Природа связана с общением

Природа связана с общением

Время, проведенное в общении с природой, крайне ценно для людей. Известно, что продолжительность пребывания на природе и расстояние от дома до зеленых зон влияют на состояние нашего здоровья. Современная жизнь делает поездки в лес и походы в парки все более затруднительными. Ученые ищут способы преодолеть эту проблему.

Удивительные факты о взаимоотношениях природы и человека

Что дает природа нашему психическому здоровью

Приведем характерные примеры влияния природы на состояние психики людей.

1. Общение с природой облегчает стресс. Ученые могут определять это достоверно, измеряя уровень «гормона стресса» кортизола в слюне. Близость зеленых зон производит существенный эффект.

2. Пребывание на природе уменьшает усталость, снижает чувство гнева. Это показал крупный систематический обзор исследований по этой теме.

3. Живописные места помогают людям почувствовать себя более счастливыми. Исследование показало, что это касается красивых мест, созданных как природой, так и человеком.

4. У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) контакт с природой облегчает симптомы этого расстройства.

5. У взрослых людей на природе становятся легче симптомы депрессии.

В большей части цитируемых нами исследований идет речь о зеленых зонах – парках, лесах, полях. Однако так называемые голубые пространства (места около воды) также способствуют улучшению здоровья. Работа, опубликованная в 2020 году журналом Environmental Research, показала, что частые прогулки по побережью и даже мимо фонтанов обладают положительным действием на здоровье.

Чем больше, тем лучше?

Исследование, опубликованное в Scientific Reports, показало, что сравнительно небольшая «доза» общения с природой оказывает влияние на психическое и соматическое здоровье людей. Максимальную пользу получают те, кто находился в зеленых пространствах 200-300 минут в неделю. Ученые указывают, что более длительные периоды не усиливали эффекта на здоровье. Впрочем, о «передозировках» авторы исследования не сообщают.

«Даже люди с длительными заболеваниями были склонны часто сообщать о лучшем состоянии здоровья после того, как проводили 120 минут на природе», — сообщал соавтор этого исследования Мэтью Уайт (Mathew White) из Экстерского университета в статье, опубликованной The Conversation.

Как это работает?

В настоящее время есть две основных теории влияния природного окружения на психическое состояние людей. Первая – теория восстановления внимания. Ее сторонники указывают, что человек может сохранять концентрацию внимания лишь в течение определенного времени, далее следует утомление. Пребывание на природе помогает восстановить эту способность. Это, в свою очередь, улучшает субъективное восприятие собственного состояния и здоровья. Вторая – теория уменьшения стресса, название которой говорит само за себя.

Виртуальное свидание с природой

«Суррогатное» общение с природой – посредством фильмов и виртуальной реальности – тоже может улучшать психическое состояние людей. Ученые утверждают, что эффект такого воздействия хоть и меньше, чем у физического пребывания на природе, но сопоставим с ним по определенным параметрам. Так, виртуальная реальность, воспроизводящая дикую природу, влияет на психику людей лучше, чем виртуальная реальность с городским окружением. Она улучшает настроение.

Таким образом, при отсутствии возможности выбраться на реальную природу, можно попробовать обращаться к виртуальной. Возможно, качественная визуализация природы (фильмы, фотографии), улучшит наше настроение, когда другие немедикаментозные способы его поддержания будут недоступны.

Источник



Что может дать человеку общение с природой?

Любое общение с природой дарит человеку радость. Почему нам дороги эти мгновения? Все просто: мы – порождение природы и тянемся к своей матушке, красота которой способна растопить самые черствые сердца.

Творческий человек восхищается невероятным сиянием капель утренней росы, величием горных цепей и мужеством хрупкой травинки, пробивающей путь к жизни сквозь асфальт.

Небо поражает синевой, звездностью или хмуростью, море может быть ласковым и бушующим, лес – зеленым и красочным. Мы наблюдаем за парением орла и полетом пчелы, слушаем

Все, созданное природой, завораживает настолько, что человек не в силах оторваться от ее красот.

Окружающий мир преисполнен разнообразием красок, волшебных звуков, совершенных форм и движений. Надо лишь оглянуться вокруг, присмотреться, прислушаться – и ты станешь властелином несметных сокровищ, в сравнении с которыми меркнут иные ценности мира. Не случайно гении пера воплощали в своих трудах нетленную красоту природы, передавали нам радость общения с ней.

