Почему так много рассказов о природе



Роль художественной литературы в познании природы и воспитании любви к ней (доклад для педсовета)

Сегодня весьма актуальна проблема взаимоотношений природы и человека. И перед нами стоит важная задача воспитания у детей потребности охранять природу, знать её законы, научить малышей любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы. В решении этой задачи неоценима роль художественной литературы. Для того чтобы книга могла стать средством познания действительности, воздействовать на чувства ребёнка, вызвать сопереживания с героями, она должна соответствовать возрастным особенностям детей, их интересам, познавательным возможностям. В своей работе мы используем все жанры художественной литературы (сказки, стихи, рассказы, потешки, пословицы, поговорки, загадки).

Русские народные сказки обогащают детей знаниями о жизни животных, их повадках, расширяют жизненный опыт, дают представление о морали, справедливости, возбуждают воображение и фантазию, вызывают чувство сострадания, сочувствия, любви ко всему живому. К. Д. Ушинский называл сказки «первыми блестящими попытками русской народной педагогики». Жизненный опыт младших дошкольников очень мал, многие представления об окружающей жизни ещё не сформированы, воображение не развито, затруднено понимание человеческой речи, поэтому слушание сказок, стихов, рассказов и потешек мы совмещаем с их инсценировками. Из сказок «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба», «Козлятки и волк» и д. р. дети узнают о разных животных, их повадках; сказки помогают малышам определиться в своём отношении к разным животным. Дети начинают понимать, что «козлятушки», «зайки» — слабые и беззащитные, им нужна помощь, волк злой и сердитый, лисичка – хитрая. А такие сказки, как «Почему кот моется после еды», «Отчего у зайца длинные уши», «Почему у месяца нет платья», «Как голубь учился гнездо вить» и д. р. помогают старшим дошкольникам иносказательно, порой даже в виде шутки, понять причины природных явлений, развивают любознательность, догадливость, умение наблюдать. А в экологических сказках: «Как спасли дерево?», «Как собака помогла Пете», наряду с познавательным материалом, содержатся проблемные вопросы, решая которые дети выбирают определённую позицию по отношению к объектам природы.

Издавна известна воспитывающая, развивающая роль загадок, потешек, пословиц, поговорок. В образной поэтичной форме они отражают различные явления природы и окружающей действительности, помогая малышам по-иному взглянуть на самые обыкновенные предметы, учат наблюдательности, побуждают к размышлениям. Например, гуляя с детьми на прогулке, можно обратить их внимание на окружающее и предложить отгадать загадку, ответ на которую можно найти вокруг себя: «Её узнаешь по простой примете, нет деревца белей его на свете», «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова» и д. р.

Такие образы поражают детей своей необычностью, заставляют думать об особенностях природного мира. Но для отгадывания загадок дети должны иметь определённый запас представлений, наблюдений за окружающей жизнью, опыт сопоставления предмета с другими, похожими или различными, т. е. владеть элементарными мыслительными операциями. Образными сравнениями, которые используются в загадках, богаты стихи, рассказы и сказки о природе. А народные пословицы, поговорки, приметы, содержащие мораль, выношенную поколениями, приобщают детей к человеческой мудрости.

Они содержат в себе и познавательную и художественную ценность. «Травка – муравка со сна поднялась, а птица – синица за зёрна взялась», «У осы не усы, а усики», «Длинные сосульки к долгой весне» и т. д.

Наблюдения природных явлений, наблюдения за птицами, животными в сопровождении поэтических строк сделают детские впечатления более яркими и точными. Художественное слово помогает сосредоточить детское внимание на главном, как бы подытоживает наблюдения детей. Например, в осеннюю непогоду слова А. Кольцова:

Дуют ветры, ветры буйные, Ходят тучи, тучи чёрные…

помогут малышам заметить нависшие над землёй тучи,

а строчки В. Мирович: Листопад, листопад, листья жёлтые летят…

обратят внимание на цвет летящих листьев, их шорох под ногами. Красота окружающего мира откроется перед малышами при сочетании зрительных восприятий с точными, яркими поэтическими образами, и смысл слов станет понятнее. Художественные произведения надо читать неоднократно, так как при первом прослушивании впечатления бывают неточными. А во время повторных прослушиваний первые впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, и ребёнок всё больше вникает в закономерность развития событий, яснее становятся образы.

Некоторые стихотворения можно соединить с игрой, изо деятельностью, наблюдением. Например, наблюдая снегопад, прочитать стихотворение А. Барто «Снег, снег кружится…», а потом предложить малышам собраться в кружок и «завертеться, как снежок». Возвратившись с прогулки, предложить сделать самим снег (из бумаги, ваты, пенопласта и др., поиграть с получившимся «снегом» и ещё раз прочитать стихотворение «Снег», и тут же получившиеся снежинки наклеить на лист бумаги, изобразив снегопад, снежный ком, снеговика. В результате такой работы с поэтическими произведениями дети напитываются особыми чувствами к природе, её явлениям. Ведь вовремя и правильно прочитанные стихи о природе затрагивают у слушателей сердце и душу, вызывая эстетические чувства, любовь к природе, способствуют быстрому запоминанию стихотворений и развитию речи.

Поэты описывающие в своих стихах природу, пользуются выразительностью, звучностью русского языка, «рисуют» лирические картины природы, передают настроения, создают сказочные образы. Надолго запомнятся детям сказочные образы А. С. Пушкина, Н. Некрасова, А. Блока.

Например, стихотворение А. Блока «Зайчик» пронизано грустью, строчки:

Осенью расплакались тонкие былинки,

Лапки наступают на мокрые листочки…

Бедный зайчик прыгает возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку серому попасть…

пробуждают у детей жалость, стремление защитить зайку, не дать его в обиду.

