабу, на окнах мы встречаем потрясающие рисунки, а на улице красивая снежная погода.

В предвкушении наступления зимы, мы все в ожидании сказки, исполнения желаний и волшебства. Именно так у нас ассоциируется холодная зима. Но это далеко не все показатели, по которым можно определить наступление такого чудесного периода:

  • Во-первых, все одеваются достаточно тепло. В качестве верхней одежды служит пуховик или шуба, люди надевают теплые перчатки и шапки, а совсем уже в «лютую» погоду – огромные шарфы и термобелье. Очень важно одеваться как можно теплее в такую холодную погоду, ведь с легкостью можно простудиться и пропустить все зимние каникулы
  • Снегопады – это также основная характеристика зимнего периода времени
  • Зимнее небо достаточно тяжелое и как будто повисает, прямо над головой. В воздухе парит влага и морозная свежесть
  • Гололед. Ходить зимой или ездить очень опасно, для удобства многие люди одевают снегоступы, а автомобили «переобувают» в зимнюю резину. Ведь поскользнуться очень легко, а хуже — повредить ногу или руку

Зимняя метель

Зимняя метель

  • Если дует сильный ветер и падает снег, то получается метель. Наблюдать из окна за такой погодой очень увлекательно, а вот если попасть под сильный ветер со снегом, достаточно неприятно
  • В детстве мы все очень любили сосульки. И это еще один признак зимы. Другими словами, сосулька – это конусообразный кусок люда, которые чаще всего можно встретить на крышах домой или деревьях.
  • Животных, птиц и насекомых, к сожалению, можно встретить очень редко, ведь птицы улетают в более теплые края, животные уходят в спячку, а насекомые прячутся от суровых морозов, которые характерны для зимы
  • Дни значительно короче ночей

Несмотря, на холодные температуры и метелицы, зима – это чудесное время, во многие игры можно играть только благодаря снегу, который выпадает только зимой. Кататься на лыжах, санках, сноуборде, играть в снежки или лепить различные фигур из снега – это очень увлекательные и развивающие занятии возможны только зимой. Поэтому зимние каникулы не стоит проводить сидя у монитора компьютера, а лучше отлично провести свободное время с друзьями или в кругу семьи.

Явления природы весной

Неживая природа

С приходом весны преображается всё, даже неживой мир. День становится значительно длиннее, все сильнее греет Солнце. Наступает долгожданное потепление, температура атмосферы повышается до положительных значений. Такое явление называется оттепель. Снег начинает активно таять, становится рыхлым, а к концу весны от него не остаётся и следа. На реках начинается ледоход, вызывая половодье. В некоторых населенных пунктах, расположенных на берегах рек, сильное повышение уровня воды, может привести к наводнениям. Также весной начинают лить дожди, возникают первые грозы.

Читайте также:  Явления природы физические тела и вещества

Живая природа

Явления живой природы, происходящие весной, можно охарактеризовать одним словом – оживление. Всё вокруг начинает просыпаться и наполняться жизнью. У деревьев и кустарников возобновляется движение соков, набухают почки, чуть позднее происходит активное цветение и появляются первые листья. Повсюду расцветает мать-и-мачеха, в лесах зацветают и другие многолетние травянистые растения. Появляются летающие насекомые, возвращаются птицы, пробуждаются те, кто впадал в зимнюю спячку. Пушистые животные снова линяют, меняя зимний мех на летний. У многих зверей в это время года проявляется потомство.

Источник

Картотека наблюдений за живой и не живой природой в средней группе

Цель: Закрепить представление детей о солнце, его значении для всех живых существ на земле. Установить причинно- следственные связи. Проверить с помощью эксперимента степень нагретости предметов. Развивать наблюдательность.Активизировать словарь: солнце, золотое яблоко, красное солнышко.

Ход:Воспитатель загадывает детям загадки: Днём нам с неба налитое

Светит яблоко златое,

Посылая всем в оконце

Тёплый лучик! Это -. (солнце)

Удивилась очень Катя,

Посмотрев в оконце —

Почему-то на закате

Стало красным … (солнце)

Беседа по вопросам:

— Почему ребята вы решили, что ответ на мои загадки это наше солнце? -Какое оно? Проводится игра «Подбери больше определений» -А нужно ли нам солнце? -Почему всему живому нужно солнце? -Всегда ли солнце находится на одном месте? — В какой части дня солнце греет сильнее?

