Роль растений в природе и жизни человека конспект урока



Значение растений в природе и жизни человека
план-конспект урока на тему

Илясова Екатерина Александровна

Технологическая карта открытого урока в 5 классе по теме: «Значение растени в природе и жизни человека».

Скачать:

Вложение Размер
teh_karta_k_uroku_znachenie_rasteni_v_prirode_i_zhizni_cheloveka.docx 36.77 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: «Значение растений в природе и жизни человека»

Илясова Екатерина Александровна

Значение растений в природе и жизни человека

Изучения нового материала

Раскрыть значение растений в природе и жизни человека

Образовательная: познакомить с многообразием и значением растений в природе и жизни человека.

Развивающая: развитие понятий «экология», «культурные растения», «дикорастущие растения», развитие умений отвечать на проблемные вопросы.

Воспитательная: формирование научного мировоззрения, формирование экологического мышления.

1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов

2. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

3. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

4. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

5. Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления.

6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

4. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

1.Умение создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

2. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

1. Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в паре и группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

1.Формирование представлений о значении растений в природе и жизни человека

2. Формирование представлений о знаниях основных правил поведения в природе.

Источник

урок познания мира «Значение растений в жизни человека. Охрана растений.»

Цель: узнать как человек использует растения в своей жизни.

Задачи:

  1. сформировать представление о значении растений в жизни  человека;
  2. развивать познавательную активность, умение рассуждать, делать выводы;
  3. воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

I   Организационный момент

Кто любит знанья получать?
Кто любит тайны открывать?

— Сегодня на уроке, ребята, мне бы хотелось увидеть , как вы сами умеете добывать знания!

А, чтобы урок был удачным — мы будем внимательны, активны и точны! Пожелаем друг другу успеха!

II .   Подготовка к активному сознательному усвоению нового материала.

Фронтальный   опрос

— Как по внешнему виду можно разделить растения? (На деревья, кустарники и травы)
— Что вы можете рассказать о деревьях? Кустарниках? Травянистых растениях?
— Какие условия необходимы для жизни растений на земле?

— Игра «Расшифруй слова»

     Игра « Части растений »

     Игра « Собери   лукошко »

IV . Закрепление изученного.

      Обобщение по теме « Значение растений в жизни животных ».

— Какое значение растения имеют для животных?  

Для животных растения   —   это и дом, и пища, и лекарство. Животные и человек не могут жить на земле без растений?

      Обратная связь ЖИВОТНОЕ – РАСТЕНИЕ.

V . Работа по теме урока.
           Природа. Привычное для нас всех слово. Но когда мы произносим это слово, то каждый человек представляет её по своему. Человек, который умеет видеть красоту природы – это добрый и открытый человек.

           Но природа не только источник вдохновения и эстетического наслаждения. И сегодня мы поговорим о значении растений в жизни человека.

Мозговой штурм.

Хорошо ли, что на Земле есть растения?

Возможна ли жизнь на земле без растений?  

Вывод:

— Без растений не было бы жизни на Земле!

Физминутка.

        Давайте более подробно рассмотрим, какое значение имеют растения в жизни человека

А поможет нам в этом наш друг – Всезнайка

Просмотр видеоролик « Значение растений в жизни человека »

             Растения образуют кислород, необходимый для дыхания человека. Зеленый лист дает начало жизни на планете Земля, недаром его называют зеленой лабораторией.   При помощи удивительного процесса, который в науке назван фотосинтезом, вода, углекислый газ и солнечный свет превращаются в кислород, необходимый всему живому.

Откуда человек получает важнейшие продукты питания. Для роста организма, образования новых клеток, для обмена веществ и получения энергии, необходимой для жизнедеятельности человека, нужна пища. В   рационе человека примерно 70% составляют растения. Но в пищу употребляются только такие растения, которые содержат большую концентрацию органических веществ. Это могут быть семена, плоды, утолщенные корни, реже бывают листья.

  Хлебно-крупяные растения играют большую роль в питании человека.   Продукты, которые получаются из этих растений – это крупа, которую мы используем для приготовления каш, и мука, из которой пекут хлеб. Это пшеница, ячмень, рис, гречиха.

    Овощные растения – это очень   важная группа растений. К ним относятся огурцы, помидоры, капуста, морковь, баклажаны. В овощах содержатся белки, углеводы, жиры, витамины, минеральные соли и органические кислоты. Овощи можно употреблять   в пищу в отварном, жареном, тушеном, фаршированном виде. Для длительного хранения их солят, маринуют. Очень полезны овощные растения в свежем виде.

