Презентация философское понимание природы



Философское понимание природы

Суть жизненной проблемы в философии. Изучение природы как естественной основы существования и развития общества. Представители школы атомистов. Основные положения пантеистического мировоззрения Бруно. Жизнь как неотъемлемое свойство природного бытия.

Подобные документы

Основы и особенности мифологического, религиозного и философского мировоззрения. Взаимосвязь развития духовных отношений и развития общества. Человеческая деятельность как специфический способ существования социального. Понятие социальной философии.

шпаргалка, добавлен 15.04.2014

Природа как совокупность естественных условий существования человека и общества. Философские проблемы единства человека и природы. Неразрывность развития окружающей среды, человека и общества. Прогноз перехода биосферы в сферу разума — ноосферу.

доклад, добавлен 21.12.2009

Определение понятия философии. Исследование общественно-исторической природы мировоззрения. Характеристика ортодоксальных и неортодоксальных школ древнеиндийской философии. Анализ принципа глобального эволюционизма. Изучение особенностей синергетики.

курс лекций, добавлен 30.03.2015

Основные черты античной философии. Ксенофан как основатель элейской школы. Суть знаменитой идеи сократической «майевтики». Проблема идеального в философии Платона. Определение стоицизма, скептицизма, эпикуреизма и неоплатонизма. Основание школы атомистов.

реферат, добавлен 17.01.2010

Понятие мировоззрения, его структура и основные типы. Существенные этапы развития философской мысли. Характеристика категории бытия в истории философии. Анализ проблемы субъекта и объекта познания. Исследование культуры и духовной жизни общества.

курс лекций, добавлен 01.09.2017

Изучение истории зарождения и развития философского течения экзистенциализма (существования). Его основные положения и представители. Философская концепция Ж.-П. Сартра и А. Камю. Иррационализм Г. Марселя и экзистенциальная философия К. Ясперса.

реферат, добавлен 05.12.2014

Проблема природы и разума в философии восточных перипатетиков. Естествознание и учение Фараби о «Первопричине». Понятия природы и разума в суфизме. Аристотелевские представления о мире, природе и космосе. Кордовское решение проблемы природы и разума.

автореферат, добавлен 25.02.2018

Понимание бытия в истории философии, его особенности в философской системе Гегеля. Закономерности развития конкретной специфической разновидности бытия. Понятие материи, основные формы движения. Рассмотрение проблемы человека в истории философии.

контрольная работа, добавлен 26.04.2015

Суть пантеистической натурфилософии Дж. Бруно, основания для его ареста инквизицией, смысл обвинений. Развитие идей о бесконечности природы и множественности миров. Опасность введения в религию идеи прогресса и распространения концепции гелиоцентризма.

реферат, добавлен 22.12.2015

Общие представления о философии Джордано Бруно. Специфический поэтический пантеизм Бруно, основанный на достижениях естественнонаучного знания. Задачи философии в связи с учением Джордано Бруно. Представление о единой бесконечной простой субстанции.

Источник

Философское понимание природы.

Выражение «дикая природа» означает, что к этой части природной среды ещё не прикоснулась рука деятельности человека, не ступала его нога.

Выделившись когда-то из природного («дикого») мира, человек волею своей судьбы оказался быть обречённым на присутствие и существование в нём.

И.Гёте так писал об этом: «Окружённые и охваченные ею, мы не можем ни выйти из неё, ни глубже в неё проникнуть. Непрошенная, нежданная, захватывает она нас в вихрь своей пляски и несётся с нами, пока, утомлённые, мы не выпадаем из рук её». Все люди, подчёркивал немецкий мыслитель, находятся внутри её, а она пребывает в каждом из нас.

Известный немецкий философ Л.Фейербах писал: «Мы живём, действуем и существуем в природе, она есть то, что охватывает человека; она есть то, через отнятие чего у человека отнимается и его бытие; она есть то, благодаря чему он существует, от чего он зависит во всех своих действиях, в каждом своём шаге».

Понятие природы традиционно присутствует в истории философской мысли.

