Различие способностей не заложены природой



ОТЛИЧИЯ В СПОСОБНОСТЯХ И ИХ ПРИРОДА

Наблюдение за деятельностью людей показывает, что в их способностях проявляются определенные отличия.

Способности — это общечеловеческие свойства. Человек может то, чего не может самое высокоорганизованное животное. Вместе с тем в способностях проявляется и индивидуальное своеобразие каждого человека.

Индивидуальные отличия характеризуются спецификой и мерой способностей человека. Так, один человек отличается способностями к музыке, другой — к технике, третий — к научной работе, четвертый — к рисованию и т. д.

Способности люди проявляются в разной степени — низкой, средней, высокой.

Чем обусловлены такие отличия? Они не являются врожденными, хотя мы слышим, например, что «этот ребенок способный» или «не способный» от природы.

Как и все иные индивидуально-психологические особенности, способности не даются человеку в готовом виде как что-то свойственное ему от природы.

Способности каждого человека, его индивидуальные особенности являются результатом его развития. Отстаивать такую точку зрения необходимо, поскольку существовали разные трактовки роли наследственности в способностях людей.

Так, еще Платон утверждал, что способности являются врожденными, и все знания, которыми пользуется человек, — это его воспоминания о пребывании в идеальном мире «абсолютных идей». У Декарта было учение о врожденное та способностей, оно известно как учение о врожденных идеях.

По мнению Галля, уровень развития психических качеств связан с размером отдельных частей мозга, и если кости черепа полностью отвечают изгибами и впадинам в мозгу, то по форме черепа человека можно определить его способности. Галль составил даже так называемую френологическую карту (от греч. фрг|У — ум), где поверхность черепа разбивается на 27 частей и считалось,что каждая из них отвечала определенным способностям.

Неправомерной оказалась и гипотеза о зависимости способностей от веса мозга. Известно, что мозг взрослого человека весит приблизительно 1400-1600 г. Мозг И.С. Тургенева весил 2012 г, А. Франса — 1017 г, Либиха — известного химика — 1362 г. Но все они были выдающимися людьми с высоким уровнем развития способностей.

Наиболее правомерна гипотеза о связи задатков с микроструктурой мозга и органов чувств, в результате чего происходит функционирование клеток, а также с особенностями нервных процессов (сила, уравновешенность, подвижность нервной системы, а также ее тип). На развитие способностей влияет наследственность социальных условий жизни. Так, в семье Баха было 57 музыкантов, из которых 20 — выдающихся.

Возражая против жесткой врожденности способностей, современная психология в то же время не отрицает врожденных особенностей, которые заложены в мозге и могут стать предпосылкой успешного выполнения любой деятельности.

Источник

Тема 13. Способности

2. Природа человеческих способностей. Способности и задатки.

3. Индивидуальные различия в способностях.

4. Развитие способностей.

1. Понятие о способностях. Виды способностей. Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. В психологии эти индивидуально-психологические особенности называются способностями личности, причем выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируются (например, способностями не являются: прямохождение – непсихологическая особенность, освоение речи – общее для всех людей – нельзя отнести к способностям).

Способных людей от неспособных отличают более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности. Но способности и деятельность не тождественны друг другу. Человек может быть хорошо подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности. К примеру, феноменальные счетчики – люди, которые очень быстро в уме производят вычисления – могут обладать средними математическими способностями.

В то же время, если человек не справляется с трудностями, которые предъявляет деятельность, то это не означает полное отсутствие у него способностей. Данному индивиду просто потребуется больше времени на усвоение ЗУН, а его педагогам потребуется приложить больше усилий. В.Немирович-Данченко считал, что режиссером может стать каждый, только одному потребуется для этого 3 года, другому 30 лет, а третьему – 300.