Опыт: Предложить детям разложить на солнышке разные по цвету предметы. И определить какие из них быстрее нагреются.

2. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕРЕВОМ (БЕРЕЗА).

Развивать умение детей замечать изменения в жизни деревьев: лопаются почки, появляются листочки, береза цветет. Формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.Активизировать словарь: почки, сережки, листочки нежные, молодые.

Ход: Воспитатель читает стишок о березке

У задумчивой березки

На ветвях висят сережки.

Ты, березка, не грусти,

Почки в листья распусти.

Красавицей русских лесов называют берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Предложить детям подойти к березе и рассказать, какие изменения они заметили. Что появляется весной на ветках березы? Объяснить детям, что из почек на ветках березы появились молодые зеленые листочки, обратить внимание на ствол березы.

Какой ствол у березы — толстый или тонкий? Где ствол у березы широкий, а где — узкий? Покажите ветки. Какие они — толстые или тонкие? Какого цвета? Какого цвета листья у березы?

Дидактическая игра «Такой листок, лети ко мне» Учить находить предметы по сходству.

3. НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПТИЦЕЙ (СКВОРЕЦ)

Формировать умение детей узнавать и называть перелетных птиц: скворца (птица с очень красивыми перьями, с темно- фиолетовым отливом туловища и зеленоватой головой) Познакомить с образом жизни и поведения этой птицы (перелетная, певчая, живет в скворечнике, питается насекомыми)

Воспитывать у детей любовь, внимание, заботу к животным, птицам.

Активировать словарь: скворец, перелетная птица, скворечник.

Ход: Ребята, чтобы узнать, о чём мы сегодня с вами поговорим,я предлагаю вам отгадать загадку:

У них есть крылья, голова,

Две лапки, клюв и перья.

Все появляются с яйца,

Слышны их песенки с деревьев. (Птицы.)

Воспитатель предлагает детям обратить внимание на птиц, прилетевших на участок. Кто знает, что эта за птица? Откуда она к нам прилетела? Как называются птицы, которые прилетают с теплых краев? Почему они туда улетают? С приходом весны к нам возвращаются наши пернатые друзья. Как вы думаете, почему их так называют. Тело птицы покрыто перьями, поэтому они пернатые, а друзья – потому что они питаются насекомыми, тем самым приносят пользу человеку и поэтому люди заботясь о скворцах строят им домики – скворечники. Обратить внимание на оперение скворца, рассказать детям, что он красиво поет.

Прочитать стихотворение С. Погореловского «Наши гости»

Мы вставали ночью даже,

Из окна смотрели в сад.

Ну когда же. Ну когда же

Гости наши прилетят?

Ну когда же звонкой стаей

Защебечут у окна?

Может быть, они не знают,

Что вернулась к нам весна!

Что скворечник ждёт их новый,

Что проснулись луг и сад…

Всех гостей встречать готовы.

Что же гости не летят?

А сегодня поглядели –

На ольхе сидит скворец.

Подвижная игра «Птички на дереве»

4. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕБОМ (В ПАСМУРНЫЙ ДЕНЬ)

Привлекать детей к наблюдению за явлением неживой природы: небо пасмуроне, затянуто облаками, тучами. Определить цвет неба в пасмурную погоду. Объяснить, как погода влияет на наше состояние, настроение. Воспитывать внимание и наблюдательность, эстетическое чувство восприятия.Активировать слова: небо пасмурное, печальное, мрачное, серое, холодное, облачное; тучи, серого цвета, затянуто.

Воспитатель читает стихотворение

Небо грустное с утра,

Черной тучей хмурится,

Но не боится детвора,

Вновь бежит на улицу.

— Дождик, дождик припусти!

По дороге босиком

Небо хмурилось сперва,

Но не удержалось

И сквозь тучи, облака

О чем говорится в стихотворении? (ответы детей) Правильно о небе. Давайте мы посмотрим на небо и ответим на мои вопросы.

— Какая сегодня погода?

-Посмотрите, какого оно цвета?

— А если небо серое, то день какой? (Пасмурный, печальный)

— Скажите если небо голубое-голубое, то день какой? (Ясный, солнечный)

— А как называется небо, если мы видим облака?

