Правила безопасности природа и наша безопасность 3 класс

Правила безопасности природа и наша безопасность 3 класс

Home » Природа и наша безопасность. Стр. 16-19 Окружающий мир. Плешаков. 3 кл. 2 ч. Ответы. Рабочая тетрадь.

Природа и наша безопасность. Стр. 16-19 Окружающий мир. Плешаков. 3 кл. 2 ч. Ответы. Рабочая тетрадь.

1. Серёжа хочет знать, чего нельзя делать во время грозы. Самостоятельно или с помощью учебника допиши предложения.

Нельзя прятаться под высокие деревья, особенно отдельно стоящие.
Нельзя находиться возле металлических предметов.
Нельзя прикрываться от дождя металлическими предметами.
Нельзя купаться во время грозы.

2. Муравей Вопросик — лесной житель — придумал для тебя задания. Выполни один из вариантов.

Вариант 1. Знаешь ли ты ядовитые растения?
Вырежи рисунки из Приложения и расположи их в соответствующих окошках. Проверь себя по учебнику. После проверки наклей рисунки.

Вариант 2. Знаешь ли ты ядовитые грибы? Соедини линиями названия и рисунки. Сначала проведи линии простым карандашом. Проверь себя по учебнику. После проверки проведи линии цветным карандашом.

3. На каком рисунке изображена гадюка? Закрасьте кружок. Какая змея показана на другом рисунке? Если не знаете, посмотрите в атласе-определителе «От земли до неба». Подпишите названия обеих змей. Используя рисунок и информацию из атласа-определителя, сравните этих змей. Сделайте записи на с. 18.

4. По заданию учебника придумай и нарисуй условные знаки к правилам безопасности, изученным на уроке.

5. С помощью атласа-определителя «От земли до неба» подготовь сообщение о любых ядовитых растениях, грибах (по своему выбору). Запиши план сообщения.

6. С помощью книги «Зелёные страницы» (рассказ «Коварные двойники») впиши в таблицу названия опасных грибов-двойников.

Источник



Окружающий мир 3 класс 2 часть Природа и наша безопасность стр. 25 – 30

1) Подумай, какие опасности может нести человеку неживая природа; живая природа.

Наша безопасность в природе подвергается различным угрозам. Опасной может оказаться как живая, так и неживая природа. Например, есть опасные природные явления — грозы, смерчи, сильный ветер, землетрясение, наводнение и прочие. Эти явления напрямую угрожают жизни человека.

В живой природе опасность могут представлять животные и ядовитые растения.

Животное может напасть, укусить, а употребление несъедобного растения в пищу способно привести к отравлению.

2) Опасные растения и грибы

Внимательно рассмотрите рисунки. По каким признакам можно узнать эти растения и грибы?

Признаки ядовитых растений и грибов:

Белена. Имеет изрезанные листья, кремовые цветочки, семена собраны в плоды – в форме кувшинчика.

Вороний глаз. Имеет четыре больших листа, в центре которых на тонком стебельке растёт одна-единственная крупная чёрная ягодка.

Ландыш. Весенний цветок, с мелкими белыми цветочками, собранными в кисточки.

Плоды ландыша — мелкие красные ягодки очень ядовиты.

Дурман. Имеет крупные белые цветы и изрезанные края листьев.

Плод напоминает покрытый волосками орех.

Волчье лыко. Усыпано мелкими розовыми цветками, плоды также некрупные и красные.

Мухомор. Крупный гриб со шляпкой красного цвета.

Шляпка усыпана белыми точечками.

Ложнодождевик. Похож на обычный дождевик, но внутри чёрный.

Ложноопенок кирпично-красный. Имеет тонкие ножки без перепонок, шляпка кирпичного цвета.

Пластинки под шляпкой почти чёрные.

Мухомор пантерный. В отличие от красного мухомора имеет шляпку серого, коричневого цвета, но также усыпан белыми точками.

Бледная поганка. Гриб белого или грязно-белого цвета. Перепонки снизу шляпки белые, на ножке белая юбочка.

Ложноопенок серо-жёлтый. Также имеет тонкие ножки без перепонки, и шляпки ядовитого жёлтого или зелёного цвета.

В атласе-определителе найдите информацию о них.

3) Животные и наша безопасность

Что ты знаешь о правилах безопасности при общении с животными?

Краткое сообщение «Правила безопасности при общении с животными» для 3 класса

При общении с животными важно не проявлять страха и не бежать.

Например, собака может накинуться на человека, если тот показывает, что боится её и убегает от неё.

Нельзя гладить и приманивать диких или бродячих животных.

А после игры с животными нужно обязательно мыть руки.

Нельзя подходить к животным с детёнышами.

Обсудим!

1. По каким признакам можно узнать о приближении грозы? Обсудите, опираясь на свои наблюдения.

Приближение грозы можно узнать по чёрным, тяжёлым тучам, которые появляются на краю небосвода и быстро приближаются, заволакивая всё небо.

Грозу можно услышать по отдалённому грому и заметить по вспышкам далёких молний.

2. Бывали ли в вашей жизни опасные встречи с животными?

В моей жизни было несколько встреч с бродячими собаками, которых я очень боялась, но всё закончилось благополучно.

А также я несколько раз замечала в лесу змей и благоразумно отходила в сторону.

3. Есть животные, которых многие люди считают опасными. На самом же деле они безобидны. О каких животных идёт речь? Как нужно к ним относиться?

Некоторые животные похожи на опасных, но на самом деле угрозы для человека не представляют.

