Представления о природе эмоций



Природа эмоций человека

Эмоции человека — это психический процесс средней продолжительности, индивидуальная реакция, на происходящие разного рода ситуации вокруг нас. Наша отличительная черта от всех других существ населяющих планету. Профессор, психолог, специалист в области психологии эмоций Пол Экман, вывел несколько самых распространенных и схожих по мимике лица эмоций, у многих наций, в не зависимости от возраста и воспитания. Радость, грусть, отвращение, удивление, гнев и страх.
У каждой нации своя культура. Например японский и китайский этнос, более эмоциональный и распознаваемый по мимике лица. У корейцев принято контролировать и подавлять большинство эмоций, в отличие от представителей других национальностей.
Надменное лицо Англичан может скрывать радость или любовь, которое не принято демонстрировать в обществе. А у людей японской национальности, улыбка может показывать презрение и даже ярость.

Впервые связь между эмоциями и переживаниями установил, древнегреческий мыслитель Аристотель. Эмоции были названы основой души, но без четкой классификации. Прорыв в этой области связан с именем Чарлза Дарвина, который дал начало изучениям человеческих эмоций. Некоторые его труды и по сей день остаются актуальными.

Эмоции человека тесно связаны с мышцами

В момент выражения эмоций у человека только за мимику лица отвечают 17 активных мышц. Мышцы шеи, поворачивающие голову в разных плоскостях. Наконец, эмоции человек выражает всем телом, руками, изменением позы, учащением дыхания.

В лобной части головы находится сознательно ассоциативная часть мозга, так называемая САМ. Ученые изучающие нейрофизиологию мозга, выявили, что со 100% осознанностью человек живет всего лишь 5% своей жизни. Все остальное время он выживает опираясь на свои инстинкты.

Наш мозг контролирует мышцы подавая им сигналы, когда вы испытываете различные эмоции, подача кровотока меняется в большую или меньшую сторону. Например если вам сказали плохую новость, сосуды сужаются, кровоток уменьшается, мышцы ослабевают и расслабляются, непроизвольно мы приседаем. Думая о позитивных и вызывающих радость вещах, сосуды расширяются, мышцы приходят в тонус, в этом случае мы готовы свернуть горы.

Эмоции заразительны

Например: клоун, может заразить смехом. Набор вспомогательных приемов, его грим и образ помогают в этом, подчеркивая и выделяя каждое движение мимики лица. Хороший клоун, своим выступлением «зомбирует» и держит публику, если этого не делать, то тогда ему нет смысла выходить на сцену.
Но не обязательно быть клоуном, чтобы заставить людей сопереживать, лучше всего заражению эмоциями поддается толпа.

Смех в толпе очень заразителен. Люди глядя друг на друга, заражаются смехом быстрее и перестают думать о том, что их могут высмеивать. Становятся непринужденными и поддаются эмоциям как маленькие дети очень легко. Через некоторое время даже самый серьезный человек обязательно засмеется вместе со всеми.

Управление людьми с помощью эмоций одно из самых сильных и эффективных средств манипулирования.
Многие государственные лидеры и великие ораторы, очень легко могли управлять массами благодаря передаваемым эмоциям.
Демосфен противник Александра Македонского мастерски мог заставить толпу ликовать, рыдать или негодовать, во многом из-за собственной эмоциональности. Подобным умением также отличались Гай Юлий цезарь, Наполеон, Маршал Жуков и Фидель Кастро.
Адольф Гитлер был одним из сильнейших манипуляторов, не смотря на примитивный смысл большинства его речей. Очень эмоциональный характер Гитлера, был просто заразителен, и он мог легко направлять эти эмоции на толпу в свою пользу.

При этом, природа эмоций человека, различается по своим социальным функциям. Например: гнев, любовь, заинтересованность, призрение направлены на окружающих и служат формой взаимодействия человека с его социальной средой. Другие, такие как ужас или печаль имеют более индивидуальный характер, естественная реакция на происходящее с человеком.

