Пример из литературы про любовь к природе

Пример из литературы про любовь к природе

Полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам

Бережное отношение, любовь к природе — аргументы ЕГЭ

Тезисы

  • Деятельность человека губит природу
  • Состояние природы зависит от человека
  • Сохранение окружающей среды — первоочередная задача общества
  • От состояния природы зависит будущее человечества
  • Любовь к природе делает человека чище
  • Люди, обладающие высокими нравственными качествами, защищают природу
  • Любовь к природе меняет человека к лучшему, способствует его нравственному развитию
  • Люди забыли, что природа — это их дом
  • Каждому свойственно иметь свой взгляд на роль природы в жизни человека

Аргументы

И.С. Тургенев «Отцы и дети». В произведении встречаются два совершенно противоположных взгляда на место природы в жизни людей. Нигилист Евгений Базаров воспринимает окружающий мир как материал для практики, говоря, что «природа не храм, а мастерская». Во всем он старается найти пользу, а не увидеть красоту вокруг. Герой считает живых существ лишь материалом для своих исследований. Для Аркадия Кирсанова, в первое время поддерживающего взгляды Евгения Базарова, природа является источником гармонии. Он чувствует себя неотъемлемой частью окружающего мира, видит и чувствует красоту.

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». История о спасении зайцев дедушкой Мазаем известна каждому человеку с детства. Из стихотворения великого поэта понятно, что наш герой — охотник, а значит, для него зайцы должны быть прежде всего добычей. Но дед Мазай не может обидеть животных, когда они абсолютно беспомощны, находятся между жизнью и смертью. Любовь к природе оказывается для человека выше возможности получить легкую добычу. Он кричит вслед спасенным зайцам, чтоб не попадались ему в период охоты, а на данный момент их отпускает.

А.И. Куприн «Олеся». Отношение к природе главной героини произведения можно назвать поистине правильным. Жизнь Олеси неразрывно связана с окружающим ее миром. Она чувствует, что связана с лесом и что лес — нечто живое. Девушка любит все живое. Олеся готова защищать все, что связано с природой: травы, кустарники, огромные деревья. Единение с окружающим миром позволяет ей выжить на расстоянии от людей, в глуши леса.

В.П. Астафьев «Царь-рыба». Судьба Гоши Герцева является ярким примером того, что природа может не только терпеть нападки человека, но и активно защищаться при помощи своей нравственно-карающей силы. Герой, показавший потребительское, циничное отношение к окружающей среде, несет наказание. Причем кара грозит не только ему, но и всему человечеству, если оно не осознает, насколько жестока его деятельность. Бездуховность, жажда наживы, бездумное использование достижений научно-технического прогресса — все это грозит гибелью общества.

Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей». Произведение показывает разное отношение людей к природе: мы видим и ее защитников, и врагов, деятельность которых носит лишь потребительский характер. Главный герой, Егор Полушкин, заботится о всем живом. Часто он становится объектом насмешек, потому что окружающие не поддерживают его взглядов на мир. Егор Полушкин, прокладывая трубу, решает обогнуть муравейник, что вызывает смех и осуждение со стороны людей. Когда герой нуждается в деньгах, он узнает, что население может получать вознаграждение за моченое лыко. Однако даже в непростой ситуации герой не может решиться на уничтожение живого, в то время как его двоюродный брат ради наживы губит целую рощу. Сын Егора Полушкина отличается такими же нравственными качествами: Колька отдает свой дорогой подарок (спиннинг, о котором мечтал каждый) Вовке для спасения щенка, которого мальчик хотел замучить. Сам главный герой оказывается убит злыми и завистливыми людьми за желание защищать природу.

Чингиз Айтманов «Плаха». В произведении показано, как человек собственными руками разрушает окружающий мир. Люди издеваются на сайгаками, из-за устроенного человеком пожара погибают волчата. Не зная, куда направить свою материнскую любовь, волчица привязывается к человеческому ребенку. Люди, не понимая этого, стреляют в нее, но один из них в результате убивает собственного сына. В гибели ребенка можно обвинить не волчицу, а людей, варварски ворвавшихся на ее территорию, истребивших ее детей, а значит, ополчившихся против природы. Произведение «Плаха» показывает, чем чревато такое отношение к живому.

