Памятка живая неживая природа

Новости

Уважаемые родители, поговорите с ребёнком о том, какое время года сейчас, какие изменения произошли в живой и неживой природе, вспомните названия весенних месяцев; понаблюдайте за изменениями в природе во время совместной прогулки в своём дворе.
Формируйте, представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
Развивайте,любознательность, наблюдательность; воспитывайте, бережное отношение к природе.
Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребёнка. Экологическое воспитание должно проводиться как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье.

1. Не ограничивайтесь интересом к животным и растениям.
2. Чаще обращайте внимание детей на явления и свойства неживой природы (вода, воздух, песок, камни, почва, солнце и др.) т. к. животные привлекают детей своей подвижностью, а неживая природа не подвижна, поэтому дети дошкольного возраста не обращают на неё внимания.
3. Поощряйте даже малейший интерес детей к неживой природе, не игнорируйте вопросы детей, особенно те, которые носят познавательный характер.
4. Если ребёнка заинтересовало то, или иное явление в неживой природе, не спешите сразу же всё ребенку объяснить, постарайтесь, чтобы ребёнок сам понял, в чём причина изменений.

ПОИГРАЙТЕ С РЕБЁНКОМ ДОМА

"Назови ласково" – солнце – солнышко, ветер-ветерок, вода-водичка, лёд-лёдик.

"Какой ветер?" — тёплый, холодный, морозный.

"Какая вода?" — прозрачная, холодная, тёплая, горячая.

«Какая бывает вода?»
Ребёнок отвечает: прозрачная, бесцветная, соленая, холодная, теплая, горячая, простая, чистая, родниковая, дождевая, почвенная, жесткая, мягкая, талая, пресная, колодезная, ключевая, морская, подземные воды, минеральная, питьевая, водопроводная, дистиллированная, ливневая, мертвая и живая, святая.

«Что может делать вода?»
Ребёнок отвечает: Бежать, течь, капать, литься, бушевать, замерзать, испаряться, загрязняться, капать, шуметь, журчать.

«Где ты капелька бываешь?»
Взрослый: где путешествует капелька воды? Назовите эти места.
Ребёнок: лужа, пруд, ручей, озеро, море, океан, снег, лед, сосулька, пар, дождь.

Подвижная игра «Дождик и солнышко».
Для игры потребуется зонтик.Под него малыш будет прятаться во время команды: «Дождик».
Перед игрой объясните ребенку: «Когда светит солнышко, все весело гуляют, но вдруг, подует холодный ветер, солнышко спрячется за тучи и пойдет дождь. Он сначала будет капать потихоньку, а потом все сильнее и сильнее. Где же можно спрятаться нашему малышу от дождя? Конечно, под зонтиком!»
После объяснения даем малышу команду: «Солнышко ярко светит». Ребенок произвольно бегает или ходит по комнате.
По команде: «Закапал дождик» взрослый с ребенком выставляют вперед ладошки, ловя дождь,и медленно проговаривая: «Кап – кап – кап».
«Пошел сильный дождь!». Взрослый раскрывает зонт и малыш под него прячется.Взрослый барабанит сверху по зонтику пальцами и быстро произносит: «Кап – кап – кап!» Малыш в том же ритме повторяет за ним.
«Прошел дождик, снова выглянуло солнышко, можно идти гулять». Игра повторяется

Упражнять в умении воспроизводить задуманное количество и называть словами один и много (одна капля, много капель)

Упражнять ребёнка в различении и назывании части суток: утро, вечер.

Составлять предложения из слов : зонт, дождь, от, нужен; солнце, выглянуло, тучка, из-за; дует, ветер, сильный.

Источник



Живая и неживая природа определение, отличие, признаки, примеры явлений и предметов

Живая и неживая природа определение, отличие, признаки, примеры явлений и предметов

Живая и неживая природа составляют основу окружающего мира. Интересные свойства живой и неживой природы стали причинами наук ботаники, биологии, химии, физики, астрономии.

Окружающий мир так разнообразен и интересен, что каждый день делаются новые и новые открытия по его изучению.

