Разработка классного часа человек и природа

Классный час «Человек и природа»

Классный час в форме

этического диалога

«Человек и природа»

подготовила

Лагошина Светлана Николаевна

учитель начальных классов

МКОУ СОШ № 8 с Благодатное

Петровского городского округа Ставропольского края

Классный час в форме этического диалога

«Человек и природа»

Цель: формировать у детей чувство экологической культуры через гуманное к ней отношение.

1.Развивать в детях чувство гуманности;

2. Вызвать чувство сострадания ко всем живым существам на планете;

3.Развивать умения сопереживать, сочувствовать.

4.Способствовать стремлению детей оказывать помощь природе.

5. Продолжить формирование экологически грамотного отношения к природе.

6. Активизировать имеющиеся у детей экологические знания

7. Способствовать воспитанию эстетического восприятия, умения видеть и ценить красоту природы

Место занятия в системе воспитательной работы класса: формирование экологической культуры

Занятие составлено для детей 8-10 лет

Структурные компоненты этического диалога

Смысловые характеристики структурных компонентов этического диалога

Вывод школьников на проблему.

Дети сидят в полукруге.

-Давайте поприветствуем друг друга. Встанем, поздороваемся глазами, плечами, локтями. Взялись за руки — По нашим рукам побежал ручеёк добра, пусть хорошее настроение останется с нами на протяжении всего занятия

— Сегодняшнее наше занятие мне бы хотелось начать с чтения отрывка из лесной книги жалоб.

« Была я красивая, была я пригожая, стала сама на себя непохожая!

Траву на мне вытоптали, кусты все повыломали, цветы все сорвали.

Берёзки на дрова срубили, забросали меня банками, грязной бумагой, щепками и тряпками.

Жалуюсь! Была я лесной полянкой – стала лесной помойкой!»

Построение логической цепочки развития мысли.

-От кого поступила жалоба?

-Какой была лесная полянка?

-А какой она стала?

-Почему лесная полянка назвала себя лесной помойкой?

-Ребята, как вы думаете, а кто довёл полянку до такого состояния?

— Человек…существо, которое создала природа…существо, которое бездумно губит свой мир…

-Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о человеке и природе, о том как пагубно поступают люди по отношению к нашей земле .

-Послушайте стихотворение Евгения Карасёва

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нам понятно было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное «стой!»

Нам казалось все мало, все мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

Мы не видели ,как из под ног

Молчаливо, дыша ели-ели,

Обречённо глядел василёк,

Безнадёжно гвоздики глядели.

Обращение к личности ребёнка.

— А часто ли мы с вами губим природу?

-Задумываемся ли мы о цветах, о травах, о деревьях и кустарниках когда идём в лес.… Думаем ли мы о бабочках и кузнечиках, когда бегаем по поляне?

-Я предлагаю вам обсудить несколько ситуаций, которые произошли с ребятами другого класса.

«-Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костёр, — предложил Алик.

-Зачем здесь? Идёмте вон под то дерево, там уютнее, — возразили девочки. Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, землю откинули подальше, чтобы не мешала».

-Правильно ли поступили дети? Что бы вы сделали на их месте?

-Костры без крайней необходимости не разводят, но если без костра не обойтись, используют старое кострище, чтобы не делать новый ожог на земле. Если кострища нет, готовят для него место: стараются аккуратно выбрать и сохранить дернину, чтобы после отдыха вложить её назад. Место для костра не должно быть рядом с сухими деревьями. Костёр всегда тщательно тушат.

-Следующая ситуация: «Мальчик вынул из кармана спичечный коробок, приоткрыл его и, осторожно придерживая тельце прелестной бабочки, показал ребятам свой трофей».

— Можем ли мы осуждать этого мальчика? Ведь он не убил бабочку, а всего лишь положил её в коробок?

