Природа генезис структура сознания



Генезис, структура и функции сознания

Проблема генезиса сознания получила детальную разработку в диалектико-материалистической философии. С точки зрения философии марксизма предпосылкамистановления сознания выступают:

· эволюция свойства отражения, присущего всей материи;

· развитие зачаточного интеллекта животных;

· переход особой ветви гоминид к орудийной деятельности и предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда;

· развитие в процессе труда знаковой коммуникации и новых форм передачи накопленного опыта, положивших начало формированию культуры как особого мира человека.

Отражение — всеобщее свойство материальных образований воспроизводить свойства и особенности других предметов, вещей, взаимодействие отражаемого и отражающего.

Основные формы отражения:

· отражение в неживой природе;

· биологическое отражение (раздражимость, возбудимость, психика, сознание).

Сознание — высшая форма отражения, функция высокоорганизованной материи (человеческого мозга), заключающаяся в способности отражать действительность в форме идеальных образов.

Отличие сознания человека от психики животных:

1) целеполагание(способность прогнозировать свою деятельность);

2) абстрактное мышление (умение воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии);

3) самосознание(возможность выделения себя из внешней среды);

4) язык(вторая сигнальная система, позволяющая ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знаково-символическим, языковым обозначениям).

Структура сознания:

Сознание человека не сводится к интеллектуальномуотражению мира и эмоциональномупереживанию отраженного.

Функционирование сознания заключается также в регулировании деятельности человека, направленной на активное преобразование действительности. В целенаправленных действиях человека проявляется его воля— сторона психической деятельности, получающая свое выражение в осознанных поступках.

Направленность психических процессов (как познавательных, так и эмоционально-волевых) выражается во внимании.

Сознание человека также невозможно представить себе без памяти— способности сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии.

Сознание контролирует лишь часть психики. Сложнейшая система физиологического жизнеобеспечения организма управляется бессознательно.

Уровни бессознательного:

1) неосознанный психический контроль за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением элементарных нужд и потребностей тела (обеспечивает большую скорость и точность операций, высвобождает сферу сознания для решения творческих операций);

2) процессы и состояния, до определенной поры остающиеся неосознанными (рождение мысли, образа и последующее их осознания, различные переживания: тревожные, болезненные впечатления);

3) некоторые процессы художественной, научной, философской и прочей интуиции.

Структура психики человека по З. Фрейду:

1) «Сверх-Я» (традиции, идеалы, ценностные представления, доминирующие в культуре, социальные императивы и запреты);

2) «Я» (сознание);

3) «Оно» (совокупность инстинктов, комплексов, вытесненных переживаний и т. д.).

«Я» будучи связанным с «Сверх-Я» и «Оно», как бы балансирует между ними.

Реформаторская версия психоаналитической философии (К. Юнг) выделила в индивидуальной психике наличие архетипов (прообразов) коллективного бессознательного, за которыми скрывается опыт понимания и переживания мира историческими предками человека.

Социально-критическая стратегия в развитии постклассической философии (марксизм, неомарксизм, постмарксизм)вслед за немецкой классической философией, выделив в духовной реальности наряду с индивидуальным сознанием общественное сознание, поставила вопрос об их социокультурной детерминации.

Виды сознания:

· групповое и т. д.

Общественное сознание — это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность и обратно воздействующих на нее. Являясь продуктом исторического развития, оно играет роль культурных оснований личности.

Индивидуальное сознание — неповторимый духовный мир конкретного человека.

Типы сознания:

· обыденное сознание (возникает в процессе повседневной практики стихийно, является эмпирическим отражением внешней стороны действительности, направлено по получение непосредственной пользы, это несистематизированное знание, не подвергающееся рефлексии);

· теоретическое сознание (отражает существенные связи и закономерности действительности, оно систематизировано, направлено на выяснение истины, хранится и передается в знаковой форме).

Уровни общественного сознания:

Сознание на уровне психологии отражает поверхностную сторону действительности, не поднимается до научных обобщений.

Психология включает в себя чувства и настроения людей, сопровождающие любую общественную идею.

Идеология— система взглядов, идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, содержатся программы деятельности.

Идеология не возникает стихийно, это дело политиков, экономистов, юристов, историков, философов, деятелей науки и искусства.

В сознании идеология утверждается с помощью средств информации, системы образования и воспитания.

