Наиболее распространенные растения тульской области

Проектная работа:. “Растительный мир Тульской области”.
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме

Данный проект является второй серьезной самостоятельной работой учащихся 2х классов. В процессе работы над проектом ребята должны были не только познакомиться с растениями лесов Тульской области, но и сделать выводы о важности растений в жизни человека, то есть использовать в своей работе знания о строении растений, их пользе, бережном отношении к ним.

В результате работы над проектом учащиеся приобретали навыки работы с дополнительной литературой. Работа в группах, взаимодействие со взрослыми (библиотекарем, учителем, родителями), защита проекта способствовали формированию коммуникативной компетенции. Формирование информационной компетенции происходило на всех этапах работы над проектом: во время поиска и обработки информации, подготовки и защиты слайдов презентации.

Скачать:

Вложение Размер
Zoechke1.doc 53.5 КБ

Предварительный просмотр:

“Растительный мир Тульской области”.

учитель начальных классов

МОУ“СОШ 17” г. Новомосковска

Паспорт проектной работы

1. Название проекта: “Растительный мир Тульской области”.

2. Руководитель проекта: Черная Зоя Валентиновна.

3. Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту: окружающий мир, технология, изобразительное искусство, литературное чтение.

4. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 2 класс (8 лет).

5. Тип проекта по масштабу применения: групповой, для учащихся одного класса.

6. Тип проекта по продолжительности выполнения: средний продолжительности (4 недели).

7. Тип проекта по характеру деятельности учащихся: творческий с элементами исследования.

8. Тип проекта по предметно-содержательной области: межпредметный, выполняется в урочное и внеурочное время.

9. Тип проекта по характеру управления: непосредственный (учащиеся имеют возможность общения с учителем “здесь и сейчас”).

10. Цель проекта: познакомить учащихся с растениями лесов Тульской области. Создать условия для определения растений по их листьям и плодам, способствовать составлению и решению экологических задач, совершенствовать наблюдательность, любовь к природе, бережному к ней отношению.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовка: определение темы и цели проекта.

2. Планирование: определение источников информации; определение способов ее сбора и анализа; определение способа представления результата (формы отчета); установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта.

3. Исследование: сбор информации; решение промежуточных задач.

4. Основные инструменты: опросы, наблюдение, сообщения, изготовление поделок, выпуск газеты.

5. Анализ и обобщение: анализ информации, оформление результатов сначала в виде сообщения, затем в виде презентации, формулировка выводов.

6. Представление проекта: выступление перед одноклассниками и родителями.

7. Оценка результата и процесса: анализ выполнения проекта, причины успех и неудач.

Данный проект является второй серьезной самостоятельной работой учащихся 2х классов. В процессе работы над проектом ребята должны были не только познакомиться с растениями лесов Тульской области, но и сделать выводы о важности растений в жизни человека, то есть использовать в своей работе знания о строении растений, их пользе, бережном отношении к ним.

В результате работы над проектом учащиеся приобретали навыки работы с дополнительной литературой. Работа в группах, взаимодействие со взрослыми (библиотекарем, учителем, родителями), защита проекта способствовали формированию коммуникативной компетенции. Формирование информационной компетенции происходило на всех этапах работы над проектом: во время поиска и обработки информации, подготовки и защиты слайдов презентации.

Заключительная часть проекта

I. Отчет исследовательского отдела (рассказ сопровождается показом слайдов).

Учениик 1. Исследуя леса Тульской области, мы выяснили, что основными представителями первого яруса являются деревья: береза, осина, дуб, клен, липа, ель, сосна, лиственница. Обычно они растут вместе, но встречаются большие участки леса с преобладанием деревьев одного вида. Поэтому и называют их: березняк, дубрава, ельник.

Лиственные и хвойные деревья образуют смешанный лес. Но на нашей территории хвойные леса встречаются редко, лишь в северных районах области.

Деревья растут очень долго. Осины и березы доживают до восьмидесяти-ста лет, а иногда и до ста пятидесяти. Продолжительность жизни клена до трехсот- четырехсот лет, а дубы до пятисот лет и более. Обнаружен долгожитель в деревне Дворяниново – это липа, возраст которой более двухсот пятидесяти лет.

