Праздник день первой рыбы

Первая рыба эксклюзив

Первая рыба

День первой рыбы – один из важнейших ритуальных праздников коренных жителей Камчатки, традиционно отмечаемых 12 июня. Суровые климатические условия воспитали у них чувство благодарности к природе и ее дарам. Для многих рыба была и остается основой жизни, ее до сих пор заготавливают впрок на всю зиму: вялят, сушат, заквашивают, солят, коптят. И очень важно, чтобы летний улов был удачным, богатым и прокормил весь следующий год.

А для этого нужно достойно, с почтением встретить первые косяки лосося и отдать дань уважения реке-кормилице.

Обряд начинается с плетения травяной косы, на которую крепятся рыбьи головы и жабры. Хвост косы опускается в реку, участники церемонии хватаются за ее начало и тянут против течения, всеми силами изображая, что делают это с огромным трудом, приговаривая: «Столько рыбы поймалось, еле можем справиться, идите сюда, помогите нам»! Очень хорошо, если за косу берется беременная женщина, это пророчит, что и роды у нее будут легкими, а будущий нерест окажется обильным.

Береговые коряки, живущие на побережье Карагинского залива между сёлами Ука и Тымлат, которых еще называют карагинцами, протащив косу по реке, приносят ее в дом и вешают на перекладину перед очагом.

А вот коренные народы, живущие на западном побережье Охотского моря, кроме рыбьих голов влетают в косу шерсть медведя, чтобы удвоить-утроить, а может быть и удесятерить, собственную силу и удачу.

В северной части корякского округа часть пойманной рыбы отваривают, отделяют мясо от костей, смешивают его с листьями тальника и карликовой березы, этой массой намазывают рот оставшейся свежей рыбы и под крики, имитирующие голоса чаек, отпускают ее обратно в воду. Все это делается опять же с одной целью – обеспечить удачный сезонный улов. Кстати косяки лосося ждут с нетерпением не только люди, но и медведи Камчатки. Для них это начало сытного периода года.

У аборигенов существует очень древняя легенда о том, что лосось, на самом деле некий подводный народ, живущий на дне моря, но активно помогающий нам, наземным жителям. Они регулярно выходят на поверхность в виде рыб, дабы нас с вами прокормить. Поэтому съев лосося, у местных жителей принято аккуратно собрать в платок все до единой косточки и чешуйки, и на закате опустить их обратно в море. Считается, что тогда глубоко в пучине, через некоторое время, возродится новый подводный человек, который станет… следующим лососем! А если забыть хоть одну косточку, то у морского жителя может не доставать пальца, в лучшем случае, а то ноги или головы.

Сегодня можно со снисхождением относиться к древним народным обрядам, но хорошо бы при этом не забывать, что строгое соблюдение этих правил помогало веками поддерживать природный баланс, беречь экологию края.

Читайте также:  Рыба голец это красная рыба или нет

Сегодня во время праздника на берегу моря устраиваются многочисленные концерты фольклорных групп, работают сувенирные ярмарки, варятся огромные чаны свежей ухи. Гости с удовольствием ею угощаются.

Ну а если появилось желание приобщиться к традиционному празднику первой рыбы – пусть даже на расстоянии, то приготовьте чуприк – национальное ительменское блюдо, рыбу, запеченную на костре. Нет костра? Воспользуйтесь духовкой или аэрогрилем!

Итак, с тушки лосося снять кожу, предварительно надрезав голову и вынув жабры. Шкурку промыть и замариновать на полчаса в растительном масле и любимых травах. Из рыбы вынуть кости, добавить к фаршу варенный рис и жаренные грибы, можно с репчатым луком. Начинить шкурку, выложить на противень или решетку, запечь. Ну и – с праздником первой рыбы в морях и океанах нашей огромной страны.

Источник



День первой рыбы на Камчатке

Для коренного населения Камчатки рыба — не просто еда, от обильной летней путины зависело выживание всего племени. Улов коптили, солили, вялили и кормились им до следующей весны. Для того, чтобы заманить лосося на нерест, вверх по течению рек совершались магические обряды, призванные обеспечить богатую добычу и сытную зиму. Песнями и танцами люди благодарили духов реки за щедрость. В последние годы национальный праздник «День первой рыбы» отмечают в Петропавловске-Камчатском 12 июня, вместе с Днем России.

Как проходит праздник

Постоянным местом проведения стала этнографическая площадка «В гостях у Кутха» на Озерновской косе Култучного озера неподалеку от города. Здесь стоят жилища каряков, пасутся олени, на берегу лежат лодки. Косит глазом грубо вырезанный из корявого пня ворон Кутх, создатель видимого мира.

Обряд начинается с того, что одетые в национальные костюмы женщины плетут из травы длинную косу, привязывая к ней оставшиеся с прошлого года рыбьи головы и хвосты. Работа сопровождается песнями с благодарностями добрым духам реки и просьбами о новых милостях. Под рокот бубнов готовый магический амулет одним концом бросают в воду, а за другой тянут всем племенем вверх по течению, старательно изображая, как же всем тяжело его удержать.

После того, как «улов» вытащен на берег, начинаются танцы. На столах расставлены блюда местной кухни — рыба во всех возможных видах, оленина, свежие лесные ягоды и мед. На сцене сменяют друг друга фольклорные ансамбли. Аналогичные гулянья проходят в этот день в Вилючинске, Елизово, поселке Палана, селе Эссо. На глади реки появляются первые всплески от идущего на нерест лосося. Значит магия подействовала, и люди зимой будут сыты.

