Рисунки шишкина о природе

Рисунки шишкина о природе

. всё сюр да ар ,да фэнтези

. приглашаю полюбоваться лесными просторами,
посмотреть ,как по небу бегут облака и
вслушаться в шум ветра, в разговор сосен, в шорох трав.

Шишкин был поистине „королем валера»: художнику была полностью подвластна во многом ныне утерянная высшая примета станковой живописи — валер, умение писать картину при помощи тончайших нюансов света, тени, цвета. Безусловно, такая техника требует от мастера великолепного владения рисунком, цветописью и ювелирного ощущения световоздушной среды, общего тона картины, определенной единственным по времени состоянием.
Такие полотна будто спеты на одном дыхании.

Портрет И. И. Шишкина.

Холст, масло. 112 × 80 см.

Третьяковская галерея, Москва.

Искусство Ивана Шишкина

удивительно ясно, просто, прозрачно. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Именно он, Иван Шишкин, возвел эту обыденную простоту и привычную всем красоту на высокий пьедестал искусства. Он создал ландшафтное искусство с буйными хвойными зарослями, с неохватным раздольем, со всей простой красотой северного русского пейзажа. Но чтобы написать эту кажущуюся простоту, от художника требовался как сильный темперамент, тек и виртуозное владение техникой живописи. Он умел писатьпусский лес , улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета.

работал много, ежедневно и тщательно. Часто писал с натуры.

«Лесной богатырь-художник», «царь леса» — так называли Ивана Шишкина современники. Он много путешествовал по России, воспевая величественную красоту ее природы в своих картинах, которые сегодня известны каждому.

Родился в купеческой семье в небольшом городе Елабуге Вятской губернии

Главной и основной темой его творчества был

«Сторожка в лесу», 1870

В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого.

Уголок заросшего сада. Сныть-трава

в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями.

Отправился на Валаам для летней работы на натуре.

Валаам. Пейзаж с охотником

«Туманное утро», 1885

В 1860 году Шишкин посетил Мюнхен, Цюрих и Женеву, много писал пером, впервые попробовал гравировать «царской водкой».Он лучше начинает понимать себя, четко осознает свою силу и свой собственный творческий путь.

«Ручей в берёзовом лесу», 1883

вернулся в Россию. Первое время он жил в Петербурге, Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской.

«Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа»

Первый снег 1875

Киевский национальный музкй русского искусства Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х,

«Дубовая роща», 1887

«Что меня теперь больше всего интересует?

Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда»

«Дождь в дубовом лесу»,

Шишкин уделял внимания общей атмосфере картины, искал то, что объединяло бы все предметы некой общей световоздушной средой.

В 1894 году Иван Иванович начал преподавать в Высшем художественном училище при Академии художеств.

«На севере диком…», 1891

эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. Он выстраивается впереди на некотором расстоянии от зрителя, как бы стоящего у края холста, теряется вдали.

«Сосна на песке», 1884

«Берёзовый лес», 1871

И. И. Шишкин, К. А. Савицкий.

«Утро в сосновом лесу».

Третьяковская галерея, Москва.

Буковый лес в Швейцарии.

Лесное кладбище. 1893

Перед грозой. 1884

Последняя картина художника –

Ее иногда называют картиной-завещанием. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. Он соединил могущество сосен с благостным летним светилом, блики солнца играют в теплых водах ручья. Лесной пейзаж кажется необъятным. Шишкин сдержан и величественен. Его картина поет.
Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа:

он видел природу глазами своего народа.

Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». Богатырского роста, сильный, здоровый, вечно работающий – таким запомнился он своим друзьям.

И. Н. Крамской. Портрет И. И. Шишкина.

Русский музей, Санкт-Петербург.

В марте 1898 года Шишкина не стало. Он умер за мольбертом, во время работы над новой картиной. Художника похоронили на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге, но в 1950 году его прах перенесли вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Источник



Иван Иванович Шишкин — Стиль и техника

В молодом Шишкине стремление к реалистическому изображению природных форм боролось с принципами академизма; первое победило, постепенно дополнившись мягким лирическим началом.

В среде записных эстетов имя Шишкина лучше не произносить. В лучшем случае увидишь в ответ покривившиеся губы. В худшем — выслушаешь очередную ироничную филиппику. «Но это же не художник. Он к искусству не имеет никакого отношения». — «А кто же он?» — «Фотограф. Шишкин давно заменён Кодаком. Да Кодак и лучше его. Точнее». «Фотограф» — это ещё не самая обидная кличка. Встречаются и обиднее. Например: «деятель, предоставивший неплохой материал для постмодернистских опытов».

Но отчего же иногда, бросив случайный взгляд на знакомые до мельчайших деталей картины художника, вдруг будто ощущаешь дуновение какого-то неземного дыхания? Юный Блок, уже остро чувствовавший те бездны, что скрываются за скучной пеленой «действительности», неизменно называл Шишкина своим любимым художником. Что он видел в нем? Вообще — что такое природа: набор элементарных молекул, личина дьявола или лик Божества? Кажется, упрямый реалист Шишкин свято верил в последнее и почти исступленно, до самой смерти, пытался выписать до последней хвоинки этот лик.

Беда заключается в автоматизме художественного восприятия, закрывающем от зрителя (слушателя, читателя) самобытность того или иного мастера. Чтобы излечиться от «куриной слепоты», приходится помещать себя в контекст тревожащего вопросами художественного мира. И тогда многое становится ясным.

