Объективно субъективная природа ценностей



2. Ценность субъективная и объективная. Определения.

Мы знаем, что, согласно воззрениям субъективной школы, основу социально-экономических явлений следует искать в явлениях индивидуальной психологии; по отношению к цене это выразится в том, что анализ цены должен быть сведён к анализу индивидуальных оценок. Если сравнить постановку вопроса о ценности у Бёма с постановкой того же вопроса у Маркса, то сразу видна принципиальная разница: у Маркса понятие ценности является выражением общественной связи между двумя общественными явлениями, производительностью труда и ценами, причём эта связь в капиталистическом обществе (в противоположность простому товарному хозяйству) представляется сложной связью [116] ; у Бёма понятие ценности служит выражением связи между общественным явлением цены и индивидуально-психологическим явлением единичной оценки.

Эта единичная оценка предполагает оценивающего субъекта и оцениваемый объект; результат соотношения между ними и есть субъективная ценность австрийской школы. Субъективная ценность не есть, таким образом, какое-либо свойство вещи: это лишь определённое психическое состояние оценивающего субъекта; если же говорить о вещи, то это будет значение её для данного лица. Итак, «ценностью в субъективном смысле мы называем то значение, какое имеет известное материальное благо или совокупность известного рода материальных благ для благополучия субъекта» [117] . Таково определение субъективной ценности.

Нечто иное представляет из себя объективная ценность Бём-Баверка. «Ценностью в объективном смысле», говорит он, «мы называем… способность вещи давать какой-нибудь объективный результат. В этом смысле существует столько же видов ценности, сколько существует внешних эффектов, на которые мы хотим указать. Существует питательная ценность различных блюд, удобрительная ценность различных удобрительных веществ, эксплозивная ценность взрывчатых веществ, отопительная ценность дров и угля и т. д. Во всех подобных выражениях из понятия ценность изгоняется всякое представление о том, какое значение имеет она для счастья или несчастья субъекта» [118] . К подобного же рода нейтральным по отношению к «счастью или несчастью субъекта» объективным ценностям Бём-Баверк относит объективные ценности, носящие экономический характер: «меновую ценность», «доходную ценность», «ценность производства», «наёмную ценность» и проч. Из них наиболее крупное значение имеет объективная меновая ценность. «Под меновой ценностью разумеется объективное значение материальных благ в сфере обмена, или, другими словами, когда говорят о меновой ценности материальных благ, то имеют в виду возможность получить в обмен на них известное количество других материальных благ, при чем эта возможность рассматривается, как сила или свойство, присущие самим материальным благам» [119] . Таково понятие объективной меновой ценности.

Последнее определение несостоятельно и по существу и даже с точки зрения последовательно проведённого взгляда самого Бём-Баверка. В самом деле, меновая ценность товара, как его «объективное свойство», ставится здесь на одну доску с физико-химическими свойствами товарных тел; другими словами, «полезный эффект» в техническом смысле слова отождествляется с экономическим понятием меновой ценности. Это — точка зрения грубого товарного фетишизма, который является отличительным признаком вульгарной политической экономии, ибо в действительности «товарная форма и отношение ценности продуктов, в котором она проявляется, не имеют абсолютно ничего общего с их физической природой и вытекающими из неё вещными отношениями» [120] . С точки зрения самого Бём-Баверка нельзя, в сущности, утверждать того, что он утверждает. Если объективная ценность есть результат субъективных оценок, то она не может быть поставлена на одну доску с физико-химическими свойствами вещей; наоборот, она принципиально отлична от последних: в ней не может быть «ни атома материи», ибо она происходит и слагается из нематериальных элементов, каковыми являются индивидуальные оценки различных «хозяйствующих субъектов». Как это ни странно, но здесь приходится констатировать, что чистый «психологизм», который так характерен для австрийской школы и для Бём-Баверка, может уживаться с вульгарным ультра-материалистическим фетишизмом, взглядом по существу дела совершенно наивным и некритическим. Протестуя против понимания субъективной ценности, как чего-то присущего вещи самой по себе, вне зависимости от оценивающего субъекта, Бём-Баверк, при определении объективной ценности, приравнивает последнюю к нейтральным по отношению к «счастью или несчастью субъекта» техническим свойствам вещей, совершенно забывая, что в таком случае не может быть той генетической связи между субъективной и объективной ценностью, какая предполагается его же собственной теорией [121] .

