Основная тема повести царь рыба

Основная тема повести царь рыба

Царь-рыба

Сочинения

Вмешательство в природу происходит год от года все интенсивнее. В 60−70-е годы XX века в ее защиту выступили писатели. Не остался в стороне и Виктор Астафьев, который с помощью слова пытается «образумить людей и остановить разорение земли». Одна из его книг о взаимоотношении природы и человека — «Царь-рыба». Анализ произведения поможет учащимся лучше понять его смысл и подготовиться к ЕГЭ.

История создания, тема, жанр

Книга Астафьева впервые была напечатана в «Нашем современнике» в 1976 году, но с отдельными главами читатели журнала познакомились еще раньше. Основной философский смысл заключает в себе глава «Царь-рыба», которая и дала название произведению.

А смысл этого рассказа в том, что человек не имеет права бездумно относиться к природе, и она когда-нибудь отомстит за варварское отношение к ней, но исправить все уже будет поздно.

Сочинение Астафьева относится к той части «деревенской прозы», где жизнь деревни уходит на второй план.

Айтматов

К произведениям, где раскрываются взаимоотношения человека и природы, можно отнести:

  • «Комиссию» Залыгина;
  • «Прощание с Матерой» и «Пожар» Распутина;
  • «Белый пароход» и «Плаха» Ч. Айтматова и другие.

Если в русской классике звучало лишь любование природой, ее величием и красотой, то уже в начале XX столетия с развитием технического прогресса появилась опасность ее гибели и исчезновения с лица Земли.

Многих литераторов беспокоила экологическая проблема, и появились поэты и писатели, отторгающие слепое преклонение перед машинным раем: Есенин, Куприн, Платонов, Булгаков и другие.

Астафьев

В рассказе «Капля» астафьевского сборника герой из погубленного таким «раем» места оказывается в девственном лесу. Увидя падающую с дерева каплю, символ нежности и хрупкости природы, он думает: «Нам только кажется, что мы преобразовали все, и тайгу тоже. Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали…». Жанр «Царь-рыбы» определяется непросто: критики ее называют и повестью, и рассказом, и сборником новелл.

Но некоторые исследователи, например, Яновский и Вахитова, согласны с автором, который назвал свою книгу «повествованием в рассказах».

Таким образом, «писатели-деревенщики», размышляя о проблемах природы и человека, человечества и техники, считали, что до революции крестьяне и земля хорошо ладили между собой, а об экологии заговорили, когда города стали поглощать сельские поселения, и в деревнях оставалось все меньше людей.

Галерея положительных героев

Всех героев «Царь-рыбы» Астафьева можно поделить на 2 группы: те, кто влюблены в природу и делают все, чтобы ее сохранить и те, что бездушно пользуются природными дарами, не думая об их дальнейшей судьбе. В центре повествования — автор, лирический герой, его чувства и размышления. Читатель видит близкого друга природы, который искренне любит ее и испытывает настоящее чувство гордости.

Вечерняя тайга

Пейзажи автора выписаны настолько правдиво и жизненно, что читатель в реальности представляет «непорочно белеющую тундру», ощущает тишину «чистую душу вечерней тайги» и запах «увядающего леса». Разнообразна галерея положительных героев произведения, честных и сильных людей. Один из них — пожилой бакенщик Павел Игоревич из главы «Туруханская лилия». Это тип хороших людей, которые готовы пожертвовать жизнью, чтобы спасти других.

К таковым можно отнести и неподкупного рыбинспектора Семена и корабельного механика Парамона Парамоновича, это также рыбаки из артели поселения Боганида и много других.

Среди положительных героев необходимо выделить и образ Акима, фигурирующего в половине рассказов сборника:

  • «Капля»;
  • «Поминки»;
  • «Туруханская лилия»;
  • «Сон о белых горах».

Фигура этого невзрачного на вид, потрепанного жизнью человека, порой наивного, но мудрого и честного, становится художественным обобщением.

Аким

Перед читателем проходит вся жизнь Акима — от почти голодного детства до спасения совершенно чужой ему девушки Эли, заблудившейся в тайге. Это трудолюбивый человек, хозяин тайги, чувствующий себя в ней, как дома. В каких бы ситуациях Акиму ни пришлось бывать, везде он проявлял свои лучшие качества: честность и мужество, великодушие и совестливость.

Самый старший в семье, Аким сберегает от голода своих сестер и братьев («Уха на Боганиде»), заботится о больном Парамоне Парамоновиче. Выросший среди простых трудовых людей, он усвоил основные правила нравственности: добросовестный труд, доверие к людям, человечность и доброта. Нельзя обойти вниманием и мать Акима, добрую и доверчивую женщину, которая, по словам односельчан, «была и осталась девочкой-подростком по уму и сердцу». Она страстно любит детей и все лучшие свои качества и отношение к труду и жизни передает им.

