Повторяющиеся геометрические растительные и животные элементы



Живописное графическое или скульптурное украшение, узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
(орнамент устар.), орнамента, м. (латин. ornamentum). Живописное, графическое или скульптурное Украшение, состоящее из стилизованного сочетания геометрических, растительных или животных мотивов. животный орнамент (см. животный). растительный орнамент (см.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-а, м. Живописное, графическое или скульптурное украшение узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. В музыке: украшение вокальных и инструментальных мелодий, напр. трель. прил. орна-ментный, -ая, -ое и орнаментальный, -ая, -ое.

Примеры употребления слова орнамент в литературе.

Все эти авторские идеи, какую бы функцию они ни несли, не изображаются: они или изображают и внутренне руководят изображением, или освещают изображенное, или, наконец, сопровождают изображение, как отделимый смысловой орнамент.

Форма листьев аканта часто входит в орнамент скульптурных памятников античного мира.

Тщательное изучение грузинской литературы, памятников материальной культуры, архитектуры старинных монастырей и замков, фресок, орнаментов и миниатюр помогло писательнице выработать ясное представление о духе времени, о материальном облике эпохи, о ее людях — персонажах своего будущего произведения: Овладев всем этим материалом, в 1922 году, когда семья Антоновских переехала на постоянное жительство в Москву, писательница вплотную приступила к работе над романом.

Он собирался подняться по ступеням — мимо колонн в уступах, наслаждаясь орнаментом на гигантских архивольтах, разглядывая изумительной красоты барельеф, вписанный в полукруглую люнету над дверями, — он надеялся увидеть произведение искусства, наподобие знаменитых романских Золотых ворот.

Выгнутые плавным полумесяцем дюны создавали сложный орнамент поверхности песчаной пустыни, но препятствия для багги не представляли.

Источник

Орнамент
учебно-методический материал

Деришева Елена Юрьевна

Орнамент произошло от латинского «ornamentum», то есть «украшение».

Орнамент – живописный узор, состоящий из ритмически повторяющихся и упорядоченных элементов: геометрических, растительных и животных.

Растительный орнамент , или фитоморфный, разрабатывается на основе изображения деревьев, листьев, ветвей, травы, цветов, плодов. Можно сказать, что это стилизованное изображение флористических элементов.

Животный орнамент , или зооморфный, складывается из стилизованных фигур птиц, животных, насекомых.

Человекообразный орнамент , или антропоморфный, изображает фигуру человека целиком или отдельные части тела: руки, голову, ноги.

Геометрический орнамент составляется из повторяющихся сочетаний геометрических элементов. Для него характерно наличие ломаных линий и прямых углов.

Шрифтовый орнамент представляет собой стилизованное изображение надписей, различных видов шрифтов. Это типичная вязь.

Ленточные орнаменты имеют вид полосы. Направление ленты может быть совершенно произвольным.

Центрические орнаменты, как правило, вписываются в какую-либо геометрическую фигуру: квадрат, круг, ромб, многоугольник, эллипс. Иногда их еще называют розеточными.

Линии, используемые в орнаменте.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме «Орнамент. Башкирский народный орнамент»

Цель: Познакомить обучающихся с понятием «орнамент», дать понятие «башкирский орнамент», «башкирские орнаментальные комплексы», закрепить теоретические знания практическим заданием. Задачи: Разви.

Взаимосвязь школьных предметов увеличивает интерес учащихся к данным предметам.

План-конспект урока технологии на тему «Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»

План-конспект урока технологии на тему«Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»Подготовил учитель технологииГусева Любовь Гр.

Методическая разработка урока по теме: «Виды орнаментов. Рисование орнаментов».

Методическая разработка урока рисования содержит информацию о видах орнаментов их применении в работе кондитеров.

Исследовательская работа Использование Бурятских орнаментов в нейл — арте. История Бурятских орнаментов на занятиях по специальности «Маникюрша».

В культуре любого народа есть черты, определяющие её своеобразие, являющиеся «летописью» межкультурных и межэтнических связей. Традиционный народный орнамент в большей мере, чем какой-либо другой комп.

Методическое сообщение по теме: «Орнамент. Особенности восприятия орнамента учащимися изобразительного отделения»

Орнамент является частью материальной культуры общества. Внимательное изучение и освоение богатейшего наследия этой оставляющей мировой художественной культуры способствует воспитанию художестве.

