Птицы и зверьки живого уголка

Птицы и зверьки живого уголка

Воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним.

Получить первоначальные навыки ухода за животными живого уголка.

Закрепить приемы складывания и сгибания бумаги в технике оригами.

Оборудование: Рисунки животных живого уголка, о которых пойдет речь на уроке; компьютерная презентация «Аквариумные рыбки» (Презентация 1); мультимедийная техника; рисунок аквариума (большой); технологическая карта изготовления модели рыбки (Приложение 2); цветная бумага, ножницы, клей; книги об аквариумных рыбках и животных живого уголка.

I. Организационный момент.

II. Определение темы и целей урока.

— Ребята, посмотрите на картинки, вывешенные на доске, и скажите, о чем мы будем говорить на уроке? (О животных)

— Могу ли я назвать тему сегодняшнего урока «Животные живого уголка?» (Дети отвечают)

— Мы будем говорить о животных живого уголка по следующему плану (План оформляется на классной доске):

— А зачем и для чего нужно знать о животных живого уголка? (Чтобы знать, кого можно содержать в живом уголке. Чтобы правильно ухаживать за животными. Чтобы знать, как и чем кормить животных)

III. Знакомство с животными живого уголка.

— Я знаю, что у Кати и Ани живут дома волнистые попугайчики. (Демонстрируется изображение попугайчиков)

— Попугайчики бывают зеленоватые, синие, голубые, желтые, лимонные.

— Кто из ребят знает, почему их называют волнистые попугайчики? (Из-за волнистых линий на их теле)

— Сейчас Аня поделится с нами своим небольшим опытом по их содержанию, т.е. расскажет о своем пернатом друге попугае Кеше. (Звучит рассказ ученицы о своем попугае)

— Интересный попугайчик у Ани? Вам понравился? (Дети отвечают)

— Тем, кто хочет завести попугайчика дома, необходимо также знать, что для обучения произношению слов лучше брать молодых самцов, которым исполнилось полтора месяца и которые только научились самостоятельно кормиться. В этом возрасте они лучше учатся разговаривать.

— Знает ли кто-нибудь, какие птицы еще могут жить в живом уголке? (Канарейки, чижи, соловьи и т.д.). Давайте обратимся к книге о птицах и узнаем об этих пернатых побольше информации.

— Это соловей. (Демонстрируется рисунок)

— Его песня самая трепетная, самая звонкая и самая нежная. На вид он скромен и неприметен: маленький, серенький, с длинным хвостиком и большими, немного грустными глазами.

— Это канарейки. (Демонстрируется рисунок)

— Они живут на теплых Канарских островах. А у нас они живут только в комнатах, им на воле и холодно и голодно. Кормят их зерновой смесью, состоящей из проса, овсяной крупы, дробленого подсолнуха. Этих птиц также можно кормить крутыми кашами, белым хлебом, размоченным в молоке, яичной скорлупой.

— А это чиж — самый популярный из пернатых обитателей живых уголков. (Демонстрируется рисунок)

— Чижей держат по одному, так они лучше приручаются и больше поют. Кормят чижей зерновой смесью из проса, овсяной крупы, семян хвойных деревьев, дробленых подсолнухов, к которым добавляют зелень и фрукты.

— Сегодня вы узнали о птицах, которые могут жить в живом уголке. С кем из этих птиц вам захотелось подружиться? Кто вам больше всего понравился? (Дети высказывают свои впечатления)

2. Зверьки.

— Посещая кружок «Любителей природы», вы знакомились с некоторыми обитателями живого уголка. Вспомним их, отгадав загадки.

— Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это … (белка)

— Среди этих картин животных (вывешенных на доске) найдите и покажите белку.

— В какой клетке нужно содержать белку, и что обязательно должно быть около нее? (Белку содержат в большой клетке. Возле клетки должно быть беговое колесо)

— Для чего белка заходит в беговое колесо? (На воле белка постоянно находится в движении, прыгая с дерева на дерево, с ветки на ветку. А в клетке движения очень ограничены, поэтому люди придумали для белочек беговое колесо, где она может побегать)

— Чем же кормят белку в живом уголке? (Семечками, орехами, сушками, яблоками, морковью, сухарями, белым хлебом, еловыми и сосновыми шишками)

б) — Слушаем следующую загадку:

Хоть он круглый, а не мяч.
Рта не видно, а кусач.
Голой горстью не возьмешь
Потому что это … (еж)

— Покажите среди картинок ежа. (Вызванный к доске ученик находит картинку)

— Попробуйте задать друг другу вопросы о ежах? (Примерные вопросы: Сколько лет живут ежи на воле? Как еж спасается от опасности? Чем питаются на воле ежи? Ответы детей: Ежи на воле живут 2 – 3 года. При малейшей опасности они сворачиваются в клубок. На воле они питаются животной пищей – едят насекомых, мышей, лягушек, улиток, ящериц и т.д.)

— Удобно ли держать в квартире ежей? Почему? (Еж ведет ночной образ жизни, днем он спит, а ночью дает знать о себе. Он фыркает, бегает, топает, а это беспокоит людей во время сна. Ежик может залезть в любую узкую щель, например, между секциями батарей отопления, а выбраться может не всегда. И еще нужно знать, что ежи не боятся высоты и, не задумываясь, могут прыгнуть с подоконника или балкона и погибнуть)

в) Послушайте и отгадайте следующую загадку:

Панцирь каменный – рубаха.
А в рубахе — … (черепаха)

Среди рисунков на доске дети находят рисунок черепахи.

— Ребята, для чего черепахе служит панцирь (Черепаха прячется от опасности)

— Каких черепах вы видели в живом уголке на станции юннатов? (Сухопутную и водяную)

г) Отгадайте следующую загадку:

И в море не купаются.
И нет у них щетинки.
Но, все же, называются
Они морские… (свинки)

Среди рисунков на доске дети находят рисунок морских свинок.

— Задайте друг другу вопросы о морской свинке. (Примерные вопросы: Почему свинка называется морской? А почему она называется свинкой? Чем питаются морские свинки? Ответы детей: Свинка не морская, а заморская: давным-давно этих животных к нам привезли из далекой Америки. Морские свинки издают звук, похожий на хрюканье свиней. Только растительной пищей: травой, овощами, зерном, любят яблоки, черствый хлеб)

Демонстрируется рисунок хомячка.

