Неживая природа песок средняя группа



Конспект занятия с песком (средняя группа)

Цель: познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природы;

2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

3. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.

4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Материал к занятию:

Большая детская песочница, набор формочек, совочки, лейки, салфетки, лупы, трубочки для коктейля,

Ход занятия:

— Поиграем мы с утра: Заниматься нам пора, но не лепкой и не чтеньем, ждёт нас опыт и игра. Мы сегодня будем с вами проводить опыты.

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе, насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брат

И играть (песок)

— Правильно. Это песок. Скажите, а вы любите играть с песком? (Ответы детей). Давайте с ним немного поиграем и познакомимся с его свойствами. Но сначала давайте договоримся,что во время игры:

— песок в рот не берём;

— не трём глаза грязными руками;

песком не обсыпаемся.

— С песком нужно работать аккуратно, чтобы он не попал нам ни в рот ни в глаза.

-Давайте мы с вами посмотрим из, чего же состоит песок. Поставьте перед собой тарелочки. Возьмите щепоточку песка и потрите между пальцами, посыпьте «дождиком».

— Что вы почувствовали? Какой песок?

(ответы детей) (Сухой, сыпучий, рыхлый и т. д.)

— А теперь возьмите вот такое приспособление, кто знает, как оно называется, (увеличительное стекло, лупа).

— Правильно оно так называется, потому что увеличивает, а ещё можно сказать лупа.

Возьмём лупу и внимательно рассмотрим песок.

— Из чего он состоит? (ответы детей) (Зёрнышки, камешки).

— Эти маленькие камешки называются песчинки, которые не прилипают друг к другу.

— Как выглядят песчинки? (ответы детей)

— Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, коричневые, светло-коричневые в зависимости от разновидности песка).

— Похожи ли песчинки одна на другую? (Ответы детей)

— Чем отличаются? (ответы детей)

Возьмите трубочки и осторожно дуньте на песок в тарелочках.

— Что происходит с песком? (ответы детей)

— Они разлетаются, потому что песчинки не прилипают друг к другу.

— Ребята, попробуйте что-нибудь слепить из него.

— Что происходит? (ответы детей) (песок рассыпается)

ВЫВОД: Сухой песок состоит из маленьких песчинок, которые разные по форме, цвету, размеру и не прилипают друг к другу. Из него нельзя ничего слепить.

— Ребята, давайте отдохнём, поиграем в игру, а потом продолжим.

— Но сначала, перед игрой мы с вами помоем руки.

Подвижная игра «Песчинки» (повторяется 2-3 раза).

Цель: Знакомить детей с явлениями природы, знать, уметь изображать, двигаться легко и непринужденно, действовать по сигналу.

Ход игры:

— Становитесь все в круг. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на корточки. О-о, сколько у нас песка.

— Но вот подул ветер, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны. (Дети имитируют полёт песчинок).

— Ветер стих и песчинки опустились на землю.

(Дети приостанавливают движение, присаживаются на корточки).

— Молодцы, ребята! Хорошо поиграли.

— А теперь мы с вами продолжим наши игры с песком.

— Добавьте в чашечку с песком воду из стакана.

— Что происходит? (ответы детей) (вода исчезла)

— Куда исчезла вода? (Ответы детей)

— Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.

-Каким стал песок? (Ответы детей) (мокрый, влажный).

— Попробуйте мокрый песок посыпать.

— Что происходит? (ответы детей) (он не сыпется)

ВЫВОД: Песок не сыпется, потому что песчинки намокли от воды и прилипли друг к другу.

-Возьмите влажный песок и попробуйте слепить из него что-нибудь, например, шар или пирожок.

— Почему вы смогли слепить? (ответы детей)

— Потому что он мокрый, влажный и т. д.

— Что можно слепить из мокрого песка? (ответы детей).

ВЫВОД: намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрая песчинка слипается со своей «соседкой».

— Из какого песка нужно строить песочный дом? (ответы детей) (из мокрого).

Итог занятия:

— Молодцы, ребята, сегодня, при помощи опытов, мы с вами узнали много интересного о песке.

Песок состоит из песчинок;

Сухой песок сыпучий;

Мокрый песок тяжелее сухого;

Песок пропускает воду.

— Ребята, давайте с вами подумаем и вспомним, для чего нужен песок.

— Песок нужен в строительстве. Из него делают раствор, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий.

