План урока по обществознанию 7 класс воздействие человека на природу



План урока по обществознанию 7 класс воздействие человека на природу

Автор: Гонтарь Анна Дмитриевна

Организация: МОУ «Тырновская СОШ им.Л.А.Загоскина»

Населенный пункт: Рязанская область, Пронский район, с.Тырново

Мною был разработан урок в 7 классе по теме «Воздействие человека на природу». Я постаралась акцентировать внимание не только на отрицательном, как это зачастую бывает, но и положительном влиянии человека. Для меня было важно показать метапредметность, связь данной темы не только с обществознанием, но и с экологией, биологией, географией. Особенность этого урока была в том, что этот урок был построен с помощью метода критического мышления. И все те приемы, которыми я предлагала пользоваться ребятам так же соответствовали данной методике. Тема «Влияние человека на природу» позволила в большой степени реализовать данную методику. Мною были выбраны те приемы, которые не затрудняли бы восприятие новой информации ребятами и могли быть ими легко реализованы. Данная тема позволила ближе познакомиться не только с природой мира и страны, но и нашего родного города. Ведь в нашем городе существует промышленная зона, по поводу работы которой идут нешуточные споры среди населения и промышленников. Именно поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнения как для нас, взрослых людей, так и для детей. Я считаю, что обществознание должно подталкивать ребят узнавать мир еще больше, заставлять интересоваться им, учиться размышлять и делать выводы. И конечно же все эти цели я преследовала, разрабатывая этот урок.

Опубликовано: 15.10.2017
Мои заявки
Диплом автора журнала «Современный урок»

Диплом автора журнала «Современный урок»

Диплом участника конкурса

Диплом участника конкурса

© 2021, Всероссийский педагогический журнал «Современный урок »
ISSN: 2713 – 282X, УДК 371.321.1(051), ББК 74.202.701, Авт. знак С56
Лицензия на образовательную деятельность № 039439 от 10.06.2018
выдана Департаментом образования г. Москвы
СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65249 от 01.04.2016
Для писем: 125222, Москва, a/я 8
Телефон: +7 (925) 664-32-11
E-mail: [email protected]

Источник

Конспект урока по обществознанию в 7 классе «Воздействие человека на природу»

Цель: Совершенствовать умение обучающихся самостоятельно добывать знания из дополнительных источников информации, обощать и делать выводы.

Задачи урока: 1. Способствовать осознанию сущности, специфичности, масштабности и причин экологических проблем;

2. Развивать умение критически мыслить, нестандартно решать поставленные проблемы, аргументировать свою позицию;

3. Формировать целесообразное экологическое поведение, активную экологическую позицию по охране окружающей среды.

Оборудование: кейсы, презентация.

I. Организационный момент.

— Ребята, мы начинаем изучение нового раздела «Человек и природа». Что вы можете сказать о взаимоотношениях человека и природы?

II. Объяснение нового материала.

1. Инсценирование конфликтной ситуации.

Демонстрация мультфильма «Экологическая корова».

— Какова центральная проблема этого мультфильма? Что вам известно об экологии, об экологическом кризисе?

Экология — это наука о взаимодействии организмов, в т.ч. человека с окружающей средой (научное понятие).

Экология — это состояние окружающей среды. Например, хорошая экология, плохая экология (в широком смысле).

Экологический кризис — это тяжелое состояние природы, разрушение окружающей среды.

Послушайте слова знаменитого писателя Валентина Распутина, который высказал свое мнение по данной проблеме: « Удивительно, но на всех языках мира оно звучит одинаково. И выражает одно и то же — понимание вселенской беды, никогда прежде не существовавшей в подобных масштабах… Оно даже громче войны и стихии»

Почему так тревожно звучат слова писателя? Откуда же пришла эта беда? И почему она стала вселенской? Это наши основные вопросы, к которым мы еще вернемся в конце урока. Давайте сформулируем тему нашего урока.

2. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?

— Вы уже знаете, что человек разумный появился на Земле гораздо позже других живых существ. Но с появлением человека именно он начинает оказывать решающее влияние на судьбу многих живых существ Земли. И в наше время это влияние может быть не только положительным.

Как же относится человек к природе, выясним это, а наши выводы оформим схемой. Составляют схему.