Итак, перед нами две категории ценности; из них первая является величиной основной, вторая — производной. Поэтому нам придётся прежде всего заняться разбором теории субъективной ценности. Эта часть теории к тому же является именно той её частью, где были сделаны наиболее оригинальные попытки обосновать учение о ценности на новом базисе.

Источник

ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТИВНОГО И ОБЪЕКТИВНОГО В ЦЕННОСТИ

Теория окружающих нас ценностей должна исходить из дуализма.

Phitasophy Today. 2001. № 1.

Соотношение и взаимодействие субъекта и объекта ценности — одна из наиболее острых проблем аксиологии, волновавших мыслителей различных эпох и философских течений.

а) субъективная сущность ценности

    Сильной стороной теории субъективизма, во-первых, выступает довод о том, что ценности как идеальные феномены могут быть результатом развития мышления субъекта (человека и человечества) как единственного источника духовной реальности.

Приведенные аргументы свидетельствуют о том, что теория субъективизма в понимании ценности имеет достаточно серьезные обоснования и не теряет своей актуальности на современном этапе развития аксиологической мысли.

  1. Одной из них является недостаточно четкое выявление связи объективных внешних условий и потребностей самого субъекта в процессе формирования ценности. Если в течение этого процесса субъект «вносит» в мир определенную значимость и смысл, то каковы причины его предпочтений? В какой мере они обусловлены внешними (природным, трудовым, социальным) факторами? Эти вопросы не находят достаточного внимания и ясного ответа в воззрениях представителей этого направления.
  2. Кроме того, в данной позиции не содержится объяснения того, почему особую значимость имеют общие, надындивидуальные ценности, возникающие у множества субъектов одновременно. Какие причины этому способствуют? Если объективные, внешние, то позиции данного подхода теряют свой концептуальный смысл. Если субъективные, то следует признать безусловной единую природу человеческой личности — в волевом, нравственном или интеллектуальном плане, что также дает многие основания для выявления объективных факторов в становлении самой личности и ее деятельности (в том числе, и ценностной).
  3. Исходя из теории жесткого субъективизма, следовало бы признать, что мир ценностей представляет собой мир «ценностей-монад», которые бесконечны по количеству и смыслу в силу множественности и не- тождественности их субъектов. Но субстанциональность ценности заключается в ее значимости и всеобщности, следовательно, для ее существования как социального феномена необходимо наличие всеобще значимого. В этом случае теория субъективизма может сохранить свои позиции лишь при условии отказа от идеи всеобщности по отношению к ценностям и признанию ее субстанциональным свойством личной значимости. В этой связи значимость будет иметь исключительно единичный смысл и выступать как субъективный феномен. Само существование ценности в социальном бытие в этом случае будет неправомерным. В то время как большинство ценностей как раз являются выражением приоритетов и ориентиров субъектов, социально взаимозависимых и взаимосвязанных.

В целом теории субъективизма, несмотря на однозначно критический подход к ним со стороны отечественных исследователей и приписываемый им обязательный волюнтаризм и субъективный идеализм, имеют, на наш взгляд, достаточно сильные позиции в аксиологии.

б) объективная сущность ценности

  1. Данный подход позволяет проследить взаимосвязь между объективно-историческими процессами и эволюцией ценностных ориентиров общества. Так, например, определенные внешние природные и географи- ческие факторы обусловливают ориентир хозяйственной деятельности общества и, таким образом, его приоритеты и ценности. Постоянные, стабильные природные условия могут способствовать формированию ориентира на гармоничные отношения с внешней средой, в то время как изменчивые природные условия в большей степени способны вызвать формирование стремления к независимости от стихии, к опоре на собственные силы человека, общества в целом, или помощь высшей трансцендентальной силы, способной контролировать естественные процессы.
  2. Ценности как явление, имеющее общую значимость, могут быть результатом совокупной деятельности субъектов и выступать как надындивидуальный, сверхличностный феномен. Ценности «усваиваются», «передаются» от поколения к поколению через мифологию и религию — ведущие мировоззренческие формы обыденного сознания.

