Природа общества его структура и социальные институты



Структура общества. Социальные институты и социальные организации

Общество является не хаотической совокупностью элементов, а упорядоченной системой, организованным целым. Это определяет устойчивость, стабильность общества. В обществе действуют социальные субъекты. Их деятельность осуществляется в формах социальных институтов и социальных организаций. Эта деятельность регулируется социальными нормами, созданными на основе социальных ценностей. Такова структура общества: социальные группы, социальные институты и организации, социальные ценности и нормы.

1. Социальная группа.

Социальные субъекты: индивиды, их группы и общество в целом являются носителями потребностей и интересов, соответственно индивидуальных, групповых, общесоциальных (в т.ч. общезначимых). Индивидуальные потребности и интересы человек может удовлетворить в одиночку, но для реализации общезначимых потребностей люди кооперируются, создавая социальные общности и группы. Среди социальных общностей большее значение имеют социальные группы. Социальная группа – это устойчивая, однородная, сплоченная совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют. Самые ранние в истории человечества социальные Группы – это группы охотников, рыболовов, собирателей, родовые общины, племена. Виды социальных групп многочисленны: половозрастные (младенцы, дети, подростки, молодежь, взрослые, старики), национальные (немцы, англичане, французы), профессиональные (преподаватели, инженеры, слесари), политические (либералы, консерваторы, либералы), религиозные (мусульмане, христиане, буддисты), территориальные (селяне, горожане) и другие. Особенно важное значение имеет разделение общества на большие социальные группы (в т.ч. классы): аристократия, олигархия, класс собственников средств производства, класс наемных работников, рабов, высший класс, средний класс и т.д. Все они являются носителями интересов и потребностей, среди которых есть общезначимые: безопасность, воспроизводство рода, воспитание и обучение детей, коммуникация, производство и распределение товаров и услуг, саморазвитие и познание и другие.

2. Для удовлетворения потребностей и интересов возникают социальные институты.

Социальный институт – это исторически сложившаяся устойчивая форма организации и деятельности людей. Социальный институт состоит из:

1) системы социальных связей (т.е. структуры, организации);

2) системы общепризнанных ценностей (коллективных верований, представлений);

3) системы социальных норм, регулирующих деятельность структуры.

Социальный институт существует для организации совместной деятельности людей ради удовлетворения их потребностей. С исчезновением потребности исчезает и данный институт. Семья – это социальный институт для воспроизводства новых членов общества. Исторически первый устойчивый социальный институт – родовая община – обеспечивал выживание людей, в большой степени зависящих от природных сил. Другие социальные институты – религиозные ордена, политические клиентелы, торгово- купеческие гильдии, церковь, политические партии, средства массовой информации, бизнес, наука и т.п. Исторически первым социальным политическим институтом в масштабе всего общества является государство – политическая организация общества на определенной территории, обладающая суверенитетом, служащая для сохранения и развития общества в целом, а также решения классовых задач. Социальные группы и институты связаны между собой и неотделимы. Институт семьи представлен малой социальной группой, институт государства также представлен социальной группой стоящих у власти людей.

организационные институты, их базой является организационная структура, и нормативные институты, их базой является система социальных норм. К первым относятся: государство, политические партии, СМИ, церковь, профсоюзы и т.п., ко вторым относятся: обычаи, мораль, религия, право и т.п. Социальные нормы – это правила поведения людей в обществе, регулирующие поведение людей в соответствии с доминирующими в обществе ценностями. Реализация этих правил обеспечивается системой поощрений и наказаний. В структуру общества включены и организационные и нормативные институты (т.е. социальные нормы и организационные структуры, их поддерживающие) которые формируются на основе социальных ценностей. Ценности – это признанные в данном обществе убеждения относительно целей, которым человек должен стремится, и средств, с помощью которых он должен их достигать. Источниками ценностей являются религия, мораль. Так, христианские ценности закреплены в Библии (Исход 20, 2-17): не убей, не укради, не лжесвидетельствуй и другие.

Таким образом, государство и право следует рассматривать как социальные институты. Назначением государства в этом качестве является согласование разнородных интересов, формирование всеобщих (общезначимых) интересов и их реализация с помощью государственной власти. В структуре государства как социального института можно вычленить организационную структуру (система государственных органов и учреждений); систему ценностей, которая обычно представлена в виде государственной идеи (идеологии), а также систему социальных норм на основе этих ценностей – это правовые, юридические нормы, регулирующие функционирование организационной структуры и ее взаимоотношения с обществом.

Право как социальный институт есть система правил поведения, содержащаяся в формальных юридических источниках, регулирующих взаимоотношения людей в соответствии с признанными в данном обществе ценностями и идеалами и обеспеченных в своем действии государством, в т.ч. его принудительной силой. Поэтому в структуру социального нормативного института, каким является право, также включены структурные организации – государство в целом, органы власти и управления, суды, прокуратуры, нотариаты, адвокатские конторы, юридические службы.

3. Социальные институты представлены социальными организациями.

Социальная организация – это элемент социальной структуры общества, представляющая собой искусственно созданную социальную группу для достижения определенной цели. (Термин «организация» многозначен, он означает также процесс упорядочивания, «организовывания», а также степень внутренней упорядоченности элементов системы. Все три значения тесно связаны между собой).

Признаки социальной организации следующие.