-песок используется в гололёд, для посыпания дорожек чтобы не было скользко.

В давние времена, когда еще не было других часов, именно песочные помогали людям отмерять время.

-Песок используется для детских игр

Самостоятельные игры с песком в песочнице.

Конспект занятия по ПДД (средняя группа) Цель: познакомить детей с правилами дорожного движения, правилами безопасного движения на улице, дорожными знаками. Задачи: — Уточнить.

Конспект занятия «Мой поселок» (средняя группа) Конспект занятия «Мой поселок» (средняя группа) Задачи: Закреплять знания детей о названии поселка, его улицах, достопримечательностях.

Конспект занятия на тему «Транспорт» (средняя группа) 1. Беседа (любите ли вы путешествовать) 2. История возникновения транспорта А вы знаете, ребята, что очень-очень давно человек передвигался.

Конспект занятия по аппликации «Профессии» (средняя группа)Конспект занятия по аппликации «Профессии» (средняя группа) Цель: Расширить представление детей о разнообразии профессий, в частности с профессией доктора. Задачи: — Учить создавать композицию, гармонично.

Конспект занятия по ФЭМП (средняя группа). Конспект занятия по ФЭМП (средняя группа) Литература: 1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».

Конспект занятия по ФЭМП. Средняя группа Программное содержание • Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах. • Совершенствовать навыки счета.

Конспект занятия «Царица Зима» (средняя группа)Конспект занятия «Царица Зима» (средняя группа) Конспект занятия «Царица зима» Возраст: 4-5 лет (средняя группа) Культурная практика: познавательно- исследовательская деятельность/ работа.

Конспект занятия «Светлая Пасха» (средняя группа)Конспект занятия «Светлая Пасха» (средняя группа) Цель: познакомить детей с праздником Пасхи, традициями, обычаями, самобытной культурой русского народа. Задачи: • Воспитывать уважительное.

Конспект занятия «Зимушка зима» (средняя группа) «Здравствуй, Зимушка-Зима!» Тип занятия: Занятие закрепляющего типа. Средняя группа. Воспитатель Прудыус Л. В. Цель занятия: Закрепить и.

Конспект занятия «Путешествие в Рождество» (средняя группа) Цель: закрепить знания детей о празднике «Рождество Христово» Задачи: Рассказать о празднике Рождество, вызвать интерес к религии, познакомить.

Источник

Тема недели: «Природный материал (игры с песком и водой»

Цель: формирование представлений об отличительных свойствах воды, воздуха, песка; развитие наблюдательности, умения сравнивать; воспитание любознательности.

