Природа и цивилизация реки и культуры



Речные цивилизации: общие характеристики и определение

Определение понятию «речная цивилизация» было дано историками и археологами XIX века. Такое обозначение получили первые в истории человечества государства. По закономерности все они возникли в долинах крупных рек в связи с исключительной важностью для тогдашних людей сельского хозяйства. Ученые выделяют четыре подобные цивилизации: египетскую, месопотамскую, индийскую и китайскую.

Общие характеристики

Возникшие несколько тысячелетий назад древние речные цивилизации – яркий пример того, как природные условия влияли на развитие человека. Основой экономики первых цивилизаций было сельское хозяйство. Возделывание земли и выращивание культур являлись залогом процветания городов и поселений. Именно поэтому первые государства возникли в регионах, в которых условия окружающей среды больше всего благоволили аграриям.

Такими местами были долины рек. В бассейне Нила возникла древнеегипетская цивилизация, на берегах Тигра и Евфрата – шумерская, вокруг Инда и Ганга – индийская, рядом с Хуанхэ и Янцзы – китайская. Их колыбелью были земли между 20° и 40° северной широты

Древний Египет

Ключевые особенности речных цивилизаций наглядно прослеживаются на примере Древнего Египта. Это государство возникло на северо-востоке Африки на берегах нижнего течения Нила. Первые признаки цивилизации сформировались в конце 4-го тысячелетия до н. э. В тот период первые фараоны объединили под своей властью Нижний и Верхний Египет.

Все речные цивилизации переживали взлеты и падения. У Египта таких менявших друг друга периодов было несколько. Его наивысший расцвет пришелся на Новое царство, которое существовало в XVI – XI вв. до н. э. К нему относятся три древнеегипетские династии (18, 19, 20). Именно Новое царство оставило после себя наибольшее количество памятников, по которым современное человечество и знает загадочную древнюю страну. В IV веке до н. э. Египет подпал под влияние греческой культуры и стал терять свои уникальные цивилизационные черты. Окончательно власть фараонов завершилась в 30 году до н. э., когда северо-восток Африки был завоеван Римской империей.

Земледелие и речные циклы

Значительное число древних египтян занималось сельским хозяйством. Зависимость от рек, важных для земледелия, – одна из причин того, почему древние цивилизации мира называют речными. Цикличные разливы Нила оставляли на полях ил, который, перемешиваясь с почвой, увеличивал получаемый урожай.

Изобилие и хозяйственное процветание давали людям больше свободного времени на технологическую, культурную и художественную деятельность. Эта закономерность стала одной из глубинных причин величия Египта на протяжении нескольких тысячелетий.

Все речные цивилизации древнего мира пытались покорить и приручить природу. Египтяне для этого строили вдоль Нила и его притоков плотины. С помощью них вода отводилась на сельскохозяйственные поля с урожаем. И хотя совершенства система орошения достигла в Месопотамии, у египтян для своего времени она также была выдающейся.

Сельское хозяйство у этого народа велось согласно речным циклам. Египтяне делили год на три сезона: наводнение, посадку и сбор урожая. Самым распространенным было зерновое хозяйство, хотя также существовало плодоводство и огородничество. Существовали виноградники, выращивался лен. Его использовали для прядения. Вдоль нильских берегов рос папирус, из которого делалась уникальная египетская бумага.

Быт и религия

Жилища египтян строились из кирпича-сырца, благодаря которому в помещениях даже в полуденную жару сохранялась комфортная прохлада. В каждом доме была кухня с открытой крышей. Стены красились в белый цвет или завешивались коврами из льна.

Общей религии в Египте не было. В каждом регионе существовал культ определенного божества. Все вместе они образовывали один из крупнейших пантеонов древности. Как и другие религии того периода, религия египтян произошла от фетишизма и анимизма. Фараон Эхнатон попытался отказаться от многобожия и создал собственный централизованный монотеистический культ солнечного бога Атона. Но эта реформа так и не закрепилась в древнеегипетском обществе.

Месопотамия

Месопотамия, или Междуречье, – регион в окрестностях двух великих рек – Тигра и Евфрата. Сегодня эта территория принадлежит Ираку. До нашей эры же здесь существовали разные речные цивилизации. В отличие от Египта, в Месопотамии никогда не было одного целостного народа. Разные племена покоряли здесь друг друга на протяжении нескольких тысячелетий.