В стихотворениях И. Бунина возникают картины то молодого леса, то ясного летнего утра, умеет он заставить почувствовать пронизывающий осенний холод.

Значение яркого, образного языка художественных произведений в период первого познания мира, в период формирования личностных черт характера переоценить трудно. Многие тайны природы, её законы раскрываются перед детьми в рассказах о природе.

Это рассказы М. Пришвина, Е. Чарушина, Г. Скребицкого, И. Соколова – Микитова, Н. Сладкова, Б. Житкова, В. Бианки. Кстати «Лесная газета» В. Бианки представляет собой поистине уникальную энциклопедию биологических знаний для детей. Художественные произведения очень по-разному знакомят детей с миром природы. Рассказы могут содержать в себе и описание, и повествование, и рассуждения. Так, в познавательных рассказах преобладает описание и рассуждение, например, рассказы М. М. Пришвина «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», короткие рассказы В. В. Бианки, главы из книги Б. С. Житкова «Что я видел», некоторые рассказы Л. Н. Толстого «Спала кошка на крыше», «Сели гуси на воду». Познавательные рассказы расширяют знания детей, рассказывая о том, как бывает в природе; прививают живой интерес к окружающему, затрагивают чувства малышей. А многие произведения, такие как «Птица свила гнездо на кусте», «Был у Вари чиж», «Нашли дети ежа на траве» Л. Н. Толстого заставляют детей задуматься о том, каким должен быть человек по отношению к природе, побуждают их делать определённые выводы. Рассказы В. Бианки из сборника «Синичкин календарь» и Н. Сладкова «Воробьишкина весна» помогут повысить интерес детей к жизни птиц, заставят их внимательней приглядываться к птичьим повадкам, замечать разницу в характерах птиц. Рассказы Н. Сладкова из сборника «Птенцы – хитрецы» помогут детям найти ответ на вопрос: как и почему маленьким беззащитным птенчикам удаётся спастись от многочисленных врагов, подведут детей к выводу – многих животных спасает от врагов защитная окраска (значит, вот почему заяц и белка меняют цвет). Эти, полученные новые знания вызывают познавательный интерес детей, наводят их на размышления. Теперь они уже сами задают вопросы и ищут на них ответы (почему не у всех зверей и птиц шерсть и перья под цвет деревьев, земли). Всё это побуждает детей к сопоставлению, сравнению, раскрытию взаимосвязи.

Знакомя детей с особенностями животных, можно брать не одно, а несколько художественных произведений близких по характеру. Например, сначала прочитать знакомую сказку В. Сутеева «Цыпленок и утёнок», а через несколько дней читать новый рассказ Е. Чарушина «Утка с утятами». Позднее, прочитав сказку Н. Павловой «Чьи башмачки», хорошо снова припомнить эти произведения, соединяя имеющиеся впечатления с новыми (цыпленок не умеет плавать, а утята умеют). Это поможет и закрепить прежние представления, и легче осознать новые, и подвести к выводу: что же помогает гусятам и утятам плавать. Произведения художественной литературы могут быть использованы в самых различных ситуациях: во время наблюдений, экскурсий, на занятиях по изо деятельности, при восприятии произведений живописи и т. д., в книгах можно найти ответы на любые вопросы. Художественные произведения, это своего рода ключи к открытию мира природы. Открывая перед детьми этот мир, мы развиваем их ум и чувства, подводим детей к умению оценивать свои поступки и самого себя.

Источник

Почему так много рассказов о природе

Главная />Писатели-натуралисты />С природой одною он жизнью дышал… (Пришвин М.М.)

С природой одною он жизнью дышал…
Пришвин М. М.

Вся жизнь Михаила Михайловича Пришвина была посвящена природе и связана с ней. Он любил лес и всё живое. Михаил Михайлович был уже очень старым человеком, а всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера то с корзинкой для грибов, то с ружьём и охотничьей собакой и уж непременно со своей записной книжкой. Пришвин так любил и понимал лес, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрылась, а к дождю раскрылась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она разумное существо!

М.М. Пришвин специально для детей писал не много. Его нельзя назвать детским писателем. Но очень высоко ценил литературу для детей: «Самая высокая литература, которая может доставить величайшее эстетическое наслаждение и взрослым – это есть детская литература». И многое из написанного Пришвиным вошло в золотой фонд детской литературы.

Пришвин признавался: «Писать для детей нелегко: надо быть очень простым, ни в чём, однако, не изменяя своему мастерству».

Особенно Михаил Михайлович любил наш русский лес. Почитайте его книги, и вы узнаете, сколько чудес он там видел.

Он учил нас любить свою родную землю, беречь её, он обращался к нам: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, — их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».

Когда будете читать рассказы Пришвина, вам покажется, что писатель взял вас за руку и повёл за собой. Вы увидите, словно своими глазами, всё, о чём в них написано, научитесь ещё лучше любить и понимать родную природу. Она станет вашим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее.
М.М. Пришвин (1873 – 1954) – замечательный писатель. Он написал много книг, и каждая из них несёт всё новые и новые открытия.

