Начальная школа по защите природы



Экологическая акция «Защитим природу от мусора» в 1–4 классах

Наша школа 24.11.2017 года приняла участие в Экологической акции «Защитим природу от мусора».

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Школа сегодня – это, образовательное учреждение, где экологоориентированное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из направлений работы, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную личность. Участие в экологических акциях — уникальная возможность для детей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Нужно учить детей заботиться о природе, об окружающем мире. Почему сейчас столько проблем с экологией? Потому что у многих нет понятия о том, что нужно заботиться о природе. Земной шар, это наш дом, мы не должны загрязнять его. Где мы будем жить, если уничтожим его? Очень многие люди ради своей выгоды готовы пойти на все, они думают только о себе, их не беспокоит мысль о том, что на этой земле будут жить их потомки. У этих людей нет чувства ответственности. Поэтому, чтобы уберечь природу, нужно научить будущее поколение бережно относиться к природе. Если ранее считалась, что природные богатства неиссякаемы, что не нужно думать об этом, то сейчас все обстоит иначе. Некоторые страны тратят огромные деньги для того, чтобы восстановить окружающую среду. Каждый человек должен понять, что необходимо спасать экологию земли от опасности загрязнения и восстановить природу до ее первозданной красоты!

1. Прогулки, целевые походы и повседневные наблюдения. Изучение и анализ экологического состояния объектов ближайшего окружения (участка школы, дворов.)

Цель акции «Защитим природу от мусора – привлечь внимание людей к проблемам загрязнения окружающей среды и замусоривания планеты, развить у детей навыки хозяйственного отношения к окружающему миру, повысить уровень экологической культуры и грамотности.

1. Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края.

2. Формирование элементарных экологических знаний и представлений детей, а также начала, основы экологического образования через проведение экологических акций.

3. Воспитывать в детях культуру поведения на улицах города, соблюдать чистоту и порядок.

В рамках экологической акции воспитатели 1доп. — 4 классы повели мероприятия:

1. Показ презентации «Давайте землю уважать!».

2. Промо-акция «Защитим природу от мусора.

3. Рисование и вывешивание плаката «Защитим природу от мусора» у здания школы.

4. Изготовление и демонстрация логотипов, буклетов «SOS: мусор.

Источник

Внеклассные мероприятия по экологии в начальной школе

Формирование умения работать с различными источниками информации способствует развитию познавательной компетенции учащихся.

Взаимоотношение человека и природы — одна из самых важных проблем современности, в решении которой школе отведено особое место. Предложенные в пособии внеклассные мероприятия, классные, беседы, конкурсы, викторины, ролевые игры («Консилиум врачей», «Экологический суд», «Телемост»), библиотечные уроки ориентированы на тесное сотрудничество учителя и учащихся с библиотекой, в частности в области изучения биологических дисциплин и научно — исследовательской деятельности.

Данные материалы адресованы учителям начальной школы, библиотекарям, студентам педагогических учебных заведений, организаторам воспитательной работы с младшими школьниками.

Внеклассная работа по экологии для младших школьников

Виртуальная экскурсия для младших школьников «Соня орешниковая или мушловка»

Виртуальная экскурсия «Соня орешниковая или мушловка»Автор: Станкевич Анна Николаевна, педагог дополнительного образования ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь. Описание: Виртуальная экскурсия знакомит с образом жизни редкого зверька сони орешниковой. Публикация предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы, учителей биологии. Цель: Воспитание у учащихся бережного и ответственного отношения к природн.

Экологический классный час в начальной школе. Устный журнал

Экологический классный час в начальной школе. Устный журнал «В гостях у природы»Автор: Гришанович Елена Сергеевна, учитель начальных классов Государственного учреждения образования «Средняя школа №1 г. Осиповичи имени Б. М. Дмитриева» Мероприятие рассчитано на учащихся третьих классов, будет интересно для учителей начальной школы. Данное мероприятие позволит на краеведческом материале раскрыть освоение учащимися правил природоохранного поведения, обогатить опыт экологически обоснованного поведен.

Викторина с ответами для учащихся 3-5 классов на тему «Природа»

Викторина с ответами для учащихся 3-5 классов на тему «Природа»Вопросы викторины можно использовать в сценариях мероприятий, праздников, игровых программ на экологическую тему. Вопросы1. Почему весной не бьют пушных зверей? (Линька, детеныши.) 2. Почему собака, когда ей жарко, язык высовывает, а лошадь нет? (У собаки нет потовых желез на теле, а у лошади есть.) 3. Почему нельзя трогать в гнездах птиц яйца? (Птицы бросают гнезда.) 4.Что птицам страшнее — холод или голод? (От голода они умирают.).