Даже по сравнению с другими важными реками древности долина Тигра и Евфрата была особенно плодородной. Начинающиеся на Армянском нагорье воды приносили в Месопотамию аллювиальные отложения. Именно благодаря им здешняя почва давала богатые урожаи. Плодородность привлекала сюда многие народы. Кроме того, Месопотамия была важным торговым регионом, так как она соединила Персидский залив и Средиземноморье.

Страна каналов

За период с IV тысячелетия до VI века до н. э. в Месопотамии сменилось несколько государств (Шумер, Аккад, Вавилония и Ассирия). Их народы отличались друг от друга языками и некоторыми культурными чертами. Но в целом их общность можно назвать одной великой древней месопотамской цивилизацией. Истоком ее появления стало создание системы ирригации на берегах Тигра и Евфрата.

Для ведения сельского хозяйства жители Месопотамии строили каналы и водохранилища. Ирригационные системы увеличили урожаи и позволили орошать поля в течение всего вегетационного цикла. Прогресс привел к разделению труда. Возникли ремесла, затем началось классовое расслоение. Оно привело к появлению рабовладельцев и огромной эксплуатируемой массы.

Ирригация и торговля

Хотя в Месопотамии всегда было много невольников, сельским хозяйством занимались и свободные люди, жившие в общине. Они же должны были отбывать трудовую повинность в пользу государства, строя и расчищая каналы. От любых земляных работ были освобождены только представители знати. Чем совершеннее становилась система ирригации, тем интенсивнее шел отток людей из разрозненных мелких поселений к провинциальным центрам. Это были уже города. Они обладали характерными постройками: храмом, мастерскими и зернохранилищем.

Вокруг культовых сооружений происходил сбор запасных фондов продуктов. Месопотамия была бедна лесами и металлами. Жители Междуречья получали эти ресурсы, покупая их в обмен на свой обильный урожай. Торговля велась со многими странами – от Индии до Египта и от Средиземноморья до Аравии. К III тысячелетию до н. э. хозяйства храмов стали настолько сложными, что для их учета потребовался новый способ передачи информации – письменность. Именно так у шумеров появилась их знаменитая клинопись, которую они наносили специальными палочками на глиняные таблички.

От Передней Азии Месопотамия отделялась обширными пустынями. Первые народы, которые ее заселили, жили не только изолированно, но и крайне бедно. Урожаи были неустойчивыми и состояли только из неприхотливого ячменя. Для сельского хозяйства пригодной была лишь узкая полоса земли между мертвой пустыней и болотами. С появлением каналов и системы ирригации люди заселили новые, прежде непригодные для жизни районы.

Индийская цивилизация

Современной науке в разной степени известно, где и когда зародились речные цивилизации. Например, история древней Индии остается одной из самых слабо исследованных. Связано это с тем, что ее жители не оставили после себя почти никаких памятников. Большой поток документальных свидетельств об Индии возник только в III веке до н. э., когда сюда вторглась армия Александра Македонского.

Однако некоторые основополагающие факты констатировать все-такие можно. Возникшая в долине Инда индийская речная цивилизация считается третьей по древности после египетской и месопотамской. Из всех них она была самой крупной по занимаемой площади. Эту цивилизацию также называют Хараппской. Существовала она в XXXIV – XIV вв. до н. э. Ключевыми ее центрами были города Мохенджо-Даро, Ракхигархи, Хараппа, Дхолавира и Лотхал. Население долины в период расцвета цивилизации достигало пяти миллионов человек. Шумеры называли Индию Мелуххой и даже вели с ней морскую торговлю.

Города индийцев

Хараппцы имели развитую металлургию бронзы, монументальное строительство, мелкую скульптуру. Основой сельского хозяйства являлось ирригационное земледелие. Считается, что в городе Мохенджо-Даро находились древнейшие в истории человечества туалеты, а также водопровод и канализационная система.

