Придумать несуществующее животное и назвать его
Цель методики: когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я-образ. Социальный педагог может многое сказать о настроении, склонностях маленького художника, глядя на его произведение. Конечно, один тест не поможет воссоздать точный психологический портрет, но поможет понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.
Для исследования необходимо: стандартный лист белой и простой карандаш средней твердости. Фломастеры и ручки использовать нельзя, мягкие карандаши тоже нежелательны.
Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.
Объясните ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой задачей — создать такое существо, которого до него никто не придумывал. Это не должен быть уже увиденный когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или сказок. После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер.
Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда несет в себе достаточно информации и зависит от способности ребенка анализировать свой внутренний мир. Для нас же важно понять, насколько он адаптирован в коллективе.
Итак, на что следует обратить внимание.
Расположение на листе
В норме рисунок располагается на средней линии листа или чуть выше и правее. Расположение рисунка ближе к верхнему краю говорит о высокой самооценке и уровне притязаний, которые, по ощущению ребенка, не полностью реализуются. Важно понять, что чем выше расположен рисунок, тем сильнее выражено у ребенка ощущение неудовлетворенности своим положением в обществе, потребность в признании и самоутверждении. Он считает, что достоин большего и может переживать от того, что его недооценили.
Чем ниже расположен рисунок, тем ниже и самооценка ребенка. Неуверенность в себе, нерешительность, отсутствие стремления к самоутверждению — вот что свойственно такому художнику. Ребенок долго помнит неудачи и может вообще отказаться от действия, если не уверен в положительном результате. Он сосредоточен на препятствиях к удовлетворению возникающих у него потребностей.
Сдвиг рисунка вправо говорит о стремлении к контролю над собой, экстраверсии. Чем сильнее рисунок уходит вправо, тем сильнее проявляется "бунтарство" по отношению к чему-то важному для рисующего.
Если рисунок расположен в правом верхнем углу, мы можем говорить о том, что ребенок, скорее всего, претендует на лидерство и активно конфликтует с кем-то из других претендентов на эту роль или встал в оппозицию по отношению к уже существующим "правящим". В этом случае "правящими" могут оказаться и родители, и учителя, и дети, пользующиеся полным признанием и авторитетом у остального коллектива.
Сдвиг рисунка влево, возможно, выражает социальную бездеятельность, застенчивость, интроверсию. Эти закономерности могут не работать, если рисунок выходит за край листа.
Мы так детально рассматриваем расположение рисунка именно потому, что сейчас нам важно понять положение ребенка в обществе и его оценку своей позиции. Признак дезадаптированности — недовольство своей ролью в коллективе, и на это необходимо обратить особое внимание. Так как расположение рисунка — только один из критериев, в процессе анализа наши предположения будут уточняться или даже изменяться. Поэтому продолжим рассматривать рисунок.
Голова или заменяющие ее элементы
Это центральная смысловая часть фигуры. Если она повернута вправо, то художнику присущи высокая целеустремленность и активность, которые взрослые иногда принимают за излишнее упрямство. Важно понять, что его планы реалистичны и осуществимы, и не мешать, а помогать ребенку ставить перед собой задачи и добиваться результата.
Поворот головы влево характеризует тестируемого как человека, склонного к размышлению, фантазированию, его мечты часто существуют только в его воображении и не реализуются в действительности. Возможно, это просто склад характера, но такая ситуация может возникнуть под страхом неудачи, который ведет к потере активности, поэтому необходимо обратить на это внимание.
Изображение с головой в положении анфас говорит о присутствии эгоцентризма или бесконтрольности в поведении.
Если голова значительно крупнее по размеру, чем тело, возможно, ребенок высоко ценит интеллектуальные качества в себе и окружающих.
Крупные, с четко прорисованной радужкой глаза могут означать, что ребенка мучает постоянный страх.
Прорисовка ресниц — показатель заинтересованности в восхищении со стороны окружающих, всеобщем признании своей привлекательности.
Зубастое существо рисуют дети, которым свойственная словесная агрессия защитного характера. Их грубость следует воспринимать как способ самозащиты от нападок окружающих.
Язык обозначает потребность в речевой активности, авторы такого существа — большие болтушки.
Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно закрашенный, заштрихованный — признак готовности испугаться, такие дети часто недоверчивы и опасливы.
Уши
Если они есть, это знак того, что ребенку важно мнение и информация окружающих о нем самом. Чем больше ушей, тем больше внимания ребенок обращает на то, что о нем думают и говорят.
Рога — защита от агрессии. В сочетании с когтями и щетиной — агрессия спонтанная или защитно-ответная.
Перья — стремление к самоутверждению, самооправданию, демонстративности.
Грива, шерсть, подобие прически — чувствительность.
Лапы животного, постамент, опора и тому подобное нужно оценивать по форме и соразмерности со всей фигурой.
Если опорная часть основательна, то ребенок обладает рациональностью, склонностью принимать обдуманные решения на основе существующей информации. Он имеет собственное мнение, с которым необходимо считаться, иначе возникнет протест, который может быть выражен как в прямой, так и в скрытой форме.
О легкомысленности, импульсивности, поверхностности суждений свидетельствует изображение облегченной опорной части — маленькие лапки, например.
