Ознакомление детей с природой в детском саду младшая группа

Консультация «Ознакомление с природой в детском саду» 2 младшая группа

Умение любить природу не придет само собой. В основе сознательного отношения детей к природе должны лежать знания о ней, которые в яркой и эмоциональной форме преподносит детям воспитатель. И здесь многое будет зависеть от умения воспитателя научить детей узнавать каждое растение и оберегать его.

Постижение природы начинается с самого простого- прогулки по своему участку. Наибольший результат достигается через непосредственное наблюдение в живой природе.

Цель прогулок и экскурсий- расширять знания детей о растительном и животном мире, испытывать радость от общения с природой, воспитывать бережное отношение к ней.

Сначала знакомим детей с растениями, растущими на участке, используя стихи или загадки. Надо рассмотреть с детьми траву, цветы, познакомить с деревьями, научить называть их; дерево, трава, цветы. При знакомстве с понятием дерево, обратить внимание , что дерево большое, высокое- надо поднять голову, чтобы увидеть верхушку, на дереве есть листья, они зеленого цвета. Можно рассмотреть с детьми листья с разных деревьев, дать пощупать их поверхность. Организуя игры детей второй младшей группы на распознавание деревьев и кустарников, воспитатель должен помнить, что малыши имеют представление только об отдельных частях этих растений, не знают их общего вида, отличительных признаков. Поэтому игры на распознавание следует начинать, привлекая внимание малышей прежде всего к листьям, имеющим ярко выраженную форму (листья клена, березы, рябины, акации или др.).

Постепенно следует вводить задания, при выполнении которых дети узнают, что одинаковые листья растут только на определенных деревьях; им предлагают найти такие же листья, какие они видели на знакомом дереве. Чтобы дети закрепили в памяти внешний вид некоторых деревьев, надо вводить задания на нахождение растений по описанию взрослого. Это поможет научить ребят находить деревья по одной из знакомых им частей (по листьям, стволу) и по названию.

Д/и «Найди листок, какой покажу»

Дидактическая задач а. Найти предметы по сходству.

Игровое действие. Бег детей с определенными листочками.

Правило. Бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же листок, какой показал воспитатель.

Д/и «Найди, о чем расскажу»

Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.

Игровое действие. Поиск предмета по описанию.

Правило. Бежать к узнанному дереву можно только по сигналу воспитателя.

Осенью привлечь внимание детей к тому, что листья меняют цвет, полюбоваться их красотой, понаблюдать, как они падают с деревьев и медленно кружатся в воздухе. Развивать умение замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, птицы улетают в теплые края.

Занятия по ознакомлению с природой проводятся в течение всего года, как на участке детского сада , так и в помещение. Осенью проводятся занятия по рассматриванию овощей и фруктов (морковь, огурец, помидор)

Учим детей правильно называть их, различать по внешнему виду и вкусу, формировать простейшие представления(огурец, помидор, яблоко едят сырыми, они вкусные и очень полезные)

Д/и «Найди, что покажу»

Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.

Игровое действие. Поиск предмета, показанного и спрятанного воспитателем.

Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.

Д/и «Найди, что назову»

Дидактическая задача . Найти предмет по слову-названию.

Игровое действие . Поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов.

«Найди маленькую морковку и покажи ее всем»

Д/и «Чудесный мешочек»

Дидактическая задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.

Игровое действие. Поиск на ощупь спрятанного предмета.

Правила. В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет всем остальным.

Оборудование. Для первых игр подбирают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, деталям, затем более похожие. Небольшой мешочек (непрозрачный).

На занятиях так же знакомим и с представителями животного мира (3-4 вида, характерных для данной местности). С помощью картинок, игрушек знакомим малышей с характерными особенностями животных, учим различать и называть части тела (у кошки голова, хвост, ноги).Воспитатель помогает внимательно рассмотреть каждое животное; учит их находить на картинках и называть. В конце занятия желательно провести игру: малыши подражают пению петушка, кудахтанью курицы, приседают и клюют зернышки, машут крылышками, пищат как цыплята.

Д\ игра «Угадай, кто кричит? »

Цель: уточнение голосов диких животных.

Д/игра «Угадай, кто это? »

Цель: активизация словаря по теме, уточнение названий диких животных по словесному описанию.

