Растения зимой младшая группа



Беседа с детьми «Как растения к зиме готовятся».
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Маркина Ольга Ивановна

знакомство с природой ближайшего окружения, формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формирование системы знаний о жизни растений в осенний период: понимание закономерности явлений природы, цикличности изменений в природе; конкретизация представлений детей об осеннем расцвечивание деревьев;

2. Развитие образной и доказательной речи детей;

3. Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к растительному миру (деревьям) как живым существам; чувства важности и необходимости всего, что происходит в природе.

Зима – явление привычное для многих регионов нашей планеты. За миллионы лет эволюции все живые существа, обитающие в зимних районах Земли, приспособились к периоду холодов, снега, вьюг и метелей. Люди научились строить теплые жилища и придумали себе теплую одежду, многие животные обзавелись красивыми, добротными шубками, а какие-то из них просто укладываются спать на всю зиму под снеговое одеяло. А как же растения готовятся к зиме?

В чем-то подготовка растений к зиме похожа на приготовления к зимнему сну некоторых видов животных. Так же, как и животным, растениям зимних районов необходимо накопить запас питательных веществ на всю зиму. Процесс накопления у растений начинается уже в конце лета. Как же растения узнают, что лето заканчивается и скоро наступит осень, а за ней придет зима?

Оказывается, растения умеют определять смену времен года по длительности светового дня. Когда в конце лета день становится короче, растения уменьшают выработку особого вещества под названием «хлорофилл». Хлорофилл очень нужен растениям в период роста, потому что именно это вещество умеет превращать углекислый газ и воду в питательные вещества. Хлорофилл в больших количествах содержится в листьях. Именно он придает листьям зеленую окраску. Но через листья в период роста испаряется много воды. Зимой же воду растениям брать негде, вода превращается в снег и лед. Поэтому, чтобы сохранить запас жидкости для зимней спячки, растения «сбрасывают» лиственный покров.

Осенний листопад – очень красивое зрелище. Перед тем как упасть с дерева, листья меняют свою окраску. Это происходит потому, что хлорофилла в листья становится меньше, он активно разрушается под действием солнечного света, и тогда зелени в цвете листьев становится меньше. В это время на цвет листа влияют другие активные вещества – ксантофилл, каротин и антоциан. После красочного листопада рост деревьев прекращается.

Но мало накопить полезные вещества на всю зиму. Растениям очень важно защитить накопленные запасы от замерзания. Поэтому часть растений прячут питательные вещества в своих корнях, а некоторые растения повышают уровень сахаров и масел в своих питательных запасах, что является защитой от замерзания.

Когда растения накопят и подготовят запасы питания, они погружаются в зимнюю спячку до наступления весны.

Источник

Зимние прогулки. Конспект прогулки «Деревья зимой» (вторая младшая группа)

Цель: учить детей различать и называть деревья, ‚понимать, что зимой они находятся в состоянии покоя, нуждаются, чтобы их оберегали; любоваться красотой деревьев в инее или после снегопада.

Зимой деревья находятся в состоянии покоя, отдыхают, потому что очень холодно, мало света, вместо воды — снежный ковер. Когда на улице морозные дни, ветки деревьев и кустов легко ломаются, поэтому их нужно оберегать. Если подсыпать снег под деревья и кусты, то во время таяния он напоит их корни. И мы лопатками подсыплем снег под деревья. Зимой деревья различают по коре на стволе, расположению веток, плодам, которые остались на дереве. Очень красивы деревья после снегопада, но веткам тяжело держать много снега. А в инее деревья выглядят сказочно.

Словарь: дерево, состояние покоя, ствол, кора, ветки.

Гуляй и наблюдай

Дуб не сбросил листья –

Пушистый иней на деревьях –

будет погожий день.

Деревья ночью покрылись

Инеем — на тепло.

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром. Сергей Есенин

«Найди дерево»

Взрослый Вместе с детьми рассматривают дёревья,

хорошо знакомые детям (клен,тополь итд).После этого взрослый говорит:

Кто быстрее всех найдет тополь?

Раз, два, три к тополю беги!

Дети должны найти дерево и подбежать к нему.

