Натюрморт это изображение живой природы

Натюрморт

Натюрмортные мотивы как детали композиций встречаются уже в искусстве Древнего Востока и античности, с натюрмортом отчасти сопоставимы некоторые явления в средневековом искусстве Дальнего Востока (например, так называемый жанр «цветы-птицы»), но рождение натюрморта как самостоятельного жанра происходит в новое время, когда в творчестве итальянских и особенно нидерландских мастеров Возрождения развивается внимание к материальному миру, к его конкретно-чувственному изображению. Историю натюрморта как жанра станковой живописи, и в частности его типа «trompe l’oeil» (так называемая обманка), открывает иллюзионистически точно воссоздающий предметы «Натюрморт» итальянца Якопо де Барбари (1504). Распространение жанра натюрморт приходится на вторую половину XVI — начало XVII вв., чему способствовали характерные для этой эпохи естественнонаучные склонности, интерес искусства к быту и частной жизни человека, а также само развитие методов художественного освоения мира (работы нидерландца П. Артсена, фламандца Я. Брейгеля Бархатного и др.).

Эпоха расцвета натюрморта — XVII в. Многообразие его типов и форм в это время связано с развитием национальных реалистических школ живописи. В Италии и Испании подъёму натюрморта во многом способствовало творчество Караваджо и его последователей (см. Караваджизм). Излюбленными темами натюрморта были цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь и т. п. (П. П. Бонци, М. Кампидольо, Дж. Рекко, Дж. Б. Руопполо, Э. Баскенис и др.). Испанскому натюрморту свойственны возвышенная строгость и особая значительность изображения вещей (X. Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др.). Интерес к бытовому характеру вещей, интимность, нередко демократизм образов ярко проявились в голландском натюрморте. Для него характерны особое внимание к передаче световой среды, разнообразной фактуры материалов, тонкость тональных отношений и цветового строя — от изысканно скромного колорита «монохромных завтраков» В. Хеды и П. Класа до напряжённо-контрастных, колористически эффектных композиций В. Калфа («десерты»). Голландский натюрморт отличает обилие различных типов этого жанра: «рыбы» (А. Бейерен), «цветы и фрукты» (Я. Д. де Хем), «битая дичь» (Я. Венике, М. Хондекутер), аллегорический натюрморт «vanitas» («суета сует») и др. Фламандский натюрморт (главным образом «рынки», «лавки», «цветы и фрукты») выделяется размахом и одновременно декоративностью композиций: это гимны плодородию и изобилию (Ф. Снейдерс, Я. Фейт), В XVII в. развивается также немецкий (Г. Флегель, К. Паудис) и французский (Л. Божен) натюрморт. С конца XVII в. во французском натюрморте восторжествовали декоративные тенденции придворного искусства («цветы» Ж. Б. Моннуайе и его школы, охотничий натюрморт А. Ф. Депорта и Ж. Б. Удри). На этом фоне подлинной человечностью и демократизмом выделяются произведения одного из самых значительных мастеров французского натюрморта — Ж. Б. С. Шардена, отмеченные строгостью и свободой композиций, тонкостью колористических решений. В середине XVIII в. в период окончательного сложения академической иерархии жанров возник термин «nature morte», который отразил пренебрежительное отношение к этому жанру сторонников академизма, отдававших предпочтение жанрам, областью которых была «живая натура» (исторический жанр, портрет и др.).

В XIX в. судьбы натюрморта определяли ведущие мастера живописи, работавшие во многих жанрах и вовлекавшие натюрморт в борьбу эстетических взглядов и художественных идей (Ф. Гойя в Испании, Э. Делакруа, Г. Курбе, Э. Мане во Франции). Среди мастеров XIX в., специализировавшихся в этом жанре, выделяются также А. Фантен-Латур (Франция) и У. Харнет (США). Новый подъём натюрморт был связан с выступлением мастеров постимпрессионизма, для которых мир вещей становится одной из основных тем (П. Сезанн, В. ван Гог). С начала XX в. натюрморт является своего рода творческой лабораторией живописи. Во Франции мастера фовизма (А. Матисс и др.) идут по пути обострённого выявления эмоциональных и декоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры, а представители кубизма (Ж. Брак, П. Пикассо, X. Грис и др.), используя заложенные в специфике натюрморта художественно-аналитические возможности, стремятся утвердить новые способы передачи пространства и формы. Натюрморт привлекает и мастеров других течений (А. Канольдт в Германии, Дж. Моранди в Италии, Ш. Лукьян в Румынии, Б. Кубишта и Э. Филла в Чехии и др.). Социальные тенденции в натюрморте XX в, представлены творчеством Д. Риверы и Д. Сикейроса в Мексике, Р. Гуттузо в Италии.