В юношеской тетради Шишкина находим такую запись: «Одно только безусловное подражание природе может вполне удовлетворить требованиям ландшафтного живописца. Картина с натуры должна быть без фантазии. Природу должно искать во всей её простоте, рисунок должен следовать за ней во всех прихотях формы».

Если учесть, что законы такой живописи были давно сформулированы в академических канонах, то судьба живописца с подобными декларациями была заведомо предопределена. Подражателями в истории искусства никого ие удивишь: одним меньше, одним больше — какая разница. К счастью, такой судьбы Шишкин избежал.

Хотя поначалу исполнял её старательно. В Училище живописи и ваяния и Академии художеств он со страстью прилежного ученика воспринимал предлагаемую схему живописи. С радостью сообщал своему наставнику А. Мокрицкому, что замечательно подражает швейцарцу А. Каламу, прославившемуся тогда своими романтическими горными пейзажами. Мудрый Мокрицкий увещевал Шишкина: «Нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Манер есть самая внешняя сторона произведения искусства и тесно связан с личностью художника-автора и способом и степенью его понимания предмета и обладания техникою искусства».

Сама эпоха подталкивала к поиску неизвестных путей, к переоценке ценностей. Эпоха требовала не новые копии классицистов и романтиков, а объективистов и позитивистов Базаровых, режущих лягушек. Юный Шишкин не убоялся стать таким Базаровым.

Знакомые вспоминали, как он осматривал, ощупывал, изучал каждую травинку, стебель, ветку, мох, листок на дереве. Ранее художники не озабочивались столь пристальным вглядыванием в мелкие «детали» природы. Результаты не заставили себя ждать: племянница художника рассказывала: «Мало-помалу вся школа (т.е. Училище живописи и ваяния) узнала, что Шишкин рисует такие виды, какие ещё никто до него не рисовал: просто поле, лес, река». В этом свидетельстве самое главное слово — «просто». Истинное искусство всегда развивается в стремлении к последней простоте и ясности.

Поездки на Валаам ускорили формирование самобытного художника; нетронутая, дикая природа будто взяла его за руку и повела за собой, открывая свои тайны. Романтизм был отвергнут, возобладал трезвый и объективный взгляд.

Но еще долго, до самого рубежа 1860— 70-х годов, в творчестве Шишкина боролся этот взгляд с академическими принципами живописи. Его работы той поры двояки: с одной стороны, уже налицо непосредственность наблюдения, достоверность, тщательная проработка деталей; с другой — бросаются в глаза условность цветового решения и декоративность, локальная окраска предметов, общая, скажем так, «невдохновенность» и сухость исполнения.

К началу 1870-х годов реализм возобладал в творимом Шишкиным художественном мире. Но это вряд ли был тот плоский реализм, что набил всем оскомину; скорее — реализм «поэтический», «лирический». Объективность оставалась для художника непременным условием творчества, его пейзажи не назовёшь «пейзажами настроения», но объективность не помешала ему проникнуть в то, что мы неточно зовём «душой природы»; природа открылась ему как близкому, понимающему, своему.

Уже в 1872 году И. Крамской писал Ф. Васильеву из-под Луги, где жил и работал вместе с Шишкиным: «Он всё-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе. Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа, но живая школа».

На протяжении 1880-х и 1890-х годов художник, оставаясь в рамках счастливо найденной им манеры, лишь уточнял некоторые её положения — манера при этом необходимым образом эволюционировала. Оттачивались технические приёмы (не превращаясь в ремесленное умение), осваивались новые области. Так, Шишкин много работал над колоритом, в слабости которого его постоянно упрекали (заслуженно восхищаясь рисунком). В многочисленных натурных этюдах — а их он считал непременным условием создания полноценной картины — эта работа прослеживается со всей очевидностью.

Обнаружилось явное стремление к усилению эпичности и одновременной мягкой лиризации (сочетание — немыслимое, лишь на первый взгляд); при всё той же подробнейшей деталировке образы прибавили в величественности и типичности. Шишкин уходил от неподвижной статики, характерной для прежних его произведений; он теперь фиксировал не только устойчивые состояния природы, но и её переходы из одного состояния в другое. Динамика вносилась и в саму композицию — художник как бы разнообразил её «каркас» добавлением разнонаправленных векторов. Особый интерес у него вызывали особенности световоздушной среды: следуя за цветовыми и световыми градациями, Шишкин использовал принципы тональной живописи, добившись огромных успехов в искусстве так называемого валера. Более экспрессивными стали его образы. Более разнообразной — техника: он варьировал мазки с помощью различных кистей, сочетал подмалёвок с лессировкой.

Читайте также:  Обж поведение на природе в средней группе

Источник

Самые известные картины Ивана Ивановича Шишкина с названиями

Виртуоз лесных пейзажей Иван Шишкин оставил после себя большое наследие картин, которые известны на весь мир. Мало кто останется равнодушным при изучении целых историй, которые повествует нам художник через свои живописные работы. Его картины тиражируют, украшают ими дома, покупают на аукционах и завороженно рассматривают в музеях. На популярность его работ мы посмотрим с разных сторон: изучим картины, за которые живописец получил высокие награды, рассмотрим самые дорогие картины с точки зрения аукционных продаж и самые популярные работы.

Картины, удостоенные наград

В возрасте двадцати пяти лет Иван Иванович Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств, где его талант сразу же заметили. Преподаватели обратили внимание на его реалистичные пейзажи, а первую конкурсную работу отметили малой серебряной медалью. Это было несколько картин, включая работу «Вид в окрестностях Петербурга» с простым сельским пейзажем. Зарисовки с натуры Шишкин делал по собственной инициативе неподалеку от Петербурга, в ходе которых он научился тонко подмечать все особенности местности и блестяще передавать их на холсте. По словам самого художника, в конкурсной картине ему хотелось передать сходство с природой и «жизнь жарко дышащей натуры». Вслед за ней была получена еще одна малая серебряная медаль за рисунки в Дубках.