Способности не тождественны знаниям, умениям и навыкам. Способности лишь определяют возможность их усвоения, а станет ли она действительностью, зависит от соответствующих условий (специальное обучение, творческие педагоги, возможности семьи и т.д.). Способности проявляются не в самих ЗУН, а в динамике их приобретения, в том, насколько успешно и быстро человек осваивает конкретную деятельность.

Б.Н.Теплов выделяет три основных признака понятия «способность».

1. Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

2. Способностями называются не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, или многих видов деятельности.

3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека».

Не всякая деятельность развивает способности индивида, а только значимая для него, та, вокруг которой аккумулируются его возможности.

Основные признаки наличия способностей:

1) успешность выполнения деятельности;

2) оригинальность продуктов и способов деятельности;

3) динамика освоения знаний, умений и навыков, цена успеха;

4) заинтересованность деятельностью;

5) способность к переносу знаний, умений и навыков в новую область;

1) общие определяют успехи человека в самых различных видах деятельности (умственные способности, развитая память, совершенная речь);

2) специальные определяют успехи в специфических видах деятельности, для осуществления их необходимы задатки особого рода и их развитие (музыкальные, художественные, лингвистические способности);

3) теоретические определяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям;

4) практические – к конкретным практическим действиям

(теоретические и практические сочетаются только у одаренных людей)

5) учебные определяют успешность усвоения знаний, умений и навыков, формируя качеств личности

6) творческие – создание новых идей, изобретений, предметов материальной и духовной культуры;

7) способности к общению, взаимодействию с людьми (способность входить в контакт с разными людьми, располагать их к себе, легко адаптироваться к разным ситуациям).

Потенциальные способности – не реализуются в конкретном виде деятельности, но могут актуализироваться при определенных условиях. Актуальные – реализуются в тех или иных видах деятельности.

Читайте также:  Признаки состояния среды природы

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способностями. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей, их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. Так, умение узнавать высоту отдельных звуков можно выработать у лиц, не обладающих абсолютным слухом, опираясь на другие способности – относительный или тембровый слух.

Отдельные способности не существуют сами по себе и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно новый характер в зависимости от развития других способностей.

2. Природа человеческих способностей. Способности и задатки. Природа человеческих способностей до сих пор вызывает бурные споры среди ученых. Одна из точек зрения, ведущая свою историю еще от Платона, утверждает, что способности полностью биологически обусловлены и наследуются. Обучение и воспитание могут лишь изменять скорость их проявления, но они всегда проявятся. Доказательство – индивидуальные различия, проявившиеся в детском возрасте, когда влияние обучения и воспитания еще не сказалось. Музыкальная одаренность проявилась: у Моцарта – в 3 года, у Гайдна – в 4 года; художественные способности: у Рафаэля – в 8 лет, у Ван-Дейка – в 10 лет.

Последователи этой концепции связывают способности человека с массой его мозга (у взрослого человека в среднем 1400 г). Приведём примеры: масса мозга Тургенева 2012 г, Байрона 1800 г, но: А.Франса 1017 г, а самый большой мозг – более 3000 г – обнаружен у умственно отсталого человека. Эта связь является очень стойкой в обыденном сознании: обычно индивида с большим лбом наделяют выдающимся умом и ждут от него разумных предложений.

Развивая взгляды последователей этого направления, Ф.Гальтон объяснил наследование способностей, исходя из учения Дарвина. Гальтон полагал, что совершенствование человеческой природы возможно лишь путём выведения на основе законов наследственности расы особо одарённых, умственно и физически сильных людей.

Представители другой крайней точки зрения считают, что особенности психики целиком определяются качеством воспитания и обучения. В XVII веке Гельвеций: посредством воспитания можно сформировать гениальность. Приверженцы этой концепции в настоящее время создали центры «выращивания» одаренных детей (с 4-5 лет). Родителям внушают, что их дети имеют умственный потенциал Эйнштейна, Шекспира и т.д. Рациональное зерно этой концепции в том, что способности определяются той программой интеллектуальной деятельности, которая заложена в детстве: одни индивиды решали творческие задачи, другие – репродуктивные.

