Покорение природы в литературе

Покорение природы в литературе

Аргументы из литературы и жизни для сочинения на тему: «Природа в жизни человека» (ЕГЭ по русскому языку)

Написать достойное сочинение на тему «Природа в жизни человека» совсем непросто, но правильно подобранные аргументы из литературы и жизни помогут получить высокий балл на ЕГЭ по русскому языку. В первую очередь выпускник должен показать в своей работе понимание написанного, он должен уметь выделить основную проблему и предложить методы её разрешения, основываясь на опыт более осведомлённых людей. Текст сочинения должен быть связным, а последовательность обязательно соблюдена. Главное – уметь проникнуть в суть произведения, раскрыть тему и следовать логике изложения.

Проблема

Природа в жизни человека

Отношение автора к проблеме

Человек не может существовать без природы. Природа даёт ему всё необходимое для жизни: воздух, воду, пищу. К сожалению, люди всё чаще стали об этом забывать, заняв позицию потребителя. Они ради собственного блага уничтожают окружающую природу, позабыв, что именно она даёт им возможность жить. Ранее человек думал, что природные ресурсы неисчерпаемые и их можно брать, сколько душе угодно, но это оказалось не так. Самая главная задача человечества – заботиться о своём доме, сохранить окружающий мир в пригодном для жизни состоянии.

Аргументы

  1. Несмотря на технический и промышленный прогресс человек над природой не властен.
  2. Человек не способен остановить естественные процессы в земной коре, провоцирующие землетрясения и цунами, разрушающие города.
  3. Ярким примером пренебрежительного отношения человечества к природе является глобальное потепление.
  4. Вырубка лесов провоцирует загрязнение атмосфера и насыщение воздуха углекислым газом.
  5. Чем больше человек воздействует на природу, тем активнее она ему отвечает.
  6. В античной философии человек не противопоставлялся природе, а был с ней одним целым.
  7. Смотреть на природу нужно не с позиции потребителя, а с точки зрения благодарного партнёра.
  8. Люди огораживают себя от природы бетонными и кирпичными зданиями, машинами и электроникой.
  9. Для того чтобы дышать чистым воздухом, пить свежую воду и есть экологически чистые продукты, необходимо приложить усилия к сохранению окружающей среды.
  10. Природа живая, она требует заботы и любви.

Эпитеты к слову «природа»

Красивая, натуральная, дивная, суровая, богатая, щедрая, безмолвная, бесподобная, истинная, искусственная, могучая, равнодушная, бесхитростная, изумительная, потрясающая, прелестная, замечательная, нерукотворная, рукотворная, зимняя, летняя, осенняя, весенняя, сибирская, нетронутая, девственная, райская, земная, цветущая, благодатная, первобытная, современная, символическая, женственная, безжалостная, экзотическая, символическая, чувственная, величественная, электромагнитная, органическая, неорганическая, всемогущая, щедрая, нерукотворная, нетронутая, задумчивая, девственная, изумительная, безликая, родная, экзотическая, восхитительная, великолепная, чарующая, неземная, всепобеждающая, изнурённая, обновлённая, благодарная, завораживающая, таинственная, послушная, дикая, уникальная, неживая, двойственная, окружающая, первозданная, сокровенная, первобытная, величественная, благодатная, естественная, весенняя, неповторимая, бессмертная.

Эпитеты к слову «человек»

Авторитетный, благородный, выдающийся, героический, исключительный, исторический, колоритный, независимый, неповторимый, обаятельный, одаренный, оригинальный, привлекательный, самобытный, светлый, свободолюбивы , творческий, яркий, бесстыдный, гнусный, криминальный, мерзкий, непривлекательный, низменный, ничтожный, омерзительный, отвратительный, подозрительный, подлый, преступный, притворный, противный, скользкий, сомнительный, темный, честолюбивый, эксцентрический, активный, беспокойная, бесстрашный, богатый, бодрый, боевой, взбалмошный, властный, властолюбивый, волевой, восприимчивый, впечатлительный, гибкий, глубокий, горячий, деспотичный, жизнерадостный, загадочный, запутанный, исключительный, крепкий, могучий, мощный, мужественны, настойчивый, независимый, неистовый, необузданный, непонятный, несгибаемый, неугомонный, неукротимый, неуравновешенный, неутомимый, общительный, одаренный, оптимистический, отзывчивый, разносторонний, редкий, решительный, русский, самостоятельный, свободный, сдержанный, славянский, сильный, сложный, смелый, стойкий, страстный, сумасбродный, твердый, темпераментный, требовательный, упрямый, чувствительный, экстравагантный, эмоциональный, энергичный, безвольный, гнилой, замкнутый, инертный, ленивый, малодушный, мечтательный, мягкий, необщительный, неэмоциональный, мелочный, неиспорченный, нечестный, низменный, отзывчивый, открытый, первобытный, подлый, простосердечный, прямой, прямолинейный, святой, себялюбивый, склочный, тщеславный, черствый, честный, гениальный, избранный, изысканный, изящный, одаренный.

Синонимы к слову «природа»

Мир, первооснова, сущность, свойство, натура, окружающая среда.

Синонимы к слову «человек»

Особа, индивидуум, фигура, субъект, лицо, создание, мужчина, женщина, особь, личность, существо, лицо, персона, вид, индивид.

Примеры из художественной литературы

  1. И.С. Тургенев «Отцы и дети».

Природа всегда несёт определённую эмоциональную нагрузку в творчестве И.С. Тургенева. Первый пейзаж в романе «Отцы и дети» открывается во время поездки Базарова, Аркадия и Николая Петровича в семейное имение Кирсановых. Этот пейзаж не только вводит читателя в суть дел в поместье, при помощи нескольких фраз писателю удаётся описать все проблемы современной ему России, связанные с отменой крепостного права. «Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках… исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей — и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня, вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами». Автор сравнивает жизнь простого крестьянина с безотрадной и бесконечной зимой.

Кроме того, Тургенев часто изображает внутренний мир своих персонажей путём их отношения к природе. Не только природа способна воздействовать на настроение литературного героя, часто он находится в гармонии с окружающим миром, и настроение природы становится его личным настроением. Например, о внутреннем мире Аркадия можно сказать следующее: «Так размышлял Аркадий… а пока он размышлял, весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка… повсюду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки… Аркадий глядел, глядел и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления… Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял».