— А это кто? (Хомячок). Давайте выполним физминутку:

Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходи на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.

— Посмотрите на эти картинки и скажите, что делают дети? (Готовят еду, ухаживают за животными, кормят их, т.е., заботятся о животных живого уголка)

— Если вы заведете каких-либо животных дома, запомните следующие правила. Прочитаем их.

Ухаживай за своим животным.

Вовремя корми и давай ему пить.

Проверяй, не заболел ли твой подопечный.

Убирай сор из его домика.

3. Рыбки. Аквариумные рыбки.

— Послушайте еще одну загадку. Она подскажет, о чем мы будем говорить дальше:

Посмотрите, дом стоит.
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.

— Что это за дом? (Аквариум). На доску вывешивается рисунок аквариума.

— Кого здесь не хватает? (Рыбок)

— А чтобы их завести, мы должны узнать о них, потому что большинство рыбок, которые живут в аквариумах, привезены из жарких стран (Рассказ о рыбках сопровождается демонстрацией слайдов — Презентация 1)

2 слайд – Гуппи.

— Кто знает, как называются эти рыбки? (Гуппи)

— Гуппи – это самая неприхотливая рыбка. Научиться содержать ее, значит, окончить 1 класс «аквариумной школы». Об этих рыбках вы прочитаете самостоятельно по учебнику дома. А мы узнаем о других аквариумных рыбках. О них нам расскажут наши дети.

3 слайд – меченосец.

— Об этой рыбке расскажет Ульяна. Послушайте и узнаете, почему ее так называют.

Ученица: Это меченосец. На хвосте у этой рыбки длинный отросток, похожий на меч, поэтому и назвали ее меченосцем. Когда плавает, меч у него вместо руля, чтобы на ходу поворачивать. У этой рыбки всего один меч. А бывают меченосцы и с двумя, и с тремя, и даже пятью мечами.

Учитель: Начинающим любителям аквариумных рыбок нужно знать, что гуппи и меченосцы могут дружно жить в одном аквариуме.

4 слайд – гурами.

— Об этой рыбке нам расскажет Лена.

Ученица: Это гурами. Вон какие у нее усики, тоненькие и длинные. Это грудные плавники. Когда гурами чем-нибудь заинтересуется, она усики вперед выставляет, ощупывает ими, что там впереди. И водоросли ощупывает, и стекло, и маленьких улиток. А когда встретит другую рыбку, похлопывает ее усиками, как будто здоровается.

5 слайд – петушок.

— О петушках нам расскажет Ира.

Ученица: Это петушок. Очень яркие эти рыбки — петушки. Они бывают разного цвета: и красные, и синие, и зеленые. А назвали их петушками за характер, уж больно они задиристы. Стоит двум петушкам встретиться, обязательно затевают драку. Так и наскакивают, так и норовят укусить друг друга. Все плавники оборвут, одни клочья останутся. Но это не страшно, плавники у них снова отрастут.

6 слайд – сомик.

— О сомиках нам расскажет Юра.

Ученик: Это сомик. Он любит лежать на дне аквариума или прятаться где-нибудь в укромном местечке. Раз лежит сомик, значит, не голоден. Сомики – своеобразные санитары аквариума, поедающие на его дне пищевые остатки.

Закрепление. Игра «Да и нет».

— Я показываю картинку и называю рыбку. Если вы согласны со мной, то говорите «да», если не согласны – говорите «нет». (Демонстрируются слайды 8 – 12, Приложение 1)

IV. Коллективное панно «Аквариум».

— Посмотрите на аквариум. Для чего нужны растения в аквариуме? (Выделяют кислород, некоторые рыбки поедают растения)

— А вы хотите, чтобы в нашем аквариуме заплавали рыбки? Значит, нам нужно будет потрудиться.

Сейчас мы с вами будем изготавливать вот такую модель рыбки при помощи сгибания и складывания бумаги. (Демонстрируется модель рыбки)

— Как называется такой вид работы? (Оригами)

— Перед вами цветная бумага, выберете тот цвет, который соответствует вашему настроению.

V. Работа по изготовлению изделия. Модель рыбки.

На доске вывешивается технологическая карта (Приложение 2). Дети работают по технологической карте.

— Сейчас вашими рыбками заполним аквариум. Для этого вам нужно намазать клеем обратную строну рыбки и приклеить ее в аквариум (Дети подходят и приклеивают).

VI. Итог урока.

— Кого из животных живого уголка вы хотели бы завести? (Дети высказываются)

— Для чего заводят дома зверьков, птиц, рыбок? (Присутствие животных успокаивает, положительно влияет на человека. В человеке воспитываются добрые качества, любовь ко всему живому)

VII. Домашнее задание.

— Прочитайте рассказы о питомцах живого уголка по учебнику.

— А еще вы можете прочитать о животных живого уголка из следующих журналов и книг: журнал «Юный натуралист», книги Дацкевич В. «Цветные плавнички», Гусев В.Г. «Наши питомцы». (Демонстрируется дополнительная литература)

Источник



Животные живого уголка
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Руднева Татьяна Николаевна

Цель урока : создание условий для формирования информационной компетентности учащихся.

  • познакомить обучающихся с обитателями живого уголка и правилами ухода за ними;
  • развивать устную речь учащихся, умение осуществлять сотрудничество в группе, паре;
  • воспитывать заботливое отношение к домашним питомцам.

Учитель: Громко прозвенел звонок, начинается урок.
Встали все у парт красиво, поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо. Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно, хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие захотели вновь прийти.

2. Актуализация знаний.

Учитель: К уроку ребята нашего класса провели исследовательскую работу. Сейчас мы подведём итоги проделанной работы. Слово предоставляется 1группе – статистикам. Статистики — это те, кто собирает точную информацию о количестве участников и обрабатывает её. Они опросили учеников начальной школы и узнали, кто каких домашних питомцев содержит у себя дома, и приготовили для нас статистический отчёт.

Читайте также:  Рассол для инъектирования мяса птицы

Учитель: Предоставляю слово 2 группе фотокорреспондентам.