Общение Игровая Деятельность
Понедельник Беседа «Зачем нуж­на вода?» Цель: формировать умение устанавли­вать причинно-след­ственные связи; по­казать роль воды; развивать мышле­ние; воспитывать любознательность Дидактическая игра «Кляк­сы» Цель: развивать воображение, изобразительные умения, речь, цветоощущение. Дидактическая игра «Собери капельки в стакан» Цель: формировать представле­ние о цвете, развивать мелкую моторику рук.
Вторник Беседа-диалог «Из чего состоит пе­сок? » Цель: развивать мышление; позна­комить с увеличи­тельным стеклом; показать, что песок состоит из мелких песчинок; воспиты­вать любознатель­ность. Пальчиковая игра «Разожми свой кулачок» (разучивание) Цель: тренировать тонкие дви­жения пальцев рук. Сюжетно-ролевая игра «Кукла Катя умывается» Цель: формировать культурно­гигиенические навыки; разви­вать умение выполнять игровые действия с куклой, соблюдая определенную цепочку, внима­тельно относиться к товарищам.
Среда Рассматривание коллекции камней с последующей бе­седой Цель: развивать на­блюдательность, умение сравнивать; показать, что. камни бывают разных ви­дов, разного цвета и размера; воспиты­вать любознатель­ность Игры с вкладышами Цель: развивать координацию рук, мышление;формировать умение подбирать форму. Сюжетно-ролевая игра «Кук­ла делает зарядку» Цель: формировать умение под­чиняться правилам игры, ис­пользовать предметы-замести­тели; прививать положительное отношение к умыванию и физ­культуре.
Четверг Рассказы детей «Песок и камни» Цель: развивать па­мять, закреплять представления по теме; воспитывать интерес к окружа­ющей действитель­ности. Дидактическая игра «Кто где живет» Цель: развивать мышление; уточнить и расширить представ­ления о среде обитания живых организмов; воспитывать инте­рес к миру природы. Сюжетно-ролевая игра «Кукла собирается на праздник» Цель: формировать умение вы­полнять действия с куклой; за­крепить названия цветов; пере­носить знакомые сюжеты в игру и передавать смысловые связи между предметами; воспиты­вать положительное отношение к окружающим
Пятница Обобщающая бесе­да по теме «Песок, вода» Цель: развивать память; системати­зировать представ­ления по теме; вос­питывать интерес к окружающей дей­ствительности. Дидактическая игра «Хоро­шо-плохо» Цель: развивать мышление, умение делать выводы, сравни­вать, находить положительные и отрицательные стороны про­исходящего. Игры «Печатанье на сыром песке» Цель: совершенствовать двига­тельные функции, зрительные представления
Читайте также:  Появление снега как явление природы
Познавательная Практическая Художественная Элементарная трудовая
Наблюдение за дождем Цель: продолжать знакомить с природным явлением — дождем Опыт «Пересыпа­ние сухого песка через воронку » Цель: продолжать знакомить со свойствами сухого и влажного песка. Изобразительная деятельность. Рисование на подносе с песком ват­ными палочками на тему «Детские фантазии», Цель: познакомить с рисованием на песке; развивать творческие способно­сти, желание самостоятельно создавать изображение. Художественно-речевая деятельность. Чтение потешки А. Прокофьева «Солнышко-вёдрышко» Цель: формировать умение слушать и эмоционально воспринимать фольклор­ное произведение; повторять за взрос­лым отдельные фразы из литературного произведения. Труд в уголке при­роды. «Уход за комнат­ными растениями и обитателями живого уголка» Цель: привлечь де­тей к уходу за обита­телями живого уголка и комнатными растениями (полив, рыхление почвы, мытье поддонов).
Наблюдение за состоянием погоды Цель: формировать умение определять время года по характерным признакам Опыт «Перелива­ние воды из круж­ки в кружку, через воронку, решето» Цель: продолжать формировать пред­ставление о свой­ствах воды (мо­края, льется). Художественно-речевая деятельность. Заучивание стихотворения Г. I вановай «Я будую дом з пяску» Цель: развивать умение эмоционально и выразительно рассказывать короткие стихи. Изобразительная деятельность. Лепка «Мисочка для водички» Цель: продолжать знакомить с при­емами лепки — раскатыванием, сплю­щиванием; воспитывать аккуратность. Хозяйственно-бы­товой труд. «Наведение поряд­ка в группе после игры» Цель: воспитывать желание помогать взрослым, форми­ровать привычку быть опрятными и аккуратными, за­креплять умение определять ме­сторасположение игрушек в группе
Рассматривание клумбы Цель: формировать умение различать и называть два цветущих растения по цвету, размеру, обращать внимание на их окраску; воспитывать любовь к природе Обследование сита для песка и воды Цель: формировать умение различать и называть суще­ственные детали предмета, уста­навливать связи между назначени­ем предмета и его строением, матери­алом, из которого он изготовлен. Изобразительная деятельность. Конструирование на тему «Сказоч­ное королевство» (из песка и камней) Цель: развивать творческие способ­ности; формировать умение самостоя­тельно создавать задуманные образы, используя предложенные материалы. Музыкальная деятельность. Прослушивание отрывка из произве­дения П, Чайковского «Времена года» Цель: формировать представление о том, что музыка выражает чувства, настроение человека. Самообслуживание. «Чистый нос» Цель: побуждать детей следить за своим внешним видом, своевременно пользоваться носовым платком, воспитывать опрятность
Наблюдение за состоянием природы Цель: формировать представление о состоянии природы летом (тепло, много зеленой травки, цветов; летают бабочки, жуки; дети легко одеты и играют с песком и водой) Опыт «Подру­жим камни и пе­сок с водой» Цель: показать, что песок полностью не растворяется в воде и делает ее мутной; показать, что пред­ложенные камни не растворяются; развивать мышле­ние; воспитывать интерес к неживой природе Театрально-игровая деятельность, Игра-превращение «Лесная зверобика» (М. Михайлова) Цель: формировать умение передавать в движениях, мимике, жестах харак­терные особенности поведения живот­ных; развивать творчество. Хозяйственно- бытовой труд. «Стирка одежды для кукол» Цель: формировать элементарные тру­довые навыки; при­влекать детей к вы­полнению поруче­ний; формировать умение аккуратно пользоваться водой и мылом.
Наблюдение за бабочками Цель: формировать представление об особенностях бабочек: летают, складывают крылышки, садятся на цветок Аппликация «Дружная семейка пла­вает в аквариуме » Цель: продолжать формировать умение располагать готовые формы на листе бумаги, используя всю площадь; акку­ратно пользоваться клеем. Художественно-речевая деятельность. Чтение стихотворения Л. Кудлачева «Важные слова» Цель: формировать умение детей слу­шать стихотворение, отвечать на во­просы по его содержанию, выделять главную мысль стихотворения. Труд в природе Полив песка для игры Цель: побуждать оказывать помощь взрослым, закреплять представления о том, что сухой песок рассыпается, а если его полить, то становится влажным и из него можно лепить