В романе “Вир” (водоворот) Григория Тютюнника

Вместе с ними сам погружаешься в местный колорит. А “Очарованный Десной” мальчик – герой киноповести Александр Довженко, помогает осмыслить красоту природы и человека в ней.

Общение с естественным миром открывает для нас безграничные возможности, поскольку человек сам является его творением. Стремление к гармонии с природой дает силу и энергию, позволяет укрепить здоровье, очистить мысли и зарядиться позитивом. И главное – общение с природой позволяет почувствовать себя абсолютно счастливым!

Источник

Почему важно общение с природой?

Все мы дети природы, но большинство из нас живет в искусственно созданной среде – городах. Жизнь в больших мегаполисах чревата рядом проблем, возникающих практически у каждого современного человека. Это постоянная суета, нехватка времени для отдыха, различные стрессы, загазованность воздуха, беспрерывное общение и недостаток возможностей побыть наедине с самим собой.

Следовательно, у человека возникают такие состояния как апатия, усталость, депрессия, снижение работоспособности, и постоянное желание отдохнуть, а также проявляются различные «городские» болезни, например, астма или аллергия.

Многие из нас живя в городе и работая весь год от отпуска до отпуска, мечтают наконец-то в это прекрасное время хорошенько отдохнуть и сделать передышку в рабочих буднях. Большинство людей только во время отпуска выезжают куда-либо за город, для общения с природой.

Читайте также:  Как говорил пушкин о природе

А она – «дама» непредсказуемая. Может статься, что все дни будет плохая погода, холодно и дождливо, и вы либо спешно собираете вещи, возвращаясь в город, либо снова проводите дни в каком-то помещении. Поэтому общение с природой не нужно откладывать только на отпуск. Им можно наслаждаться гораздо чаще. Это, как минимум, обеспечит вам хорошее настроение.

Мы привыкли получать много информации за день и к постоянному шуму за окнами – неизменными городским спутниками, поэтому даже на природе городская жизнь не хочет отпускать нас. Мы выезжаем на шашлык или в поход, и боимся остаться в тишине. Берем с собой плееры, телефоны, включаем на полную магнитофон, заглушая естественные звуки природы.

Для того чтобы полностью погрузиться в первозданный мир и набраться сил, необходимо отключиться от городских реалий, поэтому «забудьте» телефоны и плееры, а если «забыть» не удается и нет такой возможности, то включайте их лишь изредка.

Влияние природы на человека

Общение с природой несет в себе ряд неоспоримых преимуществ.

  1. Мы наполняемся энергией и силами, получаем моральное удовлетворение. Конечно, мы тоже можем устать от такого отдыха, но эта усталость будет приятной.
  2. Мы получаем возможность пожить в настоящем времени. Погрузиться в себя и в свои эмоции, помедитировать. Ведь созерцание природы благотворно влияет на весь наш организм в целом.
  3. Мы можем ощутить себя частью природы, вернуться к нашим «корням». И тем самым испытать радость и покой от самого чувства, что мы живем и существуем в этом мире.
  4. Мы способны испытать незабываемые ощущения от общения с природой. Например, дотронувшись до речного песка, погрузив ноги в прокладную воду, прижавшись щекой к теплой, нагретой солнцем коре дерева, наблюдая за летящими по небу облаками.
  5. У нас улучшается самочувствие, и мы лучше высыпаемся. Воздух, наполненный кислородом, благотворно влияет на весь наш организм.
  6. Мы получаем эмоциональную разрядку, снижается уровень тревоги и стрессов, повышается иммунитет организма.
  7. Мы можем отвлечься от различных задач и проблем. Снижается поступление лишней избыточной информации, что позволяет нашему мозгу отдохнуть.

Как общаться с природой

  1. Заведите себе привычку регулярно гулять, желательно там, где нет транспорта и нет толпы. Это может быть парк, сквер, просто тихая улочка. Если гулять бесцельно у вас не выходит – займитесь бегом, тогда от таких прогулок будет двойная польза.
  2. Чаще берите своих домашних на пикник или покататься зимой на лыжах или на «плюшках». По возможности ходите в походы, это не только даст вам заряд бодрости, но и сблизит вас с вашими родным людьми.
  3. Если у вас нет возможности бывать на природе (а она есть почти всегда, все зависит от нашего желания), то создайте дома живой уголок – заполните его растениями. Уход за ними и работа с землей в свое удовольствие, тоже принесет вам много приятных моментов.