Красивы наши леса! Высокие и стройные стволы сосен в солнечную погоду кажутся коричневато- золотистыми. Ели украшены гирляндами шишек. Дуб выделяется мощным стволом и раскидистой кроной. Белоствольная береза хороша своими мелкими листочками. У клена большие резные листья, осенью ярко окрашенные. Незабываема своим цветением липа.

Гуляя по лесу, вспоминаешь стихи Прокофьева про нашу русскую березку:

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками
Под ветром низко клонится
И гнется, – но не ломится.

Ученик 2. Мы исследовали второй ярус леса- кустарники. Именно они расположились под кронами высоких деревьев. В отличие от деревьев у них не один, а несколько стволов, от одного корня. Но бывает и так, что одно и тоже растение встречается как дерево или как кустарник. Это черемуха, рябина, ольха. Кустарники растут быстро, большинство из них за одно лето дают побеги до двух метров.

Большинство кустарников доживают до пятнадцати–двадцати лет, а некоторые и до пятидесяти. На смену одним приходят другие.

Наиболее распространенными в наших лесах являются орешник, ольха, бузина, бересклет. По сравнению с деревьями кустарники кажутся однообразными, малозаметными. У них нет высоких стволов и характерной кроны. Зато как они красивы они в пору цветения!

Кустарники являются важной частью природы. Они помогают лесу сохранять влагу, их листьями и плодами питаются животные, это удобное и нередко единственное место для гнездования птиц. Люди издавна любовались цветением кустарников. Сочиняли немало песен и стихов. Всем известно русская народная песня “Калинка-малинка”. Наши ребята придумали танец на мелодию этой песни. Предлагаем вашему вниманию.

Ученик 3. Мы предлагаем вам результаты по третьему ярусу леса.

Все свободное пространство в лесах Новомосковска под деревьями и кустарниками занято травянистыми растениями. По количеству видов их значительно больше, чем деревьев и кустарников.

Это: всем известный клевер, в народе называемый “кашкой”, цикорий, зверобой, мать-и-мачеха, ландыш, медуница, ветреница, лесная фиалка, колокольчик, пижма, подснежник.

Цветущие травянистые растения сопровождают нас с появлением первых проталин в апреле и до первых заморозков в октябре. Весна только начинается, кругом еще снег, а на тонких стеблях уже покачиваются белые цветки подснежников. Прогреются проталины, и вот уже на них мы видим желтые цветки мать-и-мачехи.

В солнечную погоду целый день от цветка к цветку в поисках пищи перелетают шмели.

Большинство травянистых растений являются лекарственными.

II. Работа отдела экологического равновесия.

Ученик 4. Исходя из экологической информации, мы составили задачи, решить которые предлагаем вам:

1. Площадь лесов ежеминутно уменьшается на 20 гектар. Какая площадь лесов уничтожается в течение часа?

2 . Поврежденная береза теряет за час 200гр сока, ослабевает и подвергается нападению вредных насекомых. Сколько литров сока теряет

береза за сутки?

3. Одно взрослое растение липы дает в среднем 70 кг меда. Сколько меда дадут 10 лип?

4. Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик нашего класса сорвал по 5 штук? А если по10?

5. Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение, необходимо 8 лет. В каком году ландыш снова зацветет, если последний раз цвел в 2003 году?

Ученик 5. Что же может сделать каждый из нас для сохранения природы? Об этом расскажет специалист нашего отдела… (Материал из учебника А. Плешакова по соблюдению правил поведения в лесу).

Ученик 6. В лесном сообществе существуют экологические проблемы. Сформулируйте и назовите их, используя эти знаки. (Браконьерство, неосторожное разведение костров, вырубка леса, уничтожение растений и загрязнение леса).

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – фигура березки (осины, дуба) замри.

IV . Материалы информационного отдела.

Ученик 7. По описанию узнайте от какого дерева листок . (показ слайдов)

  1. Плыви листок, как деревянная ладья. (Ива.)
  2. Осенью листья этого дерева похожи на золотые сердечки. (Липа.)
  3. Замерли деревья,
    Ветры в поле спят,
    Лишь ее листочки
    Тихонько шелестят. (Осина.)

