Рисунок курая как растение



Курай (растение):описание, использование

Что такое курай? Растение или музыкальный инструмент? И то и другое верно. Семейство зонтичных объединяют одним словом – курай. Но так же называют и музыкальный инструмент, который изготавливают из их высушенных стеблей.

Лучше всего для этих целей подходит реброплодник уральский. Недаром это растение стало символом Башкирии. Там к нему относятся уважительно и даже изобразили на гербе.

Следует сказать, что курай – растение, которое обладает жгучим токсичным соком. При попадании на кожу он вызывает ожог, а попадая в глаза – слепоту. Но люди приспособились и к такому соседству, тем более что некоторые представители этого семейства обладают целебными свойствами.

Гордость Башкирии

Реброплодник уральский не зря стал символом Башкирии. Помимо того, что из него изготавливают продольную флейту — национальный башкирский инструмент, он обладает лечебной силой. Для медицинских целей используют траву и корни этого растения. Стебли, листья и корни богаты полезными веществами, среди которых эфирные масла, кумарины, сапонины, кислоты, флавоноиды.

Из правильно заготовленного сырья делают настои и отвары. Их пьют при заражении организма гельминтами. Также полезны они при различных кожных заболеваниях. При панарициях, фурункулах, абсцессах, язвах к ранам прикладывают припарки из корней этого растения. Отвары пьют при различных легочных заболеваниях. Кроме того, порошок, изготовленный из корней, способен останавливать кровотечение, успокаивать боль, заживлять раны.

Таких много

Реброплодник уральский или курай — растение, которое растет не только в Башкирии. Представители его рода распространились не только по России, например в Сибири, но и в Монголии, Японии, Кореи, Китае. Его легко узнать, так как семейство зонтичных включает в себя растения с цветками определенного вида. Это и дало название всему семейству.

Реброплодник уральский цветет в июне-июле. На его цветоносном побеге находится несколько щетковидных цветков. Причем центральные крупнее боковых. Толщина стебля реброплодника 1-2 см. В высоту он достигает 70-120 см. Листья его треугольные, перистые.

Есть и другие

Курай – растение, которое может быть разным. Этим названием могут именовать и других представителей семейства зонтичных. Например, дягиль (дудник). Его еще называют красивым словом «ангелика», потому что оно такое полезное, что им, по легенде, пользовался для излечения больных сам архангел Михаил.

Цветки дягиля также имеют форму зонтика. Он отличается от других растений подобного вида своим специфическим запахом, идущим от корневищ. Его цветки до созревания имеют зеленый цвет, а затем меняют его на белый, желтоватый или розоватый. Ствол у него крупный, полый. Дягиль любит расти вдоль водоемов.

Источник

Рисунок курая как растение

Курай- божественный инструмент

Кура́й (башк. ҡурай, тат. курай) — башкирский и татарский духовой музыкальный инструмент. Имеет несколько разновидностей, отличающихся конструкцией и материалом изготовления. По классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса, курай относятся к аэрофонам, входящим в подгруппу флейтовых (вид продольные флейты, подвиды открытые и свистковые флейты). Также имеются кураи, относящиеся к подгруппе язычковых (вид с бьющимся язычком). Длина варьируется в зависимости от разновидности — от 120—180 мм до 450—1000 мм. Звук, тембр и динамические возможности зависят от конструкции. Традиционным материалом для изготовления являлись срезанные и высушенные стебли уральского реброплодника, однако в настоящее время широко используются современные материалы (строганый шпон, металл). Является сольным, ансамблевым и оркестровым инструментом.

Классический курай изготавливается из стебля зонтичного растения Pleurospermum uralense (Реброплодник уральский), имеет 4 игровых отверстия на лицевой стороне и одно на тыльной. Известны изготовления курая из различных металлов.

В старину считалось престижным иметь курай, изготовленный из серебра или меди. В настоящее время широкое распространение получил деревянный курай, для изготовления которого используется шпон.

Средняя длина курая составляет 57-81 см.

Звукоряд курая образуется из сцепления двух мажорных пентатоник от основного тона на расстоянии кварты.

Диапазон курая — около трех октав.

