Урок биологии по теме "Корень"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Урок биологии по теме «Корень» в 6 классе . Урок изучения нового материала с фотографиями зон корня. Создан по программе Пасечника В.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_koren.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Открытый урок по биологии
Урок по теме «Корень».
Тип урока – урок изучения нового материала
Форма урока – урок- исследование.
Место урока в теме .
Это второй урок в теме “Органы цветковых растений”. На предыдущем уроке учащиеся изучили строение семян двудольных и однодольных растений, сформировали знания о признаках двудольных и однодольных растений, о зародыше семени как зачаточном организме.
Образовательная: изучить строение и функции корня, виды корней и корневых систем.
Развивающая : совершенствование навыков работы с книгой, натуральными объектами, микроскопом, развитие творческих способностей, познавательного интереса к предмету.
Воспитательная: воспитание чувства взаимопомощи и взаимоподдержки, умения оценивать свои успехи и успехи товарищей, осуществлять анализ своей деятельности.
Дидактические : формирование понятий – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, корневые волоски, верхушка корня, зоны корня; знакомство с особенностями строения и функциями корня, строением и образованием корневых систем.
Развивающие: продолжить формирование навыков работы с биологическими терминами, учебником, микроскопом; развитие творческого и экологического мышления , монологической речи; развитие умений исследовать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Воспитательные: формирование информационной культуры, культуры общения и рефлексивных качеств личности; формирование коммуникативной компетентности.
Формы организации учебной деятельности.
Работа в группах по инструктивным картам, работа в парах с микроскопами и с натуральными объектами,фронтальная беседа, работа с учебником , с гербарием и с кадрами видеофильма, рефлексия.
Приемы деятельности учителя .
Эвристическая беседа, обобщение высказываний учеников.
Перцептивный аспект (передачи знаний ): словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый методы.
Логический аспект : обобщение, классификация, систематизация.
Управленческий аспект : работа под управлением учителя, самостоятельная работа.
Мотивационный аспект : занимательность, беседа.
Аспект контроля : фронтальный, групповой, итоговый.
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного самосовершенствования.
1.Организационный момент. Приветствие.(1 мин.)
2.Актуализация знаний.(5 мин.)
3.Этап мотивации.(7 мин.)
4.Изучение нового материала. (25 мин.)
5.Домашнее задание на выбор.(2 мин.)
6.Закрепление. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин.)
Таблица «Корень. Корневые системы», микроскопы с готовыми микропрепаратами «Кончик корня и корневые волоски», гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, проросшие семена фасоли, муляжи корнеплодов, рисунки растений, зоны корня из цветного картона, магниты, цифровой микроскоп, мультимедиапроектор, экран, компьютер, видеофильм «Корень».
Источник
Тест по биологии «Корень»
Корневая система растения содержит стержневую и мочковатую системы.
Многие двудольные растения в основном имеют стержневую систему.
Придаточные корни образуются на нижней части стебля, ветвятся, дают мочковатую корневую систему.
Корневые клубни (георгин) — запасающие корни, в которых питательные вещества откладываются в придаточных корнях, образуя утолщения.
Верхний плодородный слой земли, являющийся самостоятельным природным телом.
По сосудам (длинные полые мертвые клетки с толстыми оболочками) передвигаются вода и растворённые в ней минеральные вещества.
Дыхание — совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, использование его в тканях и клетках.
Вода необходима клеткам корня для растворения питательных веществ. Выделяемая корневыми волосками слизь растворяет минеральные соли почвы. Волоски приклеиваются к частичкам почвы и отсасывают из неё нужные растению питательные вещества.
Корни поглощают при дыхании кислород. Корневое дыхание.
В поглощении воды и минеральных солей участвует зона всасывания, перемещающаяся по мере роста, где и происходит всасывание при помощи корневых волосков.
К органическим удобрениям отноятся навоз, торф, компост, птичий помёт. Они содержат минеральные вещества и улучшают структуру почвы, образуя перегной.
Корневой чехлик — покровная ткань, защитное образование растущего кончика корня. Конусовидный колпачок.
Корневые волоски всасывают воду с растворёнными в ней минеральными веществами.
Корневое давление — давление в проводящих сосудах корней, обеспечивающее снабжение водой надземных органов растения. Главные движущие силы, заставляющие почвенную воду подниматься вверх по сосудам, — корневое давление и испарение воды с поверхности листьев.
Корнеплоды (свекла) — запасающие корни: главный корень утолщается, становится сочным, в нём накапливаются питательные вещества.