Например, ужи похожи на смертельно опасную гадюку, но сами неядовитые.

К таким животным нужно относиться так же, как и ко всем остальным — ни обижать, ни убивать, не преследовать.

Проверь себя

1. Как уберечься от удара молнии?

Если гроза застала вас на открытом месте, то нельзя прятаться от молний под высокими деревьями, прижиматься к металлическим предметам или пытаться закрыться ими от дождя. Не следует купаться во время грозы и находиться на берегу водоёма.

2. Как избежать отравления растениями и грибами?

Чтобы не отравиться незнакомыми грибами и ягодами, не следует брать их в руки и тем более в рот, особенно если вы сомневаетесь в их неядовитости.

3. Как избежать укуса змеи? Что делать, если она укусила?

Чтобы змея не укусила, следует внимательно смотреть под ноги, особенно в высокой траве.

Заметив змею лучше сразу уйти в другую сторону.

Не следует дразнить змею или пытаться поймать её.

Если змея всё-таки вас ужалила, следует немедленно обратиться к врачу.

4. Какие правила безопасности нужно соблюдать при общении с кошкой и собакой?

После игр с кошкой или собакой следует тщательно вымыть руки.

Нельзя дразнить животных, отнимать у них еду, нападать на них.

Если собака бродячая играть с ней нельзя, равно как и с незнакомой кошкой.

Такие животные могут быть переносчиками разных заболеваний.

При встрече с бродячей собакой не следует убегать, лучше остановиться и пропустить её.

Задания для домашней работы

1. С помощью атласа-определителя подго­товь сообщение о ядовитых растениях и грибах.

Сообщение «Опасные растения» для 3 класса

Многие опасные растения мы можем встретить буквально на заднем дворе, за ними даже не нужно ходить в лес.

Например, часто возле строений, на пустырях мы можем увидеть высокие стебли дурмана.

Это сильно ядовитое растение, которое может вырастать до одного метра в высоту. Дурман сразу бросается в глаза, ведь у него крупные белые цветки, которые пахнут очень неприятно. Прикасаться к этому растению нельзя, ведь у него ядовитыми оказываются все части.

Другое ядовитое растение, всем также хорошо знакомое, белена.

Это растение можно найти возле домов, дорог, на лугах и пастбищах. Её семена находятся в коробочках, по форме напоминающих плоды мака. Из-за этого их иногда поедают дети. Но белена очень ядовита и прикасаться к ней так же не следует.

А этот мелкий и жёлтый цветок по незнанию может показаться красивым. Но он также очень ядовит и потому называется лютик едкий. Растёт он во дворах, в лесу, в поле. Если сок лютика попадёт на руки, ничего страшного не будет, но окажись он в глазах, как человек сразу чувствует сильную резь и дело может закончиться даже временной потерей зрения.

И ещё одно ядовитое, но и полезное растение — чистотел.

Его можно встретить в садах и огородах, потому что он растёт только на мягкой почве. Кусты чистотела пышные, могут разрастаться. У чистотела красивые жёлтые цветки, и очень ломкий стебель. Если сломать это растение, то на изломе покажется капля жёлтого сока. Этот сок жгучий и ядовитый. Но люди приучились использовать его для того, чтобы сводить бородавки.

В Атласе-определителе можно найти описание и других ядовитых растений.

Сообщение «Опасные грибы» для 3 класса

Самыми обычными ядовитыми грибами наших лесов оказываются различные мухоморы и поганки. Существует много видом как мухоморов, так и поганок. Но конечно всем нам лучше прочих знакомы мухомор красный и поганка бледная.

Мухомор красный кажется красивым, словно нарисованным грибом. У него длинная и стройная белая ножка с перепонкой, и красная шляпка, по которой рассыпаны бесцветные точки. Но этот красивый гриб очень ядовит. Растёт он в еловых, сосновых и лиственных лесах практически по всей территории России. Встретить его легче всего с июля по октябрь.

Бледная поганка необязательно должна быть белой. Напротив, чаще она имеет зеленоватую шляпку. Но главное её отличие — белая ножка, такого же цвета пластинки под шляпкой, мешочек у корня и перепонка-юбочка.

Растёт белая поганка в тех же лесах, что и мухомор, но появляется она позже — в августе.

Ещё один очень опасный гриб — говоркушка восковатая. Этот белый гриб формой похож на груздь, но в отличие от него не имеет внутри млечного сока. Иногда он блестит, словно натёртый воском, отсюда и пошло его название.

2. Придумай и нарисуй в рабочей тетради условные знаки к правилам безопасности, изучен­ным на уроке.

Условные знаки безопасного поведения во время грозы:

Условные знаки правила безопасности поведения во время грозы

Условные знаки безопасности поведения с ядовитыми грибами и растениями

Условных знак опасность ядовитых грибов и растений

Условные знаки безопасности поведения с животными

Условные знаки опасность животных

3. В книге «Зелёные страницы» прочитайте рассказ «Коварные двойники». Сравните описания в книге со своими наблюдениями в природе.

В рассказе «Коварные двойники» написано, что у многих съедобных грибов есть двойники ядовитые.

И это действительно так.

Я много раз видела желчный гриб, который похож на боровик, но у него розовая нижняя часть шляпки.

А также бледные поганки могут напоминать шампиньоны, но у тех нет юбочки на ножке, зато часто есть плёнка снизу шляпки, да и сами пластинки тёмного цвета.