Античная философия Платонрассматривал природу как мать-кормилицу, причину возникновения человека. Естественная гармония природы вызывала у него восхищение и желание подражать ей. Человек и природа мыслились как единое, гармонически взаимосвязанное целое. Идеалом общества было стремление жить в согласии с природой, познать её, использовать её в качестве объекта наблюдения;
Философия Средних веков религиозно-философское восприятие природы как реальности, созданной в ходе творческого божественного акта. Природа и сам человек рассматривались как творения Божьи. Человек, как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделённый бессмертной душой, начинает противопоставляться «низкой» греховной природе. Природа и человек противопоставляются, человек возвеличивается над природой. Падает и не поощряется интерес к изучению материального мира;
Философия эпохи Возрождения появляются идеи бесконечности природы. Природа рассматривается как источник красоты, радости, вдохновения и противопоставляется разрушающей, порочной цивилизации. Раздаются призывы вернуться назад, к природе, к «золотому веку» человечества, подражать совершенству природы;
Философия Нового времени утверждается научное понимание природы и в ряде наук (астрономия, механика, математика) формулируются её законы. Формируется новый тип взаимоотношения человека и природы. Его центральная идея – человек должен покорить природу, овладеть ею, стать господином. В науке главной задачей становится познание тайн и законов природы;
Немецкая классическая философия всё более утверждается идея развития, единства и многообразия природы (И.Кант, И.Гёте), идея единства человека и природы (Ч.Дарвин и др.)
Современная философия — опирается на современное естествознание, считая его своим традиционным, последовательным и надёжным союзником. Взгляд на природу как средство достижения каких-либо человеческих целей сохранялся до середины XXв. И лишь в конце века стала очевидной задача немедленно поиска разумного баланса в отношениях человека и природы, и философского осмысления взаимоотношений между ними.

2. Проблема жизни, её конечности и бесконечности в условиях Земли.

В целях познания природной среды как сложной динамической системы, с которой человек непосредственно соприкасается и взаимодействует, наука использует следующие понятия:

Географическая среда это растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли, та часть природы, которая оказалась вовлечённой в хозяйственную деятельность человека и активно используется им в своих целях. Она оказывает существенное влияние на самые различные стороны жизни общества и, прежде всего, на развитие материального производства. Она либо стимулирует развитие общества (наличие естественных коммуникаций в виде рек, морей), либо сковывает его (пустынные территории, труднопреодолимые горные массивы). Влияние конкретной географической среды на историческое развитие конкретного народа неоспоримо. Климат Древнего Египта в большей мере благоприятствовал первоначальному развитию там общественной жизни, чем климат Скандинавии, ибо требовал меньших затрат труда на изготовление жилищ и одежды, производство продуктов;
Окружающая среда это более широкое понятие, чем географическая среда. Оно включает в себя, помимо поверхности Земли и её недр, также часть Солнечной системы, попадаемой или могущей попасть в сферу деятельности человека. В структуре окружающей среды выделяют две составляющие: естественную и искусственную среду обитания. Под естественной средой обитания подразумевают неживую и живую части природы – геосферу и биосферу;
Биосфера это сфера действия всего живого,(«оболочка Земли, наполненная жизнью»), целостный взаимосвязанный организм, который охватывает надводный и подводный растительный и животный мир. Биосфера зародилась примерно 3-4 млрд. лет назад и представляет собой процессы, связанные с существованием белковых тел, носителей жизни как уникального явления Космоса. Компоненты биосферы: — литосфера ( с греч. – каменная оболочка) – верхняя твёрдая оболочка земного шара, в которую входит земная кора и верхняя часть мантии (расплавленного слоя внутри Земли): — создаёт твёрдую основу поверхности; — содержит в себе полезные ископаемые; — имеет особый органический слой – почву, создающую условия для жизни растительных организмов; — атмосфера – газопаровая оболочка вокруг Земли: — защищает Землю от влияния открытого Космоса; — предотвращает перегрев и переохлаждение Земли, создаёт благоприятный температурный режим; — содержит азот (около 80%) – вещество, которое входит в состав почти всех живых организмов, и кислород (около 20%) – вещество необходимое для дыхания и при соединении с водородом превращающееся в воду; — гидросфера – водная оболочка Земли. Вода покрывает около 70% земной поверхности: — благодаря ей осуществляется круговорот воды в природе, что способствует нормальному развитию и жизни растительных и животных организмов; — вода является составной частью растительных и животных организмов (80% организма человека составляет вода); — вода является средой обитания подводных растений и животных и рыб; — существует версия, что жизнь первоначально зародилась в воде и только затем перешла на сушу. Жизнь – это специфический способ бытия материального мира, существование органических тел на Земле. Для всего живого характерны следующие процессы:обмен веществ с окружающей средой, рост и размножение; наследственность; борьба организмов между собой; естественный отбор наиболее приспособленных к существованию; способность создавать порядок из хаоса. Большой вклад в изучение биосферы внесли Ж.Ламарк, Ч.Дарвин, А.И.Опарин, В.И.Вернадский и другие учёные. Жизнь – это постоянное обновление окружающего мира посредством неизбежной смерти, ухода в небытие. Смерть в природе уступает дорогу новой жизни, и тем самым она как бы «оправдывает» себя, своё право на существование.
Искусственная среда обитания «вторая природа» — всё то, что создано самим человеком: самые разнообразные предметы, а также выведенные в результате селекции и одомашнивания животные и растения. Это уже есть «очеловеченная» природа, которая существует по социальным законам. Одним из важнейших элементов «второй природы» является техносфера, которая включает многочисленные и разнообразные орудия труда, технику и машины, здания и др. С развитием общества роль данной среды для человека возрастает. Однако динамика роста объёмов искусственной среды обитания, её влияния на окружающую природу настораживают. Объём техномассы (всего созданного человеком за год) уже на порядок превышает биомассу (вес всех живых организмов);
«Ноосфера» «сфера разума» — термин был введён в оборот в XXв. (Э.Леруа, П.Тейяр де Шарден, В.И.Вернадский). Под ней понимается качественно новое состояние биосферы, результат деятельности человека, плод его знаний и труда. Она – закономерная ступень в развитии биосферы. Она постепенно превращает окружающий человека Космос в объект управляемого развития и открывает новые перспективы для существования человечества. На этом этапе потребности общества должны быть соизмеримы с возможностями гео — и биосферы. Биосфера и цивилизация должны представлять собой не разнородные и противоречивые части, а составляющие единого целого, одного организма, дополняющие и помогающие друг другу.
Читайте также:  Что такое цвет какова его природа