Сценарий праздника для младших школьников «Земля — наш общий дом»Цели: формирование экологической культуры личности ребенка, развитие эмоционального восприятия окружающего мира, воспитание любви к родной природе. Задачи: расширение и углубление знаний учащихся по многообразию природного мира; формирование доброжелательного и эмоционально-положительного отношения к природе; преодоление потребительского отношения к природе; формирование у детей экологического сознания и соответствующих ценностных .

Классный по экологическому воспитанию для учащихся 3 класса на тему: «Природа — наш дом»Цели: повторить взаимосвязи в природе; учить устанавливать причину и следствие; обобщить экологические правила; развивать внимание, мышление; воспитывать доброту, бережное отношение к природе. Оборудование: рисунки растений и животных; сигналы красного, желтого, зеленого цвета для игры; таблицы, карточки.Ход занятияI. Сообщение темы занятия. — Прочитайте ребус, и вы узнаете тему нашего классного часа. II.

Конспект внеурочного занятия для младших школьников на тему: «Путешествие по лесу»Цели: углубить знания учеников о роли животных в природе; учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе; закреплять экологические правила; учить доброжелательному отношению к живым существам и видеть взаимосвязи в природе; развивать внимание, речь; воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях. Оборудование: карточки с заданиями; карта путешествия; рисунки, фотографии растений и животн.

Конспект внеурочного игрового занятия по экологии. Тема: «Путешествие к грибу-грибовичу»Цели: познакомить учащихся с удивительными грибами; составить правила сбора грибов в лесу; показать роль грибов в лесу, установить экологические связи; развивать наблюдательность, память, речь; воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: иллюстрации с изображением грибов, экологические знаки, кроссворд. Ход занятияI. Сообщение темы и целей занятия. — Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправимся в .

Игровые формы экологического воспитания во внеклассной работеПравильно организованная внеклассная работа играет важную роль в реализации задач экологического воспитания младших школьников. В начальной школе в силу возрастных особенностей детей большим успехом пользуются внеклассные мероприятия экологической тематики, имеющие игровой характер. Экологические игры подводят учеников к осознанию своего места и роли в окружающей среде, ставят ребенка в положение исследователя, открывателя существующих.

Сценарий для конкурса

Сценарий для конкурса «Семья. Экология. Культура»Автор: Бурова Ольга Владимировна, учитель технологии МБОУ «Гимназия №2» г.Таштагол, Кемеровская область. Назначение: проведение экологических мероприятий. Использование занятия пригодится: в работе с детьми и взрослыми, для пропагандирования охраны природы. Цель: Развитие системы теоретических и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды. Задачи: 1. Формирование мотивов, привычек и потребностей в экологическом п.

Кроссворд

Кроссворд «Растения Красной книги ЯНАО»Автор: Достокорая Т.В., педагог дополнительного образования МБОУ ДО Дом детского творчества г.Новый Уренгой Описание: Кроссворд предназначен для ознакомления и закрепления знаний о лекарственных растениях тундры, занесённых в Красную книгу учащимися 3-х классов и старше. Цель кроссворда: Закрепление знаний о лекарственных растениях тундры, занесённых в Красную книгу. Задачи: 1. Познакомить учащихся с растениями тундры, занесёнными в Красную книгу, закрепить.

Сценарий внеклассного мероприятия для детей младшего школьного возраста (1-4 классы) «Берегите землю, берегите!»Автор: Рыжкова Любовь Владимировна Место работы: МКОУ Никольская СОШ Межевского муниципального района Костромской области село Никола Описание: Данное мероприятие проводится в рамках Международного дня леса- 21 марта с детьми младшего школьного возраста (1-4 классы) в рамках большой систематической воспитательной работы с классом по экологическому воспитанию, направленному на формирова.

Сценарий внеклассного мероприятия для младших школьников «Берегите землю, берегите!»Описание: Данное мероприятие было реализовано в рамках Международного дня леса — 21 марта 2019 года с детьми младшего школьного возраста (1-4 классы) в рамках большой систематической воспитательной работы с классом по экологическому воспитанию, направленному на формирование ответственного отношения к окружающей среде, воспитание экологической культуры, создание ярких эмоциональных представлений о своем крае, бере.

Виртуальная моноэкскурсия по Березинскому биосферному заповеднику «Сказание о черемше»Автор: Валетко Жанна Александровна, учитель начальных классов ГУО «Средняя школа № 9 г.Слуцка» Описание: Данная сценарная разработка «Сказание о черемше» содержит материал для проведения виртуальной моноэкскурсии по Березинскому биосферному заповеднику. Адресована учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования. Цель: • содействие развитию у учащихся желания познать многообразие живой природы .

Конспект внеурочного занятия «Явления природы»

Внеурочное занятие по окружающему миру для младших школьников «Явления природы»Конспект внеурочного занятия для учащихся начальных классов «Явления природы»Цели: дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года, расширить знания детей об изменениях в неживой природе. Задачи: систематизировать знания о природных явлениях. Осенью идут дожди, Осенью тепла не жди. Летом жуткая жара, Душ спасёт тебя едва. В декабре снега идут, А весною ливни льют. У любого время года .