-Все меньше и меньше в природе остаётся красивых бабочек. Ловить их – значит уничтожать. Бабочек в спичечные коробки не собирают. Живая, она будет искать выход из « темницы», в которой оказалась, и очень скоро её великолепные крылышки обтреплются, чешуйки облетят и, наверное, мальчику ничего не останется, как выбросить то, что совсем недавно поражало свое красотой. Ловить красивых насекомых нельзя.

— Перед тем, как пойти домой ребята решили убрать за собой. На земле валялись бумага, прозрачные мятые пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Дети собрали все это и сожгли на костре.

-Можем ли мы похвалить этих ребят?

-Сжигать полиэтиленовую плёнку, изделия из поролона, пенопласта, пластмассы нельзя нигде. В воздух попадают очень вредные вещества, образующиеся при сжигании. Кроме того, в золе остаётся смола, которая не разлагается естественным путём. Всё это нужно было взять с собой в город, чтобы выбросить в общий мусороприёмник, содержимое которого уничтожается централизованно.

Точка наивысшего напряжения как кульминация

— Ну а теперь вспомните себя…

-Мы живем в городе и не так часто ходим в лес. В городе мы можем позволить себе всё: кидать мусор там, где нам хочется, рвать цветы и ломать деревья… А разве в городе кроме домов, дорог и фабрик ничего нет? Неужели здесь можно позволить выкинуть бумажку от конфеты под ближайшую берёзку или сжечь старую прошлогоднюю траву? Неужели здесь насекомые и животные не хотят чувствовать себя в безопасности? Неужели ты хочешь жить на помойке?

Резюме диалога

Наша Земля живая. У неё есть душа. И эта душа болит. И глаза у Земли есть. И глаза эти полны слёз. Ведь чего только не делали люди со своей маленькой и хрупкой Землёй. Её взрывали и бомбили, её посыпали ядами. Рубили леса, защищавшие её от зноя. Осушивали озёра, поившие её влагой. Долго терпела Земля. Но вот Земля вскричала: «Спасите меня! Я гибну!» И люди наконец услышали. Они поняли, что если погибнет земля, то всё живое погибнет, и они сами погибнут тоже. И встали люди на защиту Земли, на защиту природы.

-Подумай, а можешь ли ты поставить себя рядом с защитниками природы?

Список использованной литературы:

1.Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск «Асар»,1996.-126

2.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М. Высшее образование; МГППУ, 2006.-460

Источник



Классный час "Человек и окружающая среда2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявить основные законы природы и их взаимосвязь с деятельностью человека.

Формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

а) на доске – эпиграф:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Читайте также:  Роль растворов в живой природе

б) Два закона экологии.

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

Ход классного часа.

Вступительное слово

— Мне очень нравится главное правило одного литературного героя: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — сразу же приведи в порядок свою планету»,

-Как вы понимаете эту фразу? Что значит привести планету в порядок?(т.е. себя, свой дом, свою улицу, все то, что тебя окружает». Вы узнали этого героя? Это Маленький принц.

— Так о чем же пойдет наш сегодняшний разговор?

-А вы знаете, как называется эта наука? Экология — это наука о доме, жилище. Под жилищем понимается окружающая человека среда. Поэтому, когда говорят об экологии, имеют в виду все, что связано с порядком в доме, т. е. в природе.

2. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».

Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» — в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

3. Интерактивная беседа.

— Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

— Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

— В природе всё находится в равновесии, всё связано.

— Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

-Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология.

4. Информационный блок «Законы экологии».

Вы сами сформулировали главный закон природы: «Все связано со всем». А сами вы можете привести примеры к этому закону?

Весной на первомайские праздники люди приводят в порядок свои усадьбы. На улице трудно становится дышать. Вы не знаете, почему? А куда надо убирать мусор? Это второй, не менее важный закон природы: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор. Его надо убирать на строго отведенные для этого участки.

5. Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?»

-Я предлагаю провести рейд по улицам нашего города и посмотреть, выполняют ли его жители экологические законы? С какими нарушениями вы столкнулись? А почему это происходит?

