Природа учит нас добру

Консультация для педагогов «Воспитание доброты к природе»

(2016)«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи —

услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В. А. Сухомлинский

«Экология» — с греч. «наука о доме».

Дошкольный возраст — самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивает эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей не является самоцелью.

Детский сад является первым звеном системы экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природоиспользования. Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. Программа воспитания в детском саду выдвигает две разные задачи:

— воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным;

— сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формировании на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

Экологическое воспитание в детском саду осуществляется через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. Очень многим детям такие занятия нравятся, и они с нетерпением ждут каждое последующее. Ведь они знают, что на таких занятиях их ожидают интересные истории:

— о природе и природных явлениях;

— об обитателях нашей природы;

— о тех важных взаимоотношениях, которыми все обитатели нашей планеты связаны друг с другом.

В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, наметить экологическую тропу, сделать ручеек, бассейн и тд.

Кроме создания этих условий в экологическом воспитании необходим своеобразный подход к детям. Экологическое воспитание должно быть не изолированным, а связанным с нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием. Необходимо развивать в детях гуманное отношение к природе, посильное участие по уходу за растениями и животными. Изучение материала идет от возраста к возрасту. По мере совершенствования знаний и навыков детей усложняется содержание деятельности по уходу за растениями и животными.

Особенности экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.

Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого либо правила поведения, если взрослые не всегда ему следуют. Например, сложно объяснить детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей. Нужно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного

перечня жизненно важных правил и запретов. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, на сколько экологические ценности воспринимаются взрослыми, как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие взрослые. Родители должны осознать это.

Работа с родителями проводится в форме собраний с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней:

— ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия и т. д.);

— организация различных мероприятий с участием родителей, медработника, пожарника;

— ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, уголки родителей);

— походы на природу, соревнования «Папа, мама, я – здоровая семья».

Цель воспитателя — это воспитание осознанного, правильного отношения детей к природе, формирование у них основ экологического сознания. Задача воспитателя в работе с детьми младшего возраста- заложить первые представления и ориентиры в мире природы.

Даем ребятам понятие о том, что и растения, и животные- живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь.

Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослыми деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель.

Воспитание не станет экологическим, если уже в раннем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода, птичке- зерна и вода, морской свинке-трава и вода, а воробьям зимой- крошки хлеба. Занятия с детьми можно строить по принципу «что вижу, то и познаю». Совместно с детьми совершать прогулки к деревьям, цветам. Здороваться с ними, узнавать как у них дела, слушать их настроение. В группе слушать музыку в сочетании со звуками природы, учимся чувствовать красоту и доброту. В центре занятий – нравственное поведение ребенка: полюби, полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги, не трогай. Отправляясь в путешествие «на поляну» или «парк», настраиваем детей на улыбку, на доброе положительное отношение ко всему, с чем или кем мы повстречаемся.

Такие занятия создают предпосылки для раскрытия элементарного экологического сознания.

Камни, песок, вода круглогодично присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а так же мелкую моторику. В центре воды и песка малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки и др. ; проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого

песка можно лепить и строить, а из какого-нет. Опыт и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот. Проводимые итоговые комплексные занятия дают возможность обобщить материал и оставляют яркий след в душе ребенка. Занимаясь вопросами экологического воспитания, уже в младшей группе перекидываем мостик для благоприятного усвоения знаний по этой проблеме в средней группе детского сада.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности.

Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях

природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой. Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.

«Угадай правило».

Цель: закрепить с детьми правила поведения в природе; учить запоминать осознанно, поясняя, почему человеку необходимо поступать именно так, а не иначе.

Материал: рисунки с графическим изображением правил поведения в природе:

1. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны природе!

2. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Не разоряй птичьих гнезд.

3. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

4. Не рви на лугу цветы. Пусть красивые растения украшают окружающий мир.

5. Не обрывай паутину, и не убивай пауков!

6. Береги муравейники! Помни — муравьи — санитары леса!

7. Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников.

8. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого гибнут насекомые и растения.

Ход игры. Воспитатель показывает картинку, а дети поясняют её смысл, то есть одно из значимых правил поведения в природе. По мере необходимости педагог вносит дополнения, уточнения.

