Природа человека сила памяти



Природа Человека. Память

Насколько память определяет нашу личность? Почему некоторые события невозможно забыть, а некоторые напротив, стираются из памяти без восстановления? Стали бы вы принимать лекарства, которые сохраняли бы память навсегда?
Как же мозг хранит информацию?

Другие документальные фильмы на эту тему

Ссср. Знак Качества (2019 — 2021)

Принято считать, что все, созданное в СССР, отличалось высоким качеством, надежностью. Будь то докторская колбаса, автомобиль «Жигули» или вся система здравоохранения. Но можно ли присвоить знак качества самой эпохе? Как жили в стране, основной ценностью которой считался человек? Ведущий программы «Знак качества», найденные им артефакты и свидетели той эпохи позволят нам совершить путешествие во времени и объективно сравнить качество жизни российского и советского народа.

Узнавайте про СССР в деталях, в миноре и мажоре с Гариком Сукачевым!

Добавлен выпуск 61. Советская самодеятельность — народная фабрика талантов

Почему в СССР с такой охотой спешили после работы и занятий в школе в самодеятельные кружки? Как занятия творчеством меняли жизнь человека? И по какой причине государство всячески поддерживало самодеятельные коллективы?

Источник

ВСПОМНИТЬ ВСЁ

Все высшие проявления нашей умственной и нравственной жизни
покоятся на том факте, что ощущения настоящего мига
часто имеют на наши поступки более слабое влияние,
чем воспоминания об отдаленных событиях.

Уильям Джеймс

Небезынтересно, что подобное воззрение, идущее из глубокой древности, утвердилось в обыденном представлении, где память нередко отождествляется с самим сознанием, с умом. Вдумаемся: «беспамятство» — синоним потери сознания, «забыться» означает «утратить самоконтроль» и т.п. В русском языке слово «память» этимологически восходит к мнить — думать; «по-мнить» соответственно — «зафиксировать результат мысли».

НАХОДКИ АРИСТОТЕЛЯ

Первая развернутая концепция памяти принадлежит Аристотелю, посвятившему этой проблеме специальный трактат — «О памяти и воспоминании». В терминологии Аристотеля, память присуща и человеку, и животным, воспоминание же — только человеку, оно есть «как бы своеобразное отыскивание» образов и «бывает только у тех, кто способен размышлять», ибо «тот, кто вспоминает, делает вывод, что прежде он уже видел, слышал или испытал нечто в таком же роде».
Аристотелем были сформулированы правила для успешного воспоминания (хотя предание приписывает приоритет древнегреческому поэту Симониду), впоследствии вновь «открытые» в качестве основных законов ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту. Им был намечен ряд проблем, сохраняющих актуальность до настоящего времени: возрастные изменения и характерологические различия памяти, ее связь с членением времени и др.
Идеи Аристотеля были восприняты стоиками и эпикурейцами, получив, однако, упрощенное толкование. Так, было утрачено представление об активном характере воспоминания, аристотелевской метафоре о «как бы отпечатках» в душе был придан буквальный смысл.

В ИЗЛОЖЕНИИ БЭКОНА

В Новое время одна из наиболее интересных концепций памяти была разработана Ф. Бэконом. Искусство запоминания он делил на два учения: учение о вспомогательных средствах памяти и учение о самой памяти. По мнению Бэкона, основным вспомогательным средством памяти является письменность. Без такой помощи память не может справиться с достаточно обширным и сложным материалом.
Бэкон отмечал, что исследование памяти идет вяло и медленно. Правда, существует некое подобие искусства запоминания, но вполне может, как он полагал, существовать и более совершенная теория укрепления и развития памяти, чем та, которую предлагает это искусство.
Искусство памяти, в изложении Бэкона, опирается на два понятия — предварительное знание и эмблемы. Предварительным знанием он называл своего рода ограничение бесконечности исследования. Когда мы пытаемся вызвать в сознании что-то, не обладая при этом никакими представлениями о том, что мы имеем, то такого рода поиски требуют огромного труда: ум не может найти правильного направления исследования, блуждая в бесконечном пространстве.

КЛАДОВАЯ ИДЕЙ

Способность быстро запоминать, легко вспоминать и долго помнить — таковы формальные достоинства памяти. Однако, полагал Кант, эти свойства редко встречаются в совокупности. Когда кто-нибудь считает, что в его памяти что-то содержится, но не может довести это до сознания, то он говорит, что не может припомнить. Один древний мыслитель сказал: «Умение писать погубило память, сделало ее отчасти ненужной». В этом утверждении, подчеркивал Кант, есть доля правды.

ЗАКОНЫ АССОЦИАЦИЙ

Первые попытки объективного исследования памяти были предприняты лишь в конце XIX века. В 1885 году Г. Эббингаузом в рамках ассоциативной психологии было выполнено первое экспериментальное исследование памяти. Интересно, что пионер экспериментальной психологии В. Вундт не использовал термин «память» в своих работах, считая его пережитком донаучной психологии, и откровенно критически относился к проекту Эббингауза, поставившего своей целью изучить законы ассоциаций.
Однако именно благодаря экспериментам Эббингауза по заучиванию бессмысленных слогов были построены классические кривые забывания, а также впервые был описан так называемый эффект края, которому впоследствии суждено было сыграть решающую роль в создании моделей памяти в когнитивной психологии. Кстати, и само использование бессмысленного материала, вызванное стремлением изучать законы памяти «в чистом виде», было включено потом в необихевиористскую традицию «вербального научения».
В соответствии с ассоцианистской концепцией памяти весь механизм запоминания сводился к образованию ассоциаций между впечатлениями, непосредственно следующими друг за другом. Таких взглядов придерживался Эббингауз, а также Г. Мюллер, Ф. Шуман, А. Пильцекер и другие представители этого направления, чьи исследования выявили ряд важных закономерностей памяти. Однако в силу того, что ассоцианисты изучали только количественно-временные факторы памяти (изменение количества запоминаемых элементов при разном числе повторений предъявляемого ряда и в зависимости от распределения их во времени; зависимость сохранения элементов ряда от времени между заучиванием и воспроизведением и т.д.), их исследования не затронули такие важные проблемы, как зависимость памяти от направленности и содержания деятельности субъекта. Не была исследована также связь памяти с восприятием, мышлением, речью и личностью в целом.