Помните, что наше здоровье и счастье зависит только от нас самих. А наше общение с природой помогает нам ощутить это счастье и гармонию внутри себя.

Источник

Человек и природа — примеры связи и значение природы для людей

Несмотря на все достижения науки и техники человек до сих пор находится в зависимости от природы. При этом и люди оказывают на природу огромное влияние.

Как природа влияет на человека?

Природа предоставляет человеку те ресурсы, которые необходимы ему для жизни. Самыми важными из них являются свежий воздух, чистая вода, солнечный свет и пища. Без этих благ природы человек в принципе не может жить.

Но по мере развития нашей цивилизации люди стали добывать и другие ресурсы, которые нужны нам для комфортной жизни. Сначала человек освоил некоторые строительные материалы (дерево, мрамор, гранит), а также самые распространенные металлы (медь, бронзу, железо, золото, серебро). В дальнейшем список добываемых материалов расширился, стали использоваться алюминий, титан, никель, вольфрам, уран. Первым ископаемым топливом, освоенным человеком, можно считать уголь. В XIX в. вместо него стали применять нефть (точнее говоря, топливо, получаемое из нефти), а в XX в. пришел черед природного газа. Также природа дает нам возможность получать электричество, не сжигая природные ресурсы. Надо лишь использовать энергию рек и приливов, солнечного света и ветра.

Однако природа может и негативно воздействовать на человека. Периодически происходят природные катаклизмы, жертвами которых становится множество людей. Это извержения вулканов, землетрясения, ураганы, наводнения. Существуют и другие бедствия, которые напрямую не убивают людей, но косвенно приводят к большим потерям. Например, сильная засуха провоцирует неурожай, что в свою очередь может привести к голоду в бедных странах.

Порою природное бедствие связано с воздействием на человека живой природы. В качестве примера можно привести крупные эпидемии или нашествия саранчи.

Как человек влияет на природу?

Человек отличается от других обитателей Земли тем, что он не только приспосабливается к природе, но и сам способен преобразовывать ее под свои нужды. Ещё в глубокой древности люди начали распахивать землю, строить первые поселения и вырубать леса, тем самым меняя природный ландшафт. На сегодняшний день возможности человека возросли – он строит целые города, прокладывает шоссе и железные дороги. Более того, ему удалось даже изменить географию планеты – построив Суэцкий канал, человек отделил Африку от Евразии, а воды Красного и Средиземного моря соединил. Аналогично и Панамский канал разделил Северную и Южную Америку.

Читайте также:  Особенности компонента природы климат

Деятельность человека приводит к вымиранию других животных. Классический пример – это мамонт, истребленный ещё первобытными людьми. С развитием цивилизации растет и скорость исчезновения биологических видов.

В последние два века человек стал влиять и на глобальный климат на планете. С ростом промышленности увеличились выбросы в атмосферу углекислого газа, что в свою очередь приводит к глобальному потеплению. С последние десятилетия сильно сократилась площадь льдов в Арктике, расширилась территория пустынь. В свою очередь эти изменения влияют на живую природу. Например, таяние льдов приводит к сокращению ареала распространения белых медведей, и поэтому их численность сокращается.

Человек осознает негативные последствия своей деятельности и пытается как-то компенсировать их. Создаются специальные заповедники, на территории которых сохраняются вымирающие виды. Для предотвращения глобального потепления устанавливаются ограничения на выбросы углекислого газа. В последние годы идет всестороннее ужесточение экологического законодательства.

Подведение итогов

Человек и природа сильно влияют друг на друга. Люди должны осознавать, что урон, нанесенный природе, в конечном итоге приводит к негативным последствиям и для самого человека.

Источник

Консультация «Общаемся с природой по правилам»

Истинное воспитание ребенка – в воспитании самих себя. Мы общаемся с ребенком всегда – когда учим и приучаем, когда кормим и гуляем, наказываем и играем. От того, как проходит общение, зависят и результаты воспитания, и конечно общее благополучие ребенка.