«Что такое хорошо и что такое плохо».

Цель. Продолжать формировать у детей представление о хороших и плохих поступках. Развивать способность оценивать ситуацию. Воспитывать ценностное отношение к природным объектам.

Читайте также:  Изменения природы осенью по месяцам

Предварительная работа: чтение и анализ стихотворения В. В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо». Уточнение смыслового понятия «хороший поступок», «плохой поступок».

Материал: серия сюжетных картинок, на которых изображены дети в различных ситуациях взаимодействия с объектами живой и неживой природы.

Ход игры. Дошкольникам предлагается внимательно рассмотреть предложенную серию картинок, оценить ситуацию взаимодействия детей с объектами живой и неживой природы.

Отложить карточки с изображением положительных поступков в одну сторону, а отрицательных — в другую. Прокомментировать свои действия, пояснив, что значит поступать хорошо, а что значит — плохо.

Игра с мячом «Я знаю…»

Цель. Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида.

Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Игровые действия.

Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.

«Птицы, рыбы, звери».

Цель. Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.

Игровые действия.

Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Угадай, что в руке».

Цель. Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.

Игровые действия.

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

«Угадай, какая птица поёт?»

Цель. Умение определять по звуковой записи голоса птиц.

Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее). Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.

Игровые действия.

Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц. В игре используется диск с записью голосов птиц.

«Растения леса, сада, огорода».

Цель. Расширять знания детей о растениях леса, сада и огорода.

Игровые действия: аналогично игры «Я знаю.»

В средней группе ДОУ игры направлены на уточнение, закрепление, расширение знаний о предметах и явлениях природы, животного и растительного мира.

— Игры настольно-печатного происхождения помогают систематизировать знания о растениях, явлениях неживой природы, животных.

— Игры словесного содержания помогают закреплять свойства и признаки предметов окружающего мира.

— Подвижные игры помогают закрепить знания о животных, подражать их повадкам и образу жизни.

Занятия по экологии не должны быть скучными, наукообразными. Основные экологические понятия ребенок может усваивать посредством самых разнообразных форм. Занятия можно проводить с привлечением сказочных персонажей. Например, занятие по теме «Лес» воспитателю может помогать проводить сказочный Лесовичок, по теме «Озеро» — водяной или Русалка. Можно использовать и стремление детей к фантазированию. Умелая подача произведений детской литературы, разработка экологического содержания для традиционных игр, экскурсии, составление сказок, рассказов, наблюдения в природе.

Элементы экологических знаний дети могут получать и на занятиях по математике, по музыке, по развитию речи, по искусству.

Для целей экологического образования нужно использовать рассказы, стихи о природе, сказки, известные детские произведения. Стихи и сказки Б. Заходера. В произведениях этого автора прослеживается экологический подход к окружающему миру. Для занятий используем наглядные пособия: картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян, растений, гербарий, игровой материал. Нельзя собирать коллекции бабочек, жуков — это противоречит экологическому воспитанию.

Чтобы любить и оберегать по-настоящему природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой, и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребенок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе.

Очень важно заниматься экологией с самого раннего возраста. Тогда кроме памяти и сознания работают еще и механизмы раннего запечатления. Мало обучить ребенка законам экологии, важно, чтобы появилось желание и возможность использовать их в своей жизни. Этому как раз и способствует подача нужной информации в соответствующий чувствительный период, когда она может быть усвоена. Такое обучение базируется не столько на запоминании правил, сколько дает возможность развить у будущего человека экологическое сознание. Это будет способствовать

развитию культуры следования законам природы, без постоянной оглядки на сиюминутные потребности и блага: возможно, эти действия будут диктоваться, наконец, необходимым, а подчас и единственно правильным выбором – сохранить среду своего обитания.

Экологически культурного ребенка может воспитать экологически грамотный и культурный человек. Воспитатель должен обладать экологической культурой и владеть рядом педагогических умений.

Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством малых форм устного народного творчества» Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через малые формы устного народного творчества». Духовно-нравственное.

Консультация для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» В последние годы идет переосмысление сущности.

Консультация для педагогов «Современная действительность и духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно.