2. Иерархическое строение, влекущее единство цели, устойчивость, эффективность.

3. Разделение труда по горизонтальному (специализация) и вертикальному признакам (наличие управляющей и управляемой подсистем).

4. Наличие внутриорганизационных норм, которые создаются управляющей подсистемой, их реализация контролируется, применяются санкции.

5. Все вышеперечисленное влечет целостность и порядок, а также эффект синергии (sinergia – сотрудничество, содружество, т.е. прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий участников).

Видыорганизаций многочисленны.

1. Различают формальные(возникают в результате политического, административного решения; в основе разделение труда, глубокая специализация, целесообразность, рациональность, юридические нормы, безличность, т.е. рассчитана на абстрактных индивидов, образцы поведения нормированы) и неформальные (спонтанно слоившиеся, действуют на основе межличностного общения, самоорганизации и саморегуляции). К первым относятся университеты, больницы, профсоюзы, муниципальные органы, государство.

2. Другая классификация организаций: добровольные, принудительные, утилитарные. В добровольных организациях члены обладают правом свободного входа и выхода, не получают платы за членство, нет структуры, лидеры работают бесплатно. Это клубы шахматистов, любителей туризма, собаководства, религиозные группы и т.д. В принудительных организациях становятся членами против воли. Это армия, морские суда, клиники для душевнобольных, тюрьмы и т.д. В утилитарные организации члены вступают с практическими целями. Это университеты, профсоюзы, корпорации. Они представляют собой среднее между добровольными и принудительными организациями.

Значение социальных организаций в том, что эффект их деятельности намного выше, чем могут достичь разрешенные неорганизованные действия такого же числа индивидов. Поэтому многие социальные группы функционируют в виде социальных организаций (например, любители садоводства и огородничества создают товарищества и т.п.).

Наиболее крупной формальной социальной организацией общества является государство. Оно возникает из определенных социальных потребностей, с определенной целью, искусственно созданная социальная группа представлена чиновниками государственного аппарата, в нем существует глубокая специализация труда на основе реализуемых функций, четкая иерархия, наличествует управляющая и управляемая подсистемы и т.д. Таким образом, государственная организация позволяет обществу достигать поставленных целей, делает совокупные действия общества намного эффективнее, чем действия разрозненных социальных субъектов (индивидов и групп).

В структуре общества также традиционно различают экономическую, социальную, политическую, духовно-культурную и информационную системы (подсистемы). Однако внутри них также действуют социальные группы, социальные институты и организации, социальные ценности и социальные нормы.

Вывод: в структуре общества различаются социальные группы, социальные институты и организации, социальные ценности и социальные нормы. Такая структура обеспечивает стабильность, устойчивость общества как системы.

Источник

Тема№4 Общество и его структура. Основные социальные институты.

Общество — социокультурная система, отличающаяся от других объединений людей длительностью существования, самодостаточностью и способностью к самовоспроизводству.

Культура— совокупность социально приобретённых и передаваемых от поколения к поколению значимых ценностей, норм и правил поведения, символов, идей, верований, традиций, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Норма социальная — совокупность стандартов и правил поведения, разделяемых членами социальной общности или общества в целом и необходимых для совершения совместных согласованных действий, оценки и регулирования социального поведения.

Ценность социальная — 1) в широком смысле — явления и предметы материальной и духовной культур с точки зрения их соответствия потребностям общества, социальных группы, личности и выступающие объектом их устремлений;

2) в узком смысле — нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся важными условиями существования общества общности.

Социальная система — 1) упорядоченная, построенная, как правило, иерархически, совокупность индивидов, социальных общностей, объединённых устойчивыми связями и отношениями, и взаимодействующая со средой как единое целое;

2) упорядоченная совокупность отношений между людьми, объединенных в социальные общности и взаимодействующая со средой как единое целое.

Социокультурная система — интегральная характеристика общества как сложной саморегулирующейся системы, в которой в диалектическом единстве представлены структурные социальные элементы (индивиды, общности, институты) и присущие их взаимосвязи и взаимодействию культурные составляющие (ценности, нормы, образцы поведения).

Иерархия социальных систем (от др. греч. ἱεραρχία, из ἱερός «священный» и ἀρχή «правление») — строение сложных социальных систем в порядке соподчинения ее компонентов от высшего к низшему. Суперсистемой является общество. Ее важнейшие компоненты — экономические, социальные, политические и идеологические структуры также имеют системный характер и потому выступают как системы более низкого порядка — подсистемы.

Функции социальных систем — проявления сущности социальных систем, обеспечивающие их стабильность и развитие. В теории Т. Парсонса выделяются следующие функции социальных систем: 1.адаптация к внешней среде; 2. интеграция элементов системы в единое целое; 3. целедостижение; 4. поддержание ценностно-культурного образца.

Функция — 1) роль, которую определённое социальное явление выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня;

2) зависимость, которая наблюдается между различными компонентами единого социального процесса, когда изменения одной части системы оказываются производными от изменений в другой её части.

Латентныефункции (лат. latens — скрытый, тайный) — скрытые, обнаруживающие себя лишь с течением времени и несовпадающие с провозглашаемыми намерениями участников деятельности, в отличие от явных функций, которые совпадают с открыто провозглашаемыми целями и задачами института или социальной группы.

