При скрещивании кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растениями 1200



При скрещивании кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растениями 1200

Задача 1. Про мух с разным цветом тела и длиной крыльев (без кроссинговера)

Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

Введем буквенные обозначения изучаемых признаков:

………………….А – серый цвет тела мушек; а – черный цвет тела.

………………….В – нормальная длина крыльев; b – укороченные крылья.

1) Генотипы родителей:

у самцов будут гены АаВb (так как по условию задачи сказано, что они дигетерозиготны); у самок – ааbb (так как фенотипически они таковы, что должны быть гомозиготными по рецессивным признакам).

самцы при мейозе будут производить гаметы двух видов АВ и аb, так как сказано, что доминантные гены сцеплены с доминантными, а рецессивные с рецессивными (то есть доминантные гены относятся к одной группе сцепления, а рецессивные – к другой). И, к тому же, по условию этой задачи сказано, что кроссинговера между ними не происходит;

…………..самки при мейозе будут производить всего один вид гамет аb.

АаВb — серые с нормальной длиной крыльев и аавв – черные с укороченными крыльями в соотношении 1 :1 по генотипу и 1 : 1 по фенотипу.

Думаю, вот повезет кому достанется вариант с такой простой задачкой – и решите правильно, и времени на экзамене потратите чуть-чуть. Вот следующая задача посложнее будет.

Задача 2. Про кукурузу с разной формой и цветом семян (с кроссинговером)

Гладкая форма семян кукурузы доминирует (А) над морщинистой (а), окрашенные семена (В) доминируют над неокрашенными (b). Гены, определяющие эти признаки, сцеплены. При скрещивании кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растениями, имеющими морщинистые неокрашенные семена, получено потомство: гладких окрашенных 4152, морщинистых окрашенных 149,гладких неокрашенных 152, морщинистых неокрашенных 4163. Определите генотипы родительских форм кукурузы, их потомства и расстояние между генами.

возможные генотипы родителей: А – В — (гладк.окраш.) и ааbb (морщин.неокраш.), а так как почти половину потомства составили организмы с фенотипом второй родительских формы — ааbb (морщ.неокраш. 4163 шт), то понятно, что это возможно было только, если генотип первой родительской формы кукурузы был дигетерозиготен АаВb.

Гаметы: АВ,ab — первая родительская форма кукурузы дает в основном два типа гамет, так как по условию задачи признаки сцеплены (пишем ”в основном”, так как из-за кроссинговера эта родительская форма кукурузы будет давать и небольшое число гамет типа Аb, аВ). Вторая форма кукурузы, являющаяся дигомозиготной, поэтому хоть без кроссинговера, хоть с кроссинговером может дать только один тип гамет аb.

F1: АаВb (гладк.окраш.), Ааbb (гладк.неокраш), ааВb (морщин.окраш.), ааbb (морщин.неокраш).

Теперь осталось определить расстояние между неаллельными генами А и В. Для этого надо определить процент кроссоверных особей от общего количества проанализированных в опыте потомков. Не трудно подсчитать, что процентное содержание кроссоверных особей в данной задаче или процент перекреста составит около 3,5%. Значит расстояние между анализируемыми в опыте генами равно 3,5 сМ.

Источник

Задачи на моногибридное скрещивание у кукурузы, редиса и примулы

Альбинизм у кукурузы наследуется как летальный (нежизнеспособный) ген

Задача 194.
При скрещивании двух зеленых растений кукурузы в потомстве получено 156 зеленых сеянцев и 119 нежизнеспособных альбиносов. Как можно объяснить этот результат?
Решение:
А — ген нормальной выработки хлорофилла;
а — ген с нарушением выработки хлорофилла (летальный ген);
аа — нежизнеспособный альбинос.
Так как при скрещивании зеленых растений в потомстве появились растения и с зеленой окраской и нежизнеспособные альбиносы, то оба растения, взятые для скрещивания были гетерозиготы (Аа).

Схема скрещивания
Р: Аа х Аа
Г: А; а А; а
F1: АА — 25%; Аа — 50%; аа — 25%.
Наблюдается 3 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:2:1.
Фенотип:
АА — зелёное растение кукурузы — 25%;
Аа — зелёное растение кукурузы — 50%;
аа — нежизнеспособный альбинос — 25%.
Наблюдаемый фенотип:
зелёное растение кукурузы — 75%;
нежизнеспособный альбинос — 25%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 3:1.

Альбинизм у кукурузы — следствие мутации гена, отвечающего за образование хлорофилла. В гетерозиготном организме не проявляет своего действия. Если этот мутантный ген оказался в гомозиготном состоянии, то вырастающее бесцветное растение погибает в фазе всходов из-за отсутствия фотосинтеза.
Появление летальных генов — следствие мутаций, которые в гетерозиготном организме не проявляют своего действия. Так, у растений есть ген, отвечающий за образование хлорофилла. Если он подвергся мутации и оказался в гомозиготном состоянии, то вырастающее бесцветное растение погибает в фазе всходов из-за отсутствия фотосинтеза.