Комплексно-тематическое планирование недели «Осень. Деревья и кустарники» (вторая младшая группа) ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (8.10-12.10) Группа: Вторая младшая группа. Тема: «Осень. Деревья и кустарники». Цель.

Конспект занятия по рисованию ватными палочками «Деревья зимой» (вторая младшая группа) Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование с помощью нетрадиционной техники – ватными палочками) во второй младшей.

Конспект прогулки «Деревья осенью» Цель: Продолжать знакомить детей с деревьями на участке детского сада; — Формировать представления об осеннем тополе, березе и каштане;.

Конспект прогулки «Наблюдение за погодой зимой»Конспект прогулки «Наблюдение за погодой зимой» Цель прогулки: упражнять детей в определении состояния погоды; формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений;.

Конспект прогулки «Покормите птиц зимой»Конспект прогулки «Покормите птиц зимой» Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах, развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц,.

Конспект прогулки зимой в старшей группе МДОУ «Детский сад №246» Воспитатель Козлова Ю. С. Конспект прогулки зимой в старшей группе Цель: Знакомство с признаками зимы, привитие.

Конспект проведения прогулки в ясельной группе 1,5–2 года «Деревья осенью» Прогулка в ясельной группе (1,5 — 2 года). Тема: «Деревья осенью» Описание: конспект разработан для детей ясельной группы (1,5 — 2 года).

Презентация-фотоотчет «Наши зимние прогулки» (первая младшая группа) Правильная организация прогулок позволяет достичь цели по воспитанию всесторонне развитой личности ребёнка, совершенствовать лучшие качества.

Конспект прогулки «Покормите птиц зимой»Конспект прогулки «Покормите птиц зимой» Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, рассказ воспитателя о жизни птиц, о сезонных изменениях в природе,.

Тематическая прогулка по экологической тропе «Деревья» (вторая младшая группа) Занятие приготовила и провела воспитатель МБДОУ 129 г. Нижнего Новгорода Приокского района Погосян Елена Валерьевна. Программное содержание:.

Источник

Конспект занятия во второй младшей группе «В гости в зимний сад» (уход за комнатными растениями)

Задачи: воспитывать заботливое отношение к неживой природе; развивать речь, внимание, мышление; развивать общую и мелкую моторику, тактильное восприятие; воспитывать желание помогать взрослым и участвовать в труде.

Предварительная работа: уход за растениями в уголке природы; беседа о комнатных растениях.

Методические приемы: показ, рассматривание комнатных растений, сюрпризный момент, беседа, объяснение воспитателя, вопросы, использование наглядности.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Какие вы сегодня красивые, нарядные. Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в зимний сад. А сад, этот не обыкновенный, а сказочный! Хотите попасть в сказочный сад? (Да). Тогда в путь!

Воспитатель: Ну вот мы и в саду. Посмотрите, как здесь красиво. Скажите, ребята, что мы видим в нашем саду? (Цветы). Правильно, ребята. А сколько здесь цветов? (Много, а каких цветов здесь больше, больших или маленьких? (Больших). Молодцы, ребята, больших цветов здесь больше.

В сад входит Буратино, приносит с собой большое, пыльное растение.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто это к нам пришел? (Буратино).

Здравствуй, Буратино! Скажи, что за цветок ты принес?

Буратино: Этот цветок, ребята, называется монстера.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы его рассмотрим лучше. Ребята, а какого цвета монстера? (Зеленого, оно большое или маленькое (большое, а какие у него листья (большие, грязные). Да, ребята, листья у него действительного грязные. А как вы думаете, хорошо нашему цветку или нет? (Нет). А почему, ребята? (он пыльный, у него порваны листочки, земля совсем сухая и он хочет и пить).

Воспитатель: Все верно, ребята. А вам жалко наш цветочек? (Да). Ребята, а давайте мы ему поможем! (Давайте). А как мы сможем ему помочь? (Нужно протереть пыль с листьев, полить его).

Воспитатель: Правильно ребята, цветок нужно протереть. А что нам нужно для этого? (вода, таз, салфетки). Молодцы! Мы сейчас с вами нальем воды. А что будем делать дальше? (намочим салфетки). Умнички! Намочим салфетки, выжмем их, кладем лист цветка на левую руку, а правой рукой будем осторожно, ласково протирать пыль.