Формы общественного сознания:

· классические (политическое, правовое, научное, философское, нравственное, эстетическое, религиозное);

· новые(экономическое, экологическое, демографическое, историческое и др.).

Любая форма общественного сознания действует в единстве с соответствующими культурой, воспитанием, поведением и деятельностью человека, а степень ее выраженности зависит от развитости объектов, отражаемых данным сознанием.

Основные функции сознания:

1) познавательная(сознание человека позволяет ему вырабатывать обобщенные знания о действительности, осуществлять акты самопознания);

2) целеполагающая(ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде);

3) регулятивная (регулировать и контролировать разнообразные отношения с действительностью);

4) креативная(определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования).

Источник

Сознание, его сущность и генезис

1. Феномен сознания. Основные философские концепции сознания: натуралистическая, феноменологическая, диалектико-материалистическая, религиозная. Современные программы анализа сознания.

2. Эволюция форм отражения как предпосылка возникновения сознания.

3. Сущность сознания, его структура и функции. Сознание и бессознательное. Материальное и идеальное.

4. Общественная природа сознания, предпосылки и главные факторы его формирования.

5. Сознание и язык. Искусственные языки и искусственный интеллект.

Основные понятия: сознание, отражение, самосознание, подсознание, бессознательное, язык, интеллект.

Изучение проблемы сознания является актуальным для многих наук: биологии, психологии, социологии, философии – каждая из которых акцентирует свою, специфическую область его изучения.

Онтологический статус сознания предполагает его включенность в реалистический, жизненный социальный опыт человека. Практически действуя, субъект «втягивает» в себя объективную реальность и наделяет ее смыслами и ценностями своей жизнедеятельности, превращая ее тем самым в содержание своей субъективности.

Содержание, механизмы, структуры сознания возникают, существуют и реализуются не только в познавательной сере, но в самой практике реальной жизни и для целей этой жизни.[61]

Сознание – сложное системное образование, совокуп­ность разнородных идеальных процессов, связно и согласованно функционирующих. К ним относятся: мысли­тельные (когнитивные) процессы, чувственные (ощущения, восприятия, пред­ставления), эмоциональные, волевые и мнемические (процессы памяти), а также процессы воображения, интуиции, воспоминания.

Любое элементарное действие сознания обладает всеми его чертами как целого. Работа сознания в целом или отдельных сознательных действий человека обеспечивается интегративным взаимодействием его структур, прояснение спе­цифики которых – неотъемлемая задача философского анализа (рис. 3.9).

Рис. 3.9. Элементы сознательной деятельности человека и их функции

Существует несколько концепций сознания.

Первая – религиозная. Здесь сознание – дар Божий – может рассматриваться, в частности, как единство Духа, души и тела [62] .

Вторая – натуралистическая – сводит специфические качества сознания к характеристикам более низкого уровня. Сюда можно отнести и вульгарно-материалистические воззрения.

Диалектико-материалистическая концепция рассматривает сознание как субъективное отражение объективного мира, предполагающее эволюцию форм отражения [63] .

Феноменологическая концепция – исследует сознание в его допредметной, досимволической форме. Сознание выполняет при этом двойную функцию: будучи предметом аналитической деятельности, оно является одновременно и средством исследования.

Также можно выделить субстанциальную концепцию сознания, где человеческое сознание рассматривается как порождение и отдельное проявление Мирового Разума.

Разнообразие философских взглядов на сознание край­не велико. Идеалистический подход рассматривает сознание как единство духа, души и тела, не всегда подвластный рациональному объяснению.

Читайте также:  Синяя глина в природе

Материализм, напротив, исходит из того, что сознание есть отражение внешнего мира и является продуктом развития материального мира. Но если для классических традиций вплоть до конца XIX в. предметная специфика сознания как одной из фундамен­тальных и сложнейших категорий философии не вызыва­ла сомнений, то затем положение резко меняется.

В XX в. сторонники аналитической философии (Витгенштейн, Остин, Райл) говорят о проблематичности и понятий­ной неопределенности сознания. Они предлагают искать ответы на вопросы о природе сознания за ее пределами.

Одной из самых упрощенных точек зрения на сознание является диалектико-материалистическая, где большое значение имеет процесс эволюции и взаимообусловленности одних форм отражения другими.

