Виды познавательной деятельности
Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знаний.
Источник познания – внешний мир, окружающий человека.
Формы познания | ||
Чувственное познание | Рациональное познание | Иррациональное познание |
-Ощущение;-Восприятие;-Представление. | -Понятие;-Суждение;-Умозаключение. | Интуиции;Мистические «озарения» |
Даёт представление об отдельных, внешних сторонах вещей | Раскрывает внутреннюю природу вещей, их сущность. |
Цель познания – в достижении истины, в правильном, достоверном знаний об окружающей действительности.
Ощущение – это отражение свойств сторон предметов и явлений объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений при воздействии на органы чувств.
Представление – это мысль, отражающая существенные, общие свойства, признаки предмета или явления.
Суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо через связь понятий.
Умозаключение – это вывод (следствие) из нескольких логически связанных суждений.
Субъект познания– это человек или общество в целом, а объект познания – это отдельный предмет или весь окружающий мир.Истина – это соответствие между самой действительностью и нашими мыслями о действительности (Аристотель). Правда – это истина в соотношении между людьми. (Истина = правда)
Истина | ||
По содержанию | По применению | По форме |
Объективна | Конкретно | Субъективна |
Т. е. существует независимо от человека (от людей) | Т. е. всегда относятся к определённой, конкретной области действительности в конкретные время | носителем истины является субъект |
Относительная | Абсолютная | |
Т. е. налицо неполное, ограниченное знание | Т. е. полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания |
Критерии истины – это общественно-историческая практика, т. е. деятельность людей по преобразованию окружающего мира.Так как потребность в познании действительности во многом зародилась из практических нужд человека, то практика не только критерий истины, но основа и движущая сила познания. «Знание – сила» (Ф. Бэкон) Чем больше знаю, тем больше область незнания (парадокс); «То, что мы знаем, ограничено, а то, чего мы не знаем, — бесконечно» (П. Лаплас); «Меня желание вечное томит, чем больше познаю, тем меньше знаю» (Т. Кампанелла).
Познавательная деятельность – это особый процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Деятельность человека основана на использовании знаний накопленных человечеством.
Научное познание: Теория – это логически обоснованная система знаний о целостной группе явлений, о закономерностях существования этой группы явлений.Гипотеза – это предположение, догадка.Закон – это наиболее существенные связи между отдельными свойствами и сторонами явлений.Способы получения научных знаний:
Научное наблюдение – это целенаправленное созерцание, восприятие предметов и явлений в их естественном виде (т. е. такими, какие они есть в действительности); Эксперимент – это исследование в специально созданных, искусственных условиях; Моделирование – это воспроизводство одного предмета посредством другого (аналогичному ему); Анализ – это расчленение предмета на образующие его элементы, стороны, чтобы понять их место, выделить главное; Синтез – это вещественное или мысленное объединение частей, сторон предмета с целью раскрыть их внутренние связи и присущие предмету закономерности; Индукция – это движение мысли от единичных явлений к общим выводам; Дедукция – это движение мысли от общего к частному; Ненаучное познание:
Ненаучное познание | ||||
Мифологическое мышление | Жизненная практика | Народная мудрость и здравый смысл | Паранаука | Художественное познание |
Миф не сказка, а образ мышления, объясняющий реальную жизнь. Мифология – это основной способ понимания мира на ранних стадиях общественного развития.
Мифы | |
Творения | Создание мира сверхъестественным существом – Богом, колдуном, др. |
Развития | Превращение бесформенного состояния, «хаоса», в космос |
Календарные | Умирание и воскрешение богов и героев |
Эсхатологические | Грядущая гибель, конец света |
Биографические | Рассказ о богах и героях, об их делах |
Обыденное познание – это накопление знаний в процессе жизни конкретного человека.
Практическая деятельность(Знания, Нормы поведения) Жизненная практика, или опыт повседневной жизни, — это знание, умения, навыки, образцы поведения, накопленные в процессе осмысления жизни. Народная мудрость – это коллективный опыт многих поколений людей в виде поучений, преданий, примет, загадок. Здравый смысл – это неосознанные, опирающиеся на жизненный опыт, способы объяснения и оценки наблюдаемых явлений внешнего и внутреннего мира.