  • Пришвин, М. Берестяная трубочка : сборник рассказов / М. Пришвин; худож. Е. Рачёв. – М. : Малыш, 1983. – 109 с. : ил.
    Бывают ли на свете волшебники?
    Жил на земле такой добрый волшебник. Он понимал птичий язык, понимал язык зверей и животных. И сам с ними разговаривал. И разговор деревьев он понимал. И с цветами здоровался. И воду из шляпки гриба пил, и солнце показывало ему свой рубиновый глаз, и капель пела песни… а волшебником этим был хороший, добрый писатель Михаил Михайлович Пришвин.
  • Пришвин, М. В краю дедушки Мазая : рассказы / М. Пришвин; рис. Г. Никольского. – М. : Дет. лит., 1973. – 95 с. : ил.
    Край дедушки Мазая – лесистые берега Волги около Костромы, описанные Некрасовым в поэме «Дедушка Мазай и зайцы». Сюда приехал Михаил Михайлович Пришвин в своём доме на колёсах, прицепленном к грузовику, и прожил с самой ранней весны до самой поздней осени, наблюдая перемены в природе, изучая жизнь её обитателей.
  • Пришвин, М. Вася Весёлкин : рассказы / М. Пришвин; худож. Г. Никольский и В. Юдин. – М. : Дет. лит., 1990. – 32 с. : ил.
    В книгу вошли рассказы: «Золотая рука», «Вася Весёлкин», «О чём шепчутся раки» и «Лисичкин хлеб».
  • Пришвин, М. Весна света : избранное / М. Пришвин. – М. : Мол. гвардия, 1955. – 669 с. : ил.
    В предисловии к этому изданию Пришвин писал: « Я понимаю себя, как автора, выразителем той идеи, которая объединяет нас в слове Отчизна. Кроме того, мне хотелось в этой книге провести ту мысль, что в конце концов произведения автора являются большим делом, чем дело его «мастерства». Они являются результатом творческого поведения всей его жизни.
    Кроме того, задача этого издания, на мой взгляд, состоит в том, чтобы помочь увидеть ясно наше настоящее и контуры будущей жизни.
  • Пришвин, М. Выскочка : рассказы / М. Пришвин; рис. Е. Чарушина и Г. Никольского. – М. : Дет. лит., 1966. – 31 с. : ил.
    Эта книга содержит несколько рассказов о птицах и животных. Читая их, вы сразу почувствуете, как горячо любит писатель природу, знает её и как увлекательно рассказывает о ней своим юным читателям.
  • Пришвин, М. Глаза земли / М. Пришвин; сост. В. Я. Курбатов. – М. : Просвещение, 1989. – 303 с. : ил.
    В сборнике представлены произведения М. М. Пришвина, написанные им в разные годы и дающие представление о его замечательном творчестве.
  • Пришвин, М. Говорящий грач : рассказы / М. Пришвин; рис. Е. Рачёва. – М. : Дет. лит., 1978. – 94 с. : ил.
    В книгу вошли рассказы, включённые в школьную программу: «Ярик», «Этажи леса», «Лоси» и др.

  • Пришвин, М. Гости : рассказ / М. Пришвин; худож. В. Фролов. – М. : Малыш, 1984. – [11] c. – ил.
    Увлекательный, забавный рассказ о дружбе человека с птицами.
  • Пришвин, М. Дорога к другу : дневники / М. Пришвин; сост. А. Григорьев; рис. В. Звонцова. – Л. : Дет. лит., 1978. – 190 с. : ил.
    Взаимосвязь природы, человека и искусства – основная тема дневников известного писателя – природоведа М. М. Пришвина.
  • Пришвин, М. Дорогие звери : рассказы / М. Пришвин; худож. Ф. Зинатулин. – Владивосток : Кн. изд., 1971. – 114 с. : ил.
    С большой любовью рассказывает писатель об обитателях лесов Дальнего Востока и Крайнего Севера: оленях, соболях, горностаях, лисицах и др.
  • Пришвин, М. Журка : рассказы / М. Пришвин; рис. К. Безбородова. – М. : Малыш, 1978. – 21 с. : ил.
    Читателям дошкольного возраста будут интересны рассказы о животных: собаках, курах, журавлях, утятах.
  • Пришвин, М. Зверь бурундук : рассказы / М. Пришвин; худож. Т. Д. Васильева. – Петрозаводск : Карелия, 1978. – 23 с. : ил.
    Увлекательные рассказы о лесных животных: оленях, бурундуках, барсах, медведях и др.
  • Пришвин, М. Зеркало человека / М. Пришвин; сост. Т. Н. Беднякова; ил. Б. А. Школьника. – М. : Правда, 1985. – 672 с. : ил.
    В сборнике представлены три книги М.М. Пришвина, составленные по материалам дневников. Все они о природе, которую Пришвин понимает по-своему: «Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу».
  • Пришвин, М. Золотой луг : рассказы / М. Пришвин; худож. В. Н. Чинёнова, С. Л. Чинёнов. – Петрозаводск : Карелия, 1981. – 191 с. : ил.
    Замечательные рассказы о животных, живущих рядом с человеком.

  • Пришвин, М. Календарь природы / М. Пришвин. – Минск : Ураджай, 1977. – 240 с. : ил.
    Натуралистические заметки М. Пришвина полны глубокого философского смысла: они посвящены не только временам года, но и раскрывают неповторимую прелесть природы родного края, помогают, говоря словами автора, отыскивать в ней прекрасные стороны души человеческой, «почувствовать… свою собственную душу».
  • Пришвин, М. Кладовая солнца : сказка-быль и рассказы / М. Пришвин; рис. Е. Рачёва. – М. : Дет. лит., 1979. – 112 с. : ил. – (Школьная б-ка).
    Понять и полюбить родную природу помогут рассказы замечательного писателя-природоведа М. М. Пришвина: «Лисичкин хлеб», «Лесной доктор», «Таинственный ящик» и сказка-быль «Кладовая солнца».
  • Пришвин, М. Лесной хозяин / М. Пришвин. – М. : Худ. лит., 1954. – [310] c.
    Рассказы М. Пришвина о родной природе полны размышлений о связи человека с природой, их взаимодействии.
  • Пришвин, М. Лисичкин хлеб : рассказы / М. Пришвин; рис. Н. Устинова. – М. : Дет. лит., 1973. – 94 с. : ил.
    Страна детства… Золотой луг. Кладовая солнца. Край дедушки Мазая. Все эти произведения писателя полны радостного удивления и первого открытия мира от встречи с природой.
  • Пришвин, М. Моим молодым друзьям : рассказы и повести / М. Пришвин; рис. Г. Никольского. – М. : Дет. лит., 1973. – 319 с. : ил.
    Учёный, путешественник, мастер художественного слова М. М. Пришвин поэтично описывает жизнь природы в различные времена года, открывает читателю мир увлекательных явлений, учит бережливо, по-хозяйски относиться к природным богатствам родной страны.