Образы браконьеров

В отличие от Закона, у писателя Астафьева свое отношение к браконьерству. Для него ничего не значат запрещенные места ловли рыбы. Жители деревень исстари веков считали себя хозяевами местных рек. И в повествовании все ловят стерлядь, хотя ее лов запрещен. Но автор осуждает тех рыбаков, кто добывает большое количество рыбы не чтобы прокормить семью, а для продажи. Астафьев осуждает Грохотало, который, обучившись рыбной ловле, сам рыбу не ест, а «продает всю до хвостика».

Браконьеры

Браконьеры большую часть рыбы, погибшей до их прихода, бросают обратно в реку, заражая другую живность. Раньше мертвую рыбу закапывали на берегу, а сейчас, боясь рыбнадзора, просто кидают за борт: «Чеченец известил, ругаясь: «Прокутили. Из двадцати — семь!» — «Чего семь?» — «Живых» — «А остальные?» — «Остальные за борт». Браконьеров в селе Чушь немало. Как любит повторять один из персонажей Командор, «у нас в стране вечнозеленых помидоров и непуганых браконьеров…».

Браконьерами люди становятся в основном из жадности: «Из-за нее, из-за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла!». Писатель пишет и о тех рыбаках, кто не занимается браконьерством. Это члены артели на Боганиде, Аким, брат Коля, Павел Егорович и другие. Автор рассказывает, что в довоенное время браконьеров не было. Заводы по переработке рыбы договаривались с местными рыбаками, выдавали спецодежду, ловушки, за улов платили деньгами и продуктами.

И эти рыболовы, работающие поодиночке или парами, строго следили за порядком на реке: «Сами хозяйничали на реке, сами ее и блюли, жадюг не жаловали, сторожа ставили с ружьем». У них был стимул: больше поймаешь — больше получишь. За перевыполнение плана полагалась неплохая премия. Перед большими праздниками каждая семья могла сделать 2 намета красной рыбы, но не больше.

И надзорщики не были нужны, и жестокости не было, и рыбы всем хватало. Таким образом, автор повествования «Царь-рыба» браконьерство считает большим злом, но исчисляет это зло по особым критериям, приводя веские аргументы в пользу местных обычаев.

Художественное своеобразие изображения природы

Уже само название является переосмысленным фольклорным образом, с помощью которого писатель, как никто другой в литературе, тему борьбы с потребительским отношением к природе и жизни считает наиважнейшей. Ведь вовсе не зря символическая память о царь-рыбе хранится до сих пор у жителей поселка. К примеру, чистая стилилизация русского фольклора в следующем совете чушанского «деда»: «А ешли у вас, робята, за душой што есь, тяжкий грех, варначество — не вяжитесь с царью-рыбой. Попадется коды — отпушшайте сразу».

Зиновий Утробин

Это прием пародии, заключающий в себе элемент трагедии. Сатире подлежит и вечный миф о человеке, как царе природы. «Всей природы царь» — это деловитый, аккуратный, непьющий, с первого взгляда во всем положительный «механик» Зиновий Утробин, но и он оказывается таким же уязвимым, как пойманная им рыба, потому что занимается браконьерством. Астафьев, верный проблематике своего произведения, хочет сказать, что все эти охотники и рыболовы своим «нелегким» трудом приближают гибель тайги и всего живого в ней.

Фольклорное начало можно заметить и в названии поселка — Чуш, где, как в народной сказке, живет «угрюмый и потаенный сброд», один из них — «бросовый человечишко» Дамка, который даже родился по недоразумению. Согласно словарю Даля, этот термин обозначает «вздор, чепуху, нелепость», сборище зла и несправедливости. То ли по оплошности, то ли специально Астафьев сделал это слово мужского рода.

Любимым его приемом являются символы, и за каждым из них — огромное художественное пространство. Особый смысл несет образ царь-рыбы: она, согласно древнему сказанию, является символом всей природы, а человек, которому последняя дала жизнь, посмел на нее напасть. Покалеченная и избитая Игнатьичем, рыба не покорилась и уплыла от него. Прием хронологического действия сюжета, обращение к прошлому используется автором с целью осмысления жизненного опыта.

Памятник Царь-рыбы

Размышляя над историей и становлением характеров персонажей, писатель приводит читателя к следующему выводу: жизнь людей и развитие экономики в стране не должны существовать раздельно. Во Вселенной все гармонично и подчиняется законам развития природы и человека.