Д. Гранин «Зубр». Главный герой с ужасом осознает, что почти все люди, в том числе и ученые, уверены в безграничности природы и ничтожном воздействии на нее человека. Зубр не понимает, как человек может утверждать научные и строительные проекты, наносящие непоправимый урон всему живому. Он считает, что наука в таком случае работает не во благо, а во вред человечеству. Герою больно от того, что почти ни к кому не пришло понимание истинной роли природы в жизни человека, ее неповторимости и уязвимости.

Э. Хемингуэй «Старик и море». Для старого рыбака море является кормильцем. Во всем облике героя видна связь с природой. Ко всему старик относится с уважением и благодарностью: он просит прощения у пойманной рыбы. Произведение показывает роль щедрости природы в нашей жизни, а герой демонстрирует поистине правильное отношение к окружающему миру — благодарное.

Источник



Аргументы к ЕГЭ на тему «Природа»

Природа – это окружающий нас мир. Мы знакомимся с ней при рождении, так как человек – это часть природы. Неправильно думать, что жизнь человека проходит на фоне природы, природа – это то, благодаря чему человек появился на свет. Поэтому нужно ценить окружающий мир, беречь его и защищать от негативных воздействий. Природа и человек – это понятия, тесно связанные друг с другом. Часто сами люди приносят природе вред, это нужно останавливать, иначе сам человек пострадает от своих же действий. Необходимо уметь видеть красоту природы, только в этом случае человек сможет быть счастливее, ведь окружающий мир способен воздействовать на внутренний мир человека, на его мировоззрение и образ жизни. Но главное – это не видеть красоту природу, а помогать ей конкретными действиями. Если каждый человек будет сохранять и улучшать природу, то никому не придется задумываться о том, что все мы можем исчезнуть с лица Земли.

Природа часто отображалась в произведениях известных отечественный и зарубежных писателей и поэтов. Они подчеркивали ее красоту, а также необходимость беречь окружающую среду. Многие авторы показывали, что может произойти с жизнью всего человечества, если не сохранять природу и не защищать ее от человеческого воздействия.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Красоту природы смогла понять героиня романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Писатель в эпизоде «Ночь в Отрадном» демонстрирует то, как Наташа Ростова любуется природой и восхищается ей. Девушка смогла почувствовать свою связь с окружающим миром. Наташа сравнивает себя с птицей, которая готова тут же полететь. Ночь передает внутренний мир Ростовой, богатство ее души, те переживания, которые томили душу девушки. Л.Н. Толстой показывает, что только искренние и нравственно чистые люди могут видеть красоту природы.

Таким же человеком оказывается и Андрей Болконский. Вся его судьба так или иначе связана с природными явлениями. Небо Аустерлица полностью меняет мировоззрение князя Андрея, он задумывается о жестокой и никому не нужной войне, которая противопоставлена красоте окружающей среды. Андрей Болконский теперь убежден в том, что ничего не имеет значения, кроме природы.

С помощью образа векового дуба Л.Н. Толстой смог передать чувства главного героя. Прием психологического параллелизма помогает раскрыть переживания Андрея Болконского, его размышления о собственной жизни. Дуб – это символ нравственного пути князя Андрея. Когда он видит дуб в первый раз, Болконский приходит к выводу о том, что его жизнь кончена, так как дуб был старым и погибающим. Однако когда князь Андрей видит это же дерево на обратном пути, он видит, что оно преобразовалось, а значит, и в его жизни все еще впереди. Природа, олицетворенная дубом, дает Андрею Болконскому силы жить дальше.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Ценить природу может и героиня романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Свой идеал девушки – Татьяну Ларину – автор наделяет способностью искренне любить окружающую среду. Героиня очень близка к природе. Она любит русскую зиму. Связано это, как объясняет писатель, с тем, что Татьяна была «русскою душой». Так, А.С. Пушкин показывает народный характер Татьяны Лариной, подчеркивая, что русский народ всегда отличался близостью с природой и любовью к ней. В лирическом отступлении автор сам любуется зимой. Таким образом А.С. Пушкин приближает свою героиню к самому себе. Широкие описания природы в «Евгении Онегине» появляются только при раскрытии образа Татьяны Лариной, значит, любовь к природе – это ее отличительная черта. Онегин, к примеру, не способен увидеть красоту природы, он скучает, находясь в деревне. Называя Ольгу Ларину «глупой луной на глупом небосклоне», Евгений Онегин показывает свое истинное отношение к природе. Этим он полностью противопоставлен Татьяне Лариной. Отношение к природе – еще одно средство раскрытия главных героев, демонстрации их различий.