Ученик 8. Распределить по названиям деревьев (дуб, береза, ель, липа) подходящие слова и словосочетания.

Желуди, шишка, богатырь, белоствольная, сережки, хвоя, ароматные бледно-желтые цветы.

Ученик 9. Найдите в словах спрятавшиеся названия деревьев.

Ученик 10. Почему так говорят?

1 дерево – 1млн. спичек,
1 спичка – 1 млн. деревьев.

О каком дереве так говорят:

Оно человека обувает, кормит, поит. (Липа.)

Ученик 11. По листу и плоду определите название дерева (предлагаются картинки, которые необходимо приклеить под названиями деревьев).

Дуб Клен Береза

V. Отчет отдела досуга.

Ученик 12. Предлагаем вам отгадать загадки:

За оградой в саду,
Я закуска дрозду,
И от хвори настой –
Душистый, густой (шиповник).

Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки (сосна).

Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья-звезды яркие,
Золотые, жаркие (клен).

Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена (ель).

Сейчас мы проверим кто из вас самый внимательный. Нужно назвать порядковый номер каждого дерева (на доске изображения 3-4-х деревьев, но несколько экземпляров располагаются в произвольном порядке) .

Первый дуб, второй дуб, первая береза, третий дуб, вторая береза и т.д. (В зависимости от расположения деревьев).

Ученик 14 . Отгадайте кроссворд.

а ) Горят красные кисти,
Хоть давно нет листьев. (Рябина.)
б ) Я могучий великан.
У меня на ветках шишки,
Любят их и белки и детишки. (Кедр.)
в ) Расцвету – побелю, аромат издаю. (Черемуха.)
г ) И зимой и летом – в одежде одной. (Елка.)
д ) Из моего ствола делают мачту корабля. (Сосна.)

VI . Отдел пресс-центр (показ оформления проекта, выполненный из материалов, подготовленных отделами).

VII. Итоговый тест в группах c ключевым словом “ Молодцы ”.

Какое дерево не растет в лесу Тульской области?
К) дуб
Л) липа
М ) пальма

Какие дрова самые жаркие?
Н) дубовые и липовые
О ) дубовые и березовые
П) березовые и сосновые

Кору какого дерева не ест заяц?

И) березы
К) сосны
Л ) черемухи

Листочки какого дерева дрожат?
О ) осины
П) липы
Р) боярышника

В каком лесу теплее?
Г) сосновом
Д ) еловом
Е) березовой роще

Сколько граммов сока теряет поврежденная береза за час?
Ф) 100
Х) 300
Ц ) 200

Через сколько лет цветет ландыш?
Ы ) 8
Э) 7
Ю) 9

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа Тема: «Сохраним растительный и животный мир» Гилмутдинова Разиля.4 класс.

Важным элементом инновационной деятельности является создание проектов.Дети приучаются активно и грамотно участвовать в собственном развитии: учатся находить своё место в жизни,приспосабл.

Герои-земляки, г. Суворов, Тульская область

Данная презентация содержит в себе сведения о героях Великой Отечественной войны, родившихся на Тульской земле.

Исследовательская работа учеников 4 «а» класса МБОУ «СОШ №4 г.Белёва Тульской области» по книге Ефремовых «Подпольный госпиталь»

Проблема воспитания патриотизма приобретает особую значимость для российского общества, переживающего период выхода из системного кризиса, охватившего самые разнообразные сферы его жизнедеятельности.

План работы ШМО учителей начальных классов МКОУ «СОШ № 10» г.Ефремова Тульской области на 2013-2014 учебный год.

Цели и задачи, план работы.

Животноводство в нашем крае. Тульская область.

Презентация к уроку по предмету «Окружающий мир» в 4 классе.(А.Плешаков. «Школа России»). Основные направления животноводства в Тульской области. Животноводческие предприятия.

Праздник Осени в Медвенской школе Тульской области

Заметка о проведении традиционного праздника Осени в МОБУ «Медвенская СОШ» Тульской области.

Источник



12 полевых цветов, которые встречаются в Туле

Полевые цветы и сейчас употребляют в лечебных целях – их используют в различных медикаментах, лекарственных настоях, в косметических средствах.