Читайте также:  Кто такой растение людоед

Воспитатель: Посмотрите, ребята, каким стал наш цветок? (чистым, ярким). А теперь мы с вами польем цветок. Наберем в леечки воды и польем цветок правильно, аккуратно не заливая горшок. Вот как здорово у нас получается!

Затем дети самостоятельно протирают другие комнатные растения из зимнего сада. Воспитатель и Буратино поощряют детей, комментируют их действия.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как стало здесь свежо и красиво!

Буратино: Вот какие вы молодцы! Вы мне очень понравились. Мне было очень с вами весело и интересно.

Воспитатель: Спасибо и тебе Буратино, но нам пора возвращаться в детский сад. До свидания.

Буратино: До свидания, дети. Я жду вас еще в сказочном зимнем саду.

Картотека: Труд в природе. Старшая группа. Карточка № 1. Полив комнатных растений. Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры;.

Перспективное планирование по окружающему миру в первой младшей группе, по программе Вераксы «От рождения до школы» № неделя СЕНТЯБРЬ Источник 1 3.09-7.09 Детский сад Тема: «Кто нам помогает?» (о няне). Игра «Кто что делает?» Программное содержание:.

Источник

Растения зимой младшая группа

Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе

«Путешествие в зимний лес».

СКАЧАТЬ (с фото)

Цель: знать и называть диких животных, их среду обитания и чем они питаются в зимний период.

-Расширять представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой (заяц, белка, медведь).

-Упражнять в подборе характерных признаков к животному, а также подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животного.

-Обогащать и активизировать словарь в соответствии с лексической темой «Звери зимой».

-Развивать умение участвовать в беседе.

-Развивать память, вспоминая ранее разученные стихи;

-развивать речь; стимулировать речевую активность детей.

-воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу;

— воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.

Словарная работа: лес, дикие животные, жилище, голодно.

Оборудование: запись хруста снега; картина лесной полянки, предметные картинки; мягкие игрушки: заяц, белка, медведь; раздаточный материал: грибочки для угощения , шишки, морковь; следы зайца;

Предварительная работа: беседы о диких животных; отгадывание загадок о зиме, диких животных; рассматривание иллюстраций диких животных; д\игры «Кто, где живёт».

1.Вводная часть:

Организационный момент. Круг радости:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, они рады вас видеть, они вам улыбаются. Давайте и мы подарим нашим гостям свои улыбки и поздороваемся с ними.

2.Основная часть.

Воспитатель . Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

Воспитатель . А как же вы догадались, что именно зима?

Дети . На улице холодно, много снега, солнце светит, но не греет, деревья стоят голые ,нет листочков, можно кататься на санках, на лыжах, на коньках.

Интересно, а что сейчас происходит в лесу. Хотите узнать. Давайте отправимся в путешествие в зимний лес.

Ребята, а на улице тепло или холодно? (холодно

Что нам надо сделать, прежде чем отправиться в лес? (одеться потеплее)

(дети имитируют процесс одевания)

Нынче за окном мороз.
Чтоб никто не замёрз,
Надеваем мы штанишки –
Надеваем свитерок,
Чтоб от холода берёг.
Шубка – тёплое пальто –
Не замёрзнем ни за что!
Мягкий шарф в мороз согреет
Подбородок, грудь и шею.
Рукавички надеваем,
Шапочку не забываем.
А ещё на ножки
Обуваем мы сапожки.

Всё –готовы мы гулять.

Будем дружно мы шагать.

По тропинке мы пройдём

Друг за дружкою гуськом.

Вот и пришли мы все в лесок .

(Детки идут «змейкой» по группе под музыкальное сопровождение, ( хруст снега, метель)садятся на стульчики )

( СЛАЙД с изображением леса ).

Воспитатель . Где мы с вами оказались. …

Посмотрите, как здесь красиво. Деревья в снежных шубах .А какой в лесу свежий воздух. Подышим вместе. (Дети делают упражнение на дыхание).