Умение управлять эмоциями

От умения управлять своими эмоциями или манипулировать чувствами других людей, может зависеть многое, даже жизнь.
Не случайно, секретные агенты работающие в спец. службах проходят многолетние тренировки. Курс направлен на выработку способности сдерживать или подавлять свои эмоции. Умение мгновенно переключать и показывать вместо этого фальшивые эмоции, не раз спасало офицеров разведки, работающих под прикрытием. Ведь мимика человека, универсальный язык.

Умение сдерживать эмоции, важно для агентов, заражать эмоциями для артистов и политических лидеров. Но главное не бояться их испытывать, ведь эмоции это универсальный язык человечества. Широкая эмоциональная палитра отличает нас от других живых существ, что по сути и делает нас людьми.

Источник

Природа возникновения эмоций: теории и концепции

Данная теория эмоций базируется на известной концепции Чарльза Дарвина. Постепенно возрастание присутствует во всем. Она свойственна и природе эмоций, а не только животному миру. Согласно этой концепции, возникновение эмоций обусловлено выходом человека на качественно иной уровень развития. Этот уровень и определяет его дальнейшее развитие. Эмоции помогают индивиду выражать свои чувства, эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, добиваться поставленных целей. Мы все живем в обществе и для того, чтобы чувствовать себя востребованными, нам постоянно необходимо взаимодействовать с представителями своего вида. Эволюционная концепция настаивает на том, что эмоции человека развивались постепенно, с течением времени, начиная от низших уровней и заканчивая более высокими. Данная теория основывается на концепции о том, что чувства отдельно взятой личности развиваются с годами. То есть, взрослый человек способен испытывать целую гамму эмоций разной степени и может распознавать у самого себя самые разные чувства. Дети же зачастую не могут объяснить себе, что с ними происходит, они не умеют управлять собственным эмоциональным состоянием и потому оказываются ведомыми чувствами.

Рудиментарная теория

Данная психологическая теория эмоций по-своему тоже достаточно интересна. Рудиментарная концепция направлена на анализ чувств с точки зрения развития общественного сознания. Она рассматривает возникновение эмоций как поведенческую реакцию, сформировавшуюся под влиянием элементарных инстинктов. Аффективные реакции обусловлены природой, их практически невозможно контролировать внешними усилиями. Рудиментарная теория говорит о том, что эмоции появились у человека под влиянием аффективных реакций, то есть были заложены изначально. Аффективные реакции, в свою очередь, рассматриваются как остаточные явления, данные нам самой природой. Они свидетельствуют о неразрывной связи человека с животными. У каждого живого существа наблюдается целый комплекс реакций на те или иные раздражители, и люди никак здесь не являются исключением.

Психоаналитическая теория

Психоаналитическая теория эмоций получила широкое распространение благодаря исследовательским работам Зигмунда Фрейда. Данная концепция рассматривает феномен возникновения эмоций через призму психологической составляющей. То есть, человек тратит определенное количество энергии, чтобы воспринимать информацию, происходящие события или взаимодействовать с разными людьми. Психологическая составляющая здесь очень важна, поскольку затрагивает чувства человека, помогает ему понимать себя и окружающий мир. Она позволяет отслеживать реакцию людей и свою собственную на сказанные слова или совершенные поступки. Психологическая теория рассматривает эмоции как неотъемлемую составляющую обыденной жизни. Без эмоций человек не смог бы полноценно существовать и развиваться. Лишь прибегнув к психоанализу, можно попытаться объяснить некоторые поступки людей и их индивидуальные особенности поведения. Анализ чувств позволяет вовремя обнаружить насущную проблему, которая и создает трудные ситуации.
Большая роль в определении эмоциональной составляющей принадлежит бессознательному. Зигмунд Фрейд, говоря о теории бессознательного, отмечал необходимость заглядывать за рамки собственных возможностей. По его мнению, любые психологические затруднения базируются на нерешенных проблемах прошлого. Только обратившись к своим истокам, можно на самом деле победить страхи, сомнения, неуверенность и иные психологические сложности. Человек содержит в себе большой потенциал, но не может использовать его в полной мере по причине существования сдерживающих факторов. Что относится к таким факторам? Неуверенность в себе, страх показаться глупым, боязнь нового, другие поведенческие реакции.