— Какое небо вам больше всего нравиться и почему?

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

5. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ТРУДОМ СТАРШИХ ДЕТЕЙ

Привлекать детей к наблюдению за трудом старших. Объяснить значимость труда. Воспитывать любовь к труду, желание помогать.Активизировать слова: скворечник, доски, молоток, гвозди, трудятся.

Дети подготовительной группы мастерят скворечники. Предложить детям посмотреть, как трудятся старшие дошкольники. Объяснить, что они мастерят скворечники для наших друзей – птиц. Объяснить, что скворечники нужны скворцам для того, чтобы там жить и выводить птенцов.

Беседа по вопросам:

Что нужно для того чтобы сделать скворечник?

Чем пользуются дети подготовительной группы?

Чтение стихотворения «Птичий дом»

Мы скворечник с папой строим.

Мама хвалит: «Молодцы!»

В нём поселятся весною

На высокую осину

Мы повесим птичий дом,

Чтобы рыжий кот Василий

Не достал его потом.

Пусть скворец-хозяин папа

В дом приносит червячков,

А хозяйка дома мама

Нянчит маленьких птенцов.

Знать, не зря старались с папой,

Очень славный вышел дом!

И теперь друзей пернатых

С нетерпением мы ждём.

6. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА БОЖЬЕЙ КОРОВКОЙ

Закрепить представление о внешнем виде некоторых насекомых, значение их в природе. Воспитывать бережное отношение к насекомым, развивать наблюдательность.Активировать слова: насекомые, польза, помощники, божья коровка.

Рассказ воспитателем истории

Маленькому, маленькому Пете нравились жучки — божьи коровки. Они такие красивые с черными точками. Петя собирал их повсюду и сажал в коробку. Но однажды мама сказала «Куда делись мои помощники?»

О ком говорила мама? Почему она назвала их помощниками? Каких еще помощников вы знаете?

Я вам предлагаю стать исследователями, давайте поищем насекомых на нашем участке, рассмотрим их расскажем какие они.

За какими насекомыми мы с вами сегодня наблюдали? Какие они были? Чего боятся насекомые и можно ли их обижать?

Подвижная игра «Медведь и пчелы»

7. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОБЛАКАМИ.

Цель: Уточнить знания детей об облаках, какие бывают видов. Развивать интерес к наблюдению. Познакомить с различными природными явлениями.

Предварительная работа: Просмотр видеозаписи «Путешествие капельки или круговорот воды в природе».Активировать слова: кучевые, перистые, тучи.

Обратить внимание на небо, спросить у детей какого оно цвета?

Как можно назвать такое небо?

Как образуются облака? Предложить детям вспомнить историю с капелькой, как вода превратилась в водяной пар, и потоком холодного ветра сбивается в облака. Объяснить детям, какие виды облаков бывают. Кучевые — белые пушистые, перистые — прозрачные, легкие, тучи — темные, грозные. Прочитать детям стих

Если по небу бегут облака,

Значит, их ветер спустил с поводка.

Лёгкие лапы, уши и хвост.

Легче пушинки каждый барбос.

Если вы так от природы легки,

Здорово бегать На-пе-ре-гон-ки!

О чем стих? (об облаках)

Я сегодня видел сам:

Слон гулял по небесам!

Не в тропических лесах,

А у нас, над нашей сушей

Слон слонялся в небесах.

В синеве он важно плыл

Даже солнце заслонил.

А о чем этот стих? (о тучке)

Игра «На что похожа?»

8. НАБЛЮДЕНИЕ В ЦВЕТНИКЕ

Закрепить представление детей о первых весенних цветах, формировать навыки описания внешнего вида, способах размножения. Воспитывать эстетический вкус, умение замечать красоту, любить природу.Активировать слова: луковица, семена, лепесток, пестик.

Почему в народе говорят, март водою, апрель с травою, а май с цветами, июнь с плодами? Какие цветы появляются первыми в саду? В лесу? На поляне? Предложить детям послушать стихотворение.

Греет теплыми лучами,

Снег сбежал с горы ручьями.

Нет мороза потеплело

И весна взялась за дело.

Кисть зеленую взяла

Сразу травка проросла…

Как сделать так, чтобы все лето цвели цветы в саду? Показать детям, способы размножения (луковицами, семенами). Предложить посадить цветы в группе на рассаду. Рассмотреть картинки с цветами и найти отличия, описать их.

