Опыление растений урок 6 класс

Урок по биологии на тему «Опыление. Виды опыления» (6 класс)

Образовательные : познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления, возникшими в ходе эволюции; показать значения опыления в жизни растений.

Развивающие: сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником.

Воспитательные: способствовать этическому воспитанию детей, создавать ситуацию успеха у детей, прививать любовь к природе.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, самостоятельный, рассказ, беседа

Оборудование: учебник, рисунки учебника, презентация «Опыление цветковых растений».

Организационный момент.

Психологический настрой.

Урок начинается с музыки «Прекрасная мелодия»

Учитель. На Земле нет ничего прекраснее и нежнее цветов — этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы — сама жизнь. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”. Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, дне рождения и праздниках. Даже самая скромная комната будет выглядеть нарядной и уютной, если на столе стоит букет цветов. Цветы добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, доверительными.

Цветы, как люди, на любовь щедры,
И щедро нежность, людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.

Цветы – эти прекрасные хрупкие творения природы, всегда были рядом с человеком.

Всю жизнь цветы не оставляют нас
Прекрасные наследники природы.
Они приходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо уходят.

«На уроке, как в лесу:

Едва-едва отвлекся – все ушли вперед,

Пожалуйста, не теряйся»

3. Актуализация знаний.

Вопросы к учащимся:

Какие органы у растений называют вегетативными, а какие генеративными?

Какие растения называются цветковыми?

Что такое цветок?

Какого строение цветка?

Какие части цветка являются главными и почему?

Каково строение тычинки?

Каково строение пестика?

Какова основная функция цветка?

Кроссворд «Органы цветковых растений»

hello_html_m6096290.png

1. Образуют венчик

2. Окружён чашелистиками

3. Венчик + чашелистики = ?

4. Орган полового размножения

5. Завязь + столбик + рыльце = ?

6. Окружают венчик

7. Одна из главных частей цветка

8. Группа цветков, собранных вместе

9. Расширенная часть цветоножки

4. Изучение новой темы.

Таким образом мы выяснили, что цветок — орган семенного размножения. Из цветка образуются плоды с семенами, но чтобы это произошло должно произойти опыление, а затем оплодотворение.

Наша задача сегодня познакомиться с процессом цветения, опыления, рассмотреть типы опыления, выяснить особенности самоопыляемых, перекрестноопыляемых растений, рассмотреть процесс осуществления искусственного опыления, выяснить с какой целью оно производится.

Цветение – опыление – оплодотворение – образование плода с семенами.

Слайд 5

Цветение как состояние от раскрытия цветков до засыхания тычинок и лепестков или всего околоцветника. Продолжительность цветения разных растений.

Слово “опыление” многим из вас знакомо. Чаще всего мы его говорим, когда видим какое- либо насекомое на цветке -А что же такое опыление?

Опыление — перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика (запись определения в тетрадь)

Цветковые растения в процессе длительной эволюции выработали различные приспособления для эффективного опыления. Существует несколько видов опыления: Слайды 6, 7

Вопросы для беседы:

Что такое самоопыление?

Для каких растений оно характерно?

Ответить на эти вопросы нам поможет учебник (Одна группа учащихся ищет в тексте понятие “ самоопыление”, другая “перекрестное опыление”, затем определения записываются в тетрадь.)

Самоопыление — перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика этого же цветка.

hello_html_m2c7e5bc0.jpg

Характерно для гороха, пшеницы, картофеля, томата.

Как мы уже говорили, самоопыление в природе встречается крайне редко.

Как вы думаете, для чего растениям необходимо самоопыления?

Предполагаемый ответ: самоопыление является гарантией того, что растение будет опылено.

Как вы думаете, какие приспособления к самоопылению могут встречаться у самоопыляемых растений? Слайд 8

Перекрестное опыление — перенос пыльцы с тычинок на рыльца пестиков других цветков.

hello_html_3b3b9bef.jpg

Характерно для клевера, березы, яблони и т.д.

В чем сущность перекрестного опыления?

Какое опыление встречается чаще?

Вопрос: Как вы думаете, при каком опылении потомство будет очень похоже на родительское растение, а при каком не совсем? Почему?

Предполагаемый ответ: при самоопылении потомство будет очень похоже на родительское растение, т.к. опыление происходит при участии одного цветка, а при перекрестном опылении будет несколько отличаться от родительского растения.

А какие приспособления могут быть у растений к перекрестному опылению? Слайд 9

При перекрестном опылении пыльца с тычинок с одного растения на другое растение переносится разными путями. В переносе могут принимать участие ветер, вода, насекомые, птицы и даже млекопитающие.

Кто или что чаще принимает участие в переносе пыльцы растений при перекрестном опылении?

Предполагаемый ответ : чаще всего принимают участие ветер и насекомые.

В зависимости от способа переноса пыльцы среди перекрестноопыляемых растений различают насекомоопыляемые и ветроопыляемые.

Вопрос: Какие признаки приспособленности появились в процессе эволюции у ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений?

Приспособления растений к опылению насекомыми: Слайд 10

Кроме того, у некоторых растений встречаются приспособления к опылению конкретными насекомыми. Например:

Львиный зев и клевер приспособлены к опылению шмелями. Нектар у этих растений находится очень глубоко, и пока шмель их доберется до него, он обязательно оставит пыльцу на пестиках цветка;

Цветок душистого табака имеет сростнолистный венчик, образующий глубокую воронку, поэтому нектар этих цветков доступен только для ночных бабочек- бражников, имеющий длинный хоботок

Но кто бы это ни был, шмели или пчелы, они совершают огромную работу.

Физкультминутка. Слайд 11

Растения опыляемые ветром называются ветроопыляемые. Как вы думаете, какими могут быть приспособления растений к опылению ветром?

Приспособления растений к опылению ветром : Слайд 12

Какие ветроопыляемые растения вы знаете?