НЕ ТАК ВСЕ ПРОСТО

Линию бихевиоризма фактически продолжил американский бихевиоризм (Э. Торндайк, Дж. Уотсон, позднее — К. Халл, Б. Скиннер). Бихевиористы, поставив изучение памяти в контекст общей проблемы научения, в конечном счете отождествили память с приобретением навыков. Они подчеркивали роль подкрепления при возникновении реакции на стимул, однако не учитывали зависимость этого подкрепления у человека от его сознательной деятельности и особенностей личности.
Исходя из признания общности в поведении животных и человека, бихевиористы исследовали вопросы усвоения и обучения главным образом на животных, что не позволило дать исчерпывающей характеристики процессов памяти у человека.
Против такого отождествления было направлено учение французского философа-интуитивиста А. Бергсона. Противопоставляя простому репродуцированию однажды заученного материала (например, текста стихотворения) память о неповторимых событиях прошлого в их индивидуальности (например, самого единичного акта заучивания), Бергсон пытался доказать существование особой «образной» памяти, «сферы чистых воспоминаний», «памяти духа», по отношению к которой мозг может выступать лишь орудием проведения воспоминания в сознание, но не способен ни порождать их, ни быть их хранилищем.
В этой концепции, по сути своей откровенно идеалистической, был с предельной остротой поставлен ряд проблем, вскрывавших ограниченность ассоцианистской доктрины памяти (проблемы узнавания, связи памяти и внимания, памяти и бессознательного и др.).

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЛИЧНОСТИ

С резкой критикой «атомизма» и механицизма ассоцианистского представления о памяти выступила гештальт-психология. Ее представители настаивали на целостном и структурном характере памяти, в частности на том, что самые следы должны пониматься как динамические системы, или поля сил. Соответственно, подчеркивалось значение структурирования материала при заучивании. К. Левин, занимавший в рамках этого направления особое место, в отличие от других его представителей подчеркивал роль потребностей и намерений субъекта в процессах памяти. Он трактовал эту роль как средство изменения напряжения в силовом поле, в котором образуется гештальт.
Зависимость явлений памяти от личности человека отмечалась З. Фрейдом (хотя познавательным процессам в психоаналитических изысканиях непосредственное внимание не уделялось). По Фрейду, из памяти вытесняется все, что противоречит подсознательным влечениям человека, и, напротив, сохраняется все приятное, совпадающее с удовлетворением влечений. В экспериментальной психологии эта зависимость, однако, подтверждения не получила. По сей день остается дискуссионным и положение Фрейда о первостепенной роли бессознательного в деятельности памяти.

СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ПАМЯТИ

Во французской социологической школе было обращено внимание на историческую природу и социальную обусловленность памяти человека. Согласно взглядам П. Жане, память человека есть особое действие, «специально изобретенное людьми» и в принципе отличное от простой репродукции. Это символическая реконструкция, воссоздание прошлого в настоящем. При этом социальный мир человека, выступая для него как бы своеобразным выразителем «коллективной памяти» общества, оказывается источником и упорядочивающей силой для его воспоминаний.
В английской психологии сходную точку зрения отстаивал Ф. Бартлетт, сводивший память не столько к воспроизведению, сколько к реконструкции прежнего опыта.
В отечественной психологии социальная природа развития памяти изучалась Л.С. Выготским. Придавая особую роль в культурном развитии человечества изобретению и применению знаков и считая, что с их помощью происходит превращение непосредственно протекающих психических процессов в опосредованные, Выготский видел сущность памяти в активном запоминании с помощью знаков.
Проведенное в этой парадигме А.Н. Леонтьевым экспериментальное исследование высших форм запоминания показало, что ведущими моментами в формировании высших произвольных форм памяти оказываются включение в организацию запоминания искусственных «стимулов-средств» (знаков), совершенствование средств запоминания и их дальнейшая интериоризация.
В последующих работах советских психологов, в первую очередь В.П. Зинченко и А.А. Смирнова, изучение памяти человека было поставлено в контекст исследования его предметной деятельности.

ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Современные исследования памяти за рубежом проводятся в основном представителями когнитивной психологии. Один из основных принципов этого направления — идея о неразрывной связи всех психических процессов, представляющих собой единую когнитивную (познавательную) сферу человека. Соответственно и память рассматривается как один из аспектов общего процесса переработки информации у человека.
Под влиянием кибернетического подхода появилась так называемая блоковая модель переработки информации, в соответствии с которой когнитивная сфера представляет собой набор информационных хранилищ (блоков), где осуществляется обработка поступающего материала. След памяти проходит поочередно через все блоки, пока не поступает на постоянное хранение в блок долговременной памяти.
В современной отечественной психологии изучение познавательных процессов, в частности памяти, оказалось сильно потесненным иными тенденциями — в первую очередь, акцентированием проблематики личностного роста и межличностной коммуникации.
Однако не подлежит сомнению, что это временная ситуация, так как изучение личности бессмысленно при игнорировании природы познавательных процессов. Ибо справедливо много лет назад заметил Э. Клапаред: «Память подобна двусторонней улице: теория памяти должна обязательно зависеть от интерпретации идеи Я, а способ, по которому мы создаем Я, зависеть от конфигурации памяти».