Чтобы рассказать детям на уроке о живой и неживой природе, лучше всего использовать картинки и фото. Дошкольники могут поучаствовать в веселой викторине на тему Кто есть кто.

1 класс подходящий для обсуждения темы Человек и природа с рассказами учителя. У 2 класса можно проводить тематические уроки Воздух, Вода, Почва в рамках цикла Введение в экологию.

3 класс готов к изучению явлений природы, школьников можно вывести на открытый урок в парк. Для 4 класса не будет лишним проведение элементарных опытов с использованием лупы, микроскопа, дневника наблюдений за погодой и т. п.

Мир живой природы

Мир живой природы представлен живыми организмами. Живая оболочка Земли имеет определение биосфера.

Живая и неживая природа определение, отличие, признаки, примеры явлений и предметов

Она является средой обитания всех живых организмов.

Классификация живых организмов в природе:

  • растения, в т. ч. грибы, деревья, цветы,
  • животные, в том числе птицы, земноводные, рыбы, рептилии, хищники,
  • человек.

Объекты и явления неживой природы

Живая и неживая природа определение, отличие, признаки, примеры явлений и предметов

К объектам неживой природы относят:

  • воздух и его составляющие (ветер, облачные массы),
  • воду и ее производные (дождь, снег, ледники, айсберги),
  • почву и ее образующие (горы и горные породы (гранит, мрамор), камни),
  • полезные ископаемые (металлы, драгоценные металлы),
  • органические вещества (минеральные соли),
  • планеты, звезды, небесные тела (Земля, Луна).

Живая и неживая природа определение, отличие, признаки, примеры явлений и предметов

Явления неживой природы называются физическими. Примеры таяние льда, кипячение воды, горение дров в костре.

Среди физических явлений различаются:

  • механические (падение предметов вниз (шишек с дерева), подскок их вверх при ударе о землю),
  • тепловые (горящий уголь, теплый воздух на солнце),
  • световые (тень, свет, темнота) и другие.

Чем живая природа отличается от неживой

Главное отличие способность к росту и развитию.

Живая и неживая природа определение, отличие, признаки, примеры явлений и предметов

Например, камень не будет меняться под воздействием солнца и воды, а цветок будет.

Каждое живое существо имеет жизненный цикл. Оно рождается на свет, питается за счет воздуха, воды и веществ (органических или неорганических), размножается (цветы опыляют пчелы) и умирает (цветы увядают).

Неживые объекты не имеют жизненного цикла.

Живая и неживая природа определение, отличие, признаки, примеры явлений и предметов

Законы природы заставляют неживую природу меняться:

  • Земля вращается вокруг Солнца, благодаря чему день сменяется ночью,
  • снег всегда тает в тепле, так что летом снега не бывает,
  • приливы и отливы в морях происходят под воздействием Луны,
  • морские течения регулируют круговорот воды на земном шаре,
  • реки текут из истоков и впадают в систему мирового океана.

Признаки живой и неживой природы

Свойства живых организмов:

  • дыхание,
  • потребность в пище,
  • способность к размножению,
  • рост,
  • старение и умирание.

Все перечисленные факторы (живой природы) называются биологическими явлениями. Через питание и дыхание осуществляется связь организмов с окружающей средой. Она выражается в обмене веществ между организмами и средой обитания.

Живая и неживая природа определение, отличие, признаки, примеры явлений и предметов

  1. Дыхание. Рыбы дышат жабрами в воде, человек имеет легкие, чтобы дышать, у растений имеются клетки, поглощающие углекислый газ.
  2. Питание. Человек может питаться как растениями, так и животными. Животные делятся на хищников и травоядных. Береза питается водой.
  3. Размножение. Без способности к размножению животные и растения исчезли бы с лица Земли. Так исчезли мамонты, морские коровы, тарпаны, слоновые черепахи, золотые лягушки. Причины их вымираний изменение условий обитания. Их было слишком мало, и они были не приспособлены к жизни в других условиях.
  4. Рост или преобразование. Все рождаются маленькими, потом увеличиваются в размерах. Цыплята, например, делают это сначала в оболочке в яйце, только через некоторое время вылупляются.
  5. Умирание. Примеры листопад, высыхание деревьев, лишение естественной среды (умирает рыба, выброшенная на берег из воды).
Читайте также:  Поведение кенгуру в природе

Живая и неживая природа определение, отличие, признаки, примеры явлений и предметов

Ни одно живое существо, кроме человека, не осознает временных границ своей жизни. Все рождаются и котята, и щенки, и кролики, и медвежата и никто из них не подозревает, что когда-нибудь умрет.