И. Шишкин. «Вид в окрестностях Петербурга». 1856 г.

Дальнейшее обучение в Императорской Академии художеств принесло ему еще больше наград. На второй год обучения живописца награждают большой серебряной медалью за этюд «Сосна на Валааме», на третий ему вручают малую золотую медаль за картину «Ущелье на Валааме» и на четвертый год уже большую золотую медаль за две одноименные работы про Валаам «Вид на острове Валааме. Местность Кукко».

Такое больше внимание Валааму автор уделил неспроста. Академия часто посылала учеников на остров Валаам в северной части Ладожского озера, чтобы они зарисовывали живописные виды. Шишкин работал на острове с таким творческим подъемом, что терял счет часам и дням. Его завораживали древние скалы, испещрённые трещинами, бьющиеся о них огромные волны и непередаваемая красота деревьев. На острове нередко бушевала непогода, на глазах ломались деревья, что оставляло еще более глубокие переживания в душе художника и наполняло новыми красками его удивительные пейзажи. И это чуткое отношение к природе не могло остаться незамеченным: одну из работ этой серии преподнесли в подарок императорской семье и по окончанию учебы отметили большой золотой медалью. По словам самого художника, медаль была просто прелестна и, главное, содержала надпись «Достойному».

И. Шишкин. «Вид на острове Валааме. Местность Кукко». 1860 г.

«Вид на острове Валааме (Местность Кукко)». Между 1859 и 1860 гг.

На этом награды великого художника не закончились. Получение большой золотой медали дало ему право отправиться за границу. Страсть к природе и лесу привела живописца к Тевтобургскому лесу недалеко от города Дюссельдорфа на западе Германии. Шишкину полюбились местные виды, которые напоминали ему о родине, и он с новым воодушевлением приступил к изображению скалистых и лесных видов. Рисунки быстро привлекли внимание ценителей искусства, а город наполнился слухами о талантливом мастере. По словам самого Ивана Ивановича, его часто узнавали и спрашивали, не тот ли он знаменитый Шишкин, который так прекрасно рисует. Там был создан очередной шедевр «Вид окрестностей Дюссельдорфа», который заказал у мастера коллекционер Н. Быков. Именно за эту работу в дальнейшем Шишкину присвоили звание академика.

И. Шишкин. «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». 1865 г.

В 1872 году Шишкин вместе со своими друзьями-коллегами И. Крамским и К. Савицким провели лето в усадьбе Снарской в деревне Ильжо. Именно здесь художник начал писать свою знаменитую картину «Лесная глушь». По словам Крамского, Шишкин на природе был словно в своей стихии, проявлял смелость, писал решительно, не задумываясь. Эта работа в творческом порыве проявилась и в мастерской, где живописец дописывал «Лесную глушь». Накануне отправки картины на выставку Шишкин решил еще раз критически оценить работу и оказался ею недоволен. Соскоблив мастихином около четверти огромной двухметровой картины, художник без раздумий в одном порыве переписал эту часть. Неизвестно, вызвала ли бы такой восторг прежняя версия картины, но в преображенном виде она собрала самые восторженные отзывы и обеспечила художнику в 1873 году звание профессора. После выставки «Лесную глушь» приобрел музей Академии художеств.

И. Шишкин. «Лесная глушь». 1872 г.

Самые дорогие картины Шишкина

Картины Ивана Шишкина высокого ценятся на аукционах. За период с 2000 по 2020 годы на разных торгах было продано 456 его работ на общую сумму 48,7 млн долларов. Посмотрим несколько примеров дорогих уходов.

Самым дорогим в истории продаж полотен Шишкина стала картина «Сумерки». Ее выставили на лондонских торгах MacDougall’s в 2013 году. Начальная стоимость работы была заявлена в пределах 1,2-1,8 миллиона фунтов стерлингов. Конечно, картина такого уровня немедленно привлекла внимание и привела к жаркой борьбе участников аукциона. В итоге работу купили за 2 млн 158 тыс. фунтов стерлингов (3,3 млн долларов).

И. Шишкин. «Сумерки». 1896 г.

В 2016 году состоялась еще одна крупная продажа на этот раз уже на торгах Sotheby’s. Здесь выставили картину «На опушке соснового леса», которую художник написал за год до своей кончины. Любопытно, что маэстро отказал самому царю Николаю II, пожелавшему купить картину. Вместо этого он продал ее своему племяннику Стахееву. Позже полотно попало в семью художника Шарля Дефрейна, где и находилось, пока потомки не выставили его на торги. С молотка картина ушла за 1 млн 385 тыс. фунтов стерлингов, хотя начальная стоимость лота составила только 500-700 тысяч.

И.И. Шишкин. «На опушке соснового леса». 1897 г.

В 2019 году ушел с аукциона еще один пейзаж художника. Это картина «Сухостой», также написанная за год до смерти. Работа появилась на торгах Christie’s с эстимейтом 700-900 тысяч фунтов стерлингов и была продана примерно за 1 млн фунтов.

И. Шишкин. «Сухостой». 1897 г.