  Плодово-ягодные   растения содержат ценные для питания человека вещества: микроэлементы, витамины, органические кислоты, минеральные соли и другие биологически активные вещества. Особенно важны эти элементы в детском возрасте. Свежие плоды и ягоды содержат большое количество полезных веществ. Все любят клубнику, ежевику, чернику, смородину, малину.

  Зернобобовые растения – это один из основных поставщиков белка в организм человека. Семена зернобобовых растений   используют для приготовления супов, салатов, соусов, десертов. К зернобобовым растениям относятся горох, фасоль, бобы, чечевица.

  Сахароносные растения содержат в своих стеблях,   клубнях или плодах сладкий сок   и служат для промышленного добывания сахара. Это свекла, сахарный тростник, топинамбур. Сахароносная культура – это самая древняя культура в мире.

  Масличные растения – это такие растения, которые накапливают в определенных органах большое количество жирных кислот. Их используют для производства растительного масла. Это подсолнечник, кешью, виноград.

  Пряные растения – обладают сильным ароматом или острым, жгучим и горьким вкусом. Они   улучшают вкус пищи, делают пищу более разнообразной. Сюда отнесем душистый перец,   мелиссу, базилик.

           Растения используются человеком в качестве лекарственных средств. Еще в древние времена человек понял, что растения можно использовать в качестве лекарств. Цветки липы в качестве отвара употребляются при простудных заболеваниях. При кашле используются плоды и кора калины. А колючку-крапиву можно прикладывать к ране, а также она поможет остановить кровь.   Ягоды черники полезны для зрения. А кто из вас не знает полевую ромашку, без которой не обходится ни один букет?

В нашей стране произрастает много видов ромашки, один из которых – ромашка аптечная. В народной медицине часто используют настой из цветков ромашки от головной и зубной боли.

С развитием науки люди научились из растений делать лекарства.

          Растения также являются источником строительного материала.   Самым ценным строительным материалом является древесина. Так древесина некоторых деревьев, например, красного дерева, дуба, клена или лещины высоко ценятся за твердость и красоту и используются для изготовления мебели, паркета и других изделий. Дерево играет роль природного кондиционера: с деревянной мебелью прохладно в летнюю жару и тепло холодными осенними вечерами. Благодаря высоким резонансным свойствам древесина является незаменимым материалом в производстве музыкальных инструментов: балалаек, флейт, домр, скрипок, арф.

Также древесина – это экологически чистый   строительный материал, который использовался человеком с давних времен для строительства домов.

        Издавна наши предки использовали для письма березовую кору – бересту. Сегодня мы используем бумагу. Бумагу делают из березы, сосны и ели. Их древесина размягчается до получения специальной массы, из которых потом прессуют листы и высушивают их.

          А вы знаете, что собрав 50 кг. макулатуры, вы спасете жизнь одному дереву.

          Чтобы согреться и приготовить пищу древний человек разводил огонь. Для его разведения использовались растения: деревья, сухая трава, шишки. Сегодня в качестве топлива используют полезные ископаемые: каменный уголь, нефть, природный газ, торф.  

           Растения являются источником многих видов сырья. Материал для одежды дают так называемые прядильные   или волокнистые растения. Это хлопчатник, лён, кенаф, конопля,   рами.

            Изо льна делают ткани для платьев, скатертей, полотенец, а также нитки.

             Из волокон конопли изготавливают замечательные, устойчивые к сырости канаты, рыболовные сети, холсты. А также   грубые, но прочные ткани, из которых готовят одежду пожарных.

          И сегодня человек не может представить себе жизнь без растений, так как они дают ему источники жизни: кислород, пищу, лекарство, строительный материал, топливо, а также из них он производит ткань и бумагу. Растения – это источник вдохновения и эстетического наслаждения.

VI . Охрана   природы

Человек наносит вред растениям хозяйственной деятельностью, сбором букетов, неумеренным сбором лекарственных средств, выкапыванием.

Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они еще долго могли бы радовать нас!

Хозяйственная деятельность человека также пагубно влияет на жизнь растений. Например, на месте леса люди строят предприятие или склад, на месте луга устраивают автостоянку. Так постепенно человек как бы наступает на природу.

Замечательные богатства природы – лекарственные растения. Некоторые виды лекарственных растений из-за неумеренного сбора уже стали редкими.

