Природа зависти от человека к человеку

Сущность и природа зависти

Близость создает лучшие условия для сравнения, делает жизнь другого человека более обозримой. При этом, чем меньше дистанция между завидующим и объектом зависти, тем сильнее зависть. Своевременно замеченная зависть может быть преодолена.

Зависть чаще всего понимается как неприязненное, враждебное отношение к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица («Словарь по этике», 1983). Такое понимание зависти как враждебной, «черной», идет от философов. Ф. Бэкон отмечал агрессивный характер зависти: «Кто не надеется сравняться с ближним в достоинствах, старается сквитаться с ним, нанося ущерб его благополучию». О том же писал и Р. Декарт: «Нет ни одного порока, который так бы вредил благополучию людей, как зависть, ибо те, кто им заражен, не только огорчаются сами, но и, как только могут, омрачают радость других». Зависть есть не что иное, как стремление человека к тому, чтобы всё: успехи, заслуги, расположение других людей, богатство — безраздельно принадлежало только ему. А. Шопенгауэр утверждал, что хотя зависть естественна и свойственна человеку, все-таки она порок и вместе с тем — несчастье: «Зависть показывает, насколько люди чувствуют себя несчастными, а их внимание к чужому поведению и положению — как сильно они скучают». Поэтому, пишет он, мы должны смотреть на нее как на врага своего счастья и стараться задушить ее как злого демона.

Если у Б. Спинозы зависть — это ненависть, то Ф. Ларошфуко считал, что зависть еще непримиримее, чем ненависть.

Надо отметить, что зависть понимается психологами не однозначно. К. К. Платонов считает зависть чувством, структура которого включает соревнование, страдание от мысли, что у другого есть то желанное, чего у себя нет, и вызванную этим ненависть к нему. Л. А. Дьяченко и М. И. Кандыбович рассматривают зависть как социально-психологическую черту личности, проявляющуюся в недовольстве, недоброжелательстве по отношению к другим людям, которым сопутствует удача, которые достигли благополучия. Они рассматривают зависть как порок, как признак ограниченности ума и мелочности характера. Однако такое понимание скорее относится к завистливости как свойству личности.

В словаре «Психология» зависть рассматривается как проявление мотивации достижения, при которой чьи-либо реальные или воображаемые преимущества в приобретении социальных благ (материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств) воспринимаются субъектом как угроза ценности собственного «Я» и сопровождаются аффективными переживаниями и действиями. «Черная зависть» с нашей точки зрения является негативной эмоцией. Однако как эмоция зависть может рассматриваться только в случае ситуативного ее появления. Когда же зависть устойчива по отношению к какому-то объекту, она становится эмоциональной установкой, т. е. чувством.

Наряду с пониманием зависти как неприязненного чувства, враждебного отношения к кому-либо, имеется и более широкий подход, когда зависть рассматривается как феномен, проявляющийся на трех уровнях: на уровне сознания — осознание более низкого своего положения, на уровне эмоционального переживания — чувство досады, раздражения или злобы из-за такого положения, и на уровне реального поведения — разрушение, устранение предмета зависти. В соответствии с этим К. Муздыбаев выделяет следующие компоненты зависти, последовательно проявляющиеся друг за другом:

  1. социальное сравнение («. В зависти всегда таится сравнение, а где невозможно сравнение, нет и зависти», — писал Ф. Бэкон);
  2. восприятие субъектом чьего-либо превосходства;
  3. переживание досады, огорчения, а то и унижения по этому поводу;
  4. неприязненное отношение или даже ненависть к тому, кто превосходит;
  5. желание или причинение ему вреда;
  6. желание или реальное лишение его предмета превосходства

Нам представляется, что здесь упущен главный компонент зависти. Ведь зависть возникает не просто к тому, кто располагает тем, чего нет у завидующего. Она возникает только по поводу того, к чему у человека имеется пристальный интерес, что им высоко ценится и в чем у него имеется потребность. Это может быть зависть женщины, желающей, но не имеющей детей, к тем, кто их имеет; зависть человека с карьеристскими наклонностями к другому человеку, успешно продвигающемуся по службе, и т. д. Чаще всего зависть скрывается от того, кому завидуют (это проявляется в замалчивании его достижений), поэтому объект зависти может ничего не подозревать. Но бывает и открытое проявление зависти, в связи с чем выдающийся физиолог Г. Гельмгольц говорил, что по усиливающейся грубости противников можно, в известной степени, судить о размерах собственного успеха.

Бывает и так, что человек, боясь вызвать зависть других, снижает свою трудовую энергию и энтузиазм, скрывает свое благосостояние и достижения, пользуется ими скрытно, не получая от них, таким образом, полного удовлетворения.

Зависть может переживаться как досада, злость на того, кто, как кажется, добился незаслуженного успеха, получил незаслуженные блага, а с другой стороны, как обида на судьбу в связи с кажущейся незаслуженной собственной неудачей. Завистник страдает от сознания собственной неполноценности: раз у меня этого нет, значит я хуже его. Как отмечает П. Тительман, осознание человеком более низкого собственного положения является самой фундаментальной предпосылкой зависти. Некоторые люди становятся буквально изможденными от хронического течения зависти. Происходит деформация личности: человек становится скрытным, тревожным, жалеющим себя, у него появляется чувство неполноценности, постоянного недовольства.