Я неделя

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Источник

Конспект НОД для средней группы "Откуда берется песок"

Цель: Познакомить опытным путем с образованием песка в природе.

Материал: модель пустыни, модель побережья, Кусковой сахар, тарелочка, ложка столовая, свеча, вода в кувшине, пипетка. Соломинки для коктейля, увеличительные секла на каждого ребенка. Презентация.

Организация. Сидя и стоя вокруг стола.

Ребята, сегодня плохая погода, на улице дождь и мы не пойдем гулять. Приготовила вам песок для игры в группе, и он куда-то исчез. Осталось совсем чуть-чуть, ничего из него не построишь. Жаль, теперь не поиграем. Вот игрушечки маленькие, а песка нет. А так хотелось поиграть. Что делать? Не знаю. А как вы думаете где можно взять песок? (Ответы). В песочнице, на реке, на пляже, в пустыне…

А откуда там столько песка? (Ответы) Давайте обратимся к нашему компьютеру Робитоксу, что он нам скажет по этому поводу, откуда берется песок?

Песок — это частицы пород, входящих в состав почвы. Песок получается,

когда распадается камень — под воздействием воды, погодных условий, ледников.

Давайте проверим так ли это?

Опыт1. (демонстрационный) Как образуется песок.

  • Вот кусочек сахара. Можно сказать, что он похож на камень? Можно, он такой же твёрдый. Даже если его сильно сжать он не сломается. А что же с ним произойдет, если на него упадут капли воды? Вода просачивается в кубик и разрушает связи, которые держат частицы сахара вместе, и он разрушается, ломается. С камнями происходит все тоже самое только медленнее.

Вывод: под воздействием воды камни разрушаются.

  • Не только вода разрушает камни, но и солнце. Вы знаете, что солнце очень горячее. Посмотрите, что происходит с кусочком сахара, если его нагревать. (Ответы) Правильно, он начинает таять, плавиться.

Что происходит с его формой? Она начинает изменяться. Точно также и камни.

Вывод: под воздействием солнца камни разрушаются, меняют свою форму.

  • Но вот солнышко спряталось, стало прохладно. Что происходит? (Ответы) Камень-сахарок затвердел. А что произошло с его формой? Она изменилась. А как вообще изменился камень-сахарок? (Ответ) Да, изменился цвет. А еще что? Толщина его такая же? (Ответ) Нет, разная, где-то толще, а где-то тоньше. В каком-то месте камень становится хрупким, может легко сломаться. Также происходит и с камнями.

Робитокс еще хочет что-то нам сказать.

Существует два места, где можно обнаружить самые большие залежи

песка, — это пустыни отлогие морские берега, где обычно бывают пляжи.

Опыт 2. Вот у меня модель пустыни.

  • Возьмите соломинки и подуйте на песочек. Что произошло? (Ответы) Он разлетелся, переместился. На нем образовались песчаные волны, появились песчаные холмики.

Не во всех пустынях один песок, в некоторых одни камни.

  • А если сильный ветер дует, что происходит с песчинками, камнями? (Ответы)Они разлетаются, ударяются друг о друга. Как вы думаете, при сильном ударе они могут сломаться? (Ответ) Могут. Вот мы свами доказали, что песок может получаться путем выветривания.

Вывод: Под воздействием ветра камни разрушаются. Ветер переносит песок, образуя песчаные волны и холмы.