Земля – это наш дом и о ней нужно заботиться. Только если с самого раннего возраста учить человека любить природу, он будет ценить её, беречь и лелеять. Сначала в этом помогут книги с красочными картинками, мультфильмы про зверушек и птичек. Детям в возрасте 5-7 лет будут полезны познавательные энциклопедии на природоведческую тематику. Но, несомненно, самый лучший способ привить ребенку любовь к природе – это непосредственно подружить его с ней.

Летом открываются большие возможности для ознакомления детей с природой. Яркая зелень травы деревьев, голубое небо, блеск воды в реке радуют детей. С каким интересом слушают они пение птиц в лесу, наблюдают за насекомыми, животными. Красочный, большой мир окружает детей со всех сторон. Но многое в природе непонятно детям, у них возникает много вопросов. Чем интереснее и подробнее вы будите отвечать на них, тем глубже ребенок будет воспринимать окружающий мир. Не придерживайте ребенка возле себя, не ограничивайте его поиски.

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, эстетическое, физическое и трудовое воспитание. Взрослые, воспоминания о своём детстве, невольно думают о речке, в которой купались; о лесе, где впервые услышали пение птиц; о поляне на которой собирали землянику. Какими вырастут наши дети зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять.

Ребёнок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной

травки, бесполезной букашки. В природе всё гармонично связано между собой,

нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса. Всё это

принадлежит нам – людям, которые живут сейчас, и которые будут жить позже.

Если взрослый равнодушно проходит мимо ребёнка, который наносит вред

природе, если он не учит его беречь природные богатства, значит, он не может сказать, что растит настоящего человека.

Посмотрите, как подчас легкомысленно, пренебрегая элементарными нормами

поведения, мы можем выбросить пластиковую бутылку, стаканчики. И так делают многие, причём всё это происходит на глазах у детей. А ведь нам надо воспитать экологическую культуру поведения у дошкольников.

Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических

навыков, эстетических переживаний и будет проявляться в поступках детей. Для

формирования экологической культуры поведения необходимо давать детям

элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию

окружающего мира.Дети должны научиться сопереживать живым существам: живому

больно, его надо любить, убивать живое нельзя, мы не имеем права уничтожать то, что

создала природа, поэтому детей необходимо не только просвещать, но и учить как правильно вести себя в природе.

Ребёнка с детства надо знакомить с правилами поведения в окружающей природной среде и учить их выполнять. Правила не должны начинаться со слов «нельзя».

Ребёнку необходимо раскрывать значение и пользу каждого явления. В природе всё

взаимосвязано, нет не нужного. Мы лишь гости, а не хозяева в большом природном доме.

Мы, взрослые. Должны давать детям позитивный опыт взаимодействия с окружающей

средой. Но если они постоянно видят мусорные свалки, загрязнённые водоёмы,

равнодушное отношение взрослых к бездомным животным, то экологическое

бескультурье становится «нормой» поведения, ребёнок начинает воспринимать это как

привычную картину окружающего мира. Надо помнить, что зрительные образы и

эмоциональный опыт в дошкольном возрасте являются сильнейшими факторами,

определяющими процесс развития экологической культуры личности.

Давая детям определённый запас знаний, хорошо вместе с ними проговаривать и правила поведения на природе. Правила не должны быть сложными, но они должны выполнятся всеми членами семьи. И главным здесь является личный пример родителей.

Правила не должны начинаться со слов «нельзя». Ребёнку необходимо раскрывать значение и пользу каждого явления, его право на существование. Наша задача давать детям позитивный опыт взаимодействия с окружающей средой. Разговаривая с детьми о правилах поведения на природе и обращая их внимание на то, чего нельзя делать, как не следует себя вести, важно проговаривать, а что же можно делать в лесу. На одних запретах нельзя воспитывать ребёнка.

Читайте также:  Поражаюсь красотой нашей природы

Для приобретения детьми опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации. Например, рассказать ребёнку: мальчики нашли в лесу маленького ёжика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? Человек не сможет выкормить детёныша и он погибнет. Животные в природе не потерянные и не брошенные. У них своя жизнь. Никто кроме родителей не создаст им условий для роста и развития. Ёжика надо отпустить.

Можно также использовать и жизненные ситуации. Например, на ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.Попросите сына или дочь дать оценку этому поступку:

— Как бы поступил ты? Что надо делать, когда встречаешь птиц?

— Надо ли птицам помогать и как?

