Период индивидуального развития растения от образования зиготы до формирования семени

Тест. 6. Индивидуальное развитие растений

Период индивидуального развития от момента образования зиготы до формирования семени называют:

Варианты ответов
  • индивидуальным развитием
  • зародышевым развитием
  • периодом старости
  • периодом зрелости
  • периодом юности
Вопрос 4

Индивидуальное развитие организма от момента образования зиготы до смерти называется

Варианты ответов
  • спорофит
  • онтогенез
  • биогенез
  • зародыш
Вопрос 5

Зародышевым периодом растений называют

Варианты ответов
  • Период индивидуального развития от образования зиготы до формирования семени
  • Период развития от образования зиготы до смерти организма
  • Период индивидуального развития организма с момента рождения организма до его смерти
  • Период развития от формирования семени
Вопрос 6

Зародыш – это

Варианты ответов
  • Зачаток нового растения, находящийся в корне
  • Зачаток нового растения, находящийся в стебле
  • Зачаток нового растения, находящийся в почке
  • Зачаток нового растения, находящийся в семени
Вопрос 7

К развитию после образования семени относят

Варианты ответов
  • Период юности
  • Зародышевый период
  • Период индивидуального развития
  • Период роста организма
Вопрос 8

Верны ли следующие утверждения

А. Семенная кожура семени защищает его от поедания животными

Б. Деревья в первые 5-10 лет растут очень быстро

Варианты ответов
  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Оба верны
  • Оба неверны
Вопрос 9

Верны ли следующие утверждения

А. Продолжительность индивидуального развития у растений различна

Б. Самые долговечные растения на территории России – дуб и каштан

Варианты ответов
  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Оба верны
  • Оба неверны
Вопрос 10

Под какой цифрой на рисунке обозначена почечка

вопрос теста Почечка

Варианты ответов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Вопрос 11

Период юности на схеме жизненного цикла цветкового растения обозначен цифрой

вопрос теста Жизненный цикл

Варианты ответов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Вопрос 12

Для периода зрелости НЕ характерно

Варианты ответов
  • Формирование цветков
  • Усиленный рост цветочных почек
  • Образование стебелька и выход на поверхность семядолей и почек
  • Образование плодов и семян
Вопрос 13

Выберите НЕ верное утверждение характерное для периода старости

Варианты ответов
  • Прекращается плодоношение
  • Наступает естественная смерть
  • Некоторые растения погибают после одного цветения и плодоношения
  • Предпоследний период индивидуального развития
Вопрос 14

Прорастание семян начинается с набухания, так как они

Варианты ответов
  • поглощают кислород
  • всасывают воду
  • выделяют углекислый газ
  • образуют гаметы
Вопрос 15

Зародыш фасоли питательные вещества получает из запасающей ткани, которая находится в

Варианты ответов
  • семенной кожуре
  • семядолях
  • эндосперме
  • корешке
Вопрос 16

Выберите три верных утверждения.

Для прорастания семени фасоли необходимы условия

Варианты ответов
  • вода
  • сухая почва
  • воздух
  • солнечный свет
  • сильный ветер
  • определённая температура почвы
Вопрос 17

Выберите три верных утверждения.

Расселение плодов с семенами происходит с помощью

Варианты ответов
  • ветра
  • бактерий
  • вирусов
  • воды
  • животных
  • дрожжевых грибов
Вопрос 18

Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков буквы, обо­значающие слова ниже.

Индивидуальное развитие цветковых растений начинается с образования … (1). Семена развиваются после того, как сли­ваются спермий и … (2). Рост зародыша, развитие … (3) происходит за счёт деления и роста клеток. Питательные вещества зародыш фасоли получает из запасающей ткани, которая нахо­дится в … (4).

Варианты ответов
  • Семядоли
  • Зигота
  • Яйцеклетка.
  • Про­росток.
Вопрос 19

В чем состоит отличие растений от всех других живых существ?