Подвижная игра «Я садовником родился»

9. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВОРОБЬЯМИ.

Уточнить и закрепить знания о внешнем виде, повадках. Воспитывать у детей интерес к наблюдению.

Активировать слова: воробей, крохи, подкормка.

В сером армячишке

По двору шныряет,

Как можно отличить воробья от других птиц?

Что вы знаете о жизни воробьев?

Как они передвигаются?

Улетают ли они в теплые края?

Как люди могут помочь им перезимовать зиму?

Предложить детям описать воробья, его внешний вид, способ передвижения, чем занимается. Прочитать детям стих «Где обедал воробей?

Где обедал, воробей?

В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы.

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Подвижная игра «Птички на дереве».

10. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДОЖДЕМ.

Цель: Уточнить знания детей о круговороте воды в природе, закрепить значение дождя для всего живого.

Загадать детям загадк:

Он всюду: в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Что такое дождь? Рассказать детям о дожде. Под воздействием солнечного тепла вода с поверхности озер, рек, морей, океанов и ручьев испаряется, превращаясь в пар. Пар очень легкий, он поднимается вверх, в воздух, где мельчайшие водяные капельки собираются в облака и тучи. Водяные капельки столь малы, что парят в воздухе. Если становится теплее, облако может совсем исчезнуть, раствориться — капельки испаряются и делаются невидимыми. Если же холодает, капельки сливаются — сотни тысяч их образуют одну полновесную каплю. Такие капли становятся уже слишком тяжелыми для того, чтобы продолжать свое парение в небе, они падают на землю — идет дождь.

Какой бывает дождик?

Если мы выйдем в дождь на улицы, что с нами произойдет?

Что нужно с собой брать?Послушайте какие есть потешки:

Дай дойти до дому

Дождик, дождик, поливай —

Будет хлеба каравай.

Дождик, дождик, припусти —

Дай капусте подрасти.

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!

«День Поэзии живой»«День Поэзии живой» 21 марта 1999 года в Париже на конференции ЮНЕСКО было решено отмечать Всемирный день поэзии. И в этот весенний день, мы с ребятами решили.

Макеты как средство ознакомления детей с живой природойМакеты как средство ознакомления детей с живой природой Для обогащения развивающей предметно-пространственной среды группы я изготовила несколько наглядно-игровых пособий в форме макетов: «Домашние.

Досуг в подготовительной группе «Живой язык» Вед1.:-Здравствуйте,дорогие ребята! В рамках недели «Живого языка» мы предлагаем вам принять участие в увлекательной викторине «Вопросы.

Конспект НОД в старшей группе Тема: Рассказывание из личного опыта — «Наш живой уголок» Гольская Оксана Геннадьевна Конспект НОД в старшей группе Тема: Рассказывание из личного опыта – «Наш живой уголок» Автор – составитель:.

Конспект занятия Тема: «Весенние изменения в живой и не живой природе». Тема: «Весенние изменения в живой и не живой природе». Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны. Задачи:.

Наблюдение за живой природойНаблюдение за живой природой Наблюдение в природе занимает огромную роль в жизни каждого ребенка. С помощью наблюдения ребенок познает мир, все его хорошие и плохие.

Открытое занятие в младшей группе по ознакомлению детей с живой и неживой природой Тема: «Камни, камушки»Открытое занятие в младшей группе по ознакомлению детей с живой и неживой природой Тема: «Камни, камушки» Открытое занятие в младшей группе по ознакомлению детей с живой и неживой природой Тема: «Камни, камушки» Программное содержание 1. Познакомить.

Перспективные планы наблюдений за живой и неживой природой в старшей группе Старшая группа Наблюдения за неживой природой СЕНТЯБРЬ № п/и Тема наблюдения Цель 1 неделя Наблюдение за росой — где оседает, на что похожа,.

Проект «Центр наблюдений за живой природой «Мы — друзья птиц» Сведения об инновационном комплексном проекте дошкольной образовательной организации 1. Название проекта Филиал Студии эвристического развития.

Экологические макеты как средство ознакомления детей с живой природойЭкологические макеты как средство ознакомления детей с живой природой Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным. «Животный мир» является одним из основных.

Источник