Упражнение на дыхание

Глубокий вдох носом. Выдох ртом. (3 раза)

Воспитатель .Как вы думаете, легко зверям в лесу зимой? (нет)

Почему? (холодно, голодно, . ) Молодцы! Вы всё сказали правильно.

Мы принесли подарки. Сейчас зима, и зверям очень сложно добывать пищу. А самое страшное для них — голод.

Воспитатель Ребята, смотрите, чьи-то следы. Как вы думаете, кто их оставил?(. )

Все говорят, что я трусишка.
А я лишь маленький. (Зайчишка)

Правильно, эти следы оставил заяц.

Зайчик мне что-то шепчет на ушко.

Он хочет вам рассказать ,как ему живётся в лесу зимой.

— Зайчик живет в лесу. Он прячется от своих врагов за деревьями, за кочками. Зайчик прыгает ловко, что даже его не догнать. Летом он серо-коричневый под цвет земли и коры деревьев, а зимой — белый под цвет снега. Свой цвет он меняет для того, чтобы его не заметили его враги. У зайчика длинные уши и маленький пушистый хвост.

А чем он питается в зимнем лесу? (. )

У зайчика нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода — кора.

Максим, а что ещё зайчик любит, расскажи нам:

Максим читает стихотворение:

Я полезный, вкусный овощ.

Сочная и гладкая.

Любят зайчики меня.

Я морковка сладкая.

Ребята, давайте поиграем, предлагаю вам стать зайчатами.

(звучит музыка , детки «прыгают, как зайчики», приближается лиса и волк, ребята садятся на стульчики)

Отправимся дальше, может ещё кого-нибудь встретим.

Посмотрите, что это такое? <шишки))

Отгадайте, кто мог её оставить?

Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам

Он в шубке серенькой зимой, а рыжей шубке летом.

А вот и белка.(Слайды)

Это белка. Она маленькая, с ладошку. У белки большой, пушистый хвост, когда белка спит, она сворачивается в клубок и укрывается хвостом, как теплым одеялом, лапки с коготочками, ушки с кисточками. Белка летом рыжая, а зимой – серая. Белка живет в дупле, на дереве.

Воспитатель :Что же любит кушать белка?

Лиза читает стихотворение:

Белка сушит грибочки, лапкой с ветки рвёт орешки.

Все припасы в кладовой пригодятся ей зимой.

Воспитатель: Она грызет орехи, ест грибы, шелушит шишки.

А давайте поможем нашей белочке и соберём шишки в корзинку

(Проводится игра, «собери шишки» под музыкальное сопровождение «Белка –шустренький зверёк», на полу рассыпаны шишки, детям необходимо собрать шишки в корзинку)

Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли белочке. Белочка говорит вам спасибо. Давайте погладим себя по головке.

Воспитатель: Ребята, слышите кто-то храпит?( звук храпа и сопения)

Сколько снега намело, (приподнимает край ткани, около ёлки — виден спящий медведь)

Кто это?(медведь) Домик медведя называется берлога. Давайте повторим.

Что он там делает?(спит) Почему?(. )

А чем он питается, когда спит? (сосёт лапу)

Ребята, а можно шуметь возле берлоги?(. )

Почему?(. ) А когда вы спите, можно шуметь? (…) Нужно заботиться обо всех, кто хочет спать. Пусть медведь спит в берлоге до весны, сил набирается, проснётся сильным и отдохнувшим. У нас и для мишки есть подарочек — бочонок с мёдом. Проснётся — покушает.

Воспитатель . А каких ещё животных, которые живут в лесу, вы знаете?

Дети . лиса, волк.

Воспитатель . Медведь, заяц, белка, волк, лиса живут в лесу. (слайд)

А как можно назвать животных, которые живут в лесу?

Воспитатель . Что-то мы очень сильно замёрзли, пора бы нам вернуться в детский сад.

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ :

Рефлексивно – корригирующий этап.

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад.

Ребята, где мы с вами побывали?

А что мы там делали?

Что больше понравилось? А тебе что запомнилось?

Воспитатель. Ребята, какие же вы у меня молодцы! Вы добрые, никого никогда не оставите в беде.( Дети хлопают в ладоши и гладят себя по головке.) Смотрите, а что у меня в корзинке? (грибочки шоколадные «Чоко-бой».)