Варианты ответов
  • при дыхании поглощают кислород\
  • растут на протяжении всей жизни
  • распространяются на новые территории
  • при дыхании выделяют углекислый газ
Вопрос 20

Деление каких клеток обеспечивает рост растения в толщину?

Варианты ответов
  • зоны роста
  • камбия
  • верхушечной почки
  • коры
Вопрос 21

Что называется ростом растения?

Варианты ответов
  • качественные изменения организма
  • количественное изменение размеров и массы
  • прорастание семени и ветвление
  • появление ветвей и побегов
Вопрос 22

При прорастании семени ржи проросток первое время получает питательные вещества из

Варианты ответов
  • семядоли
  • зародышевого корешка
  • эндосперма
  • почвы
Вопрос 23

Какой цифрой обозначена часть семени зерновки, в которой сосредоточены питательные вещества?

Источник



Индивидуальное развитие растений (эмбриональное и постэмбриональное).

Одновременно с ростом растений происходит и их развитие. Индивидуальное развитие растений (онтогенез) длится от образования зиготы до смерти растения.

Онтогенезомназывают индивидуальное развитие организма от зиготы или вегетативного зачатка до естественной смерти.

Онтогенез дискретен, т. е. его можно разделить на отдельные этапы, проходящие последователь­но один за другим. В онтогенезе цветковых растений выделяют несколько этапов: эмбриональный, ювенильный (молодости), зрелости и старости (сенильный).

1.Эмбриональныйэтап — это период образования зародыша и семени, который начинается со слияния яйцеклетки и спермия и образования зиготы на материнском растении. Зародыш гетеротрофно, т. е. за счет питательных веществ, поступающих из материнского растения. Эмбриональный этап заканчивается полным формированием семян и переходом их в состояние покоя.

2. Ювенильныйэтап (или молодость) — это период от прорастания семени до начала заложения первых цветков. Прорастание семени происходит при наступлении благоприятных условий после перио­да покоя. Оно является возобновлением роста в результате поступ­ления в семя воды и его набухания. Содержащиеся в семени фер­менты активизируются, а также синтезируются новые ферменты. В процессе своего формирования проросток постепенно пе­реходит с гетеротрофного на автотрофное питание.

Для ювенильных растений характерна максимальная актив­ность всех физиологических функций, поэтому растения в это вре­мя обладают минимальной устойчивостью. У молодых растений большая способность к корнеобразованию: черенки, срезанные в этот период онтогенеза, легко укореняются, что с давних пор ис­пользуется в садоводстве и лесоводстве. На этом этапе у растения образуются только вегетативные органы: листья, стебли, корни.

Читайте также:  Таблица название растений строение плодов способ распространения плодов

3. Зрелость— период формирования репродуктивных органов расте­ния от заложения первого цветка до первого оплодотворения. Зало­жение цветков тормозит рост вегетативных органов.

4. Период старости (сенильный).Растение перестает цвести и плодоносить, чахнет и отмирает.

Процесс индивидуального развития следует определить как совокупность последовательных физиологических, биохимических и морфологических преобразований, происходящих в растительном организме в продолжении его жизни.

Эмбриональное развитие животных (эмбриональный и постэмбриональный периоды, прямое и непрямое развитие).

Индивидуальное развитие организмов

Индивидуальное развитие животных — онтогенез — делится на два периода: эмбриональный и постэмбриональный.

Эмбриональный период

Онтогенез делится на два периода:

1. эмбриональный — от образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек;

2. постэмбриональный — от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.

Эмбриональный период

В эмбриональном периоде выделяют три основных этапа: дробление, гаструляцию и первичный органогенез. Эмбриональный, или зародышевый, период онтогенеза начинается с момента оплодотворения и продолжается до выхода зародыша из яйцевых оболочек. У большинства позвоночных он включает стадии дробления, гаструляции, гисто- и органогенеза.