Самые популярные картины Шишкина

Картина «Утро в сосновом лесу»

Одной из самых известных нам картин Ивана Шишкина является «Утро в сосновом лесу». Причина такой популярности вполне объяснима, так как даже сегодня знаменитых мишек можно увидеть на обертках конфет «Мишка косолапый» фабрики «Красный Октябрь». Картину печатали в учебниках, вышивали на коврах, а репродукции с этим сюжетам и сегодня висят во многих заведениях культуры, так как фактически картина для многих стала символом искусства.

И. Шишкин, К. Савицкий. «Утро в сосновом лесу». 1889 г.

Любопытно, что картину художник писал не один, а с другом К. Савицким, который был хорошим анималистом и нуждался в деньгах. Так как Шишкин специализировался на пейзажах, а не на изображении животных, он создал эскиз медведей и передал эту часть работы Савицкому. Последний со своей задачей успешно справился и заслуженно был указан как соавтор картины. Однако Павел Третьяков, заказавший эту работу, не на шутку рассердился, получив полотно с двумя подписями вместо одной подписи именитого профессора и академика Шишкина. Недолго думая, он стер фамилию Савицкого, из-за чего произведение приписывалось только Шишкину. Основатель Третьяковской галереи посчитал, что по замыслу и исполнению эта картина полностью соответствует творческой манере именно Шишкина.

Интересно, что многие не могут дать точное название картине: одни называют ее «Три медведя», другие «Утро в сосновом бору», а в описи Третьяковской галереи она изначально называлась «Медвежье семейство в лесу». Такое разночтение тоже объяснимо, потому что название «Три медведя» прижилось из-за шоколадных конфет, а под названием «Утро в сосновом бору» репродукцию продавали на коврах.

Картина «Рожь»

Картина «Рожь» фактически вернула художника к жизни после тяжелейших драматических событий. За короткий период Шишкин потерял двоих своих сыновей, жену, отца, лучшего друга и погрузился в отчаяние. После долгих лет душевных мук живописец все же нашел в себе силы отправиться к матери и по дороге был заворожен прекрасными видами Лекаревского поля недалеко от Елабуги.

В этой картине сплелось воедино все богатство природы. Здесь и мощные вековые сосны, напоминающие нам о силе и стойкости природы, и богатая рожь, символизирующая изобилие, и дорога с идущими вдалеке деятельными путниками, и пышно растущие полевые цветы, и взметнувшаяся стая птиц… Все это создает целую симфонию жизни, которая не оставляет равнодушным того, кто с ней соприкасается. Сам автор написал на эскизе такие слова, как «раздолье, божья благодать и русское богатство».

И. Шишкин. Картина «Рожь». 1878 г.

Завершив работу над сюжетом, Шишкин представил картину на выставке передвижников. Глубокую работу заметили не только коллеги и критики, но и Павел Третьяков. Понимая, что имеет дело с очередным шедевром, меценат немедленно купил его для своей знаменитой коллекции.

Картина «На севере диком»

Эта работа многим известна по иллюстрации к одноименному стихотворению Лермонтова про одинокую сосну. В 1891 году исполнялось 50 лет с года гибели великого поэта, и Петр Кончаловский задумал выпустить собрание его сочинений с иллюстрациями. В подготовке этих иллюстраций участвовали многие маститые художники, например М. Врубель и В. Серов. Среди них был и Иван Шишкин.

Тема одиночества была знакома художнику не понаслышке. Как мы писали выше, еще в 1872 году в жизни Ивана Ивановича началась тяжелая полоса испытаний смертью самых дорогих ему людей. И в этой картине эта тема звучит со всей полнотой, которую так хорошо умел передавать художник. Мы видим дерево на краю пропасти, куда оно может вот-вот сорваться вместе с очередным разрушением скал или снежной лавиной. Вокруг пустыня, мрак и холод, которые не предвещают ничего хорошего. Однако дерево все еще живо, а вместе с ним жива надежда, что где-то там «в пустыне далекой» «прекрасная пальма растет». Вот так же и Шишкина в период отчаяния и полной потери интереса к жизни спасла такая надежда. Ею оказались бесконечно красивые виды родной Елабуги и любимая живопись.

Читайте также:  Матушка природа есть бог

И. Шишкин. «На севере диком…». 1891 г.

Картина «Лесные дали»

Тема одиночества прослеживается и в еще одной известной картине «Лесные дали». Зритель ощутит его через созерцание одинокой наклоненной сосны с искореженным стволом и засыхающей кроной. В то время как рядом с ней мы наблюдаем изобилие природы через буйство и широту леса, многочисленные луговые цветы, летящих птиц и красочное небо, одинокая сосна словно бы не принадлежит этому миру. Она стоит в окружении камней и медленно чахнет. Также чах и сам Шишкин. Картина была написана в 1894 году, спустя всего три года после того, как он похоронил вторую свою жену и любимую ученицу. Но в конце концов именно творчество снова и снова возвращало художника к жизни и являло на свет удивительные картины.

И. Шишкин. «Лесные дали». 1884 г.

Картина «Корабельная роща»

Не менее популярна и широко тиражируема картина «Корабельная роща». Она стала не только последним творением художника, но и апогеем всего его творчества. В ней особенно ярко проявилась вся его жизненная мудрость и мастерство в передаче красоты русской природы. На полотне Шишкин изобразил сосновый лес, находящийся неподалеку от Елабуги. Именно в этом местечке еще с XVIII века заготавливали мачты из сосен. Для строительства судов использовали крепкие деревья-исполины с мощными стволами, а для корабельных матч брали легкие стволы.

