Привести пример взаимодействия природы и общества

Привести пример взаимодействия природы и общества

Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Отличия общества от природы:

  • творит культуру
  • развивается под влиянием деятельности людей

Отличия природы от общества:

  • способна развиваться независимо от человека
  • обладает своими законами, которые не зависят от воли и желаний человека

Сходство общества и природы – являются динамическими системами.

Основные формы взаимодействия общества и природы:

  • природопользование – использование природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека.
  • охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов природы.
  • обеспечение экобезопасности – защищенность жизненно-важных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.

Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях:

1. воздействие (влияние) природы на общество:

  • способность природно-географических условий ускорять или замедлять темпы общественного развития
  • способность природно-климатических условий влиять на такие стороны общества, как экономика, политика, социальный строй
  • способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метеозависимость и т.д.)
  • способность дарить вдохновение творческим людям
  • разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха и т.д.)

2. воздействие общества на природу:

  • истощение недр
  • загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами
  • уничтожение растительного и животного мира
  • вырубка лесов
  • применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы

Рассмотрим примеры.

Взаимодействие общества и природы

Влияние природы на общество

Организация ирригационных работ в масштабах всей страны способствовала формированию деспотических режимов, могущественных монархий.

Возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек.

Производство меди и никеля в Норильске полностью зависит от близлежащих газовых месторождений. Иссякнут они – и цена добытых металлов станет дороже.

Ремесла и торговля, развитие частной инициативы индивидуальных производителей привели к установлению в Греции республиканского правления.

Природа является источником вдохновения для людей, особенно творческих.

1.Художники-пейзажисты и их произведения: Иван Шишкин «Дождь в дубовом лесу», Валентин Серов «Открытое окно. Сирень», Исаак Левитан «Озеро. Русь», Илья Репин «Какой простор», Казимир Малевич «Пейзаж. Зима»

2.Луис Кастаньеда – известный современный кубинский фотограф в своих работах отображает гармонию окружающей его природы.

Виталий Бианки – черпал вдохновение из природных красот его дачи в Лебяжьем под Петербургом («Анютина утка», «Зеленый пруд», «Кто чем поет?», «Лесные домишки», «Хвосты», «Чей нос лучше» и др.)

Михаил Пришвин – рассказы, поэмы, романы и дневники писателя были результатом впечатлений от путешествий по природным местам России и зарубежных стран («В краю непуганых птиц» («Очерки Выговского края» — 1907 г., «У стен града невидимого» -1908 г.).

Влияние общества на природу

Почти повсеместно ухудшается качество вод и особенно в реках Западной Сибири, Оби и Иртыше, где нефтепродукты в 20 раз больше допустимой нормы.
Резко ухудшается вода в Волге, Днепре, Доне, Урале, Куре, Амуре, Сырдарье, Амударье и во многих других реках.

В далеком прошлом, примерно 8 тысяч лет назад, леса, растущие на
планете, занимали 6,2 миллиарда гектаров. Это были леса, созданные самой природой и еще не знавшие руки человека от этих лесов ныне осталось менее четверти – 1,3 миллиарда гектаров.

29 сентября 1957 г. на ПО «Маяк» произошла утечка радиоактивных отходов. Загрязнение атмосферы произошло в результате разноса ветром радиоактивной пыли с берегов и обнажившегося после засухи дна озера.

Выполним онлайн-задания.

Приглашаем к интеллектуально-игровой деятельности.

Интеллектуальные игры на форуме "Познай общество"

Интеллектуальные игры "Обществознание"

1.Обществознание: Учебник для 10 класса. Ч.1 – 3-е изд. / А.И.Кравченко. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.

2.Обществознание: Учебник для 11 класса. – 5-е изд. / А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004.

3.ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. – М. : Эксмо, 2008.

4.Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М. : АСТ: Астрель, 2008.

5.ЕГЭ 2010. Обществознание: репетитор / А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская, М.Ю.Брандт и др. – М. : Эксмо, 2010.

6. Обществознание. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010: учебно-методическое пособие / О.А.Чернышёва, Р.П.Пазин. – Ростов н/Д: Легион, 2009.

7. Обществознание. Экспериментальная экзаменационная работа. Типовые тестовые задания. 8 класс / С.В.Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

8.Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.

9.Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007.

Источник



1.2 Взаимодействие общества и природы

Взаимоотношения природы и общества — одна из актуальных проблем гуманитарного знания. Как соотносится человечество с живой и неживой сферами планеты, как они сосуществуют и развиваются — это острые проблемы, затрагивающие экономику, политику, мораль, искусство, религию и другие сферы общественной жизни.

