Почему строения растения животные казались никите тайными людьми платонов никита

Платонов "Никита" Какие ответы на вопросы Коровина 5 класс?

Платонов "Никита" Какие ответы на вопросы по литературе Коровина 5 класс?

  1. Понравился ли вам рассказ «Никита»? Реальные или фантастические события проходят перед читателем в этом произведении А. П. Платонова?
  2. Как объяснить то, что фантазии приходили к Никите, когда уходила мама?
  3. Почему Никита старался превратить в людей неодушевлённые предметы?
  4. Что проявилось в характере Никиты, какие черты преобладали — доброта, сердечность, злоба, сострадание? Подтвердите свой ответ цитатами из текста рассказа.
  1. Почему строения, растения, животные казались Никите тайными людьми?
  2. 2. Какие из предметов казались Никите добрыми, какие — злыми? Почему? Как это передаёт актёр, читая разговор Никиты с миром, который его окружает?
  3. Почему Никита зовёт дедушку-солнце опять к ним жить?
  4. Отец верил, что Никита останется добрым на весь долгий век. Почему он так думал?

Совершенствуем свою речь

  1. Подготовьте выразительное чтение текста или подробный рассказ о главном герое (на выбор)
  2. Объясните значение следующих словосочетаний из текста рассказа:
  3. Как объяснил отец желание Никиты всех «сделать живыми»?
  4. Что значат слова героя: «Давай всё трудом работать, и все живые будут»? Во что верил отец?
  5. Какой фрагмент рассказа изображён на иллюстрации? Так ли вы представляли себе этот эпизод? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Ответы на вопросы по рассказу Платонова "Никита" 5 класс

В рассказе Платонова "Никита" мы узнаём о маленьком мальчике по имени Никита. Никите всего пять лет, но его мама говорит, что он умный и поэтому должен оставаясь один дома, выполнять все её указания, когда она уходит на работу. Никите мама строго наказывала не жечь двор, то есть не баловаться со спичками, а так же наказывала ему следить, чтобы во дворе всё было в порядке, то есть не пускать во двор чужого петуха, чтобы он не дрался с их петухом, чтобы яйца собирал от кур, чтобы не забывал сам покушать. Вообщем, у Никиты было много заданий от мамы. Но Никита, конечно, всё мог сделать, только он не любил оставаться один дома и просил маму поскорее возвращаться. Дома Никите было скучно и он уже всё знал, что было в доме до последней мухи и паука, поэтому он стал изучать свой двор. Рассматривая старую бочку в сарае, он фантазировал что там живёт маленький человек, который по ночам выходит из бочки и Никита затеял с ним разговор, требуя у него ножницы, которые недавно пропали у матери, ведь, как думал Никита, маленький человек их забрал, чтобы стричь свою длинную бороду.

Никита фантазировал от того, что ему было скучно, а главное, его фантазии помогали ему справиться со страхом, когда он оставался на целый день один.

Ниже для вас предоставлены все ответы на вопросы, которые заданы по рассказу "Никита":

Ответы на вопросы по рассказу Платонова "Никита" 5 класс

Андрей Платонович Платонов написал замечательный рассказ "Никита", который изучают сейчас в школе в 5 классе. Попробуем ответить на вопросы.

  1. Мне конечно понравился рассказ, я читала его не отрываясь. И думаю в рассказе описаны реальные события. После войны взрослым нужно было работать, а детей не с кем было оставлять, вот они и были представлены сами себе. Фантастическими можно назвать несколько моментов, которые мальчик себе представлял, но ведь это было лишь в его голове.
  2. Когда мама была рядом Никита чувствовал защиту, а когда она уходила страхи мальчика выходили наружу и тогда фантазия начинала бурно работать. Когда же вернулся домой отец, мальчик и вовсе осмелел, потому что знал что теперь его никто не посмеет обидеть.
  3. Никите было пять лет, в этом возрасте дети хотят узнать все вокруг. А так как он был один и общаться ему было не с кем, он и придумывал себе людей.
  4. Никиту в рассказе автор представил перед читателем добрым, сердечным и сострадательным мальчиком. Об этом можно судить по такой фразе:

1 Мальчику было 5 лет и вот именно так работала его фантазия. Недостаток общения в жизни с реальными людьми он восполнял вымышленными.

2 Добрыми Никите представлялось солнце, потому что мама сказала что оно доброе; дедушка, потому что он помнил что дедушка хороший и гвоздик, потому что папа был рядом. А злыми были все предметы когда мальчик был один.

3 Никита помнил что дедушка добрый, поэтому хотел чтобы он жил с ними и защищал внука.

4 Отец даже на войне думал что сын всю жизнь будет добрым. Наверное потому что время было такое, хотелось верить в лучшее.

Совершенствуем свою речь.

  1. Главный герой рассказа — это мальчик Никита пяти лет отроду. Мальчик был очень добрым, но его часто одолевали страхи. Все это потому что он часто оставался дома один. Отец еще не вернулся с фронта, а мать работала в поле. Ну а дедушка с бабушкой умерли. Фантазия у мальчика работала хорошо и когда он оставался один он придумывал всяких человечков. Он видел их повсюду, в каждом предмете. Также хотелось бы отметить что Никита трудолюбивый мальчик, потому что когда папа предложил сыну выпрямить гвоздики, ребенок с усердием начал работать.
  2. Живи смирно один означает живи спокойно, никого не бойся, терпеливо жди маму с работы.

Век вековать — всю свою жизнь с ними жить.

На небе светило доброе солнце — доброе солнце означает летнее жаркое солнце. Когда на душе тепло и хорошо.

Трудом сработал — создал своим трудом.

Тайные жители — человечки, которых сам себе придумал мальчик. Ну что то вроде гномов, о них все знают но никто не видел.

  1. Отец считал что Никита очень добрый мальчик, поэтому у него все живые.
  2. Отец вернулся с войны, там он видел много боли и лишений. Поэтому он верил что наступило мирное время и своим трудом можно многого добиться, этому он и сына учил.
  3. На иллюстрации изображен отец с топором, это момент когда он рубит пень на дрова. Примерно так я и представляла этот эпизод. В этом момент Никита понял что у него есть защитник.