Читайте также:  Красиво петь от природы

Двухфакторная теория

Ее основателем является ученый Стенли Шехтер. Он разработал учение о том, что эмоция человека имеет две основные оставляющие, которые, по сути, и управляют сферой чувств: физиологическое возбуждение и когнитивная интерпретация. Первый компонент, как правило, обусловливает второй. Говоря иными словами, вначале мы поддаемся какой-то реакции, возникающей в недрах нашего бессознательного, а затем пытается головой домыслить и объяснить себе то, что же на самом деле произошло. С помощью когнитивного компонента человек может делать конкретные выводы, приходить к сложным умозаключениям, совершать открытия. Психологическая направленность теории эмоций говорит о том, что индивид обычно пропускает через себя все происходящие с ним события. Эмоциональные переживания имеют глубокий смысл: они позволяют выйти на совершенно новый уровень понимания сути вещей. Не всегда человек может себе сознательно что-то объяснить, и вот тогда возникает проблема: начинается внутриличностный конфликт, поскольку чувства продолжают им управлять.

Потребностно-информационная теория

Автором этой теории является отечественный ученый Павел Васильевич Симонов. Он исследовал проблему взаимосвязи эмоций с психологическими факторами и выявил между ними тесную закономерность. В чем она выражается? Дело в том, что в каждом человеке заложена потребность к познанию окружающего мира, а также к самопознанию. Стремление обладать информацией обусловлено природой человека и его индивидуальными потребностями. Изучая что-либо, личность испытывает определенные чувства, именно они и побуждают его развиваться дальше, узнавать что-то новое. Эмоции позволяют быстро и легко усваивать сложную информацию. Теория доказывает, что если знание прошло через эмоциональную сферу, то оно уже не забудется. Все, что человек переживает посредством своих чувств, остается с ним.

Теория когнитивного диссонанса

Теории эмоций были бы неполными без этой замечательной концепции. Основателем ее является Леон Фестингер. Согласно данной концепции, во все, чем человек занимается, он вкладывает свои чувства. Положительные чувства подкрепляют веру в себя, а отрицательные помогают добиваться своих целей вопреки сложившимся обстоятельствам. Теория когнитивного диссонанса показывает, что когда возникает некое несоответствие между чувствами и реальностью, то человек старается усовершенствовать условия, при которых он мог бы себя чувствовать более комфортно. Возникновение чувств здесь связано с негативным фактором, хотя это и ведет к развитию. Данная теория раскрывает психологические особенности личности, выявляет уровень ее потребностей и реакций.
Таким образом, говоря о теориях возникновения эмоций, важно помнить о том, что каждая концепция заслуживает уважения. У всякой концепции имеется свое, неоспоримое право на существование. Выбор личности в повседневной реальности заключается в том, чтобы придерживаться одной из теорий возникновения эмоций, отвергая при этом другие, или признавать существование всех концепций сразу. Все потому, что каждый человек имеет право на собственное мнение и свою собственную реальность, в которой он живет постоянно. Психологические аспекты каждой концепции относительно сферы чувств можно назвать правильными, поскольку они затрагивают разные составляющие одного сложного вопроса.

Источник

Природа эмоций

Солнечное Сплетение — мощный мотор и Центр Осознанности.

В определенном Центре создается частота биохимической эмоциональной волны, а неопределенный Центр не имеет генетически встроенной системы проживания этой химии, поэтому впитывает и отражает эмоции других людей.

Потенциал человека с определенным Эмоциональным Центром очень высок. В нем заключена способность с высокой точностью осознавать и эмоционально принимать свои желания и потребности, умение не сопротивляться правильному выбору, идущему из самых глубин осознанности. Если у вас определен Центр Солнечного Сплетения, то хотите вы или нет, именно эмоции будут вас вести по жизни.

