Процесс воздействия человека на природу с целью создания благ называется



Экономическая наука. Экономические блага. Производство

Экономическая наука изучает экономику. Слово это греческое по происхождению и состоит из двух частей: «ойкос» — дом, хозяйство и «номос» — закон. Значит, экономика в буквальном смысле — это законы ведения домашнего хозяйства, то есть что-то вроде домоводства (вспомним однокоренное слово «экономить»). Но уже давно понятие «экономика» приобрело иной, более широкий смысл. Оно стало относиться к хозяйству не только одной семьи, но и всего общества в целом.

Безграничные потребности и ограниченные возможности

Можно сказать, что экономическая наука изучает, каким образом общество и отдельные его члены «сводят концы с концами», распоряжаются имеющимися у них ресурсами: природными богатствами, способностями и энергией людей, техникой и знаниями для достижения своих целей. А главная из этих целей — выживание человека, семьи и всего общества. Для того чтобы выжить, каждый человек должен удовлетворять свои основные потребности, т.е. есть, пить, спать, одеваться, иметь жилище и т. д. Набор основных потребностей в разных географических районах неодинаков, например, в жарких странах потребность в калорийной пище, теплой одежде и теплом жилище меньше, чем на севере.

Человек удовлетворяет свои потребности с помощью благ и услуг. Блага — продукты питания, одежда, мебель, автомобили, книги и т. д. — это предметы, удовлетворяющие ту или иную человеческую потребность. Парикмахеры, продавцы, мастера по ремонту обуви или телевизоров, музыканты оказывают своим клиентам услуги. Они не создают новых предметов, но их работа тоже приносит людям пользу и удовлетворяет их потребности.

На протяжении почти всей мировой истории удовлетворение этих потребностей на минимальном уровне, гарантирующем жизнь, было очень трудной задачей для большинства людей. Даже сейчас в некоторых странах люди умирают от голода. Имеющихся ресурсов не хватает, чтобы накормить быстро растущее население. Но и в самых благополучных странах потребности людей никогда не бывают полностью удовлетворены. Человек отличается от всех остальных живых существ тем, что его потребности в принципе безграничны. Сытый медведь не пойдет на охоту. Сытый, одетый, обутый, имеющий крышу над головой человек захочет, во-первых, удовлетворять свои основные потребности на более высоком уровне: есть вкусно, одеваться модно, иметь более удобное и просторное жилище. Во-вторых, у него появляются новые потребности: в медицинском обслуживании, образовании, развлечениях и т. д. Человеку захочется иметь автомашину, телевизор, собственный дом.

Наши потребности, как правило, всегда опережают наши возможности, поэтому большинство благ и услуг — редкие, или ограниченные, — мы не можем свободно получить их в том количестве, в каком захотим. Эти блага принято называть экономическими.

Есть блага и другого типа: например воздух, которым мы дышим, вода там, где ее много, скажем, на берегу большой реки или озера. Они называются свободными, или неэкономическими благами. В жизни отличить экономические блага или услуги от неэкономических очень просто: первые — платные, а вторые — бесплатные.

Экономическая наука, как вы уже догадались, занимается только экономическими благами и услугами. Если мы располагаем каким-либо благом, например солнечным светом, в неограниченном количестве, то нас не интересует вопрос, как лучше им распорядиться. Правда, граница между экономическими и неэкономическими благами и услугами подвижна. Так, для людей, живущих в пустыне, питьевая вода — экономическое благо, для тех же, кто живет рядом с химическим комбинатом или на улице с интенсивным автомобильным движением, экономическим благом становится чистый воздух. (Чтобы приобрести его, придется, например, снять дачу или поменять квартиру.) Когда все удобные для сельскохозяйственной обработки или постройки жилья участки уже с заняты, в экономическое благо превращается и земля.

С другой стороны, если общество достаточно богато, оно может свободно и бесплатно предоставить каждому человеку благо или услугу, которые раньше были платными, например среднее образование или скорую медицинскую помощь. В этом случае можно подумать, что речь идет о бесплатных, неэкономических услугах. Однако это не более чем иллюзия: ведь общество (чаще всего этим занимается государство) должно платить заработную плату врачам и учителям, содержать школы и больницы. А деньги государству дают его граждане, выплачивая налоги.