Ответим на вопросы к рассказу Платонова "Никита"

  1. Рассказ "Никита" мне очень понравился. В нем автор описывает реальные события, но при этом мальчик много фантазирует и весь мир вокруг него окрашивается волшебными красками.
  2. Никита начинал выдумывать тайных людей только тогда, когда оставался один. Мальчик был совсем маленьким и его конечно же пугал огромный и во многом непонятный ему мир вокруг. А с выдуманными людтми ему было не так страшно — все-таки они были понятными, хотя часто и неприятными.
  3. Никита наделял все неодушевленные предметами душой, очеловечивал их, чтобы не чувствовать свое одиночество. Тогда страх его отступал.
  4. Сложно оценивать характер человека на основании его поступков, вызванных страхом. Никита не был злым мальчиком, но он старался запугать тайных людей, угрожал им. Это говорит о его решительности и упрямстве. Он также пытался задобрить тайных людей, например ставил перед норками кусочки хлеба.
  1. Никита воображал тайных людей потому что чувствовал свое одиночество и ему было страшно одному. Он был маленький, а все вокруг такое большое. Отец полагал, что мальчик делает это из-за доброго сердца. Но на самом деле Никита просто боялся, а когда страх исчезал, исчезали и тайные люди.
  2. Все предметы вокруг пугали Никиту, казались ему злыми и только солнце он воспринимал как дедушку и она было добрым. Актер читает разговор Никиты с окружающим миром то просительно, то тревожно, то гневно и испуганно.
  3. Никита зовет дедушку потому что не понимает, что тот умер окончательно. Он верит, что дедушка просто ушел, что он живет на солнце, и зовет его спуститься, чтобы дедушка мог защитить его.
  4. Отец Никиты конечно верит, что мальчик вырастет добрым, что таким он останется навсегда, но это обычная вера родителей основанная на великой любви к своим детям.

Совершенствуем свою речь

  1. Никита — мальчик пяти лет, отец которого был на войне, а мама часто оставляла его одного, уходя на работу. Мама успокаивала Никиту, который боялся оставаться один, говоря, что все вокруг ему знакомо. И Никита придумывал тайных людей, которых подселял в неодушевленные предметы. Эти люди были в основном злыми, они воровали ножницы, пугали Никиту звуками и странными лицами. Никита сильно боялся одиночества и огромного мира. Но он старался не поддаваться страху, это был в душе очень смелый мальчик. Никита понимал, что такое добро и что такое зло, а отец объяснил ему, что все сделанное руками должно быть добрым.
  2. Живи смирно — ничего не бойся, не балуйся. Доброе солнце — солнце грело, радовало мальчика, ему казалось, что оно улыбается. Тайные жители — выдуманные люди, которые жили в каждом предмете, окружавшем мальчика. Век вековать — жить на одном месте всю жизнь. Трудом сработать — сделать своими руками.
  3. Отец предлагая все делать своим трудом, верил, что любой труд направлен на благо, любой труд приносит пользу человеку, а значит и вещи сделанные человеком не могут быть злыми.
  4. На иллюстрации мы видим как Никита перегнулся через бревна старого колодца и смотрит вниз, туда, где живут маленькие тайные люди, толстые, безволосые, мокрые и вредные. Я представляла себе этот эпизод немного иначе. Мальчик осторожно выглядывает из-за края колодца, а вокруг множество лопухов.
Читайте также:  Урок борьба с вредителями и болезнями растений

Ответим на вопросы:

1.Мне этот рассказ понравился. Я думаю, что все события реальные, в рассказе нет ничего фантастического.

2.Когда мама была дома Никита чувствовал себя спокойно, но когда она уходила на работу все страхи мальчика выползали наружу и поэтому он начинал фантазировать.

3.В силу своего маленького возраста Никита придумывал себе людей, мальчишке просто не было с кем общаться, вот и он и придумывал.

4.Никита — добрый и сострадательный мальчик.

1.У Мальчика было богатое воображение, к тому же ему не было с кем общаться.

2.Добрыми Никита считал солнышко и гвоздик. Когда мамы не было дома другие предметы он считал злыми.

3.Никита помнил слова мамы о добром солнышке поэтому и звал.

4.Потому что отец верил в лучшее.

Совершенствуем свою речь:

1.Главного героя зовут Никита, это маленький мальчик. Он часто остается дома один, потому что мама на работе, а отец на фронте. Из-за этого он часто фантазирует и придумывает. Но после того как отец возвращается с фронта мальчик уже не чувствует себя таким одиноким.

Источник



Никита

Размышляем о прочитанном

1. Понравился ли вам рассказ «Никита»? Реальные или фантастические события проходят перед читателем в этом произведении А. П. Платонова?

2. Как объяснить то, что фантазии приходили к Никите, когда уходила мама?

3. Почему Никита старался превратить в людей неодушевлённые предметы?

4. Что проявилось в характере Никиты, какие черты преобладали — доброта, сердечность, злоба, сострадание? Подтвердите свой ответ цитатами из текста рассказа.

Фонохрестоматия

А. П. Платонов. «Никита»

1. Почему строения, растения, животные казались Никите тайными людьми?

2. Какие из предметов казались Никите добрыми, какие — злыми? Почему? Как это передаёт актёр, читая разговор Никиты с миром, который его окружает?

3. Почему Никита зовёт дедушку-солнце опять к ним жить?

4. Отец верил, что Никита останется добрым на весь долгий век. Почему он так думал?

5. Подготовьте выразительное чтение эпизода встречи Никиты с отцом, передав чувства, которые переживают мать, отец и Никита.

Совершенствуем свою речь

1. Подготовьте выразительное чтение текста или подробный рассказ о главном герое (на выбор).

2. Объясните значение следующих словосочетаний из текста рассказа:

3. Как объяснил отец желание Никиты всех «сделать живыми»?

4. Что значат слова героя: «Давай всё трудом работать, и все живые будут»? Во что верил отец?

5. Какой фрагмент рассказа изображён на иллюстрации? Так ли вы представляли себе этот эпизод? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Источник

Урок литературного чтения "Одухотворение мира в рассказе А.Платонова "Никита". 5-й класс

Во второй половине 1930-х гг. одной из важнейших в творчестве А. Платонова становится тема семьи. Содержание платоновских рассказов, в том числе и детских, вступало в напряженный диалог с эпохой, ограничивавшей семью функцией воспроизводства. В концентрированном виде взгляды писателя на проблему семьи выражены в статье “Детские годы Багрова-внука” С.Т. Аксакова”, из которой взят эпиграф к настоящей статье.