Паранаука – это обозначение гипотез и представлений, объяснение которых не имеет строго научного объяснения, но иногда приводят к научным знаниям. Познание средствами искусства, или художественное познание, даёт эмоциональное и яркое представление об облике героев прошлого, их чувствах, мыслях, поведении, помогает ощутить дух времени. Социальное познание: Социальное познание – это познание обществом самого себя с помощью изучения социальных явлений.
Самопознание – это познание собственного «Я», его специфики и границ, его ошибок и реакций, его предрасположения и способности, его силы и слабости. Особенности формирования самооценки: 1. Соотношение реального с идеалом (реальный образ <-> идеальный образ); 2. Самооценка себя, через оценку других; 3. Самооценка себя, через отношения к своим успехам. Успех – это достижение чего-либо. Притязание – это цели и требования, проставленные человеком пред собой
«Познай самого себя» (Изречение, высеченное на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах, приписываемое «семи мудрецам»); «Познай самого себя, и через это познаёшь мир» (Н. А. Бердяев)
Культура духовная и материальная.Культура— Это всё, что создано человеком (обществом) в результате физического и умственного труда. Это нравственное состояние человека (общества), определяемое материальными условиями жизни и выражаемое в его быте, воспитание, в достижениях науки, искусства, литературы
Культура – это духовные и материальные ценности, созданные человеком.Формы культуры:
Элитарная (высокая) | Народная | Массовая (популярная) |
Сложная по содержанию и трудная для восприятия; адресована узкому кругу профессионалов и привилегированной части общества | Создаётся неизвестными творцами – непрофессионалами; адресована народу | Адресована всем, без различия классов, наций, пола, т. е. массам в обществе потребителя |
Картина Пикассо, фильмы Тарковского | Частушки, танцы, сказки | Телевиденье, поп-музыка |
Духовная культура:Результат духовной деятельности (духовного творчества) людей; Существует в сознании человека; Связана с материальной культурой. Духовная деятельность – это сочетание производства и потребления духовных ценностей.
Духовные ценности: картины, музыка, научные открытия, учения, церемонии, ритуалы, мифы, идеи, знания, обычаи, традиции, язык, навыки, нормы и идеалы, образцы деятельности и поведения, гипотезы, верования, социальные идеи, ценностные ориентации. Духовные ценности производиться для потребления, т. е. удовлетворения духовных потребностей.
Искусство Это одна из форм общественного сознания и специфическая духовно-практическая деятельность по освоению мира. Это высокий уровень мастерства в любой сфере деятельности, указывает на красоту и совершенство её продукта.
Главная задача искусства не в создании красоты ради эстетического удовольствия, а в образном освоение деятельности.
Функции искусства | |
Повествовательная, познавательно-эвристическая | Это знание и просвещение |
Информационно-коммуникативная | Это общение, обобщение, сообщение |
Концептуально-рефлекторная | Это философско-эстетический и художественно-эстетический анализ и диагноз состояния мира |
Прогностическая, футурологическая | Это предвосхищение, предсказание |
Общественно-преобразующая | Это духовно-практическая деятельность |
Интеллектуально-нравственная | Это фактор развития личности, её ценностно-смысловых ориентиров |
Эстетическая | Это развитие способностей художественного восприятие и творчества |
Гедонистическая | Это наслаждение |
Психологическое воздействие на подсознание человека | Это воображение, внушение, гипноз |
В отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в художественных образцах. «Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить» (Ф. И. Достоевский);«Искусство – это мышление в образах» (В. Г. Белинский).
Формы религии:
Фетишизм | Магия | Анимизм | Тотемизм | Шаманизм | Спиритизм |
Поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъест. свойства | Действия и обряды для сверхъест. воздействия на окружающий мир | Вера в душу и в духов и их влияние на людей | Вера в таинственную связь (родство) между человеческими группами и животными и растениями | Вера в способность особых людей быть посредниками между людьми и духами | Вера в посмертное существ. душ умерших и контакт с ними |
Религия – это определённые взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы.
Ядром религии является вера.
Свобода совести – это право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (т. е. быть атеистом)
Источник
Формы познания: классификация, примеры, описание
Познание – это сложный когнитивный процесс, которому мы обязаны всеми достижениями человеческой цивилизации. Это удивительное природное явление интересовало древних мудрецов ещё до появления философии. И сегодня оно является предметом изучения гносеологии, когнитивной психологии и многих других наук. В этой статье мы сосредоточим внимание на формах познания, но чтобы Вам было проще с ними разобраться, давайте сперва кратко рассмотрим, что такое познание. Итак,
Что такое познание?