Эмбриональный период состоит из нескольких этапов.

1 этап — дробление и начало развития оплодотворенного яйца ланцетника:

Завершается дробление образованием бластулы.

2-й этап — образование зародышевых листков, то есть образование гаструлы, имеющей двухслойную структуру. Наружный слой — эктодерма, внутренний — энтодерма. Между ними возникает третий слой — мезодерма. Эктодерма, энтодерма и мезодерма называются зародышевыми листками.

3-й этап — формирование органов:

  • из эктодермы — кожа, хорда, нервная трубка, из которой формируются спинной и головной мозг и органы чувств;
  • из энтодермы — пищеварительный канал, печень, легкие;
  • из мезодермы — скелет, мышцы, кровеносная и выделительная системы.

В период эмбрионального развития происходит дифференциация в строении и функциях клеток и органов: гистогенез и органогенез.

Гистогенез — совокупность процессов, обеспечивающих в онтогенезе многоклеточных организмов формирование, существование и обновление тканей.

Органогенез — процесс образования зачатков органов и их дальнейшей дифференциации.

Постэмбриональный период

Постэмбриональное развитие может быть:

  • прямым, при котором родившиеся потомки во всем сходны со взрослыми организмами <птицы, млекопитающие, человек);
  • непрямым (с метаморфозом), когда новый организм появляется на свет в виде личинки, претерпевающей в своем развитии ряд превращений (у амфибий, насекомых и др.)

В постэмбриональном развитии выделяют три фазы: юношескую (ювенильную), фазу зрелости и фазу старости.

Эмбриональное развитие, юношеская фаза и фаза зрелости в онтогенезе имеют большое приспособительное значение и необходимы для обеспечения сохранения и размножения вида.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Онтогенез растений

Жизненный цикл растений

  • монокарпические— однократно плодоносящие;
  • поликарпические — много­кратно плодоносящие.

Монокарпические растения

Онтогенез растений

Монокарпические растения цветут и образуют семена только один раз в жизни; с образованием семян растение погибает. Продолжительность жизни монокарпических растений различна. Крайне мала она у эфемеров — маленьких растений, произра­стающих в засушливой зоне. Прорастая весной в период выпадения дождей, они быстро переходят к цветению, образуют се­мена, после чего отмирают. Следующую группу монокарпических растений представляют однолетники, продолжительность жизни которых длится только несколько месяцев. Третью группу составляют двулетники, продолжительность жизни которых 2 года. В первый год образуются только вегета­тивные и запасающие органы, на следующий год растение обра­зует стрелку, соцветие и семена (капуста, морковь, репа и др.). Некоторые виды бамбука в течение ряда лет образуют только вегетативные органы, затем зацветают, дают семена, после чего погибают. Еще более разительный пример зависимости жизни от наступления плодоношения у монокарпических расте­ний представляет собой агава американская, зацветающая на восьмом — десятом году жизни. Агава американская. Она образует гигантскую стрел­ку с соцветием, дает семена, после чего отмирает.

Поликарпические растения

Взаимосвязь роста и развития

Озимая пшеница

По определению Д. А. Саби­нина, под ростом понимают процесс новообразования элементов структуры организма, под развитием — изменения в новообразо­вании элементов структуры, обусловленные прохождением орга­низмом жизненного цикла, т. е. качественными изменениями растительного организма как целого. Рост и развитие взаимосвя­заны и зависят друг от друга. Границу между ростом и разви­тием установить довольно трудно, так как при поверхностном наблюдении можно не заметить разницу во вновь образующихся органах. Кажется, что озимая пшеница во время кущения толь­ко растет, но не развивается. Озимая пшеница во время кущения. На самом же деле при тщательном рассмотрении можно обнаружить, что образование нового листа сопровождается определенными изменениями в процессе новооб­разования элементов структуры организма, а значит, здесь про­является процесс развития.

