Рассказы про природу а с аксаков

Рассказы про природу а с аксаков

Природа дает человеку все необходимое для его существования. Но часто мы не ценим эти дары, не задумываясь, срываем цветы и ветки на деревьях, не давая ничего взамен. Нам кажется, что это мелочь, ведь вырастут новые. Обернувшись по сторонам, сложно не заметить, как же все- таки прекрасна природа. Нам нужно лишь научиться ценить её! И здесь важны уроки, которые дают в своих произведениях писатели – пейзажисты. Так С. Т. Аксаков своими рассказами о природе показывает своё отношение к ней, как ему дорог каждый листочек, как прекрасна природа в своём величии. В любое время года природа неповторима и необыкновенно красива. Аксаков родился болезненным ребенком, и мать, заметив, как хорошо действует на него дорога, постоянно ездила с ним из Уфы в ближайшие деревни, на берега красивой реки Демы. Так уже первыми впечатлениями маленького Аксакова была природа:

Весна, весна! Ты прелесть года,

Но не в столичной тесноте.

Весна на Деме, где природа

В первообразной чистоте.

Замечательный писатель, ученый, публицист Сергей Тимофеевич Аксаков все жизнь неразрывными нитями был связан с родной природой. Он стремился постичь ее тайны. Довести до возможно большего числа сограждан сделанные им открытия. В своих разнообразных охотах – от сбора грибов, ловли бабочек, ужения рыб до промысла крупных хищников – он, прежде всего, наблюдал, подмечал самые характерные особенности растений и животных – места обитания, жилища, пищу и повадки. Впоследствии свои наблюдения Аксаков описал в книгах, проникнутых любовью к родной природе, трепетным к ней отношением. Его произведения, изобилующие интереснейшими фактами, написаны таким доступным и красочным языком, что до сих пор не потеряли свои значения. Они вводят взрослого и ребенка в сокровенную жизнь природы, учат наблюдательности, заставляют вслушаться и в ропот весенних ручьев, и в чистые голоса птиц, почувствовать скрытую жизнь леса, отметить удивительные по всей красоте укромные уголки и широкие просторы нашей родины. Рассказы Аксакова учат любить свою Родину, беречь и защищать ее.

«Все хорошо в природе, но вода – красота всей природы. Вода жива; она бежит или волнуется ветром; она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему…» (С.Т.Аксаков).

Аксаков привлек внимание читателей к тому, что под влиянием загрязнений водоемов в них изменяется видовой состав рыб. Такие же закономерности он отмечал и в отношении грибов. При этом Аксаков подчеркивал, что эти процессы постоянно изменяются, сказываются на хозяйстве человека. Например, состояние степей, их растительность отражается на вкусовых и лечебных качествах кумыса.

Любовь к природе — совершенно чуждую его матери, насквозь горожанке — будущий писатель унаследовал от отца. В первоначальном развитии его личности все отходит на второй план пред воздействием степной природы, с которой неразрывно связаны первое пробуждение его наблюдательности, его первое жизнеощущение, его ранние увлечения. Наряду с природой и крестьянская жизнь вторгалась в пробуждающуюся мысль мальчика. Крестьянский труд возбуждал в нем не только сострадание, но и уважение; дворовые были свои не только юридически, но и душевно. Женская половина дворни, как во все времена, была хранительницей народно — поэтического творчества, знакомила мальчика с песнями, сказками, святочными играми.

И "Аленький цветочек", записанный много лет спустя по памяти о рассказе ключницы Пелагеи, — случайный обрывок того огромного мира народной поэзии, в который вводили мальчика дворня, девичья, деревня. Один из основоположников классической русской прозы, Сергей Тимофеевич Аксаков в свое время предупреждал, что "богатство лесами вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности". Аксаков с раннего детства всей душой полюбил природу. Прогулки в лес, охота и рыбная ловля заложили в нем глубокие впечатления, которые позднее, спустя годы, стали неиссякаемым источником писательского вдохновения.