Способ соединения опоры и самого туловища говорит о степени контроля за своими суждениями и решениями. Точное и тщательное соединение — высокий уровень, небрежное и слабое — склонность к необдуманным поступкам или неуверенность в своем мнении.
Бывает, что у фигуры появляются части, которые возвышаются над общими очертаниями рисунка. Это могут быть крылья, дополнительные конечности, щупальца, детали панциря, перья. Они могут служить украшением или носить утилитарный характер. Спросите ребенка, для чего они предназначены. Если они нужны для какого-то вида деятельности животного, скорее всего, тестируемый энергичен, стремится к самоутверждению. Декоративные части рисуют дети, стремящиеся обратить на себя внимание окружающих.
Хвост — Отражает самооценку ребенка.
Если он повернут влево — мы может судить о самооценке мыслей и решений, вправо — действий и поведения.
Хвост, поднятый вверх, означает положительную самооценку, бодрость.
Опущенный вниз — недовольство собой, сомнение в своих силах, сожаление о сказанном и сделанном.
Разветвленные хвосты, несколько хвостов — зависимость или противоречивость самооценки.
Два хвоста развернуты в стороны и у животного большие уши — самооценка ребенка сильно зависит от мнения окружающих.
Анализируя контуры фигуры, обратите внимание на выступы типа ребристого панциря, шипов или наростов и тому подобных деталей. Они отражают особенности психологической защиты ребенка. Степень агрессивной защиты характеризуется наличием острых выступов и их направленностью. Поднятые вверх, они говорят о том, что ребенок защищается от людей, имеющих над ним власть и возможность подавить, запретить, ограничить его в чем-либо. Это могут быть родители, старшие дети, воспитатели, учителя.
Если защитные элементы направлены вниз, это может обозначать, что ребенок боится быть непризнанным, стать объектом насмешек, или переживает, что уже находится в таком положении, боится потерять авторитет у детей.
Выступы по бокам рисуют дети, ожидающие опасности со всех сторон в любой ситуации и готовые к защите.
Ребенок с повышенной утомляемостью, крайней чувствительностью, нарушением сна и тому подобными проблемами, связанными с пониженным жизненным тонусом, рисует слабые, паутинообразные линии.
Но жирные, с нажимом, линии, штриховка свойственны не энергичным, а тревожным детям. Обратите внимание на то, какие детали выполнены с особым нажимом, чтобы определить, что именно может тревожить ребенка. Но, конечно, нужно учесть, что если ребенок учится рисовать в студии или просто увлекается этим самостоятельно, штриховка будет присутствовать просто как элемент рисунка.
Другие детали
Необычные детали — например, вмонтированные в тело механические предметы — могут быть признаком психопатологии или просто проявлением особой оригинальности, как, впрочем, и отголоском чрезмерного увлечения роботами и научной фантастикой.
Название животного
Имя, которое присвоил ребенок своему созданию, несет информацию о характере ребенка.
Рациональное содержание смысловых частей — летающий заяц, бегокот и тому подобное — говорит о рациональном складе ума ребенка.
Словообразования с книжно-научным, латинским окончанием — рептилиус — выражает стремление подчеркнуть уровень своего развития, эрудиции.
Поверхностно-звуковые, без всякого осмысливания, слова говорят о легкомысленном отношении к окружающему.
Иронично-юмористичные — пузыроид, пельмеш — выражает такое же иронично-снисходительное отношение и к действительности.
Повторяющиеся элементы — тру-тру, кус-кус — возможно, обозначают инфантильность.
Непомерно длинные названия могут давать дети, склонные к фантазированию, что, возможно, имеет защитный характер как способ ухода от действительности.
Теперь, когда вы проанализировали все детали, выпишите их все, рассмотрите полученные результаты и сведите их в одно целое. Полноценный психологический портрет, как я уже говорила, невозможно составить с помощью одного теста, но именно рисуночная методика, насколько показывает мой опыт, выявляет дезадаптацию ребенка в обществе.
Попробуйте проверить своего ребенка, пусть это будет для него игрой, подключите знакомых и близких, только предупредите, что умение рисовать в этом деле не имеет никакого значения и все тестируемые могут вволю пофантазировать.
Источник
Я — псих! Заметки психолога родителям и детям
Проективный тест несуществующее животное — рисунок, интерпретация
Тест «несуществующее животное» достаточно популярен в психологии. По полету фантазии, творческому самовыражению, их незначительным деталям, на которые, как правило, испытуемые не обращают внимание, можно сказать, как человек ощущает себя в этом мире.
В рисунке несуществующего животного проблемы человека проявляются на подсознательном уровне. Тут все важно — нажим, количество деталей, место расположения, прорисовка отдельных частей…
Особенно удобен этот тест для психологической диагностики детей и подростков. Он много может сказать психологу и родителям о том, какие трудности есть у ребенка в общении, в восприятии мира и поможет лучше его понять.
Инструкция к тесту
Придумать и нарисовать НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ, потом назвать его.
Рисовать лучше мягким карандашом (а не ручкой, не фломастером).