Именно пейзаж чаще всего ставит точку в произведениях И.С. Тургенева, подводя итог всей жизни героев. Последней частью эпилога романа «Отцы и дети» является описание сельского кладбища, которое представлено как окончательное доказательство ошибочности «базаровской» теории. При помощи природы писатель выносит конечный приговор философии нигилизма – все её принципы несостоятельны и не имеют права на жизнь, как и один из её ярых последователей – Евгений Базаров. Одна лишь природа будет всегда напоминать о «великом спокойствии», «о вечном примирении и о жизни бесконечной».

  1. Природа в творчестве Ф.И. Тютчева.

Ф.И. Тютчев – это русский поэт, который воспевал в своей поэзии образ природы, как живое существо, наделённое чувствами и человеческими качествами. Единство природы и человека прослеживается во всём его творчестве. Природа, изображённая в лирике Тютчева, разносторонняя и многогранная, она находится в постоянном движении и смене явлений. Таким образом, автор показывает процесс, присущий всему живому и самому течению жизни. Фёдору Ивановичу удаётся описать все картины природы простыми словами.

Посредством природы в творчестве Тютчева человек связывается с чем-то высоким, божественным. Поэт стремится понять суть жизни, его влечёт к неизведанным горным вершинам, затем выше – к облакам, далее его манит откровения таинства вечности. Небо в его стихотворениях символизирует чистоту и истину, где «звезды чистые горели, отвечая смертным взглядам непорочными лучами…».

Одной из самых главных тем описания природы в лирике Тютчева является тема ночи. Ночь пронизана философским смыслом, в это время суток становится возможным проникнуть в тайные уголки человеческой сущности. Ночная природа обладает необыкновенной красотой и величественностью, она наполнена загадками и тайнами, непостижимыми разуму человека. Ф.И. Тютчев пытался познать истину бытия, и в своих стихотворениях хотел передать личные размышления, для того чтобы люди отвлеклись от земных забот, и задумались о чём-то более важном, духовном. Насущные проблемы, затмевающие человеческий взор, для поэта представляются второстепенными и совершенно бессмысленными. Больше всего его беспокоит оторванность человека от природы, Тютчев очень тонко чувствует её и умеет подобрать нужные слова для описания природной красоты. Его поэзия возвышенна и неповторима, она призывает к познанию самого себя, природы и невидимой нити, связующей всё в единое целое.

Примеры из жизни

  1. «Гринпис» – это самая популярная международная независимая организация по охране природы. Её заботят такие проблемы как глобальное потепление, вырубка лесов, чрезмерный вылов рыбы, радиационная опасность, загрязнение окружающей среды химическими веществами, сельское хозяйство, сохранение Арктики. Основная цель организации – предотвращение экологических катастроф и сохранение жизни на земле. «Гринпис» образовался в Канаде в 1971 году. Поводом для создания подобного объединения стали планируемые ядерные испытания Америки на Аляске. Экологи предупреждали, что подобные эксперименты приведут к череде землетрясений и цунами на планете, но правительство США не слушало учёных. Тогда один из экологов Ирвин Стоув организовал благотворительные концерты в Ванкувере, символизирующие мирный протест. Средства, полученные с них стали фондом будущего «Гринписа». Этой организации удалось заставить Америку изменить своё решение, поэтому испытания были отложена, а остров, который должен был стать местом их проведения, стал заповедником. Следующая акция протеста проводилась с целью вынудить Францию тоже отказаться от ядерного оружия. Мероприятия в Тихом океане увенчались успехом, а их организатор Дэвид Мактаггар через некоторое время возглавил «Гринпис».
  2. Здоровье человека в значительной степени зависит от состояния окружающей среды и природы в целом. Негативное воздействие на человеческий организм оказывает загрязнение атмосферы, отравление источников чистой воды, истощение земли и разрушение озонового слоя. Области загрязнённого воздуха вокруг промышленных городов стремительно увеличиваются, большое количество природных вод пришло в негодное состояние, как поверхностные, так и подземные. Верхний слой земли постоянно загрязняется токсическими веществами, кроме того в почве и растениях накапливаются химические вещества, используемые в сельском хозяйстве, которые оказывают патогенное действие на живые организмы. По данным учёных 13 % всех заболеваний органов дыхания связаны с атмосферным загрязнением. Химические летучие соединения способствуют образованию и развитию бронхита и бронхиальной астмы, а сернистый газ оказывает аллергическое воздействие. Загрязнение питьевой воды приводит к заболеваниям всех органов. Из-за отравленной воды может начаться почечно-каменная болезнь, заболевание печени, анемия, стенокардия, образуются злокачественные опухоли. А употребление воды с высоким содержанием марганца может вызвать пневмонию или психическое расстройство. Одним из самых опасных загрязнителей для человека является свинец, который имеет свойство откладываться в костях и мягких тканях, оказывая длительное пагубное влияние на весь организм. Тяжёлые металлы занимают лидирующее место в загрязнении окружающей среды. Их ионы, воздействуя на организм человека, приводят к нарушению всех процессов жизнедеятельности. Если эти вещества попадут внутрь вместе с водой, то неизбежно приведут к поражению генетики и сердечно-сосудистым заболеваниям. Угрозу человеческому здоровью представляют даже такие незначительные факторы как пыль, сажа и смог, которые поглощают часть солнечного спектра и снижают количество необходимого ультрафиолета. На протяжении многих тысяч лет человек жил в тесном контакте с природой, а в современном мире эта связь теряется. Для полноценного существования цивилизации на Земле нужно выносить проблемы экологии и охраны природы на первый план.

Народная мудрость

  1. «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади». Наши мудрые предки призывали к защите природы. Лучше посадить лес, чем вырубить уже выросший.
  2. «Срубил дерево – посади два». В этой пословице говорится о том, что у человека иногда есть необходимость срубить дерево, но тогда для восстановления природного баланса ему необходимо посадить новые деревья.
  3. «Кто землю лелеет – того земля жалеет». Смысл данной пословицы в том, что земля любит заботу. Тот, кто относится к ней заботливо, получает от земли в дар урожай.
  4. «Не мудрено дерево срубить, а мудрено лес вырастить». В этой пословице говорится о том, что не надо много ума, для того чтобы срубить дерево. Гораздо труднее сделать доброе дело – вырастить лес.
  5. «Аист на крыше – мир в доме». У наших предков множество примет были связаны с природой. Данная пословица образовалась от одной из них. Аист, свивший гнездо на крыше, приносит хозяину дома мир и удачу.
  6. «Покорми птиц зимой, они отплатят тебе добром летом». В данной пословице идёт речь о взаимовыручке. Нужно быть добрее и заботиться зимой о братьях наших меньших, а они, в свою очередь, отплатят в будущем добром.
  7. «Был бы лес, а соловьи прилетят». Смысл данной пословицы заключается в том, что людям нужно ценить окружающую природу. Ей нужно не только любоваться, а ещё и защищать.
  8. «Не высок лесок, а от ветра защищает». В этой пословице говорится о том, что природа обладает могучей силой. Даже невысокие деревья способны защитить от сильного ветра.
  9. «Что летом родится – зимой сгодится». В данной пословице говорится о том, что летний урожай кормит человека зимой. Что посадил, то и будешь есть.
  10. «Вся природа красуется весной». В этой пословице говорится о том, что весна – время расцвета всей природы. Она словно оживает после долго зимнего сна, и наряжается в свои лучшие наряды.