Классический курай

Классический курай — открытая продольная флейта. Длина обычно составляет около 570—810 мм — в основе лежат естественные меры длины, 8-10 ладоней или больше, ширина каждой ладони при обхвате равна 4 пальцам. Диаметр инструмента составляет обычно около 20 мм. В курае 5 отверстий диаметром 5-15 мм. 4 отверстия находятся на лицевой, 1 — на тыльной стороне. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 4-5 пальцев от нижнего края. Остальные три отверстия располагаются последовательно выше первого через 2-2,5 пальца. Пятое отверстие находится выше четвёртого с другой стороны.

Копшэ курай

Копшэ курай — открытая продольная флейта. В отличие от классического курая, имеет два отверстия. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 6 пальцев от нижнего края. Второе — на 5 пальцев выше.

Агач курай

Агач курай (деревянный курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из ветвей орешника, клёна, калины. Длина инструмента 250—300 мм. Число игровых отверстий — от четырёх до шести.

Медный курай

Медный курай — щелевая свистковая флейта. Изготавливается из латунной трубочки диаметром 20-23 мм. Длина инструмента 260—265 мм. Имеет семь игровых отверстий. Иногда вместо латуни используют другие металлы — серебро, алюминий.

Источник

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КУРАЯ.

Но был ли курай всегда башкирским инструментом? И вообще, какова история его происхождения? Несмотря на то, что этот музыкальный инструмент по праву возведен в народе и республике до уровня культа, исследований на эту тему практически нет. Диссертация Ильясова Т. Т. дает очень детальное описание инструмента, его роль и место в новейшей истории башкирского народа, но не дает ответа на главный вопрос — откуда этот музыкальный инструмент появился у башкир. http://v4.udsu.ru/files/1295719106.pdf

А ведь многих интересует этот вопрос. И по праву. Курай — действительно не только главный музыкальный инструмент, но и символ, и гордость башкирского народа. Тем интереснее будет узнать читателю, что таковым он стал относительно недавно. По крайней мере, связывать его с башгардами и бурджанами — древним этносом, являющимся коренным для башкир, — не приходится.

А ОТКУДА ТОГДА КУРАЙ ПОЯВИЛСЯ У БАШКИР И КОГДА?

Давайте для начала выявим главные отличия курая от других духовых инструментов, которые есть практически у всех народов:
1. Курай изготавливается из полого стебля зонтичного растения, носящее одноименное название.
2. Курай не имеет специального приспособления для извлечения звука, как у абсолютного большинства духовых инструментов. В этом его главная уникальность.
3. Курай имеет определенную длину и определенное количество отверстий для игры.
4. Игра на курае, как правило, сопровождается горловым пением.
5. Каждая мелодия, исполняемая на курае, имеет свою легенду.

Есть ли в мире музыкальные инструменты, идентичные кураю по параметрам, по которым он считается уникальным? Принято считать, что нет. Но он есть. Это монгольский «цуур». Его изображение вы видите на фото.

Цуур так же как и курай изготавливается из полого стебля зонтичного растения, который произрастает в лесах Алтая и Хингана.
Он имеет такую же уникальную конструкцию, как и курай. То есть у него нет специального звукоизвлекающего приспособления.
Цуур имеет определенную длину, которая измеряется размером ширины ладони музыканта. Количество отверстий и расстояние между ними тоже идентично кураю (иногда меньше на одну, что не существенно).
Цуурчи (так принято называть музыканта, играющего на цууре) дополняет исполнение горловым пением. А перед этим обязательно должен рассказать легенду мелодии.

И еще. Почти все песни, исполняемые на цууре, относятся к категории «протяжных песен» («узун куй») и посвящены прославлению главной горы (Алтая, Хингана), реки и т. д. А также есть мелодии под названием «Черный иноходец» («Кара Юрга») и др.

И еще. Все помнят башкирскую народную сказку о курае. Она состоит из двух не совсем связанных друг с другом частей. В первом повествование идет о злом хане, который имел рог. Вторая часть легенды повествует о юноше, который услышал, как ветер играет на сломанном стебле растения и изготовил из него музыкальный инструмент. Так вот, сказка с сюжетом первой части легенды о курае есть и у казахов. Но там уже история о создании курая не упоминается. А вот у монгол есть легенда о происхождении цуур. Она полностью повторяет сюжет из башкирской легенды о происхождении курая.