Первым произведением Аксакова был природоведческий очерк "Буран": «Ни облака на туманном беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах. Красное, но ясное солнце своротило с невысокого полдня к недалёкому закату. Жестокий крещенский мороз сковал природу, сжимал, палил, жег всё живое. Но человек улаживается с яростью стихий; русский мужик не боится мороза». Рассказ «Буран» занимает и по сей день достойное место в области пейзажной словесности.

Огромный успех имели и написанные позднее "Записки об уженье рыбы". Этот успех побудил Аксакова продолжить их "Записками ружейного охотника Оренбургской губернии". Обе эти книги имели популярность далеко за пределами специального интереса охотников и рыболовов. Они выдержали несколько изданий еще при жизни автора.

Литературный язык Аксакова чист, правдив и ясен. " Я ничего не могу выдумывать: к выдуманному у меня душа не лежит, я не могу принимать в нем живого участия, мне даже кажется это смешно, и я уверен, что выдуманная мною повесть будет пошлее, чем у наших повествователей. Это моя особенность и в моих глазах показывает крайнюю односторонность моего дарования . " — незадолго перед смертью писал Аксаков своему сыну.

Значение творчества С. Т. Аксакова очень велико. Все его произведения посвящены большой любви к природе, бережному вниманию к ней, к ее полям и лугам, лесам и паркам, к рекам и озерам. Мастерство Аксакова ценили многие русские писатели и восхищались им. Так И.С.Тургенев писал об Аксакове: ". Всякий, кто только любит природу во всем ее разнообразии, во всей ее красоте и силе, всякий, кому дорого проявление жизни всеобщей, среди которой сам человек стоит, как звено живое, высшее, но тесно связанное с другими звеньями, не оторвется от сочинений господина Аксакова . " Аксаково, родовое имение писателя, можно назвать его «Ясной Поляной».

Рыболовные и охотничьи произведения Сергея Тимофеевича Аксакова-явление уникальное в истории не только русской, а пожалуй, и мировой литературы.

Аксаков впервые рассказал о любителях ужения и охотниках как тонкий художник, владеющий несметным богатством народного слова, как проникновенный поэт русской природы. Прав был И.С. Тургенев, заметив, что охотничьи книги Аксакова обогащали не только охотничью литературу, но и «общую нашу словесность». Удочка была давней страстью писателя. Он рассказал своим произведением о первых радостях рыболова, которые испытал в своём детстве. Уженье просто сводило Аксакова с ума. В годы юности и молодости поэт стал отдавать решительное предпочтение охотничьему ружью перед удочкой. Но на склоне лет он снова увлекся уженьем. Даже старым, немощным, тяжелобольным человеком Аксаков ежедневно летом в любую погоду выходил из дому, часами просиживал на берегу с удочкой в руках. Аксаков описывал предметы своих наблюдений позже в очерке «Собирание бабочек». Он описал это так: «Как радостно первое появление бабочек весною. Какое одушевление придают они природе, только что просыпающейся к жизни после жестокой, продолжительной зимы, когда почти нет еще ни зеленой травы, ни листьев, когда вид голых деревьев и увядшей прошлогодней осенней растительности был очень печален, если б благодатное тепло и мысль, что скоро все зазеленеет, зацветёт, что жизненные соки уже текут из корней вверх по стволам и ветвям древесным, что ростки молодых трав и растений уже пробиваются из согретой влажной земли, – не успокаивала, не веселила сердца человеческого».

Поэт описывал в произведениях полюбившихся ему зверьков, птиц и рыб. Но горячая любовь к природе и живым творениям, населяющий Божий мир, не остывала в душе Аксакова. Аксаковское чувство природы активно и гуманно. Не оскорбленная людьми жизнь природы, которую живописует Аксаков, — это царство свободы. Вот почему рыбная ловля, охота — не просто приятное времяпрепровождение. Охота для Аксакова — это состязание человека с природой, в котором победителем оказываются разум, воля, упорство, выучка. Звери, птицы в представлении Аксакова не мишень для охотничьего ружья, но большой, многосложный мир, в который должен проникнуть любопытный ум человека. Аксаков был тончайшим знатоком природы и удивительным искусником в ее изображении.