Читайте также:  Что такое микроклимат для растений

Источник

Конспект занятия по теме: » Как живут растения зимой» по ознакомлению с окружающим (дошкольное отделение)

Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям (зимой ма ло света, холодно, снег, растения прекращают свой рост, от дыхают).

Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растения.

Учить детей устанавливать связи: зависимость состояния растения от условий среды и степени удовлетворения потребностей.

Формировать сложные формы речи: речь-доказательст во, речь-описание.

Продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, дополнять и исправлять ошибки.

Организация занятия

На доске картины «Зимний лес», «Зимние забавы». Набор ное полотно для картинок. Предметные картинки — земля покрыта снегом, люди тепло одеты, дети катаются на коньках; дети и взрослые на лыжах, игры детей зимой, деревья без листьев и с листьями (хвойные), снегопад. Растения — пастушья сумка, анютины глазки, многолетние — ирисы, ря бина в разное время года, деревья с плодами (рябина, ель, сосна).

Ход занятия

1. Воспитатель (вносит в группу письмо). Ребята, почтальон принес нам письмо. Посмотрим, от кого оно. (Читает.) «Здравствуйте, ребята, вам пишет Буратино. Я уже пошел учиться в школу, и хотя я все про все знаю, вчера на уроке наша учительница поставила мне двойку. Она спросила меня: „Что бывает зимой? Какие бывают расте ния? Почему? Живые ли растения зимой?». А я сказал, что растения зимой не могут быть живыми, у них нет листьев, на земле лежит снег, а под ними земля, на которой ничего нет. Но учительница сказала, что я неправ. А как думаете вы? Помогите мне ответить на эти вопросы. Ваш друг Буратино».

Садитесь, ребята, все на места, будем помогать Буратино исправлять двойку.

2. Воспитатель. Как мы узнаем зиму?

Дети. Зимой бывает холодно. Земля покрыта снегом. На речке, озере, в пруду вода замерзла, образовался лед. Он прочный, гладкий, скользкий, по нему можно ходить, ездить на коньках, санках, лыжах. Люди одеты тепло, в зимнюю одежду. Лиственные деревья стоят без листьев, на хвойных остаются иголки. Птицы перебираются поближе к челове ческому жилью, кормятся оставшимися семенами. Небо часто бывает серым, на нем облака, тучи, из которых идет снег.

Воспитатель. Посмотрите на эту картинку («Зимние забавы»). Что еще можно рассказать о зиме?

Дети. Зимой снег бывает разным. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, снежинки слипаются в хлопья. Из такого снега хорошо лепить. На де ревьях и проводах выступает иней. В ветреную погоду бывает поземка, метели, вьюга, бураны. Воздух становится хо лодным.

Воспитатель. Ребята, а какие растения можно встретить зимой? У меня на столе лежат картинки разных ра стений. Отберите из них те, которые можно встретить зимой.

Дети отбирают картинки и выкладывают их на наборное полотно.

(Примерный набор картинок растений: тополь, липа, черемуха, береза, ель, сосна.)

Воспитатель. А как вы думаете, что ищут птицы зимой на деревьях?

Дети. На деревьях остаются плоды, семена, которыми птицы питаются (гроздья рябины, плоды на кустах калины, шишки на ели и сосне).

Воспитатель. Какие деревья зимуют зелеными? (Ель, сосна.)

Воспитатель выставляет иллюстрации: ель под снегом, де рево с оставшимися плодами, дерево без листьев.

3. Воспитатель. Ребята, Буратино показал учительни це вот это растение. (Выкладывает картинку с изображением пастушьей сумки или анютиных глазок.) Почему же растения не растут и не цветут зимой?

Дети. Зимой холодно, мало света. Почва замерзла, нет влаги.

Воспитатель. Что же нужно всем растениям? (Свет, тепло, влага, почва.)

Воспитатель выставляет модели с изображением потреб ностей растения.

Воспитатель. Буратино сказал, что растения зимой погибают. Так ли это?

Дети. Растения зимой не погибают, а просто засыпают. Когда стало мало света — на деревьях и кустарниках пожел­ тели листья, а когда стало холодно — они листья сбросили. На деревьях и на кустах остались почки. Жизнь этих растений спрятана в почках.