Выбор. Альтернативная стоимость

Итак, мы живем в мире ограниченных возможностей, редких и платных благ. Из этого следует, что нам постоянно приходится выбирать из имеющихся вариантов. Очень плохо, когда у человека нет выбора и он должен делать то, к чему его принуждают (вспомните, например, рабский труд). Но и свободный выбор труден: выбирающий человек всегда от чего-то отказывается. В классической ситуации выбора находится ребенок, пришедший с родителями в магазин игрушек: он хотел бы купить все или почти все, а родители ограничили стоимость подарка определенной суммой. Другой пример — то, как мы расходуем время. Пусть у нас есть три взаимоисключающие возможности провести выходной: пойти на лыжную прогулку, посетить музей или подготовиться к контрольной по алгебре. Если наши предпочтения выглядят так: 1) лыжная прогулка, 2) посещение музея, 3) пятерка за контрольную, то мы, очевидно, выберем лыжную прогулку, а «заплатим» за наш выбор тем, что не сможем посетить музей. Это и будет стоимость нашего выбора (лыжной прогулки), которую экономисты называют альтернативной стоимостью, или альтернативными издержками. Вы можете возразить, что в издержки входит и неполучение пятерки по алгебре, но это не так: мы не смогли бы одновременно пойти в музей и подготовиться к контрольной. Альтернативной стоимостью всегда является польза или выгода, которую мы получили бы от самого лучшего из невыбранных вариантов.

Производство. Производительность

Поскольку почти все блага редкие, т. е. не существуют в природе в готовом виде и в нужном для удовлетворения наших потребностей количестве, общество должно постоянно заниматься их производством. Производством называется процесс воздействия человека на природу с целью создания благ или оказания услуг. Для осуществления производства необходимо, чтобы соединились природа, человек и техника.

Экономисты называют эти три фактора производства немного иначе: земля, труд и капитал. Земля нужна не только в сельском хозяйстве, на ней размещают фабричные здания и другие постройки. Кроме того, экономисты относят к этому фактору все необходимые для производства природные ресурсы, воду, воздух и тот природный материал, который подвергается переработке (его называют также сырьем). Труд включает всех работников, в том числе инженеров и управляющих. Под капиталом, или средствами производства, понимаются такие производственные ресурсы, как здания, сооружения, станки, машины и пр., словом, все блага, которые созданы людьми для того, чтобы производить другие блага.

Результат производства называется продуктом. Ради изготовления продукта, собственно, и затевается производство. Однако и каждому производителю, и всему обществу в целом далеко не все равно, каких затрат оно стоит. Выбирается тот способ, при котором отношение продукта к затратам фактора производства (т. е. производительность этого фактора) будет наибольшим.

Производительность труда работника измеряется количеством продукта, которое он производит в единицу времени. Опытный слесарь делает за час пять деталей, а новичок на том же станке — только одну. Это значит, что производительность труда опытного рабочего в пять раз выше. Производительность капитала, например станка, можно измерить выпуском продукта в расчете на единицу его мощности (один киловатт). Предположим, тот же опытный слесарь, перейдя со старого станка на современный, в два раза более мощный, сможет изготовить не 5, а 20 деталей в час. Это значит, что производительность нового станка (в пересчете на единицу мощности) в два раза выше, чем старого. Производительность земельных участков в земледелии измеряется их урожайностью, например центнерами пшеницы, собранной с одного гектара.

В рыночной экономике, где производственные ресурсы, и их продукты продаются и покупаются за деньги, производительность можно рассчитывать как частное от деления стоимости продукта на стоимость использованных ресурсов.

Чем выше производительность труда, тем более экономной становится экономика!

Закон убывающей отдачи

Экономистов всегда интересовало, как производительность ресурсов связана с их количеством. Как правило, при добавлении дополнительных единиц факторов производства объем выпускаемой продукции растет. Но что происходит в это время с производительностью?

Рассмотрим такой пример. Допустим, фермер, работая в одиночку, может изготовить в день одну копну сена. Сделать это не так-то просто: надо накосить траву, высушить, сгрести ее в одну кучу, связать в копну, погрузить на тележку, привезти в амбар и разместить там наиболее удобным способом. Если фермер нанимает работника, то вдвоем им удается сделать три копны за день, — производительность труда увеличилась до полутора копен в день. Дело не в том, что новый работник сильнее или опытнее первого. Просто вдвоем они могут разделить операции между собой, а это повышает производительность.

Далее предположим, что, наняв третьего работника, фермеру удается увеличить дневную выработку до шести единиц, — производительность труда возросла до двух копен в день. До сих пор фермер имел дело с возрастающей отдачей (отдача — это то же самое, что производительность). Но наняв четвертого работника, фермер получил прирост выработки, равный двум копнам, а производительность труда не изменилась. Вклад пятого работника составил всего одну копну, шестого — половину копны. (Вклад дополнительного работника экономисты называют предельным, или маржинальным, продуктом труда). Производительность труда при этом сократилась сначала до 1,8, потом до 1,6 копны на человека и день (см. табл. 1.1). Это означает, что производство вступило в стадию убывающей отдачи.