  • Пришвин, М. Моя страна / М. Пришвин. – М. : Географ. лит., 1954. – 455 с. : ил.
    М.М. Пришвин – певец родной природы, родной земли и русского народа. Он отразил в своих произведениях глубокую любовь нашего народа к родине, людям, природе. Произведения Пришвина глубоко патриотичны. «Моя страна – книга поэм, очерков и маленьких стихотворений в прозе о Родине.
  • Пришвин, М. Птицы под снегом : рассказы / М. Пришвин; рис. Е. Чарушина. – М. : Дет. лит., 1969. – 31 с. : ил.
    Интересные рассказы о животных и птицах, которые живут рядом с человеком.
  • Пришвин, М. Разговор деревьев : рассказы / М. Пришвин; рис. Н. Устинова. – М. : Дет. лит., 1983. – 23 с. : ил.
    Добрые рассказы о родной природе: об одуванчике под окном, об утятах на болоте, о лесном ёжике, о журавле Журке.
  • Пришвин, М. Рассказы / М. Пришвин; рис. Е. Рачёва. – М. : Дет. лит., 1975. – 64 с. : ил.
    Много повестей и рассказов о природе и животных написал замечательный писатель Михаил Михайлович Пришвин. Его книги любят читать и взрослые и дети, потому что писатель умел просто и увлекательно рассказывать о том, какие тайны открывает природа умному, доброму и чуткому человеку.
  • Пришвин, М. Ребята и утята : рассказы / М. Пришвин; рис. Д. Хайкина. – М. : Дет. лит., 1956. – 16 с. : ил.
    В книгу вошли три рассказа: «Лисичкин хлеб», «Изобретатель», «Ребята и утята».

  • Пришвин, М. Серая Сова / М. Пришвин; рис. и фото Серой Совы; оформ. Г. Епишина. – М. : Дет. лит., 1971. -175 с. : ил.
    Серая Сова – широко известный индейский писатель, автор чудесных произведений о природе Канады, её девственных лесах и диких обитателях.
    М. М. Пришвин очень полюбил писателя Серую Сову и бережно пересказал его интересную повесть.
  • Пришвин, М. Синие пёрышки : рассказы / М. Пришвин; рис. П. Багина. – М. : Дет. лит., 1985. – 31 с. : ил.
    Сборник рассказов о лесных животных и птицах: дятле, вальдшнепах, ящерицах, белке, барсуке и др.
  • Пришвин, М. Смотреть и слушать лилии / М. Пришвин. – Элиста : Калмыцкое кн. изд-во, 1980. – 191 с. : ил.
    В книгу вошли наиболее известные рассказы писателя о животных, явлениях природы и временах года, о роли человека в жизни природы.
  • Пришвин, М. Ярик : рассказы / М. Пришвин; рис. Е. Чарушина. – М. : Дет. лит., 1978. – 16 с. : ил.
    Книга включает в себя серию рассказов об охотничьих собаках: Ярике, Ромке и рябчике.

Источник

Значение произведений Пришвина для воспитания любви к природе, заботливого отношения к ней, актуальность его творчества в наши дни.

Природа – это всё естественное богатство окружающего мира, которое открывается юному человеку в процессе познания, труда и творчества. Она живёт по своим законам, а человеку важно понять эти законы, так как человек и природа составляют единое целое.
Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребёнку в полной мере увидеть и понять красоту природы, воспитать в нём высокие нравственные качества, которые необходимы для его последующего развития и формирования как личности, как человека. Рассматривая природу и нравственность как единое целое, у учащихся формируется потребность в общении с природой, в бережном отношении к ней.
Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Через неё идёт знакомство с окружающим миром, который раскрывает при помощи книги свои тайны, воспитывает нравственные, эстетические и другие качества человека, начинает формировать личность.
Книги являются своеобразной платформой, где сосредоточены знания о природе. На основе этих книг идёт развитие представлений ребёнка о том, какое должно быть отношение к окружающему миру. Познавать мир с помощью природоведческой книги – значит, иметь возможность познакомить ребёнка со многими важными для него аспектами жизни.
В этой работе большую помощь оказывают рассказы писателей, которые в своих текстах учат детей не только видеть красоту природы, но и бережно к ней относиться.
В круг чтения младших школьников по программе «Школа России» включены произведения о природе таких писателей, как В.Бианки, К. Паустовский, Е. Чарушин, В. Берестов, И.Бунин, А.Плещеев, С.Есенин, И.Соколов-Микитов, М Пришвин и др.
Главная тема творчества М.М. Пришвина – человек и природа, их взаимоотношения и взаимовлияние.
В своих произведениях автор служит примером бережного отношения к природе. Его рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая их, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни. Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо ее изучать. Необходимо систематически учить детей бережному отношению к природе.
Пришвин воспринимает природу как писатель и как ученый. У него весьма достоверные и зоркие наблюдения, у него нет случайных слов – каждое выверено, взвешено и накрепко уложено во фразу. Главное действующее лицо в рассказах Пришвина о природе – он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник — искатель слов, точных и поэтических, искатель правды. Переживания детства «через посредство охоты»… Эта мысль объясняет, почему так много охотничьих рассказов, как, впрочем, и других, писатель адресовал детям.
Говоря о Пришвине что, он охотник, следует отметить его же выражение: «После чаю я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, кузнечиками, горлицами, бабочками. Ружья тогда у меня не было, да и теперь ружьё в моей охоте не обязательно. Моя охота была и тогда, и теперь – в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в жизни с этим не встречался». Таким образом, Пришвин был охотником за наблюдениями.
В своих рассказах Пришвин даёт точные реальные образы, каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен.
Звери и птицы у Пришвина «шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат»; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются по утрам («Золотой луг»); точно богатырь, выбивается из-под листьев гриб («Силач»); шепчет лес («Шёпот в лесу»). Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию окружающего мира в описаниях, в сравнениях: «Ель, как дама в концертном платье до самой земли, а вокруг молоденькие ёлочки-голоножки» («Опушка»).
Всю свою жизнь Пришвин хранил в себе ребёнка, смотревшего на прекрасный мир широко открытыми, радостными и удивлёнными глазами. Наверное, именно поэтому рассказы писателя так легко воспринимаются детьми.

