Открытое занятие как зимуют птицы



Открытое занятие на тему "Зимующие птицы".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Апрышкина Наталья Анатольевна

При закрепление материала по теме «Зимущие птицы», я решила использовать разные приемы и способы. Но больше всего детям нравится работать с фетром.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytoe_zanyatie.docx 85.46 КБ
Дети собирают из деталей фетра птиц 1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 «Колосок» Пролетарского района Ростовской области

Конспект открытого педагогического мероприятия в старшей группе

по теме «Зимующие птицы»

Подготовила: воспитатель Апрышкина Наталья Анатольевна

Конспект открытого педагогического мероприятия в старшей

по теме «Зимующие птицы»

Цель: обобщить знания детей о зимующих птицах, о необходимости заботы о них в зимнее время года

— Закрепить представления детей о зимующих и перелетных птицах.

-Закрепить знания детей об их особенностях и разнообразии.

— Систематизировать знания детей о зимующих птицах нашего края, о роли человека в их жизни.

— Формировать умение высказывать свои мысли в грамматически правильной форме.

— Способствовать формированию умения отгадывать загадки.

— Развивать умение слушать внимательно речь воспитателя.

-Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление

-Уточнить и расширить словарь по теме «Зимующие птицы».

-Формировать фразеологическую речь.

— Воспитывать заботливое отношение к птицам,

-Показать необходимость защиты птиц зимой.

-Воспитывать чуткость, отзывчивость.

— Воспитывать желание кормить птиц, заботится о них (подкармливать с наступлением холодов) .

Оборудование для детей:

— Шапочки с изображением зимующих птиц

— Конверты с разрезными картинками птиц

-Зимующие птицы из фетра

— Картинки с изображением различных семян, семечек, хлебных крошек, сала, ягод рябины, сушеных ягод, орехов.

Оборудование для воспитателя : доска, картина с изображением дерева, на котором сидят перелетные и зимующие птицы, кормушка для птиц, корм

Использование ЭОР (при написании конспекта и подготовки мультимедийной презентации были использованы медиа-файлы):

-Программное обеспечение PowerPoint:

Словарь: Будем играть, будем слушать, будем рассказывать, будем отгадывать загадки, дятел, снегирь, сорока, воробей, ворона, синица, кукушка, соловей, перелетные птицы, зимующие птицы.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие» .

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие»

Планируемые результаты (для детей 5-7 лет ) : умеет отвечать на вопросы, пользуется доступной формой речи при разгадывании загадок, складывании картинок из нескольких частей.

Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Меня зовут Наталья Анатольевна. А как зовут вас (ответы детей).

Ну вот мы и познакомились. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что дети моей старшей группы подарили для вас картину с изображением зимующих птиц, но по дороге произошла путаница. Все картинки рассыпались, а когда я их собрала, то почему у меня получилось много лишних птиц. Может вы мне поможете?

Нужно отделить зимующих птиц от перелетных. Но чтобы это сделать правильно, нам нужно вспомнить, кто же такие зимующие птицы? (ответы детей) и закрепить название зимующих птиц. Давайте вспомним с вами какие же птицы остаются зимовать в нашем краю. (ответы детей).

А вы знаете почему эти птицы не улетают на юг?(ответы детей).

Правильно, умницы. Вы все хорошо запомнили. Сейчас мы отправимся в гости к зимующим птицам, и что бы нам было легче понять, как они живут, мы превратимся в зимующих птиц.

-Вокруг себя повернись, в зимующую птицу превратись

Мы посмотрим презентацию про зимующих птиц. Только будьте внимательны. Во время показа будут звучать голоса птиц и я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать, о какой птице идет речь.(Ребенку, которой отгадал загадку надеваю шапочку с изображением птицы)

Показ презентации-1 «Зимующие птицы».

Молодцы. И с этим заданием вы справились. Вы уже, наверное, легко сможете помочь мне найти зимующих птиц.

Воспитатель: Скоро выпадет снег, наступят холода. Эти птицы не боятся морозов, они ухитряются добывать себе корм в самые холодные зимы. Но иногда становится очень холодно, голодно и птицы не могут добыть себе еду. А как люди могут помочь птицам выжить в лютые морозы? (Сделать кормушки, подкармливать птиц).

Воспитатель: Ребята, а кто мне расскажет, чем же питаются эти птицы зимой? (ответы детей).

Воспитатель: Умницы, вы все правильно рассказали. А теперь давайте поиграем в игру «Птичья столовая». Наши «птицы» должны подлететь к столу и найти корм, которым они питаются.

А теперь расскажите, какой корм любит ваша птица. (ответы детей)

(Дети выбирают тот корм, для той птички, какая шапочка надета на ребенка).

-Сало для синичек.

-Хлеб любят голуби и воробьи.

-Семечки для сорок, ворон.

-Ягоды рябины для снегирей.

-Засушенные яблочки для свиристелей.