Фотокорреспонденты – это те, кто рассказывают об увиденных событиях с использованием фотоснимков.

Учитель: Предоставляю слово 3 группе художественным обозревателям.

Художественные обозреватели — это те, кто делают обзор художественной литературы по какой – то проблеме.

(3 группа посетила школьную библиотеку, сделала подборку книг об уходе за домашними животными, оформила выставку книг и приготовила рассказ о данных книгах, порекомендовала сайты, на которых можно найти информацию об уходе за домашними питомцами.)

3.Изучение нового материала.

Ребята, а зачем и для чего нужно знать о животных живого уголка?

( Чтобы знать, кого можно содержать в живом уголке. Чтобы правильно ухаживать за животными, чтобы животные хорошо себя чувствовали, не болели, Чтобы знать, как и чем кормить животных )

Мы будем говорить о животных живого уголка по следующему плану:

1. Название животного.

2. Как устроен домик животного?

3. Чем кормят животное?

4. Каковы особенности ухода за этим животным?

Мы с вами поделились соответственно на группы:

1. Пернатые (о птицах).

2. Зверьки (о хомячках).

3. Плавничок (об аквариумных рыбках).

4. Выступление первой группы «Пернатые».

Желтая птица, как будто лимон,
Песнь запоет, растревожит ваш сон.
Названье ее говори поскорей-ка.
Конечно же, это она. (канарейка)
Доклад о канарейке.
Своё название птица получила от наименования группы островов – Канарские. Когда в 15 веке испанцы завоевали эти острова, им очень понравилось пение птички. От туда их развезли по всему миру. У нас они живут только в комнатах, им на воле и холодно и голодно.

В природе птицы серо-зелёного цвета. Питаются мелкими семенами, нежной зеленью и сочными плодами инжира. Очень любит купаться. Гнёзда устраивает на деревьях. Высиживает 3-5 птенцов. 300 лет назад за птицу платили огромные деньги.

Теперь любители вывели много разных пород жёлтого, белого, пестрого цветов. Домашняя канарейка поёт почти круглый год. Самое лучшее пение бывает весной. У канареек поёт самец – кенар. Самки поют очень редко.

Кормят их зерновой смесью, состоящей из проса, овсяной крупы, дробленого подсолнуха. Этих птиц также можно кормить крутыми кашами, белым хлебом, размоченным в молоке, яичной скорлупой.

В зеркало смотрится он каждый день,
Перышки чистить питомцу не лень.
Летает, чирикает, даже поет,
В живом уголке он прекрасно живет.
Недавно цветы на окне пощипал,
А после на жердочке долго дремал.
Его не накажешь: ругай, не ругай.
Характер такой, птица он. (попугай)

Доклад о попугае.

Волнистые попугайчики широко распространены в Австралии – это небольшие птицы, размером с воробья. Но благодаря длинному изящному хвосту они кажутся несколько крупней. Из всего отряда эти птички выделяются оригинальным орнаментом на оперении, напоминающим волны, от чего и произошло видовое название. В Австралии волнистые попугайчики встречаются практически везде. Они живут не только в лесах, но и в горных местностях, отдавая предпочтение эвкалиптовым рощам и травянистым равнинам, расположенным неподалёку от водоёмов, где небольшим птичкам значительно проще прокормиться.

Попугайчик легко переносит неволю и живут в клетке по нескольку десятков лет. Выведены породы голубого, жёлтого, белого цветов. Попугай общается резкими, громкими криками или нежным щебетанием. Но он может научиться подражать человеческой речи, повторяя отдельные слова и даже целые фразы. Научить говорить можно только молодого самца, если держать его изолированно от сородичей.

Питаются волнистые попугаи, как и большинство других, семенами и плодами растений. Добавкой к рациону служат травинки, свежие листочки, молодые ветки, орехи, клубни и луковицы, а также сочные корневища. Эти попугайчики охотно поедают фрукты и ловят насекомых. Они всегда стараются держаться стайками вблизи воды, так как довольно много пьют и любят купаться.

Попугай — очень подвижная и весёлая птица. Он не любит оставаться в одиночестве. От скуки он может даже заболеть. «Друга» попугайчику может заменить его собственное отражение в зеркале. Около зеркала попугай может сидеть часами, общаясь с себе подобным.

1. Кормить нужно 2 раза в день (утром и вечером).

2. Воду менять каждое утро.

3. Раз в неделю нужно чистить клетку (убирать перья, остатки корма, протирать клетку и качели от пыли).

4. Ежедневно выпускать и общаться с ним (желательно, что бы было 2 птички).

5. Выступление второй группы «Зверьки»

Днем он постоянно спит,
Ночью бегает, шуршит.
Раз он в миске искупался,
Весь намок и испугался.
Он ведь вовсе не моряк,
А зовут его. (хомяк)

Доклад о хомячке:

Хомяк из отряда грызунов. Распространены (наибольшее число видов) в Южной и Северной Америке. Окраска различная. В природе длина тела может достигать 50 см. Хомяки питаются растениями, складывают запасы сначала за щёки, а потом собирая их в подземных норах. Может запасти 90 кг зерна, гороха, моркови.

По чистоплотности хомячок может поспорить с любым домашним животным. Привычка умываться и чистить свою шерстку у него с рождения. Маленький кроха, еще не научившись устойчиво сидеть на задних лапках, уже старательно умывается от носика до хвостика.

Конечно, хомячки еще не научились делать в своих клетках «генеральную уборку». Но они четко разделяют свою клетку на зоны: гнездо, кормушка, туалет, остальное пространство клетки.

В отличие от многих животных, хомяки являются одиночками. Хомячок, живущий один в клетке, вполне доволен своей жизнью.

Хомячки – очень подвижные существа. Днем они мирно посапывают в своем домике, но вечером просыпаются, и тут начинается самое интересное. Если клетка просторная, есть несколько этажей и заботливые хозяева разместили в ней колесо для бега, несколько сухих веточек, которые можно погрызть в свое удовольствие, кучу опилок, в которых можно искать затерявшиеся зернышки, лесенки, по которым можно полазить и кормушку, полную вкусных орешков, семечек и другого корма, то хомячку будет чем занять себя.