Дисфункция (впервые применительно к социальной системе понятие использовал американский социолог Р. Мертон) — способность системы в процессе своей жизнедеятельности порождать следствия, противоположные ее прямому функциональному предназначению. Термин взят из биологии и медицины, где обозначает неверное функционирование органа, что является проявлением его болезненного состояния, патологии.

Социальная связь — исходные объективные условия, определяющие взаимозависимость индивидов, социальных общностей и групп.

Социальное действие – поведенческий акт (действие), направленный на удовлетворение потребностей и сознательно ориентированный на ответное поведение других людей, их реакцию, оценку.

Социальное взаимодействие — система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.

Структура социального взаимодействия — комплекс взаимосвязанных элементов социального взаимодействия.

М.Вебер выделял следующие элементы социального взаимодействия: 1. субъекты; 2. взаимные ориентации субъектов; 3. целенаправленные друг на друга действия социальных субъектов; 4. проводники социального взаимодействия.

Согласно Т.Парсонсу, социальное взаимодействие включает: 1. совокупность взаимодействующих «единиц» (индивидов и общностей); 2. комплекс правил и норм, структурирующих ориентации субъектов взаимодействия и само взаимодействие; 3. упорядоченную систему самого взаимодействия; 4. среду, в которой действует данная система и с которой она взаимодействует.

Проводник социального взаимодействия — передатчик, посредник в осуществлении социального действия ( язык, мимика, жесты, запах, физическое воздействие, звуковые сигналы).

Социальный контакт — простейший вид социального взаимодействия, характеризующийся кратковременностью и легкой прерываемостью соприкосновения людей в физическом и социальном пространстве.

Читайте также:  Одинаково ли природа невесомости у тел

Социальное отношение — последовательно повторяющиеся социальные взаимодействия, соотнесённые друг с другом по своему смыслу и характеризующиеся устойчивыми образцами поведения.

Институционализация— процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведения их в систему, ориентированную на удовлетворение важнейших общественных потребностей.

Институт социальный — организованная система социальных связей, норм и ролей, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Брак — социальный институт, представляющий собой совокупность норм, предписаний, стандартизированных образцов поведения, регулирующих взаимные права и обязанности супругов, их отношения друг к другу, детям, совместному имуществу и т.д.

Семья— социальный институт, а также основанная на браке или кровном родстве первичная социальная группа, члены которой связаны общностью быта (ведением общего хозяйства), взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью. Важнейшая функция семьи — рождение и воспитание детей.

Экзогамия — ограничение в выборе партнёров в браке, когда член группы должен выбирать партнёра вне своей группы.

Эндогамия— ограничение в выборе партнёров в браке, когда член группы обязан выбирать партнёров только внутри своей группы.

Моногамия— единобрачие, исторически обусловленная форма брака и семьи, при которой мужчина женат на одной женщине, а женщина замужем только за одним мужчиной.

Полигиния — многожёнство, одна из исторических форм брака, при которой мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с более, чем одной женщиной.

Полиандрия – многомужество, одна из исторических форм брака, при которой женщина имеет более одного мужа. Считается функциональной стратегией для обеспечения стабильности воспроизводства, когда имеется дефицит женщин.

Тендер — принадлежность к биологическому полу.

Гендер — социальный пол, понимаемый как культурное содержание мужественности и женственности, общепринятые нормы, образцы поведения, присущие представителям различных полов.

Гендерная идентичность — осознание своей принадлежности к биологическому полу и связанным с ним представлениями общества о мужественности и женственности. Предполагает усвоение психологических качеств и модели поведения, которые данное общество приписывает и предписывает людям в зависимости от их биологического пола.

Национальная безопасность — социальный институт обеспечения защищенности общества и государства от внешних и внутренних угроз, их устойчивость к неблагоприятным воздействиям извне. Обеспечивается созданием таких внутренних и внешних условий, которые гарантируют существование страны, реализацию ее интересов и возможность стабильного прогресса общества.

Охрана правопорядка — социальный институт упорядоченности общественных отношений (правопорядка) в соответствии с существующими правовыми предписаниями, а также совокупность мер по достижению и поддержанию упорядоченности общественных отношений в соответствии с правовыми нормами.

Общественное мнение — 1) социальный институт проявления отношения (скрытого или явного) различных групп людей к событиям и процессам, затрагивающим их интересы;

2) средство духовного воздействия общества (массы людей, общности, окружающих) на поведение индивидов и деятельность социальных организаций. Нравы, обычаи, традиции большинства отражаются в их общественном сознании и поддерживаются авторитетом общего мнения, которое одобряя одни и осуждая другие поступки, является одним из способов регулирования поведения людей в обществе.

Средства массовой информации — социальные организации (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т. д.), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе.

Пропаганда (от лат. propaganda — подлежащее распространению) — 1) распространение политических, философских, научных, художественных и других идей в обществе;

2) в более узком смысле — целенаправленное идеологическое воздействие на массы в интересах формирования у них определенных взглядов, образа мысли, а также побудительных поведенческих мотивов .

Общность социальная — совокупность людей, объединённыхобщими условиями существования, наладивших регулярное, устойчивое взаимодействие друг с другом.

Массовые общности – аморфные (не имеющие структуры) совокупности людей с минимальным уровнем групповой интеграции и сплоченности. Характеризуются случайностью связей, размытостью границ, неустойчивостью и разнородностью. (См.: Толпа, Аудитория, Социальные круги)

Толпа — 1) большое скопление людей;

2) массовая общность, представляющая собой неорганизованную совокупность людей, характеризующаяся низкой способностью к самооценке, внушаемостью, чувствами анонимности, вседозволенности и безнаказанности.