Д/и «Угадай, кто идет! »

Цель: Определять под какую музыку идет медведь, бежит мышка, прыгает зайчик,

— слушание и заучивание песен Е. В. Железновой,

— слушание музыки «Звуки леса»

Чтение худ. лит-ры

чтение сказок «Лиса и заяц», «Волк и козлята», «Два жадных медвежонка», поэзия А. Блок «Зайчик», Д. Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго Зайца- длинные уши», К. Ушинский «Лиса- Патрикеевна».

«У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Хитрая лиса», «Волк и зайцы», «Медвежонок».

В зимнее время необходимо провести занятие посвященное наблюдению за рыбками. Рассказать, что рыбка плавает в аквариуме, у нее есть голова, хвост, плавники. Малыши узнают, что за ними надо ухаживать (менять воду, кормить).

В этом возрасте начинаем формировать умение наблюдать за птицами, прилетающими на участок. На прогулке привлекаем детей к кормлению птиц, обращаем внимание как птицы летают , садятся на кормушку, клюют корм, машут крылышками. Предложить им помахать руками и полетать, как птички.

П/и «Воробушки и автомобиль», «Наседка и цыплята»

В летнее время организовываем на участке игры с водой и песком. В процессе этих игр знакомим со свойствами природных материалов. Обращаем внимание детей на то, что сухой песок рассыпается, а если его смочить водой, то можно лепить пирожки для кукол, делать куличики.

В играх с водой ребенок знакомится с её свойствами( льется, переливается, нагревается, охлаждается)

Во 2 младшей группе знакомим с элементарными правилами поведения в природе(не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и т.д.)

Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного комнатного растения.

Дети на занятиях по ознакомлению с природой и в играх должны усвоить:

— названия комнатных растений (3-4),

-строение комнатных растений: уметь определять их строение, сравнивая со знакомыми объектами растительного мира: «как дерево», «как травка».

-знать части растений:

выделять стебли; воспитатель вводит слово стебель в активный словарь детей постепенно, заменяя его вначале словом ветка;

уметь описать листья: круглые, длинные — овальной формы (как огурчик); окраску (зеленая); величину (большие, маленькие); поверхность листа (гладкий, негладкий);

Ухаживая за растениями в уголке природы, называем свои действия, рассказываем, как надо поливать, цветы, привлекая к этому детей. Учим выполнять простейшие трудовые действия(с помощью педагога), поливать растения, протирать листья влажной тряпочкой. Учим рассказывать о растениях, отмечать характерные признаки цветков (если они есть),листья (большие или маленькие, широкие или узкие, их окраску).

В процессе занятий, игр, наблюдений, чтения художественной литературы дети научатся внимательно и бережно относится к растениям и природе.

Источник



Ознакомление с природой на занятиях в младшей группе
материал по окружающему миру (младшая группа) на тему

Колтакова Анна Алексеевна

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Красота природы не оставляет безучастным даже самых маленьких детей. Знакомя их с природой надо обращать внимание на пение птиц, форму и окраску места, запах цветов, движения животных и т.д. Необходимо, чтобы дети научились чувствовать прекрасное с тем, чтобы в дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красоте.

Читайте также:  Что следует отнести ко второй природе

Скачать:

Вложение Размер
oznakomlenie_s_prirodoy_na_zanyatiyah_v_mladshey_gruppe.docx 19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление с природой на занятиях

в младшей группе

Организуя природоведческие занятия, воспитатель решает две группы задач: 1) последовательно, в определенной системе формирует у детей знания о природе, трудовые навыки, разнообразные умения; 2) использует природоведческое содержание занятий для усвоения речевых умений (усвоение словаря, грамматически правильной и чистой речи и т. д.). Поэтому часть занятий по развитию речи проводится с использованием природоведческого материала.

В младших группах занятия проводятся после наблюдений на прогулках и в уголке природы с целью закрепления, уточнения полученных ранее представлений. Занятия могут быть связаны с внесением нового объекта (рыбка, птичка, кролик и т. д.). Иногда они используются для формирования у детей трудовых навыков (посадка гороха, лука), для первоначального обобщения ранее полученных знаний (рассматривание картины «Зимние забавы»).

Разрабатывая методику проведения занятий, воспитатель в младших группах отдает предпочтение наглядным методам (наблюдение, рассматривание наглядно-иллюстративного материала), а также практическим (труд, игра). Словесные методы (рассказ воспитателя, чтение художественной литературы) применяются как дополнительные.