Читайте также:  Тюльпаны на природе картинки для

Герои рассказов и повестей М. М. Пришвина формируют представления о том, каким должен быть человек и как он должен относиться к окружающему его миру.
Как показывает мой опыт, через литературные произведения можно знакомить детей с явлениями и событиями, выходящими за пределы их личного жизненного опыта. Художественное мастерство писателя способствует тому, что сложные темы становятся доступными.
Для углублённого понимания и активного восприятия прочитанного очень полезны беседы по тексту рассказов. Учитель может задать детям вопросы: Понравился ли вам рассказ? Какой главный герой по характеру? Что понравилось в поступках героя, а что нет? В процессе такой беседы осуществляется элементарный анализ произведения. Беседы можно разделить на вводные – перед чтением произведения, и заключительные – после чтения. Во вводных или предварительных беседах учитель обращается к личному опыту каждого ученика, вызывает в его памяти соответствующие ассоциации. Например, если знакомить детей с рассказом Пришвина “Говорящий грач”, можно помочь детям вспомнить всё что они знают о грачах, задавая вопросы, рассмотреть иллюстрации с изображением птицы. Рассказать детям, что грачи очень полезные и умные и только после этого читать сам рассказ.
В ходе беседы важно использовать наглядные пособия, которые необходимо подобрать в соответствии с содержанием произведения. Беседы о прочитанном позволяют найти отклик детей на произведение. Очень важно побуждать детей высказывать собственное мнение по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно-противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои отрицательные и положительные поступки, что тоже не маловажно, так как осмысление своих действий идёт на более высоком уровне. Эти задачи требуют от учителя кропотливой, систематической работы. Здесь и встают вопросы: как поддерживать и развивать возникающие у детей добрые чувства? Как создать такую ситуацию, в которой они будут активно действовать – помогать, защищать справедливость?
Беседа о прочитанном произведении является важным этапом в формировании представлений об окружающем мире.
В рассказах Пришвина очень много познавательного. Например, в рассказе «Ёж»” дети узнают о повадках зверька, в «Золотом луге» – о том, что одуванчик ложится спать вечером, закрывая свои лепестки, а утром просыпается.
Детям очень интересно узнать, что не только их мама любит и ухаживает за ними, но и у животных тоже существует материнская любовь. Такую материнскую любовь можно увидеть в рассказах «Пиковая Дама» и «Лоси». Оказывается, и у них, как и у нас: родители берегут и защищают детей. Дети у них – такие же беззаботные несмышлёныши: вылезли на берег и давай играть, не обращая внимания на охотника, а наигрались – и к маме, и она их повела…

Читайте также:  Как рожают люди на природе

Особенно близкой детям является идея единства человека и природы. Так в рассказе “Этажи леса” автор проводит параллель между людьми и животными. Как люди живут в многоэтажках на определённом этаже, так птицы и звери живут на своём этаже. Но если люди без труда могут спустится на другой этаж, поменяв квартиру на другую, то животные этого никак не могут: «Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети… Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней берёзы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на которой находился разрушенный этаж». Только тогда гаечки нашли своих птенцов.
Читая произведения Пришвина, у детей формируется понятие о добре и зле. Так, Пришвин в рассказе «Ёж” очень хорошо описал свои взаимоотношения с ёжиком, показал, как с помощью доброго отношения можно приручить дикого зверька: «Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко – выпьет, то булочку дам – съест».
В рассказе М. Пришвина «Ребята и утята» рисуется встреча писателя с детьми. Ребята совершили дурной поступок: они сбивали шапками и ловили диких уточек. Однако после беседы с писателем поняли, что поступали нехорошо, и отпустили утят.
Рассказ учит быть гуманным, добрым, великодушным, воспитывает любовь к природе, бережное отношение к птицам.
Задача педагога — передать основную идею рассказа (люби и береги природу, будь добрым хозяином своего края), помочь понять, что ребята поступали нехорошо, а в конце рассказа, когда дети осознали свою ошибку, порадоваться за них.

Источник

Детские авторы, которые писали о природе. Как привить ребёнку бережное отношение к природе: 15 художественных книг о природе.

Любые идеи лучше прививаются не «в лоб», а между делом: в повседневном общении, через пример родителей и, конечно, во время чтения книг. Особенно художественных.

Предлагаю вашему вниманию 15 книг, которые ненавязчиво учат заботе о природе и уважению ко всему живому. Расположены книги по возрастам.