Природа и общество.

Несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, человечество является составной частью и продолжением эволюции природы. С нею общество неразрывно связано, и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, прежде всего – без окружающей человека среды.

Влияние природной среды на жизнь общества особенно наглядно выражено в сфере производства. Всё материальное производство, позволившее человеку выделиться из природы, базируется исключительно на том, что даёт природа. Полезные ископаемые, источники энергии, продукты труда – всё это взято человеком из природы.

В процессе производства природа используется человеком как предмет труда, объект его преобразовательной деятельности в интересах общества. Природные богатства служат естественной основой материального производства и жизни общества. Выйдя из природы, человечество уже не в состоянии существовать без продуктов труда, полученных в результате материального производства.

Поэтому природа – это естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует, и существовать не может. Даже в космосе, на космических орбитальных станциях, люди пользуются переработанными благами природы. В свою очередь, природа и космос в целом вполне могут существовать без человека, обходиться без его присутствия и деятельности. Так происходило многие миллиарды лет. Осмысление такой взаимосвязи, первопричины, зависимости общества от природы – насущная необходимость.

Зависимость материально производства и жизни общества от природы накладывает определённые ограничения на деятельность человека.

В последние годы популярным в нашем лексиконе стало слово «экология». В строгом смысле слова ЭКОЛОГИЯ – это наука, которая изучает сложные взаимоотношения живых организмов со средой обитания.

Организмы – это всё живое на нашей планете, а среда обитания – это то, что их непосредственно окружает и с чем они взаимодействуют, обмениваются веществами и энергией. Экология провозглашает принцип органического единства человека и природы как двух сторон мироздания. В этой науке имеются такие отрасли, как экология человека, социальная экология, глобальная экология и др.

Социальная экология исследует отношения в системе «общество – природа» и в настоящее время является актуальным и перспективным направлением научного познания. Социальная экология изучает также экологические проблемы, т.е. негативные последствия деятельности человека в окружающей среде.