Эмоциональное напряжение — это то, что достаточно сложно игнорировать и не замечать. Оно появляется, когда вы задвигаете себя, свою внутреннюю правду «на задворки». Эмоциональный шум несет в себе мощный негативный посыл: подавленность, отрицание себя и своей переменчивой природы.

Но в то же время такое напряжение — это крик о помощи. Цепляясь за положительные эмоциональные состояния, все равно приходит время болезненно спускаться вниз. И такой серфинг губителен, ведь истинная природа эмоций: подъем, спад, подъем, спад. И их постоянство в изменении.

Даже те люди, которые понимают, что волна двигается, не прекращаясь, которые осознают, что им нужно время, чтобы замедлиться, дать эмоциям созреть и утвердиться во мнении перед тем, как выражать его —даже такие люди страдают от того, что не в силах изменить сложившийся жизненный уклад. Им сложно пойти против голоса чужих мнений, против того, что «правильно».

Невыраженные эмоции приводят к подавленности и реальным физическим заболеваниям: болезням почек, предстательной и поджелудочной железы, легких и нервной системы. А не выражены, не наполнены такие эмоции тогда, когда они остаются без внимания, когда человек не принимает свои эмоциональные биоритмы. Стремиться наполниться эмоционально — это естественно, так же как естественен сперва рост и подъем, а затем спуск и обнуление.

Определенный Эмоциональный Центр побуждает человека быть нелогичным, и по меркам ума не совсем «в себе». В современном мире люди порицают нервозность, а ведь она говорит о естественной, природной потребности человека не торопиться и дать себе время. Вместо этого определенные Эмоционалы часто ищут ответ в терминах, знакомых с детства. Например, «я нервный потому, что сосед слишком громко слушает музыку», «меня все бесит, потому что на улице отвратительная погода» и т.д.

Эмоционально открытые люди — это зеркала, которые отражают эмоции, приходящие к ним извне. По своей природе они нейтральны, при этом ловят и усиливают те волны, которые доходят до них от определенных Эмоционалов. И у них нет выбора, они не могут отказаться принимать «сигнал». Им приходится работать на нездоровой для себя частоте, даже если при этом они будут выдавать вовне только шипение и треск. Этого невозможно избежать, потому что чужие эмоции они принимают, как что-то свое, родное и отождествляются с ними. Но им важно помнить, что это — чужая боль, которую они сами и усилили.

Читайте также:  Природа дает человеку сырье для промышленности

В целом, понимать механику Эмоционального Центра, открытого или определенного, полезно каждому человеку.

Определенные Центры обуславливают неопределенные и в них встречаются с самим собой. Каким будет ваше отражение зависит от вашей собственной корректности. Неопределенные Центры, попадая под влияние Определенных, сонастраиваются с ними и на себе ощущают красоту различных видов волн.

В целом, Эмоционалы несут в мир в большинстве своем искаженную и расстроенную частоту эмоциональной волны. Все мы на грани взрыва. Взять хотя бы автомобилистов в пробке — их эмоциональный фон крайне раздражителен и чем-то напоминает поле боя. Люди, ощущая безысходность и серость в падении эмоций, готовы «съесть» друг друга, был бы на это повод. Но вместо этого нужно замедлиться, оставить это вовлечение и просто переждать падение.

Ключ принятия корректных решения для Эмоционалов — ждать ясности. До тех пор, пока эмоции влияют на ваши ощущения, решение не может быть корректным. Только тогда, когда у вас больше нет сомнений относительно правильности выбора, тогда он может быть сделан.

Ключ ухода от неправильных решений для неопределенных Эмоциональных Центров — не принимать никаких решений, основываясь на эмоциональном состоянии. Оно может быть бодрым и радужным или отталкивающим и безнадежным — в обоих случаях не вы источник эмоций. Вы забрались на чужую «волну» и просто сидите на ней, но это временно.