Для нейтрализации отрицательных переживаний завидующий прибегает либо к саморазрушительным фантазиям, либо к проявлению равнодушия, цинизма, к насмешкам, позволяющим ему избегать травматизации, связанной с ощущением дефицита и неполноценности своего существования. Зависть может выродиться и в самобичевание. Интенсивное самобичевание при остром приступе зависти, как отмечает П. Куттер, может вызвать физиологические симптомы: человек «бледнеет от зависти», поскольку сжимаются кровеносные сосуды и повышается артериальное давление, или «желтеет от зависти», поскольку кровь насыщается желчью. По нашему же мнению, завистник — несчастный человек, достойный сожаления, страдающий от сомнений, от навязчивых мыслей, от отсутствия так называемого «чувства» собственного достоинства. У некоторых людей появляется желание устранить любым способом имеющуюся несправедливость в отношении его неравного положения с другим человеком: чтобы другой потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя перед окружающими. Это желание, стимулируемое ненавистью, нередко толкает человека на совершение аморальных поступков. Вспомним сказку А. С. Пушкина «О царе Салтане», когда две сестрички захотели извести свою сестру только за то, что именно ее предпочел царь в качестве жены, или легенду о Сальери, отравившем из зависти Моцарта. Эта легенда дала название одному из видов агрессии — «синдрому Сальери», связанному с «черной завистью». Зависть может подвигнуть на бессмысленные на первый взгляд бесчинства молодежи на улицах, которые бьют стекла у припаркованных автомобилей, громят витрины магазинов и т. д.

Факторы, облегчающие возникновение зависти

Их можно разделить на внешние и внутренние. Внутренними факторами, предрасполагающими к зависти, являются такие особенности личности, как эгоизм и себялюбие, тщеславие и чрезмерное честолюбие.

К внешним факторам относится близость в статусном положении завидующего завидуемому. Завистник, как правило, сравнивает свое положение и свои достижения, достоинства со статусом близко стоящих на социальной лестнице. Еще Аристотель отмечал, что «. люди завидуют тем, кто к ним близок по времени, по месту, по возрасту и по славе. ». Близость создает лучшие условия для сравнения, делает жизнь другого человека более обозримой. При этом, чем меньше дистанция между завидующим и объектом зависти, тем сильнее зависть. Слишком большое различие редко вызывает зависть, полагает Г. Шоек. Однако вряд ли это мнение справедливо.

П. Куттер, например, считает, что не следует забывать о социальной ипостаси зависти. «Зависть произрастает еще и на почве реальной социальной несправедливости, — пишет он. — Как избежать зависти ребенку из малообеспеченной семьи, который видит, насколько велика разница между его ограниченными возможностями и перспективами, открывающимися перед другими детьми? Может ли безработный юноша смотреть без зависти на отпрысков солидной богатой семьи, посещающих частную школу? Возможно ли, чтобы рабочие и ремесленники не завидовали учащимся институтов и университетов, которые просыпаются, когда им угодно, располагают досугом для чтения, для размышления, пользуются случаем, чтобы поучаствовать в дискуссии и заявить о своей политической позиции?

Полагать, что зависть, продиктованную социальной несправедливостью, можно интерпретировать исключительно с психологической точки зрения, значит умышленно ограничивать себя рамками одного метода исследования. Стремясь дать зависти исчерпывающее психоаналитическое толкование, исследователи допускают ошибку. В данном случае более ощутимую пользу способны принести политические мероприятия, направленные на то, чтобы предоставить всем гражданам более или менее равные шансы».

Отсюда возникают такие политические доктрины, как эгалитаризм (требование равенства) и демократия, стремление к свержению «несправедливого строя», ко всеобщей уравниловке и т. д. Зависть одной страны к богатству и благополучию другой страны приводит к захватническим войнам.

Виды зависти

И. Кант делил зависть на черную зависть (когда у завидующего имеется стремление лишить блага другого) и просто недоброжелательность. Выделяют и другие виды зависти. Говорят, например, о «незлобной» зависти, когда человек хочет иметь то, что имеет другой, но при этом не испытывает к другому враждебного чувства. Как в «злобной», так и в «незлобной» зависти присутствует желание завидующего устранить неравенство. Но, как отмечает Дж. Нью в первом случае человек говорит: «Я хочу, чтобы Вы не имели того, что имеете», — а во втором: «Я хочу иметь то, что Вы имеете». Наличие злобной зависти свидетельствует о неспособности завидующего достичь того уровня, на котором находится другой человек; это проявление своего бессилия. Еще одна причина «черной» зависти — «каузальное заблуждение», т. е. восприятие человека, имеющего превосходство, как причины собственных неудач и униженного положения.

Некоторые авторы выделяют депрессивную зависть, тоже порождаемую униженным положением, но связанную с возникшим чувством несправедливости.

Выделяют и восхищенную, «белую» зависть, когда человек, завидуя, не испытывает к преуспевающему человеку враждебных чувств. В этом случае «белая зависть» может даже явиться стимулом для соревнования с другим человеком (Аристотель писал о соревновательной зависти). Дж. Нью пишет в связи с этим: «В случае злобной зависти человек хочет унизить другого (до собственного уровня или ниже); в случае восхищенной зависти человек желает возвысить себя (стать таким же, как другой человек)». Впрочем, и при «черной» зависти одна из задач психолога состоит в том, чтобы превратить ее в здоровую конкуренцию. «Вместо того чтобы зариться на чужую собственность и расходовать все силы на зависть, — пишет П. Куттер, — мы могли бы, следуя мысли Гете, постараться самостоятельно получить то, чем желаем владеть. Необходимо критически анализировать сложившуюся ситуацию всякий раз, когда возникает соблазн недооценивать собственные и переоценивать чужие возможности. Завистнику следовало бы обратить внимание на собственные преимущества, которые он не замечает, зачарованный совершенствами человека, вызывающего его зависть». Формирование чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах — вот, по мнению Куттера, способы борьбы с завистью. Тогда человек может сказать себе: если у меня и нет того, чем обладает этот человек, то у меня есть то, чего нет у него. Он будет спокойно относиться к своеобразию другого, не испытывая желания стать таким же. Своевременно замеченная зависть может быть преодолена.