Хомячку, как и любой другой зверушке, нужно разнообразное, содержащее витамины и микроэлементы, питание. Готовые зерновые смеси для хомячков, которые продаются в любом зоомагазине, обеспечат зверьку полноценное питание. Но необходимо добавлять и сочные корма: яблочко, морковка, зелень, тыква и пр.

Даже если у хомячка всегда в достатке есть сочные корма, ему необходима вода.

Как бы ни походил хомячок на забавную мягкую игрушку, он все же остается живым существом, которому требуется забота, внимание и бережное отношение. Нежные косточки и хрупкое здоровье хомячка нуждаются в постоянном внимании взрослых людей. К тому же, на случайно причиненную ему боль, хомячок может ответить укусом своих маленьких острых зубов.

Даже такие маленькие зверьки зачастую «отличаются умом и сообразительностью». Особенно сирийские хомячки. Начнем с того, что большинство из них откликаются на свою кличку, выбегая из домика навстречу хозяевам. У каждого хомячка свой характер, свои привычки и разная степень приручаемости.

Хомячки очень активны, ни секунды не сидят на месте, поэтому хорошо, когда в клетке есть колесо, где зверьки могут побегать.

Так на хомяка похожа,
И мохнатенькая тоже.
В зооуголке недавно,
Ей у нас живется славно.
Раньше только на картинке
Видел я. (морскую свинку)

Доклад о морской свинке:

Почему морская свинка так называется, хотя не имеет никакого отношения ни к морю, ни к свиньям? По поводу «морской» высказано предположение, что эти маленькие очень симпатичные грызуны, завезены к нам из Америки. Привозили животных из-за моря на кораблях. А названию «свинка» этот симпатичный зверек обязан испанцам. Увидев маленькое животное, по их мнению, они решили что похожи на молочного поросенка.

Морские свинки неприхотливы к еде, быстро размножаются, но очень плохо переносят сырость, сквозняк, легко простужаются. Содержать их надо в светлом сухом помещении, но в специальной клетке, которую необходимо убирать каждый день.

Кормят их морковью, свеклой, сеном, овсом, отрубями. В пищу обязательно добавляют соль. Каждый день в клетку нужно ставить чистую воду.

Вывод о маленьких грызунах.

1. Жилище должно быть удобным.

2. Кормят 2 раза вдень.

3. Каждый день должна быть чистая вода.

4. Убирать клетки каждый день.

5. Выгуливать только под присмотром.

6. Дети исполняют песню «Хомяки»

7. Выступление третьей группы «Плавничок»

Кусочек океана на тумбочке у нас,
Стеклянная коробка нам украшает класс.
И плавают в ней рыбки, улитки в ней встречаются.
Скажите-ка, ребятки, как это называется? (Аквариум)

Доклад о рыбках:

Аквариумные рыбки – это отличный вариант для любой семьи. Рыбки не требуют много внимания, со стороны домашних. Они спокойные, неприхотливые, красивые, а главное тихие домашние обитатели. Аквариумные рыбки отличный способ в качестве успокаивающего средства для легковозбудимых людей. Наблюдение за рыбками всем вместе, это и совместное времяпрепровождение и отдых одновременно всей семьи.

Плюсы иметь аквариум:

  • С рыбками не нужно гулять в любую погоду 3 раза в день
  • Рыбок можно кормить один раз в день и с этим справится даже 3-х летний ребенок.
  • Рыбки расслабляют и умиротворяют
  • Умело организованный аквариум может стать отличный элементом интерьера вашего дома

А теперь послушайте сообщения об обитателях аквариума:

Гуппи – это самая неприхотливая рыбка. Научиться содержать ее, значит, окончить 1 класс «аквариумной школы». Гуппи не откладывает икру, как все другие рыбки, примерно раз в месяц у нее рождаются живые мальки. Как только брюшко у рыбки станет широким, толстым. Ее отсаживают в отдельную банку, иначе взрослые рыбки могут поесть родившихся мальков. Как только мальки появляются, самку пересаживают обратно в аквариум. А через недельку-другую в аквариум пересаживают и подросших мальков.

Послушайте и узнаете, почему ее так называют.

Это меченосец. На хвосте у этой рыбки длинный отросток, похожий на меч, поэтому и назвали ее меченосцем. Когда плавает, меч у него вместо руля, чтобы на ходу поворачивать. У этой рыбки всего один меч. А бывают меченосцы и с двумя, и с тремя, и даже пятью мечами.

Это гурами. Вон какие у нее усики, тоненькие и длинные. Это грудные плавники. Когда гурами чем-нибудь заинтересуется, она усики вперед выставляет, ощупывает ими, что там впереди. И водоросли ощупывает, и стекло, и маленьких улиток. А когда встретит другую рыбку, похлопывает ее усиками, как будто здоровается.

Это петушок. Очень яркие эти рыбки — петушки. Они бывают разного цвета: и красные, и синие, и зеленые. А назвали их петушками за характер, уж больно они задиристы. Стоит двум петушкам встретиться, обязательно затевают драку. Так и наскакивают, так и норовят укусить друг друга. Все плавники оборвут, одни клочья останутся. Но это не страшно, плавники у них снова отрастут.

Это сомик. Он любит лежать на дне аквариума или прятаться где-нибудь в укромном местечке. Раз лежит сомик, значит, не голоден. Сомики – своеобразные санитары аквариума, поедающие на его дне пищевые остатки.

1. Приобретать надо только мальков: они быстрее и лучше, чем взрослые рыбы, приспосабливаются к новым условиям.

2. Во время роста можно следить, как рыбки относятся друг к другу.

3. Соблюдать чистоту и порядок в аквариуме.

4. Кормление 2 раза в день, остатки корма желательно убирать.

Игра «Речные – аквариумные»

Когда я называю речную рыбку – показываете плавательные движения широко.

Называю аквариумную рыбку – показываете плавательные движения узко.

Карась, гуппи , щука, петушок, сом, сомик , ерш, гурами , меченосец , окунь, карп.

9. Работа по изготовлению изделия модели рыбки.

— Посмотрите на аквариум. Для чего нужны растения в аквариуме?

( Выделяют кислород, некоторые рыбки поедают растения )

— А вы хотите, чтобы в нашем аквариуме заплавали рыбки? Значит, нам нужно будет потрудиться.