Человек — царь природы?! С развитием деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в природу. Человек на протяжении долгого времени брал у природы столько, сколько ему необходимо, не задумываясь о последствиях. Увлеченный бурной хозяйственной деятельностью, человек не заметил, как стал разрушать и губить природу. Великие научные и технические открытия вскружили ему голову. Он вдруг решил, что окончательно победил природу, стал ее царем и властелином. С жадностью завоевателя набросился человек на природные богатства, которые представлялись ему неисчерпаемыми: безжалостно вырубал и сегодня продолжает вырубать леса, выкачивать сколько угодно нефти и газа, доставать из недр Земли несметное количество полезных ископаемых, использовать любое количество пресной воды и т. д.

Современное человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его существованию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна. Человек в результате собственной деятельности вступил в опасное противоречие с условиями своего обитания.

— О каком отношении к природе говорят эти факты? ( потребительское отношение к природе)

Мы — покорители природы. Это одна из точек зрения на взаимоотношения человека с природой. С тех пор, как первобытные люди изобрели каменный топор, человечество поставило себе высшую цель — подчинить себе всё вокруг. Люди покоряют моря и океаны, покоряют воздух, космос, следят за природными явлениями, подчиняют себе все природные ресурсы.

И на каждую попытку подчинить себе планету природа отвечает своим оружием: разрушительными ураганами, землетрясениями, цунами, которые уносят тысячи, сотни тысяч человеческих жизней…… Видимое господство над природой оборачивается непоправимым ущербом и для природы, и человека.

— Каковы взаимоотношения человека и природы? (подчинение природы своим интересам)

Фрагмент статьи «Царская охота», которая была опубликована в старой русской газете «Новое время» летом 1897 года.

«. Ранним утром 28 августа 1897 г. безмолвие Беловежской Пущи было нарушено многоголосым шумом. Заливчато лаяли сотни собак, призывно звучали охотничьи рога, во всех уголках векового бора гремели выстрелы. На взмыленных конях носились возбужденные, нарядно одетые всадники. Шла царская охота. Итоги этой охоты: свалено 36 зубров, убито 37 ланей, 25 оленей, 18 лисиц, 16 кабанов, истреблено 69 диких коз, настреляно несметное число лесной дичи».

— Задание: Каковы последствия этой охоты?

— Как мы теперь знаем, в этом заповеднике вскоре исчезнут редчайшие на Земле животные — зубры. Предположите, почему это произошло? (резко уменьшилось поголовье животных, что привело к нарушению воспроизводства).

— Мы на примерах определили как человек может относится к природе.

Отношение к природе.

Подчинение своим интересам.

Исчезновение редчайших животных.

— А к чему может привести такое отношение?

Вывод: Великое экологическое правило — нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать.

— Значит, чтобы не наделать беды, нужно изучать законы природы. Например, надо учитывать, что все природные богатства делятся на две группы — исчерпаемые, т. е. такие, которые в будущем могут быть «вычерпаны» до конца, и неисчерпаемые.

— Задание: работая с текстом учебника на стр. 202, заполните таблицу «Виды природных ресурсов»

3. Воздействие человека на атмосферу, воду, почву.

— Великий русский ученый Владимир Иванович Вернадский еще в конце 19 века, наблюдая за развитием индустриального общества, задумался о мощном воздействии человека на биосферу — живую оболочку Земли. Ученый впервые осознал, что идет гигантский процесс изменения природы под влиянием человеческого разума. Своими научными открытиями он заставил людей задуматься об отрицательном влиянии их деятельности на окружающую среду.

— В наше время загрязнение биосферы стало страшной экологической бедой.

Какой элемент биосферы подвергается загрязнению?

Источники (причины) загрязнения.

Каковы могут быть последствия для человека?