Эта теория ценности, таким образом, также представляет собой попытку связи субъектно-объектных отношений в своеобразный синтез, позволяющий понять характер ценности как результата свободного внутреннего выбора, который совпадает с общественной потребностью или с трансцендентным смыслом высшего мира. Однако этот подход предполагает идеализацию самого субъекта. Это было характерно для русской славянофильской традиции православного свободомыслия, наделявшего индивида способностью желать именно того, что является общественным Благом и Истиной. В этом случае учитывается и абсолютизируется духовная и социальная сущность личности, в то время как его природные, биологические потребности и способности игнорируются, и не получает серьезного анализа.

  1. Субъект в контексте данной позиции выступает исключительно пассивной стороной процесса формирования ценности, который либо «отражает» объекты внешнего мира, ощущает потребности в достижении каких-либо целей под влиянием внешних материальных факторов, либо «усматривает» и воспринимает данные свыше ориентиры жизнедеятельности. Однако не сама внешняя предметная реальность, не мир Абсолютного безусловного Духа, не могли бы быть источниками ценностей, если бы не было мира людей. Ценности могут существовать и проявляться через реальную практическую деятельность носителя воли и сознания в силу того, что их составляющими являются субъективное переживание, выявление смысла и значимости предметов и явлений для собственного Я. Ценности обладают содержанием лишь в том случае, если выражают состояние несовершенства по сравнению с тем, «как должно быть». Состояние несовершенства не может быть характеристикой духовного абсолюта как источника ценностей.
  1. Один из основных тезисов теории объективизма состоит в утверждении того, что ценности объективны, но проявляются только через деятельность субъекта. Этот довод — наиболее характерная попытка соединения субъективного и объективного фактора в один при преобладании последнего. Субъект в этом случае имеет гораздо больше возможностей и рассматривается как творческая личность, способная на основе восприятия явлений внешнего мира проявить особый вид способностей производства духовных объектов, в том числе и ценностей. Это, безусловно, одна из наиболее обоснованных в аксиологии позиций, тем не менее, она связана с определенными противоречиями. Сущность и смысл рождаемых человеком духовных объектов связаны не только с объективной реальностью, вызывающей у индивида определенную реакцию — «неприятие» или «одобрение», но и с творческим сознанием индивида, как субъекта ценности. Таким образом, объективные внешние условия могут быть не источником ценностей, порожденных человеческим духом, а формами их существования. Суть и смысл ценности будет являться субъективной проекцией индивида в меняющемся мире.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что субстанция ценности субъективна по своей природе, а акциденция — обусловленная объективной реальностью форма ее проявления — объективна.

Однако вся критика данного подхода основана на отрицании материалистического объективизма, с одной стороны, и объективного идеализма, с другой. В рамках классической философии эта критика могла бы привести исследователя только к субъективизму в его вариантах — от сенсуализма до кантианства. В условиях постнеклассического современного мировоззрения и философствования возможно преодоление этого разграничения и противоречия через использование принципа дополнительности, идеи множественности истины, сочетания объективизма и субъективизма на основах экзистенциализма, постмодернизма и т.д.

Источник

Ценности по своей природе объективны

Принято считать, что учение о ценностях возникло недавно. Однако, это не так. В истории философии не трудно обнаружить довольно сильную ценностную традицию, которая уходит своими корнями в ранние философские системы. Так, уже в эпоху античности философов интересовала проблема ценностей. Однако ценность в тот период отождествлялась с бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Например, для Сократа и Платона такие ценности как благо и справедливость, являлись главными критериями истинного бытия в частности, Аристотель выделял самодостаточные ценности, или «самоценности», к которым он относил человека, счастье, справедливость, и ценности, имеющие относительный характер, постижение которых зависит от мудрости человека.

Различные философские эпохи и существовавшие в них философские школы накладывали свой отпечаток на понимание ценностей. В средние века, например, ценности, приобретали религиозный характер и связывались с божественной сущностью. В эпоху Возрождения на первый план выступали ценности гуманизма и свободомыслия. В Новое время подходы к учению о ценностях начали определять с позиций рационализма, что объясняется развитием науки и новых общественных отношений. В этот период проблема ценностей и их критериев нашла свое отражение в трудах Рене Декарта, Бенедикта Спинозы, Клода Гольвеция и др.