Читайте также:  Взаимосвязь явлений в природе определение

Источник

Память в жизни человека

Рене Магритт. Память.

Человеческая жизнь состоит из огромного количества моментов, которые остаются в памяти на долгие годы. При этом другие события, которые мы считаем не особо важными, с течением времени забываются, уходят в небытие. Если применить такую последовательность к человечеству в целом, то забытая история прошлого может помешать благополучию настоящего и стать угрозой для будущего. Другими словами, пренебрежение уже пережитыми событиями опасно для нашей настоящей и последующей жизни.

Проблема

Именно вопрос влияния памяти на человеческую жизнь становится главным в тексте Дмитрия Сергеевича Лихачева, советского и российского филолога и искусствоведа. Имеет ли память хоть какое-то значение для людей или прошедшее можно с легкостью забыть и начать выстраивать существование с чистого листа?

Комментарий

Пытаясь донести до читателя свои мысли, Д.С. Лихачев дает точное определение понятию в самом начале текста: «Память – одно из величайших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого». Благодаря накопленному опыту из прошлого, мы можем строить быт, семьи, трудиться, а свои знания передавать потомкам. Бережное отношение к прошедшему помогает передать культурное наследие и общепринятые традиции тем, кто будет жить после нас. Но в обществе есть и такие люди, которые отрицают память, ее значимость и важность. Автор называет их «беспамятными». Главные их качества – неблагодарность и неспособность к добрым, полезным для окружающих действиям. Они не могут видеть ценность в уже приобретенном опыте прошлой жизни. Крайне важно для современного общества благодарить предшествующие поколения за мир, который они выстроили ради потомков. Ведь воспитываясь в «моральном климате» памяти семьи и народа, мы сумеем защитить то, что накапливалось веками, сумеем сберечь мир в его первоначальном виде.

Авторская позиция

Автор глубоко убежден, что память способна оказать огромное влияние на жизнь человека, и наш первостепенный нравственный долг перед поколениями будущего – сберечь опыт прошлого. Научить потомков чтить традиции, осваивать умения работать над самими собой и обществом. А самое главное – память не позволит совершать ошибок, с которыми уже сталкивались наши предки, поможет предугадывать их и предотвращать. В концов концов, она способна защитить нас от беспощадного времени и безызвестного умирания.

Своя позиция

Я считаю, что сохранение памяти о прошлом – показатель здоровья общества. Это то, что наполняет нас, делает духовно богатыми и интеллектуально развитыми людьми. Только благодаря достижениям прошлого можно делать попытки к построению счастливого будущего.

Аргумент №1

Многие писатели затрагивают проблему памяти в своих произведениях. К примеру, Антон Павлович Чехов в пьесе «Вишневый сад» повествует о жизни главной героини Любови Раневской, которую дочь привезла в родное имение после многих лет жизни за границей. Память о прошлом одурманила женщину, она вспомнила давно ушедшее детство, своих родителей, сына, — все, что было дорого ей когда-то. После продажи вишневого сада, героиня покидает Россию, старается забыть лучшие моменты жизни. Без поместья она ощущает себя никем. Не имея возможности прикоснуться к прошлому, угасает и надежда на лучшее будущее.

Аргумент №2

В более позднем произведении русской литературы «Уроки французского» Валентина Распутина также поднимается тема памяти. Учитель французского языка, Лидия Михайловна, предложила ученику дополнительные занятия на дому. Из более близкого она узнала, что мальчику не хватает денег на еду и предложила ему играть на деньги. Так она пыталась помочь ученику, не позволяя думать, что он ей что-то должен. Вскоре об этих играх стало известно директору школы, и учительницу уволили. Но поступок молодой женщины настолько врезался в память ребенка, произвел на него столь неизгладимое впечатление, что, став взрослым, он выпустил книгу, посвященную Лидии Михайловне и ее доброму сердцу. Так он передал свой нравственный опыт нам, будущему поколению.

Заключение

Итак, память оказывает огромное влияние на человеческую жизнь. Ее свойства помогают осознать прошлое, без принятия которого не будет ни настоящего, ни будущего. Наша задача – беречь опыт предков, применять его в построении современного общества, чтобы иметь возможность проложить дорогу в дальнейшую жизнь.

Источник

IV. Природа и значение памяти

«Память», как известно, есть общее название для совокупности многих разнообразных явлений и черт душевной жизни и сознания. Вся полнота этого многообразия нас здесь не интересует, да она в общем уже в достаточной мере уяснена психологическим анализом. Но обычно не вполне отчетливо разграничивают две принципиально разных стороны этого многообразия – причисляемые к памяти явления или черты чистой душевной жизни, с одной стороны, и те моменты памяти, в силу которых она есть прежде всего и по существупредметное сознание – с другой. Так, чистое воспроизведение, в смысле простого факта, что раз пережитое как бы потенциально остается в распоряжении душевной жизни и может снова переживаться без всякого внешнего раздражения, а также так называемое первичное воспоминание – то, что к ощущению непосредственно примыкает воспроизведенный его образ – и т.п. суть черты душевной жизни, выражающие просто намеченную выше (гл. III) невременность или потенциальную сверхвременность душевной жизни, присущий ей характер потенциально-всеобъемлющего единства. Этим явлениям противостоят такие, как знание прошлого, узнавание воспринятого или воспроизведенно-представляемого, локализация в прошлом, сознательное припоминание и т.п., – явления, которые характеризуют память как некоторое знание или предметное сознание. Лишь эта последняя – по существу самая важная – сторона памяти нас здесь интересует.