Наличие сознания признак человека.

Все умирает на земле и море,

Но человек суровей осужден:

Он должен знать о смертном приговоре,

Подписанном, когда он был рожден (С. Я. Маршак).

Признаки неживой природы заключаются в ее законах, изученных человеком. Планеты, горы, облака не рождаются и не стареют, а появляются и исчезают под воздействий физических условий. Они могут быть уничтожены или изменены.

Пример: Высыхание луж это не смерть, а испарение, превращение воды в пар.

Живая и неживая природа определение, отличие, признаки, примеры явлений и предметов

Планеты составляют Солнечную систему много веков подряд. Они не могут дышать, самостоятельно двигаться, питаться. Все, что окружает нас, состоит из одних и тех же веществ мельчайших компонентов, невидимых глазу (атомов).

Связь между живой и неживой природой

Связь между живой и неживой природой такова, что живая не существует без неживой. К примеру, все живое погибает без солнца, воды и воздуха.

Живая и неживая природа определение, отличие, признаки, примеры явлений и предметов

Растения растут на земле, при содействии влаги и солнечного света и сами служат пищей для животных.

Человек часть живой природы. Он не может существовать в голой пустыне, где нет воды. Из камней он строит дома, на песках возводит дороги.

Живая и неживая природа определение, отличие, признаки, примеры явлений и предметов

Связи проявляются в следующих видах:

  1. Цепи питания. Пример-схема: сосна — жук — короед — дятел. Сосна растет и образует кору. Жук питается корой. Дятел питается жуками и семенами сосны.
  2. Пищевые сети. Образуются из цепей. Пример: кузнечики, мыши, зайцы питаются травой, сами же служат пищей птицам (ястребам) и хищникам (ящерицы, змеи, лисы).

Общее между живой и неживой природой то, что все эти объекты составляют единый мир, в котором живем мы с вами.

Связь между живой и неживой природой неразрывна. Природа в целом едина. Лес одновременно совокупность и живых, и неживых природных объектов. Деление природы на живую и неживую нужно для науки, для ее изучения.

Источник

Живая и неживая природа — что относится, схема взаимодействия

Окружающий нас мир, который не сотворен человеком, называется природой, тесно связывающий все живое и неживое. С древних времен и до наших дней ее не перестают исследовать ученые. Предмет, изучающий природу, называется биология. О том, что природа состоит из живой и неживой, знает каждый ученик 2 класса, в то время, когда дошкольник и понятия не имеет о двух видах природы.

Живая природа

К такому виду природы относятся организмы, которые живут полноценной жизнью, то есть появляются на свет, питаются, растут и умирают. Для поддержания жизни им необходима еда, вода, тепло и, конечно, воздух. Ниже более подробно рассмотрим различных представителей живой природы.
Живая и неживая природа - что относится, схема взаимодействияРис. 1. Микроорганизмы

Микроорганизмы

Из общего развития известно, что бактерии, грибы и вирусы могут жить почти в любом месте. Для них самое главное, чтобы в среде их обитания была вода. Они были замечены даже на твердых горных породах. Развиваться им помогают растения, животные или другие живые организмы, что дает им большие шансы на выживание, где бы они ни были.

Важно! Точного количества микроорганизмов на Земле до сих пор неизвестно. Биологи предполагают, что их свыше 1 млн.

Микроорганизмы обладают свойством быстрого размножения. Эти природные тела могут как приносить пользу, так и вредить. Однако и последние могут помочь в том случае, если происходит лечение некоторых заболеваний, когда пользуются частью вирусов (например, при прививках).

Важно! Из класса грибов самый большой — опенок, его можно найти у подножия Голубых гор. Сложно поверить, но его грибница составляет 4 километра.