В начале ХХ в. для обозначения теории ценностей французский философ Пьер Лани ввел в научный оборот термин «аксиология». Что же является предметом изучения аксиологии? Её предметом являются ценности всех типов, их природа, связь различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами. Ценности, согласно аксиологии, — это нормативная категория объемлющая все то, что может быть целью, идеалом, предметом влечения, стремления, интереса.

Ценность – это, прежде всего представление о том, что свято для человека и общества в целом, духовная опора, помогающая человеку выстоять в жизни. Ценность есть то, что свято для человека, без чего он немыслит достойной жизни.

Существует несколько подходов к пониманию природы и сущности ценности, которые сформировались после выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований.

Со времен античности и до современности в философии ведутся споры между представителями различных философских школ о том, является ли ценность атрибутом некоторой вещи или же она есть результатоценивания, продиктованного потребностями личности и общества. В первом случае ценность трактуется как нечто объективное, независимое от человека. Во втором случае понятие ценности сводится к субъективным оценочным суждениям.

В современной философской литературе тоже нет однозначного подхода к пониманию природы и сущности ценностей. Одни исследователи рассматривают ценность как предмет, способный удовлетворять какую-либо потребность человека или приносить ему пользу; другие – как идеал, норму; третьи – как значимость чего-либо для человека или социальной группы. Синтез данных подходов и представляет собой современную общую теорию ценностей.

В чем же философский смысл основного понятия общей теории ценностей – категории ценность?

1.Ценность социальна по своей сути и имеет объективно-субъективный характер.

Известно, что там, где нет общества, нет и оснований говорить о существовании ценностей. Ведь сами по себе вещи, события без их связи с человеком, жизнью социума не имеют отношения к ценностям. Т.о.ценности всегда носят социальный характер.

2.Ценность возникает в ходе практической деятельности человека.

Конечно, не все результаты и не всякой человеческой деятельности становятся ценностями, а только те, которые являются социально значимыми, отвечающими общественным потребностям и интересам людей. Причем сюда относятся не только вещи, но и идеи, отношения, способы деятельности. Мы ценим и материальные блага, и доброту человеческих поступков, и красоту мира, и величие разума, и полноту чувств, и многое другое.

3.Понятие «ценность» необходимо отличать от понятия «значимость».

Понятие «значимость» более широкое, чем «ценность». Ценностьэто положительная значимость. Ведь значимость может иметь характер не только ценности, но и «антиценности», т.е. вреда. Зло, несправедливость, преступления войны, болезни имеют большую значимость для общества и личности, но эти явления не принято называть «ценностями».

4.Всякая ценность характеризуется двумя свойствами: функциональным значением и личностным смыслом.

Функциональное значение ценности – это совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценными в данном обществе. Личностный смысл ценности – это её отношение к потребностям человека. Личностный смысл ценности с одной стороны, определяется объектом, выполняющим функции ценности, а с другой стороны, зависит от самого человека. Он как бы смотрит на вещь глазами других людей, общества и видит в ней то, что имеет значение для его жизни в данном обществе. В то же время следует отметить, что смысл ценностей для людей неоднозначен, он зависит от их положения в обществе и решаемых ими задач (автомобиль).

Ценности по своей природе объективны.

На первый взгляд это положение может вызвать возражение. Ведь ранее отмечалось, что там, где нет субъекта, бессмысленно говорить о ценностях, т.е. вне субъекта, вне связи вещи с его потребностями, желаниями, интересами ценности быть не может.

И, тем не менее, субъективизация ценности неоправданна. Ценность, как и значимость вообще, объективна, и это её свойство коренится в предметно-практической деятельности – основа того, что вещи, предметы окружающего мира, сами люди, из отношения обретают для человека, общества определенное объективное значение, т.е. ценность.

В понятиях аксиологии, наряду с ценностью, входит и понятие «оценка». Оценка есть средство осознания значимости вещи для деятельности человека и удовлетворения его потребностей. Оценка и ценность – это тесно связанные понятия, однако между ними есть и существенная разница. В чем она?