Афоризмы

  1. «Природа насмехается над решениями и повелениями князей, императоров и монархов, и по их требованиям она не изменила бы ни на йоту свои законы». Итальянский физик и астроном Галилео Галилей говорил о том, что законы природы – это основные законы в мире. Решения и повеления правящих особ не имеют для природы никакого значения.
  2. «Природа — вечно изменчивое облако; никогда не оставаясь одной и той же, она всегда остается сама собой». Американский поэт и философ Ральф Уолдо Эмерсон говорил о непостоянстве природы, которая постоянно меняется, но в то же время всегда остаётся природой.
  3. «Природа не признаёт шуток; она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей». Немецкий поэт и философ Иоганн В. Гёте говорил о том, что природе ошибки не свойственны, ошибаться могут только люди.
  4. «Природа создает человека, а формирует его общество». Русский литературный критик В.Г. Белинский говорил о том, что в природе находится человеческое начало, а его формирование зависит от влияния общества.
  5. «Разве мало дала нам природа, дав нам себя?». Римский поэт и философ Луций Анней Сенека считал, что человек пожизненно обязан природе за своё появление в этом мире и он не в праве требовать ещё что-либо.
  6. «Природу нельзя застигнуть неряшливой и полураздетой, она всегда прекрасна». Американский поэт и философ Ральф Уолдо Эмерсон говорил о том, что природа прекрасна всегда. У неё не бывает некрасивого состояния, она очаровательна в любое время года.
  7. «Нет ничего более совершенного, чем природа». Древнеримский оратор и философ Цицерон был уверен в том, что природа – это и есть предел совершенства.
  8. «Природа – творец всех творцов». Немецкий поэт и философ Иоганн В. Гёте говорил о том, что природа – самый талантливый творец, потому как она является создателем всех остальных творцов.
  9. «Природа ничего не делает просто так». Английский медик и писатель Томас Браун считал, что все явления природы с чем-либо обусловлены. Ничего вокруг не происходит просто так, у всего есть свой смысл и предназначение.
  10. «Вопросы о явлениях природы либо не доступны человеческому разуму, либо не имеют отношения к жизни людей». Древнегреческий философ Сократ считал, что человеческий разум не способен постигнуть все тайны природы. Ему открывается лишь то, что должно быть познано.

Читайте также:  Природа африки озеро виктория

Источник



Тема природы в творчестве русских писателей

Одной из самых главных тем в творчестве русских поэтов является тема природы, которая тесно связана с темой Родины. “Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…” Это слова писателя К. Г. Паустовского, непревзойденного мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе.
Кто может не согласиться с ним? Нельзя любить Родину, если не живешь одной душой с жизнью

Именно эти идеи рассмотрены в стихотворениях таких великих поэтов, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев и многих других.
Как истинный художник, Пушкин не выбирал особых “поэтических предметов”, источником его вдохновения была жизнь во всех ее проявлениях. Как русского человека, Пушкина не могло не волновать все, что связано с Родиной. Он любил и понимал родную природу.

В каждом времени года поэт находил особое очарование, но больше всего он любил осень и посвятил ей немало строк. В стихотворении “Осень” поэт писал:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
Пейзаж у поэта не бесчувственный образ, он активен, имеет свое символическое значение, свой смысл. В стихотворении “На холмах Грузии…” печаль сквозит не только в пейзаже, но и в настроении поэта. Он пишет: “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”.

В этих строках передана романтическая мечта о волшебном крае. Пушкин изображает мир сильных страстей и чувств.
Говоря о другом великом русском поэте, М. Ю. Лермонтове, мы должны отметить, что в образах природы поэт искал и находил прежде всего соответствия своим душевным переживаниям. Беспредельно любя русский народ, свою Родину, автор тонко чувствовал неповторимость родного края. Природа в его поэзии – вольная романтическая стихия.

Именно в ней заключаются для поэта гармония и красота окружающего мира, высшее мерило справедливости и счастья.
Так, например, в стихотворении “Родина” Лермонтов размышляет о своей “странной любви” к России, к природе. Она заключается в любви к полям, лесам, незатейливым пейзажам, к чете “белеющих берез”. В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива…” показано, что родные просторы, природа как бы лечат поэта, он чувствует свое единение с Богом:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
Особое место в данной теме занимает стихотворение “Утро на Кавказе”. Поэт любовно описывает звезды, луну, облака; “дикой пеленой” вьется туман вокруг лесистых гор:
Вот на скале новорожденный луч
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,
И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск, и светит там и там.
Мы чувствуем, какое глубокое чувство, какую искреннюю нежность и любовь вызывают у поэта “цепи синих гор”, “вершины”. Они, как и вся русская природа, явились для Лермонтова воплощением его Родины. Если увидеть все это хотя бы раз, невозможно забыть эти края, уверен поэт. “Как сладкую песню отчизны”, полюбил он Кавказ.
Поэты второй половины XIX века тоже часто обращались к образам природы. Поэт-философ А. А. Фет известен и как “певец природы”. Действительно, природа в его стихах запечатлена тонко, поэт замечает малейшие перемены в ее состоянии:
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря.
(“Шепот, робкое дыханье…”, 1850)
Поэт в своем произведении играет на каждой струнке души, заставляя их звучать прекрасной музыкой. Изменения “милого лица” и изменения в природе – подобный параллелизм типичен для фетовских стихов.
В поэзии Фета природа изображена детально, в этом смысле поэта можно назвать новатором. До Фета в русской поэзии, обращенной к природе, царило обобщение, для Фета же важна прежде всего конкретная деталь. В его стихах мы встречаем не только традиционных птиц с привычным поэтическим ореолом – таких как соловей, лебедь, жаворонок, орел, – но и таких как бы простых и непоэтичных, как сыч, лунь, чибис, стриж. Например:
И слышу я: в изложине росистой
Вполголоса скрыпят коростели…
Знаменательно, что мы имеем дело с автором, который по голосу различает птиц и, более того, замечает, где эта птица находится. Это, конечно, не просто следствие хорошего знания природы, а любовь к ней поэта, давняя и обстоятельная.
Обобщая сказанное, мы обратимся к знаменитому стихотворению Ф. И. Тютчева “Не то, что мните вы, природа…”. Оно представляет собой гневное обращение к тем, кто не понимает божественной сущности природы и не слышит ее языка. Неприятие природы как особого мира со своими законами Тютчев считал признаком нравственного убожества и даже уродства.