Показывая жизнь Сибири, её прошлое и настоящее, подходя со всей внимательностью к истокам народной культуры, Астафьев доказывает глубокую веру сибиряков в доброту и справедливость, несмотря на нравственную глухость отдельных слоев общества.

Источник



Читайте также:  Рецепты салатов с креветками и соленой рыбой

Все темы в одном произведении. Астафьев В. « Царь – рыба»

w254

«Царь-рыба»- это сборник новелл, опубликованный в 1976 году. Главная тема: человек и природа. Через отношение человека к природе раскрывается сам человек, его пороки и добродетели. Всего в сборнике 12 рассказов, один из которых стал названием всей книги.

Размышления по поводу некоторых тем и проблем рассказа «Царь – рыба»

Человек — часть природы. Она дала ему всё и прежде всего — жизнь. Однако отношение к природе со стороны людей, общества в целом не всегда соответствует тому, каким оно должно быть. Природа истребляется, уничтожается, и недостаточно бывает способов её защиты со стороны государства до тех пор, пока каждый из нас в отдельности не поймёт, как же бережно нужно относиться к её величеству Природе.

Проблема взаимоотношения человека и природы – одна из основных в рассказе В.Астафьева « Царь-рыба», конкретнее — проблема вреда браконьерства. Сколько их, браконьеров, по всей России, которые вырубают леса, ловят в период нереста рыбу, отстреливают птиц и животных. Это настоящая беда, и с ней надо бороться всем миром.

Главный герой – Утробин Игнатьич, опытный рыбак, да и вообще хозяйственный мужчина. Многие в селе обращались к нему за помощью. Никому не отказывал. Но уже с первых страниц что-то настораживает в нём, а потом понимаешь что — неискренность. Нет в нём искреннего желания помочь, во всех действиях — желание выделиться, показать своё превосходство, значимость.

Именно с ним и произошла история, которая буквально изменила жизнь Игнатьича. Он поймал огромную рыбу — удача для рыбака, а уж для браконьера — подавно. «Одной икры в ней ведра два будет»,- мечтает Игнатьич.

И началась схватка — противоборство человека и природы. Автор показывает, как никто не хочет умирать – ни человек, ни рыба. Но человек всё же оказался сильнее — смертельно ранил рыбу, а рыба, а её лице — вся природа- гуманнее, как бы это ни звучало неестественно. Да, рыба словно пожалела Игнатьича, услышала его мольбы о помощи и уплыла — тихо умирать в одиночестве, освободив от пут сети героя.

Гуманности учит это рассказ, бережному отношению к природе, пониманию, что она тоже живёт — по своим законам. И не нужно врываться в её жизнь, грубо, жестоко.

«Нам только кажется, что мы преобразовали все, и тайгу тоже… — говорит Астафьев. — Мы внушаем себе будто управляем природой и что пожелаем, то и сделаем с нею. Но обман этот удается до тех пор, пока не останешься с тайгою с глазу на глаз, пока не побудешь в ней и не поврачуешься ею, тогда только … почувствуешь ее космическую пространственность и величие».

Величие природы, её естественность, красота — всё это поражает людей, заставляет задуматься над тем, как мы относимся к ней, да и вообще — каково наше место на этой земле.

«Но когда же мы научимся не только брать, брать — миллионы, тонны, кубометры, киловатты, — но и отдавать, когда мы научимся обихаживать свой дом, как добрые хозяева?»

Проблема взаимоотношения человека с природой тесно связан с другой — опустошением души человеческой, когда деньги заслоняют всё перед глазами, человек идёт на преступление, занимается противозаконной деятельностью ради обогащения. А браконьерство — и есть такая деятельность. И уже пора очищать не только природу, но и душу человека, ведь «забылся в человеке человек».

Теряет человеческое лицо Игнатьич, в погоне за деньгами черствеет его душа. Нет у него друзей, да и с братом он не ладит — не хочет делиться добычей. Так и в этом случае с рыбой — не желает он позвать брата на помощь, всю рыбу хочет присвоить себе. И чуть не поплатился жизнью из-за своей жадности.

Быть человеком — к этому призывает автор, не забывать о нравственных ценностях, которые должны составлять основу личности. Эгоизм, жадность — всё это приводит к одиночеству, и ни о каком счастье здесь не может быть и речи.

Многое пришлось вспомнить герою, когда он чувствовал, что смерть рядом. Вспомнил он и то, как обидел свою невесту, и то, как к брату относился совсем не по — братски. Да и вообще — не любил людей, а думал только о себе.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

w255

Памятник « Царь – рыба», вершина Слизневского утёса у реки Енисей. Пригород Красноярска, недалеко от деревни Овсянка, где жил и работал Астафьев. 2004 Скульптор Игорь Линевич-Яворский.