Сейчас мы с вами будем изготавливать вот такую модель рыбки при помощи техники оригами. ( Демонстрируется модель рыбки )

— Перед вами цветная бумага, выберете тот цвет, который соответствует вашему настроению.

Читайте также:  Скелет птицы и его черты

— Сейчас вашими рыбками заполним аквариум.

10. Закрепление изученного.

Наш урок подходит к концу, вы хорошо поработали, много узнали об обитателях живого уголка, давайте проверим свои знания. Предлагаю выполнить тест. Вам надо выбрать правильный ответ и записать в “окошечко” букву правильного ответа.

1. Я устраиваюсь ловко: у меня с собой кладовка. Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой!

л) попугай м) хомяк н)морская свинка

2. Этот обитатель живого уголка может подражать человеческой речи.

н) морская свинка о) волнистый попугайчик п) хомячок

3.У какого обитателя живого уголка в клетке есть зеркальце?

л) у попугаев м) у хомячков н) у морских свинок

4. Стеклянный дом, а в доме том во все концы снуют жильцы.

н) клетка о) аквариум

5.Длинное ухо, комочек пуха. Прыгает ловко, любит морковку.

д) кролик ж) хомяк з) попугай

6. Морских свинок так назвали

х) потому, что они хорошо плавают ц) потому, что их привезли из-за моря

7. Угадай, чьё это “меню”: овёс, семечки, сыр, постное мясо, капуста, морковь, варёные яйца.

ш) кролика щ) попугайчика ы) хомячка

Прочитайте, какое слово получилось. (Результат теста – слово “молодцы”)

— Скажите пожалуйста, у кого-нибудь возникло желание завести домашнего любимца?

— Кого из животных живого уголка вы хотели бы завести? ( Дети высказываются )

Помните сто «Мы в ответе за тех, кого приручили» (С. Экзюпери «Маленький принц»)

Люди заводят множество домашних любимцев. Однако первое, о чем мы должны помнить, заводя животное, что мы берем на себя полную ответственность за него. Нельзя только играть и развлекаться с ним, надо ежедневно ухаживать за своим питомцем. Для каждого животного существуют свои правила ухода, и прежде чем завести себе «друга», нужно узнать все его повадки. Характер. Правила ухода и кормления. Ну и конечно же надо хорошо подумать, а готовы ли вы взять на себя такую ответственность.

Тексты для групп:

Канарейка
Я — птичка с красивым жёлтым оперением.
Размером я с воробья.
Моя родина – далёкие Канарские острова.
Людям очень нравится мой волшебный голос.
Они любят просыпаться не под звон будильника, а под моё пение.

Волнистый попугай
Я – птичка с ярко-зелёным оперением.
Моя родина – леса Австралии.
Люблю покрасоваться перед зеркалом.
Обожаю качаться на кольце.
Могу подражать голосу человека и выучить десятки слов и простых предложений.

Хомяк
Моё тело покрыто густым мягким мехом.
У меня толстое туловище, короткие лапки.
Питаюсь растениями.
Запасы складываю за щёки.
Моё любимое развлечение в клетке – крутиться на колесе-карусели.

Гуппи
Моё тело покрыто разноцветными чешуйками.
У меня красивый хвостовой плавник.
Моя родина – водоёмы Центральной и Южной Америки.
Я не откладываю икру, у меня сразу рождаются живые мальки.
Я привлекаю любителей аквариумов своей неприхотливостью.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира во 2 классе «Животные живого уголка». УМК «Школа России»

Урок из раздела «Природа» курса «Окружающий мир» по учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас», 2 класс, «Школа России». На уроке формируется понятие «животные живого уголка». Данный урок способствует ра.

Урок окружающего мира «Животные живого уголка»

Этот урок проводится во 2 классе по программе А. А. Плешакова «Окружающий мир». Разработан с применением здоровьесберегающих технологий. К конспекту урока прилагается компьютерная презентация.

«Животные живого уголка» 2 класс

Данный материал поможет детям лучше познакомиться с разнообразием животных. которые могут жить в домашних условиях.

Животные живого уголка

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по теме «Животные живого уголка».

Конспект урока по теме «Животные живого уголка. Про кошек и собак.»

В учебном плане на эту тему отводится 2 часа. Поэтому материалы урока и презентация к нему рассчитана на 2 урока. Презентацию к уроку разместить здесь не удалось, так как объем ее превышает .

Наш уголок природы. Животные живого уголка.

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по программе «Начальная школа XXI века».

Урок — исследование по окружающему миру. Животные живого уголка.

Источник

Животные живого уголка — хомячки, черепахи, ежики: содержание и уход

Детям сейчас не хватает общения с природой. Все реже они бывают в лесу, на лугу. За городским шумом трудно услышать пение птиц, среди асфальта невозможно наблюдать зверей из дикой природы. Чтобы заинтересовать детей, в школах можно обустроить небольшое помещение, чтобы в нем обитали животные живого уголка.

Назначение

Не секрет, что каждый ребенок ищет себе надежного товарища. Не стоит ограничивать его лишь общением с одноклассниками. Немного внимания, заботы, потраченного времени на кормление и уход – и среди питомцев может появиться верный и надежный друг: хомячок, кролик, крыса или попугайчик.

Животные живого уголка служат прекрасным наглядным пособием. На примере таких экспонатов проще проводить занятия по биологии и тематические семинары. Забота и уход за животными приучают к труду, развивают чувство ответственности.

Многие в процессе занятий начинают углубленно заниматься вопросами природы. Некоторые отдают предпочтение фотографированию, другие занимаются исследовательской работой. На основе своих наблюдений дети начинают систематизировать и обобщать информацию, а результаты подают в виде интересных презентаций.

Особенности

Животные живого уголка должны быть доступны для обзора детям и не представлять для них опасности. Предполагается, что содержание животных не должно быть самоцелью. Коллекция призвана расширять кругозор знаний и представлений об окружающей среде и природе родного края. Участие детей в кормлении животных и уход за ними призваны формировать личность и развивать социально важные свойства и функции будущего члена общества. Чтобы уголок органично вписывался в помещение и не вызывал дискомфорта при его посещении, следует позаботиться о чистоте и санитарной гигиене.