Читайте также:  Байкал природа и люди энциклопедический справочник

А.П. Платонов «Неизвестный цветок»

Тема природы и хорошего отношения к ней поднимается в рассказе Андрея Платоновича Платонова «Неизвестный цветок». Произведение повествует о том, что маленькому цветку приходится жить в тяжелых условиях. Когда девочка-пионерка Даша находит этот цветок, она решает ему помочь. На следующий день целый отряд ребят пришли для того, чтобы удобрить землю рядом с цветком. Через год место, которое было раньше опустошенно, теперь зарастало цветами, вокруг которых летали различные бабочки и птицы. Автор повести показывает, что поступок девочки можно назвать настоящим подвигом, ведь она не только сохранила жизнь одному цветку, но и способствовала тому, что на этой земле появились и другие живые существа. А.П. Платонов демонстрирует то, как неравнодушное отношение человека к природе способно изменить мир, сделать его добрее и чище. Доброта девочки и искреннее желание сохранить окружающую среду и помочь ей приводят к положительным результатам.

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»

На тему необходимости сохранения природы и борьбы за нее писал Валентин Григорьевич Распутин. В своей повести «Прощание с Матерой» автор показал то, как человек собственными руками разрушает то, что ему дала природа. Повесть начинается с того, что жители острова Матеры разговаривают о том, что их деревне скоро придет конец, так как для строительства ГЭС нужно затопить многие деревни. Леса, поля, растения и многое другое – все это уйдет под воду. Старые жители Матеры, считающие свою деревню родным местом, не согласны с решением председателя. Они до самого конца остаются верными самим себе. Начальство выкапывает кладбищенские кресты и могилы, сжигает дома жителей, однако старухи не могут переехать из родной Матеры. В.Г. Распутин призывает читателей к сохранению природы, ведь человек несет ответственность за все то, что он совершил. Затопленные деревни ради строительства ГЭС рано или поздно приведут человечество к негативным последствиям. Они уже проявляются в том, что люди, которые были вынуждены переехать с острова, перестали жить в гармонии друг с другом, а главное – в гармонии с самими собой. В.Г. Распутин призывает задуматься над тем, что не нужно причинять природе вред, ведь от этого вред и человеку. Например, муж Настасьи Егор, переехав в город, умирает, так как ему не удается свыкнуться с новой жизнью. И это только один пример негативного влияния затопления Матеры. Однако оно неизбежно: в финале произведения слышится вой Хозяина острова, который прощается с Матерой, которой пришло время уйти под воду. В.Г. Распутин, описывая такое бездумное отношения к природе, показывает, к чему это может привести.

Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

О природе пишет и Борис Львович Васильев в своей повести «Не стреляйте в белых лебедей». Брат главного героя относился к природе потребительски, он не ценил ее и всячески пользовался тем, что давала окружающая среда. В отличие от него, Егор Полушкин стремится защищать природу. Из-за своего неравнодушного отношения к окружающему миру главный герой не способен даже на то, чтобы разрушить муравейник. Егор Полушкин считает, что человек не имеет на это права, так как муравейник – часть природы. Человек тоже является частью природы, а не царем природы, как заблуждаются многие, поэтому человек не имеет права разрушать то, что было создано не им. Егор Полушкин пытается донести эту мысль до окружающих людей. Б.Л. Васильев вкладывает в уста Полушкина свои рассуждения по поводу охраны природы. Автор демонстрирует пример человека, который бережно относится к окружающему миру. Егор Полушкин – лесник, который защищает природу. Главный герой купил лебедей, для которых озеро стало настоящим домом. Так, любовь Полушкина к природе проявилась не только в способности ценить ее, но и конкретным делом.

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Примером бережного отношения к природе является поступки главного героя повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Его главным жизненным принципом является правило «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Такая мысль Маленького принца учит читателей доброму отношению к окружающей среде. Центральный персонаж понимает, что природа – это то, что окружает человека, поэтому его жизнь и жизнь окружающей среды взаимосвязаны. Забота о природе является, по мнению Маленького принца, главной обязанностью человека. Видеть прекрасное и заботиться о нем – вот к чему призывает А. Сент-Экзюпери с помощью слов Маленького принца.