Не случайно образы природы занимали такое важное место в лирике поэта (“Есть в осени первоначальной…”, “Как океан объемлет шар земной…”, “Весеннее утро”).
Итак, истинные стихи о Родине, о природе родной страны всегда вызывают чувство гордости. Они всегда современны, так как озарены немеркнущим светом истинной человечности, великой любовью к ней, ко всему живому на Земле. Можно сказать, что одними из самых прекрасных являются стихотворения, затрагивающие волнующую нас тему, и, кроме того, пейзаж является неотъемлемой частью всех лирических произведений русских поэтов.

Источник

Тема природы в литературе. Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ

Мы, авторы этой статьи, работаем учителями старших классов и понимаем, как важно и трудно бывает систематизировать материал, подготовить к экзамену и в то же время провести интересный, полноценный, запоминающийся урок. Предлагаемый материал был апробирован нами в несколько этапов.

Апробация на уроках русского языка

Мы, авторы этой статьи, работаем учителями старших классов и понимаем, как важно и трудно бывает систематизировать материал, подготовить к экзамену и в то же время провести интересный, полноценный, запоминающийся урок. Предлагаемый материал был апробирован нами в несколько этапов. Первая часть представляет собой обобщение нашего выступления на круглом столе, проводимой кафедрой филологии ГБОУ Школа № 1363. Вторая часть – уроки русского и литературы – были проведены нами в шести десятых классах нашей школы. Написать изложение за один урок получается с каждым классом. А вот на литературе многое зависит от самих детей: не всегда удается уложить материал в один урок. В случае, если класс слабый и не справляется с объёмом (не остаётся времени на написание аргумента) мы предлагали написать аргумент в качестве домашнего задания или переносили этот вид деятельности на следующий урок в качестве проверочной работы.

Фотография 1. Изложение в 10 классе. Автор: Малышева С.В.

Итак, статья состоит из двух частей:

Теоретическая. «Анализ наиболее часто встречающихся на экзамене проблем по теме: «Природа». Банк аргументов».

Практическая. Разработки конспектов уроков (подготовка к написанию аргумента). «И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Анализ эпизода из III главы»

Теоретическая часть. Анализ наиболее часто встречающихся на экзамене проблем по теме: «Природа». Банк аргументов.

Проблема охраны природы:

1. Проблемы экологии. В анализируемых текстах, как правило, поднимается проблема неблаготворного воздействия человека на природу. Часто люди в процессе своей деятельности не принимают во внимание, насколько результаты каждого нашего дела могут быть губительными, разрушительными для природы. В качестве примера из художественной литературы можно привести фантастическую повесть М.А. Булгакова «Роковые яйца». Гениальный ученый, Владимир Ипатьевич Персиков, изобрёл «луч жизни». Но талантливый человек не подумал о том, что в обществе существуют корыстные и необразованные люди. В результате изобретение учёного было использовано не по назначению. Из-за халатности руководителей, ошибок исполнителей произошёл сбой в производстве, и это повлекло за собой экологическую катастрофу: в окрестностях Москвы появились гигантские рептилии.

2. Проблема ответственности человека за происходящее на Земле. А. де Сент-Экзюпери сочинил прекрасную сказку «Маленький принц», которая учит читателя тому, что каждый ответственен за свою планету. Главный герой заставляет читателя задуматься о том, что главное – любить свою планету: вырывать сорняки баобабов, чистить вулканы и заботиться о розе.

3. Проблема соотношения понятий «охота» и «убийство» и проблема отношения к беззащитным животным могут быть раскрыты на примере романа советского писателя Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Эпизодическими, но важными с точки зрения сюжета героями являются браконьеры. Эти люди потеряли моральный облик. Они готовы убивать беззащитных животных. Только главный герой, Егор Полушкин, противостоит им, к сожалению, ценой собственной жизни. Лесник погибает, пытаясь защитить белых лебедей.

4. Проблема противоречия между деятельностью человека и стремлением сохранить окружающую среду. Порой необходимая для человека деятельность заставляет его причинять природе невосполнимый вред – эта мысль является основной в повести В.П. Астафьева «Царь-рыба». Человек вмешивается в окружающую среду, чтобы создать благоприятные для себя условия. От этого гибнет окружающая его природа. Другим аргументом из литературы может служить поэма А.С. Пушкина «Медный всадник». Петр Первый – великий государственный деятель. Он смог совершить невероятное: осушить болота и построить великолепный город на непригодной для этого местности. Но природа берет свое: наводнения часто случаются в Санкт-Петербурге и уносят жизни людей, разрушают город.

Проблема влияния природы на человека:

1. Красота природы помогает городскому человеку ярче воспринимать окружающий мир, благотворно влияет на его душу, побуждает к творчеству. В качестве примера можно привести рассказ Юрия Яковлева «Разбуженный соловьями». Пение маленькой птицы пробуждает в Селюженке, мальчике со сложным характером, лучшие чувства. Ребёнок не только почувствовал влечение к творчеству (решил заняться лепкой), но и смог адаптироваться в обществе сверстников.

2. Природа как источник духовных сил человека. В данном случае как аргумент может быть приведен роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». См. вторую часть статьи.

3. Любовь к родному краю, его природе способствует творчеству и дарит вдохновение. Это прекрасно понимал Лев Николаевич Толстой. Его любимые герои всегда находили понимание и успокоение в природе. Примером является герой романа «Анна Каренина» – Константин Левин. Он чувствует себя увереннее, когда участвует в покосе вместе с мужиками. Именно работа на природе дарит дворянину вдохновение.