Сельское хозяйство индийцев дополнялось рыболовством и охотой. На океанском побережье процветал морской промысел. До того периода, когда зародились древние речные цивилизации, у людей не было городов в классическом смысле этого слова. С появлением государств крупные поселения стали окружаться фортификациями. Древние индийские города состояли из защищенной цитадели и нижнего города. Они отличались тщательно составленной планировкой. Жилые дома строились двухэтажными.

Читайте также:  Конспект занятия беседа о природе в средней группе

Китай

Бассейн Хуанхэ – еще одно место, где складывались древние речные цивилизации. В третьем тысячелетии до н. э. здесь сформировалась этническая общность древних китайцев. Уникальность этой цивилизации заключалась в ее почти полной изоляции от других народов той эпохи. Если о Китае и знали на Западе, то там эта страна представлялась мифическим краем, еще более таинственным, чем Индия с ее невероятными слонами.

Постепенно данная цивилизация распространилась за пределы бассейна Хуанхэ и на юге обжила еще одну крупную реку – Янзы. Любопытно, что нижнее русло Хуанхэ неоднократно менялось в результате наводнений и естественных природных процессов. Трансформировался и берег Бохайского залива, куда впадала эта река. В древности долина Хуанхэ была полностью покрыта лесным массивом. Активная человеческая деятельность уничтожила эти заросли. Вслед за ними исчезли носороги, слоны, бамбуковые крысы и тапиры. Как и другие речные цивилизации, древнекитайское государство начала человеческое вмешательство в окружающую среду.

Приручение природы

Народы древности были очень уязвимыми перед природными катаклизмами. Почему их называют речными цивилизациями? Они создавались в долинах и при этом еще не умели бороться с наводнениями. Подобные катастрофы грозили гибелью целым поселениям. В китайском письме слово «несчастье» долгое время записывалось в виде иероглифа, изображавшего вышедшую из берегов реку.

Только в середине I тысячелетия до н. э. жители бассейна Хуанхэ научились делать железные орудия и вышли за пределы пойм. Теперь они могли возделывать недоступные прежде твердые почвы. Благодаря этому население стало менее концентрированным и начало колонизацию холмистых регионов Китая. Особенно это касалось северных степных областей. Ученые, определившие, где и когда зародились древние речные цивилизации, до сих пор открывают новые детали, связанные с историей древнего Китая.

Источник

Леонид Харченко — Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы

Леонид Харченко - Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы

Описание книги «Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы»

Описание и краткое содержание «Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы» читать бесплатно онлайн.

Элективный курс состоит из шести логически и содержательно связанных между собой разделов, раскрывающих систему природно-цивилизационных взаимоотношений в их динамике и проблемах. Природа (в ее цельности и разумности), человек (в его природнобио-социальной сущности), цивилизация (в ее соотнесенности с культурой) представлены автором как компоненты этой системы. Учебное пособие предназначено для учащихся профильных 10–11 классов общеобразовательных учреждений, может использоваться как основа для спецкурсов в средних специальных и высших учебных заведениях, будет интересно студентам, учителям и преподавателям, изучающим и преподающим как естественнонаучные, так и гуманитарные дисциплины.

Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы

ВВЕДЕНИЕ

Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует.

Развитие человеческого общества, глобализация привели нас к пониманию мира как состоящего из противоположностей одного общего, целого. Совершенство мира – в единстве его элементов. Достигается это только сосуществованием частей природы, когда каждая часть работает ради жизни всей системы. Поскольку вся природа, кроме человека жестко выполняет свое предназначение, то очевидная высшая цель всей природы – в приведении человека к совершенству, к свойству отдачи. В этом, видимо, заключается программа природного управления.

Вопреки такой программе управления, очевиден общий мировой кризис человечества, являющийся частью природно-цивилизационного кризиса, а также сопровождающие его – депрессия, наркотики, распад семьи, террор, неуправляемость общественных систем, опасность применения атомного оружия, экологические катастрофы, кризис науки, культуры и пр. Например, согласно данным, опубликованным Еврокомиссией в «Зеленой книге» («Gruenbuch») европейцы страдают от сильнейших депрессий, являющихся причиной 58.000 самоубийств в год, а 30 % граждан Евросоюза страдают расстройством психики.