Нельзя отрицать природных предпосылок способностей. Отрицая врожденность способностей, психологи не отрицают врожденность особенностей строения мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения определенной деятельности. Эти врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей называются задатками. Задатки являются предпосылкой развития способностей. Способности – следствие развития задатков.

Например, задатки интеллектуальных способностей проявляются в функциональной деятельности мозга (возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей), т.е. в том, что Павлов назвал генотипом (это врожденные особенности нервной системы). Развитие интеллектуальных способностей связано также с кровоснабжением мозга.

У человека есть два вида задатков: врожденные (природные) и приобретенные (социальные). Чтобы способность поднялась на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была оформлена на предыдущем. Этот предыдущий уровень развития выступает в виде своеобразного социального задатка для более высокого. Так, чтобы усвоить высшую математику, надо усвоить элементарную.

Значение задатков для различных способностей неодинаково (например, оно велико для музыкальных способностей). Развитие задатков – социально обусловленный процесс, и зависит от потребности общества в определенных профессиях и от условий, создаваемых обществом. Задатки не специфичны по отношению к конкретному содержанию и формам деятельности, они многозначны: на основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности (хороший слух и чувство ритма позволяют стать дирижером, певцом, танцором, музыкальным критиком, музыкантом, композитором). Однако особенности определенного анализатора (слухового) скажутся на способностях, требующих участия этого анализатора, т.е. задатки в какой-то мере избирательны.

Исследования показывают, что социально-культурные факторы оказывают на развитие способностей гораздо большее влияние, чем биологические.

3.Индивидуальные различия в способностях.Способности могут различаться не только по направленности, но и по своему уровню и масштабу.

Общие способности, обеспечивающие относительную легкость в овладении знаниями в различных видах деятельности, нередко называют одаренностью. Она может проявляться в различных видах деятельности (интеллектуальной, творческой, в сфере общения и т.д.). Одаренных людей отличают внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности, настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, высокий интеллект. Одаренные люди проявляют громадное упорство в области своих интересов. Одаренность не является единственным фактором успешности в деятельности, помимо нее человек должен обладать соответствующими знаниями, умениями, навыками..

Специфические различия в одаренности обнаруживаются главным образом в направленности интересов (математика, история, иностранные языки., общественная работа). Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности.

Особо высокий уровень проявления способностей обозначают понятиями «мастерство», «талант», «гениальность».

Мастерство – совершенство в конкретном виде деятельности, требует большого и напряженного труда. В большей мере связано с репродуктивной, производственной деятельностью. Однако это не сумма соответствующих умений и навыков, мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческому решению проблем. Мастерство – это когда «что» и «как» приходят одновременно.

Слово «талант» впервые встречается в Новом Завете. Имел значение меры серебра, которую ленивый раб получил от господина и зарыл в землю, вместо того, чтобы пустить в оборот и получить прибыль («зарыть свой талант в землю»). Под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Пробуждение талантов общественно обусловлено и зависит от потребностей и задач общества (в условиях расцвета государства пробуждаются таланты музыкальные и литературные, в военное время – полководческие). Талант – это определенное сочетание способностей, их совокупность. Одна способность, даже высокоразвитая, не может быть названа талантом.

О гениальности (высший уровень развития способностей) говорят, когда творческие задатки человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры (не более 400 человек за всю историю человечества). Высокий уровень одаренности гения неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности (Аристотель, Леонардо да Винчи). Так сферы интересов М.В. Ломоносова: химия, математика, астрономия, изобразительное искусство, литература, языковедение. Однако каждый гений имеет свой «профиль», какие-то способности ярче проявляются в его творчестве.