Урок помогает по новому увидеть традиционное народное искусство, способствует знакомству со смысловым обозначением элементов орнамента ( на примере мезенской росписи). Предмет: изобразите.

Источник

Орнамент

узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т.д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, О., как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. О. либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.

Читайте также:  19865 год какого животного

Относительно происхождения О. нет полной ясности. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу. Несомненно, что одним из источников орнаментирования предметов были технологические процессы: многие геометрические мотивы на древнейших сосудах могли быть воспроизведением отпечатков плетёнки из прутьев на глине, различные переплетения нитей в текстиле также могли дать начало определённым орнаментальным формам. Существенна также обрядовая, магическая роль древнейшего О., широко использовавшего знаки, символы и стилизованные изображения колдовского или религиозного содержания. В О., особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. С течением времени древние орнаментальные мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Важное значение в генезисе и дальнейшем развитии О. имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности.

Возникновение О. относится к древнейшим эпохам истории; его зачатки зафиксированы уже в период палеолита. В эстетической культуре неолита О. достиг уже большого разнообразия форм и занял доминирующее место. В дальнейшем, с развитием в пластических искусствах собственно изобразительных форм, О. теряет своё господствующее положение и познавательное значение, навсегда, однако, сохраняя за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, каждый стиль, каждая последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему О.; поэтому он является надёжным признаком принадлежности произведений к данному времени и к данной стране. Особенного развития достигает О. там, где преобладают условные формы зрительной интерпретации действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, восходящем в истоках к доклассовым и раннеклассовым эпохам, складываются устойчивые принципы и формы О., во многом определяющие национальные художественные традиции.

К числу определяющих формальных особенностей О. относится декоративная стилизация, плоскостность, органическая связь с несущей О. поверхностью, которую он всегда организует, нередко выявляя при этом конструктивную логику предмета. Не всякий узор можно считать О. Так, узорная ткань с бесконечно повторяющимся раппортом, строго говоря, не является орнаментальной. По характеру композиции, обусловленной формой декорируемого предмета, О. может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях.

По мотивам, используемым в О., его делят на: геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы — Меандр и т.п.); растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, Пальметта, Акант и т.д.); зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. В качестве мотивов О. используются также человеческие фигуры, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы). Особый род О. представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (т. н. вязь). Нередки сложные комбинации различных мотивов (например, геометрических и звериных форм — т. н. тератология, геометрических и растительных — Арабески).

Лит.: Лоренц Н. Ф., Орнамент всех времен и стилей, в. 1—8, СПБ, 1898—99; Meyer P., Das Ornament in Kunstgeschichte, Z., 1944; Evans J., Style in ornament, Oxf., 1950; Bossert Н. Th., Arte ornamentale, Barcelona, 1957.

Антаблемент (фрагмент) и капитель храма Зевса Сосиполиса в Магнесии на Меандре. Мрамор. 2 в. до н. э. Археологический музей. Стамбул.

База колонны из Тель-Тайната (Сирия). Базальт. 8 в. до н. э. Восточный институт университета в Чикаго.

Покрывало из Лагартеры (пров. Толедо, Испания). Фрагмент.

Керамический сосуд в стиле «камарес» из дворца в Фесте (Крит). 19—18 вв. до н. э. Археологический музей. Ираклион.

Глиняная чаша из Эсихи (пров. Севилья, Испания). Неолитическая эпоха. Институт Валенсии. Мадрид.

Аттическая амфора (деталь). Керамика. 8 в. до н. э. Музей Керамика. Афины.

Ваза из Суз (Иран). Керамика. 4-е тыс. до н. э. Лувр. Париж.

Читайте также:  Какие животные имеют вторичную полость тела

Каменный портал церкви Лусаворич в монастыре Нор-Гетик (Армения; 13 в.).

Поливное керамическое блюдо. Таджикистан. 19—20 вв.

Деревянный фриз (фрагмент). Владимирская губерния. 2-я половина 19 в. Русский музей. Ленинград.

Окно левой апсиды церкви Петра и Павла в Ярославле. 1695—1701 (не сохранилась).

Бека Опизари (Грузия). Оклад иконы «Спас из Анчисхати» (чеканка по металлу; фрагмент). 1184—93. Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси.

Серебряная цата. Великоустюжская эмаль. 2-я половина 17 в. Исторический музей. Москва.

Войлочный ковёр-«сырмак» (фрагмент). Казахстан.

Глиняная кружка из Кара-Тепе. Конец 4-го — 1-я половина 3-го тыс. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.