В этом смысле память может быть определена как знание пережитого или раз познанного. В лице памяти в этом смысле мы имеем своеобразную черту сознания, феноменологическая особенность которой, если мы не ошибаемся, еще не была оценена в достаточной мере. Нигде субъективно-объективный характер единства предметного сознания не обнаруживается так ярко, как в лице памяти. С одной стороны, память есть знание,которое, как всякое знание, направлено на предметное бытие, – именно на объективную действительность прошлого. С другой стороны, это знание – в отличие от знания в собственном смысле слова – имеет своим предметом и объемлет не всю бесконечную полноту самой объективной действительности, а лишь тот ее отрезок, который уже был познан, усвоен нами, т.е. который вошел в состав «нашей жизни», и мы имеем право сказать, что память естьсамопознание или самосознание, – знание внутреннего содержания того субъективного мирка, который мы в широком смысле слова называем нашей жизнью. Память, коротко говоря, есть способность обозревания намеченного выше предметного мирка как субъективно-объективного единства. Строго говоря, этот предметный мирок существует лишь в силу памяти, есть сам не что иное, как сознаваемая целостность пережитой, включенной в субъективное единство совокупности предметных содержаний. Лишь в силу этого сохранения, потенциального удержания в составе некого длительного обозримого единства всего, на что хоть раз был направлен луч предметного сознания и что через этот луч как бы соприкоснулось с нашей душевной жизнью, – лишь в силу этого, так сказать,прилипания к сверхвременному единству души предметных содержаний, раз затронутых или освещенных сознанием, возможно образование «предметного мирка» – того, что мы зовем нашим индивидуальным сознанием в конкретном смысле этого слова. Благодаря этому наша душа в течение всей своей жизни как бы облепляется всеми предметными содержаниями, которые она сознавала или познавала и становится живым носителем этого приобретаемого ею предметного облачения – подобно тому, как (пользуясь метким образом Платона) мифическое морское божество выходит из воды, облепленное ракушками и водорослями; это облачение сливается в живое единство с его носителем и для многих, слишком многих душ заслоняет собой или искажает естественные, прирожденные формы того, что Платон называл обнаженным

телом души – саму внутреннюю творческую энтелехию душевной жизни.

Механизм этого «прилипания» раз познанных или сознанных содержаний выражается, как известно, в так называемых «законах ассоциации». В настоящее время ни для кого не секрет, что в лице этих «законов» мы имеем лишь грубые, приблизительные и чисто внешние определения гораздо более глубоких и центральных сил или соотношений душевной жизни. Не углубляясь здесь в бесконечные споры, выросшие вокруг формулировки этих законов, и оставляя в стороне все детали, уясним себе в общей форме принцип этого механизма, непосредственно вытекающий из нашей характеристики душевной жизни и предметного сознания и – если мы не ошибаемся – вполне согласующийся с наиболее существенными достижениями новейшего углубления вопроса об «ассоциации». Для нас, конечно, не может быть и речи о каком-либо соединении или слеплении между собой двух отдельных, обособленных «представлений» или душевных явлений вообще, ибо ни в душевной жизни, ни в предметном сознании нет вообще таких отдельных, замкнутых в себе содержаний или явлений. Всякая ассоциация, по какому бы пути она ни шла, есть в конечном итоге – как это теперь достаточно уже выяснилось – ассоциация части с целым, непосредственное слияние частного содержания с более широким или глубоким слоем душевного единства, как бы врастание всего вновь притекающего частного материала в это целостное единство. Но здесь именно сказывается характерная двойственность, присущая единству памяти как предметного сознания. Смутное сознание этой двойственности, по-видимому, проникает собой все, в большинстве случаев довольно беспомощные и логически неотчетливые споры о принципах ассоциации и не позволяет примириться с единым принципом. Память есть, с одной стороны, единство предметного сознания, которое, в качестве знания, в конечном счете выражает лишьобъективное единство самого предметного бытия и, с другой стороны, субъективное,определенное целестремительными формирующими силами единство душевной жизни.Будучи одновременно и объективным знанием, и субъективным самосознанием, она предполагает всегда два синтеза – объективный и субъективный, включение познанного содержания как в объективное, ему самому присущее единство системы бытия, так и в субъективное единство нашего предметного мирка,

как системы и обнаружения формирующих сил нашей душевной жизни. Поэтому здесь необходимо выступают два конкурирующих между собой принципа объединения – воспоминание необъективному порядку или объективным связям самих предметных содержаний и воспоминание по субъективному порядку их опознавания и сознавания.Так как предметное сознание одной своей стороной – осознанными в нем предметными содержаниями – прикасается к объективному бытию и в этом смысле есть отрезок объективного бытия, другой же своей стороной – как единство и порядок самих процессов сознавания и познавания – принадлежит к душевной жизни, то синтез, осуществляемый в лице памяти, может идти также по двум направлениям – быть обозрением «предметного мирка» либо как части объективного бытия, либо же как единства субъективного порядка его переживания. 1) В этом двуединстве конкретно обнаруживается, что наш «предметный мирок» есть,