Источник

Характеристика основных этапов развития растений. Определение пола у растений.

а) Эмбриогенез — процесс формирования зародыша внутри материнского растения из оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) за счет асимметричного деления и дифференцировки клеток. Эмбриогенез сопровождается формированием тканей и органов будущего растительного организма и завершается формированием семени. Все процессы эмбриогенеза у покрытосеменных растений происходят в семязачатке, внутри которого развивается женский гаметофит, происходят оплодотворение, формирование зародыша и семени.

Читайте также:  Защитные препараты для растений

Эмбриогенез может быть разделен на два этапа. На первом этапе формируется зародыш (эмбрион) — задается общий план строения тела растительного организма, создаются оси симметрии, формируются апикальные меристемы и ряд других тканей. Второй этап эмбриогенеза (постэмбриональное развитие) связан с формированием семени: дальнейшей дифференцировкой клеток и тканей, их обезвоживанием и синтезом биополимеров (липидов, крахмала и белков), необходимых в период прорастания и роста проростков.

Формирование зародыша может происходить 2мя путями:

1) Типичный половой процесс: две сливающиеся гаметы формируетзиготический зародышàсемя àформирование плода

2) Апомиксис: зародыш формируется не из зиготы, а из неоплодотворенной яйцеклетки, которая может быть гаплоидной или из-за аномалий гаметогенеза остается диплоидной. Поэтому при апомиксисе могут формироваться как гаплоидные, так и диплоидные зародыши. В случае апомиксиса зародыш может развиваться и из других гаплоидных или диплоидных клеток, ассоциированных с яйцеклеткой

Регуляция: у цветковых растений выделяют две группы генов, контролирующих эмбриогенез:

· гены, которые отвечают за формирование зародыша в целом;

· гены, которые контролируют программы дифференцировки и образования будущих органов растения.

б) Явление покоя очень важно для растений, поскольку позволяет им переждать неблагоприятные условия среды. Различают покой физиологический и вынужденный. Причиной вынужденного покоя являются факторы внешней среды, которые препятствуют прорастанию семян. Физиологический покой зависит от физиологического состояния растения и определяется соотношением гормонов ингибиторов и активаторов. Переход растений от активного роста к физиологическому покою определяется балансом эндогенных ингибиторов (АБК) и активаторов роста (гиббереллины, цитокинины). Переход в состояние покоя семян сопровождается значительным увеличением содержания АБК. Выход из этого состояния связан с уменьшением содержания АБК и повышением уровня гиббереллинов и (или) цитокининов.

2. Вегетативный этап:

включает прорастание семени или органов вегетативного размножения (клубней, луковиц) и формирование вегетативных органов (листьев, стеблей, корней). На этом этапе онтогенеза происходит новообразование клеток, тканей и органов, их активный рост и быстрое увеличение в размерах. Вегетативный период иногда делят на два этапа: прорастания семени; ювенильную стадию.

Прорастание семян начинается при благоприятных условиях увлажнения, температуры и освещения. Этот процесс начинается с набухания семени и заканчивается проклевыванием зародышевого корешка сквозь семенную оболочку. Выход из покоя и инициация прорастания семян обусловлены увеличением уровня оводненности осевых частей зародыша и изменением баланса фитогормонов, в первую очередь таких как АБК, гиббереллины и ауксины.

Ювенильный этап развития включает период от первого листа до заложения цветка и связан с накоплением вегетативной массы растения. В этот период развития растение не способно к цветению (т. е. ювенильно) и размножению.

Развитие апикальных меристем àразвитие листа и корняàдифференциация сосудов

3. Генеративный этап:

Генеративный этап развития растения охватывает период от закладки органов размножения до образования гаметофитов, оплодотворения и образования зиготы. К этому моменту онтогенеза растительного организма накапливается вегетативная масса, достаточная для формирования цветков, семян и плодов.