Ответ: Береза, орешник, дуб, ольха, осина, рожь, кукуруза, пырей и другие.

Но в опылении растений могут принимать участие не только насекомые и ветер. Кто может быть опылителем?

Ответ: Птицы, млекопитающие.

В тропических лесах встречаются цветки, опыляемые птицами, например колибри, нектарницами, кускусами. Эти цветки обычно не пахнут, но имеют яркие околоцветники. Нектар у этих растений водянистый, зато выделяется очень много, что и привлекает птиц- опылителей. Слайд 13

Кроме птиц и насекомых в опылении растений могут участвовать млекопитающие, например, летучие мыши. Слайд 14

У некоторых водных и околоводных растений, таких как элодеи, роголистника перенос пыльцы осуществляется водой. Слайд 15

Помимо естественного опыления, происходящего в природе возможно и искусственное опыление. Искусственное опыление — опыление, которое осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений. (Запись определения в тетрадь). Возможно искусственное самоопыление и перекрестное опыление.

Каким образом осуществляется искусственное опыление?

Рассказ учителя о способах искусственного опыления растений. Слайд 16

Растениям растущим в теплицах и парниках также необходимо искусственное опыление.

Предполагаемый ответ: так как в закрытых помещениях нет насекомых, способствующих опылению.

Среди растений есть много таких, у которых развиваются и перекрестно- и самоопыляемые цветки. Слайд 17

Например: цветки кислицы, яснотки, сердечника, Иван – чая, седмичника, майника. Давайте прочитаем про них в учебнике.

5. Закрепление.

1. Выполнение лабораторной работы «Виды опыления» в тетради.

Вывод: в ходе урока мы выяснили, что опыление происходит в природе, и, кроме того, его может производить в своих целях человек. В зависимости от способа опыления растения приобретают целый ряд особенностей строения и приспособлений, способствующих опылению и, следовательно, оплодотворению.

Источник



Урок "Опыление у цветковых растений"
план-конспект урока (биология, 6 класс) по теме

Иванова Ольга Валентиновна

Урок построен на основе проблемной ситуации и активной работы учащихся по ее разрешению. Удачной на этом уроке будет работа с интерактивной доской.

Скачать:

Вложение Размер
urok_opylenie.doc 172.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ

Тема урока: Опыление у цветковых растений.

Цель урока: создать условия для формирования понятия об опылении, его способах и биологическом значении, приспособлениях цветков к различным способам опыления.

  1. формировать понятие об опылении, его значении для размножения растений, о приспособленности цветков к опылению насекомыми и ветром;
  2. развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, делать выводы;
  3. способствовать формированию познавательного интереса, эстетическому воспитанию.

Актуализация опорных знаний.

  1. Каково значение цветка для растений?
  2. Назовите главные части цветка.
  3. Каково строение и значение тычинок?
  4. Какое строение имеет пестик? Какова его роль?
  5. Какие цветки называют обоеполыми? Раздельнополыми?
  6. Чем различаются простой и двойной околоцветник?
  7. Какова роль околоцветника?
  8. Что такое соцветие?
  9. Какие бывают соцветия?
  10. Какова биологическая роль соцветий?

Итак, цветок — орган размножения. Его строение приспособлено к выполнению этой функции. После цветения образуются плоды и семена. Но всегда ли так происходит?

Создание проблемной ситуации. Вскоре после открытия Новой Зеландии и Австралии туда прибыли первые поселенцы из Европы. Они возделывали там поля и посеяли клевер, которого раньше на этих землях не было.

Клевер пышно разрастался на плодородной почве, но семян не давал, и, следовательно, не размножался. Каждый раз для посева приходилось привозить новые семена из Англии. Почему? (обсуждение проблемы, выдвижение гипотез).

Причиной бесплодия клевера оказалось отсутствие шмелей, опыляющих это растение. Только после того, как в Австралию и Новую Зеландию были завезены из Англии шмели, клевер стал давать богатые урожаи семян.

— Что мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель? Какие задачи будем решать?

Открытие новых знаний.

— Как вы понимаете термин «опыление»? (проблемный диалог, работа со схемами опыления, дети дают определения понятий)

Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

Пыльца с тычинок может попадать на рыльце пестика того же цветка – самоопыление.

Перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка — перекрестное опыление.

— Как пыльца может попадать с одного цветка на другой?

— Чем цветки привлекают насекомых?

Давайте попробуем взять на себя роль насекомых (например, бабочек) и выбрать те цветки, которые они посещают. (На доске рисунки различных цветков насекомо- и ветроопыляемых растений. Учащиеся прикрепляют бабочек на те цветки, которые опыляются насекомыми, и объясняют свой выбор).

— Каковы же признаки насекомоопыляемых цветков?

  1. Яркая окраска околоцветника
  2. Цветки крупные или собраны в соцветия
  3. Сильный запах, не обязательно приятный
  4. Наличие нектара
  5. Цветки обоеполые

— Какой должна быть пыльца, чтобы удержаться на теле насекомого? (липкая, с неровной поверхностью)

Вывод: Итак, чтобы обеспечить процесс опыления, а значит, и размножения растения, цветки имеют особые приспособления для привлечения насекомых.

— А как же опыляются остальные цветки, на которые не прилетают насекомые? (оставшиеся без бабочек рисунки на доске).

— Каковы их приспособления?

  1. Маленький невзрачный околоцветник в виде пленчатых чешуй
  2. Мелкие цветки собраны в длинные соцветия
  3. Цветки раздельнополые
  4. Пестики длинные или раздвоенные, опушенные
  5. Тычинки длинные
  6. Пыльца легкая, летучая, ее много
  7. Растения растут большими группами, цветут до распускания листьев

Самостоятельная работа по вариантам.

Задание: 1. Внимательно прочитайте текст.