Познание – это совокупность процессов и методов получения знаний об окружающем мире. Это обширное понятие, охватывающее и естественное стремление найти рациональное объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приёмы получения и накопления знаний. Людям свойственно стремление объяснить каждое явление окружающего мира, и именно это стремление считается главным фактором возникновения и развития человеческой цивилизации.
Познание имеет сложную структуру, при этом фундаментальными для него являются пять основных структурных элементов:
- Субъект. Это тот, кто получает знание, прикладывая к этому определённые усилия. Любой человек, читающий книгу или статью в интернете, проводящий экспериментальные наблюдения или выполняющий теоретические расчёты, является в этот момент субъектом познания.
- Объект. Это то, на что направлена познавательная деятельность. К примеру, для читателей данной статьи объектом познания является само познание как понятие и явление.
- Мотив.Это фактор, вызывающий тягу к знанию, например, интерес. Мотив может быть практическим (желание получить высшее образование и обеспечить себе карьерные перспективы) или теоретическим (получение удовольствия непосредственно от процесса познания). Теоретическими мотивами человек руководствуется, например, читая статью о теории струн или строении вселенной. Этот процесс приносит удовольствие от познания, хоть и не даёт знаний, обладающих практической ценностью.
- Цель. Не следует путать цель и мотив. Целью познания является получение полных, точных и достоверных знаний о познаваемом объекте.
- Результат. Результатом познания является само знание. Стоит отметить, что результат иногда достигается даже без намеренного ведения познавательной деятельности. К примеру, ребёнок получает знания, когда впервые падает и расшибает колено, когда впервые обжигается, ранит палец или загоняет занозу. Он определенно не стремится к получению такого опыта, но знания он получает.
Формы познания
Существует две основных формы познания: чувственное (то есть, основанное на чувствах и ощущениях) и рациональное (основанное на мышлении). Рассмотрим каждую форму подробно.
1. Чувственное познание
Основными механизмами данной формы познания являются зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. При этом само чувственное познание имеет три уровня:
- Ощущение. Это процесс, происходящий в органах чувств под влиянием внешнего воздействия и позволяющий понимать определенные свойства познаваемого объекта или явления (форма, цвет, вкус, температура и прочее).
- Восприятие. Это интерпретация чувственных данных (ощущений), представляющая собой целостный образ предмета, процесса или явления.
- Представление. Это воспроизведённый образ предмета, процесса или явления, сформированный в воображении на основании имеющегося опыта и сохранившийся в памяти. Для возникновения представления не требуется воздействие на органы чувств в текущий момент времени.
Чувственное познание субъективно и не отличается высокой точностью. И всё же именно оно лежит в основе всех когнитивных процессов человека. Разновидностью чувственного познания является также интуиция. Это явление заключается в том, что человек приходит к определенным умозаключениям на основании некоего внутреннего самоощущения. При этом он руководствуется не логикой и осмысленными рассуждениями, а исключительно чувствами и предчувствиями. Как и другие формы чувственного познания, интуиция очень субъективна.
При чувственном познании знание получается непосредственно от органов чувств и без дополнительной обработки может быть неточным или неполным. К примеру, если в стакане воды находится ложка, из-за преломления она выглядит изогнутой. Поэтому для точного понимания её формы образ, полученный через чувственное восприятие, должен подвергаться рациональному осмыслению.
2. Рациональное познание
Познание, построенное на последовательном рассуждении с соблюдением законов логики, называется рациональным. Оно осуществляется разумом, а не органами чувств (поэтому и своё название оно получило от латинского слова ratio, которое переводится как «разум» или «рассудок»). При этом используются такие методы как сравнение, измерение, уподобление и обобщение. Принято считать, что рациональное познание присуще только человеку, тогда как животные опираются исключительно на чувственное.
Формы рационального познания:
- Понятие. Это логически оформленная идея или мысль, определяющая объект, явление или свойство.
- Суждение. Это мысль, утверждающая или отрицающая определенные факты (например, наличие свойств у предмета).
- Умозаключение. Это суждение, сформированное на основании нескольких других суждений и несущее при этом новую информацию.
Рассмотрим несложный пример. «Человек» и «животное» – это понятия, определяющие конкретные объекты (или классы объектов), но не задающие их свойств. Такое свойство как потребность в пище также является понятием. Суждениями являются утверждения «Все животные нуждаются в пище» и «Человек – это животное». Из этих двух суждений можно вывести следующее умозаключение: «Человек нуждается в пище».