Читайте также:  Виды связей между грибами и растениями

Хорошо, эти два инструменты идентичны. Но каким образом они родственны? И как монгольский цуур мог попасть на Урал? Или все было наоборот?

КАК КУРАЙ ПОПАЛ НА УРАЛ?

Чтобы ответить на этот вопрос мы должны уточнить два момента.
1. Среди какой группы башкир распространен курай?
2. В какой исторический период последний раз соприкасались монголы и башкиры.

Ну начнем, наверное, со второго. Потому что ответ лежит на поверхности. В начале 13-го века Башкирия вошла в состав улуса хана Джучи, сына монгольского императора Чингизхана. Вместе с Джучи Чингизхан послал на завоевание Башкирии 2 тысячи воинов племени унгират (кунграт) и 2 тысячи воинов племени джалаир. Вместе с семьями. Жена Чингизхана Бортэ была из племени унгиратов (кунграт). Вот что об этом пишется в источниках: «Родство с ханским родом обусловило высокое положение унгиратов в Монгольской империи. Хонкираты, обитавшие в XII — начале XIII в.в. на берегах р. Толы (Монголия), расселились главным образом в улусе Джучи (Золотая Орда), приняли в свой состав зависимые (покоренные) тюркские племена и быстро тюркизировались, сохранив в тюркском произношении свой этноним.[7]»

Кстати, и в Западной Монголии племена унгиратов, джалаиров и сальжуитов кочевали рядом. Я упомянул здесь сальжуитов потому, что наряду с кунгратами, сальжуиты тоже составляют монгольский компонент у современных башкир. А джалаиры в настоящее время, как этнический компонент у башкир не упоминается. В память о них остались только названия двух рек: Лесной Зилаир и Крепостной Зилаир. Ну и производные от них названия района и поселка — районного центра. Видимо, они кочевали вместе с кунгратами и среди них и растворились. Потому что территория современного расселения потомков кунгратов — башкирского племени тунгаур находится в бассейне именно этих двух рек. Хотя, согласно письменным упоминаниям о ранних кунгратах в Башкирии, первоначально они кочевали вдоль бассейна реки Демы. А Нойоном (эмиром) у них был родной младший брат жены Чингизхана — Алчин (Алшин). До недавнего времени на берегу Демы существовала деревня Альшей, давшее название современному Альшеевскому району. После экспансии в западную Башкирию мангытов и минцев из Крыма и Причерноморья под предводительством Габдуллы хана, потомки кунгратов были вынуждены мигрировать на юго-восток современной Башкирии. Случилось это после поражения Тухтамыша перед Тамерланом в конце 14-го века. Башкиры, как известно, воевали на стороне Тохтамыша.

А при чём тут курай? А при том, что завезли курай на Урал кунграты, потомками которых является современное башкирское племя тунгаур.
История этого племени была до сих пор мало изучена. С легкой руки академика Р. Кузеева историки Сальман Ярмуллин и Фуат Сулейманов связывали происхождение этого племени с древнебашкирским союзом племен, Приаральем и еще далее Тюркским каганатом. А само название племени с древнемонголо-маньчжурским этнонимом Тангор, упоминаемым в китайских хрониках. Конечно же, это в корне не верно. Если бы тунгауры пронесли свое самоназвание от начала тысячелетия (когда оно единственный раз было упомянуто), через все перепитии сначала Восточного, потом Западного Тюркского Каганата, Эфталитских войн, союза с башгардами и бурджанами, конгломерата с баджнаками (печенегами), они точно попали бы во все хроники современников. Осколки этноса сохранились бы и у других соседних народов, как это случилось со всеми другими племенными образованиями. Но тунгауры в следующий раз упоминаются чуть ли не в 17-м веке только. И уже только в составе башкир.

Тунгауры имеют такую же тамгу, как у казахских, каракалпакских и узбекских кунгратов — С (полумесяц). Ораном (боевым кличем башкирских тунгауров является «Кунграт», ну и, наконец, тунгауры и каракалпакские кунграты имеют одну гаплогруппу — N1c или еще называемую N-tat (ханскую), потому что эту гаплогруппу, по мнению некоторых исследователей, носил Чингизхан.