Наследование окраски цветков у примулы

Задача 195.
У примулы ген желтой окраски цветков доминирует над геном красной окраски. Какого результата можно ожидать от скрещивания:
1) гетерозиготной особи с желтой окраской цветков с примулой с красными цветками?
2) доминантной гомозиготной примулы с желтыми цветками с красноцветной примулой?
Решение:
А — ген желтой окраски цветка;
а — ген красной окраски цветка.

1. Схема скрещивания гетерозиготнойособи с желтой окраской цветков с примулой с красными цветками

Р: Аа х аа
Г: А; а а
F1: Аа — 50%; аа — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1.
Фенотип:
Аа — растение с желтыми цветками — 50%; аа — растение с красными цветками — 50%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 1:1.

2. Схема скрещивания доминантной гомозиготной примулы с желтыми цветками с красноцветной примулой

Р: АА х аа
Г: А а
F1: Аа — 100%.
Фенотип:
Аа — растение с желтыми цветками — 100%.
Наблюдается единоообразие генотипа и фенотипа.

Выводы:
1) при анализирующем скрещивании опытного гетерозиготного растения в потомстве наблюдается 2 типа генотипа и фенотипа, расщепление и по генотипу и по фенотипу — 1:1;
2) при анализирующем скрещивании опытного гомозиготного по доминантному признаку растения в потомстве наблюдается единообразие потомства, все потомство имеет доминантный признак.

Круглая форма плодов у редиса наследуется как

Задача 196.
При скрещивании двух сортов редиса: с круглыми и длинными корнеплодами все особи первого поколения имели овальную форму корнеплодов. Во втором поколении при скрещивании этих моногибридов между собой произошло расщепление: 1 часть растений редиса имела круглые корнеплоды, 2 части – овальные и 1 часть – длинные. Как наследуется форма корнеплодов у редиса? Запишите генотипы родителей и потомства.
Решение:
А — круглые корнеплоды редиса;
а — длинные корнеплоды редиса;
АА — редис с круглыми корнеплодами;
Аа — редис с овальными корнеплодами;
аа — редис с длинными корнеплодами.

Схема скрещивания
Р: АА х аа
Г: А а
F1: Aa — 100%.
Фенотип:
Aa — редис с овальными корнеплодами — 100%.
Наблюдается единообразие поколения F1, появляется новый признак.

Схема скрещивания
Р: Аа х Аа
Г: А; а А; а
F2: 1АА — 25%; 2Aa — 50%; аа — 25%.
Наблюдается 3 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:2:1.
Фенотип:
АА — редис с круглыми корнеплодами — 25%;
Aa — редис с овальными корнеплодами — 50%;
аа — редис с длинными корнеплодами — 25%.
Наблюдается 3 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 1:2:1.

Выводы:
1) так как в F1 наблюдается единообразие потомства, все особи имеет новый фенотипический признак, а в F2 появляется потомство с тремя фенотипическими признаками в соотношении: круглые корнеплоды : овальнын корнеплоды : длинные корнеплоды = 1:2:1, то форма корнеплодов у редиса наследуется по типу неполного доминирования признака;
2) гнотипы родителей: АА и аа;
3) генотипы потомства: F1 — Aa, F2: 1АА — 25%; 2Aa — 50%; аа — 25%.

Источник

Генетика (Часть 4)

В потом­стве по­лу­ча­ем 1490 — с глад­ки­ми не­окра­шен­ны­ми (А_bb) и 1500 — с мор­щи­ни­сты­ми окра­шен­ны­ми (ааВ_) и 100 глад­ки­ми окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми (А_В_); 110 — с мор­щи­ни­сты­ми не­окра­шен­ны­ми (аа bb).

В F1 про­яв­ля­ет­ся закон сцеп­лен­но­го на­сле­до­ва­ния. В потом­стве по­лу­ча­ет­ся 4 фе­но­ти­пи­че­ских груп­пы, что го­во­рит о том, что идет крос­син­го­вер.

18. За­да­ние 40 . При скре­щи­ва­нии рас­те­ния ду­ши­сто­го го­рош­ка с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми и рас­те­ния без уси­ков и с блед­ны­ми цвет­ка­ми в F1 все рас­те­ния были с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми. От скре­щи­ва­ния ги­бри­да из F1 и рас­те­ния с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми были по­лу­че­ны рас­те­ния с двумя фе­но­ти­па­ми: с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми; с уси­ка­ми и блед­ны­ми цвет­ка­ми. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, потом­ства F1 и F2. Какие за­ко­ны на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ют­ся в F1 и F2?