Конспект внеурочного занятия «Природные памятники Ставропольского края»

Внеурочное занятия в дополнительном образовании для младших школьников «Природные памятники Ставропольского края»Цели: систематизировать знания детей о природе Ставрополья, развивать интерес к изучению родного края. Задачи: расширять кругозор, воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю. Ставрополье моё Ставрополье мое, ты на Юге России Пролегло среди двух синеоких морей. Улыбаясь, глядишь в небеса голубые, И добреет душа от улыбки твоей. Косяки журавлей над тобой пролетают, Унося в д.

Читайте также:  Природа явления школа знания

Источник

Внеклассные занятия по экологии для младших школьников

Современные условия жизни требуют от учителя начальных классов поиск новых форм обучения и воспитания. Для организации эффективного обучения младших школьников необходимо осуществлять нестандартный подход к общим педагогическим положениям. На обострение проблем массовая практика отреагировала так называемыми нетрадиционными формами проведения уроков, и идеи современной комплексной экологии начали активно внедряться в образовательную практику школы. Нам представляется вполне целесообразным использовать для решения проблем экологического воспитания и образования именно эти, новые формы работы с детьми — нестандартные уроки в виде игровых занятий по экологии. Нетрадиционные формы — это импровизированные занятия, имеющие нестандартную структуру, и основным содержанием их является игра.

Предлагаемые вашему вниманию материалы (конспекты внеклассных мероприятий, конкурсы, игровые программы, стихи, рассказы…) помогут конструктивно организовать такие занятия и пополнить знания детей обо всем комплексе современных экологических вопросов.

Экологические праздники, игры, занятия для младших школьников

Стихотворение о правилах поведения в природе для детей 7-10 лет

Стихотворение о правилах поведения в природе для детей начальной школыАвтор: Михайлова Вероника Викторовна, учитель математики, МБОУ «Быстрянская СОШ им. О.Суртаева», с.Быстрянка, Алтайский край Описание: данное стихотворение было написано к уроку окружающего мира для выступления учащимся. Назначение: представленное авторское стихотворение может быть полезно учителям начального звена и воспитателям при проведении уроков и внеклассных мероприятий экологического направления. Цель:Напомнить уча.

Экологическая сказка для детей «Путешествие в прошлое»Раннее весеннее солнышко пробивалось сквозь зашторенное окно и играло на подушке Кирилла. Позади были весенние каникулы, но они так быстро закончились, что Кирилл совсем не успел насладиться приходом весны! Но в школе его ждали лучшие друзья и любимые учителя. Кстати, первым уроком после каникул была любимая история. Так, что надо поторопиться и успеть к началу урока. Кирилл быстро надел брюки, рубашку, пиджак и выбежал из дома. Возле подъезд.

Виртуальная экскурсия «Природные символы Слуцкого края»

Виртуальная экскурсия «Природные символы Слуцкого края»Описание: Виртуальная экскурсия знакомит с интересными фактами о восьми природных объектах Слуцкого края Республики Беларусь. Публикация представляет интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы и всех любителей природы. Материал можно использовать для проведения классных часов, различных экологических мероприятий, для знакомства с окружающим ми.

Конспект игрового экологического занятия в начальной школе на тему «Смелые пожарные»Автор: Михайличенко Анастасия Сергеевна, учитель начальных классов МКОУ «Медвежьегорская СОШ № 1», РК г. Медвежьегорск. Цель: познакомить учащихся с основами пожарной безопасности. Задачи: — учить соблюдать правила пожарной безопасности, — воспитывать любовь и бережное отношение к природе и всему живому, — формировать навыки и умения межличностного общения, — ра.

Сценарий экологического квеста

Квест «Заповедными тропами». Сценарий для учащихся 4 классаЦель: повышение экологической культуры детей, расширение представлений о рациональном взаимодействии человека с природой, воспитывать чувство гордости своим родным краем Задачи: — формирование экологического мышления детей, культуры; — развитие познавательной, творческой активности детей; — мотивация детей к участию в природоохранных мероприятиях, пропаганда экологических идей; — привлечение внимания родителей к экологическому во.

Игровая программа «Теремок»

Игровая программа «Теремок» для младших школьниковОписание: Материал включает в себя игровую программу по сказке «Теремок», которая неоднократно была апробирована с дошкольниками и учащимися начальных классов. Публикация будет интересна родителям, воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальной школы и педагогам дополнительного образования. Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, М.

Экологическая игра «Путешествие Колобка»

Экологическая игра для младших школьников «Путешествие Колобка»Описание: Экологическая игровая программа для младших школьников. Публикация представляет интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителей начальной школы и воспитателей дошкольных учреждений. Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь. Цель: расширен.