Источник

Анализ произведения «Царь-рыба» (В.П. Астафьев)

Астафьев относится к писателям-деревенщикам, которые в своих произведениях пытались донести до читателя необходимость сохранения русской культуры, затрагивали темы экологии и сохранения окружающей среды, нравственности жителей деревни и города. Повесть Царь-рыба входит в одноименный цикл рассказов, объединенных местом и временем действия, темами браконьерства и отношений между человеком и природой. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ произведения «Царь-рыба» по плану.

История создания

Рассказ «Царь-рыба» является ключевым в сборнике, что отражено в его названии. Сборник был написан в 1976 году и сначала публиковался в журнале «Наш современник» по мере написания новых рассказов. «Царь-рыба» был пятым.

Затем автор выстроил повести в отдельном сборнике, следуя композиционной логике. В сборнике он повествует о жизни людей у реки, частыми сюжетными ходами рассказов являются: преступление против природы и последующее наказание. Чаще всего это браконьерство в рыбной ловле. Все произведения в сборнике автобиографичны. Сам писатель долгое время жил в глубинке и наблюдал за нравами местных жителей.

История написания рассказа «Царь-рыба» была не менее драматична, чем история публикации. Автор имел напряженные отношения с цензурой. Но именно эта работа по счастливой случайности начала выходить в свет по частям и без правок! Писатель был удивлен, как и его друзья, но на втором выпуске уже получил предупреждение сверху: «Островата вещь-то, Виктор Петрович, почистил бы». Естественно, Виктор Петрович не почистил, и третий номер с рассказом не выпустили в печать. Однако к тому моменту книга стала резонансной, и не дать ей хода было уже невозможно. Рассказ просочился в зарубежную печать и вызвал полемику. Поэтому произведения Астафьева из этого цикла продолжили печатать, и «Царь-рыба» имел наибольший успех. Власти же сменили гнев на милость и наградили талантливого автора государственной премией СССР.

Жанр, направление

Рассказ «Царь-рыба» написан в реалистическом направлении и относится к деревенской прозе. Сам сборник автор определил, как «повествование в рассказах».

Доказать это нетрудно: в центре повествования один главный герой, других персонажей минимум, объем краткий, сюжетная линия — одна. Особенностью можно назвать рекурсию главного героя. Основной конфликт происходит в нем самом, внешняя борьба с осетром перенеслась во внутрь и вскрыла давний нарыв. Герой вспоминает свое прошлое, действие переносится туда же.

Смысл названия

Царь-рыбой в давние времена называли осетра, одну из самых ценных рыб. В рассказе и всем цикле этот мифический образ-символ гигантской рыбы олицетворяет собой всю природу, силу стихийную и властную над человеком. Это природа-мать, несущая в себе новую жизнь – множество икринок. Также в рассказе она олицетворяет судьбу и нравственное начало, способное судить и наказывать человека за его проступки.

Так вспоминает слова дедушки Игнатий, когда встречает царь-рыбу:

«А ешли у вас, робяты, за душой што есь, тяжкий грех, срам какой, варначество – не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды — отпушшайте сразу. Отпушшайте, отпушшайте. Ненадежно дело варначье…»

Композиция

Композиция рассказа «Царь-рыба» – классическая: завязка, развитие действия и развязка.

  1. В экспозиции мы знакомимся с главным героем, узнаем о его жизни.
  2. Завязкой можно назвать момент, когда Игнатьич понял, что ему попался особенный улов.
  3. Кульминацией является борьба рыбы и Игнатьича за жизнь, во время этих сцен появляются ретроспективные воспоминания героя о Глаше.
  4. После покаяния в грехах наступает развязка – рыба отступает, и герой остается жив.

Суть: о чем рассказ?

Рассказ раскрывает взаимоотношения человека с природой и другими людьми. Отношение человека к природе становится показателем духовного состояния личности, его моральных качеств.

Главный герой, Зиновий Игнатьич, занимается браконьерством и незаконно ловит рыбу, хотя в ней не особо нуждается, им движет жадность. Он считает себя царем природы, думает, что она ему подвластна. Хочет поймать царь-рыбу, чтобы похвалиться перед односельчанами, и не зовет на помощь, потому что из-за жадности жалеет, что нужно делить добычу. За такое отношение к природе и жизни его и наказывает мифический осетр, ставя его в пограничную ситуацию между жизнью и смертью, чтобы герой осознал свои грехи и покаялся, испытал катарсис и духовно очистился.