Бренда З. Гиберсон «Жизнь в тайге»

Книга рассказывает о жизни в бореальном лесу, или тайге. Этот лес занимает одну треть зелёного покрова нашей планеты, в нём живут тысячи видов животных и птиц. Сегодня, когда такая уникальная экосистема находится под угрозой, обязательно стоит читать эту книгу. Авторский текст довольно простой – коротенькие рассказики-зарисовки о жизни зверей в тайге. Но, конечно, самое главное достоинство книги – это великолепные иллюстрации Геннадия Спирина. Все детали прорисованы очень тщательно – шерсть животных, цветочки, травинки, комарики. Рекомендуемый возраст: от 3 лет

Николай Сладков. Рассказы и сказки о природе.

Писатель нашего детства, Николай Сладков, написал более 60 книг о природе. «Лесные тайнички», «Бюро лесных услуг», «Лесной каледнарь» и многие другие книги этого автора рассказывают интересные и познавательные случаи из жизни живой природы, зверей и птиц.

Чтобы стать настоящим добрым другом всему живому миру, надо много узнать о лесах и полях, реках и озерах, горах и тундре, тайге и пустынях, и еще об очень-очень многом. Именно об этом и рассказывают книги Николая Сладкова, пронизанные бесконечной любовью к природе.

Рекомендуемый возраст: от 4 лет

Михаил Пришвин. Рассказы и сказки о природе.

«Лисичкин хлеб», «Этажи леса», «Лесной доктор» и другие его произведения делают лес ближе и понятнее нам, читателям.

«Лисичкин хлеб», «Этажи леса», «Лесной доктор» и другие его произведения делают лес ближе и понятнее нам, читателям. Его рассказы, даже самые небольшие, просты и доступны. Мастерство автора, его манера передать непревзойдённость окружающей природы действительно восхищают. Он описывает шум ветра, запахи леса, повадки животных и их поведение, шелест листьев с такой точностью и достоверностью, что читатель при прочтении невольно попадает в эту среду, переживая всё вместе с писателем.

Рекомендуемый возраст: от 4 лет

Агостино Траини «Жизнь и приключения синьора Вишни»

Книга рассказывает о долгой и увлекательной жизни вишнёвого дерева – как оно выросло из вишнёвой косточки, как пережило свою первую зиму, как превратилось в большое красивое дерево, на котором появились вишни и как потом, когда дерево стало уже старым, его спилили и сделали из него кровать.

В конце книги приведены интересные опыты для детей и их родителей.

Рекомендуемый возраст: от 4 лет

Книга посвящена самому большому животному нашей планеты – синему киту. Написанная правдиво и в то же время увлекательно, эта книга создана для тех, кто не любит энциклопедии с сухим набором цифр и фактов. Она наполнена научными знаниями, которые поданы в виде увлекательной сказки на ночь. Атмосферные иллюстрации погружают ребенка в мир морских гигантов, а детали-подсказки позволяют ему сделать массу интересных открытий.
Рекомендуемый возраст: от 5 лет

Шумсы – загадочные существа, со своим наивным, трогательным взглядом на жизнь и очень человеческими отношениями. Они живут в деревьях и охраняют их.

Сказка наполнена запахом леса и шуршанием листьев. Здесь нет каких-то невероятных приключений, зато много внутреннего спокойствия. Шумсы учат юных читателей доброте, сочувствию и бережному отношению ко всему живому.

Внимание! Первая книга про шумсов заканчивается на грустной ноте, это стоит учитывать, читая чувствительным детям.

Рекомендуемый возраст: от 6 лет

Жан Жионо «Человек, который сажал деревья»

Это рассказ-притча, рассказ-аллегория. В нём повествуется о пастухе, неустанно и кропотливо превращающем долину в Альпах из скалистой, холодной и неуютной местности в приветливый сад. В произведении есть ответ на вопрос: что может сделать один человек против всего мира?

«Я стремился пробудить в людях любовь к деревьям, а точнее, любовь к посадке деревьев», — говорит автор. И это сработало: хотя сам персонаж книги вымышлен, множество реальных людей последовали литературному примеру. Например, Джадав Пайенг в одиночку посадил лес площадью в 5 квадратных километров в Индии, а вдохновлённый книгой активист Бхошеб Торат посеял 45 млн семян.

По рассказу также снят прекрасный анимационные фильм.

Рекомендуемый возраст: от 6 лет

Давным-давно люди селились у целебного родника и поклонялись богу воды. Прошло время, бога забыли, а родник завалили мусором.

И вот однажды пришёл странный молодой человек, чтобы спасти родник. Речной доктор. Бороться с экологической катастрофой ему помогали дети Гарик и Ксюша.

Рекомендуемый возраст: от 6 лет

Классика, которая, увы, многим набила оскомину. Но попробуйте прочесть это стихотворение не когда задали в школе, а просто так. Прочесть вслух ребёнку, разбирая непонятные слова по ходу чтения. И вы увидите, сколько доброты и нежной заботы к братьям нашим меньшим там заключается.

Рекомендуемый возраст: от 7 лет

Мальчик Серёжа живёт на острове в научном центре по изучению океана и его обитателей (в первую очередь, дельфинов). Однажды он с двумя друзьями стал исследовать окрестности и обнаружил, что остров гораздо многолюднее, чем он думал.

В этой повести – как и бывает в сознании ребёнка – переплетаются выдумка и реальность. Кажется, что это лишь приключенческая книга, но она гораздо глубже.

Это книга о взрослении, о том, что в жизни наступает момент, когда нам приходится взять на себя ответственность за то, что происходит в его мире. Просто, чтобы не дать этому миру исчезнуть навсегда.
Рекомендуемый возраст: от 7 лет

Искренняя и трогательная повесть о пеликане, который мечтал стать человеком. Мальчик Эмиль открывает ему мир людей большого города. И вот пеликан раздобыл человеческую одежду и отправляется в город, где никто даже не обратил внимания на то, что это птица, а не человек.