Эко-квест для младших школьников Какой мир ждет наших детей, если оставить без внимания вопросы экологии? Команда юных исследователей встречает ХРАНИМИРОВ. Это таинственный народ, который чтил природу и оберегал нашу планету, помогал зарождающемуся человечеству. А когда технический прогресс увёл людей в шумные и закопчённые города, хранимиры ушли в ещё чистые горы, степи и леса. Мы никогда бы не узнали о них, но над нашей планетой нависла экологическая катастрофа! Теперь то.

Внеурочное занятие для учащихся 4-5 классов на тему «Заповедные места»Конспект занятия будет интересен учителям, воспитателям. Конспект содержит предполагаемые ответы детей. Подходит для 4- 5 классов. Цель: 1. Познакомить учащихся с понятием «Заповедник» «Заказник», с деятельностью организации охраняемых природных территорий. 2. Дать знания о воздействии человека на природу, знания об охраняемых территориях. 3. Способствовать развитию логического мышления, эстетическому восприятию природы, а.

Исследовательская работа ученика по теме «Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?», 2 классРайонная научно-практическая конференция «Первые шаги» Номинация: экология Тема работы: «Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?» Введение Актуальность: Каждый день мы ходим в школу, гуляем по улицам нашего села, играем на детской площадк.

Экологическая беседа о лесном пожаре для учащихся начальной школыЦель: помочь детям понять и осознать, что состояние природы зависит от поступков каждого человека и что каждый в ответе за тот мир, в котором мы живем. Задачи: — учить детей бережно относиться к родной природе. — прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать ее, понимать закономерности происходящего в ней; — развивать познавательный интерес к природе; — напомнить правила поведения при пожаре. Ход беседыПредстав.

Занятие-игра по экологии для младших школьников «Все вокруг живое»Цель: учить детей бережно относиться к родной природе. Задачи: — заложить основу экологического воспитания; — прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать ее, понимать закономерности происходящего в ней; — приобщать детей к мировой культуре с учетом возрастных особенностей; — развивать память и мышление. * * * Чтобы люди действительно ценили и берегли мир, в котором они живут, стоит воспитывать эту заботу с д.

Развлекательно-познавательная программа на экологическую тему в шестой школьный день для младших школьников «Кто живет в лесу»

Развлекательно-познавательная программа по экологии в шестой школьный день для младших школьников «Кто живет в лесу»Автор: Зубарь Ольга Андреевна, заведующий учебно – методическим кабинетом государственного учреждения образования «Центр творчества детей и молодежи Новобелицкого района г.Гомеля»Беларусь Описание: Материал предназначен для младших школьников, представляет интерес для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования и может быть использован при проведении.

Воспитательное мероприятие экологической направленности на Всемирный день водных ресурсов для учащихся начальной школы «Приключение капли»Форма обучения: открытое занятие по познавательно — исследовательской деятельности детей. Цель: Совершенствовать знания детей круговороте воды в природе; закрепление знаний детей о разнообразных свойствах воды; о значении воды Задачи: 1. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности детей; 2. Закрепить знания детей о круговор.

Праздник на экологическую тему для учащихся начальных классов «Мы с природою — друзья навсегда!»Цель: формировать экологическую компетентность учащихся; расширять знания о взаимосвязи природы и общества; развивать навыки экологической культуры; пробуждать интерес к природе; воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание активно защищать и облагораживать природу. Подготовительная работа • Плакаты Охранять природу — значит охранять Родину. (М. Пришвин) Ты на планете не один. • Выставка книг .

Источник

Классный час "Охрана природы – забота каждого"

Цели: показать учащимся необходимость охраны природы; учить бережно относиться ко всем компонентам природы.

Образовательная: создать условия для обобщения, конкретизации, углубления и систематизации знаний о природе, установления взаимосвязи между природой и трудовой деятельностью человека, обучения анализу материала, формулировке выводов.

Развивающая: способствовать развитию стремления глубже познавать окружающий мир и совершенствованию во всех видах экологической деятельности, развитию речи, мышления, обогащению словарного запаса.

Воспитательная: содействовать воспитанию гуманной, творческой личности, бережного отношения к окружающей природе, к своему краю.

Планируемые результаты: учащиеся научатся соблюдать правила экологической безопасности, обнаруживать связи между живой и неживой природой, моделировать их и использовать из для необходимости бережного отношения к природе, высказывать свое мнение, работать в группе.

Оборудование: запись песни А. Пахмутовой “Раненая птица”, Красная книга; иллюстрации с изображением леса, моря, рек, гор и др., запись песни В. Шаинского “Не дразните собак”, презентация PowerPoint.

Эпиграф на доске:

Земля должна быть достойна человека,
и для того, чтоб она была вполне
достойна его, человек должен устраивать
землю так же заботливо, как он привык
устраивать свое жилье, свой дом.
А. М. Горький

(Обучающиеся заранее рассажены по группам)

I. Актуализация знаний. 3 мин.

Прослушивание песни А. Пахмутовой “Раненая птица”.