A — усы, a — без усов

B — яркие цвет­ки, b — блед­ные цвет­ки

Р ♀ ААBВ х ♂ ааbb

Р ♀ АВ//аb х ♂ ААВb

F1 ААВВ АаBb, AaBb Aabb

по фе­но­ти­пу: 3 с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми: 1 с уси­ка­ми и блед­ны­ми цвет­ка­ми

Читайте также:  Лечение ядовитыми растениями и травами

3) Гены, опре­де­ля­ю­щие яркие цвет­ки и на­ли­чие уси­ков, яв­ля­ют­ся до­ми­нант­ны­ми, так как при 1-м скре­щи­ва­нии всё по­ко­ле­ние рас­те­ний было оди­на­ко­вым и имело яркие цвет­ки и усики.

Гены, опре­де­ля­ю­щие яркие цвет­ки и на­ли­чие уси­ков (А, В), ло­ка­ли­зо­ва­ны в одной хро­мо­со­ме и на­сле­ду­ют­ся сцеп­ле­но, так как при 2-м скре­щи­ва­нии об­ра­зо­ва­лось толь­ко две фе­но­ти­пи­че­ские груп­пы.

19. За­да­ние 40 . Среди при­зна­ков, свя­зан­ных с Х-хро­мо­со­мой, можно ука­зать на ген, ко­то­рый вы­зы­ва­ет не­до­ста­точ­ность ор­га­ни­че­ско­го фос­фо­ра в крови. В ре­зуль­та­те при на­ли­чии этого гена часто раз­ви­ва­ет­ся рахит, устой­чи­вый к ле­че­нию обыч­ны­ми до­за­ми ви­та­ми­на D. В бра­ках де­вя­ти боль­ных жен­щин со здо­ро­вы­ми муж­чи­на­ми среди детей была по­ло­ви­на боль­ных де­во­чек и по­ло­ви­на боль­ных маль­чи­ков. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, ха­рак­тер на­сле­до­ва­ния и при­чи­ну та­ко­го рас­щеп­ле­ния при­зна­ка по ге­но­ти­пам.

1) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей Х F Х f и Х f У;

2) ге­но­ти­пы детей Х F У, Х F Х f , Х f Х f , Х f Y;

20. За­да­ние 40 . Глу­хо­та — ауто­сом­ный при­знак; даль­то­низм – при­знак, сцеп­лен­ный с полом. В браке здо­ро­вых ро­ди­те­лей ро­дил­ся ребёнок глу­хой даль­то­ник. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и ребёнка, его пол, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы воз­мож­но­го потом­ства, ве­ро­ят­ность рож­де­ния детей с обе­и­ми ано­ма­ли­я­ми. Какие за­ко­ны на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ют­ся в дан­ном слу­чае? Ответ обос­нуй­те.

1) Так как у здо­ро­вых ро­ди­те­лей ро­дил­ся глу­хой ре­бе­нок с даль­то­низ­мом, то оба эти при­зна­ка ре­цес­сив­ны. Ро­ди­те­ли ге­те­ро­зи­гот­ны по пер­вой ал­ле­ли, мать — ге­те­ро­зи­гот­на по при­зна­ку даль­то­ни­ма; отец здо­ров — зна­чит его ге­но­тип Х D У.

Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: мать — АаХ D Х d , отец — АаХ D У;

маль­чик глу­хой, даль­то­ник 1 ааХ d У :

де­воч­ки с нор­маль­ным слу­хом и нор­маль­ным зре­ни­ем 1 ААХ D Х D : 1 АAХ D Х d : 2 АаХ D Х D : 2 АаХ D Х d :

маль­чик с нор­маль­ным слу­хом и нор­маль­ным зре­ни­ем 1 АAХ D У : 2 АaХ D У : маль­чи­ки с нор­маль­ным слу­хом даль­то­ник 1 АAХ d У : 2 АаХ d У : де­воч­ка глу­хая с нор­маль­ным цве­то­вым вос­при­я­ти­ем 1 aaХ D Х D : 1 aaХ D Х d : маль­чи­ки глу­хие с нор­маль­ным цве­то­вым зре­ни­ем 1 aaХ D Х D : маль­чик глу­хой даль­то­ник 1 aaХ d У

3) Ребёнок — глу­хой даль­то­ник — его ге­но­тип aaХ d У, пол — муж­ской (или маль­чик). Ве­ро­ят­ность рож­де­ния ре­бен­ка с обе­и­ми ано­ма­ли­я­ми — 1/16.

21. За­да­ние 40 . У дро­зо­фи­лы до­ми­нант­ные гены, кон­тро­ли­ру­ю­щие серую окрас­ку тела и раз­ви­тие ще­ти­нок, ло­ка­ли­зо­ва­ны в одной хро­мо­со­ме. Ре­цес­сив­ные ал­ле­ли этих генов, обу­слов­ли­ва­ю­щие чёрную окрас­ку тела и от­сут­ствие ще­ти­нок, на­хо­дят­ся в дру­гой, го­мо­ло­гич­ной хро­мо­со­ме. Какое по ге­но­ти­пам и фе­но­ти­пам потом­ство и в каком про­цент­ном со­от­но­ше­нии можно ожи­дать от скре­щи­ва­ния ди­ге­те­ро­зи­гот­ной серой самки, име­ю­щей раз­ви­тые ще­тин­ки, с чёрным сам­цом, не име­ю­щим ще­ти­нок, при усло­вии, что у самки 50 % гамет были крос­со­вер­ны­ми?