Фигурка птицы из стоянки Мезино (близ Новгорода-Северского). Бивень мамонта. Поздний палеолит. Копия.

Глиняный сосуд из стоянки Ленковцы (Среднее Поднестровье, Украинская ССР). Глина. Начало 3-го тыс. до н. э. Исторический музей. Львов.

Фрагмент глиняного сосуда (лесная полоса Европейской части СССР). Эпоха неолита.

Михраб мечети аль-Джуюши в Каире. 1085. Фрагмент.

Фриз тронной комнаты Палаццо Реале в Неаполе. Стукко. Начало 19 в. Фрагмент.

Дверная перемычка (Новая Зеландия). Дерево. Оклендский институт и музей.

Юрай Далматинец (Джорджода Себенико). Лоджия деи Мерканти в Анконе. 15 в. Фрагмент фасада.

Источник

виды орнамента и особенности его построения

Орнамент — один из древнейших видов изобразительного искусства, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражались чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он появился уже в эпоху верхнего палеолита (15—10 тыс. лет до н. э.).

Орнамент возник из подражания формам живой природы. Например, меандровый орнамент древнего браслета с Мезинской стоянки, предположительно, повторяет рисунок на спиле бивня мамонта.

За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды орнамента.

Геометрический орнамент

Геометрический орнамент состоит из различных фигур (кругов, треугольников, ромбов, крестов) и линий (ломаной, в виде зигзага или спирали), а также из более сложных элементов, полученных путем их симметричных преобразований.

Как наиболее древний он помогал человеку выразить свое представление о мире. Основные знаки-символы: круг, квадрат или ромб (солн­це); прямые горизонтальные линии (земля); волнистые линии (вода). Они располагались на предмете ритмически, обогащались реальными или фантастическими мотивами. Наскальные изо­бражения, черепки, покрытые точками, спиралями, бо­роздами, кругами – это попытка первобытных людей что-то обозначить, сообщить на расстоянии о каком-ли­бо событии.

Изображение солнца в виде круга, в виде шара с множеством простертых рук-лучей или в виде крылатого шара характерно для Древнего Египта. В славянском орнаменте солнце изображалось в виде лучистой розетки, много­гранника, ромба.

Ромб в восточных орнаментах прочитывается как изображение человека. Изображение спирали считается символом водной стихии. Одновре­менно этот символ служил для передачи в изображении стихийных бедствий — наводнений, ураганов.

Зооморфный орнамент

Его составляли изобразитель­ные мотивы из фантастических и реальных зверей и птиц или отдельных частей их фигур. Зарождение такого орна­мента восходит ко времени поклонения и обожествления отдельных животных, в первую очередь хищных зверей и птиц за их «особые» качества (силу, быстроту, скорость и высоту полета и т. д.). Не меньшую роль в появлении зооморфного орнамента сыграли и представления многих Древнейших племен о том, что подобные животные в Древности были родоначальниками племени.

Фантастические животные встречались в орнаментах Древнего Егип­та, Древнего Востока, Европы.

Происхождение звериного стиля, связанного с пере­житками тотемизма (культа животных — прародителей рода).

Растительный орнамент

Элементы и мотивы растительного орнамента (листья, цветы, ягоды, ветки, деревья и т. д.) использовались в орнаментах многих народов мира.

Образ цветущего сада — олицетворение представлений народа о счастье и благополучии в поэтическом и изобра­зительном фольклоре, декоративно-прикладном искусстве.

«Ислими» (гирлянда цветов) — яркий элемент декора средневосточного региона. Миндалевидная форма «перец» или «огурец» — излюбленный мотив в орнаментах наро­дов Среднего Востока, Индии, Египта.

«Цветок» — один из главных элементов растительного орнамента. Виноградная лоза — символ «древа жизни» в орнаментах мастеров Древней Греции, Византии, Ирана, Китая.

Антропоморфный орнамент

Антропоморфный, или человекообразный орнамент состоит из женских или мужских фигур или полуфигур.

Вязь, или шрифтовой орнамент – искусное соединение букв в текстах превращающее строку в нарядный орнамент.

Геральдический орнамент

Геральдический орнамент связан с изображением государственных и родовых гербов и отличительных знаков.

Читайте также:  Какие животные могут существенно изменять экосистему

Законы построения орнамента

Главное от­личие орнамента от других видов художественного изо­бражения, подчиненность расположения изобразитель­ных мотивов законам симметрии и ритмам повторов. Повторение одной и той же группы элементов в узоре носит название мотива или раппорта.