«… Всех больше украшает наш замкнутый земной мирок некое высокое растение с пышными белыми цветами. То есть каждый цветок в отдельности очень мал и был бы вовсе незаметен, но цветы на стебле собрались в бесчисленном множестве и образуют пышную, белую, слегка желтоватую шапку. А так как стебли этого растения никогда не растут поодиночке, то пышные шапки сливаются, и вот уже белое облако дремлет среди неподвижной лесной травы. Ещё и потому невозможно было бы не обратить внимание, не залюбоваться этим растением, что едва пригреет солнце, как от белого цветочного облака поплывут во все стороны незримые клубы, незримые облака крепкого медвяного аромата.

Ну, как же! Неужели я не знаю эту траву?! У неё ещё стебли пустые. Бывало, надо напиться, а родничок в глубокой промоине. Сейчас срежешь стебель метровой длины, да через него и напьёшься. А листья у неё немножко на малиновые похожи… Ну как же, неужели я не знаю эту траву?»

В.А. Солоухин «Белая трава».

2. Ответьте на вопросы

Часть А. Выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

А1 . Правильное систематическое название «белой травы»:

  1. земляника лесная
  2. рябина обыкновенная
  3. таволга вязолистная
  4. берёза белая.

А2. Описанное в тексте растение относится к жизненной форме:

  1. деревья
  2. кустарники
  3. травянистые растения
  4. цветущие растения.

А3. Описанное в тексте растение относится к отделу:

  1. мохообразные
  2. папоротникообразные
  3. голосеменные
  4. покрытосеменные.

А4. Описанное в тексте растение относится к классу двудольных по признаку:

  1. корневая система мочковатая
  2. стебель внутри пустой (полый)
  3. жилкование листьев сетчатое
  4. цветки собраны в соцветие.

А5. Описанное в тексте растение относится к группе насекомоопыляемых по признаку:

  1. мелкие невзрачные цветки
  2. высокий рост растения
  3. ароматные цветки
  4. пустой внутри стебель.

А6. К насекомоопыляемым растениям не относится:

  1. орешник (лещина обыкновенная)
  2. таволга вязолистная
  3. черёмуха обыкновенная
  4. одуванчик лекарственный.

А7. Описанное в тексте растение обитает:

  1. на дне озера
  2. в сырых местах
  3. в засушливых местах
  4. в садах, огородах.

А8. Опыление – это процесс:

  1. поглощения углекислого газа растением
  2. переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика цветка
  3. оседания пыли на листьях растения
  4. опудривания растения порошком от вредителей.

В1. Выберите три верных ответа из шести.

Признаками насекомоопыляемых растений являются:

  1. одиночные невзрачные цветки
  2. медвяный аромат цветков
  3. крупные белые цветки
  4. мелкая лёгкая пыльца
  5. липкая пыльца
  6. цветение до распускания листьев.

В2. Установите соответствие между способом опыления цветков и видовым названием растения:

Способ опыления цветков

Видовое название растения

  1. Опыление насекомыми
  2. Опыление ветром

А. ландыш майский

Б. земляника лесная

В. рожь посевная

Д. таволга вязолистная

В3. Установите соответствие между способом опыления цветков и признаками растения:

Способ опыления цветков

2. Опыление насекомыми

А. крупные одиночные цветки

Б. мелкие невзрачные цветки

В. ароматный нектар

Г. цветение до распускания листьев

Д. сухая, мелкая, лёгкая пыльца

С1. Как вы думаете, таволга вязолистная это ветроопыляемое или насекомоопыляемое растение? Обоснуйте свой выбор и приведите не менее 3 доказательств.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправляя их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Таволга вязолистная относится к царству цветковых растений. 2. Органами таволги вязолистной являются стебель, листья, цветки. 3. Таволга вязолистная имеет органы, поэтому её считают высшим растением. 4.Мелкие ароматные цветки таволги вязолистной собраны в соцветия и заметны для насекомых. 5. Таволга вязолистная — это невысокое дерево.

Задание: 1. Внимательно прочитайте текст.

«Известно, что орешник цветет самым первым, первее даже ольхи. У пчеловодов, которым важно знать, когда что цветет, цветение орешника служит своеобразным эталоном, или, скажем, началом шкалы, вроде нуля на термометре, или вроде первого января. В пчеловодческих календарях, если хотят указать, когда цветет то или иное растение, обозначают количество дней после цветения орешника. Например, липа зацветает на семьдесят второй день.

Стоит тряхнуть ветвь цветущего орешника, как тотчас в прозрачном ранневесеннем воздухе возникает светло-золотое, чуть зеленоватое облако – из сережек высыпается пыльца. Облако будет тихо расширяться в воздухе, если он неподвижен, и оседать, или, может быть, его развеет ветерком, и пыльца попадает на женские цветы, ждущие оплодотворения».

В.А.Солоухин «Третья охота»

2. Ответьте на вопросы.

Часть А. Выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

А1 . Правильное систематическое название орешника:

  1. ольха чёрная
  2. жимолость лесная
  3. лещина обыкновенная
  4. крушина ломкая

А2. Орешник относится к жизненной форме:

  1. деревья
  2. кустарники
  3. травянистые растения
  4. цветущие растения.

А3. Орешник является представителем отдела:

  1. мохообразные
  2. папоротникообразные
  3. голосеменные
  4. покрытосеменные.

А4. Орешник является однодомным растением по признаку:

  1. женские и мужские цветки расположены на разных растениях
  2. женские и мужские цветки расположены на одном растении
  3. все цветки обоеполые расположены на одном растении
  4. на всех растениях только женские цветки

А5. Орешник относится к группе ветроопыляемых растений по признаку:

  1. крупные цветки
  2. ароматные цветки
  3. много лёгкой сухой пыльцы
  4. наличие женских цветков.

А6. К ветроопыляемым растениям не относится:

  1. ландыш майский
  2. рожь посевная
  3. орешник
  4. берёза белая.

А7. Орешник зацветает раньше липы:

  1. на 80 дней
  2. на 72 дня
  3. на 64 дня
  4. на 56 дней.