Читайте также:  Красота человека и природы картины

1) С этой точки зрения можно оценить два общепринятых принципа ассоциации – по смежности и сходству. В отношении принципа смежности нужно прежде всего строго отличать смежность переживаний и процессов познания от смежности самих объективных содержаний: психологически между ними нет ничего общего, хотя фактически они естественным образом часто совпадают. Если историк, например, от мысли об эпохе Цицерона и Цезаря переходит к мысли о начале римской империи, то эта «ассоциация» коренным образом отлична от той «смежности», которая имеет место, когда, например, восприятие местности, в которой мы провели детство, приводит нам на память наши детские годы. В первом случае мысль также легко могла бы, например, от Цезаря перейти к Наполеону, или от эпохи расцвета римской образованности к эпохе ее упадка и т.п., во втором случае ход воспоминания мог бы навести нас на мысль, например, о совершенно другой, отдаленной местности, в которую мы потом переселились, или о героях Купера, которыми мы в то время увлекались, и пр. Словом, принцип смежности имеет серьезное значение лишь в качестве смежности душевных переживаний и есть главнейшая форма синтеза по субъективному единству предметного сознания (главнейшая, но не единственная, ибо сюда же должна быть отнесена ассоциация по сходству эмоциональной реакции, общего самочувствия и т.п.). Ассоциация же по сходству – за исключением только что указанного типа сходства переживаний – есть частный случай ассоциаций по объективным отношениям и связям, который следует поставить в один ряд с ассоциацией по контрасту, по отношению причинной или логической связи, по объективной пространственной или временной смежности воспоминаемых предметов и т.п. По преобладанию того или иного типа ассоциаций можно было бы разделить людей на типы «объективного» и «субъективного» умственного склада, и такая классификация имеет чрезвычайно большое характерологическое значение.

с одной стороны, отрезок объективной действительности, способный расширяться в сторону всеобъемлющего единства самого объективного бытия, и, с другой стороны, – лишь как бы периферия субъективного единства нашей жизни.

Это промежуточное положение или значение памяти как субъективной формы предметного единства или как сферы, в которой абсолютное всеединство бытия соприкасается с частным, потенциальным всеединством нашей душевной жизни и дано нам отраженным в последнем, находит свое выражение также в промежуточном характере тойсверхвременности, которая образует существо памяти. Не раз указывалось, что в лице памяти мы имеем непосредственное фактическое свидетельство сверхвременного единства нашего сознания, явно несовместимое ни с каким механистическим или атомистическим пониманием душевной жизни. 1) Как ни справедливо само по себе это указание, оно упускает из виду производный и относительный характер того единства, которое обнаруживается в лице сверхвременности памяти. Память есть лишь производная и ограниченная форма знанияи последним, основным свидетельством сверхвременного единства души должен быть признан – по примеру Платона или Августина – самый факт возможности для нас знания,т.е. соучастия души в абсолютном единстве и вечности знания. Поскольку же память, по существу, ограничена пределами нашей жизни, для нее как таковой характерна лишьотносительная сверхвременность: она есть именно объективная сверхвременность знания, отраженная в субъективной, лишь потенциальной невременности душевной жизни. При этом не только – как это ясно само собой – объективное всеобъемлющее единство самого бытия и знания простирается дальше того ограниченного клочка бытия, которое обозревается нашей памятью, но и субъективное единство и невременность нашей жизни гораздо шире нашей памяти: так, переживания первых лет нашей жизни входят в состав единства душевной жизни, но не объемлются единством памяти как предметного сознания; и многие вообще содержания нашего душевного бытия лежат за пределами нашей памяти. Сверхвремешюсть памяти есть, таким образом, относительное, произ-

1) Обстоятельнее и глубже всего это уяснено в многочисленных относящихся сюда блестящих исследованиях Л. М. Лопатина; эта же мысль образует, как известно, одну из центральных идей онтологии Бергсона. Ср. также учение Тейхмюллера.

водное единство абсолютной сверхвременности знания или предметного сознания ссубъективно-потенциальной невременностью душевной жизни.

Читайте также

Теория памяти

Теория памяти Название не совсем точно отражает суть этой теории, поскольку в понятие «память» здесь включаются различные психические и умственные проявления. Например, Арни, будучи Куэйдом, был уверен, что женат уже восемь лет на Шарон Стоун, испытывал к ней

45. Теория памяти

45. Теория памяти Точка зрения, согласно которой тождественность личности определяется именно памятью человека. Сущностное ядро личности кроется в лабиринте наших воспоминаний. Теория памяти получила серьезную поддержку в лице Верхувена и Шварценеггера в фильме

О ПАМЯТИ

О ПАМЯТИ • Зачем носить с собой, словно из страха потерять, все свое прошлое, все свои бывшие печали и тревоги? Отпусти это вниз по течению времени, побереги свои нервы и разум для более важных занятий.• Яркие впечатления детства и приятные воспоминания всей последующей

17. О памяти

17. О памяти ВОПРОС: Память, говорите вы, это неполное переживание. В моей памяти сохранились яркие впечатления от ваших предыдущих бесед. В каком смысле это неполное переживание? Пожалуйста, объясните эту идею во всех её деталях.КРИШНАМУРТИ: Что мы подразумеваем под