В русском искусстве натюрморт появился в XVIII в. вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир («обманки» Г. Н. Теплова, П. Г. Богомолова, Т. Ульянова и др.). Дальнейшее развитие русского натюрморта в течение значительного времени носило эпизодический характер. Его некоторый подъём в первой половине XIX в. (Ф. П. Толстой, школа А. Г. Венецианова, И. Т. Хруцкий) связан с желанием увидеть прекрасное в малом и обыденном. Во второй половине XIX в. к натюрморту этюдного характера лишь изредка обращались И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, И. И. Левитан; подсобное значение натюрморта в художественной системе передвижников следовало из их представления о главенствующей роли сюжетно-тематической картины. Самостоятельное значение натюрморта-этюда возрастает на рубеже XIX и XX вв. (М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов). Расцвет русского натюрморта приходится на начало XX в. К его лучшим образцам относятся импрессионистические работы К. А. Коровина, И. Э. Грабаря; тонко обыгрывающие историко-бытовой характер вещей произведения художников «Мира искусства» (А. Я. Головин и др.); остро декоративные образы П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина, М. С. Сарьяна и других живописцев круга «Голубой розы»; яркие, пронизанные полнотой бытия натюрморты мастеров «Бубнового валета» (П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Куприн, В. В. Рождественский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк, Н. С. Гончарова). Советский натюрморт, развиваясь в русле искусства социалистического реализма, обогащается новым содержанием. В 20-30-х гг. он включает и философское осмысление современности в обострённых по композиции произведениях (К. С. Петров-Водкин), и тематических «революционных» натюрмортах (Ф. С. Богородский и др.), и попытки вновь осязаемо обрести отвергнутую так называемыми беспредметниками «вещь» через эксперименты в области цвета и фактуры (Д. П. Штеренберг, Н. И. Альтман), и полнокровное воссоздание красочного богатства и многообразия предметного мира (А. М. Герасимов, Кончаловский, Машков, Куприн. Лентулов, Сарьян, А. А. Осмёркин и др.), а также поиски тонкой колористической гармонии, поэтизацию мира вещей (В. В. Лебедев, Н. А. Тырса и др.). В 40-50-х гг. значительно многообразные по манере натюрморты, отражающие существенные особенности современные эпохи, создали П. В. Кузнецов, Ю. И. Пименов и др. В 60-70-х гг. в натюрморте активно работают П. П. Кончаловский, В. Б. Эльконик, В. Ф. Стожаров, А. Ю. Никич. Среди мастеров натюрморта в союзных республиках выделяются А. Акопян в Армении, Т. Ф. Нариманбеков в Азербайджане, Л. Свемп и Л. Эндзелина в Латвии, Н. И. Кормашов в Эстонии. Тяготение к повышенной «предметности» изображения, эстетизация окружающего человека мира вещей обусловили интерес к натюрморту молодых художников 70-х — начала 80-х гг. (Я. Г. Анманис, А. И. Ахальцев, О. В. Булгакова, М. В. Лейс и др.).

В. Хеда.

В. Хеда. «Завтрак с ежевичным пирогом». 1631. Картинная галерея. Дрезден.

П. Сезанн.

П. Сезанн. «Персики и груши». Конец 1880-х гг. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва.

К. С. Петров-Водкин.

К. С. Петров-Водкин. «Утренний натюрморт». 1918. Русский музей. Ленинград.

И. И. Машков.

И. И. Машков. «Снедь московская: хлебы». 1924. Третьяковская галерея. Москва.

Литература: Б. Р. Виппер, Проблема и развитие натюрморта. (Жизнь вещей), Казань, 1922; Ю. И. Кузнецов, Западноевропейский натюрморт, Л.-М., 1966; М. М. Ракова, Русский натюрморт конца XIX — начала XX в., М., 1970; И. Н. Пружан, В. А. Пушкарев, Натюрморт в русской и советской живописи. Л., (1971); Ю. Я. Герчук, Живые вещи, М., 1977; Натюрморт в европейской живописи XVI — начала XX века. Каталог, М., 1984; Sterling Ch., La nature morte de l’antiquitй а nos jours, P., 1952; Dorf B., Introduction to still-life and flower painting, L., 1976; Ryan A., Still-life painting techniques, L., 1978.

(франц. nature morte – мёртвая природа), один из жанров живописи. В натюрмортах изображаются дары природы (плоды, цветы, рыба, дичь), а также вещи, сделанные руками человека (столовая утварь, вазы, часы и т. д.). Иногда неодушевлённые предметы соседствуют с живыми существами – насекомыми, птицами, животными и людьми.
Натюрморты, включённые в сюжетные композиции, встречаются уже в живописи Древнего мира (настенные росписи в Помпеях). Сохранилось предание о том, что древнегреческий художник Апеллес столь искусно изобразил виноград, что птицы приняли его за настоящий и стали клевать. Как самостоятельный жанр натюрморт сложился в 17 в. и тогда же пережил свой яркий расцвет в творчестве голландских, фламандских и испанских мастеров.
В Голландии существовало несколько разновидностей натюрморта. «Завтраки» и «десерты» художники писали так, что казалось, будто человек где-то рядом и сейчас вернётся. На столе дымится трубка, скомкана салфетка, не допито вино в бокале, надрезан лимон, надломлен хлеб (П. Клас, В. Хеда, В. Калф). Популярны были также изображения кухонных принадлежностей, ваз с цветами и, наконец «Vanitas» («суета сует»), натюрморты на тему бренности жизни и её кратковременных радостей, призывавшие помнить об истинных ценностях и позаботиться о спасении души. Любимые атрибуты «Vanitas» – череп и часы (Ю. ван Стрек. «Суета сует»). Для голландских натюрмортов, как и вообще для натюрморта 17 в., характерно присутствие скрытого философского подтекста, сложная христианская или любовная символика (лимон был символом умеренности, собачка – верности и т. д.) Вместе с тем художники с любовью и восторгом воссоздавали в натюрмортах многообразие мира (переливы шелков и бархата, тяжёлые ковровые скатерти, мерцание серебра, сочные ягоды и благородное вино). Композиция натюрмортов проста и устойчива, подчинена диагонали или форме пирамиды. В ней всегда выделен главный «герой», например бокал, кувшин. Мастера тонко выстраивают взаимоотношения между предметами, противопоставляя или, наоборот, сопоставляя их цвет, форму, фактуру поверхности. Тщательно выписаны мельчайшие детали. Небольшие по формату, эти картины рассчитаны на пристальное рассматривание, долгое созерцание и постижение их скрытого смысла.