Читайте также:  Осина это живая природа или нет

4. Проблема любви к природе, родной земле. Что может быть прекрасней родной земли? Никакими самыми экзотическими впечатлениями невозможно затмить любовь к ней. Именно об этом пишет И.А. Бунин в рассказе «Косцы». Читая это произведение, вы попадаете в атмосферу чистоты, сказки. Но в то же время воспоминания о косцах переплетаются с мыслями о прошлом, о России, проникнуты скорбью, потому что ничего нельзя вернуть назад. Воспоминания о родной земле будят в душе автора ностальгические, чистые чувства.

5. Человек, который с детства любит природу (и тонко чувствует ее), очень тяжело переживает, когда природе наносят вред. Главный герой романа Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», Егор Полушкин, ведёт сына в липовую рощу, чтобы показать красоту весеннего леса. Но отец и сын видят погибшие деревья, кору с которых ради заработка ободрали односельчане. Герой болезненно переживает эту утрату. Другим примером может служить пьеса Чехова А.П. «Вишневый сад». Владельцы вишневого сада не готовы продать его под постройку дач. Для них это не просто деревья, а воспоминания, молодость, красота.

Проблема взаимосвязи человека и природы:

1. Примеры того, что мир, который окружает человека, поясняет наше состояние, помогает понять себя, можно найти в разных произведениях русской литературы, например, в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Состояние человека отражается в природе (Болконский, эпизод с дубом). Поэтическая натура Наташи Ростовой, ее очарование жизнью, естественность находят отражение в весенней подлунной ночи.

2. На природе современный человек может отрешиться от повседневных забот, очиститься духовно и вспомнить, что он является ее частью. В романе современного писателя Алексея Иванова «Географ глобус пропил». Городской человек, учитель, отправляется с учениками в поход. Именно там, на фоне природы, они смогли осмыслить отношение к жизни, понять свой внутренний мир.

3. Красота природы способна пробудить в человеке чувство любви к Родине, установить с ней неразрывную связь. Героини, ставшие для читателя образцами русских женщин, например, Татьяна Ларина (А.С. Пушкин, роман в стихах «Евгений Онегин»), Лиза Бричкина (Б.Л. Васильев, роман «А зори здесь тихие») воспитаны природой. Обе девушки понимают красоту окружающего мира, с детства чувствуют его красоту. Нравственность героинь во многом обусловлена их близостью к природе.

Проблема взаимодействия человека и природы:

1. Природа помогает человеку избавиться от ощущения одиночества, ощутить радость жизни. Об этом мы читаем в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Аркадий Кирсанов возвращается домой. Его представления о жизни поменялись, юноша отгородился от отца, от семьи. Но весенняя природа позволяет молодому человеку вернуться к самому себе, почувствовать себя маленьким мальчиком, любящим все вокруг.

2. Источником истинной красоты служит природа; рукотворная красота может быть дорогой, но фальшивой. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». В начале главы «Княжна Мери» Печорин описывает кавказский пейзаж: небо, горы, воздух. Читатель понимает, что именно природа является одной из неоспоримых ценностей для героя. Жизнь людей, представителей светского общества, по сравнению с окружающим миром, пуста и фальшива.

Практическая часть. И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Анализ эпизода из III главы.

Работа проводится на двух уроках:

Урок русского языка. Тема «Изложение по отрывку из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Урок литературы. Тема: «Анализ эпизода из романа Тургенева «Отцы и дети». Создание аргумента для сочинения ЕГЭ»

– личностные: смыслообразование, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;

– регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; смысловое чтение;

– познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

– коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Урок 1. Изложение. (Приложение 2)

Текст изложения [1]: отрывок из III главы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (см. Приложение 3).

1. Словарная работа:

Плотина – сооружение, перегораживающее ток воды, разметанные (крыши) – расположенные далеко друг от друга, вразброс.

Гумно – помещение для сжатого хлеба.

Обтерханные – истрепанные, оборванные.

Клячонка – плохая, заморённая лошадь.

Чибис – небольшая птичка.

Яровые хлеба – однолетние, высеваемые весной.

I. Первое прочтение.

II. Вопросы и задания:

– Определите тип, стиль предложенного отрывка. (Перед нами художественный текст-описание.)

– На сколько частей можно поделить анализируемый отрывок, на чем основано ваше решение? Какой художественный приём лежит в основе соотнесения первого и второго абзацев? (Отрывок делится на две части. Описание в первом абзаце (мрачное, пессимистическое) противопоставлено описанию весеннему, полному жизни и счастья описанию во втором абзаце.)

– Какие части речи преобладают в описательных текстах? Выпишите образы, появляющиеся в первой части отрывка. (В первой части преобладают существительные и зависящие от них прилагательные. Образы первой части: поля, леса, кустарник, овраги, руки, пруды, плотины, избёнки, сарайчики, воротища, гумно, церкви, кресты, кладбища, мужички, клячонки, ракиты, коровы. Образы второй части: «все» (деревья, цветы, травы), птицы (жаворонки, чибисы, грачи)).

– Проанализируйте построение образов в первой части, композицию. В каком порядке они выстроены? (От панорамы к деталям; от природы к человеку; снисходящая градация: от нейтральных образов к образам мрачным, связанным с зимой, нищетой, смертью.)

III. Второе прочтение. Вопросы и задания:

– Чем художественный стиль отличается от остальных стилей? (В художественных текстах авторы создают образы, которые передают эмоции и героев, и автора.)

– Объясните, почему автор часто прибегает в этом описании к словам с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с одной стороны, помогают смягчить мрачную атмосферу, с другой, показывают, насколько мелочна жизнь человека по сравнению с природой.)

– Какие эпитеты вы отметили? Какую атмосферу они создают? Чьи мысли и чувства передают. («Небольшой», «низкий», «редкий», «худыми», «разметанными», «покривившиеся», «зевающими», «опустелых», «разоренными» и др.)

– Какие сравнения использует автор? Какова их роль? («Как нищие в лохмотьях», «словно обглоданные» – сравнения объединяют человека и природу, помогают увидеть тяжелую зиму, голодную весну.)

– Вторая часть описания наполнена не столько эпитетами, сколько разнообразными глаголами: назовите их. Какова их роль во втором абзаце? (Глаголы: «волновалось», «лоснилось», «заливались», «кричали», «гуляли», «пропадали» и др. – помогают читателю почувствовать, насколько природа отличается от человека, в ней всё живёт, радуется)

IV. Написание изложения.

Урок литературы. Тема: «Анализ эпизода из романа Тургенева «Отцы и дети». Создание аргумента для сочинения ЕГЭ»

V. Обсуждение по вопросам.

К каким проблемам, связанным с понятием «природа», можно подобрать аргумент, используя анализируемый отрывок? (Влияние природы на человека, взаимосвязи природы и человека: природа помогает человеку очиститься духовно, проблема взаимодействия человека и природы: природа помогает ощутить радость жизни.)