Значение природы для человека и общества: природа – это наша мать («рождающее начало»): — в древней мифологии и философии выделялись те природные стихии (вода, земля, воздух, огонь, эфир), из которых якобы произошёл и состоит мир; — породив человеческий род в ходе своей эволюции, природа присутствует в каждом из нас в качестве биологической составляющей наших сущностных сил; — разрыв с природой всегда означает для человека смерть, ибо мы можем существовать лишь внутри природы, в её лоне. «Человек живёт природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть», — К.Маркс. -человек – органическая часть природы, и этот тезис является основой современной философии и науки.
природа – источник всех потребительских благ, «питающее начало»: — пища, одежда, жильё, энергия (водная, воздушная, атомная), полезные ископаемые – всё это получено человеком из природы. В этом смысле она представляет собой гигантскую мастерскую, пространство хозяйственной деятельности человека; — природа – источник физического здоровья для людей (солнце, свежий воздух, лес, вода и т.д.); — природа оказывает существенное влияние на образ жизни людей, размещение ими своих производительных сил и разделение общественного труда, перемещение народов, темпы развития орудий труда; — истощение природных ресурсов будет означать великую проблему и трагическую ситуацию для человеческого рода, лишение возможности существования для грядущих поколений людей.
природа выступает как объект эстетического созерцания и любования, наслаждения и вдохновения: -природа – гениальный художник, грандиозный храм и дивное зрелище в одном лице; — образ природы неизменно присутствует в художественной литературе, в живописи и других видах искусства; — общение с природой облагораживает человека, развивает в нём лучшие качества – чувство красоты, нежность и милосердие, фантазию, трудолюбие, заботливость.
Читайте также:  Что растет под соснами в природе

Природа – это исток человечества, естественное и необходимое условие его существования и развития, базисное основание общества как социокультурного организма. Она является общим Домом для человеческого рода, величайшей и непреходящей ценностью материального и духовного порядка.

Взаимоотношения между обществом и природой в рамках той или иной цивилизации имеют собственную специфику, особенности.

Собирательская (присваивающая) цивилизация: — самый ранний период в истории человечества, когда человек не столько изменял природу, сколько приспосабливался к ней, к её стихиям и капризам. Следы его деятельности были практически незаметны и носили локальный характер; — но человек уже обрёл первую власть над силами природы, сумел создать простейшие орудия труда, научился пользоваться огнём; — однако природа всё ещё воспринималась человеком как таинственная и часто враждебная сила, поэтому она была предметом обожествления и ритуального поклонения в мифологии и ранних религиях;
Аграрная (земледельческая) цивилизация: природа ещё противостояла человеку как внешняя и слепая сила; — космоцентризм требовал от человека жить в согласии и гармонии с природой. Считалось, что в этом и должна состоять подлинная мудрость человека; — но масштабы практической деятельности человека значительно расширились, появилось земледелие и скотоводство, торговля и ремесло как специальные виды занятий; — формировавшиеся научные знания увеличивали силу и уверенность человека, противопоставляли его окружающей природе как чему-то низшему, объекту практической деятельности; — в Средние века христианство уже провозгласило человека «царём» и «владыкой» на планете. Ему поручалось господствовать над рыбами и птицами, пресмыкающимися и прочими животными, которые населяют планету;
Промышленная (индустриальная) цивилизация: завершила процесс выхода человека из-под диктата Космоса, противопоставила его окружающей природе и обострила противоречия между ними. Этому способствовал дух антропоцентризма эпохи Возрождения с его идеей титанизма как якобы всесилия человека; — всё больше утверждалась претензия человека, как «венца» природы, на особость в мире и на его власть над природной средой. Титанизм развивал в человеке эгоизм и высокомерие, способствовал появлению амбициозных устремлений и проектов; — природа стала рассматриваться, прежде всего, как гигантская мастерская, а человек в ней представлял себя исключительно как умелого работника. Полагалось, что от природы не следует ждать милостей, и поэтому её надо подвергать настойчивому штурму; — формировалась психология покорения природы, а на саму природу стали смотреть лишь как на источник прибыли и практической пользы. В этой психологии проявил себя капитализм как новый способ хозяйственной деятельности человека, основанный на стремлении к получению выгоды, нередко любым путём; — в итоге сложился «системно – преобразовательный» тип природоиспользования, основанный на идеологии и психологии покорения природной среды;
Постиндустриальная цивилизация: — человек фактически противопоставил себя окружающей природе. Он оказался как бы вне и над ней, превратив её в объект насильственного и безграничного произвола и своекорыстного расчёта; — к такой ситуации привели бесконтрольное и хаотичное развитие хозяйственной деятельности, безудержная погоня за прибылью и комфортом существования, а также сама психология «пользования» природой; — произошло резкое превышение допустимой меры вмешательства человека в природу, что чревато катастрофическими последствиями; — позабыв о Боге, человек уверовал в то, что ему якобы «всё дозволено». Между человеком и природой возникло отчуждение, т.е. недоверие, вражда и пропасть; — природа со своей стороны «отомстила» человеку, преступившему рамки разумной меры. В итоге на планете разразился глобальный экологический кризис, который наряду с гонкой ядерных и иных вооружений стал самой большой опасностью и для Природы, и для самого Человека, источником тревог и мрачных умонастроений в общественном сознании. Оказалось, что за каждую победу человека над окружающей природой она «мстит» в форме тех или иных негативных последствий для своего покорителя.