Отражение – воздействие одного явления на другое, при котором воспроизводятся те или иные черты внешности, функций или структуры первого во втором, измененные или преобразованные средой, в которой осуществляется это воздействие. В процессе эволюционного развития отражение проходит ряд ступеней (см. рис. 3.10), в результате формируя высшую форму отражения – сознание человека.

Важно сказать, что сознание нельзя сводить к свойству высокоорганизованной материи – мозга. Так понимаемое сознание выступает как предмет естественнонаучного анализа – в физиологии, нейропсихологии. Однако многочисленные попытки поисков сознания в мозге не увенчались успехом, так как они были бесперспективны изначально[64].

Рис. 3.10. Формы отражения

Итак, сознание как сложно организованная структура характеризуется следующими функциями:

во-первых, на­правленностью речемыслительных, чувственно-эмоцио­нальных и регулятивно-волевых процессов на прием и идентификацию когнитивной информации;

во-вторых, подключением к актам переработки информации внутрен­них ресурсов сознания (эмоций, памяти, воли, воображе­ния и т. д.) (рис. 3.11).

Рис. 3.10. Функции сознания

ü Таким образом,сознание представляет собой открытую систему, в которой имеют место не только точные понятия, теоретические знания и операциональ­ные действия, но и эмоционально-волевые и образные средства отражения мира, определяющие бытие человека в мире.

В философии и науке складывается отчасти странная ситуация: в теоретическом отношении вопрос о специфике сознания ставится под сомнение, тогда как практика изу­чения его объективными методами активизируется. Разно­родность и многоплановость действия субъективных фак­торов породили большое число вариаций на темы сознания в философии и науке. Существующий плюрализм взглядов на сознание не исключает действия интегральных тенденций, которые просматриваются в основных наиболее перспективных программах его изучения в наши дни.

Источник

Генезис сознания. Сознание как особый тип отражения. Основные функции и структура сознания

Вопросы о том, как и благодаря чему возникает сознание, явля­ются одними из ключевых для современного философского и на­учного познания. В той или иной форме они пересекаются с про­блемой антропогенеза, однако представляют собой самостоятель­ную тему исследования.

В процессе развития филосо­фии и науки было доказано, что вся материя обладает общим свойством – оставлять след, отпечатывать результаты взаимодействия материальных тел. В материалистической философской традиции, начиная с французских материалистов, это свойство получило название «отражение». Вне и независимо от взаимо­действия отражение не существует. Природным основанием появления сознания стала эволюция различных форм отражения в неживой и живой природе. Сейчас различают: 1) отражение в широком смысле, как всеобщее свойство (атрибут) материи, связанное с эффектами материальных взаимодействий, и 2) информационные взаимодействияв живой природе и в обществе (отражение в более узком смысле, предполагающее активное использование информации).

Тип, содержание и форма отражения определяются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а также способом их взаимо­действия с отражаемыми явлениями. При тех формах взаимодействия, которые мы можем наблюдать в неживой природе, след от воздействия одного объекта на другой не становится для последнего источником его собственной активности. Скажем, воздействие солнечных лучей на камень вызывает нагревание камня, но никак не стимулирует, не пробуждает какой-то активности камня. При информационном взаимодействии внешнее воздействие влияет на изменение состояния системы не прямо, а косвенно. Это воздействие приводит в активность внутреннюю программу самодвижения (перегревшийся на солнце человек в отличие от камня уйдет в тень).

В живой природе выделяют следующие формы информационного взаимодействия:

Раздражимость — ответная реакция организма на воздействие окружающей среды. Эта форма присуща некоторым видам растений и одноклеточным живым организмам. Например, растение закрывает или открывает свои лепестки под воздействием света и тени. Реакция организма при раздражимости происходит целиком за счет внутренней энергии, изменения происходят сразу и часть их может иметь опережающий характер.

Следующая форма — чувствительность — способность организма иметь ощущения, отражающие отдельные свойства воздействующих на него предметов и явлений. Так, если питательные вещества находятся только в освещенной части бассейна, в котором обитает амеба, то она, реагируя на свет и двигаясь к нему, получает возможность добраться до этих питательных веществ. Свет выступает здесь как сигнал, несущий информацию о пище и вызывающий определенное внутреннее состояние, которое и называется ощущением. У низших животных органы чувств не дифференцированы. В дальнейшем появляются особые органы чувств, которые образуют центральные нервные узлы у беспозвоночных и центральную нервную систему у позвоночных.