Почему же сокращаются предельный продукт и производительность труда? Дело в том, что слишком много работников не могут одновременно выполнять работу и начинают просто мешать друг другу, если количество других факторов производства (капитала, земли) остается неизменным.

Читайте также:  Что такое экосистемные услуги природы

Такое, разумеется, бывает при увеличении не только числа работников, но и других применяемых факторов производства. Так, в нашем случае фермер может бороться с убывающей отдачей труда, увеличивая вместе с численностью работников количество тележек и других инструментов. Но рано или поздно он столкнется с тем, что площадь его земельного участка ограничена и большому количеству тележек там просто не развернуться. Поэтому, начиная с некоторого объема производства, отдача ресурса (при неизменном количестве других ресурсов) начинает падать. Это явление получило название закона убывающей отдачи.

Разделение труда

Каждая семья в принципе может производить все необходимое своими силами: выращивать хлеб и скот, делать себе весь необходимый инвентарь, шить одежду из своего льна, развлекать себя собственным пением и т. д. Такой вид хозяйства, когда семья производит все, что ей нужно, своими силами и не зависит от других людей, называется натуральным хозяйством. Полностью натуральным может быть разве что хозяйство Робинзона Крузо на необитаемом острове. В условиях, очень близких к натуральному хозяйству, жили крестьяне средневековой Европы, Индии, Китая. Конечно, делать все необходимое самому очень неудобно. Во-первых, ограничено время. Во-вторых, у всех людей разные способности и склонности. Например, всем жителям деревни было бы лучше, если бы изготовлением сельскохозяйственных орудий все время занимался один человек — кузнец, а стадо пас другой — пастух. Тогда другие жители могли бы не тратить на это время, а занимались бы выращиванием хлеба, овощей и иными делами, которые получаются у них лучше. Такая организация производства называется разделением труда. При разделении труда каждый специализируется в тех отраслях производства, где имеет какие-то преимущества.

Более умелый и опытный в своем деле работник тратит на производство одного изделия гораздо меньше времени и сил, то есть у него выше производительность труда, чем у того, кто занимается многими делами, но от случая к случаю. Пример успешной специализации — хорошо известная во всем мире компания «Макдоналдс». В отличие от обычных ресторанов с обширным меню, рестораны «Макдоналдс» специализируются на изготовлении немногих блюд. При этом каждый работник отвечает за изготовление только одного блюда. В результате типичный обед в «Макдоналдсе» — котлета (гамбургер), жареная картошка и коктейль — может быть приготовлен за 50 секунд. В США услугами «Макдоналдс» ежедневно пользуются 14 миллионов тех, кто хочет поесть быстро и сравнительно дешево.

Разделение труда и специализация могут быть не только между работниками одной фирмы, крестьянами одной деревни или ремесленниками одного города. Они существуют и между деревнями, и между городами, и между странами. Прежде всего это вызывается различными природными условиями. Например, в России хорошо растет картофель, а в Узбекистане можно собирать хороший урожай винограда. При натуральном хозяйстве оба государства затрачивали бы массу сил и времени, других ресурсов на то, что у них плохо получается (какие-то сорта винограда можно выращивать и в средней полосе России, и даже за Полярным кругом, если построить там теплицы и расходовать очень много топлива для их обогрева). Специализация позволяет экономить все это и добиваться высокой производительности труда. Часто специализация того или иного района основана на традиционных, передающихся из поколения в поколение трудовых навыках, например, с давних пор славятся тульские оружейники, швейцарские часовщики, итальянские сапожники.

Краткое содержание

Экономическая наука изучает, каким образом общество и его члены распоряжаются имеющимися у них ресурсами для удовлетворения своих потребностей.

Ресурсы, как правило, ограниченны, потребности же людей безграничны. Поэтому большинство благ и услуг являются редкими (экономическими).

В мире редких благ каждый выбор связан с отказом от другой возможности и потому имеет для человека альтернативную стоимость. Чтобы удовлетворять свои потребности, общество и его члены должны заниматься производством. Для этого необходимо соединение трех факторов производства: земли (природных ресурсов), труда (людских ресурсов) и капитала. Факторы производства должны использоваться с наибольшей производительностью.

При увеличении производства предельный продукт и производительность факторов производства вначале растут, а затем начинают падать. В этом проявляется закон убывающей отдачи.