В любом случае незнакомые или сомнительные грибы собирать нельзя.

Можно нарваться на коварного двойника и вместо удовольствия заработать отравление.

На следующем уроке

Вспомни, что такое экология. Что называют окружающей средой? От чего загрязняется окружающая среда (воздух, вода, почва)? Что люди делают для охраны чистоты воздуха и воды?

Экология занимается изучением окружающей среды и её защитой от деятельности человека.

Окружающая среда — это всё что нас окружает.

Загрязняется окружающая среда в результате безответственных действий человека.

Люди стараются беречь воздух и воду, устанавливая фильтры, конструируя очистные сооружения, ограничивая вредные выбросы.

Источник

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Природа и наша безопасность. Школа России

Урок окружающего мира для 3 класса на тему «Природа и наша безопасность». УМК А. А. Плешакова

Цель: познакомить с опасными природными явлениями.

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Читайте также:  Природа деревня черно белые

Оборудование: памятки; цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

(Учитель проводит выставку рисунков дворов с обозначением опасных мест.)

— Что обозначают эти знаки?

— Какой знак кажется вам самым точным и ясным?

III. Самоопределение к деятельности

— Вспомним формулу безопасности.

(Учитель записывает на доске.)

1. Предвидеть опасность.

2. По возможности избегать ее.

3. При необходимости действовать решительно и четко.

4. Бороться до последнего, активно просить о помощи и самому ее оказывать.

— Какие опасности для человека может таить неживая природа?

— Какие опасности для человека кроются в живой природе?

Сегодня на уроке мы будем говорить об опасностях, которые таят в себе живая и неживая природа.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

Как вести себя во время грозы

Все промыла и ушла.

Все сады и огороды

Всей округи полила. (Гроза.)

Вот по небу мчится конь —

Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьет могучим

И раскалывает тучи.

Где он тяжело бежит,

Там внизу земля дрожит. (Гром.)

Гроза — красивое и величественное явление природы.

— Что же произошло в небе? Отчего бывает гроза? (Ответы учеников.)

Водяной пар, поднявшись с земли высоко вверх, сильно охлаждается и превращается в капельки воды. Капельки сливаются, становятся крупнее, потоки воздуха носят их вверх-вниз, вверх- вниз. А чем выше, тем холоднее, и вот уже вода превращается в льдинки. Льдинки сталкиваются с капельками, вода обволакивает их пленочкой, которая тоже замерзает. Льдинка делается тяжелее, она падает в нижнюю часть облака, где теплее, и там начинает таять. Но снова подхватывают ее стремительные вихри и несут вверх, и снова сталкиваются льдинки и капельки, и снова вода замерзает, льдинки увеличиваются, тяжелеют. И вот они уже не могут удержаться в облаке и падают из него вниз. Ближе к земле они тают, и получается дождь. Иной раз они так и не успевают растаять и падают на землю кусочками льда. Идет град!

А движение капелек и льдинок внутри тучи не затихает. Они ударяются друг о друга, сталкиваются, трутся, заряжаются электричеством. И вот уже верхняя часть тучи несет положительный электрический заряд, а нижняя — отрицательный, между ними проскакивает искра. Молния! Она мгновенно нагревает окружающий воздух, он быстро расширяется, и происходит взрыв. Гром! Отбушует гроза, рассеются темные тучи, станет свежо, легче дышится. Ливень омоет и землю, и небо. Недаром древние славяне почитали бога грозы — не только грозного, но и милостивого.

В глубокой древности грозы боялись все: и большие, и маленькие. Люди тогда думали, будто это страшный великан, прогневавшись, мечет на землю огненные стрелы. Гроза несет и огромную опасность — удары молнии.

— Что страшнее — гром или молния? (Ответы учеников.)

От грома нет никакого вреда. Опасаться надо молнии, которая его породила. Молния — это огромная электрическая искра. В считанные доли секунды она пролетает по небу несколько километров. Воздух на всем ее пути мгновенно раскаляется. Происходит самый настоящий взрыв. Звук от него мы и называем громом.

С молнией шутки плохи. Ударит в вековой дуб — разнесет в щепки, угодит в сарай, в копну сена — подожжет, пожар устроит. Поэтому жилые дома, заводские трубы и стальные мачты для электрических проводов приходится защищать молниеотводом. Это такой металлический стержень: один его конец возвышается над высокими постройками, другой закопан в землю. Могучая небесная искра сразу находит самую легкую, самую короткую дорожку и, не причинив никому и ничему вреда, уходит по ней в землю.

А чтобы уберечься, людям надо знать правила.

(Учитель раздает детям распечатки памятки.)

Обычно можно заранее понять, что собирается гроза: когда солнце сильно печет, а в воздухе накапливается влага, затем начинает по-особенному меняться небо и виден особый предгрозовой свет.

Как вести себя во время грозы

1. Если вы находитесь на возвышении, немедленно спуститесь вниз. На открытом пространстве держитесь подальше от высоких предметов. Не ищите убежища в углублениях среди нагромождения камней.

2. Если почувствуете щекотание кожи или волосы на голове поднимаются дыбом, знайте, что молния ударит поблизости от вас. Не раздумывая бросайтесь ничком на землю: это уменьшит риск вашего поражения.

3. Если вы находитесь среди высоких объектов, сядьте на что-нибудь сухое, постарайтесь убрать с земли ноги. Очень важно, чтобы вы сидели именно на сухом, так как мокрые предметы не защитят вас от молний: они являются прекрасными проводниками.