Высшей формой информационного взаимодействия у животных является психическая деятельность головного мозга. Она осуществляется в ситуациях двух различных типов. К первому относятся ситуации, когда имеющиеся у живого организма ресурсы ориентации во внешней действительности достаточны для решения возникающих перед ним задач. Решение их происходит автоматически — на основе генети­чески закрепленных инстинк­тов срабатывает безусловный рефлекс. Ситуации второго типа — нестандартные, связанные с ориентировочно-поисковым поведением жи­вотных, когда в индивидуальном опыте адаптации к внешней среде вырабатываются условные рефлексы. Комплекс услов­ных рефлексов, закрепленных в ассоциативной памяти, позволя­ет высокоорганизованным животным достаточно эффективно справляться с рядом сложных ситуаций, что дает возможность на сегодняшний день говорить о наличии у них навыков «практичес­кого интеллекта» и ассоциативного мышления. Но сознание человека качественно отличается от психики живот­ных. Основными отличительными признаками являются:

1) абстрактно-логическое мышление, связанное с умением вос­производить сущностные характеристики и связи действительно­сти, не данные непосредственно в восприятии;

2) целеполашние как способность идеально конструировать жела­емый продукт деятельности, что позволяет человеку творчески преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться в нее;

3) самосознание, определяющее возможность выделения себя извнешней среды;

4) язык как вторая сигнальная система, позволяющая нам ори­ентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знакам и символам.

К числу основных функций сознания относятся: познавательная, целеполагающая, регулятивная, креативная (созидательная). Сознание человека позво­ляет ему вырабатывать обобщенные знания о действительности; осу­ществлять акты самопознания; ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде; ре­гулировать и контролировать разнообразные отношения с действитель­ностью; определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования.

Анализ структуры сознания первоначально базировался на дан­ных классической психологии, в русле исследований которой были вы­делены следующие составляющие единого целого — человеческого сознания: мышление, эмоции, воля, память, внимание. Мышление представляет собой сложный комплекс различных способностей: понятийное отражение в мозгу человека существенных свойств и причинных взаимосвязей вещей и явлений, ориентацию в мире, управление орудийной деятельностью (операции с предметами), операции с числами (идеальными заместителями предметов в сознании), рассчет конкретных ситуаций и проектирование будущего (планы и мечты), формирование сложных образов на основе синтеза хранящихся в памяти представлений (творческое воображение), нравственная оценка и самооценка, рефлексия (размышление) и т.д.

Читайте также:  Каковы взаимоотношения человека и природы в лирике есенина

Эмоции – это результат оценки самим же организмом своих отношений с окружающим в чувствах, переживаниях (более длительны по времени) и аффектах (кратковременных, но самых бурных эмоциях). Эмоции активно влияют на деятельность всего сознания. Так, на основе положительных эмоций по поводу какой-то деятельности и ее возможных результатов возникает такое явление, как интерес. Интерес подстегивает мышление, память, внимание. Непосредственным продолжением механизма эмоций выступают волевые процессы. Воля – это способ связи избирательно-ориентированной психики и практического поведения человека. Выражение «у него сильная воля» означает, что у данного человека ориентация на совершение трудного действия (план, желание, долг) практически всегда выполняется в реальности. Как и другие элементы структуры сознания, воля поддается тренировке и развитию. Память – способность сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутрен­нем состоянии. Внимание – концентрация сознания на каком-то объекте или процессе. Память и внимание, связанные с волевым усилием, называются произвольными, и непроизвольными – когда все происходит «само по себе», без усилий. Механизм действия памяти до сих пор не изучен. Одни полагают, что абсолютно вся информация хранится в памяти (но ее трудно вывести), другие – что часть ее стирается (забывается навсегда). Изучение людей с абсолютной памятью показало, что они используют специальные приемы архивирования информации, как в дереве каталога компьютера, некоторые раскрашивают ее в оттенки цветов и т.д. Есть среди людей и гениальные счетчики. Исследования показали, что человек в среднем использует не более 7% возможностей мозга. По-видимому, мы действительно «помним все», но (по аналогии с компьютером) имеем слабый «процессор» для обработки и выведения информации. Впрочем, и эти способности можно тренировать.

