Растительные ткани и органы растений 6 класс

Урок по теме "Ткани растений", 6-й класс

Методы обучения: частично – поисковый, проблемный.

Основные понятия и термины урока:

Ткань, её виды (образовательная, основная, покровная, механическая, проводящая). Жилки. Проводящий пучок.

Ход урока

1.Создание проблемной ситуации:

Так как учащиеся шестого класса не обладают достаточным уровнем развития для самостоятельного формулирования проблемной ситуации, то ситуация возникает в ходе предварительной беседы. Для этого доска разделяется на две части и в каждой прописывается, что учащиеся знают, а что не знают по данной теме.

Знаем: Не знаем:
Определение ткани.

2.В ходе беседы с учащимися решается проблема, как строение ткани связано с выполняемой функцией. Для этого с помощью таблиц, рассматривания микропрепаратов и живых объектов (побеги растений, листья, комнатные растения) заполняется следующая таблица: [ Игошин Г.П. “Уроки биологии в шестом классе” ]

Тип тканей Где расположена Форма и размеры клеток Внутреннее строение Особенности жизнедеятельности Функции
образовательная Верхушка корня, стебля.
основная Мякоть листа

Середина корня, стебля

Мягкие части цветка

3. Так как у учащихся шестого класса заполнение таблицы может вызвать затруднения, учитель должен в ходе беседы с ребятами не только направлять их деятельность, но и поощрять правильные ответы и акцентировать их внимание именно на взаимосвязи строения и функции.

4. Учащиеся, заполнив таблицу, делают вывод, что строение ткани зависит от выполняемой данной тканью функции.

3. Рефлексия: учащиеся проговаривают, что им понравилось в уроке, что вызвало сложности. Как они себя чувствовали на уроке.

4. Домашнее задание: прочитать текст учебника: “Строение тканей растительного организма”

Источник



План-конспект урока биологии на тему "Ткани растений" в 6 классе
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Дербенева Кристина Александровна

Вид урока: Урок-лекция. Урок-лаборатория.

Цель урока: на основе знаний о клеточном строении сформировать знания о тканях растений, их видах, строении и значении в жизни растения.

Задачи:

ü Сформировать у обучающихся понятия о тканях растения, их строении;

ü Развить умения различать виды тканей, сравнивать и делать выводы;

ü Воспитать у обучающихся бережное отношение к растениям, показать значение различных видов тканей в жизни растений.

Планируемые результаты:

Личностные: Формирование познавательных интересов, умение анализировать особенности растительных тканей и их функции и делать выводы о взаимосвязи строения и функций тканей растений.

Метапредметные: Формирование умения выделять существенные признаки тканей растений, умение различать их на таблицах, дальнейшее развитие навыков работы с увеличительными приборами при рассматривании микропрепаратов. Умение работать с различными источниками информации, развитие ИКТ-компетентности.

Предметные: Умение давать определение ткани, распознавание различных видов растительных тканей. Умение устанавливать взаимосвязь строения и функции тканей. Приобретение опыта использования методов биологической науки /наблюдение, описание/, совершенствование навыков работы с микроскопом.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты, таблицы, рисунки учебника по данной теме.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_tkani_rasteniy.docx 359.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии

Тема урока : Ткани растений.

Тип урока : Комбинированный урок.

Вид урока : Урок-лекция. Урок-лаборатория.

Цель урока: на основе знаний о клеточном строении сформировать знания о тканях растений, их видах, строении и значении в жизни растения.

  • Сформировать у обучающихся понятия о тканях растения, их строении;
  • Развить умения различать виды тканей, сравнивать и делать выводы;
  • Воспитать у обучающихся бережное отношение к растениям, показать значение различных видов тканей в жизни растений.

Личностные: Формирование познавательных интересов, умение анализировать особенности растительных тканей и их функции и делать выводы о взаимосвязи строения и функций тканей растений.