Источник
Корень
- Опорная функция — закрепляет растение в почве (заякоривание)
- Всасывание воды и растворенных в ней минеральных веществ из почвенного раствора
- Синтез органических веществ — в клетках корня происходит образование важных для растения соединений (алкалоиды, гормоны, аминокислоты)
- Запасание питательных веществ — корень накапливает крахмал, масла
- Вегетативное размножение — может осуществляться частями корня
Иногда на корнях закладываются придаточные почки — так называют почки, которые закладываются вне типичных мест развития почек (вне пазухи листа и верхушки побега). Из них прорастают побеги, часто называемые корневой порослью или корневыми отпрысками.
Клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии объединяются на корнях в особые образования — клубеньки. Эти бактерии способны преобразовывать атмосферный азот (молекулярное вещество) в азотсодержащие сложные вещества, которые усваиваются растениями. С мицелием грибов корень образует симбиоз, который называется микориза (или грибокорень).
Корневая система и происхождение корней
- Стержневая корневая система
Хорошо выражен, развит главный корень, выделяется на фоне остальных корней. Боковые и придаточные корни не выделяются, занимают по отношению к главному подчиненное положение. Характерна для двудольных растений: клевера, одуванчика лекарственного, лопуха большого.
Главный корень не развит или быстро отмирает, преобладают придаточные корни, растущие от побега. Корни равнозначны между собой. Мочковатая система характерна для большинства однодольных растений: лук репчатый, злаки. Для некоторых двудольных: подорожник большой, лютик едкий.
Можно отличить главный корень, он выделяется по размеру. Однако, хорошо развиты множественные придаточные и боковые корни. Смешанная корневая система характерна для клубники, земляники.
Зоны корня
Зоны корня являются отражением его роста и развития. Я всегда говорю учениками, что воображение — это самое важное. Представьте корень, растущий вглубь почвы. Он сталкивается со множеством проблем и задач, которые зоны корня помогают решать. По мере роста вглубь, зоны корня сменяют друг друга в направлении роста. Итак, какие же зоны корны выделяют?
- Зона размножения (деления)
Это зона представлена мелкими, быстро делящимися клетками верхушечной (апикальной) меристемы, расположенной на верхушке конуса нарастания. Такие молодые клетки особенно уязвимы, поэтому с целью защиты зону размножения покрывает корневой чехлик. Его клетки постоянно погибают от соприкосновения с почвой, образуя слизистый чехол, способствующий росту корня вглубь почвы и снижающий трение о почву.
Корневой чехлик у злаковых растений образуется из меристематических клеток, совокупность которых называется калиптрогеном. У двудольных растений имеется дерматокалиптроген, из которого помимо корневого чехлика развивается протодерма, из которой далее дифференцируется ризодерма (эпиблема).
В этой зоне поделившиеся «молодые клетки — взрослеют», набирают цитоплазматическую массу, увеличиваются в размерах. Именно за счет их роста зона деления корня проталкивается вглубь почвы, что и обеспечивает рост корня.
Здесь происходит дифференцировка клеток, формируются основные типы тканей. Клетки ризодермы (эпиблемы) образуют корневые волоски — волосовидный вырост. Важно отметить, что корневой волосок это вырост одной клетки. Однако клеток очень много, и в совокупности все их корневые волоски существенно увеличивают площадь всасывания корня. Врастая в почву, корневые волоски выполняют одну из важнейших функций корня — всасывание воды и растворенных в ней минеральных солей из почвенного раствора. По длине зона всасывания занимает 1-1,5 см.
По мере роста корня вглубь почвы корневые волоски отпадают, когда-то активная зона всасывания теперь становится другой крайне важной зоной — проведения. По протяженности зона проведения корня превосходит все остальные: она тянется вплоть до корневой шейки — места перехода корня в стебель, достигает десятков сантиметров.
Пикирование (пикировка) корня
Это удаление верхушки главного корня вместе с зоной размножения. Таким образом садоводы останавливают рост главного корня и стимулируют развитие боковых и придаточных корней, корневая система получается разветвленной, и растение дает хороший урожай.
Корневое дыхание
В корнях идет процесс дыхания, подобно тому, как и в других органах. Для нормального роста и развития к корню должен поступать свежий воздух, содержащий кислород. При плохой структуре почвы ее насыщение водой приводит к настоящему кислородному голоданию корней — асфиксии, и далеко не все растения устойчивы к этому явлению. Есть виды, которые совершенно не переносят затоплений и требуют хорошей аэрации почвы — дуб черешчатый, бук.
Отметьте для себя важность аэрации корней растения, посмотрев на следующий опыт. С помощью груши в левой части рисунка в воду накачивают воздух, частично растворяющийся в воде — корни получают кислород, растение развивается. Справа корневое дыхание затруднено, развитие растения замедлено, и, если асфиксия корней продолжится, растение погибнет.