Воспитатель выставляет картину с весенним пейзажем.

Воспитатель. Что весной будет с растением?

Дети. Весной будет греть солнце, появятся листья, трава. Почки на деревьях лопнут, и появятся первые листочки.

Воспитатель. Сегодня вечером я запишу вам рассказ, и мы отправим Буратино письмо.

«Рассматривание и сравнение воробья и вороны»

Расширить знания детей о жизни птиц зимой: об их внешнем виде, о питании.

Учить распознавать птиц (воробей, ворона) по способам передвижения, издаваемым звукам.

Словарная работа: зимующие, нахохлились, чирикают, щебечут, покрылось пухом, зимовать, корм.

Воспитывать заботливое отношение, интерес.

Дать возможность отразить свои впечатления в рисунках.

Материал. Предметные картинки с изображением воробья и вороны; модели частей тела, величины; модели приспособления к ок ружающей среде; силуэты воробья и вороны на каждого ре бенка.

Предварительная работа

Наблюдения на прогулке; чтение рассказов; рассматрива ние картинок.

Организация детей: сидят полукругом. Ход занятия

1. Дети играют. Приходит Буратино и приносит с собой конверт.

Буратино. На улице зима, мороз, а я гулял и видел много птиц. Там разные птицы: большие и маленькие. Наверное, одни много ели, другие мало или это мама и ее дети. А как их зовут, я не знаю. Вот я их сфотографировал и вам принес фото. Может, вы их знаете? Это птицы, которых я видел на вашем участке.

Воспитатель. Дети, давайте посмотрим, что нам принесли, и расскажем Буратино, что мы про этих птиц знаем. Выставляет картинки с изображением птиц и картинки с моделями.

2. Воспитатель. Где мы видели с вами этих птиц? Чем отличаются эти птицы друг от друга? Да, воробей маленький, а ворона большая (модель). Что можно сказать об окраске перьев? Воробьи серенькие, а перья у вороны на крыльях и хвостовые темные, даже черные, туловище светлее.

Как ведут себя птицы во время еды? (Воробьи прыгают или перелетают с места на место. Вороны важно шагают и не от дают свою добычу. Они берут пищу своим большим клювом, отлетают и прячут.)

Что вы слышите, когда птицы собираются у кормушки? (Они громко кричат, щебечут.)

Как чирикают воробьи? Предложить детям почирикать и попрыгать, как воробушки. Теперь покажите, как каркают вороны и как они важно вышагивают.

Воспитатель. Вороны и воробьи не улетают в теплые края, они остаются зимовать. Вот Буратино и видел этих птиц. Где им легче найти корм? (Карточка с кормушкой.) Какой корм можно положить в кормушку? (Крупу, крошки хлеба, семена растений.) Да, этим люди помогают выжить птицам в холодную зиму.

К зиме у птиц тело под перьями покрывается пухом. И по­ этому им теплее. К ночи они летят в парк или в ближайший лес и там ночуют на ветках деревьев, прячут свой клюв и лапки в перышки и так спасаются от мороза. Мы рассказали Бурати­ но о том, чем отличаются ворона и воробей. Давайте расска­ жем, чем они похожи. Вспоминают, что у птиц есть туловище, ноги, голова, тело покрыто перьями; живут и питаются около людей, это зимующие птицы. В беседе использовать модели.

3. Воспитатель. Расскажите, кто из вас помогал птицам зимой? Вот какие молодцы, много рассказали о воробье и вороне Буратино, он теперь будет знать, как зовут этих птиц. Буратино еще что-то нам принес. Это силуэты птиц, но они не раскрашены. Хотите выбрать себе птичку и раскрасить ее? Потом мы посадим этих птиц на ветку и покажем мамам и папам.

«Как узнать растение (дерево, куст, траву)»

Обобщить представления о типичной морфологии растений.

Закрепить умение различать и называть части растений.

Формировать представления о потребностях растений (тепло, свет, влага, земля).

Ход занятия

Появляется Буратино с красивой яркой папкой, в которой лежат картинки.