Читайте также:  Задача про длину рыбы

По мере борьбы с осетром, который опрокидывает лодку и рыбака, герой вспоминает прошлое и думает, за что его могла так покарать судьба. Оказывается, давным-давно он любил одну девушку из деревни, но она предпочла ему приезжего офицера. Он уехал, Глаша осталась, и мужики подговорили Игнатьича проучить гулящую девку. Он завел ее в чащу, получил то, что хотел, и пнул ногой в реку — неглубоко, для наказания. Потом он просил прощения, но понял теперь, что этого мало. Бог вступился за женщину. Осознав это, он освободился от рыбы и выжил.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон перечислил образы в рассказе «Царь-рыба» в формате таблицы:

Зиновий Игнатьич Самый богатый рыбак на селе, человек замкнутый, хитрый и алчный. У него сложные отношения с семьей, они с братом враждуют. Из его воспоминаний известно, что он поступил жестоко по отношению к женщине и поднял на нее руку. Им движет одна цель — нажива. Поймать рыбу он хочет в качестве трофея, чтобы получить деньги и похвастаться перед односельчанами. В какой-то момент эти мотивы становятся для него важнее жизни, но он раскаивается в своих прегрешениях и освобождается от рыбы.
Глаша Ведомая и легкомысленная девушка, которая, впрочем, была обманута так же, как и Зиновий. Офицер уехал, а она осталась наедине с суровыми деревенскими нравами. Глаша отличается кротостью и покорностью судьбе. Она не стала жаловаться на обидчика и снесла оскорбление без ропота.
Царь-рыба Это символ природного божества, которое наделено некоей судебной властью. В фольклоре местных жителей такая рыба — сама судьба. Ее удается встретить единожды, но необходимо отпустить, иначе удача обернется проклятием. Эту рыбу нельзя трогать, она священна для рыбаков, ведь они сильно зависимы от речной стихии и могут пострадать от ее гнева за чрезмерную жадность и неуважение к хозяину вод.

(жизненный путь, природа и человек, быт и нравы деревни, любовь)
Тематика рассказа «Царь-рыба» может быть описана подробнее, но растягивать разбор ею Многомудрый Литрекон не хочет (и так много информации). Поэтому если Вам необходимы дополнения, напишите в комментариях, и они появятся:

  1. Жизненный путь. Астафьев в небольшом рассказе показывает нам практически всю жизнь одного человека с помощью обобщающих отступлений: «И из-за нее, из-за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла! Померкло, отодвинулось в сторону даже детство, да детства-то, считай, и не было. В школе с трудом и мукой отсидел четыре зимы. На уроках, за партой, диктант пишет, бывало, или стишок слушает, а сам на реке пребывает, сердце дергается, ноги дрыгаются, кость в теле воет — она, рыба, поймалась, идет! Сколь помнит себя, все в лодке, все на реке, все в погоне за нею, за рыбой этой клятой…».
  2. Быт и нравы деревни. Писатель рисует образ деревенского быта, описывая рыбацкие будни, используя особые термины, которыми пользовались браконьеры и рыбаки. Нравы деревенских жителей мы видим в описании отношений Игнатьича с односельчанами и его воспоминаниях о невесте. Она ему изменила, и он не смог этого простить, но вместо того чтобы сохранить в себе достоинство, он по-молодости поступил с ней жестоко, о чем жалел всю жизнь. Но самое интересное, что его поступок никто не порицал. Напротив, мужики сами подговорили его наказать Глашу. Так, мы видим довольно жестокие порядки, которые далеки от городских понятий о неприкосновенности женщины. В деревне слабость была личной проблемой каждого, и с нею никто не считался.
  3. Природа и человек — это основная тема рассказа «Царь-рыба». Зиновий был наказан за то, что пересек ту грань, за которой начиналось вредительство природе, не мотивированное выживанием. Он рыбачил так много из жадности, она же заставила его оказаться один на один с Царь-рыбой. Если бы он позвал на помощь, ничего бы не случилось. Но алчность отдалила героя от близких и друзей, от природы и родной стихии. Он перестал чувствовать меру, и природа его покарала. Между человеком и ею царит гармония, но стоит ей нарушиться, и стихийные силы ставят рыбаков на место.