Проблема загрязнения атмосферы — одна из актуальных и трудноразрешимых проблем современности. Человечество пытается найти выход — изобретаются экологически чистые виды топлива, разрабатываются новые способы утилизации отходов, создаются безвредные материалы для производства и строительства. Основные источники, вызывающие загрязнение атмосферы, это — антропогенный и естественный. Естественный источник — то, что происходит в природе с большей или меньшей регулярностью. От этого никуда не деться — мы вряд ли когда-нибудь сможем предотвратить извержение вулкана, гарантировать защиту от лесных пожаров или пыльных бурь. Процесс разложения животных или растений также вносит свой вклад в постепенное загрязнение атмосферы. Антропогенное воздействие на атмосферу исходит от человека. Здесь можно выделить быстро развивающиеся и распространяющиеся промышленные предприятия, топливно-энергетический комплекс, предприятия машиностроения и, конечно, транспорт. Очень много в атмосферу поступает газообразных веществ, которые вредят ей, но не стоит забывать и о твёрдых частицах — пыли, саже, копоти. В районах, где сконцентрированы промышленные предприятия, постоянными компонентами воздуха уже стали такие опасные тяжёлые металлы, как никель, медь, кадмий, ртуть, свинец, ванадий и хром. Проблема попадания в воздух большого количества свинца становится особенно угрожающей. Вообще, в 20 веке значительно изменилось содержание в воздухе озона и углекислого газа. Ежедневное сжигание ископаемого топлива повышает концентрацию углекислого газа в воздухе. Это усугубляется сужением площади тропических лесов, которые преобразуют газовый состав атмосферы.

Читайте также:  Где справить день рождения в нижнем новгороде на природе

При выращивании сельскохозяйственных культур рабочие агрофирмы обрабатывали поля и сады различными препаратами: пестицидами и гербицидами. Агрофирма получала высокие урожаи, а следовательно и прибыль. Начальник отдела кадров агрофирмы доложил директору, что в последнее время стало меньше людей, которые хотят работать в их агрофирме. Рабочие опасаются, что им придется работать с различными вредными препаратами: пестицидами и гербицидами. После такой работы многие рабочие чувствуют недомогание, а некоторые даже не выходят на работу. Этот факт очень огорчил директора.

Уже в течении нескольких десятков лет ученые и экологи заняты

вопросом — как защитить океан от загрязнения? Поскольку около трех

четвертей населения мира живет на побережьях, не удивительно, что океаны

страдают от загрязнения и других последствий человеческой деятельности. К

сожалению, люди всегда относились к океанам как к свалке мусора. Даже

люди, живущие далеко от берегов, не безвинны: реки каждый год несут 9,3

млрд. тонн ила и отходов к прибрежным водам. Каждый человек, будь то

ребенок или взрослый, живет он на берегу моря или никогда его не видел,

должен знать, что от его личного поведения зависит проблема загрязнения

океанов. Если бы все люди Земли проявляли настоящую заботу об океане,

проблема его загрязнения не стояла бы сейчас так остро. Хочется еще раз

напомнить, что если каждый житель нашей планеты выльет в ближайший

ручей всего лишь по одному ведру оставшейся после стирки воды с

синтетическим моющим средством, общее количество загрязнений

</ увеличится на 40 миллионов кубометров

— Так что представляет наибольшую опасность для атмосферы, воды и почвы?

— Давайте вернемся к словам писателя Валентина Распутина, который считает, что самым громким словом, даже громче войны и стихии, стало слово экология, и постараемся еще раз ответить на поставленные в начале урока вопросы:

— Почему так тревожно звучат слова писателя?

— Откуда же пришла эта беда?

— И почему она стала вселенской?

III. Закрепление знаний.

— Я предлагаю вам составить синквейн по теме нашего урока со словом природа.

Источник

Конспект урока обществознания в 7 классе по теме "Воздействие человека на природу"
план-конспект урока по обществознанию по теме

Елена Александровна Петрушкина

Цель урока : дать обучающимся представление об экологической обстановке в мире, стране.

1. Подвести обучающихся к мысли о том, что мир стоит у роковой черты, иллюстрируя данное утверждение конкретными примерами.

2. Продолжить развитие у обучающихся умений критически мыслить, нестандартно решать поставленные проблемы, аргументировать свою позицию.

3. Сформировать активную экологическую позицию обучающихся по охране окружающей среды.

Тип урока : объяснение нового материала.

Форма проведения : урок – лабораторное занятие с текстом учебника и предложенными текстовыми фрагментами.

Формы организации деятельности учащихся :

  • индивидуальная;
  • фронтальная;
  • групповая.
  1. «Вторая природа»
  2. Экология
  3. Природные ресурсы
  4. Загрязнение воды, почвы, атмосферы
  • Учебники.
  • Зрительный ряд: слайды компьютерной презентации, показывающие пагубное воздействие человека на природу.
  • Поэтический ряд: стихи о природе.
  • Дополнительная информация для решения учебной задачи урока.
  • Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание» 7 классы под ред. Л.Н.Боголюбова.