Существует три вида умозаключений:
- Индуктивное. Это умозаключение, которое строится по принципу «От частного к общему» (если некий признак присутствует у одного объекта, значит, он должен присутствовать и у всей группы).
- Дедуктивное. Это умозаключение по принципу «От общего к частному» (если признак присутствует у всей группы, он должен присутствовать и у отдельно взятого объекта).
- Трансдуктивное. Это перенос свойства от одного объекта к другому (или от одной группы к другой). Такие умозаключения свойственны детям, которые часто переносят свой скромный жизненный опыт на новые предметы, ожидая увидеть у них привычные свойства (например, если котёнок любит играть, то и кролик тоже должен любить).
Очевидно, что из перечисленных видов умозаключений только дедуктивный метод может гарантировано приводить к правильным выводам. При этом индуктивный и трансдуктивный подходы являются основными источниками логических ошибок. Таким образом, рациональное познание не всегда приводит к получению достоверных знаний.
Рациональному познанию свойственны следующие особенности:
- оно основывается на результатах чувственного познания;
- оно использует абстрактные и обобщенные образы;
- оно использует известные закономерности, связи и отношения.
Соотношение чувственного и рационального познания
В философии существует два противоположных взгляда на то, как соотносятся между собой чувственное и рациональное познания:
- Эмпиризм. Данный подход основывается на утверждении, что единственным источником знаний является чувственное познание.
- Рационализм. Этот подход основывается на утверждении, что достоверные знания могут быть получены только путём рациональных рассуждений с соблюдением законов логики.
Каждый из этих подходов является крайностью, и в действительности обе формы познания тесно взаимосвязаны между собой. Без чувственного познания человек не может получать информацию извне, а без рационального невозможно определить достоверность полученных знаний. В современных науках присутствует большое количество абстрактных понятий, не имеющих аналогов в материальном мире, и все же для их понимания необходимо наличие образов, сформировавшихся благодаря чувственному познанию.
Виды познания
В современной философии выделяют 6 видов познания:
- Философское познание. Это нахождение объяснений различным явлениям окружающего мира посредством рассуждения.
- Научное познание. Это получение и систематизация достоверных знаний с применением доказательного подхода.
- Творческое (художественное) познание. Это познание окружающего мира через художественные образы. Творческое познание не ставит перед собой задачу обеспечивать достоверность знаний.
- Религиозное познание. Это привитие абсолютизированных идеалов, ценностей, моральных и нравственных принципов, которые должны приниматься как данность – без аргументов и доказательств.
- Мифологическое познание. Такой вид познания был актуален, когда человечеству было мало известно о законах природы. Тогда любые явления объяснялись действиями неких высших сил.
- Самопознание. Это осмысление самого себя, понимание своих психических и физических особенностей, поиск своего места в социуме. Данный процесс длится непрерывно в течение всей жизни.
Методы познания
Все методы познаний можно разделить на две большие группы (или два уровня): эмпирические (построенные на непосредственном наблюдении неких явлений) и теоретические (основанные на анализе уже имеющейся информации и рациональных рассуждениях).
Эмпирические методы:
- наблюдение – изучение объекта в его естественной среде без какого-либо влияния на происходящие процессы;
- измерение – получение численных характеристик наблюдаемого объекта путём сопоставления его свойств с эталонными значениями;
- эксперимент – намеренное создание особых условий и дальнейшее изучение объекта, помещенного в эти условия;
- сравнение – сопоставление свойств изучаемого объекта со свойствами других объектов, которые уже были изучены ранее.
Теоретические методы:
- анализ – деление объекта на составляющие и подробное изучение;
- синтез – воссоздание целостной картины из отдельных деталей;
- сравнение – сопоставление нескольких объектов, выявление одинаковых и различных свойств;
- классификация – объединение изучаемых объектов в группы на основании наличия одинаковых свойств;
- конкретизация – более глубокое изучение определенных свойств;
- абстрагирование – изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других);
- систематизация – объединение накопленных знаний в систему, в которой четко прослеживаются взаимосвязи и закономерности;
- индукция – умозаключения, направленные от частного к общему;
- дедукция – умозаключения, направленные от общего к частному;
- идеализация – создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве эталона;
- моделирование – создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.