Популяция рыб насчитывает свыше 30 000 видов. Как известно, для того, чтобы дышать, рыбы используют жабры, но есть и двоякодышащие рыбы — они могут дышать воздухом, используя легкие. Также существуют рыбы, которые долгое время способны обходиться без воды, как, например, илистые прыгуны. В морской среде обитания можно встретить рыб размером в несколько миллиметров, а также в несколько метров. Эти представители живой природы вместе взятые имеют более 32 000 форм и окрасок.

Важно! Каждый год специалисты открывают примерно 2000 видов морских обитателей, которых раньше мы не видели.

Живая и неживая природа - что относится, схема взаимодействияРис. 2. Живая природа

Растения

Существует более 350 тысяч разнообразных видов растений. Если бы не было растений, человек и все живое не смогли бы дышать, ведь деревья и все растения выделяют кислород — жизненно необходимую смесь газов. Немаловажным является то, что они впитывают в себя углекислый газ, плохо влияющий на здоровье человека и климатическое состояние планеты Земля. Человеку и животному растение служит также пищей. Во многих растениях есть элементы, которые положительно влияют на здоровье человека. Хотя, конечно, не все виды растений можно употреблять — некоторые из них включают в своем химическом составе токсичные вещества и способны даже привести к летальному исходу. Для улучшения экологии человек искусственно высаживает различные растения — так организуются парки, лесополосы.
Живая и неживая природа - что относится, схема взаимодействияРис. 3. Животный мир Земли

Животные

В животном мире насчитывается более 1,6 миллионов видов представителей. К животным относят зверей, птиц, земноводных, насекомых. Существует Красная книга, где записаны редкие виды животных, то есть те, которых на земле осталось очень мало. В ней уже около 400 видов.

  • хищных, то есть львы, рыси, змеи, гепарды и т.д. (питаются себе подобными);
  • травоядных — зайцы, слоны, лани, олени и т.д. (которые едят траву либо другие растения).

Каждый вид животных обитает в определенной зоне на Земле, исходя из особенностей образа жизни, питания, приспособленности.

Важно! Наблюдается интересное явление у животных: если они живут на территории ледников и высоких гор, то они будут окрашены в светлый цвет. Цвет охра на животных можно встретить в пустынной местности или степи.

Говоря про животных, можно сказать об их пользе для человека. Благодаря им у человека есть мясо, молоко, яйца и много других необходимых для человека продуктов. Они обеспечивают человека даже своей шерстью для пошива одежды и обуви.

Важно! Многие экологи сегодня борются за то, чтобы люди перестали убивать животных с целью использования их шкур для пошива одежды в массовых масштабах. Для этого даже создаются специальные Антимеховые коалиции, регулярно проводятся мероприятия по пропаганде. А еще, чтобы предотвратить вымирание некоторых видов, Всемирное общество защиты животных пытается вести активную борьбу с браконьерами и теми, что калечит разные виды животных ради наживы (например, теми, кто вырезает бивни у слонов и рога носорогов).

Человек

Смотря на признаки живой природы, становится очевидным, что к ней примыкает и человек. Как и другие представители этой природы, люди нуждаются в том, чтобы поесть, попить и дышать. Но их отличает наличие более развитого разума.
Живая и неживая природа - что относится, схема взаимодействияРис. 4. Горы и песок как пример неживой природы

Читайте также:  Основные понятия досократической философии природа логос космос и другие

Неживая природа

Объектами неживой природы называются воздух, вода, почва и минералы. Данные объекты находятся в трех известных состояниях — жидком, твердом и газообразном:

  • К жидким можно отнести воду, текущую в реке, облака и падающий с них дождь или снежинки, туман и нефть.
  • К твердым относятся камни, горы, песок и лед.
  • Газообразные представляются в виде пара и воздуха. Также к данному виду природы можно отнести Солнце.

Неживая природа отличается тем, что на протяжении долгих лет у ее представителей не наблюдаются изменения. У них нет нужды в том, чтобы пополнять свои силы питанием, чтобы дышать, и они не могут воспроизводить себе подобных. Только под действием окружающих факторов они способны изменяться каким-либо образом. Эти объекты не появляются на свет в результате рождения.