Бывает, что люди, даже не срывая растения, губят их. Причина этого –   вытаптывание. Идет человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают.

Давайте составим правила, что НЕЛЬЗЯ делать на природе:

Запомните!

— Не разжигайте костер в пожароопасное время, необходимо тщательно убрать перед уходом место, где горел костер, и проверить, хорошо ли он потушен.

— Не срывайте растения для букетов. Букеты можно составлять только из растений, которые выращены человеком.

— Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

— Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

— Старайтесь ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

V . Закрепление   знаний.

     — Что я узнал   на уроке!

VI .   Составление кластера

Источник

Конспект урока по биологии 5 класса. Значение растений в природе и жизни человека.

Конспект урока по биологии в 5 классе. В конспекте представлены все наглядные материалы, которые смогут учителю провести очень хороший и полноценный урок.

Содержимое разработки

Кернер С.В. – учитель биологии

Урок биологии в 5 классе

«Значение растений в природе и жизни человека»

(программа Н.И.Сонина, ФГОС второго поколения)

Образовательные — изучить основные группы растений по применению человеком; повторить и обобщить сведения о фотосинтезе и его роли в природе, об основных отделах растений и их отличительных признаках.

Развивающие – продолжить формирование таких универсальных учебных действий, как умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать и сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать в парах.

Воспитательные – формирование экологического мышления и экологической культуры.

Оборудование: гербарии, коллекции плодов и семян, образцы ваты и хлопчатобумажной ткани, презентация, распечатанные заготовки таблицы «Сравнительная характеристика отделов растений».

Тема урока будет выведена позже.

Сегодня вам предстоит поработать в парах.

Закрепление знаний по теме «Растения»

Ребята, какое царство живой природы мы изучаем? (верно, растения).

Что будет, если вдруг все растения погибнут? ( Не будет кислорода для дыхания и пищи для животных).

Какие отделы растений мы изучили? (Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные, Покрытосеменные).

Давайте, вспомним их.

Перед вами на парте разложены карточки, на которых, изображены представители из разных отделов и названия отделов. Вы должны распределить каждое растение к своему отделу. Работаем в парах.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ по теме «РАСТЕНИЯ» Соотнесите название отдела с фото растения.

КАРТОЧКА (1 группа)

КАРТОЧКА (2 группа)

АРТОЧКА (3 группа)

Работа в парах с отделами растений

Рассмотрите слайд № ____ . Обсуждаем ответ на вопрос слайда – почему именно в виде лестницы на слайде расположены эти отделы? (Названия открываются по щелчку). Продумайте свой ответ, используйте таблицу на слайде № ___. (Расположены в порядке их усложнения строения и большей приспособленности к выживанию в любых условиях. Это отображает последовательность их появления на Земле и усложнение строения).

Слоевище или одноклеточные формы

Стебель, листья, ризоиды, коробочка со спорами

Корневище, корни, листья, споры на нижней стороне листа

Корень, стебель, лист (хвоя), шишки с семенами

Корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами

Различные места на суше, в основном леса

Все области суши, даже пустыни, и вода

Мотивация учебной деятельности.

Мы с вами знаем уже многое о растениях, но о чем нам осталось поговорить (О значении растений)

Тема урока: «Значение растений в природе и в жизни человека»

Как вы думаете? (давайте предположим?) какой же будет цель нашего урока?

изучить основные группы растений по применению человеком; повторить и обобщить сведения о фотосинтезе и его роли в природе, об основных отделах растений и их отличительных признаках.

Как вы думаете? (давайте предположим?)

Что мы сегодня узнаем с вами на уроке?

Какую роль выполняют растения в природе и в жизни человека?

На какие группы делятся растения в зависимости от хозяйственной деятельности человека? Какие растения относятся к этим группам?

Молодцы. Вы составили план нашего урока.

Изучение нового материала

Для того чтобы узнать какую роль играют растения в природе, жизни животных, в жизни человека мы будем работать в парах с помощью учебника, презентации (использовать индивидуальный ноутбук) и раздаточного материала.

Новый материал поделён на 2 блока. I блок – «Роль растений»; II блок – «Группы растений».

I блок – «Роль растений»

Первая пара, используя схему фотосинтеза, учебник, презентацию на рабочем столе ноутбука и раздаточного материала должна раскрыть ответ на вопрос «Роль растений в поддержании состава атмосферы»;

Вторая пара, используя учебник презентацию на рабочем столе ноутбука и раздаточного материала должна раскрыть ответ на вопрос «Роль растений в жизни животных»;

Третья пара, используя учебник, презентацию на рабочем столе ноутбука и раздаточного материала раскрывает ответ на вопрос «Роль растений в жизни человека».