Источник

О природе эмоций

Понять как работает человеческий мозг невозможно если не дать внятного ответа на вопрос: что такое эмоции. Предлагаю концепцию, отличную от всех классических представлений, но позволяющую построить исчерпывающую объясняющую модель. В рамках этой модели удается дать объяснение гармонии, красоте и юмору.

В свое время я написал статьи «Эмоции у человека и лампочки у робота» и «Эмоциональный компьютер». Там я попытался описать идеи адаптивного управления, свойственные реальному мозгу. Повторю основную идею.
Кажется вполне очевидным, что ощущения, эмоции и состояние «хорошо – плохо» должны быть связаны с поведением человека. Какова эта связь? Наверно, любой, кто имеет отношение к технике, с ходу увидит в ощущениях и эмоциях управляющие сигналы. Вполне очевидно связать часть этих сигналов с побуждением к определенным действиям. Так же очевидно связать другую часть с информированием о достижении результата. Естественным образом находится место для отрицательных эмоций – это информация, что что-то не так и надо исправлять ситуацию, и для положительных – это информация, что результат успешно достигнут. Сразу оказывается очевидным место памяти – она хранит знания о прошлом опыте и позволяет выбрать наиболее адекватный путь. Если прошлого опыта нет, то можно ввести механизм планирования, который позволит смоделировать будущее и определит поведение. Стимула для поведения оказывается два – это снятие негативных эмоций и ощущений в настоящем и достижение положительных эмоций и ощущений в планируемом будущем.


Рисунок 1. «Классическая» схема формирования поступка

В «классической» конструкции (рисунок 1) все достаточно очевидно. Главные принципы:
• Эмоции, существующие или прогнозируемые, создают мотивацию к действиям.
• Мотивация диктует требуемый результат.
• Поступки планируются с целью достижения результата, предписанного мотивацией.
• Результат сравнивается с планом, о рассогласовании сигнализируют негативные эмоции, а об успехе положительные. И то и другое ведет к корректировке мотивации.
• Достигнутые результаты, как успешные, так и нет, откладываются в памяти, чтобы использовать этот опыт в дальнейшем.

Эта схема может варьироваться в деталях и встречаться в разных трактовках. Неизменным остается одно – «руководящая и направляющая» роль эмоций, создающих мотивацию. И действительно, в нашей жизни мы постоянно убеждаемся, что эмоции и ощущения зачастую предшествуют нашим поступкам. Замечательность «классической» схемы в том, что она абсолютно естественно ложится на бытовое представление о побуждающих нас к действиям причинах. Эта схема — бальзам на душу тех, кто всегда интуитивно чувствовал, как оно все происходит, и хотел это формализовать. Эта схема настолько очевидна, что ее появление и развитие было абсолютно неизбежно. В любой ситуации есть простое, понятное всем неправильное решение. В действительности все происходит совсем не так. Причем, как это часто бывает с очевидными на первый взгляд утверждениями, ошибка кроется в самом главном базовом утверждении.

«После этого, следовательно, вследствие этого» (лат. post hoc ergo propter hoc) — логическая уловка, при которой причинно-следственная связь отождествляется с хронологической, временной.

«После значит вследствие» — именно эта логическая ловушка направила сторонников «классической» модели по ложному пути. Наблюдение того, что часто эмоции предшествуют поступкам, заставило предположить, что именно эмоции и есть их непосредственная причина. Так вот как раз это утверждение и ошибочно. А именно на нем строится вся «очевидная модель». Тогда как же на самом деле? Давайте разберемся.

Предположение, что «эмоции толкают к поступкам», заставляет с неизбежностью построить «классическую» модель. В ней каждый элемент далеко не случаен, а диктуется необходимостью добиться соответствия с тем, что наблюдается в реальности. Однако решимся на смелый шаг и откажемся от тезиса «эмоции толкают», будем исходить из того, что эмоции и ощущения только оценивают происходящее, то есть изменение состояния «хорошо – плохо» напрямую никак не влияет на поведение. Так вот, оказывается, что и в этом случае возникает вполне логичная модель.