Физкультминутка. Давайте немного поиграем.

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети садятся.)

Если почва состоит в основном из песка, его крупные зерна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Это одна из причин, по которой вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже. Пустыни практически открыты для выветривания.

Читайте также:  Какой урон нанесли природе аварии на чернобыльской аэс в фукусиме

В пустынях не всегда бывает жарко, иногда там случаются дожди, и не просто дожди, а сильные ливни. А на побережьях случаются приливы и отливы.

Опыт 3. (демонстрационный) Вот у меня модель побережья с песчаным пляжем. Кусочки пластилина – скалы. Часть модели, заполненная песком – это пляж. Оставшуюся часть я заполню водой. Кусочком картона я буду изображать волны. Что происходит с песком? (Ответы) Вода смывает песок и остаются видны скалы, камни. А что происходит с камнями под воздействием воды уже знаете. Что происходит? (Ответ) Они разрушаются и превращаются в песок. А водные потоки разносят частицы песка по всему свету.

Вывод: Камни разрушаются под воздействием воды и превращаются в песок.

Опыт 4. Как выглядит песок. Возьмите увеличительные стекла и рассмотрите его. Можно пересыпать ручками. Расскажите, как выглядит песок? Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую? (Ответы) Песчинки прилипают друг к другу? (ответы) нет песчинки не прилипают друг к другу.

Если внимательно посмотреть на горсть песка, можно увидеть, что песчинки имеют различный цвет. Это потому, что песок образуется из нескольких пород различных видов. Песок может выглядеть коричневым, желтым, белым и даже черным (если он образовался из определенной вулканической породы). На некоторых пляжах песок может содержать зерна органического происхождения, источником которых являются остатки живых существ, например, кораллы, раковины, а не скальные породы.

Вывод: песок состоит из маленьких разноцветных крупинок, которые между собой не слипаются.

Вот мы свами и поиграли. И не просто поиграли, но узнали много интересного о песке. Что вам показалось наиболее интересным и что больше всего запомнилось? (Ответы) Молодцы. Получайте медали «Самый любознательный ребенок»

Источник

«Лаборатория неживой природы. Песок»

Автор: Федорова Валентина Григорьевна, МБДОУ «Детский сад N3 Светлячок» общеразвивающего вида», г. Нурлат Республики Татарстан».

Скачать презентацию к занятию.

Цели:
Развитие интереса дошкольников к окружающей среде, к неживой природе, развитие познавательной активности.
Развитие мышления, речи в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
Воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, учить видеть его красоту.
Формирование опыта выполнения правил техники безопасности и гигиены при проведении опытов и экспериментов.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, воспитывать экологическую культуру.
Развивающие задачи:
Развивать умение сосредотачиваться на предмете (объекте),
продолжать формировать представления о неживой природе — о песке и воде,
развивать внимание, память, развивать интерес к художественному слову.
Образовательные задачи:
Продолжать знакомить детей с месторасположением песка (пустыня, берег моря, берег реки),
продолжать знакомить детей со свойствами песка — нерастворимость в воде, со свойством сухого песка — сыпучестью, со свойством мокрого песка – он лепится; с качествами — цвет, величина, вес,
дать первоначальные представления о применении песка человеком (строительство, лечение, песочные часы, игры детей).
Основная образовательная область — Познавательное развитие.
Интегрированные образовательные области:
социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Методы: игровые, сравнительно – поисковые, исследовательские, словесные.
Приёмы: сюрпризный момент, поощрения, игровые обучающие ситуации, художественное слово, вопросы и ответы.
Наглядные средства обучения:
Авторская презентация «Песок», слайд «Осень», развивающая игра «Расскажи о песочке», песочные часы.
Оборудование:
Игрушка- ворона Каркуша, игрушка — утёнок Тим, проектор, магнитофон, лупы, ящики с песком, стаканы с водой, ложечки, салфетки, песочные часы.
Музыкальное сопровождение:

Запись песни «Наступила осень» слова и музыка О. Осипова,

запись пьесы «Октябрь. Осенняя песнь» П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