Картину представили на очередной выставке художников-передвижников, которая стартовала 22 февраля 1898 года и должна была завершиться 29 марта. «Корабельную рощу» сразу заметили коллеги и многочисленные посетители выставки. Многие были поражены новым шедевром художника и не могли сдержать эмоций. Одним из них был художник Савицкий, который под впечатлением поспешил написать своему другу Шишкину письмо. В нем он отметил, с появлением картины на выставке словно бы запахло сосной и прибавилось света. Увы, но дожить до конца выставки художнику было не суждено. Он умер прямо в мастерской за новой работой в возрасте 66 лет.

И. Шишкин. «Корабельная роща». 1898 г.

Известные картины Шишкина можно перечислять еще долго. Это и «Сосновый бор», и «Дубовая роща», и «Среди долины ровныя», и многие другие прекрасные творения мастера. Каждое его произведение является очередным доказательством того, какую силу имеет искусство, которое много раз подняло в критические периоды жизни самого художника и сегодня наполняет сильными эмоциями его благодарных поклонников.

Источник

Художник Иван Шишкин (Shishkin), галерея живописи

Павел Ин

Автор:
Павел Ин

Картины Ивана Шишкина. Пейзажи

Иван Иванович Шишкин (13.01.1832-8.03.1898), — знаменитый русский художник-пейзажист. Один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Родоначальник реалистического и даже «портретного» пейзажа.

Внимание
Изображения в синей рамочке кликабельны.

Художник много путешествовал по просторам России, изучая особенности ее природы. Его “художественной стихией” был лес, преимущественно северный, с его елями, соснами, березами и дубами. Проникнутый бесконечной любовью к родине, Шишкин на протяжении всей своей жизни воспевал её необыкновенные по красоте образы, передавая особый, величественный дух русской природы.

Самые известные картины Шишкина : “Рубка леса” (1867), “Рожь” (1878), “Среди долины ровныя. ” (1883), “Лесные дали” (1884), “Сосны, освещенные солнцем” (1886), “Утро в сосновом лесу” (1889), “Дубовая роща” (1887), “Вид на острове Валааме ” , “Корабельная роща” (1898).

Иван КРАМСКОЙ (1837-1887). Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина.1873

Портрет художника Ивана Шишкина.

Биография Шишкина

Расцвет русской живописи второй половины 19 века во многом связан с появлением блистательной плеяды художников-пейзажистов. Здесь что ни имя, то новая страница в области русского пейзажа: Алексей Саврасов, Фёдор Васильев, Василий Поленов, Иван Шишкин, Исаак Левитан, Архип Куинджи. Среди них уникальной фигурой был Иван Иванович Шишкин.

Его популярность — при всей, казалось бы, общественной нейтральности пейзажного жанра – поистине легендарна. В этом случае, видимо, имеют значение внутреннее родство поэтической стихии творчества художника с эпико-героическими традициями русского фольклора, открытость и сила национального чувства, которое заложено в его искусстве. Еще в начале творческого пути Иван Шишкин записал в свой альбом, что «главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры«. На протяжении всей своей жизни Шишкин никогда не изменял этому принципу. В конце жизни маэстро рассуждал перед учениками о не понятых еще таинствах природы, о будущем расцвете пейзажной живописи в России, ибо, как он считал, «Россия — страна пейзажа«.

Так складывалась монолитная концепция творчества Ивана Шишкина, снискавшая ему, в силу своей цельности и органичности, столь широкое общественное признание. Неразделимость самого предмета творчества художника и его искусства бросалась в глаза современникам. Его даже называли «лесным богатырем-художником», «царем леса», и в самом деле культ дерева, леса был присущ в высшей степени Ивану Шишкину. Художник видел в нем бесконечное разнообразие форм, воплощение бессмертия природы, материализацию чувства Родины. Не было в русском искусстве художника, который бы знал пейзаж столь «ученым образом» (Иван Крамской). Иваном Крамским точно отмечена сама сущность творческого метода Шишкина, метода, в котором функции художественно-познавательные, эстетические естественно сочетались с функциями «естествоиспытательскими», научно-исследовательскими. Но надо признать, такое сочетание не могло не привести к известным издержкам и потерям, к которым прежде всего относится недостаточная разработанность колорита в художественной системе художника. Но у Ивана Шишкина сам пафос познания, благодаря именно своей мощи, целенаправленности и объективной истинности, приобретал нередко богатые образные потенции и нес немалое эмоциональное напряжение. Его стремление объектировать, очистить от всего личного и потому случайного свое восприятие природы приводило к тому, что картины Шишкина воспринимались как программные свидетельства принципиальной личной позиции художника, и поэтому они не оставляли зрителя равнодушным.

Как откровения новой русской пейзажной живописи, противостоящей мертвому догматизму академической школы, были восприняты картины Ивана Шишкина, показанные на первых выставках передвижников. «Сосновый бор» (1872)-это «портрет» досконально изученного прикамского леса, где вырос сам художник. Портрет, глубоко правдивый как в общей формуле, так и в мелких частностях, портрет торжественный по своему строю, требующий известной зрительской дистанции и в то же время откровенно личный по отношению к объекту. При характеристике произведений Шишкина выявляется их нерасторжимая художественная целостность, в них одно качество не существует без другого. Так, в его полотнах не выглядят диссонансами ни порхающие бабочки на фоне могучего корабельного леса, ни медведи, взирающие с вожделением на дерево с ульем в сосновом бору, или полевые цветы, пестрящие золотое море ржи и написанные с благоговейным вниманием. Это единый живой мир природы во всей возможной для изображения полноте его воплощений. Иван Шишкин стремился выявить, запечатлеть устойчивые ценности пейзажа. Он создавал образы, в которых природа выражала себя почти в абсолютной степени. Величественный строй его произведений, производный прежде всего от самого объекта, во многом базируется и на постоянном соотнесении малого и огромного, эфемерного и вечного.