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание детей в МБДОУ» Консультация для воспитателей детского сада «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта». «Чтобы.

Консультация для родителей «Воспитание любви к родному городу и природе» Консультация для родителей «Воспитание любви к родному городу и природе» Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопрос.

Консультация для воспитателей «Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе»Консультация для воспитателей «Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе» Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе. Русская природа. Эти слова легко вызывают в памяти многообразные.

Консультация по экологическому воспитанию «Воспитание любви к природе» Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование.

Консультация по экологическому воспитанию «Воспитание любви к природе»Консультация по экологическому воспитанию «Воспитание любви к природе» Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование.

Консультация-презентация для педагогов «Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии» «Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии». Консультация –презентация для педагогов. 2017. выполнила: Гусева М. А.

Консультация для педагогов «Воспитание культуры безопасного образа жизни дошкольников» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Восточненская средняя общеобразовательная школа», Группы дошкольного образования.

Источник



«Природа учит детей добру»
статья по окружающему миру на тему

Даниленко Анна Александровна

Исследования, посвященные экологическому образованию, ведутся в нашей стране давно, однако и сегодня остаются неразрешимыми многие проблемы, в том числе следующие. Как представить в разделенном на отдельные предметы обучении реальную картину взаимосвязей общества и природы? Как объединить разнохарактерные знания в целостную картину, которая сможет стать базой экологического мировоззрения? Воспитатель является почти идеальным проводником этой идеи: он сам способен и имеет возможность определять функции каждого предмета в системе формирования экологической культуры, устанавливая естественные связи между изобразительным искусством и физическим воспитанием, музыкой и знакомством с окружающим миром, математикой и наблюдением за природой.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 23.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Природа учит детей добру»

«Я стою и расту — я растение,

Я стою и хожу — я животное,

Я стою и хожу и расту и мыслю — я человек.

Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля. Опираясь на землю, я поднимаюсь; а надо много небо — все небо мое»

Это означает, что все на земле — живое, все неразрывно связано единым дыханием Природы. В удивительной сказке — притче К. Г. Паустовского ярко выделяется главная мысль, люди должны нести тяготы друг друга, нести ответственность не только за себя, но и за всех, с кем они связаны. Сделал плохое, злое дело, оттолкнул ближнего, обидел животное — отвечают все, страдают и люди и природа.

Говоря о плодородии природы, ее заботе о человеке, важно подчеркивать духовную сущность сознательного, бережливого, творческого освоения и сохранения природы, объяснять, что природа всегда преподносит человеку уроки мудрости. Все что дает нам природа надо сберечь.

Исследования, посвященные экологическому образованию, ведутся в нашей стране давно, однако и сегодня остаются неразрешимыми многие проблемы, в том числе следующие. Как представить в разделенном на отдельные предметы обучении реальную картину взаимосвязей общества и природы? Как объединить разнохарактерные знания в целостную картину, которая сможет стать базой экологического мировоззрения? Воспитатель является почти идеальным проводником этой идеи: он сам способен и имеет возможность определять функции каждого предмета в системе формирования экологической культуры, устанавливая естественные связи между изобразительным искусством и физическим воспитанием, музыкой и знакомством с окружающим миром, математикой и наблюдением за природой.

Исходя из цели экологического образования, особенности психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления; закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру, природе. В экологическом образовании прослеживается три этапа. На первом этапе младшие дошкольники могут бережно относиться к природе из боязни наказания, «так надо». На втором этапе дети овладевают некоторыми знаниями о живой и неживой природе, навыками ухода за объектами, их увлекает процесс выполнения трудовых действий. На третьем этапе характерна выраженная положительная направленность отношения к природе. Мотивом бережного отношения к природе выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков

Уникальность и чистота восприятия окружающего мира является чудесной особенностью детства. Сравнивая свой обычный дом и «дом природу», ребенок узнает о том, что вокруг него есть воздух, вода, растения и животные, земля, солнце (тепло и свет), которые тесно связаны друг с другом и человеком. Затем дети сравнивают неживую и живую природу, объекты природного и рукотворного мира. Даже в наш компьютерный век не телевидение, не интернет, а сама природа во всей ее простоте и сложности должны являться главным наставником ребенка в его воспитании.