— Нужно ли без необходимости срывать несъедобные ягоды калины, крушины,

Помните – взрослый своим отношением к природе оказывает сильное воздействие на личность ребёнка. Всё лучшее ребёнок черпает из семьи. Значит, наша с вами задача заключается в том, чтобы выработать у детей необходимую жизненную позицию. Мы должны внушить ребёнку как непреложный нравственный закон – бережное отношение к природе. Каждый ребёнок должен знать, что, сохраняя в чистоте небольшой родничок, он заботится не только о себе и своих близких, о родной стороне, но и обо всех людях, живущих на Земле.

Согласитесь, было бы хорошо, если в каждой семье стало доброй традицией в день рождения сажать молодые деревца, высаживать цветы.

«У нашей природы должны быть миллионы любящих, верных друзей. Когда сам народ возьмётся за сбережение лесов, рек, озёр, зелёных насаждений, украшающих нашу землю, тогда можно быть спокойным за их сохранность», — говорил писатель Леонид Леонов.

Для того, чтобы дети лучше усвоили правила поведения в природе, их можно изобразить в схемах и придумать разрешающие правила.

«Азбука поведения в природе»

— Следите за чистотой леса. (Всегда надо приводить в порядок то место, на котором отдыхали)

«Оберегайте животных» (Животные в природе – не потерянные и не брошенные, они живут своей жизнью)

«Ядовитые грибы – это лекарство для диких животных»

«Съедобные грибы надо срезать только ножом, чтобы не повредить грибницу»

«Охраняйте домик муравьёв» (Муравьи санитары леса, они не дают размножаться насекомым, которые губят лес)

«Оберегайте лекарственные растения» (Из них делают лекарства)

«В парке, в лесу – ходи по тропинкам и дорожкам» (В траве много маленьких насекомых, они не заметны и их можете раздавить)

«Помогите деревьям» (Если увидели сломанную веточку- подвяжите её, она приживётся)

«Послушай тишину леса»

«Если увидел гнездо птиц- постарайся тихо уйти с этого места»

«Полюбуйся красотой бабочки» (Помните они украшают природу и опыляют растения)

«Оберегайте пауков» (Это полезные насекомые, которые защищают деревья)

Пожалуйста, поговорите дома о правилах и попробуйте вместе со своим ребёнком их придумать и зарисовать схемой.

«Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

1. Т. Н. Зенина «Экологическая гостиная в ДОУ».

Москва. Центр педагогического образования. 2008.

2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду.

Москва. Мозаика Синтез. 2010.

3. С. Н. Николаева «Юный эколог». Для работы с детьми 2-4 лет.

Москва. Мозаика Синтез. 2010.

Фотоотчет «В игре развиваемся, познаём мир, общаемся»Фотоотчет «В игре развиваемся, познаём мир, общаемся» Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Предметно – игровая среда в нашей группе строится так, чтобы дети могли свободно.

Конспект родительского собрания «Общаемся, играя»Конспект родительского собрания «Общаемся, играя» Конспект родительского собрания в группе раннего возраста Тема: «Общаемся играя». Подготовили и провели: Голубева Е. М., Галашева И. В., Билич.

Консультация для родителей и детей по правилам дорожного движения Правила дорожного движения. Дорожное движение должно быть безопасным! Знание правил дорожного движения- это важный момент в воспитании и.

Консультация для родителей и воспитателей по правилам дорожного движения. Воспитание культуры поведения на улице – актуальная задача на сегодняшний день. Дисциплину и организацию пребывания на улицах и дорогах,.

Консультация для родителей по правилам дорожного движения «Безопасность детей – забота взрослых!» Уважаемые родители! С каждым годом увеличивается автомобильный поток на улицах. Поэтому профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Консультация для родителей «Знакомство ребёнка с природой» Природа это кладовая для обогащения детей. Мир природы — живой, изменчивый и разнообразный. С раннего возраста ребёнка окружает природа.

Консультация для воспитателей «Типичные ошибки при обучении детей правилам дорожного движения»Консультация для воспитателей «Типичные ошибки при обучении детей правилам дорожного движения» Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа — не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Неделя «Наедине с природой»Неделя «Наедине с природой» Тематическая неделя «Наедине с природой» Природа — это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Экологическую культуру у детей.

Прогулка. Наблюдение за природойПрогулка. Наблюдение за природой Прогулки в детском саду — это не только средство закаливания, они также помогают осуществить всестороннее развитие детей. Цель:формировать.

Источник