Читайте также:  В природе поваренная соль встречается под землей в виде

Источник



Сказки Аксакова

Сказку «Аленький цветочек» записал известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859). Он услышал ее в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести «Детские годы Багрова-внука»: «Скорому выздоровлению моему мешала бессонница… По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать… Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная… села у печки и начала говорить, немного нараспев: «В некиим царстве, в некиим государстве…» Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об «Аленьком цветочке». С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок. Более других помню я «Царь-девицу», «Иванушку-дурачка», «Жар-птицу» и «Змея Горыныча». В последние годы жизни, работая над книгой «Детские годы Багрова-внука», Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку «Аленький цветочек» и записал ее по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала любимой сказкой многих ребят.

Аленький цветочек – Аксаков С.Т.

Аленький цветочек

В сказке рассказывается о заколдованном юноше, обращённом в раннем детстве злой волшебницей в чудище, и о девушке, которая силой любви возвращает ему человеческий облик. История рассказана автором народным языком в стилистике лиричного, напевного сказа, передающего…

Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

Русские народные сказки

Сказки народов мира

Сказки наших читателей

Сказки по возрасту:

Сказки по интересам:

Вовка в тридевятом царстве

Вовка в тридевятом царстве - Коростылев В.Н.

Коростылев В.Н.

Сказка про мальчика Вовку, который ничего не любил делать сам. Ему хотелось как в сказке: скажешь волшебное слово и все сделано. Но, побывав в тридевятом царстве, он понял, что сам сделаешь гораздо лучше… Вовка в…

Вовка на планете Ялмез

Вовка на планете Ялмез - Коростылев В.Н.

Коростылев В.Н.

Когда Вовка учился в первом классе, он много ленился и хотел, чтобы все дела делались «по волшебному», но, побывав в тридевятом царстве, он многому научился. Теперь он в четвертом классе, у него есть собака, он…

Cказка о Фердинанде

Cказка о Фердинанде - Коростылев В.Н.

Коростылев В.Н.

Сказка про быка Фердинанда, жившего в Испании. С детства больше всего на свете он любил цветы. Другие ма­ленькие быки, которые жили вместе с ним, любили бегать, прыгать и бодать друг друга, а Фердинанд спокойно си­дел…

Королева зубная щетка

Королева зубная щетка - Коростылев В.Н.

Коростылев В.Н.

Сказка про девочку, которая очень не любила умываться и чистить зубы. Однажды, войдя в ванную комнату, она по привычке бросила мыло и расческу на пол и рассыпала зубной порошок. Но тут с ней заговорил неизвестно…

Тёма и Жучка - Гарин-Михайловский Н.Г.

Гарин-Михайловский Н.Г.

Рассказ о том, как мальчик Тема спас своего друга — собачку Жучку, которую кто-то бросил в заброшенный колодец. Теме было страшно и жутко, но он преодолел свой страх и проявил отвагу и смекалку для спасения…

Хвастун Колпаков - Хармс Д.И.

Хармс Д.И.

Рассказ про Федора Федоровича Колпакова, который всегда и всем хвастал, что он ничего не боится: ни пушки, ни воды, ни огня, ни тигра, ни орла… Хвастун Колпаков читать Жил однажды человек по имени Федор Федорович…

Столяр Кушаков - Хармс Д.И.

Хармс Д.И.

Рассказ про неосторожного столяра Кушакова, который шел по улице в сильную гололедицу и постоянно падал. Столяр Кушаков читать Жил-был столяр. Звали его Кушаков. Однажды вышел он из дома и пошёл в лавочку купить столярного клея….

Один англичанин. - Хармс Д.И.

Хармс Д.И.

История о том, как один англичанин никак не мог вспомнить, слово курица… Один англичанин… читать Один англичанин никак не мог вспомнить, как эта птица называется. — Это, — говорит, — крюкица. Ах нет, не крюкица,…

Слоны - Карем М.

Карем М.