I. Мотивация учебной деятельности – слайды компьютерной презентации о пагубном воздействии человека на природу. Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока.

«Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,

Если мы: и я и ты – если мы сорвём цветы,

Не останется природы и не будет красоты!»

II. Активизация мыслительной деятельности.

Подумайте, какое самое громкое слово на Земле? Имеется ввиду не сила звука, а тревожность звучания, озабоченность и чувство опасности?

Послушайте слова знаменитого писателя Валентина Распутина, который высказал свое мнение по данной проблеме: « Удивительно, но на всех языках мира оно звучит одинаково. И выражает одно и то же – понимание вселенской беды, никогда прежде не существовавшей в подобных масштабах… Оно даже громче войны и стихии».

Задание : что вам известно об экологии, об экологическом кризисе?

Экология – это наука о взаимодействии организмов, в т.ч. человека с окружающей средой (научное понятие).

Экология — это состояние окружающей среды. Например, хорошая экология, плохая экология (в широком смысле).

Экологический кризис – это тяжелое состояние природы, разрушение окружающей среды.

III. Постановка учебной задачи.

Почему так тревожно звучат сова писателя? Откуда же пришла эта беда? И почему она стала вселенской?

Хозяйственная деятельность человека на всем земном шаре. Человек стал активно вторгаться в жизнь природы, не всегда думая о последствиях.

Это наши основные вопросы, к которым мы еще вернемся в конце урока, а содержание сегодняшнего урока поможет вам дополнить ваши ответы. Давайте сформулируем тему нашего урока.

( Воздействие человека на природу )

Наш сегодняшний урок пройдет в виде лабораторного занятия, в ходе которого вы будете работать с текстом учебника и предложенными текстовыми фрагментами.

IV. Объяснение нового материала.

1. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?

А) Задание: работая в группах, в 3-4 предложениях объясните смысл следующих фраз: а) «Человек – царь природы!» (текст 1)

б) «Мы – покорители природы!» (текст 2),

в) «Царская охота» (текст 3)

Человек – царь природы?! С развитием деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в природу. Человек на протяжении долгого времени брал у природы столько, сколько ему необходимо, не задумываясь о последствиях. Увлеченный бурной хозяйственной деятельностью, человек не заметил, как стал разрушать и губить природу. Великие научные и технические открытия вскружили ему голову. Он вдруг решил, что окончательно победил природу, стал ее царем и властелином. С жадностью завоевателя набросился человек на природные богатства, которые представлялись ему неисчерпаемыми: безжалостно вырубал и сегодня продолжает вырубать леса, выкачивать сколько угодно нефти и газа, доставать из недр Земли несметное количество полезных ископаемых, использовать любое количество пресной воды и т. д.

Современное человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его существованию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна. Человек в результате собственной деятельности вступил в опасное противоречие с условиями своего обитания.

Вопросы к тексту

1. Как человек относится к природе?

2. С какими экологическими проблемами столкнулись люди?

3. Кто стал виновником экологических проблем?

4. Можно ли назвать человека царем природы? Разве настоящий «царь», правитель только берет все у природы и ничего не дает ей взамен?

Мы – покорители природы. Это одна из точек зрения на взаимоотношения человека с природой. С тех пор, как первобытные люди изобрели каменный топор, человечество поставило себе высшую цель – подчинить себе всё вокруг. Люди покоряют моря и океаны, покоряют воздух, космос, следят за природными явлениями, подчиняют себе все природные ресурсы.

И на каждую попытку подчинить себе планету природа отвечает своим оружием: разрушительными ураганами, землетрясениями, цунами, которые уносят тысячи, сотни тысяч человеческих жизней…… Видимое господство над природой оборачивается непоправимым ущербом и для природы, и человека.

Вопросы к тексту

1. Как ведет себя человек по отношению к природе?

2. Что старается покорить человек?

3. Как природа отвечает человеку на его попытку подчинить себя?

4. Какими должны быть правильные гармоничные взаимоотношения человека и природы?

фрагмент статьи «Царская охота», которая была опубликована в старой русской газете «Новое время» летом 1897 года.

«. Ранним утром 28 августа 1897 г. безмолвие Беловежской Пущи было наруше¬но многоголосым шумом. Заливчато лаяли сотни собак, призывно звучали охот¬ничьи рога, во всех уголках векового бора гремели выстрелы. На взмыленных конях носились возбужденные, нарядно одетые всадники. Шла царская охота.