Рисунок 2. Предлагаемая схема формирования поступка

Эта модель работает так:
• Изначально все действия – это следствие безусловных рефлексов.
• Все происходящее с нами оценивается ощущениями. Эта оценка носит рефлекторный характер и определяется состоянием сенсоров.
• Общий смысл происходящего оценивается эмоциями.
• Ощущения и эмоции формируют состояние «хорошо – плохо».
• Каждое действие, которое ведет к изменению состояния «хорошо — плохо», фиксируется памятью. Запоминается:
o «Картина» того, что происходило.
o Совершенное в этих обстоятельствах действие.
o К какому изменению состояния «хорошо – плохо» это привело.
• По мере накопления опыта память начинает «брать на себя управление». Когда узнается уже встречавшаяся ранее ситуация, память заставляет сделать действие, которое раньше вело к положительному изменению состояния «хорошо – плохо», и блокирует поступки, которые запомнились как ухудшающие это состояние.
• Сила, с которой отдельное воспоминание влияет на совершение или не совершение поступка, зависит от запомненной степени изменения состояния «хорошо – плохо».
• Управляющие воздействия от различных воспоминаний, относящихся к аналогичным ситуациям, складываются между собой.
• В каждый момент автоматически совершается действие, которое, исходя из нашего опыта, сулит максимально возможное улучшение состояния «хорошо – плохо».
• Новый опыт, как только он приобретен, начинает участвовать в формировании поведения.
Принципиальное отличие от «классической» схемы в том, что только безусловные рефлексы и память определяют текущий поступок. Этот поступок «неизбежен» в сложившихся обстоятельствах и не зависит напрямую от нашей оценки происходящего. Оценка важна только для приобретения нового опыта. Если в «классической» схеме эмоции побуждают к действиям, то в нашей модели, как, собственно, и в жизни, текущее действие от них никак не зависит. На первый взгляд это, возможно, не покажется очевидным. Причина понятна. Если миллионы наших поступков совершаются на фоне эмоций, то невольно формируется представление о причинно-следственной связи. Еще раз повторю: «после того не значит вследствие того». Если долго смотреть телевизор, то может сложиться впечатление, что погодой управляют синоптики.

Читайте также:  Сообщение о роли растений в природе для человека

Описанная идея – это обучение с подкреплением, где в роли аппарата подкрепления выступают эмоции и оценки ощущений. Единственное, что делают эмоции и оценки ощущений – это влияют на наше состояние «хорошо – плохо».

Теперь попробуем сформулировать «очевидные» постулаты, которые гласно или негласно лежат в основе «классического» понимания эмоций:
• Эмоции человека разнообразны и достаточно сложны. Сложность эмоций – результат эволюции. Каждая из эмоций сформировалась в процессе естественного отбора, неся за собой определенную целесообразность.
• Ребенок рождается с генетически предопределенным набором основных эмоций, которые более-менее едины для всех людей.
• Эмоции ребенка требуют формирования. Проходя определенные этапы развития, ребенок учится применять заложенные в него от природы эмоции.