Видоизменения корней
Запасающий орган, в котором складируется крахмал, сахароза, белки, клетчатка, минеральные соли. Формируется корнеплод из главного корня и основания стебля побега. Корнеплод характерен для двулетних растений: свеклы, петрушки, брюквы, моркови.
В первый год жизни у них формируется корнеплод с запасом питательных веществ, к осени надземная часть отмирает. Следующей весной растение «оживает» именно благодаря запасу веществ в корнеплоде с прошлого года. На второй год растения плодоносят и цветут, после чего отмирают полностью.
Представляют собой видоизменения боковых и придаточных корней. Выполняют запасающую функцию. Внешне утолщены и напоминают клубни. Имеются у чистяка, ятрышника, георгина, батата (сладкий картофель).
Некоторые растения образуют корни в воздушной среде. Воздушные корни встречаются у лиан и эпифитов, растущих в условиях тропиков, где воздух настолько влажный, что из него в буквальном смысле можно всасывать воду, что и делают воздушные корни. Многослойная покровная ткань воздушных корней подобно губке впитывает воду из влажного воздуха. Имеются у тропических папоротников, орхидеи, монстеры.
Слово эпифиты происходит от греч. ἐπι- — «на» и φυτόν — «растение», так обозначают растения, прикрепленные или произрастающие на других растениях, при этом совершенно не получающие от них питательных веществ, то есть явление паразитизма исключается.
Это видоизмененные придаточные корни, выполняющие опорную функцию. Они прикрепляют растения к объектам окружающей внешней среды: стволам деревьев, фасадам зданий, корни прицепки помогают занять растению наиболее благоприятное с точки зрения освещенности место. Яркий примеры — плющ, ваниль.
Видоизмененные придаточные одревесневшие корни, растут на стволах и ветвях до почвы, у ее поверхности сильно разветвляются, тем самым «подпирая» растение. Придают опору растению и его ветвям, закрепляют его в почве. Встречаются у тропических растений: баньян, фикус.
Формируются у растений, произрастающих в воде или на болоте, в качестве механизма адаптации к недостаточному снабжению корней воздухом. Они приподнимаются над поверхностью воды и поглощают воздух. Такие корни имеет болотный кипарис (таксодиум).
Образуются на стволах деревьев для опоры. Могут поддерживать ствол дерева над уровнем воды при затоплениях, укрепляют растение в иле или песчаном грунте приливной полосы морских побережий. Имеются у пандануса.
Видоизменения корней растений-паразитов, с помощью которых они высасывают питательные вещества из клеток растения-хозяина. Эти корни внедряются в стебли других растений и поглощают их соки: воду, растворенные в ней минеральные вещества, органические вещества. Имеются у повилики и заразихи. У омелы, погремка тоже имеются корни-присоски, но они всасывают только воду и растворенные в ней соли.
Бактериальные клубеньки представляют собой видоизмененные боковые корни, которые образуются в результате симбиоза растения и азотфиксирующих бактерий.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Источник
Урок биологии по теме "Корень"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Урок биологии по теме «Корень» в 6 классе . Урок изучения нового материала с фотографиями зон корня. Создан по программе Пасечника В.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_koren.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Открытый урок по биологии
Урок по теме «Корень».
Тип урока – урок изучения нового материала
Форма урока – урок- исследование.
Место урока в теме .
Это второй урок в теме “Органы цветковых растений”. На предыдущем уроке учащиеся изучили строение семян двудольных и однодольных растений, сформировали знания о признаках двудольных и однодольных растений, о зародыше семени как зачаточном организме.
Образовательная: изучить строение и функции корня, виды корней и корневых систем.
Развивающая : совершенствование навыков работы с книгой, натуральными объектами, микроскопом, развитие творческих способностей, познавательного интереса к предмету.
Воспитательная: воспитание чувства взаимопомощи и взаимоподдержки, умения оценивать свои успехи и успехи товарищей, осуществлять анализ своей деятельности.
Дидактические : формирование понятий – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, корневые волоски, верхушка корня, зоны корня; знакомство с особенностями строения и функциями корня, строением и образованием корневых систем.
Развивающие: продолжить формирование навыков работы с биологическими терминами, учебником, микроскопом; развитие творческого и экологического мышления , монологической речи; развитие умений исследовать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Воспитательные: формирование информационной культуры, культуры общения и рефлексивных качеств личности; формирование коммуникативной компетентности.
Формы организации учебной деятельности.
Работа в группах по инструктивным картам, работа в парах с микроскопами и с натуральными объектами,фронтальная беседа, работа с учебником , с гербарием и с кадрами видеофильма, рефлексия.