Читайте также:  Сочинение на тему пагубное влияние человека на природу

Пеликана привлекало в людях умение работать, создавать музыку и прочие шедевры. Но оказалось, что за этими преимуществами человека перед птицей таится боль, жестокость и печаль. Пеликан узнаёт, что «без дома ты бродяга, без образования ты не можешь работать, без денег не можешь попросту жить». Это тяжело понять птице, которая вольна жить, как ей вздумается.

Дочитав повесть до конца, мы получаем урок любви и доброты, сопричастности всему живому на земле.

Рекомендуемый возраст: от 7 лет

Игорь Шпиленок «Мои камчатские соседи. 370 дней в Кроноцком заповеднике. Фотокнига»

Автор книги, фотограф-натуралист, основатель заповедника "Брянский лес", рассказывает о том, как он прожил чуть более года в удалённом от цивилизации Кроноцком заповеднике.

Эта книга полна прекрасных профессиональных фотографий, интересных историй и познавательных фактов. Почему, например, нельзя оставлять кашу на туристической стоянке? Чем это может быть опасно для медведей?

Книга написано живо, с юмором и, главное, это не вымысел, а заметки натуралиста. Читая, невозможно не полюбить соседей автора – лис Злодей Злодеича и Алису, медведей Робинзона и Суземку – и, конечно, прекрасную первозданную природу.

Книга призвана привлечь внимание широкой общественности к проблемам охраны природы нашей планеты. Рекомендуемый возраст: от 8 лет

Джеральд Даррелл «Под пологом пьяного леса»

В такой экологической подборке просто не обойтись без книг Джеральда Даррела, великолепного писателя-натуралиста, знаменитого путешественника.

«Под пологом пьяного леса» – живой, захватывающий рассказ о том, как автор с женой в течение полугода путешествовали по Южной Америке в поисках новых экземпляров для уникальной зооколлекции. Всё свое время молодые супруги посвящали заботе об экзотических питомцах: броненосцах, опоссумах и редких видах птиц. Но в грандиозные планы Дарреллов вмешались неожиданные политические обстоятельства – вывоз уникальной коллекции оказался под вопросом.
Даррел пишет легко и с юмором. Его книги помогают по-новому взглянуть на мир живой природы и ощутить себя неотъемлемой его частью.
Рекомендуемый возраст: от 10 лет

Джой Адамсон «Рождённая свободной»

Удивительная история о том, как природа становится для кого-то делом всей жизни. Джой Адамсон, художница, писательница и натуралистка, исследует дикую природу в Африке и жизнь львицы Эльзы. Вместе со своим мужем Джой воспитывает львицу, так как после трагического случая маленькие львята, включая Эльзу, остались без матери.

Эльза стала первым львом, который был успешно возвращён в дикую природу, и Адамсон описала этот опыт в книге. Книга читается на одном дыхании, а от мысли, что всё это происходило на самом деле, просто дух захватывает.

Произведение долго держалось в списке бестселлеров. Вырученные деньги писательница потратила на привлечение внимания к проблемам дикой природы и браконьерства в Африке.

Рекомендуемый возраст: от 12 лет

В Сибири и на севере нашей страны сохранилось бескрайнее море лесов, где, к сожалению, нередко теряются люди. Идут за грибами, на прогулку – и пропадают, заблудившись. Их ищут сотни добровольцев, но, увы, порой безрезультатно.

Вот и подростки Яна с Володей, отправившись на прогулку, поняли, что заблудились. С этого момента развиваются две сюжетные линии. Первая – как выжить в тайге совершенно городским жителям. Ребятам приходится вспоминать все, что они знали и читали о жизни на природе, до чего-то – доходить своим умом. Вторая сюжетная линия – отношения ребят. Они начинают иначе ценить друг друга, зарождается первая любовь, причём в таких экстремальных условиях.

Источник

Сочинения на тему «Природа»

Красивые пейзажи природы наполняют душу человека восторгом, только эта красота по истине завораживает.

Сочинение на тему «Природа»

Природа дает человеку все необходимое для его существования. Но, часто мы не ценим эти дары, не задумываясь, срываем цветы и ветки на деревьях, не давая ничего взамен. Нам кажется, что это мелочь, ведь вырастут новые. Обернувшись по сторонам, сложно не заметить — как же все таки прекрасна природа. Нам нужно лишь научиться ценить её!

Природа радует нас своими необыкновенными и такими разными сезонами. Весной, словно делая первые шаги, природа обновляется, появляются росточки на земле, за ними — первые листья на деревьях. К лету, в лесах и садах настоящее буйство красок, пышно расцвели цветы и кустарники. Осенней порой кроны деревьев багряным и золотым фейерверком украшают аллеи и парки. Золотая осень укрывает все вокруг желтым ковром из опадающей листвы. Приход зимы сменяет дожди на снегопады. Озера сковывает льдом, деревья укутывает в белые шубки. В свои владения вступает Королева Зима и до весны природа словно засыпает.

В любую пору года природа неповторима и необыкновенно красива.

В последние годы охране природы уделяется все пристально внимание. Это радует и значит, становится все больше людей, которым небезразлично будущее нашей Планеты, проявляющих помощь и заботу окружающей нас природе. Беречь и сохранить первозданную красоту Родного края — это наш с вами общий долг и обязанность!

Сочинение «Человек и Природа»

Между природой и человеком существует неразрывная связь. Природа обеспечивает человека всем необходимым, создавая все условия для его жизни. Поэтому очень важно ценить это и стараться жить с ней в гармонии, не нарушая баланс.