В той или иной мере эти утверждения составляют основу всех психологических теорий. Эти утверждения кажутся вполне логичным следствием эволюционной теории. И действительно, за каждой эмоцией можно разглядеть то, какую целесообразность она привносит в поведение. А мы привыкли, что все целесообразное — результат естественного отбора. Но нас, современных людей, от обезьян отделяет всего несколько миллионов лет, а от наших достаточно диких предков, не умевших говорить, и того меньше, всего-то какие-то десятки тысяч. И то и другое по меркам природы — мгновенье. Как такая сложная система человеческих эмоций могла возникнуть в столь ничтожный срок? Так вот, то, от чего нам придется отказаться, – это от представления, что эмоции есть результат эволюции и наследуются нами через геном. А как же тогда? Чтобы ответить на этот вопрос, надо ответить на другой, пожалуй, главный вопрос. Так что же все-таки такое эмоции?
Наша память фиксирует все, что с нами происходит, с учетом того, какое состояние «хорошо – плохо» этому соответствует. Когда впоследствии нам встречаются знакомые признаки, они не только влияют на поступки, но и вызывают состояние «хорошо», если связаны с «хорошими» воспоминаниями, и состояние «плохо», если связаны с «плохими». По сути это и есть то, что мы называем предвкушением и страхом. При этом мы запоминаем не только «хорошо» или «плохо», вызванное ощущениями, но и «хорошо» и «плохо», вызванное предвкушением и страхом, а еще и страхом страха и предвкушением предвкушения и так далее. Так вот, все положительные эмоции – это либо предвкушения приятных ощущений, либо предвкушения предвкушений, а все отрицательные – либо страхи неприятных ощущений, либо страхи других страхов. То есть все эмоции – это не заложенные природой оценки, а исключительно результат нашего опыта. То есть ребенок рождается только с рефлексами, ощущениями и способностью к оценке ощущений, все остальное – это результат формирования памяти, в которой создается сложный комплекс предвкушений и страхов.

В основе здания эмоций лежат оценки ощущений, которые на первом этапе порождают первичные эмоции, которые, в свою очередь, порождают последующие, вторичные. Первичные эмоции – это страхи и предвкушения оценки ощущений, вторичные – страхи и предвкушения первичных эмоций.

Надо расстаться с мыслью о том, что эмоции наследуются. Все то многообразие эмоций, что мы наблюдаем, – это неизбежное следствие развития ребенка, подростка, человека в свойственной ему природной и социальной среде. Каждый ребенок заново, с нуля, создает для себя все существующие эмоции. Нет эмоций, возникших в результате естественного отбора. Нет никаких особых эмоциональных структур. Есть только память и ее способность влиять на состояние «хорошо – плохо». Любая эмоция – это страх или предвкушение чего-либо, что с нами уже происходило реально или в наших фантазиях. Каждое воспоминание несет в себе информацию о каком-либо страхе или предвкушении.

То есть, если что-то доставило нам удовольствие, то все признаки, которые при этом присутствовали, будут вызывать у нас впоследствии состояние «хорошо». И наоборот, то, что сделало нам «плохо», заставит нас бояться его признаков.
Многообразие всех воспоминаний создает совокупность всех страхов и предвкушений. В этой совокупности проявляются статистически устойчивые реакции на ситуации, объединенные общим смыслом. Эти устойчивые и схожие для всех людей реакции обычно и имеют в виду, когда говорят о конкретных эмоциях.

Джон Уотсон совместно с Розалией Рейнер еще в 1920 году провели замечательные наблюдения, которые вошли в историю как «случай маленького Альберта». Экспериментаторы проследили формирование эмоции страха у 11-месячного младенца. До начала опытов ребенок был совершенно безразличен к белым мышам. Во время опытов Альберту показывали белых мышей и одновременно громко стучали за его спиной молотком по железной полосе, что вызывало плач у ребенка. Вскоре ученые добились того, что Альберт начинал плакать лишь только завидев белых мышей. Более того, оказалось, что страх малыша стал распространяться на белые предметы вообще – белые листы бумаги, белого кролика, белую шубу. Собственно, это хорошая иллюстрация того, как опыт переживания состояния «плохо», вызванного громкими звуками, переносится на сопутствующие признаки. И уже эти признаки сами становятся причиной появления эмоции страха.

Если копнуть глубже, то оказывается, что все человеческие эмоции можно объяснить через формирование статистических обобщений опыта оценки происходящего. Более того удалось дать исчерпывающее объяснение для любви, гармонии, красоты и юмора, поверить, так сказать, алгеброй гармонию.

Я не рассчитываю, что эта статья будет сильно убедительной. Для стройного и доказательного изложения мне понадобилось написать целую книгу. Если кого-то заинтересует разобраться в этом подробнее, то книга называется «Цветные эмоции холодного разума» (Алексей Редозубов). Скачать ее можно здесь.

Источник