Читайте также:  Метафоры о природе для сочинения

П. ван дер Виллиге. Аллегория бренности и славы. Ок. 1660 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва

П. ван дер Виллиге. Аллегория бренности и славы. Ок. 1660 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва

Ф. Снейдерс. «Натюрморт с омаром и фруктами». Первая пол. 17 в. Государственные музеи. Берлин

Ф. Снейдерс. «Натюрморт с омаром и фруктами». Первая пол. 17 в. Государственные музеи. Берлин

К. С. Петров-Водкин. «Яблоко и вишня». 1917 г. Частное собрание

К. С. Петров-Водкин. «Яблоко и вишня». 1917 г. Частное собрание

П. Клас. «Натюрморт с бокалом для вина и серебряной чашей». Первая пол. 17 в. Государственные музеи. Берлин

П. Клас. «Натюрморт с бокалом для вина и серебряной чашей». Первая пол. 17 в. Государственные музеи. Берлин

Ф. Г. Торопов. «Натюрморт». Сер. 19 в. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Ф. Г. Торопов. «Натюрморт». Сер. 19 в. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Неизвестный художник. «Листы из книг и картинки». 1783 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Неизвестный художник. «Листы из книг и картинки». 1783 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Фламандцы, напротив, писали крупные, порой огромные полотна, предназначенные для украшения дворцовых зал. Их отличают праздничное многоцветье, обилие предметов, сложность композиции. Такие натюрморты называли «лавками» (Я. Фейт, Ф. Снейдерс). В них изображали столы, заваленные дичью, дарами моря, хлебами, а рядом – хозяев, предлагающих свой товар. Изобильная снедь, словно не умещаясь на столах, свисала, вываливалась прямо на зрителей.
Испанские художники предпочитали ограничиваться небольшим набором предметов и работали в сдержанной цветовой гамме. Посуда, фрукты или раковины на картинах Ф. Сурбарана и А. Переды степенно расставлены на столе. Их формы просты и благородны; они тщательно вылеплены светотенью, почти осязаемы, композиция строго уравновешена (Ф. Сурбаран. «Натюрморт с апельсинами и лимонами», 1633; А. Переда. «Натюрморт с часами»).
В 18 в. к жанру натюрморта обратился французский мастер Ж.-Б. С. Шарден. Его картины, изображающие простую, добротную утварь (миски, медный бак), овощи, немудрёную снедь, наполнены дыханием жизни, согреты поэзией домашнего очага и утверждают красоту повседневного бытия. Шарден писал также аллегорические натюрморты («Натюрморт с атрибутами искусств», 1766).
В России первые натюрморты появились в 18 в. в декоративных росписях на стенах дворцов и картинах-«обманках», в которых предметы воспроизводились настолько точно, что казались настоящими (Г. Н. Теплов, П. Г. Богомолов, Т. Ульянов). В 19 в. традиции обманки были переосмыслены. Натюрморт переживает подъём в первой пол. 19 в. в творчестве Ф. П. Толстого, переосмыслившего традиции «обманок» («Ягоды красной и белой смородины», 1818), художников венециановской школы, И. Т. Хруцкого. В обыденных предметах художники стремились увидеть красоту и совершенство.
Новый расцвет жанра наступает в кон. 19 – нач. 20 в., когда натюрморт становится лабораторией творческих экспериментов, средством выражения индивидуальности художника. Натюрморт занимает значительное место в творчестве постимпрессионистов – В. Ван Гога, П. Гогена и прежде всего П. Сезанна. Монументальность композиции, скупые линии, элементарные, жёсткие формы в картинах Сезанна призваны выявить конструкцию, основу вещи и напомнить о незыблемых законах мироустройства. Художник лепит форму цветом, подчёркивая её материальность. В то же время неуловимые переливы цветовых оттенков, особенно холодного голубого, сообщают его натюрмортам ощущение воздуха и простора. Линию сезаннистского натюрморта продолжили в России мастера «Бубнового валета» (И. И. Машков, П. П. Кончаловский и др.), соединив её с традициями русского народного творчества. Художники «Голубой розы» (Н. Н. Сапунов, С. Ю. Судейкин) создавали ностальгические, стилизованные под старину композиции. Философскими обобщениями проникнуты натюрморты К. С. Петрова-Водкина. В 20 в. в жанре натюрморта решали свои творческие задачи П. Пикассо, А. Матисс, Д. Моранди. В России крупнейшими мастерами этого жанра были М. С. Сарьян, П. В. Кузнецов, А. М. Герасимов, В. Ф. Стожаров и др.