2) F1 AaBв – серые с ще­тин­ка­ми

Аавв – серые без ще­ти­нок

аавв – чёрные без ще­ти­нок

3) От­но­ше­ние 1:1:1:1: или по 25 % осо­бей с каж­дым из ука­зан­ных фе­но­ти­пов.

22. За­да­ние 40 . При скре­щи­ва­нии белых кро­ли­ков с мох­на­той шер­стью и чёрных кро­ли­ков с глад­кой шер­стью по­лу­че­но потом­ство: 50% чёрных мох­на­тых и 50% чёрных глад­ких. При скре­щи­ва­нии дру­гих пар белых кро­ли­ков с мох­на­той шер­стью и чёрных кро­ли­ков с глад­кой шер­стью 50% потом­ства ока­за­лось чёрными мох­на­ты­ми и 50% — бе­лы­ми мох­на­ты­ми. Со­ставь­те схему каж­до­го скре­щи­ва­ния. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и потом­ства. Объ­яс­ни­те, какой закон про­яв­ля­ет­ся в дан­ном слу­чае.

Р кро­ли­ки: белые мох­на­тые ааВb х чёрные глад­кие ААbb

F1 50% чёрные мох­на­тые АаBb, 50% чёрные глад­кие Ааbb;

Р кро­ли­ки: белые мох­на­тые ааВВ х чёрные глад­кие Ааbb

F1 50% чёрные мох­на­тые АаBb, 50% белые мох­на­тые ааВb;

23. За­да­ние 40 . При скре­щи­ва­нии рас­те­ния ар­бу­за с длин­ны­ми по­ло­са­ты­ми пло­да­ми с рас­те­ни­ем, име­ю­щим круг­лые зелёные плоды, в потом­стве по­лу­чи­ли рас­те­ния с длин­ны­ми зелёными и круг­лы­ми зелёными пло­да­ми. При скре­щи­ва­нии та­ко­го же ар­бу­за с длин­ны­ми по­ло­са­ты­ми пло­да­ми с рас­те­ни­ем, име­ю­щим круг­лые по­ло­са­тые плоды, всё потом­ство имело круг­лые по­ло­са­тые плоды. Со­ставь­те схему каж­до­го скре­щи­ва­ния. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и потом­ства. Как на­зы­ва­ет­ся такое скре­щи­ва­ние и для чего оно про­во­дит­ся?

Р плоды: длин­ные по­ло­са­тые х круг­лые зелёные

F1 плоды: длин­ные зелёные ааBb, круг­лые зелёные АаВb;

Р длин­ные по­ло­са­тые плоды х круг­лые по­ло­са­тые плоды

F2 круг­лые по­ло­са­тые плоды Ааbb;

24. За­да­ние 40 . При скре­щи­ва­нии рас­те­ний то­ма­та с округ­лы­ми пло­да­ми (А) и нор­маль­ны­ми ли­стья­ми (В) с рас­те­ни­я­ми, име­ю­щи­ми про­дол­го­ва­тые плоды и пят­ни­стые ли­стья, в потом­стве по­лу­че­но 350 рас­те­ний с округ­лы­ми пло­да­ми и нор­маль­ны­ми ли­стья­ми, 123 рас­те­ния с про­дол­го­ва­ты­ми пло­да­ми и нор­маль­ны­ми ли­стья­ми, 119 рас­те­ний с округ­лы­ми пло­да­ми и пят­ни­сты­ми ли­стья­ми и 344 рас­те­ния с про­дол­го­ва­ты­ми пло­да­ми и пят­ни­сты­ми ли­стья­ми. Со­ставь­те схему скре­щи­ва­ния, опре­де­ли­те ге­но­ти­пы потом­ства. Объ­яс­ни­те фор­ми­ро­ва­ние четырёх фе­но­ти­пи­че­ских групп.

округ­лый плод про­дол­го­ва­тые плоды, нор­маль­ные ли­стья пят­ни­стые ли­стья

G АВ, Аb, аВ, аbаb

350 рас­те­ний с округ­лы­ми пло­да­ми и нор­маль­ны­ми ли­стья­ми – АаВb

3) При­сут­ствие в потом­стве двух групп осо­бей с до­ми­нант­ны­ми (350) и ре­цес­сив­ны­ми (344) при­зна­ка­ми при­мер­но в рав­ных долях – ре­зуль­тат сцеп­лен­но­го на­сле­до­ва­ния до­ми­нант­ных ал­ле­лей между собой и ре­цес­сив­ных ал­ле­лей между собой.

Источник

Методическая разработкапо биологии в помощь учащимся, сдающим ЕГЭ. «Задачи по генетике » для 11 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

г.Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.

Методическая разработка по биологии в помощь учащимся, сдающим ЕГЭ.