-Чтобы на дорогах не было аварий, в помощь водителю ставят дорожные знаки. Они могут быть запрещающие или предупреждающие?

6. Работа в группах. «Экологический знак».

-Я предлагаю провести тренинг «Экологический знак». Каждой группе необходимо нарисовать экологический знак, который можно поставить около водоема и около леса. Через 2 минуты участник от группы представляет свой знак, рассказывает, что он обозначает.

-Приглашаю к доске представителей групп.

Скажите, а что каждый из вас сделал, чтобы сохранить природу? Я предлагаю разобрать несколько жизненных ситуаций. Что ты будешь делать, если…

Ты идешь встречать и видишь, как малыши пытаются зажечь траву. Твои действия?

В лесу вы видите непотушенный костер, разбросанные банки, мусор…

Зимой под окнами у вас собираются птички. Им холодно и голодно. Можешь ли ты помочь птицам, каким образом?

Ты купаешься в реке. А у берега валяются консервные банки, битые бутылки. Что будешь делать?

Ты ждешь автобус. Из него выходят ребята твоего возраста с охапками цветов. Ваши действия?

Вы шли по лесу и увидели в траве гнездо с маленькими птенцами. Что делать?

Спасибо за ваши ответы. Думаю, что жизнь предоставит вам случай доказать свои предложения на деле.

7. Заключительная беседа

— Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко (читает).

-О чём говорит здесь поэт?

Примерные ответы детей:

— Что нужно беречь природу.

Подведение итогов (рефлексия).

— Наша беседа подошла к концу. И в завершении мне бы хотелось, чтобы вы оживили наше символическое дерево. Сделайте его цветущим. Если вы любите природу, знаете и соблюдаете правила, то приклейте к нему листочки зеленого цвета. Если вас не волнуют проблемы природы, то приклейте синие. Если ты к природе относишься небрежно, неэкономно, эгоистично, приклейте красные листочки.

Источник

Классный час "Человек и природа"

Цели: расширить и углубить знания детей о живой природе; формировать любовь к природе, родному краю, стремиться сохранять и приумножать его богатство; воспитывать сострадание ко всему живому.

Оборудование: моноблок, доска интерактивная, проектор мультимедийный, презентация; пословицы “Лес не школа, а всех учит”, “Много леса – не руби, мало леса – береги, нет леса – посади”, “По лесу ходи – под ноги смотри”; запись звуков леса; “Лесной марш” (музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского).

Ход классного часа

I. – Послушайте стихотворение и скажите о чём оно.

Эту истину знаю от роду
И её никогда не таю:
Кто не любит родную природу
Тот не любит отчизну свою.

– Почему нужно любить природу?

– Когда – очень давно у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Не было ферм заводов, фабрик. Не было техники и современного жилья.

Жизнь людей зависела от капризов окружающей природы. Сильные морозы или засуха нередко грозили гибелью. Наши далёкие предки преклонялись перед силой природы, чувствовали свою зависимость от неё. Но постепенно многое изменилось, у людей появились поля, фермы, заводы. Были созданы машины, построены дома. И людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее её. Более того, человек решил покорить природу. Вооружённый техникой, он вообразил себя всемогущим.

Но прошло время, и люди начали понимать, что это не так. Покорение природы привело к загрязнению воздуха и воды, разрушение почв, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Оказалось, что люди по прежнему множеством нитей связаны с окружающей природой. Погубив её, они погибнут сами.

Так кем же должен быть человек: сыном природы или её покорителем.

II. 1. – Давайте свами отправимся в лес. Послушаем голоса лесных обитателей, которые вам знакомы. Узнайте их! (Звучит запись звуков леса)

– Каких лесных птиц вы знаете?

– Каких птиц часто встречаете в городе?

– Назовите зверей – обитателей леса.

– Каких насекомых вы встречали, гуляя в лесу?