17. О памяти

17. О памяти ВОПРОС: Память, говорите вы, это неполное переживание. В моей памяти сохранились яркие впечатления от ваших предыдущих бесед. В каком смысле это неполное переживание? Пожалуйста, объясните эту идею во всех её деталях.КРИШНАМУРТИ: Что мы подразумеваем под

6. Аргумент от памяти*

6. Аргумент от памяти* Второе возражение относительно каузальной или объяснительной нерелевантности опыта состоит в том, что оно несовместимо с тем фактом, что мы помним о наших опытных переживаниях. Несомненно то, что мне кажется, будто я часто вспоминаю мои прежние

1. Бытовое, или просторечное, значение и значение специальное

1. Бытовое, или просторечное, значение и значение специальное Необходимо иметь в виду, что, прежде, чем слово"космос"стало специально употребляться в значении"мир", оно довольно часто употреблялось и в чисто бытовом значении. В этот раннеклассический период говорилось

КОСТЫЛЬ ПАМЯТИ

КОСТЫЛЬ ПАМЯТИ Возвращаясь к эксперименту Гварны, надо сказать, что горькую пилюлю грамматики пытались подсластить и по-другому. Дон Клод Ланселот, отличный знаток классических языков, мазал медом виршей учебные предметы, которые приходилось грызть студентам. В 1657 году

Памяти А. С. Пушкина[71]

Памяти А. С. Пушкина[71] Для чего мы празднуем юбилейные годовщины великих деятелей нашего прошлого? Не для того ли, чтобы питать национальную гордость воспоминаниями о своих великих поколениях? Едва ли. Национальная гордость – культурный стимул, без которого может

От индивидуальной к социальной памяти

От индивидуальной к социальной памяти К социальной памяти неизбежно приобщаешься самим фактом рождения и взросления в человеческом сообществе. Обучаясь языку, мы одновременно овладеваем формами интерактивности, в том числе речевыми актами «memory talk» или «conversational

От индивидуальной к культурной памяти

От индивидуальной к культурной памяти Наша индивидуальная память вмещает в себя гораздо больше того, что мы пережили на собственном опыте. Мозг человека и его память обладают такой способностью, которая используется как при коммуникации индивидуума с другими людьми,

Памяти К.А. Тимирязева

Памяти К.А. Тимирязева 28-го апреля 1920 г. умер Климентий Аркадьевич Тимирязев, член Социалистической Академии и сотрудник нашего журнала. На его гроб Центральный Комитет Всероссийского Совета Пролеткульта возложил из живых цветов венок с надписью «Великому ученому и

О памяти прошлого

О памяти прошлого Худое надо забывать,И помнить лишь благое.Коль будешь прошлое копать -Оно не даст

II. Значение этого процесса. Природа политических страстей

II. Значение этого процесса. Природа политических страстей Каково значение этого процесса? О какой человеческой склонности, элементарной и глубокой, свидетельствует отмеченный нами прогресс, а вернее, триумф? Это равносильно вопросу о том, какова природа политических

II. Значение этого процесса. Природа политических страстей

II. Значение этого процесса. Природа политических страстей …в 1866 году немецкие католики желали поражения Германии. — во время австро-прусской

Природа Порождающая / Природа Порожденная (Nature Naturante / Nature Naturée)

Природа Порождающая / Природа Порожденная (Nature Naturante / Nature Natur?e) Эти термины изобрели схоластики. Природой творящей, порождающей (natura naturans) они именовали Бога, природой порожденной (natura naturata) – совокупность сотворенных вещей. Сегодня, однако, эти термины принято толковать в

Источник

Природа памяти

Вся жизнь человека: все его достижения, опыт и знания, все это хранится в памяти. Но где хранится сама память? Мы привыкли думать, что воспоминания находятся где-то в голове, но результаты научных исследований говорят о другом.

После десятилетий исследований учёные по-прежнему неспособны объяснить, почему, по всей видимости, в человеческом мозге отсутствует отдел, отвечающий за сохранение воспоминаний.

В последнее время интерес медиков и психологов все больше привлекает изучение человеческого мозга. В Европе на эти исследования расходуется 380 миллиардов евро в год, что намного превышает затраты на борьбу с сердечнососудистыми и онкологическими заболеваниями.

Одним из основных направлений в исследованиях мозга, является изучение локализации в нем высших психических функций. Первые открытия в этой области были сделаны еще в конце 19-го века, когда ученые обнаружили связь между поражением отдельных участков мозга и потерей определенных психических функций, таких как способность понимать слышимую речь, логически мыслить и т. д.

Но настоящий прорыв в этом направлении произошел в 90-ых годах 20-го века после изобретения метода магнитно-резонансной томографии, позволившего медикам свободно наблюдать за активностью отдельных участков мозга.

В ходе этих исследований ученые выявили области мозга, связанные с восприятием собственной личности и способностью распознавать ложь, а также зоны, руководящие любопытством и тягой к приключениям. Были обнаружены центры аппетита, агрессии, страха, открыты участки, отвечающие за чувство юмора и оптимизм. Ученые даже выяснили, почему любовь «слепа». Оказывается, романтическая и материнская любовь отключают «критические» функции мозга.

Но поиски участка, управляющего памятью, так и не увенчались успехом. В человеческом мозгу отсутствует отдел, отвечающий за хранение воспоминаний. Этот факт ученые не могут объяснить. Известный исследователь мозга Карл Лэшли, во время экспериментов над крысами обнаружил, что они помнят то, чему их научили, даже после удаления 50% мозга.