Экологическое воспитание есть важная часть общего процесса формирования гармоничной личности ребенка. Очень важно сформировать у него понимание того, что человек – это часть природы, и он должен беречь и охранять ее. В природе все взаимосвязано и взаимозависимо, и жизнь и благосостояние человека напрямую зависят от окружающей среды. Мы воспитываем умение правильно себя вести в природе. Начиная с младшего возраста я учу детей наблюдать за природой, видеть интересное, красивое, слушать и слышать ее звуки. Дети в силу своей любознательности, с интересом рассматривают на прогулках растения, насекомых, слушают голоса птиц.

В старших группах мы «протоптали» экологическую тропинку на территории детского сада. Ее маршрут перенесли на карту-схему. В течение всего года на прогулках проводим экскурсии по этой тропе и проводим сезонные наблюдения в природе. Дети, выходя из садика, здороваются с солнышком, обнимают березку. Наблюдая осенью листопад, собирали красивые листья, засушивали их; для коллекций и поделок по ручному труду набрали крылаток клена, каштанов, семян липы. Выполняя аппликации, коллажи, композиции, поделки, развиваем фантазию, творческие способности, умение видеть и ценить красоту родной природы. Проводили выставки рисунков на темы: «Лето красное пришло.», «Осень –золотая, время сбора урожая», « Зимушка-зима», «Весна — красна будит землю ото сна». Ежедневно наблюдаем за погодой и отмечаем ее состояние в календаре природы. Проговариваем: какая погода? какой день? какое небо?, активизируя при этом словарный запас детей, работая над грамматическим строем, грамотностью речи. Формирование трудовых навыков, умений и знаний по уходу за растениями проходит в процессе работы на огороде. Дети с желанием участвуют в посадке овощей весной, пропалывают летом сорняки, учатся различать по внешним признакам овощи, поливают летом огурцы, цветы на клумбах на участке. Осенью мы убираем урожай кубанских овощей, и за обедом дети едят собственноручно выращенный лук, чеснок, зелень, приговаривая при этом как они полезны для здоровья.

На огороде мы посадили лекарственные растения: календулу, мяту, девясил, мелису, шалфей, мать-и-мачеху, делали гербарии. Летом собирали липовый цвет, листья мяты, мелисы, шалфея, сушили их для заваривания фиточая зимой. На лугу рассматриваем одуванчик, подорожник, цикорий, спорыш (воробьиная каша). Дети подготовительной группы могут назвать лечебные свойства этих растений.

В группе есть уголки природы. В них есть и коллекции шишек, желудей, камней, ракушек, набор круп, семена «Это растет на Кубани».Дети с воспитателем сажают комнатные растения, выращивают зеленый лук, проращиают семена на всхожесть. На практике ухаживают за разными растениями, учат их названия, сравнивают форму листьев, находят части растений, орошают гладколистный хлорофитум водой, герань очищают мягкой кистью, рыхлят землю. Проводили опытно-исследовательскую работу: «Три состояния воды», «Цветные льдинки», «Проращивание семян», «Растворимость в воде»(глины, песка), «Условия для жизни» — установили условия необходимые для роста растений: свет, вода, тепло, воздух.

В подготовительной группе вели «Картотеку добрых дел»: ежедневно каждый, кто выполнил доброе дело, рисовал звездочку в соответствующую графу напротив своей фамилии. Таким образом выявляли лучшего дежурного в уголке природы, в группе, лучшего эколога, вырастившего растение, лучшего друга. Это очень хорошо стимулировало и активизировало детей в совершении добрых поступков

Работали в тесном сотрудничестве с родителями. На все праздники Осени родители с детьми делали чудесные поделки, композиции для выставки, в которых использовали овощи и фрукты с кубанских садов и огородов. Проводили собрания на тему: «Растения доктора», «Природа и нравственное воспитание дошкольников», «Учим любить природу». Были предложены вниманию родителей консультации: «Экологическое воспитание – составная часть в развитии ребенка», «Он улыбается в ответ, и доброта ко мне восходит», « Кубань – житница России», «Образные средства воспитания у детей интереса и любви к природе».