Полевыми цветами на Руси украшали большие праздники, незамужние девушки наряжали себя венками из полевых цветов.

В современном мире многие позабыли о красоте простых растений, однако не до конца – полевые цветы нередко можно увидеть в букетах в цветочных магазинах.

А в этой статье мы поговорим, какие полевые цветы можно найти в Туле.

Тульская область также богата на большие территории, устланные разнообразными цветами и травами. Рассмотрим самые распространенные полевые цветы в Тульской области.

Клевер

Фотография 1. Клевер луговой

Самый узнаваемый цветок. Клевер отличается округлыми «шапками» мелких соцветий и трилистниками – символами воссоединения с природой. Цветы клевера имеют обычно розовый цвет, иногда переходит в сиреневый, еще реже – имеет полностью белый цвет.

Также клевер характерен своим индивидуальным горько-сладким ароматом, который привлекает шмелей для опыления цветов.

Купальница

Фотография 2. Купальница

Цветок имеет круглый сплюснутый бутон ярко желтых лепестков. Существует старая легенда, что якобы одна русалка была влюблена в молодого пастуха, и целыми днями, наблюдала за ним из воды. Волосы русалки выгорели на солнце и стали желтыми. Когда пастух заметил пение влюбленной русалки, та, испугавшись, превратилась в цветок.

Гвоздика травянка

Фотография 3. Гвоздика травянка

Полевой вид гвоздики садовой. Небольшой цветок имеет 5 лепестков с зазубринами. В полях чаще встречаются ярко розовые сорта.

Гусиный лук

Фотография 4. Гусиный лук

Также иногда называют желтым подснежником. Имеет вытянутые тонкие листья и мелкие желтоватые цветки, напоминающие лилии. Цветы, растущие весной, очень любят птицы, в том числе и пасущиеся гуси – отсюда и пошло название.

Герань луговая

Фотография 5. Герань луговая

Кустовой цветок имеет сиренево-синий оттенок. Цветы тонкие и очень нежные. Куст герани луговой цветет примерно месяц, где каждый цветок «проживает» всего по 2 дня.

Ромашка

Фотография 16. Ромашка

Ромашку нельзя спутать ни с каким другим цветком! Ромашка является одним из самых целебных растений. По ее лепесткам часто гадают.

Шалфей

Фотография 7. Шалфей

Другое, не менее используемое в лечении и профилактике растение. Длинные стебли, усеянные мелкими фиолетовыми трубочками цветов, обычно растут в тени. Листья шалфея применяют в кулинарии в качестве приправы, также листья и верхушки соцветий сушат для добавления в чай.

Мышиный горошек

Фотография 8. Мышиный горошек

Растение напоминает плющ — если рядом есть, за что зацепиться, обязательно «полезет» вверх. Мышиный горошек считается сорняком. Но когда-то, при неурожае, из растения готовили муку и пекли хлеб.

Донник

Фотография 9. Донник

Куст донника может разрастаться высотой до 2-х метров. Стебли покрыты вытянутыми цветками желтого или белого цвета. Донник источает сильный горьковатый запах. Используют растение в лечении простуды.

Зверобой

Фотография 10. Зверобой

Несмотря на достаточно грубое название, растение имеет милые желтые цветы с круглыми лепестками и длинными тычинками. На Руси верили, что зверобой защищает от злых духов. Спящим детям цветы зверобоя клали под подушку для хороших сновидений.

Цикорий

Фотография 11. Цикорий

Цикорий имеет жесткий, и даже немного колючий стебель. Но цветки очень нежные и бархатистые. Из цикория производят напиток с одноименным названием, по вкусу, виду и способу приготовления напоминающий растворимый кофе.

Рябчик шахматный

Фотография 12. Рябчик шахматный

Растение встречается не часто – даже помещено в Красную книгу. Имеет крупные цветы, схожие с колокольчиками, и пестрый окрас. Рябчик имеет весьма интересный факт: во время цветения нектар капает вниз, поэтому часто можно обнаружить рядом с цветком влажную землю.

Чтобы насладиться красотой этих цветов вживую, советуем тебе выбраться на выходные за город. Вперед на природу!