Аудитория — возникающая на основе одинаковых информационных потребностей массовая общность людей, механически объединенных формой, способом и каналами получения различных видов информации (научной, социальной, музыкальной, аудио и видео и т.д.).

Социальные круги — массовые общности, возникающие с целью обмена информацией между их участниками; своего рода круги общения (контактные, профессиональные, дружеские, статусные).

Социальная группа — совокупность людей, объединённых на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, жизненных ориентаций, устойчивых образцов поведения, благодаря которой у индивидов формируется чувство групповой солидарности (ощущение «мы — группа»).

Группа малая — относительно устойчивая, небольшая по численности социальная группа, члены которой находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом, что приводит к возникновению эмоциональных связей, а также специфического межличностного распределения и закрепления социальных ролей.

Группа первичная — относительно немногочисленная социальная группа, члены которой поддерживают устойчивые, непосредственные, личностные, эмоционально окрашенные контакты, имеют общие ценности и образцы поведения.

Группа вторичная — относительно многочисленная социальная группа, члены которой имеют преимущественно опосредствованные (зачастую высоко формализованные) социальные контакты и связаны совместной деятельностью для достижения общей цели.

Организация социальная — совокупность людей, объединённых для достижения каких-либо целей и ведения совместной деятельности, характеризующаяся строгим разделением труда и специализацией, наличием иерархии статусов и ролей, нормативной регуляцией поведения, наличием органов управления, собственной системой социального контроля, безличным характером взаимодействия людей друг с другом.

Корпорация — совокупность лиц, объединенных для достижения какой либо цели.

Бюрократия (искусственно созданный термин от французского «бюро», «стол» и греческого «власть», — столоначалие, власть чиновников) —

1) чиновничество, сплоченная общим интересом самосохранения социальная группа, состоящая из работников, занятых управленческим трудом, наделенная властью принимать решения, исходя как из объективных потребностей жизнедеятельности общества, группы, организации, так и субъективных мотиваций;

2) организация, состоящая из ряда официальных лиц, должностные статусы которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их функции и ответственность.

Бюрократизм — стиль управления, который характеризуется: а) своекорыстным формализмом, проявляющимся в ритуальном следовании установленным нормам независимо от существа дела, б) более или менее произвольным истолкованием и применением этих норм, в) волокитой и уклонением от принятия решений во всех случаях, когда это связано с риском ответственности, г) подчинением интересов дела интересам карьеры, д) общей направленностью служебной активности на удержание своих позиций, своего статуса.

Рациональной бюрократии теория — концепция, представленная М.Вебером, который считал, что бюрократию невозможно уничтожить, — ее следует рационализировать, т.е. организовать на таких разумных началах, которые позволили бы ограничить присущие ей негативные явления и обеспечить эффективное функционирование организации.

Рационально организованная бюрократия строится на системе принципов, выраженных в следующих требованиях, предъявляемых чиновничеству: 1. должностные лица лично свободны и являются субъектом власти благодаря обезличенным служебным обязанностям; 2. они определены на службу (а не выбраны) в неизменной чиновничьей иерархии; 3. имеют постоянные служебные компетенции; 4. работают по контракту, т.е. на основе свободного отбора по профессиональной квалификации, в наиболее рациональном случае — определенной с помощью экзамена, удостоверенной дипломом; 5. оплачиваются постоянным денежным содержанием; 6. считают свою службу единственной или главной профессией, а также главным занятием должностного лица; 7. строят свою карьеру в соответствии со сроком службы или по успехам в работе; 8. работают в полном «отчуждении от средств управления» и без присвоения рабочего места; 9. подчиняются строгой единообразной служебной дисциплине и контролю за поведением.

Структура (лат. structura — строении, расположение, порядок) — расположение и связь частей, составляющих целое.

Социальная структура общества — 1) в широком смысле слова -совокупность существенных связей и отношений обеспечивающих целостность общественной системы и ее способность к самовоспроизводству;

2) в узком смысле — совокупность отношений между различными социальными группами, общностями, организациями и социальными институтами, обеспечивающими стабильность в обществе.

Мировая система — социальная система глобального масштаба, связывающая все страны единым мировым социальным порядком.

Мировое сообщество — 1) система взаимодействий между различными социальными субъектами (государствами, союзами, обществами, культурами, этническими и религиозными группами, между человеческими индивидами);

2) формирующаяся система связей в ходе становления нового мирового порядка.

Понятие «мировое сообщество» используется в политике для обозначения высшей мотивации для международных инициатив глобального характера. Апелляция к мировому сообществу, ссылка на его волю, а также указание на действия, совершаемые от его имени, мотивированные его интересами, присутствуют в текстах официальных документов OOН и других международных организаций.

Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) — одна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее, самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами.

Индустриальное (промышленное) общество (термин впервые использован А. Сен-Симоном) — стадия развития общества, сменяющая традиционное, аграрное (родоплеменное, феодальное) общества.