Жан Жионо «Человек, который сажал деревья»

Тема природы отразилась в повести Жан Жионо «Человек, который сажал деревья». Уже в самом названии отражается проблема бережного отношения к природе. Главный герой произведения всю жизнь посвятил посадке деревьев в пустыне, в которой совершенно не было жизни. Человеку с большой буквы удалось превратить пустыню в цветущий оазис. Ж. Жионо показывает, что любые усилия человека оказывают на природу огромное влияние. Те деревья, которые центральный персонаж посадил в пустыне, принесли пользу всему человечеству. Сам Ж. Жионо признавался, что главной целью при написании повести «Человек, который сажал деревья» было привлечь людей сохранять природу и способствовать ее размножению.

Вывод

Таким образом, природа – это то, от чего зависит жизнь человека, ведь не будет окружающей среды – не будет и человека. Человек, который причиняет вред природе, причиняет вред самому себе. Эта взаимосвязь должна подталкивать человека на сохранение своего истинного дома, ведь наша планета – это то место, где родился человек. Природу необходимо не только уметь видеть и ценить, но и помогать ей делом, а не только словом. Природа – это жизнь каждого из нас. Она объединяет всех людей на Земле. Только бережное отношение к окружающему миру сохранит жизнь на нашей планете.

Источник

Аргументы на тему "Природа" к сочинению ЕГЭ. Часть 1. Проблемы природы, отношения к природе, животным, борьбы с миром природы, вмешательства в мир природы, красоты природы, влияния природы на характер человека.

↑ Человек царь природы или часть? Чем опасно потребительское отношение к природе? К чему может привести борьба человека с миром природы? (В.П. Астафьев «Царь-рыба»)

Астафьев рассказывает нам поучительную историю о талантливом рыбаке, который обладает природным чутьем, полезным для рыбалки. Однако этот герой также промышляет и браконьерством, истребляя рыбу без счета. Своими действиями герой наносит непоправимый урон природе. Причина этих действий отнюдь не голод. Утробин действует так из жадности.
В одну из таких вылазок на крючок браконьера попадается огромная рыба. Жадность и честолюбие мешает рыбаку позвать на помощь брата, он решает вытянуть огромного осетра во что бы то ни стало. Со временем Игнатьич начинает уходить под воду вместе с рыбой. В его душе случается переломный момент, где он просит прощения за все свои грехи перед братом, перед невестой, которую обидел. Поборов жадность, рыбак зовет на помощь брата.
Игнатьич меняет свое отношению к природе, когда чувствует как рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Он понимает, что рыба жмется к нему, потому что боится смерти так же, как и он. Он перестает видеть в этом живом существе только инструмент для наживы. Когда герой осознается свои ошибки, его ожидает освобождение и очищение души от грехов.
В конце повести мы видим, что природа простила рыбака, дала ему новый шанс на искупление всех грехов.
Борьба Игнатьича и царь-рыбы — метафора сражения человека и природы, которое происходит каждый день. Разрушая природу, человек обрекает себя на исчезновение. Причиняя вред природе, человек лишает себя среды существования. Вырубая леса, уничтожая животных, человек обрекает себя на вымирание.
В этом произведении также ставится вопрос: может ли человек считать себя царем природы. И Астафьев дает ответ: нет, человек – часть природы, притом не всегда лучшая. Только забота о природе может сохранить жизненный баланс, бесчисленное истребление того, что дарует нам окружающий мир, может привести только к гибели. Гордыня человека, возомнившего себя «царем природы», ведет только к разрушению.
Нужно любить окружающий нас мир, существовать в мире и согласии с ним, уважая каждое живое существо.

Читайте также:  Презентация на тему весна в живой природе

↑ Как нужно относиться к природе? (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

Одна из проблем, затронутая автором этой замечательной сказки, – это отношение человека к природе.
Примером бережного отношения к природе может служить главный герой. Маленький принц живет на небольшой планете. Его основное правило: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Маленький принц каждые утро прочищает вулканы и вырывает баобабы, которые при отсутствии ухода могут разрешить планету.
Главный герой учит нас ценить прекрасное в мире природы, охранять это всеми своими силами, поскольку планета – это наш дом, а человек не может жить без дома. Именно поэтому Маленький принц попросил змею укусить его, чтобы вернуться домой, к своим планете и розе, за которыми он должен ухаживать. Потому что следить за домом, в котором ты живешь – главная обязанность и ответственность человека.