А8. Опыление – это процесс:

  1. поглощения углекислого газа растением
  2. переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика цветка
  3. оседания пыли на листьях растения
  4. опудривания растения порошком от вредителей.

В1. Выберите три верных ответа из шести.

Признаками ветроопыляемых растений являются:

  1. невзрачные цветки собраны в соцветие
  2. медвяный аромат цветков
  3. крупные белые цветки
  4. мелкая лёгкая пыльца
  5. липкая пыльца
  6. цветение до распускания листьев.

В2. Установите соответствие между способом опыления цветков и видовым названием растения:

Способ опыления цветков

Видовое название растения

1. Опыление ветром

2. Опыление насекомыми

Б. земляника лесная

В. рожь посевная

В3. Установите соответствие между способом опыления цветков и признаками растения:

Способ опыления цветков

1. Опыление насекомыми

2. Опыление ветром

А. крупные одиночные цветки

Б. растут скоплениями

В. ароматный нектар

Г. цветение до распускания листьев

Д. сухая, мелкая, лёгкая пыльца

С1. Как вы думаете, орешник — это ветроопыляемое или насекомоопыляемое растение? Обоснуйте свой выбор и приведите не менее 3 доказательств.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправляя их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Орешник – это представитель класса цветковых растений. 2. Орешник — это высокий кустарник, поэтому его относят к высшим растением. 3. Орешник – первое цветущее растение. 4. Мелкие мужские цветки орешника собраны в соцветия, и пыльца легко переносится пчёлами. 5. Орешник помогает пчеловодам определять сроки цветения медоносных растений.

— Что вам понравилось сегодня на уроке?

— Что нового вы узнали?

— Какая информация оказалась полезной?

Задание на дом: § 42 , часть С самостоятельной работы, если не успели обсудить на уроке, сообщения об интересных примерах взаимосвязи насекомых и опыляемых ими растений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме «Строение цветковых растений» по курсу природоведение 5 класс по программе В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природоведение. Природа. Неживая и живая».

Презентация по биологии для учащихся 6 класса «Оплодотворение у цветковых растений»

Процесс опыления и оплодотворения у покрытосеменных (цветковых )растений.

План морфологического описания цветкового растения

План морфологического описания цветкового растения может пригодится при изучении ботаники, общей биологии, во внеурочной работе по предмету.

зачет проводится после изучения темы в 6 классе.

Тест по теме «Строение цветковых растений»

Предлагаемый тест разработан на основании содержания параграфа 38 учебника «Природоведение. Природа. Неживая и живая» (авторы В.М.Пакулова, Н.В.Иванова) для 5 класса. Уровень сложности — с.

Органы цветковых растений. Корень

Методика данного учебного занятия основывается на технологии проблемного обучения и направлена на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебни.

Тест 11 по теме «Растения. Строение, жизнедеятельность, размножение цветковых растений».

Источник

Урок биологии в 6-м классе по теме "Способы опыления у покрытосеменных растений"

Тема урока: “Способы опыления у покрытосеменных растений”.

Место урока в теме: 16-й урок в теме “Жизнь растений”.

Программа: В.В.Пасечник. Биология.

Учебник: Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Автор Пасечник В.В.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: частично- поисковый, проблемный, репродуктивный.

Цель урока: изучение способов опыления у покрытосеменных растений.

  • познакомить обучающихся с различными способами опыления у цветковых растений; приспособлениями у растений к различным способам опыления;
  • показать значение опыления в жизни растений.
  • учить анализировать, делать выводы, работать с учебником;
  • развивать мышление наблюдательность, умение сравнивать.
  • воспитывать положительную мотивацию к учёбе;
  • осуществлять на уроке экологическое воспитание школьников.

Оборудование: таблица “Виды опыления”, разноуровневый тест “Виды опыления”, термины на магнитных карточках.

Учащиеся должны знать:

  • способы опыления у покрытосеменных растений;
  • особенности строения цветков опыляемых насекомыми, цветков ветроопыляемых растений;
  • биологическую роль опыления;
  • значение опыления для повышения урожайности культурных растений.

Ход урока

I. Ориентировочно-мотивационный этап

Настрой на работу: дерево эмоций. На ветках дерева лица с различным выражением эмоций. Учитель предлагает выбрать лицо, эмоция которого будет помогать работать на уроке (эмоция радости).

Объявление темы, задач урока. Дата и тема урока записывается обучающимися в тетрадь.

Учитель приводит слова Винсона Брауна о том, что “…накопление знаний подобно росту дерева…”, и высказывает надежду на то, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастёт новой веточкой знаний о совершенно удивительном явлении в жизни покрытосеменных растений – опылении.

II. Актуализация опорных знаний обучающихся.

1. Повторение терминологии, которая будет использована при изучении новой темы.

Работа проводится в движении. Ученики быстро по очереди выходят к доске, выбирают на столе учителя табличку с названием термина, прикрепляют к доске и дают определение.

Перечень понятий к теме “Способы опыления”

Орган размножения покрытосеменных растений Цветки:

Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветник (чашечка, венчик), пестики, тычинки.

Главные части цветка

Пестик – основная часть цветка, участвующая в образовании плода

Тычинка – мужской генеративный орган цветка

Строение: завязь и рыльце, часто приподнятое с помощью столбика

Строение: тычиночная нить, пыльник.

Пылинки, образующиеся в гнёздах пыльника Состоит из вегетативной и генеративной клеток.

Вегетативная клетка даёт начало пыльцевой трубке, генеративная делится с образованием двух спермиев.

2. Повторение схемы “Развитие покрытосеменных”

Учитель заостряет внимание, что для того чтобы произошло оплодотворение и образовался плод, необходимо, чтобы пыльца попала на рыльце пестика.