— Как вы думаете, ребята, нужна ли природе помощь человека? В чем? Почему?

— Как вы думаете, о чем пойдет речь на классном часе?

— Сегодня мы постараемся ответить на поставленные вопросы и еще раз убедимся в красоте родной природы.

II. Экологические проблемы. 2 мин.

— Певец природы, писатель М. М. Пришвин, не уставал говорить о том, что природа и человек – это одно целое.

Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.

(Подготовленный ученик читает стихотворение)

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Читайте также:  Плакаты о защите природы для школьников

— Человек живет на Земле в постоянном окружении растений и животных. В небе птицы летают стаями, в воде рыбы ходят косяками, в земле муравьи обитают семьями. Люди тоже живут вместе, говорят на одном языке, делают одно общее дело и называются народом. То место, где родился человек, называется Родиной. Мы не мыслим своей жизни без ее лесов, полей, рек, озер.

Михаил Пришвин сказал: “Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять родину”.

Книга природы открывается для всех, но по-настоящему доступна лишь тому, кто способен понимать ее язык. Поэтому каждый по-своему любит природу и по-своему к ней относится. Один посадит дерево, выходит раненую птицу, не сломает цветущую ветку черемухи, не разрушит муравейника, птичьего гнезда. А другой вырвет все цветы с василькового поля, не пощадит пчел, стрекоз, бабочек, забросает склянками, банками и другими отбросами реку, лужок и в своей жизни не вырастит ни одного цветка. Нет! Не назовешь такого человека частью природы, ее детищем.

Установлено, что на Земле погибло уже более половины животных, пропали сотни видов высших растений. И все они стали жертвами деятельности человека. Это наблюдается и в нашей Московской области, т. к. она освоена человеком ещё с давних исторических времён. Для неё характерны высокая плотность населения, огромное количество промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Всё это оказало и продолжает оказывать неблагоприятное влияние на окружающую среду, на её экологию.

II. Экология Московской области.

1. Состояние окружающей среды. 1 мин.

— Вспомните, что такое экология?

— Как человек влияет на экологию окружающей среды? Каковы последствия этого влияния?

— Докажите свою мысль, используя примеры.

2. Работа в группах. 10 мин.

— Прочитайте приведенные примеры и предложите выход из создавшейся ситуации.

— Постарайтесь предложить какие-то способы улучшения состояния экологии Москвы и Московской области.

— Сравните свои предложения по восстановлению окружающей среды и то, что делают взрослые.

(Каждая группа получает свои тексты:

1 группа: состояние воздуха;

2 группа: состояние почвы;

3 группа: состояние водоемов;

4 группа: состояние растительного мира;

5 группа: состояние растительного мира).

Состояние воздуха (1 группа)

В области интенсивно идёт добыча полезных ископаемых, количество которых катастрофически уменьшается. При добыче полезных ископаемых, которая в нашем регионе производится преимущественно открытым способом, разрушаются почвы, остаются открытые карьеры, горы отходов. Отходы нередко со составляют четвёртую часть добытых полезных ископаемых. Впоследствии карьеры либо заполняются водой, либо становятся местом свалок. В процессе добычи полезных ископаемых в воздух поднимается огромное количество пыли.

В Московской области и в Москве большое развитие получило производство строительных материалов. Эта промышленность сильно засоряет водоёмы и воздух. Но особый вред окружающей среде наносит производство цемента: от мельчайшей пыли вокруг предприятия гибнут растения и мелкие животные, ухудшаются почвы, страдают заболеваниями органов дыхания люди и животные. Крупные цементные заводы работают в Воскресенске, Подольске, Коломне. Большое количество пыли, отходов, особенно боя, дают стекольные, фарфоровые и керамические заводы.

Машиностроение и текстильная промышленность загрязняют воздух не только пылью, но и веществами с различными запахами.

Особый вред окружающей среде наносят тепловые электростанции и теплоцентрали. Сжигая топливо, они выбрасывают в воздух огромное количество твёрдых частиц, водяного пара, запахов. Несгораемая часть топлива образует много отходов, засоряющих окружающую среду.

Загрязняют воздух сельскохозяйственные предприятия. Огромные пространства вокруг птицефабрик, свиноферм, ферм крупного рогатого скота пронизаны специфическим запахом, отрицательно влияющим на здоровье человека.

Воздух Москвы и области особенно страдает от выхлопных газов транспорта, количество которого в последнее время стремительно увеличивается. Выхлопные газы распространяются вдоль дорог на расстоянии 30 метров, а если нет растений, то они могут распространяться и до 400 метров. Эти газы оказывают вредное влияние на дыхательные пути, сердечную деятельность, зрение, на работу головного мозга человека. Источником загрязнения воздуха являются и стирающиеся резиновые шины. Каждые четыре шины легкового автомобиля за время износа выбрасывают в воздух около 14 килограммов резиновой пыли, а грузового — около 92 килограммов.