4. Сожмите колени и обхватите их руками, опустив пониже голову.

5. Если вы в лодке, немедленно гребите к берегу: быть на воде во время грозы очень опасно.

6. Если вы едете в машине, оставайтесь в ней. Это наиболее безопасное место во время грозы. Металлический корпус автомобиля защитит вас: даже если молния ударит прямо в него, она уйдет в землю, не причинив вам никакого вреда. А вот передвигаться на мотоцикле или велосипеде в такое время не стоит. Резиновые сапоги на ногах хоть и предохраняют в какой-то мере, но не гарантируют безопасности.

7. В городе держитесь подальше от металлических заборов и вообще от всего металлического.

8. Находясь дома, выключите радио и телевизор. При грозе первым делом нужно закрыть окна.

9. Молния может убить человека, если ударит в голову и пройдет через тело. Кроме того, она может вызвать сильные ожоги и такие судороги мышц, что даже кости иногда не выдерживают и ломаются.

— Какие правила поведения во время грозы вы уже знали?

— Какие правила поведения во время грозы вы услышали впервые?

Опасные растения и грибы

Кто из нас не любит растений, их красивых цветов и листьев? Люди разводят растения в саду и дома. Без них наша жизнь была бы тусклой и скучной. Растения приносят нам огромную пользу — выделяют кислород, синтезируют органические вещества, дают пищу людям и животным.

— Чем опасны ядовитые растения и грибы? (Ответы учеников.)

Они могут вызвать сильную боль в животе, понос и даже судороги. Съев некоторые растения, человек рискует умереть. Даже если чуть-чуть пожевать кусочек ядовитого растения и выплюнуть, все равно капелька сока попадет в желудок, и этого будет достаточно, чтобы вызвать недомогание. У некоторых растений ядовиты только отдельные части. Так, у ревеня ядовиты листья, а из стеблей можно сварить вкусный компот. У нарцисса ядовиты луковицы, а лютик, если его наешься, может стать причиной сильного расстройства желудка, рвоты и судорог.

Ядовитыми могут быть и грибы.

2. Работа в парах

— Рассмотрите в учебнике иллюстрации на с. 26—27.

— Работая в парах, назовите опасные растения и грибы.

— С помощью атласа-определителя опишите эти растения и грибы. Расскажите, как они выглядят.

— Как избежать отравления ядовитыми растениями и грибами?

(Учитель дополняет сообщения учеников (см. дополнительный материал к уроку).)

3. Беседа

Животные и наша безопасность

На планете живет много людей, а насекомых еще больше. Когда-то эти мелкие существа представляли для нас грозную опасность. Всего двести лет назад целые города вымирали от эпидемий чумы и тифа, которые распространяли крошечные насекомые: блоха и вошь.

Уже никто в развитых странах не боится этих болезней, но заболевания, которые вызывают насекомые, еще остались. Это малярия — передается при укусе зараженного комара, клещевой энцефалит — передается при укусе лесного клеща.

— Какие правила защиты от укусов насекомых вы знаете? (Примерный ответ. Отправляясь на прогулку, нужно надеть длинные брюки и рубашку с длинными рукавами. Открытые участки тела следует намазать или побрызгать репеллентом — средством, отпугивающим насекомых, чаще осматривать друг друга. При укусе насекомого надо удалить жало, промыть ранку перекисью водорода или марганцовкой.)

— Прочитайте в учебнике текст на с. 28—29.

— Как избежать укуса змеи? (Не ходить по лесу в открытой обуви, не трогать змей.)

— Что делать, если она укусила?

— Какие правила безопасности надо соблюдать при общении с кошкой и собакой?

(Учитель раздает ученикам распечатки памятки.)

Любой ребенок, когда видит собаку, хочет погладить ее. Но это не всегда безопасно.

Что делать, если на вас напала собака?

1. Остановитесь и постарайтесь понять, чем собака недовольна.

2. Встаньте боком к собаке.

3. Твердым голосом отдайте несколько команд: «Фу!», «Нельзя!», «Сидеть!», «Лежать!».

4. Не делая резких движений, позовите хозяина.

5. Если помочь вам некому, уходите от собаки медленно, не ускоряя шага.

6. Не пытайтесь кричать, махать руками или палкой, кидать что-либо в собаку, топать ногами или убегать от нее; не смотрите ей в глаза: это может спровоцировать животное на активные действия.

7. Если собака приседает, она готовится прыгнуть. Защитите горло (прижмите подбородок к груди и выставите вперед локоть).

8. Если собака все-таки укусила вас, немедленно сообщите об этом взрослым и обратитесь к врачу.

V. Физкультминутка

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик!

Раз — сюда, два — туда,

Повернись вокруг себя.

Раз присели, два — привстали.

Руки кверху все подняли.

Заниматься нам пора!

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

— Прочитайте задание. Какие правила поведения во время грозы вы запомнили?

— Допишите предложения. (Нельзя прятаться под высокие деревья, особенно отдельно стоящие. Нельзя находиться возле металлических предметов. Нельзя прикрываться от дождя металлическими предметами. Нельзя купаться во время грозы.)

(После выполнения задания проводится проверка.)

— Прочитайте задание. Вырежьте из приложения и наклейте рисунки ядовитых растений.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

— Прочитайте задание. Соедините линиями названия грибов и рисунки.

(После выполнения задания проводится проверка по учебнику.)

— Прочитайте задание. Придумайте условные знаки к правилам безопасности.

VII. Рефлексия

— Кого бы вы похвалили сегодня на уроке? За что?