Приемы деятельности учителя .
Эвристическая беседа, обобщение высказываний учеников.
Перцептивный аспект (передачи знаний ): словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый методы.
Логический аспект : обобщение, классификация, систематизация.
Управленческий аспект : работа под управлением учителя, самостоятельная работа.
Мотивационный аспект : занимательность, беседа.
Аспект контроля : фронтальный, групповой, итоговый.
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного самосовершенствования.
1.Организационный момент. Приветствие.(1 мин.)
2.Актуализация знаний.(5 мин.)
3.Этап мотивации.(7 мин.)
4.Изучение нового материала. (25 мин.)
5.Домашнее задание на выбор.(2 мин.)
6.Закрепление. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин.)
Таблица «Корень. Корневые системы», микроскопы с готовыми микропрепаратами «Кончик корня и корневые волоски», гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, проросшие семена фасоли, муляжи корнеплодов, рисунки растений, зоны корня из цветного картона, магниты, цифровой микроскоп, мультимедиапроектор, экран, компьютер, видеофильм «Корень».
Источник
Органы цветковых растений. Корень. Биология. 6 класс. Конспект урока
Выходит к доске ученик и читает стихотворение:
Вспомни, мой друг ,как по лесу шагая
Торной тропинкой средь тихих берез,
Сам того часто не замечая,
Топчешь ты корни. Мне жаль их до слез.
Корни как речки, ручьи дождевые,
Держат мать-Землю в объятьях своих.
Корни, как вены, набухшие соком,
Жизнь сердцевине деревьев несут,
…Коль ты далек от таких рассуждений
И сантиментам таким не сродни,
Вспомнив, однажды, про корни растений,
Не забывай, что живые они.
Учитель. Сегодня нам предстоит заглянуть туда, куда мы заглядываем достаточно редко. У окружающих нас растений обычно мы видим только их надземную часть – побег (демонстрация любого комнатного растения). Но ведь у растения под землей тоже органы. Как эти органы называются? Правильно, эти органы называются корни.
Как вы думаете, какая сегодня тема урока?
Учитель сообщает тему урока, записывает на доске, а ребята в тетрадях.
Учитель знакомит учащихся с планом урока.
Учитель: Ребята! Послушайте сказку. «Два братца»
Жили-были 2 братца: корень и стебель. Они тесно были связаны между собой, но никогда не виделись, т.к. каждый из них жил в своем царстве и заняты были каждый своим делом.
Стебель: Я живу со своим семейством в царстве «Солнца» и очень привязан ко всем членам своей семьи. С большой любовью отношусь к почкам, листьям, цветкам, плодам с семенами. Прошло лето, наступила осень. Я славно потрудился , можно зимой и отдохнуть.
Корень: Я живу со своим семейством в царстве «Тьмы» Летом я своими корявыми руками, как насосом вытягиваю из почвы воду и минеральные вещества. И отсылаю их к стеблю, который распределяет между членами своей семьи. А еще я своими корявыми руками укрепляю стебель в почве и прямо удерживаю его в течение всей жизни. Но я никогда не отдыхаю: ни зимой, ни летом.
Учитель: На основании прослушанной сказки можно определить функции корня? Значение корня для растений?
После беседы учащиеся записывают в тетрадь:
Функции корня:
- защитная
- удерживает растение в почве
- всасывание воды и минеральных веществ
- накопление питательных веществ
Корень является основным органом растения, без которого цветковые растения жить не могут.
Как не тонок, не приметен
Под землею корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок.
Приведите примеры из жизни, доказывающие это утверждение.
Учитель: Ребята, вспомните, когда идет дождь и дует сильный ветер легко удержать зонтик в руках? Трудно! А представьте, какие сильные корни.
Сила могучего великана. Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растения.
Учитель: 1.Как вы думаете, а корни крепкие? Возьмите по корешку и попробуйте разорвать. Не получается? Действительно корни очень крепкие.
У каждого растения осень много корней.
Все корни образуют корневую систему.
Учитель: Ребята! Вы видели, как прорастают семена? Кто появляется первым?
Раздать проросшие семена фасоли и рассмотреть.
Учитель: Первый корень, который появляется у растений, называется зародышевый. Из него появляется главный корень.
- Могут корни отходить от стебля? Где вы это видели?
Корни, отходящие от стебля, называются придаточными.
От придаточных корней и главного отходят боковые корни. - Как вы думаете, что такое корневая система? Из чего она состоит?
По ходу беседы делается рисунок на доске и в тетрадях учащихся.
На доске вывешиваются рисунки мочковатой и стержневой корневой системы без подписей.
Учитель: Существует 2 типа корневой системы – мочковатая и стержневая.
Источник