Читайте также:  Калорийность риса запеченного с рыбой

Практическая информация

Адрес: Петропавловск-Камчатский, Култучное озеро, Озерновская коса. Координаты GPS: 53.027496, 158.642793.

Источник

Праздник день первой рыбы

С давних времен коренные народы Камчатки проводят обряд «Заманивания рыбы» в реки. Проводили его, когда в реках появлялась первая рыба. Официально этот праздник внесен в реестр краевых праздников и проводится 12 июня.

В этом году площадкой для проведения обрядового праздника «День первой рыбы» стала территория реки Микижи Елизовского района. В связи со сложной обстановкой по коронавирусу праздник прошел в формате онлайн-трансляции. Старейшины и знатоки традиционной культуры ительменского, корякского и чукотского народов рассказали об особенностях проведения обряда.

Массовая аудитория в этот раз наблюдала за действием в режиме прямой трансляции в инстаграм. Мастер-класс по изучению слов приветствий, названия рыб, провели знатоки, хранители алюторского языка. Интересный мастер-класс по ительменскому языку провела участница уроков ительменского языка. На языке древних жителей Камчатки гости странички КЦНТ в инстаграм учились называть части и формы тела рыбы.

Все действия, проведенные во время подготовки и проведения обрядов, были зафиксированы на видео — это процесс приготовления блюд, необходимых для проведения обряда, плетение травяной косички и сами обрядовые действия.

Представители ительменского народа провели подношение духу Воды. На «лодочку» из коры деревьев положили приготовленную обрядовую еду, которая состояла из ягод, трав, корешков. На ительменском языке были произнесены слова: «Дух воды, прими наши дары и наполни наши реки рыбой».

Весь процесс корякского обряда прошел на алюторском языке — языке нымыланов (береговых коряков). Старейшина сплела косичку-веревку из свежей травы, на которую закрепила хребет и голову рыбы. Затем бросила конец косички с частями рыбы в воду и потащила ее против течения воды, приговаривая при этом: «О, сколько рыбы! Ах, как тяжело тянуть! Вот всем нам хватит на зиму!»

Впервые в этом году был проведен обряд по традициям камчатских чукчей. Исполнительница обряда крутила целую рыбу по «солнцу» и говорила слова благодарности морю, реке, рыбе за то, что они благосклонны к людям и дают питание человеческому роду.

Обязательным был обряд благодарения духу Огня, который сделали все участники. После проведения обрядов на поляне звучали родовые мелодии, участники провели небольшой мастер-класс по танцам коренных народов. Все благодарили природу, реку, рыбу за дары, которые они дают людям.

Заключительными словами для всех участников онлайн-трансляции стали поздравления с Днем России! Наша страна — великая держава с богатой историей. Давайте вместе продолжать достойно создавать будущее России, с благодарностью помня свои традиции и с уверенностью глядя вперед. Поддерживая друг друга, веря в силу каждого и чувствуя себя одной могучей семьей, мы преодолеем любые преграды на пути развития родины и создадим свое будущее.

Читайте также:  Безынерционные катушки для крупной рыбы

Несмотря на сложное время, мы постарались сохранить проведение обрядов в сроки, которые установлены определенными правилами. Учреждение в период пандемии коронавируса перенесло свои мероприятия в интернет и в социальные сети.

Цель праздника — сохранение и популяризация локальных традиций аутентичной культуры коренных малочисленных народов; расширение представления о народных традициях; выявление интересного и перспективного опыта по сохранению объектов нематериального культурного наследия коренных малочисленных народов Севера.

Идея праздника – бережное отношение к природе и ее обитателям. Праздник учит гармоничному взаимоотношению с окружающей средой, рациональному ведению традиционной хозяйственной деятельности северян, связанной с рыболовством.

Источник

День первой рыбы

Как в национальном нанайском селе празднуют начало осенней путины

В маленьком национальном селе Омми Хабаровского края, расположенном на берегу одноимённой амурской протоки, насчитывается около трёхсот жителей, почти все — нанайцы. Основали село в 1959 году, чтобы переселить людей со стойбища, на месте которого начали строить целлюлозно-картонный комбинат. В короткие сроки в Омми возвели жилые дома, школу, клуб и другие здания для жизнеобеспечения сельчан, организовали колхоз. Колхозники занимались рыболовством, выращиванием овощей, разведением крупного рогатого скота.

В 90-е, как и в других мелких населённых пунктах, хозяйство пришло в упадок, большая часть трудоспособного населения осталась без работы. И как встарь, выжить сейчас помогает рыбалка — в первую очередь на красную рыбу. Поэтому приход первой кеты в воды Амура (обычно это случается в начале сентября) считается важнейшим событием в жизни села, в честь чего здесь устраивают большой праздник — День первой рыбы.

Первым делом проводится ритуал кормления духа воды — Тэму. Форма этого действа у коренных народов немного различается, но смысл всегда одинаковый — задобрить божество и заманить рыбу в реку, чтобы её хватило всем. Все участники обряда сначала проходят «Иличиори» — сквозь арку из ивовых веток, очистившись таким образом от злых духов. На берегу горит костёр, шаманы — нынче в их роли уже только артисты — исполняют ритуальный танец вокруг огня, стучат в бубен. Произносится молитва-заклинание: «Гэ, Тэму! Баро, синду бурипу! Индадоси-да дава почивани дёлолайпо! Бубнэ улэнди ботаоно! Эди кочалио!» Это обращение к хозяину водной стихии Тэму, с нанайского оно переводится как «Мы даём тебе угощение, получай! И твоей собаке тоже! Помоги хорошо промышлять, не мешай!» В этот раз ведущая, произносившая эти слова, попросила духов избавить всех людей от современной напасти — коронавируса.

Источник