Концепция индустриального общества (Р.Арон, У.Ростоу, Д.Белл) связывает его возникновение с распространением крупного машинного производства, урбанизацией, утверждением рыночной экономики и возникновением социальных групп предпринимателей и наемных работников, а впоследствии — со становлением демократических институтов, гражданского общества и правового государства. Капитализм и социализм рассматривались как его разновидности в ХХ в. Предполагается, что индустриальное общество постепенно развивается в постиндустриальное.

Постиндустриальное общество (понятие предложено Д.Беллом) — согласно гипотезе, следующая за доиндустриальным и индустриальным обществами стадия общественного развития. Считается, чтоведущую роль в постиндустриальном обществе приобретают сфера услуг, наука и образование, корпорации уступают главное место университетам, а бизнесмены — ученым и профессиональным специалистам. Во всех сферах (экономической, политической и социальной) основное воздействие на принятие решений будут оказывать новые интеллектуальные технологии и новый интеллектуальный класс.

Термин без достаточных научных оснований зачастую используется применительно к наиболее экономически развитым странам. При этом, в частности, игнорируются факторы, свойственные индустриальному обществу и приведшие к экономическому кризису.

Источник

Природа общества, его структура и социальные институты как центр внимания социологической школы

Она объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры не в истории и самопроизвольном, «божественном» развитии человеческого духа, не в психике и не в биологической предыстории человечества, а в его общественной природе и организации. В центре их культурологического внимания находится само общество, его структура и социальные институты. Эту школу Н.А. Бердяев охарактеризовал так: «Социология утверждает, что человек есть животное, подвергшееся муштровке, дисциплине и выработке со стороны общества. Все ценное в человеке не присуще ему, а получено от общества, которое он принужден почитать как божество». Естественно, социологическая школа не отгорожена китайской стеной от других, рассматриваемых нами направлений, и концепции ее отдельных представителей часто пересекаются и взаимно дополняются, как мы уже показали на примере Б.К. Малиновского, в рамках общих усилий по созданию единой теории культуры.

Одним из видных представителей социологической школы был Томас Стернз Элиот (1888—1965) — англо-американский поэт и критик модернистского направления, автор книги «Заметки к определению культуры» (1948). «Под культурой, — писал он, — я понимаю прежде всего то, что имеют в виду антропологи: образ жизни данного народа, живущего в одном месте. Мы видим проявления этой культуры в его искусствах, его социальной системе, его привычках и обычаях, его религии. Но все эти вещи, вместе взятые, не составляют культуры, хотя мы часто ради удобства выражаемся так, будто это имеет место. Эти вещи — лишь части, на которые культура может быть рассечена — как человеческое тело в анатомическом театре. Но так же как человек есть нечто большее, чем собрание различных составных частей его тела, так и культура есть большее, чем собрание искусств, обычаев и религиозных верований». Томас Стернз Элиот, лауреат Нобелевской премии 1948 г., представляет собой достаточно редкий пример органического слияния художественного, преимущественно поэтического, творчества и теоретических изысканий в поисках ответа на вопрос: что же такое культура и как связана с этим понятием сущность поэзии? С расхожей либерально-демократической точки зрения, Элиота следует считать глубоко консервативным, даже «реакционным» мастером слова, подобно тому, как эти определения применялись к нашему русскому писателю и культурологу К.Н. Леонтьеву, о котором речь пойдет ниже. Оба они отстаивали принципы элитарности в обществе и искусстве, оба в конце жизни пришли к глубоко религиозному мировосприятию и оба выступили с резкой критикой современной им (и нам) «уравнительной» цивилизации, ибо она, по их мнению, оказалась бесплодной и зашла в тупик. Помимо широко известного поэтического наследия Элиота, его перу принадлежат книги: «Назначение поэзии и назначение критики» (1931), «О поэтах и поэзии» (1957) и упоминавшаяся нами программная работа «Заметки к определению культуры».

Читайте также:  Памятники природы участки степей

Констатируя общий упадок европейской культуры к середине XX века, утрату ею былых нравственных и интеллектуальных богатств в результате всеобщей стандартизации и узко утилитарного подхода к жизни, — черты, свойственные современной массовой культуре, — Элиот приходит к мнению, что это ведет к подавлению в человеке творческого начала. Так, несмотря на то что за последние четыре столетия население Англии увеличилось в 12 раз, подобный количественный рост отнюдь не привел в наши дни к появлению 12 Шекспиров, скорее, они уже давно исчезли совсем. Точно так же крестьянин-пахарь прежних веков по своей нравственной и духовной культуре стоял намного выше нынешнего наемника-тракториста. Элиот считает, что сохранить созидательную энергию человечество может, лишь преодолев «массификацию» и поддержав культурную элиту. Вообще, теория элиты (прежде всего политической) как ведущей силы исторического процесса восходит к учению древнегреческого философа Платона (427—347 гг. до н.э.). Она развивалась впоследствии такими мыслителями, как итальянец Н. Макиавелли, англичанин Т. Карлейль, немец Ф. Ницше, о которых мы будем говорить далее. В XX веке ее наиболее ярким апологетом стал итальянец Вилъфредо Парето (1848—1923), рассматривавший историю как арену постоянной борьбы элит за власть. Элиот же особо подчеркивал значение элитарного подхода не только в сфере политики, но и в сфере культуры. Подобно своему современнику и соотечественнику Тойнби, Элиот делил общество на духовную элиту и непросвещенную массу, причем лишь первая способна на культурное созидание. Творческая элита, по Элиоту, отнюдь не принадлежит к какому-нибудь определенному классу. Она должна постоянно пополняться из социальных «низов». Однако для ее возникновения и формирования необходимо богатство и принадлежность к определенному привилегированному слою. Наиболее умные и талантливые представители других слоев постоянно вливают в него новую творческую энергию, двигая, таким образом, культурный процесс.