В полотнах живописца красноречиво выражены коренные качества русского пейзажа с характерным для него сочетанием могучих вертикалей и горизонталей, спокойной гармонией масс земли и неба. Сфера художественного воплощения приобретает, таким образом, учитывая реалистически достоверную изобразительную манеру, почти символический статус. Образ Родины прочитывается в картине «Рожь» (1878), где, кажется, мир сведен до основных «первоэлементов» бытия (плодоносящая земля, небо, ее объемлющее, и человек) и вместе с тем дан исчерпывающе полно. В полотне «Среди долины ровныя. » прекрасен и героичен великан-дуб, концентрирующий в себе растительную мощь земли. Он свободно ассоциируется с вечным «древом жизни», старым дубом князя Андрея Волконского из «Войны и мира» или со своим прототипом из популярной песни. Такая подвижность границ образа происходит не от его нечеткости, а, скорее, от той же благодатной «элементарности», дающей возможность трактовать образ как реалистический символ.

Мясоедов Григорий. Первый оттиск. Портрет И.И. Шишкина 1891 187х123.

Иван Шишкин

У Шишкина не было стремления к самодовлеющей пейзажности, его не увлекала дикая, первобытная красота природы — в картинах художника она всегда соприкасается с миром людей, миром живых существ, о котором напоминают то мотив дороги, то срубленное дерево, то фигура лесного сторожа и т. д. Может быть, это было уступкой чрезмерной аналитической заостренности метода художника, пытавшегося такими традиционными внешними средствами «оживить» пейзаж, тем более что цветовому исполнению полотен отводилось, как правило, последнее место после тщательной графической и тональной проработки форм. Несмотря на известные успехи Шишкина в области колорита, передачи световоздушной среды (а они очевидны в таких картинах, как «Полдень», 1868; «Среди долины ровныя. «, 1883; «Лесные дали», 1884; «Сосны, освещенные солнцем»*, 1886), эти ценности лежали вне возможностей его творческого метода и были даже необязательными для его художественной концепции пейзажа-«памятника», пейзажа-«монумента». Потому, вероятно, там, где он был свободен от этих задач — в чистой графике, гравюре, художник достигал более убедительных результатов. Его многочисленные офорты отличались виртуозным мастерством и пользовались огромным успехом. Мастерство Шишкина, даже и доведенное до степени виртуозности, никогда не входило в противоречие с художественной правдой. Один неизвестный рецензент-современник точно сказал по поводу его выставки: «Шишкин тщательно с намерением избегает всего, что способно искусственно возвышать естественную поэтичность сюжета». А «сюжетом» его искусства был образ Родины, русской природы, которую он воплотил в своих произведениях полной могучих сил, неувядающей и облагораживающей красоты.

Источник материала: статья в книге « Художественный календарь. 1982.»

Рожь

Картина Шишкина

Утро в сосновом лесу

Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу

Хвойный лес. Солнечный день

Хвойный лес. Солнечный день

Иван Шишкин. Зима

Иван Шишкин. Зима

Иван Шишкин. Дубки

Иван Шишкин. Дубки

Среди долины ровныя

Среди долины ровныя

Дождь в дубовом лесу

 Дождь в дубовом лесу

Иван Шишкин (1832-1898). Дубовая роща

Иван Шишкин. Дубовая роща

Кама близ Елабуги

Кама близ Елабуги

За грибами

 За грибами

Корабельная роща

 Шишкин. Корабельная роща

Лес вечером

Лес вечером

Лесные дали

Лесные дали

Около дачи

Около дачи

Опушка леса

Опушка леса

Пасека в лесу

Пасека в лесу

Пейзаж Полесья

Пейзаж Полесья

Первый снег

Первый снег

Полдень. В окрестностях Москвы

Иван Шишкин (1832-1898). Полдень. В окрестностях Москвы

Ручей в берёзовом лесу

Ручей в берёзовом лесу

Берёзовая роща. 1896

Берёзовая роща. 1896

Бурелом. 1888

Бурелом. 1888

В Крыму. Монастырь Козьмы и Дамиана под Чатырдагом. 1879

В Крыму. Монастырь Козьмы и Дамиана под Чатырдагом

В парке. 1897

В парке 1897

В роще. 1869

В роще. 1869

Вид на острове Валааме.

картина Шишкина

Вид на острове Валааме.1858

Вид на острове Валааме.1858

Деревенский двор. Конец 1860

Деревенский двор

Дубки

Дубки. Картина Ивана Шишкина

Дубы в Старом Петергофе. 1891

Дубы в Старом Петергофе. 1891

Еловый лес зимой. 1884

Еловый лес зимой. 1884

Заброшенная мельница

Заброшенная мельница. Полотно Ивана Шишкина

Кама. 1882

Кама. 1882

Корабельный лес. 1891

Корабельный лес. 1891

Лес. 1885

Лес с горы. 1895

Читайте также:  Красноярский край красота природы

Лес с горы. 1895ю Шишкин

Лесной ручей 1895.Этюд

Летний пейзаж с берёзой

На лесной опушке

На лесной опушке

Над набережной. 1887

Опушка леса

Опушка леса

Осенний пейзаж. Парк в Павловске 1888

Осенний пейзаж.Парк в Павловске 1888

Парк дачи графа Мордвинова 1891

Парк дачи графа Мордвинова 1891

Речка Лиговка в деревне Константиновка близ Петербурга. 1869

Источник

Фотографии самых красивых картин Шишкина

Сегодня мы поговорим о самом ярком, талантливом представителе русского искусства, русском пейзажисте, последователе Дюссельдорфской художественной школы, рисовальщике гравюр и аквафортисте Шишкине Иване Ивановиче. Родился гений кисти зимой 1832 года в городе Елабуге в семье знатного купца Ивана Васильевича Шишкина.