Пейзажи природы, удивительны и неповторимы. Эта красота завораживает и наполняет нашу душу восторгом. А как много мы еще не знаем о природе. Наш интерес к ней безграничен, ведь сколько тайн в себе таят моря, океаны и леса.

Сочинение «Природа — наш дом»

Все живые существа, в том числе, люди, живут в большом доме, имя которому — природа. Природа порождает жизнь на Земле, она многообразна на всём протяжении меридиана — от Крайнего Севера до тропических лесов.

Леса — основное богатство планеты. Когда заходишь в лес, то видишь все прелести природы: дыхание ветра игриво треплет кроны деревьев, пение птиц ласкает слух неповторимыми сочетаниями звуков, наполняет пространство жизнью. Солнечные лучи преломляются сквозь капельки утренней росы, отражаются от лепестков полевых цветов гаммой красных, жёлтых, фиолетовых оттенков. Словно воздушные цветы, бабочки порхают с одного соцветия на другое.

Сочинение «Родная природа»

Родная природа — это все, что нас окружает. То, что не создано человеком, а было и без нас, людей. Родная природа — это синица, которая прилетела к тебе на балкон. И клен, который растет во дворе. Весной листочки у него нежные, клейкие, а осенью — ярко-желтые. И дождь, который начался как раз тогда, когда ты возвращался домой из школы. И радуга, которая выгнулась дугой, как только дождик перестал и выглянуло солнце.

Родная природа- этот тот пейзаж, который ты привык видеть вблизи своего города или села. Это наполненный звуками лес, таинственный и дремучий, если ты живешь в зоне, где есть леса. Или степь, которая только весной бывает зеленой, а в начале лета она уже выгорает и желтеет. Или, может быть, тундра, если ты живешь на севере. В других местах уже вовсю лето, а у вас в тундре только зацветают нежные цветы рододендроны на земле, едва освободившейся от снега.

Обычно, люди располагают свои населенные пункты вблизи водоемов — рек или озер. Речка, которая протекает через твой город и есть родная природа. Ее вода, ее обитатели, растения, рыбы — это все родная природа. А, может быть, тебе повезло родиться и жить на берегу моря? Значит, родная природа у тебя — это море. И его каменный или песчаный берег, и чайки, которые реют над водой, и зеленые волны, выбрасывающие на берег водоросли. Родная природа — это то, что всегда будет с тобой и то, что ты любишь, потому что оно принадлежит и тебе.

Сочинение «Любимый уголок родной природы»

Самое красивое место на земле – это родной край. Сколько интересного здесь происходило, сколько приятных воспоминаний связано с этим местом! Здесь милый дом, в котором мама ждала из школы. Возвращаешься домой, а на столе ароматные блинчики с молоком. Разве может быть что-то вкуснее!

В каком бы уголке земли ни оказался человек, родной край он не забудет никогда. И, конечно же, у каждого из нас на родине есть любимый уголок природы. Это самое красивое место, в котором можно побыть наедине с собой. Так вот для меня это лес с небольшой речушкой. Почему это место так притягивает?

Сочинение «Человек и Природа»

С планом и эпиграфом! Жизнь человека неразрывно связана с родной природой, с землей. Земля — это наша кормилица. Человек живет и трудится на ней, делит с ней радость и горе. Иногда хочется пройтись тихим шагом, вглядываясь в каждый бугорок, в каждую травинку, в каждую березку. Много пережила наша земля весенних ливней, которыми поила посеянное зерно, зимних метелей, которые укрывали белыми снегами поля и леса. Сколько земля пережила вместе с человеком радости и сколько боли доставляют ей бездушные люди, творящие недобрые дела! Все может родная земля сделать для человека. Она может накормить хлебом, напоить чистой водой, удивить своей красотой. Вот только защитить она себя не может.

Защита родной земли — это святая обязанность всех. Все мы в ответе за природу перед потомками, перед историей. Человек — часть природы. Иногда он ставит себя сильнее и выше природы. Вправе ли он так делать? Никогда не нужно забывать, что человек — старший по разуму, и он должен заботиться обо всем на свете. Сегодня одной из важных проблем является угроза экологической катастрофы.

Мини-сочинения о природе

Вариант 1. Человек и природа тесно связаны друг с другом. Природа создает все условия для жизни человека, поэтому так важно жить с ней в гармонии. Красивые пейзажи природы наполняют душу человека восторгом, только эта красота по истине завораживает. Интерес человека к природе безграничен; сколько тайн и загадок несут в себе леса, моря. Очень многое мы еще не знаем о природе.

Чтобы наслаждаться красотой природы не нужно ехать далеко, достаточно сходить в парк или лес. Особенно красива природа осенью, когда хочется сидеть на лавочки и впитывать в себя всю ее красоту, наслаждаться ею. Именно тогда чувствуешь, как твоя душу наполняется новыми красками, как она насыщается красотой окружающего мира. В эти моменты осознаешь, как тесно связаны люди с природой.

Вариант 2. Своеобразна и неописуемо красива природа осенью. Не смотря на то, что дождь и туман достаточно частые явления, выдаются и ясные тихие дни для прогулки в ближайший лес. Присядешь, полюбуешься золотым одеянием леса, вслушаешься в звуки леса и пение птиц, проводишь взглядом улетающих птиц. Где-то вдалеке прогремел гром. Капля за каплей начался дождь. Спрятавшись под деревом, оглянулся по сторонам. Как же красиво вокруг, нравится мне осенняя природа. Воздух такой свежий! Домой идти совсем не хочется.

Важно знать: Сочинения представлены в ознакомительных целяx. Используйте данный материал в качестве идеи для написании уникальной работы. Всё получится! Успехов и хороших оценок!

Источник