Источник



Натюрморт: история жанра и основные виды

Натюрморт буквально переводится с латинского как «мертвая природа». Но у него есть и второе название, более точно определяющее суть жанра — «застывшая жизнь». Это жанр живописи, в котором основную роль играют неодушевленные предметы природного происхождения: фрукты, овощи, цветы, рыба, приготовленная еда и посуда, в которой она сервирована.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Натюрморт

Картины отличаются детальностью, они продуманы и подчеркивают эстетическую ценность каждого изображенного предмета. В целом полотна подчеркивают красоту самых простых вещей и через них передают ценность жизни, царящие в ней взаимосвязи, радость ее восприятия и быстротечность.

История жанра

Картина делится на классические три плана по глубине. На втором плане находится центр композиции, на переднем изображены мелкие детали, дополняющие основную идею, а на заднем плане — фоновые драпировки.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Планы на картине

Основателями жанра принято считать голландских художников Питера Класа и его сын Хеда Виллема Класа — ярких представителей школы «малых голландцев». Разумеется, изображения предметов природного происхождения существовали задолго до них, но обычно в виде фрагментов на более крупных полотнах, а как отдельный жанр станковой живописи оформились именно в 17 веке.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Работа Питера Класа

Натюрморт долгое время относили к низшим жанрам, полагая, что бытовые темы ограничивают потенциал картины, но в 19 веке Ван Гог, Ренуар, Мане и другие знаменитые художники своими работами доказали ошибочность этого мнения. Благодаря влиянию французского импрессионизма натюрморты обогатились нюансами передачи световых эффектов — игрой цветовых пятен, бликов, воздушностью изображения. В этот период натюрморт переживал свой расцвет, в том числе и благодаря появлению в продаже красок в тюбиках, значительно упростивших работу живописцев.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Работа Ван Гога

В 20 веке эксперименты над жанром продолжили П.Пикассо, Дж.Моранди и С.Дали экспериментируя в новых формах, цветах и стилистических приемах.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Работа ПикассоНа фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Работа Дали

Основные виды и стили натюрморта

В настоящее время натюрморт делится на ряд поджанров согласно предметам и темам, представленным на холсте. Деление достаточно условное — поджанры могут пересекаться.

Суета сует. В композиции должны фигурировать предметы, олицетворяющие бренность человеческого бытия: оплывшая свеча, часы, череп, испортившиеся фрукты или увядшие цветы, бабочка.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Суета сует

Охотничий или Охотничьи трофеи. На полотне должны быть результаты охоты: битая птица, ружье или другие охотничьи принадлежности: рог, сумка, патроны. В этом поджанре в качестве фона часто используется парк или лес.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Охотничий натюрморт

Цветочный. Центральный объект композиции этого поджанра — букет цветов в вазе. У каждого цветка своя символика, например, чертополох олицетворяет зло, мак — забвение, а гвоздика напоминает о пролитой крови Христа.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Цветочный натюрморт

Обманка. Предметы на холсте изображены максимально реалистично, создавая полную иллюзию реальных объектов.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Обманка

Религиозный натюрморт объединяет предметы с религиозной атрибутикой: иконы, свечи, библию, кадило, лампады.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Религиозный натюрморт

Рыбный. Голландия — родина натюрморта — страна на берегу моря, поэтому тема морепродуктов вынесена в отдельный поджанр.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Рыбный натюрморт

Накрытый стол — жанр делится на две разновидности: Завтраки и Роскошный натюрморт.

Завтраки. Хронологически эти застолья появились первыми, на картинах изображался сыр, булочки, ветчина — самые обычные для голландцев продукты в простой сервировке.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Завтрак

Роскошный натюрморт. Основная тема — шикарно сервированный банкет с изысканными блюдами для аристократического общества.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Роскошный натюрморт

Натюрморт с животными. Картины с налетом философского анимализма, из живого мира чаще всего встречаются змеи, кошки, собаки, насекомые и птицы.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Натюрморт с животными

Ученый натюрморт. На полотнах фигурирует атрибутика из мира науки или искусства: книги, карты, глобус, ноты, музыкальные инструменты.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Ученый натюрморт

Натюрморт в разных видах творчества

Прошлое накладывало свои ограничения на техники изображения, отличия могли быть в темах и стилях, но не в используемых материалах. Классические старые натюрморты написаны маслом. Начиная с прошлого века стали появляться акварели: волшебные цветы в технике многослойной акварели Сергея Андрияки, фотографически точная стеклянная посуда Лорина МакКракена, нежная дымка вокруг букета в вазе китайского художника Лю И.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Работа Сергея АндриякиНа фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Работа Лорина МакКракена

Сейчас приобщиться к изображению натюрморта может любой ценитель прекрасного. Разнообразие стилей и техник, в которых можно создать классическую картину старого жанра, очень велико. У вас есть возможность создать картину по номерам, работу в технике алмазной вышивки, бисерной вышивки, папертоли. Можно получить натюрморт вышивая по канве крестиком или гладью, а можно создать композицию в технике декупажа, использовав салфетки с соответствующими темами. С помощью акриловых красок у вас получится нарисовать натюрморт на тарелке или керамической вазе.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. ПапертольНа фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Алмазная вышивка

Вы можете придерживаться старой школы или найти набор со свободной интерпретацией жанра, согласно вашим личным вкусам. Например, украсить кухню картиной по номерам «Кофейный натюрморт » или алмазной вышивкой «Глинтвейн», которые с натяжкой укладываются в рамки привычных поджанров. А картина «Пивной натюрморт» будет неплохо смотреться в гараже.