В онтогенезе зависть появляется довольно поздно как результат морального эгоцентризма ребенка, соревновательного характера игр, неудовлетворения потребности в признании. Часто зависть возникает к братьям и сестрам. Младшие завидуют превосходству старших, а те, в свою очередь, завидуют младшим, потому что родители относятся к ним с большим вниманием, трепетом. Устранению зависти в детском возрасте способствуют повышение социального статуса ребенка, его идентификация со значимыми для него другими детьми, наличие положительных переживаний в процессе совместных игр и общения.

Евгений Павлович Ильин, доктор психологических наук, профессор,
Российский государственный педагогический университет им А.И.Герцена

Источник



Зависть

Нам всем известно такое чувство как зависть, ведь мы все, хотя бы раз в жизни, кому-нибудь в чем-нибудь завидовали. И кто-нибудь обязательно завидовал и завидует нам, независимо от наших успехов в жизни. Хотя возможно мы даже об этом и не догадываемся. Людям свойственно завидовать друг другу, такими их сделала природа, и сделала она их такими неслучайно – ей нужны завистливые люди. Зачем? А затем, что зависть вынуждает человека испытывать дискомфорт, который в свою очередь побуждает людей что-то делать, что-то менять в своей или в чужой жизни. И именно это нужно природе – чтобы мы что-то делали. Для нее живой человек – это активный человек, который, или что-то строит, или что-то разрушает. Зависть вынуждает нас делать и то, и другое.

Читайте также:  Тигры в тайланде в дикой природе

Вообще, чувство зависти считается плохим чувством, по мнению большинства людей, однако на самом деле это не так, совсем не так. Зависть – это нейтральное или положительное чувство, в зависимости от того, что делает испытывающий это чувство человек. Если завидующий человек стремится улучшить свою жизнь, сделав ее такой же, как жизнь того человека, которому он завидует, или еще лучше, то, что же в этом плохого? Такому человеку зависть дает энергию, она наделяет смыслом его жизнь, призывая его – догнать и перегнать других людей. Зависть вынуждает людей чего-то хотеть и стремиться к этому. А если человек из-за зависти пытается вредить другим людям, то есть тем, которым он завидует, то сам он, конечно же, из-за своего вредительства не растет. Но при этом его агрессия в адрес других людей, порожденная чувством зависти, вынуждает расти и развиваться их, ибо им приходится искать способы защиты от этой агрессии. А как вы хотели, нельзя так просто чего-то достичь и расслабиться, надеясь на то, что никто ничего не захочет у тебя отнять. Люди на протяжении всей своей истории делились на тех, кто строит, и тех, кто рушит. Таким образом, зависть становится причиной активности людей, как тех, кто завидует, так и тех, кому завидуют. А активность и движение – это и есть жизнь. Так что нет, я не считаю зависть плохим чувством. Но при этом я считаю, что своей завистью нужно уметь управлять. Негоже умному и здоровому человеку, кому-то вредить и что-то рушить из-за своей зависти, так как с моей точки зрения, его это не красит.

Так что как бы мы не относились к зависти, положительно или отрицательно, совершенно очевидно, что этим чувством нужно уметь управлять, иначе оно будет управлять нами, как и любое другое чувство. А чтобы управлять завистью, необходимо понимать его природу и цели. О целях я вкратце уже сказал, теперь давайте поговорим о них более подробно и изучим природу зависти. Зависть вызывает у человека желание хотеть что-то, чего у него нет, но что есть у других людей. Но это не означает, что нам действительно нужно то, что есть у другого человека. Все дело в том, что в глубине души мы просто не хотим, чтобы другой человек был счастливее нас, мы не хотим чувствовать себя ущербными. Мы хотим быть, как минимум, не хуже других, а желательно лучше, и это нормально – это здоровое желание здорового человека. Если мы завидуем, значит, мы должны произвести какие-то действия, которых от нас требует чувство зависти, нам нужно переместиться из одной точки существования нашего разума в другую точку, переместившись, таким образом, из зоны дискомфорта в зону комфорта. И мы двигаемся, мы стремимся, мы хотим, мы развиваемся – мы живем. Да, мы можем не своим развитием заниматься, а тем, чтобы вредить другим людям, которым мы завидуем, но тем самым мы вынуждаем развиваться их, защищаясь от наших нападок. Природе, знаете ли, не так важно, кто из нас добьется успеха в жизни, кто из нас выживет и продолжит свой род, а кто сгинет в истории, ей важно, чтобы мы жили и развивались, и она всячески нас к этому стимулирует.

Задумайтесь на мгновенье, какой была бы наша жизнь, если бы мы не завидовали друг другу и ничего бы не хотели из-за этого изменить, ни в своей, ни в чужой жизни? Разве мы стали бы в таком случае что-то делать? Пожалуй, что нет. Нам бы просто ничего не было нужно, мы бы стали настолько пассивными, что довольствовались бы самым малым, не имея страсти в глазах. А для добычи малого, не нужно прилагать больших усилий. Ну и вы наверняка знаете о том, что есть люди, которые именно так и живут, и их жизнь не выглядит такой уж привлекательной, как жизнь тех, кто места себе не находит, желая быть лучше других. Можно, конечно, и даже нужно, ценить то, что уже имеешь, но почему бы при этом не задумываться о большем? Вопрос только в том, чем будет это большее, чем-то реально стоящим, или очередным бесполезным барахлом? На мой взгляд, завидовать другим людям по мелочи, как-то глупо, вы не находите? Человеку нужно к чему-то стремиться в своей жизни, он должен быть движим, или своими идеалистическими целями, или своими инстинктами. Но поскольку большинство людей не идеалисты, а материалисты, то им остается только идти на поводу у своих инстинктов, а не у здравого смысла, ставя перед собой великие цели. Поэтому движимые инстинктами люди, должны – бояться, соблазняться, завидовать, в общем, животные инстинкты должны и будут служить для них стимулом, а не их разум. Но это лучше, чем быть растением, ничего не хотящим и ни к чему не стремящимся. Ибо это не жизнь – это медленная смерть. Не зря ведь, старые люди менее завистливы, чем молодые, ибо старым людям из-за их возраста многого не надо, в то время как молодые хотят всего и сразу. Ну так, в молодых людях и жизни больше, чем в старых, именно молодежь достаточно активна для того, чтобы творить новое и добиваться высоких целей, а старики просто доживают свой век. Представьте себе, что мы все будем жить так, как живут старики, разве эта жизнь будет интересной?