Заключение
Познание – это сложное явление, которое было одним из важнейших объектов изучения в философии на протяжении всего её существования. Сегодня разные аспекты познания изучаются такими науками как когнитивная психология, науковедение, социология знания, научная методология и множеством других научных дисциплин. Увы, изучение данного понятия не входит в школьную программу. Но можно с уверенностью сказать, что понимание сути познания, его форм, видов и методов очень полезно для любого человека, сохраняющего интерес к знаниям, саморазвитию и самоактуализации.
Источник
1.3 Виды знаний
Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.
Природу познания, его возможности, отношение знания к реальности, условия достоверности и истинности знания изучает раздел философии, называемыйгносеологией (теорией познания). 1
Существуют две основные точки зрения на процесс познания:
- гностицизм;
- агностицизм.
Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.
Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:
сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);
сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — «вещей в себе». 2
Познание как вид деятельности
Так как познание является деятельностью, оно имеет общие черты с другими видами деятельности — трудом, обучением, игрой, общением и т.д. Поэтому в познании можно выделить элементы, характерные для любого вида деятельности:
- потребность,
- мотив,
- цель,
- средства,
- результат.
Познавательная потребность является одной из важнейших в структуре потребностей человека и выражена в любопытстве, стремлении к пониманию, духовных исканиях и т.д. Стремление к неизвестному, попытки объяснить непонятное — необходимый элемент жизни человека.
Мотивы познания разнообразны и, как правило, практичны: мы пытаемся узнать что-то о предмете для того, чтобы понять, как его можно использовать или как добиться более эффективного его использования. Но мотивы могут быть и теоретическими: человек часто получает удовольствие просто от решения запутанной интеллектуальной проблемы или открытия чего-то нового.
Цель познания — получение достоверных знаний об исследуемых предметах, явлениях, о мире в целом. В конечном счете познавательная деятельность направлена на достижение истины. Средствами (методами) познания можно назвать наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение, анализ и т.д.
Действия в процессе познания также многообразны. Например, внаучном познаниипринята такая последовательность действий: выдвижение проблемы, постановка гипотезы, выбор методов, изучение проблемы, выработка теории.
Результат познания — это собственно знания о предмете: его внешних и внутренних характеристиках, свойствах, элементах, связях, историческом развитии и т.п. Отметим, что иногда можно достичь результата, не ставя перед собой осознанных целей поиска истины. Знания могут быть побочным следствием другой деятельности. Например, представления о свойствах разных материалов можно получать в процессе труда или игры. Поэтому можно говорить, что познавательная деятельность вплетена во все другие формы деятельности.
Если рассматривать процесс познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.
Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.
В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.
Объект познания — это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.
Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки.
Помимо объекта в познании часто выделяют предмет — часть объекта, которая специально вычленяется познавательными средствами. Например, объектом всех гуманитарных наук являетсячеловек, но познавательные средства психологии направлены на духовный мир человека, археологии — на его происхождение,культурологии- на культуру, этнографии — на нравы и обычаи человечества. Соответственно в качестве предмета этих наук выступают духовный мир, происхождение, культура и т.д. 3
Уровни познания
Чувственное и рациональное — два уровня познания, выделяемые в философии.
Чувственное — это непосредственное познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), поскольку чувства прямо связывают нас с окружающим миром, предполагая тесный контакт с ним.
Особенности чувственного познания: непосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон.
Основными элементами (формами) чувственногопознания являются:
- ощущение — отражение свойств предметов и процессов, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств;
- восприятие — непосредственное воздействие на органы чувств целостного образа предмета;
- представление — чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия.
На характер и содержание чувственного образа познаваемого предмета влияют не только особенности органов чувств, но также индивидуальный и культурно-исторический опыт. Известно, сколь различно восприятие расстояния и пространства у детей и взрослых, у людей разных культур. Конечно, в своей обобщающей способности чувства всегда бывают ограничены, т.к. они — лишь начальная стадия обобщения. Чувственное знание не дает полного знания объекта, оно обеспечивает знание лишь отдельных сторон изучаемых объектов. Результатом чувственного познания является субъективный образ объективного мира.
Рациональное познание — познание посредством мышления, это наиболее высокий уровень познавательной деятельности, приносящий опосредованное знание.
Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.
Основными формами рационального познания являются:
- понятие — мысль, отражающая предметы и явления в их общих, существенных признаках;
- суждение — форма мысли, в которой через связь понятий что-либо утверждается или отрицается; (или это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе);
- умозаключение — вывод, основанный на логической связи суждений.