Источник

Занятие по изобразительному искусству «Живой натюрморт»

Занятие по изобразительному искусству «Живой натюрморт»

Учить детей выделять из окружающего мира предметы живой и неживой природы. Формировать умение изготовлять штамп для получения необходимого оттиска.

Развивать умение правильно составлять композицию своей картины.

Тип занятия: Усвоение новых знаний

Материалы и оборудование:

— Декорация картины «Натюрморт» (фрукты и овощи нарисованные детьми на предыдущих занятиях и собранные в одной картине);

Читайте также:  Кладовая солнца природа как живое существо

— Интерактивная доска для просмотра натюрмортов известных художников (И. Грабарь «Натюрморт с грушами», Петров-Водкин «Натюрморт со скрипкой», «Утренний натюрморт», П. Кончаловский «Сирень», А. Матисс «Красные рыбки», Ван Гог «Подсолнухи»);

— Тонированная бумага (разных цветов, гуашь, кисть, салфетка, баночка с водой, картон, ножницы, карандаш;

— Магнитофон, диск Vangelis.

Основные источники информации:

А. Лопатина М. Скребцова Сказки рассказывают сказки Москва Амрита-Русь 2005

1. Вводно-подготовительная часть

• Готовность рабочих мест

• Правило работы с ножницами

— Беседа с детьми

Педагог: Художники пишут картины. Изображения на картинах могут быть разными, но все они делятся на несколько основных тем. Их называют жанрами. На занятиях мы знакомились с такими жанрами, как пейзаж, натюрморт, портрет. Ребята, ответь,пожалуйста на мои вопросы:

• Что изображает художник на портретах?

• Что изображает художник на пейзажах?

• Художник рисует овощи, фрукты, посуду, мебель, как называются эти картины? (ответы детей).

Натюрморт! Французы и итальянцы говорят «мертвая природа», а голландцы, немцы, англичане говорят «тихая жизнь». Натюрморт – говорим мы вслед за французами. Натюрморт – изображение предметов окружающих человека. Где же эти предметы? Вот они – перед нами. Оказывается все предметы можно разделить на предметы живой и неживой природы. А отличить их очень просто. Если предмет вырос на земле – он живой, относится к предметам живой природы. А если он сделан руками человека – он неживой, относится к предметам неживой природы.

(На интерактивный доске фотография натюрморта сделанного детьми и педагогом совместно на предыдущих занятиях). Ребята, посмотрите на наш прекрасный натюрморт, как вы думаете, эти предметы относятся к живой или неживой природе? Почему? (Ответы детей)

Педагог: Предлагаю вам поиграть.

Игра: «Живой – неживой». Я буду показывать вам предметы, а вы должны определить к какой природе их отнести, к живой или не живой. Если он «живой — мы хлопаем в ладоши над головой, а если он «не живой» — топаем ногами. (Показ натюрмортов известных художников на интерактивной доске).

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами будем рисовать «живой натюрморт», т. е. на наших работах будут изображены… (ответы детей)

Предлагаю вам не только рисовать, но и использовать в наших работах прием печатания. Для этого нам нужно изготовить штамп. Используя картон и ножницы можно сделать любой оттиск (штамп) для печатания. Как это сделать, я Вам сейчас покажу! (Показ работы педагогом, штамп вырезается из плотного картона –это может быть любой предмет: фрукт, цветок… Можно напечатать весь натюрморт, а можно лишь некоторые детали –например: ваза нарисована гуашью при помощи кисти, а цветы в ней напечатаны при помощи штампа.)

2. Практическая часть

(Ребята самостоятельно выполняют задание, во время работы звучит музыка)

3. Заключительная часть

(Готовые работы раскладываем на полу и рассматриваем, закрепляем знание о художественном жанре живописи – натюрморт, закрепляем термин «штамп», хором рассказываем отрывок из стихотворения А. Кушнер «О картинах»)

А. Кушнер «О картинах»

Если видишь на картине чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале, или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт, или все предметы сразу, — Знай, что это натюрморт.

Источник

Натюрморт

Слово «натюрморт» имеет французское происхождение и означает буквально «мёртвая природа». В живописи этим словом обозначают изображение различных неодушевлённых предметов.

Ссылки

В пятнадцатых-шестнадцатых веках натюрморт был всего лишь частью композиции на холсте. Например, гирлянды из цветов вокруг фигур Христа и Богоматери, росписи оборотных сторон алтарных образов или просто черепа в руках людей, изображённых на портретах.