Метапредметные: Формирование умения выделять существенные признаки тканей растений, умение различать их на таблицах, дальнейшее развитие навыков работы с увеличительными приборами при рассматривании микропрепаратов. Умение работать с различными источниками информации, развитие ИКТ-компетентности .

Предметные: Умение давать определение ткани, распознавание различных видов растительных тканей. Умение устанавливать взаимосвязь строения и функции тканей. Приобретение опыта использования методов биологической науки /наблюдение, описание/, совершенствование навыков работы с микроскопом.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты, таблицы, рисунки учебника по данной теме.

Здравствуйте, рада нашей новой встрече. Кто сегодня отсутствует на нашем уроке?

Настрой на работу:

«На уроке будем думать, предлагать и рассуждать, и с собой возьмем внимание, дружбу, интерес, старание».

Приветствуют учителя. Называют отсутствующих.

2.Актуализация опорных знаний

Для начала предлагаю выполнить небольшой тест, который поможет проверить имеющиеся у вас знания. Итак, я буду читать предложения, а вам будет нужно выписать в ваши тетради номера только тех, которые вы считаете верными:

  1. Красящими в-вами клетки называют хромопласты.
  2. В размножении участвует вакуоль.
  3. Прозрачное слизистое вещество заполняющее всю клетку – это цитоплазма.
  4. Оболочка состоит из клетчатки.
  5. Лейкопласты зеленого цвета.
  6. Хромопласты красного цвета.
  7. Хлоропласты бесцветные.
  8. Вакуоль содержит клеточный сок.
  9. Оболочка имеет поры.
  10. Ядро не имеет пор.

(правильные ответы: 3,4,6,8,9)

Обменялись тетрадями, проверяем.

Критерии (на доске): 1 ошибка – «5», 2 ошибки – «4», 3 – «3», 4-5 ошибок – «2».

Выполняют работу (выписывают в тетради номера верных предложений), а после осуществляют взаимопроверку (обмениваются тетрадями с соседом по парте, проверяют и ставят отметку)

3. Мотивация учебной деятельности (3 мин.)

Скажите, как называется наименьшая структурная единица живого?

(проблемный вопрос) Верно, а вы знаете, как называется группа клеток, сходных по строению и выполняющих одинаковую функцию?

Ответ на мой вопрос вы можете получить, разгадав ребус на экране:

Какое слово здесь загадано? Верно, здесь зашифровано слово «ткань». Мы с вами изучаем, какую науку из биологии? Что она изучает? И сейчас мы с вами разгадали новое для вас слово в курсе ботаники — ткань. Как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

Источник

Виды тканей растений и их функции

Все эти ткани имеют свои особенности строения и отличаются друг от друга выполняемыми функциями.

Рис.1 Ткани растений под микроскопом

Образовательная ткань растений

Образовательная ткань – это ткань, из которой образуются все другие ткани растения. Она состоит из особых клеток, способных к многократному делению. Именно из этих клеток состоит зародыш любого растения.

Эта ткань сохраняется и у взрослого растения. Она располагается:

  • 1. Корень
  • 2. Ткани растений
  • 3. Покровная ткань растений
  • 4. Внешнее строение листа
  • в кончике корня и на верхушке стебля (обеспечивает рост растения в высоту и а корня в длину) – верхушечная образовательная ткань;
  • внутри стебля (обеспечивает рост растения в ширину, его утолщение) – боковая образовательная ткань – камбий;
  • вставочная образовательная тканей имеется в междоузлиях стебля некоторых растений (злаки)

Покровная ткань растений

Покровная ткань относится к защитным тканям. Она необходима для того, чтобы защищать растение от резких перепадов температуры, от излишнего испарения воды, от микробов, грибов, животных и от всякого рода механических повреждений.

Покровные ткани растений образованы клетками, живыми и мертвыми, способными пропускать воздух, обеспечивая необходимый для роста растения газообмен.