Воспитатель: а теперь мы с вами посмотрим, как питаются птицы зимой.

(показ презентации -2)

Ну что, устали немного, теперь давайте проведем птичью разминку.

Вот под ёлочкой зелёной

Скачут весело вороны,

Целый день они летали,

Спать ребятам не давали,

Только к ночи умолкают,

Вместе с нами засыпают,

Воспитатель: Молодцы, вот какие птички из вас хорошие получились.

Воспитатель: Но вот наша картина осталась не разобрана. Ребята, кто мне поможет отделить зимующих птиц от перелетных? (работа детей: убирают перелетных птиц). А давайте мы с вами создадим свою картину с зимующими птицами. (Убираю всех птиц с дерева)

Воспитатель: Нам нужно из фетра сложить птицу по образцу и поместить ее на дерево. И еще дети моей группы передали вам в подарок пазлы с изображением зимующих птиц. Давайте их соберем. Мы разделимся на команды и приступим к заданию. Одна команда собирает птиц из фетра, другая команда собирает пазлы. Ну вот вы справились и с этим заданием, какие вы умницы!

Смотрите, какая красивая картина у нас получилась, ребята, вам понравилась картина? (ответы детей)

Воспитатель: Вы сегодня хорошо позанимались, а давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили.
Воспитатель. Как называются птицы, которые остаются зимовать? (зимующие)
А каких зимующих птиц вы знаете?
Дети. Воробьи, голуби, синицы, снегири, вороны, сороки.
Воспитатель. Ребята, легко ли зимующим птицам зимой. Почему? (ответы детей)
Дети. Нет, нелегко им холодно и голодно.
Воспитатель. Правильно, им очень тяжело приходится зимой и корма зимой мало и холодно. Кто же приходит к ним на помощь? (ответы детей)
Дети. Люди.
Воспитатель. А вы знаете, если все птицы погибнут от холода и голода, то некому будет уничтожать вредных насекомых, заболеют и погибнут деревья, кусты, травы. Животным нечего будет есть и они покинут лес. Без птиц, без животных, без леса человеку не прожить. Поэтому птиц надо беречь, помогать им. Они приносят огромную пользу.
А как мы можем им помочь? (ответы детей)

Воспитатель: Спасибо вам большое за помощь в проведении моего занятия и в благодарность за это, я дарю вам кормушку и корм для птиц, которую вы повесите у себя на участке и будете кормить птиц.

Источник

Открытое занятие как зимуют птицы

автор: Шелухина Людмила Александровна

воспитатель ГБОУ школа 1476

Открытое занятие в старшей группе по экологии «Зимующие птицы»

Задачи: Углубить интерес к птицам, научить выделять и называть их характерные особенности; обобщить знания детей о зимующих птицах; Формировать знания о зимующих птицах, почему так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза; как люди помогают птицам в зимнее время.

Материал: карточки с птицами, макет дерева (зимнее) ,пакеты из под молока, саморез, веревка. Ауди запись.

Воспитатель: Наша планета земля — прекрасная , полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа, люди, животные, птицы, рыбы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе.

-Ребята, я надеюсь, что вы покажите свои знания о природе и постараетесь доказать, что являетесь настоящими друзьями природы. А для этого мы вместе немного поиграем. Согласны?

Звучит ауди запись с голосами птиц.

Воспитатель: Чьи это голоса? (ответы детей)

Воспитатель: А птицы есть и зимующие, есть и перелётные. Сегодня мы с вами поговорим о зимующих птицах. Ребята, а как вы думаете, почему птиц называют зимующие?

Дети: ответы детей (потому, что они остаются с нами зимовать) .

Воспитатель: Совершенно верно. Молодцы!

Воспитатель: В письме лежат загадки, а вам надо отгадать о какой птице идет речь.

Ходит в красной тюбетейке,

И сидит не на скамейке,

А на дереве в лесу,

И почти что навесу.

Постучит, букашку схватит

Знаменитый «доктор» (Дятел)

Воспитатель: Правильно, ребята, это дятел. Эта птица остается с нами зимовать. Дятел является лесным доктором у деревьев (показ картинки дятла) .

Воспитатель: слушайте следующую загадку:

Птица серая живёт.

Никогда гнезда не вьет.

В чужих семьях вырастает.

Годы жизни предрекает:

Ку-ку-ку, — кричит на ветке,

— Где вы, где вы, где вы детки!

Ей не верьте, птица врушка!

Прилетели на зимовку

Птицы, что в морозы ловко

Скачут по деревьям, веткам

В красно-огненных жилетках.

Не узнать нам их нельзя —

Любим птичку – (Снегиря.)

Воспитатель: Правильно. Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири обычно держатся небольшими стайками.

Кар-кар-кар! — кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Воспитатель: Молодцы. Вороны очень осторожны. У них хорошо развито обоняние, слух и зрение. Они всеядны. Есть еще повадки у воронов — это любовь к блестящим предметам и желание куда-нибудь спрятать избыток пищи.