Т.о., история взаимоотношений между обществом и природой свидетельствует о наличии отчётливой тенденции – нарастающей экспансии (вторжения) человека в природную среду. Человек стремится к неуклонному расширению масштабов своей деятельности и обретению тотальной (всеобъемлющей) власти над природой. Эта тенденция, если её не остановить, может принести с собой катастрофические последствия и для природы, и для человека.

Источник

🗊Презентация Философия природы

Философия природы, слайд №1Философия природы, слайд №2Философия природы, слайд №3Философия природы, слайд №4Философия природы, слайд №5Философия природы, слайд №6Философия природы, слайд №7Философия природы, слайд №8Философия природы, слайд №9Философия природы, слайд №10Философия природы, слайд №11Философия природы, слайд №12Философия природы, слайд №13Философия природы, слайд №14Философия природы, слайд №15

 Философия природы 1. Понятие природы в философии и естествознании 2. Эволюция представлений о природе в философии и науке. 3. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы 4. Понятие биосферы и ноосферы 5. Социально-экологическая стратегия природопользования

Слайд 1

 Понятие биосферы и ноосферы Биосфера – это совокупность живых организмов, обитающих в атмосфере, гидросфере и литосфере.

Слайд 2

 Понятие природы Природа – все сущее во всем многообразии его свойств. В этом значении она синоним Вселенной, материи, бытию. Объективной реальности. Природа как объект естествознания выражает общее понятие об объекте со стороны того или иного конкретного предмета изучения (пространство, время, причинность, движение и т.п.) Природа как совокупность естественных условий существования человека.

Слайд 3

 Понимание природы в истории философии Античность. Природа – средоточие совер-шенства, логоса; мерило мудрости, эталон организации. Средние века. Природа –воплощение мате-риального начала, низ, где все преходяще и изменчиво. Возрождение. Природа как объект гармонии и совершенства. Новое время. Природа – объект преобразо-вательной деятельности, кладовая ресурсов.

Слайд 4

 Природа как среда обитания Среда обитания есть совокупность естественных и общественных условий, необходимых для жизне-деятельности и развития человека. Среда обитания все природное окружение на планете, оказывающее влияние на все живые организмы и человека. Естественная среда -- все природное окружение не затронутое человеческой деятельностью. Исскуственная среда – среда, преобразованная че-ловеческой деятельностью и созданная ею.

Слайд 5

 Природа как среда

Слайд 6

 Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы. Доиндустриальный этап для которого характерно натуральное хозяйство, преобладание ручного труда. Индустриальный для которого характерно наличие машинного производства Постиндустриальный(неоиндустриальный

Слайд 7

Философия природы, слайд №8

Слайд 8

Философия природы, слайд №9

Слайд 9

 Понятие биосферы Биосфера – совокупность живых организмов, обитающих в атмосфере, литосфере и гидросфере.(30 км,10-12 км, 13 км). Компоненты биосферы – живое вещество, биогенное, косное и биокосное. Живое вещество — вся совокупность тел живых организмов, населяющих Землю. Биогенное вещество — вещество, создаваемое и перерабатываемое живым веществом.