↑ Чем опасно активное вмешательство человека в мир природы? К чему приводит борьба человека с природой? (Чингиз Айтматов «Плаха»)

В центре внимания автора – проблема вмешательства человека в мир природы.
Для того чтобы исполнить план мясосдачи, люди решают убить сайгаков, за которыми в этот момент охотились волки Акбара и Ташчайнар. Вертолеты начинают гнать сайгаков в сторону охотников на уазиках, в процессе этого погибают дети волков. Когда же усталые волки возвращаются в свое родное логово, они обнаруживают, что возле него находятся люди, собирающие остатки сайгаков.
Авдей призывает участников этого отвратительного деяния немедленно прекратить бойню, за что охотники убивают его.
Акбара и Ташчайнар начали новую жизнь и родили новых волчат, но и те погибли при пожаре, который устроили люди.
Последний раз они попытались продолжить род уже в другой местности, но человек по имени Назарбай украл и продал четырех волчат. Горю матери-волчицы не было предела. Айтматов не случайно описывает семью волков, наделяя их человеческими чертами. Они также создают семьи, любят своих детей, радуются и печалятся. Человек же в романе представлен менее живым. Большинство людей в романе показаны как бесчувственные существа, лишенные моральных принципов.
Бесцеремонно, совершенно не задумываясь об окружающем мире, человек прокладывает метры новых дорог, он приходит в чужой дом, где грабит и уничтожает естественных обитателей. Это роман показывает, что такое вмешательство может закончиться трагично как для людей, так и для животных. В конце произведения погибает волчица, а вместе с ней маленький мальчик, который пострадал в безумной борьбе двух полноправных жителей этой планеты: человека и волка.
Человек тесно связан с миром природы, важно не воевать, а находиться в мире и согласии.

↑ Почему важно ценить красоту природы? (Р. Брэдбери «Все лето в один день»)

Этот рассказ учит нас ценить красоту природы здесь и сейчас. Чтобы дать прочувствовать, что значит «никогда не видеть солнца», Брэдбери показывает жизнь колонистов на Венере. На этой планете большую часть времени идут дожди, и увидеть солнце жители могут только раз в 7 лет. Этого дня все ждут с нетерпением. Но среди детей колонистов есть одна девочка, которую привезли на Венеру уже в сознательном возрасте, потому ей приходится хуже всех. Для остальных детей солнце — это мечта, для Марго же это нечто утраченное. Таким примером Брэдбери пытается донести до читателя мысль: человек начинает особенно ценить окружающую красоту природы в тот момент, когда теряет. Мы живем в замечательном мире, но не ценим того, что имеем.

↑ Как следует относиться к природе? (Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»)

Главный герой Мазай по профессии является охотником. Однако у этого человека есть моральный кодекс и совесть. Он сокрушается о том, что в местности было бы гораздо большее количество зверей, если бы другие охотники не использовали нечестные методы: не ловили бы живность сетями, не давили бы силками и не уничтожали бы зайцев во время весеннего паводка. Он рассказывает историю о том, как во время паводка увидел островок, окруженный водой. На этом острове жались друг к другу зайцы. Доброе сердце охотника не выдержало, он собрал их на своей лодке, доплыл до берега, а потом отпустил. Замерзших и слабых зайчат он забрал домой, чтобы они могли отогреться, а наутро выпустил их на волю.
Моральный принцип этого человека заключается в том, что нападать на слабого нечестно. Конечно, человек живет охотой. Человек — хищник, но еще он обладает нравственностью, которая не должна позволять ему «бить лежачего». Когда животное неспособно защищаться, то нападать на него нельзя. Такая охота превращает человека в убийцу. Человек наделен огромным потенциалом, он сильнее и хитрее многих животных, но в то же время он обладает сердцем и моралью. Относиться к природе нужно бережно, нельзя только брать, необходимо и помогать ей.

↑ Как следует относиться к природе? (Ж.Жионо «Человек, который сажал деревья»)

«Человек, который сажал деревья» — это аллегорический рассказ. В центре повествования пастух Эльзеар Буффье, который в одиночку решил восстановить экосистему пустынной местности.
На протяжении четырёх десятилетий Буффье высаживал деревья, что привело к невероятным результатам: долина стала похожей на райский сад. Власти восприняли это как природный феномен, и лес получил официальную защиту государства. Спустя некоторое время в эту местность переехало около 10000 человек. Все эти люди обязаны своим своим счастьем Буффье.
Эльзеар Буффье – это пример того, как человек должен относиться к природе. Это произведение пробуждает в читателях любовь к окружающему миру. Человек может не только разрушать, он способен еще и созидать. Ресурсы человека неисчерпаемы, целеустремленность способна создать жизнь там, где ее нет. Этот рассказал был переведен на 13 языков, он так сильно повлиял на общество и власти, что после прочтения были восстановлены сотни тысяч гектаров леса.