Со временем, башкирские кунграты утратили свое первоначальное название и стали называться по имени одного из своих предводителей — тунгаурами. Тунгаур ( а если более правильно — Дунгэур) — очень распространенное монгольское имя, в переводе означающее — бубен. Так звали, например, одного из сыновей Батый хана. Случаи, когда определенная группа родственных семей или даже целый народ начинает называется по имени предводителя, история знает сплошь и рядом: узбеки, ногаи, башкирские усэргэне, кубаляки и т. д.

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ КУРАЯ.

И сейчас курай, как музыкальный инструмент, распространен в основном среди тунгаурских башкир. Можно сказать больше, 70 процентов всех кураистов, освоивших технику игры на инструменте не в школе и не в музыкальном кружке, а у родителей — представители тунгаурских башкир. Почти все знаменитые кураисты до 80-х годов 20-го века были тунгаурами. А и остальные тоже — соседние тунгаурам бурзянцы и катайцы. Крамольно, наверное, об этом писать, но остальные башкиры курая не знали. Ни в одной деревне вдоль рек Белой (ниже впадения в него Нугуша), Ашкадара, Демы, Юрюзань, Ай, Сунь, Танып, Караидель, Тюй, Сарс, Сармасан и др башкиры на курае не играли. Широкое распространия курай получил значительно позже. Сначала во времена совместных походов башкирских полков в составе войск Золотой Орды, потом Российской армии. Во времена проведения совместных йыйынов, свадеб и других торжеств. Позже, начиная с советского времени — уже через преподавание в кружках, училище искусств и т. д. Мощнейший импульс развитию курая дало его размещение на Государственном Флаге Республики Башкортостан. Он стал символом республики. Открылись целые классы и факультеты по его преподаванию в училище искусств и в Академии искусств. В каждом районе открылись кружки по преподаванию игры на курае, появились целые ансамбли. Большую роль в популяризации инструмента сыграли такие мастера, наши современники, как Мухамат Ичкужин, Азат Аиткулов, Юлай Гайнетдинов, Роберт Юлдашев, Расуль Карабулатов, Азат Бикчурин и др. Благодаря им он стал поистине визитной карточкой башкирского музыкального творчества, да и всей республики. Низкий поклон им!
Но так было не всегда. В 70-ее годы 20-го века на одно из торжеств республиканского уровня было решено пригласить 70 кураистов. Искали по всей республике. Еле- еле наскребли. Курай — практически вымирал. На своей прародине — в Монголии он практически уже изчез. http://m.youtube.com/watch?v=Ml0SmD6ngP0. Последний настоящий цуурчи умер в 2003-м году. Сейчас там его пытаются возрождать, но шансов очень мало.

У КАКИХ НАРОДОВ ЕЩЕ ЕСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ПОХОЖИЕ НА КУРАЙ?

Курай — уникальный, в своем роде, музыкальный инструмент. Он может существовать только там, где произрастает.
Поэтому его нет ни у татар, ни у казахов. Просто природные условия не позволили распространиться ему в степные и лесостепные зоны.

Кунграты были очень пассионарным и воинственным племенем. Кунгратские воины участвовали почти во всех завоевательных походах Чингизхана, его детей и внуков. Оседали на завоеванных территориях. Так осколки кунгратов появились в составе узбеков, каракалпаков, казахов. Есть они даже в Иране. Но у этих потомков кунгратов цуур не сохранился. Потому, что семена растения, из которого изготовляется инструмент в этих краях не приживался.

А вот в Китае, у озера Канас, есть небольшая этническая общность тувинцев. Местные исследователи считают их потомками солдат армии Чингизхана. У них тоже есть музыкальный инструмент, похожий на курай. Они называют его ШООР

У бурят-хондогоров (потомков хунгиратов) тоже сохранился инструмент. Они называют его СУУР. У киргизов есть — ЧООР, у горных алтайцев — ЧОГУР.

У всех этих народов инструмент уже на грани исчезновения и поэтому не так знаменит, как наш курай. У некоторых он имеет более совершенную, не такую архаичную, форму. Но нам они интересны с точки зрения возможности провести параллель с нашим инструментом. Через монгольский ЦУУР (ЦУУР-АЙ) (встречается и такое звучание название этого инструмента) мы можем выйти на более широкий простор поиска родственников нашего КУРАЯ, не так ли?