Углубленные теоретические знания дети получали на занятиях: «Загадки природы», « Природа и люди», « Для чего растению нужны семена», «Если хочешь быть здоров», «Пищевые цепочки в лесу», «Почему земля кормит», «Как хлеб на стол пришел», «Деревья как люди», «Как звери готовятся к зиме» «В гости к солнцу», «Сестры», «Путешествие с кленовым листиком», «Заседание «Клуба знатоков» и другие. Дети слушали экологические сказки, отгадывали загадки о природе, заучивали стихи, пословицы, изучали схемы «Части растения», «Пищевые цепочки», «Опиши животное», «Опиши дерево», делали словесные описания, играли в дидактические словесные игры «Четвертый лишний», «Скажи какой?», «Узнай по описанию», «Что съедобно?» и другие.. Правила поведения в природе изучали по знакам-картинкам, самостоятельно трактуя изображение на них, почему «нельзя». Таким образом я формировала у детей представление о том, что человек не хозяин природы, а ее часть. Природа существовала без человека много миллионов лет, а человек без нее не может существовать. Пришел в лес: «Не шуми!» «Не губи!» «Не сори!». В природе нет ничего лишнего, все нужное и важное.

Мои дети хорошо знают теоретически: Что такое природа? неживая природа? живая природа? Признаки всего живого: дышит, пьет, питается, двигается, растет, размножается.

В развивающей среде группы есть много пособий, игр, наглядного материала по экологии. Дети рассматривают книги «Моя первая книга о Земле», «Откуда хлеб пришел», «Планета Земля», «Большая книга знаний», Н.А.Рыжова «Не просто сказки», Т.А. Шорыгина «Деревья, какие они?», «Какие месяцы в году», «Мир животных», «Родная природа», атлас «Лес и человек», детский журнал «Филя», книжки раскраски с заданиями, трафареты с контурами животных и растений .

Очень познавательная и интересная настольная игра «Логико-малыш» дает всесторонние и глубокие знания, развивает логическое мышление, познавательные способности, зрительную память, сообразительность экологическую культуру. Эти названия карточек говорят сами за себя «С какой ветки детки», «Что появится из цветка», «С какого дерева листок», «Раскрась цветок», «Из каких растений изготовлены продукты», «Что, где растет», «Как растет фасоль: что сначала, что потом», «Угости животных». О животном мире такие как: «Кто,где живет», «Где чье жилище», «Кто оставил следы», «Кто из животных какую пользу приносит»»У кого какая одежда» и другие. С интересом ребята играют с пазлами «Времена года», «Ассоциации», «Мир животных», «Собери цветок». В уголке природы изготовлены игры «Это растет на полях Кубани» «Чьи это семена», «Как называется крупа для каши».

Осенью проведена мною интересная, познавательная прогулка по экологической тропинке «Волшебница осень» подготовительной группе. Завершилась она в Замке Добра, где дети еще раз повторили правила поведения в природе и прочитали стихи о том, как нужна нам природа и как ее надо беречь.

В кубанском уголке дети рассматривают альбомы «Богатства Кубани», «Лучший хлеб – на Кубани», и в беседах на эту тему с большой гордостью рассказывают о том, чем богата природа нашего родного Краснодарского края.

Занятия по экологии не только расширяют круг знаний детей о природе, о богатствах родного края, развивают память, чувство прекрасного, мышление, формируют трудовые навыки, воспитывают нравственные качества: доброту, желание заботиться о братьях наших меньших, патриотические чувства: любовь к родному краю и гордость за то, что мы живем на Кубани.

Источник

Чему нас учит природа?

«Для меня природа — это все. Она высочайшее, великолепнейшее воплощение творения, любви и сострадания», — говорит известная топ-модель и актриса Жизель Бюндхен. В своих мемуарах «Lessons. Мой путь к жизни, которая имеет значение» Жизель делится своими секретами жизни.

Когда я говорю, что природа — наш величайший учитель, то вы, вероятно, гадаете, чему же природа нас учит. Природа — это очень широкое понятие, и мы растем, узнавая о ней из разных наук. Благодаря естественным наукам мы узнаем о форме листьев или типах облаков, о Солнечной системе или о влиянии Луны на приливы и отливы. Социальные науки знакомят нас с географией, границами стран и приростом населения. Немногие люди понимают, что все эти темы объединяет природа.