Интерпретация теста » Несуществующее животное»
Так какая же расшифровка возможна к тесту, рисунку несуществующего животного?
Положение рисунка на листе
- Если рисунок расположен по средней линии нормального листа А4, то это можно считать нормой.
- Положение рисунка выше середины позиционируется как недовольство нынешним положением дел, недостаточностью признания у окружающих, желанием занимать более высокое положение, продвинуться, самоутвердиться, быть признанным. Высокая самооценка.
- Положение рисунка внизу листа скажет о подавленности, низкой самооценке, неуверенности в своих силах, нерешительности в принятии решений.
Центр фигуры (обычно голова)
- Если голова смотрит вправо — человек ориентируется больше на практическую деятельность, реализацию планов. Не свойственны голословные заявления.
- Голова смотрит влево — испытуемый больше рассуждает, обдумывает, чем делает. Лишь небольшая часть планов реализуется. Часты нерешительность, страх деятельности, многочасовые переживания по поводу правильности решения.
- Голова смотрит прямо — свойственен эгоцентризм.
Глаза на рисунке
Глаза символизируют страхи человека. Они особенно выражены, если видна прорисовка радужки.
Ресницы указывает на демонстративность в характере, желание всеобщего внимания и восхищения.
При хорошей прорисовке органов слуха — очень ценится получаемая информация, особенно мнение других о испытуемом.
- Слегка приоткрытый рот, наличие языка — болтливость, если сильно прорисованы губы — чувственность.
- Просто открытый рот — легко возникает недоверие, опаска к новому.
- Наличие зубов на рисунке — показатель вербальной агрессии, человек защищается от нападок, критики зачастую грубостью.
- Округлый рот символизирует тревожность.
Аксессуары к голове
Более большая голова, чем надо — человеком больше ценится рациональное, полезное, во главу угла ставится ум, широкая эрудиция.
Наличие на рисунке рогов говорит о агрессии, защите. Особенно, если они присутствуют вместе с другими агрессивными элементами (ногти, иголки, щетина).
Перышки свидетельствуют о некоторой демонстративности и украшательству себя перед другими.
Шерсть, грива, прическа указывают на чувственность.
Ноги (или элементы их заменяющие)
- Если основа крепкая, устойчивая, она скажет психологу об основательности, рациональности, взвешенности ее обладателя. Если же ножки маленькие или тонкие — возможна поверхностность суждений, зачастую импульсивность, легкомысленность.
- Стоит обратить внимание на крепление ног к корпусу, если прорисовка небрежна, слаба — малый контроль за своими решениями и сделанными выводами. Если конечности основы однотипны и однонаправленные — для человека характерны конформизм (соглашательство с авторитетами), банальность.
- И от обратного, если присутствует в рисунке несуществующего животного разнообразие несущих деталей, то человеку свойственно творческое начало, самостоятельность в суждениях и установках.
Элементы над основной частью фигуры
Они делятся на две части — для украшения и сугубо функциональные.
- Первые скажут о демонстративности, выпячивании себя, манерности.
- А вторые говорят об энергии, уверенности, любознательности, увлеченности своими проектами, склонности к завоеванию своего места под солнцем.
Контур животного
Острые углы, затененность, штриховка — агрессивная защита, довольно большой страх и напряженность, если есть обводка линий по контуру — подозрительность и опаска.
Играет роль и «направление» защиты.
- Вверх — значит, человек защищается от вышестоящих людей (учителей, начальников, строгих родителей).
- Вниз — против непризнания сверстников, насмешек, страх осуждения.
Направление защитных элементов в разные стороны скажет о готовности к защите в любой ситуации, хронической настороженности.
Общие дополнения к тесту Несуществующее животное
Энергия испытуемого зависит от количества деталей, если только необходимые детали — экономия расхода энергии, склонность к астении, хронические заболевания.
- тоже важен, если человек сильно продавливает бумагу — большая тревожность.
Если только один элемент рисунка резко продавлен — это скажет, на что больше направлена тревога, негативные эмоции.
- Так как животное — это символ самого себя, идентификация, то и отнесение животного к хищникам или безобидным животным, дает представление об отношении человека к миру. Завоеватель и сильный зверь или слабая робкая жертва.
- Если несуществующее животное слишком похоже на человека (две нижние конечности, одежда, лицо) — это свидетельствует о эмоциональной незрелости. Если фигура животного напоминает колобка (круг), да еще почти пустого внутри, то это скажет о замкнутости, скрытности, нежеланием делиться, показывать себя в тесте.
Сексуальная атрибутика на рисунке несуществующего животного говорит о проблеме в сексуальной сфере, невозможности наладить контакт с противоположным полом.
- Наличие механических деталей, вмонтированных в животное чаще всего скажет о проблемах с психикой, вплоть до шизофрении.
- Если нарисовано существующее животное -это говорит об отсутствии фантазии, творческого начала или полного нежелания рисовать, участвовать в тестировании.
Название несуществующего животного
- звуковые без осмысления поведают о некоторой поверхностности, легкомысленности;
- образования с латинскими окончаниями, научные указывают на приоритетность разума, широкой эрудиции для человека и о демонстрации превосходства ума;
- повторяющиеся звуковые элементы — об инфантильности;
- чрезвычайно длинное название скажет о склонности к фантазированию;
- рациональное соединение частей слова по смыслу — о практичности человека.