Слайд 10

Философия природы, слайд №11

Слайд 11

 Понятие биосферы Косное вещество — продукты, образующиеся без участия живых организмов. Биокосное вещество, создаваемое живыми организмами и косными процессами. Таковы почва, ил, кора выветривания и т. д.

Слайд 12

 Понятие ноосферы Ноосфе́ра (греч. νόος — «разум» и σφαῖρα — «шар») — сфера взаимо-действия общества и природы, в гра-ницах которой разумная человеческая деятельность становится определяющ-им фактором развития (эта сфера обоз-начается также терминами «антропо-сфера», «биосфера»,«биотехносфера»-.

Слайд 13

 Понятие ноосферы Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфе-ре существует великая геологичес-кая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в пред-ставлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного»[1].

Слайд 14

 Социально-экологическая стратегия природопользования Стратегия выживания основана на изменении ценностных ориентаций во взаимодействии общества и природы. Это предполагает пе-реход от антропоцентризма и биоантропо-центризму. Стратегия выживания это коэволюционная стратегия, основанная на согласовании че-ловеческой деятельности с законами эво-люции биосферы, т.е. это взаимосвязанная, сопряженная эволюция общества и природы.

Слайд 15

Источник

64. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ

Человеческое общество — это часть природы. В организме любого человека протекают природные химические, биологические и другие процессы.

Обычно происходящие в обществе природные процессы имеют социальную форму, а природные, прежде всего биологические, закономерности выступают как биосоциальные, которые выражают взаимные влияния биологического и социального начал в развитии общества.

Роль природы в жизни общества всегда была большой, потому что она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Почти все свои потребности человек удовлетворяет за счет природы, прежде всего внешней природной среды.

Развитие каждого общества, всего человечества включено в процесс развития природы, в постоянное взаимодействие с ней, в конечном счете — в существование Вселенной.

Читайте также:  Какие норки бывают по цвету в природе

Природа является объектом внимания философов и философского осмысления на протяжении всей истории философии.

Философские вопросы по отношению к природе:

— взаимодействие природных (материальных) и духовных начал в развитии человека и общества;

— отношение природы и человеческой культуры;

— как изменяется характер взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития человека;

— каков характер взаимодействия общества и природы в современную эпоху.

Органическая связь с природой является фундаментальной закономерностью развития общества. Ее можно увидеть не только в области удовлетворения потребностей людей, но и в функционировании общественного производства, в конечном счете — в развитии всей материальной и духовной культуры. И понятно, что вне взаимодействия с природой общество существовать и развиваться не может.

Наличие у человека не только природных, но и социальных свойств, прежде всего способности мыслить и осуществлять сознательную трудовую и иную деятельность, качественно отличает его от других природных существ и заставляет воспринимать его и общество в целом как специфическую часть природы.

Природа является естественной средой и предпосылкой существования и развития общества. Кес-тественной среде относятся земной ландшафт: горы; равнины; поля; леса; реки; озера; моря; океаны и т. д.

Земной ландшафт составляет так называемую географическую среду жизни людей. Однако естественная среда не ограничивается этим, в нее входят также:

Конечно, природа, не исключая и географическую среду, оказывает то или иное влияние на экономическое, политическое и духовное развитие общества. Но более сильное влияние на них оказывает практическая деятельность человека, которая направляется его потребностями, интересами, целями и идеалами.

За последнее столетие сильно повысилась степень воздействия общества на природу в связи с бурным развитием науки и техники. Среда обитания людей в самом широком понимании становится средой активного воздействия разума — ноосферой. Вследствие чего биосфера как сфера живой природы, которая включает в себя и человеческое общество, под его воздействием превращается в ноосферу, пределы которой многократно расширяются и определяются каждый раз пределами проникновения в природу человеческого разума.