Возможно, лучше задать другой вопрос: чему природа нас не учит? Для меня природа — это все. Она высочайшее, великолепнейшее воплощение творения, любви и сострадания.

Природа вызывает восхищение

Не важно, сколько раз я вижу рассвет или слушаю шум дождя, или вижу, как волны накатываются на берег, или гуси летят косяком, я всегда восхищаюсь. Чтобы жить, есть, пить, дышать и впитывать солнечный свет, нам необходимо поддерживать постоянный обмен с природой. Если этот постоянный обмен нарушается, мы за это расплачиваемся. Природа дает нам жизнь. Без нее не было бы никого из нас. Когда мы начали забывать, что наши жизни зависят от этого обмена?

Мы живем в эру информации. Сегодня люди сильнее, чем когда бы то ни было, отъединены от природы и от самих себя. Не думаю, что это просто совпадение. Мы забываем выходить на улицу. Вместо того чтобы отправиться на прогулку, посидеть на камне, послушать речку или прогуляться по пляжу, мы используем приложение или видео, дублирующие эти ощущения и звуки. Многим из нас трудно просто быть — быть с самими собой, быть с другими людьми. Когда вы в последний раз ходили на ланч или на ужин так, чтобы никто из вас не вытащил свой телефон? Есть слова, которые я люблю цитировать. У нас только два способа прожить нашу жизнь. Один способ — это жить так, будто чудес нет. Другой — это жить так, будто всё чудо. Природа показывает мне, что всё чудо.

Природа щедро делится энергией

Всю мою жизнь я была восприимчива к тому, что я называю «энергией». К энергии, которую отдают другие люди. К энергии, которую я впитываю, когда вхожу в комнату. Каждый человек и каждый предмет вибрирует. Я знаю, что я не одинока в этом. Многие люди чувствуют эту энергию, одни более восприимчивы к ней, другие менее. Нет сомнений, что у науки есть объяснение для этого — или способ опровергнуть все, что я сказала, — но для меня нет ничего реальнее, чем энергия, которую я чувствовала с детства.

Когда я была маленькой, ничто не дарило мне больше радости, чем помощь бабушке в ее саду, лазанье по деревьям, погружение в океанскую воду, когда мы всей семьей отправлялись на пляж. Природа была такой же осязаемой, как и присутствие любой из моих сестер. Какую бы энергию я ни отдавала, казалось, она вибрирует в гармонии с природой. Природа ничем не отличалась от меня. Она была мной. Она — это все мы.

Это чувство из детства так никогда и не ушло. Каждый момент, проведенный на природе, напоминает мне, что мое маленькое место на Земле соединяется с чем-то огромным и восхитительным. Мне достаточно пройтись за нашим домом или увидеть птицу вдали, или заняться серфингом ранним утром, — и природа возвращает мне равновесие. Она питает мою душу.

Природа заботится о нашем здоровье

Многие из нас по-настоящему не видят деревья. Мы относимся к ним как к фону, части пейзажа. Мы редко задумываемся о том, что они делают для нас. Деревья не только красивы, они поглощают углекислый газ, задерживают углерод и выделяют кислород, которым мы дышим. Они задерживают загрязняющие вещества своими ветками и листьями. Леса помогают создать дождь, который гармонизирует наш климат. Они помогают защитить нас от ультрафиолета.

Только подумайте о том, какое это чудо — дерево. Они по-настоящему замечательные. Они дают тень, охлаждающую дороги, дома и лужайки. Из дерева мы строим дома. Деревья увеличивают уровень влажности воздуха и замедляют процесс эрозии почвы. Деревья дают нам еду в виде орехов и фруктов, в их листьях и коре содержатся лекарственные вещества и яды. Первым домом для многих из нас является деревянная колыбель, а последним пристанищем — деревянный гроб. Между этими двумя «жилищами» многие из нас живут в деревянных домах. Деревья дали бумагу для этой книги. Только подумайте о том, какое это чудо — дерево. Они по-настоящему замечательные.