Нам почему-то внушили, что завидовать – это плохо. Хотя чему тут удивляться, ведь и секс, по мнению некоторых людей, является грехом, и многое другое, что делает человека полноценным и живым, считается плохим. Только вот, у нас же с вами есть собственная голова на плечах, с помощью которой мы можем, если приложим необходимые для этого усилия, проанализировать все полученные и получаемые нами знания и сделать свои собственные выводы в отношении тех или иных наших чувств. Ничего плохого в том, что дала нам природа, никогда не было, и нет. Единственное, что необходимо человеку – это научиться пользоваться тем, что он имеет. А для этого мы с вами учимся, и чем более мудрыми людьми будут наши учителя, тем меньше всего они будут пытаться от нас отсечь что-то, якобы ненужное. Если мы завидуем – значит, мы должны завидовать. И пусть нас не упрекают, указывая нам на греховность наших желаний, порожденных нашими чувствами, мы сами разберемся с тем, какие чувства и почему мы испытываем. Согласны?

Знаете, что самое интересное в зависти? Завидовать могут все, и те, у кого всего много, и те, у кого ничего нет. Просто это не всегда видно, особенно в тех случаях, когда люди умело скрывают свои чувства. И что еще интереснее, иной раз люди завидуют друг другу без всякой на то причины, когда, по сути, и завидовать-то нечему. Они завидуют – воздуху, пустому месту. Люди могут завидовать – признакам чужого счастья, не имея ни малейшего представления об истинном положении дел у других людей. Вот, например, увидит кто-нибудь у вас улыбку на лице и начнет вам завидовать, только потому, что вы покажитесь этому человеку более счастливым, чем он сам. Предмет зависти не имеет для нас никакого значения, когда мы завидуем кому-нибудь, мы хотим чего-то, чего у нас нет, но о чем мы имеем представление и что есть у других людей. И если мы считаем, что это что-то делает других людей более счастливыми, чем мы, то мы им завидуем. Понимаете, что это значит? Вы не можете хотеть, во-первых, чего-то, о чем вы не знаете, а во-вторых, того, что не пользуется спросом у других людей. Скажем, если все люди откажутся от золота, то и вам оно будет не нужно. Людям важны не вещи, людям важны эмоции, чувства, образы и статус, которые эти вещи имеют. Тоже и с людьми. Если вы замечали, то как только кому-то понравится какой-нибудь человек, и он даст об этом знать остальным, то и другим людям этот человек начинает нравиться, хотя раньше им было на него наплевать. Мы ценим то, что ценят другие люди, и завидуем мы тому, чему другие люди придают большое значение. Вот такие мы примитивные существа, в большинстве своем. Куда же нам без зависти деться, как же нам без зависти обойтись? И пусть существует, так называемая «черная зависть», которая, в том числе и на преступления людей толкает, тем не менее, без этого психологического механизма, людям было бы сложно обойтись.

Большинству людей нужен внешний стимул для того, чтобы быть активными, потому что большинство людей – это машины, а машинам необходима энергия, чтобы работать. И еще перед ними необходимо ставить задачу, ибо они не могут работать по собственному желанию, потому что им так хочется. Машины могут работать, только если им прикажут, если перед ними поставят задачу и проконтролируют ее выполнение. Машинам необходим внешний стимул и внешний контроль. Человек, это, конечно, одушевленная машина, но большинство людей забыли о своей духовности, они живут так же, как живут машины – их поведение механистично. И когда человек не может сам осознанно ставить перед собой задачи, когда он не может делать что-то только потому, что ему хочется это делать, он нуждается в стимулировании извне, его инстинкты берут вверх над его духовностью, над его разумностью, над свободой его выбора. Знаете ли вы о том, уважаемые читатели, что это такое, когда ты что-то делаешь только потому, что хочешь сделать, а не потому, что надо? Знаете ли вы о такой работе, которую хочется делать, которую приятно делать, не ради денег, не из-за денег, а именно потому, что просто хочется? Убей в человеке духовность, убей в нем любовь и тягу к свободе, убей в нем личность, и человек превратится в машину, он станет биологической машиной, работающей по определенным программам. Эти программы – это его инстинкты, которые другими людьми стимулируются из внешнего мира.