— По каким признакам можно узнать о приближении грозы? Обсудите с ребятами, опираясь на свои наблюдения.

— Бывали ли в вашей жизни опасные встречи с животными?

— Есть животные, которых многие люди считают опасными.

На самом же деле они безобидны. О каких животных идет речь? Как нужно к ним относиться?

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какие опасности для человека таит живая природа?

Итак, некоторые природные явления (например, гроза), растения, грибы, дикие и домашние животные могут быть опасны. Чтобы избежать опасности, нужно знать и выполнять определенные правила.

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 25-30, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 30.

2. Рабочая тетрадь: № 4, 6, 7 (с. 15—17).

Дополнительный материал

Белена

Всем известно выражение «белены объелся», что означает: человек совершает действия, граничащие с сумасшествием. Если отведать белены, спустя некоторое время возникает помутнение сознания, нервное возбуждение, головокружение, появляются зрительные галлюцинации, охриплость голоса, сухость во рту. Затем наступает потеря сознания. Ежегодно от отравления беленой страдают до 40 человек, одна треть пострадавших — дети.

Читайте также:  Круговорот собак в природе

Белена — сорняк. Растет по обочинам дорог, на пустырях, во дворах, на огородах. Стебель растения толстый, высотой до 150 см. Листья удлиненной овальной формы, темно-зеленые. Цветки крупные, грязножелтого цвета. Плод — коробочка или кувшинчик — сверху закрывается круглой крышечкой. Семена напоминают маковые — мелкие, темно- коричневого цвета.

Ядовиты все части растения. Дети путают семена белены с семенами мака.

Дурман

Растет как сорняк вокруг жилищ, у дорог, иногда образуя заросли. Это красивое растение так и просится на клумбу.

Стебель прямой, внутри полый, голый. Отходящие от него черешки на внутренней стороне мягковолосистые. Листья крупные, заостренные, крупнозубчатые. Цветки с белыми венчиками, похожие на воронку. Плоды — коробочки яйцевидной формы с колючими шипами. Семян много. Они черные, почти круглые.

Ядовиты все части растения, особенно — цветки и плоды.

Ландыш

Ландыш является украшением майского леса. Каждый цветок его кажется маленьким прозрачным кувшинчиком, перевернутым горлышком вниз. И из каждого кувшинчика льется на лужайку тонкий аромат. Его хрупкие белоснежные колокольчики изящной кистью свисают со стройного, в обертке блестящих листьев, стебля.

Цветки появляются позже листьев. Сначала появляется тонкая веточка с мелкими зеленоватыми шариками-бутонами. Потом бутоны белеют, и наконец раскрываются чудесные благоухающие снежно-белые цветки. Цветение идет снизу вверх — первым распускается самый нижний цветок.

Все части растения ядовиты.

К осени у ландыша созревают плоды — оранжевые ягоды величиной с горошину, а листья засыхают. Считают, что это не ягоды, а горючие слезы, которыми ландыш оплакивает расставание с весной. Но запомни: это очень ядовитые ягоды! Есть их ни в коем случае нельзя. Две-три ягодки ландыша могут оказаться для ребенка смертельной дозой.

Источник

Природа и наша безопасность. Урок окружающего мира в 3-м классе. УМК "Школа России"

Цель: формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникационных, рефлексивных) в предметной области окружающий мир по теме «Природа и наша безопасность».

Задачи:

I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развитие умения работать с информацией, текстом;
  • развитие умения использовать различные способы поиска информации (в тексте);
  • развитие операций мышления: сопоставления, обобщения, классификации.

Познавательные УУД

  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок;

Коммуникативные УУД

  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её;
  • формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (отбор материалов из текста).

III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • освоить правила безопасного поведения в природе.

Ход урока

1. Эмоциональный настрой

– Здравствуйте, те, кто родился зимой! (те, кто родился зимой, здороваются и садятся)

— Здравствуйте, те, кто родился летом! (те, кто родился летом, здороваются и садятся)

— Здравствуйте, те, кто родился весной! (те, кто родился весной, здороваются и садятся)

— Здравствуйте, те, кто родился осенью! (те, кто родился осенью, здороваются и садятся)

— Ещё раз, все, здравствуйте!

— Здороваться — это желать здоровья!

Я желаю, чтобы во все времена года у вас было отличное здоровье и мы могли дружно общаться и выполнять работу.

— Я рада вас видеть, ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться.

— Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка, помощь, потому что разговор наш затронет очень серьезную тему для всех нас.

2. Cамоопределение к деятельности

— Для того, чтобы начать наш разговор, вспомним, как называется раздел, который вы продолжаете изучать? (Наша безопасность).

— В каких местах нам нужно особенно помнить о нашей безопасности? (кластер)

3. Актуализация опорных знаний

— Мы составили кластер по нашему разделу.

Остался свободный блок. Здесь кроется еще одна опасность. Откуда ждать опасность, мы узнаем, отгадав несколько загадок.

1.

Вот по небу мчится конь –
Из-под ног летит огонь.
Конь копытом бьет могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит. (Гроза)

2.

Среди лесов, полей, болот
Ядовитый гриб растет,
В бледной шляпке с тонкой ножкой,
Класть нельзя его в лукошко.
Гриб опасный, гриб обманка,
Это бледная … поганка

3.

Нет ни рук, ни ног у зверя,
И не нужно, не потеря —
Она легко в траве скользит,
А приблизишься – шипит. (Змея)

4.