Во-первых, если ценность есть то, что мы оцениваем, т.е. предмет оценки, то оценка – это процесс оценивания, т.е. умственный акт, результатом которого является определение ценности для нас конкретного предмета действительности.

Во-вторых,вотличие отценности, которая имеет только положительный знак (не может быть «отрицательных ценностей»), оценка может быть как положительной, так и отрицательной.

В-третьих, мы уже знаем, что ценность объективна. Оценка же субъективна. Она зависит от индивидуальных качеств оценивающего субъекта. Отсюда следует возможность различной оценки одного и того же явления людьми, живущими в одно и тоже время.

Многообразие потребностей и интересов личности и общества выражается в сложной системе ценностей, которые классифицируются по разным основаниям. По содержанию различаются ценности, соответствующие подсистемам общества: материальные (экономические), политические, социальные и духовные. Материальные ценности включают производственно-потребительские (утилитарные) ценности, связанные с отношениями собственности, быта и т.п. Духовные ценности включают нравственные, познавательные, эстетические, религиозные и другие идеи, представления, знания.

Материальные ценности – это ценностное значение природных объектов и предметных ценностей, средства труда и вещей непосредственного потребления.

Природные ценности – это благо, заключенное в природных богатствах.

Предметные ценности – это ценности, созданные человеком: культурное наследие прошлого в виде предметов богатства, предметов религиозного поклонения, стоимость продуктов труда.

Социально-политические ценности – это ценностное значение социальных и политических явлений, событий, политических актов, действий. Социально-политические ценности – социальное благо, содержащееся в общественно-политических явлениях, исторических событиях (революция, соглашения, договоры). Критериями ценностного значения являются общественное благо, политическая свобода, мир богатство.

Духовные ценности – это нормативные, оценочные стороны явлений общественного сознания, выражающиеся через соответствующие формы. Особое место занимает культура как ценность интегрального порядка. Она объединяет материальные, социально-политические и духовные ценности, созданные трудом человека для удовлетворения своих потребностей.

Культура – это не только ряд созданных ценностей, но и способ создания, усвоения ценностей, способ реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности, а также раскрытие способностей и дарований человека.

Культура как ценность – это все то, что содействует развитию человека, его гуманности, благородства и творческих способностей, способствует росту его свободы, увеличению власти над природой и самим собой.

Ценности бывают:

· Групповые или коллективные;

· Общенародные и общечеловеческие.

Индивидуальная или личная ценность – это ценная значимость предмета, явления, идеи для конкретного человека. Она определяется склонностями, вкусами, привычками, уровнем знаний и индивидуальными особенностями людей.

Групповые ценности – это ценная значимость предметов, явлений, идей общности людей (классов, наций). Они сплачивают людей, входящих в один коллектив едиными ценностными ориентирами.

Общенародные и общечеловеческие ценности – это ценная значимость предметов, явлений, идей для данного общества или мирового сообщества. Это ценности природные и ценности, которые по самой сути и значимости имеют глобальный характер (проблемы мира, разоружения).

С точки зрения той роли, которую ценности играют в жизни общества и человека, их можно разделить на следующие три группы:

1.Ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества. Это те ценности без которых нормальное функционирование общества и человека не нарушается.

2.Ценности повседневного спроса и повседневного обихода. К этой группе относятся большинство как материальных, так и духовных ценностей. Это все то, что необходимо для нормального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека и общества.

3.Высшие ценности – это предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей, без них невозможна нормальная жизнь общества в целом. К ним, прежде всего, относится: мир, жизнь человека, представления о справедливости, свободе, правах и обязанностях людей, дружбе и любви, родственные связи, ценности деятельности (труд, творчество и т.д.), ценности самосохранения (жизнь, здоровье) и др.

Классификация ценностей не является жесткой и неподвижной. В настоящее время среди группы высших ценностей выделяют: жизнь как ценность, здоровье и свободу.

III

Понятие ценностных ориентаций личности было введено в научный лексикон в 20-е годы ХХ в. социологами У. Томасом и Ф. Званецким, которые рассматривали ценностные ориентации, как социальную установку личности, регулирующую её поведение.