Человеком-машиной очень легко управлять, его можно разозлить, обидеть, напугать, развеселить, можно заставить его страдать, даже не прикасаясь к нему, а можно сделать его счастливым, если сказать ему то, что он хочет услышать. Такие люди – люди-машины, не знают, зачем они живут, они задаются вопросом о смысле жизни, потому что хотят получить откуда-то сверху команду, приказ, чтобы начать что-то делать, чтобы наделить свою жизнь смыслом. Но поскольку там – «наверху» никого нет, поскольку то, что люди называют Богом, они не в состоянии понять, то естественно, что никаких команд и никаких приказов они не получают. Зато другие люди, с радостью готовы наделить жизнь каждого из нас смыслом – сделав нас своими рабами. Они-то с радостью будут приказывать и указывать нам, что и как нужно делать. Они играют на наших инстинктах, на наших чувствах, на наших неосознанных желаниях. Они вынуждают нас завидовать чему-то определенному, просто выбирая за нас, чему именно мы будем завидовать и кому мы будем завидовать. Вы хотите новый шикарный автомобиль? А почему вы его хотите? Потому что он существует – вот почему. И потому что вы знаете, что если у вас будет новый шикарный автомобиль, которого нет у других людей, тогда они будут вам завидовать. И вам от этого станет хорошо, вы будете чувствовать себя победителем, вы будете чувствовать себя лучше других людей, лучше тех, у кого нет того, что есть у вас и кого это беспокоит. Если же другие люди не обратят на вас и на ваш автомобиль никакого внимания, если они вас полностью проигнорируют – тогда вам этот автомобиль будет не нужен. Вы покупаете красивую, статусную вещь не для себя, а для других людей. Вас беспокоят другие люди, а не вы сами. Впрочем, вы можете иметь на этот счет иное мнение, я ни в коем случае не собираюсь с вами спорить. Но имейте в виду, что те, кто манипулирует вами, играя на вашем чувстве зависти, прекрасно знают о том, кому и почему вы будете завидовать.

Читайте также:  Выделите основные отличительные черты природы южной сибири

Зависть наполняет нашу жизнь смыслом, вернее, она наполняет смыслом жизнь тех людей, которые сами не могут им ее наполнить. Если вы сами не определите, в чем заключается смысл именно вашей жизни, тогда за вас это сделают другие люди, обратившись к вашим инстинктам. Сегодня реклама за вас решает, чему и кому вы будете завидовать, и следовательно, что вы будете хотеть и о чем вы будете мечтать. Она просто играет на вашей врожденной зависти и побуждает вас действовать, нужным ей образом. Вы завидуете, значит, вы чего-то хотите, а если вы чего-то хотите – вы действуете, вы что-то делаете, а если вы что-то делаете, тогда вы тратите свою энергию, которая трансформируется во что-то, или хорошее, или плохое. Ведь завистливые люди могут, либо заниматься созидательной деятельностью, стремясь к чему-то, либо вредительством, вредя тем, кому они завидуют. Но и в том и в другом случае люди активны, а это самое главное – это именно то, что нужно природе, ей, как уже было сказано выше, нужна наша активность. В конце концов, те люди, которым завидуют, тоже не должны расслабляться, они должны уметь защищаться от зависти, а точнее, от тех действий, которые эта зависть вынуждает завистливых людей совершать. Завистливые люди – это, безусловно, опасные люди, в меру опасные. Ведь у таких людей, по сути, есть два пути – или самим подняться на уровень тех, кому они завидуют, или попытаться опустить их на свой уровень. А что легче – к кому-то тянуться или кого-то опускать? Тот-то и оно. Поэтому многие завистливые люди – это вредители и агрессоры. Но их вредительство и агрессия – это отличный стимул для тех, кому необходимо становиться сильными, чтобы защитить себя от вредительства и агрессии. Природа, как видите, все уравновешивает, она никому не позволяет расслабиться, ни тем, кто завидует, ни тем, кому завидуют.

Так что зависть, друзья – это один из двигателей прогресса, это один из источников жизни. Зависть толкает нас к переменам, как к переменам в нашей личной жизни, так и к глобальным переменам. А когда зависти нет, тогда и меняться незачем, а следовательно, незачем и развиваться, а как только мы перестаем развиваться, мы тот час же начинаем деградировать. Мы с вами знаем, благодаря нашей истории, к чему может привести всеобщая уравниловка, которая делает людей менее завистливыми, а вместе с тем и менее активными. Когда человек ничего не хочет, потому что ему ничего не надо, когда все вокруг него одного цвета и вкуса, он перестает быть человеком. Вообще, любое негативное чувство, любой дискомфорт – толкают нас к переменам и развитию. А наша жизнь должна меняться, развиваться, совершенствоваться, в ней обязательно должны быть перемены, иначе бессмысленные годы нашей жизни, начинают накладываться друг на друга, и получается, что эти годы летят и жизнь проходит мимо, и никакого смысла в ней нет. Понятно, что чем умнее человек, тем более глубоким и осмысленным будет его чувство зависти. Не будет умный человек завидовать всякой мелочи, всяким дорогим игрушкам и бессмысленному социальному статусу, он будет завидовать той свободе и тому раю на земле, о которых большинство людей даже не догадываются. Новый мир, новые люди, новая жизнь – вот чему можно и нужно завидовать, если вы считаете себя умным человеком. А вся эта возня возле навозной кучи, которую мы сегодня называем жизнью, это, друзья, не жизнь. Стремясь к материальному благополучию – мы промениваем свою жизнь на, по большей части, бессмысленный хлам, которому радуемся, как дети, а потом просто выбрасываем его на помойку. Но вместе с хламом, мы выбрасываем на помойку свою жизнь! И некоторые из нас еще умудряются завидовать тем людям, которые преуспели в прожигании своей жизни, стремясь обзавестись ненужным им хламом.

Мы – творцы, мы можем превратить эту землю в рай, но мы сейчас тратим большую часть своей жизни на то, чтобы просто выжить. Это же уму непостижимо – мы пытаемся выжить, вместо того чтобы просто начать жить! Чему мы завидуем, ради чего живем, ради чего каждое утро мы встаем с постели и куда-то себя тащим? Ради того, чтобы просто поддерживать свою биологическую машину в жизнеспособном состоянии и чтобы быть не хуже других людей? Но мы же не животные, чтобы жить только ради жизни, и не дети, чтобы радоваться бесполезным игрушкам, за которые нам приходится целыми днями работать. Знаете друзья, я считаю, что мы, как существа разумные, просто должны научиться правильно, по уму, завидовать друг другу, чтобы наша зависть толкала нас к построению нового мира, в котором завистливые люди будут творить и развиваться, а не как сейчас, вредить и деградировать. Тогда ни у кого и язык не поднимется назвать чувство зависти – плохим чувством.