2. – Очень богат животный мир леса. Каждый обитатель живёт в ней своей жизнью, у каждого свои заботы. Замечали ли вы высокие холмики из сосновых и еловых иголок, которые чаще всего расположены под деревьями? Кто их строит?

Читайте также:  Как возникло многообразие видов в природе

– Гуляя с родителями в лесу, Света и Алёша увидели большой муравейник.

– Давай посмотрим, что внутри домика, – предложил Алёша.

– Давай, – с интересом ответила Света.

Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала:

– Если муравьи умели говорить, они бы сказали вам, что …

– Что сказали бы муравьи?

Муравьишки – торопыжки,
Не лентяи, не глупышки,
Друг за другом по дорожке
Тащат зёрнышки и крошки.
Вот ячменное зерно…
Ох, тяжёлое оно!
Нужно летом потрудиться –
Всё зимою пригодится.
Муравью нельзя лениться,
Муравей живёт трудом:
И жучка, и гусеницу
Тащит в свой подземный дом.
Как увидишь, что спешит
Он своей дорогой,
Ты его не обижай
Ты его не трогай!

– Я надеюсь, что в лесу вы будите вести себя как воспитанные люди. Вы никого не потревожите, никому не помешаете, а лес оплатит вам за доброту грибами, ягодами, а самым внимательным подарит осенью веточку с шишками и красивый букет из листьев.

3. – Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчики решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что заасфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава и цветы. “Как же быть? – задумались мальчики. – Можно ли здесь кататься”?

– Что вы посоветуете мальчикам?

4. – Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки несколько книг. Алёша вышел в коридор. Во время урока в школе было тихо. Алёша быстро добежал до библиотеки и услышал, как где-то течёт вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл кран, и большая струя воды текла в раковину, а брызги летели во все стороны. Алёша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось – кран не закрывался. Алёша вошёл в библиотеку и рассказал взрослым о случившемся. Взял книги и вернулся в класс.

– Правильно ли поступил Алёша?

5. – Человек тесно связан с природой. Более того, в организме человека и растений происходят похожие процессы.

– Ребята, приходилось ли вам когда – нибудь поранить палей? Что вы видели при этом? (Кровь)

Посмотрите на свои руки и найдите на них вены. По нашим венам движется кровь, а помогает ей двигаться сердце. Приложите руку к груди и послушайте, как бьётся ваше сердце.

У деревьев тоже есть что – то вроде крови. Это сок. Он движется по стволу дерева, как кровь у человека. Сок похож на кровь, правда, он не красный, но помогает дереву расти, быть здоровым.

– Приходилось вам наблюдать весенний сбор сока?

– Что будет с человеком, если вся кровь вытечет? А с деревом?

Нельзя забирать у дерева весь сок: оно может погибнуть!

– Ребята, как вы считаете, похожи ли люди на деревья?

(Руки похожи на ветви, туловище на ствол, ноги – на корень, большие деревья похожи на высоких людей и т.п.)

6. – Очень много загадок у природы: не хватит всей жизни, чтобы разгадать. Много можно узнать в лесу, если сидеть тихо и смотреть зорко, а если посидеть подольше и посмотреть позорче – не то ещё увидишь. Ведь кругом нас такие удивительные тайны и чудеса.

– Я предлагаю вам отгадать загадки.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём. (Лес)

– А знаете ли вы, что из леса получают продукцию более 20 тыс. наименований: пищевые продукты, витамины, строительные материалы, сырьё для химии, корм для скота, лекарственные продукты, лечебный воздух… Все леса земного шара производят около 40 трлн. кислорода в год.

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту – в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)

– Каждое пятое дерево наших лесов – сосна. Дерево обогащает воздух кислородом.

Она весну встречает,
Серёжки надевает.
Накинута на спинку
Зелёная косынка.
А платьице в полоску
Ты узнаёшь … (Берёзку)!

– Берёза даёт много лекарственных продуктов. Но не забудьте, что одна большая берёза, повреждённая топором, может потерять а весну до200 л сока.

Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч,
Я кормлю свиней и белок
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

– Дубы достигают 40–50 м высоты, 100–150 см в обхвате. Живут 500–1000 лет.

– А вот другое дерево рассказывает:

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня всё ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

– Одно взрослое дерево липы даёт в среднем 70 кг мёда. Живёт дерево 300–400 лет.

Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)

– Зимой рябина кормит птиц. Полезны её поды и для человека.

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела.
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черёмуха)

– Лесная красавица с древних времён лечит людей.

– Молодцы! Мы с вами разгадали не все лесные загадки. Узнать о лесе что-то новое помогут книги, разнообразные путешествия. Но не забывайте о том, что нужно беречь природу. Ежегодно в мире 20 млн. га леса страдает от лесных пожаров; 97 % лесных пожаров возникает по вине человека. Кострище не зарастает 5–7 лет.

Брошенная в лесу бумага может лежать до полного разложения более двух лет, консервная банка – до 100 лет, полиэтиленовый пакет – более двухсот лет, более 1000 лет.

Берегите лес, его обитателей, и вы сохраните красоту земли.

Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
И поэтому все мы
Жить не можем без воды,
Без растений и животных,
Без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек
Жить не может человек.
Так давайте сбережём
Наш земной природный дом.

– Давайте объясним смысл пословиц

Читайте также:  Роль природы в произведении кавказский пленник

“Лес не школа, а всех учит”

“Много леса – не руби, мало леса – береги, нет леса – посади”

“По лесу ходи – под ноги смотри”

– Будем беречь, и любить всё живое. Запомните, что вы тоже частица природы. Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Не обижайте ни дерево, ни муравья. Не обижайте друг друга.

Источник

Классный час «Человек и природа»

Классный час в форме

этического диалога

«Человек и природа»

подготовила

Лагошина Светлана Николаевна

учитель начальных классов

МКОУ СОШ № 8 с Благодатное

Петровского городского округа Ставропольского края

Классный час в форме этического диалога

«Человек и природа»

Цель: формировать у детей чувство экологической культуры через гуманное к ней отношение.

1.Развивать в детях чувство гуманности;

2. Вызвать чувство сострадания ко всем живым существам на планете;

3.Развивать умения сопереживать, сочувствовать.

4.Способствовать стремлению детей оказывать помощь природе.

5. Продолжить формирование экологически грамотного отношения к природе.

6. Активизировать имеющиеся у детей экологические знания

7. Способствовать воспитанию эстетического восприятия, умения видеть и ценить красоту природы

Место занятия в системе воспитательной работы класса: формирование экологической культуры

Занятие составлено для детей 8-10 лет

Структурные компоненты этического диалога

Смысловые характеристики структурных компонентов этического диалога

Вывод школьников на проблему.

Дети сидят в полукруге.

-Давайте поприветствуем друг друга. Встанем, поздороваемся глазами, плечами, локтями. Взялись за руки — По нашим рукам побежал ручеёк добра, пусть хорошее настроение останется с нами на протяжении всего занятия

— Сегодняшнее наше занятие мне бы хотелось начать с чтения отрывка из лесной книги жалоб.

« Была я красивая, была я пригожая, стала сама на себя непохожая!

Траву на мне вытоптали, кусты все повыломали, цветы все сорвали.

Берёзки на дрова срубили, забросали меня банками, грязной бумагой, щепками и тряпками.

Жалуюсь! Была я лесной полянкой – стала лесной помойкой!»

Построение логической цепочки развития мысли.

-От кого поступила жалоба?

-Какой была лесная полянка?

-А какой она стала?

-Почему лесная полянка назвала себя лесной помойкой?

-Ребята, как вы думаете, а кто довёл полянку до такого состояния?

— Человек…существо, которое создала природа…существо, которое бездумно губит свой мир…

-Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о человеке и природе, о том как пагубно поступают люди по отношению к нашей земле .

-Послушайте стихотворение Евгения Карасёва

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нам понятно было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное «стой!»