Органом полового размножения у покрытосеменных растений является цветок. Растения начинают формировать генеративные органы и приобретают способность к размножению при определенных условиях внешней среды после того, как накопят необходимую вегетативную массу. После инициации генеративного этапа развития в апикальных меристемах вместо примордиев листьев начинают закладываться цветочные почки, содержащие зачатки органов цветка.

Факторы инициации цветения делятся на эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние). Внешними факторами, индуцирующими переход к цветению, являются фотопериод (относительная продолжительность светлого и темного времени суток) и температура. К эндогенным факторам цветения относятся возраст растения, вегетативная масса, содержание фитогормонов (в первую очередь гиббереллинов) и сахаров.

Растения, у которых цветение индуцируется "коротким днем", называют короткодневными. В том случае, когда зацветанию благоприятствуют "длинные дни", растения называют длиннодневными. Виды растений, у которых "длина дня" не оказывает существенного влияния на цветение, называют нейтральными.

Установлено так же, что гиббереллины способны стимулировать превращение генеративной меристемы в цветковую. Гиббереллин-зависимый путь инициации цветения становится основным в условиях короткого дня. Гиббереллин индуцирует цветение, активируя транскрипцию гена LFY, который является ключевым на втором этапе развития цветка — на этапе детерминации флоральной меристемы. Завершается процесс инициации цветения эвокацией — необратимыми процессами, происходящими в апикальной меристеме побега, которые приводят к формированию репродуктивных органов растения.

Последующие этапы генеративного развития растения включают: формирование цветковых меристем; формирование органов цветка; гаметогенез.

4. Сенильный этап:

Последний этап развития растения — сенильный (этап старости и отмирания) — включает период от полного прекращения плодоношения до естественного отмирания растений. Рост в этом случае обнаруживается очень редко.Старение выражается в прогрессирующем нарушении синтеза макромолекул и систем регуляции организма, накоплении токсичных и инертных в химическом отношении продуктов, постепенном угасании отдельных физиологических функций. Старение представляет собой серию упорядоченных цитологических и биохимических событий. Нарушается функционирование одних органелл (хлоропласты), в то время как другие (ядро) остаются структурно и функционально активными до самых последних стадий старения. В стареющих тканях идут процессы катаболизма, которые требуют синтеза denovo гидролитических ферментов.Существование и развитие растительного организма связано с постоянной гибелью части составляющих его клеток. Программированная гибель клеток (у животных этот процесс называют апоптозом) играет важную роль в процессах морфогенеза и при повреждениях. За счет отмирания отдельных тканей и клеток в растении формируются сосуды флоэмы и ксилемы, защитные структуры типа корневого чехлика, некротические пятна при поражении патогеном.

Читайте также:  Цветы и растения для террасы

Определение пола у растений:

Под определением (детерминацией) пола у растений понимается формирование признаков пола у клеток, органов или особей под воздействием, как генетических факторов, так и условий внешней и внутренней среды. По наличию и степени развития генеративных органов цветки делят на обоеполые (гермафродитные) и однополые (раздельнополые). Последние бывают пестичными (женскими) или тычиночными (мужскими).

Установлено, что гены, ответственные за детерминацию пола у растений располагаются не только в половых хромосомах, но и в других хромосомах (аутосомах). Под действием различных причин может происходить даже полное превращение одного пола в другой. Это связано с регуляторными процессами, обусловленными действием факторов внешней среды, и внутренними изменениями метаболического характера.