Признаки кризиса очевидны, но из-за кажущейся невозможности выхода из него, само его наличие и обострение, как правило, замалчивается правительствами, учеными, социологами, психологами. Причина сознательного замалчивания ими кризиса в том, что они зачастую не видят средства исправления нынешнего состояния. В итоге эта страусиная политика только усугубляет проблему.

Несмотря на то, что основная проблема цивилизации – преодоление природно-цивилизационного кризиса, для того, чтобы приступить к ее решению, необходимо решить проблему не менее сложную: проблему объяснения обществу кризисной ситуации. Еще очень и очень многие ищут решение в научно-техническом, культурном и общественном прогрессе, забывая о том, что упование на этот прогресс и ввело человечество в кризисное состояние.

Поэтому общество должно получить, прежде всего, знания:

– о природе мира, о цельности природы, ее цели, программе;

– о человеке в его природно-биолого-социальном обличии;

– о цивилизации и ее соотнесенности с культурой;

– о сущности природно-цивилизационного кризиса – как кризиса целевого, изначально запрограммированного природой;

– о причине природно-цивилизационного кризиса – об эгоистической природе человека;

– о преодолении природно-цивилизационного кризиса – только посредством изменения природы человека, воспитательными и образовательными средствами.

Современная научная мысль пришла к пониманию неразделимого единства природы и всего человеческого сообщества. В реальной действительности восхождение к пониманию этого единства у большей части жителей нашей планеты, далеких от науки, носит глубоко противоречивый характер.

Отсюда цель предлагаемого элективного курса «Природа и цивилизация»: показать обучающимся сложившиеся противоречия между природой и цивилизованным миром через описание сущности природно-цивилизационного кризиса и глобальных проблем, а назначение учебного пособия – организовать и наполнить содержанием данный курс.

Изучение курса поможет обучающимся понять взаимозависимость законов развития природы и законов становления и развития человеческих цивилизаций. Ибо, только исследуя окружающий мир, мы можем обнаружить связь всех его частей, их причинно-следственное развитие и цель действий.

Учебное пособие включает в себя шесть взаимосвязанных разделов: «Природа» (освещает современные подходы к пониманию природы как неотъемлемой, жизненно-необходимой составляющей среды человека); «Человек» (раскрывает природно-биолого-социальную сущность человека, указывает на необходимость системного подхода к изучению человека); «Цивилизация» (показывает механизмы становления и падения различных цивилизаций, знакомит с их типологией и особенностями); «Эволюция природы – эволюция социальных систем» (рассматривает исторические корни развития взаимоотношений человечества с природой); «Главнейшие проблемы человечества» (содержит сведения о глобальных проблемах современного мира, о причинах возникновения природно-цивилизационных кризисов); «Восхождение к разуму» (составляет сценарий ближайших планетарных событий и рисует контуры общества, основанного на знаниях).

Текст каждого раздела предваряет несколько эпиграфов, отражающих в концентрированном виде смысловое содержание последующего материала.

По замыслу автора пособия, каждый эпиграф подобран таким образом, что может быть использован как проблема для дискуссии, тема для написания реферата или эссе.

Термины и понятия к каждому разделу также изложены перед основным текстом и детальное ознакомление с ними позволит глубже понять содержание написанного на страницах пособия учебного материала. Для подавляющего большинства терминов и понятий в тексте параграфов даны расшифровки.

Рассмотрение каждого параграфа и разделов в целом, завершается краткими резюме об изложенном материале и целым пакетом контрольных вопросов, заданий, тем для дискуссий и рефератов, которые, с одной стороны, выполняют учебно-методические функции, а, с другой стороны, являются дополнением текстовой части, так как составлены таким образом, чтобы придать завершенность формированию целостного представления об обсуждаемых в текстах явлениях либо природы, либо общества.

Часть заданий в конце разделов предполагает проведение нетрудоемких исследований или осуществление анализа имеющегося собственного опыта жизнедеятельности читателей, что призвано повысить интерес к изучаемому материалу и придать процессу обучения некоторый исследовательский рефлексивный характер.

Довольно обширный список дополнительной литературы, перечисленный на последних страницах книги, позволит читателям расширить и углубить представления о рассматриваемых в пособии явлениях и процессах, при необходимости подготовиться более детально к дискуссии или написать интересный реферат.