В младших группах воспитатель должен постоянно работать над закреплением и упрочением знаний детей. Для этого необходимо неоднократно повторять занятия на одну и ту же тему, постепенно усложняя содержание знаний и познавательных умений.

Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в младших группах осенью

Наблюдение за золотой рыбкой. Устройство аквариума

Цель. Формировать представление о внешнем виде рыбки (большая, золотая; у рыбки есть глаза, рот, плавники), о некоторых повадках (живет в воде, плавает, хватает корм ртом; рыбка живая — сама ест, плавает). Обогащать словарь за счет слов, обозначающих названия рыбок, признаки внешнего вида и действия. Воспитывать бережное отношение к обитателям аквариума.

Наблюдение за птичкой (щегол)

Цель. Учить отличать щегла от других птиц по характерным признакам (маленькая, с разноцветными перышками; у щегла есть клюв, глаза, крылья, ноги: клювом щегол клюет зерна, пьет воду, глазами смотрит, с помощью крыльев летает, ног — прыгает; щегол живой — летает, прыгает, ест, пьет). Обогащать и активизировать словарь. Воспитывать бережное отношение к птице и интерес к наблюдению.

Рассматривание осеннего дерева

Цель. Уточнить представление об основных частях дерева: ствол, ветви, листья, корни. Упражнять в различении листьев по цвету, величине. Формировать представление о том, что дерево живое (растет). Учить обследовательским действиям. Обогащать и активизировать словарь. Воспитывать эстетическое восприятие. Рассматривание овощей. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Цель. Учить называть овощи и различать их по цвету (морковь оранжевая, помидор красный, репа желтая), по величине (большой, маленький), по характеру поверхности (гладкий, с бугорками), по вкусу (сладкий, горький, кислый).

Наблюдение за трудом взрослых. Обтирание пыли с листьев фикуса

Цель. Формировать представление о необходимости очищать листья растений от пыли, а также о том, как это делать. Активизировать словарь. Рассматривание клумбы

Цель. Учить детей различать и называть два цветущих растения по цвету цветка, по высоте: учить обследовательским действиям (показать рукой, какое растение — высокое или низкое, понюхать). Воспитывать бережное отношение к растениям, желание рассматривать и любоваться ими. Активизировать словарь.

Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в младших группах зимой

Наблюдение за золотой рыбкой (повторно)

Цель. Уточнить и закрепить представление о внешнем виде и повадках рыбки (тело покрыто чешуей; плавники имеются на спинке, брюшке, на боках и на хвосте; глазами рыбка смотрит, куда плыть, где корм; рыбка живет в аквариуме, в него налита вода, без воды жить не может, в воде она ныряет, плавает; рыбка живая — о ней надо заботиться, кормить ее). Обогащать словарь. Воспитывать бережное отношение к обитателям аквариума.

Наблюдение за щеглом (повторно)

Цель. Уточнить и закрепить представление о птичке (небольшая, красивая, веселая; звонко поет, прыгает; на теле — перышки; есть крылья и ноги: щегол летает, машет крыльями, ловко прыгает по жердочкам; глазами смотрит, где корм; клювом клюет зерна, травку, пьет воду; щегол живой — о нем надо заботиться: кормить, давать воду). Обогащать и активизировать словарь. Воспитывать интерес к наблюдению.

Целевая прогулка по участку детского сада

Цель. Уточнить представление о зиме (снег лежит на земле, на крышах, на деревьях и на кустах; холодно; дети и взрослые тепло одеты; со снегом можно играть, кататься на лыжах, санках). Вызвать эстетические переживания от красоты зимней природы, радость от прогулки. Обогащать и активизировать словарь.

Рассматривание фруктов. Дидактические игры «Чудесный мешочек» и «Угадай, чего не стало»

Цель. Учить различать и называть фрукты по характерным признакам: величина, цвет, вкус, запах, характер поверхности и т. д. Учить обследовательским действиям, развивать память. Активизировать словарь.

Посадка лука в ящики (или в микропарники)

Цель. Уточнить представление о луковице (гладкая, круглая, желтая, есть верхушка и корешки; луковица будет расти). Формировать навыки посадки (поместить в землю — в лунку, крепко нажать, присыпать землей, полить). Активизировать словарь. Воспитывать интерес к выращиванию растений.