↑ Как нужно относиться к окружающему миру? (Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»)

Один из главных героев Егор Полушкин – человек, который долго не задерживается на одной работе. Причина этому – неумение работать «без сердца». Он очень любит лес, ухаживает за ним. Потому его и назначают лесником, уволив при этом нечистого на руку Бурьянова. Именно тогда Егор проявляет себя как настоящий борец за охрану природы. Он смело вступает в борьбу с браконьерами, которые подожгли лес и убили лебедей. Этот человек служит примером того, как нужно относиться к природе. Благодаря таким людям, как Егор Полушкин, человечество еще не истребило все, что существует на этой земле. Против жестокости Бурьянова всегда должно выступать добро в лице неравнодушных «полушкиных».

Читайте также:  Особенности природы лесостепей в россией

↑ Отношение человека к природе, взаимосвязь человека и природы, ответственность человека за его поступки перед миром природы. (Рэй Брэдбери «И грянул гром»)

Одной из проблем, затронутых в рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром» является – отношение к миру природы. Главный герой Экельс погружается в прошлое при помощи машины времени. Цель его путешествия – охота на динозавра. Организаторы предупреждают его о том, что убивать можно только тех зверей, которых подстерегает естественная смерть. Инструктор объясняет, для чего нужна подобная осторожность: если случайно убить какое-то самое незначительное животное, то это может очень сильно отразиться на всем будущем. Например, если убить мышь, то не будет лисы и ее потомков. Если исчезнет конкретная лиса, то погибнут все ее потомки и какой-нибудь лев и так далее. Таким образом, гибель одной мыши может уничтожить целые династии, изменить весь мир. Это показывает, насколько человек связан со всем миром природы. Людям порой кажется, что они цари природы, но когда человек убивает просто так маленького комара, он меняет жизнь своих будущих потомков. Человек занимает определенное место в природе, ни больше ни меньше. Потому так опасно неразумное истребление животных. Неизвестно, как прихоти человека могут повлиять на будущее. Человек обязан понимать, что вся экосистема и будущее самого человека зависит от его поведения, поэтому относиться к природе нужно бережно, ценя каждое ее творение.

↑ Проблема отношения к природе (А.П. Платонов «Неизвестный цветок»)

В рассказе «Неизвестный цветок» затрагивается проблема отношения к природе. Положительным примером является поведение детей. Так, девочка Даша обнаруживает цветок, который растет в ужасных условиях и нуждается в помощи. На следующий день она приводит целый отряд пионеров, они все вместе удобряют землю вокруг цветка. Через год мы видим последствия такого неравнодушия. Пустырь невозможно узнать: он «зарос травами и цветами», и над ним «летали птицы и бабочки». Забота о природе не всегда требует от человека титанических усилий, но всегда приносит такие важные результаты. Потратив час своего времени, каждый человек может сохранить или «дать жизнь» новому цветку. А каждый цветок в этом мире на счету.

↑ Как нужно относиться к окружающему миру? (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

Базаров заявляет, что природа не храм, а мастерская, и тут же в произведении следует великолепный пейзаж. Картины природы, которыми насыщен роман, подспудно убеждают читателя в совершенно обратном, а именно, что природа – храм, а не мастерская, что только жизнь в гармонии с окружающим миром, а не насилие над ним может принести человеку счастье.
ОТЦЫ И ДЕТИ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ОТЦЫ И ДЕТИ АНАЛИЗ

Источник

Банк аргументов ЕГЭ по русскому языку

Полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам

Бережное отношение, любовь к природе — аргументы ЕГЭ

Тезисы

  • Деятельность человека губит природу
  • Состояние природы зависит от человека
  • Сохранение окружающей среды — первоочередная задача общества
  • От состояния природы зависит будущее человечества
  • Любовь к природе делает человека чище
  • Люди, обладающие высокими нравственными качествами, защищают природу
  • Любовь к природе меняет человека к лучшему, способствует его нравственному развитию
  • Люди забыли, что природа — это их дом
  • Каждому свойственно иметь свой взгляд на роль природы в жизни человека

Аргументы

И.С. Тургенев «Отцы и дети». В произведении встречаются два совершенно противоположных взгляда на место природы в жизни людей. Нигилист Евгений Базаров воспринимает окружающий мир как материал для практики, говоря, что «природа не храм, а мастерская». Во всем он старается найти пользу, а не увидеть красоту вокруг. Герой считает живых существ лишь материалом для своих исследований. Для Аркадия Кирсанова, в первое время поддерживающего взгляды Евгения Базарова, природа является источником гармонии. Он чувствует себя неотъемлемой частью окружающего мира, видит и чувствует красоту.