В различных местах текста пособия, по ходу изложения материала, внимательный читатель натолкнется на мысли, обращенные непосредственно к нему. Не пропускай их мимо себя, остановись хоть на минуту, задумайся над тем, что написано именно для тебя или ответь на вопросы, которые заданы именно тебе. Это поможет тебе глубже понять суть прочитанного, мир вокруг тебя, по-иному взглянуть на себя и, возможно, что-то изменить в себе.

Курс «Природа и цивилизация» теоретический, поэтому предполагает в качестве основных форм занятий: уроки-лекции, уроки-семинары, просмотр видео- и кинофильмов, посещение музеев и выставок, отражающих становление современных цивилизаций, реферирование научной литературы, но главное, беседы, дискуссии. Ведь главная миссия книги – пригласить обучающихся и обучающих к размышлению, к сопереживанию, к осознанию происходящего вокруг и с ними. Помочь выбраться из объятий социально и технологически предопределенного мира. Ощутить свободу выбора, собственное право и собственную ответственность за свой выбор.

Читайте также:  Противоречия между человеком и природой возникают когда

Итак, в добрый путь! Ибо, как утверждал Ф. В. Ницше – только в движении, на свежем воздухе и на лоне природы, рождаются гениальные, добавим – жизнеспособные и с природой согласующиеся, мысли.

РАЗДЕЛ I. ПРИРОДА

Природа – творец всех творцов.

Поразительна мудрость природы, которая при таком бесконечном разнообразии сумела всех уравнять!

Эразм Роттердамский (Дезидерий)

Сложность души росла пропорционально потере одухотворенности природы.

Термины и понятия по разделу : природа, натурфилософия, «дикая природа», «квазиприродная среда», «артеприродная среда», абиотическая среда, биотическая среда, среда жизни, качество жизни.

Проблемы для обсуждения:

1. Природа и природопонимание.

2. Природа как среда жизни человека.

3. Природа как психолого-педагогический компонент среды жизни человека.

§ 1. Природа и природопонимание

Понимание слова «природа», его смыслового содержания, необходимо, прежде всего потому, что оно являет собой изначальную сущность, начало всех начал, исток всех истоков, закон всех законов. Когда говорится о природе вообще, без всякого ближайшего определения, то всегда подразумевается некоторое существенное и в себе единое начало, производящее из себя все вещи. С этим согласуется и этимологическое значение слова «природа», что указывает в ней на начало произведения или порождения вещей. Так как природа все из себя производит, то мы находим в ней основание всех вещей: она есть их единая общая основа.

Источник

10 речных цивилизаций

Древние египтяне свою великую реку звали Итеру, то есть просто Большая река. Сезонные разливы обеспечивали богатые урожаи пшеницы дважды в год, поэтому в долине Нила появляется развитая цивилизация (4-е тысячелетие до н.э. — IV век н.э.). Древний Египет дал миру великие пирамиды, папирус, астрономию, духи.

Фото: Getty Images/Fotobank

Согласно Библии именно на берегах Евфрата располагался тот самый Эдемский сад, где Господь поселил Адама и Еву. Согласно же данным археологии Евфрат стал колыбелью шумерской цивилизации (4-3-е тысячелетие до н.э.), которая подарила миру письменность. Здесь находились и первые города древности, например Ур — родина библейского патриарха Авраама, а много веков спустя в междуречье Евфрата и Тигра был основан знаменитый Вавилон и не менее знаменитая Ассирия.

В античное время эта река называлась Синдху, что на санскрите означает Большая река. Инд стал колыбелью древнейшей индской цивилизации (5-3-е тысячелетие до н.э.), которая была покорена племенами индоариев. Индская цивилизация дала нам шахматы, цифры и Камасутру. Также в формировании культурного кода Индии значительная роль принадлежит и священной реке Ганг, на берегах которой сегодня расположены города Харидвар и Варанаси — мировые центры индуизма.