Рассматривание картины «Зимние забавы» —

Цель. Уточнить представление о зиме (холодно; дети тепло одеты; они катаются на коньках, лыжах, санках). Активизировать употребление слов: зимний, хрустящий, белый, пушистый, холодный.

Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в младших группах весной

Целевая прогулка «Покажем мишке наш участок»

Цель. Формировать представление о состоянии природы весной (тепло; много зеленой травки, цветов; летают бабочки, жуки; дети легко одеты; играют с песком, водой). Обогащать и активизировать словарь. Вызвать радостные переживания от общения с природой.

Наблюдение за цыплятами

Цель. Учить отличать цыплят от взрослой курицы по характерным признакам (маленькие, желтые, пищат). Формировать представление о некоторых повадках (бегают, взмахивают крылышками, клюют зерна, рубленое яйцо, пьют воду). Активизировать словарь. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Посадка семян гороха в грядки.

Цель. Формировать представление о внешнем виде семени гороха (круглое, зеленое, (желтое), крепкое, гладкое (бугристое)). Учить обследовательским действиям. Формировать навыки посадки (разложить семена в бороздки, присыпать землей, полить). Обогащать и активизировать словарь. Формировать интерес к труду. Рассматривание первоцветов

Цель. Учить различать и называть 1—2 растения (мать-и-мачеха, подснежник) по цвету и форме цветка, по относительной высоте. Закрепить знание о частях растений. Учить обследовательским действиям. Обогащать и активизировать словарь. Вызывать радость от красоты растений, воспитывать бережное отношение к ним.

Цель. Формировать представление о внешнем виде лягушки (большая, зеленая; есть голова, глаза, рот, ноги; лягушка прыгает, плавает). Активизировать словарь. Воспитывать бережное отношение к животному.

Рассматривание картины «Кошка с котятами»

Цель. Закрепить представление о том, что у кошки есть детеныши — котята. Уточнить знание об их внешнем виде и повадках (кошка большая, котята маленькие; у кошки и котят есть голова, глаза, уши, усы, лапы, хвост; шерсть пушистая (гладкая); котята бегают, играют, мяукают). Ввести в активный словарь слова, обозначающие признаки и действия.

Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в младших группах летом

Наблюдение за коровой (или рассматривание картины)

Цель. Формировать представление о внешнем виде коровы (большая; есть голова, рога, глаза, уши, ноги, хвост). Дать знание о некоторых повадках (ест траву, жует, пьет воду; корова дает молоко). Обогащать и активизировать словарь. Воспитывать интерес к наблюдению.

Наблюдение за курами и петухом (или рассматривание картины)

Цель. Учить отличать кур от петуха по характерным признакам (у петуха боль-• шой красный гребешок, бородка, хвост; петух кричит). Дать знание о повадках (ищут и клюют корм, пьют воду, куры несут яйца). Активизировать словарь. Воспитывать интерес к наблюдению.

Целевая прогулка на луг

Цель. Учить различать по характерным признакам 1—2 растения луга и называть их (ромашка, колокольчик, мышиный горошек), различать по величине, окраске и форме цветка. Закрепить знание о частях растений: стебель, листья, цветки, корни, а также о'Том, что они живые (растут). Активизировать словарь. Вызвать радость от красоты луга, эстетическое восприятие.

Рассматривание жука или бабочки

Цель. Учить отличать бабочку от жука (бабочка белая (желтая), крылышки тонкие; жук меньше бабочки, крылья жесткие; бабочка порхает; жук ползает, летает, жужжит). Учить обследовательским действиям. Активизировать словарь. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Наблюдение за лошадью (или рассматривание картины)

Цель. Формировать представление о внешнем виде (лошадь большая; есть голова, ноги, хвост). Дать знание о том, что на лошади перевозят грузы. Обогащать и активизировать словарь. Воспитывать интерес к наблюдению.

Уборка урожая моркови (гороха или редиса)

Цель. Формировать представление о том, что на огороде вырастают овощи. Закрепить представление о моркови (большая, красная (оранжевая), длинная, крепкая, сладкая, сочная, вкусная; есть листья (ботва)). Учить выдергивать морковь из земли. Активизировать словарь.