Итоги этой охоты: свалено 36 зубров, убито 37 ланей, 25 оленей, 18 лисиц, 16 ка¬банов, истреблено 69 диких коз, настреляно несметное число лесной дичи».

Вопросы к тексту

1. Каковы последствия этой охоты?

2. Для чего были убиты эти животные? Разве эти люди голодали?

3. Как мы теперь знаем, в этом заповеднике в Беловежской Пуще вскоре исчезнут редчайшие на Земле животные — зубры. Предположите, почему это произошло?

4. Каким должно быть отношение человека к природе, в частности к животным?

Великое экологическое правило — нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать.

Читайте также:  Нет такого закона чтобы в природе чего либо не было

Значит, чтобы не наделать беды, нужно изучать законы природы. Например, надо учитывать, что все природные богатства делятся на две группы – исчерпаемые, т. е. такие, которые в будущем могут быть «вычерпаны» до конца, и неисчерпаемые.

Задание: работая с текстом учебника на стр. 123, заполните таблицу «Виды природных ресурсов»

Растительный и животный мир

3. Воздействие человека на атмосферу, воду, почву.

Великий русский ученый Владимир Иванович Вернадский еще в конце 19 века, наблюдая за развитием индустриального общества, задумался о мощном воздействии человека на биосферу – живую оболочку Земли. Ученый впервые осознал, что идет гигантский процесс изменения природы под влиянием человеческого разума. Своими научными открытиями он заставил людей задуматься об отрицательном влиянии их деятельности на окружающую среду.

В наше время загрязнение биосферы стало страшной экологической бедой.

Задание: работая в группах, с текстом учебника расскажите о причинах загрязнения отдельных частей биосферы и опасных последствиях этого загрязнения для человечества по следующему плану:

1. Причины (источники) загрязнения.

2. Последствия для человечества.

А) загрязнение атмосферы стр. 203-204

Источниками загрязнения являются заводы, транспорт. В результате происходит сжигание атмосферного кислорода, без которого невозможно существование человека и других живых существ, а так же задымление, в результате которого образуется ядовитый туман – смог.

Б) загрязнение воды и почвы стр. 204-205, 212

Источниками загрязнения являются атмосферное загрязнение, отходы промышленности, особенно химической, бытовые отходы. Как результат всемирное ухудшение качества воды, недостаток пресной чистой воды, загрязнение почвы мусором, ядохимикатами, сокращение площади почв (за последние 100 лет 1/4 часть плодородных земель уничтожена)

Вывод : наибольшую опасность для атмосферы представляют промышленные загрязнения, а для почвы и воды еще и бытовые отходы.

5. Подведение итогов урока:

Давайте вернемся к словам писателя Валентина Распутина, который считает, что самым громким словом, даже громче войны и стихии, стало слово экология, и постараемся еще раз ответить на поставленные в начале урока вопросы:

Почему так тревожно звучат слова писателя?

Откуда же пришла эта беда?

И почему она стала вселенской?

Современный человек активно воздействует на природу , не всегда задумываясь о последствиях. Мы видим как изменился климат не земле, насколько загрязнен воздух в крупных городах. Погодные явления становятся для нас менее предсказуемыми, мы лишаемся комфортной среды обитания. Мы чаще болеем, а значит больше средств тратим на лекарства.

Экологические изменения глобальны, они происходят по всей планете, и решать их необходимо всем человечеством.

  • Какое занятие людей в древности могло быть экологически вредным?

2)сбор грибов и ягод

  • Одной из причин современных экологических бедствий является:

1)рост числа животных на планете

2)посадка лесов вокруг городов

3)большое число любителей гербариев

4) загрязнение вод Мирового океана

  • Что из перечисленного относится ко «второй природе»?

1)река, протекающая возле дома

2)лес за городом

3)птицы на дереве

4)автомобиль у подъезда

  • К исчерпаемым природным ресурсам относятся:

4)приливы и отливы

7. Домашнее задание:

1. Прочитать § 15

2. Подготовить сообщение о растениях и животных, занесенных в Красную книгу.