Читайте также:  Фильтр от пыльцы растений

Несомненно, все эти инструменты имеют один корень. А еще? А если еще упоминания об этом инструменте, удревняющие ее историю? Есть.

Вот цитата: «Эксперты полагают, что прообразом шоора был древний китайский музыкальный инструмент «хуцзя», который имеет 1600-летнюю историю. Существует несколько видов «хуцзя», а шоор является одним из них. Этот музыкальный инструмент так давно появился, что шоор называют в Китае «музыкальной окаменелостью».
http://russian.cri.cn/1001/2009/12/25/1s319463.htm

И еще цитата: «Самым древним монгольским музыкальным инструментом считается так называемый цуур. Его изображение было найдено на стенах в пещерах. Возраст этого наскального рисунка ни много не мало – 5 тысяч лет

ЕЩЕ БОЛЕЕ ДРЕВНИЕ РОДСТВЕННИКИ КУРАЯ.

Вот мы и узнали о том, как появился курай у башкир и его ближайших родственниках. Не надо обладать большим воображением, чтобы догадаться, что и само название инструмента — «курай», не что иное, как искаженное «цуур-ай». Тем более, что и в монгольском и бурятском одним из значений слова является «трубчатое растение». Но не только. Слово «цуур» употребляется еще в значении «эхо», «гудение».

В связи с этим неслучайными кажутся созвучия башкирских (в широком понимании — тюркских) слов: «ОРАн» — «клич», «хОРЭнлэу» — «кричать», «ОРОу» — «лаять» и очень много других однокоренных слов, означающих шум, гудение, звук.

И совсем уж фантастическим, но не невероятным выглядит созвучие названий центральноазиатских по происхождению духовых музыкальных инструментов с ближневосточными и кавказскими — ЦУУР — ЗУРНА.

Цитата из Википедии: «

Зурна́ (азерб. Zurna, арм. զուռնա, курд. — Zûrna, перс. — сурнай[1][2][3],карач.-балк. сарнай,сырыйна[4][5][6], буквально — праздничная флейта) — язычковый деревянный духовой музыкальный инструментс двойной тростью, распространённый на Ближнем и Среднем Востоке, Кавказе, Индии, Малой Азии, Балканах, Средней Азии[7].

Представляет собой деревянную трубку с раструбом и несколькими (обычно 8—9) отверстиями (одно из которых находится на противоположной остальным стороне). Зурна находится в близком родстве с гобоем (имеет такую же двойную трость) и считается одним из его предшественников».

Самые древние экземпляры Зурны были найдены во время раскопок на территории Азербайджана. Они датируются 3000-ми лет.

Но и это не предел. Буквально, несколько лет назад археологи раскопали в Европе костяную флейту. Ей 40 тыс лет!

Только пусть скептики не обвиняют меня в том, что я собираюсь утверждать, будто кураю — 40 тысяч лет. Не дай, Боже! Я уже написал, что башкирский курай — сравнительно молодой инструмент. И за эту крамолу я еще получу свою долю люлей от соплеменников. Но предшественник всех духовых инструментов, в том числе и курая, уже существовал именно 40 тысяч лет назад. И возможно, что имел примерно такое же название, как и большинство духовых музыкальных инструментов: КУРай — ХУУР — СУУР — ЦУУР — СУРНА — ЗУРНА — вальТОРна ( лесной рожок) — вальТХОРНа — ГОРН.

Еще раз прихожу к выводу, что история народов на планете так коротка и так переплетена, что все мы являемся, чуть ли не братьями. На этот раз благодаря истории происхождения курая.

Источник

Дачная Энциклопедия

Высохшие, колючие стебли курая опасны для скота как корм, особенно для лошадей, потому что повреждают органы пищеварения. В безлесных степных местностях они используются как топливо. А свежие надземные части растения охотно поедаются скотом. Скашиваемый до плодоношения, он представляет, особенно в засушливые годы, не только кормовую культуру, но и хороший материал для силоса, который по содержанию питательных веществ не уступает аналогу из кукурузы. Зола от стеблей курая содержит много поташу и используется в мыловарении.