Воспитатель: Вот послушайте стихотворение еще об одной зимующей птичке — «Воробей»:

Чик-чирик! — между ветвей,

Словно серенький комок

С дерева на ветку — скок!

Тут взлетит, туда вспорхнёт.

С мостовой зерно клюёт,

У скамеек ищет крошки,

И боится очень кошки.

Воспитатель: Ребята, у меня на столе много картинок птиц. Давайте выберем зимующих птиц, и посадим вот на это дерево

(на макет дерева вешаем картинки зимующих птиц) .

Воспитатель: А что объединяет этих птиц, как вы считаете?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Все эти птицы остаются зимовать в нашем городе. Потому что они не боятся холода и голода.

Воспитатель: Ребята, а чем питаются птицы зимой? Ведь жучков, червячков, паучков зимой нет.

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Правильно, они питаются ягодами рябины, калины, семенами ясеня, но птицам все равно голодно зимой.

Бывает, что зиме нужно всего несколько часов, чтобы вступить в свои права — за ночь укроет снегом землю, дома, крыши, дороги, леса, поля. И все мы радуемся, что зима наступила и все белым-бело. Нам кажется, все довольны, что все скрыто под снегом. А вот птицам, наверное, нерадостно. Где же теперь им брать корм? И холодно, и голодно птицам, нашим пернатым друзьям. На ветках и проводах сидят, нахохлившись, прилетают поближе к человеческому жилью в надежде, что здесь найдут хоть какую-то кормежку.

Кто же может помочь бедняжкам-птицам? Только мы, люди. Только мы умеем делать кормушки. Только мы можем развесить их на окрестных деревьях и насыпать в них зернышки и хлебные крошки. Узнайте, какие птицы живут в вашей местности, какие у них привычки, какой корм они едят. Можно сделать кормушку и повесить во дворе, в ближайшем парке, саду или в лесу. Можно устроить кормушку у себя на балконе или за окном. Сначала птицы будут бояться подлетать к ней, но потом привыкнуть и вы можете наблюдать, как они весело склевывают зернышки с деревянной дощечки, которую вы поставили для них. У дощечки должны быть бортики, чтобы корм не ссыпался и крыша, чтобы его не заносило снегом.

Что можно насыпать в кормушку кроме хлебных крошек? Просо, овес (можно даже геркулесовую крупу), пшеницу, кукурузу. Очень любят птички тыквенные и подсолнечные семечки. Для синичек подвесьте на веревочке кусочек сала. Они впиваются коготками в него, раскачиваются на нем как на качелях и одновременно клюют его. Выглядит это очень забавно. Если птички заметили вашу кормушку и им понравилось угощение, то они будут прилетать в эту птичью столовую регулярно. Не забывайте подсыпать им корм почаще, будет очень обидно, если они прилетят, а еды нет.

Сделав хотя бы одну кормушку, вы поможете нескольким птицам продержаться в холодные месяцы. Конечно, они не смогут сказать вам «спасибо», ведь они не умеют говорить. Но они все равно будут очень благодарны.

. Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами отдохнём, физкультминутку проведём.

Физминутка «Скачет шустрая синица»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)

Воспитатель: А как можно помочь птицам пережить зимой голод, как люди помогают им в этом?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Правильно, чтобы покормить птичек, надо сделать для них кормушки. Я предлагаю вам вместе со мной заняться изготовлением кормушки.

(Изготовление кормушки: для этого нам понадобилось литровый пакет из пол молока, саморез, веревка)

Воспитатель: Ну вот, наше занятие подошло к концу. Все потрудились на славу. Молодцы.

Источник

Конспект открытого занятия «Зимующие птицы»

Цель: Формировать и закреплять знания о зимующих птицах.

Образовательные: закреплять знания о зимующих птицах; продолжать учить различать зимующих и перелетных птиц; вызывать желание узнавать новые факты из их жизни; расширять и активизировать словарь по теме «Птицы».

Воспитательные: формировать доброе и заботливое отношение к зимующим птицам.

Развивающие: совершенствовать умение устанавливать причинно — следственные связи, внимание, память, целостное восприятие.

Для воспитателя: магнитофон и аудиокассета с записью голосов лесных птиц; цветные силуэты птиц (снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока, свиристель, сова, клест, дятел) с подставками; деревянная кормушка; поднос с ягодами рябины и шиповниками, семенами клена, подсолнечника и тыквы; пшено, гречневая крупа, хлебные крошки, сало; письмо от Сороки в конверте.Для детей: раскраски по теме, подносы со схематичными деталями частей сороки из бумаги черного (клюв, крыло, голова, лапы, хвост) и белого цвета (туловище). На стене –плакаты: «Зимний лес», «Зимняя избушка», под ними кормушка из картона и ветка дерева.