Читайте также:  Призыв чтобы защищать природу

В широком смысле слова под природой понимается все сущее, а в узком смысле слова природа — это то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания. Природа является естественным условием существования людей.

Общество, в свою очередь, — это обособившаяся от природы часть мира. Общество как система сосуществует с природой, использует природные факторы, ресурсы и условия, изменяет их в соответствии со своими потребностями.

Общественная жизнь — это исторический результат складывающихся между людьми отношений в результате длительного пути эволюции природы. При этом общество характеризуется специфической системной организацией, отличающей его от других природных образований. Общественная жизнь включает в себя:

  • материальную сферу — преобразование материалов природы, которое осуществляется в конкретно-исторических формах трудовой деятельности;
  • духовную сферу — осознание этого процесса преобразования.

Обе эти стороны находятся в неразрывном единстве. Это единство обеспечивает не только жизнедеятельность и функционирование общества, но и его саморазвитие. Любое природное биологическое образование стремится к совершенствованию форм жизнедеятельности. Эта же тенденция присуща и обществу, но только в обществе это становится не природным инстинктом, а сознательной целью.

Характеризуя общество как обособленную от природы часть мира, важно осознавать, что суть обособленности общества от природы состоит в следующем:

  • В центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа существует и развивается по своим собственным, не зависящим от человека и общества законам.
  • Общество подчиняется как общим с природой законам, так и своим собственным, которые зависят от сознания и воли людей.
  • Общество — структурно-организованная система. В нем присутствуют различные формы общественных отношений, развита социальная структура, налажено материальное и духовное производство, действуют социальные и политические организации и институты.
  • Общество выступает в качестве творца, преобразователя и создателя культуры.

Однако, говоря об обособлении общества от природы, мы имеем в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития. Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его средой так же, как и любой другой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу.

Природа оказывает влияние и воздействует на общество. Природа создает благоприятные или неблагоприятные условия для его развития. Так, великие цивилизации древности (Вавилон, Египет, Индия, Китай) возникали в устьях рек или в плодоносных долинах. Благоприятные природные условия давали толчок бурному развитию той или иной цивилизации. Ландшафтные и климатические условия способствовали развитию торговли, мореплавания, межкультурных связей.

В то же время, природная среда и природные катаклизмы могли не только тормозить развитие общества, но и стать причиной его гибели. Цунами, землетрясения, извержение вулканов, наводнения приводили в древности к исчезновению с лица земли целых племен и народов.

Общество неотделимо от природы. Человек, а значит и общество, вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу. Природа была и остается тем фундаментом, на котором основывается общество. 1

Источник

Взаимосвязь природы и общества — виды, формы и примеры взаимодействия

Взаимосвязь природы и общества — актуальная проблема нынешнего тысячелетия. Причинно-следственные связи социально-экологических явлений могут заинтересовать людей с научным складом ума. Другие люди просто знают и не сомневаются, что эта связь есть, иногда достаточно явно ощущается и воздействует.

Философы предлагают свой взгляд на это, антропологи – свой. Их труды представляют собой описания форм и структур, группировки и классификации, а также теоретизирования, где общественные взаимосвязи преобладают, а природа является лишь фоном, или это слово употребляется для подчёркивания основного свойства явления, предмета, объекта или субъекта.

Интересна точка зрения социологов и историков. Социологи предложили прагматический подход в виде инструментальных исследований взаимосвязи природы и общества. Возникла наука «экологическая социология», которая стала частью новой научной области – социальной экологии и экологии человека.

Исторический подход при анализе различных обществ и цивилизаций дал более чёткое представление об этом фундаментальном взаимодействии по сравнению с натурфилософским и описательным подходом.

Потом свою лепту внесли экономисты и инженеры, в том числе программисты. На основе большого количества собранной и обработанной на компьютерах информации появились социально-экологические модели прошедших событий, настоящих феноменов и футурологические прогнозы.

Политики оформили это в декларации и соглашения, а население испытало на себе последствия принятых национальных экологических политик и стратегий, законов природопользования, запретов и наказаний.

Что такое природа

Природа это материальная физическая Вселенная, которая существует объективно. Тела людей, как физические объекты, являются её частью.

Человек способен воспринимать, изучать, практически использовать, передавать полученное знание и навыки другим людям. При этом инструментальное и экспериментальное научное познание даёт возможность проникнуть за пределы обычного восприятия.

Читайте также:  Высказывания поэтов о природе и человеке

Если кратко обрисовать структуру науки, то физическую Вселенную изучает естествознание, а общество – обществознание. Отдельно выделяют гуманитарные науки, которые используют конструкцию «человек – природа».