Проблемы

Проблематика рассказа «Царь-рыба» тоже может быть расширена по Вашему указанию:

  1. Автор затрагивает проблемы экологии, в рассказе и во всем цикле основной линией становится браконьерство. Он описывает различные наказания за нарушение природного баланса. Люди берут у окружающего мира, не зная границ и не думая о том, что этот источник может иссякнуть. Если выудить и продать всю икру, осетров не будет вообще. Кстати, они и теперь находятся в Красной книге.
  2. Проблема эгоизма и жадности раскрывается в лице Игнатьича, когда он не хочет делиться возможным уловом и славой, рискуя из-за этого жизнью. Он помогает односельчанам, но в итоге чувствует свое превосходство над ними, гордится своей помощью: «…ко всем остальным чушанцам относился с некой долей снисходительности и превосходства, которого, впрочем, не выказывал».
  3. Нищета. Не все герои рассказа удят рыбу из жадности. Автор показывает, как бедно и убого живут местные жители. У них нет другой работы, нет образования и перспектив в жизни. Они становятся рабами местной природы, хотя сами того не замечают.
  4. Невежество. Кроме рыболовного промысла и охоты, жители сел ничего не знают, поэтому их возможности сильно ограничены. Они не могут понять сути гуманизма и осознанного отношения к природе, им недоступны разумные доводы в пользу ее защиты.

Основная идея

Смысл рассказа «Царь-рыба» заключается в том, что человек — не царь природы, она сильнее его. Человек своими поступками вредит экологии, хотя должен жить в гармонии с окружающим миром и не злоупотреблять его ресурсами. За плохое обращение с матерью-природой, попытки покорить и подчинить ее себе, главный герой наказывается «свыше».

Главная мысль рассказа «Царь-рыба» состоит в нравственном очищении Игнатьича, которому была необходима эта встреча. В его воспоминаниях о Глаше мы видим негативные стороны его личности, трусость, жажду мести. Но в итоге герой кается и просит прощения, он понимает, что поступал плохо, и это его очень мучает. Мы видим, что он неплохой человек, чтобы встать на путь нравственности ему нужно озарение, что с ним и происходит в итоге борьбы с царь-рыбой.

Чему учит?

Рассказ «Царь-рыба» учит человечности, разумному пользованию природными ресурсами. Главное и ценное в жизни не нажива и богатство, не статус, а сама жизненная энергия, духовная гармония, жизнь в соответствии с законами природы и законами духовной чистоты.

«…и ему сделалось легче… от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения».

О чем заставляет задуматься Астафьев? Каковы нравственные уроки в рассказе «Царь-рыба»? Они состоят в том, что человеку нельзя зазнаваться и думать, что окружающий мир создан исключительно для его наживы. Нужно ответственно использовать то, что дано, и давать взамен. Жители деревни только берут рыбу и живность, но не заботятся о природе. Не менее бездумно они распоряжаются друг другом. Женщина в деревне становится такой же рыбой, которую берут, не спрашивая, и даже наказывают за сопротивление. В семьях мы видим соперничество и борьбу за материальные ценности. Вот к чему ведет хищнический менталитет рыбаков, которые грабят не только окружающий мир, но и своих домочадцев. Мы может сделать для себя такой вывод: в основе человеческих отношений должен быть обмен, а грабеж. Мы должны поддерживать нормальное состояние экосистемы и нашей семьи, а не драться за кусок, убивая всех на своем пути.

Критика

Художественные средства в рассказе «Царь-рыба» весьма изобильны и интересны. В качестве одного из главных изобразительных средств в рассказе автор использует ассоциации между человеком и природой. Астафьев раскрывает человека через природу и наоборот, используя метафоры и сравнения:

«И рыба и человек слабели, истекали кровью. Человечья кровь плохо свертывается в холодной воде. Какая же кровь у рыбы? Тоже красная. Рыбья. Холодная… Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке, в холодной осенней воде».

Человек — это дитя природы, он должен быть един с нею, поэтому она помогает ему обличить и осознать его грехи. В повествовании о борьбе Игнатьича с рыбой его образ обобщается, и автор называет иногда его “человек”, а не по имени. Тем самым показывая масштаб взаимоотношений человека и природы.

О мастерстве автора писали многие критики:

«Огромный и неспокойный талант Виктора Астафьева — это талант действия и убеждения, нескончаемых хлопот по обретению человеком своей лучшей сути. Он не может мириться с заржавевшей правдой бытия, говорящей, что всегда и во все времена были добро и зло, поровну того и другого. Он против зла в любых долях», — писал В.Г.Распутин о писателе В.П. Астафьеве.

Источник

Анализ произведения Астафьева «Царь-рыба»

Царь-рыба

Сочинения

Читайте также:  Блины с красной рыбой и творожным сыром и салатом

Вмешательство в природу происходит год от года все интенсивнее. В 60−70-е годы XX века в ее защиту выступили писатели. Не остался в стороне и Виктор Астафьев, который с помощью слова пытается «образумить людей и остановить разорение земли». Одна из его книг о взаимоотношении природы и человека — «Царь-рыба». Анализ произведения поможет учащимся лучше понять его смысл и подготовиться к ЕГЭ.