Национальная галерея, Часть 6 - Wybrand Hendriks - Fruit, Flowers and Dead Birds (живопись на Gallerix.ru)

В семнадцатом веке натюрморт становится самостоятельным жанром живописи, чему немало способствовали работы мастеров фламандской и голландской школ. Предметы, изображённые на картинах того времени часто скрывают в себе некую философскую аллегорию – неизбежность смерти и быстротечность всего земного, или же более широкие смыслы религиозных сюжетов. Но большую популярность приобретает и цветочный натюрморт – это напрямую связано с традициями Голландии: собственные сады, загородные виллы, просто комнатные растения, любовь к цветоводству вообще присуща этой стране. Пример голландского цветочного натюрморта – это роскошные композиции, автором которых был живописец Ян Давидс де Хем.

При написании натюрморта необходимо выбрать достойный объект для изображения. Свежие овощи подойдут как нельзя кстати. Их яркие цвета поднимут вам настроение, когда вы будете любоваться на картину.

Натюрморт – это почти всегда группа вещей, связанная общим смыслом. В эту группу могут входить и объекты из живой природы, но изолированные от своей естественной среды, превращённые в вещь: рыба на столе, ваза с цветами или фруктами, и так далее. Иногда в композицию натюрморта входит изображение и живых элементов: птиц, животных, насекомых, людей, но они лишь дополняют основную мысль картины. Натюрморт выделяет предметы из общего контекста быта, привлекает повышенное внимание к мельчайшим деталям и структуре поверхностей, заставляет удивиться красоте обычных вещей и природных форм, которые чаще всего человек не даёт себе труда рассмотреть, скользя по ним поверхностным взглядом.

Декоративный натюрморт — основные закономерности графического решения

Под декоративным натюрмортом часто понимают весьма произвольное обращение с натурой, приводящее к ничем не оправданному её искажению, поскольку незнание закономерностей работы над этим жанром влечет за собой массу ошибок. Декоративная живопись, так же как и академическая, основана на строгих законах и принципах. А умение перевести изображаемую натуру из видимого трехмерного в двухмерное пространство и при этом успешно решать творческие, композиционные и живописные задачи необходимо всем художникам высокого уровня, т. к. их работы призваны украшать множество интерьеров.

Все мы знаем, что «декоративный» от слова «декор» — украшать, укра­шение. Слово имеет два значения:

  • метод, направленный на создание выразительного силуэта, имеющего повышенную художественность по сравнению с объектами окружающего мира;
  • специфика плоскостных произведений искусства.

Если мы посмотрим на историю изобразительного искусства, то заме­тим, что все виды изобразительной деятельности, которые можно отнести к живописи, с древнейших времен до эпохи Возрождения, носят декоратив­ный характер. От пещерных наскальных росписей, древнеегипетского, древ­негреческого, всего искусства народов Востока и Азии до фресок Джотто — художник не «разрушал» изобразительную поверхность, создавая иллюзию пространства, а органично соединял поверхность изображения, независимо от того, была ли она плоской или объёмной, с самим изображением.

В прошлом веке знаменитый исследователь народного и декоратив­но-прикладного искусства, одно время живший и работавший в Гжели, А. Б. Салтыков говорил о том, что плоская, поверхностная и силуэтная ро­спись, конечно же, максимально способна подчеркнуть и выразить форму.

Начиная с эпохи Возрождения, живописцы стали ставить перед со­бой несколько иные задачи, касающиеся передачи глубины, пространства и воздуха в создаваемых ими произведениях.

Возврат к декоративности в живописи произошел в эпоху модерна, неза­долго до окончательного формирования стиля в XIX в. В большой степени это было связано с открытием японского искусства, сохранившего, ввиду обо­собленности своего развития, декоративную основу. Чуткое и внимательное наблюдение натуры, точное и достоверное видение, легкость и недосказан­ность, в то же время выразительность и продуманность силуэтного решения в гравюрах японских художников рождали неповторимые и незабываемые образы. Широкую известность получили ксилографы Кутагава Утамаро и Кацусико Хокусай. На безукоризненной пластике и соразмерной компози­ции японской гравюры воспитывалось не одно поколение художников.

Конец XIX — начало XX вв. — время интереснейших творческих поисков и находок. При работе над натюрмортом следует ориентироваться именно на этот период в истории живописи. Искусство лучших мастеров того времени сочетает удивительную силуэтную выразительность, отточенность, компо­зиционный лаконизм и завершенность в соединении с богатейшим опытом художников последних столетий в отношении создания созвучных, много­образных и сложных колористических построений. Поэтому при работе над декоративным натюрмортом рекомендуется обратить внимание на творче­ство известных русских художников того времени – Александра Головина, Валентина Серова, Александра Бенуа, Льва Бакста, Михаила Врубеля, Алек­сандра Лансере, Константина Сомова, Александра Куприна, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Кузьмы Петрова-Водкина, Константина Юона, Игоря Грабаря, а также европейских живописцев — Анри Тулуз-Лотрека, Поля Се­занна, Камиля Писсаро, Густава Климта и др.

Процесс работы над натюрмортом начинается с выбора точки зрения на натуру. И если в реалистическом изображении сложные ракурсы и боко­вой свет явятся самым удачным выбором, как наиболее передающие глуби­ну пространства и объёмность формы, то в декоративном, напротив, пря­мой свет и точка зрения «в фас» будут лучшими вариантами, позволяющими легче решить поставленную задачу.