Предварительный просмотр:

Воздействие человека на природу

Технологическая карта урока (обществознание )

Изучение нового материала

Информационно-
методическое
обеспечение
педагогической
системы урочной
деятельности

  • Обществознание. 7 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2011.
  • Обществознание. 7 класс [Текст] : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Просвещение, 2011.
  • Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л.Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2011.
  • Домашек Е.В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е.В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010
  1. «Вторая природа»
  2. Экология
  3. Природные ресурсы
  4. Загрязнение воды, почвы, атмосферы

Формирование представлений о воздействии человека на природу, о глобальной экологической угрозе

Формы и методы
обучения

Методы: проблемное изложение.
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Основные понятия
и термины

Экология, экологическое правило

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-
компетентностного опыта/
приобретенная компетентность

Научатся: определять, что такое экологическая угроза; характеризовать взаимодействие человека и природы.

Получат возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации; анализировать объекты; выделять главное; проводить сравнение

Целостно-смысловая и учебно-познавательная компетенции

Умеют: определять понятия; вступать в речевое общение; формулировать собственную точку
зрения; отыскивать причины явлений

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формы организации совзаимодействия

Универсальные учебные действия

Приветствие, проверка наличия учебных принадлежностей, тетрадей, учебников,деление класса на группы, посадка

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Демонстрирует видеоряд с фотографиями позитивного и негативного отношения человека к природе. Проводит беседу по обсуждению темы, целей и плана урока

Записывают тему и план урока в тетрадь

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

общеучебные – формулирование ответов на вопросы учителя;

логические – поиск существенной информации

Работа в тетради

Беседа по теме “Воздействие человека на природу”

Предлагает учащимся подобрать однокоренные слов к существительному “природа”, предлагает объяснить, какой смысл объединяет все эти слова. (При рода, т.е. при роде человеческом).

Организует диалог с учащимися
по вопросам:

– Что вы знаете
об экологии?

– Кто слышал такое понятие, как “экологический кризис”?

– Что оно означает?

Отвечают на вопросы

общеучебные – осознанное речевое высказывание в устной форме о значении общения, способах общения; формулирование ответов на вопросы учителя;

логические – дополняющие
и расширяющие имеющееся представление об ответственности за свои действия

4. Изучение нового материала

Организация групповой деятельности учащихся

Организует групповую деятельность учащихся. Каждая группа получает текст с одним из примеров воздействия человека на окружающую среду.

Изучают текст, обсуждают, отвечают на вопросы.

общеучебные – поиск и выделение информации на основе иносказательных образов;

логические – построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию;допускать существование различных точек зрения.

Работа с учебником

Организует работу с учебником с. 123

Заполняют таблицу природные ресурсы (исчерпаемые и неисчерпаемые)

2. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.

общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование цели;

логические – поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти).

1 Записи в тетради.

Беседа с учащимися о взаимодействии и взаимозависимости всего живого на Земле.

Организует беседу, подводит к выводу об ответственности человека, общества и государства за состояние окружающей среды.

Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения, формулируют правила экологической морали

общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование правил;

2. Регулятивные:учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.

Работа в тетради

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Устное решение тестов на повторение пройденного материала

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке.

Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

VI. Домашнее задание

Читать § 15, подготовить сообщение о любом животном или растении из Красной книги

Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание

Записи в дневнике

Просмотр видео фрагмента

Организует просмотр видеофрагмента о Красной Книге

Получают представление о животных , занесенных в Красную Книгу

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План итогового урока в 6 классе:»Автономное существование человека в природе»

План итогового урока в 6 классе: «Автономное существование человека в природе», игра: «По следам Робинзона Крузо».

Презентация к урокам географии 8 кл. «Природа и человек».

урок литературы 5 класс по теме «Человек и природа в рассказе В.Астафьева «Васюткино озеро»

Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация.

Методический сценарий открытого урока в 6 классе по теме «Человек и природа».

Конспект урока музыки 4 класс тема «Картины музыки и природы». Татьяна Борисовна btb12.ucoz.ru

Цель: познакомить с музыкальными и художественными шедеврами искусства.

Конспект урока и презентация по теме «Воздействие человека на природу».

Разработка урока по обществознанию.8 класс по теме:»Человек,общество,природа».

Разработка урока по теме: "Человек,общество, природа" знакомит учащихся с различными подходами о месте и значении природы в жизни человека и о роли человека в природе и обществе. На уроке ис.

Источник

Воздействие человека на природу

Вам, наверное, уже приходилось слышать фразу человек царь природы. Но вы, когда ни будь, задумывались о том, кто же присвоил нам с вами этот титул?