История создания, тема, жанр

Книга Астафьева впервые была напечатана в «Нашем современнике» в 1976 году, но с отдельными главами читатели журнала познакомились еще раньше. Основной философский смысл заключает в себе глава «Царь-рыба», которая и дала название произведению.

А смысл этого рассказа в том, что человек не имеет права бездумно относиться к природе, и она когда-нибудь отомстит за варварское отношение к ней, но исправить все уже будет поздно.

Сочинение Астафьева относится к той части «деревенской прозы», где жизнь деревни уходит на второй план.

Айтматов

К произведениям, где раскрываются взаимоотношения человека и природы, можно отнести:

  • «Комиссию» Залыгина;
  • «Прощание с Матерой» и «Пожар» Распутина;
  • «Белый пароход» и «Плаха» Ч. Айтматова и другие.

Если в русской классике звучало лишь любование природой, ее величием и красотой, то уже в начале XX столетия с развитием технического прогресса появилась опасность ее гибели и исчезновения с лица Земли.

Многих литераторов беспокоила экологическая проблема, и появились поэты и писатели, отторгающие слепое преклонение перед машинным раем: Есенин, Куприн, Платонов, Булгаков и другие.

Астафьев

В рассказе «Капля» астафьевского сборника герой из погубленного таким «раем» места оказывается в девственном лесу. Увидя падающую с дерева каплю, символ нежности и хрупкости природы, он думает: «Нам только кажется, что мы преобразовали все, и тайгу тоже. Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали…». Жанр «Царь-рыбы» определяется непросто: критики ее называют и повестью, и рассказом, и сборником новелл.

Но некоторые исследователи, например, Яновский и Вахитова, согласны с автором, который назвал свою книгу «повествованием в рассказах».

Таким образом, «писатели-деревенщики», размышляя о проблемах природы и человека, человечества и техники, считали, что до революции крестьяне и земля хорошо ладили между собой, а об экологии заговорили, когда города стали поглощать сельские поселения, и в деревнях оставалось все меньше людей.

Галерея положительных героев

Всех героев «Царь-рыбы» Астафьева можно поделить на 2 группы: те, кто влюблены в природу и делают все, чтобы ее сохранить и те, что бездушно пользуются природными дарами, не думая об их дальнейшей судьбе. В центре повествования — автор, лирический герой, его чувства и размышления. Читатель видит близкого друга природы, который искренне любит ее и испытывает настоящее чувство гордости.

Вечерняя тайга

Пейзажи автора выписаны настолько правдиво и жизненно, что читатель в реальности представляет «непорочно белеющую тундру», ощущает тишину «чистую душу вечерней тайги» и запах «увядающего леса». Разнообразна галерея положительных героев произведения, честных и сильных людей. Один из них — пожилой бакенщик Павел Игоревич из главы «Туруханская лилия». Это тип хороших людей, которые готовы пожертвовать жизнью, чтобы спасти других.

К таковым можно отнести и неподкупного рыбинспектора Семена и корабельного механика Парамона Парамоновича, это также рыбаки из артели поселения Боганида и много других.

Среди положительных героев необходимо выделить и образ Акима, фигурирующего в половине рассказов сборника:

  • «Капля»;
  • «Поминки»;
  • «Туруханская лилия»;
  • «Сон о белых горах».

Фигура этого невзрачного на вид, потрепанного жизнью человека, порой наивного, но мудрого и честного, становится художественным обобщением.

Аким

Перед читателем проходит вся жизнь Акима — от почти голодного детства до спасения совершенно чужой ему девушки Эли, заблудившейся в тайге. Это трудолюбивый человек, хозяин тайги, чувствующий себя в ней, как дома. В каких бы ситуациях Акиму ни пришлось бывать, везде он проявлял свои лучшие качества: честность и мужество, великодушие и совестливость.

Самый старший в семье, Аким сберегает от голода своих сестер и братьев («Уха на Боганиде»), заботится о больном Парамоне Парамоновиче. Выросший среди простых трудовых людей, он усвоил основные правила нравственности: добросовестный труд, доверие к людям, человечность и доброта. Нельзя обойти вниманием и мать Акима, добрую и доверчивую женщину, которая, по словам односельчан, «была и осталась девочкой-подростком по уму и сердцу». Она страстно любит детей и все лучшие свои качества и отношение к труду и жизни передает им.