Про паука и трех слонов Зашвырнула буря в сад Трёх невиданных слонят. Каждый чуть побольше мошки, Копошатся на дорожке, Поднимают хоботки, Собирают лепестки. Но их увидал мой знакомый паук И прошептал: “Осторожнее, друг! Не прыгайте…

Стихи для детей

Стихи для детей - Карем М.

Карем М.

Перевод с французского и составление М. Кудинова. Мир детворы Я с Синей Птицей не знаком, Не носит сапоги мой кот, И Серый Волк в лесу густом Со мною речь не заведёт. Нет каравеллы у меня,…

Мой змей - Карем М.

Карем М.

Унеси меня, мой змей, Прямо в небо поскорей! В небе я хочу кружиться, В небе я хочу носиться, И хочу я, словно птица, Улететь за сто морей. Унеси меня, мой змей, Прямо в небо поскорей!…

Сербские небылицы - Яхнин Л.Л.

Яхнин Л.Л.

У нашего Йована У нашего Йована Курица подкована. Петухи запряжены, В сапоги наряжены; Овцы яйца несут. Козы yток пасут, Муравьи клюют овёс, Поле пашет старый пёс. Скворец Чёрный скворец Пошел во дворец В белой рубахе…

1 — Котёнок по имени Гав

Котёнок по имени Гав - сказка Остера

сказка Остера

Котёнок по имени Гав — серия коротких рассказов о приключениях котёнка Гава и его друга — щенка Шарика. С Гавом постоянно случаются нелепые ситуации, стоит ему выйти во двор. Вместе со своим другом, он справляется…

2 — Бременские музыканты

Бременские музыканты - Энтин Ю.С. и Ливанов В.Б.

Энтин Ю.С. и Ливанов В.Б.

История о животных и юноше Трубадуре, которые отправились в город Бремен чтобы стать уличными музыкантами. В городе они остановились перед королевским замком. На балкон дворца вышли король и принцесса, на площадь сбежались горожане и началось…

3 — Домик для зайчика

Домик для зайчика - Яхнин Л.Л.

Яхнин Л.Л.

Сказка про Зайчишку, который решил построить себе дом, а разные животные стали давать ему советы… Домик для зайчика читать Надоело Зайцу под кустом спать. Решил он построить дом. — Свей себе гнездо на дубу,- посоветовала…

Яблоко - Сутеев В.Г.

Сутеев В.Г.

Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя…

5 — Ёжик в тумане

Ёжик в тумане - Козлов С.Г.

Козлов С.Г.

Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли…

6 — Про мышонка из книжонки

Про мышонка из книжонки - Джанни Родари

Джанни Родари

Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать…

7 — Лисичка со скалочкой

Лисичка со скалочкой - русская народная сказка

русская народная сказка

Сказка про хитрую лису, которая нашла на дороге скалочку и попросилась к людям переночевать, а утром сожгла скалочку и потребовала за нее курочку. Лисичка со скалочкой читать Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и…

8 — Про Бегемота, который боялся прививок

Про Бегемота, который боялся прививок - Сутеев В.Г.

Сутеев В.Г.

Сказка про трусливого бегемота, который сбежал из поликлиники, так как боялся прививок. И заболел желтухой. К счастью, его отвезли в больницу и вылечили. А бегемоту стало очень стыдно за свое поведение… Про Бегемота, который боялся…

9 — Про Ёжика и Кролика: Кусочек зимы

Про Ёжика и Кролика: Кусочек зимы - Стюарт П. и Риддел К.

Стюарт П. и Риддел К.

История про то, как Ежик перед зимней спячкой попроси Кролика сохранить ему до весны кусочек зимы. Кролик скатал большой ком снега, обернул его листьями и спрятал у себя в норе. Про Ёжика и Кролика: Кусочек…

10 — Три поросенка

Три поросенка - Михалков С.

Михалков С.