Особенности роста

Курай народное название некоторых крупных зонтичных растений, относящихся в основном к родам Дудник, Борщевик и Реброплодник уральский. Они сильно иссушают почву, но сами не боятся засухи, особенно обильно разрастаясь в засушливые годы. Это — типичное пожнивное растение, которое в жаркие годы сплошь покрывает жнивье, и вредит посевам озимых и поздних культур. К тому же курай сильно затрудняет полевые работы своими жесткими и колючими переплетающимися стеблями, которые забивают орудия и мешают уборке и обработке почвы. Меры борьбы с кураем включают обязательное пожнивное лущение сейчас же вслед за уборкой, а также сжигание стерни. Можно так же применить раннюю зяблевую пахоту, с тщательными предпосевными весенними обработками, при посевах поздних культур. Рекомендуется и массовая прополка озимых с осени, а также тщательная об работка чистых ранних паров и пропашных культур. Сеят курай можно только на зеленый корм или на силос. Необходимо уничтожать дикие заросли курая на невозделываемых и мусорных местах, на пустырях, у изгородей — скашиванием, а также сжиганием скоплений кустов курая по балкам и оврагам.

Цветение

Цветки расположены в пазухах верхних листьев. Листочки околоцветника курая пленчатые, яйцевидные, голые, при плодах с пленчатыми крыльями.

Плоды

Курай имеет улиткообразный широкообратноконусовидный буровато-черный или серый плод — орешек. Вес 1000 семян около 2,5г. Свежесозревшие и недозрелые семена редко всходят.

Стебель

Курай имеет растопыренно-ветвистый, голый или шероховато-опушенный, высота до 100см стебель.

Листья

Стеблевые листья курая очередные, сидячие, нитевидно-линейные, на верхушке с колючим острием, голые. Семядоли длиной до 40, шириной О,5 мм, нитевидные. Первые листья супротивные, длиной до 50мм, шириной 0,5-1мм, нитевидные. Эпикотиль коричневатый, голый, а гипокотиль малинового цвета.

Источник

Цветок курая Башкортостана

Сначала цветок появился на Государственном флаге Республики Башкортостан, который утвердили 25 февраля 1992 года, хотя Башкирская ССР обрела новый статус значительно раньше — 11 октября 1990 года.

Вполне естественно, что разработчики первым делом обратили свой взор к прошлому, к флагу, который, как оказалось, появился еще в начале XIX века. Сведения о нем крайне скудные, но кое-какие описания все-таки сохранились, и благодаря им можно представить, как он выглядел: на фоне двуглавого орла и шестиугольных звезд, разбросанных по всему полотнищу, были начертаны слова из Корана.

Двуглавый орел — герб Российской империи, поскольку большая часть Башкирии в 1557 году добровольно присоединилась к России. К середине XVI века Юго-Восточная Башкирия, или основная ее территория, находилась в составе Ногайской Орды, Западная Башкирия — в составе Казанского ханства. Северо-Восточная (Зауральская) — Сибирского ханства. Зауральские башкиры вошли в состав России в конце XVI века после распада Сибирского ханства Кучума. Принятие русского подданства спасло башкир от гнета ногайцев, казанских и сибирских ханов, а также от междоусобиц собственных феодалов.

В административном отношении Башкирия с 1744 года входила в Оренбургскую губернию, и это означает, что флаг того времени не мог быть государственным. Он являлся, скорее всего, символом определенной социальной группы — башкирского казачества. Не исключено, что именно с этим флагом башкирские казачьи полки сражались против войск Наполеона в 1812 году. Башкиры исповедуют ислам. И звезды на флаге олицетворяли «светильники ближайшего из семи небес, созданных наряду с землей за два дня Аллахом».

Предлагалось принять за основу и тот флаг, который утвердило 21 августа 1918 года первое башкирское правительство. В фармане (приказе) сохранилось его описание. Он представлял собой полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — синего, средней — зеленого и нижней — белого цветов. В соответствии с фарманом, синий цвет означал принадлежность башкир к тюркоязычной группе народов, зеленый — толковался как приверженность башкир исламу, белый — говорил о стремлении народа к миру, благополучию и счастью.