Структура культуры

Культура — это сложная, многоуровневая система. Строение культуры включает субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.

В рамках культурологии исследуются такиеееструктурные элементы, как мировая и национальная культура, классовая городская, сельская, профессиональная, духовная и материальная и др. Каждый из элементов культуры может делиться на более дробные.

Культуру поее носителю подразделяют на мировую и национальные культуры.

Мировая культура — это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

На­циональная культура — это синтез культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества, своеобразие национальной культуры, ее не­повторимость и оригинальность проявляются в духов­ной (язык, литература, музыка, живопись, религия) и в материальной (особенности экономического уклада. Ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

В соответствии с конкретными носителями выделя­ются культуры социальных общностей (классовая городская, сельская, профессиональная молодежная культура), семьи, отдельного человека. Выделяют также народную (непрофессиональную) и профессио­нальную культуру.

Кроме того, выделяется материальная и духовная культура. Хотя это подразделение часто бывает услов­ным, так как в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Материальная культура не тожде­ственна ни материальной жизни общества, ни матери­альному производству, ни материально преобразую­щей деятельности

Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (ар­тефакты). Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определенное символическое зна­чение, выполняют определенную функцию и представ­ляют известную ценность для группы или общества (паровая машина, книга, храм, орудие труда жилой дом, украшение).

Материальная культурахарактеризует деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека. Материальная культура — это культура труда и материального производства, культура быта, культу­ра топоса (места жительства), культура отношения к собственному телу, культура воспроизводства и формирования человеческого рода. Физическая культура.

Нематери­альная(илидуховная> культура выступает многослой­ным образованием и включает в себя познавательную и интеллектуальную культуру: философскую, нравст­венную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.

Духовную культуру образуют нормы, пра­вила, образцы эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии ритуалы символы, ми­фы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже (как и в материальной культуре) результат деятельно­сти людей, но сотворены не руками, а разумом. Нема­териальные объекты нельзя слышать, видеть, осязать, они существуют в сознании и поддерживаются челове­ческим общением.

Результаты материальной культуры (мосты храмы) существуют очень долго, а церемонии или обряды -только то время, пока их соблюдают. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия — через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука — это ритуальное или симво­лическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участием материального посредника — галстука, который является артефактом.

Отдельные виды культуры нельзя отнести только к материальной или к духовной. Они представляют со­бой вертикальное сечение культуры, пронизывая всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологи­ческая, эстетическая культура.

Культура как явление, формирующее человека, мо­жет воспитывать личность как нравственную, так и без­нравственную. По содержанию и влиянию культуры на человека ее делят на прогрессивную и реакционную.

Существует деление по признаку актуальности. Ак­туальная — это та культура, которая находится в мас­совом обиходе. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру (ее иллюстрирует мода во всем).

Таким образом, структура культуры сложна и многогранна. Она включает в себя систему образования, науку, искусст­во, литературу, мифологию нравственность, политику, право, религию, сосуществующих и взаимодействую­щих друг с другом и составляющих единую систему по­нятия культуры

Источник

Общество, его структура, социальные, политические институты и регуляторы

В научной и учебной литературе дается много определений и характеристик человеческого общества, но все они сходятся в одном: общество есть продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями. Это сложная, саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами. В обществе действуют прежде всего не биологические, а социальные законы.

Рассмотрение общества в качестве системы общественных отношений, основу которых составляют экономические (материальные) отношения, позволяет, во-первых, подходить к нему конкретно-исторически, выделять различные общественно-экономические формации (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общество); во-вторых, выявить специфику главных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной); в-третьих, четко определить субъектов социального общения (личность, семья, нация и др.).

Общество появилось, когда люди выделились из мира животных. Человек – его главная предпосылка и первичная клетка, ибо, как говорил еще Аристотель, человек есть существо общественное. Поэтому важнейшая черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему взаимосвязей разумных существ. Взаимодействуя с обществом, человек развивается сам и развивает свои социальные, сущностные свойства и силы и тем самым становится личностью и стимулирует прогресс общества.

В разные периоды исторического развития общество принимало различные формы, изменялись степень его зрелости, внутреннее строение, т.е. экономическая, социально-классовая, политическая структура. Первобытное общество, например, долгое время было более или менее однородно-коллективистским, не знало социального и другого расслоения. Постепенно структура общества усложнялась: с изменениями экономических отношений появились социальные общности, группы, классы и т.п., имеющие свои интересы и особенности.

Общество и его социальные и политические институты

Общество не может обойтись без социальных, а затем и политических институтов, т.е. устойчивых социальных или политических установлений, учреждений, объединений и общностей, выполняющих необходимые для общества социальные либо политические функции.