Фото: Getty Images/Fotobank

В долине Хуанхэ (в переводе — Желтая река) возникло первое китайское государство Шан-Инь (конец XIV века до н.э.). Особенность же Хуанхэ в том, что эта капризная река часто меняет свое русло. Одно из таких изменений было зафиксировано в 11 году н.э., с тех пор произошло более 20 изменений русла реки. Эти катастрофы наложили свой отпечаток на китайский менталитет: противиться природе бесполезно, а совершенствовать человека — необходимо. Китайская цивилизация дала миру бумагу, порох, компас, шелк, фарфор.

Небольшая, но полноводная река в Гватемале стала колыбелью для цивилизации майя, в долине этой реки расположен город Йаш-Мутуль, столица древнейшего Мутульского царства майя (IV век до н.э. — I век н.э.). Этот город стал одним из важнейших центров Месоамерики. По оценкам исследователей, население Йаш-Мутуля составляло от 100 до 200 тысяч человек. Позже город был заброшен и получил название Тикаль (на языке индейцев это означает «место, где слышны голоса духов»). Майя дали миру календарь, узелковое письмо.

Фото: Getty Images/Fotobank

Одна из крупнейших рек Западной Европы. Первые поселения кельтов появились здесь более 5 тысяч лет назад. В 38 году до н.э. Рейн становится пограничной рекой между Римской империей и варварскими германскими племенами. Попытка в начале нашей эры передвинуть границу обернулась страшным военным поражением империи, остановившим ее экспансию на восток. После этого за Рейном окончательно закрепился статус рубежа Pax Romana, который чувствуется и по сей день.

Фото: РИА НОВОСТИ

Наиболее ранние сведения о Дунае содержатся в сочинениях древнегреческого историка Геродота (V век до н.э.), который писал, что река Истр (древнегреческое название Дуная) служит «великим янтарным путем» — именно по этой реке жители Гипербореи привозили священный камень электрон в святилища Афин и Дельф. Во времена Римской империи Дунай стал границей между Европой и восточными племенами кочевников. Цивилизация кочевников сокрушила мощь Римской империи и заложила основы мира современного.

Фото: Евгений Березкин, Коммерсантъ

Колыбель скифской цивилизации (VII век до н.э. — III век н.э.). Собственно, скифы, которые пришли в Нижнее Подонье, и назвали эту реку. Позже Дон стал традиционным маршрутом военных походов русских князей, а в XVII веке — колыбелью русского флота, здесь строится первая флотилия для похода против Крымского ханства.

Фото: Даниил Иванов, Коммерсантъ

Первые упоминания о Днепре встречаются у Геродота в V веке до н.э. В Средневековье Днепр был основой пути «из варяг в греки» — торгового маршрута, соединяющего Прибалтику с Причерноморьем, который стал фундаментом и для образования Древнерусского государства. В XVI веке в излучине Нижнего Днепра сформировалась Запорожская Сечь — колыбель запорожского казачества.

Фото: Getty Images/Fotobank

Главная водная артерия США, вокруг которой и формировалось ядро будущего государства. Первым из европейцев по Миссисипи проплыл испанец-конкистадор Эрнандо де Сото, первую карту реки и ее притоков составили французские путешественники, основавшие Новый Орлеан. Затем земли в районе устья Миссисипи были проданы Великобритании, а после Войны за независимость здесь утвердилась новая — американская — цивилизация. Споры о плодах этой цивилизации еще продолжаются.

Источник

Западная культура и природа

Понятие цивилизация – это одно из самых ключевых понятий современной социально-гуманитарной науки. Это понятие очень многогранно и на сегодняшний день осмысление его неполно. В обыденной жизни термин цивилизация употребляется эквивалентом слова культурный и чаще используется как прилагательное (цивилизованная страна, цивилизованный народ). Научное понимание цивилизации связано со спецификой предмета исследования, то есть напрямую зависит от той области науки, которая раскрывает это понятие: эстетика, философия, история, политология, культурология.

Этапы становления соотношения между цивилизацией и культурой:

1. Первобытнообщинное общество – средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.

2. Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло.

3. Просвещение – новое время. Культура – индивидуально-личностная, одновременно общественно-гражданское устройство обществаÞ понятия наложились друг на друга. Европейские просветители использовали термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царит свобода, равенство, образование, просвещение, то есть цивилизация использовалась для обозначения культурного качества обществаÞ понимание Морганом и Энгельсом цивилизации, как стадии развития общества вслед за дикостью и варварством, то есть начало расхождения понятий.