Источник

Презентация «Растения Тульской области»

Растительный мир леса Одно из важных свойств леса – его ярусность. В верхнем ярусе наших лесов господствует ель, сосна, дуб, осина, липа, береза, вяз.

Ниже располагаются рябина, калина, черемуха. Густой подлесок состоит из таких кустарников, как жимолость, бересклет, лещина.

С наступлением тепла под пологом травянистых растений начинают расти мхи, лишайники и грибы. Грибы также бывают съедобными и ядовитыми. Самыми ядовитыми грибами считаются бледная поганка, мухомор, ложный опенок.

Растительный мир луга Луга в Тульской области занимают большие пространства. На заливных лугах преобладают такие растения, как мятлик, череда, клевер, купальница, гвоздика травянистая, гусиный лук.

На суходольных лугах растут менее влаголюбивые растения, и среди них гораздо больше цветов: герань луговая, ромашка, шалфей, мышиный горошек, донник, зверобой, цикорий.

Более чем из тысячи видов растений, встречающихся на наших лугах, свыше ста видов – лекарственные. Здесь встречается несколько видов колокольчиков, душистый тимьян, лисохвост, тимофеевка. Растут на лугах и съедобные растения: земляника, щавель, дикий лук и чеснок.

Но необходимо помнить и то, что белена, дурман и лютик ядовиты. Есть на наших лугах и растения, занесенные в Красную книгу. Это рябчик шахматный, некоторые виды ковыля, горицвет весенний.

Растительный мир водоемов По берегам водоемов обосновались такие растения, как осока, череда, рогоз, тростники.

А в самих реках и озерах растут кубышки, кувшинки, стрелолист, ряска, всевозможные водоросли.

Растительный мир болот Болота по режиму своего питания разделяются на верховые, переходные и низинные. На низинных болотах чаще всего встречаются зеленые мхи, осоки, тростники, камыши, рогоз и др.

Растительность верховых болот представлена сфагновыми мхами, пушицей, росянкой, ивняками, багульником болотным. Переходные виды болот занимают промежуточное положение.

Растения поля На полях главным образом выращивают рожь, пшеницу, ячмень, но также там произрастают гречиха, капуста, картофель, свекла, лук, морковь, редис, зелень, подсолнечник.

Выращивание культурных растений осложняется ростом на полях их исконных обитателей – пырей, овсюг, василек, осот, марь белая, молочай, сурепка, хвощ, пастушья сумка и др.

Растения сада В садах Туляки выращивают груши, сливы, яблони, смородину, клубнику и многие другие.

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Карасева Людмила Николаевна
  • Написать
  • 10191
  • 21.04.2017

Номер материала: ДБ-400179

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

  • Курсы «Инфоурок»
  • Онлайн-занятия с репетиторами на IU.RU

Китайский университет зачислил на факультет информатики искусственный интеллект

Время чтения: 1 минута

Около 680 тысяч выпускников сдадут ЕГЭ по русскому языку 3 и 4 июня

Время чтения: 2 минуты

Апелляция ЕГЭ 2021

Время чтения: 6 минут

Каждый третий школьник отстает в учебе

Время чтения: 3 минуты

Раннее начало пар негативно сказывается на успеваемости студентов

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения подготовило концепцию проекта цифрового профиля учащихся

Время чтения: 1 минута

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Природа Тульской области

Красота природы Тульской области России завораживает. Густые широколиственные леса, великолепные луга с разнообразными видами всевозможных растений сменяются зоной широких раздольных степей. Животный мир богат и разнообразен. А величественные реки Ока и Дон, протекающие по территории, вдохновляют писателей и художников создавать их знаменитые произведения. О том, какие факторы влияли на развитие этого многообразия природы, а именно об особенностях климата, рельефа, гидрографии, почвообразования, а также о различных видах флоры и фауны Тульской области пойдет речь в этой статье.