Размещая в помещении аквариумы, террариумы, клетки и вольеры, целесообразно комбинировать их с растительными формами, наиболее подходящими по среде обитания. Наличие на стенах тематических стендов (муляжей, чучел) поможет детям лучше разобраться в строении тела, скелета, особенностях кормления и содержания различных видов. Не стоит разделять уголок на зоны для младших и старшеклассников. Общая забота стимулирует развитие чувства ответственности.

Уход за живым уголком

Дети, постепенно входя в курс дела, могут взять на себя часть забот о питомцах. Функциональный живой уголок в школе требует больше усилий, чем это понадобилось бы для разведения лишь растительных форм. Добавляются заботы о приобретении и заготовке корма, его хранении, получении ветеринарных справок и разрешений, поддержанию чистоты и санитарно-гигиенических норм.

Начав с небольшого уголка природы, можно попробовать добавить аквариум и посмотреть, как будет изменяться интерес и посещаемость. На следующем этапе можно завести улиток, лягушек, жаб, тритонов. Поселять пресмыкающихся и мелких млекопитающих животных стоит, лишь поняв, что будет должная поддержка от детей, их родителей и от администрации школы.

Несмотря на сложность, настроить дежурства вполне реально. Сейчас есть возможность обеспечить контроль температурного режима и освещения, а поение и раздачу корма в выходные можно автоматизировать. В таком режиме уголок может быть открыт для посещения до шести дней в неделю.

Аквариум

Как правило, расширение уголка природы начинается с появлением в нем рыбок. Для аквариумного содержания вполне подойдут даже простые небольшие карасики или вьюны, пойманные в водоеме. Они не особо требовательны к условиям содержания и корму. Из декоративных видов на начальном этапе рекомендуют завести гуппи, вуалехвостов, меченосцев.

В аквариуме могут обитать не только рыбки живого уголка. Вполне по силам обеспечить условия для содержания гидр, плавунцов, улиток, дафний. В сочетании с разнообразной водной растительностью можно создать некое подобие природного водоема. Элодея, рдест, роголистник и другие неприхотливые виды сделают аквариум интересным объектом для изучения и наблюдения.

Хомячки

Особенность этих животный – дневной сон. Активно бодрствовать они готовы ближе к вечеру. Кроме места для отдыха у них должно быть достаточно простора для выгула. В домике можно обустроить несколько уровней, соединенных лесенками, а также оборудовать беговое колесо, туннели, чтобы на прогулках в замкнутом пространстве им не было скучно.

Планируя живой уголок в школе, следует помнить, что селить в одной клетке нескольких животных этого вида нельзя, они вряд ли уживутся вместе. Оптимальный температурный режим для них — 20-25 °С. В клетке необходимы поилка, миска для корма, для песка, камень для стачивания зубов, наполнитель на дно. Убирают в клетке дважды в неделю.

К зерновым кормовым смесям можно добавлять фрукты, овощи, листья салата, свежую зелень. Съедят морковь, кабачки, тыкву, полакомятся хурмой, грушами и яблоками. Самок, ждущих потомства, нужно дополнительно подкармливать нежирным творогом, отваренным яичным желтком или куриным мясом.

Черепаха

Любители этих умных рептилий утверждают, что к ним очень легко привязаться. Считается, что черепахам нравится, когда их гладят по панцирю. При правильном уходе питомцы могут прожить долго в живом уголке, радуя посетителей своим бесшумными и забавными перемещениями.

Жить в коробке они не могут. Минимальный размер террариума — от 60 см в длину и до 40 см в ширину и высоту. Сухопутные черепахи нетребовательны к уходу. Для грунта используют опилки, сено, щепу, ракушечник вперемешку с крупным промытым песком, крупную гальку. Необходимы лампа обогрева и ультрафиолет. Растения в террариуме с черепахой долго не живут: она их съедает. Кормить ее можно фруктами и ягодами, овощами и свежей зеленью (клевер, одуванчик).

Уход за черепашками не доставляет забот, если правильно обустроить ей место обитания. Специалисты советуют использовать для нижнего слоя в террариуме впитывающую пленку, а сверху — резиновый дырчатый коврик. На нем уже можно размещать грунт. Для кормления следует использовать миску. Нужно следить, чтобы питомцы не поедали грунт или его заменитель. Если это происходит, следует подумать о его замене и пересмотреть рацион, добавив витамины и микроэлементы.

Эти существа предпочитают бодрствовать ночью. Днем их увидеть сложно. Приручить настолько, чтобы брать в руки, не получится. На зиму ежи и вовсе впадают в спячку. С конца осени они готовят себе гнездо из всякого мусора (нитки, газеты, тряпки). Ближе к зиме становятся вялыми, выходят, только когда проголодались. Уснувшего ежика нельзя будить. Он становится уязвимым для болезней и не сможет вести обычный образ жизни до самой весны. Его вольер с гнездом нужно перенести в прохладное и защищенное от осадков место.

Для обитания ежу необходимо больше свободного места. На территории, максимально приближенной к естественной среде обитания, должен присутствовать различный хлам, который он будет постепенно собирать для строительства гнезда. Ежи как животные живого уголка непривередливые. Лучше всего приобретать специальный корм для ежей. Но можно при необходимости заменить его мясом, иногда предлагать молоко с крошеным хлебом, творог и яблоки. Но так как ежи — насекомоядные, для правильной работы органов пищеварения им необходимы различные жуки или кузнечики. Если их не давать совсем, ежик будет болеть. Запасать впрок этот корм можно в сушеном виде, чтобы весной и осенью подкармливать питомцев.

Полуфабрикаты, продукты с консервантами (колбаса, копчености), сухой корм для собак или кошек им предлагать не следует. Выпускать в дикую природу ежа, рожденного в неволе или долгое время прожившего в искусственной среде, нельзя: он погибнет.

Другие обитатели живого уголка

Кроме вышеперечисленных питомцев можно содержать ящериц, ужей, белых мышей, крыс, белок, кроликов. Морские свинки также легко приживаются в неволе. Они едят все, что дают (сено, отруби, овощи), но требовательны к условиям содержания. Эти грызуны не выживут в сырых и подверженных сквознякам помещениях, так как склонны к заболеваниям.