На чистоте воздуха сказывается наличие бытовых и промышленных отходов. Вблизи свалок воздух пронизан запахами от гниющего мусора.

Состояние почвы (2 группа)

Претерпевают нежелательные изменения и почвы. Они разрушаются разнообразной техникой, процессом добычи полезных ископаемых. Пыль и различные вещества, выбрасываемые машинами и предприятиями в воздух, оседают на почву, вместе с водой проникают в неё, ухудшая её состав и свойства. Огромные площади заняты свалками. Установлено, что в год один человек даёт 280 килограммов твёрдых отходов. Каждый год под мусорные полигоны отводится до 12 гектаров земли. Эти территории не используются в сельскохозяйственном производстве долгие годы, так как некоторые виды мусора разрушаются очень медленно. Бумага разрушается в течение 2 лет, жестяные банки из-под консервов — 90, алюминиевые — 500, полиэтиленовой пленке надо для этого 200 лет, стекло — почти вечный материал, так как разрушится только через 1000 лет.

Кроме того, в почвах, заваленных отходами, идут нежелательные изменения.

Вырубка лесов, распашка земель усилили разрушительное действие на почву воды и ветра. Это привело к смыву почв и образованию оврагов. При сильных ветрах верхние слои почвы выдуваются.

Состояние водоёмов (3 группа)

Москва и Московская область богаты разнообразными водоёмами. Они обеспечивают водой бытовые нужды населения, промышленное и сельскохозяйственное производства. На это расходуется большое количество воды, следствием чего является истощение запасов воды в нашем крае. Кроме того, потребители являются сильными загрязнителями воды. Сильно загрязняют воду стекольные, текстильные, химические предприятия, предприятия по производству строительных материалов. На территории Московской области насчитывается примерно 200 предприятий — загрязнителей водоёмов.

Другим источником загрязнения вод является сельское хозяйство. В Подмосковье примерно 2000 животноводческих комплексов и птицеферм, отходы которых попадают в водоёмы. На поля вносится большое количество удобрений, часть которых также уходит в водоёмы. В водоёмы поступают канализационные стоки, грязная вода из жилых помещений после стирки, мытья продуктов питания, помещений и т. д. Эти же источники являются и загрязнителями подземных вод. Зонами наибольшего загрязнения воды являются Москва и города Мытищи, Люберцы, Воскресенск, Кашира, Серпухов и др. Они сбрасывают огромное количество загрязнённой воды. Так, в Москве количество сточных вод за 1 час составляет свыше 83 000 кубических метров. В результате река Москва загрязнена так, что в пределах г. Москвы и к востоку от неё воду из реки нельзя использовать в водоснабжении. В ней опасно купаться. Сильно загрязнены Яуза, Ока, Клязьма. Меньше всего загрязнены водоёмы на западе и севере нашей области.

Поверхность Московской области равнинная и сильно заболочена. Течение воды в водоёмах очень медленное. Поэтому на дне водоёмов откладывается много ила, а также мусора, который мы, не задумываясь, сбрасываем в водоёмы. Это тоже ухудшило экологическое состояние водоёмов. Кроме того, в сочетании с вырубкой лесов это привело к обмелению многих рек. Так, в начале XX века река Москва обмелела настолько, что летом её можно было перейти вброд. Погибали Яуза и другие реки Москвы и Подмосковья. Положение было спасено строительством канала имени Москвы.

В пределах г. Москвы свыше 500 прудов, и многие из них не отличаются чистотой. Поэтому ежегодно с наступлением лета проводится тщательная проверка состояния воды в этих водоёмах, а населению даются рекомендации о возможности их использования для водоснабжения и купания. Воду из родников также следует использовать, только убедившись, что вода в них чистая.

Состояние растительного мира (4 группа)

Когда-то территория Московской области была покрыта густыми лесами, которые чередовались с лугами, а на севере и востоке — с обширными болотами. К настоящему времени все эти леса практически вырублены, преобладают леса вторичные, то есть выросшие на месте вырубок. Нетронутые леса сохранились лишь на востоке области — Черустинский лес, на юге в районе Приокско-Террасного заповедника, на севере в верховьях реки Дубны и небольшими участками в других местах.

Сильно изменены болота. Осушение болот, добыча на них торфа отрицательно влияют и на сами болота, и на природу в целом. Высохли многие ручьи и реки, снизился уровень воды в некоторых озёрах. Пожары на сухих торфяниках — настоящее бедствие для Подмосковья: выгорают огромные площади болот и лесов. Причиной пожаров могут быть молнии, но чаще всего пожары возникают по халатности людей: непотушенный костёр, непогашенная спичка, брошенные бутылки и осколки стекла. Стекло как бы собирает, фокусирует солнечные лучи, сильно повышается температура, и сухие трава, торф воспламеняются. Установлено, что из 100 пожаров 97 происходит по вине людей.