Внимательный читатель сразу обратит внимание на двусмысленность, возникающую, когда А. Платонов говорит о месте и роли семьи в современном ему обществе: “… В социлиазме оно, семейство, обрекается не на гибель, но на прогресс и развитие” [1, с. 512; курсив в цитатах здесь и далее наш. – Н.В.]. У писателя, очевидно, нет уверенности в том, что эти прогресс и развитие будут достигнуты. Точнее говоря, сама возможность прогресса и развития ставится им под сомнение. Однако А. Платонову важно высказать собственное отношение к проблеме. Семья “освобождает” в человеке человеческое, пишет он, “питает, как источник, и другие, более широкие и высшие сферы жизни человека” [1, с. 513]. Это чувство родины и патриотизм. Именно любовь ребенка к родителям, по мнению писателя, является залогом его будущей любви к родине, доверия людям, позитивного восприятия окружающего мира.

Мать учит Багрова-внука сопереживанию и сочувствию, отец показывает мальчику большой мир, в котором ребенку предстоит жить. А. Платонов высказывает мысль, очень важную для понимания рассказа “Никита”: “И ребенок принимает этот мир с доверием и нежностью, потому что он введен в него рукой отца” [1, с. 514]. И, напротив, ребенок, лишенный по тем или иным причинам родительских любви и заботы, находящийся в состоянии “сиротства”, будет воспринимать мир чужим и враждебным.

Учитывая эти предварительные замечания, обратимся к рассказу “Никита”.

Рассказ очень непрост для восприятия пятиклассников. Чтобы работа с текстом была успешной, учащимся рекомендуется предварительно прочитать рассказ дома. Размышления о характере главного героя и особенностях его мировосприятия целесообразно подкреплять элементами лингвистического анализа, так как стиль А. Платонова в известной степени сложен, и детские рассказы не являются исключением.

Приведем тезисно вопросы, определяющие логику анализа платоновского рассказа, и ожидаемые ответы учащихся.

1. Что вы узнали о семье Никиты?

Никите пять лет, у него нет братьев и сестер (“В избе и на всем дворе оставался хозяином один Никита, пяти лет отроду” [2; с. 110].

Мать Никиты работает с раннего утра и до вечера (“Рано утром мать уходила в поле со двора на работу” [2; с. 110]). Отец ушел на войну и “не вернулся оттуда” [2; с. 110] ? по всей видимости, погиб. По крайней мере, А. Платонов неоднократно подчеркивает тщетность ожидания матери, что отец вернется: “его [отца. – Н.В.] все не было и нет” [2; с. 110].

Дедушка и бабушка Никиты уже умерли. Дедушка любил внука, и мальчик представляет, что дедушка теперь – это солнце (“Доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ теплым лицом. Никита увидел, что солнце было похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него” [2; с. 111]). Умершую бабушку мальчик отождествляет со старой баней во дворе.

Когда мать уходит на работу, Никита остается за хозяина. Мать поручает ему следить за домом и двором: “Не балуй, Никитушка, отца у тебя нету, ? говорила мать. – Ты умный теперь… ” [2; с. 110]. Но Никите тяжело принять на себя роль хозяина, и он просит мать прийти поскорей. Ответ матери очень показателен: “…Ты не бойся, ты живи смирно один” [2; с. 110]. Учащимся можно предложить найти синоним глагола “жить” в этой фразе и проанализировать разницу в значении. Очевидно, что фразы “побудь один” (“посиди один дома”, “подожди меня”) и “живи смирно один” соотносятся как временное и неизменное состояния. Мать как бы говорит сыну: “Ты уже вырос. Ты теперь за хозяина. Привыкай к тому, что ты один”. В ходе анализа рассказа целесообразно предложить учащимся вести “платоновский словарик”, в который они запишут это и подобные выражения с расшифровкой их значения.

2. Как начинается день Никиты?

Мать уходит на работу рано утром, а Никита остается в доме за хозяина. Уходя, мать дает сыну поручения. Интересно понаблюдать за тем, при помощи каких языковых средств А. Платонов описывает начало дня в этой маленькой семье (первые два абзаца рассказа): “рано утром мать уходила”, “каждый день мать ожидала”, “оставался хозяином один Никита”, “мать ему наказывала”, “говорила мать”, “отвечал Никита” [2; с. 110]. Глаголы несовершенного вида, употребленные автором, подчеркивают повторяемость этих действий и очерчивают своеобразный круг одиночества ребенка.

3. С помощью каких глаголов А. Платонов описывает действия мальчика?

В третьем абзаце, открывающем повествование о том, как Никита провел день, несовершенный вид глагола сменяется совершенным. Пятиклассники обратят внимание, что в тексте рассказа очень много глаголов. Это связано с тем, что Никита активно познает окружающий мир. После того, как мать ушла, ребенок обошел дом и пошел во двор (то есть в большой мир), так как “он хотел теперь узнать то, чего он не знал” [2; с. 110]. При этом мальчик проявляет известные смелость и настойчивость. Никита наделен живым воображением: он не только сразу представляет, как выглядят фантастические существа, но и сочиняет о них целые истории (например, о человеке, живущем в бочке, или о водяных людях).

4. Кто или что окружает Никиту? Фантастические или реальные события происходят в рассказе?

Живое воображение Никиты одухотворяет все, что его окружает. Все предметы в доме и во дворе представляются мальчику “тайными людьми” [2; с. 113]. Эти “тайные люди” умеют говорить, слушать и живут своей потаенной, непостижимой жизнью. Этот прием называется олицетворением. Мир, созданный воображением Никиты, фантастичен. В мальчике есть активное исследовательское начало, у Никиты богатая внутренняя жизнь.

Читайте также:  Под какие растения можно вносить кофейную гущу

Однако “открытый” им мир трагичен: он враждебен по отношению к мальчику. Все, что окружает Никиту, несет в себе скрытую угрозу.

5. Как вы думаете, почему фантастические существа в начале рассказа такие злые и опасные?