Из числа новых, предложенных на конкурс вариантов флага наибольшее внимание привлекли два. Один — с изображением полумесяца — общего для мусульманских стран символа, который возник во время Османской империи, образовавшейся в ХV-ХVI веках (подробнее об этом см. «Наука и жизнь» ?? 5,6, 1992 г.). На другом изображался стилизованный древнеиндийский знак — свастика: равноконечный крест с загнутыми под прямым углом или овально, чаще в направлении часовой стрелки, концами. Свастика на санскрите означает ?связанное с благом? и использовалась для обозначения благоприятного, счастливого объекта, толковалась как знак света и щедрости. Ее изображения сохранились на произведениях декоративного искусства в странах Европы, Азии, реже Африки и Америки. Свастику можно увидеть на древнегреческих вазах, греческих и сицилийских монетах. В раннем христианстве ее именовали гаммированным крестом, так как в ней соединены четыре исходящие из одной точки буквы Г (греческая гамма). Но, по вполне понятным причинам, этот вариант отклонили сразу. Среди отвергнутых комиссией был и вариант флага с полумесяцем, поскольку он указывает на принадлежность к определенной религии и является конфессиональным признаком, а в Башкирии постоянно проживает много русских, чувашей, украинцев и представителей других национальностей, не исповедующих ислам. Государственный символ должен нести атрибуты, объединяющие все нации, проживающие в государстве, в одно целое.

Читайте также:  Костяника это ядовитое растение или нет

Члены комиссии отдали предпочтение проекту, представляющему собой прямоугольное полотнище с горизонтальыми равновеликим по ширине полосами зеленого, белого, синего цветов (снизу — вверх). В центре белой полосы золотым цветом изображена эмблема — круг, внутри которого находится стилизованный цветок курая, состоящий из 7 лепестков, распространенный в Башкирии. Соотношение ширины флага к его длине — 1:2.

В откликах на проекты, поступивших в комиссию, содержалось немало вопросов, и главный из них — а не будет ли данный вариант флага повторением принятого в 1918 году? Но одобренный комиссией вариант существенно отличается от прежнего проекта флага, который имел иной порядок расположения полос, и это не формальный признак. Так, флаги России и Нидерландов состоят из трех равновеликих полос одних и тех же цветов: белого, синего и красного, но расположенных по-разному. И это не единичный пример. Флаги Гвинеи и Мали представляют собой полотнища с тремя равновеликими вертикально расположенными полосами красного, зеленого и желтого цветов. Но на флаге Гвинеи их порядок один: слева, у древка, красный цвет, в середине — желтый, справа — зеленый. У флага Мали — слева направо идут зеленый, желтый и красный цвета.

Неодинаковое значение и у двух одинаковых по цвету полое обоих флагов. В геральдике голубой цвет служит символом величия, красоты, ясности; зеленый — изобилия, надежды, свободы. В проекте государственного флага Башкортостана синий цвет — цвет неба — означает ясность, добродетель и чистоту помыслов народов республики; зеленый — свободу, вечность жизни.

Многие указывали на то, что зеленый цвет — цвет ислама. Это верно, но лишь отчасти. Зеленый цвет присутствует в государственных флагах таких немусульманских стран, как Ирландия, Мексика, Португалия, Италия, Боливия, Бразилия, Венгрия, Болгария.

Белый цвет в геральдике олицетворяет миролюбие, открытость, готовность к взаимосотрудничеству. Вот почему парламентера, направляющегося для ведения переговоров, обязательно сопровождает лицо, несущее белый флаг. Такое правило закреплено в Приложении к Гаагской 1907 года конвенции о законах и обычаях сухопутной войны.

Синий и белый цвета нового флага такие же, как и на флаге Российской Федерации, — как подтверждение того, что башкиры веками жили в дружбе с Россией, что предки их более четырех столетий тому назад связали свою судьбу с Россией на договорной основе. В 1919 году башкирское правительство обратилось к правительству РСФСР с просьбой о помощи в борьбе с армией Колчака, в результате чего было подписано «Соглашение Российского рабоче-крестьянского правительства с Башкирским правительством о советской автономии Башкирии». Таким образом, Башкирия — первая автономная советская республика в составе РСФСР. Союз этот обретает новое содержание в наше время, о чем записано в Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан.