Изменился и состав растительного и животного мира. Многие растения, которые пока не занесены в Красную книгу, на территории Московской области стали редкими. Небольшую их часть ты видишь на рисунке на странице 97. В радиусе 100 километров от Москвы практически не встретить белую кувшинку, рогоз, купальницу, можжевельник. Основные причины уменьшения количества, а нередко и исчезновения растений — неблагоприятная экология воздуха, воды, почвы и сборы растений для букетов.

Одновременно значительно увеличилось количество сорняков. В последние годы в Подмосковье сильно размножился борщевик — растение не просто ядовитое, а опасное для жизни. Простое прикосновение к нему может вызвать сильный, долго не заживающий ожог.

Читайте также:  Когда природа очи создала

Состояние животного мира (5 группа)

Вырубка лесов и хозяйственная деятельность человека не могли не отразиться и на составе животного мира. Сильно пострадали крупные лесные звери. Редкими в наших лесах стали рыси, бурые медведи, косули, северный и благородный олени, а на водоёмах — бобры.

Несколько раз на территории области исчезали лоси. Так, это произошло в XVIII веке. В XIX веке лоси вновь появились в наших лесах, но в начале 20-х годов XX века они вновь были истреблены.

Сократилось количество лесных птиц. Во время войны на озере Киёво совершенно исчезли московские чайки. Местное население в больших количествах собирало их яйца, чем и нанесло ущерб численности этих птиц.

Вместе с тем превращение лесных площадей в сельскохозяйственные угодья привлекло сюда новые виды животных, увеличило количество ранее малочисленных видов, таких, как заяц- русак, мыши, крысы, хомяки; из птиц — жаворонки, серые куропатки и другие, появились и довольно сильно размножились насекомые-вредители растений. Например, колорадский жук не является коренным жителем Подмосковья. Сейчас он — настоящее бедствие для картофелеводов. Быстро увеличивается численность медведок. В городах с большим количеством пищевых отходов сильно размножились крысы. На свалках находят пищу вороны, воробьи, чайки, голуби и другие птицы. Их число быстро увеличивается. При этом рост числа ворон и голубей нежелателен, так как они являются разносчиками некоторых опасных болезней.

В городах, в том числе и в Москве, очень много уже одичавших собак и кошек. Они становятся опасными, так как тоже могут стать источником болезней, например бешенства, гепатита.

3. Обобщение. 5 мин.

— Что в тексте для вас оказалось новым?

— Что вы можете добавить к написанному?

— Какие предложения по восстановлению окружающей среды вы можете предложить? (Высказывания каждой группы)

— Вы узнали, что состояние окружающей природы вызывает тревогу. Это угрожает нашей жизни! Надо что-то делать. И действительно, многое делается.

— Сильно разрушает поверхность земли и почву добыча полезных ископаемых. На нарушенных участках земли проводят рекультивацию.

В некоторых местах карьеры заполняются водой, и здесь создаются зоны отдыха. (Слайд №3)

В других местах котлованы сначала засыпают, затем покрывают землёй и используют под посевы и посадки.

Для уничтожения мусора сейчас применяется более экологически чистый способ: строят мусороперерабатывающие заводы.

Источник

Внеклассное занятие Охрана природы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бережное отношение человека к природе и необходимость ответственного отношения к ней.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие Охрана природы»

Тема: Охрана природы.

Цель: Формировать бережное отношение человека к природе и необходимость ответственного отношения к ней.

Расширить представления о связях человека и природы, формировать интерес к окружающему миру.

Осознавать ответственность человека перед природой.

Формировать собственную позицию в отношении к природе.

Личностные УУД:

Формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира.

Развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей.

Формировать умение контролировать и оценивать собственную учебную деятельность партнёров.

Развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы.

Развивать умение выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой.

Развивать умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Форма проведения: беседа с элементами диалога.

Все то, что не известно!

Мы тайны разгадаем.

И мир большой познаем!

2. Актуализация знаний.

Добрый день, друзья! Давайте вспомним, что такое экология.

(Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.)

Каким животным и растениям угрожает исчезновение?

(Гриб — баран, земляничное дерево. внесены в Красную книгу России).

Что означает красный цвет книги?

(Сигнал опасности. Этот цвет говорит нам о том, что природа находится в опасности.)

3. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы поговорим об этом. Тема нашего занятия: Сохраним природу вместе. Мы поговорим о маленьких и больших ранах, наносимых природе человеком. Вы назвали несколько исчезающих видов, а на земле уже более 750 видов диких животных находятся под угрозой исчезновения или на грани истребления. И даже появилась Чёрная книга.

Расскажите о Чёрной книге. Почему её назвали Чёрной?