II блок – «Группы растений».

Первая пара, используя схему фотосинтеза, учебник, презентацию на рабочем столе ноутбука и раздаточного материала должна раскрыть ответ на вопрос «Культурные и дикорастущие растения»;

Вторая пара, используя учебник презентацию на рабочем столе ноутбука и раздаточного материала должна раскрыть ответ на вопрос «Кормовые и пищевые растения»;

Третья пара, используя учебник, презентацию на рабочем столе ноутбука и раздаточного материала раскрывает ответ на вопрос «Декоративные, технические и лекарственные растения».

После работы в группах нужно вынести обсуждение ответов на доску.

Первичное закрепление изученного материала

Мы определили значение растений в природе и в жизни человека. А как вы думаете, можно ли выделить главную роль? (Образование кислорода).

Правильно главное заслуга — образуют кислород и питательные вещества, которые необходимы для жизнедеятельности всех живых существ.

Чистый воздух-это большое благо и главное в этом посадка зеленых насаждений. Вы, как ученики, что можете сделать для этого? (Учащиеся отвечают на вопрос учителя)

Не просто так, сейчас на столах у вас стоят стаканчики с землёй. Мы сегодня с вами сделаем доброе дело, посадим для нашего пришкольного участка – томаты. Ваши баночки подписаны, вы теперь будете самостоятельно ухаживать за растением.

Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Пригодятся ли вам полученные знания в вашей жизни?

Сколько тайн хранит природа и как приятно эти тайны открывать. Я надеюсь, что впереди вас ждет много интересных открытий.

Домашнее задание: слайд № ____

§18 учить (учебник биологии Плешакова, Сонина, 5 класс)

Ответить на вопросы в конце параграфа

Приготовить сообщение о каком-либо пищевом растении и его истории.

Приложения к уроку

1.1. Растения из-за своего свойств поглощать углекислый газ отдают кислород. Растения играют важную роль в атмосфере. Без кислорода все бы живые существа просто погибнут!

Роль зелёных растений в поддержании постоянного газового состава атмосферы и обеспечении кислородом и органическими веществами всех живых организмов. Для фотосинтеза необходим солнечный свет. Фотосинтез происходит в зелёных растениях. Выделяется кислород ___, углекислый газ _____ поглощается листьями растений. Зелёная субстанция растений – это хлорофилл. Вода поступает в ткани растений из почвы, через корневую систему. Образуется глюкоза, которая переходит в крахмал, запасаемый растениями.

1.2. Роль растений в жизни животных велика.

Самое главное — это:

1) растений служат животным пищей, т. к. сами животные не способны синтезировать органические вещества из неорганических, а должны потреблять ее в готовом виде

2) растения — главный источник образования кислорода на нашей планете. А кислород необходим большей части животных для дыхания

3) растения служат средообразующим компонентом (т. е. образуют для животных окружающую среду). Растения формируют леса, луга, кустарниковые заросли, где животные обитают, прячутся от хищников, поджидают или преследуют жертв, строят гнезда и прочее.

Эти три компонента в совокупности позволяют сделать вывод — животные без растений жить не могут.

1.3. В жизни человека растения играют огромную роль , ведь помимо того что они источники кислорода, необходимого для дыхания, они употребляются человеком в пищу (злаки, овощи, зерно-бобовые, плоды деревьев, эфиро-масличные культуры, сахороносные растения ), из них делают лекарства, одежду, дома, они служат сырьем для промышленного производства бумаги, краски.

На Земле сложно найти такое место, где бы полностью отсутствовали растения. Даже в жарких пустынях и заснеженном Северном полюсе можно отыскать признаки растительной жизни. Представители флоры отличаются большим разнообразием и многообразием, уникальными свойствами и неповторимым внешним видом.

Дикорастущие и культурные растения Человек начал окультуривать дикие растения много веков назад. В течение этого времени было выведено множество новых сортов с самыми разными полезными качествами: пшеница, рожь, фасоль, подсолнух, фруктовые деревья и многие другие.