«Задачи по генетике » для 11 класса

Автор: Трушина Зинаида Афанасьевна

учитель биологии высшей квалификационной категории

I. Задачи на моногибридное скрещивание (полное и неполное доминирование)

1. У кроликов серая окраска шерсти доминирует над черной. Гомозиготную серую крольчиху скрестили с черным кроликом. Определите фенотипы и генотипы крольчат?
2. У морских свинок черная окраска шерсти доминирует над белой. Скрестили двух гетерозиготных самца и самку. Какими будут гибриды первого поколения? Какой закон проявляется в данном наследовании?
3. При скрещивании двух белых тыкв в первом поколении ¾ растений были белыми, а ¼ — желтыми. Каковы генотипы родителей, если белая окраска доминирует над желтой? 4. Черная корова Ночка принесла красного теленка. У красной коровы Зорьки родился черный теленок. Эти коровы из одного стада, в котором один бык. Каковы генотипы всех животных? Рассмотрите разные варианты. (Ген черной окраски – доминантный.)
5. Сколько карликовых растений гороха можно ожидать при посеве 1200 семян, полученных при самоопылении высоких гетерозиготных растений гороха? (Всхожесть семян равна 80%).

6. Плоды арбуза могут иметь зеленую или полосатую окраску. Все арбузы, полученные от скрещивания растений с зелеными и полосатыми плодами, имели только зеленый цвет корки плода. Какая окраска плодов арбуза может быть в F2?

7.У львиного зева, растения с широкими листьями, при скрещивании между собой всегда дают потомство с такими же листьями, а при скрещивании узколистного растения с широколистным возникают растения с листьями промежуточной ширины. Каким будет потомство от скрещивания двух особей с листьями промежуточной ширины.

II. Задачи на дигибридное скрещивание

1. У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а), а синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани, – как аутосомно-доминантный признак (В). Гены находятся в разных парах аутосом. Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения здорового ребенка. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

2. Скрестили низкорослые (карликовые) растения томата с ребристыми плодами и растения нормальной высоты с гладкими плодами. В потомстве были получены две фенотипические группы растений: низкорослые с гладкими плодами и нормальной высоты с гладкими плодами. При скрещивании растений томата низкорослых с ребристыми плодами с растениями, имеющими нормальную высоту стебля и ребристые плоды, все потомство имело нормальную высоту стебля и ребристые плоды. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства растений томата в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

3. При скрещивании рогатых красных коров с комолыми черными быками родились телята двух фенотипических групп: рогатые черные и комолые черные. При дальнейшем скрещивании этих же рогатых красных коров с другими комолыми черными быками в потомстве были особи комолые красные и комолые черные. Напишите схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае ?

4. Плоды томатов могут иметь красный и желтый цвет, быть голыми и опушенными. Известно, что гены желтой окраски и опушенности являются рецессивными. Из собранного в колхозе урожая помидоров оказалось 36 т красных неопушенных и 12 т красных опушенных. Сколько (примерно) в колхозном урожае может быть желтых пушистых помидоров, если исходный материал был гетерозиготный?

5. При скрещивании пестрой хохлатой (В) курицы с таким же петухом было получено восемь цыплят: четыре цыпленка пестрых хохлатых, два – белых (а) хохлатых и два черных хохлатых. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства, объясните характер наследования признаков и появление особей с пестрой окраской. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

Читайте также:  Чем полезен углекислый газ для растений

6. У мышей чёрная окраска шерсти доминирует над коричневой (а). Длинный хвост определяется доминантным геном (В) и развивается только в гомозиготном состоянии, у гетерозигот развивыается короткий хвост. Рецессивные гены, определяющие длину хвоста в гомозиготном состоянии вызывают гибель эмбрионов. Гены двух признаков не сцеплены При скрешиваиии самки мыши с черной шерстью и коротким хвостом и самца с коричневой шерстью и коротким хвостом получено следующее потомство: чёрные мыши с длинным хвостом, черные с коротким хвостом, коричневые мыши с длинным хвостом и коричневые с коротким хвостом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, соотношение фенотипов и генотипов потомства, вероятность гибели зародышей. Какой закон наследственности проявляется в данном случае? Ответ обоснуйте.
7. Скрещивали растение земляники усатые белоплодные с растениями безусыми красноплодными (В). Все гибриды получились усатые розовоплодные. При анализирующем скрещивании гибридов F1в потомстве произошло фенотипическое расщепление. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, гибридов первого поколения, а также генотипы и фенотипы потомства при анализирующем скрещивании (F2). Определите характер наследования признака окраски плода. Какие законы наследственности проявляются в данных случаях?
8.При скрещивании растений флокса с белой окраской цветков и воронковидным венчиком с растением, имеющим кремовые цветки и плоские венчики, получено 78 потомков, среди которых 38 образуют белые цветки с плоскими венчиками, а 40 – кремовые цветки с плоскими венчиками. При скрещивании флоксов с белыми цветками и воронковидными венчиками с растением, имеющим кремовые цветки и плоские венчики, получены флоксы двух фенотипических групп: белые с воронковидными венчиками и белые с плоскими венчиками. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

9. Существует два вида наследственной слепоты каждая из которых определяется рецессивными аллеями генов (a или b). Оба аллеля находятся в различных парах гомологичных хромосом. Какова вероятность рождения слепого внука в семье, в котором бабушки по материнской и отцовской линиям дигомозиготны и страдают различными видами слепоты, а оба дедушки хорошо видят (не имеют рецессивных генов). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы бабушек и дедушек, их детей и возможных внуков.