Как уже отмечалось, люди – существа общественные, они не могут жить, трудиться, не объединяясь по потребностям и интересам, целям. Словом, социальные и политические институты возникают в силу биологических, социальных, политических и других причин с объективной необходимостью. Исторически первым социальным институтом были родовые общины. Род представлял собой группу (общность) людей, объединенных кровным или предполагаемым родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением. Данный социальный институт был весьма устойчивым и жизнеспособным. Он обеспечивал выживание людей, которые еще во многом зависели от природных сил и могли существовать только на базе коллективного хозяйственно-социального единства. Роды существовали и функционировали многие тысячелетия, они объединялись в более крупные социальные институты – племена. Позднее появились религиозные объединения (ордена и др.), торгово-купеческие гильдии и иные социальные институты. Исторически первым политическим институтом, самым важным и крупнейшим, стало государство. По мере усложнения общества и развития демократии возникают новые социально-производственные (кооперативы), социально-политические (профсоюзы), политические (политические партии) и другие институты.

Общество и власть

Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это систематизирующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Таким образом, социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности – рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) – подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе метод принуждения. Она бывает двух видов – неполитическая и политическая (государственная).

Власть – явление надстроечное, ее природа, свойства, функции определяются экономическими отношениями, базисом общества. Однако она не может функционировать помимо воли и сознания людей. Воля есть важнейший элемент любой социальной власти, без учета которого невозможно понять ее природу и суть отношений властвования. Сказанное обусловлено тем, что власть означает, с одной стороны, передачу (навязывание) властвующим своей воли подвластным, а с другой – подчинение подвластных этой воле. Воля прочно соединяет власть с ее субъектом: власть принадлежит той социальной общности, воля которой в ней воплощена. Бессубъектной, т.е. никому не принадлежащей, власти нет и быть не может. Вот почему в учении о власти важное место занимает понятие «властвующий субъект» – первоисточник, первоноситель власти.

Власть невозможна и без объектов своего воздействия – индивидов, их объединений, классов, общества в целом. Иногда субъект и объект власти совпадают, но чаще всего властвующие и подвластные отчетливо различаются и занимают различное положение в обществе.

Подчеркивая значение воли как одного из определяющих элементов власти, не следует умалять и других ее структурных элементов, в частности такого, как сила. Власть может быть слабой, но лишенная силы, она перестает быть реальной властью, так как не способна претворять властную волю в жизнь. Власть бывает сильна поддержкой, доверием народных масс, т.е. опирается на силу авторитета. Властвующий субъект для навязывания своей воли подвластным часто использует силу идеологического воздействия, в том числе и обман, и популистские обещания. Но власть, особенно государственная, имеет предметно-материальные источники силы – органы насилия, принуждения, вооруженные организации людей.

Читайте также:  Грамоты с видами природы

Власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается, проявляется в особом виде отношений – властеотношениях, суть которых заключается, как уже отмечалось, в единстве двух проявлений: передачи (навязывания) воли властвующего субъекта подвластным и подчинения последних этой воле. Влас-теотношения отличаются ярко выраженной целенаправленностью. Определяющая черта власти – способность властвующих навязывать окружающим свою волю, господствовать над подвластными. Отсюда негативная сторона власти, выражающаяся в возможности злоупотребления ею и произвольного ее использования. Она нередко становится предметом острой борьбы и столкновений людей, политических партий, слоев и классов.

Общество, социальное регулирование, порядок и беспорядок

Веками люди мечтали об идеальном, гармоничном обществе добра и справедливости. Однако в действительности социум – это более или менее устойчивый баланс сил, конфликтов и соглашений, соперничества и сотрудничества. В нем действуют две закономерные, но противоположные тенденции – стремление к порядку и стремление к беспорядку.

Порядок в обществе – необходимое условие его нормальной жизнедеятельности. Это урегулированность, стабильность, слаженность, согласованность общественных отношений, определенная гармония в поведении людей. Порядок отражает достигнутый уровень организации общественной жизни, свидетельствует о таких качественных показателях, как планомерность, ритмичность, соразмерность и слаженность различных явлений и процессов в сфере материального производства, общественно-политической жизни, быта.

Кроме того, от уровня общественного порядка зависят и состояние общественного и личного спокойствия и безопасности, и степень удовлетворения людей условиями, необходимыми для реализации общественно значимых и личных интересов и потребностей. Словом, порядок – это великое благо для общества и личности. По мысли К. Маркса, урегулированность и порядок представляют собой форму упрочения всякого способа производства, а потому – его относительной эмансипации от просто случая и просто произвола. Создатели солидаристской теории права (О. Конт, Л. Дюги) считали, что людям извечно присущи два инстинкта – солидарности и агрессивности. Солидарность как добро вытекает из общественной природы человека и проявляется в гармонии между людьми, в их общих, согласованных между собой разумных интересах, в устойчивом общественном порядке. Агрессивность вредит людям, разрушает порядок.

Общественный порядок не возникает сам по себе, он есть следствие урегулированности, упорядоченности социальных отношений. Регулировать (в социальной жизни) – значит направлять поведение людей и их социальных общностей, деятельность органов и организаций, вводить их в определенные рамки, целенаправленно их упорядочивать. Существование и развитие социального регулирования, его место и значение в обществе характеризуются рядом закономерностей.

Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует своей меры социального регулирования. Если объем и интенсивность регулирования меньше требуемой меры, то неизбежны стихийность, неорганизованность, подрывающие общественный порядок. Наоборот, излишняя, т.е. сверх меры, регламентация ведет к заорганизованности, к ограничению инициативы и саморегулирования. Эта мера зависит от уровня зрелости общества, наличия и остроты в нем противоречий, от степени развития общественного сознания и культуры, прочности сложившихся традиций и т.д.