Важно! Вода способна принимать три агрегатных состояния: твердое, жидкое и газообразное. К примеру, она может быть твердой во время ледостава, жидкой в виде чая и газообразной в виде пара, испаряемого от кипящего чайника.

Также к неживой природе относятся звезды и планета Земля. По имеющимся данным, наша планета является единственной, на которой есть жизнь, хотя однозначно этого утверждать нельзя и продолжаются исследования космоса.
Живая и неживая природа - что относится, схема взаимодействияРис. 5. Вода и камни как пример неживой природы

Связь между живой и неживой природой

Выше были рассмотрены примеры двух видов природы. Следовательно — напрашивается вывод, что между ними есть очевидная связь. В мире все находится во взаимной согласованности и подчиняется определенному порядку. Представители живой природы не существовали бы без представителей неживой. Солнце, воздух, вода, земля, которые относятся к неживой природе, делают ее живой.

Охрана окружающей среды

Природа является домом всего живого. Для того чтобы Земля была чистой, ее нужно беречь от загрязнения. Для того чтобы экологическая обстановка улучшилась, необходимо:

  • Сократить выбросы вредных веществ в атмосферу от различных промышленных заводов.
  • Создать заповедники и парки, чтобы сохранить природные комплексы.
  • После отдыха на природе необходимо оставлять чистоту, убирая за собой весь мусор.

Хорошо, если бы человек понял, что чистая природа — это там, где не сорят, а не там, где убирают. Баланс между живой и неживой природой дает жизнь всему на Земле. Также, благодаря гармонии двух видов природы, мы можем наблюдать красоту творения. Чтобы лучше усвоить материал, посмотрите также предложенное видео.

Источник

Консультация для родителей «Наблюдаем за живой и неживой природой»
консультация на тему

Ищук Ольга Александровна

У каждого времени года есть свое неповторимое очарование. Отправляйтесь на прогулку в любой день. Самое главное – будьте вместе со своим малышом! Наблюдайте, разговаривайте, творите, ваши летние прогулки будут интересными и полезными.

Наблюдение – это неисчерпаемый колодец эстетических впечатлений, которое благоприятно влияет на эмоциональное состояние малыша. Самое главное, что наблюдения должны проводиться систематически, это необходимо для того чтобы приучить детей к внимательности, развитию наблюдения, а также интеллектуального воспитания.

Скачать:

Вложение Размер
Консультация для родителей «Наблюдаем за живой и неживой природой» 34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Наблюдаем за живой и неживой природой»

У каждого времени года есть свое неповторимое очарование. Отправляйтесь на прогулку в любой день. Самое главное – будьте вместе со своим малышом! Наблюдайте, разговаривайте, творите, ваши летние прогулки будут интересными и полезными.

Наблюдение – это неисчерпаемый колодец эстетических впечатлений, которое благоприятно влияет на эмоциональное состояние малыша. Самое главное, что наблюдения должны проводиться систематически, это необходимо для того чтобы приучить детей к внимательности, развитию наблюдения, а также интеллектуального воспитания.

Наблюдения за неживой природой летом

1. Сезонные и погодные явления

Солнце светит ярко. Дожди редкие, тёплые, иногда – ливневые, с молнией, громом и градом. Во время наблюдений за дождём детей подводят к пониманию причин разного характера осадков зимой и летом, их зависимости от температуры воздуха. Интересно наблюдать утреннюю и вечернюю росу, туман, объяснять причину их образования. В начале лета бывает прохладно, погода часто меняется. С середины июня становится жарко. Показывать и уточнять: погожий денек, летний дождь. Связывать сезонные условия с облегченной одеждой детей. Прослушивание стихов способствует красочному восприятию и подводит детей к понятию — лето красное. Показать яркое сезонное явление — радугу. Старшие дети учатся по отдельным признакам определять состояние погоды. Середина лета наступает в июле, с момента цветения липы. Июль – самый жаркий месяц года, часто бываю ливни, грозы. В водоёме тёплая вода, можно купаться. В августе происходит спад лета. Дни стоят тёплые, но солнце уже не печёт так сильно, как в июле. Заканчиваются грозы, появляются прохладные ветры, туманы. Вода в водоёмах остывает. Для того чтобы показать детям, что летом бывает самый длинный день, продолжают наблюдения за временем восхода и захода солнца, которые проводятся в разные сезоны. На прогулках наблюдают за высотой стояния солнца. В подготовительной группе, определяя высоту солнца, можно понаблюдать за тенью от предметов, от самих детей утром, когда солнце ещё не взошло высоко, и днём, когда солнце почти над головой, измерить длину тени. Для наблюдений необходимо выбрать открытое удобное место, воткнуть в землю палку и наблюдать за тенью, которую отбрасывает вертикально стоящая палка, освещённая солнцем. Дети замечают, что чем выше поднимается солнце, тем короче тень от палки. На основе знакомства с народными приметами дети учатся подмечать изменения в природе, прогнозировать состояния погоды.
2. Вода, песок, глина, камешки, ракушки