Никита очень одинок и не чувствует себя защищенным. Именно одиночество мальчика в большом мире наполняет мир вокруг него трагизмом. Ребенок все время ищет заступничества у взрослого близкого человека: сначала у солнца, которое представляется ему дедушкой, а потом у “далёкой” матери. Однако солнце скрывается за облаком, а мать, работающая в поле, не слышит сына. Страх и одиночество побуждают Никиту бежать от таинственного и опасного мира, в котором он оказался, к матери, в поисках защиты.

6. Когда Никита начинает иначе воспринимать окружающий мир?

Когда домой возвращается его отец. Сначала окружающие Никиту фантастические существа перестают вести себя враждебно по отношению к мальчику: “Во дворе все молчали: видно, всем стало боязно отца-солдата, и под землей было тихо, никто не карябался оттуда наружу, на свет” [2; с. 115]. Потом мир вокруг ребенка становится обыкновенным: “Никита так же, как и вчера, смотрел в лицо каждому существу во дворе, но ныне он ни в одном не увидел тайного человека; ни в ком не было ни глаз, ни носа, ни рта, ни злой жизни” (с. 116). Затем мальчик снова одухотворяет предметы, окружающие его, но теперь этот мир фантастических существ добр по отношению к Никите: “Когда он выпрямил первый гвоздь, он увидел в нем маленького доброго человечка, улыбавшегося ему из-под своей железной шапки” [2; с. 117].

7. Как объяснил отец, почему Никита всех хочет “сделать живыми”?

Отец считает, что у Никиты “доброе сердце” [2; с. 117].

8. Согласны ли вы с отцом мальчика?

Да, потому что в характере ребенка есть и сострадание, и сочувствие, и доброта. Однако Никита нуждается в защите и родительской любви, чтобы проявилось все то хорошее, что заложено в нем.

9. Почему отец считает, что Никита “останется добрым на весь свой долгий век?”.

Теперь мальчик защищен любовью родителей, их вниманием и заботой, и его смелость, находчивость, живое воображение служат во благо мира, а не во зло. Никита предлагает отцу: “Давай все трудом работать, и все живые будут” [2; с. 117].

Во время беседы учащихся важно подвести к мысли о том, что природные качества Никиты могут послужить как во зло, так и во благо мира. Одухотворение мира, совершаемое ребенком, может быть как со знаком “плюс”, так и со знаком “минус”. Все зависит от того, насколько мир взрослых окажется способным защитить неокрепшую душу ребенка, избавить маленького человека от “сиротства”.

Завершающим этапом работы над платоновским произведением может стать составление плана рассказа о главном герое.

1. Платонов А.П. “Детские годы Багрова-внука” С.Т. Аксакова // Фабрика литературы: Литературная критика, публицистика / Сост., комментарии Н.В. Корниенко. – М.: Время, 2011. ? С. 512-514.

Источник

Урок по литературе на тему : "Мир глазами ребенка в рассказе «Никита» (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире"

Нажмите, чтобы узнать подробности

-формирование навыка исследовательской работы с текстом, лексической работы, работы с учебником и с иллюстрациями учебника, умения выделять главное в прослушанном сообщении.

1. Организационный момент.

-Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу.

— Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно.

2. Актуализация знаний

Вспомните себя в раннем детстве, были ли у Вас какие-то страхи? Особенно, когда вы оставались одни?

Боялись ли Вы предметов, которые были у Вас дома?

Были ли у Вас воображаемые друзья или враги, с которыми вы хотели своими проблемами? Почему так происходит (ребенок видит мир ярче)

«Детство – это краски радуг»

3.Анализ рассказа

— Каким вы представляете себе Никиту? Составьте устный портрет героя рассказа. Обращение к иллюстрации в учебнике

Все ли в рассказе А.Платонова реально, как в жизни, или есть неправдоподобные, фантастические?

Какие события происходят в рассказе?

Что особенного показалось Вам в это произведении?

Давайте попробуем сформулировать тему урока?

План произведения:

1. Мама уходит на работу.

2. Никита “живёт” один.

а) «Старые знакомые» Никиты (мухи, паук, воробей, куры)
б) «Обитатель бочки»

в) «Доброе солнце»

г) «Колодезные жители»

з) Жёлтый цветок
и) Голоса внутри земли

к) «Незнакомые, злобные лица»

3. Возвращение отца.

4.Беседа

Какое время изображено в рассказе? Последний год ВОВ

— Расскажите о жизни и судьбе родителей Никиты.

— Как воспринимает Никита окружающий мир?

Как объяснить то, что фантазии приходили к Никите, когда уходила мама?

Фантазии приходили к Никите, когда уходила мама, потому что Никита был еще маленький, и ему было одиноко и страшно в пустом доме.

Почему Никита старался превратить в людей неодушевлённые предметы?

Никите было одиноко одному, ему хотелось с кем-то общаться, говорить, и он видел живых существ в неодушевленных предметах.

Почему строения, растения, животные казались Никите тайными людьми?

Мальчик надолго оставался один, ему нужно было с кем-то общаться, вот он и представлял строения, растения и животные тайными людьми. По мнению отца, Никита стремится сделать всех живыми, потому что у него доброе сердце.

7. Давайте подробнее посмотрим, какие фантазии возникают у Никиты при виде определенных предметов

Исследовательская работа с текстом. Найдите описания предметов, которые «оживляет» Никита.

В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки.

Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!»

Две земляные норы

Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт.

У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите.

Пень крякнул в ответ.

Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету.

Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело.

Чужой петух

Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный.

Жёлтый цветок

Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.

Колья из плетня

Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.

Доброе солнце

Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку.

Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди, и слышно было, как они корябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца.

— Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие – злыми?

— Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным?

Везде есть люди, только кажутся они не людьми.

Такие представления о мире были характерны для язычества.

В древние времена человек почти полностью зависел от окружающего мира природы и не отделял себя от него.

Славяне обожествляли и одухотворяли природу: верили в то, что всё, что их окружает, живёт, понимает, чувствует, имеет свои желания и борется за них.

С давних времен в нашем языке остались выражения "дождь идёт", "солнце встает", "воет вьюга". Всю природу человек воспринимал могущественной, живой и стремился жить с ней в полном согласии. Древние люди рано поняли, что Солнце было главным источником жизни на Земле, оно давало тепло и свет, а без Солнца на Землю приходят ночь и зима, а с ними — смерть человека и природы, то есть жизнь на Земле зависит от Солнца. Вот почему у всех народов Солнце с самых древних времен обожествляется.