Цель. Уточнить представление о характерных признаках овощей (морковь красная, крепкая, сладкая; репа круглая, желтая, с хвостиком; огурец зеленый). Учить узнавать овощи на ощупь. Учить обследовательским действиям: погладить, попробовать, надавить. Активизировать употребление слов, обозначающих признаки овощей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей коррекционной дошкольной группе по теме «Перелетные птицы»

Коррекционно-образовательные цели.Знакомство детей с понятиями: «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».Закрепление знания признаков весны, представлений о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье, .

Консультация для родителей по ознакомлению с природой детей второй младшей группы Уважаемые родители!Учите детей замечать состояние погоды. Осенью идет дождь, холодно, ветер; ветер качает деревья.

Консультация для родителей.

Цель: Формирование первоначальных представлений о состояниях и явлениях неживой природы в разные времена года.Задачи:1. Предметно-информационная составляющая:Учить различать объекты и явления пр.

Занятие по ознакомлению с природой «Наблюдение за цыпленком» (вторая группа раннего возраста)

Цель: учить детей узнавать цыплят по некоторым особенностям внешнего вида(маленький, желтый, пушистый, поведения (бегают, пищат, различать части тела(лапки, клюв, крылышки). Сообщить о том, что цыплят.

Патриотическое воспитание младших дошкольников через ознакомление с природой(открытое занятие)

Закрепить знания детей о характерных признаках весны.

Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспект занятия (1 младшая группа) на тему: «Я природе помогу мусор весь я соберу»

1. Познакомить детей с понятием экология, мусор.2. Сортировка мусора по разным признакам.Цель: знакомство детей с принципами сбора мусора и утилизации бытовых отходов.Задачи: 1. Уточнить представления.

Источник

Ознакомление с миром природы детей во 2 младшей группы

Цель: Закрепление знаний детей о диких и домашних животных.

Задачи:

  1. Формировать умение группировать животных, в зависимости от места обитания.
  2. Активизировать речь детей за счёт слов, обозначающих названия животных, слов: шерсть, пасть, лапы и т.д.
  3. Развивать логическое мышление, внимание, умение объяснять свои действия.
  4. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Ход занятия:

— Посмотрите, кто к нам пришел в гости?

1.jpg

— Давайте, посмотрим что он нам принес?

2.jpg

— Это коробочка, а в ней лежат картинки.

-Давайте спросим у Лёвы, что на них нарисовано?

— Лёва говорит ,что он забыл, как они называются.

— Ребята, как можно назвать всех, кто изображён на картинках, одним словом?

3.jpg

А какие бывают животные? (Дикие и домашние).

— Посмотрите на картинку, и назовите диких животных.

— Почему их называют дикими? (Живут в лесу, сами себе добывают пищу, им не нужен человек, чтобы о нем заботились).

— Назовите их жилище. (Дупло). Кто там живет?

4.jpg

— Опишите белку. (Белка – маленький зверек, у нее блестящая рыжая шубка летом, уши – кисточкой. И длинный пушистый хвост)

— Чем она питаются? (Белка – грызун. Питаеся орехами, грибами, ягодами, насекомыми, корой дерева, яйцами птиц, кедровыми семенами).

— Какие еще знаете жилища зверей? (Берлога)

— Кто живет в берлоге? (Медведь).

— Опишите его. (Крупный зверь с коричневой густой шестью и закругленными маленьками ушками, очень коротеньким хвостиком).

5.jpg

-Расскажите по картинке, чем питается медведь весной и летом.

6.jpg

— Назовите еще жилища диких животных. ( нора).

7.jpg

Как она выглядит? (Зверек среднего размера, У нее густой рыжий мех, тонкие темные лапки, острая мордочка и ушки, хитрые маленькие глазки).

— Чем она питается? Посмотрите и расскажите по картинке.

— (Лиса живет в лесу, она хищница, охотится за зайцами. Часто ее добычей является мышата, ест она и насекомых, ловит рыб, питается грибами и лесными ягодами).

8.jpg

Кто живет в логове?

9.jpg

-А теперь найдите на этой картине лишнего животного. Почему он лишний? (Поросенок – это домашнее животное. За ним ухаживает человек).

Найдите на картине диких животных и найдите изображение, чем они питаются? (Медведь любит малину, заяц – грызет морковку, он – грызун, белка — семена шишек, еж ест грибы, фрукты).

Кто еще остался на картинке? (Птица – снегирь. Она тоже живет в лесу).

— Какие животные еще живут в лесу?