Ценностные ориентации – это важнейшие элементы структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отделяющее значимое, существенное для данного индивида от незначимого, несущественного.

Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, которая обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного вида поведения и деятельности, выражающуюся в направленности его потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором регулирующим мотивацию личности.

Развитые ценностные ориентации – признак зрелости личности, показатель меры её социальности. Важнейшими ценностными ориентациями личности являются патриотизм, коллективизм, гуманизм, творчество.

Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций определяет такие качества личности, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели. Противоречивость в ценностных ориентациях – признак инфантилизма (свойства детского возраста), господства внешних стимулов над внутренней структурой личности.

Таким образом, ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, но не сами по себе, а лишь на фоне сложившейся системы ценностных ориентаций.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 373 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Теория ценностей. Аксиология — философское учение о природе ценностей

Человек живет в непростом мире. Ежедневно он сталкивается непосредственно или же узнает посредством различных источников о трагедиях, терактах, катастрофах, убийствах, кражах, войнах и других отрицательных проявлениях. Все эти потрясения заставляют общество забывать о высших ценностях. Подрывается доверие, родители и учителя больше не являются авторитетом для подрастающего поколения, а их место занимают СМИ. Под сомнение ставится личное достоинство человека, забываются традиции. Все это спровоцировано постепенным разрушением представления о ценностях. Однако этот процесс необходимо остановить. Чтобы сделать это, следует углубиться в философскую теорию ценностей.

Возникновение

В истории философии первым, кто начал развивать данную проблему, стал Аристотель. Согласно его утверждению, основным понятием, благодаря которому в нашем сознании существуют представления о том, что «желательно» и «должно», является «благо». Как он его расшифровывает? В работе Аристотеля «Большая этика» оно истолковывается как либо то, что считается лучшим для каждого сущего, либо же то, что делает им иные относящиеся к нему вещи, то есть сама идея блага.

Его ученик Платон пошел несколько дальше и выделил существование двух сфер бытия: природную реальность и идеальную или сверхъестественную, где имеются лишь идеи, познать которые под силу только разуму.

Эти две сферы бытия, согласно концепции Платона, связаны между собой именно благом. Впоследствии идея о нем, а также способах его достижения в мире реальных вещей переросли в целое направление, дав основу европейской традиции понимания ценностей.

Философская аксиология, которая представляла собой раздел науки, образовалась намного позднее, чем общество столкнулось с проблемой ценностей.

Значение термина

Как уже упоминалось выше, теория ценностей в философии называется аксиологией. Ее трактование стоит начать с рассмотрения самого слова. Две составные части этого термина переводятся с греческого языка как «ценность» и «учение». Данная теория направлена на определение качеств и свойств предметов, процессов или явлений, которые приводят к удовлетворению наших потребностей, запросов и желаний.

Один из основателей

Им стал Рудольф Герман Лотце. Он изменил существовавшее до него учение о природе ценностей, использовав для этого категории. В качестве главной из них Лотце выбрал «значение». Это дало интересный результат. То есть все, что для человека имеет значение, важно в общественном или же личностном плане и является ценностью. Ученые, которые развивали подобную аксиологическую теорию, смогли расширить список категорий, используемый Лотце. В него вошли: «выбор», «желательно», «должное», «оценка», «успех», «цена», «лучше», «хуже» и т. д.

Два смысла ценностей

Главная задача теории ценностей состоит в определении их природы. Сегодня в философии были представлены различные мнения о способности какой-либо вещи, явления или процесса удовлетворять человеческие потребности и желания.

Наиболее важными до сих пор остаются вопросы о двух смыслах ценностей: объективном и субъективном. Первый подразумевает, что красота, благородное, честное существуют только сами по себе.

Второй смысл предполагает, что блага формируются посредством вкусов, а также индивидуальных психологических предпочтений.

Онтологическая аксиология – это объективность ценностей. Так считали: Лотце, Коген, Риккерт. К противоположному мнению пришли: Адлер, Шпенглер, Сорокин.

Современная теория ценностей имеет субъективно-объективную природу, где их создает сам человек. В результате этого он эмоционально-психологически преобразовывает мир. Предмет начинает представлять аксиологическое значение, если субъект уделяет ему внимание, отдает преимущество. Для того чтобы стать ценностью, нет надобности знать, чем явление или процесс являются сами по себе, для человека важно лишь его значение и полезность.