3. Физминутка проводится на уроке перед изучением нового материала и способствует улучшению мозгового кровообращения (выполняется в положении “стоя”)

  1. И.п. – о.с. 1 – руки в стороны. 2 – повернуть кисти ладонями кверху, голову наклонить назад. 3-4 – руки расслабить и опустить вниз, голову слегка наклонить вперёд. Повторить 4-6 раз.
  2. И.п. – ноги врозь, руки к плечам. 1 – руки в стороны, ладони вперёд, пальцы разъединить. 3 – мах правой ногой назад, хлопок в ладони над головой. 4 – и.п. 5-8 – то же с махом левой ноги назад. Повторить 4-6 раз.
  3. И.п. – сидя. 1 – голову повернуть на лево. 2-3 – голову повернуть на право и наклонить назад. 4 – и.п. 5-8- то же в другую сторону. Повторить 4-6 раз (очень медленно).

III. Изучение нового материала.

Учитель читает текст. Ученикам предлагается прослушать и ответить на вопросы карточки №1.

Текст: “Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Привезли семена, посеяли. Клевер рос и рос хорошо, но плодов и семян не давал. Стали искать причину, почему клевер не давал плодов и семян, хотя обильно цветёт. Оказалось, что клевер не плодоносит потому, что не опыляется, а не опыления нет потому, что нет в Австралии шмелей, которые опыляют цветки клевера. Привезли в Австралию шмелей, шмели посещая клевер, опыляли его. Клевер стал плодоносить”.

После прочтения текста проводится беседа по вопросам карточки.

Вопросы к тексту

  1. Когда может произойти образование плодов и семян у клевера?
  2. Что такое опыление?
  3. Почему только шмели опыляют клевер?
  4. Как происходит опыление насекомыми опылителями?
  5. Как вы думаете, как называется такое опыление?

Учитель указывает на биологическую сущность перекрестного опылении: при перекрестном опылении происходит перекомбинация наследственных признаков отцовского и материнского организмов, и образовавшееся потомство может приобрести новые свойства, которых не было у родителей. Такое потомство более жизнеспособное.

Учитель зачитывает информацию, после которой предлагается проблемный вопрос.

Пчёлы, чтобы собрать нектар для образования 1 кг мёда, должны посетить около 6 млн. цветков. Следовательно, какую огромную работу должны они проделать по опылению цветков, если принять во внимание, что с одного улья получают несколько десятков килограмм мёда.

Проблемный вопрос: Почему пчёлы и вообще насекомые прилетают на цветки?

Работа с учебником. Учитель предлагает прочитать текст учебника стр196 и ответить на вопросы карточки №2.

Вопросы к тексту:

  1. Что насекомые получают от посещения цветков?
  2. Что делает цветки приметными для насекомых?
  3. Каковы признаки насекомоопыляемых цветков?

Самостоятельная работа в тетради. Заполнить письменно таблицу (2 колонка) в тетради.

Сравнение насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

Признаки цветка

Насекомоопыляемые растения

Ветроопыляемые растения

2. Расположение тычинок

3. Рыльца пестиков

Большие, часто перистые

Вопрос учителя: Все ли растения имеют яркоокрашенный околоцветник?

Демонстрация гербариев ржи, березы, орешника, ольхи.

Это ветроопыляемые растения.

Работа с учебником. Учитель предлагает прочитать текст учебника стр197 и ответить на вопросы карточки №3.

Вопросы к тексту:

  1. Какие растения опыляются ветром?
  2. В чем выражается приспособленность цветков к опылению ветром?
  3. Почему ветроопыляемые растения растут зарослями?
  4. Почему рыльце пестика у ветроопыляемых растений мохнатое, перистое и выдвинуто за пределы цветка?
  5. Почему тычинки ветроопыляемых растений свисают вниз?
  6. В пыльниках ветроопыляемых растений созревает много пыльцы. Какое это имеет значение?

Самостоятельная работа в тетради. Заполнить письменно таблицу (3 колонка) в тетради.

Для первичного закрепления знаний учитель предлагает познавательные задачи:

  1. Почему растения, цветущие вечером и ночью, чаще имеют венчики белого и желтого цвета?
  2. Из двух цветков яблони один образовал плод, а другой нет. Почему так произошло?
  3. Почему некоторые растения зацветают прежде, чем появятся листья?
  4. Почему безветренная погода во время цветения может стать причиной снижения урожайности?

Учитель обозначает следующую проблему: Цветок томата еще в бутоне был закрыт марлевым мешочком. Цветок в мешочке распустился, образовался плод.

Каким путём здесь произошло опыление?

Ученики: здесь произошло самоопыление.

Учитель задаёт вопросы, на которые ученики должны высказать своё мнение, учитель дополняет ответы учеников.

  1. Что такое самоопыление?
  2. Обычно самоопыление происходит ещё в нераскрывшемся цветке. Почему?
  3. Как должны располагаться тычинки по отношению к пестику, чтобы произошло самоопыление?

Демонстрация гербариев самоопыляющихся растений (картофель, горох).

Ученик зачитывает информацию, приготовленную заранее: Самоопыление возникло в процессе эволюции как резервный способ опыления. Используется для выведения новых сортов культурных растений. Самоопыляемые растения могут опыляться перекрестно. У насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений при неблагоприятных условиях (дождь, сильный ветер) также может произойти самоопыление.

Учитель: мы рассмотрели все виды естественного опыления.

При уборке урожая кукурузы встречаются початки с редко расположенными зерновками. Почему такое явление может наблюдаться и что нужно делать, чтобы предотвратить это явление?

Ученики высказывают свои предположения.

Учитель: Искусственное опыление применяется для того, чтобы увеличить урожай некоторых культур, для создания новых сортов культурных растений.

Сообщение ученика по теме “Техника искусственного опыления”.

Вывод: Таким образом, мы рассмотрели все способы опыления. Опыление – это необходимое условие для образования плодов и семян у дикорастущих растений и повышения урожайности культурных растений.