- индуктивное (от частного к общему);
- дедуктивное (от общего к частному);
- по аналогии.
Рациональное познание обеспечивает глубокое проникновение в реальность, обнаружение существенных связей и отношений. В результате достигается более полное и правильное понимание того, что происходит вокруг, обнаруживается истина.
Между чувственным и рациональным познанием существует неразрывная связь. Вопрос о том, какой из источников знаний — разум или чувства — является определяющим в познавательной деятельности человека, стал предметом острого спора среди философских направлений и школ. 4
Эмпиризм — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.
Что такое знание?
Знание — результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Многозначность термина «знание»:
- знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;
- знание как познавательно-значимая информация;
- знание как отношение человека к действительности.
Виды знаний:
- Житейское — строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию).
- Практическое — строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира.
- Художественное — строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии).
- Научное — строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы).
- Рациональное — отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении.
- Иррациональное — отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
- Личностное (неявное) — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности. 5
Типология вненаучного знания
Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и ненаучное знания, то выделяют следующие формы. 6
Источник
Познавательная деятельность — цели, формы и виды
Развитие индивидуальности у человека происходит через познание. Оно помогает освоить новые знания, навыки и умения, которые необходимы для жизни в обществе и мире в целом.
Познавательная деятельность определяется в обществознании как активное изучение индивидом окружающей среды. В этом процессе человек получает новую информацию, узнаёт о законах мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и влиять на него.
Проблемами познавательной активности занимается гносеология. Процесс познания субъектом определённого объекта, на который направлено познание, можно объяснить кратко в две ступени:
- Чувственный (опытный). Включает ощущения (цвет, звук, запах и т. д. ), которые в совокупности помогают составить целостный образ изучаемого предмета и оставить его в памяти на основе восприятия.
- Рациональный (логический). Абстрактное мышление подразумевает понятие, отражающее признаки объекта и связи между ними. На основе мыслей и суждений по законам логики формируется умозаключение.
Эти уровни находятся в единстве, дополняя и сменяя друг друга. Чувственное восприятие и мышление, которые лежат в основе познавательной функции, всегда сочетаются с практикой. Она происходит в любых социальных отношениях и видах деятельности. Её считают источником и целью познания, поскольку всё, что человек узнаёт, он применяет на практике. Познавательные задачи возникают в тот момент, когда человек сталкивается с проблемой в практической деятельности.
Однако за пределами общественного изучения мира бывают иные ситуации. К примеру, учёный может иметь только желание узнать о чём-то и не планировать применить полученные знания на практике.
Целью познания является достижение истины. Она должна быть объективной, поскольку не зависит от субъекта изучения, однако она субъективна по форме, так как не может существовать вне человеческого сознания.
Виды истины:
- Абсолютная. Не изменяется в процессе дальнейшего изучения.
- Относительная. Считается приблизительным знанием.
В процессе познания также используются такие формы мышления, как предвидение, интуиция и воображение. Они дают возможность предугадать будущее развитие предметов и явлений на основании имеющихся знаний.
Задачи и мотивы
Познавательная активность предполагает, что индивид должен осознавать используемые средства и методы целенаправленной деятельности. Познание может осуществляться индивидуальным субъектом или коллективной группой с определёнными способами коммуникации.
При осуществлении познавательной функции решаются следующие задачи:
- Создание условий для познавательных возможностей индивида. Познание начинается с адаптации заданий и форм деятельности, предоставления свободы выбора и возможности групповой работы.
- Образование субъективного компонента. Формируются познавательные мотивы, развиваются эмоциональная и волевая сферы человека, а также его рефлексивные навыки.
- Формирование операционального компонента. Создаются условия для максимального расширения методов и опыта познания.
Значительную роль в познавательной активности отводят факторам, которые на неё влияют. Их необходимо выявлять, чтобы обеспечить качественные преобразования познания.
В педагогике выделяют 5 уровней познавательного интереса, которые зависят от степени их выраженности:
- Субъектно-поисковый. Отличается реализованным возрастным потенциалом развития желания учащегося узнавать новое.
- Продуктивно-поисковый. Характеризуется неустойчивым и эпизодическим возникновением интереса, который поддерживают усилия взрослых.