Самые красивые картины Шишкина

С детства, проживая на окраине деревни, Иван Шишкин любовался просторами жёлтых полей, широтой зелёных лесов, голубизной озёр и рек. Повзрослев, все эти родные пейзажи не выходили у парня из головы и он решил выучиться на живописца. Как видим, у него это отлично получилось и мастер оставил после себя огромный след в истории русской культуры и живописи. Его гениальные работы настолько натуральны и красивы, что известны не только на его Родине, но и далеко за её пределами.

А сейчас о его работах мы расскажем подробнее:

«Утро в сосновом лесу» (1889)

Утро в сосновом лесу

Эту работу Ивана Шишкина знают все, мастер кисти много рисовал лесные гущи и тропы, но эта картина самая любимая, ведь в композицию вписаны игривые и чудные медвежата, играющие на поляне возле сломанного дерева, которые делают работу доброй и милой. Мало кто знает, что авторами этого полотна было два художника Константин Савицкий (нарисовал медвежат) и Иван Шишкин (изобразил лесной пейзаж), но коллекционер по фамилии Третьяков стёр подпись Савицкого и автором картины считают одного Шишкина.

Кстати, на нашем сайте topcafe.su есть увлекательная статья с очень красивыми фотографиями медведей. Советуем к просмотру.

«Берёзовая роща» (1878)

Берёзовая роща

Не воплотить на полотне русскую народную красавицу, стройную, высокую берёзу художник просто не мог, поэтому и нарисовал эту работу, где изобразил не одну чёрно-белую красотку, а целую рощу. Лес словно только что проснулся, и поляна наполнилась утренним светом, солнечные лучи играют среди белых стволов, а по извилистой тропке, ведущей в лес прогуливаются прохожие, любуясь красивым утренним пейзажем.

«Ручей в берёзовом лесу» (1883)

Ручей в березовом лесу

Картины Ивана Шишкина по праву можно считать настоящими шедеврами, ведь он так искусно передавал в них все тонкости природы, блики солнечных лучей, породы деревьев и, даже кажется, шум листвы и пение птиц. Вот и это полотно передаёт журчание ручья в берёзовой роще, словно ты сам очутился среди этого пейзажа и любуешься этой красотой.

«На севере диком» (1890)

На севере диком

Обожал мастер снежную зиму, поэтому в его коллекции полотен есть и зимние пейзажи. Красавица ель засыпана снегом на диком севере в огромном сугробе, красиво стоит среди зимней пустыни. Когда смотришь на эту зимнюю красоту, хочется всё бросить, схватить санки и пуститься со скользкой горки по холодному снегу.

«Мухоморы» (1878–1879)

Мухоморы

Посмотрите, как натурально изображены грибы мухоморы на этой картине, как точно переданы цвета и изгибы, словно они вот-вот совсем недалеко от нас стоит лишь протянуть руку. Красавцы мухоморы, ах как жаль, что они такие ядовитые!

Кстати, на topcafe.su есть очень интересная статья о самых ядовитых грибах в мире.

«Две женские фигуры» (1880)

Две женские фигуры

Женскую красоту невозможно скрыть от мужского взгляда, а от художника тем более. Вот и живописец Шишкин изобразил на своём полотне две изящные женские фигуры в модных нарядах (красного и чёрного цвета) с зонтами в руках, прогуливающихся по лесной тропинке. Заметно, что у этих очаровательных дам приподнятое настроение, ведь прелесть природы и свежий лесной воздух наверняка к этому располагают.

«Перед грозой» (1884)

Перед грозой

Глядя на эту картину, поражает воображение тот факт, что всё это нарисовано по памяти, а не с натуры. Такая точная работа требует от художника много времени и сил, а стихия может разыграться за считанные минуты. Посмотрите сколько здесь оттенков синего и зелёного цвета и как точно изображено настроение приближающейся грозы, что кажется, чувствуешь всю тяжесть влажного воздуха.

«Туманное утро» (1885)

«Туманное утро» (1885)

Иван Шишкин часто видел данный пейзаж вживую, так как в деревне всё просыпались до рассвета. То, как утренний туман опускался на луга и поля приводило его в полный восторг и изумление, казалось, что молочная река растекается на всей поверхности, окутывая леса и озёра, деревни и все околицы.

Небо, земля и вода — три самые главные стихии, гармонично дополняющие друг друга, — вот главная идея картины. Природа словно просыпается от сна и умывается утренней росой, а река снова пускается в свой извилистый путь, достигая глубин, вот что приходит на ум, когда смотришь на эту шишкинскую картину.

«Вид Елабуги» (1861)

Вид Елабуги

Иван Шишкин никогда не забывал откуда он родом и очень любил свой родной край. Именно поэтому он часто рисовал свой родной город Елабуг. Данная картина исполнена в чёрно-белых тонах, и жанре эскиза или этюда, набросанного простым карандашом, казалось бы, несвойственном мастеру кисти, но, как видим, Шишкин рисовал не только маслом и акварелью. TopCafe призывает и вас не забывать места, откуда вы родом, и иногда возвращаться туда.