Ход занятия:

-Дети, возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Почувствуйте как пошло тепло.

Воспитатель: Посмотрите в окно. Какое сейчас время года?

Воспитатель: Что вы видите за окном?

Дети: Землю укрыл белый снег, деревья и кусты стоят голые, люди идут в теплой зимней одежде.

(звучит фонограмма «Голоса птиц» — ворона)

Воспитатель: Что это?

Дети: Это кричат вороны.

Воспитатель: Вороны – это какие птицы?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: А каких зимующих птиц вы еще знаете?

Дети: Синица, сорока, воробей, голубь, дятел.

Воспитатель: Сегодня мы с вами побеседуем о зимующих птицах. Каждая птица имеет свое характерное оперение, отличительные особенности, по которым мы определяем как называется каждая птица.

В группе появляются птицы. (нарисованные на картоне, вытягиваются по леске, протянутой по потолку. Появляется ощущение, что они прилетают в группу)

Воспитатель: Ребята, услышав наш разговор, в группу прилетели зимующие птицы. Рассмотрите их внимательно и расскажите о них.

Дети читают стихи о птицах.

Воробей сам не велик

И не очень длинный

2. Посмотрите на вороне

Платье серое воронье

На хвосте и горлышке

3. На стволе уселся дятел

В черно-белом пестром платье

В красной шапке на головке

Дятел долбит елку ловко

4. Птица синица летает проворно

В желтенькой кофточке,

В шапочке черной.

Плащик зелененький носит синица

Черненький галстук на грудке у птицы.

5. Прилетела к нам сорока

У нее два белых бока

Черный хвостик и спина

Голова и та черна.

6. На асфальте «Гру-гру-гру,

Много крошек соберу.

Для того чтоб мне хватило

И подружке сизокрылой.

С ней воркую про любовь,

Защищаю от врагов

Птицей мира я зовусь,

Младший воспитатель (входит). Вам пришло письмо от сороки! Вручает воспитателю большой конверт с адресом «Детский сад «Ласточка». Детям старшей группы».

Воспитатель (читает письмо).

«Дорогие ребята! Приглашаю Вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного о нас, зимующих птицах, а самое главное – поможете нам перезимовать. А чтобы путешествие было интересным, выполняйте мои задания! Готовы? Тогда Встаем в круг!

«Игра с мячом «Подбери действие».

Дети передают мяч друг другу и называют, что умеют делать птицы: летать, клевать, прыгать, петь, чистить перышки, вить гнезда, высиживать яйца, заботиться о птенцах, спать, пить, сидеть на ветке, искать корм.

Молодцы! С первым заданием справились. А теперь давайте пройдем на лесную полянку. Для этого надо встать, повернуться направо и сделать шесть шагов вперед, три раза хлопнуть за спиной и сесть полукругом на коврик.

Дети выполняют инструкцию упражнение на ориентировку в пространстве и выполняют второе задание Сороки: «Отгадай загадки и расскажи об отгадке!» Дети отгадывают загадки, воспитатель достает цветной силуэт птицы и ставит его на стол. Дети рассказывают о птицах. Воспитатель дополняет их ответы интересными фактами из жизни птиц.

Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит.

-Дятел — врач лесного царство, очищает кору дерева от личинок вредных насекомых. Крепким, прямым, острым клювом добывает из – под коры деревьев жуков – короедов и гусениц и слизывает их длинным языком, покрытым липкой слюной.А еще дятел любит полакомиться: срывает с ветки еловые или сосновые шишки, закрепляет ее в развилке дерева и вылущивает вкусные семена. У дятла жесткие перья хвоста и короткие лапки, с обращенными назад двумя пальцами. Это помогает ему передвигаться вертикально по стволу дерева.

Спят деревья, спит трава,

Но не спит всю ночь она.

Учит мама малышей

По ночам ловить мышей.

— Сова – хищная птица. Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дупле. Великолепно видит в темноте. А слух у совы в пятьдесят раз лучше, чем у человека. Пышное оперение защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий короткий хвост помогает летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.

Птичка на большой сосне

Нам стрекочет: «Кле -кле -кле!».

Твердый клюв похож на крест,

Семена из шишек ест.

— У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков, в виде креста. Он позволяет легко и быстро добывать из сосновых и еловых шишек семена – основной корм клестов. А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенами, утепленное ковром из пуха, перышек и волосков. Мама – клест из гнезда не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клест.

Воспитатель. Где живут эти птицы?

Воспитатель. Как их можно назвать?

Дети. Это лесные птицы.

Затем дети выполняют третье задание Сороки: «Поиграй – ка!» (организуется подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы»

Воспитатель: Когда я называю зимующих птиц, вы летаете вокруг меня, а когда перелетных, садитесь на корточки. Будьте внимательны.

(Соловей, ворона, скворец, воробей, дятел, жаворонок, синица, кукушка, сорока, журавль, голубь и т. д.)