О конкретных примерах интерпретации теста «несуществующее животное», его расшифровке мы поговорим в следующий раз.
12 идей о “ Проективный тест несуществующее животное — рисунок, интерпретация ”
Я провел этот тест, оказывается его прикольно проводить не только детям, тут и о взрослых многое чего можно узнать.
Конечно, очень информативный тест.
Хороший блог у Вас, смотрю и наслаждаюсь.
Изучение теста «Несуществующее животное» и методики его проведения полказывает, что он прост для освоения и его интерпретация вполне понятна и не изобилует непонятными терминами..
Спасибо! Вашими комментариями дополнил свои пробелы и интуитивные предположения по тесту » несуществующее животное» и его интерпретации.
Существуют модификации теста, которые являются дополнительными к тесту «Несуществующее животное» и применяются с целью уточнения эмоционального состояния рисующего. Это такие тесты как «Злое животное», «Счастливое животное» и «Несчастное животное».
Тест «Несуществующее животное» — один из самых распространенных, популярных и увлекательных рисуночных тестов в мире. Кого не заинтригует задание придумать и нарисовать такое животное, которое никогда не существовало ни в книгах, ни в фильмах, ни в сказках.
Спасибо,Федор,за информацию о модификациях теста несуществующего животного,ранее не знала
Информативная методика, я ее всегда провожу при работе с клиентом, пусть это даже самый взрослый и серьезный человек, он расслабляется, становится не так напряжен, а я, как психолог, много заранее о нем узнаю.
Само животное смотрит вправо, или оно смотрит вправо от наблюдателя? В моё право или в право этого животного?
Вправо от животного.
Толково описано! До того встречала, слишком заумные описаловки теста с несуществующим животным.
Источник
Несуществующее животное
Часто взрослые не замечают истинного психического состояния ребенка. И чтобы понять, какие скрытые эмоции он испытывает, опытный психолог может предложить пройти очень простой, но достаточно показательный тест «Несуществующее животное». Согласно этому тесту ребенок должен нарисовать существо, которого нет, и никогда не было в природе. Результаты психолог тщательно обрабатывает и выясняет, нет ли у тестируемого каких-либо психических расстройств. В домашних условиях данный тест также можно провести. Но для этого необходимо знать, как правильно интерпретировать рисунок. Итак, рассмотрим суть теста «Несуществующее животное — рисунок для психолога и родителей», и попробуем объяснить особенности его расшифровки.
В чем заключается главная мысль методики?
Тест «Несуществующее животное» был разработан психологом Майей Захаровной Дукаревич. Данная диагностика является проективной, то есть не предполагает использования стимульного или наглядного материала. Ребенку дается задание нарисовать необычное существо, и в дальнейшем он работает лишь с карандашами, бумагой и собственной фантазией. Интерпретировать рисунок должен специалист, который выяснит:
- на каком уровне находится самооценка ребенка, его умственное развитие;
- какова степень тревожности тестируемого;
- склонен ли он к агрессии, депрессивности;
- насколько он открыт к общению с другими людьми;
- насколько развит его творческий потенциал.
Главная суть теста – понять внутренний мир ребенка. Сама методика весьма проста в произведении, поскольку специального оборудования или материалов для нее не требуется: понадобятся лишь карандаши и бумага.
Стоит понимать, что однозначные выводы, исходя из результатов лишь одного теста, делать не стоит. Эта методика позволяет сделать лишь предположения о состоянии тестируемого. А заключение о психическом состоянии ребенка может делать психолог после проведения дополнительных тестов.
Как правильно провести тест «Несуществующее животное»?
Методика рекомендована для диагностики детей дошкольного возраста (примерно 5-6 лет). Ребенку предлагают нарисовать фантастическое существо, используя разноцветные или простые карандаши. Фломастеры, ручки и краски для этого теста не подходят, поскольку расшифровка линий, сделанных ими, слишком затрудняется. Использовать ластик в процессе рисования разрешается. На выполнение задания специалист выделяет всего 3 минуты. При этом тестируемого ничего не должно отвлекать: в комнате он должен находится один в абсолютной тишине – такая обстановка поможет ему сосредоточиться на задании.
Перед началом работы дошкольнику следует дать четкие инструкции, что он должен сделать:
- Придумать и нарисовать животное, которого в реальности не существует.
- Фантастическое животное должно иметь все части тела, а не только что-то одно (например, только голову).
- Дать существу имя.
Когда рисунок будет готов, нужно попросить ребенка рассказать о своем животном. Для этого можно задать ему наводящие вопросы:
- Где обитает животное?
- Что кушает?
- Что обычно делает?
- Чем любит заниматься больше всего?
- Что не любит делать?
- Есть ли у него друзья? Если есть, то кто они?
- С кем живет существо?
- Есть ли у него враги? Если да, то кто они?
- Чего боится существо больше всего?
- Какое оно? (Доброе или злое, большое или маленькое и т.д.)