IV. Закрепление.

Для закрепления знаний по теме “Способы опыления” учитель предлагает познавательные задания:

Источник

"Опыление растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

Образовательная: дать понятие о соцветиях и его типах; формировать представления о процессе опыления и его видах; отличительных признаках цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

Развивающая: продолжить развить умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, анализировать, сравнивать, делать выводы; составлять таблицы и схемы; продолжить формирование умений работать с рисунками, схемами, другими средствами обучения.

Воспитательная: содействовать формированию биологических понятий; воспитывать чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация, компьютер; рабочие листы; фишки-баллы

Понятия: соцветия, простые и сложные соцветия; опыление, перекрестное и самоопыление, естественное и искусственное опыление, признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока.

1. Организационный этап.

Слайд 1 Я рада видеть всех вас сегодня, ребята! Думаю, что наша совместная работа на уроке будет интересной и полезной. Напоминаю, что для того, чтобы заработать оценку вы в течение урока зарабатываете баллы.

Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск, творчество и начнем урок.

2. Проверка и контроль знаний.

А. Закончите предложения Слайд 2

Цветок – это … . -3 балла

Соцветие – это… -3 балла

Лепестки образуют …. . -1 балл

Главные части цветка – это … и … . – 2 балла

Тычинка состоит… -2 балла

Рыльце, столбик, завязь — это части… 1 балл

Все соцветия делят на две группы: … и ….. -2 балла

Б. Работа по цепочке. Верное утверждение отвечайте “да”, неверное “ нет”, каждый верный ответ – 2 балла. Слайд 3

Цветок – вегетативный орган растения. нет

Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. да

Тычинки и пестики – это главные части цветка. да

Если цветок имеет только тычинки, его называют обоеполым. нет

Цветок, имеющий только пестик, называют женским. да

Растение, на котором имеются и тычиночные и пестичные цветки, называют однодомным. да

У сирени соцветие корзинка. нет

Метелка – это сложное соцветие. да

Клевер имеет соцветие кисть. нет

3.Мотивация новых знаний.

Рассказ с элементами беседы

Слайд 4 Религии разных народов по-своему объясняли значение цветков и соцветий в природе, приписывая им божественное происхождение. Предполагалось, будто боги одели растения в яркие наряды, чтобы научить человека отличать красивое от безобразного, чистое от порочного. Сладкий нектар в цветках считался божественным напитком. Чтобы люди не похитили нектар, боги "спрятали" его в глубине венчиков. Действительно ли это так? Каково значение цветков для растения и какие хитрости придумала природа для цветка? На эти и другие вопросы нам предстоит сегодня ответить.

Слайд 5-6 Объявление темы и целей урока.

4.Изучение нового материала.

I. Опыление и его значение.

Беседа, работа с учебником, § 29 с.118, найдите определение слова «опыление» и запишите его в тетрадь.

Слайд 7 Опыление- перенос пыльцевых зерен с пыльника тычинки на рыльце пестика.

Работа с цветными кластерами. Подписываем все на кластер.

Слайд 8 Виды опыления

Сопоставьте эти два способа размножения. Что между ними общего и в чем их отличия?

Ответы детей: (и тот и другой процессы способствуют размножению, но при самоопылении ограничивается приспособленность растений к условиям среды; а при перекрестном оплодотворении зародыш обогащается наследственной информацией от отцовского организма). За каждый правильный ответ учащиеся получают по 3 балла.

Как растения приспособились к определенному способу размножению?

Беседа:

Слайд 9 1.Многие растения, например лещина, ольха, осина имеют невзрачные цветки, собранные в сережки, зацветают ранней весной, обычно до распускания на них листьев. Как можно объяснить такое явление?

Рассказ о ветроопыляемых растениях.

Приспособительные признаки растений, опыляемых насекомыми.

Беседа:

Слайд 10 2. Когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, то клевер вырос, хорошо цвел, но плодов и семян у него не было.

Как можно объяснить такое явление? 3 балла

Слайд 11 3. Многие растения раскрывают и закрывают свои венчики по расписанию. Например, к восьми часам утра расправляют лепестки оранжевые ноготки. А белые цветки душистого табака в это время закрыты, запаха нет. Чем объяснить такую разницу? 3 балла

Слайд 12 4. Не все растения пахнут приятно. Некоторые из них вырабатывают запахи, напоминающие разлагающиеся органические вещества. Такие растения опыляют мухи. Мухи имеют тонкое обоняние, позволяющее улавливать запахи разлагающихся органических веществ. Поэтому мухи опыляют цветки, имеющие неприятный для человека запах. К таким растениям принадлежит раффлезия.

Слайд 13 5. Йейе — единственное растение на Гавайских островах (и одно из немногих в мире), которое опыляется млекопитающими. Поедая мясистые прицветники Йейе, грызуны пачкают усы и шерсть пыльцой, которая попадает затем таким же образом на рыльца женских особей. Некоторые из его родичей опыляются летучими лисицами — плодоядными летучими мышами, которые находят эти мясистые прицветники достаточно вкусными».

Слайд 14 6. Некоторые водные растения приспособились к цветению в воде или па поверхности воды. Так цветки взморника, наяды, роголистника распускаются в толще воды, пыльники часто нитевидные или червеобразные, парящие в воде, садятся на рыльце и происходит опыление. Опыление на поверхности воды — у валлиснерии, элодеи и др.

Запись схемы на рабочий лист.

Слайд 15 Виды перекрестного опыления

ветром водой животными

(анемогамия) (гидрогамия) (зоогамия);

насекомыми

(энтомогамия)

Слайд 16 У вас в рабочих листах есть признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений, прочитайте их и подумайте, какие признаки кому принадлежат? 3балла

Признаки ветроопыляемых цветков.

Тычинки свешиваются из цветка наружу;

Рыльце пестика крупное, перистое и свешивается из цветка наружу;

Производят много пыльцы;

Пыльцевые зерна сухие, легкие, мелкие, с гладкими стенками;

Околоцветник плохо развит или вообще отсутствует

Цветки расположены значительно выше листьев благодаря длинным стеблям или появляются до развития листьев.