Располагаясь в центре Восточно-Европейской равнины, территория Тульской области имеет пологоволнистый рельеф. За счёт того, что северо-восток области занят Среднерусской возвышенностью, эта поверхность является холмистой с самой высокой точкой – 293 метра, расположенной вблизи села Раево. В центральных районах можно обнаружить карстовые элементы, такие как воронки, балки, провальные впадины и подземные пустоты. Со времён древнего оледенения рельеф видоизменялся под воздействием ледника и поверхностных вод, оказывающих эрозионное действие. Об этом свидетельствует наличие оврагов и изрезанность рельефа долинами ручьёв и рек. На крайнем юге области находится Плавское плато, откуда берет начало Окско-Донской водораздел, разделённый на локальные междуречные плато. Среди них Раевское и Горбачевское плато и знаменитая Муравская возвышенность с высшими точками – 275 метров.

Климат Тульской области умеренно-континентальный со среднегодовыми температурами от +3,8 до +4,5°С. Зимы умеренно холодные, возможны частые снегопады и оттепели, среднемесячная температура января колеблется от +9 до + 11 °С. Летом тепло, средняя температура воздуха в июле составляет +18 до + 21 °С. На погодные условия региона оказывает воздействие как солнечная радиация, часть которой в южных районах расходуется на нагревание, а в северных на испарение, так и воздушные массы с континента и с морского побережья.

Вхождение атлантического циклона обусловит теплую погоду зимой со снегопадами и туманами и дождливую погоду летом, влияние же арктических потоков воздуха принесёт суровую морозную зиму и сильное похолодание с заморозками весной и осенью. Возможна также жаркая и солнечная погода в летние месяцы, обусловленная тропическими воздушными массами со Средиземного моря и Северной Африки . Летом выпадает большая часть среднегодового количества атмосферных осадков. Самым дождливым месяцем является июль. Мягкая зима и прохладное влажное лето характерно для северо-запада области, а морозная зима и жаркое лето с незначительным количеством осадков – для юго-востока.

Почвенное разнообразие представлено в основном дерново-подзолистыми, черноземными и серыми лесными почвами. Юго-восточные районы богаты черноземными почвами, которые содержат от 6 до 9% гумуса и занимают около 46% всей территории. Самые плодородные мощные черноземы, гумуса в которых больше 9%, встречаются на крайнем юге. За счет действия большого количества осадков черноземы являются оподзоленными, которые неплодородны и встречаются под лесными массивами вперемежку с лесными сероземными почвами, и выщелоченными в южных регионах. На северо-западе области на правобережье Оки формируется дерново-подзолистая почва, а на северо-востоке и в центрально-западных районах – лесостепные серозёмы. В меньшей степени на территории встречаются заболоченные, пойменные, лугово-болотистые и торфяные почвы.

На территории Тульской области добывается множество полезных ископаемых. Основными их видами являются:

1. Горючие полезные ископаемые. Это запасы торфа и бурого угля. Несмотря на небольшое количество болот и озер в области, залежи торфа здесь довольно большие. Часть торфяников была создана специально для удобрений. Наиболее важным ресурсом для энергетической промышленности является бурый уголь, месторождения которого занимают 40% руд Подмосковного угольного бассейна. Он применяется в качестве топлива, а также в различных областях промышленности.

2. Металлические полезные ископаемые. К ним относятся алюминийсодержащие и железные руды. Железные руды представлены бурыми железняками и содержат около 50% железа. Бокситы, или алюминийсодержащие руды, применяются для производства алюминия. В своём составе кроме окиси алюминия они могут содержать примеси различных минералов.

3. Неметаллические полезные ископаемые. На территории Тульской области найдены большие месторождения каменной соли, гипсовых и известняковых отложений, глинистых и песчаных пород.

4. Минеральные воды. Целебными качествами обладают источники минеральных вод, которые по характеру химического состава являются сульфатными, гидрокарбонатными и хлоридными.

5. Пресные подземные воды. Грунтовые и артезианские подземные источники пресной воды применяются в повсеместной жизни человека для бытовых и хозяйственных нужд.

Реки, озёра, водохранилища

Гидрография Тульской области насчитывает 1682 реки и ручья. Все они впадают в бассейны двух крупных рек – Дона и Оки. Крупнейшая судоходная река Ока, бассейн которой составляет 75% всей области, имеет притоки – Упа, Иста, Зуша, Осетр и др. Бассейн великой русской реки Дон занимает всего 25% территории и орошает юго-восточные районы. Основным её притоком является река Красивая Меча. Большинство рек имеют протяженность около 5 км, их питание происходит за счёт атмосферных осадков и грунтовых вод. Возможно весеннее полноводье и пересыхание мелких рек в летний период.