Бог солнца — Даждьбог — был одним из наиболее почитаемых богов у славян в древние времена. Слово «Даждьбог» состоит из слов "дай", "бог", "богатство". Кто даёт тепло, тот даёт добро, богатство, Даждьбог — это бог достатка в доме. Был Даждьбог сыном Сварога — бога неба и огня небесного, главного бога. Когда Солнце заходило, его провожали с печалью и страхом. А место, где Солнце всходило — восток, — было стороной радости, вечного тепла.

Читайте также:  Покровная ткань растений склереиды

– мы подошли с вами к такому понятию, как архетип. Архетип — это память предков, совокупность первобытных образов, понятий и идеалов, которые передаются нам отпредков на бессознательном уровне , через миры, сказки. Древние люди наделяли явления живой природы силой .Именно это руководит мальчиком с богатой фантазией

5. Работа с текстом.

— Как меняется отношение мальчика к предметам и явлениям окружающего мира? С чем это связано?

Выразительное чтение учащимися фрагмента рассказа от слов «Дома Никиту увидела мать…» до конца рассказа.

— Почему, по мнению Никиты, окружающие предметы казались ему живыми? Найдите в тексте фразу, содержащую ответ на вопрос. («Это ты хочешь всех живыми сделать, потому что у тебя доброе сердце»).

Какие неодушевленные существа представлялись Никите живыми? Выпишите их названия

Почему до прихода отца Никита боялся окружающего его мира?

Почему все предметы, когда Никита был один, виделись ему злыми и свирепыми?

Как он хотел с ними поладить? Подберите примеры, подтверждающие ваше мнение.

Почему Никита представлял себе, что его умершие бабушка и дедушка живут на солнце и на луне?

Почему он видел умершего пастуха в чужом петухе?

Почему в выпрямленном гвозде он увидел «доброго человека»?

Какую важную мысль о предназначении человеческой жизни вкладывает писатель в этот образ?

Какие два мира противостоят в воображении Никиты?

Как объяснил отец желание Никиты всех «сделать живыми»?

Отец объяснил Никите так: «Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце».

Живым становится то, что человек создал для своей пользы

В какой фразе наиболее емко , полно проявляется главная мысль автора?

6. Исследовательская работа в группах:

Выпишите из рассказа все слова, называющие чувства Никиты. Проследите, как они меняются.

В начале рассказа: я боюсь, ему было скучно, отошел от греха, в испуге поглядел на солнце, я вам дам!, занемел от страха, испугавшись, в страхе подумал, поднялся в страхе, занемог от страха.

В конце рассказа: всем стало боязно отца-солдата, пожалел дедушкину баню.

Вспомните, каким увидел старый пень герой повести Гоголя «Заколдованное место» («. но вот чудится ему, что пень дерева пыхтит и дуется, показываются уши, наливаются красные глаза; ноздри раздулись, нос поморщился и вот так и собирается чихнуть. »).

Какую параллель можно провести с героем рассказа ?

(мифы и сказки полны детским восприятием, попытка понять природу через знакомые человеческие переживания)

Можно ли сравнит детское восприятие мира и отношение древнего человека к миру. В чем сходство и различие?

Выпишите выражения, в которых Никита рассуждает о труде. Сделайте вывод о понимании Никитой роли труда в жизни человека.

Человечек из бочки — «Вставай не спи, лодырь! Чего зимой есть будешь? Иди просо полоть, тебе трудодень дадут!»

7.Итог урока

В какой фразе наиболее полно выражена мысль этого произведения ( Давайте все трудом работать, и все живы будут)

Значение имени Никита переводится как победитель. Какую победу одержал Никита в рассказе Платонова?

Источник

«Никита», анализ рассказа Платонова

Рассказ «Никита» был написан в 1945 г. и опубликован в журнале «Мурзилка» (№№ 4,7) и в журнале «Новый мир» № 7. Всю войну Платонов работал корреспондентом в газете «Красная звезда». Он видел жизнь и подвиги русских солдат, но больше всего его ранили судьбы детей на войне. Никита не был свидетелем боевых действий, но они повлияли на его детскую душу: мальчик боится, что чужие займут его двор и дом. Война – виновница Никитиных страхов.

Тема и проблематика

Тема рассказа – взросление ребёнка, который преодолевает страх перед окружающим миром и учится преобразовывать его.

Основная мысль: человек – творец окружающего его мира, только от него зависит, каким он будет – добрым или злым.

В рассказе поднимается проблема разлуки детей с родителями, в которой виновата война; проблема уязвимости детского мира, не защищённого родительской мудростью; проблема преображающего мир человеческого труда.

Сюжет и композиция

Рассказ описывает два дня из жизни маленького Никиты, который остаётся дома один. Он боится и очеловечивает всё вокруг себя. Страх Никиты усиливается, пока он не убегает со двора в поле к матери. По дороге Никита от душевного напряжения внезапно засыпает на околице у овина и просыпается под вечер.

Дома Никита нашёл, кроме матери, вернувшегося с войны отца, который пообещал никогда больше не оставлять сына. А утром Никита перестал бояться, потому что с ним был отец-солдат. Отец трудится во дворе и в доме, приобщая к труду и Никиту. Никита улавливает связь между трудом и доброй жизнью.

Финал рассказа открывает перспективу на всю будущую жизнь Никиты, который, по мнению отца, «останется добрым на весь свой долгий век».

Герои и образы

Главный герой рассказа – маленький Никита, который остался «хозяином», потому что отец его на войне, а мать уходит на целый день работать. Никита – творец мифов, населяющий свой мир удивительными существами. Маленький человечек живёт в пустой бочке в тёмном сарае. В старом колодце обитают водяные люди, а умерший дедушка живёт на солнце.

Никиту окружают враждебные сущности. Тот, кто живёт в бочке, отобрал у матери Никиты ножницы. А вредные колодезные жители вовсе хотели выпить у Никиты глаза, пока он спал. Никита пытается противостоять придуманным существам, пугает их, но сам боится. Под стеной сарая живут змеи, и Никита пытается их задобрить кусками хлеба или пугает возвращением отца. Но образ отца не пугает существ. Может быть, потому, что отец оставил Никиту младенцем, образ отца не может защитить мальчика.