III. Задачи на наследование групп крови системы АB0

У мальчика I группа, у его сестры – IV. Каковы генотипы родителей?

У отца IV группа крови, у матери – I. Может ли ребенок унаследовать группу крови своей матери?

В родильном доме перепутали двух детей. Первая пара родителей имеет I и II группы крови, вторая пара – II и IV. Один ребенок имеет II группу, а второй – I группу. Определите родителей обоих детей.

Можно ли переливать кровь ребёнку от матери, если у неё группа крови АВ, а у отца – 00? Ответ поясните.

5. Группа крови и резус-фактор – аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена – i 0 , I A , I B . Аллели I A и I B доминантны по отношению к аллелю i 0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i 0 , вторую группу (А) определяет доминантный аллель I A , третью группу (В) определяет доминантный аллель I B, а четвертую (АВ) – два доминантных аллеля I A I B . Положительный резус-фактор R доминирует над отрицательным r. У отца третья группа крови и положительный резус (дигетерозигота), у матери вторая группа и положительный резус (дигомозигота). Определите генотипы родителей. Какую группу крови и резус-фактор могут иметь дети в этой семье, каковы их возможные генотипы и соотношение фенотипов? Состаьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

IV. Задачи на сцепленное с полом и аутосомное наследование

1. У канареек наличие хохолка – доминантный аутосомный признак (А); сцепленный с полом ген X B определяет зеленую окраску оперения, а X b – коричневую. У птиц гомогаметный пол мужской, а гетерогаметный женский. Скрестили хохлатую зеленую самку с самцом без хохолка и зеленым оперением (гетерозигота). В потомстве оказались птенцы хохлатые зеленые, без хохолка зеленые, хохлатые коричневые и без хохолка коричневые. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, их пол. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

2. Окраска тела дрозофилы определяется аутосомным геном. Ген окраски глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол. Скрестили самку с серым телом и красными глазами с самцом с чёрным телом и белыми глазами. Всё потомство имело серое тело и красные глаза. Получившихся в F1 cамцов cкрестили с родительской самкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и самок F1, генотипы и фенотипы потмства в F2. Какя часть самок от общего числа потомков во втором скрещивании фенотипически сходна с родительской самкой? Укажите их генотипы.

3.У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол. Ответ поясните.

4. У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А- наличие меланина в клетках кожи, а- альбинизм), а гемофилии — сцеплено с полом (Х н — нормальная свёртываемость крови, X h — гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигетерозиготной по обеим аллелям женщины и мужчины-альбиноса с нормальной свёртываемостью крови. Составьте схему решения задачи. Ответ поясните.

V. Задачи на сцепленное наследование 1. При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными зернами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена, в первом поколении все растения давали гладкие окрашенные зерна. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 в потомстве было четыре фенотипические группы: 1200 гладких окрашенных, 1215 морщинистых неокрашенных, 309 гладких неокрашенных, 315 морщинистых окрашенных. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родитетелй и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырех фенотипических групп во втором скрещивании.

2. При скрещивании дигетерозиготного растения кукурузы с окрашенным семенем и крахмалистым эндоспермом и растения с неокрашенным семенем и восковидным эндоспермом в потомстве получилось расщепление по фенотипу: 9 растений с окрашенным семенем и крахмалистым эндоспермом; 42 – с окрашенным семенем и восковидным эндоспермом; 44 – с неокрашенным семенем и крахмалистым эндоспермом; 10 – с неокрашенным семенем и восковидным эндоспермом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных особей, генотипы потомства. Объясните формирование четырех фенотипических групп.

3. Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?

Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями с самками с чёрным телом и укороченными крыльями. В первом поколении все особи были единообразными с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридов между собой появилось 75% особей с серым телом и нормальными крыльями и 25% с чёрным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1 и F2. Объясните характер наследования признаков.

VI. Задачи на родословные

1. По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака, выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом. Определите генотипы потомков 1,3,4,5,6,7. Определите вероятность рождения у родителей 1,2 следующего ребёнка с признаком, выделенным на родословной чёрным цветом.

2. По изображённой на рисунке родословной определите и обоснуйте генотипы родителей, потомков, обозначенных на схеме цифрами 1,6,7. Установите вероятность рождения ребёнка с наследуемым признаком у женщины под номером 6, если в семье её супруга этот признак никогда не проявлялся.

По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака, выделенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей, потомков1,6 и объясните формирование их генотипов.