Существуют несколько известных приемов, позволяющих усилить впе­чатление декоративности:

  • введение цветного или ахроматического контура, объединяющего разно удалённые предметы на одной плоскости;
  • насыщение орнаментом;
  • перекрывание одного предмета другим оверлеппинг;
  • задний вид просвечивается сквозь передний.

Линии могут быть как прямыми, таки кривыми, они могут создавать свой несложный рисунок либо усиливать диагональ или же привносить рит­мические горизонтальные или вертикальные повторы, возможно, это бу­дет нечто совершенно необычное и новое, но главное, что любое введение в работу сетки, модуля, дробление изображения усиливает декоративный эффект, т. к. объединяет планы и превращает всю работу в ритмически ор­ганизованный узор, а ритмические повторения, в свою очередь, усиливают декоративность живописи.

Читайте также:  Как я рационально использую природу сочинение

Качество, которое является главным условием живописного изобра­жения — выразительность композиции, которая напрямую зависит от грамотно найденного контраста, придающего ей декоративную мощь. Но бывают структурные контрасты, которые лежат глубже и определяют характер ху­дожественного образа. В связи с этим надо постараться нивелировать возникающие ненужные ассоциации, мешающие цельному восприятию плоскости.

Рассмотрим основные закономерности, по которым выстраивается ра­бота над декоративным натюрмортом. Существует мнение, что декоратив­ная живопись резко отличается от академической живописи, что это две вещи разного порядка. Внимательно посмотрим, в чем же различие и что общего у академической и декоративной живописи. В основе того и друго­го лежат одни и те же законы — цветовой гармонии, созвучного колорита, композиционной выразительности, ритмической организации элементов произведения, образного решения. Необходимо отметить и различие — в де­коративной живописи двухмерное пространство, в отличие от трёхмерного академической, следовательно, надо максимально исключить линейную и воздушную перспективу, также здесь отсутствует иллюзорная передача объ­емной формы, но важнейшую роль играет ритмическая организация, т. к. ритм помогает усилить декоративную основу живописного произведения. Здесь имеет место более произвольное отношение к натурному материалу и его большая творческая интерпретация с целью усиления выразительности композиции и подачи образа.

Графическая сторона работы очень важна, без отточенной, выверенной, выразительной знаковой композиции с простой и ясной основой и сложным и многообразным развитием не может быть достойного произведения.

Но важнейшая характеристика живописи — цвет. Именно поэтому создание восхитительной цветовой мозаики с её контрастами и нюансами цвета и тона, с громкими цветовыми аккордами и тончайшими оттенка­ми — первейшая задача студента. Без этого живописная работа суха и скуч­на. Передать настроение, состояние, создать запоминающийся образ всеми средствами живописи – цветом, композицией, рисунком — вот главная за­дача, стоящая перед студентами. Натура представляет богатейший и разнообразнейший материал для творчества, необходимо лишь умение увидеть художественно и переложить на подходящий к каждому отдельному случаю изобразительный язык. Воспитание неравнодушного, не поверхностного, а внимательного, чуткого и тонкого взгляда на натуру, развитие навыков пе­реложения натурного изображения на язык декора — есть цель данного за­дания.

Много можно говорить об эмоциональном воздействии цвета, об уси­лении его декоративности, о различной степени условности декоративно­го натюрморта — от наиболее приближенных к натуре в плане разработки колорита и с допущением небольшого объёма, подобно низкому рельефу в скульптурном изображении — до плаката и знака как крайней степени де­коративности. Но надо подвести итог и сказать, что в целом работа над деко­ративным натюрмортом не является изменением натуры по произвольному принципу, она основана, так же, как и работа над академическим произве­дением живописи, на определённых законах, знание которых, конечно же, необходимо при его выполнении.

Создание натюрморта

Выполнение натюрмортов с изображением букетов цветов и трав, применение при их выполнении современных художественных технологий и методик и включение их в интерьер в качестве цветового акцента и до­минанты, гармонично сочетающегося с образным решением и имиджем ху­дожественного решения интерьера является важной задачей в работе над поиском новых творческих решений в дизайне интерьера современных ху­дожников.

История появления и распространения изображения букетов цветов и трав в искусстве живописи и художественном решении интерьера интерес­на и многогранна. Живописный букет всегда служил активным цветовым пятном в интерьере. При включении его в интерьер очень важно выдержать стилистическое единство всего интерьера, выдержать его характерные осо­бенности, не нарушить при этом образный строй и художественное решение всего интерьера. Поэтому неслучайно многие художники разных времен по­стоянно возвращались к изображению цветов в своих работах.

Букеты цветов, в различном исполнении, в различных видах искусства, наряду с другими распространенными мотивами, являются одним из основ­ных мотивов в оформлении интерьера. Симво­лическое значение цветов в искусстве имеет богатые традиции. Полевые травы символизируют безнадежность, цветочная гирлянда напоминает символ веч­ности. Многие цветы и растения являются символами времен года: лимоны — это зима, цветы — вес­на, фрукты — лето, виноград — осень.

Главную роль в выполнении натюрмортов играет изучение последовательности и технологии выполнения натюрмортов в цветах, изучение шедевров мирового художественного искусства в этой области, знакомство с новыми художественными технологиями и материа­лами, которые возможно применить в работе над выполнением натюрморта с букетом.