Даются детям под контролем взрослого. Представления о свойствах этих природных материалов уточняются, углубляются и закрепляются в процессе организованных наблюдений и самостоятельной деятельности детей. Самыми актуальными и любимыми играми в летний период являются игры с водой и песком.

Наблюдения за живой природой летом

1. Наблюдения за растениями летом

Прогуливаясь с детьми по парку, скверу обратите внимание на деревья. На деревьях и кустарниках – пышная и зелёная листва. Дети рассматривают листья различных деревьев, отмечают, что они разные по форме, размеру; различают и называют кусты и деревья. Луговые цветы: одуванчик, зверобой, тысячелистник, клевер, ромашка, пижма, колокольчик. Садовые: пион, флокс, гладиолус, настурция, роза, астра, георгин. Люди заготавливают сено, собирают урожай овощей, фруктов и ягод. Наблюдения проводятся с целью обогащения представлений детей о растениях. Формируется умение обращать внимание на красоту природы, умение видеть красивое, восхищаться им. Дети учатся беречь растения, не мять, не рвать их без надобности.
2. Наблюдения за животными летом

Продолжать работу по ознакомлению с животными. Закреплять представления, полученные детьми весной. Животные заботятся о детёнышах, учат добывать пищу, прятаться от врагов. Дети должны знать, как ведут себя животные, как называют их маму и папу. Младшие имитируют движения и голосовые реакции животных, старшие перечисляют. Воспитанникам следует объяснить, откуда берутся бездомные животные, чем они опасны.

3. Наблюдения за птицами летом

Летом дети продолжают наблюдать птиц. Обращают внимание на то, как быстро летают птицы, отлавливая насекомых, отмечают как часто прилетают они к гнезду с кормом для птенцов. Воспитатель рассказывает о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения. Обследуя деревья, дети встретятся со следами разрушительной работы жуков-короедов и дровосеков. Ребята сами сделают вывод: «Если не будет птиц, то лес погибнет». Надо предупредить дошкольников, что гнёзда птиц трогать нельзя, иначе они перестанут жить в них. В июле воспитатель обращает внимание детей на то, как постепенно стихает пение птиц.

4. Наблюдения за насекомыми

Появляется много насекомых: бабочка, кузнечик, пчела, муравей, муха, жук, комар, стрекоза. Бабочка, мотылек, любоваться ими всем вместе, рассматривать строение их тел с помощью лупы. Предложить детям послушать стрекотание кузнечика, понаблюдать, как скачет и прячется в траве. Вызвать у детей доброе отношение к этому безобидному существу. Божья коровка, жук. При наблюдении использовать лупу. Рассматривать ножки-паутинки, трещинку на спинке, крылышки. Формировать желание любоваться и оберегать живые существа, не причинять им вред. Летом детям и взрослым досаждают неприятные «соседи» — мухи, осы. Однако в природе нет ничего лишнего. Объясните детям, что мухи уничтожают гниющие растительные и животные останки, являясь санитарами. Осы приносят пользу, поедая вредных насекомых, в том числе и комнатных мух. Необходимо формировать у детей бережное отношение к насекомым.