Словарная работа:
Активизация словаря:
— сыпучий, не растворяется, тяжёлый.
Обогащение словаря: пустыня, море, строительство, песчинки.
Предварительная работа:
Чтение небольших стихотворений о живой и неживой природе, рассматривание иллюстраций по данной тематике, игры с песком и водой, игры — эксперименты с водой, игры с природным материалом в уголке природы.
Структура:
1. Танцевальные упражнения под песню «Наступила осень».
2.Беседа об осени и летних играх.
3.Сюрпризный момент.
4.Игры: «Отгадай, что шумит», «Угадай на ощупь».
5. Показ слайдов, беседа по слайдам.
6. Физкультминутка «По дорожке ты шагай…».
7. Игра «Песочные струйки», игры — эксперименты с песком «Рассмотрим песок под лупой», «Растворяется песок в воде или нет», «Что лучше лепится?».
8. Гимнастика для глаз «Солнце и тучи».
9. Чтение стихотворения о воде.
10. Оформление плаката «Песок».
11.Чтение стихов о свойствах песка.
12. Подведение итогов ООД.

Ход организованной образовательной деятельности.
На проекторе слайд «Осень», анимация на слайде — летят птицы.
Дети входят, держась за руки, образуют круг, выполняют танцевальные упражнения под песню «Наступила осень».
— Наступила после лета осень, осень,
Мы её о разных красках спросим, спросим,
(идут по кругу)
Закружился в небе листопад,
Снова листики с дерев летят,
(плавно машут руками, плавно кружатся)
Расставаться с летом очень жаль,
Улетают птицы вдаль.
(руки над головой, движение «птицы»).
Дети и воспитатель садятся, рассматривают слайд «Осень», беседуют об осени.
Во время беседы звучит пьеса «Октябрь. Осенняя песнь» П.И.Чайковского из цикла «Времена года».
Воспитатель:
— Да, дети, на дворе время года осень. Многое изменилось в природе.
Что изменилось? (дети называют признаки осени).
Воспитатель читает отрывок из стихотворения В. Авдиенко « Осень»

Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди,
И нет просвета.
Затерялось где-то лето…