Рациональная организация производства благ и услуг основана на разделении труда (специализации каждого работника на производстве какого-то одного продукта), которое ведет к увеличению производительности труда, а значит, позволяет каждому человеку и обществу и целом лучше удовлетворять свои потребности.

Из истории экономической мысли

Пол Самуэльсон

Пол Самуэльсон

Первый учебник по экономике дня школьников, получивший широкую известность, написал в 1948 г. американец Пол Самуэльсон. Этот учебник «Экономика: вводный курс» вышел с тех пор более чем 15 изданиями (последние издания в соавторстве с У. Нордхаузом) и был переведен более чем на 20 языков, в том числе и на русский.

Пол Самуэльсон родился в 1915 г., блестяще учился в школе, в 17 лет поступил в знаменитый Чикагский университет и закончил там бакалавриат, а затем учился в не менее знаменитом Гарвардском университете и преподавал в Массачусетском технологическом институте.

Экономистом, по собственному признанию, Пол стал случайно, главное, что его всегда интересовало, — это математика и физика. Однажды, заглянув в учебник экономики, Самуэльсон обнаружил, что с помощью математики в экономике можно объяснить не меньше, чем в физике и других естественных науках. Как мы уже сказали, экономическая наука исходит из того, что люди ведут себя рационально: стремятся получить максимальный результат при данных возможностях. Но точно так же «ведет себя» живая и неживая природа: планеты, которые движутся по своим орбитам под действием закона всемирного тяготения, листья на дереве, которые поворачиваются так, чтобы получать наибольшее количество солнечного света. Все эти ситуации, когда достигается наилучший, или, как говорят ученые, оптимальный, результат, можно описать математическими уравнениями.

Пол Самуэльсон внес огромный вклад в математизацию современной экономической науки и прославился разносторонностью своих научных интересов. В 1970 г. он получил Нобелевскую премию.

Источник

Производство и его факторы

Процесс воздействия человека на вещество природы для создания благ и услуг, необходимых для развития общества называется производством. Экономисты выделяют материальное производство (вещей) и нематериальное производство (услуг).

Структура современного производства характеризуется тем, что материальное производство подразделяется на: производство материальных благ (вещей) и материальных услуг, а нематериальное: на производство нематериальных благ и нематериальных услуг.

Экономическая теория изучает производство не как организационно-технологический, а как социально-экономический процесс, который управляется экономическими механизмами: колебаниями рыночных цен, динамикой прибыли и т.д.

Одновременный и непрерывно возобновляющийся процесс производства, распределения, обмена и потребления называется воспроизводством. Это стадии жизненного цикла товара: производство — процесс создания благ, распределение — определение доли каждого человека в произведенном продукте, обмен — это процесс обмена людьми одних продуктов на другие, потребление — использование созданных благ для удовлетворения потребностей.

Все эти фазы тесно связаны и влияют друг на друга. В обществе каждую минуту воспроизводятся потребительские товары, средства производства, рабочая сила и экономические отношения.

Воспроизводство благ в неизменных размерах из года в год называется простым, а в возрастающих — расширенным. Расширенное воспроизводство имеет две формы — экстенсивную (за счет дополнительно привлекаемых ресурсов) и интенсивную (на основе повышения фондо- и энерговооруженности и производительности труда).

Процесс воспроизводства может нарушаться спадами и бумами деловой активности.

Все, что нужно для производства образует ресурсы производства. Это совокупность природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров.

Ограниченность ресурсов рождает конкуренцию за их использование, поэтому ограниченные ресурсы называются экономическими, а экономическая наука есть теория выбора оптимального экономического решения.

Как только ресурсы вовлекаются в производство, они начинают влиять на него и они называются уже факторами производства. Таким образом, факторы производства – это производящие ресурсы.

Экономическая теория выделяет три вида факторов производства (см. таблицу 1.):

Таблица 1. Факторы производства

Способность к труду

Совокупность работников, от которых исходит предложение рабочей силы и предпринимателей, которые предъявляют спрос на нее, а также взаимосвязь между ними – это рынок труда. Если сделка о найме рабочей силы состоится, то ее ценой становится зарплата.

Экономисты рассматривают разные аспекты рынка труда.

На рынок труда влияют демографические факторы: рождаемость, половая и возрастная структура кадров, особенности иммиграции в данный регион.

Предпринимательский фактор – это специфические способности по соединению воедино всех факторов производства.