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». История о спасении зайцев дедушкой Мазаем известна каждому человеку с детства. Из стихотворения великого поэта понятно, что наш герой — охотник, а значит, для него зайцы должны быть прежде всего добычей. Но дед Мазай не может обидеть животных, когда они абсолютно беспомощны, находятся между жизнью и смертью. Любовь к природе оказывается для человека выше возможности получить легкую добычу. Он кричит вслед спасенным зайцам, чтоб не попадались ему в период охоты, а на данный момент их отпускает.

А.И. Куприн «Олеся». Отношение к природе главной героини произведения можно назвать поистине правильным. Жизнь Олеси неразрывно связана с окружающим ее миром. Она чувствует, что связана с лесом и что лес — нечто живое. Девушка любит все живое. Олеся готова защищать все, что связано с природой: травы, кустарники, огромные деревья. Единение с окружающим миром позволяет ей выжить на расстоянии от людей, в глуши леса.

В.П. Астафьев «Царь-рыба». Судьба Гоши Герцева является ярким примером того, что природа может не только терпеть нападки человека, но и активно защищаться при помощи своей нравственно-карающей силы. Герой, показавший потребительское, циничное отношение к окружающей среде, несет наказание. Причем кара грозит не только ему, но и всему человечеству, если оно не осознает, насколько жестока его деятельность. Бездуховность, жажда наживы, бездумное использование достижений научно-технического прогресса — все это грозит гибелью общества.

Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей». Произведение показывает разное отношение людей к природе: мы видим и ее защитников, и врагов, деятельность которых носит лишь потребительский характер. Главный герой, Егор Полушкин, заботится о всем живом. Часто он становится объектом насмешек, потому что окружающие не поддерживают его взглядов на мир. Егор Полушкин, прокладывая трубу, решает обогнуть муравейник, что вызывает смех и осуждение со стороны людей. Когда герой нуждается в деньгах, он узнает, что население может получать вознаграждение за моченое лыко. Однако даже в непростой ситуации герой не может решиться на уничтожение живого, в то время как его двоюродный брат ради наживы губит целую рощу. Сын Егора Полушкина отличается такими же нравственными качествами: Колька отдает свой дорогой подарок (спиннинг, о котором мечтал каждый) Вовке для спасения щенка, которого мальчик хотел замучить. Сам главный герой оказывается убит злыми и завистливыми людьми за желание защищать природу.

Чингиз Айтманов «Плаха». В произведении показано, как человек собственными руками разрушает окружающий мир. Люди издеваются на сайгаками, из-за устроенного человеком пожара погибают волчата. Не зная, куда направить свою материнскую любовь, волчица привязывается к человеческому ребенку. Люди, не понимая этого, стреляют в нее, но один из них в результате убивает собственного сына. В гибели ребенка можно обвинить не волчицу, а людей, варварски ворвавшихся на ее территорию, истребивших ее детей, а значит, ополчившихся против природы. Произведение «Плаха» показывает, чем чревато такое отношение к живому.

Д. Гранин «Зубр». Главный герой с ужасом осознает, что почти все люди, в том числе и ученые, уверены в безграничности природы и ничтожном воздействии на нее человека. Зубр не понимает, как человек может утверждать научные и строительные проекты, наносящие непоправимый урон всему живому. Он считает, что наука в таком случае работает не во благо, а во вред человечеству. Герою больно от того, что почти ни к кому не пришло понимание истинной роли природы в жизни человека, ее неповторимости и уязвимости.

Э. Хемингуэй «Старик и море». Для старого рыбака море является кормильцем. Во всем облике героя видна связь с природой. Ко всему старик относится с уважением и благодарностью: он просит прощения у пойманной рыбы. Произведение показывает роль щедрости природы в нашей жизни, а герой демонстрирует поистине правильное отношение к окружающему миру — благодарное.

Источник