Затем проводится пальчиковая гимнастика «Пой — ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка». Дети произносят слова, загибают пальцы, начиная с мизинца; в конце сжимают пальцы в кулачки.

Пой – ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, серенькое перышко,

Эта – зяблик, эта – стриж, эта – развеселый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички, по домам!

Дети садятся полукругом на свои места и выполняют четвертое задание Сороки: «Отгадай и назови!».

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнем –

Будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать,

Каркать, петь и ворковать.

Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите!

Дети называют зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, сорока, ворона, голубь, свиристель, воспитатель выставляет их цветные силуэтные изображения. Дети отмечают характерные признаки птиц, воспитатель дополняет ответы при необходимости.

— У снегиря ярко – красная грудка, а крылья, хвост и шапочка черные. Кормится ягодами, добывая из них семена.

— Синичка – небольшая птичка, брюшко у нее желтое, спинка зеленоватая, головка черная, щечки белые. Летом питается, насекомыми, семенами растений, а зимой прилетает поближе к жилью человека.

— У воробья спинка коричневая, с широкими продольными черными полосами, хвост и крылышки темно – бурые, а голова серая.

— У сороки голова и крылья – черные. Хвост тоже черный, длинный и прямой как стрела. Сороки – птицы нужные и полезные. Они деревья от жуков и личинок спасают, всякий мусор, как дворники, клювом своим подбирают.

— Ворона – крупная птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а грудка и спинка серые.

— Вороны – всеядные птицы.

— У свиристелей оперение нарядное, розовато – коричневого цвета. Голову украшают задорные серебристо – розовые хохолки. А на крыльях ярко – красные ровные полоски. Свиристели любят спелые ягоды рябины, боярышника.

Затем дети выполняют пятое задание Сороки: «Расставь птиц. На стене висят плакаты «Зимний лес» и «Зимняя избушка», под ними – кормушка, сделанная из картона, ветка дерева.

Воспитатель. Ребята, выбираете по одной птице, называете ее и находите ей место в лесу или на кормушке, около человеческого жилья.

Образец: «Клест живет в лесу, он питается семенами сосновых и еловых шишек».

Воспитатель (рассказывает о том, почему некоторые птицы зимой прилетают ближе к человеку и человеческому жилью). Зимующие птицы питаются не только насекомыми червями, они едят семена различных растений, а около жилья людей находят крошки хлеба, крупы и в холодное время года могут обойтись без живого корма. Но за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы, а также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная корка, и тогда зимняя подкормка спасает их от гибели. Ребята, а мы с вами можем помочь зимующим птицам? что для этого нужно? (Ответы.) А теперь встанем, повернемся на право, сделаем пять шагов вперед, посмотрим сначала наверх, потом налево, наклонимся, заглянем в шкаф.

Дети выполняют шестое задание Сороки: «Найти предмет!». Находят деревянную кормушку и поднос с заготовленной подкормкой для птиц: ягодами шиповника, несоленым салом, пшеном, семечками, белым хлебом, овсом и т. д.

Воспитатель (вместе с детьми проговаривает, что находится на подносе).здесь корм на любой вкус: мягкие хлебные крошки, сытные, аппетитные семечки, полезный геркулес, вкусные спелые ягоды, питательное, свежее сало.

Дети несут кормушку к столику, где стоят фигурки птиц,и выполняют седьмое задание Сороки: «Наполни кормушку для зимующих птиц». Наполняют кормушку, проговаривая, кого хотят угостить и чем.

Образец: «Насыплю для воробья семечек, потому что они аппетитные, сытные».

Затем дети выполняют восьмое задание Сороки: «Назови правила подкормки птиц. Называют правила (воспитатель при необходимости помогает): кормушки вешают в тихих местах на ветках деревьев, кустарниках; наполняют их каждый день во время сильных морозов и снегопадов корма подсыпают больше; кормушки регулярно очищают от шелухи, сора, снега; никогда не кормят птиц черным хлебом и соленым салом.

Воспитатель. Настало время выполнить последнее,девятое задание Сороки: «Не зевай – на вопросы отвечай!». Итак, вопросы.

— Как называют птиц, которые не улетают в теплые края? (Зимующие.)

— Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? (Легче найти пищу.)

— Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

— Кого называют «доктором лесного царства»? (Дятла.)

— Почему зимой нужно подкармливать птиц? (Зимой корма птицам не хватает.)

— Понравилось вам путешествие? (Ответы.)

Воспитатель (читает вторую часть письма Сороки). «Дорогие ребята! Сегодня вы успешно выполнили все мои задания, узнали о том, какие мы, птицы, разные, какую пользу приносим, и о том, как вы можете помочь нам. Надеюсь, вы, наблюдая за нами, будете получать удовольствие и радость, а для кормушки найдете удобное место и будете заботиться о нас всю зиму. И я надеюсь, что вы расскажете о нас другим детям. Передаю вам, друзья, небольшие подарки. Ваша Сорока».