Появлению женских цветков и формированию женских растений у двудомных видов (женская сексуализация) способствуют низкие температуры, высокая влажность, хорошее азотное питание. Дифференцировке мужских цветков (мужская сексуализация) — высокие температуры, низкая влажность, калийное питание. Показано, что короткий день приводит к появлению большего количества женских особей КДР хмеля и конопли. Длинный свет действует противоположным образом. Красный (длинноволновой) свет усиливает проявление мужских признаков, в синий (коротковолновой) — женских. Экспериментальные данные дают основание полагать, что действие спектрального состава на проявление пола у растений осуществляется через фитохромную систему и связано с содержанием и активностью фитогормонов.Исследования, проведенные на двудомных растениях (конопля, шпинат) и на однодомных с раздельнополыми цветками (кукуруза, огурцы) показали роль гиббереллинов в формировании признаков мужского пола, а цитокининов, ауксинов и этилена — женских признаков. Уровень фитогормонов в растении определяется не только действием внешней среды, но и коррелятивными взаимосвязями между органами. В этой связи были проведены эксперименты по влиянию удаления части побегов или обрезки корней на формирование признаков пола. Удаление корней у конопли и шпината способствовало увеличению числа мужских растений. Введение в среду выращивания таких растений цитокинина приводило к образованию женских цветков. Удаление листьев способствовало возрастанию количества женских растений, а введение гиббереллинов увеличивало число мужских экземпляров. Предполагают, что цитокинины, образующиеся в корнях, передвигаясь в апекс, включают программу, обусловливающую проявление женского пола (пестичные цветки), тогда как гиббе­реллины, образующиеся в листьях, включают программу, связанную с мужской сексуализацией (тычиночные цветки).

Источник

Индивидуальное развитие растений

Жизнь любого организма начинается от образования зиготы и продолжается до смерти. В это время живой организм растет, развивается, стареет.

Начало индивидуального развития

Последовательные изменения организма называют индивидуальным развитием. Период индивидуального развития от образования зиготы до формирования семени называется зародышевым. Зародыш — это зачаток нового растения. Он находится в семени и состоит в основном из образовательной ткани. Питание зародыша обеспечивает эндосперм или семядоли. Семенная кожура защищает его от высыхания и неблагоприятных воздействий внешней среды.

Зародыш имеет одну (в семени пшеницы) или две (в семени фасоли) семядоли, зародышевый корешок, зародышевый стебелек и почечку с зародышевыми листочками. Таким образом, зародыш обладает теми же вегетативными органами, что и взрослое растение.

Развитие после образования семени

После зародышевого периода начинается прорастание семени, наступает период юности. Много недель, месяцев и даже лет семя может пребывать в покое. Только в особых условиях, при наличии влаги, тепла и воздуха оно оживает и трогается в рост. Прорастая, семя поглощает воду. Запасные питательные вещества растворяются в ней и расходуются на питание зародыша. Клетки образовательной ткани делятся, и семенная кожура разрывается.

Первым из семени выходит зародышевый корешок. Он укрепляет молодое растение в почве и начинает самостоятельно всасывать воду и минеральные вещества. Затем вытягивается стебелек и выносит на поверхность земли семядоли и почечку. Вышедшие на поверхность семядоли через какое-то время сморщиваются и опадают. У некоторых растений (например, у гороха) семядоли остаются в почве. Из зародышевой почечки развивается побег.

Жизненный цикл цветкового растения

В ходе дальнейшего развития увеличиваются размеры растения, формируются ткани и вегетативные органы, закладываются органы размножения. В первые 5—10 лет деревья растут очень медленно. Затем корневая система развивается, дерево набирает силу, каждый год побеги прирастают на 30—50 см.

С первого цветения начинается период зрелости. Происходит усиленный рост цветочных почек, формируются цветки, образуются плоды и семена. У многолетних растений это самый долгий период жизни. Последний период индивидуального развития — период старости. Он характеризуется прекращением плодоношения и наступлением естественной смерти. Однолетние и двулетние растения погибают после единственного цветения и плодоношения.

Продолжительность индивидуального развития у растений различна: от одного года (укроп, горох) до двух лет (морковь, свекла), до десятков лет (многолетние травы, кустарники. Многие деревья живут несколько сотен лет. Самые долговечные из растений на территории России — дуб (до 1000 лет) и каштан (до 2000 лет).

Источник