Читайте также:  Много пива на природе

Существует множество попыток объяснить гениальность. Одной из них является теория «патологичности» гения: гениальность связана с нарушениями психики. Итальянский психиатр Ч. Ломброзо считает, что лихорадочное состояние гениев во время творчества сходно с маниакальным возбуждением, а характерные признаки паранойи (эгоцентризм, гордость, стремление к цели, отсутствие угрызений совести) – типичные характеристики гения. Гете и Байрон сравнивали те состояния, когда они отдавались творчеству, с грезами лунатиков.

С другой стороны, психологи считают, что среди 15 миллиардов клеток головного мозга у нормального человека работают лишь 3-5 %, человеческий мозг имеет огромные резервы. Следовательно, гениальность – не отклонение, не аномалия человеческого ума, а высшая полнота его проявления.

Противоположный полюс – патологическое снижение способностей (олигофрения). Имеет разную степень выраженности дефекта: легкую (дебильность), среднюю (имбецильность), глубокую (идиотия), в зависимости от которой создаются программы во вспомогательных школах.

Проблема определения способностей приобретает особую остроту в связи с дифференциацией обучения, при профориентации. Используются тесты интеллекта. Приведём примеры коэффициентов интеллектуальности (IQ) известных людей: Гете – 200, Эйнштейн – 180, Каспаров – 135.

4. Развитие способностей. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей этот путь начинается уже с первых дней жизни. Первичные этап в развитии любой способности связан с созреванием органических структур(формированием функциональных органов). Он обычно относится к дошкольному детству (происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и дифференциация участков коры головного мозга, органов движения). Это создает благоприятные условия для развития общих способностей.

Становление специальных способностей активно начинается в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию способностей детей помогают игры, затем учебная и трудовая деятельность. Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование взаимно дополняющих друг друга способностей (совершенное владения речью входит в интеллектуальные, творческие, межличностные способности).

Основные требования к деятельности, развивающей способности: творческий характер деятельности, оптимальный уровень трудности ее для исполнителя, должная мотивация, положительный эмоциональный настрой в ходе и по окончании выполнения деятельности. Одним из важных условий в формировании способностей является формирование настойчивости, умения максимально напрячься при достижении цели. Ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы. Эта свобода предполагает умную, ненавязчивую помощь взрослых. Но не надо превращать свободу в безответственность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.

Сензитивные периоды – периоды высокой чувствительности к освоению того или иного вида деятельности (Фигурное катание, гимнастика – с 4-5 лет). Если сензитивный период упущен, то развитие функции затрудняется (в подростковом возрасте трудно научить речи).

Неблагоприятные условия для развития способностей могут быть различной природы:

1) нехватка соответствующих впечатлений, обедненная среда;

2) неблагоприятные условия воспитания, частые психические травмы (энергия ребенка тратится на неконструктивные переживания);

3) неправильное обращение с мотивацией (излишнее принуждение может погасить активность ребенка и соответствующие способности).

Итак, способности надо развивать комплексно и на трех уровнях: психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом.

Источник

Способности: природа и виды способностей

Особую подструктуру личности образуют ее способности .Если темперамент связан с динамическими аспектами психики, а характер определяет устойчивые формы поведения и отношений человека к действительности, то способность определяется как заложенная в человеке и реализуемая при жизни возможность достижения высокого уровня эффективности и продуктивности в определенной деятельности. Б.М. Теплов («Проблемы индивидуальных различий», 1961) выделил три основных отличительных признака любой человеческой способности.

1.Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; к этому разряду не могут быть отнесены качества, в отношении которых все люди равны.
2. К способностям относятся только те индивидуальные особенности, которые обеспечивают успешность выполнения определенной деятельности или многих видов деятельности.
3. Понятие «способность» не сводится к знаниям, навыкам и умениям, сформированным у данного человека.