Читайте также:  Пример рационального природа использования

Рынок природных ресурсов испытывает противоречивое влияние НТП: с одной стороны, есть возможность заменять их синтетическими, более дешевыми видами ресурсов, а с другой стороны требуются ресурсосберегающие технологии. Особенностью природных ресурсов является их невоспроизводимость.

Рынок капитальных ресурсов определяет возможности производства. В современном толковании экономистов капитал — это сумма материальных, денежных и интеллектуальных средств, позволяющих их владельцу вести свое дело, т.е. предпринимательскую деятельность. К.Маркс рассматривал капитал как средство эксплуатации.

Различают физический капитал (это средства производства, то есть орудия и предметы труда), денежный капитал (деньги для покупки средств производства) и товарный (непроданная продукция).

Основной капитал — это здания, сооружения, станки, машины, которые служат дольше года и потребляются по частям. Оборотный капитал — это сырье, горючее, смазка — то, что расходуется за один производственный цикл.

Основной капитал в процессе производства изнашивается: физически (станки ломаются, ржавеют) и морально. Моральный износ бывает двух типов: с одной стороны появляется более производительная техника, а с другой — появляется техническая возможность производить то же самое более дешевым способом. Сейчас время морального износа основного капитала составляет 3 года.

Чтобы возместить износ, деньги накапливают, включая стоимость износа в себестоимость. После реализации товара она возвращается к предпринимателю, который делая, таким образом, амортизационные отчисления, накапливает средства на покупку нового оборудования.

С латинского «амортизацию» можно перевести двояко. Один смысл — погашение, амортизация погашает износ, второй – от слова «морте» — означает смерть, а с частицей «а» имеет противоположное значение. Таким образом, отчисления в фонд амортизации позволяют избежать «смерти» средств производства, а затем и компании.

Эти отчисления не облагаются налогами (в порядке заботы государства о развитии технического прогресса в стране). А поскольку это потеря для госбюджета, он ограничивается нормой.

Нормой амортизации называется отношение суммы амортизационных отчислений к стоимости основного капитала и выражается в процентах.

Увеличение государством нормы амортизации называется политикой ускоренной амортизации — это одно из средств государственного регулирования экономики. Особенно хорошо это используется в Японии.

Моральный износ снижает эффективность производства, поэтому предприниматели стараются вкладывать деньги в техническую модернизацию.

Целевой функцией производства является потребление. Экономическая теория уделяет большое внимание потребностям и потребительскому поведению, поскольку от этого зависит сбыт товара, а значит, прибыль.

В экономической теории есть несколько видов классификаций потребностей. В связи с этим, различают: первичные (физиологические) и вторичные (духовные), хотя для отдельных личностей это может быть и наоборот; высшие и низшие (то есть главные и второстепенные); первоочередные и те, которые можно отложить; минимальные, фактические и нормально-необходимые; конечные и промежуточные.

В экономической теории широко известна классификация австрийского психолога Абрахама Маслоу, которая моделируется в виде пирамиды, где в качестве фундамента как основание пирамиды, а значит и в качестве базы для других потребностей, являются физиологические потребности (еда, вода, одежда, жилье, воспроизведение рода как потребность передачи нажитого опыта); за ними следуют потребности в безопасности (защита от преступников, врагов, нищеты и болезней); социальные потребности (в любви, дружбе, в общении с людьми, имеющими те же интересы); потребности в уважении и самоуважении; потребности в самореализации (развитии своих возможностей, способностей и их активном использовании).

Все классификации потребностей имеют значение для практики хозяйствования. Не менее важна и их характеристика. К основным параметрам характеристики потребностей относится следующее: потребности неограниченны, субъективны, насыщение всегда временное и потребности возникают вновь, они закрепляются в сознании и рождается зависимость от некоторых из них, от ряда потребностей можно отказаться, не доходя до потребления.

Средствами удовлетворения потребностей являются блага. Это осознанная человеком способность предмета или знания удовлетворять потребности.

В процессе потребления оказывается, что товары имеют разную полезность, что отражается в законе убывания предельной полезности (предельная означает дополнительная).

По определению немецкого экономиста Г. Госсена (1810-1858), в процессе насыщения человека потребительская ценность каждой порции потребляемого блага падает и каждая последующая порция блага, обладает меньшей полезностью, чем предыдущая (десятый пирожок менее полезен, чем второй). Это закон убывания предельной полезности.

По мнению маржиналистов, стоимость, то есть ценность блага, а значит и цена определяется предельной, дополнительной полезностью.