Виды ценностей

В аксиологии (теории ценностей) их довольно много. Они подразделяются на эстетические и этические, материальные и духовные, социальные и политические. Упрощенная классификация группирует их по принципу «высшие» и «низшие».

Ошибочно полагать, что человек может обходиться лишь одним из видов ценностей.

Духовные, несомненно, развивают его, делают более просвещенным, однако биологические и жизненно необходимые обеспечивают нормальное функционирование организма.

Теория ценностей разделяет их и по такому признаку, как количество носителей. Здесь выделяются индивидуальные, коллективные и общечеловеческие. К последним относят: добро, свободу, правду, истину, творчество, веру, надежду, любовь. В индивидуальные ценности входят: жизнь, благополучие, здоровье, счастье. К коллективным относят: патриотизм, независимость, достоинство, мир.

Идеалы

В нашей жизни ценности присутствуют, как правило, в форме идеалов. Они являются чем-то мнимым, нереальным, желаемым. В виде идеалов можно наблюдать такие особенности ценностей, как ожидание того, чего нам хочется, надежды. Они присутствуют у личности со всеми удовлетворенными потребностями.

Идеалы также служат своего рода ориентирами духовного и социального плана, активизирующими деятельность человека, целью которой является приближение лучшего будущего.

Ценностное проектирование своих действий в тот самый ожидаемый день, изучение способов и особенностей построения планов – одна из основных задач аксиологии.

Связь с прошлым

Функция ценностей заключается не только в создании планов. Помимо этого, они могут существовать в роли общепринятых норм и культурных традиций, с помощью которых настоящее поколение поддерживает связь с наследием прошлого. Такая функция особенно важна при воспитании патриотизма, осознании семейных обязанностей с их моральной стороны.

Именно представление о ценностях корректирует и направляет поведение людей, принимая во внимание современные реалии. Определяя свои дальнейшие действия, изучая и оценивая политические стратегии, каждый гражданин вырабатывает собственный план деятельности, а также отношение к власти и окружающим.

Интерпретация

Пауль-Фердинанд Линке привнес в аксиологию нечто новое. Он полагал, что благо является предметом интерпретации. Представляя ее как истолкование, философ доказал, что именно благодаря ему человек выбирает одну вещь из числа многих или действует по такому сценарию, а не по другому. Проблема интерпретации ценностей, отбор лучших, адаптация ценностных представлений к индивидуальным мыслям и суждениям – очень непростой и сложный интеллектуально-волевой процесс. Он сопряжен со множеством внутренних противоречий.

Философы, которые являются последователями теории аксиологии, утверждают, что ценности не проверяются логикой рационального познания и проявляют себя, как правило, в индивидуальном понимании добра и зла, любви и ненависти, симпатии и антипатии, дружбы и вражды. Создавая свой мир, личность начинает зависеть от него.

Важно помнить, что истина, красота и добро – это те блага, которых человек хочет достичь ради них самих. Однако они проявляют себя, трансформируясь в искусство, религию, науку, право. Тем самым регулируется содержание этих ценностей. Они возвращаются к человеку в качестве определенных норм и правил поведения.

Проблема ценностей

Многие люди задаются вопросом о том, почему за последнее время в обществе так часто поднимается проблема ценностей. Философы знают ответ на него. Дело в том, что во время серьезных изменений в жизни и переоценки ценностей она обостряется сильнее всего. Человек пытается заново определить для себя необходимую модель поведения и отношения к окружающему миру.

В такие моменты на первый план выходят вечные ценности, которые рассматриваются в религии, этике и культурологии. Это становится причиной осмысления проблемы человека, его предназначения в этом мире, поскольку его деятельность способна привести как к созданию, так и к разрушению благ.

Аксиология – это философская концепция, которая во все времена помогала людям определить свой жизненный путь. Обращение к ценностям может быть осознанным или нет, но каждый день человек решает для себя множество вопросов, связанных с ними. От этого и зависит жизнь индивида и целого общества.

Источник

Читайте также:  Каково содержание пресной воды в природе