Сказка про трех братьев-поросят, которые построили себе домики. Один брат построил дом из соломы, второй из веток и прутьев, а третий — из кирпича. Три поросенка читать Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все…

Источник

С. Т. Аксаков «Рассказы о природе»

Детская литература

Купить книгу в:

Aksakov Rasskazy o prirodeПЕРВАЯ ВЕСНА В ДЕРЕВНЕ

В середине Великого поста, именно на Середокрестной неделе, наступила сильная оттепель. Снег быстро на чал таять, и везде показалась вода. Приближение весны в деревне производило на меня необыкновенное, раздражающее впечатление. Я чувствовал никогда не испытанное мною, особого рода волнение. Много содействовали тому разговоры с отцом и Евсеичем, которые радовались весне, как охотники, как люди, выросшие в деревне и страстно любившие природу, хотя сами того хорошенько не понимали, не определяли себе и сказанных сейчас мною слов ни когда не употребляли. Находя во мне живое сочувствие, они с увлечением предавались удовольствию рассказывать мне: как сначала обтают горы, как побегут с них ручьи, как спустят пруд, разольется полая вода, пойдет вверх по полоям рыба, как начнут ловить ее вятелями и мордами; как прилетит летняя птица, запоют жаворонки, проснутся сурки и начнут свистать, сидя на задних лапках по своим сурчинам; как зазеленеют луга, оденется лес, кусты и зальются, защелкают в них соловьи…

Читайте также:  Что такое нерукотворная природа

Простые, но горячие слова западали мне глубоко в душу, потрясали какие-то неведомые струны и пробуждали какие-то неизвестные томительные и сладкие чувства.

Только нам троим, отцу, мне и Евсеичу, было не грустно и не скучно смотреть на почерневшие крыши и стены строений и голые сучья дерев, на мокреть и слякоть, на грязные сугробы снега, на лужи мутной воды, на серое небо, на туман сырого воздуха, на снег и дождь, то вместе, то попеременно падавшие из потемневших низких облаков.

Заключенный в доме, потому что в мокрую погоду меня и на крыльцо не выпускали, я тем не менее следил за каждым шагом весны. В каждой комнате, чуть ли не в каждом окне, были у меня замечены особенные предметы или места, по которым я производил мои наблюдения. Из новой горницы, то есть из нашей спальни, с одной стороны виднелась Челяевская гора, оголявшая посте пенно свой крутой и круглый взлобок, с другой — часть реки давно растаявшего Бугуруслана с противоположным берегом; из гостиной чернелись проталины на Кудринской горе, особенно около круглого родникового озера, в котором мочили конопли; из залы стекленелась лужа воды, подтоплявшая грачовую рощу; из бабушкиной и тетушкиной горницы видно было гумно на высокой горе и множество сурчин по ней, которые с каждым днем освобождались от снега. Шире, длиннее становились грязные проталины, полнее наливалось озеро в роще, и, проходя сквозь забор, уже показывалась вода между капустных гряд в нашем огороде.

Все замечалось мною точно и внимательно, и каждый шаг весны торжествовался, как победа! С утра до вечера бегал я из комнаты в комнату, становясь на свои наблюдательные сторожевые места. Чтение, письмо, игры с сестрой, даже разговоры с матерью — все вылетело у меня из головы.

О том, чего не мог видеть своими глазами, получал я беспрестанные известия от отца, Евсеича, из девичьей и лакейской. «Пруд посинел и надулся, ездить по нем опасно, мужик с возом провалился, подпруда подошла под водяные колеса, молоть уж нельзя, пора спускать воду; Антошкин овраг ночью прошел, да и Мордовский напружился и почернел, скоро никуда нельзя будет проехать; дорожки начали проваливаться, в кухню не пройдешь. Мазан провалился с миской щей и щи пролил, мостки снесло, вода залила людскую баню» — вот что слышал я беспрестанно, и неравнодушно принимались все такие известия.

Грачи давно расхаживали по двору и начали вить гнезда в грачовой роще; скворцы и жаворонки тоже прилетели.

И вот стала появляться настоящая птица, дичь по выражению охотников. Отец с восхищением рассказывал мне, что видел лебедей, так высоко летевших, что он едва мог разглядеть их, и что гуси потянулись большими станицами. Евсеич видел нырков и кряковых уток, опустившихся на пруд, видел диких голу бей по гумнам, дроздов и пигалиц около родников…

Сколько волнений, сколько шумной радости!