Это открытие было сделано еще Адамом Смитом, который различал общую полезность всего запаса блага и предельную, то есть дополнительную полезность единицы блага. Он учил, что рыночная цена определяется не общей, а предельной полезностью. Для этого Смит сравнивал воду и алмаз. У чего общая полезность для общества больше? У воды, так как без нее общество не выживет, а без алмазов обойдется. А предельная? Стоимость дополнительного запаса блага? Попробуем пролить воду — будем ли мы о ней жалеть? Нет, воды у нас много. Если же мы потеряем крошечный алмазик, то будем жалеть, он стоит дорого, потому что алмазов в природе мало.

Маржиналисты конкретизировали эту теорию. Бем-Баверк описывал такую ситуацию. У старика-отшельника было 5 мешков зерна. Первый — он потребляет сам. Последний — идет на корм попугаю. Если он потеряет один мешок, то лишится корма для попугая. Значит, для него цена зерна будет равна цене потерянного корма попугая.

Вывод: цена товара равна стоимости, то есть ценности блага, стоящего последним в ряду благ, удовлетворяющих потребности. Эта стоимость, удовлетворяющая наименее настоятельную потребность, и есть предельная полезность. Цена определяется не общей, а предельной полезностью, поэтому вода стоит дешево, а алмаз дорого. А стоимость зерна на рынке определяется по стоимости производства на самой худшей земле (это теория земельной ренты).

Как видим, эта теория стоимости маржиналистов сильно отличается от трудовой теории стоимости К.Маркса.

Значение теории предельной полезности в том, что она позволяет при изучении и формировании спроса и предложения учитывать изменения потребительского поведения людей в рыночной системе.

Еще одним важным вопросом в экономической теории является проблема эффективности.

Источник

Сущность производства и его взаимосвязь с потребностями

На какой бы ступени исторического развития не находилось бы человеческое общество, люди, чтобы жить, должны иметь пищу, одежду, жилищные и другие материальные блага. Необходимые человеку средства существования должны быть произведены. Их изготовление совершается в процессе производства. Вот почему производство есть объективная необходимость. Так что же такое производство?

Существуют разные подходы к определению производства.

Марксистская трактовка заключается в том, что это процесс взаимодействия человека с природой в целях создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества.

В современной зарубежной экономической теории под производством понимается создание благ и оказание прямых и косвенных услуг потребителю. При этом многие экономисты определяют производство как целесообразную деятельность людей, направленную на удовлетворение их потребностей.

Производство также рассматривается как процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества.

Из всех указанных определений производства можно сделать вывод, что производство – процесс непосредственного создания материальных и духовных ценностей и его цель – удовлетворение разнообразных потребностей индивида и общества в целом.

Исторически производство прошло длительный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но происходит нравственное совершенствование самого человека.

Различают материальное и нематериальное производство (рис. 4.1.). Первое включает отрасли по производству материальных благ и услуг (промышленность, сельское хозяйство, строительство, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т.д.). Нематериальное производство связано с производством (оказанием) нематериальных услуг (здравоохранение, образование и т.д.) и созданием духовных ценностей (кинофильмы, скульптуры, картины, научные разработки). Это два взаимосвязанных вида производства, причем одно без другого существовать не может. Соотношение между ними предполагает гармоничное развитие общества.

Вместе с тем выделяют два уровня производства: индивидуальное – это деятельность в масштабах основной производственной единицы (предприятия, фирмы) и общественное – означает процесс совместной деятельности по созданию благ и услуг в масштабе общества.

Отличительными чертами любого уровня производства является то, что:

производственная деятельность всегда связана с преобразованием вещества и энергии в материальные и духовные блага и услуги; производственная деятельность – это трудовая деятельность, результаты которой служат для удовлетворения разнообразных потребностей.

Между производством и потребностями существует определенная взаимосвязь. Во-первых, потребности, запросы потребителя стимулируют производство, а оно в свою очередь, создавая новые ценности и блага, оказывает влияние на объем и структуру потребления. Таким образом, чтобы больше потреблять, необходимо больше производить. Если же производство падает, то неумолимо уменьшается и потребление.

Во-вторых, производство, создавая конкретные виды материальных благ и услуг, порождает конкретную потребность в них. К примеру, общественная потребность в телевизорах и магнитофонах возникла лишь после создания и организации достаточного их производства.

В-третьих, взаимодействие производства и потребностей носит специфический характер в разных экономических системах.

Таким образом, производство формирует общие объективные условия, в которых возникают и развиваются потребности, которые ориентируют воспроизводственную деятельность общества, отдельных людей и социальных групп.