По родословной, представленной на рисунке, определите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), выделенного черным цветом, генотипы родителей и детей в первом поколении. Укажите, кто из них является носителем гена, признак которого выделен черным цветом.

Задачи на взаимодействие генов

1. комплементарность

У попугаев цвет перьев определяется двумя парами генов. Сочетание двух доминантных генов определяет зеленый цвет. Рецессивные по обеим парам генов особи имеют белый цвет. Сочетание доминантного гена А и рецессивного гена b определяет желтый цвет, а сочетание рецессивного гена а с доминантным геном В – голубой цвет.

При скрещивании между собой двух зеленых особей получили попугаев всех цветов. Определите генотипы родителей и потомков.

Окрашенность шерсти кроликов (в противоположность альбинизму) определяется доминантным геном. Цвет же окраски контролируется другим геном, расположенным в другой хромосоме, причем серый цвет доминирует над черным (у кроликов-альбиносов гены цвета окраски себя не проявляют).

Читайте также:  Растения с столбчатой и губчатой тканью

Какими признаками будут обладать гибридные формы, полученные от скрещивания серого кролика, рожденного от кролика-альбиноса, с альбиносом, несущим ген черной окраски?

3. плейотропия.

Одна из пород кур отличается укороченными ногами. Признак этот доминирующий. Управляющий им ген вызывает одновременно укорочение клюва. При этом у гомозиготных цыплят клюв так мал, что они не в состоянии пробить яичную скорлупу и гибнут, не вылупившись из яйца. В инкубаторе хозяйства, разводящего только коротконогих кур, получено 3000 цыплят. Сколько среди них коротконогих?

4. полимерия

Сын белокожей женщины и чернокожего мужчины женился на белокожей женщине. Может ли быть у этой пары ребёнок темнее отца?

I. Задачи на моногибридное скрещивание (полное и неполное доминирование)

а- чёрный цветР: АА и аа.

2. А- чёрный цветковогоа- белый цвет

F1: АА 2Аа, аа. Закон расщепления.

Оба родителя имеют генотип Аа.

F1 расщепление по генотипу 1аа 2Аа 1 аа

4.Ночка-Аа, её телёнок- аа. Зорька- аа, её телёнок- Аа, бык- Аа.

240 карликовых растений.

6.А- зелёный цвет

а- полосатый цвет

F2— расщепление 3 зелёные:1полосатые

7. А- широкие лисстья

Аа- промежуточная ширина листьев

F1 : расщепление по фенотипу:1- широкие листья,2-промежуточнач ширина листа,1- узкие листья.

По генотипу: АА 2Аа аа

II. Задачи на дигибридное скрещивание

1. А – норма, а – глаукома.
B – синдром Марфана, b – норма.
Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана: aabb. Второй супруг дигетерозиготен: AaBb.

Источник

28. Решение задачи по генетике

Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие «буква» — «цифра» должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.

Примеры ответов: 7 или здесьисейчас или 3514

Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговер не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?

А – гладкие семена, а – морщинистые семена, B – наличие усиков, b – отсутствие усиков, АВ сцеплены

гладкие семена, с усиками морщинистые семена, без усиков

гладкие семена, с усиками морщинистые семена, без усиков

aabb — гладкие семена, с усиками,aabb – морщинистые семена, без усиков.

генотипы и фенотипы потомков:

aabb — гладкие семена, с усиками;aabb — морщинистые семена, без усиков.

соотношение особей в потомстве по генотипу и фенотипу 1:1

проявляется закон сцепленного наследования признаков, т. к. гены двух признаков сцеплены и находятся в одной хромосоме.

При скрещивании дигетерозиготного растения китайской примулы с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой и растения с красными цветками, круглой пыльцой в потомстве получилось: 51 растение с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой; 15 – с фиолетовыми цветками, круглой пыльцой; 12 – с красными цветками, овальной пыльцой; 59 – с красными цветками, круглой пыльцой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

А – фиолетовые цветки, а – красные цветки, B – овальная пыльца, b – круглая пыльца

фиол. цветки, овал. пыльца красн. цветки, кругл. пыльца

G AB, Аb, aB, ab ab

F1 51 АаBb – с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой;

15 Ааbb – с фиолетовыми цветками, круглой пыльцой;

12 ааBb – с красными цветками, овальной пыльцой;

59 ааbb – с красными цветками, круглой пыльцой;

генотипы родителей:АaBb — с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой; aabb — с красными цветками, круглой пыльцой

генотипы потомства f1:AaBb — с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой; Aabb — фиолетовыми цветками, круглой пыльцой; aaBb — с красными цветками, овальной пыльцой; aabb — с красными цветками, круглой пыльцой.

присутствие в потомстве двух групп особей (51 растение с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой; 59 – с красными цветками, круглой пыльцой) примерно в равных долях – результат сцепления генов A и B, а и b. Две другие фенотипические группы образуются в результате кроссинговера.