Какое место в романе занимает анализируемый эпизод:

– Каких героев мы видим в этом отрывке?

– Из какого города возвратился Аркадий?

– Куда направляются герои?

– Какие чувства испытывает каждый из них и почему?

– Почему мы можем говорить о том, что Аркадий испытывает смешанные чувства?

– Как природа повлияла на молодого человека.

Предварительный вывод: Сформулируйте мини-аргумент: о чем рассказывается в отрывке и как природа повлияла на Аркадия Кирсанова?

Как раскрывается в этом эпизоде социальный аспект идейного содержания:

– О каких конфликтах, раскрывающихся в произведении, вы можете рассказать?

– Чьими глазами мы видим пейзаж: докажите вашу мысль.

– Только ли о бедности крестьян говорит нам пейзаж Тургенева, и только ли о бедности?

– Как вы думаете, какие из фраз в описании «принадлежат» автору, отражают его взгляд? Как мнение автора соотносится с позицией Аркадия?

Анализ мотивов и символов:

– Критики говорят о философском звучании, философской направленности пейзажей Тургенева: картины природы часто связаны с мыслями о жизни и смерти. Докажите эту мысль, опираясь на прочитанный отрывок.

– Какие еще философские мотивы вам удалось увидеть в анализируемом эпизоде?

– Объясните появление образа птиц в последней части описания: почему именно жаворонки, чибисы, грачи имеют для автора такое важное значение; в чем заключается многозначность, символичность этих образов?

Как раскрывается в этом эпизоде философский аспект идейного содержания:

– Прокомментируйте известные слова Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Каков их идейный смысл? Каково отношение автора к этому высказыванию? Кто из героев во время поездки выражает подобное мнение?

– Какой конфликт раскрывается в отрывке? Только ли между природой и Базаровым это противостояние?

– Кто одержит победу в этом противостоянии? При каких условиях, по мнению Тургенева, человек может быть счастлив?

(По итогам обсуждения ученики должны понимать, что в маленьком эпизоде раскрываются философские проблемы. Тургеневу удалось показать и омертвелость, черствость души Аркадия, закрывшегося от окружающего мира, и бедственное положение крестьян в поместье Кирсановых и России в целом, и величие природы, стоящей над человеком, живущей по своим вечным законам.)

VI. Вывод: Напишите один из вариантов работы.

Вариант 1. Задание на оценку «удовлетворительно». Выучите аргумент и запишите его по памяти. См. Приложение 4.

Вариант 2. Напишите аргумент по теме «Влияние природы на человека». В своем ответе не забудьте раскрыть следующие аспекты, опираясь на авторскую позицию:

– воздействие природы на человека;

– природа и человек: кто сильнее;

– роль анализируемого эпизода в романе «Отцы и дети»;

– философское и символическое звучание пейзажей Тургенева;

– счастье человека: от чего оно зависит?

Приложение к статье доступно по ссылке.

Список литературы:

1. Тургенев И.С. Отцы и дети. [Электронный ресурс]. URL: http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0040.shtml (дата обращения 06.12.2017).

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Аргументы из литературы и жизни для сочинения на тему: «Природа в жизни человека» (ЕГЭ по русскому языку)

Аргументы из литературы и жизни для сочинения на тему: «Природа в жизни человека» (ЕГЭ по русскому языку)

Написать достойное сочинение на тему «Природа в жизни человека» совсем непросто, но правильно подобранные аргументы из литературы и жизни помогут получить высокий балл на ЕГЭ по русскому языку. В первую очередь выпускник должен показать в своей работе понимание написанного, он должен уметь выделить основную проблему и предложить методы её разрешения, основываясь на опыт более осведомлённых людей. Текст сочинения должен быть связным, а последовательность обязательно соблюдена. Главное – уметь проникнуть в суть произведения, раскрыть тему и следовать логике изложения.

Проблема

Природа в жизни человека

Отношение автора к проблеме

Человек не может существовать без природы. Природа даёт ему всё необходимое для жизни: воздух, воду, пищу. К сожалению, люди всё чаще стали об этом забывать, заняв позицию потребителя. Они ради собственного блага уничтожают окружающую природу, позабыв, что именно она даёт им возможность жить. Ранее человек думал, что природные ресурсы неисчерпаемые и их можно брать, сколько душе угодно, но это оказалось не так. Самая главная задача человечества – заботиться о своём доме, сохранить окружающий мир в пригодном для жизни состоянии.

Аргументы

  1. Несмотря на технический и промышленный прогресс человек над природой не властен.
  2. Человек не способен остановить естественные процессы в земной коре, провоцирующие землетрясения и цунами, разрушающие города.
  3. Ярким примером пренебрежительного отношения человечества к природе является глобальное потепление.
  4. Вырубка лесов провоцирует загрязнение атмосфера и насыщение воздуха углекислым газом.
  5. Чем больше человек воздействует на природу, тем активнее она ему отвечает.
  6. В античной философии человек не противопоставлялся природе, а был с ней одним целым.
  7. Смотреть на природу нужно не с позиции потребителя, а с точки зрения благодарного партнёра.
  8. Люди огораживают себя от природы бетонными и кирпичными зданиями, машинами и электроникой.
  9. Для того чтобы дышать чистым воздухом, пить свежую воду и есть экологически чистые продукты, необходимо приложить усилия к сохранению окружающей среды.
  10. Природа живая, она требует заботы и любви.

Эпитеты к слову «природа»

Красивая, натуральная, дивная, суровая, богатая, щедрая, безмолвная, бесподобная, истинная, искусственная, могучая, равнодушная, бесхитростная, изумительная, потрясающая, прелестная, замечательная, нерукотворная, рукотворная, зимняя, летняя, осенняя, весенняя, сибирская, нетронутая, девственная, райская, земная, цветущая, благодатная, первобытная, современная, символическая, женственная, безжалостная, экзотическая, символическая, чувственная, величественная, электромагнитная, органическая, неорганическая, всемогущая, щедрая, нерукотворная, нетронутая, задумчивая, девственная, изумительная, безликая, родная, экзотическая, восхитительная, великолепная, чарующая, неземная, всепобеждающая, изнурённая, обновлённая, благодарная, завораживающая, таинственная, послушная, дикая, уникальная, неживая, двойственная, окружающая, первозданная, сокровенная, первобытная, величественная, благодатная, естественная, весенняя, неповторимая, бессмертная.