Строение покровной ткани растений таково:

  • сначала расположена кожица или эпидерма, которая покрывает листья растения, стебли и наиболее уязвимые части цветка; клетки кожицы живые, эластичные, они защищают растение от излишней потери влаги;
  • далее находится пробка или перидерма, которая также располагается на стеблях и корнях растения (там, где образуется слой пробки, кожица отмирает); пробка защищает растение от неблагоприятных воздействий окружающей среды.

Также выделяют такой вид покровной ткани как корка. Эта самая прочная покровная ткань, пробка в данном случае образуется не только на поверхности, но и в глубине, причём верхние ее слои потихоньку отмирают. По сути, корка состоит из пробки и мёртвых тканей.

Рис.2 Корка – вид покровной ткани растения

Для дыхания растения в корке образуются трещинки, на дне которых располагаются специальные отростки, чечевички, через которые и происходит газообмен.

Механическая ткань растений

Механические ткани придают растению прочность. Именно благодаря их наличию растение может выдерживать сильные порывы ветра и не ломаются под тяжестью плодов.

Клетки механических тканей имеют вид волокон с толстыми клеточными стенками: лубяные и древесные волокна.

Проводящие ткани растений

Проводящая ткань обеспечивает транспорт воды с растворенными в ней веществами.

Эта ткань образует две транспортные системы:

  • восходящую (от корней к листьям);
  • нисходящую (от листьев ко всем остальным частям растений).

Восходящая транспортная система состоит из трахеид и сосудов (ксилема или древесина), причем сосуды более совершенны с точки зрения функции, чем трахеиды.

В нисходящих системах ток воды с продуктами фотосинтеза проходит по ситовидным трубкам (флоэма или луб).

Ксилема и флоэма образуют проводящие пучки – «кровеносную систему» растения, которая пронизывает его полностью, соединяя в одно целое.

Основная ткань

Основная ткань или паренхима – является основой всего растения. В неё погружены все остальные виды тканей. Это живая ткань и выполняет она разные функции. Именно из-за этого выделяются разные её виды (информация о строении и функциях разных видов основной ткани представлена в таблице ниже).

Виды основной ткани Где располагается в растении Функции Строение
Ассимиляционная листья и другие зелёные части растения способствует синтезу органических веществ состоит из фотосинтезирующих клеток
Запасающая клубни, плоды, почки, семена, луковицы, корнеплоды способствует накапливанию необходимых для развития растения органических веществ тонкостенные клетки
Водоносная стебель, листья способствует накапливанию воды рыхлая ткань, состоящая из тонкостенных клеток
Воздухоносная стебель, листья, корни способствует проведению воздуха по растению тонкостенные клетки

Рис. 3 Основная ткань или паренхима растения

Выделительные ткани

Название данной ткани говорит о том, какую именно функцию она играет. Эти ткани способствуют насыщению плодов растений маслами и соками, а также способствуют выделению листьям, цветками и плодами особого аромата. Таким образом, выделяют два вида это ткани:

  • ткани внутренней секреции;
  • ткани наружной секреции.

Что мы узнали?

Учащимся 6 класса к уроку биологии нужно запомнить, что животные и растения состоят из множества клеток, которые, в свою очередь, образуют ту или иную ткань. Мы выяснили, какие виды тканей существуют у растений – образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная и выделительная. Каждая ткань выполняет свою, строго определённую функцию.

Источник

Урок Бесплатно Ткани растений

Очень давно средой обитания всего живого, в том числе и растений, была вода.

Позже, когда растительные организмы «вышли» на сушу, их строение стало более сложным — появилось большое разнообразие тканей (например, у покрытосемянных их более 80 видов).

Эволюция вынуждала растения приспосабливаться к новым условиям окружающей среды.

Следовательно, для этого им были необходимы новые «умения и способности»: впитывать питательные вещества и влагу из земли, расти вверх, формировать новые корешки или листья.

Растение

Все мы видели, как из почки весной пробиваются новые листочки, или, снимая кору с дерева, обнаруживали под ней светлую рыхлую ткань.