4. Новейшее время. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы.

Подходы к определению понятия «цивилизация»:

u Синоним культуры;

u Характеристика развития культуры (производительных сил, производственных отношений);

u Ступень общественного развития;

u Условия бытия культуры;

u Образ человечества на отдельной земле, некая культурная общность, которой присущ особый социальный стереотип, генотип.

Место и роль культуры в цивилизации:

Немаловажную роль в модернизации общества играет культура. Культура, как технология, во многом определила возможности человека в освоении мира на данном этапе цивилизации. Роль культуры в цивилизации определяется тем, что с одной стороны она обеспечивает специфическое своеобразие, что присуще определенному социуму, а с другой стороны обеспечивает в рамках и вместе с цивилизацией целостность мировой истории.

Читайте также:  Природа говорит на языке треугольников высказывание

Цивилизация — это преобразованный человеком мир вне положенных ему материальных объектов, а культура — это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности.

Если культура, с этой точки зрения, формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами. Культура и цивилизация в общем антонимичные понятия. Общего в них то, что они являютс следствием прогресса.

Культура Цивилизация
Носит ценностный характер Прагматична (ориентируется на критерий полезности)
Культура органична, функционирует как живое целое. Механична (каждый достигнутый уровень цивилизации самодостаточен.)
Культура аристократична (шедевры — творения гения) Цивилизация Демократична (Культуру присвоить нельзя, ее надо понять, а цивилизацией может овладеть каждый, независимо от личностных качеств.)
Культура существует в вечности, (юность культурных произведений не уменьшается) Критерий прогресса: последнее по времени наиболее ценно.
Культура иногда враждебна жизни (содержит свой параллельный мир, она конкукир. с жизнью.) Цивилизация способствует продлению и усовершенствованию жизни.

5. Человек в системе культура.

Культура несет в себе образ человека, она являет, показывает этот образ человеку. Культура — зеркало, в котором человек себя видит и в котором он себя узнает.

Человек сам является культурной ценностью, и самую важную часть этой ценности составляют его творческие возможности, «весь механизм реализации замыслов и планов: от вовлеченных в творческий процесс природных задатков до самых утонченных возвышенных эстетических идеалов и «диких» научных абстракций, от эмоциональных переживаний, рвущихся выразиться во вне, до сложнейших знаковых систем. И естественно, что адекватным способом реализации творческих возможностей человека является культура, смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой практики и ее результатов». Тем самым в культуре смыкается как субъективный мир творческой личности, так и объективный мир культурных ценностей. Смыкается для того, чтобы человек всем напряжением своей нелегкой жизни мог разорвать это единство и в очередной раз, на новой основе своими творческими усилиями воссоздать его. Вне такого единства бытие человека невозможно. Роль культуры, как способа реализации творческих возможностей человека разнообразно. Культура как способ реализации творческих возможностей человека не может не включать в себя понимания ценности природы как среды обитания людей, как незыблемой основой культурного развития общества.

Проблема личности всегда находилась в центре внимания исследований культуры, так как культура и личность неразрывно связаны. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности. С другой стороны, личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. Можно сказать, личность- это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления. Каждый человек выступает по отношению к культуре в нескольких ролях:

  • как продукт культуры: только усвоив правила, нормы и ценности культуры и общества, в котором живет человек, можно комфортно чувствовать себя, быть адекватным своим культуре и обществу;
  • как потребитель культуры: в своей жизненной практике человек использует усвоенные нормы и правила, язык, знания и т.д. в готовом виде; обычно это происходит в форме стереотипов;
  • как производитель культуры: человек способен и творчески порождать новые культурные формы, и интерпретировать уже имеющиеся;
  • как транслятор культуры: воспроизводя культурные образцы в своей жизни и деятельности, человек тем самым передает информацию о них другим людям.

Социализация и инкультурация . Продуктом культуры человек становится в процессах инкультурапии и социализации, посредством которых ребенок ошалевает знаниями и навыками, необходимыми для жизни в обществе и в той или иной конкретной культуре.