Какие виды животных занесены в Чёрную книгу?

Эти необыкновенные голуби перелетали огромными стаями с одного места на другое. Поэтому их назвали странствующими голубями. Ради вкусного мяса люди убивали их без счёта. С каждым годом их становилось всё меньше и меньше. Но люди нее прекращали охоту до тех пор, пока на Земле не осталось ни одной такой птицы.

Дронт (картинка) был крупной нелетающей птицей. Дронты жили на небольшом острове. Когда там поселились люди, они уничтожили всех птиц.

У самого берега моря мирно жевали подводные растения морские коровы (рисунок вывешивается на доску). Доверчивые звери не боялись людей, подплывали близко к их лодкам. Люди безжалостно убивали их, и морские коровы навсегда исчезли.

Вывод: помните, что по вине людей исчезли многие звери, птицы, насекомые, растения.

Экологическая игра "Узнай по описанию".

Давайте по описанию узнаем редких животных и растения.

Этот красивый хищный зверь живёт высоко в горах. Днём он отдыхает, а по ночам выходит охотиться на горных козлов и баранов, косуль и кабанов. Этот сильный и ловкий зверь находится под угрозой исчезновения. Его враги — браконьеры, убивающие зверей ради красивой и дорогой шкуры.

(Снежный барс или ирбис)

Одна из самых красивых бабочек нашей страны. Размах крыльев 8-9 см. Назвали эту бабочку по имени Бога — покровителя искусств и света. Сенокошение, применение пестицидов, отлов для коллекций и на продажу — вот причины сокращения численности красивых бабочек.

Он растёт высоко в горах. Цветёт ранней весной. Очень красив. Исчезает из — за сбора букетов, в том числе для продажи. Сбор этого растения должен быть полностью прекращён.

Она маленькая и удивительно ярко окрашена, словно ненастоящая, а игрушечная. Гнёзда эта птица строит в дуплах деревьев по берегам рек. Вырубка приречных лесов или отдельных старых дуплистых деревьев губит этих красивых птиц. И хотя, охота на них запрещена, численность вида сокращается.

Вывод: будем помнить что по вине людей исчезают многие животные и растения. Они занесены в Красные книги.

5. Экологические стихи.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь.

Всё это называется природа,

Давайте же всегда её беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить

Природой называется всё это,

Давайте же с природою дружить!

Летят, звенят, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым.

Всё это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

Прекрасный вальс станцует с ветром лето.

Дрожит в окне вечерняя звезда.

Природой называется всё это,

Давайте же её любить всегда!

7. Музыкальная физминутка с элементами аутотренинга (Звучит мелодия "Моцарт над морем").

Закройте глазки. Отдыхаем.

Вы дышите чистым — чистым воздухом.

Ваши легкие очищаются, расправляются,

Вам легко, хорошо!

8. Повторение правил поведения в природе.

Ребята! Один следопыт — фотограф ходил по лесам, лугам, был на местных водоёмах. Всюду были дети. Следопыт сфотографировал всё. И у него получился вот такая фотография (фото на доске)

Вы его внимательно рассмотрите и скажите, какое впечатление он на вас производит.

Природа, действительно в опасности!

Давайте поможем: нарисуем знаки запрета и сформулируем правила поведения в природе. Открываем экологическую мастерскую.

Вывод: правила поведения в природе

не разоряй птичьи гнёзда!

не рви большие букеты цветов!

не убивай лягушек и жаб!

не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

не ломай ветки деревьев и кустарников!

не убивай и не лови диких животных, не уноси их домой!

не оставляй мусор, а возьми с собой!

не качайся на деревьях, не лазь по деревьям!

не разоряй муравейники!

не разжигай костры!

береги лес от огня!

не бросай в реку мусор, стёкла!

не шуми в лесу, не пугай лесных обитателей!

не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны больным животным!

не обрывай паутину, не убивай пауков!

А как мы соблюдаем правила поведения в природе. (Ответы детей).

10. Экологическая песня.

Где это было? Когда это было?

В детстве, а может, во сне.

Воздух был чистым,

Не запылённым, как по весне.

Звери спокойны, птицам — приволье

Счастливым был век.

Но пришло горе, виновен в несчастье

Люди, прошу вас, потише, потише.

Отходы пусть сгинут во мгле!

Воздух будь чистым, вода будь прозрачной,

Уж не напиться и не умыться —

Химия вместо воды.

Рыбки исчезли, птички пропали

Валим отходы и мусор мы в реку.

Дескать вода унесёт.

Но у воды есть пределы терпенью,

Смотрите ж вперёд!

Какая мелодия у прослушанной вами песни?

Что узнали на занятии (Нужно беречь природу, охранять редкие и исчезающие виды растений и животных).

10. Обращение к выставке книг.

Эти замечательные книги вы можете взять и почитать в нашей школьной библиотеке.

Источник