Ответы на эти вопросы помогут точно описать эмоциональное состояние ребенка, так как, даже не подозревая об этом, дошкольник, описывая своего персонажа, подробно рассказывает о самом себе, о своих проблемах и переживаниях.
Интерпретация рисунка «Несуществующее животное»
Изначально следует рассмотреть манеру, с которой выполнен рисунок. По силе нажима карандаша судят о состоянии тестируемого:
- слабый нажим – пассивность, астения, склонность к депрессивности;
- сильный – может свидетельствовать о ригидности испытываемого, эмоциональной напряженности и импульсивности, тревожности;
- твердость нажима, при которой рвется бумага, — знак агрессии, конфликтности и гиперактивности.
Линии с острыми углами говорят о подозрительном отношении к окружающим, множественные штриховые затемнения в нижней части фигуры повествуют о том, что ребенок хочет защититься от насмешек сверстников, что его авторитет подорван. Если существо изображено с темными контурами справа, это говорит об умении ребенка отстаивать свою точку зрения, если речь идет о реальных действиях. Двойные линии слева говорят о желании защитить свои вкусы и убеждения.
По качеству линий также можно кое-что сказать о состоянии ребенка:
- штриховые линии означают тревожность тестируемого;
- множественные – импульсивность, тревожность из-за теста, стресс;
- эскизные штрихи говорят о стремлении ребенка к контролю над собой и своей тревогой;
- искаженные и не попадающие в нужное место линии – импульсивность, психическая нестабильность, органическое поражение мозга;
- линии, не доведенные ребенком до конца, свидетельствуют об астении и импульсивности.
По расположению и размеру рисунка судят о:
- наличии тревожности и стресса (если рисунок увеличен);
- депрессивности, низкой самооценке (если рисунок уменьшен);
- завышенной самооценке или стремлении к высоким достижениям (если изображение расположено в верхней части листа по центру);
- сниженной самооценке (если он смещен вниз);
- желании контролировать себя, свои поступки и мысли (при смещении изображения вправо);
- застенчивости, бездеятельности, слабой социальной активности (при смещении рисунка влево);
- острой тревожности и импульсивности (когда изображение не помещается на листе и выходит за его пределы);
- депрессии (если рисунок расположен в углу).
Расшифровка самого несуществующего животного — достаточно объемное задание, поскольку нужно учесть много аспектов, уделить внимание каждой детали рисунка. В таблице указаны всевозможные интерпретации изображения, которое сможет выдумать дошкольник.
Элементы для анализа | Характеристика расположения |
Голова | Отсутствие головы говорит об импульсивности и даже психической болезни. Если она обращена вправо – значит, ребенок руководствуется действиями, а не словами; влево – дошкольник больше размышляет и склонен к частым переживаниям, он не уверен в себе; прямо – дошкольник склонен к эгоцентризму (восприятию лишь собственной точки зрения). Если голова животного больше его тела, значит, испытуемый ценит в людях эрудицию и сам достаточно развит интеллектуально. Искаженная голова – возможно, у ребенка проблемы с мозгом, риск развития психоболезни. Если у существа 2 и более голов, это говорит о внутриличностном конфликте, противоречивости. |
Глаза | Отсутствие глаз может говорить о наличии астении, а неправильная их форма о неврозе. Если радужка глаза черная – ребенка мучают страхи, отсутствуют зрачки и они вовсе пустые – признак астении, тщательно прорисованные кровеносные сосуды говорят об ипохондрии и неврозе, а ресницы указывают на манерность поведения и высокое самомнение. |
Уши | Отсутствие ушей указывает на замкнутость ребенка, нежелание слушать и контактировать с окружающими. Если уши большие и их много, значит, ребенок заинтересован в получении информации, либо же он слишком мнителен, подозрителен, зависим от чужого мнения. |
Рот | Непропорционально большой рот свидетельствует о рационализме испытуемого, высоком интеллекте, эрудированности. Круглый рот означает тревожность или боязнь чего-то. Если он приоткрыт, а из него виднеется язык, то это явный признак болтливости ребенка; с губами – признак чувственности; без губ и языка – страха и недоверия; с зубами – агрессивности. Зачерненный открытый рот – тревожность, недоверие, опасения и страхи. |
Дополнительные детали на голове | Перья – склонность к приукрашиванию действительности; рога свидетельствуют об агрессивности, защитной реакции; грива (прическа) говорит о чувственности тестируемого, иногда таким способом подчеркивают половую принадлежность. |
Особенности фигуры | Много составных частей – энергетика тестируемого очень мощная; мало составных частей – у ребенка астения. Если существо состоит из острых углов, это говорит об агрессивности ребенка. Кругообразность форм свидетельствует о скрытности, замкнутости и закрытости внутреннего мира тестируемого. |
Дополнительные части фигуры | Панцирь или чешуя – дошкольник нуждается в защите. Иглы и шипы – агрессия ребенка носит защитный характер. Тело существа покрыто густой шерстью (прорисованы половые органы, грудь, вымя) – ребенок придает большую значимость сексуальной сфере. Узор на шкуре животного означает демонстративность. Раны и шрамы, а также внутренние органы и кровеносные сосуды говорят о невротическом состоянии. Наличие механических частей тела свидетельствует о трудностях в общении с окружающими, интровертированности (когда ребенок больше увлечен собой, нежели окружающим). Наличие оружия – агрессивность. Крылья говорят о романтичности и мечтательности испытуемого. |
Хвост | Повернут влево – любое действие ребенка вызывает нерешительность и недовольство собой; вправо – ребенок может анализировать свои поступки; вверх – активность тестируемого им оценивается положительно; вниз – дошкольник часто сожалеет о своих высказываниях и поступках. Пышность хвоста говорит о степени самолюбования. |
Ноги | Отсутствие ног – чрезмерная пассивность ребенка, неопытность в социальных отношениях. Множественное количество ног говорит о потребности в поддержке, опоре. Толстые и большие ноги – чувство неопытности в социальных отношениях, нужда в опоре. Маленькие ноги говорят о легкомысленности и импульсивности. От ширины ног зависит уравновешенность ребенка и умение принимать ответственные решения. Если лапы у животного одинаковые, то ребенок не отличается творческими способностями и инакомыслием. Если лапы аккуратно соединены с телом и аккуратно прорисованы, значит, тестируемый может отвечать за свои поступки, следит за собственными рассуждениями и ответственно принимает решения. Если места соединений изображены небрежно или вовсе отсутствуют – ребенок плохо себя контролирует. |
Интерпретация типа животного
Согласно типологии, психолог М.З. Дукаревич рекомендует расшифровывать рисунки следующим образом.