В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу. (Cобака)

Перечислите все отгадки и скажите, что их объединяет?

— Сформулируйте тему нашего урока.

(Безопасность в природе или природа и наша безопасность)

4. Постановка учебной задачи

— Определите, что мы узнаем на уроке, чему научимся?

  • узнаем…..(в каких случаях человеку приходится защищаться от природы)
  • научимся … (выполнять правила безопасного поведения в природе)

Для чего мы должны знать и выполнять эти правила? ( Мы должны предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать – решительно и чётко, должны отвечать за свою жизнь и здоровье).

— Я приглашаю вас стать участниками «Службы безопасности», вывести правила безопасного поведения в природе.

— Сегодня наша работа будет организована по группам. Давайте с вами вспомним правила работы в группе.

«Прикоснитесь друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души!

5. Работа в группах по выведению правил безопасности в природе

1 группа – блок «Дикие животные». Поставьте задачу для работы своей группы в соответствии с темой урока.

2 группа — блок «Домашние животные». Поставьте задачу для работы своей группы в соответствии с темой урока.

3 группа – блок «Растения и грибы». Поставьте задачу для работы своей группы в соответствии с темой урока.

4 группа – блок «Явления природы — гроза». Поставьте задачу для работы своей группы в соответствии с темой урока.

6. Введение в тему

(просмотр и прослушивание грозы)

Работа над формулировкой

— Что такое гроза? (обращение к словарю)

Гроза – это бурное ненастье с дождём, громом и молнией.

Кто уже встречался с этим явлением, что вы можете о нем рассказать?

7. Работа над темой урока

— Многие явления неживой природы опасны для здоровья и жизни человека. Как вы думаете, что это за явления? (К таким явлениям относятся буря, метель -можно отморозить части тела, гололед – можно упасть и получить травму, гроза – получить удар молнией.)

— А как вы думаете, что опасней, гром или молния? (видео)

Молния – это электрическая искра. В считанные секунды она пролетает по небу несколько километров. Воздух мгновенно раскаляется. Звук от него мы называем громом. Если искра слабая, то и взрыв очень слабый, едва слышный.

Гром — это звук от летящей молнии. Он убить не может. А вот молния — это огромная электрическая искра. От удара молнии вспыхивают здания и деревья.

Опасна молния своим электрическим разрядом. Его прямое попадание может вызвать пожар и повредить линии электропередач. В результате чего могут погибнуть люди.

Ежегодно в мире от молний погибают около 3000 человек, поэтому главная наша задача – научиться правильно себя вести во время грозы, чтобы сохранить здоровье, жизнь и свои дома.

Растения.

– Здорово, что на нашей планете есть растения. Ведь благодаря им есть жизнь на Земле. Почему?

— Только растения выделяют в воздух кислород! Кроме того, растения дают нам пищу: хлеб, крупы, фрукты, ягоды. Приятно играть на поляне, бродить по лесу, собирать грибы и ягоды. Общение с природой очень полезно для здоровья человека. Однако природа таит в себе и много опасностей. Существуют и опасные растения, которые нельзя есть, а к некоторым даже нельзя прикасаться.

– Какие ядовитые растения растут вокруг нас.

Ландыш. Всем известен нежный весенний цветок – ландыш, но не все знают, что всё это растение, включая и его плоды – круглые красно-оранжевые ягоды, ядовиты. После опыления вместо цветков появляются зеленые, а затем ярко-красные ягоды-шарики. Они ядовиты. Животные, наевшись их, погибают. У человека при отравлении ландышем появляется тошнота, головокружение, судороги. Сразу надо вызвать рвоту и промыть желудок.

Дурман. Это растение называется «дурман». Оно растёт на пустырях, свалках, в оврагах. Высокое (до 1м). Крупные белые цветки плоды с семенами привлекают внимание. Оно очень ядовитое, причём ядовиты все его части, поэтому к нему нельзя даже прикасаться.

Белена. Это растение можно встретить там же, где растет и дурман. Оно тоже ядовито. Цветки белены напоминают кувшинчики. В них может находиться до пяти сотен семян. Вот они и приводят к беде. Дети находят эти кувшинчики, срывают их и высыпают на ладонь как горсть маковых зерен. Если их взять в рот и сжевать, то отравиться можно насмерть. Тот, кто съест это растение, сначала станет буйным, а затем у него появится сильная головная боль, дыхание будет затруднено, сердце начнет биться очень часто. Иногда тело становится неуправляемым – наступает обездвижение.

Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек, шляпка есть – нет головы. (Грибы.)

– Вы все бывали в лесу и, думаю, многие собирали грибы вместе со взрослыми.

– Это очень увлекательное занятие, но, к сожалению, иногда, съев собранные грибы, люди получают отравление и даже погибают. Почему это происходит? (Грибы бывают ядовитые.)

– Все ли грибы можно употреблять в пищу?

– Почти у каждого съедобного гриба есть двойник – ядовитый гриб.

Животные

Мы с вами можем встретить не только растения, но и животных.

Животных на Земле очень много. Среди них есть совершенно безобидные, а есть очень опасные. Опасными могут быть не только крупные, но и маленькие животные. Главное – правильно себя вести при встрече с ними.

— Каких опасных диких животных вы можете назвать?

— Про змей рассказывают больше небылиц, чем про всех остальных животных. Почему? В самом облике змей много таинственного и страшного – гибкое, лишённое ног тело, которое сворачивается кольцами, как канат, и вдруг с неожиданной силой распрямляется и скользит, извиваясь, по земле.