«Облака»

Облака

Каждое природное явление не осталось незамеченным художником, даже лёгкие и пушистые облака, за которыми он обожал наблюдать, а рисовать и подавно. Казалось бы, что могут рассказать вечно плывущие, синие перины, но живописец смог рассказать историю передвижения и жизненного пути сказочно красивых небесных тел.

«Бычок» (1863)

Бычок

Художник-пейзажист обожал рисовать животных, которых очень любил с самого детства. Этот жанр в искусстве рисования называется «анимализм». Как натурально получился маленький бычок. Глядя на это полотно, хочется подойти к нему и погладить по спине, но, к сожалению, это всего лишь рисунок.

«Рожь» (1878)

Рожь

Один из самых известных пейзажей Шишкина после картины «Утро в сосновом лесу». Всё очень просто: летний солнечный день, в поле колосится золотая рожь, а вдалеке видны высокие сосны-великаны, поле разделяет извилистая дорога, ведущая в глубину леса. Пейзаж очень знаком всем, кто родился в деревенской местности, смотря на него, кажется, что ты очутился дома. Красиво, натурально и очень реалистично.

«Крестьянка с коровами» (1873)

Крестьянка с коровами

Живя в глубинке и видя всё своими глазами, живописец не мог не изобразить всю сложность крестьянской жизни и тяжкого крестьянского труда. Работа нарисована в стиле эскиза чёрно-белым карандашом, что придаёт ей некой давности или древности. Крестьяне издавна были связаны с землёй, скотоводством и ремёслами, но это только возвышает их в наших глазах, а художники помогают нам увидеть всю связь и красоту, изображая красивые и реалистичные картины.

«Итальянский мальчик»

Итальянский мальчик

Как мы видим, живописец умел красиво изображать не только любимые лесные пейзажи, но и портреты, которых в его коллекции, к сожалению, почти нет. Эта работа посвящена, я бы сказала, упитанному, румяному итальянскому мальчугану и его пятнистому телёнку. Жаль, что год написания самой работы и дальнейшая её судьба неизвестна.

«Рубка леса»

Рубка леса

Само название картины говорит о том, что хотел донести нам художник, видя такие картины вживую, Иван Иванович очень огорчался, ведь он обожал деревья и природу вокруг него. Он был против того, что человек вторгается в природу и крушит всё вокруг себя. Этой работой он пытался достучаться до человечества и остановить жестокий процесс вырубки лесов.

«Стадо под деревьями» (1864)

Стадо под деревьями

Мне кажется, что коровы — это самые любимые животные нашего живописца, ведь кроме лесных рощ и опушек, среди его работ, где есть животные встречаются только коровы, правда, не считая мишек на известном полотне, но как мы уже осведомлены их нарисовал другой художник, а не Шишкин.

Живя в селе, я часто наблюдала подобную картину, когда стадо коров приходило на обеденную дойку и, дожидаясь своих хозяек, устраивалось поудобнее под разлогими деревьями. Видимо, Иван Шишкин в своё время наблюдал что-то похожее.

«Пейзаж с озером» (1886)

Пейзаж с озером

Зачастую у художника преобладают всевозможные оттенки зелёного цвета, но эта работа как исключение из правил, здесь центр пейзажа глубоко-синее, прозрачное озеро. Как по мне, очень красивый и удачный пейзаж с озером, жаль, что реки и озёра Шишкин рисовал очень редко, а как они у него замечательно получались!

«Скалистый берег» (1879)

Скалистый берег

Кроме своего родного края, любил мастер пейзажей и солнечный Крым, где каждый пейзаж — это настоящий райский уголок. У Шишкина есть целая коллекция картин, написанных на солнечном полуострове под названием Крым. Эта работа очень яркая и живая, здесь очень много света, оттенков и цвета, впрочем, как везде в Крыму.

«Болото»

Болото

Как некрасиво звучит это слово и как искусно, и красиво изобразил это природное явление наш мастер пейзажей. В одной работе собраны все оттенки коричневого и тёмно-зелёного (так сказать, болотного) цветов. Пасмурно и тускло, на небе нет ни одного облачка, солнечные лучи не прорезают пространство, и только две одинокие цапли пришли к воде.

«Корабельная роща» (1898)

Корабельная роща

Последняя и самая большая работа Шишкина заканчивает настоящую эпопею лесных пейзажей всей его жизни, показывающих настоящую богатырскую силу и красоту русской матушки природы. Рисуя лесные просторы, Шишкин пытался возвеличить и показать всем безграничные русские земли — настоящее народное богатство своей родины.

В заключение

Самые красивые картины Шишкина

Ещё при жизни Ивана Шишкина окрестили званием «Царь леса» и понятно почему, ведь среди многочисленных его картин больше всего лесных пейзажей в разное время года. Почему художник рисовал преимущественно лесные рощи непонятно, ведь есть очень много природных картин, но это его выбор, это как когда-то Айвазовский решил для себя рисовать одно только море.

Иван Иванович Шишкин заслуженно считается одним из самых талантливых и любимых российских художников, а все его работы исполнены на высшем уровне. Вклад художника в российское искусство поистине колоссальный, безграничный и по-настоящему бесценный.

Редакция ТопКафе просит вас написать в комментариях какие прекрасные картины Шишкина произвели на вас наибольшее впечатление.

Примечание редактора: эта статья была обновлена с момента её первоначального опубликования в июле 2018 года.

Источник