Варианты гербов, предложенные на обсуждение конку рема комиссии. На одном из них — волк, который считается прародителем тюркских племен. На другом — крылатый конь, воспетый во многих эпических сказаниях

На проекте флага имеется и эмблема, которой не было на флаге 1918 года. Ее окружность — знак вечного движения. Изображенный в ней цветок курая широко распространен в лесостепной зоне.

Работа над новым гербом проходила значительно медленнее. Авторы его проектов долгое время оказывались в плену старых канонов. Снова и снова появлялись на проектах то венок с колосьями, то серп и молот. Некоторые попытки новаций, например, изображение нефтяной вышки, оказались еще более неудачными, поскольку ассоциировались не с материальным изобилием, а с экономическим и экологическим неблагополучием.

Из 40 вариантов проектов герба, поступивших в конкурсную комиссию, сначала отобрали один, который предлагалось обсудить на сессии Верховного Совета Республики Башкортостан. Он представлял собой изображение крылатого коня на фоне вертикально расположенного Государственного флага. Коня и флаг обрамлял национальный орнамент с надписью: «Башкортостан».

Конь — верный спутник человека символизирует устремленность народа в будущее, его могущество, благородство и верность своему долгу. Свойства, которыми наделяют коня, — храбрость льва, зрение орла, сила волка, быстрота оленя, ловкость лисицы. В течение тысячелетий конь оставался спутником человека, опорой и источником благополучия земледельца. Он вошел в эпические сказания многих народов, в том числе и башкирского. Золотой цвет орнамента — знак возрождения, процветания.

После завершения двухгодичного конкурса, когда Комиссия Верховного Совета по вопросам народного образования, науки, культуры, национальных и интернациональных традиций, охраны исторического наследия приняла к рассмотрению этот проект герба, преподаватель школы искусств поселка Красноусольский Гафурийского района И.Шаяхметов внес альтернативный проект, который поддержали многие депутаты.

Он представлял собой круглый щит, разделенный на две части. В верхней — на белом фоне — поднимающееся над Уралом солнце со стилизованным цветком курая. Во все стороны от солнца расходятся лучи. В нижней половине герба графически представлены Уральские горы, окрашенные в синий цвет, на фоне которых находится фигура бегущего белого волка. Все это обрамляет зеленая кайма с национальным орнаментом и внизу надпись: «Башкортостан».

Образ волка в мифологических представлениях народов Евразии и Северной Америки преимущественно связан с культом предводителя боевой дружины и родоначальника племени. Предание о волке-прародителе издревне бытовало у тюрок. И одна из гипотез происхождения слова «башкорт» связана с понятием «главный волк» («баш» — «главный», «корт» — «волк»).

Президиум Верховного совета отверг и этот вариант и вынес на рассмотрение сессии парламента в октябре 1993 года новый проект герба — с изображением Салавата Юлаева. Его автор — художник издательства ?Китаи? Ф. X. Ислахов.

Салават Юлаев — башкирский национальный герой, сподвижник Е. И. Пугачева во время Крестьянской войны 1773-1775 годов, поэт-импровизатор, произведения которого передавались народными поэтами и певцами из уст в уста.

В докладе, посвященном проекту герба, на сессии парламента отмечалось, что по правилам геральдики в гербах не принято изображать конкретную личность. Однако необходимо иметь в виду, что портретного изображения Салавата Юлаева не сохранилось и памятник Салавату Юлаеву представляет собой обобщенный образ джигита-воина, борца за свободу и справедливость.

Народные депутаты приняли этот проект герба, и теперь в Положении о новом государственном символе говорится: «Государственный герб Республики Башкортостан представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего Солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображены соцветие курая и лента, окрашенная в цвета Государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю «Башкортостан».

В цветном изображении Государственного герба Республики Башкортостан памятник Салавату Юлаеву и орнамент — золотистого, цветок курая — зеленого, восходящее Солнце — светло-золотистого цвета, лучи Солнца — желтого, фон между памятником и орнаментом — белого, внутренняя и наружная окружности — темно-золотистого цвета».

Через полтора с лишним года после принятия флага у Республики Башкортостан появился и национальный герб — еще один символ государственного суверенитета.

Источник