В результате человеческой деятельности все растения, населяющие планету, можно разделить на две большие группы:

Дикорастущие растения – обитают в условиях дикой природы. Они никогда не испытывали на себе влияние человека и не нуждаются в специальном уходе. Дикорастущие растения выглядят так, как их создала природа сотни лет назад. К ним относятся все представители лесной, степной, луговой флоры, которые растут сами по себе.

Культурные растения – обладают качествами, имеющими большую ценность для человека: высокую урожайность, отменный вкус плодов, питательную ценность и т. д. Без бережного ухода культурные растения могут утратить свои важные свойства, и для них очень важен регулярный уход.

Источник

Открытый урок "Значение растений в природе и для жизни человека".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока в 5 классе по теме "Значение растений в природе и для жизни человека".

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок «Значение растений в природе и для жизни человека».»

Конспект открытого урока по биологии в 5 «Б» классе.

Тема «Значение растений в природе и для жизни человека»

Дата проведения: 16.03.2014 г. Учитель: Искрина Г.А.

Цели урока: повторить признаки живых организмов, выявить отличительные и характерные признаки растений, повторить основные группы растений, определить значение растений в природе и жизни человека; продолжить формирование логического, системного мышления; продолжить формирование бережного отношения к природе.

Задачи урока:
Образовательные: сделать выводы о значении растений в природе и для жизни человека, расширить представления учеников о живой природе.

Развивающие: развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Развивать креативность, критичность, внимание, память.

Воспитательные: формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе.

На уроке формируются компетентности учебно-познавательные, информационные, коммуникативные. Урок составлен на основе технологии развития критического мышления. На уроке реализуется схема вызов – осмысление — размышление. Стратегией урока является основной прием — кластер. На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт – чтение с маркировкой текста.. Форма работы – в группах. Основной принцип урока – принцип взаимодоверия и взаимопомощи.

Оборудование: таблицы с изображением различных растений, презентация.

Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Стадия вызова. Природа не для всех очей
Покров свой тайный подымает.
Мы все читаем равно в ней,
Но кто, читая, понимает…

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на уроке в центре нашего внимания будут различные живые организмы, относящиеся к одному из царств живой природы, а что это за царство вы должны угадать. Загадки (учащиеся по первым буквам отгадок собирают слово, являющееся ключевой темой урока; учитель показывает слайд к каждой отгадке):

Полевой цветок народный, для гадания пригодный, (ромашка)

Вкусны — оближешь пальчики- оранжевые мячики.
Но только в них я не играю, а неизменно их съедаю, (апельсины)

Хоть колюча, но не ёлка, подлинней её иголки, А кора тонка, красна! Та красавица –(сосна)

Вот печальная картина: затянула пруд весь .. .(тина)

Её всегда в лесу найдёшь — пойдём гулять и встретим: стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем, (ель)

Голубой лужок, голубой бережок, голубеет всё вдали — какие цветы зацвели? (незабудка)

Очень часто под водою, словно согнута бедою Вся печальна, молчалива, узколиста плачет. (ива)

А вот этот злак похож на пшеницу и на рожь.
Но в колоске один цветок — так будь внимательней, знаток, (ячмень)

Соединим первые буквы ответов и получилось слово: РАСТЕНИЯ — царство Растений

Мы с вами изучили самые разные группы растений теперь давайте их вспомним и отобразим все многообразие растительного мира в виде схемы:

Водоросли Мхи Папоротники

РАСТЕНИЯ.

(учащиеся выходят к доске и записывают потом проверяют по слайду)

Растений большое количество, а для чего они нужны?

Работа в парах. Учащиеся в тексте учебника стр.88 находят значение растений, обсуждают.

обогащают воздух кислородом

поглощают углекислый газ

очищают воздух от пыли, вредных химических соединений

служат пищей для растительноядных животных, которыми питаются хищники

являются средой обитания для животных

служат убежищем для ценных животных и птиц

участвуют в образовании почвы

вырабатывают фитонциды — летучие бактерицидные вещества

способствуют понижению температуры воздуха

снижают действие ветра и шума

Б) в жизни человека:

сырьё для различных отраслей промышленности

В зелёной поликлинике лесной
Сестрою милосердия в халате
Наклонится берёзка надо мной.
Я буду пить дыханье майских ёлок,
Весенний лес всем сердцем обойму,
И старый дуб, как старый кардиолог,

Продлит мне жизнь. ( приготовление лекарств)

украшают жизнь и приносят радость.

Физкультминутка:

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры учитель может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.