Давайте попробуем порассуждать. Первым представителем древнейших людей считают человека умелого (Homo habilis).

Время его появления на нашей планете – два с половиной – три миллиона лет тому назад, в то время как возраст Земли по разным оценкам около пяти миллионов лет. Получается, что, появившись сравнительно недавно, мы стали себя воображать царями этого мира и властителями всех континентов и морей.

Читайте также:  Министерство природы подведомственные организации

А может быть мы свами никакие не цари, а самозванцы? А даже если и властители, то в чего же состоит эта власть?

Кто из животных и растений получая от человека приказ, будет его выполнять? Разве что собака, да и то не каждая, а только очень дрессированная.

При этом перечень возможных команд собаке очень мал. Животное не приготовит ужин, не сбегает за продуктами в магазин, не починит кран на кухне. А принести брошенную палку — не больно значимая работа, которая определяла бы величие господина.

Итак, кто ещё кроме собаки? Ищем, ищем, мысленно думаем обо всех животных и растениях на планете и . приходим к неутешительному выводу, что человеку никто кроме человека беспрекословно не подчиняется. То есть человек способен руководить только своими собратьями по виду.

И действительно, за время своего «царствования» на земле человек смог отличиться на столько что его стараниям посвящена целая книга, так называемая «Чёрная книга природы». Это список растений и животных, которые исчезли на планете земля, начиная с 1500 года.

За последние пятьсот лет полностью вымерло 844 вида животных и растений. И практически все из них вымерли по вине человека.

Например, некогда на островах в Индийском океане жили нелетающие птицы — дронты. Печальная известность досталась видам, открытым и описанным немецко-российским зоологом Георгом Стеллером. Это стеллерова корова и стеллеров баклан. Их печальную судьбу раздели и многие другие животные, и растения.

Одним из примеров исчезновения по вине человека является странствующий голубь. Когда-то многомиллионные стаи этих птиц летали в небе Северной Америки. Завидев пищу, голуби как саранча бросались вниз, а насытившись — улетали, начисто уничтожив фрукты, ягоды, орехи, насекомых.

Странствующий голубь

Подобная прожорливость вызывала раздражение колонистов. Кроме того, голуби были очень хороши на вкус. В одном из романов Финиметра Купера описано, как при приближении стаи голубей всё население городов и посёлков высыпало на улицы, вооружившись рогатками, ружьями, иногда даже пушками. Убивали столько голубей, сколько могли. Устраивались даже соревнования по стрельбе по голубям, а ближе к концу девятнадцатого века для охоты стали использовать пулемёты. Последний странствующий голубь, по имени Марта, умер в зоопарке в 1914 году.

Но почему это произошло?

Дело в том, что, ведя свою хозяйственную деятельность люди век за веком, всё более активно вторгались в жизнь природы, совершенно не задумываясь о последствиях своего вмешательства.

Эрнст Геккель

(1834 –1919 гг.)

И только в конце девятнадцатого века немецкий биолог Эрнст Геккель задумался над данной проблемой, изучением которой должна была заняться новая наука – экология.

Экология – это наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

В настоящее время чаще всего под экологией понимаются, прежде всего, вопросы, связанные с охраной окружающей среды.

И действительно влияние современного человека на окружающий мир огромно. Увлечённый бурной хозяйственной деятельностью, человек совершенно не замечает того как губит и разрушает природу. Ведь природные богатства почему-то кажутся ему неисчерпаемыми.

Наиболее серьёзное воздействие человека на природу проявляется в загрязнении им атмосферы, а также воды и почвы.

Самое страшное загрязнение атмосферы создаёт деятельность человека, связанная со сжиганием топлива.

На протяжении всей своей истории для удовлетворения своих потребностей человек вынужден был использовать различные виды топлива. Сперва, он обходился одним костром или очагом. Этого было вполне достаточно, что бы приготовить себе пищу или обогреться в холодное время года. Но постепенно потребности человека стали расти, теперь ему уже было мало одного очага, для обеспечения себя всем необходимым. Люди начали сжигать топливо в топках паровозов, пароходов, электростанций, металлургических заводов, а прибавьте к этому топливо, которое сжигается двигателями появившихся автомобилей? После каждого такого сжигания в атмосферу выбрасываются различные вредные вещества. И если в случае с костром вред окружающей среде был незначителен, и природа могла легко сама справиться с таким загрязнением, то в современном мире количество вредных выбросов в атмосферу настолько огромно, что может привести к гибели людей. Например, как это произошло в Лондоне, в 1952 году в следствие загрязнения воздуха, в основном углём (это событие получило название «Великий смог»).