Читайте также:  Доброй ночи природа луна

С памятью связана еще одна загадка. Если компьютерный диск не меняется и каждый раз выдает одну и ту же информацию, то 98% молекул нашего мозга полностью обновляются каждые двое суток. А это значит, что через каждые два дня мы должны забывать все, что узнали до этого.

Не найдя убедительного объяснения эти фактам, доктор биологии, автор многих научных работ Руперт Шелдрейк предположил, что воспоминания располагаются в «пространственном измерении, недоступном для нашего наблюдения». По его мнению, мозг — это не столько «компьютер», хранящий и обрабатывающий информацию, сколько «телевизор», трансформирующий поток внешней информации в форму человеческих воспоминаний.

Как видит мозг?

Память, что это такое? Мы приходим в этот мир и открываем свою книгу жизни, в которой нам ещё только предстоит записать историю своей жизни.

Что войдёт в эту книгу зависит и от нас, и от среды в которой мы растём и живём, и от закономерных случайностей, и от случайных закономерностей.

Но всё, что с нами происходит, отражается в книге нашей жизни. И хранилище всего этого — наша память.

Благодаря памяти, мы впитываем в себя опыт прошлых поколений, без чего в нас никогда бы не зажглась искра сознания и не пробудился бы разум.

Память — это прошлое, память — это будущее! Но, что такое память, какое чудо происходит в нейронах нашего мозга и рождает наше собственное Я, нашу индивидуальность?

Радость и горе, наши победы и поражения, красоту цветка с каплями утренней росы на лепестках, сверкающими, как бриллианты в лучах восходящего Солнца, дуновение ветерка, пение птиц, шёпот листьев, жужжание пчелы, спешащей с нектаром в свой домик — всё это и многое, многое другое, всё, что мы видим, слышим, чувствуем, осязаем каждый день, каждый час, каждое мгновение нашей жизни заносит в книгу жизни неутомимый летописец — наш мозг.

Но, где всё это записывается и как?! Где эта информация хранится и каким непостижимым образом всплывает из глубин нашей памяти во всей яркости и сочности красок, практически материализуя в первозданном виде, то, что мы уже считали давно забытым и потерянным?

Для того, чтобы понять это, давайте сначала разберёмся, как информация попадает в наш мозг.

Человек имеет органы чувств, такие как глаза, уши, нос, рот, а также по всей поверхности нашего тела располагаются разные типы рецепторов — нервные окончания, которые реагируют на различные внешние факторы.

Этими внешними факторами являются воздействие теплом и холодом, механическое и химическое воздействия, воздействие электромагнитными волнами.

Давайте проследим, какие видоизменения претерпевают эти сигналы перед тем, как достигнуть нейронов мозга. Возьмём в качестве примера зрение.

Солнечный свет, отражённый от окружающих предметов, попадает на светочувствительную сетчатку глаза.

Этот свет (изображение предмета) попадает на сетчатку через хрусталик, который обеспечивает также и сфокусированное изображение предмета.

Светочувствительная сетчатка глаза имеет специальные чувствительные клетки, которые называются палочками и колбочками.

Палочки реагируют на малую интенсивность освещения, что позволяет видеть в темноте и дают чёрно-белое изображение предметов.

В то время, как каждая колбочка реагирует на спектр оптического диапазона при большой интенсивности освещения предметов.

Другими словами, колбочки поглощают фотоны, каждый из которых несёт свой цвет — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий или фиолетовый.

Причём, каждая из этих чувствительных клеток «получает» свой маленький кусочек изображения предмета.

Целое изображение разбивается на миллионы частей и каждая чувствительная клетка таким образом выхватывает только одну точку из полной картины.

Описание рисунка 70 .

В организме человека существуют специальные образования — рецепторы. Существует несколько типов рецепторов человека, которые имеют разные функции и, соответственно, в ходе приспособления к максимально эффективной работе они приобрели специфические свойства, качества и уникальное строение. Светочувствительная сетчатка глаза — один из инструментов, с помощью которого мозг получает информацию из внешнего мира.

1. Опорная клетка.

2. Клетка пигментного эпителия.

3. Чувствительные клетки (палочки и колбочки).

5. Контактная зона (синапсы).

6. Горизонтальные клетки.

7. Двухполюсные клетки.

8. Слой клеток ганглиев.

При этом, каждая светочувствительная клетка поглощает попадающие на неё фотоны света.

Поглощённые фотоны изменяют уровень собственной мерности тех или иных атомов и молекул, находящихся внутри этих светочувствительных клеток, что в свою очередь провоцирует химические реакции, в результате которых изменяется концентрация и качественный состав ионов клетки.

Причём, каждая светочувствительная клетка поглощает фотоны света порциями. А это означает, что после поглощения очередного фотона, такая клетка на некоторое время не реагирует на другие фотоны и на это время мы «слепые».

Правда эта слепота очень кратковременная (Δt

Каждый двадцать пятый кадр (и выше) наш мозг не в состоянии увидеть, так что, человека нельзя назвать в полном смысле этого слова зрячим, мозг в состоянии видеть только часть «картинки» окружающего нас мира.

Правда то, что мы видим вполне достаточно для того, чтобы ориентироваться в окружающем нас мире. Наше зрение выполняет эту функцию вполне удовлетворительно.

Тем не менее, нужно всегда помнить о том, что это — только часть полной картины окружающей нас природы, что мы в принципе полуслепые. Не говоря уже о том, что глаза реагируют только на оптический диапазон электромагнитных излучений [(4. 10)10 -9 м].