Воспитатель раздает детям подарки от Сороки – раскраски «Птицы».

Воспитатель. Выполним пожелания Сороки? Отнесем эту кормушку к нам на участок. А еще, я думаю, нужно рассказать детям из других групп о зимующих птицах. Давайте сделаем альбом «Птицы» и подарим его ребятам. В этот альбом поместим ваши рисунки, аппликации и рассказы о птицах и о том, как нужно заботиться о них.

Кормушку дети относят на участок, находят для нее место и подкармливают птиц ежедневно. Постепенно создают альбом «Птицы» и дарят его детям средней группы.

Конспект занятия «Зимующие птицы»Конспект занятия «Зимующие птицы» «Зимующие птицы» Цель занятия: Расширить и уточнить знания детей о зимующих птицах нашего города. Программное содержание: -Продолжать.

Конспект открытого занятия «Перелетные и зимующие птицы» Цель: Расширять и уточнять представления о живой природе. Учить наблюдать, развивать любознательность. Задачи по образовательным областям:.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Зимующие птицы»Конспект открытого занятия в старшей группе «Зимующие птицы» Валерия Осипова Конспект открытого комплексного занятия в старшей группе «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы, почему нужно подкармливать.

Конспект занятия «Зимующие птицы» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Зимующие птицы». Цели: формировать экологическую культуру.

Конспект занятия по развитию связной речи для детей с ОНР на тему «Птицы зимой. Зимующие птицы» Тема:Птицы зимой (Зимующие птицы). Цель: Активизация словаря по теме. Задачи: 1. Учить образовывать множественное число существительных.

Конспект занятия «Зимующие птицы» Конспект занятия в средней группе «Зимующие птицы» Цель: • Уточнить и расширить представления о зимующих птицах, их строении, их проблем.

Конспект занятия «Зимующие птицы» Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе с использованием здоровье сберегающих технологий.»Зимующие птицы».

Конспект открытого занятия по лексико-грамматическому строю речи «Зимующие птицы» «Зимующие птицы» Программные задачи: — совершенствовать грамматический строй речи старших дошкольников; — формировать умение образовывать.

Конспект открытого занятия «Зимующие птицы»Конспект открытого занятия «Зимующие птицы» ема: Зимующие птицы Воспитатель Нижник Ольга Александровна январь 2018год Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах,.

Конспект занятия «Перелетные и зимующие птицы» Образовательная область: Познавательное развитие. Ознакомление с миром природы. Интеграция с другими ОО: Социально-коммуникативное, физическое,.

Источник

Открытый урок окружающего мира "Где зимуют птицы?" 1-й класс

— Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Настроение ваше улучшилось, а значит и урок окружающего мира у нас будет радостным, добрым и, надеюсь, очень интересным.

Очень интересно
Все то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем,
И мир большой познаем!

II. Мотивация учебной деятельности

— Ребята, сегодня я получила удивительное письмо. Какое оно большое!

— Откуда же пришло наше письмо? Смотрите, вот обратный адрес. Написано – Африка.

— Давайте посмотрим, от кого оно может быть? Кто нарисован на конверте? (Лебедь).

— Это письмо от Лебедя из сказки Г. Х. Андерсена “Гадкий утенок”. Вы, наверное, читали сказку или смотрели мультфильм “Гадкий утенок”.

— Кому оно адресовано? (Нам, первоклассникам. Мармыжанская школа). Давайте посмотрим, а что же внутри? (Открываю конверт)

— Письмо. А что же пишет нам Лебедь?

Здравствуйте, дорогие ребята!

Я ? Лебедь из сказки Г.Х. Андерсена “Гадкий утенок”. Вы, конечно, помните, что вырос я на птичьем дворе вместе с домашними птицами, но сейчас зимую в Африке. Здесь солнечно и зелено. Рядом со мной ? много птиц из ваших мест. К сожалению, я пока не знаю, как их зовут, и потому я не могу с ними поговорить.

Я знаю, что в Курской области, там, где вы живете, стоят страшные морозы, а некоторые птички никуда не улетели.

  1. Какие птички улетели на зиму в теплые края и почему?
  2. Какие птички остались зимовать в вашей местности?
  3. Где они укрываются от мороза, чем питаются?
  4. Помогаете ли вы им пережить холода?

Буду с нетерпением ждать ваш ответ.

Ваш друг – Лебедь

— Поиску ответов на эти серьезные вопросы мы и посвятим наш сегодняшний урок.