— Воспитатель:- Да, совсем недавно было жаркое, весёлое время года…
— Дети:
— Лето.
— Воспитатель: — Летом мы могли целый день играть на улице, а теперь мы не можем долго играть на улице, почему?
— Дети:- Стало холодно, часто идет дождь…
— Воспитатель:- А в какие игры вы играли летом?
Дети рассказывают:
— Играли в куклы, играли с мячом, катались с горки, играли с песком…
За ширмой стук, появляется ворона Каркуша.
Каркуша:
-Кар-кар-кар! Здравствуйте, ребята! Летела мимо вашего детского сада и случайно услышала, как вы здесь про осеннюю погоду и про летние игры беседуете. И так мне захотелось с вами поиграть, ведь мне одной скучно. Игры у меня не простые, а игры — загадки.
— А ну-ка, ушки на макушки! Слушайте внимательно и попробуйте определить на слух, что это у меня за ширмой:
— пересыпает камешки (дети отгадывают);
— переливает воду (дети отгадывают).
— Каркуша:- Кар-кар-кар! Какие молодцы! А вот вам коробочка с загадкой, отгадайте, что в ней находится.
Воспитатель берёт коробочку, вместе с детьми определяет, что она тяжелая, проводит игру «Угадай на ощупь», дети отгадывают, что в коробке песок.
Каркуша: — Молодцы! А сейчас полечу – ка я в лес, расскажу всем, какие вы умные, а когда прилечу в следующий раз, вы мне расскажите всё-всё, что знаете о песочке (прощается, улетает).
Воспитатель:
— Ребята, мы оформим плакат «Песок». Всё, что мы сегодня узнаем о песке, расскажем в нём. А когда прилетит Каркуша, она сможет рассмотреть, прочитать наш плакат.
Но, чтобы оформить такой плакат, нам нужно самим многое узнать о песке.
Для вас у меня есть картинки, давайте их посмотрим.
Слайд 1.
Воспитатель: — Картинки про песок.
Слайд 2.
Воспитатель:
— Налево – шаг, направо – шаг,
Кругом – песок, песок…
-Что это? (ответ — пустыня), сколько в пустыне песка? (ответ — много).
Слайд 3.
Воспитатель:
— Волны катит на просторе
К берегам песчаным… (море).
Воспитатель:
— Одним из основных мест, где происходит образование песка, является морской берег.
Слайд 4.
Воспитатель:
— Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит (ответ — река).
Воспитатель:
— Много песка на берегах рек. Посмотрите, какой здесь чистый песок! А что нужно делать, чтобы песок всегда оставался чистым? (ответ — убирать за собой мусор).
Слайд 5.
Воспитатель:
— Интересно, для чего собрали много песка? Как вы думаете?
(Ответы детей)
Слайд 6.
Воспитатель:
-Песок является очень полезным материалом. Очень много его используется в строительстве.
Слайд 7.
Воспитатель:
— Песок хорошо нагревается на солнце, и люди начали применять это свойство для лечения ног, рук.
Посмотрите — взрослые и дети купаются в море, потом греются, отдыхают на песке, такой отдых очень полезен для здоровья.
Слайд 8.
Воспитатель:
— Из песка можно строить песочные замки и даже вот такие песочные города.
Слайд 9.
Воспитатель:
— А ещё песок привозят на детские площадки. Сооружают песочницы, где дети играют в строителей и скульпторов.
Слайд 10.
Посреди двора — гора,
На горе идёт игра.
Прибегайте на часок,
Залезайте на песок:
Чистый, жёлтый и сырой,
Хочешь — рой, а хочешь — строй,
Хочешь — куклам испеки золотые пирожки…
Воспитатель:- Скажите, ребята, а вы любите играть с песком? (ответы детей).
Воспитатель: — Я приглашаю вас поиграть с песком в группе.
Дети идут за воспитателем, выполняют движения согласно тексту.
-По дорожке ты шагай,
Ноги выше поднимай.
(Шаг с высоким подниманием колена).
И немножко поскачи,
Только, друг мой, не спеши.
(Подскоки).
На носочках ты шагай,
Свою спинку выпрямляй.
(Ходьба на носках, руки в стороны).
И попрыгай по дорожке,
Хороши пружинки – ножки.
(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед).
Дальше веселей шагай,
Маршируй, не отставай.
Дети и воспитатель подходят к столам.
Воспитатель:
— Здесь нас ждёт утёнок Тим из сказки Энид Блайтон «Знаменитый утёнок Тим». Как он любит играть с водой и песком! И для нас он приготовил игры.
Только во время игр с песком и водой не будем забывать о правилах гигиены: руки вытираем влажными салфетками, а после всех игр вымоем руки с мылом.
Дети надевают фартуки, садятся за столы.
Игра «Песочные струйки».
Воспитатель: — Сейчас мы узнаем, что такое песок и из чего он состоит. Потрогайте песок руками, скажите: какой песок?
Дети:
— Песок сухой.
Воспитатель:
— Поиграем с сухим песком.
-Чтобы в глаза и в рот
Нам песок попасть на смог,
Аккуратно надо сыпать,
Чтоб песчинки не просыпать.
Дети играют с песком — берут песок из ящиков в кулачки и медленно высыпают обратно в ящики.
Воспитатель:
— Что можно делать с сухим песком?
Дети:
— Его можно сыпать.
Воспитатель:
— На что похожи песочные струйки?
Дети:
— На дождик, на воду – как будто льётся вода.
Воспитатель:
— Это свойство сухого песка – сыпучесть применяют в необычных часах, эти часы называются песочные часы. Поиграем с песочными часами.
Игры с песочными часами.
Воспитатель:
— Если песок сыпется, то он какой?
Дети:
— Песок сыпучий.
Опыт 1. «Рассмотри песок под лупой».
Воспитатель:
— Чтобы узнать из чего состоит песок нужно его рассмотреть поближе, а для этого нам нужны лупы.
Внимательно рассмотрите песок под лупой.
— Что вы видите? (ответы детей).
Воспитатель:
— Скажите, из чего состоит песок.
Дети:
— Песок состоит из отдельных песчинок, они похожи на камешки.
Воспитатель:
— Рассмотрим песчинки, чем они похожи друг на друга (дети и воспитатель рассматривают и рассказывают о своих наблюдениях — они маленькие, светло-коричневые).
— Песчинки держатся друг с другом или нет? (дети берут песок и просеивают через пальцы, рассказывают о своих наблюдениях – песчинки рассыпаются).
Воспитатель: —
— Через лупу мы глядели
И песчинки рассмотрели. Что же мы узнали?
Дети рассказывают о своих наблюдениях:
— Песок — это очень-очень маленькие песчинки – камешки, светло-коричневого цвета.
— Песок состоит из отдельных песчинок, которые не держатся друг с другом, поэтому и рассыпаются.
Опыт 2. «Растворяется или нет песок в воде».
Воспитатель:
— Рассмотрим воду, расскажем, какая она.
Ребёнок:
— Есть ли запах у воды? Нет.
А какой у воды цвет?
Красный или голубой?
Синий или золотой?
Кто даст правильный ответ?
У воды и цвета нет!
Тем вода приметна,
Что совсем бесцветна!
Воспитатель:
— Вода имеет свойство растворять некоторые вещества, вспомните, какие? Дети:
— Сахарный песок, соль .
Воспитатель:
— В стакан с водой насыпаем ложечку сухого песка, размешаем его.
— Что происходит?
Дети (размешивают, рассматривают):
— Вода стала мутной.
Воспитатель:
— Для этого опыта нам нужно время, поставим в сторонку стаканы, а потом мы посмотрим, что случится с песком.
Упражнение для глаз «Солнышко и тучки».
— Солнышко с тучками в прятки играло.
Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, черные тучки — (смотреть глазами вправо — влево),
Легких — две штучки,
Тяжелых — три штучки — (смотреть глазами вверх — вниз),
Тучки попрятались, тучек не стало — (закрыть глаза ладонями),
Солнце на небе вновь засияло — (поморгать глазами).
Опыт 3 « Что лучше лепится?».
Воспитатель:
— Как вы думаете, можно ли лепить сухой песок? (ответ – нет).
Воспитатель:
— Проверим.
(Дети и воспитатель пытаются слепить комочек из сухого песка).
Воспитатель:
— Что происходит с песком?
Дети: — Он рассыпается, не лепится.
— Что же нужно сделать, чтобы песок лепился? (предположения детей – смочить песок водой).
Воспитатель: — Проверим.
(Воспитатель и дети смачивают песок водой).
Воспитатель: — Куда исчезла вода? (дети — она забралась в песок и как будто спряталась).
Воспитатель:
— Потрогайте руками. Каким стал песок?
Дети:
— Песок стал мокрый. Изменился цвет – песок потемнел.
Воспитатель:
— Посмотрите через лупу. Что случилось с песком?
Дети рассматривают:
— Песчинки как будто держатся друг за друга, собираются в комочки.
Воспитатель:
-Это вода помогла им подружиться.
Воспитатель: — Можно ли теперь лепить из него? (лепят комочки, ответы детей – да).
Воспитатель: — А почему из сухого песка не получилось слепить комочек? Дети:
— Потому что в сухом песке все песчинки рассыпаются, не держатся друг за друга.
Воспитатель:
— А в мокром песке…
Дети:
— В мокром песке песчинки держатся друг за друга, им помогает вода.
Вывод: — Сухой песок не лепится, а мокрый песок лепится. Это свойство мокрого песка применяют в строительстве.
Воспитатель: — Посмотрим наши стаканы с водой и песком, что мы видим?
Дети: — Песок лежит на дне, он не растворился, а вода осталась чистой.
Воспитатель: — А почему он опустился на дно стакана, как вы думаете?
(Предположения детей).
Воспитатель:
— Сравним песок с сухой веточкой. Веточка лёгкая, а лёгкие предметы не тонут в воде, они плавают наверху.
Игра: «Тонет или нет?»
Воспитатель:
— Насыпали в воду мы песок.
Получили мы важный урок-
Наш песок на дно тихонько опустился
И совсем-совсем не растворился!
Вывод: — Песок не растворяется в воде; песок тяжелый – он оседает на дно стакана.
Воспитатель:
— Оформим наш плакат для Каркуши.
Оформление плаката — подведение итогов по занятию –
игра «Собери фигурки и расскажи о песке» —
нужно правильно собрать вкладыши – картинки соответственно фигурам и цветам и рассказать по картинкам о песке.
Дети рассказывают по картинкам о песке.
Воспитатель:
— Расскажем стишки о песке.
Ребёнок:
— Из него кулич испечь удобно,
Только есть его нельзя, дружок,
Он сыпучий, жёлтый, несъедобный,
Догадались, что это? (песок).
Ребёнок:
— Он рассыпчатый такой,
А на солнце золотой.
Как намочишь ты его,
Так построишь хоть чего.

Читайте также:  Конкурс рисунка природа это сказка

Источник