Воробьёв, имеющих длинные крылья и серую окраску тела, скрестили с воробьями (самцами), имеющими черную окраску тела и короткие крылья. В первом поколении все воробьи были серые и длиннокрылые. При скрещивании гибридов первого поколения с самцом из первого скрещивания во втором поколении получили 18 с серым телом и длинными крыльями, 1 с черным телом и длинными крыльями, 21 с черным телом и короткими крыльями и 2 с серым телом и короткими крыльями. Определите генотипы родителей в первом и втором скрещиваниях, генотипы потомков во втором скрещивании. Составьте схему решения задачи.

Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

А – длинные крылья, а – короткие крылья, B- серое тело, b – черное тело.

длинные крылья, серое тело короткие крылья, чёрное тело

длинные крылья, серое тело

Р ♀ AaBb х ♂ aabb

длинные крылья, серое тело короткие крылья, чёрное тело

G AB, Ab, aB, ab ab

AaBb — длинные крылья, серое тело — 18

Aabb — длинные крылья, чёрное тело — 1

aaBb — короткие крылья, серое тело — 2

aabb — короткие крылья, чёрное тело — 21

генотипы родителей в первом скрещивании: ♀ aabb, ♂aabb;генотипы родителей во втором скрещивании: ♀ aabb, ♂ aabb.

генотипы потомков во втором скрещивании:aabb — длинные крылья, серое телоaabb – длинные крылья, чёрное телоaabb – короткие крылья, серое телоaabb — короткие крылья, чёрное тело

проявляется закон сцепленного наследования признаков, т. к. доминантные и рецессивные гены попарно сцеплены и находятся в одной хромосоме, гаметы ab и ab образуются в результате кроссинговера.

При скрещивании растений томатов с нормальной высотой стебля (А) и круглыми плодами (В) с растениями, имеющими карликовый рост стебля и овальные плоды, в потомстве получили две фенотипические группы в соотношении 1 : 1 (нормальная высота стебля, круглые плоды и карликовый стебель, овальные плоды). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства. Объясните причину появления двух фенотипических групп в потомстве.

А – норм. высота, а – карлик. рост, B- круг. плоды, b – овал. плоды.

норм. высота, круг. плоды карлик.. рост, овал. плоды

норм. высота, круг. плоды карлик.. рост, овал. плоды

генотипы родителей: ааbb (гаметы ав, аb) и ааbb (гаметы аb);

генотипы и фенотипы потомства: ааbb (нормальная высота стебля, круглые плоды) и ааbb (карликовые стебли, овальные плоды);

появление двух фенотипических групп в потомстве связано со сцепленным наследованием признаков (полное сцепление), гены высоты стебля и формы плода находятся в одной паре гомологичных хромосом.

Гибридная мышь, полученная от скрещивания чистой линии мышей с извитой шерстью (а) нормальной длины (B) с чистой линией, имеющей прямую длинную шерсть, была скрещена с самцом, который имел извитую длинную шерсть. В потомстве 40% мышей имели прямую длинную шерсть, 40% − извитую шерсть нормальной длины, 10% − прямую нормальной длины и 10% − извитую длинную шерсть. Определите генотипы всех особей. Составьте схемы скрещиваний. Какой закон проявляется в данном случае? Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

А — прямая шерсть

а — извитая шерсть

В — нормальная длина шерсти

b — длинная шерсть

извитая нормальной длины шерсть прямая длинная шерсть

прямая шерсть нормальной длины

Р ♀ АаВb х ♂ ааbb

прямая шерсть нормальной длины извитая длинная шерсть

G АВ, аВ, Аb, аb аb

10% прямая шерсть нормальной длины

40% извитая шерсть нормальной длины

40% прямая шерсть, длинная шерсть

10% извитая шерсть, длинная шерсть

родители в первом скрещивании имеют генотипы аавв, ааbb; их потомство имеет генотип аавв.

родители во втором скрещивании имеют генотипы: самка — аавb, самец — ааbb. генотипы потомков во втором скрещивании: аавb, аавb, ааbb, ааbb.

в данном случае проявляется закон сцепленного наследования признаков, так как гены a и b, a и b попарно сцеплены и находятся в одной хромосоме. гаметы ав и аb появились в результате кроссинговера.

У кукурузы рецессивный ген «укороченные междоузлия» (b) находится в одной хромосоме с рецессивным геном «зачаточная метелка» (v). При проведении анализирующего скрещивания с растением, имеющим нормальные междоузлия и нормальную метелку, всё потомство было похоже на одного из родителей. При скрещивании полученных гибридов между собой в потомстве оказалось 75% растений с нормальными междоузлиями и нормальными метелками, а 25% растений с укороченными междоузлиями и зачаточной метелкой. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется во втором случае?

Если при анализирующем скрещивании всё потомство получилось одинаковым, значит, анализируемый организм был доминантной гомозиготой (закон единообразия).

Во втором скрещивании проявляется закон сцепленного наследования, поскольку у организма BV/bv образуется только два вида гамет BV и bv, а гаметы Bv и bV не образуются.

Источник