Как отмечал А.В. Петровский, по отношению к знаниям, навыкам и умениям способности выступают как некоторая возможность; это зерно, проращивание которого требует определенных условий и усилий.
Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и легко, основательно и прочно осваивает способы ее организации и выполнения. Основными критериями оценки какой-либо способности служат темп, глубина и основательность освоения деятельности, повышение ее результативности, соотношение нервно-психических затрат и конечного результата, широта переноса формирующихся психических качеств, склонность к реализации данного вида деятельности на протяжении длительных периодов или всей жизни. В число способностей не попадают отдельные свойства темперамента и характера.

Итак, способности — это индивидуально-психологические особенности человека, выражающиеся в готовности к овладению определенным видом деятельности и являющиеся условием успешности ее осуществления.Предметом специального психологического исследования способности стали в Х!Х веке, когда, благодаря работам Ф. Гальтона было положено начало систематическому экспериментальному изучению индивидуальных различий.

Изучение психологических характеристик различных способностей позволяет выделить:

а) общие качества индивида, отвечающие требованиям не одного, а нескольких видов деятельности (прежде всего, умственная одаренность или интеллект и креативность)

б) специальные, дифференцированные качества, отвечающие более узким требованиям конкретной деятельности.
В основе одинаковых достижений, как правило, обнаруживаются различные способности; в то же время одна сложная способность может служить предпосылкой успешности нескольких видов деятельности. Это обеспечивает возможность широкой компенсации способностей.
По содержанию и степени сложности принято различать:
* элементарные (основные) способности — совокупность отдельных свойств личности, в которых обобщаются характеристики психических процессов, в равной степени присущие всем людям;
* сложные общие способности, также свойственные всем людям, но в различной степени — способность к обучению, общению, речевому самовыражению и пониманию сообщений, к совместной деятельности и т.д.
* сложные частные способности — совокупность отдельных свойств личности, обеспечивающих достижение выдающихся результатов в какой-либо специальной сфере деятельности.
Для понимания природы и сущности способностей является принципиальным вопрос относятся ли способности к врожденным характеристикам человека или формируются прижизненно?

Читайте также:  Отношение к природе в древнем риме

В концепциях, подчеркивающих значение наследственности, приводятся следующие аргументы:

1) врожденность способностей подтверждается их ранним проявлением в развитии ребенка, иногда в виде сверходаренности (у Моцарта — уже в возрасте 3-х лет);

2) другое доказательство — повторение идентичных способностей у потомков выдающихся личностей и образование целых династий одаренных людей (например, несколько поколений Бахов);

3) данные, полученные с применением психогенетического (близнецового) метода, позволили установить высокие показатели корреляции в парах монозиготных близнецов;

4) исследования на животных по методу искусственной селекции свидетельствуют о возможности накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.
Однако наряду с акцентированием генотипических предпосылок, необходимо признать огромное значение факторов: социокультурного окружения личности, ее воспитания и обучения, что также подтверждается рядом фактов:
1) результатами деятельности выдающихся педагогов, сумевших сформировать большие группы учеников, которые в силу их численности и уровня развития способностей невозможно объяснить с точки зрения законов статистики случайным подбором наследственно предрасположенных индивидов;

2) фактами массового развития некоторых специальных способностей в условиях конкретных культур (например, сравнительными кросс-культурными данными, показывающими, что звуковысотный слух развит у вьетнамцев в большей степени, чем у представителей европейских
национальностей);

3) другими результатами экспериментов по искусственной селекции, доказывающими, что выращивание отобранных поколений интеллектуально развитых крыс в обедненной впечатлениями среде приводит к значительному снижению их способности к успешному научению по сравнению с менее интеллектуальными крысами, развивавшимися в условиях обогащенной среды.

Можно констатировать, таким образом, что оба полярных варианта ответа на вопрос о происхождении способностей являются некорректными. Разрешением дилеммы «наследственность — среда» явилась концепция, согласно которой любая способность возникает на основе определенных природных предпосылок — задатков, однако характер проявления этих задатков в конкретной деятельности зависит от условий индивидуального развития и факторов среды.