Одномотивным называют узор, в котором ритмически повторяется один и тот же мотив. Например, одномотивным является знаменитый древнегреческий орнамент под названием «меандр». Часто встречается в орнаменте ритмическое повторение двух разных мотивов.

В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента, которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.

Линейный орнамент (бордюр)

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон — сверху и снизу. Орнаментальная полоса развивается по длине. Полосу создают обыч­но из одной декоративной темы, например из квадратиков, звездочек, цветков, переплетающихся и вьющихся линий.

Сетчатый орнамент

Повторяющиеся узоры, основу которых составляют разного варианта сетки, равномерно заполняют плоскость. Математики насчитывают семнадцать принципиальных вариантов такого заполнения. Формы сетчатого орнамента — квадратные, прямоугольные, треугольные, ромбические.

Замкнутый орнамент

Замкнутым называ­ют орнамент, который находится в определенных грани­цах, а его основной мотив не распространяется на поле орнамента. По характеру замкнутый орнамент представляет со­бой изображение растительного харак­тера в границах простой формы — квадрат, прямоуголь­ник, треугольник, окружность, ромб и др. В структуре орнамента лежит симметричное построение мотива отно­сительно центра. Бывает нарочито асиммет­ричное построение, когда нет ярко выраженной симмет­рии.

Источник

§ 24. Орнаментальная композиция

Орнамент (лат. ornamentium — украшение) — узор, построенный на ритмическом повторении геометрических элементов — растительных или животных мотивов и предназначенный для оформления разнообразных вещей (предметов быта, мебели, одежды, оружия и т. д.), архитектурных сооружений.

Мотив — часть орнамента, его главный элемент. В зависимости от мотивов орнаменты делятся на три группы: геометрические, растительные, животные. Как видно из названия, главным мотивом геометрического орнамента являются геометрические фигуры.

В основе растительного орнамента лежат реально существующие в природе цветы, листва, плоды и т.д.

В животных орнаментах изображают животных, например коня, зайца, рыб, петуха, голубя, кукушку.

    • линейные;
    • ячеистые (состоящие из равных ячеек);
    • замкнутые.

    Орнаментальный мотив

    Линейные орнаменты — это орнаменты в полосе с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива.

    Ячеистый, или раппортный, орнамент — это мотив, который повторяется и по вертикали, и по горизонтали. Это орнамент бесконечный во всех направлениях. Раппорт — элемент орнамента, его главный мотив. Обычно используют прямоугольный раппорт.

    Замкнутый орнамент компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розетте). Мотив в нем или не повторяется, или повторяется с поворотом на плоскости.

    Симметрия (от древнегреческого — соразмерность) — соответствие, неизменность, проявляемые при каких-либо изменениях, при повторах, при воспроизведении. Двусторонняя симметрия, например, означает, что правая и левая стороны относительно какой-либо плоскости выглядят одинаково. Асимметрия — отсутствие или нарушение симметрии.

    Ось симметрии — воображаемая линия, разделяющая фигуру на две зеркально равные части. По количеству осей симметрии фигуры бывают: с одной осью симметрии, с двумя, с четырьмя, а в круге вообще бесконечное количество осей симметрии.

    В изобразительном искусстве симметрия — средство создания художественной формы. Она присутствует в орнаментальной композиции и является одной из форм проявления ритма в орнаменте.

    Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повтора мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм — главное свойство любой орнаментальной композиции. Характерной чертой орнамента является ритмический повтор мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты.

    Ритмическое построение — это взаимное расположение мотивов в орнаментальной композиции. Ритм организует определенное движение в орнаменте: переходы от малого к большему, от простого к сложному, от светлого к темному или повторы тех же форм через определенные промежутки.

    1. метрический (равномерный);
    2. неравномерный.

    Ученическая работа. Орнаменты, выполненные краской и кистями

    Ученические работы. Орнаменты, выполненные краской и кистями (1); вытынанки (2, 3)

    В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным.

    1. Что такое орнамент? Как разделяют орнаменты по различию мотивов? По композициии?
    2. Какие три типа орнаментов вы знаете?

    Выберите формат и попробуйте создать орнаментальную композицию.

    Инструменты и материалы: лист бумаги, акварельные краски, карандаш, резинка, кисти, фломастеры, цветные карандаши.

    Источник