Читайте также:  Природа это естественная среда обитания всего живого

Эпитеты к слову «человек»

Авторитетный, благородный, выдающийся, героический, исключительный, исторический, колоритный, независимый, неповторимый, обаятельный, одаренный, оригинальный, привлекательный, самобытный, светлый, свободолюбивы , творческий, яркий, бесстыдный, гнусный, криминальный, мерзкий, непривлекательный, низменный, ничтожный, омерзительный, отвратительный, подозрительный, подлый, преступный, притворный, противный, скользкий, сомнительный, темный, честолюбивый, эксцентрический, активный, беспокойная, бесстрашный, богатый, бодрый, боевой, взбалмошный, властный, властолюбивый, волевой, восприимчивый, впечатлительный, гибкий, глубокий, горячий, деспотичный, жизнерадостный, загадочный, запутанный, исключительный, крепкий, могучий, мощный, мужественны, настойчивый, независимый, неистовый, необузданный, непонятный, несгибаемый, неугомонный, неукротимый, неуравновешенный, неутомимый, общительный, одаренный, оптимистический, отзывчивый, разносторонний, редкий, решительный, русский, самостоятельный, свободный, сдержанный, славянский, сильный, сложный, смелый, стойкий, страстный, сумасбродный, твердый, темпераментный, требовательный, упрямый, чувствительный, экстравагантный, эмоциональный, энергичный, безвольный, гнилой, замкнутый, инертный, ленивый, малодушный, мечтательный, мягкий, необщительный, неэмоциональный, мелочный, неиспорченный, нечестный, низменный, отзывчивый, открытый, первобытный, подлый, простосердечный, прямой, прямолинейный, святой, себялюбивый, склочный, тщеславный, черствый, честный, гениальный, избранный, изысканный, изящный, одаренный.

Синонимы к слову «природа»

Мир, первооснова, сущность, свойство, натура, окружающая среда.

Синонимы к слову «человек»

Особа, индивидуум, фигура, субъект, лицо, создание, мужчина, женщина, особь, личность, существо, лицо, персона, вид, индивид.

Примеры из художественной литературы

  1. И.С. Тургенев «Отцы и дети».

Природа всегда несёт определённую эмоциональную нагрузку в творчестве И.С. Тургенева. Первый пейзаж в романе «Отцы и дети» открывается во время поездки Базарова, Аркадия и Николая Петровича в семейное имение Кирсановых. Этот пейзаж не только вводит читателя в суть дел в поместье, при помощи нескольких фраз писателю удаётся описать все проблемы современной ему России, связанные с отменой крепостного права. «Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках… исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей — и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня, вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами». Автор сравнивает жизнь простого крестьянина с безотрадной и бесконечной зимой.

Кроме того, Тургенев часто изображает внутренний мир своих персонажей путём их отношения к природе. Не только природа способна воздействовать на настроение литературного героя, часто он находится в гармонии с окружающим миром, и настроение природы становится его личным настроением. Например, о внутреннем мире Аркадия можно сказать следующее: «Так размышлял Аркадий… а пока он размышлял, весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка… повсюду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки… Аркадий глядел, глядел и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления… Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял».

Именно пейзаж чаще всего ставит точку в произведениях И.С. Тургенева, подводя итог всей жизни героев. Последней частью эпилога романа «Отцы и дети» является описание сельского кладбища, которое представлено как окончательное доказательство ошибочности «базаровской» теории. При помощи природы писатель выносит конечный приговор философии нигилизма – все её принципы несостоятельны и не имеют права на жизнь, как и один из её ярых последователей – Евгений Базаров. Одна лишь природа будет всегда напоминать о «великом спокойствии», «о вечном примирении и о жизни бесконечной».

  1. Природа в творчестве Ф.И. Тютчева.

Ф.И. Тютчев – это русский поэт, который воспевал в своей поэзии образ природы, как живое существо, наделённое чувствами и человеческими качествами. Единство природы и человека прослеживается во всём его творчестве. Природа, изображённая в лирике Тютчева, разносторонняя и многогранная, она находится в постоянном движении и смене явлений. Таким образом, автор показывает процесс, присущий всему живому и самому течению жизни. Фёдору Ивановичу удаётся описать все картины природы простыми словами.

Посредством природы в творчестве Тютчева человек связывается с чем-то высоким, божественным. Поэт стремится понять суть жизни, его влечёт к неизведанным горным вершинам, затем выше – к облакам, далее его манит откровения таинства вечности. Небо в его стихотворениях символизирует чистоту и истину, где «звезды чистые горели, отвечая смертным взглядам непорочными лучами…».

Одной из самых главных тем описания природы в лирике Тютчева является тема ночи. Ночь пронизана философским смыслом, в это время суток становится возможным проникнуть в тайные уголки человеческой сущности. Ночная природа обладает необыкновенной красотой и величественностью, она наполнена загадками и тайнами, непостижимыми разуму человека. Ф.И. Тютчев пытался познать истину бытия, и в своих стихотворениях хотел передать личные размышления, для того чтобы люди отвлеклись от земных забот, и задумались о чём-то более важном, духовном. Насущные проблемы, затмевающие человеческий взор, для поэта представляются второстепенными и совершенно бессмысленными. Больше всего его беспокоит оторванность человека от природы, Тютчев очень тонко чувствует её и умеет подобрать нужные слова для описания природной красоты. Его поэзия возвышенна и неповторима, она призывает к познанию самого себя, природы и невидимой нити, связующей всё в единое целое.