Специфика технических наук выделяет их в отдельную научную область, хотя зарождались они на стыке естественных и общественных наук. Науки играют важную роль в использовании ресурсов.

Под природой обыденно понимают то место, которое вне дома и населённого пункта. В значении «окружающая среда» она противопоставляется человеку и обществу. Позиции, где люди занимают центральное место во Вселенной, дали название «антропоцентризм».

Этому противопоставлена позиция экоцентризма, где преобладают экологические ценности и практики бережного отношения к ресурсам.

Природные ресурсы

К природным ресурсам относят:

А также представляют жизненно важный интерес озоновый слой, редкие ископаемые, заповедники, ледники, океан, глобальный климат, космос. К этому списку можно добавить фундаментальный ресурс – сбалансированный круговорот веществ и энергии.

Есть оптимисты, которые верят, что мировые ресурсы при правильном использовании неистощимы, потому что из природы ничто не исчезает. В будущем новые технологии позволят произвести материалы и предметы лучше предыдущих.

Пессимисты уверены, что невозобновимые ресурсы будут исчерпаны, наступит сначала глобальный экономический кризис, потом голод и эпидемии, затем войны и гибель мировой цивилизации.

В обеих позициях проявляется сильное и слабое воздействие. Однако, эта картина сконструирована и не отражает действительности, в которой каждый человек, живший и ныне живущий, в разные моменты по-разному взаимодействовал с обществом и природой.

Исторические формы взаимодействия природы и общества

Каждая из форм общества по-своему взаимодействовала с природой.

Согласно экономической концепции труда и капитала, первобытное общество занималось собирательством и охотой, рабовладельческое – земледелием и скотоводством, феодальное – военным захватом территорий и разработкой ископаемых, капиталистическое – эксплуатацией ресурсов.

Другие исследователи больше склонны видеть множество обществ или цивилизаций, привязанных к ландшафтам и крупным рекам.

В 20-м веке появились индустриальные теории, где многочисленные авторы делили человеческую историю на доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную эпоху, фазу, период, этап, эру или волну.

Основной акцент делался на историческом, кардинальном изменении взаимодействия общества и природы. За основу бралось соотношение валового продукта к численности людей и другие экономические и демографические показатели.

В доиндустриальном обществе преобладал первичный сектор экономики – сельское хозяйство, лесоводство, животноводство, рыболовство, охота, немеханизированная добыча угля и руды, кустарное производство. Воздействие на природу было минимальным, кроме критикуемого поджигания сухой травы в саваннах для охоты и подсечно-огневого земледелия.

Потом, в начале 19-го века, в индустриальном обществе произошла научно-техническая революция, и появились механизмы, в том числе работающие на топливе и частично автоматизированные. Возник вторичный сектор экономики – обрабатывающая промышленность, строительство зданий и механизмов.

Дальнейшее улучшение технологий привело к промышленному освоению новых территорий и недр, особенно месторождений нефти. Нагрузка на окружающую среду увеличилась. Этот период продлился до 1950-х годов.

Затем в Америке и Европе возникло постиндустриальное общество, где над первичным и вторичным секторами экономики стал преобладать третичный сектор услуг. Однако взаимовлияние между обществом и природой снова возросло, так как продолжался экономический рост, и с ним повышался уровень потребления.

Только в настоящее время с внедрением интернета и возрастанием мобильности есть основания говорить о глобальном обществе, которое пытается понять, как лучше и правильнее взаимодействовать с природой, чтобы избежать глобальных экологических угроз.

Его называют обществом риска, где глобальные связи обеспечивают быстрое распространение эпидемий, радиации, вредных веществ.

Примеры взаимосвязи человека и природы в современном мире

Проблема состоит в том, что нет единого понимания: использовать или беречь природу? Этим характеризуется современная реальность. Действие тех, кто за использование без ограничений, выражается во всё большем повышении нагрузки на окружающую среду для обогащения.

Смысл ухода людей в небольшие экопоселения, неучастия в индустриальном производстве и городской жизни заключается в том, что нагрузка на окружающую среду должна не превышать биологической ёмкости локального ландшафта.

Определение, сколько можно взять из природы, какие практики экологические, а какие нет, даёт методика экологического следа, имеющая много сторонников на уровне личностей, сообществ, муниципалитетов, региональных правительств.

Другое направление усилий – глобальный план действий городских экологических групп, которые регулярно встречаются и советуются, как в быту снизить нагрузку на окружающую среду. Экономия электричества, воды, тепла, разумные покупки и поездки, вторая жизнь вещей, бережное отношение к природным объектам, сбор и утилизация мусора дают им надежду на будущее.