Вода сильно прибыла. Немедленно спустили пруд — и без меня. Погода была слишком дурна, и я не смел даже проситься. Рассказы отца отчасти удовлетворили моему любопытству.

С каждым днем известия становились чаще, важнее, возмутительнее! Наконец Евсеич с азартом объявил, что «всякая птица валом валит, без перемежки!».

Переполнилась мера моего терпения. Невозможно стало для меня все это слышать и не видеть, и с помощью отца, слёз и горячих убеждений выпросил я позволение у матери, одевшись тепло, потому что дул сырой и пронзительный ветер, посидеть на крылечке, выходившем в сад, прямо над Бугурусланом. Внутренняя дверь еще не была откупорена. Евсеич обнес меня кругом дома на руках, потому что везде была вода и грязь.

В самом деле, то происходило в воздухе, на земле и на воде, чего представить себе нельзя, не видавши, и чего увидеть теперь уже невозможно в тех местах, о которых я говорю, потому что нет такого множества прилётной дичи.

Река выступила из берегов, подняла урёму на обеих сторонах и, захватив половину нашего сада, слилась с озером грачовой рощи. Все берега полоев были усыпаны всякого рода дичью; множество уток плавало по воде между верхушками затопленных кустов; а между тем беспрестанно проносились большие и малые стаи разной прилетной птицы: одни летели высоко, не останавливаясь, а другие — низко, часто опускаясь на землю; од ни стаи садились, другие поднимались, третьи перелётывали с места на место, — крик, писк, свист наполнял воздух. Не зная, какая это летит или ходит птица, какое ее достоинство, какая из них пищит или свистит, я был поражен, обезумлен таким зрелищем.

Отец и Евсеич, которые стояли возле меня, сами находились в большом волнении. Они указывали друг другу на птицу, называли ее по имени, отгадывая часто по голосу, потому что только ближнюю можно было различить и узнать по перу.

— Шилохвостя, шилохвостя-то сколько! — говорил торопливо Евсеич. — Эки стаи! А кряковных-то, батюшки, видимо-невидимо!

— А слышишь ли, — подхватывал мой отец, — ведь это степняги, кроншнепы заливаются! Только больно высоко. А вот сивки играют над озимями, точно… туча! Веретенников-то сколько! А турухтанов-то — я уже и не видывал таких стай!

Я слушал, смотрел и тогда ничего не понимал, что вокруг меня происходило, только сердце то замирало, то стучало, как молотком; но зато после все представлялось, даже теперь представляется мне ясно и отчетливо, доставляло и доставляет неизъяснимое наслаждение. И все это понятно вполне только одним охотникам!

Я и в ребячестве был уже в душе охотник, и потому можно судить, что я чувствовал, когда воротился в дом! Я казался, я должен был казаться каким-то полоумным, помешанным; глаза у меня были дикие, я ничего не видел, ничего не слышал, что со мной говорили. Я держался за руку отца, пристально смотрел ему в глаза и с ним только мог говорить, и только о том, что мы сейчас видели. Мать сердилась и грозила, что не будет пускать меня, если я не образумлюсь и не выброшу сейчас из головы уток и куликов. Боже мой, да разве можно было это сделать. Вдруг грянул выстрел под самыми окнами, я бросился к окошку и увидел дымок, расходящийся в воздухе, стоящего с ружьем Филиппа (старый сокольник) и пуделя Тритона, которого все звали Трентон, который, держа во рту за крылышко какую-то птицу, выходил из воды на берег. Скоро Филипп пришел с своей добычей — это был кряковый селезень, как мне сказали, до того красивый пером, что я долго любовался им, рассматривая его бархатную зеленую голову и шею, багряный зоб и темно-зеленые косички в хвосте.

Мало-помалу привык я к наступившей весне и к ее разнообразным явлениям, всегда новым, потрясающим и восхитительным; говорю «привык» в том смысле, что уже не приходил от них в исступление.