При организации воспитания и обучения на тех или иных этапах личностного становления приобретает особую важность другой вопрос: о периодах возрастной сензитивности (чувствительности, восприимчивости), наиболее благоприятных для становления определенных способностей. Есть основания предполагать, что формирование способностей из природных задатков осуществляется по мере прохождения ребенка через различные сензитивные периоды, в которые, в силу повышенной восприимчивости, происходит наиболее интенсивное научение по механизму импритинга (запечатления).
По мнению С.Л. Рубинштейна, наряду с природными задатками и сложившимися у индивида знаниями, навыками, умениями, неотъемлемым компонентом способностей следует признать повышенную мотивацию: человек, наделенный способностью к определенной деятельности, в значительной степени мотивирован и устремлен к ее осуществлению, причем потребность в реализации способности обеспечивает как высокую интенсивность деятельности, так и естественность ее организации.

1) Общие способности – определяют успешность выполнения любых видов деятельности

Виды общих способностей:

*обучаемость — способность к усвоению, приобретению знаний

*интеллект – способность к практическому применению знаний

*креативность — способность к преобразованию знаний и открытию новых знаний.

2) Специальные способности- определяют успешность выполнения конкретных видов деятельности я ( матем., муз., организационные, пед. )

Источник

ЕГЭ. 1.1. Природное и общественное в человеке (задатки и способности).

Довольно часто, когда мы говорим о личности или индивидуальности человека, мы говорим о его способностях . Например, отвечая на вопрос "из чего складывается индивидуальность человека?", мы указываем на его способность к творческой деятельности. Перечисляя характеристики зрелой личности, мы также называем творческое начало, подразумевая творческие способности, которые личность активно развивает и проявляет в своей деятельности.

Стоит определиться с тем, что такое способности, откуда они берутся и как эти способности развивать.

Начнём с того, что вспомним, что в структуре личности человека мы выделяем три компонента: биологический, социальный и духовный. Мы говорили о том, что биологический компонент представлен наследственными качествами, т.е. задатками , а социальный компонент — способностями .

Биологической основой способностей выступают задатки.

Можно привести в качестве примера врождённого задатка особое строение слухового аппарата, которое позволяет легко распознавать ноты в мелодии и воспроизводить их. Это биологическая основа музыкальности человека, но для того чтобы данная от природы генетическая особенность развилась в способность, необходимо множество факторов: наличие музыки в окружении человека, наличие музыкальной школы, доступной социальной среды, позволяющей заниматься музыкой, желание и целеустремлённость самого человека. Задатки нужно развивать, для того чтобы они трансформировались в способности.

Существует несколько уровней развития способностей. На интуитивном уровне они понятны, но не всегда легко определимы с точки зрения обществоведческой теории.

Так как способностей существует огромное множество, возникает необходимость их классификации. Мы рассмотрим самые простые варианты классификации способностей.

1) Потенциальные и актуальные способности. Главным фактором, определяющим переход способностей с потенциального на актуальный уровень, является социальная среда. В одном из текстов ОГЭ по обществознанию был пример с мальчиком с выдающимися музыкальными задатками, который родился на далёком острове в Тихом океане в племени, в котором нет других музыкальных инструментов кроме барабана. Вероятность того, что его музыкальная одарённость из потенциальной трансформируется в актуальную крайне низка. Другими словами, потенциальные способности — это те способности, которые не реализуются на данный момент, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. Актуальные потребности, в свою очередь, уже реализуются в данный момент в каком-либо конкретном виде деятельности.

2) Общие и специальные способности. Общие способности человека проявляются во многих видах деятельности, хотя и в разной мере. Это, например, способность к обучению или способность к труду. Специальные способности требуются в отдельных видах деятельности, например, тот же музыкальный талант. При этом во многих справочниках отмечается, что разделение способностей на общие и специальные имеет условный характер. Но в ЕГЭ такие вопросы встречаются и к ним нужно быть готовыми.

Источник