Под социализацией понимают процесс усвоения индивидом социальных ролей и норм. При этом человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу, благодаря чему происходит гармоничное вхождение индивида в социальную и культурную среду, усвоение им ценностей общества, что позволяет ему успешно функционировать в качестве члена общества.

Считается, что социализация проходит в трех основных сферах:

  • в сфере деятельности — как освоение нового вида деятельности через усвоение норм и правил, методов достижения целей, а также оценки полученных результатов;
  • в сфере общения — расширение круга общения человека и развитие его навыков;
  • в сфере самосознания — формирование образа собственного Я как деятельного субъекта, осмысление своей социальной принадлежности, роли, формирование самооценки.

6. Культура и природа.

Природа и культура находятся в сложных взаимоотношениях. На первый взгляд может показаться, что они противоположны, поскольку культура, по определению, есть неприрода, внеприродное явление, созданное человеком. На самом деле они тесно связаны между собой, поскольку культура возникает из природы, она рождается из взаимодействия человека с природой. Все предметы культуры, включая произведения искусства, сделаны из природного вещества. Природа — мать всего созданного человеком.

Отношения между природой и культурой зависят в первую очередь от культуры, от ее характера и особенностей, которые в свою очередь во многом обусловлены своеобразием религии. Так, имеются существенные различия между западной культурой, основанной на христианстве, и восточной, основанной на исламе и других восточных религиях.

Западная культура и природа

Точкой отсчета в данном вопросе может служить античная культура. При этом следует заметить, что в целом природа в античной культуре оценивалась очень высоко. Тем не менее именно из далекой античности берут свое начало в европейской культуре две тенденции во взглядах на природу, одну из которых условно можно назвать греческой, а вторую — римской, которые по-особому ярко проявились применительно к земледелию.

Греки воспринимали труд земледельца как нечто героическое, требующее смелости, отваги и даже неистовства. Земледелие для них выступало как способ подчинения и господства над природой. Древние греки не столько пахали землю, сколько стремились вырвать из ее недр плоды, которые спрятали от них боги.

Римляне смотрели на это иначе. Для них труд земледельца выступал как самое мирное, спокойное и естественное занятие. Такой взгляд они распространяли и па искусство, считая, что оно должно рождаться столь же естественно, как рождаются и растут деревья, растения и все живые существа. Они стремились к гармонии, согласию культуры и природы, надеясь получить от нее за это щедрое вознаграждение.

В последующем эти две тенденции шли параллельно, взаимно переплетались, или же одна из них брада верх над другой. В средние века господствовал религиозно-аскетический взгляд на природу, в свете которого она оценивалась не слишком высоко и воспринималась как источник соблазна и скверны. Природа являлась разделяющей преградой между Богом и человеком, а в нем самом она принимала форму физической плоти, тела, которое рассматривалось Церковью как оковы, темница для души, воплощавшей Божественное начало в человеке.

В эпоху Возрождения вновь восстанавливается античная, преимущественно римская традиция во взглядах на природу. В творчестве итальянского поэта Ф. Петрарки природа предстает как любящая мать, родительница и воспитательница, «естественная норма» и благотворный закон для человека, в котором все от природы — не только тело, но и разум. Природа начинает теснить самого Бога, как бы растворяя Его в себе, выступая не преградой, но посредником между Богом и человеком.

Искусство эпохи Ренессанса вновь начинает следовать античному принципу мимесиса (подражание), называя художника великим подражателем природы, провозглашая близость языка искусства и языка природы.

В Новое время . начиная с середины XVII в., в европейской культуре во взглядах на природу преобладающей становится древнегреческая тенденция. Западное общество с полной определенностью ставит целью покорение и подчинение себе природы. Существенные изменения происходят и в искусстве. Хотя не все. но многие художники начинают считать искусство выше природы. Так. немецкий поэт Гёте утверждал, что «свободным духом художник стоит над природой и может ее трактовать сообразно своим целям». Еще более определенно заявляет английский писатель О. Уайльд: «Искусство начинается там, где кончается природа».

Эта тенденция достигает наивысшей своей точки к середине XX столетия, когда разразившийся экологический кризис поставил под угрозу само существование не только природы, но и человечества.

Источник