Источник

тема природы в творчестве Аксакова

Природа дает человеку все необходимое для его существования. Но часто мы не ценим эти дары, не задумываясь, срываем цветы и ветки на деревьях, не давая ничего взамен. Нам кажется, что это мелочь, ведь вырастут новые. Обернувшись по сторонам, сложно не заметить, как же все- таки прекрасна природа. Нам нужно лишь научиться ценить её! И здесь важны уроки, которые дают в своих произведениях писатели – пейзажисты. Так С. Т. Аксаков своими рассказами о природе показывает своё отношение к ней, как ему дорог каждый листочек, как прекрасна природа в своём величии. В любое время года природа неповторима и необыкновенно красива. Аксаков родился болезненным ребенком, и мать, заметив, как хорошо действует на него дорога, постоянно ездила с ним из Уфы в ближайшие деревни, на берега красивой реки Демы. Так уже первыми впечатлениями маленького Аксакова была природа:

Читайте также:  Драки тигров и львов в природе

Весна, весна! Ты прелесть года,

Но не в столичной тесноте.

Весна на Деме, где природа

В первообразной чистоте.

Замечательный писатель, ученый, публицист Сергей Тимофеевич Аксаков все жизнь неразрывными нитями был связан с родной природой. Он стремился постичь ее тайны. Довести до возможно большего числа сограждан сделанные им открытия. В своих разнообразных охотах – от сбора грибов, ловли бабочек, ужения рыб до промысла крупных хищников – он, прежде всего, наблюдал, подмечал самые характерные особенности растений и животных – места обитания, жилища, пищу и повадки. Впоследствии свои наблюдения Аксаков описал в книгах, проникнутых любовью к родной природе, трепетным к ней отношением. Его произведения, изобилующие интереснейшими фактами, написаны таким доступным и красочным языком, что до сих пор не потеряли свои значения. Они вводят взрослого и ребенка в сокровенную жизнь природы, учат наблюдательности, заставляют вслушаться и в ропот весенних ручьев, и в чистые голоса птиц, почувствовать скрытую жизнь леса, отметить удивительные по всей красоте укромные уголки и широкие просторы нашей родины. Рассказы Аксакова учат любить свою Родину, беречь и защищать ее.

«Все хорошо в природе, но вода – красота всей природы. Вода жива; она бежит или волнуется ветром; она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему…» (С.Т.Аксаков).

Аксаков привлек внимание читателей к тому, что под влиянием загрязнений водоемов в них изменяется видовой состав рыб. Такие же закономерности он отмечал и в отношении грибов. При этом Аксаков подчеркивал, что эти процессы постоянно изменяются, сказываются на хозяйстве человека. Например, состояние степей, их растительность отражается на вкусовых и лечебных качествах кумыса.

Любовь к природе — совершенно чуждую его матери, насквозь горожанке — будущий писатель унаследовал от отца. В первоначальном развитии его личности все отходит на второй план пред воздействием степной природы, с которой неразрывно связаны первое пробуждение его наблюдательности, его первое жизнеощущение, его ранние увлечения. Наряду с природой и крестьянская жизнь вторгалась в пробуждающуюся мысль мальчика. Крестьянский труд возбуждал в нем не только сострадание, но и уважение; дворовые были свои не только юридически, но и душевно. Женская половина дворни, как во все времена, была хранительницей народно — поэтического творчества, знакомила мальчика с песнями, сказками, святочными играми.

И "Аленький цветочек", записанный много лет спустя по памяти о рассказе ключницы Пелагеи, — случайный обрывок того огромного мира народной поэзии, в который вводили мальчика дворня, девичья, деревня. Один из основоположников классической русской прозы, Сергей Тимофеевич Аксаков в свое время предупреждал, что "богатство лесами вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности". Аксаков с раннего детства всей душой полюбил природу. Прогулки в лес, охота и рыбная ловля заложили в нем глубокие впечатления, которые позднее, спустя годы, стали неиссякаемым источником писательского вдохновения.