В рамках психоаналитического подхода (австрийский психиатр 3игмунд Фрейд) в начале XX в. в ду­шевной жизни человека была зафиксирована особая бессознательная сфера, некий бездонный резервуар переживаний, который в принци­пе не может быть до конца просветлен разумом и энергия которого во многом определяет работу сознания человека и его внешнее по­ведение. В структуре духовного опыта человека психоаналитическая философия выделяет три сферы: «Сверх-Я» (традиции, идеалы, цен­ностные представления, социальные нормы культуры; «Я» (сознание); «Оно» (совокупность инстинк­тов, комплексов, вытесненных переживаний и т. д.). «Я», будучи связанным со «Сверх-Я» и «Оно», как бы балансирует между ними. То, что не пропускается через фильтры Сверх-Я, загоняется в бессознательное, «вытесняется» из сознания, становясь впоследствии причиной серьезных психических расстройств. Фрейд считал, что нужно помочь людям осознать бессознательное и тем расширить сферу их свободы, избавить от власти Оно. Он полагал, что следует расширять в нашей психике культурное Сверх-Я. Реформаторская версия психоаналитической философии (К. Юнг) заявила о наличии в индивидуальной психике архетипов (про­образов) коллективного бессознательного, за которыми скрывается опыт понимания и переживания мира наших предков. Архетипы — это система врожденных программ поведения, типичных реакций и установок

Источник

Генезис, структура и функции сознания. Социокультурная размеренность сознания. Сознание и язык.

По своему генезису, т.е. происхождению сознание связано с различными формами отражения материи. Отражение представляет собой взаимодействие материальных объектов, в процессе которого изменяются их структурные свойства и признаки. Простейшие формы отражения встречаются уже в неживой природе. Например, отпечатки растения или животного в доисторическую эпоху в горных породах, оставленный человеком след на снегу или мокром песке, изображение человека в зеркале и т.д.

Отражение в живой природе носит активный характер и включает в себе три формы:

раздражимость ( реакция живого организма на воздействие извне, в которой проявляется в зародышевой форме определённая изберательность, активность, целесообразность и активность действия).

чувственность ( проявление способности к ощущению и отражению отдельных свойств объекта – цвета, запаха, вкуса, объема, формы, твёрдости, мягкости и т.д.).

психику ( высшая форма отражения действительности в виде идеальных образов посредством ощущений, восприятий и представлений).

Психика отличается своей неоднозначностью и имеет сложную структуру. Впервые на данное обстоятельство было обращено внимание Зигмундом Фрейдом. Вначале он вводит в научный оборот понятие «предсознание». Затем отказывается от него и в свой работе «Я» и «Оно» предлагает новую структуру психики: бессознательное – сознание- сверхсознание («Оно» -Id; ;»Я» — Ego; Сверх – Я- Suрer Ego).

В современной философской литературе в структуре сознания выделяется четыре основных аспекта :

* Первый аспект структуры сознания связан с предметно – чувствительной деятельность человека, на основе которой формируется первичные знания о внешнем мире посредством ощущений, восприятий и представлений.

* Второй аспект адекватен рациональному мышлению и ориентирован на постижение сущностных сторон действительности. в виде понятий, суждений и умозаключений.

* Третий аспект структуры сознания соотносим с его эмоциональной компонентной , т.е. личностными, субъективно – психологическими переживаниями человека.

* Четвертый аспект структуры сознания связан с ценностно – мотивационной компонентой. Здесь находятся высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности.

В соответствии со структурой сознания можно выделить следующие его функции:

когнитивную, описывающую механизм воспроизведения и познания действительности;

аксиологическую, конкретизирующую иерархию ценностных ориентаций с определением их смыслов и значений;

— регулятивную. выявляющую связанные с поведением и деятельностью человека стороны сознания.

Социокультурная размерность сознания предполагает его формирование и развитие на основе определённых социокультурных оснований .Язык и мышление диалектически взаимосвязаны и друг без друга не существуют. Вместе с тем эти понятия и отличаются между собой. Язык материален, а мышление идеально ; язык обозначает предметы , а сознание их отражает. В отличие от мышления язык консервативен и в меньшей степени подвержен различным инновациям и изменениям.