Образы браконьеров

В отличие от Закона, у писателя Астафьева свое отношение к браконьерству. Для него ничего не значат запрещенные места ловли рыбы. Жители деревень исстари веков считали себя хозяевами местных рек. И в повествовании все ловят стерлядь, хотя ее лов запрещен. Но автор осуждает тех рыбаков, кто добывает большое количество рыбы не чтобы прокормить семью, а для продажи. Астафьев осуждает Грохотало, который, обучившись рыбной ловле, сам рыбу не ест, а «продает всю до хвостика».

Браконьеры

Браконьеры большую часть рыбы, погибшей до их прихода, бросают обратно в реку, заражая другую живность. Раньше мертвую рыбу закапывали на берегу, а сейчас, боясь рыбнадзора, просто кидают за борт: «Чеченец известил, ругаясь: «Прокутили. Из двадцати — семь!» — «Чего семь?» — «Живых» — «А остальные?» — «Остальные за борт». Браконьеров в селе Чушь немало. Как любит повторять один из персонажей Командор, «у нас в стране вечнозеленых помидоров и непуганых браконьеров…».

Браконьерами люди становятся в основном из жадности: «Из-за нее, из-за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла!». Писатель пишет и о тех рыбаках, кто не занимается браконьерством. Это члены артели на Боганиде, Аким, брат Коля, Павел Егорович и другие. Автор рассказывает, что в довоенное время браконьеров не было. Заводы по переработке рыбы договаривались с местными рыбаками, выдавали спецодежду, ловушки, за улов платили деньгами и продуктами.

И эти рыболовы, работающие поодиночке или парами, строго следили за порядком на реке: «Сами хозяйничали на реке, сами ее и блюли, жадюг не жаловали, сторожа ставили с ружьем». У них был стимул: больше поймаешь — больше получишь. За перевыполнение плана полагалась неплохая премия. Перед большими праздниками каждая семья могла сделать 2 намета красной рыбы, но не больше.

И надзорщики не были нужны, и жестокости не было, и рыбы всем хватало. Таким образом, автор повествования «Царь-рыба» браконьерство считает большим злом, но исчисляет это зло по особым критериям, приводя веские аргументы в пользу местных обычаев.

Художественное своеобразие изображения природы

Уже само название является переосмысленным фольклорным образом, с помощью которого писатель, как никто другой в литературе, тему борьбы с потребительским отношением к природе и жизни считает наиважнейшей. Ведь вовсе не зря символическая память о царь-рыбе хранится до сих пор у жителей поселка. К примеру, чистая стилилизация русского фольклора в следующем совете чушанского «деда»: «А ешли у вас, робята, за душой што есь, тяжкий грех, варначество — не вяжитесь с царью-рыбой. Попадется коды — отпушшайте сразу».

Зиновий Утробин

Это прием пародии, заключающий в себе элемент трагедии. Сатире подлежит и вечный миф о человеке, как царе природы. «Всей природы царь» — это деловитый, аккуратный, непьющий, с первого взгляда во всем положительный «механик» Зиновий Утробин, но и он оказывается таким же уязвимым, как пойманная им рыба, потому что занимается браконьерством. Астафьев, верный проблематике своего произведения, хочет сказать, что все эти охотники и рыболовы своим «нелегким» трудом приближают гибель тайги и всего живого в ней.

Фольклорное начало можно заметить и в названии поселка — Чуш, где, как в народной сказке, живет «угрюмый и потаенный сброд», один из них — «бросовый человечишко» Дамка, который даже родился по недоразумению. Согласно словарю Даля, этот термин обозначает «вздор, чепуху, нелепость», сборище зла и несправедливости. То ли по оплошности, то ли специально Астафьев сделал это слово мужского рода.

Любимым его приемом являются символы, и за каждым из них — огромное художественное пространство. Особый смысл несет образ царь-рыбы: она, согласно древнему сказанию, является символом всей природы, а человек, которому последняя дала жизнь, посмел на нее напасть. Покалеченная и избитая Игнатьичем, рыба не покорилась и уплыла от него. Прием хронологического действия сюжета, обращение к прошлому используется автором с целью осмысления жизненного опыта.

Памятник Царь-рыбы

Размышляя над историей и становлением характеров персонажей, писатель приводит читателя к следующему выводу: жизнь людей и развитие экономики в стране не должны существовать раздельно. Во Вселенной все гармонично и подчиняется законам развития природы и человека.

Показывая жизнь Сибири, её прошлое и настоящее, подходя со всей внимательностью к истокам народной культуры, Астафьев доказывает глубокую веру сибиряков в доброту и справедливость, несмотря на нравственную глухость отдельных слоев общества.

Источник