Чужой успех должен служить для нас примером возможностей человека, а не быть причиной нашей подавленности и низкой самооценки. Ведь чего переживать-то, если другие люди смогли чего-то достичь, то и вы сможете, вы ведь такие же люди, как и они. Так что умейте управлять своей завистью, не травите свою душу бессмысленными переживаниями и злобой. Мы должны научиться использовать зависть для собственного развития, а не позволять ей использовать нас.

Источник

Зависть

Галина Рязанова «Природа зависти людей лежит в их слабости, как одно из проявлений их малодушия и глупости. Сильный человек ничему не завидует, а уважает чужие достижения и, быть может, желает их превзойти. Вот так и стравливают народ . «

За;висть — социально-психологический конструкт/концепт, охватывающий целый ряд различных форм социального поведения и чувств, возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным)..

Почему у нас люди стали такие завистливые? Читаешь комментарии и во многих из них так и проглядывает неприкрытой эта самая зависть и особенно, к бедным врачам и учителям, которых до того уже загнобили в СМИ, что многие начали увольняться и это привело к тому, что в больницах не стало хватать врачей, а в школах — учителей. И как написала одна учительница- успокойтесь люди, скоро мы все уйдем и сами будете учить своих детей. А так как многие родители сейчас считают себя умнее учителей и врачей и знают , как правильно нужно учить и лечить, то вот пусть сами со своими чадами и занимаются, и лечат так, как им кажется нужным и правильным.

Зависть – это постоянное сравнение и желание обладать чем-либо. Жизнь кардинально изменилась и то, что было в советское время куда — то исчезло и появился новый вид завистливых людей, которые сами неспособны изменить свою жизнь, изменить что — то в себе, чтобы жить достойно, работать на работе, которая им будет нравиться и вообще просто измениться и начать воспринимать жизнь такой, какая она есть.

А жизнь у нас сейчас другая и многое людям сейчас не нравится. Появилось откуда- то много миллионеров и даже миллиардеров и это стало для людей очень раздражающим фактором, потому что на фоне такого богатства, которое нам постоянно демонстрируют богачи, многие люди почувствовали себя не то, чтобы полным дерьмом, но неудачниками и ничтожными в сравнении с теми, кто хоть как — то смог выкарабкаться из болота, не завязнуть в полной нищете .

Зависть – это отрицательное чувство досады, которое вызвано чужим успехом, материальными или духовными благами. Основными причинами зависти являются: нужда. неудовлетворенность, отсутствие личных достижений, нехватка материальных благ. потребность в чем-либо, недовольство собой.

Но почему- то многие люди начинают всё осознавать только тогда, когда повзрослели и вдруг обнаружили, что они, оказывается, совсем не такие, не успешные, у них почему — то не получилось приобрести нужную профессию и стать востребованным и самостоятельным в этой жизни, в которой сейчас так много несправедливости и негатива. И у них начитает появляться раздражение и ненависть к людям, которых они когда — то в школе совсем не хотели слушать и не понимали, что успешность в жизни зависит и от того, как успешно они получали знания в школе .

Очень удивляет эта нарастающая с каждым днем ненависть к людям с самыми нужными и раньше уважаемыми профессиями, как врачи и учителя. Все завистники соревнуются друг с другом в том, кто лучше обольет грязью и выставит в черном свете этих людей и видимо, наслаждаясь этим, они хоть на время забывают о том, что им самим так и не удалось построить свою жизнь правильно и создать своим детям благоприятные условия для будущей жизни и настоящей тоже. Похоже, этот процесс уже необратимый.

ЗАВИСТЬ- Она дана природой каждому, чтобы стать двигателем, толчком на пути к цели. Если человек завидует чужому счастью, тогда ему следует приложить усилия, чтобы достичь такого же успеха. И я рада, что такого порока у меня нет, хотя и пишут, что зависть дана природой всем людям, чтобы стать толчком и двигателем к какой — то цели. И если человека одолела зависть, он должен приложить все свои усилия для того, чтобы самому добиться успеха.

Но как прочитала недавно, у нас больше полутора миллионов молодых людей сидят на шее родителей и не собираются работать. Что тогда говорить о тех, уже более взрослых людях, которые вроде бы уже должны быть поумнее и помудрее , но тоже не хотят работать, а ждут подачек от государства и все свои силы прилагают не на то, чтобы устроиться на хорошую работу, а обивают пороги разных организаций в поисках халявы или просто скрывают свои доходы, чтобы, как они выражаются, их не разворовали там, наверху.

» Зависть есть беспокойство (неудовольствие) души, вытекающее из того, что желательным нам благом обладает другой человек, которого мы не считаем более нас достойным владеть им.»

Автор афоризма: Лейбниц Г.

Завистливых людей у нас очень много. Зависть – опасное чувство, причём оно наносит вред как завистнику, так и человеку, на которого направлено. В Библии сказано: «Зависть – гниль для костей».