— Итак, наш урок будет называться “Где зимуют птицы?” (Cлайд 1. Презентация)

III. Изучение нового материала

1. Вступительная беседа учителя

“Какие бывают птицы” Ю. Дмитриев

Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но всё-таки довольно много — около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины (слайд 2), есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие всего несколько граммов (слайд 3). Есть птицы, которые летают выше облаков (слайд 4), а есть и такие, которые вовсе не могут летать (слайд 5). Одни птицы живут только в лесу (слайд 6), другие — только в степи, третьи — там и тут. Но есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах (слайды 7-8). А другие — только на берегу моря (слайд 9). Одни птицы питаются рыбой, другие — насекомыми. Есть хищные, которые поедают других птиц и зверей, а есть “вегетарианцы”, которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена (слайд 10). Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнёзда на земле или в ветвях деревьев и кустов (слайд 11). Одни птицы получили свои имена за голос, другие — за цвет, третьи — за поведение (слайд 12).

2. Знакомство с перелётными птицами

— Ребята, если сейчас выйти на улицу, мы увидим много птичек? А летом? Как вы думаете почему?

— Это потому, что всех птичек можно разделить на 2 большие группы: перелётные и зимующие.

— Лебедь спрашивает, какие птички улетели в теплые края?

— Я приготовила для вас плакат, на котором изображены эти птички. Давайте рассмотрим их. Как они называются?

— Как называют таких птичек?

Перелётными мы называем птиц, которые живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места.

— Посмотрите, наш друг Лебедь прислал нам диск с фотографиями, голосами и загадками перелетных птичек. Попробуем отгадать их.

Показ слайдов. Звучит пение птичек.

1. Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка) (слайд 13)

2. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей) (слайд 14)

Соловей — знаменитый певец наших лесов. По имени этой птички наш Курский край получил название Соловьиный край. В старые времена иметь соловья в доме считалось роскошью, но нигде не было таких заливистых соловьев, как в Курской губернии. Другие соловьи выводили 6-8 трелей. А наш соловей мог напевать целых 12 трелей. В старые времена соловьи стоили очень дорого –25 рублей, а корова — только5 рублей.

— Продолжаем разгадывать загадки.

3. Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-розовый… (Скворец) (слайд 15)

4. Длинногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них Лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавль) (слайд 16)

5. Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится? (Грач) (слайд 17)

6. Эта птичка не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, “зябкое”, как говорят в народе, время. За то, что эта птица улетает и прилетает в зябкое время, и назвали ее ЗЯБЛИКОМ. (слайд 18)

3. Работа по учебнику

— Наш друг Лебедь хотел бы, наверное, узнать, а хорошо ли вы запомнили его друзей перелетных птичек. Давайте откроем учебник на странице 16 и раскрасим красным карандашом кружочки около перелетных птичек.

V. Работа по теме урока. Продолжение

1. Причины перелета в теплые страны

– С приходом зимы жизнь в природе сильно изменилась. Можем ли мы сейчас, выйдя на улицу, услышать разнообразные песни птиц? Почему?

— Рассмотрите рисунки и попробуйте догадаться, почему многие птицы улетают на зиму в тёплые края. (слайд 19)

— Улетают птицы не из-за холодов, а из-за нехватки пищи, так как осенью исчезают насекомые, становится меньше ягод и семян растений. (слайд 20)

2. Прощальный концерт

Улетая на юг, курские певчие птицы нередко устраивают прощальные концерты. В солнечный осенний день вполне можно услышать концерт жаворонка над пустыми полями. Нередко возвращаются к своим домишкам скворцы и тоже издают прощальные трели. Самыми последними, когда мороз уже сковывает воду, покидают наши края лебеди.

3. Места зимовок перелетных птиц

— Как вы думаете, а где зимуют перелетные птицы?

— В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество невероятных вымыслов. 300 лет назад считали, что птицы улетают на Луну, добираясь за 60 дней и погружаются в спячку, так как не находят еды. Другие считали, что птицы летят в дальние страны, но летят самостоятельно только большие и сильные, а маленькие и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших. А ласточки, думали люди, никуда не летят, а зимуют под водой, зарывшись в ил.

Сейчас известно: как ни далёк, как ни труден птичий путь, летят они все самостоятельно. Только на собственные крылья могут полагаться, хотя преодолевают тысячи километров.

4. Работа с картой

— Куда же летят птицы? Учёные выяснили, что ласточки, жаворонки, стрижи, аисты, цапли улетают в Африку. Грачи – во Францию. Утки в Испанию. Скворцы – в Турцию. Журавли в Индию.

5. Работа в тетради с. 14.

— Откройте тетрадь на с. 14 задание №2. На этих схемах зеленым цветом показаны районы, где ласточки и журавли проводят лето. Желтым цветом показаны районы, где они зимуют. Лебедь просит вас отметить синими стрелками направление осенних перелетов ласточек и журавлей. Красными стрелками обозначьте направление их весенних перелетов.

— Как обо всем узнали ученые? Как птицы находят дорогу домой?

6. Окольцовывание птиц

— А узнали они это с помощью маленьких колец (слайд 21), которые они одевали на лапку птице.