Признаки насекомоопыляемых цветков:

Тычинки заключены в цветке;

Рыльце пестика маленькое, секретирует клейкое вещество, к которому прилипает пыльца;

Производят меньше пыльцы;

Пыльцевые зерна относительно тяжелые и крупные;

Венчик крупный, ярко окрашенный. Если цветки невзрачные, то собраны в соцветия;

Часто цветки располагаются над листьями, что делает их более заметными

Слайд 17 7. Внимательно посмотрите на следующие виды растений (фасоль, горох, томат).К какой тип опыления мы еще не разобрали? Правильно, самоопыление. У этих растений либо, тычинки нависают над рыльцем пестика, либо, опыление происходит внутри бутона.

8. Искусственное опыление, его техника и значение в повышении урожайности культурных растений.

Слайд 18 Искусственное опыление- перенос пыльцы на рыльце пестика человеком для селекционных целей или в случае отсутствия возможности естественного опыления ( в теплице, при безветренной погоде).

5.Закрепление: Выполнение теста Слайд 19

1. Опыление — это

К перенос тычинок

Л сброс пыльцы насекомыми

М перенос пыльцы на рыльце пестика

2. При переносе пыльцы с цветка на цветок происходит:
О перекрестное опыление

3. Чем объяснить, что у цветка ржи появляются после высыпание пыльцы
К приспособление с самоопылению

Л приспособление к опыления ветроопыляемых

М приспособление к опылению насекомыми

4. Образование соцветий — это приспособление к опылению :
О насекомыми

П насекомыми и ветром
Р самоопылений

5. Яркая окраска, наличие нектара, запаха- это приспособление к
опылению:

6. Легкая пыльца, длинные тычиночные нити, мохнатое рыльце — это
приспособление к опылению:

7. Шиповник, сирень, черемуха- это растения опыляющиеся:
Х ветром

Выпишите ответы буквами слева
Ключевое слово: МОЛОДЕЦ

Рефлексия: На доске изображение цветка.

Ребята, у вас на партах лежат пчелки, если урок вам понравился, нарисуйте пчелке улыбу; если не понравился – грусть.

Домашнее задание: § 29( пересказывать), творческое задание на выбор (сочинить сказку, изготовить модель цветка, опыляемого насекомыми)

Решить задачу:

Подсчитайте длительность сохранения жизнеспособности пыльцевых зерен различных растений. Известно, что жизнь пыльцевых зерен ячменя, ржи, кукурузы продолжается 2 дня; конопли- в 4 раза дальше; тюльпана- в 50 раз дальше, чем у кукурузы; яблони- в 2 раза дальше, чем у тюльпана; груши- на 10 дней дальше, чем яблони; подсолнечника- на 150 дней доль,. чем у груши; финиковой пальмы- в 10 раздольше, чем подлолнечника.

Источник

Урок по теме «Опыление»

Цель: сформировать понятие «опыление», ознакомить учащихся с основными типами опыления, определить приспособления цветков растений к самоопылению, перекрестному опылению (ветром, насекомыми); определить биологический смысл и практическое значение опыления;

развивать представления учащихся о строении и разнообразии цветков; формировать умения и навыки распознавать разные способы опыления у растений по особенностям строения цветка, развивать логическое мышление при решении практических задач, умения сравнивать, делать выводы;

продолжать экологическое и эстетическое воспитание, чувство взаимоуважения, умения работать в паре.

Основные понятия и термины: опыление, самоопыление, перекрестное опыление, искусственное опыление, ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения.

Оборудование: таблица «Способы опыления», раздаточный материал (цветок с мешочком трав и конфетой, лист самооценки, рисунки с изображением растений), компьютерная презентация.

Методы обучения: информационно-рецептивный (беседа, рассказ, демонстрация таблиц, рисунков, составление схем, презентация в Power Point),

репродуктивный (работа с кроссвордом, составление сравнительной таблицы, прием «собери букет»),

проблемно-поисковый (постановка проблемных вопросов, решение творческих задач).

Тип урока: комбинированный.

Организационный этап

Добрый день! Ребята, на улице зима, а мы попробуем настроиться на лето! У вас на столах лежат яркие цветочки! Возьмите их! Помните мешочек с травами! Почувствуйте лёгкий аромат! Итак, начнем!

Сегодня вы имеете возможность сами оценить свои знания! Ваша активная деятельность на уроке поможет вам получить высокие баллы! Возьмите лист самооценки, впишите свою фамилию и имя. Заполняйте баллы на каждом этапе урока! Я буду подсказывать вам как. Желаю успехов.

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Проверка домашнего задания. Отвечая на вопросы, записать ответы в листок самооценки. Отгадав выделенное слово, вы узнаете тему сегодняшнего урока.

1.Соцветие, которое имеет лук и чеснок, а еще под ним можно спрятаться во время дождя (зонтик).

2. Женский орган размножения и напарник ступки (пестик).

3. Место в тычинке, где образуется пыльца (пыльник).

4. У какого соцветия к главной оси крепятся сидячие цветки, оно характерно для подорожника (колос).

5. Генеративный орган растения, который появляется из почки (цветок).

6. Соцветие у подсолнечника, а еще с ней падчерица ходила за подснежниками (корзинка).

7. Цветки какого соцветия крепятся поочередно к главной оси короткими цветоножками, а еще это инструмент художника (кисть).

8. Соцветие березы, тополя и украшение красавиц.

2.Проверка отгаданных слов. Выставление баллов.(Слайд 1)

Вопрос: Какое получилось ключевое слово? ( ОПЫЛЕНИЕ) (Слайд 2)

Цветок всю ночь готовит мед,

Пчелу сластену в гости ждет.

Бери, мол, но, как другу, мне окажи услугу-

Пыльцу мучную эту перенеси соседу…

Вопрос: О какой услуге идет речь в стихотворении?

Сообщение темы и целей урока.