А корни проблемы кроются в этом:

» Если семья вовремя озаботилась не просто дать ребенку элементарные сведения о мире, а добиться, чтобы ребенок знал, то никаких проблем с обучением не будет. Дети в массе своей сейчас не знают ни дня своего рождения, ни порядка времен года, ни имени-отчества папы-мамы, ни своего адреса. Не приучены здороваться, извиняться, вежливо просить. Добавим к этому неумение правильно держать ложку, убирать игрушки, самостоятельно одеваться. Получаем не дизлексика, получаем нежизнеспособное существо. Виноваты ленивые родители. «

Читайте также:  Чем питается ласточка в природе для детей

«Родители постоянно сидят в своих гаджетах и просто НЕ РАЗГОВАРИВАЮТ со своими детьми, не уделяют им внимание, перестали читать сказки. И не надо пенять на систему образования, если сами «кривые». Любите своих детей, играйте с ними, читайте им сказки, ходите в театры. «

Приучайте ребенка самостоятельно решать проблемы и не делайте всё за своих детей. Тогда вырастет самодостаточный, сильный человек, который пойдет к своей цели и его не будет сжигать изнутри всё поглощающая, патологическая зависть. Зависть — это яд, токсическое чувство личности.

Психоаналитик Матвеев Р.Ф.:

«Черная зависть — это, в понимании завистника, когда завидуешь другому человеку «по-злому», и осознанно желаешь ему чего-то плохого (часто, не только желаешь…но и делаешь ему зло…из зависти)…
В их понимании, если «завидовать по-черному», то сам себя «сожрешь» изнутри…

Белая зависть — это, в толковании завистливого человека, когда завидуешь «по-доброму», т.е осознанно не желаешь и не делаешь ближнему зла…
Еще белую зависть истолковывают как спонтанно возникшее желание иметь то же, или даже больше, чем имеет другой…или быть как он или выше его… И как бы «завидовать по-белому» — это хорошо, т.к. мотивирует человека к личностному, карьерному, социальному росту и развитию, к продвижению к успеху…

На самом деле, что черная зависть, что белая — не имеет принципиального значения — это плохо, т.к. это зависть — и ее подсознательная, неосознанная суть в том, что у завистника заниженная глубинная жизненная Я-позиция, и он по умолчанию не может быть добр к тому человеку, которому завидует. Даже если озвучивает, что завидует белой завистью — это психологическая защита (социальная маска).»

© Copyright: Галина Рязанова, 2019
Свидетельство о публикации №219033100513 Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении Другие произведения автора Галина Рязанова Спасибо, Галя, хорошая и полезная статья у Вас получилась. Часто зависть рождает злые поступки. Так в начале Библии рассказывается о том, что Каин убил Авеля, своего брата из-за зависти. Бог ему и нам сказал, что человек должен делать добро людям и это его спасёт от всего плохого, в том числе и от зависти.

Меня как-то спросила родственница: как вы делите людей, по какому главному признаку. И я ей сказал, что Бог разделил уже давно, людей с их творения, сказав Каину: «И сказал Господь Бог Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Бытиё 4:6,7).

То-есть люди все должны делать добро друг другу в их совместной жизни и это их разделяет на два лагеря в жизни. В процессе этих поступков меняется сам человек, только добрые дела могут нас сблизить друг с другом и при этом мы открываем себя и утверждаем себя в том, кому мы делаем добро, а получающий добро начинает открываться нам и сближаться с нами. Так шаг за шагом постепенно мы меняем себя и других и, видя это, Божий Дух поселяется в нас, а это и есть рождение любви в человеке.
С благодарностью к Вам, Геннадий

Геннадий Гумилевский 27.01.2021 08:04 Заявить о нарушении Спасибо и Вам Геннадий. Но я думаю, что при капитализме невозможно то, о чем Вы пишите. Бедность зашкаливает, люди озлоблены очень на всё. Многие помнят СССР, где справедливости было больше. Сейчас у нас есть волонтеры, их вроде 3 миллиона, они помогают, конечно.Всего доброго.

Источник

Почему возникает зависть и как нее избавиться?

Добрый вечер, с вами Ольга Юрковская. У нас сегодня первое занятие цикла «Все, что вы хотели знать о себе, о жизни и о людях», и это занятие с ответами на ваши вопросы. Желательно, конечно, вопросы присылать заранее. Пост для вопросов: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1147822528581165&set=a.333120030051423.93166.100000602878390&type=1&permPage=1

Вопросы:

«Откуда берется зависть и почему одним людям мы завидуем, а другим, даже более успешным, нет? Можно ли от нее избавиться и как?»

«Объясните природу зависти. Сейчас отслеживаю свои переживания и понимаю, что страшно завистлива. До слез завидую женщинам, чьи мужья хорошо зарабатывают и не жалеют денег на жен. Завидую женщинам, успешным в профессии или собственном деле. Молодым мужчинам-предпринимателям завидую. Догадываюсь, что это блокирует приход денег в мою жизнь. Можно ли отучиться завидовать? И если да, то как?»

«Понимаю, чтобы не завидовать, надо сравнивать себя только с собой, а не с окружающими, но все равно как-то «завидуется»».

Давайте порассуждаем. Если мы начинаем кому-то завидовать, что в этот момент мы думаем сами о себе? Вспомните, когда у вас возникала зависть, что вы думали относительно себя?

Чат: «Я не способен…»

Чат: «Ах, я бедная-несчастная, у меня не получится».

Чат: «Я не могу так, я хуже».

Чат: «Жизнь со мной несправедлива, а я же так стараюсь».

Видно ли вам, что речь идет о заниженной самооценке? Что в ситуации зависти… И, кстати, по поводу самооценки, самооценка сейчас не берется в общем, а берется самооценка по каждому узкому поводу. То есть в области, где вы кому-то позавидовали, у вас оказывается заниженная самооценка. И даже если тот, кому вы позавидовали, лишится этого, знаете, как «у соседа сарай горит – мелочь, а приятно», вам это не поможет. Сарай сгорит, но есть следующий сосед, и там сарай ничуть не хуже.