1. Буратино. Картинки хотите посмотреть? (достает картинку березы). Задает вопросы: Что это такое? Как узнали?

Читайте также:  Как нарисовать сказочное растение

Что есть у березы и для чего? Передвигается ли береза в поисках пищи? Что нужно березе, для того чтобы жить? Откуда берутся живые березы? Можно ли сделать живую березу?

Затем Буратино достает картинки шиповника, ромашки и задает те же вопросы. Дети отвечают.

2. Буратино. Я уже догадался — растения можно узнать по величине: то, что растение, то большое.

Воспитатель. Какой величины береза, шиповник, ромашка?

Дети объясняют, что все они разные по величине. Растения бывают большие и маленькие.

Буратино. Растение — это то, что растет в лесу.

Воспитатель. Где растут береза, шиповник, ромашка? (В лесу, на лугу, в городе.) Правильно ли называть растениями только то, что растет в лесу? Почему нет?

Буратино. Растения те, у кого листочки круглые.

Воспитатель. Какой формы листья у растения? (Все разные.)

Буратино. По величине — нельзя, по тому, где растет, — нельзя, по форме листьев — нельзя. Как же узнать растение? Воспитатель. Чем же похожи все растения, что есть у березы, шиповника, ромашки? (Модель частей растения.) Чем же похожи растения?

Переходят ли растения с одного места на другое? Почему нет? (Им не нужно передвигаться в поисках пищи.)

Без чего не могут растения жить? (Дети называют потребности растений и находят соответствующие модели.) Откуда берутся растения? (Модель семени.) Дети объясняют.

Воспитатель. Послушайте, как я буду рассказывать о растении, о том, что мы называем растениями. У растения есть корни, листья, стебли, цветы. Они растут на одном месте, не могут жить без тепла, света, влаги, питания, вырастают из семени. Так как мы будем узнавать растения? Расскажите Буратино. (Рассказ двоих-троих детей.)

3. Воспитатель. Теперь Буратино, наверное, понял, давайте проверим.

Буратино показывает картинки овощей и доказывает, что это не растения. Дети доказывают обратное.

«Беседа о домашних животных»

Формировать представления о домашних животных. (Живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них забо тится: кормит, лечит.)

Развивать умственную операцию «обобщение».

Воспитывать интерес к домашним животным.

Предварительная работа

Чтение художественных произведений Л. Воронковой «Круж ка молока», «Маленький Соколик», рассматривание иллю­ страций, знакомство с моделями признаков домашних животных.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришел наш старый друг Буратино.

Буратино. Я иду в лес, чтобы узнать, кто такие до машние животные. Я хочу посмотреть, где гуляют в лесу ло шадь и корова, может быть, на болоте или около малинника, как я.

Воспитатель. Дети, разве в том месте ищет Буратино лошадку и коровушку? Ребята, найдет ли Буратино в лесу этих животных?

Дети. Нет, Буратино, ты ошибаешься! Воспитатель. Кто знает, где живут лошадь и корова? Почему?

Дети. В деревне, рядом с человеком. (Дети ставят модель «Домик».)

Воспитатель. Человек строит для лошади дом — ОН называется конюшня, а для коровы человек строит дом — коровник. Буратино, а ты знаешь, какую пользу при I кия: лошадь и корова?

Буратино. Не знаю.

Воспитатель. Ребята, а кто из вас знает?

Дети. Лошадь перевозит грузы. (Дети находят и ставят на наборное полотно картинку «Ящик с картошкой»). Ко рова дает молоко. (Дети находят и выставляют картинку «Би дон с молоком».)

Воспитатель. Ребята, а кто может рассказать Буратино о том, как человек заботится о лошади и корове?

Дети. Человек их моет, чистит, убирает за ними. (Ставят картинку «Ведро и метла».) Человек их кормит, заготавливает для них корм на зиму — сено. (Ставят картинку «Стог сена».) Если лошадь и корова заболеют, то человек их лечит. (Нахо дят и ставят модель «Красный крест».)

Воспитатель. Буратино, теперь ты понял, почему ко рова и лошадь — домашние животные?

Буратино. Да, понял, ребята. Сейчас я вам расскажу (в рассказе допускает ошибки).