Источник

Консультация для родителей на тему: "Знакомство дошкольников с неживой природой"

Это все, что нас окружает, кроме сделанного человеком. Природа делится на живую (растения, животные, насекомые, грибы, человек, вирусы, бактерии) и неживую (например Солнце, Луна, горы, почва, радуга, вода, небо и т.д.). Признаки живой природы – дыхание, рост, питание, размножение, движение, умирание.

♦ Поговорите с детьми, познакомьте их с этими понятиями. Посмотрите книжки, картинки, которые помогут проиллюстрировать данные понятия.

♦Поговорите о каком-нибудь объекте природы. Например, о ветре, или о камнях. Обыграйте и рассмотрите различные ситуации с объектами природы, например, расскажите ребенку, что камень упал и раскололся на две части. Живой он или нет? Нет. Но ведь было 1, а стало 2. Объясните, почему такое деление не считается размножением. Камень –это тело природы. А тела в природе могут изменяться, или вода в реке движется, а ведь она не живая. Движется из-за перепада высот.

♦ Послушайте звуки природы и определите, где звуки живой (пение птиц, кваканье лягушек и т.д.) и неживой (шум дождя, вой ветра и т.д.)

♦ Расскажите, что дерево – объект живой природы, а бревно или стол- неживой. Вывод: это предметы сделанные из объектов природы. Можно сделать лото: объект природы- вещь, полученная из объекта природы.

♦ Прочитайте стихи и посмотрите, как неживая природа помогает живой:

Воробей живет под крышей,

В теплой норке домик мыши

У лягушки дом – в пруду

Домик пеночки – в саду.

Эй, цыпленок, где твой дом?

Назовите объект живой / неживой природы. Поговорите о роли природы в нашей жизни.

Вывод: природа даёт человеку одежду, питание, материалы для жилья, настроение хорошее!

♦ Прочтите детям стихотворение, найдите объекты, указанные в нем. Определите, что относится к живой / неживой природе.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо – светло –голубое,

Солнце светит золотое

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и леса

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг природа.

♦ Можно взять картинки с изображением живой /неживой природы. Дополните картинками с изображением домов, одежды, машин, игрушек. Попросите разложить в стопочки (живая, неживая и всё остальное). Если ребенок затрудняется с ответом, что отложено в отдельную стопку – подведите к мысли, что это то, что сделал человек: построил дом, создал транспортное средство. Следите за интересом ребенка, ведь везде можно найти тему для игры, ведь даже в стиральной машине можно найти:

Неживую природу – воду

Творение человека – машину

Результат живой природы – ткань.

Живая природа – двигаемся;

Игры – задания (например, при поездке в транспорте, прогулке)

☺Вы называете предмет, ребенок описывает из чего сделан (дополнительно из каких веществ – дерево, стекло, металл, пластмасса и т.д.)

☺Что я вижу? (предметы неживой природы)

☺Поиграйте в игру: Что я задумал? «Кто — то загадывает предмет (например, ромашка). Второй загадывает вопрос, попытайся угадать задуманное».

☺Если Вы научите ребенка группировать предметы, то и рассказать он может о чем угодно, опираясь на признаки группы.

В ходе игры учите правильно ставить вопрос, каждый новый вопрос должен сокращать число предметов в группе.

1. Вопрос – Предмет из мира человека? Нет (вывод – мир природы).

2. Вопрос – предмет живой природы? Да (будем выбирать из групп, принадлежащих к живой природе)

3. Это животное? Нет (перечисляем дальше – растения, грибы).

4. Это растение? Да (покажем, что и эту группу можно разделить на деревья, кусты, травянистые растения) т.д.

♦ Летом можно продолжать знакомить с глиной, песком, землей, камнями. Можно сравнить их, провести различные опыты с ними. Рассмотрите картинки с камнями, расскажите о их происхождение, где используются. Камни безусловно, принадлежат к самым «легко добываемым экспонатам». Ведь они в буквальном смысле валяются под ногами. К тому же камни, если к ним отнестись серьезно и внимательно, могут рассказать о жизни нашей Земли. Некоторые из них были свидетелями тех времен, когда большей части животных и в помине не было, не говоря о уже о человеке. Извержение вулканов, превращение живых организмов в окаменелости, образование угля, нефти – все это темы которые можно связать с простым собиранием камней.

Источник