Никита рассуждает как язычник. Солнце для него доброе, на нём живёт умерший дедушка. Мальчик объясняет обычные для взрослых события волшебством. Чавкнувшая в колодце пасть – это не какая-нибудь лягушка, а великан и его дети.

Все предметы и явления в сознании Никиты антропоморфны. Стол – это человек на четырёх ногах. Банька – бабушка, у которой труба – это голова. Больше всего мальчика пугает пень. Он напоминает ему голову торчащего из земли человека. Его лицо сумрачное и нелюдимое, с немигающими глазами. Никита уверен, что под землёй у пня есть пузо и ноги.

Никита изобретает собственную веру в перерождение душ, по которой окружающие – это умершие близкие. Петух похож на утонувшего весной пастуха. Никита приходит к важному выводу: умершие не хотят быть мёртвыми, поэтому предметы – это тайные люди. Умершие люди карабкаются из земли, чтобы вылезти на свет солнца. И некоторым, как пню, это удаётся. Они недружелюбны к Никите. Его не любят ни колья плетня, ни лопухи.

Мир враждебен Никите не изначально. Мальчик совершает плохой поступок, именно поэтому он начинает бояться и баньки, и кольев, и пня. Ведь он убил одного из «тайных людей» — цветок. Никита сорвал цветок из чистого любопытства, желая посмотреть, есть ли у него внутри кишки.

Увидев в сломанном стебле (теле цветка) молоко, Никита уверился, что цветок был маленьким и сосал свою мать. Психология ребёнка не только позволяет увидеть в цветке круглое личико с человеческим выражением, «маленькие глаза, нос и открытый влажный рот», но и уничтожить «живое дыхание» просто из любопытства.

Никита, задающий о каждом предмете вопрос «кто ты есть?», чувствует свою вину, поэтому и принимает осуждение от баньки-бабушки, кольев, избы и пня в огороде. Даже дедушка-солнце закрывается от внука тучкой, правда, откликается на зов мальчика.

Вернувшийся отец сразу замечает, что Никита разговаривает с предметами. Солдат сразу же побеждает ветхий пень, исколов его на дрова. Именно отец формирует представления ребёнка о мире, объясняя, что он всех выдумал. Отец объясняет разницу между фантазией и деятельностью.

Для отца-солдата главная работа – война, но это не значит, что отец забыл о сыне. Он его «умирал и помнил». Никита замечает в облике отца лицо, руки, медаль на груди и ясные пуговицы на рубашке. Всего за один день Никита усвоил жизнеутверждающую философию отца: «Всё трудом работать, и все живые будут».

Художественное своеобразие

Те художественные образы в рассказе, которые читатель и отец Никиты воспринимают как олицетворение, для Никиты – метаморфоза, настоящее превращение.

В рассказе важны антитезы жизни и смерти, добра и зла, мирного труда и военного.

Мир рассказа читатель видит глазами 5-летнего мальчика. Поэтому такое пристальное внимание уделяется маленьким объектам – мухам и паукам, воробью и зёрнышкам. Мальчик будто не умеет видеть по-взрослому, с точки зрения пользы и целесообразности. Он приобретает такое умение, наблюдая за трудом отца.

Источник

Почему строения растения животные казались никите тайными людьми платонов никита



Никита

Размышляем о прочитанном

1. Понравился ли вам рассказ «Никита»? Реальные или фантастические события проходят перед читателем в этом произведении А. П. Платонова?

2. Как объяснить то, что фантазии приходили к Никите, когда уходила мама?

3. Почему Никита старался превратить в людей неодушевлённые предметы?

4. Что проявилось в характере Никиты, какие черты преобладали — доброта, сердечность, злоба, сострадание? Подтвердите свой ответ цитатами из текста рассказа.

Фонохрестоматия

А. П. Платонов. «Никита»

1. Почему строения, растения, животные казались Никите тайными людьми?

2. Какие из предметов казались Никите добрыми, какие — злыми? Почему? Как это передаёт актёр, читая разговор Никиты с миром, который его окружает?

3. Почему Никита зовёт дедушку-солнце опять к ним жить?

4. Отец верил, что Никита останется добрым на весь долгий век. Почему он так думал?

5. Подготовьте выразительное чтение эпизода встречи Никиты с отцом, передав чувства, которые переживают мать, отец и Никита.

Совершенствуем свою речь

1. Подготовьте выразительное чтение текста или подробный рассказ о главном герое (на выбор).

2. Объясните значение следующих словосочетаний из текста рассказа:

3. Как объяснил отец желание Никиты всех «сделать живыми»?

4. Что значат слова героя: «Давай всё трудом работать, и все живые будут»? Во что верил отец?

5. Какой фрагмент рассказа изображён на иллюстрации? Так ли вы представляли себе этот эпизод? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Источник

Почему строение,растения,животные казались никите тайными людьми

  • 16 March 2014
  • Ответ оставил: Repashevskaya

Последние и похожие вопросы

  • 17 November 2013
  • Обществознание
  • Автор: annabond015
  • 17 November 2013
  • Литература
  • Автор: Polinka000000
  • 17 November 2013
  • Математика
  • Автор: Dmitriew2380
  • Алгебра
  • Английский язык
  • Английский язык
  • Беларуская мова
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Другие предметы
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Музыка
  • Немецкий язык
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Право
  • Русский язык
  • Технология
  • Українська література
  • Українська мова
  • Физика
  • Французский язык
  • Химия
  • Черчение
  • Экономика
  • Қазақ тiлi

Источник

Урок по литературе на тему : "Мир глазами ребенка в рассказе «Никита» (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире"

Нажмите, чтобы узнать подробности

-формирование навыка исследовательской работы с текстом, лексической работы, работы с учебником и с иллюстрациями учебника, умения выделять главное в прослушанном сообщении.

1. Организационный момент.

-Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу.

— Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно.

2. Актуализация знаний

Вспомните себя в раннем детстве, были ли у Вас какие-то страхи? Особенно, когда вы оставались одни?

Боялись ли Вы предметов, которые были у Вас дома?