- Реальное животное с реальным названием и образом жизни для дошкольника является нормой. В других случаях свидетельствует о плохом воображении.
- Животное, существовавшее ранее, но вымершее – рисунок говорит о плохой фантазии ребенка, невысоком уровне культуры.
- Сказочное животное (русалка, леший, дракон и т.д.) – для детей в возрасте до 9 лет считается нормой. Так ребенок отождествляет себя со сказочным героем, фантазирует, примеряя на себя его способности, привычки, поведение. В другом случае изображение говорит о низком уровне культуры и недостатке фантазии.
- Существо с человеческими чертами говорит о потребности в общении.
- Животное, тело которого состоит из разных частей тела разнообразных животных, свидетельствует о невысоком творческом потенциале и рациональном мышлении.
- Механизированное существо – рисунок говорит о креативности дошкольника, необычном подходе к жизни, нерациональности мышления.
- Животное, в котором трудно выделить детали, сходные с какими-либо реальными существами или предметами, при этом оно выглядит целостно и гармонично. Такие рисунки выполняют одаренные личности с богатым воображением и фантазией.
Обязательно следует учитывать название несуществующего животного, которого нарисовал ребенок.
- «Летающий кенгуру», «Ползающий слон» и другие аналогичные названия свидетельствуют о четком понимании целей, к которым стремится тестируемый.
- Названия с латинским окончанием, к примеру, «куралесиус», «турокипис» — говорят о неплохом интеллектуальном развитии ребенка и желании продемонстрировать свою эрудицию.
- Звукоподражательные имена, типа «бибизяка», «някер», свидетельствуют о легкомыслии, беспечности.
- Если имена юмористические («шаропузик», «кулебяка»), то это знак снисходительного отношения к окружающим, оптимистического настроения.
- Слишком длинные и сложные имена говорят о том, что ребенок – настоящий фантазер.
- Имена с повторяющимися слогами («кум-кум», «изи-изи») свидетельствуют о незрелости в развитии ребенка.
Работа над ответами ребенка
Заключительный этап расшифровки детского рисунка «Несуществующее животное» — это интерпретация ответов на вопросы о способе существования животного. Если способ жизни и место обитания существа совпадает с изображением на бумаге, то это нормально и логически оправданно. В других случаях прослеживается нарушение логического мышления. Что именно могут скрывать дети, узнаем из таблицы.
Среда обитания и способ жизни животного | Характеристика рисунка |
Место проживания | Остров, субтропики, заграница – означают демонстративность; изолированная площадь (коробка, колодец, другая планета, лес) – ребенок чувствует себя одиноким, причем трудно переживает это; труднодостижимые места (непроходимый лес, тайга, чаща) – потребность в защите, боязнь, иногда агрессия; неприятные места (помойка, болото, грязь) – невротические состояния. |
Питание | Если по словам ребенка его существо питается ничем (или воздухом, энергией, эмоциями), то это говорит о его интровертности (погруженности в себя). Если животное ест все – признак импульсивности дошкольника; ест несъедобные вещи и предметы – ребенок страдает от недостатка общения или не может находить общий язык с окружающими; питается неприятной пищей (жуками, слизью) – у ребенка невротическое состояние; существо поглощает кровь и внутренние органы – у дошкольника явная невротическая агрессия; ест людей – негативизм, отрицание, острая агрессивность. |
Игры и занятия | Любит спать – знак астении, хронической усталости; ломать и крушить – признак агрессивного, негативного отношения к окружающим; гулять, развлекаться – ответ говорит о желаниях тестируемого; искать пропитание – признак жизненных трудностей; не любит сидеть без дела – знак импульсивности. Если существо любит ходить вверх ногами – знак нарушения общепринятого порядка или желания выйти за рамки стандартов. |
Другие возможные описания | Если ребенок указывает на отсутствие друзей, значит, он чувствует одиночество. Если у животного много друзей, то тестируемый испытывает высокую ценность общения. Если речь заходит о врагах (даже если просто упоминается, что их нет или существо защищено от них), значит, ребенок боится агрессии со стороны. Обеспокоенность обеспечением питания связано с ощущением бытового неблагополучия. |
Как видим, каждая мелочь в рисунке для теста «Несуществующее животное» важна. Правильная интерпретация существа поможет понять, в каком эмоциональном состоянии находится ребенок, какие проблемы его отягощают, каким характером и внутренним миром он обладает. Благодаря такому простому тесту появляется возможность вовремя выявить и устранить проблемы без вреда для ребенка. А если возникли трудности с расшифровкой рисунка, следует обратиться к психологу – он точно поможет разобраться в проблемах и ответит на все волнующие вопросы.