Выполнение натюрмортов с букетами цветов и трав обычно вызывает большие сложности, т. к. работа над изображением формы отдельного цветка и букета в целом, а также выявления связи букета и натюр­морта является сложной задачей и требует особенного подхода к методике и технологии выполнения натюрморта.

При создании натюрморта важно соблюдение методиче­ской последовательности. На первом этапе необходимо определиться с общим цветовым и тоновым со­держание постановки, основными цветовыми отношениями, необходимо правиль­но найти композицию работы, правильное пропорциональное соотношение предметов, определить место для всех предметов и определить размер букета. Центр композиции можно выделить с помощью контрастного решения цветы и формы.

Почти во всех натюрмортах с цветами букет является центром ком­позиции, служит цветовым и композиционным акцентом, и выполнение его в цвете является наиболее сложной задачей в работе над таким натюр­мортом. После выполнения эскиза необходимо правильно и наиболее точно перенести его на большой формат и как можно точно определить место букета в композиции натюрморта. Затем можно переходить ко второму этапу работы — выполнению натюрморта с букетом в цвете. Нельзя начинать работу с детальной проработки букета, не нужно выписывать каж­дый цветок и листик отдельно, необходимо понять, какое место занимает букет в натюрморте, как он сочетается с фоном и окружающими его пред­метами, необходимо выявить характер букета и основные особенности со­ставляющих его цветов и листьев.

При выполнении натюрморта с букетами цветов и трав можно обогащать и усложнять изображение, добиваясь допол­нительных эффектов за счет применения новых красок (объемных, флоурисцентных, фактурных), различных эффектов из других видов искусства, (например, из ручной росписи по ткани — соль), возможно, использование некоторых профессиональных приемов художника-дизайнера в изображе­нии и передаче различных фактур, применение приемов и возможностей коллажа и др.

Создание натюрморта с гипсовой головой

Большое значение в развитии навыков владения академической живописью имеет постоянная работа над постановками с гипсовыми слепка­ми, начиная от простых, состоящих всего лишь из небольшого количества предметов натюрмортов, и заканчивая сложными тематическими постановками, включающими в себя фигуру и интерьер, а также многоуровневые сложнокомпозиционные натюрморты. Важность выполнения постановок с гипсовой головой обусловлена тем, что рисование и изображение в цвете гипсовых слепков облегчает в дальнейшем изучение зако­нов натюрморта. Гипсовая форма лишена окраски, в отличие от живой модели, поэтому даёт возможность яснее понять форму и передать цвет белого че­рез влияние на него окружающей среды и характера освещения. Работа над натюрмортом с гипсовой головой способствует сосредоточе­нию внимания на форме, даёт возможность более полно изучить эту форму, характер и пропорции гипсовой модели, так как в ней отсутствует движение и выявлены только самые характерные детали.

В разные исторические эпохи и во всех национальных школах живо­писи существовал интерес к изображению гипсовых античных слепков и фрагментов скульптуры Древней Греции и Древнего Рима. Главным пред­метом изображения в таких натюрмортах была именно гипсовая голова, гипсовый слепок, которые подчиняли себе все окружавшие его предметы и драпировки.

Натюрморты с гипсом — это совершенно особая тема искусства на­тюрморта, в которых зашифрованы естественнонаучные, религиозно-нрав­ственные воззрения человека. В истории изобразительного искусства существует немало примеров натюрмортов с гипсовой головой, которые являются образцом высокого мастерства. Большое внимание уделяли работе над натюрмортом с гипсом выда­ющиеся русские художники Левицкий, К. Брюллов, А. Иванов, которые не уступали по технике рисунка и живописи величайшим мастерам Запада. Наиболее известная работа западных мастеров — это «Натюрморт с атрибутами искусства» Ж.-Б. Шардена, написанный в 1760-х гг.

Главное условие успешного выполнения натюр­морта с гипсовой головой — последовательный и планомерный ход ра­боты. При постановке натюрморта необходимо определить колористическое и тематическое содержание работы. Выполнение на­тюрморта с гипсовой головой в различных цветовых гаммах помогает решить задачу формирования навыков наиболее точного воспроизведения цветовых отношений.

Существенную роль при выполнении натюрморта будет играть компози­ционный замысел. Необходимо продумать компоновку всех предметов, со­ставляющих натюрморт, найти их силуэт, определить количество светлого и темного, цветовые акценты, особенности передачи цвета белого гипса.

Перед выполнением работы необходимо сделать несколько цветовых эскизов или этюдов. Цель такой работы — изучение законов живописи, поиск цветового и композиционного решения работы. Этюд выполняется учащи­мися для того, чтобы определить и передать наиболее характерные линей­но-пластические черты натуры, основные цветовые и тоновые отношения натюрморта.

Художникам при работе над гипсом в цвете следует обратить большое внимание на тонкие тональные переходы. Значение тона в живописи име­ет большое значение. Неправильно взятый тон какого-либо цвета в работе над живописной работой отрицательно сказывается на качестве работы. При работе над натюрмортом с гипсовой головой, а также при работе над любым живописным произведением необходимо помнить, что рядом находящиеся предметы имеют разный тон, и правильно определять эту то­новую разницу.

Источник