Читайте также:  Объекты и явления живой и неживой природы примеры

— Из 2,5 тысяч видов живущих на Земле змей для человека опасны 410. Из них 50 живут в море, но никогда не нападают на купающихся. В нашей стране из ядовитых змей распространена гадюка обыкновенная.

— В каком случае она может укусить? (Нападет она на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность.)

— Ребята, вы знаете, что человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных. У кого из вас есть домашние животные?

— Домашние животные, от которых мы не ожидаем никакой опасности, могут нанести серьёзный вред нашему здоровью. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, нужно соблюдать правила безопасности.

Работа в группе

Как мы выяснили, большие опасности таит в себе природа. Как уберечь себя? Дайте совет безопасного поведения с природой (по группам). Изучите текст в учебнике на заданную тему, посоветуйтесь в группе и дайте несколько рекомендаций, используя план выступления.

План работы в группе

  1. Изучите материал. учебника – с. 25 (для других групп – с. 26, 27, 28)
  2. Составьте памятку безопасного поведения.
  3. Дайте совет или рекомендацию, как вести себя, если ты или кто-то попал в опасную ситуацию в природе.
  4. Свое выступление начните со слов «Мы – работники «Службы безопасности» хотим помочь вам обезопасить свое поведение при ….. (грозе, сборе растений и грибов, встрече с дикими животными, общении с домашними животными).

Выступление групп

(группы представляют свою работу, учитель дополняет выступления ребят показом слайдов, в конце выступления представителей от групп учитель задает вопрос. – Все члены группы согласны с выведенными правилами, что еще хотели добавить?).

На почту ваших отделов поступили письма. Авторы писем обращаются к вам с волнующими их вопросами. Посоветуйтесь в группе и дайте ответы. (Ответы на вопросы)

Спасибо за работу.

Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – всё избежать,
А где надо – на помощь позвать!

— Как вы думаете, можем ли мы как – то предупредить наших близких, друзей, знакомых, об опасных местах в природе? (рассказать о правилах, нарисовать правила).

8. Работа над проектом

— Я предлагаю вам сейчас продолжить работу нашей «Службы безопасности» над проектом «Условные знаки к правилам безопасности в природе».

— Изучая правила дорожного движения, вы уже знаете, что знаки бывают какими?

— Подумайте, какой знак вы бы разработали к правилам безопасности в природе?

9. Защита проектов

— Какой проект Вам понравился? Почему?

10. Подведение итогов

— Наш урок подходит к концу.

— О чем мы сегодня говорили? (о нашей безопасности в природе).

  • «Я узнал», (в каких случаях человеку приходится защищаться от природы)
  • «Я повторил», (правила поведения в квартире, доме и его окрестностях)
  • «Я запомнил», (какие правила безопасности нужно соблюдать во время грозы, при общении с животными, при встрече с ядовитыми растениями и грибами)

– Пригодятся ли эти знания вам в повседневной жизни?

11. Рефлексия

Заседание Службы безопасности подходит к концу. Подведем итоги работы в группе. Как работала команда? Кого вы хотели поблагодарить за работу?

Источник

Природа и наша безопасность

Привет, ребята. Это я, домовой Ермоша. Рад снова повидаться с вами. Прошлый раз я рассказывал вам о том, чем могут быть опасны балкон, подоконник, лифт, строительная площадка, трансформаторная будка, пустырь, парк и лес. Мы также говорили о том, как правильно вести себя в этих опасных местах.

Сегодня мне хотелось бы продолжить разговор о безопасности. Недавно Берёзкины планировали летний отдых младших детей Кати и Никиты. Было решено, что сначала Катя и Никита поедут в детский оздоровительный лагерь, а потом на дачу с бабушкой и дедушкой. Тогда я подумал: «А как же я смогу позаботиться о них и уберечь от разных опасностей». Но потом мне в голову пришла идея сделать для детей волшебный блокнот, полистав который они будут знать, какие опасности может нести человеку живая и неживая природа, и как от них уберечься. Свою работу я решил назвать так «Природа и наша безопасность». Давайте я вам его покажу и всё расскажу. А вы потом, возможно, захотите его дополнить.

Первая страничка в моем блокноте называется «Гроза». Гроза — это атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разрядымолнии, сопровождаемые громом. Гроза опасна, и прежде всего, тем, что это явление непредсказуемо. Ученые-синоптики могут дать прогноз о возникновении грозового фронта, но определить даже приблизительно, в какое место придется удар молнии невозможно. Для человека прямое попадание молнийсмертельно опасно. Чтобы уберечься от них, нужно соблюдать меры предосторожности.

Во время грозы нельзя:

Несоблюдение этих правил часто приводит к гибели людей или получению ожогов и тяжелых травм. Где же спрятаться, если гроза застала на открытом месте? Можно в какой-нибудь сухой яме, зарослях кустарника. Но лучше всего, заметив приближение грозы, поскорее покинуть открытое место.

Лето — прекрасная пора года. Оно радует нас цветами, ягодами, грибами. Но все ли они безопасны? Конечно же, нет. Среди растений и грибов есть и ядовитые виды, которые нужно обязательно знать, чтобы не попасть в беду.

Поэтому, вторая страничка в моём блокноте называется «Опасные растения». На этой страничке я разместил ядовитые растения. Познакомиться с первым ядовитым растением и запомнить его поможет загадка:

Догадались? Это вороний глаз. Посмотрите внимательно на это растение. У него обычно четыре широких длинных листочка, а между ними — крупная красивая чёрная ягода, напоминающая глаз птицы. Есть красивая легенда об этом растении.