Читайте также:  Капиллярные явления в живой и не живой природе

Потребность — это всякое состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, или состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить. Это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека. Потребность определяют и как объективное состояние человека, выражающее противоречие между имеющимся и необходимым и побуждающее его к действию.

Система потребностей включает различные их виды, которые можно классифицировать с точки зрения:

масштабов и структуры производства:

•абсолютные (перспективные), включающие все возможные потребности, в том числе и те, которые не могут быть удовлетворены в настоящее время;

• действительные, которые могут быть удовлетворены при достигнутом уровне развития производства;

• подлежащие удовлетворению, которые могут быть удовлетворены при фактическом состоянии воспроизводства, выступают в форме платежеспособного спроса;

• фактически удовлетворяемые потребности, выступают в форме удовлетворенного спроса.

роли, потребностей в воспроизводстве рабочей силы: материальные (в пище, одежде, жилье и т.д.) и духовные (в образовании, в культуре, информации).

роли в воспроизводственном процессе: личные (в предметах потребления) и производственные (в средствах производства, в рабочей силе).

социальной структуры общества: потребности общества в целом, социальных групп, отдельных людей.

последовательности удовлетворения: первичные (потребности в еде, питье, одежде и т.д.) и вторичные (потребности в образовании, искусстве, развлечении и т.д. Они удовлетворяются после первичных). Вместе с тем первичные потребности нельзя заменить одну другой, например, потребности в еде и потребности в питье должны быть удовлетворены по отдельности. Вторичные потребности могут быть заменены одна другой: человек может сходить в кино вместо театра.

Следует отметить, что экономические потребности имеют исторический характер и всегда органически связаны с условиями существования общества, социальных групп и отдельных людей. В то же время они динамичны, растут количественно и качественно. Потребности изменяются с прогрессом общества, в соответствии с законом возвышения потребностей. Специфика действия закона возвышения потребностей состоит в том, что количественный и качественный рост потребностей зависит от наличия производственных ресурсов.

Источник

Урок 14. Основные виды воздействия человека на окружающую среду

— какие последствия возникают в окружающей среде в результате деятельности человека.

— классифицировать виды воздействия человека на окружающую среду, приводить примеры видов воздействия;

— выявлять последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

— определять роль антропогенного воздействия в биосферных процессах, взаимодействие с другими факторами среды;

— выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных экологических проблем.

Глоссарий по теме:

Антропогенные воздействие – деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных и других интересов человека, вносящую изменения в окружающую природную среду (физические, химические, биологические и другие).

Разрушительное (деструктивное) воздействие – деятельность человека, ведущая к утрате природной средой своих полезных качеств.

Стабилизирующее действие – деятельность человека, направленная на замедление разрушения (деструкции) природной среды в результате как хозяйственной деятельности человека, так и природных процессов.

Конструктивное воздействие – деятельность человека, направленная на восстановление природной среды, нарушенной в результате хозяйственной деятельности или природных процессов.

Преднамеренное воздействие – происходит в процессе материального производства с целью удовлетворения определенных потребностей общества.

Источник воздействия на окружающую среду – ограниченная в пространстве область, к которой могут быть отнесены все характеристики определенного воздействия на окружающую среду.

Волонтёрство – добровольческая, безвозмездная деятельность, направленная на решение различных социально значимых проблем.

Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):

Обязательная литература:

1. Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительные источники:

2. Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н. М., Чернова, В.М. Галушин, В. М.: Константинов; под род. Н. М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 302 с.

3. Ларина О.В. Удивительная экология / О. В. Ларина. – Москва: ЭНАС-КНИГА, 2014. – 256 с. – (О чём умолчали учебники).

4. Экологический словарь в 2-х томах / Данилов-Данильян В. И. – М.: Энциклопедия, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Интернет-ресурсы:

5. Энергия и окружающая среда. И. Лорентзен, Д.А. Хойстад, О.Н. Сенова, К.А.К. Шорлиен, М. Радованович. Сайт: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/474/70474/45841.

6. Экологическая экспертиза и мониторинга объектов окружающей среды. Шелковников В.В. Сайт: https://ido.tsu.ru/schools/chem/data/res/ecolexpert/UMP/.

7. Тенденции и динамика загрязнения природной среды РФ. Сайт: http://dynamic.igce.ru/.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Антропогенные воздействия – деятельность человека, связанная с реализацией экономических, военных, рекреационных, культурных и других его интересов, вносящая физические, химические, биологические и другие изменения в природную среду. Воздействие человека на природу можно классифицировать различным образом. К примеру, разделить на разрушительное, стабилизирующее и конструктивное; прямое и косвенное; преднамеренное и непреднамеренное; долгое и кратковременное; статическое и динамическое; площадное и точечное; глубинное и приповерхностное; глобальное, региональное и локальное; механическое, физическое, химическое и биологическое и т. д.