Смог – это чрезмерное загрязнение воздуха вредными веществами, выделенными в результате работы промышленных предприятий, транспортом, печками или каминами в домах.

Смог был таким густым, что люди на улицах не могли разглядеть даже собственные ботинки.

Многие выходили на улицу только в специальных масках из марли, а те, у кого их не было, закрывали лица платками и шарфами. Однако это плохо помогало дышать было нечем. К вечеру пятницы туман сгустился настолько, что видимость сократилась до 5 метров. Пришлось остановить работу общественного транспорта, исключением было только метро. Некоторые горожане, выйдя с работы, с трудом нашли дорогу домой, некоторым из них приходилось идти, впереди своих машин. Были отменены все развлекательные мероприятия.

Хуже всего было то, что вскоре перестала работать скорая помощь, так что лондонцам приходилось самостоятельно добираться до больниц. Газеты писали, что у гробовщиков закончились гробы, а у торговцев цветами траурные венки.

Лондонские газетчики в шутку прозвали этот смог «гороховым супом», из-за желтоватого цвета. Только «супчик» этот оказался ядовитым – он унёс жизни по некоторым подсчётам двенадцати тысяч человек.

Результатом последствий «Великого Смога» стал закон «О чистом воздухе», которым были введены меры для сокращения загрязнённости атмосферы в британских городах, и в первую очередь — запрет на топку углём.

Чёрный дым из печных труб был поставлен под запрет. Хозяевам жилых помещений стали давать субсидии на переоборудование угольных печей под другое топливо, которое не давало столько дыма. Сегодня англичане согласны во мнении, что этот закон значительно улучшил здоровье британцев.

Последствия загрязнения человеком воды и почвы так же весьма значительны. Множество отходов промышлености, сваливают в огромные кучи, зарывают в землю, сбрасывают в водоёмы, реки, моря и океаны. Совершенно не задумываясь над тем, что это отрава для природы. И это, несмотря на то, что, по мнению учёных почва, это уникальный плодородный слой во вселенной, а без воды появление жизни на Земле так и не произошло бы.

В современной России огромное количество различных экологических проблем. Многие из них достались в наследство от Советского Союза, где хозяйствование зачастую приводило к загрязнению окружающей среды, особенно в тяжёлой промышленности и добыче полезных ископаемых.

Ну а если человек вмешивался в природные механизмы совершенно не обдуманно, то последствия такого вмешательства были весьма плачевны. Самым ярким примером этого является печальная судьба Аральского моря. В середине двадцатого века Аральское море являлось четвёртым по площади озером мира, занимая около шестидесяти восьми тысяч километров квадратных; его длина составляла четыреста двадцать шесть километров, ширина двести восемьдесят четыре километра, наибольшая глубина шестьдесят восемь метров.

Чрезмерный забор воды для полива сельскохозяйственных угодий превратил четвёртое в мире по величине озеро-море, прежде богатое жизнью, в бесплодную пустыню.

Своё влияние на экологию, оказывает и рост промышленности, который приводит к регулярным техногенным авариям.

Например, 17 августа 2009 года, произошла авария на Саяно-Шушенской гидра электростанции. Её последствия отразились на экологической обстановке акватории, прилегающей к ГЭС.

А в 1986 году в результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции радиационному загрязнению подверглось пять миллионов гектаров земель вокруг станции и было эвакуировано более двухсот тысяч человек. Государство приложило немало усилий для того, чтобы не только уменьшить последствия загрязнения для окружающей среды, но и помочь людям, которые пострадали от этой аварии. Хотя её последствия не устранены до сих пор.

Потому в современном мире очень важна гарантия человеку права на благоприятную окружающую среду. В частности данное право гарантируется нам с вами Конституцией Российской Федерации, а так же целым рядом международных документов.

Как мы свами могли увидеть влияние «Царя природы» на своё имущество огромно. Так что юные монархи вам стоит задуматься над тем, как позаботиться о своём царстве, чтобы было что передать в наследство своим потомкам. Ведь на самом деле человек не царь природы, а её часть. Подумайте об этом на досуге.

Источник