Нам казалось все мало, все мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

Мы не видели ,как из под ног

Молчаливо, дыша ели-ели,

Обречённо глядел василёк,

Безнадёжно гвоздики глядели.

Обращение к личности ребёнка.

— А часто ли мы с вами губим природу?

-Задумываемся ли мы о цветах, о травах, о деревьях и кустарниках когда идём в лес.… Думаем ли мы о бабочках и кузнечиках, когда бегаем по поляне?

-Я предлагаю вам обсудить несколько ситуаций, которые произошли с ребятами другого класса.

«-Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костёр, — предложил Алик.

-Зачем здесь? Идёмте вон под то дерево, там уютнее, — возразили девочки. Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, землю откинули подальше, чтобы не мешала».

-Правильно ли поступили дети? Что бы вы сделали на их месте?

-Костры без крайней необходимости не разводят, но если без костра не обойтись, используют старое кострище, чтобы не делать новый ожог на земле. Если кострища нет, готовят для него место: стараются аккуратно выбрать и сохранить дернину, чтобы после отдыха вложить её назад. Место для костра не должно быть рядом с сухими деревьями. Костёр всегда тщательно тушат.

-Следующая ситуация: «Мальчик вынул из кармана спичечный коробок, приоткрыл его и, осторожно придерживая тельце прелестной бабочки, показал ребятам свой трофей».

— Можем ли мы осуждать этого мальчика? Ведь он не убил бабочку, а всего лишь положил её в коробок?

-Все меньше и меньше в природе остаётся красивых бабочек. Ловить их – значит уничтожать. Бабочек в спичечные коробки не собирают. Живая, она будет искать выход из « темницы», в которой оказалась, и очень скоро её великолепные крылышки обтреплются, чешуйки облетят и, наверное, мальчику ничего не останется, как выбросить то, что совсем недавно поражало свое красотой. Ловить красивых насекомых нельзя.

— Перед тем, как пойти домой ребята решили убрать за собой. На земле валялись бумага, прозрачные мятые пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Дети собрали все это и сожгли на костре.

-Можем ли мы похвалить этих ребят?

-Сжигать полиэтиленовую плёнку, изделия из поролона, пенопласта, пластмассы нельзя нигде. В воздух попадают очень вредные вещества, образующиеся при сжигании. Кроме того, в золе остаётся смола, которая не разлагается естественным путём. Всё это нужно было взять с собой в город, чтобы выбросить в общий мусороприёмник, содержимое которого уничтожается централизованно.

Точка наивысшего напряжения как кульминация

— Ну а теперь вспомните себя…

-Мы живем в городе и не так часто ходим в лес. В городе мы можем позволить себе всё: кидать мусор там, где нам хочется, рвать цветы и ломать деревья… А разве в городе кроме домов, дорог и фабрик ничего нет? Неужели здесь можно позволить выкинуть бумажку от конфеты под ближайшую берёзку или сжечь старую прошлогоднюю траву? Неужели здесь насекомые и животные не хотят чувствовать себя в безопасности? Неужели ты хочешь жить на помойке?

Резюме диалога

Наша Земля живая. У неё есть душа. И эта душа болит. И глаза у Земли есть. И глаза эти полны слёз. Ведь чего только не делали люди со своей маленькой и хрупкой Землёй. Её взрывали и бомбили, её посыпали ядами. Рубили леса, защищавшие её от зноя. Осушивали озёра, поившие её влагой. Долго терпела Земля. Но вот Земля вскричала: «Спасите меня! Я гибну!» И люди наконец услышали. Они поняли, что если погибнет земля, то всё живое погибнет, и они сами погибнут тоже. И встали люди на защиту Земли, на защиту природы.

-Подумай, а можешь ли ты поставить себя рядом с защитниками природы?

Список использованной литературы:

1.Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск «Асар»,1996.-126

2.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М. Высшее образование; МГППУ, 2006.-460

Источник