Большинство людей на планете уже живут в городах. Поэтому самое перспективное направление – это зелёные муниципалитеты, где новые здания строят с газонами и садами на крыше, а также используют только экологичный транспорт, природосберегающие технологии, натуральные местные продукты, раздельный сбор и утилизацию мусора, энергию ветра и солнца. Среди любителей сельской жизни популярны органическое земледелие, пермакультура, лесосады.

Читайте также:  Основной герой природа жанр

Источник

Общество и природа

Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Отличия общества от природы:

  • творит культуру
  • развивается под влиянием деятельности людей

Отличия природы от общества:

  • способна развиваться независимо от человека
  • обладает своими законами, которые не зависят от воли и желаний человека

Сходство общества и природы – являются динамическими системами.

Основные формы взаимодействия общества и природы:

  • природопользование – использование природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека.
  • охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов природы.
  • обеспечение экобезопасности – защищенность жизненно-важных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.

Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях:

1. воздействие (влияние) природы на общество:

  • способность природно-географических условий ускорять или замедлять темпы общественного развития
  • способность природно-климатических условий влиять на такие стороны общества, как экономика, политика, социальный строй
  • способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метеозависимость и т.д.)
  • способность дарить вдохновение творческим людям
  • разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха и т.д.)

2. воздействие общества на природу:

  • истощение недр
  • загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами
  • уничтожение растительного и животного мира
  • вырубка лесов
  • применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы

Рассмотрим примеры.

Взаимодействие общества и природы

Влияние природы на общество

Организация ирригационных работ в масштабах всей страны способствовала формированию деспотических режимов, могущественных монархий.

Возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек.

Производство меди и никеля в Норильске полностью зависит от близлежащих газовых месторождений. Иссякнут они – и цена добытых металлов станет дороже.

Ремесла и торговля, развитие частной инициативы индивидуальных производителей привели к установлению в Греции республиканского правления.

Природа является источником вдохновения для людей, особенно творческих.

1.Художники-пейзажисты и их произведения: Иван Шишкин «Дождь в дубовом лесу», Валентин Серов «Открытое окно. Сирень», Исаак Левитан «Озеро. Русь», Илья Репин «Какой простор», Казимир Малевич «Пейзаж. Зима»

2.Луис Кастаньеда – известный современный кубинский фотограф в своих работах отображает гармонию окружающей его природы.

Виталий Бианки – черпал вдохновение из природных красот его дачи в Лебяжьем под Петербургом («Анютина утка», «Зеленый пруд», «Кто чем поет?», «Лесные домишки», «Хвосты», «Чей нос лучше» и др.)

Михаил Пришвин – рассказы, поэмы, романы и дневники писателя были результатом впечатлений от путешествий по природным местам России и зарубежных стран («В краю непуганых птиц» («Очерки Выговского края» — 1907 г., «У стен града невидимого» -1908 г.).

Влияние общества на природу

Почти повсеместно ухудшается качество вод и особенно в реках Западной Сибири, Оби и Иртыше, где нефтепродукты в 20 раз больше допустимой нормы.
Резко ухудшается вода в Волге, Днепре, Доне, Урале, Куре, Амуре, Сырдарье, Амударье и во многих других реках.

В далеком прошлом, примерно 8 тысяч лет назад, леса, растущие на
планете, занимали 6,2 миллиарда гектаров. Это были леса, созданные самой природой и еще не знавшие руки человека от этих лесов ныне осталось менее четверти – 1,3 миллиарда гектаров.

29 сентября 1957 г. на ПО «Маяк» произошла утечка радиоактивных отходов. Загрязнение атмосферы произошло в результате разноса ветром радиоактивной пыли с берегов и обнажившегося после засухи дна озера.

Выполним онлайн-задания.

Приглашаем к интеллектуально-игровой деятельности.

Интеллектуальные игры на форуме "Познай общество"

Интеллектуальные игры "Обществознание"

1.Обществознание: Учебник для 10 класса. Ч.1 – 3-е изд. / А.И.Кравченко. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.

2.Обществознание: Учебник для 11 класса. – 5-е изд. / А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004.

3.ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. – М. : Эксмо, 2008.

4.Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М. : АСТ: Астрель, 2008.

5.ЕГЭ 2010. Обществознание: репетитор / А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская, М.Ю.Брандт и др. – М. : Эксмо, 2010.

6. Обществознание. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010: учебно-методическое пособие / О.А.Чернышёва, Р.П.Пазин. – Ростов н/Д: Легион, 2009.

7. Обществознание. Экспериментальная экзаменационная работа. Типовые тестовые задания. 8 класс / С.В.Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

8.Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.

9.Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007.

Источник