Из пернатых хорошо подойдут попугайчики. Это красивые питомцы, они могут прожить в школьном уголке десятилетие и более, хорошо переносят неволю и быстро привыкают к условиям. Их приветливое щебетание, попытки подражать речи, а также любознательность и сообразительность будут радовать детей.

Читайте также:  Клетки вольеры для птиц и грызунов

Техника безопасности

Животные в уголке природы должны постоянно осматриваться ветеринаром. При малейшем подозрении на заболевания следует обеспечить условия карантина. Такую возможность следует предусмотреть заранее и иметь в распоряжении подходящее помещение.

Как бы тщательно ни был организован уголок живой природы, следует помнить, что это все-таки место повышенной опасности. Работать с животными следует осторожно. При перемещении склонных к агрессии питомцев следует использовать защитную одежду и рукавицы.

При допуске учащихся к обслуживанию потенциально опасного оборудования необходим подробный инструктаж. Четкое выполнение правил техники безопасности позволит свести к минимуму риск возникновения возможных чрезвычайных ситуаций. А постоянное соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещении, где расположен живой уголок, сделает его посещение приятным и комфортным.

Источник

Интегрированный урок (окружающий мир + технология) по теме "Животные живого уголка"

Воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним.

Получить первоначальные навыки ухода за животными живого уголка.

Закрепить приемы складывания и сгибания бумаги в технике оригами.

Оборудование: Рисунки животных живого уголка, о которых пойдет речь на уроке; компьютерная презентация «Аквариумные рыбки» (Презентация 1); мультимедийная техника; рисунок аквариума (большой); технологическая карта изготовления модели рыбки (Приложение 2); цветная бумага, ножницы, клей; книги об аквариумных рыбках и животных живого уголка.

I. Организационный момент.

II. Определение темы и целей урока.

— Ребята, посмотрите на картинки, вывешенные на доске, и скажите, о чем мы будем говорить на уроке? (О животных)

— Могу ли я назвать тему сегодняшнего урока «Животные живого уголка?» (Дети отвечают)

— Мы будем говорить о животных живого уголка по следующему плану (План оформляется на классной доске):

— А зачем и для чего нужно знать о животных живого уголка? (Чтобы знать, кого можно содержать в живом уголке. Чтобы правильно ухаживать за животными. Чтобы знать, как и чем кормить животных)

III. Знакомство с животными живого уголка.

— Я знаю, что у Кати и Ани живут дома волнистые попугайчики. (Демонстрируется изображение попугайчиков)

— Попугайчики бывают зеленоватые, синие, голубые, желтые, лимонные.

— Кто из ребят знает, почему их называют волнистые попугайчики? (Из-за волнистых линий на их теле)

— Сейчас Аня поделится с нами своим небольшим опытом по их содержанию, т.е. расскажет о своем пернатом друге попугае Кеше. (Звучит рассказ ученицы о своем попугае)

— Интересный попугайчик у Ани? Вам понравился? (Дети отвечают)

— Тем, кто хочет завести попугайчика дома, необходимо также знать, что для обучения произношению слов лучше брать молодых самцов, которым исполнилось полтора месяца и которые только научились самостоятельно кормиться. В этом возрасте они лучше учатся разговаривать.

— Знает ли кто-нибудь, какие птицы еще могут жить в живом уголке? (Канарейки, чижи, соловьи и т.д.). Давайте обратимся к книге о птицах и узнаем об этих пернатых побольше информации.

— Это соловей. (Демонстрируется рисунок)

— Его песня самая трепетная, самая звонкая и самая нежная. На вид он скромен и неприметен: маленький, серенький, с длинным хвостиком и большими, немного грустными глазами.

— Это канарейки. (Демонстрируется рисунок)

— Они живут на теплых Канарских островах. А у нас они живут только в комнатах, им на воле и холодно и голодно. Кормят их зерновой смесью, состоящей из проса, овсяной крупы, дробленого подсолнуха. Этих птиц также можно кормить крутыми кашами, белым хлебом, размоченным в молоке, яичной скорлупой.

— А это чиж — самый популярный из пернатых обитателей живых уголков. (Демонстрируется рисунок)

— Чижей держат по одному, так они лучше приручаются и больше поют. Кормят чижей зерновой смесью из проса, овсяной крупы, семян хвойных деревьев, дробленых подсолнухов, к которым добавляют зелень и фрукты.

— Сегодня вы узнали о птицах, которые могут жить в живом уголке. С кем из этих птиц вам захотелось подружиться? Кто вам больше всего понравился? (Дети высказывают свои впечатления)

2. Зверьки.

— Посещая кружок «Любителей природы», вы знакомились с некоторыми обитателями живого уголка. Вспомним их, отгадав загадки.

— Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это … (белка)

— Среди этих картин животных (вывешенных на доске) найдите и покажите белку.

— В какой клетке нужно содержать белку, и что обязательно должно быть около нее? (Белку содержат в большой клетке. Возле клетки должно быть беговое колесо)

— Для чего белка заходит в беговое колесо? (На воле белка постоянно находится в движении, прыгая с дерева на дерево, с ветки на ветку. А в клетке движения очень ограничены, поэтому люди придумали для белочек беговое колесо, где она может побегать)

— Чем же кормят белку в живом уголке? (Семечками, орехами, сушками, яблоками, морковью, сухарями, белым хлебом, еловыми и сосновыми шишками)

б) — Слушаем следующую загадку:

Хоть он круглый, а не мяч.
Рта не видно, а кусач.
Голой горстью не возьмешь
Потому что это … (еж)

— Покажите среди картинок ежа. (Вызванный к доске ученик находит картинку)

— Попробуйте задать друг другу вопросы о ежах? (Примерные вопросы: Сколько лет живут ежи на воле? Как еж спасается от опасности? Чем питаются на воле ежи? Ответы детей: Ежи на воле живут 2 – 3 года. При малейшей опасности они сворачиваются в клубок. На воле они питаются животной пищей – едят насекомых, мышей, лягушек, улиток, ящериц и т.д.)