10.jpg

Посмотрите, чем он питается. Лось – травоядное животное. Охотно ест молодые побеги деревьев, ветки.

— Расскажите по картинкам, где живут и чем питаются лиса, медведь и белка.

11.jpg

— А почему этих животных называют дикими? (Они живут в лесу, сами добывают еду, ищут и строят жилище, боятся людей).

А каких домашних животных вы знаете? Почему за ними ухаживает человек?

— Как питается кот? Какую пользу он приносит человеку?

12.jpg

— А теперь давайте вспомним, чем питаются другие домашние животные

13.jpg

(Корова, лошадь и козы питаются сеном, соломой, любят и сырые овощи, лошадка любит рожь)

— Угадайте, кто лишний на картинке и почему? (Правильно, медведь. Он сам заботится о себе, сам строит жилище и находит корм для себя. Он – дикое животное.)

14.jpg

— Посмотрите на следующую картинку . Кто из домашних животных нарисован?

Как называется дом для коров? Какую пользу приносят коровы людям?

15.jpg

— А кто живет в хлеву? Какую пользу они приносят людям? Чем они питаются?

16.jpg

— Кто живет в клетке? Как заботится о нем человек?

17.jpg

— Какое различие между дикими и домашними животными? (есть пасть с зубами, четыре лапы, покрыты шерстью, рождаясь, питаются молоком).

— Видишь, Лёва, и сходства между дикими и домашними животными тоже есть. А сейчас мы поиграем в игру.

— Угадайте. Что получает человек от домашних животных?

18.jpg

— Расскажите, чем питаются домашние животные?

19.jpg

— Мы вспомнили, чем похожи и чем отличаются дикие и домашние животные, помогли найти их дома, вы были очень внимательные, вы умные, находчивые, дружные. Но ему Гномику пора уходить, давайте попрощаемся с ним

Источник

Консультация «Ознакомление с природой в детском саду» 2 младшая группа

Умение любить природу не придет само собой. В основе сознательного отношения детей к природе должны лежать знания о ней, которые в яркой и эмоциональной форме преподносит детям воспитатель. И здесь многое будет зависеть от умения воспитателя научить детей узнавать каждое растение и оберегать его.

Постижение природы начинается с самого простого- прогулки по своему участку. Наибольший результат достигается через непосредственное наблюдение в живой природе.

Цель прогулок и экскурсий- расширять знания детей о растительном и животном мире, испытывать радость от общения с природой, воспитывать бережное отношение к ней.

Сначала знакомим детей с растениями, растущими на участке, используя стихи или загадки. Надо рассмотреть с детьми траву, цветы, познакомить с деревьями, научить называть их; дерево, трава, цветы. При знакомстве с понятием дерево, обратить внимание , что дерево большое, высокое- надо поднять голову, чтобы увидеть верхушку, на дереве есть листья, они зеленого цвета. Можно рассмотреть с детьми листья с разных деревьев, дать пощупать их поверхность. Организуя игры детей второй младшей группы на распознавание деревьев и кустарников, воспитатель должен помнить, что малыши имеют представление только об отдельных частях этих растений, не знают их общего вида, отличительных признаков. Поэтому игры на распознавание следует начинать, привлекая внимание малышей прежде всего к листьям, имеющим ярко выраженную форму (листья клена, березы, рябины, акации или др.).

Постепенно следует вводить задания, при выполнении которых дети узнают, что одинаковые листья растут только на определенных деревьях; им предлагают найти такие же листья, какие они видели на знакомом дереве. Чтобы дети закрепили в памяти внешний вид некоторых деревьев, надо вводить задания на нахождение растений по описанию взрослого. Это поможет научить ребят находить деревья по одной из знакомых им частей (по листьям, стволу) и по названию.

Д/и «Найди листок, какой покажу»

Дидактическая задач а. Найти предметы по сходству.

Игровое действие. Бег детей с определенными листочками.

Правило. Бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же листок, какой показал воспитатель.

Д/и «Найди, о чем расскажу»

Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.

Игровое действие. Поиск предмета по описанию.

Правило. Бежать к узнанному дереву можно только по сигналу воспитателя.

Осенью привлечь внимание детей к тому, что листья меняют цвет, полюбоваться их красотой, понаблюдать, как они падают с деревьев и медленно кружатся в воздухе. Развивать умение замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, птицы улетают в теплые края.