Озер на территории очень мало. Встречаются озера речного типа глубиной до 3 метров и карстовые озёра в центральных регионах, самые крупные из которых – Жупель и Шиловское. Из-за недостатка пресной воды в больших городах области были сооружены искусственные пруды.

Среди водохранилищ Тульской области следует отметить самые большие – Шатское и Пронское, предназначенные для водообеспечения промышленных предприятий. Всего здесь насчитывается 6 водохранилищ. Многие из них используются для рыболовства и в качестве зоны отдыха для горожан.

В Тульском регионе преобладают широколиственные леса. Только в северо-западных районах в долине реки Оки можно встретить представителей хвойных пород. Это в основном сосны, формирующие целые боры. Ель встречается реже, так же как и лиственница. В знаменитом Алексином бору помимо сосен произрастают кусты можжевельника, жимолости, крушины, а также разнообразные грибы и ягоды. Вся территория, занимаемая лесными массивами, небольшая – всего 14%. На границе перехода леса в лесостепь находится полоса так называемых «тульских засек», представляющих собой дубравный массив. Это особо ценные для лесного хозяйства широколиственные леса с большим разнообразием деревьев, таких как дуб, липа, клён, сосна, берёза, ясень, осина, вяз и другие.

Особенно богаты природными ресурсами пойменные и материковые луга, поля и степи. Основную часть их травяного покрова занимают сорные растения. Сплошным ковром покрывает землю дикая редька, пастушья сумка, молочай, ромашка луговая, сурепка, хвощ болотный, осот полевой, донник лекарственный, василёк синий и другие.

Сегодня все больше Тульских земель используется человеком для выращивания ржи, пшеницы, ячменя, кукурузы, а также моркови, картофеля, свеклы. А на склонах произрастают всевозможные виды плодово-ягодных культур – яблонь, груш, слив, смородины и крыжовника.

Мир животных Тульского края поражает своим разнообразием. Лоси, косули, кабаны, пятнистые олени, а также лисицы, белки, барсуки, степные хорьки, зайцы-русаки и серые волки нашли здесь свой ареал обитания. Встречаются ценные пушные породы – канадский бобр, куница, чёрная норка. Полностью исчезли с территории такие животные как бурые медведи и выхухоли, заметно сократилось количество зайцев-беляков и куропаток. Всего в Тульской области зарегистрировано 54 вида млекопитающих.

Наиболее многообразен мир птиц. Их видов насчитывается более 200. В лесах и борах встречаются грачи, стрижи, кулики, дрозды, синицы, рябчики, соловьи, совы и некоторые представители отряда соколообразных. Среди пернатых лесостепной зоны следует отметить жаворонка полевого, перепела, овсянку обыкновенную. На побережьях озёр и рек гнездятся всевозможные водоплавающие птицы – гагары, цапли, утки, лебеди и дикие гуси.

В водоёмах области обитают всевозможные виды рыб: плотва, карась, окунь, налим, сом, щука, линь, пескарь, толстолобик, ёрш, карп, стерлядь и другие. Широко развито рыбоводство.

Среди пресмыкающихся распространены живородящие и прыткие ящерицы, ужи, медянки и гадюки, среди земноводных – различные виды лягушек, жаб и тритонов. Встречаются как вредоносные (тли, саранча, жуки, мухи, комары, клещи, блохи), так и полезные для человека и сельского хозяйства насекомые (муравьи, божьи коровки, медоносные пчёлы).

К сожалению, в наше время на красоту природных ландшафтов и на разнообразие флоры и фауны региона пагубное влияние оказывает загрязнение окружающей среды, браконьерство, лесные пожары и другие экологические проблемы, связанные с деятельностью человека. Только бережное отношение поможет сохранить всё богатство животного и растительного мира и позволит будущим поколениям в полной мере оценить всё великолепие и многообразие природы Тульского края.

Источник

Читайте также:  Многолетние растения названия деревьев и кустарников