23. Образы человека в классической и неклассической философии. Основные модели антропосоциогенеза

Классическая философия рассматривает человека как свободного и разумного, способного кардинально переделать природу, общество и себя. Проблема человека рассматривается в контексте больших человеческих общностей (классов, народов, наций, этносов и т. д.). Общественное сознание и сознание и разум отдельного человека понимаются как независимые и автономные структуры. Для неклассической философии характерна своеобразная антропологическая переориентация, связанная с осознанием кризисности человеческого существования, выявлением его онтологической бездомности, признанием его творческих возможностей и одновременным пониманием неизбежных ограниченности и разрушительности его притязаний. В неклассической философии выдвигается целый ряд смелых и новых идей. Это, во-первых, изучение жизни отдельного человека и важности ее анализа. Во-вторых, движение к пониманию человека как жестко детерминированного экономикой, политикой, религией и т.п. Человек оказывается объектом манипуляции. В-третьих, отрицается абсолютная рациональность человека, признается невозможность свести его к разуму.

Антропогенезпроисхождение человека, становление его как вида в процессе формирования общества – социогенеза. Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов. К биологическим изменениям относят: 1. Прямохождение; 2. Изменения в кистях рук, появление ладони с противопоставленным большим пальцем; 3. Высокоразвитый мозг. К социальным факторам антропогенеза относят труд, общественный образ жизни, развитое сознание и речь.

Исторически первой моделью антропогенеза является креационистскаяконцепция, которая рассматривает человека как продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога. Основным оппонентом креационизма является эволюционизм, который утверждает, что человек произошел от высших приматов в процессе эволюции. Развитие и закрепление в морфологии человека гоменидной триады привело к возникновению новой формы адаптации – трудовой деятельности. Труд становится сущностной характеристикой человека. Труд не только сформировал человека, но и стал источником человеческой социальности и культуры. Игровая концепция антропогенеза, автор Й. Хейзинге, рассматривает становление архаичного общества через игру. Игра, освобождая человека от гнета повседневности, одновременно подчиняет его своим правилам, ритму, пространству. Согласно психоаналитической концепции антропогенеза, автор З. Фрейд, возникновение культуры и человека связано с появлением тотема и табу, которые оформляются в первобытной орде после убийства сыновьями отца и возникновения у них чувства вины. Семиотическая модель рассматривает культуру как особую знаково-символическую реальность, ядром которой является язык. Язык определяет границы и свойства действительности и самого человека.

Читайте также:  Картинки фен шуя природа

24. Социальные и аксиологические параметры человеческого бытия.