Все источники воздействия по происхождению принято разделять на природные и антропогенные. Антропогенные источники связаны с хозяйственной деятельностью человека. Антропогенное воздействие может быть положительным и отрицательным.

Источник воздействия на окружающую среду – это ограниченная в пространстве область, к которой могут быть отнесены все характеристики определенного воздействия на окружающую среду. Различают передвижные и стационарные источники воздействия на окружающую среду. Источником воздействия может являться: точка выброса загрязняющего вещества; хозяйственный или природный объект, производящий загрязняющее веществ; регион, откуда поступает загрязняющее вещество (при дальнем и трансграничном переносе). Источниками антропогенного воздействия являются предприятия промышленного производства, предприятия энергетического комплекса, сельское хозяйство, транспорт. Все источники воздействия имеют свою специфику: определенный набор различных загрязнителей, различны и объекты воздействия (воздух, воды, почва и др.).

Последствия антропогенного давления на природную среду чаще всего проявляется в форме нарушения равновесия природных экосистем, их загрязнения, обеднения видового и популяционного разнообразия, снижения их способности к самовосстановлению и эффективности функционирования в процессе поддержания качества атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв.

Важное значение имеют знания о том, что каждый человек в процессе жизнедеятельности оказывает воздействие на окружающую среду. Решая проблему рационального использования природных ресурсов, общество сохраняет природные ресурсы от истощения и снижает загрязнение природной среды.

Создание Братского водохранилища

Бра́тское водохранилище – второе по объёму водохранилище мира, расположено в Иркутской области. Образовано на реке Ангара в результате строительства Братской ГЭС, является частью Ангаро-Енисейского каскада водохранилищ. На берегах расположен город Братск, по которому оно и получило название. Площадь –5 470 км², объем 169 300 млн м 3 , максимальная глубина – 150 м, общая протяжённость береговой линии 6036 км.

В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся более чем на 100 метров. Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом.

При создании водохранилища было затоплено около 250 тыс. га сельскохозяйственных угодий, а также около 300 тыс. га хвойных и лиственных лесов различного бонитета с эксплуатационным запасом древесины от 30 до 100 м 3 и более на гектар. Было переселено около 75 тыс. человек, при этом вне зоны затопления расширено семь населённых пунктов и 14 вновь построено.

В настоящее время водохранилище используется комплексно в целях гидроэнергетики (установленная мощность 2400 МВт), водного транспорта, хозяйственно-питьевого и промышленного водоснабжения (крупные водозаборы сосредоточены в городах Свирске, Черемхове, Братске, Балаганске) лесосплава, рыбного хозяйства и рекреации.

Начиная с наполнения водохранилища, береговые склоны начали подвергаться воздействию ветровых волн. Усть-Ордынский округ впервые столкнулся с таким стихийным бедствием как размыв берегов, подвержено 90% береговой линии.

Приоритетными загрязняющими веществами являются нефтепродукты, токсичные соединения тяжёлых металлов, фенолы и ряд органических соединений. Обусловлено это поступлением от химических, лесопромышленных и коммунальных предприятий больших объёмов недостаточно очищенных сточных вод. Сильнейшее воздействие на качество воды оказывает разложение плавающей и затопленной древесины, так ка при строительстве не успели вырубить тайгу, около 20 млн м 3 древесины ушло под воду. Отмечается высокий уровень загрязнения донных отложений водохранилища соединениями ртути, концентрация которых на отдельных участках превышает фоновые в 100 раз. Концентрация ртути в тканях и органах рыб превышает допустимые нормы в 2–10 раз. Более 16% рыбных запасов Братского водохранилища (на участке от г. Усолье-Сибирского до г. Балаганска – более 50%) содержит ртуть в концентрациях, превышающих ПДК.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):

  1. Текст задания: Антропогенным называется воздействие на окружающую среду, связанное с: Выберите правильный ответ.

1. природными процессами

2. человеческой деятельностью

3. космическим пространством

4. биосферными процессами

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

2. человеческой деятельностью

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

1. природными процессами

2. человеческой деятельностью

3. космическим пространством

4. биосферными процессами

2 . Текст задания: Соберите изображение из частей.

Разрушающее антропогенное воздействие. Уничтожение дождевых лесов и загрязнение ртутью при добыче золота в Гаване.

Источник