Примеры из жизни

  1. «Гринпис» – это самая популярная международная независимая организация по охране природы. Её заботят такие проблемы как глобальное потепление, вырубка лесов, чрезмерный вылов рыбы, радиационная опасность, загрязнение окружающей среды химическими веществами, сельское хозяйство, сохранение Арктики. Основная цель организации – предотвращение экологических катастроф и сохранение жизни на земле. «Гринпис» образовался в Канаде в 1971 году. Поводом для создания подобного объединения стали планируемые ядерные испытания Америки на Аляске. Экологи предупреждали, что подобные эксперименты приведут к череде землетрясений и цунами на планете, но правительство США не слушало учёных. Тогда один из экологов Ирвин Стоув организовал благотворительные концерты в Ванкувере, символизирующие мирный протест. Средства, полученные с них стали фондом будущего «Гринписа». Этой организации удалось заставить Америку изменить своё решение, поэтому испытания были отложена, а остров, который должен был стать местом их проведения, стал заповедником. Следующая акция протеста проводилась с целью вынудить Францию тоже отказаться от ядерного оружия. Мероприятия в Тихом океане увенчались успехом, а их организатор Дэвид Мактаггар через некоторое время возглавил «Гринпис».
  2. Здоровье человека в значительной степени зависит от состояния окружающей среды и природы в целом. Негативное воздействие на человеческий организм оказывает загрязнение атмосферы, отравление источников чистой воды, истощение земли и разрушение озонового слоя. Области загрязнённого воздуха вокруг промышленных городов стремительно увеличиваются, большое количество природных вод пришло в негодное состояние, как поверхностные, так и подземные. Верхний слой земли постоянно загрязняется токсическими веществами, кроме того в почве и растениях накапливаются химические вещества, используемые в сельском хозяйстве, которые оказывают патогенное действие на живые организмы. По данным учёных 13 % всех заболеваний органов дыхания связаны с атмосферным загрязнением. Химические летучие соединения способствуют образованию и развитию бронхита и бронхиальной астмы, а сернистый газ оказывает аллергическое воздействие. Загрязнение питьевой воды приводит к заболеваниям всех органов. Из-за отравленной воды может начаться почечно-каменная болезнь, заболевание печени, анемия, стенокардия, образуются злокачественные опухоли. А употребление воды с высоким содержанием марганца может вызвать пневмонию или психическое расстройство. Одним из самых опасных загрязнителей для человека является свинец, который имеет свойство откладываться в костях и мягких тканях, оказывая длительное пагубное влияние на весь организм. Тяжёлые металлы занимают лидирующее место в загрязнении окружающей среды. Их ионы, воздействуя на организм человека, приводят к нарушению всех процессов жизнедеятельности. Если эти вещества попадут внутрь вместе с водой, то неизбежно приведут к поражению генетики и сердечно-сосудистым заболеваниям. Угрозу человеческому здоровью представляют даже такие незначительные факторы как пыль, сажа и смог, которые поглощают часть солнечного спектра и снижают количество необходимого ультрафиолета. На протяжении многих тысяч лет человек жил в тесном контакте с природой, а в современном мире эта связь теряется. Для полноценного существования цивилизации на Земле нужно выносить проблемы экологии и охраны природы на первый план.

Народная мудрость

  1. «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади». Наши мудрые предки призывали к защите природы. Лучше посадить лес, чем вырубить уже выросший.
  2. «Срубил дерево – посади два». В этой пословице говорится о том, что у человека иногда есть необходимость срубить дерево, но тогда для восстановления природного баланса ему необходимо посадить новые деревья.
  3. «Кто землю лелеет – того земля жалеет». Смысл данной пословицы в том, что земля любит заботу. Тот, кто относится к ней заботливо, получает от земли в дар урожай.
  4. «Не мудрено дерево срубить, а мудрено лес вырастить». В этой пословице говорится о том, что не надо много ума, для того чтобы срубить дерево. Гораздо труднее сделать доброе дело – вырастить лес.
  5. «Аист на крыше – мир в доме». У наших предков множество примет были связаны с природой. Данная пословица образовалась от одной из них. Аист, свивший гнездо на крыше, приносит хозяину дома мир и удачу.
  6. «Покорми птиц зимой, они отплатят тебе добром летом». В данной пословице идёт речь о взаимовыручке. Нужно быть добрее и заботиться зимой о братьях наших меньших, а они, в свою очередь, отплатят в будущем добром.
  7. «Был бы лес, а соловьи прилетят». Смысл данной пословицы заключается в том, что людям нужно ценить окружающую природу. Ей нужно не только любоваться, а ещё и защищать.
  8. «Не высок лесок, а от ветра защищает». В этой пословице говорится о том, что природа обладает могучей силой. Даже невысокие деревья способны защитить от сильного ветра.
  9. «Что летом родится – зимой сгодится». В данной пословице говорится о том, что летний урожай кормит человека зимой. Что посадил, то и будешь есть.
  10. «Вся природа красуется весной». В этой пословице говорится о том, что весна – время расцвета всей природы. Она словно оживает после долго зимнего сна, и наряжается в свои лучшие наряды.

Афоризмы

  1. «Природа насмехается над решениями и повелениями князей, императоров и монархов, и по их требованиям она не изменила бы ни на йоту свои законы». Итальянский физик и астроном Галилео Галилей говорил о том, что законы природы – это основные законы в мире. Решения и повеления правящих особ не имеют для природы никакого значения.
  2. «Природа — вечно изменчивое облако; никогда не оставаясь одной и той же, она всегда остается сама собой». Американский поэт и философ Ральф Уолдо Эмерсон говорил о непостоянстве природы, которая постоянно меняется, но в то же время всегда остаётся природой.
  3. «Природа не признаёт шуток; она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей». Немецкий поэт и философ Иоганн В. Гёте говорил о том, что природе ошибки не свойственны, ошибаться могут только люди.
  4. «Природа создает человека, а формирует его общество». Русский литературный критик В.Г. Белинский говорил о том, что в природе находится человеческое начало, а его формирование зависит от влияния общества.
  5. «Разве мало дала нам природа, дав нам себя?». Римский поэт и философ Луций Анней Сенека считал, что человек пожизненно обязан природе за своё появление в этом мире и он не в праве требовать ещё что-либо.
  6. «Природу нельзя застигнуть неряшливой и полураздетой, она всегда прекрасна». Американский поэт и философ Ральф Уолдо Эмерсон говорил о том, что природа прекрасна всегда. У неё не бывает некрасивого состояния, она очаровательна в любое время года.
  7. «Нет ничего более совершенного, чем природа». Древнеримский оратор и философ Цицерон был уверен в том, что природа – это и есть предел совершенства.
  8. «Природа – творец всех творцов». Немецкий поэт и философ Иоганн В. Гёте говорил о том, что природа – самый талантливый творец, потому как она является создателем всех остальных творцов.
  9. «Природа ничего не делает просто так». Английский медик и писатель Томас Браун считал, что все явления природы с чем-либо обусловлены. Ничего вокруг не происходит просто так, у всего есть свой смысл и предназначение.
  10. «Вопросы о явлениях природы либо не доступны человеческому разуму, либо не имеют отношения к жизни людей». Древнегреческий философ Сократ считал, что человеческий разум не способен постигнуть все тайны природы. Ему открывается лишь то, что должно быть познано.

Источник