А теперь подумайте о вашем теле. Сколько его составляющих должны работать одновременно, чтобы мы жили! Наше сердце бьется. Наши легкие вдыхают и выдыхают воздух. По нашим сосудам циркулируют питательные вещества, кровь и кислород. Лимфатическая и иммунная системы сражаются с инфекциями. Пищеварительная система перерабатывает пищу. Мозг управляет всем процессом, рассылая приказы каждой части нашего тела. Мы хотя бы задумываемся о том, на сколько это чудесно, и насколько чудесна природа?

Я говорю моим детям, что Бог, или наш Создатель, — это энергия любви, исходящая из изобилия. Доказательства этой любви и созидания всюду и во всем. Эта любовь в солнечном дне и звездной ночи, в скалах и траве, в деревьях и равнинах, в планетах и океанах. Она в вас, во мне и во всех нас. Бог создал природу, а природа — это Бог.

Источник

Проблема человека и природы. (По тексту Е.А.Лаптева) (ЕГЭ по русскому)

Чему учит природа человека? Как связан человек с окружающим миром? Способна ли природа повлиять на выбор жизненного пути, может ли она изменить взгляды человека? Именно эти вопросы возникают при чтении текста Е.А.Лаптева.

Раскрывая проблему взаимоотношений человека и природы, автор опирается на жизненный опыт своего героя Алексея Пархоменко. Отмечая, что человек всесилен и имеет безграничные возможности, автор подчёркивает, что нельзя использовать эти свои возможности против природы. Грозный и безжалостный охотник Пархоменко изменил своё отношение к животным после того, как лошади спасли его маленького сына.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Табун нёсся на ребёнка, неожиданно появившегося в воротах. Казалось, ещё мгновение — и кони затопчут малыша. Но у ворот лошади расступились и обошли мальчика, обдирая до крови бока о ржавые гвозди ворот. Это эпизод стал хорошим уроком для охотника. Он понял, что животные способны жертвовать собой ради спасения человека, что они благородны и заслуживают уважения и поклонения, и отказался от охоты, не желая больше убивать зверей.

Авторская позиция, как мне кажется, заключается в том, что человек не так уж и всесилен, как представляется на первый взгляд, что он не должен диктовать свои правила природе, этой неудержимой стихии. Природа учить уважать чужую жизнь, беречь всё живое на земле. Я полностью согласен с позицией автора. Действительно, мы не властны над природой, напротив, мы зависим от неё. Природа учит нас добру, правде и красоте, она может помочь определить смысл жизни, совершить нравственное открытие, повлиять на выбор жизненного пути.

Чтобы подтвердить правильность наших мыслей, обратимся к литературным аргументам. В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Андрей Болконский, раненный под Аустерлицем, лежа на Праценской горе, устремляет свой взгляд в небо – «высокое небе, не ясное, но всё-таки неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нему серыми облаками».Всё, что происходило в его душе до этого момента, показалось князю Андрею мелким, ненужным и ничтожным по сравнению с этим высоким небом. Теперь стремление к славе и подражание Наполеону кажется ему ложной целью. Всё пустое, всё обман, есть только бесконечное небо и торжественные облака, которые помогли ему открыть истину.

По-другому раскрывается проблема единения человека с природой в романтической поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Беглый неслужащий монах, ещё не успевший принять обет, горский юноша, когда-то пленённый генералом и оставленный им в монастыре, не хочет смириться со своей судьбой, он стремится узнать, «для воли иль тюрьмы» на этот свет родился он. Три дня, проведённые им на природе, среди огромных скал, в сумрачном лесу, в Божьем саду, помогли ему узнать, как прекрасна земля. Огромное неизгладимое впечатление оставили в душе героя, пышные поля, зелёные луга, снежные вершины, сверкающие, как алмаз. Мцыри чувствует себя частью природы, он, как брат, готов обняться с бурей. Именно здесь, среди вольной природы, герой обрёл себя.

Подведём итоги. Мы пришли к выводу, что человек не должен противостоять природе или возвышаться над ней, он её часть. Природа учит нас добру, красоте, помогает открыть истину, обрести смысл жизни.

Источник