Были ли у Вас воображаемые друзья или враги, с которыми вы хотели своими проблемами? Почему так происходит (ребенок видит мир ярче)

«Детство – это краски радуг»

3.Анализ рассказа

— Каким вы представляете себе Никиту? Составьте устный портрет героя рассказа. Обращение к иллюстрации в учебнике

Все ли в рассказе А.Платонова реально, как в жизни, или есть неправдоподобные, фантастические?

Какие события происходят в рассказе?

Что особенного показалось Вам в это произведении?

Давайте попробуем сформулировать тему урока?

План произведения:

1. Мама уходит на работу.

2. Никита “живёт” один.

а) «Старые знакомые» Никиты (мухи, паук, воробей, куры)
б) «Обитатель бочки»

в) «Доброе солнце»

г) «Колодезные жители»

з) Жёлтый цветок
и) Голоса внутри земли

к) «Незнакомые, злобные лица»

3. Возвращение отца.

4.Беседа

Какое время изображено в рассказе? Последний год ВОВ

— Расскажите о жизни и судьбе родителей Никиты.

— Как воспринимает Никита окружающий мир?

Как объяснить то, что фантазии приходили к Никите, когда уходила мама?

Фантазии приходили к Никите, когда уходила мама, потому что Никита был еще маленький, и ему было одиноко и страшно в пустом доме.

Почему Никита старался превратить в людей неодушевлённые предметы?

Никите было одиноко одному, ему хотелось с кем-то общаться, говорить, и он видел живых существ в неодушевленных предметах.

Почему строения, растения, животные казались Никите тайными людьми?

Читайте также:  Какие лекарственные растения могут быть ядовитыми

Мальчик надолго оставался один, ему нужно было с кем-то общаться, вот он и представлял строения, растения и животные тайными людьми. По мнению отца, Никита стремится сделать всех живыми, потому что у него доброе сердце.

7. Давайте подробнее посмотрим, какие фантазии возникают у Никиты при виде определенных предметов

Исследовательская работа с текстом. Найдите описания предметов, которые «оживляет» Никита.

В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки.

Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!»

Две земляные норы

Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт.

У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите.

Пень крякнул в ответ.

Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету.

Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело.

Чужой петух

Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный.

Жёлтый цветок

Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.

Колья из плетня

Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.

Доброе солнце

Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку.

Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди, и слышно было, как они корябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца.

— Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие – злыми?

— Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным?

Везде есть люди, только кажутся они не людьми.

Такие представления о мире были характерны для язычества.

В древние времена человек почти полностью зависел от окружающего мира природы и не отделял себя от него.

Славяне обожествляли и одухотворяли природу: верили в то, что всё, что их окружает, живёт, понимает, чувствует, имеет свои желания и борется за них.

С давних времен в нашем языке остались выражения "дождь идёт", "солнце встает", "воет вьюга". Всю природу человек воспринимал могущественной, живой и стремился жить с ней в полном согласии. Древние люди рано поняли, что Солнце было главным источником жизни на Земле, оно давало тепло и свет, а без Солнца на Землю приходят ночь и зима, а с ними — смерть человека и природы, то есть жизнь на Земле зависит от Солнца. Вот почему у всех народов Солнце с самых древних времен обожествляется.

Бог солнца — Даждьбог — был одним из наиболее почитаемых богов у славян в древние времена. Слово «Даждьбог» состоит из слов "дай", "бог", "богатство". Кто даёт тепло, тот даёт добро, богатство, Даждьбог — это бог достатка в доме. Был Даждьбог сыном Сварога — бога неба и огня небесного, главного бога. Когда Солнце заходило, его провожали с печалью и страхом. А место, где Солнце всходило — восток, — было стороной радости, вечного тепла.

– мы подошли с вами к такому понятию, как архетип. Архетип — это память предков, совокупность первобытных образов, понятий и идеалов, которые передаются нам отпредков на бессознательном уровне , через миры, сказки. Древние люди наделяли явления живой природы силой .Именно это руководит мальчиком с богатой фантазией

5. Работа с текстом.

— Как меняется отношение мальчика к предметам и явлениям окружающего мира? С чем это связано?

Читайте также:  При скрещивании растения томата с гладкими плодами и необлиственными соцветиями

Выразительное чтение учащимися фрагмента рассказа от слов «Дома Никиту увидела мать…» до конца рассказа.

— Почему, по мнению Никиты, окружающие предметы казались ему живыми? Найдите в тексте фразу, содержащую ответ на вопрос. («Это ты хочешь всех живыми сделать, потому что у тебя доброе сердце»).

Какие неодушевленные существа представлялись Никите живыми? Выпишите их названия

Почему до прихода отца Никита боялся окружающего его мира?

Почему все предметы, когда Никита был один, виделись ему злыми и свирепыми?

Как он хотел с ними поладить? Подберите примеры, подтверждающие ваше мнение.

Почему Никита представлял себе, что его умершие бабушка и дедушка живут на солнце и на луне?

Почему он видел умершего пастуха в чужом петухе?

Почему в выпрямленном гвозде он увидел «доброго человека»?

Какую важную мысль о предназначении человеческой жизни вкладывает писатель в этот образ?

Какие два мира противостоят в воображении Никиты?

Как объяснил отец желание Никиты всех «сделать живыми»?

Отец объяснил Никите так: «Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце».

Живым становится то, что человек создал для своей пользы

В какой фразе наиболее емко , полно проявляется главная мысль автора?

6. Исследовательская работа в группах:

Выпишите из рассказа все слова, называющие чувства Никиты. Проследите, как они меняются.

В начале рассказа: я боюсь, ему было скучно, отошел от греха, в испуге поглядел на солнце, я вам дам!, занемел от страха, испугавшись, в страхе подумал, поднялся в страхе, занемог от страха.

В конце рассказа: всем стало боязно отца-солдата, пожалел дедушкину баню.

Вспомните, каким увидел старый пень герой повести Гоголя «Заколдованное место» («. но вот чудится ему, что пень дерева пыхтит и дуется, показываются уши, наливаются красные глаза; ноздри раздулись, нос поморщился и вот так и собирается чихнуть. »).

Какую параллель можно провести с героем рассказа ?

(мифы и сказки полны детским восприятием, попытка понять природу через знакомые человеческие переживания)

Можно ли сравнит детское восприятие мира и отношение древнего человека к миру. В чем сходство и различие?