Воспитатель предлагает детям рассказать Буратино о домашних животных — лошади и корове. Дети рассказывают, опираясь на модели.

«Жизнь диких зверей весной»

Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни диких животных. (Весной — линька, конец спячки, забота о потомстве.)

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитывать интерес к жизни животных. Предварительная работа

Рассматривание серии картин «Дикие животные», чтение художественных произведений, сказок.

Буратино. Ребята, я побывал весной в лесу и хочу рассказать, что я там увидел. Я думал, что весной в лесу все так же, как зимой, ничего не меняется. Но почему-то кругом таял снег, текли ручьи, из-под земли выросла молоденькая травка. Почему так происходит, не понимаю. Иду я по лесу, смотрю — на кустах висят клочки чьей-то шерсти. В чем дело, никак не пойму. Может быть, это для меня развесили в подарок, чтобы я сшил себе новую шубу, да ведь весной тепло, солнце светит ярко.

Воспитатель. Ребята, давайте поможем нашему Бура тино узнать, кто же это оставляет клочки своей шерсти на кустах в лесу.

Дети. Все звери весной линяют, меняют свою теплую зимнюю шубку на более легкую. Зайчик меняет свою красивую белую шубку — на пушистую серую, белочка — серую шубку меняет на рыжую.

Воспитатель. Кто знает, почему зайцу неудобно бегать в белой шубе среди деревьев, зеленой травы, по серой до­рожке?

Дети. В белой шубке он издалека заметен для врагов. Буратино. А кто же тогда оставил на веточках рыжие клочки шерсти?

Дети. Их оставила плутовка-лисичка. Она тоже поменяла свою теплую пушистую зимнюю шубу на более легкую.

Буратино. А вот эти серые клочки шерсти — кто же их оставил в лесу?

Дети. Волк, он тоже весной линяет.

Буратино. Ходил я по лесу, ходил. Думал, что нико го не увижу. Все звери спят, как в морозы зимой. Но подошел я тихонечко к одной норке, а там кто-то большой с длинной мордочкой, с пушистым хвостом и рядом еще пять таких же маленьких зверьков. Рыжая мама умеет тявкать, у нее очень хороший слух. Она сразу издалека услышала, как я по лесу шел. Своим детенышам она принесла поесть мышку. Я спрятался за куст и все это видел. Что это за звери были, я не знаю, у них еще такой пушистый рыжий хвостик есть.

Воспитатель. Дети, кто это был?

Дети. Лиса с лисятами.

Воспитатель. Что принесла лиса своим детенышам на обед, когда их увидел Буратино?

Буратино. А еще я спрятался за кустом и увидел, что из берлоги вышел кто-то большой, коричневый и косолапый. Откуда он появился? Зимой я его не видел. За ним появился такой же косолапочка. Кто это был — не знаю.

Дети. Это медведь. (Ребенок ставит модельку «Медведь в берлоге».)

Воспитатель. У мамы-медведицы рождается всего один очень маленький медвежонок. Он очень мало весит, всего 300—400 граммов. Мама кормит его молоком. Весной медве ди едят свежую молодую травку, улиток, муравьев из мура вейника. Мама водит медвежонка к реке. Там она сядет на камень и ударяет лапой по рыбе в реке. Стукнет по рыбе и отдаст своему детенышу.

Буратино. А еще кто-то пробежал мимо меня по дорожке на своих коротких ножках, с колючками на спине, а за ним детеныши. Кто это был, я не знаю. А где же он был зимой?

Воспитатель. Весной у ежика тоже появляются ежата. Ежик спал под пенечком, спрятался от всех. Дети, кто из вас запомнил, какие изменения происходят со зверюшками в лесу весной?

Дети. Звери линяют, меняют зимнюю теплую шубку на более легкую. Звери выходят из своих нор, а медведь из берлоги.

Буратино. Ребята, объясните мне, почему это весной появляется так много больших и маленьких зверюшек?

Дети. Звери выводят потомство. Взрослые звери кормят малышей, учат их охотиться, спасаться от врагов.

Воспитатель. Буратино, теперь ты все понял?

Буратино. Понял, что зверей зимой снегом занесло, потому я их и не видел в лесу.

Источник