Все это совершенно различные виды тканей, причем каждый из них играет определенную роль.

Цветок

Или ствол дерева — совершенно разные вещи!

Ствол дерева

Виды тканей растений

Ткань- это группа клеток, сходных по размеру, строению, выполняемым функциям и соединенных между собой межклеточным веществом.

Иначе можно сказать, что это совокупность клеток и межклеточного вещества, а объединяют их общая функция, одинаковое происхождение и схожее строение.

Можно выделить две основные группы тканей растений:

· Простая ткань — состоит из клеток одного вида (паренхима, меристема, колленхима)

· Сложная ткань — включает разнообразные по строению клетки (флоэма, ксилема и др.); именно поэтому она способна выполнять больше таких задач, как защита, опора и рост.

В каждый вид ткани входят еще некоторые дополнительные подтипы, у которых есть специфические «обязанности».

По сути, это своеобразное распределение ролей. Каждая из разновидностей тканей выполняет свои задачи, определенные для нее природой.

В зависимости от того, для чего предназначена ткань, какие она выполняет функции, все ткани растений делятся на несколько видов:

  • покровные
  • проводящие
  • механические
  • основные
  • образовательные
  • секреторные

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

У растений нет мозга, но есть подобие нервной системы. Биологи обнаружили, что повреждённый лист «предупреждает» другие листья, используя те же сигналы, что и клетки животных.

Животные нервные клетки общаются друг с другом с помощью аминокислоты, называемой глутаматом, которая после высвобождения из нервной клетки вызывает волну ионов кальция в соседних клетках. Эта волна перемещается к следующей нервной клетке, которая передаёт сигнал дальше, обеспечивая связь на дальние расстояния.

Ученые разработали молекулярный датчик, который обнаруживает увеличение концентрации кальция в клетках растений (на видео они начинают светиться ярче). После того, как исследователи повредили один из листьев резуховидки (Arabidopsis, растение из семейства капустных), «свечение» кальция распространилось по всему растению. Дальнейшее изучение выявило глутамат в качестве триггера волны кальция.

Хотя биологи уже знали, что изменения в одной части растения ощущается всем организмом, они понятия не имели, как именно передаётся эта информация. Открытие того факта, что глутамат задействован в «нервной» системе растений так же, как у животных, поможет в будущем лучше контролировать внутренние механизмы растений.

Ткани растений

Название

Особенности строения

Место расположения

Функции

Покровная

Живые клетки с тонкими и бесцветными оболочками (кожица).

Мертвые клетки, одеревеневшие, плотно прилегающие (пробка).

Специальные образования- устьица и чечевички (дышат и испаряют).

Листья, молодые ветки, стволы, корни.

Кожица с устьицами.

Пробка с чечевичками.

Защита от неблагоприятных условий.

Дыхание и испарение воды. Придают прочность растению.

Проводящая

1) Живые- луб (подкорка)

2) Мертвые (древесина)

Мертвые клетки в трубках и сосудах, вытянутые в длину.

Ситовидные трубки- живые вытянутые клетки без ядра, вакуолей и пластид.

Корень, стебель, лист, почки, цветки.

Лист – стебель- корень.

Передвижение воды с растворенными в ней веществами (органическими и минеральными).

Механическая

1) Колленхима- вытянутые

2) Паренхима- внутренние

3) Склеренхима- внутренние

4) Каменистые клетки- склереиды

Живые и мертвые клетки с толстой оболочкой.

Каменистые клетки или склереиды- мертвые клетки с одеревеневшими оболочками. Содержатся в плодах, листьях, стеблях, перемешаны с паренхимными клетками, либо существует самостоятельно, без межклеточного вещества.

Стволы молодых веток, пробка и корки стволов, скорлупа грецкого ореха, покровы семян, мякоть плодов.

Придают прочность и упругость, способность выдерживать сильную нагрузку.

Основная

Клетки живые, крупные, есть вакуоли, много межклеточного вещества, заполненного млечным соком.