Первым произведением Аксакова был природоведческий очерк "Буран": «Ни облака на туманном беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах. Красное, но ясное солнце своротило с невысокого полдня к недалёкому закату. Жестокий крещенский мороз сковал природу, сжимал, палил, жег всё живое. Но человек улаживается с яростью стихий; русский мужик не боится мороза». Рассказ «Буран» занимает и по сей день достойное место в области пейзажной словесности.

Огромный успех имели и написанные позднее "Записки об уженье рыбы". Этот успех побудил Аксакова продолжить их "Записками ружейного охотника Оренбургской губернии". Обе эти книги имели популярность далеко за пределами специального интереса охотников и рыболовов. Они выдержали несколько изданий еще при жизни автора.

Литературный язык Аксакова чист, правдив и ясен. " Я ничего не могу выдумывать: к выдуманному у меня душа не лежит, я не могу принимать в нем живого участия, мне даже кажется это смешно, и я уверен, что выдуманная мною повесть будет пошлее, чем у наших повествователей. Это моя особенность и в моих глазах показывает крайнюю односторонность моего дарования . " — незадолго перед смертью писал Аксаков своему сыну.

Значение творчества С. Т. Аксакова очень велико. Все его произведения посвящены большой любви к природе, бережному вниманию к ней, к ее полям и лугам, лесам и паркам, к рекам и озерам. Мастерство Аксакова ценили многие русские писатели и восхищались им. Так И.С.Тургенев писал об Аксакове: ". Всякий, кто только любит природу во всем ее разнообразии, во всей ее красоте и силе, всякий, кому дорого проявление жизни всеобщей, среди которой сам человек стоит, как звено живое, высшее, но тесно связанное с другими звеньями, не оторвется от сочинений господина Аксакова . " Аксаково, родовое имение писателя, можно назвать его «Ясной Поляной».

Рыболовные и охотничьи произведения Сергея Тимофеевича Аксакова-явление уникальное в истории не только русской, а пожалуй, и мировой литературы.

Аксаков впервые рассказал о любителях ужения и охотниках как тонкий художник, владеющий несметным богатством народного слова, как проникновенный поэт русской природы. Прав был И.С. Тургенев, заметив, что охотничьи книги Аксакова обогащали не только охотничью литературу, но и «общую нашу словесность». Удочка была давней страстью писателя. Он рассказал своим произведением о первых радостях рыболова, которые испытал в своём детстве. Уженье просто сводило Аксакова с ума. В годы юности и молодости поэт стал отдавать решительное предпочтение охотничьему ружью перед удочкой. Но на склоне лет он снова увлекся уженьем. Даже старым, немощным, тяжелобольным человеком Аксаков ежедневно летом в любую погоду выходил из дому, часами просиживал на берегу с удочкой в руках. Аксаков описывал предметы своих наблюдений позже в очерке «Собирание бабочек». Он описал это так: «Как радостно первое появление бабочек весною. Какое одушевление придают они природе, только что просыпающейся к жизни после жестокой, продолжительной зимы, когда почти нет еще ни зеленой травы, ни листьев, когда вид голых деревьев и увядшей прошлогодней осенней растительности был очень печален, если б благодатное тепло и мысль, что скоро все зазеленеет, зацветёт, что жизненные соки уже текут из корней вверх по стволам и ветвям древесным, что ростки молодых трав и растений уже пробиваются из согретой влажной земли, – не успокаивала, не веселила сердца человеческого».

Поэт описывал в произведениях полюбившихся ему зверьков, птиц и рыб. Но горячая любовь к природе и живым творениям, населяющий Божий мир, не остывала в душе Аксакова. Аксаковское чувство природы активно и гуманно. Не оскорбленная людьми жизнь природы, которую живописует Аксаков, — это царство свободы. Вот почему рыбная ловля, охота — не просто приятное времяпрепровождение. Охота для Аксакова — это состязание человека с природой, в котором победителем оказываются разум, воля, упорство, выучка. Звери, птицы в представлении Аксакова не мишень для охотничьего ружья, но большой, многосложный мир, в который должен проникнуть любопытный ум человека. Аксаков был тончайшим знатоком природы и удивительным искусником в ее изображении.

Источник