Постановка проблемы: Очень давно на далеком и загадочном материке Австралия не росло растение клевер. Семена специально завезли, посеяли. Клевер прекрасно рос, но… плодов и семян не давал. Почему? Какое решение проблемы предложили бы вы? (Слайд 3)

(Клевер не опылялся, т.к. не было насекомых опылителей – пчел, шмелей)

Учащиеся пробуют определить цели урока:

— узнать, что такое опыление;

— как опыляются растения (виды опыления);

— как растения приспособились к опылению.

Изучение нового материала.

Рассказ + демонстрация таблиц (рисунков), составление схемы

Опыление – процесс переноса пыльцы с пыльников на рыльце пестика. (Слайд 4).

После процесса опыления происходит оплодотворение, образование плодов и семян. (Слайд 5)

Виды опыления (Слайд 6)

Естественное (самоопыление и перекрестное опыление)

Самоопыление – процесс переноса пыльцы на пестик в пределах одного цветка. Встречается редко. Самоопыляются горох, фасоль, томаты, пшеница, ячмень, овес. Иногда происходит еще в бутоне. Самоопыление ограничивает приспособление растений к условиям окружающей среды и не способствует процветанию вида. Но в тоже время, самоопыление не зависит от посторонних факторов, плоды и семена всегда образуются. (Слайд 7,8)

Перекрестное опыление – процесс переноса пыльцы с тычинки одного цветка на пестик другого. Способствует процветанию вида, но зависит от внешних факторов (опылителей). (Слайд 9)

Виды перекрестного опыления:

ветром (дуб, береза, ольха, тополь, лещина, рожь, кукуруза);

насекомыми (абрикос, вишня, клевер, липа, акация);

водой (стрелолист, валлиснерия);

Вопрос: Как вы думаете, а цветки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений похожи? У вас на столе лежат цветочки. Как вы думаете, они ветроопыляемые или насекомоопыляемые? Почему ?

Составление сравнительной таблицы (учащиеся работают в паре).

Ветроопыляемые

Насекомоопыляемые

Мелкие невзрачные цветки, собраны в соцветия

Большие яркие цветки или мелкие яркие цветки, собранные в соцветия

Рыльце большое, перистое, многолопастное

Рыльце простое, но выделяет клейкий секрет

Слайд 10, 11

Искусственное опыление – опыление с участием человека. Его используют для выведения новых сортов, повышения урожайности. Например, искусственно опыляют огурцы или финиковую пальму. (Слайд 12, 13)

Физкультминутка

Пчелка трудится весь день (Руками рисовать перед собой круг)
И работать ей не лень. (Покачивание указательными пальцами в знак отрицания)
От цветка летит к цветку, (Ритмичные взмахи руками)
Клеит на брюшко пыльцу. (Круговые движения ладонью по животу)
Хоботком нектар сосет, (Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться)
За день много соберет. («Раскрыть» перед собой все пальцы)
Унесет нектар тот в улей (Изображают полет)
И назад вернется пулей. (Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед)
В сотах утрамбует мед, (Топанье ногами)
Скоро ведь зима придет. (Поеживание)
Будет пчелкам чем питаться. (Имитация движения ложкой)
Надо летом им стараться. (Имитация накладывания меда в соты).

5. Обобщение и систематизация изученного материала.

Работа в паре «Составь букет»

Паре учащихся предлагаются карточки с изображением растений. Один составляет букет из ветроопыляемых растений, а другой – из насекомоопыляемых. Правильно выполненное задание – 1 балл.

Вопросы «Незнайки». Исправить биологические ошибки (1 балл за ответ)

Там в поле береза стояла, и пчела ее опыляла (береза опыляется ветром)

Как на нашей грядке расцвел горошек сладкий. Мушки, пчелки налетят, будем урожай мы ждать (самоопыляется).

Цветок раффлезии душистой
Для радости пчелы пушистой
Зацвел на Солнечной поляне —
Давайте мы туда заглянем !

(Раффлезия издает запах гниющего мяса, чем привлекает мух, основных её опылителей, растет в лесах тропической Азии, паразитируя на стволах и корнях деревьев) (Слайд 14)

Вопросы «Знайки». (1 балл за ответ)

Цветок томата еще в бутоне закрыли марлевым мешочком. Цветок в мешочке распустился и образовался плод. Как произошло опыление? (самоопыление)

С наступлением сумерек раскрываются белые душистые цветки табака, которые имеют сильный аромат. Кого они привлекают? (насекомых-бражников).

Хозяйка сорвала весь пустоцвет огурцов (мужские цветки), считая, что от них нет никакой пользы. Правильно ли она сделала? (нет, не будет опыления.)

Цветок вишни в бутоне закрыли марлевым мешочком. Бутон раскрылся, но плод не образовался. Почему? (Вишня – насекомоопыляемая).

Почему тихая безветренная погода при цветении ржи и пшеницы может стать причиной снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы не повлияет? (Рожь опыляется ветром, а пшеница – самоопыляется)

Из двух цветков яблони один образовал плод, а другой – нет. Почему? (один цветок опылили насекомые, а другой – нет)

У двудомных растений самоопыление невозможно. Почему? (Тычинки и пестики на разных растениях).

Цветки многих растений закрываются в дождь. Для чего? (Защита пыльцы).

Ветроопыляемые растения цветут рано весной, а насекомоопыляемые ближе к лету. Чем это можно объяснить? (насекомые летают в теплую погоду.)

Почему наибольшие урожаи клубники получают на плантациях, расположенных поблизости пасек? (клубнику опыляют пчелы).

6. Домашнее задание.

— изучить тему в учебнике;

— нарисовать ветроопыляемый и насекомоопыляемый цветок;

— подобрать стихотворения об опылителях.

7. Итог урока.

Подсчет баллов, выставление оценок, определение настроения (лист самооценки).

-82%

Источник

Читайте также:  Какую функцию выполняет связь растений