Занятия по ознакомлению с природой проводятся в течение всего года, как на участке детского сада , так и в помещение. Осенью проводятся занятия по рассматриванию овощей и фруктов (морковь, огурец, помидор)

Учим детей правильно называть их, различать по внешнему виду и вкусу, формировать простейшие представления(огурец, помидор, яблоко едят сырыми, они вкусные и очень полезные)

Д/и «Найди, что покажу»

Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.

Игровое действие. Поиск предмета, показанного и спрятанного воспитателем.

Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.

Д/и «Найди, что назову»

Дидактическая задача . Найти предмет по слову-названию.

Игровое действие . Поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов.

«Найди маленькую морковку и покажи ее всем»

Д/и «Чудесный мешочек»

Дидактическая задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.

Игровое действие. Поиск на ощупь спрятанного предмета.

Правила. В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет всем остальным.

Оборудование. Для первых игр подбирают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, деталям, затем более похожие. Небольшой мешочек (непрозрачный).

На занятиях так же знакомим и с представителями животного мира (3-4 вида, характерных для данной местности). С помощью картинок, игрушек знакомим малышей с характерными особенностями животных, учим различать и называть части тела (у кошки голова, хвост, ноги).Воспитатель помогает внимательно рассмотреть каждое животное; учит их находить на картинках и называть. В конце занятия желательно провести игру: малыши подражают пению петушка, кудахтанью курицы, приседают и клюют зернышки, машут крылышками, пищат как цыплята.

Д\ игра «Угадай, кто кричит? »

Цель: уточнение голосов диких животных.

Д/игра «Угадай, кто это? »

Цель: активизация словаря по теме, уточнение названий диких животных по словесному описанию.

Д/и «Угадай, кто идет! »

Цель: Определять под какую музыку идет медведь, бежит мышка, прыгает зайчик,

— слушание и заучивание песен Е. В. Железновой,

— слушание музыки «Звуки леса»

Чтение худ. лит-ры

чтение сказок «Лиса и заяц», «Волк и козлята», «Два жадных медвежонка», поэзия А. Блок «Зайчик», Д. Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго Зайца- длинные уши», К. Ушинский «Лиса- Патрикеевна».

«У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Хитрая лиса», «Волк и зайцы», «Медвежонок».

В зимнее время необходимо провести занятие посвященное наблюдению за рыбками. Рассказать, что рыбка плавает в аквариуме, у нее есть голова, хвост, плавники. Малыши узнают, что за ними надо ухаживать (менять воду, кормить).

В этом возрасте начинаем формировать умение наблюдать за птицами, прилетающими на участок. На прогулке привлекаем детей к кормлению птиц, обращаем внимание как птицы летают , садятся на кормушку, клюют корм, машут крылышками. Предложить им помахать руками и полетать, как птички.

П/и «Воробушки и автомобиль», «Наседка и цыплята»

В летнее время организовываем на участке игры с водой и песком. В процессе этих игр знакомим со свойствами природных материалов. Обращаем внимание детей на то, что сухой песок рассыпается, а если его смочить водой, то можно лепить пирожки для кукол, делать куличики.

В играх с водой ребенок знакомится с её свойствами( льется, переливается, нагревается, охлаждается)

Во 2 младшей группе знакомим с элементарными правилами поведения в природе(не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и т.д.)

Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного комнатного растения.

Дети на занятиях по ознакомлению с природой и в играх должны усвоить:

— названия комнатных растений (3-4),

-строение комнатных растений: уметь определять их строение, сравнивая со знакомыми объектами растительного мира: «как дерево», «как травка».

-знать части растений:

выделять стебли; воспитатель вводит слово стебель в активный словарь детей постепенно, заменяя его вначале словом ветка;

уметь описать листья: круглые, длинные — овальной формы (как огурчик); окраску (зеленая); величину (большие, маленькие); поверхность листа (гладкий, негладкий);

Ухаживая за растениями в уголке природы, называем свои действия, рассказываем, как надо поливать, цветы, привлекая к этому детей. Учим выполнять простейшие трудовые действия(с помощью педагога), поливать растения, протирать листья влажной тряпочкой. Учим рассказывать о растениях, отмечать характерные признаки цветков (если они есть),листья (большие или маленькие, широкие или узкие, их окраску).

В процессе занятий, игр, наблюдений, чтения художественной литературы дети научатся внимательно и бережно относится к растениям и природе.

Источник