Источник
методика "Несуществующее животное"
тест по психологии ( класс) на тему
Цель методики: когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я-образ. Социальный педагог может многое сказать о настроении, склонностях маленького художника, глядя на его произведение. Конечно, один тест не поможет воссоздать точный психологический портрет, но поможет понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.
Для исследования необходимо: стандартный лист белой и простой карандаш средней твердости. Фломастеры и ручки использовать нельзя, мягкие карандаши тоже нежелательны.
Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.
Объясните ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой задачей — создать такое существо, которого до него никто не придумывал. Это не должен быть уже увиденный когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или сказок. После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер.
Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда несет в себе достаточно информации и зависит от способности ребенка анализировать свой внутренний мир. Для нас же важно понять, насколько он адаптирован в коллективе.
Итак, на что следует обратить внимание.
Расположение на листе
В норме рисунок располагается на средней линии листа или чуть выше и правее. Расположение рисунка ближе к верхнему краю говорит о высокой самооценке и уровне притязаний, которые, по ощущению ребенка, не полностью реализуются. Важно понять, что чем выше расположен рисунок, тем сильнее выражено у ребенка ощущение неудовлетворенности своим положением в обществе, потребность в признании и самоутверждении. Он считает, что достоин большего и может переживать от того, что его недооценили.
Чем ниже расположен рисунок, тем ниже и самооценка ребенка. Неуверенность в себе, нерешительность, отсутствие стремления к самоутверждению — вот что свойственно такому художнику. Ребенок долго помнит неудачи и может вообще отказаться от действия, если не уверен в положительном результате. Он сосредоточен на препятствиях к удовлетворению возникающих у него потребностей.
Сдвиг рисунка вправо говорит о стремлении к контролю над собой, экстраверсии. Чем сильнее рисунок уходит вправо, тем сильнее проявляется "бунтарство" по отношению к чему-то важному для рисующего.
Если рисунок расположен в правом верхнем углу, мы можем говорить о том, что ребенок, скорее всего, претендует на лидерство и активно конфликтует с кем-то из других претендентов на эту роль или встал в оппозицию по отношению к уже существующим "правящим". В этом случае "правящими" могут оказаться и родители, и учителя, и дети, пользующиеся полным признанием и авторитетом у остального коллектива.
Сдвиг рисунка влево, возможно, выражает социальную бездеятельность, застенчивость, интроверсию. Эти закономерности могут не работать, если рисунок выходит за край листа.
Мы так детально рассматриваем расположение рисунка именно потому, что сейчас нам важно понять положение ребенка в обществе и его оценку своей позиции. Признак дезадаптированности — недовольство своей ролью в коллективе, и на это необходимо обратить особое внимание. Так как расположение рисунка — только один из критериев, в процессе анализа наши предположения будут уточняться или даже изменяться. Поэтому продолжим рассматривать рисунок.
Голова или заменяющие ее элементы
Это центральная смысловая часть фигуры. Если она повернута вправо, то художнику присущи высокая целеустремленность и активность, которые взрослые иногда принимают за излишнее упрямство. Важно понять, что его планы реалистичны и осуществимы, и не мешать, а помогать ребенку ставить перед собой задачи и добиваться результата.
Поворот головы влево характеризует тестируемого как человека, склонного к размышлению, фантазированию, его мечты часто существуют только в его воображении и не реализуются в действительности. Возможно, это просто склад характера, но такая ситуация может возникнуть под страхом неудачи, который ведет к потере активности, поэтому необходимо обратить на это внимание.
Изображение с головой в положении анфас говорит о присутствии эгоцентризма или бесконтрольности в поведении.
Если голова значительно крупнее по размеру, чем тело, возможно, ребенок высоко ценит интеллектуальные качества в себе и окружающих.
Крупные, с четко прорисованной радужкой глаза могут означать, что ребенка мучает постоянный страх.
Прорисовка ресниц — показатель заинтересованности в восхищении со стороны окружающих, всеобщем признании своей привлекательности.
Зубастое существо рисуют дети, которым свойственная словесная агрессия защитного характера. Их грубость следует воспринимать как способ самозащиты от нападок окружающих.
Язык обозначает потребность в речевой активности, авторы такого существа — большие болтушки.
Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно закрашенный, заштрихованный — признак готовности испугаться, такие дети часто недоверчивы и опасливы.