Растительный покров нашей планеты образован, прежде всего дикорастущими растениями – ни расту без участия человека. И культурными, которые выведены человеком (пищевые, кормовые, технические, декоративные, лекарственные).

Далее ребятам предлагается заполнить таблицу «З-Х-У» («Знаю — Хочу знать — Узнал» )

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

III Подведение итого.

Вывод: без растений жизнь на нашей планете невозможна. Многие виды живых организмов уже исчезли с "лица" Земли, другим угрожает вымирание. Сохранить и воссоздать благоприятные природные условия для жизни растений — вот одна из главных задач человечества.

Используя материал сегодняшнего урока, учащимся нужно сформулировать как можно больше ответов на вопрос: «За что я хочу сказать спасибо растениям?»

1. (первая строка — тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка — описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка — описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка — фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка — ОДНО слово — синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

И оставшееся время предложить детям отгадать загадки:

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)

Каждой весной лапы еловые
Старые лампы меняют на новые. (Шишки)

Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)

Что за дерево, ответьте:
Всю весну, когда цветет,
Самый вкусный мед на свете
Щедро пчелам раздает? (Липа)

Источник

Разработка урока "Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений"

– Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают?

– Что образуется на месте цветков после опыления?

– Как распространяются плоды и семена растений?

– Какое значение это имеет для растений?

– Какие условия нужны для прорастания семян?

– Как развивается растение из семени?

После опроса учащиеся выполняют письменный тест по теме “Размножение и развитие растений”. (Приложение 1)

3. Сообщение темы урока.

Мудрая Черепаха, наша знакомая из 1 класса, принесла нам интересный рассказ. Она просит, чтобы мы помогли ей ответили на вопросы Муравьишки.

Чтение рассказа “ Необыкновенная Ромашка” (Приложение 2)

– Почему Лёка слышит голос цветка, а Стёпа нет?

– Почему Ромашка замолчала?

– Как вы думаете, нужно ли охранять растения?

Тема нашего урока “Охрана растений”.

– А зачем нужно охранять растения? – спрашивает Муравьишка Вопросик.

4. Значение растений для животных и человека.

Без растений не было бы жизни на нашей планете Земля.

– Какое значение имеют растения для животных? (Растения дают кислород, служат убежищем, пищей, лекарством)

– А какое значение имеют растения для человека? ( Человек получает от растений кислород, пищу, лекарства. Использует растения в строительстве, промышленности – ткани, мебель, бумага)

Мудрая Черепаха прожила уже много лет и знает, что человек обижает природу.

– “К сожалению, хозяйственная деятельность человека изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устаивают ферму. Много дикорастущих растений гибнет. Так постепенно человек как бы наступает на природу. Поэтому растения нуждаются в охране”.

5. Работа со знаками “Правила друзей природы”.

– А какие правила должны соблюдать люди, чтобы сохранить растения? – спрашивает Муравьишка Вопросик.

Учащиеся рассказывают о правилах поведения в природе опираясь на знаки и собственный жизненный опыт. (Приложение 3)

– Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов. Будем составлять букеты только из тех растений, которые выращены человеком.

– Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим природе

– В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

– Не будем ломать ветки деревьев и кустарников. Ветки вместе с листьями играют важную роль в питании и дыхании растений.

– Кору дерева повреждать не будем, т.к. через рану вытекает сок, и могут попасть под кору микробы, а дерево потом заболеть и погибнуть.

6. Выступление подготовленных учеников с сообщениями о Кавказском биосферном заповеднике и сочинском “Дендрариуме”.

(Сообщение учащихся с использованием материалов гербария, презентация) (Приложение 4)

Человек уже давно задумался о том, что природу надо охранять. Какие меры для сохранения растений и животных предпринимают сейчас люди?

– Создают заповедники, парки, дендрариумы.

7. Итог урока.

Давайте подведём итог нашего урока. Вспомните, какие правила друзей природы должен соблюдать человек, чтобы спасти планету Земля.

Дети, называя правило, прикрепляют пазл на плакат “Природа”.

Если все люди на Земле будут придерживаться этих правил, то посмотрите, какая замечательная будет природа, а значит и всем будет лучше жить!

Чтобы вы не забывали выполнять эти правила, помогали не нарушать другим, Мудрая черепаха предлагает создать в нашем классе “Общество друзей природы”.

(Выдаются бейджи “Друзья природы МОУ СОШ №5”) И мне хочется верить, что дети из нашего класса будут вести себя достойно.

Источник

Читайте также:  Каким может быть тело природы