- Инактивный (или репродуктивный). У индивида нет интереса к познанию из-за отсутствия творческого проявления. Сама поисковая деятельность поддерживается и исправляется взрослыми.
- Элементарный. Интерес ученика наблюдается лишь формально, однако отсутствует конкретизация и подчинение поставленной задаче.
Пятый уровень характеризуется полным отсутствием заинтересованности учащегося. В этом случае у ребёнка нет желания решать поставленные задачи, которые обычно становятся причинами, заставляющими индивида действовать.
Разновидности познания
Полученная информация создаёт ориентировочную основу поведения людей. Знания могут быть научными, художественными, житейскими и т. д. Их свойства зависят от вида познания:
- Обыденное. Позволяет получать знания об объектах мира и на их основе предвидеть результаты практического преобразования. У человека складывается образ окружающей действительности, порождённой эмпирическими условиями жизни людей и показывающей их потребности. Получение знаний проходит под воздействием производительной, политической и других форм деятельности в процессе общения и повседневной жизнедеятельности. К результатам такого познания относятся опыт, советы по труду и организации быта.
- Мифологическое. Характерно для первобытного общества. Познание считается дотеоретическим объяснением окружающей реальности, которая выстраивалась у людей с помощью чувственно-наглядных образов. Для первобытного общества сверхъестественные существа и герои считались реальными. Мифологический вид познавательной деятельности отличается олицетворением необъяснимых явлений в образах богов и идолопоклонством.
- Философское. Познание заключено в стремлении индивида выйти за пределы обычной действительности, чтобы найти фундаментальные основы бытия и место человека в мире. Философская познавательная деятельность строится на конкретных мировоззрениях. В процессе получения знаний человек также пытается представить, каким должно быть идеальное общество и условия для его развития.
- Религиозное. Во многих монотеистических религиях Бог выступает объектом познания, который также считается субъектом и личностью. Целью религиозной познавательной деятельности является не формирование представлений о совершенном существе, а спасение человека в самопознании через веру в божество.
- Художественное. Познание происходит через творческую деятельность, во время которой человеку предстают эстетические образы, отражающие реальный мир. Познавать окружающую действительность можно через живопись, архитектуру, литературу, театр, кино. Искусство способствует нравственному и творческому воспитанию.
Особым типом познания выступает самопознание. Человек осмысливает собственные психические и физические свойства. В этом ему помогают самоанализ, формирование своей личности и сравнение себя с окружающими.
Научно-познавательная форма
Научное познание заключается в необходимости получения достоверного знания, которое направлено на отражение закономерностей реальной жизни. Оно основано на логике, рациональных подходах и выводах.
Научное познание связано с описанием, объяснением и предсказанием различных явлений окружающего мира. Оно помогает регулировать человеческую деятельность. На ранних этапах развития социума объектная и предметная стороны практики рассматривались как единое целое. Люди первобытного общества сравнивали явления природы с силами человека, а её процессы — с их действиями. Только в процессе эволюции познание позволило исключить эти факторы из предметных связей. Способствовало этому развитие практической деятельности.
Чтобы выявить законы, в соответствии с которыми развиваются и изменяются объекты и явления, люди обращаются к естественным, техническим и общественным наукам. Последняя группа исследует изменения социальных объектов и их отношения. Наука ориентирована на изучение объектов и субъектов по отдельности. Именно эта особенность отличает научное познание от других форм.
Процесс научно-познавательной деятельности обусловлен свойствами изучаемых объектов и различными социально-культурными факторами. С помощью науки люди могут исследовать любые феномены жизни: культуру, психику, деятельность. Однако все эти явления изучаются как предметы, подчиняющиеся определённым законам. Именно ракурс предметности выражает отсутствие границ в научно-познавательной активности. Но в то же время она не всегда способна найти ответы в процессе изучения объектов и заменить остальные формы познания.
Научно-познавательная деятельность не ограничивается способами изучения предметов и явлений, существующими на современном этапе развития социума. Наука должна предвидеть возможные изменения имеющихся объектов, а также те, которые могут возникнуть в будущем и стать незаменимыми для общества.
Изучение окружающего мира формирует у каждого индивида определённый стиль познания. Познавательная деятельность имеет важное значение в решении разных проблем в интеллектуальном, эмоционально-волевом и деятельностном развитии как ребёнка, так и взрослого. Поэтому человеку необходимо уделять достаточно внимания этому процессу не только в учебный период, но и в течение всей жизни.
Источник