Уши
Если они есть, это знак того, что ребенку важно мнение и информация окружающих о нем самом. Чем больше ушей, тем больше внимания ребенок обращает на то, что о нем думают и говорят.
Рога — защита от агрессии. В сочетании с когтями и щетиной — агрессия спонтанная или защитно-ответная.
Перья — стремление к самоутверждению, самооправданию, демонстративности.
Грива, шерсть, подобие прически — чувствительность.
Лапы животного, постамент, опора и тому подобное нужно оценивать по форме и соразмерности со всей фигурой.
Если опорная часть основательна, то ребенок обладает рациональностью, склонностью принимать обдуманные решения на основе существующей информации. Он имеет собственное мнение, с которым необходимо считаться, иначе возникнет протест, который может быть выражен как в прямой, так и в скрытой форме.
О легкомысленности, импульсивности, поверхностности суждений свидетельствует изображение облегченной опорной части — маленькие лапки, например.
Способ соединения опоры и самого туловища говорит о степени контроля за своими суждениями и решениями. Точное и тщательное соединение — высокий уровень, небрежное и слабое — склонность к необдуманным поступкам или неуверенность в своем мнении.
Бывает, что у фигуры появляются части, которые возвышаются над общими очертаниями рисунка. Это могут быть крылья, дополнительные конечности, щупальца, детали панциря, перья. Они могут служить украшением или носить утилитарный характер. Спросите ребенка, для чего они предназначены. Если они нужны для какого-то вида деятельности животного, скорее всего, тестируемый энергичен, стремится к самоутверждению. Декоративные части рисуют дети, стремящиеся обратить на себя внимание окружающих.
Хвост — Отражает самооценку ребенка.
Если он повернут влево — мы может судить о самооценке мыслей и решений, вправо — действий и поведения.
Хвост, поднятый вверх, означает положительную самооценку, бодрость.
Опущенный вниз — недовольство собой, сомнение в своих силах, сожаление о сказанном и сделанном.
Разветвленные хвосты, несколько хвостов — зависимость или противоречивость самооценки.
Два хвоста развернуты в стороны и у животного большие уши — самооценка ребенка сильно зависит от мнения окружающих.
Анализируя контуры фигуры, обратите внимание на выступы типа ребристого панциря, шипов или наростов и тому подобных деталей. Они отражают особенности психологической защиты ребенка. Степень агрессивной защиты характеризуется наличием острых выступов и их направленностью. Поднятые вверх, они говорят о том, что ребенок защищается от людей, имеющих над ним власть и возможность подавить, запретить, ограничить его в чем-либо. Это могут быть родители, старшие дети, воспитатели, учителя.
Если защитные элементы направлены вниз, это может обозначать, что ребенок боится быть непризнанным, стать объектом насмешек, или переживает, что уже находится в таком положении, боится потерять авторитет у детей.
Выступы по бокам рисуют дети, ожидающие опасности со всех сторон в любой ситуации и готовые к защите.
Ребенок с повышенной утомляемостью, крайней чувствительностью, нарушением сна и тому подобными проблемами, связанными с пониженным жизненным тонусом, рисует слабые, паутинообразные линии.
Но жирные, с нажимом, линии, штриховка свойственны не энергичным, а тревожным детям. Обратите внимание на то, какие детали выполнены с особым нажимом, чтобы определить, что именно может тревожить ребенка. Но, конечно, нужно учесть, что если ребенок учится рисовать в студии или просто увлекается этим самостоятельно, штриховка будет присутствовать просто как элемент рисунка.
Другие детали
Необычные детали — например, вмонтированные в тело механические предметы — могут быть признаком психопатологии или просто проявлением особой оригинальности, как, впрочем, и отголоском чрезмерного увлечения роботами и научной фантастикой.
Название животного
Имя, которое присвоил ребенок своему созданию, несет информацию о характере ребенка.
Рациональное содержание смысловых частей — летающий заяц, бегокот и тому подобное — говорит о рациональном складе ума ребенка.
Словообразования с книжно-научным, латинским окончанием — рептилиус — выражает стремление подчеркнуть уровень своего развития, эрудиции.
Поверхностно-звуковые, без всякого осмысливания, слова говорят о легкомысленном отношении к окружающему.
Иронично-юмористичные — пузыроид, пельмеш — выражает такое же иронично-снисходительное отношение и к действительности.
Повторяющиеся элементы — тру-тру, кус-кус — возможно, обозначают инфантильность.
Непомерно длинные названия могут давать дети, склонные к фантазированию, что, возможно, имеет защитный характер как способ ухода от действительности.
Теперь, когда вы проанализировали все детали, выпишите их все, рассмотрите полученные результаты и сведите их в одно целое. Полноценный психологический портрет, как я уже говорила, невозможно составить с помощью одного теста, но именно рисуночная методика, насколько показывает мой опыт, выявляет дезадаптацию ребенка в обществе.
Попробуйте проверить своего ребенка, пусть это будет для него игрой, подключите знакомых и близких, только предупредите, что умение рисовать в этом деле не имеет никакого значения и все тестируемые могут вволю пофантазировать.
Источник