И даже если те, кому вы позавидовали, лишатся объекта вашей зависти, вы быстро найдете новых, кому завидовать. Потому что с вашей самооценкой все останется как было. Вы в этой области, в этом виде деятельности себя оцениваете низко. Тогда зависть становится эфемерным понятием, нужно работать с оценкой себя в этой области.

Что в этой ситуации делает человек взрослый, с хорошим внутренним локусом контроля, опирающийся на самого себя, на своё мнение о себе? Он свою самооценку строит не на фантазиях, он сверяет со своими реальными результатами. Но его самооценка никогда не строится на одной «княгине Марье Ивановне», которая о нем что-то не то сказала.

Он узнает мнение 100 людей, 5 не то сказали, 90 то сказали, 5 вообще восхитились – вроде не плохо. Он берет свои реальные результаты, причем не по сравнению с одним великим в этой области, а по сравнению со множеством людей. Например, если я кандидат в мастера по шахматам, я могу не сравнивать себя с чемпионкой мира, а я могу адекватно оценивать свой уровень игры в масштабах, например, города. Что есть столько-то лучше или равных, а есть намного больше, кто хуже играет.

Чат: «Чтобы избавиться от зависти, нужно как-то повышать свою самооценку?»

Нужно ее в адекватное состояние приводить.

Вторая часть зависти заключается в том, что это фактически выученная беспомощность. То, что выше было: «Я не смогу, у меня не получится, я не умею»,– и т.д. Читали про эксперимент с собаками с выученной беспомощностью?

Ученые провели следующий эксперимент: на пол в клетке подавался электрический ток, и собака не имела возможности выпрыгнуть, дверь клетки была закрыта. И собаке было больно, потому что ее бьют электричеством. Она сначала металась, пыталась выпрыгнуть, перепрыгнуть и т.д., но в какой-то момент понимала, что все ее усилия бесполезны, и все, что ей остается делать – это лечь и скулить. Потому что все равно ее будут бить электрическим током, и никакого выхода у нее нет. После чего открывали дверцу, продолжали ее бить электрическим током, но она не пыталась убежать. При этом сюда же запускали новую собаку, не обученную таким способом, и собака легко убегала. Но та собака, которую приучили, что она все равно ничего не может с этим поделать, даже не пыталась больше убежать, не искала вариантов.

И ученые назвали это поведение «выученная беспомощность» и применяют в различных социальных сферах. Например, безработный человек уже отчаялся найти работу. Сходил на сколько-то собеседований, его никто не взял на работу, и после этого он даже не ищет работу. Изменился рынок труда, его бы давно взяли, но он даже не ходит на собеседования. Это выученная беспомощность. То есть люди, которые оказались в какой-то яме, чуть-чуть попытались выбраться, не получилось, они сдались. Они для себя сделали вывод, что все – они не смогут, они неудачники, у них все равно ничего не получится, нет даже смысла и пытаться.

Самое интересное, что уже с того времени изменился сам человек. Стал более умным, опытным, у него появились какие-то новые качества. Изменился мир, возможно, как я уже приводила пример, рынок труда стал такой, что 10 свободных рабочих мест. Но человек остается в неосознанном состоянии «все равно у меня ничего не получится, нет смысла даже и пытаться».

И очень часто зависть возникает именно в ситуации выученной беспомощности. Потому что когда у вас есть более-менее адекватная самооценка… Я, например, позавидовала какому-то человеку, что он умеет что-то делать. Я себе могу составить план, чему мне надо научиться, с кем надо договориться, как мне организовать, чтобы сделать то же самое и получить такой же результат.

При этом я еще могу более-менее адекватно оценить, сколько времени и усилий у этого человека заняло получение этого результата, и могу решить – а оно мне точно надо? Шесть часов каждый день без выходных пять лет что-то делать, чтобы получить такой результат. И решу: нет, да ну его, не очень-то и хотелось. Но это будет адекватное решение, не потому что я неспособна и беспомощна, а потому что я это время, энергию, силы хочу вложить в другое.

Так что по поводу своей зависти нужно смотреть: «Что происходит с моей самооценкой в этот момент? Не выученная ли это у меня беспомощность, если я что-то вижу, но заведомо считаю себя неспособной? Как бы мне тогда составить план, чтобы это получить? Или как мне сделать выбор не принципу «зелен виноград», а все-таки взвесив альтернативы и выбрав наилучшую из альтернатив?»

По самооценке в личном кабинете посмотрите упражнение из мастер-класса «Как сделать свою самооценку адекватной и тем самым избавиться от неуверенности»:

И по зависти других людей – смотреть надо на конкретные последствия и на конкретные неприятности. Если они просто судачат, что вы плохая, а они хорошие, то можно не обращать внимания, наоборот, радоваться своей признанности и востребованности. А если будут какие-то конкретные козни и неприятности, надо разбираться с этими последствиями, с конкретными измеримыми результатами.

Чем более успешным человеком вы будете, тем больше у вас будет завистников и завистниц, и этому надо радоваться. Кто брал курс по самопиару, тот, наверное, помнит: «Если вас мало в первый год поливают грязью, значит, вы недостаточно стараетесь, недостаточно много сделали».

Аналогично с чужой завистью, не причинившей вам измеримого вреда. Что с ней надо делать? Радоваться!

Хотите задавать вопросы и слушать ответы?

Присоединяйтесь!

Бесплатная Автоматическая Онлайн-консультация Ольги Юрковской: http://consultation.stressa.net/

Вместо визита к психологу. Попробуйте решить свою проблему САМИ за 60 минут. БЕЗ ДЕНЕГ.

Вместо визита к психологу, попробуйте БЕСПЛАТНУЮ автоматическую онлайн-консультацию Ольги Юрковской:

Источник