Источник

Природа генезис структура сознания

Сознание – может быть выражено через категорию идеального. Идеальное – это фил-я категория, кот обозначает нематериальную субъективно духовную природу, образное отображение действительности в человеч-м сознании. В совр. фил-ии сознание — это высшая, свойственная только человеку, связанная с языком ф-ция мозга, которая заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Активно исп-ся с 19 века, до этого исп-сь категория дух – встречается в античной фил-фии, библии (с лат. дыхание движущийся воздух) — это сущность, кот. может временно или навсегда покинуть тело; сущность мира (мировой дух); идейное содержание (произведения искусства), всеобщий хар-р чего-либо (дух эпохи, корпоративный дух).Понятие дух – как противоположный природе сложилось у Гегеля, дух выступает в 3 формах:
-дух отдельного индивида (личный дух) Поэт;
-общий дух (объективный) поэма, народное творчество;
-объективированный дух (совокупность завершенных творений духа) сл. и музыка народные;
Душа – основа живого существа, совокупность психических явлений, в частности чувств и стремлений. До Нов. время предметом фил-ии был вопрос: является ли душа субстанцией? В досократовской фил-ии: душа – тончайшее разреженное вещество. По Платону, душа нематериальна и предшествует существованию. Аристотель различал 3 души: разумная (ею обладают люди), животная, вегетативная (растения). Разумная душа может быть отделена от тела и существовать вечно. В Средневековье душа считалась нематериальной, невещественной субстанцией. Для новоевропейской философии первичной была проблема соотношения материального и нематериального, души и тела. Сторонники первичности материи – материалисты (метафизика, вульгаризм, диалектизм, материализм). Сторонники первичности сознания – идеалисты (Гегель – объективный идеализм; Беркин, Юм – субъективный идеализм).
Философское понятие сознания связано, прежде всего, с первичностью материального или идеального, первоначалом всего сущего. Нужно различать понятия психика и сознание. Психика – продукт и условие взаимодействия живого существа и его среды (это более широкое понятие, чем сознание, так как в его структуру входит сознательное и бессознательное).
Структура сознания:
1 элемент. Познавательная сфера состоит из:
а) чувственного познания, которое основано на внешних чувствах и выражается в способности к ощущениям, восприятиям, представлениям;
б) рационального познания, которое представляет собой абстрактно-мыслительную деятельность, оперирующую понятиями. На основе чувственного и рационального познания формируются идеальные образы объектов познания. Для философии очень важна проблема метода познания. Две основных позиции: — истинное знание о мире дает рациональное познание (Декарт, Спиноза); — истинное знание в чувственном познании. Например, в философии Нового времени выделяют эмпиризм и рационализм. Познавательные способности: внимание, память, воображение. Внимание характеризуется избирательностью познавательной деятельности, ее направленностью на определенный объект. Память – способность хранить и воспроизводить информацию об объекте. Она помогает объединить уже имеющиеся и приобретаемые знания. Воображение – благодаря воображению человек создает представления и мысленные ситуации, никогда в прошлом реально не воспринимавшиеся.
2 элемент. Эмоциональная сфера включает внутренние чувства: радость, горе, любовь, ненависть и т.д. к эмоциональной сфере относятся аффекты (сильное эмоциональное напряжение) и эмоциональное состояние (настроение).
3 элемент. Мотивационно-волевая сфера: мотивы, интересы, потребности субъекта, которые ориентируют его в жизнедеятельности, а также воля (способность к выбору цели и внутренним усилиям, необходимым для ее достижения).
Самосознание – сознание, направленное на самое себя. Критерии самосознания: — выделение себя из среды; — осознание своей активности; — сознание себя через другого (то, что я вижу в других, может быть и моим качеством); — моральная оценка себя. Рефлексия – сознание, направленное на внутренний опыт. Самосознание характерно для любой человеческой особи. Способность к рефлексии же — специфическая и проявляется не у каждого.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. Оно возможно только в условиях существования языка и речи, возникающей одновременно с сознанием в результате деятельности. К функциям сознания относятся:
1) познание (обобщенное отражение мира);
2) построение отношений к миру, людям;
3) переживание;
4) регулирование поведения, деятельности.

Сознание существует в 2 формах общественном и индивидуальном. Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон: тело человека — вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум человека, его мышление- искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании. Декарт: сознание- внепространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания. Гегель: Сознание. — одно из воплощений всемирного разума.

Впервые рассматривает социально — историческую природу сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание это высшая форма отражения. Таким образом сознание формируется деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.

В процессе функционирования сознание проявляет основные своисвойства.

(1). Оно универсально, т.е. потенциально способно отражать любые свойства предметов, вовлекаемых, в деятельность.

(2). Сознание обладает свойством объективности, т е. отражения вещей и процессов такими, как они есть в действительности

(3). Объективность сознания сочетается с его субъективностью. Отражение тех или иных вещей и процессов есть не только реакция на ситуацию, но и личностная собственная интерпретация этой ситуации. Различные люди одну и ту же информацию воспринимают и используют по разному, в зависимости от исторических условий, интересов, жизненного опыта, нравственных, социокупьтурных. и мировоззренческих установок, наличного багажа знаний, эстетической зрелости, творческих способностей.

(4). Сознанию присуща способность целеполагания, предварительного создания идеального проекта будущего результата. Через сознание человек проектирует свой способ бытия в мире.

(5). Сознание потенциально "заряжено" творчеством, ибо отражение направлено на преобразование мира, создание нового А для этого необходимо конструктивное изображение того, чего в реальности еще нет, но в соответствии с объективными законами этой реальности может быть создано.Творчески-активный характер сознания проявляется в ею избирательности Изменяют и создают новую реальность не духовные компоненты сознания сами по себе, а человеческие действия, пронизанные идеями, целями.

(6) Сознание обладает неразрывной связью с языком. Посредством языка сознание раскрывает себя и свою работу. Язык выполняет познавательную и коммуникативную (общение) функции, является орудием организации совместных действий, хранения и трансляции информации, норм и традиций, фиксирует всеобщность вещей и людей, а также предметные различия и смыслы, уникальность своего "я".

Основными уровнями сознания являются: осознание, подсознание, надсознание и самопознание.

Источник