В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты, участвующие в фотосинтезе.

Мякоть листа, мякоть плодов, соцветий, стебля, корней.

Образование, накопление питательных веществ.

Образовательная

Живые маленькие клетки с крупными ядрами, без вакуолей.

Кончик корня, верхушка побега, зародыши, почки, ростковая часть стебля и листа, в коре (между лубом и древесиной).

Постоянное деление и рост растений, образование тканей.

Секреторная

(выделительная)

Живые тонкостенные клетки.

Участвуют в метаболизме или запасают вещества в вакуолях.

Корень, побег, ствол, лист, цветок.

Вырабатывают, выделяют и сохраняют секреторные продукты (защита, привлечение животных и пр.)

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Покровные ткани

Покровные ткани— это своеобразная «верхняя одежда» растений.

Их основная задача- защита от негативных внешних воздействий.

Иногда они выполняют всасывающую или резервную функцию (хранение воды в засушливый сезон).

Растению в природе много что угрожает:

√ механические повреждения (когда ветки ломаются от ветра или их пытаются сломать птицы или животные)

√ проникновение микроорганизмов и вредителей

√ колебания температуры (перегрев или переохлаждение)

К покровным тканям относятся:

  • эпидерма— находится на поверхности побегов и молодых листочков, то есть везде, где поверхность растения контактирует с воздухом и где еще не образовалась более жесткая ткань. В этой мягкой части есть поры, которые называются устьица (устьичная щель), через которые испаряется вода и растение дышит.

Эпидерма

  • ризодерма— покрывает корни. Необходима для всасывания питательных веществ и влаги из почвы.
  • перидерма— заменяет эпидерму по мере роста, делая поверхность более плотной.
  • пробка- заменяет перидерму, надежно защищая от внешних угроз. Обмен воды и воздуха в ней обеспечивают чечевички — разрывы в пробке. Мы их сможем увидеть, если внимательно посмотрим на ствол дерева: он весь покрыт маленькими щелочками.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Проводящие ткани

Проводящие ткани— это тот вид, который обеспечивает связь различных тканей между собой.

Без такого взаимодействия полноценный рост растений был бы невозможен: корни не могут выполнять фотосинтез, а ветви не обладают достаточным количеством воды.

Так что растения «обзавелись» специальными проводящими тканями:

  • ксилемой (древесина), которая транспортирует воду и соляные растворы от корней к стеблю, листьям и цветам. Ее трубкообразные клетки выстраиваются длинными рядами снизу вверх, клетки эти мертвые.
  • флоэмой (иначе называют луб), где наоборот, образовавшиеся в результате фотосинтеза вещества идут от листьев к корням по крупным вытянутым, с большими отверстиями клеткам.

Эти клетки называются ситовидные. Они собираются вместе и образуют ситовидные трубки.

Сложного здесь ничего нет: жидкость идет от корня вверх под давлением, для чего стенки трубок должны быть прочными (сосуды ксилемы состоят из прочных мертвых клеток).

Чтобы все этажи дерева получили воду, в трубках должны быть отверстия (поры в сосудах ксилемы).

Добравшись до вершины, жидкость медленно стекает вниз, как ручеек (прочность здесь не нужна: сосуды флоэмы живые), наполняясь произведенными наземной частью растения веществами, для того чтобы и корень кое- что получил.

Строение стебля

Осенью деревья уменьшают круговорот своих соков (но не прекращают его), из- за чего опадают листья и дерево засыпает до весны!

Опадают листья

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Циркуляция соков у растения очень похожа на водопровод в доме!

Он состоит из двух труб.По одной вода под давлением поднимается вверх и вытекает из открытых кранов всех этажей (как поры в жестких сосудах ксилемы), а добравшись до самого верха стекает по другой трубе, где кранов уже нет (ситовидные трубки флоэмы).

Весь этот круговорот нужен для того, чтобы вода не застаивалась и не испортилась!

Источник

Читайте также:  Чем отпугивать кур от растений