Читайте также

5. Понимание природы

5. Понимание природы Если в гуманитарном знании процедуры истолкования и понимания обычны, то в естественных науках они кажутся по меньшей мере редкими. По поводу идеи «истолкования природы», ставшей популярной благодаря Ф.Бэкону, В.Дильтей ясно и недвусмысленно сказал:

ФИЛОСОФСКОЕ

ФИЛОСОФСКОЕ ПРЕДВАРЕНИЕ Когда мне недавно исполнилось много лет с нулем в конце цифры, я, рассердившись на нуль, отказался от позы юбиляра и вместо того, чтобы засесть за обеденный стол с винами, засел за… сканер. Лучшего момента для оцыфровывания прошлого (фотографий,

К разделу «Философское понимание мира»

К разделу «Философское понимание мира» 13. Оцените и прокомментируйте высказывание Л. Фейербаха: «Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека». 14. Прокомментируйте слова М. В. Ломоносова:“Оным умникам… легко быть философами, выучась

3. Философское самосознание

3. Философское самосознание Если вообразить себе напряжение, требуемое для такого обилия рукописных страниц, то можно предугадать, сколь сильно у Гуссерля жизнь и философия переплетались между собой. Он не только ввел масштаб философии в строгом смысле абсолютного

Философское виденье смысла

Философское виденье смысла Можно было бы обозначить и другие потоки смысла, наполняющие наше сознание своими волнами. Можно (и крайне важно!) видеть нашу жизнь в свете духовного смысла, религиозного или мистического, пропитанного тайной, и вместе с тем совершенно

1.3. Философское мировоззрение

1.3. Философское мировоззрение В философском мировоззрении с древних времен видны размышления о мире, космосе, об отношении человека к миру, о возможностях познания, о смысле жизни и т. д. Термин «философия» в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Считается,

3. Философское мировоззрение

3. Философское мировоззрение Философия — теоретически осмысленное мировоззрение. Слово «теоретически» употреблено здесь расширительно и подразумевает интеллектуальную (логическую, концептуальную) проработанность всего комплекса проблем мироосмысления. Такое

94. Философское понимание пространства и времени

94. Философское понимание пространства и времени Пространство и время – важнейшие атрибуты бытия. В мире нет материальных систем, не обладающих пространственно временны?ми свойствами. Пространство характеризует протяженность, структурность, сосуществование и

8. Материалистическое понимание природы и человека. Оценка антропологического материализма Фейербаха. Критика идеалистической диалектики Гегеля

8. Материалистическое понимание природы и человека. Оценка антропологического материализма Фейербаха. Критика идеалистической диалектики Гегеля «Экономическо-философские рукописи 1844 года» содержат обстоятельный анализ «Феноменологии духа» Гегеля и

Материалистическое понимание природы и человека. Оценка антропологизма Фейербаха

Материалистическое понимание природы и человека. Оценка антропологизма Фейербаха В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» содержится глубокий философский анализ «Феноменологии духа» Гегеля и антропологического материализма Фейербаха. И хотя эта часть

III. Философское познание

III. Философское познание 1. Истинное и ложное В непосредственном наличном бытии духа, в сознании, есть два момента: момент знания и момент негативной по отношению к знанию предметности. Так как дух развивается и раскрывает свои моменты в этой стихии, то им свойственна эта

83. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ

83. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ Религия — это важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. Изучением религии занимаются:— богословие (стремится к адекватному истолкованию фактов религиозного сознания, данных путем откровения);— история (исследует

IV. РЕЛИГИОЗНОЕ И ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

IV. РЕЛИГИОЗНОЕ И ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В мировых религиях запечатлены гигантские попытки прийти к этическому мировоззрению.Религиозные мыслители Китая Лао-цзы (род. в 604 г. до н. э.), Конфуций (551-479 гг. до н. э.), Мэн-цзы, (372-289 гг. до н. э.) и Чжуан-цзы (ок. 369-286 гг. до н. э.)

Глава 3 ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. ДОСТИЖЕНИЕ ЗНАНИЙ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ И УМЕНИЯ ЖИТЬ СОГЛАСНО ЗАКОНАМ ПРИРОДЫ

Глава 3 ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. ДОСТИЖЕНИЕ ЗНАНИЙ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ И УМЕНИЯ ЖИТЬ СОГЛАСНО ЗАКОНАМ ПРИРОДЫ Тот, кто идет по пути сомосовершенствования, в большинстве своем не сразу приходит к осознанию необходимости освоения системных методов

Философское осмысление природы трагического

Философское осмысление природы трагического «Я есмь» (в мире) склонно к тому, чтобы означать, что я существую, только если могу отделиться от бытия…«Я держусь за недра небытия», это печально и тревожно, но говорит еще и о том чуде, что небытие в моей власти, что я могу не

Источник