Во-вторых, по мере развития социума в общественном регулировании изменяется соотношение социального и психобиологического факторов человеческого поведения. Роль социального фактора постепенно возрастает. Давно сказано, что человек рождается не добрым и не злым, не преступником и не добродетельным, – таковым делает его окружающая социальная среда. Кроме того, с развитием социальной свободы человек в любое время может «сбросить» свою преступную автобиографию. Вместе с тем удельный вес психологического компонента, влияющего на индивидуальное поведение человека (в том числе на его агрессивность и эгоизм), хотя и сокращается, но полностью не исчезает.

В-третьих, с усложнением социальной жизни ее регулятивные механизмы количественно и качественно изменяются, появляется целая система регулятивных норм.

В научной литературе различают два основных вида социального регулирования индивидуальное и нормативное.

Индивидуальное регулирование – это упорядочение поведения людей при помощи разовых персональных регулирующих акций, решений, относящихся к отдельным случаям, к конкретным лицам. Это простейший вид социального регулирования, осуществляемый путем выполнения различных оперативных решений, заданий, команд руководителей трудового процесса, родителей и т.д. Оно имеет неоспоримые достоинства, ибо позволяет решать те или иные жизненные проблемы с учетом персональных качеств исполнителей. Однако очевидны и его существенные недостатки: каждый раз проблему нужно решать заново; отсутствует единый порядок, а также налицо широкие возможности для личного усмотрения и субъективизма.

Нормативное регулирование – упорядочение поведения людей, деятельности органов, организаций при помощи общих правил, т.е. стандартов, образцов, эталонов, моделей поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все, кто окажется в сфере действия таких правил.

Появление нормативного регулирования – поворотный пункт в становлении социального регулирования, качественный скачок в его развитии. Посредством общих правил достигается единый, непрерывно действующий порядок в обществе. При нормативном регулировании значительно снижаются возможности для проявлений субъективизма, господства случая и произвола. Правда, и оно в силу своей абстрактности не лишено недостатков. Поэтому обычно нормативное регулирование осуществляется в сочетании с индивидуальным.

Для обеспечения стабильного общественного порядка кроме постоянной работы регулятивных механизмов требуются немалые и активные усилия социальных и политических институтов.

Беспорядок в обществе – это противоположность общественному порядку, стихийность, неорганизованность, хаос. Он может быть вызван умышленными действиями в целях дестабилизации общества, но может возникнуть и стихийно, вследствие ослабления порядка, и способен привести общество к распаду. Значит, порядок и беспорядок есть диалектическое единство противоположностей. Иными словами, в любом обществе в различном сочетании противоборствуют социальные (стабилизирующие) и антисоциальные (разрушающие) силы. Регулятивные механизмы и обеспечивающие их действие властные органы и институты сдерживают разрушительные силы (преступные, экстремистские, анархические и др.), которые готовы при наличии подходящих для этого условий вырваться на авансцену общественной жизни.

Великие блага организованности, дисциплины, стабильного общественного порядка осознаны и признаны народами многих стран. Высокой организованностью и приверженностью к четкости и порядку отличается, например, японский народ. Это, несомненно, одна из важных причин успешного и устойчивого развития японского общества в сфере материального производства, научно-технического прогресса, культуры.

К сожалению, народам России пока еще далеко до уважительного и ревностного отношения к общественному порядку. А в кризисные периоды в обществе создаются благоприятные условия для активизации антисоциальных сил. Вместе с тем именно наше общество больше других нуждается в преемственности, стабильности, организованности и порядке.

Первобытное (догосударственное) общество

Наша литература длительное время освещала догосударственное общество, опираясь главным образом на книгу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Она была написана на основе вышедшего в 1877 г. фундаментального исследования Л. Моргана «Древнее общество», в котором прослеживается жизнь североамериканских индейских племен. К концу XX в. благодаря успехам археологов и этнографов представления о первобытном обществе существенно обогатились, был преодолен односторонний евроцентристский взгляд на древнюю историю, в орбиту научного осмысления была включена история всех регионов Земного шара.

Сегодня научная периодизация догосударственного общества обосновывается по-новому. Для теории государства и права определенную методологическую ценность имеет выделение двух главных периодов в развитии первобытного общества, а следовательно, и двух способов его существования и воспроизводства:

  • присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство);
  • производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое производство).

Первому периоду в основном соответствует материнский род (матриархат), второму – патриархальный (патриархат).

Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т.е. организационно оформлено. В противном случае оно обречено на превращение в стадо, толпу. Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение. Восторженную характеристику родовой организации дал Ф. Энгельс. Он писал: «И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов – все идет своим установленным порядком». Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т.е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.

Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества – мужчин и женщин. Собрание – столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т.д.

Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестоким – смертная казнь, изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и потому никому не удавалось избежать наказания. Зато род, как один человек, вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести – ни обидчик, ни его родичи.

Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями – исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Уже на ранних стадиях развития общества приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее важных случаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действиями. Например, тренировка охотников наполнялась мистическим содержанием, обставлялась таинственными обрядами.

Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных «мононорм», были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.

Мононормы изначально были продиктованы «естественно-природной» основой присваивающего общества, в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности как бы сливались воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест). Благодаря табу, первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивавшую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.

Источник