«По старинному преданию многие годы в дупле могучего дерева жил старик-кудесник со своим верным другом – чёрным вороном, которого он выучил предсказывать будущее. Когда старик умер, стал ворон летать каждый день над лесом, оплакивая волшебника, и там, где роняла птица на землю свои слёзы, каждую весну вырастало растение с одной крупной черной ягодой, похожей на глаз птицы». Не смотря на свою красоту растение очень ядовито.

Вот это красивое растение называется волчье лыко.

Лилово-розовые цветки этого растения располагаются на ветке плотными пучками. От цветков исходит нежный аромат, однако долго вдыхать его не стоит — может вызвать головную боль. Цветение волчьего лыка продолжается недолго. На месте цветков формируются плоды. Сначала они зеленые, малозаметные, но по мере приближения осени изменяют свою окраску и становятся ярко-красными. Особенностью плодов является то, что они кажутся приклеенными к ветке. Не смотря на то, что ягодки выглядят очень аппетитно, есть их ни в коем случае нельзя, так как они сильно ядовиты! Впрочем, у волчьего лыка ядовиты все части растения. Даже маленькая капелька сока растения, попав на кожу или слизистую оболочку губ или глаз, вызывает раздражение. Поэтому постарайтесь не подходить к этому красивому кустику!

Разместил я в своём блокноте и это растение.

Называется оно белена. Беленой чаще отравляются дети. Цветёт она желтовато-белыми цветками с фиолетовыми прожилками. Плод представляет собой коробочку или кувшинчик, открывающийся шарообразной крышечкой. В коробочке содержится множество мелких тёмно-коричневых семян. Эти семена очень похожи на зернышки мака. Это и вводит в заблуждение неопытных ребят. Между тем, белена сигнализирует о своей ядовитости неприятным запахом.

Это растение называется дурман обыкновенный.

Дурман — достаточно красивое растение с крупными цветками и листьями. Плод дурмана – покрытая жёсткими шипами коробочка яйцевидной формы, содержащая большое количество мелких семян. Своё название дурман получил из-за того, что при отравлении этим растением возникает бред, фантастические галлюцинации, получившие в народе название «одурманивание». Растение очень ядовито.

Третью страничку своего блокнота я назвал «Опасные грибы». Она будет напоминать Кате и Никите, какие грибы ни в коем случае нельзя собирать.

Смертельно ядовита бледная поганка. У этого гриба зеленоватая шляпка, и белая ножка. Иногда он целиком белый. Но у бледной поганки есть несколько отличительных особенностей, помогающих распознать этот страшный гриб.

Во-первых, это беловатое кольцо в верхней части ножки, а во-вторых — белый разорванный мешочек в нижней части гриба. Ножка не прирастает к этому мешочку, она будто вставлена в него.

Опасными ядовитыми грибами, которые очень широко встречается в лесах, являются мухоморы. У мухомора красного шляпка красного цвета, а у пантерного — бурая, коричневатая. Шляпки этих грибов покрыты множеством белых выпуклых пятнышек. Ножки у зрелых грибов имеют небольшое утолщение в основании. Мякоть мухоморов обычно белая.

Ложные опята похожи на съедобные как по внешнему виду, таки по местам произрастания. Ложные опята также растут стайками на пнях, поваленных старых деревьях и возле них. Но отличия у ложных и съедобных опят есть. Главное отличие настоящего опенка от ложного – пленчатое кольцо (юбочка) на ножке по уровню нижнего края шляпки. Ни у одного вида ложных опят такого колечка нет! Кроме того,пластинки на оборотной стороне шляпки ложных опят желтые, зеленоватые, у старых грибов — серые или даже почти черные. У съедобных грибов пластинки под шляпкой кремово-бежевые либо светловато-желтые. И ещё одно отличие: съедобные опята пахнут приятно, как все съедобные грибы. Ложные опята издают неприятный запах плесени.

Но на всякий случай запомните такое правило: никогда не собирайте грибы, в съедобности которых хотя бы немного сомневаетесь.

Четвертая страничка моего блокнота называется «Безопасность при общении с животными».

Я уже говорил, что Катя и Никита летом поедут в детский оздоровительный лагерь. Он находится в лесу. В лесу не исключены встречи со змеями. Многие боятся змей, считая, что все они ядовиты. На самом деле ядовиты не все змеи. В нашей стране особенно распространена гадюка обыкновенная. Её можно узнать по зигзагообразной полосе на спине. Но змеисущества пугливые. Они просто так не нападают на человека. Могут укусить только с целью самозащиты. Поэтому, если соблюдать осторожность в лесу, встречи со змеёй не произойдет. Но если всё-таки змея укусила, нужно немедленно обратиться в больницу, где окажут необходимую помощь.

Но не только дикие животные могут быть опасны для человека. Нести угрозу может и встреча с домашними животными. Поэтому, даже при общении с домашними кошками и собаками нужно соблюдать правила безопасности.

Правила безопасности при общении с домашними кошками и собаками

Я надеюсь, что мой волшебный блокнот будет напоминать Кате и Никите о том, что некоторые природные явления, растения, грибы, дикие и домашние животные могут быть опасны. Надеюсь, что он поможет им избежать опасности, если они внимательно изучат все странички блокнота и будут выполнять все правила безопасности.

Источник