— Удобно ли держать в квартире ежей? Почему? (Еж ведет ночной образ жизни, днем он спит, а ночью дает знать о себе. Он фыркает, бегает, топает, а это беспокоит людей во время сна. Ежик может залезть в любую узкую щель, например, между секциями батарей отопления, а выбраться может не всегда. И еще нужно знать, что ежи не боятся высоты и, не задумываясь, могут прыгнуть с подоконника или балкона и погибнуть)

в) Послушайте и отгадайте следующую загадку:

Панцирь каменный – рубаха.
А в рубахе — … (черепаха)

Среди рисунков на доске дети находят рисунок черепахи.

— Ребята, для чего черепахе служит панцирь (Черепаха прячется от опасности)

— Каких черепах вы видели в живом уголке на станции юннатов? (Сухопутную и водяную)

г) Отгадайте следующую загадку:

И в море не купаются.
И нет у них щетинки.
Но, все же, называются
Они морские… (свинки)

Среди рисунков на доске дети находят рисунок морских свинок.

— Задайте друг другу вопросы о морской свинке. (Примерные вопросы: Почему свинка называется морской? А почему она называется свинкой? Чем питаются морские свинки? Ответы детей: Свинка не морская, а заморская: давным-давно этих животных к нам привезли из далекой Америки. Морские свинки издают звук, похожий на хрюканье свиней. Только растительной пищей: травой, овощами, зерном, любят яблоки, черствый хлеб)

Демонстрируется рисунок хомячка.

— А это кто? (Хомячок). Давайте выполним физминутку:

Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходи на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.

— Посмотрите на эти картинки и скажите, что делают дети? (Готовят еду, ухаживают за животными, кормят их, т.е., заботятся о животных живого уголка)

— Если вы заведете каких-либо животных дома, запомните следующие правила. Прочитаем их.

Ухаживай за своим животным.

Вовремя корми и давай ему пить.

Проверяй, не заболел ли твой подопечный.

Убирай сор из его домика.

3. Рыбки. Аквариумные рыбки.

— Послушайте еще одну загадку. Она подскажет, о чем мы будем говорить дальше:

Посмотрите, дом стоит.
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.

— Что это за дом? (Аквариум). На доску вывешивается рисунок аквариума.

— Кого здесь не хватает? (Рыбок)

— А чтобы их завести, мы должны узнать о них, потому что большинство рыбок, которые живут в аквариумах, привезены из жарких стран (Рассказ о рыбках сопровождается демонстрацией слайдов — Презентация 1)

2 слайд – Гуппи.

— Кто знает, как называются эти рыбки? (Гуппи)

— Гуппи – это самая неприхотливая рыбка. Научиться содержать ее, значит, окончить 1 класс «аквариумной школы». Об этих рыбках вы прочитаете самостоятельно по учебнику дома. А мы узнаем о других аквариумных рыбках. О них нам расскажут наши дети.

3 слайд – меченосец.

— Об этой рыбке расскажет Ульяна. Послушайте и узнаете, почему ее так называют.

Ученица: Это меченосец. На хвосте у этой рыбки длинный отросток, похожий на меч, поэтому и назвали ее меченосцем. Когда плавает, меч у него вместо руля, чтобы на ходу поворачивать. У этой рыбки всего один меч. А бывают меченосцы и с двумя, и с тремя, и даже пятью мечами.

Учитель: Начинающим любителям аквариумных рыбок нужно знать, что гуппи и меченосцы могут дружно жить в одном аквариуме.

4 слайд – гурами.

— Об этой рыбке нам расскажет Лена.

Ученица: Это гурами. Вон какие у нее усики, тоненькие и длинные. Это грудные плавники. Когда гурами чем-нибудь заинтересуется, она усики вперед выставляет, ощупывает ими, что там впереди. И водоросли ощупывает, и стекло, и маленьких улиток. А когда встретит другую рыбку, похлопывает ее усиками, как будто здоровается.

5 слайд – петушок.

— О петушках нам расскажет Ира.

Ученица: Это петушок. Очень яркие эти рыбки — петушки. Они бывают разного цвета: и красные, и синие, и зеленые. А назвали их петушками за характер, уж больно они задиристы. Стоит двум петушкам встретиться, обязательно затевают драку. Так и наскакивают, так и норовят укусить друг друга. Все плавники оборвут, одни клочья останутся. Но это не страшно, плавники у них снова отрастут.

6 слайд – сомик.

— О сомиках нам расскажет Юра.

Ученик: Это сомик. Он любит лежать на дне аквариума или прятаться где-нибудь в укромном местечке. Раз лежит сомик, значит, не голоден. Сомики – своеобразные санитары аквариума, поедающие на его дне пищевые остатки.

Закрепление. Игра «Да и нет».

— Я показываю картинку и называю рыбку. Если вы согласны со мной, то говорите «да», если не согласны – говорите «нет». (Демонстрируются слайды 8 – 12, Приложение 1)

IV. Коллективное панно «Аквариум».

— Посмотрите на аквариум. Для чего нужны растения в аквариуме? (Выделяют кислород, некоторые рыбки поедают растения)

— А вы хотите, чтобы в нашем аквариуме заплавали рыбки? Значит, нам нужно будет потрудиться.

Сейчас мы с вами будем изготавливать вот такую модель рыбки при помощи сгибания и складывания бумаги. (Демонстрируется модель рыбки)

— Как называется такой вид работы? (Оригами)

— Перед вами цветная бумага, выберете тот цвет, который соответствует вашему настроению.

V. Работа по изготовлению изделия. Модель рыбки.

На доске вывешивается технологическая карта (Приложение 2). Дети работают по технологической карте.

— Сейчас вашими рыбками заполним аквариум. Для этого вам нужно намазать клеем обратную строну рыбки и приклеить ее в аквариум (Дети подходят и приклеивают).

VI. Итог урока.

— Кого из животных живого уголка вы хотели бы завести? (Дети высказываются)

— Для чего заводят дома зверьков, птиц, рыбок? (Присутствие животных успокаивает, положительно влияет на человека. В человеке воспитываются добрые качества, любовь ко всему живому)

VII. Домашнее задание.

— Прочитайте рассказы о питомцах живого уголка по учебнику.

— А еще вы можете прочитать о животных живого уголка из следующих журналов и книг: журнал «Юный натуралист», книги Дацкевич В. «Цветные плавнички», Гусев В.Г. «Наши питомцы». (Демонстрируется дополнительная литература)

Источник