— Подумайте, как эти кольца могли помочь учёным?

На каждом кольце свой номер, адрес, где была птица окольцована. И когда кто-то в других странах встречал эту птицу, он сообщал об этом.(слайды 22-24)

Сейчас ученые используют новейшие приборы и узнают о перелетах через спутниковые системы. Также ученые задумывались о том, как птицы находят дорогу домой, как ориентируются. Они ставили опыты: перевозили птиц в самолете и отпускали – птицы возвращались в свои края; перевозили птенцов, но, вырастая, они повторяли путь своих сородичей – возвращались к месту своего рождения и летели зимовать туда, где зимовали всегда их родители. Как птицы находят дорогу? – Эта загадка еще не разгадана. Но и ее природа когда-нибудь откроет.

VII. Работа по теме урока. Продолжение

1. Знакомство с зимующими птицами

— Итак, мы ответили на первый вопрос Лебедя?

— Переходим ко второму вопросу. Какие птички остались зимовать в вашей местности?

— Но некоторые птицы радуют нас своим присутствием, даже в лютую зиму.

— Напомните мне, как называют таких птичек?

(Работа с плакатом “Зимующие птицы” )

— Я приготовила вам загадки и о зимующих птицах:

Показ слайдов с пением птичек.

1. Всё хлопочет и вертится
Всё свистит и суетится,
Ей на месте не сидится,
Называется … (синица). (слайд 25)

У синиц жёлтое брюшко, зеленоватая спинка, а на голове чёрная шапочка. За день синичка съедает столько же насекомых, сколько весит сама. А где же их взять зимой? Вот и прилетает она к жилью человека, где им зернышки или хлебные крошки перепадут. А ещё синичкам очень нравится несолёное сало.

2. В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (Воробей) (слайд 26)

Воробьи зимой стараются держаться поближе к жилью человека. В сильные морозы им холодно ночевать под открытым небом, поэтому они забиваются на ночь в щели домов, под крыши сараев.

3. Зимой на ветках яблоки:
Скорее собери!
И вдруг вспорхнули яблоки!
Ведь это … (снегири). (слайд 27)

4. Трещала с самого утра:
“Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что — пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … (Сорока) (слайд 28)

5. Хожу я ловко по стволам:
Вверх и вниз, тут и там,
Как настоящий акробат.
Чищу все стволы подряд. (Поползень) (слайд 29)

2. Практическая работа

Работа по учебнику с. 16.

— Отметьте синим карандашом зимующих птиц.

3. Групповая работа

— Я предлагаю вам поработать в группах. (Класс делится на две группы). Птицы спорят, кому улетать в тёплые края, а кому оставаться у нас. Помогите им разобраться в этом. Одной группе необходимо выбрать карточки только “перелетных птиц”, а другой – карточки “зимующих птиц”.

Перелетные птицы: зяблик, кукушка, лебедь, ласточка, соловей, грач, скворец.

Зимующие птицы: синица, дятел, поползень, филин, воробей, снегирь, сорока.

4. Знакомство с выставкой кормушек

— Ребята, как мы с вами можем помочь птицам? (Сделать для них кормушки)

— Очень многие птицы зимой погибают от голода. Поэтому важно птиц зимой подкормить, устраивать для них кормушки. На балконе, в саду, в парке, в лесу – везде можно устроить для птиц столовую.

— А какие кормушки приготовили вы? (Показ кормушек)

— Вам помогали родители. Из чего вы смастерили свои кормушки?

— А чем вы кормите птичек?

— Заготовку птичьего корма надо начинать ещё осенью. Мы с удовольствием едим арбузы, а вот семена выбрасываем. Между тем арбузные семена – хороший корм для синиц. Тыквенные и дынные тоже. Надо собирать их. Промывать и просушивать на бумаге, а потом хранить в сухом месте. Как можно больше заготавливать и обычных семечек – плодов подсолнечника, только не жареных, а сырых. Синицы их очень любят.

5. Практическая работа

— Поспорили птицы: кому лететь на юг, а кому дома оставаться? Соберите картинку-пазл и скажите, где будет зимовать птичка.

№ 1 – синички, № 2 – лебедь, № 3 – утки, № 4 – снегири.

VIII. Итог урока

— Наш урок подошёл к концу. И нам пора писать ответ нашему новому другу Лебедю.

Пишут тебе первоклассники из Мармыжанской средней школы. Нас зовут ……..

Мы рады помочь тебе!

Сообщаем, что птиц, зимующих в теплых краях, называют …..

Птиц, которые остались зимовать, называют ….

Мы помогаем им …. С уважением, 1 класс

— Подробнее узнать о жизни птиц вам помогут книги, стоящие на выставке “Пернатые друзья”. Благодарю вас за хорошую работу (слайд 30). Берегите и охраняйте птиц, наших маленьких соседей по планете.

Источник

Читайте также:  Птицы с желтой шеей и черными пятнами