Материалы по теме

А вот ещё:

Черная плесень: новая смертельная инфекция захватывает мир

В Индии на фоне мощной волны COVID-19 фиксируют тысячи случаев мукормикоза — опасного грибкового заболевания. В особо тяжелых случаях врачи удаляют глаза и части лица, чтобы сохранить жизнь. Инфекция с трудом поддается лечению из-за резистентности к противогрибковым препаратам.

Разбираемся, кто в группе риска и стоит ли опасаться болезни в России.

В царстве плесени

Нас окружают миллионы микробов. Мы вдыхаем, съедаем, носим на коже вирусы, бактерии, плесневые грибки. Они не опасны для здорового организма, но стоит ему дать сбой, как невидимый враг нападает. Грибковые инфекции особенно коварны: они заражают бессимптомно, с трудом поддаются лечению, которое, как правило, длится месяцами и сопровождается тяжелыми побочными эффектами. Подвержены им люди, у которых уже есть серьезные проблемы со здоровьем: ВИЧ, рак, трансплантация органов, диабет, обширные раны, ожоги. Смертность при грибковых инвазиях очень высокая.

Патогенны мукоровые грибки, дрожжи кандида, плесневые грибки аспергиллы. Хотя некоторые их представители приносят пользу в науке, медицине, а также в быту — их используют в экспериментах как подопытные организмы, в качестве закваски, для получения антибиотиков. Живут они в почве, на больных растениях, стенах помещений с высокой влажностью, а также образуют пушистые колонии на разных растительных субстратах. Размножаются грибки микроскопическими спорами, из которых разрастаются мицелий (грибница) и гифы, вытягивающие воду и питание из среды.

Вспышка в ковидном госпитале в США

В 2009 году в больнице в Токио из уха пожилой женщины, больной отитом, выделили неизвестный ранее вид патогенного грибка Candida auris. Позднее аналогичные случаи подтвердились еще у 15 пациентов. Кандида аурис оказался чрезвычайно агрессивным, резистентным ко многим лекарствам патоген, к тому же заразным. Его происхождение и природный очаг до сих пор не определили.

Инфекция быстро разошлась по миру. В 2017-м ее впервые диагностировали в госпитале во Флориде (США) и приняли исключительные меры, чтобы не допустить распространения: отслеживали даже контакты зараженных. Во время пандемии в стационар стали поступать больные с COVID-19, и в июле 2020-го среди них выявили четыре случая заболевания Candida auris.

Проверили всех пациентов. Из 67 человек ковидного отделения у 35 обнаружили антитела к возбудителю. Восемь умерли в течение следующего месяца, однако невозможно сказать, каков здесь вклад грибкового заболевания. Ученые считают, что микроб распространялся на одежде персонала и мобильном медицинском оборудовании, не прошедшем должную дезинфекцию.

Впервые грибок Candida auris выявили в 2009 году в Японии. С тех пор он распространился по всему миру. В США число случаев росло год от года. На фоне COVID-19 ожидаются новые вспышки.

Двойная эпидемия в Индии

Мукоровые грибки известны с XIX века — тогда их начали выделять у больных животных. Они живут в почве, растениях, навозе, на гниющих фруктах. С ним сталкиваются те, кто ближе к земле, к примеру собаки, которые постоянно все обнюхивают.

Мукормикозы возникают как осложнения после химиотерапии. Обычно если у пациента в анализе крови лимфоциты ниже критического уровня, начинают антигрибковую терапию для профилактики. Однако особо коварные микробы ее обходят. Тогда последнее средство — получаемый из бактерий антибиотик амфотерицин. У препарата тяжелейшие побочные эффекты, вот почему медицина отчаянно нуждается в новых антигрибковых лекарствах и вакцинах.

Споры мукоровых грибков проникают в носоглотку, осаждаются в пазухах носа, разрастаются, пускают гифы и вырабатывают токсины, разлагающие ткани и кости. Визуально гифы черного цвета, отсюда название болезни — черная плесень. Инфекция попадает в череп, блокирует основные артерии и вены, вызывает кровотечения.

Зигоспора патогенного грибка Mucor circinelloides

До пандемии мукормикозы у людей встречались крайне редко. Однако в Индии произошла настоящая вспышка на фоне мощной волны COVID-19. В сутки там выявляют по двести тысяч новых случаев. Взрывной рост связывают с особым, индийским, вариантом коронавируса. На это накладывается и грибковая инфекция у выписанных или идущих на поправку пациентов. Больше половины случаев экзотической болезни приходится на западные штаты Гуджарат и Махараштра.

Поскольку распознать мукормикоз самостоятельно очень сложно, люди попадают к врачам с запущенными формами, когда требуется немедленное хирургическое удаление тканей, глаз и челюстей. Иначе смертность практически стопроцентная.

Вспышку мукормикоза многие связывают с применением стероидов в терапии тяжелых больных с COVID-19. Эти противовоспалительные препараты реально спасают жизни, однако подавляют иммунитет. В отличие от кандида аурис, мукормикоз не передается от человека к человеку или от животного — получить его можно из окружающей среды, вдохнув споры. Возможно, инвазии способствуют аппараты искусственной вентиляции легких и использование кислорода. Но это всего лишь версии.

Индия оказалась в эпицентре двойной вирусно-грибковой эпидемии неслучайно. В странах с тропическим климатом концентрация спор в окружающей среде неизмеримо выше, чем, скажем, в умеренном поясе. В России в силу природно-географических факторов вспышки черной плесени можно не опасаться, отмечают в Роспотребнадзоре.

Источник