Выпишите выражения, в которых Никита рассуждает о труде. Сделайте вывод о понимании Никитой роли труда в жизни человека.

Человечек из бочки — «Вставай не спи, лодырь! Чего зимой есть будешь? Иди просо полоть, тебе трудодень дадут!»

7.Итог урока

В какой фразе наиболее полно выражена мысль этого произведения ( Давайте все трудом работать, и все живы будут)

Значение имени Никита переводится как победитель. Какую победу одержал Никита в рассказе Платонова?

Источник

«Никита», анализ рассказа Платонова

Рассказ «Никита» был написан в 1945 г. и опубликован в журнале «Мурзилка» (№№ 4,7) и в журнале «Новый мир» № 7. Всю войну Платонов работал корреспондентом в газете «Красная звезда». Он видел жизнь и подвиги русских солдат, но больше всего его ранили судьбы детей на войне. Никита не был свидетелем боевых действий, но они повлияли на его детскую душу: мальчик боится, что чужие займут его двор и дом. Война – виновница Никитиных страхов.

Тема и проблематика

Тема рассказа – взросление ребёнка, который преодолевает страх перед окружающим миром и учится преобразовывать его.

Основная мысль: человек – творец окружающего его мира, только от него зависит, каким он будет – добрым или злым.

В рассказе поднимается проблема разлуки детей с родителями, в которой виновата война; проблема уязвимости детского мира, не защищённого родительской мудростью; проблема преображающего мир человеческого труда.

Сюжет и композиция

Рассказ описывает два дня из жизни маленького Никиты, который остаётся дома один. Он боится и очеловечивает всё вокруг себя. Страх Никиты усиливается, пока он не убегает со двора в поле к матери. По дороге Никита от душевного напряжения внезапно засыпает на околице у овина и просыпается под вечер.

Дома Никита нашёл, кроме матери, вернувшегося с войны отца, который пообещал никогда больше не оставлять сына. А утром Никита перестал бояться, потому что с ним был отец-солдат. Отец трудится во дворе и в доме, приобщая к труду и Никиту. Никита улавливает связь между трудом и доброй жизнью.

Читайте также:  Питомник растений таракановское шоссе

Финал рассказа открывает перспективу на всю будущую жизнь Никиты, который, по мнению отца, «останется добрым на весь свой долгий век».

Герои и образы

Главный герой рассказа – маленький Никита, который остался «хозяином», потому что отец его на войне, а мать уходит на целый день работать. Никита – творец мифов, населяющий свой мир удивительными существами. Маленький человечек живёт в пустой бочке в тёмном сарае. В старом колодце обитают водяные люди, а умерший дедушка живёт на солнце.

Никиту окружают враждебные сущности. Тот, кто живёт в бочке, отобрал у матери Никиты ножницы. А вредные колодезные жители вовсе хотели выпить у Никиты глаза, пока он спал. Никита пытается противостоять придуманным существам, пугает их, но сам боится. Под стеной сарая живут змеи, и Никита пытается их задобрить кусками хлеба или пугает возвращением отца. Но образ отца не пугает существ. Может быть, потому, что отец оставил Никиту младенцем, образ отца не может защитить мальчика.

Никита рассуждает как язычник. Солнце для него доброе, на нём живёт умерший дедушка. Мальчик объясняет обычные для взрослых события волшебством. Чавкнувшая в колодце пасть – это не какая-нибудь лягушка, а великан и его дети.

Все предметы и явления в сознании Никиты антропоморфны. Стол – это человек на четырёх ногах. Банька – бабушка, у которой труба – это голова. Больше всего мальчика пугает пень. Он напоминает ему голову торчащего из земли человека. Его лицо сумрачное и нелюдимое, с немигающими глазами. Никита уверен, что под землёй у пня есть пузо и ноги.

Никита изобретает собственную веру в перерождение душ, по которой окружающие – это умершие близкие. Петух похож на утонувшего весной пастуха. Никита приходит к важному выводу: умершие не хотят быть мёртвыми, поэтому предметы – это тайные люди. Умершие люди карабкаются из земли, чтобы вылезти на свет солнца. И некоторым, как пню, это удаётся. Они недружелюбны к Никите. Его не любят ни колья плетня, ни лопухи.

Мир враждебен Никите не изначально. Мальчик совершает плохой поступок, именно поэтому он начинает бояться и баньки, и кольев, и пня. Ведь он убил одного из «тайных людей» — цветок. Никита сорвал цветок из чистого любопытства, желая посмотреть, есть ли у него внутри кишки.

Увидев в сломанном стебле (теле цветка) молоко, Никита уверился, что цветок был маленьким и сосал свою мать. Психология ребёнка не только позволяет увидеть в цветке круглое личико с человеческим выражением, «маленькие глаза, нос и открытый влажный рот», но и уничтожить «живое дыхание» просто из любопытства.

Никита, задающий о каждом предмете вопрос «кто ты есть?», чувствует свою вину, поэтому и принимает осуждение от баньки-бабушки, кольев, избы и пня в огороде. Даже дедушка-солнце закрывается от внука тучкой, правда, откликается на зов мальчика.

Вернувшийся отец сразу замечает, что Никита разговаривает с предметами. Солдат сразу же побеждает ветхий пень, исколов его на дрова. Именно отец формирует представления ребёнка о мире, объясняя, что он всех выдумал. Отец объясняет разницу между фантазией и деятельностью.

Для отца-солдата главная работа – война, но это не значит, что отец забыл о сыне. Он его «умирал и помнил». Никита замечает в облике отца лицо, руки, медаль на груди и ясные пуговицы на рубашке. Всего за один день Никита усвоил жизнеутверждающую философию отца: «Всё трудом работать, и все живые будут».

Художественное своеобразие

Те художественные образы в рассказе, которые читатель и отец Никиты воспринимают как олицетворение, для Никиты – метаморфоза, настоящее превращение.

В рассказе важны антитезы жизни и смерти, добра и зла, мирного труда и военного.

Мир рассказа читатель видит глазами 5-летнего мальчика. Поэтому такое пристальное внимание уделяется маленьким объектам – мухам и паукам, воробью и зёрнышкам. Мальчик будто не умеет видеть по-взрослому, с точки зрения пользы и целесообразности. Он приобретает такое умение, наблюдая за трудом отца.

Источник